Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы стратегического управления предприятиями в современных условиях и пути их решения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных рыночных условиях руководители хозсубъектов вынуждены приспосабливать свою экономическую деятельность к требованиям покупателей не только за счет качественных изменений структуры и методов управления, но и за счет постановки и достижения оперативных и стратегических целей, направленных на обеспечение будущего экономического потенциала и социальных гарантий персоналу. Главное… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Современные условия функционирования предприятий
    • 1. 1. Сущность, цели и задачи стратегического управления предприятиями
      • 1. 2. 0. собенности и проблемы функционирования предприятий в современных условиях
    • 1. 3. Формирование конкурентоспособности товаров и фирм в современных условиях
  • 2. Рыночная концепция стратегического управления промышленными предприятиями
    • 2. 1. Основные принципы и инструменты стратегического управления предприятиями
    • 2. 2. Рыночные методы стратегического управления предприятиями
    • 2. 3. Реорганизация основных сфер стратегической деятельности предприятий
  • 3. Пути повышения эффективности стратегического управления промышленными предприятиями
    • 3. 1. Стратегии изменения качественных характеристик российского менеджмента
    • 3. 2. Современные стратегии экономического роста предприятия
    • 3. 3. Способы решения экономических проблем предприятий

Проблемы стратегического управления предприятиями в современных условиях и пути их решения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Рыночные преобразования, связанные со сменой форм собственности, существенно изменили внешнее окружение предприятий, внутрифирменные оргструктуры управления потребовали другой культуры производства и структуры власти, иного кругозора руководителей, новых принципов построения различных типов управленческих структур в зависимости от масштабов производства и видов деятельности, целей и задач собственника, который определяет курс деятельности предприятия. В рыночных условиях предприятие образует единство со своей внешней средой, а результаты его деятельности представляют собой совокупность сложных и малопредсказуемых воздействий различных элементов экономической системы.

В зависимости от требований внешней среды типы поведенческих ориентаций предприятий могут существенно отличаться друг от друга и под каждый тип поведения проектируется соответствующая формальная структура управления, то есть необходимая организационно-правовая форма, имеющая своей целью поддержание предприятия и ее ориентацию.

В современных рыночных условиях руководители хозсубъектов вынуждены приспосабливать свою экономическую деятельность к требованиям покупателей не только за счет качественных изменений структуры и методов управления, но и за счет постановки и достижения оперативных и стратегических целей, направленных на обеспечение будущего экономического потенциала и социальных гарантий персоналу. Главное внимание в решении производственных проблем стало уделяться политике экономического роста, издержкам производства и ценам, выбору эффективных стратегий будущего развития предприятий и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции. То есть, рынок потребовал от хозсубъекта новых подходов к решению трудовых, производственно-хозяйственных и инвестиционных проблем и заставил руководителей: изменить многие устаревшие теоретические представления, которые перестали соответствовать современным реалиям, хотя еще сохраняется в науке и массовом общественном сознанииразрабатывать новые концепции развития бизнесаосуществлять многовариантные плановые расчеты, учитывающие все многообразие внешних и внутренних факторовискать новые пути решения производственно-сбытовых проблем.

Решению этих и многих других проблем стратегического управления бизнесом посвящено много работ отечественных и зарубежных ученых: Л. И. Абалкина, Ю. П. Анисимова, И. Ансоффа, A.M. Букреева, В. М. Баутина, И. П. Богомоловой, В. П. Воронина, А. У. Панина, Дж. Речмена, П. Самуэльсона, Э. А. Уткина, А. И. Хорева, Л. И. Чурикова, А. Ф. Шишкина и др.

Несмотря на важность выполненных исследований, многие аспекты стратегического управления бизнесом остались нерешенными. Это касается прежде всего: определения стратегических целей и задач кооперирования интегрирования хозсубъектов в условиях системного кризиса перерабатывающих и промышленных предприятий и оценки их роли в преодолении кризисно-депрессивных явленийрешения проблем управленческой компетентности высшего руководства фирмобоснование стратегий экономического роста предприятий и принципов реорганизации основных сфер деятельности предприятийпоиска путей выхода хозсубъектов из кризисного состояния. Нерешенность указанных проблем определяет актуальность темы диссертации. Ее значимость для науки и практики состоит в развитии теоретических положений стратегического управления бизнесом и методов защиты их экономических интересов от внутрифирменных и внешних угроз с целью обеспечения устойчивого развития хозсубъектов в долгосрочном периоде.

