Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретико-методологические основы управления некоммерческими организациями: На примере стационарных учреждений социальной защиты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Характеристика стационарных учреждений социальной защиты встречается только в специализированной научной литературе по социологии, медицине, педагогике. Специфике управления вышеуказанными учреждениями уделяется недостаточно внимания. Критерии социально значимого блага, методология оценки его потребления, управленческие аспекты, социально-экономическая и хозяйственная деятельность таких… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы управления системой социально ориентированных учреждений
    • 1. 1. Сущность некоммерческих организаций и их место в условиях современной экономики
    • 1. 2. Организация системы социально ориентированных учреждений в некоммерческом секторе экономики
    • 1. 3. Стационарные учреждения социальной защиты как форма некоммерческих организаций и неотъемлемый элемент системы социальной защиты
    • 1. 4. Социальное управление в стационарном учреждении социальной защиты
  • Глава 2. Направления совершенствования управления в стационарных учреждениях социальной защиты
  • Щ
    • 2. 1. Управление экономическими и социальными ресурсами стационарных учреждений социальной защиты
    • 2. 2. Анализ как необходимое условие совершенствования управления стационарными учреждениями социальной защиты
    • 2. 3. Полнота предоставления и потребления социально значимого блага как основная цель управления в стационарном учреждении социальной защиты
    • 2. 4. Совершенствование структуры управления в стационарном учреждении социальной защиты

Теоретико-методологические основы управления некоммерческими организациями: На примере стационарных учреждений социальной защиты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная экономическая ситуация в России развивается в направлении социально ориентированной рыночной экономики, где гармонично сочетаются и функционируют коммерческие и некоммерческие организации, удовлетворяющие как материальные, так и нематериальные потребности общества.

Гуманизация и социализация процессов являются важнейшими принципами построения здоровой экономики, где главным фактором экономического роста становится человек.

Выделение отраслей социальной сферы в число приоритетных предполагает, помимо материальных, еще и значительные интеллектуальные вложения в виде как научных теоретических основ, так и практических методов управления социально-экономическими процессами в сфере нематериального производства.

Организации социальной сферы в большинстве своем являются некоммерческими. Целью их деятельности является наиболее полное удовлетворение общественных потребностей, а результатом — производство социально значимых благ. Растущая социализация экономикивыделение социальных процессов приоритетным направлением деятельности Правительства РФпристальное внимание к созданию разного рода социально значимых благ для населения страны обусловили актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Характеристика некоммерческих организаций нашла свое законодательное подкрепление с вступлением в силу Гражданского кодекса Российской Федерации в 1994 году, затем, в 1996 году расширено Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Проблемы управления социально-экономическими процессами некоммерческих организаций исследованы недостаточно. Некоммерческие организации не рассматривались отдельно как производители социально значимых благих описание носило обзорный, повествовательный характер.

В трудах зарубежных авторов проанализированы экономические, социальные и хозяйственные характеристики некоммерческих организаций.

Хавингхауст К., Раманатон К., Вейсборг С., Котлер Ф., Саламон JT. рассматривают отдельные аспекты деятельности некоммерческих организаций, но их исследования носят фрагментарный характер.

В трудах отечественных авторов отражены хозяйственные аспекты деятельности некоммерческих организаций. Ахинов Г. А., Юрьева Т. В., Шейман И. М., Якобсон JT. И., Макальская М. JL, Пирожкова Н. А., Шамшурина Н. Г. исследуют современное законодательство, отдельные сферы деятельности некоммерческих организаций, но их трудам присущ узкоспециализированный подход к исследованиям.

Анализ трудов зарубежных и отечественных исследователей позволяет сделать автору вывод, что в экономической литературе не получили полного отражения и изучения проблемы управления некоммерческими организациями в современных условиях.

На примере стационарных учреждений социальной защиты, являющихся формой некоммерческих организаций, автором проведено исследование структуры, методов, принципов и функций управления.

