Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства: В процессе изучения дисциплин гуманитарно-эстетического цикла

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ состояния проблемы формирования ценностного отношения к общению с произведениями искусства в педагогической теории и практике свидетельствует о наличии ряда противоречий: между потребностью общества в воспитании подрастающего поколения, ориентированного на общественно значимые духовные ценности, в сконцентрированном виде представленные в лучших образцах художественной культуры, с одной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формирование ценностного отношения к общению с произведениями искусства как педагогическая проблема
    • 1. 1. Научно-теоретические аспекты проблемы формирования ценностного отношения к общению с произведениями искусства
    • 1. 2. Особенности формирования ценностного отношения к общению с произведениями искусства в старшем школьном возрасте
    • 1. 3. Сущность общения с произведениями искусства в образовательном процессе
    • 1. 4. Модель взаимодействия личности старшеклассника с произведением искусства
    • 1. 5. Педагогические условия формирования у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства
  • ВЫВОДЫ П01 ГЛАВЕ
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства
    • 2. 1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Реализация педагогических условий формирования у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства
    • 2. 3. Анализ и оценка опытно-экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ ПОИ ГЛАВЕ

Формирование у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства: В процессе изучения дисциплин гуманитарно-эстетического цикла (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сложившаяся в последние десятилетия в российском обществе ситуация, свидетельствующая о разрушении традиционных основ общечеловеческих и культурных ценностей, выдвинула новые требования к целям и содержанию образования, в частности, к его ценностно-ориентационной роли. Необходимость ориентации содержания образовательного процесса на ценности ставит задачу поиска наиболее эффективных способов приобщения учащихся к основным ценностям культурно-исторического развития общества.

Искусству как специфической форме общественного сознания, отражающей многовековой опыт духовно-эмоционального отношения к миру, принадлежит особое место в формировании ценностей, ибо сконцентрированное в произведениях искусства культурное содержание является наиболее эффективным условием перехода общественно значимых ценностей в личностные. Кроме содержания, условием перехода общественных ценностей в личностно значимые выступает необходимость коммуникации, актуализирующей, стимулирующей определённые эмоциональные отношения, переживания.

Таким образом, с какой бы стороны ни рассматривалась проблема приобщения личности к общественно значимым духовным ценностям, в сконцентрированном виде представленным в лучших образцах классического и современного искусства, всякий раз оказывается, что на первый план выступают ценностно-мотивационные компоненты, которые, так или иначе, преломляются через ценностное отношение к общению с произведениями искусства.

Анализ научной литературы показал, что данной проблемой занимались многие учёные: анализ аксиологических категорий дан в работах С. Ф. Анисимова, В. А. Василенко, В. А. Дробницкого, М. С. Кагана, В. Ф. Сержантова, В. П. Тугаринова, Л. Н. Столовича и др.- психологический аспект возникновения ценностей раскрыт в работах Б. Г. Ананьева,.

A.А.Бодалева, Л. С. Выготского, Б. С. Круглова, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и др.- аксиологические проблемы образования раскрыты в трудах Е. В. Бондаревской, Г. П. Выжлецова, Б. С. Гершунского, Н. Б. Крыловой,.

B.С.Лазареваопределили механизмы становления ценностного отношения личности к миру такие учёные как М. Г. Казакина, А. В. Кирьякова, И. Я. Лернер, Х. Ю. Лийметс, Н. Е. Щуркова и др.- вопросы, связанные с разработкой концепции общения, исследованы в трудах А. А. Бодалева, В.А.Кан-Калика, А. Г. Ковалёва, А. А. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. В. Мудрика и др.- специфике общения с произведениями искусства посвятили свои исследования М. М. Бахтин, А. И. Буров, Е. В. Волкова, Л. С. Выготский, М. С. Каган, В. Е Квятковский, Н. И. Киященко, Е. П. Крупник, А. Н. Леонтьев, А. Н. Малюков, А.А.Мелик-Пашаев и др.

Среди наиболее близких к нашей проблеме можно выделить педагогические диссертационные исследования А. В. Гордеевой, А. С. Калинина, Л. С. Романовой, Г. П. Шевченко и ряда других.

Между тем в педагогике конкретная разработка проблемы формирования у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства пока не получила должного освещения.