Диссертация выполнена в соответствии с одним из основных направлений научных исследований ВГТА «Экономика и обеспечение устойчивого развития хозяйственных структур».

Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является развитие теоретических и методологических положений и разработка практических рекомендаций в области стратегического управления предприятиями на основе создания и поддержания конкурентоспособного преимущества товаров и фирмы, направленного на полное удовлетворение спроса, получение ожидаемой прибыли хозсубъектом и обеспечение экономической выгоды покупателям в текущей и долгосрочной перспективе, повышение качества и стандартов жизни потребителей продукции.

Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

— дать научное определение системы стратегического управления предприятиями, показать специфику управления производственно-коммерческой деятельностью предприятий, представляющую собой высшую степень интеллектуальной работы руководителей и персонала фирмы;

— показать особенности и проблемы функционирования бизнеса в рыночных условиях, выявить закономерности и тенденции его развития, обратив особое внимание на качественные изменения его форм и функций в современных условиях;

— разработать концепцию формирования конкурентоспособности товаров и фирмы в современных условиях, опирающуюся на современную доктрину управленияисследовать основные принципы и инструменты стратегического управления предприятием, установить их место и значение в деятельности фирмы и стабилизации ее экономического положения;

— выявить и предложить наиболее эффективные методы и инструменты стратегического управления предприятиями и их влияние на работу бизнеса с целью выбора альтернативных вариантов его будущего развития;

— внедрить в практику более совершенные методы организации основных сфер стратегической деятельности предприятий, нацеленные на более эффективное использование производственного потенциала фирм;

— раскрыть процесс формирования и становления российского менеджмента, характер изменения его качественных характеристик и определить тенденции его будущего развития;

— сформировать стратегии экономического роста фирм и выбрать наиболее эффективные стратегии для отдельных отраслей бизнеса, обеспечивающее будущее процветание предприятия;

— обобщить опыт и показать предпринимателям технологию успеха и предложить способы решения экономических проблем, основанные на современных методах анализа деятельности предприятий и современных теоретических представлениях развития бизнеса.

Достижение поставленной цели в ходе работы над диссертацией позволяет автору считать исследование законченной работой.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются экономические и организационные отношения, возникающие внутри фирм и между участниками рыночных отношений, а также совокупность теоретических, методологических и практических проблем деятельности предприятий и систем принятия стратегических решений в рамках реализации концепции стратегического управления бизнесом.

Объектом исследования явились промышленные предприятия различных организационно-правовых форм собственности Воронежской области.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых специалистов по проблемам стратегического управления бизнесом, нормативно-правовые акты РФ и методические разработки органов государственного управления.

Информационной базой исследования стали официальные данные Госкомстата РФ, отчеты предприятий, материалы отраслевых совещаний и конференций.

Методологической основой послужили общенаучные принципы системного подхода. В ходе подготовки диссертационной работы использовались аналитические, графические и матричные методы, а также компьютерные технологии обработки информации. Широко использовались методы экспертных оценок, эмпирические и расчетные данные, полученные в результате коммерческих исследований.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— в отличие от существующих научных подходов по новому раскрыты сущность стратегического управления бизнесом, направленная на: полное удовлетворение спроса, получение ожидаемой прибыли предприятиемобеспечение экономической выгоды покупателями в текущем и долгосрочном периодахповышение качества и стандартов жизни своего персонала и общества;

— проанализированы особенности и проблемы функционирования бизнеса в российских условиях, решение которых позволяет перейти в качественно иное экономическое и технологическое состояние хозсубъектов и обеспечить будущее процветание предприятия;

— предложена новая трактовка конкурентоспособности товаров и фирмы, включающая в себя борьбу за наиболее благоприятные и выгодные условия производства и сбыта своей продукции, то есть борьбу за все, что сулит успех;

— разработаны основные принципы и методы стратегического управления предприятием, отличительной особенностью которых является использование специфических инструментов оценки эффективности принимаемых решений и побудительных мотивов, определяющих поведение фирм на конкурентных рынках и их экономическую политику;

— сформулирована концепция реорганизации основных сфер стратегической деятельности предприятий, особенностью которой является комплексное преобразование фирм для обеспечения их конкурентоспособности в новых условиях деятельности, то есть превращения их в предприятия рыночного типа;

— раскрыта роль и значение современных стратегий экономического роста и будущего успеха предприятий, отличительной чертой которых является ориентация на инвестиции, инновации, дифференциацию производства и формирование самостоятельных бизнес единиц;

— намечены пути решения экономических проблем развития предприятий, особенностью которых является учет специфики развития отрасли, внешней и внутренней ситуации и государственной политики в конкретных областях деятельности предприятий.