Характеристика стационарных учреждений социальной защиты встречается только в специализированной научной литературе по социологии, медицине, педагогике [48- 50- 53- 57- 63- 64]. Специфике управления вышеуказанными учреждениями уделяется недостаточно внимания. Критерии социально значимого блага, методология оценки его потребления, управленческие аспекты, социально-экономическая и хозяйственная деятельность таких учреждений не нашли должного отражения ни в работах ученых, ни в публикациях экономического характера.

Актуальность проблемы и недостаточная научная разработанность, пробелы в изучении аспектов управления в стационарных учреждениях социальной защиты предопределили выбор темы, цель и задачи настоящего исследования.

Цель и задачи исследования

Целью работы является обоснование теоретико-методологических подходов к управлению некоммерческими организациями на примере стационарных учреждений социальной защиты.

Для достижения поставленной цели в работе намечены для решения следующие задачи:

— раскрыть сущность стационарных учреждений социальной защиты как некоммерческих организаций и обосновать принципы их организации;

— выявить специфику стационарных учреждений социальной защиты как формы некоммерческих организаций, функционирующих в условиях современной экономики;

— провести анализ реального состояния и особенностей управления в стационарных учреждениях на современном этапе;

— обосновать оптимальный размер стационарных учреждений социальной защиты;

— разработать модель обеспечения и потребления социально значимого блага гражданами, проживающими в стационарном учреждении социальной защиты, позволяющую улучшить качество их проживания;

— обосновать подходы к управлению стационарными учреждениями социальной защиты, разработать модель и структуру управления, адекватные современным условиям;

— определить направления совершенствования управления в стационарном учреждении социальной защиты.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления стационарными учреждениями социальной защиты, осуществляющими наряду с социальными функциями комплекс услуг, образующих социально значимое благо.

Объектом исследования являются стационарные учреждения социальной защиты как форма некоммерческих организаций.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологической и теоретической основой диссертационного исследования послужили труды зарубежных и отечественных авторов, характеризующих различные стороны экономической и социальной деятельности некоммерческих организаций, основанные на экономических и социально-психологических методах управления.

В работе применены методы экономического, статистического, сравнительного анализа и моделирования.

В качестве информационно-правовой базы исследования использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации и Саратовской областиматериалы Госкомстата Российской Федерации и Саратовской областилокальная документация стационарных учреждений социальной защитыстатистические материалы, предоставленные Комитетом социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Саратовской области.

Научная новизна работы заключается в следующем.

1. Раскрыта сущность стационарных учреждений социальной защиты как некоммерческих организаций, которая проявляется в оказании отдельной категории граждан (проживающих) комплекса услуг, в совокупности образующих социально значимое благо. Такие учреждения организованы по принципу совмещения общежития и медицинского учреждения.

2. Доказано, что стационарное учреждение социальной защиты: это медико-социальное учреждение, созданное для предоставления комплекса социально значимых услуг: организации условий для постоянного проживания, оказания медицинской и социально-психологической помощи гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию. Такие учреждения являются специфической формой некоммерческих организаций.

3. Доказано, что управление стационарными учреждениями социальной защиты как некоммерческими организациями должно основываться на сочетании интересов государства, учреждения и проживающих граждан.

Проведенный автором анализ позволил выявить, что существующая организация управления является нежизнеспособной в современных условиях, это объясняется применением административных методов воздействия на объект управления и жесткой вертикальной подчиненностью.

4. Обоснован размер стационарного учреждения социальной защиты по показателю количества проживающих в учреждении.

5. Разработана матричная модель обеспечения и потребления социально значимого блага проживающими гражданами в стационарном учреждении социальной защиты, позволяющая определить фактическую обеспеченность социально значимым благом в результате сопоставления оптимальных и фактических показателей. Матричная модель обосновывает необходимость повышения качества жизни граждан, проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты.

6. Предложена модель управления стационарным учреждением социальной защиты, адекватная внешней среде, и функциональная структура управления, в которой за функциональными руководителями закреплены определенные социальные блоки, в совокупности образующие социально значимое благо для граждан, проживающих в стационарном учреждении социальной защиты. Компонентами социально значимого блага являются лечение проживающих, организация их бытовых условий и проведение досуга. Данная структура управления, в отличие от линейной, позволяет наиболее полно реализовать поставленную цель стационарному учреждению социальной защиты как некоммерческой организации.