Анализ состояния проблемы формирования ценностного отношения к общению с произведениями искусства в педагогической теории и практике свидетельствует о наличии ряда противоречий: между потребностью общества в воспитании подрастающего поколения, ориентированного на общественно значимые духовные ценности, в сконцентрированном виде представленные в лучших образцах художественной культуры, с одной стороны, и недостаточно эффективной деятельностью школы по формированию ценностного отношения к общению с произведениями искусства, с другой сторонымежду многообразием научных исследований ценностно-ориентационной роли искусства и недостаточной изученностью теоретических предпосылок формирования у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства в образовательном процессемежду необходимостью формирования у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования данного качества в процессе изучения дисциплин гуманитарно-эстетического цикла.

Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства (в процессе изучения дисциплин гуманитарно-эстетического цикла)».

Цель исследования состоит в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке эффективности педагогических условий формирования у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства.

Объект исследования — образовательный процесс, в ходе которого осуществляется общение старшеклассников с произведениями искусства.

Предмет исследования — формирование у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства в процессе изучения дисциплин гуманитарно-эстетического цикла.

Гипотеза исследования — формирование у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства в процессе изучения дисциплин гуманитарно-эстетического цикла будет эффективным, если:

• разработана модель взаимодействия личности с произведением искусства, отражающая потенциальные возможности формирования у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства;

• созданы педагогические условия, обеспечивающие общение старшеклассников с произведениями искусства на личностно-смысловом уровне, предполагающем: обращение к личностно значимым для старшеклассников проблемам, отражающим характерную для старшего школьного возраста потребность в самопознании и осмыслении своих взаимоотношений с миромстимулирование осмысления личностного отношения к эстетическим свойствам представленного в художественном произведении объективного мираактуализацию личностной системы ценностей учащихся в процессе педагогического взаимодействиясоздание ситуаций личностного ценностного выбора, способствующего личностному росту и дальнейшему самосовершенствованию.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:

1) исходя из природы ценностного отношения и возрастных особенностей старшеклассников сформулировать теоретические предпосылки формирования у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства;

2) разработать модель взаимодействия личности с произведением искусства, отражающую потенциальные возможности формирования у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства в образовательном процессе;

3) на основе уточнённого понятия «формирование ценностного отношения к общению с произведениями искусства» выявить и теоретически обосновать педагогические условия, способствующие формированию у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства;

4) проверить эффективность влияния реализованных в процессе изучения дисциплин гуманитарно-эстетического цикла педагогических условий на формирование у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— психолого-педагогические теории о природе ценностного отношения и закономерностях его формирования (А.Г.Здравомыслов, А. В. Кирьякова, А. Г. Ковалёв, ИЛ. Лернер, Х.И.Лийметс);

— выводы общей, возрастной и педагогической психологии о системе отношений как «ядре личности» (Л.И.Божович, А. Н. Мясищев, С.Л.Рубинштейн);

— культурологический (Н.Б.Крылова) и личностно ориентированный подходы (Е.В.Бондаревская, И.С.Якиманская);

— ведущие положения теории возрастного развития старшеклассника (Л.И.Божович, И. В. Дубровина, И. С. Кон, В. С. Мухина, П.М.Якобсон);

— положения теории коммуникации и общения о диалогической сущности коммуникативной деятельности (Б.Г.Ананьев, М. М. Бахтин, В. С. Библер,.

A.А.Бодалев, Б. Ф. Ломов, А.В.Мудрик);

— идеи и концепции современного подхода к эстетическому воспитанию, раскрывающие потенциальные возможности воздействия на личность школьника художественных произведений посредством образного, эмоционально окрашенного, духовно насыщенного содержания (А.И.Буров, Б. Т. Лихачёв, Л. П. Печко, Е. М. Торшилова, Б.П.Юсов);

— методология и теория педагогических исследований (Ю.К.Бабанский,.

B.И.Загвязинский, М. Н. Скаткин, В.А.Сластёнин).

Для решения задач исследования и проверки исходной гипотезы использовались следующие взаимодополняющие методы исследования:

— теоретического уровня: анализ философской, психолого-педагогической литературы, источников, отражающих сущность исследуемой проблемымоделированиеметод сравнения, восхождения от абстрактного к конкретному, анализа и синтеза, индукции и дедукцииэмпирического уровня: изучение примеров положительного педагогического опытаобобщение и классификация фактологического материалаанализ учебного материала и продуктов деятельности (тетради, творческие работы учащихся) — социологический опроспсихолого-диагностические методы (анкетирование, тестирование) — педагогический экспериментнаблюдениеметоды, основанные на информационных технологиях (создание и обработка баз данных, использование ресурсов сети Internet);

— методы обработки и осмысления полученных педагогических данных: теоретический анализ результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукойматематические и статистические методы (контент-анализ, факторный анализ, метод ранжирования, метод графопостроения).