Практическая значимость работы. Использование разработанных автором научно-методических положений и рекомендаций, обобщение опыта и исследование практических проблем позволит улучшить организацию управления на предприятиях, обосновать стратегию экономического роста и разработать организационно-экономические механизмы решения проблем будущего развития предприятий. Практическое значение имеют научно-прикладные разработки, в которых содержатся: основные принципы и инструменты стратегического управления предприятиямиспособы реорганизации основных сфер стратегической деятельности предприятийсовременные стратегии экономического роста хозсубъектовпути решения экономических проблем предприятий.

Применение этих методов и приемов позволяет наметить пути выхода предприятий из тяжелого финансового положения в зависимости от тенденций изменения внешней среды с учетом внутренних возможностей развития предприятия.

Апробация и реализация результатов исследования. Теоретические и практические положения диссертации докладывались на региональных совещаниях (г. Воронеж — 1997;1998 г. г.), на межвузовских и вузовских сессиях (г. Воронеж -2001;2002 г.). Наиболее важные выводы и предложения автора нашли отражение в рекомендациях конференций. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на расширенном заседании кафедры «Экономики и менеджмента» ВГТА.

Рекомендации автора и разработанные методические положения по управлению стратегической деятельностью фирм нашли практическое применение работе ряда промышленных и перерабатывающих предприятий Воронежской области (ОАО «Лискисахар», ОАО «ВЗР», ОАО «Завод — Эталон» и др.), что позволило стабилизировать их финансовое положение и получить значительный экономический эффект.

Результаты исследований внедрены в учебный процесс и используются при подготовке специалистов ВГТА и Российского государственного торгово-экономического университета (Воронежский филиал) по специальностям.

601 400 «Коммерция» и 61 100 «Менеджмент», что подтверждено соответствующими справками о внедрении.

Публикации, По теме диссертации опубликовано 14 научных работ, общим объемом 5.9 п.л. Работы опубликованы в международном сборнике научных трудов, в межвузовских сборниках научных трудов ВГТА, ВГУ и МГУК.

На защиту выносятся следующие положения, имеющие новизну и практическое значение:

— теоретические положения, раскрывающие сущность, цели и задачи стратегического управления предприятием, особенности и проблемы функционирования предприятия в рыночных условиях;

— новое научное определение конкурентоспособности товара и фирмы в современных условиях, стратегия которой ориентирована на удовлетворение любых потребностей покупателей лучше конкурентов;

— рыночная концепция стратегического управления предприятием, учитывающая условия и особенности внешней и внутренней среды фирмы и современные методы экономического анализа деятельности фирм;

— принципы реорганизации ключевых сфер деятельности бизнеса, представляющие собой комплексное преобразование предприятия для обеспечения его конкурентоспособности в новых условиях деятельности;

— концептуальные стратегии управления бизнесом, позволяющие превращать знания, опыт и талант руководителей предприятий в реальный ожидаемый результат путем изменения поведения персонала фирмы через соответствующие инструменты воздействия;

— современные стратегии экономического роста предприятий, ориентированные на инвестиционно-инновационную деятельность, дифференциацию производства и капитала, формирование самостоятельных бизнес единиц, изменение способов управления предприятием;

— способы решения экономических проблем сельскохозяйственных и промышленных предприятий, работающих в нестабильных условиях рыночной среды.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов и заключения общим объемом 218 страниц, списка использованной литературы, насчитывающего 157 наименований, содержит 24 рисунка, 28 таблиц и приложения.

Выводы и предложения, вытекающие из проведенного исследования, заключаются в следующем:

1. Определены цели и задачи стратегического управления бизнесом, которые диктуются изменением условий внешней и внутренней средыдано научное определение системы управления предприятием как совокупности элементов, а не набора разрозненных компонентовпоказана специфика управления производственно-коммерческой деятельности предприятия, ориентированная на формирование будущего потенциала и обеспечение устойчивого развития хозсубъекта в перспективном периоде, базирующихся на: высокой производительности труда и его справедливой оплатев освоении новых технологий производствавысоком качестве продукции и ее сервисном обслуживанииновых методах маркетинга и экономического анализа деятельности предприятия.