7. Предложен алгоритм подготовки и принятия управленческих решений в стационарном учреждении социальной защиты как хозяйствующем субъекте, имеющем социальную направленность при участии государства как учредителя.

8. Предложены направления совершенствования управления стационарным учреждением социальной защиты как некоммерческой организацией. Такими направлениями являются: необходимость расчета плановых показателей социально-экономической деятельности учреждения исходя из контингентарасширение хозяйственной самостоятельности руководителя, в том числе по расходованию и размещению финансовых и материальных средствпредоставление возможности развития подсобных хозяйств с правом реализации излишков произведенной продукции или бартерного обменапривлечение частного капитала для улучшения качества жизни проживающих.

Теоретическая и практическая значимость работы. В исследовании выявлены пути дальнейшего развития такой формы некоммерческих организаций как стационарные учреждения социальной защиты с учетом современных рыночных условий и оказания полного комплекса услуг социального характера.

Основные положения диссертационного исследования вносят вклад в развитие теоретических основ и методологии управления социально ориентированными системами с позиции новых, предложенных в работе подходов в управлении организацией.

Положения диссертационного исследования могут быть применены государственными органами и руководителями стационарных учреждений социальной защиты.

Разработанные рекомендации могут быть применены в социально ориентированных системах, где находит место применение совокупность услуг, образующих социально значимое благо для определенного круга потребителей.

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, докладывались на научно-практических конференциях Поволжского кооперативного института Центросоюза Российской Федерации: «Социально-экономические аспекты развития России: история и современность» (ПКИ ЦС РФ, Энгельс, ноябрь 2003) — «Россия в XXI веке: актуальные проблемы развития экономики и социально-правовой сферы» (ПКИ ЦС РФ, Энгельс, февраль 2004) — «Научный потенциал инновационной деятельности потребительской кооперации» (ПКИ ЦС РФ, Энгельс, май 2005).

По теме диссертации опубликовано 4 работы общим объемом 4,2 п.л.

Структура работы. Название работы и логика исследования определили структуру и содержание диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, четырех приложений. Содержание работы изложено на 146 листах машинописного текста.

Эти выводы свидетельствуют о невозможности обобщения большинства показателей, несопоставимости многих данных.

В сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов не содержится понятия «полное государственное обеспечение».

Государство не имеет возможности полностью финансировать содержание и услуги, предоставляемые указанным гражданам стационарными учреждениями социального обслуживания.

Информация о финансировании стационарных учреждений социальной защиты, за периоды 2003 и 2004 годы отражена в таблице 2.3.

Заключение

.

Процесс реформирования экономики в нашей стране затронул все отрасли народного хозяйства и человеческой жизнедеятельности. Стало очевидно, что методы управления, действовавшие в недалеком прошлом, неприменимы и появилась необходимость их совершенствования, корректировки и коренных изменений в деятельности организаций и предприятий.

Жизнеспособный механизм управления стационарными учреждениями социальной защиты должен иметь принципиально иной подход, выраженный в * отказе от социальной политики, основанной на распределении, и найти свое отражение в производстве социально значимого блага для отдельной категории граждан — потребителей этого блага.

Остаточный принцип распределения неуместен в условиях формирующейся экономики России, имеющей социальную ориентацию.

Социальная ориентация некоммерческих организаций в современных рыночных условиях оказывает положительное влияние на развитие и •Щ' функционирование общества, развитие и ход экономических процессов.

Существование и рост числа таких организаций обусловлен потребностями в них обществом. В полной мере это относится к стационарным учреждениям социальной защиты, ставших базой для проведения исследований в настоящей работе.

В ходе исследования доказана необходимость их существования и развития.

Некоммерческие организации, в том числе и стационарные учреждения социальной защиты, являются производителями социально значимых благ, потребляемых обществом. Осуществляя свою деятельность в условиях сформировавшегося рынка, они претерпевают много трудностейв их деятельности много недостатков, требующих корректировки. Существует также много пробелов, которые должны быть восполнены научными и практическими разработками в области различных наук — юридической, экономической и др.