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа.

Поисковый этап (1998;2000 гт.) связан с теоретическим осмыслением проблемы, определением её актуальности, объекта и предмета исследованияизучением философской, социологической, психолого-педагогической литературы, диссертационных работ в аспекте исследуемой проблемы с целью определения методологической и теоретической базы исследования, выбора темы. На данном этапе определялась цель, задачи исследовательской работы, формировалась гипотеза, а также был проведён констатирующий эксперимент и анализ его результатов.

Формирующий этап (2000;2002 гг.) связан с осуществлением проверки гипотезы исследованияизучением потенциальных возможностей предметов гуманитарно-эстетического цикла в формировании у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусстваразработкой содержания выявленных условийопределением путей и средств формирования у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства на уроках МХК, истории, истории искусств.

Заключительный этап (2002;2004 гг.) связан с завершением формирующего эксперимента, анализом, обработкой, систематизацией и обобщением материалов исследования, оформлением диссертационной работы.

Базой исследования явились МОУ СОШ № № 26, 104 г. Челябинска. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 9-х, 10-х классах. Всего исследованием было охвачено 317 школьников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что работа расширяет имеющиеся представления по проблеме исследования, в частности: уточнено понятие «формирование ценностного отношения к общению с произведениями искусства», под которым мы понимаем целенаправленное мотивационно ориентированное педагогическое воздействие, целью которого является установление, налаживание на основе рефлексии духовно-культурных связей с произведением искусствасформулированы теоретические предпосылки формирования у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства: 1) ценностное отношение к общению с произведениями искусства в условиях образовательного процесса формируется на основе ориентации на возрастные социально-культурные потребности учащихся- 2) формирование ценностного отношения к общению с произведениями искусства в старшем школьном возрасте осуществляется эффективно, если педагогические приёмы, методы, формы и содержание учебного материала сознательно соотнесены с характерными для данного возраста потребностями в самопознании, общении, переживании эмоциональных впечатленийразработана модель взаимодействия личности старшеклассника с произведением искусства в условиях личностно ориентированного образовательного процессавыявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, способствующие эффективному формированию у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства в процессе изучения дисциплин гуманитарно-эстетического цикла:

1) осуществление общения с произведениями искусства на основе философско-психологической проблематики, отражающей характерную для старшего школьного возраста потребность в самопознании и осмыслении своих взаимоотношений с миром;

2) наполнение учебного материала эстетическим содержанием, стимулирующим осмысление личностного отношения к эстетическим свойствам представленного в художественном произведении объективного мира;

3) реализация метода художественно-педагогической драматургии, разработанного с учётом действия логики противоречий, лежащей в основе ситуации личностного ценностного выбора;

4) использование диалоговой формы обучения, актуализирующей личностную систему ценностей учащихся в процессе педагогического взаимодействия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные педагогические условия обеспечивают целенаправленное формирование у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства в процессе изучения дисциплин гуманитарно-эстетического цикла. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе школы, в практике преподавания и дисциплин гуманитарно-эстетического цикла, при составлении учебных программ, спецкурсов по искусству. Кроме того, автором разработаны методические рекомендации по формированию у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства на уроках МХК, истории, истории искусств.

Достоверность и обоснованность научных выводов и результатов исследования обеспечиваются избранной методологической основой, соответствием основополагающим психолого-педагогическим исследованиям в области формирования ценностных отношений, применением комплексной методики теоретического и экспериментального исследования, длительным периодом исследования, практической апробацией выводов, публикациями автора.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: посредством преподавания дисциплин гуманитарно-эстетического цикла в 9−10-х классах общеобразовательной школы (МХК, истории, истории искусств) — посредством отчётов на заседаниях кафедры педагогики Челябинского государственного университетапосредством публикаций, докладов на зональной научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (УрГПУ, г. Екатеринбург, февраль 1999 г.) — межрегиональной конференции «Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы в современных условиях» (УрГПУ, г. Екатеринбург, апрель 1999 г.) — Всероссийской межвузовской конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (УрГПУ, г. Екатеринбург, декабрь 1999 г.) — международной научно-практической конференции «Эстетическое образование: проблемы, перспективы, развитие» (УрГПУ, г. Екатеринбург, октябрь 2001 г.) — международной научно-практической конференции «Развитие художественного и эстетического опыта личности в образовательном процессе школы и вуза» (Институт художественного образования РАО, г. Москва, апрель 2003 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование ценностного отношения к общению с произведениями искусства — это целенаправленное мотивационно ориентированное педагогическое воздействие, целью которого является установление, налаживание на основе рефлексии духовно-культурных связей с произведением искусства.