2. Вскрыты особенности и проблемы функционирования бизнеса в современных условиях, выявлены основные тенденции его развития, показаны ключевые факторы успешной деятельности предприятий, в основе которых лежат: качественные изменения форм и функций хозяйствующих субъектов, отмена устаревши теоретических представлений и слом существующих систем производственных отношений, новые подходы к решению трудовых проблем и качеству труда, существенное изменение инвестиционной деятельности и реорганизация оргструктур управления, нацеленных на повышение конкурентоспособности и будущее процветание фирм.

3. Предложена концепция формирования и поддержания конкурентных преимуществ товара и фирмы, опирающаяся на современную доктрину управления. Показано, что конкурентоспособность фирмы является порождением конкуренции, то есть борьбы за все, что сулит успех. Под конкурентоспособностью фирмы в работе понимается способность и желание фирмы удовлетворить любые потребности покупателей лучше конкурентов. Она предполагает наличие ключевых преимуществ товаров перед конкурентами, а ее философией является разработка эффективных товарных стратегий, обеспечивающих достижение европейских и мировых стандартов качества. В работе раскрыта роль и значение конкурентоспособности товаров и фирмы и ее влияние на характер формирования конкурентной среды в условиях неопределенности.

4. Исследованы основные принципы и инструменты стратегического управления предприятием, включающим в себя набор общепринятых положений этического ведения бизнеса, маркетинговые методы исследования внешней и внутренней среды, стратегическое прогнозирование стратегического управления конкурентным преимуществами товаров и фирмы, будущего развития событий и планирования внутрифирменного развития, проанализированы главные факторы успешной деятельности фирм на рынке, установлены их место и значение в деятельности предприятий и стабилизации их экономического положения.

5. Выявлены и предложены наиболее эффективные методы стратегического управления предприятиями и оценки принимаемых управленческих решений по важнейшим элементам производственно-коммерческой деятельности хозсубъектов. Предложен комплекс аналитических, графических и матричных методов анализа деятельности предприятий, описана и сформулирована система нормативов, разработаны требования к критериям и показано их влияние на работу бизнеса с целью выбора альтернативных вариантов его будущего развития и обеспечения эффективной деятельности в перспективном периоде.

6. Разработаны и внедрены в практику более совершенные методы реструктуризации основных сфер стратегической деятельности предприятий, нацеленные на более эффективное использование производственного потенциала фирм и формирование их экономической политики. Показано, что реорганизация ключевых сфер деятельности бизнеса представляет собой комплексные преобразования фирм для обеспечения их конкурентоспособности в новых условиях деятельности, как процесс превращения любого хозсубъекта в предприятие рыночного типа. Установлено, что в основе реструктуризации лежит раздельный учет затрат и доходов по бизнес единицам, товарным группам, инвестиционным проектам и сегментам рынка.

7.Раскрыт процесс формирования и становления российского менеджмента, характер изменения его качественных характеристик и представлены тенденции его будущего развития. Показано, что с точки зрения теории управления, современная деловая фирма представляет собой организацию по принятию и реализации различных производственно-коммерческих решений, являющихся по сути дела основным предметом экономического исследования деятельности любой фирмы. Предметом труда менеджеров (администраторов или владельцев бизнеса) является не только разработка и реализация управленческих решений, воздействующих на объект управления, но и итоговый результат деятельности системы. То есть, сутью и содержанием управленческой деятельности является превращение знаний и таланта руководителей в реальный ожидаемый результатобеспечение непрерывного процесса воспроизводства и развития системы управленияпревращение неорганизованной рабочей силы в эффективную производственную силу.

8.0пределен наиболее эффективный набор возможных стратегий развития и экономического роста предприятий, обеспечивающих будущее процветание фирм, найдены соответствующие механизмы и критерии выбора наилучших направлений деятельности и активизации работ предприятий, рассмотрены возможные альтернативы по оценке риска потерь ресурсов и появления новых возможностей успеха от непредвиденных изменений условий предпринимательской деятельности, ориентированных на инвестиционно-инновационную деятельность, интеграцию и дифференциацию производства и капитала, формирование самостоятельных бизнес-единиц в рамках интегрированных структур.