Рассматривая стационарные учреждения социальной защиты как одну из форм некоммерческих организаций, существующих как неотъемлемый элемент системы социальной защиты населения в России, исследуя их с экономической точки зрения, особое внимание в данной работе уделено изучению существующей системы управления и разработке практически применимых теоретико-методологических основ управления, адекватных современным рыночным условиям.

По нашему мнению, формулируя теоретико-методологические подходы к управлению в стационарном учреждении социальной защиты, можно опираться на понятие социального управления, то есть такое управление, которое ориентировано не на традиционный экономический эффект «снижение затрат, увеличение прибыли», а на достижение социального эффекта. В данном случае социальный эффект от улучшения всех сторон деятельности исследуемых учреждений выражается в повышении качества оказываемых им услуг, потребителями которых являются прежде всего граждане, проживающие в учреждениях — престарелые и инвалиды.

В стационарных учреждениях социальной защиты совокупность производимых услуг образует социально значимое благо, составными элементами которого являются социальные и экономические ресурсы учреждения. Результат потребления социально значимого блага выражается в дополнительных годах «качественной жизни».

В работе сформулированы авторские определения вышеперечисленной терминологииприведены критерии классификации некоммерческих организаций, стационарных учреждений социальной защитыопределены социальные и экономические ресурсы, необходимые для предоставления и потребления полноценного социально значимого блага в учреждении.

В рамках теоретического исследования проведен обзор зарубежной и отечественной литературы, законодательных актов, статистической отчетности.

Проведен анализ по следующим направлениям:

• исторический, социологический, психологический, медицинский, педагогический аспекты вопроса, отражающие особенности помещения граждан в стационарные учреждения социальной защиты, принципы организации их быта, лечения и досуга. Исследованы условия проживания, состав и структура контингента на примере системы стационарных учреждений социальной защиты Саратовской области;

• экономическая сторона исследования раскрывает такие вопросы, как формирование и использование трудовых ресурсовсостояние и укрепление материально-технической базы учрежденийсистему финансированиястоимость текущего содержанияпорядок оплаты услугспецифику управления в стационарных учреждениях социальной защиты.

Предложены основные направления совершенствования управления в стационарном учреждении социальной защиты:

1. Расчет плановых показателей социально-экономической деятельности учреждения необходимо исчислять исходя из контингента согласно «личной социальной карты проживающего», в которой учитывается пол, возраст, наличие заболеваний, образование, увлечения, исходя из чего исчисляются нормативы в соответствии с потребностями гражданина в продуктах питаниямедицинских препаратах и лекарственных средствах, предметах для проведения досуга и его организации, непродовольственных товарах.

2. Расширение хозяйственной самостоятельности руководителя учреждения в формировании ассортимента необходимых продуктах, инвентаре, товарах, услугах социально-бытового характеравыборе их поставщиков.

3. Предоставление максимальной самостоятельности в расходовании и размещении финансовых и материальных средств является необходимым условием достижения положительных экономических результатов, улучшающих социальную эффективность учреждения. отклонения, увеличивается количество пожилых людей, нуждающихся в комплексном лечении и постоянном присмотре.

По нашему мнению, необходимо рассмотреть сначала экономико-правовую сущность учреждения как организационно-правовой формы, а затем перейти к специфике стационарных учреждений социальной защиты.

Гражданский Кодекс РФ определяет понятие учреждения как организации созданной собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемой им полностью или частично.

Учреждения создаются для определенной деятельности некоммерческого характера собственником имущества, или совместно несколькими собственниками.

Круг лиц, обладающих правом создавать учреждения, ограничен. Так, благотворительное учреждение может быть создано только благотворительной организациейобщественное учреждение — гражданами и юридическими лицами, являющимися членами общественных объединенийдуховное религиозное учреждение (академия, семинария, медресе, ешибот и др.) — только религиозным объединением, обладающим правами юридического лица.