2. Ценностное отношение к общению с произведениями искусства в старшем школьном возрасте формируется эффективно, если педагогические приёмы, методы, формы и содержание учебного материала сознательно соотнесены с характерными для данного возраста потребностями в самопознании, общении, переживании эмоциональных впечатлений.

3. Эффективное формирование у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства обеспечивается совокупностью педагогических условий, направленных на развитие навыков рефлексии посредством обращения к личностно значимым для старшеклассников проблемам, отражающим характерную для данного возраста потребность в самопознании и осмыслении своих взаимоотношений с миромстимулирования осмысления личностного отношения к эстетическим свойствам представленного в художественном произведении объективного мираактуализации личностной системы ценностей в процессе педагогического взаимодействиясоздания ситуаций личностного ценностного выбора, способствующего личностному росту и дальнейшему самосовершенствованию.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и Приложений.

Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе школы, в практике преподавания гуманитарно-эстетических дисциплин, при составлении учебных программ, спецкурсов по искусству, а также при подготовке будущего учителя в педвузе.

Проведённое исследование выявило ряд актуальных проблем, которые нуждаются в изучении. Основные из них следующие: исследование возможностей отдельных педагогических методов и приёмов при формировании ценностного отношения к общению с произведениями искусствапоиск инновационных форм обучения, учитывающих специфику общения с произведениями искусства и решающих задачу повышения активности учащихсяразработка единой системы формирования ценностного отношения к общению с произведениями искусства на всех предметах гуманитарно-эстетического цикла.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты теоретического анализа литературы и опытно-экспериментальной работы дают основание для заключения о том, что гипотеза исследования подтверждена, задачи решены, цель достигнута. Интерпретация и аналитическая оценка полученных результатов позволяют нам сделать следующие выводы:

1. Актуальность проблемы формирования ценностного отношения к общению с произведениями искусства обусловлена: а) сложившейся социальной ситуацией, предъявляющей новые требования к целям и содержанию образования, в частности, к его ценностно-ориентационной ролиб) недостаточной разработанностью проблемы в педагогической теориив) необходимостью научно обоснованного решения практических задач по формированию у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства в образовательном процессе.

2. Формирование ценностного отношения к общению с произведениями искусства представляет собой целенаправленное мотивационно ориентированное педагогическое воздействие, целью которого является установление, налаживание на основе рефлексии духовно-культурных связей с произведением искусства.

В результате исследования природы ценностного отношения и возрастных особенностей старшеклассников сформулированы теоретические предпосылки формирования ценностного отношения к общению с произведениями искусства: 1) ценностное отношение к общению с произведениями искусства в условиях образовательного процесса формируется на основе ориентации на возрастные социально-культурные потребности учащихся- 2) эффективное формирование ценностного отношения к общению с произведениями искусства в старшем школьном возрасте возможно только в том случае, если педагогические приёмы, методы, формы и содержание учебного материала сознательно соотнесены с характерными для данного возраста потребностями в самопознании, общении, переживании эмоциональных впечатлений.

3. Разработанная нами модель взаимодействия личности старшеклассника с произведением искусства обеспечивает личностно ориентированную направленность эстетико-педагогического общения и отражает потенциальные возможности формирования у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства.

4. Педагогическими условиями формирования у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства являются педагогические приёмы, методы, формы и содержание учебного материала, обеспечивающие общение старшеклассников с произведениями искусства на личностно-смысловом уровне. К ним относятся:

— осуществление общения с произведениями искусства на основе философско-психологической проблематики, отражающей характерную для старшего школьного возраста потребность в самопознании и осмыслении своих взаимоотношений с миром;

— наполнение учебного материала эстетическим содержанием, стимулирующим осмысление личностного отношения к эстетическим свойствам представленного в художественном произведении объективного мира;

— реализация метода художественно-педагогической драматургии с учётом действия логики противоречий, лежащей в основе ситуации личностного ценностного выбора;

— использование диалоговой формы обучения, актуализирующей личностную систему ценностей учащихся в процессе педагогического взаимодействия.