9. На конкретном примере развития предприятий АПК Воронежской области показана предпринимателям технология достижения успеха и предложены меры по стратегической защите бизнеса от угроз внешней и внутренне среды. Разработана и научно обоснована интеграционная модель взаимодействия сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий за счет их реструктуризации и выбора экономически обоснованных стратегий их деятельности. Намечены подходы и способы решения экономических задач предприятий свеклосахарного комплекса и предложены пути выхода их из кризисного состояния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. и др. Курс переходной экономики. -М. :Финстатинформ, 1997.-632с.
  2. В.В. и др. Управление, планирование, экономика. Науч.-технич. сборник.-Центр.науч.-технич. инф. «Поиск». Серия У1. Выпуск 2.-М.: 1989.- 67с.
  3. Н.И., Комков Н. И. Моделирование организации и управления решением научно-технических проблем. М.: Наука, 1988. -216с.
  4. Альтшуллер Г. С и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии. Кишинев: «Картя Молдовенски», 1989. — 382с.
  5. С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России // Вопросы экономики, 1997.- № 6.
  6. И. Конкурентоспособность и автоматизация производства // Хлебопродукты, 1999.- № 4. С. 6−7.
  7. Ю.Н., Житнев С. Л. и др. Стратегические типы ориентации фирмы // Труды Всероссийской научно-практической конференции: Актуальные проблемы трудоустройства и занятости населения. Пенза, 2001.-С.93−95.
  8. И. Стратегическое управление. Учебное пособие.- М.: Экономика, 1989.-519с.
  9. Р.Л. Планирование в больших экономических системах. М.: Сов. Радио, 1972.- 223с.
  10. Ю.Акофф Р. Л. Искуство решения проблем.- М.: Мир, 1992−256с.11 .Аграрно-промышленные комплексы. Под ред. А. Б. Жуйковой.-М.:Статистика, 1975.-280с.
  11. Агропромышленный комплекс России: статистический сборник Госкомстата РФ.- М., 2001.-93с.
  12. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. -208с.
  13. О.Н. Маркетинговые технологии в управлении предприятием.-Воронеж: Изд-во ВГУ, 1999. -88с.
  14. И.Т. Новые формы организации предприятий. Л.: Лениздат, 1991.-127с.
  15. И.А. Инвестиционный менеджмент. К.: МП «Итем» ЛТД, «Юнайтед Лондон Трейд Лимитед», 1995. -445с.
  16. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1999.
  17. И. И др. Госдоклад «Защита прав потребителей в Российской Федерации 1996−1997 годах». -М.: «Восточный экспресс», 1998. -184с.
  18. A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социальной среды. -Казань, 1996.
  19. Л.А. Конкуренция и потребительская политика государства. М.: Конкурент, 1998. -№ 2.
  20. Э. Игры, в которые играют люди. СПб.: Лениздат, 1992. -400с.
  21. Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента. Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. М., 1999. -378с.
  22. Л.А. Холдинговая приватизация: плюсы и минусы //Эко, 1992. -№ 69.- С.77−87.
  23. Бланчард Кен, Вэгхорн Терри. Миссия возможного или как стать компанией мирового класса: Пер. с англ. Челябинск: «Урал LTD», 1998. -292с.
  24. Т.И. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 1998. -112с.
  25. А., Ириков В. Где же выход из кризиса //Экономика и жизнь. -1994. -№ 32.
  26. Т. Истоки монополизма в сфере НТП и пути его преодоления при переходе к рынку // Вопросы экономики. 1991. — № 1. -С.43−47.
  27. A.M. Организационно-экономические основы антикризисного управления. Воронеж: ВГТУ, 2000. 108с.
  28. Г. В., Корюнов С. Н. Экономические взаимоотношения при межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. М.: Колос, 1982.-272с.
  29. Е.В., Стоянова Е. С. Финансовое искусство коммерции. М. 1996.
  30. В.П. Этика предпринимательства в России //TV Международный форум 3−5 марта. Кемниц, Германия. 1999.
  31. С.М. Основы комплексного прогнозирования. М.: Наука. 1997.-276с.
  32. О. и др. Деловой успех. Вы решили стать предпринимателем. -М.: 1991. -68с.
  33. О.С. Стратегическое управление. М.: МГУ, 1985.
  34. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга. — 19%. — 160с.