Учредительным документом учреждения, как правило, является устав, утверждаемый собственником (при совместном учредительстве — всеми собственниками).

В уставе содержатся сведения о наименовании и месте нахождения учреждения, предмете и целях деятельности, порядке управления, источниках формирования имущества и иные, не противоречащие законодательству положения.

Изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления — собственника, по представлению руководителя.

Учреждения можно классифицировать по следующим критериям (рис. 1.4).

4. Развитие подсобных хозяйства при предусмотренном их финансированиитрудовая терапия в рамках подсобных хозяйств является составной частью лечения проживающих — лечение трудом.

5. Предоставление возможности для реализации излишков произведенной продукции с целью получения денежных средств или для бартерного обмена.

6. Объединение (укрупнение) учреждений до оптимального размера, обоснованного показателем количества проживающих. Такое объединение поможет решить такие проблемы, как дефицит кадров, снижение уровня смертности, полноценное обеспечение условиями для необходимого медико-социального обслуживания. Государству экономически целесообразно содержать учреждения, рассчитанные от ста до двухсот койко-мест.

7. При размещении граждан в стационарные учреждения социальной защиты следует учитывать половозрастной состав проживающих.

8. Для целей улучшения качества жизни проживающих в стационарном учреждении социальной защиты необходимо привлечение частного капитала.

Следует привлекать коммерческие предприятия для организации частных подведомственных стационарных учреждений социальной защиты. В наибольшей степени это относится к крупным предприятиям, имеющим более тысячи работников. Ежегодно с таких предприятий на пенсию уходят примерно 1% работников, часть из которых нуждается в стационарном социальном обслуживании.

Предприятиям, имеющим незначительную численность работников, следует направлять определенную долю отчислений от прибыли на содержание стационарных учреждений социальной защиты, где проживают бывшие работники данного предприятия.

Новое направление в социальной политики предприятия даст возможность пользоваться налоговыми льготами, получить признание общественности и действовать согласно социальной ориентации экономики, внедряемой политикой государства.