5. Анализ опытно-экспериментальной работы показал, что реализованные в процессе изучения дисциплин гуманитарно-эстетического цикла педагогические условия способствуют эффективному формированию у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства. В экспериментальных группах ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3 произошёл рост уровня сформированности ценностного отношения к общению с произведениями искусства. Наивысший уровень достигнут в экспериментальной группе, где были реализованы все четыре педагогических условия в комплексе.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы, их интерпретация и аналитическая оценка дают основание для заключения о том, что гипотеза исследования подтверждена, задачи решены, цель достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.З. Эстетическое: диалоги о таинственном. — Нижний Новгород: НГЛУ, 1996.-351 с.
  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Уч. пособие / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  3. В.Г. Молодой рабочий: формирование ценностных ориентаций. М.: Мысль, 1983. — 222 с.
  4. .Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001. — 277с.
  5. С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970. — 182 с.
  6. Антология мировой философии: В 4-х т. — М.: Мысль, 1969. — Т. 1. — 577 с.
  7. Г. В. Педагогические аспекты эстетической оценки и динамика её проявления у младших подростков // Эстетическое отношение подростков к искусству и действительности: Сб. науч. тр. / Под ред. Е. М. Торшиловой. — М.: АПН СССР, 1983. 118 с.
  8. Р. Новые очерки по психологии искусства. — М.: Прометей, 1994. -352 с.
  9. Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии // Педагогика. 2002. № 8. — С.8−13.
  10. М.Н. Эстетика Канта. М.: Наука, 1975. — 136 с.
  11. Ашхаруа-Чолокуа А. Роль ассоциаций в механизме художественного воздействия //Эстетические очерки / Под ред. С. Х. Раппопорта. М.: Музыка, 1979. С.137−193.
  12. Т.А. Эмпатия и восприятие музыки // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: Сб. науч. тр. / Под ред. Н. Товмач, Л.: J11'НИ, 1989,-155с.
  13. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. — 444 с.
  14. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Под ред.
  15. B.Я.Пилиповского. — М.: Прогресс, 1986. 420 с.
  16. B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  17. В.Ф. Эмоции и эстетическое восприятие // Вестн. МГУ им. Ломоносова. Сер.7. Философия. — 1982. № 2.
  18. А.А. Психология личности. М.: МГУ, 1988. — 188 с.
  19. Л.И. Проблемы формирования личности // Избр. психол.тр. — Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. 352 с.
  20. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: ФилинЪ, 1996.-469 с.
  21. Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика, 2001. № 1, С. 17−23.
  22. Ю.Б. Теория художественного восприятия и рецептивная эстетика. Методология критики и герменевтика // Теории, школы, концепции. М.: Наука, 1985.-С. 3−68.
  23. В. Эстетика на каждый день / Пер. со словацкого
  24. C.Д.Баранниковой. М: Знание, 1990. — 160 с.
  25. А.И. Эстетическая сущность искусства. — М.: Искусство, 1956. — 292 с.
  26. Н.Ф. Художественное восприятие. — М.: Знание, 1989. 64 с.
  27. В.А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии. М.-Л.: Наука, 1966. — С. 98−112.
  28. Введение в научное исследование по педагогике / Ю. К. Бабанский и др., под ред. В. И. Журавлёва. — М.: Просвещение, 1988. 237 с.
  29. В.В. Понятие установки, отношения и ценностные ориентации в социологическом исследовании // Философские науки. 1968. № 2.-С. 48−54.
  30. Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан. М.: Академия, 2001. — 368 с.
  31. . Управление подготовкой старшеклассников к восприятию художественного произведения / Школа и искусство. — Таллин: НИИ педагогики, 1982.-С.24−35.
  32. Е.В. Произведение искусства — предмет эстетического анализа. — М.: МГУ им. Ломоносова, 1976. 284 с.
  33. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под редакцией Н. Е Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
  34. Воспитание самостоятельности и активности учащихся: Сб. науч. тр. / Под ред. Г. И. Щукиной. Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1966. — 282 с.
  35. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-пресс, 1999. 534 с.
  36. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 576 с.
  37. Г. П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. 1994. — № 3−6.
  38. Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1975. № 2. С. 147−158.