  35. В.П. Методика выработки коммерческих решений. Учебное пособие. М.: Изд-во МГКУ. — 1994. — 54с.
  36. В.И. и др. Оперативный контроль экономической деятельности предприятия. М.: Финансы и статистика. 1991. — 224с.
  37. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 416с.
  38. И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшенз. Часть I. СПб, 1995.-227с.
  39. В.Н. Организация управления и экономика гибкого интегрированного производства. Ереван: «Айстан» — 1995.
  40. В.Г. Свеклосахарная промышленность вчера, сегодня, завтра. //Сахарная промышленность. № 4. — 1997. -С. 18−20.
  41. Д., Карл О’Дейл. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 248с.
  42. С. Процесс трансформации: германская модель //Экономист, 1999.-№ 5.-С. 78−86.
  43. А.Г. и др. Антикризисный менеджмент Изд-во Экмос. М.: -1999.-366с.
  44. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финансы и статистика, 1998. — 248с.
  45. Е.А. и др. Маркетинг в системе управления зарубежными фирмами. М: Информ-электро, 1989.
  46. В.Н. и др. Оперативное управление производством. Опыт разработки и совершенствования систем. М.: Экономика, 1997.
  47. И.А., Добробабенко И. С. Практика рекламы. Десять уроков для советского бизнесмена. -Новосибирск: СПб «Интербук», 1991. 419с.
  48. И.В., Давыдов В. И. Практика антикризисного управления предприятиями АПК. М.: Колос, 1999. — 200с.
  49. Гражданский кодекс РФ, Ч.1Д1 от 21.10.94 г.
  50. Д.К., Меньшиков С. М. Капитализм, социализм, сосуществование: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988.
  51. B.C., Савченко П. В. Социоприродная основа устойчивого развития //Экономист, 1996. № 8.
  52. Е.Т. Анатомия экономического роста. М.: Евразия, 1997.
  53. С.Ю. За критической чертой. О концепции макроэкономической политики. М.: Гнозис, 1996.
  54. Т. Переходная модель поведения российских промышленных предприятий //Вопросы экономики, 1996. № 11.
  55. А.А. Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности: практическое пособие для сотрудников частных служб безопасности предпринимателей и студентов. М.: Изд-во МВТУ, 1998. — 302с.
  56. Дж. Р. Эванс, Б. Берман. Маркетинг: Пер. с англ. М.: Экономика, 1990.
  57. А.П. Конкурентоспособность товара в системе маркетинга. -Минск: БГЭУ, 1993. 185с.
  58. Е. Выход из кризиса: Пер. с англ. Тверь: Альба, 1994. — 498с.
  59. Дж. Харринггон. Управление качеством в американских корпорациях: Пер. с англ. М.: Экономика, 1990. — 272с.
  60. И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебное пособие. М.: «Брондес», 1997. -256с.
  61. М.П. Развитие и планирование региональных агропромышленных комплексов. М.: Колос, 1981. — 144с.
  62. Ю.В., Бурдюг М. В., Житенев С. Л. Методы организации и управления торгово-промышленным бизнесом // ЗАО НПО «Уран». Воронеж: 1998.-57с.
  63. С., Купков В. Как стать бизнесменом Американский опыт. -Минск: Предприниматель, 1990. -С.53−58.
  64. Ю.В., Штефан И. В., Чуриков Л. И. Стратегические задачи обновления бизнеса // Муждународный сборник научных трудов: Экономика и обеспечение устойчивого развития хозяйственных структур. Выпуск 2, часть 1. -Воронеж: ВГТА, 2003. С. 95−108.
  65. Закон РФ «О рекламе». ФЗ № 108 от 18.07.95 г.
  66. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». ФЗ № 83 от 25.05.95 г.
  67. Закон РФ «О защите прав потребителей». ФЗ № 2300−1 от 07.02.92 г.
  68. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг». ФЗ № 5151−1 от 10.06.93 г.
  69. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров». ФЗ № 3520−1 от 23.09.92 г.
  70. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг, сто вопросов и ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке. М.: Международные отношения, 1989. — 304с.
  71. А.И., Терновой А. Т., Худякова Т. М. Агропромышленный комплекс Центрально-Черноземного экономического района и пути его совершенствования. Воронеж: ВГУ, 19В4. — 176с.
  72. К. Японские методы управления качеством: Пер. с англ. М.: Экономика, 1988. -216с.