Все вышеперечисленные предложения обоснованы в работе с экономической и социальной точки зрения, являются практически применимыми в условиях современной экономики. С учетом корректировки могут быть использованы в других организациях, имеющих социальную направленность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ от 25.12.93 г. // РГ 1993. № 237.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации 4.1. от 05. 12. 1994 г. // СЗ РФ.1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07. 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
  4. ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
  5. ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. //
  6. СЗ РФ. 2001. № 33 (часть 1) Ст. 3430.
  7. ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской
  8. Федерации» от 10. 12. 1995 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.
  9. ФЗ РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста иинвалидов» от 02. 08. 1995 г. № 122-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3198.
  10. ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. // СЗ РФ. 15.01.1996 г. № 3. Ст. 4 150.
  11. Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 г. № 338 «О развитии сети ^ специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов» // СЗ РФ.2404.1995 г. № 17. Ст. 1544.
  12. В. А., Лебедева Н. Н. Методологические подходы к определению экономической эффективности и расходов на проведениепрофилактических мероприятий. М.: Центр медицинских исследований
  13. Университета Осло в Москве, ММА им. И. М. Сеченова, ВОЗ, 1997.
  14. Г. А. Экономические основы социальной политики государства в условиях переходной экономики России. М.: Экономический факультет МГУ- ТЕИС, 1998.
  15. Г. А. Социальные аспекты регулирования экономики. М.: Экономический факультет МГУ- ТЕИС, 2002.
  16. Г. А. Основы экономики социальной сферы: Курс лекций. М.:
  17. Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003.
  18. А. Об изучении экономических отношений в непроизводственной сфере // Экономические науки. 1990, № 12.
  19. С. В., Вобленко Н. А., Говренкова Т. М., Гурвичев А. А. Система власти в государстве подвергается изменениям вслед за изменениями собственности в рыночных отношений // ЭЖ Русь. 1994, 6−12 окт.
  20. Т. Т. Экономические отношения субъектов хозяйствования. СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1992.
  21. М. Политика социальных расходов в современной России // Вопросы экономики. 1996, № 10.
  22. В. С. Составление и исполнение финансовых смет по госбюджету. М.: Финансовое изд-во НКФ СССР, 1926.
  23. Е. В. Эффективность социально-культурного комплекса. М.: Изд-во МГУ, 1989.
  24. В. Т. Основы менеджмента и управленческой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1992.
  25. Е. Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: Изд. МГУ, 1992.
  26. Е. Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  27. С. В. Источники финансирования деятельности бюджетных ^ учреждений / БиНО: Бюджетные учреждения. 2001, № 9.
  28. В. Н. Патрушев В. И. Инновационные технологии государственного и муниципального управления. М., 2001.
  29. В. Н., Иванов А. В., Доронин А. О. Управленческая парадигма XXI века. М., 2002.
  30. В., Гайдук Н. Оздоровление социальной сферы определяющий фактор экономического роста // Экономист. 2001, № 8.
  31. Ф. Н. Экономический анализ и планирование деятельности медицинских учреждений // Приложение к журналу «Здравоохранение». М.: МЦФЭР, 1999.
  32. М., Гриффин К., Джонстон Т., МакЛэхлен М., Сукэт А., Уэгстафф А., Язбек А. Здоровье, питание и население. Вашингтон: Всемирный банк, 2000.
  33. В. Е. Непроизводственная сфера: вопросы теории. Киев: Наукова думка, 1979.
  34. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере // Под ред. Шеймана И. М., Якобсона JI. И. М.: Наука, 1995.
  35. Н.А., Поляков И. В. Научное обоснование методологии прогнозирования ресурсного обеспечения здравоохранения России (история и современность). М.: Федеральный фонд ОМС, 1998.
  36. А., Хендшейль Й. Данные о бедности и ситема измерения. Вашингтон: Всемирный банк, 2000.
  37. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело, 1993.
  38. М. Л., Пирожкова Н. А. Некоммерческие организации в России: Создание, права, налоги, учет, отчетность. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и сервис, 2000.
  39. Межбюджетные отношения / Сост. Ю. В. Кириллов. Обинск, 1998.
  40. Менеджмент в системе обязательного медицинского страхования и здравоохранения / Учебно-метод. Пособие / Под ред. Таранова А. М., Кравченко Н. А. М.: Федеральный фонд ОМС, 1999.
  41. Муниципальный мир. 2002. № 1 и др.
  42. Н. Г. Принципы экономике. 2-изд., сокращ. СПб.: Питер, 2000.
  43. С. С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  44. В. А., Гиляревский С. Р. Проблемы изучения качества жизни в современной медицине. М.: 1992.
  45. Основные показатели социально-экономического положения муниципальных образований Саратовской области. Саратов: Госкомстат России, 2004.