  73. Г. П. и др. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению. М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1995. — 320с.
  74. П.А. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993. — 320с.
  75. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 736с.
  76. М.И. Предпринимательство и право: опыт запада. М.: Дело, 1992.- 141с.
  77. В.О. Антимонопольное законодательство: Экономика и применение. Йошкар-Ола: Изд-во «Периодика Марий-Эл», 1996. — 179с.
  78. Г. В. Управление компаниями в период организационного кризиса: Вопросы управления: США ЭПИ, 1985. № 8.
  79. И.Н. Маркетинг на предприятии: Практическое пособие. М.: АО «Финстатинформ», 1994. — 181с.
  80. Р., и др. Экономикс, кн. 1,2. М.: Изд-во «Республика», 1992.799с.
  81. В.Н. и др. Ускорение социально-экономического развития и перспективное планирование. -М.: Экономика, 1987. 287с.
  82. JI. и др. Современная реклама: Пер. с англ. Тольятти: Довгань, 1995.-704с.
  83. Ю. Где же вы, инвестиции? Воронеж: Коммуна, 1999. — № 30.
  84. В. Россия на торгах: что продано то проиграно. — М.: РГ, 1998.-№ 141.
  85. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982. -399с.
  86. Ф.А. Делайте бизнес красиво. М.: Инфа, 1995.
  87. Канчукоев В. В Инфраструктурное обеспечение хлебопродуктового подкомплекса в системе «рынок-регион» //Хлебопродукты. М.:1999. — № 7. С.8−9.
  88. Г. Б., Тамбовцев B.JL, Качалов P.M. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. М.: Экономика, 1997.
  89. В. Л. Тактика и стратегия управления фирмой: Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Финпресс, 1997. — 356с.
  90. А.Я. Введение в рыночную экономику (курс лекций). М.: «Соминтек», 1992. — 168с.
  91. В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. М.: Политиздат, 1990.
  92. П. П. Управление эффективностью научно-технических нововведений. Челябинск: Изд-во Челябинского Государственного технического университета, 1994. — 191с.
  93. К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1986. — 133с.
  94. М.Г. Предпринимательство. М.: ИНФА-М, 2000. — 156с.
  95. Д. Управление в самой преуспевающей корпорации мира. М.: Прогресс, 1991. — 128с.
  96. М.И. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992.702с.
  97. Ч. Японская промышленная система. М.: Прогресс, 1988.
  98. А. Принципы экономической науки: Пер. с англ. Том 1−3. -М.: АО издательская группа «Прогресс», 1993. 1076с.
  99. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. М.: ИНФРА-М. — Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. — 288с.
  100. А.А. и др. Типология потребительского поведения. М. 'Наука", 1999.
  101. О мерах по стабилизации и развитию свеклосахарного производства. Указ Президента РФ № 1205 от 19 августа 1996 г.
  102. О федеральной целевой программе увеличения производства сахара в Российской Федерации в 1997—2000 годах и на период до 2005 года". Постановление Правительства РФ № 235 от 1 марта 1997 г.
  103. О таможенном тарифе. ФЗ № 5003−1 от 21 мая 1993 г.
  104. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности. ФЗ № 157 от 13 октября 1995 г.
  105. О государственном регулировании агропромышленного производства. ФЗ № 100 от 14 июля 1997 г.
  106. О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами. ФЗ № 63 от 14 апреля 1998 г.
  107. О временных мерах по защите российского свеклосахарного комплекса. Постановление Правительства № 241 от 23.03.2001 г.
  108. О принятии и введении в действие правил по стандартизации. Постановление Госстандарта РФ № 239 от 02.09.97 г.
  109. О свободе торговли. Указ президента РФ № 65 от 29.01.92 г.1180 прогнозе социально-экономического развития Воронежской области на 2001 год //Коммуна, 25 ноября 2000 г.
  110. О естественных монополиях. ФЗ от 19.06.95 г.
  111. Пол Хейне. Экономический образ мышления. АООТ «Толатех-У». М.: 1997.-702с.
  112. . М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества сторон: Пер. с англ. М.: 1996. -241с.
  113. Планкетт JL, Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений: опережающее управление. М.: Экономика, 1984. — 167с.