  46. Оценка экономической эффективности новых способов профилактики, диагностики, лечения и медико-социальной реабилитации. М: 1987.
  47. Д. И. Непроизводственная сфера: Эффективность и стимулирование. М.: Мысль, 1973.
  48. Правовой статус некоммерческих организаций в России: Практическое пособие. М.: АИА-Принт, 1995.
  49. Проблемы социального быта и социальной работы в условиях перехода к рынку: Материалы Международной конференции / Под ред. Павленко П. Д. М.: ГАСБУ, 1994
  50. Решетников А. В Процессное управление в социальной сфере. М: 2001.
  51. Е. Е. Стратегия преодоления бедности. / Е. Е. Румянцева. Минск.: Армита-Маркетинг- Менеджмент, 2001.
  52. В. М. Социальная сфера: проблемы планирования. М.: Экономика, 1989.
  53. А. Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник. М.: Форум- ИНФРА-М, 2003.
  54. С. Г., Ряженов В. В Характерные черты постарения населения и современные геронтотехнологии // Здравоохранение, 2003. № 4.
  55. Свеницкий A. J1. Социальная психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.
  56. В. Ю. Деятельность стационара в условиях второго этапа эксперимента по интенсификации использования коечного фонда // Советское здравоохранение, 1989. № 4.
  57. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е. И. Холостовой. М.: Юрист, 2000.
  58. А. Исследования о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. Кн. 1, 2. М.: Эконом, 1993.
  59. Социальная политика государства. М.: Луч, 1997.
  60. Социальная сфера в условиях перехода к рынку / Бабич А. М., Жильцов Е. Н., Егоров Е. Н.- Под ред. Жильцова М.: Изд. РАРС. 1993.
  61. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом / Сост. Панов А. М. М.: 1994.
  62. Социальные реформы в странах с переходной экономикой / Под ред. Кадомцевой С. В. М.: ИЭМ/МГУ, ИКЦ ДИС, 1997.
  63. Социальное управление: теория и методология: Учеб. пособ. / Гладышев А. Г., Иванов В. И. и др.- Под общ. ред. Иванова В. И Акад. наук социал. технологий и мест, самоуправления. М.: Муниципальный мир, 2004. Ч. 1.
  64. Справочник по психиатрии / Под ред. Снежневского А. В. 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Медицина, 1985.
  65. Тамбовцев В. JL Государство и переходная экономика: Пределы управляемости. М.: МГУ, 1997.
  66. В. Ф., Ситников П. И. Управление эффективностью услуг. Развитие общественного и частного предпринимательства. М.: Московский рабочий, 1991.
  67. Учредительные документы некоммерческих организаций. М.: Юринформ-центр, 2000.
  68. Ю. В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства: Учебник. М.: Дело, 2000.
  69. А., Холмс М., Кругман Дж., Уизерс К. Государственные расходы на сокращение бедности. Вашингтон: Всемирный банк, 2000.
  70. Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. Учебное пособие. — 2-изд. М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2003.
  71. Н. Г. Экономика лечебно-профилактического учреждения. М.: МЦФЭР, 2001.
  72. Н. Г., Самодин В. И. Показатели эффективности коммерческой деятельности учреждений здравоохранения // Здравоохранение, 1997. № 7.
  73. Н. Г., Танковский В. Э., Алексеева В. М. Экономические интересы лечебно-профилактических учреждений и пациента // Экономика здравоохранении, 1997. № 12.
  74. Н. Г., Самодин В. И. Подразделения ЛПУ и основные показатели их лечебно-хозяйственной деятельности: методика расчета // Здравоохранение, 1998. № 9.
  75. Г. В. Теория социального управления. Киев, 1996.
  76. Экономика: Учебник / Землянухина С. Г., Мраморнова О. В., Пахомова А. В. и др.- Под общ. ред. Землянухиной С. Г. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т., 2000.
  77. Экономические отношения в социально-культурной сфере / Под ред. Рыбакова Ф. Ф. СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1992.
  78. Т. В. Экономика некоммерческих организаций: Учеб. пособие. М.: Юристь, 2002.
  79. Т. В. Некоммерческие организации: экономика и управление: Учеб. пособие для вузов. М.: РДЛ, 1998.
  80. Т. В. Социальная экономика : Учебник для вузов. М.: Дрофа, 2001.
  81. Якобсон JL И. Экономика общественного сектора: основы теории государственных финансов: Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1996.
  82. JI. И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М.: Экономика, 1991.
  83. Р. С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  84. Eastaugh S. R. Medical economics and health finance. Boston (Mass) Anburn House publ. со., 1981.
  85. Havinghurst С. C. Deregulating of the health care industry: Planning for competition. Camdridge (Mass): Ballinger pub. со., 1982.
  86. Kotler P. Marketing For non-profit Organization. Stuttgart, 1978 .
  87. Ramanathan К. V. Management control in nonprofit organizations. N. Y. Etc.: Waley, 1982.
  88. The economics of nonprofit institutions: Studies in structure a. Policy. N. Y. — Oxford: Oxford univ. press, 1986.
  89. Weisbrod S. A Special issue The commercialism dilemma of the nonprofit sector // J. of police analysis f management. N. Y., 1998. Vol. 17. № 2.
  90. Weisbrod S. A. The nonprofit economy. N. Y.- 1988.
Заполнить форму текущей работой