  114. Дж. Путь к покупателю: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.
  115. А. Управление качеством: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1974.- 253с.
  116. Д. Дж. и др. Современный бизнес. Учебник в 2-х томах: Пер. с англ. М.: Республика, 1995. — т. 1 — 431с.
  117. Н.М. Взаимодействие фирмы на товарных рынках в переходной экономике России. М.: ТЕИС, 1988.
  118. Н.Н. Россия вводит квоты на импорт сахара. Не станет ли это началом «сахарной войны»? //Сахарная свекла. № 4. — 1997 — с.5−7.
  119. К.А. Экономика предприятия: Учебник. М.: ИНФА-М, 2000. -693с.
  120. Россия в цифрах: Крат. стат. сб. //Госкомстат России. М.: 2000. — 396с.
  121. СамуэльсонП. Экономика: Пер. с англ. М.: Алгонмашиностроение, 1997.-343с.
  122. Сакато Сиро. Практическое руководство по управлению качеством: Пер. с японского. М.: Машиностроение, 1980. — 214с.
  123. В. Россия вступила в зону риска. АИФ, № 35, август, 2000.
  124. Е.А. и др. Бизнес-диагностика промышленного предприятия. Новосибирск: НГУ, 1996.
  125. О.Г., Родионова В. Н., Попов В. Н. и др. Организация производства. Воронеж: изд-во ВГТУ, 1994. — 381с.
  126. А.И., Штефан И. В., Чуриков Л. И. Стратегии экономического роста предприятий.// Международный сборник научных трудов: Экономика и обеспечение устойчивого развития хозяйственных структур. Выпуск 2, часть 1. -Воронеж: ВГТА, 2003. С. 308−319
  127. Э.А. Риск менеджмент учебник. — М.: Изд-во «Экмос», 1998.287с.
  128. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. М.: 'Прогресс", 1987.-272с.
  129. Дж. Управление качеством в американских корпорациях: Пер. с англ. М.: Экономика, 1990. — 272с.
  130. Р., Барнес С. Б. Планирование инвестиций: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1994. — 120с.
  131. Ю.И. Рыночная экономика: модели развития. Энергия: науч.-практ. вест. — Воронеж: 1997. — № 1−2 (27−28). -С.36−39.
  132. В. Как делать бизнес в Европе. М.: Мысль, 1990. — 364с.
  133. Л.И., Житенев С. Л., Ломсадзе Д. Г. Пути снижения финансовых рисков фирмы //Межвузовский сборник научных трудов: Экономика и обеспечение устойчивого развития хозяйственных структур. Выпуск 4., ч.З. -Воронеж: ВГТА, 2000. -С. 123−131.
  134. Л.И., Житенев С. Л., Журавлев Ю. В. Меры предотвращения кризисных ситуаций в бизнесе //Энергия: науч.-практ. вест. Воронеж: 2000. Приложение к № 4 (42). С.92−118.
  135. Л.И., Житенев С. Л. и др. Количественная оценка риска и кризисной ситуации. Учебное пособие. Воронеж: ВГТА, 2001. — 91с.
  136. Л.Н. Управление капиталом на перерабатывающих предприятиях АПК в условиях сезонности //Автореферат кандидатской диссертации. Воронеж: ВГТА, 2002. — 22с.
  137. Л.И. и др. Методы стратегической защиты фирм от угроз внешней и внутренней среды: Учебное пособие. Белгород: Кооперативное образование. БУПК, 2001. — 182с.
  138. И.В. Проблемы развития современного бизнеса // Международный сборник научных трудов: Экономика и обеспечение устойчивого развития хозяйственных структур. Выпуск 2, часть 1. -Воронеж: ВГТА, 2003. -С. 18−23.
  139. И.В. Основные пути преодоления кризисной ситуации предприятий. // Международный сборник научных трудов: Экономика и обеспечение устойчивого развития хозяйственных структур. Выпуск 2, часть 1. -Воронеж: ВГТА, 2003. -С. 51−59.
  140. И.В. Основные принципы стратегического управления бизнесом. // Международный сборник научных трудов: Экономика и обеспечение устойчивого развития хозяйственных структур. Выпуск 2, часть 1. -Воронеж: ВГТА, 2003.-С. 108−117.
  141. Ф.И. Американский менеджмент: теория и практика. М. Наука, 1993.
  142. В.В., Житенев С. JL, Чуриков Л. И. и др. Рекламный бизнес и конкурентная политика коммерческой организации //Ред. изд. Центр «Комсомольская правда». — Воронеж, 1997. — 72с.
  143. Экономика и организация предпринимательства: Учеб.-метод, материалы //Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 1996. — 205с.
  144. Г. А. Экономика России: наследство и возможности. М. 'Эпицентр", 1995.
Заполнить форму текущей работой