  39. Г. Эстетика: В 4-х т. М.: Высшая школа, 1968. Т. 1. — 255 с.
  40. .С. Философия образования: В поисках ориентированных образовательных концепций. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  41. В.И. Знание как категория педагогики: Опыт педагогической когнитологии. Л.: ЛГУ, 1989. — 44 с.
  42. А.А. О соотношении ориентации на положительные и отрицательные качества в структуре ценностных отношений личности //
  43. Личность и деятельность. Тезисы к V союзному съезду психологов. — М.: МГУ, 1977.-С.11−14.
  44. А.В. Формирование основ эстетической культуры старших подростков в условиях эстетически направленного общения: Дис. .канд. пед. наук. — М., 1991.
  45. Н.И., Федосимов Г. М. Изучение ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений (социально-педагогический аспект). — Курган: КГУ, 1998.-75 с.
  46. Р.Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия / Под ред. А. Р. Лурия, В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1970. — 271 с.
  47. А.А., Прозёрский В. В. К вопросу о методологии изучения художественной коммуникации // Методологические проблемы современного искусствознания. — Л., 1980. В.З. С.115−122.
  48. Я. Ценностные ориентации личности // Психология личности в социалистическом обществе / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1989. — С.102−110.
  49. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. -239 с.
  50. Г. Г., Дондурей Д. Б. Опыт теоретического построения типов зрительского восприятия и понимания изобразительного искусства // Советское искусствознание. М.: Искусство, 1978. — С. 49−72.
  51. С.М. Искусство видеть. Л.: Искусство, 1990. — 233 с.
  52. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1978. 272 с.
  53. В.А. Некоторые аспекты проблемы ценности // Проблема ценности в философии. Л.: АН СССР, 1966. — С. 25−41.
  54. В.И. Методология и методика дидактического исследования. — М.: Педагогика, 1982. 159 с.
  55. А.Б. Педология: Утопия и реальность. М.: Аграф, 2001. — 461 с.
  56. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. — М.: Мысль, 1965. — Т.2. — С. 189−208.
  57. В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. № 5. — С.3−15.
  58. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  59. А.Я. В поисках художественного смысла. — М.: Искусство, 1991. — 350 с.
  60. Е.Н. Искусство общения. — Минск: Народная асвета, 1987. — 110 с.
  61. Искусство и общение: Сб. науч. тр. / Под ред. Э. В. Леонтьева. — Л.: ЛГТИМиК, 1984.- 166 с.
  62. М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. 319 с.
  63. М.С. Начала эстетики. — М.: Искусство, 1964. 210 с.
  64. М.С. Философская теория ценности. — СПб: Too ТК «Петрополис», 1997.-С. 205 с.
  65. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе / Уч. пособие. Л.: ЛГПИ, 1987. — 83 с.
  66. Х.М. О главных ценностях. — Нальчик: Эльбрус, 1991. — 168 с.
  67. Как построить своё «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1991. -136 с.
  68. А.С. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию (на материале гуманитарных дисциплин). Дисс. .канд. пед наук. — Волгоград, 2000.
  69. М.Е., Фирсова Л. М. Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей // Вопросы психологии. — 1990. № 3.
  70. В.А. Философия: Исторический и системный курс. — М.: Логос, 1998.-354 с.
  71. И. Соч.: В 6 т. -М., 1966.-Т.5.-С. 191.
  72. П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика. — 1999. № 7
  73. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. — Оренбург, 1996.-190 с.
  74. Н.И., Лейзеров Н. Л. Теория отражения и проблемы эстетики. — М.: Искусство, 1983. 224 с.
  75. Н.И., Лейзеров Н. Л. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1983. 303 с.
  76. А.Г. Психология личности. — М.: Просвещение, 19 70. — 391 с.
  77. В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Инст. псих. РАН, 1996.-224 с.
  78. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблема формирования личности. — М.: Просвещение, 1979. 175с.
  79. Концепция модернизации образования //Директор школы. — 2002. № 1. — С. 97−126.
  80. A.M., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. — М.: Политиздат, 1988. 382 с.
  81. В.В. Воспитание или образование? // Педагогика. 2001. № 3. С.3−6.
  82. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой.-М.: Новая школа, 1997.
  83. . С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. М.: МГПИ, 1983. — С. 4−11.
  84. Е.П. Социально-педагогические проблемы формирования художественного сознания школьников // Структура и уровни эстетическогосознания: Сб. науч. тр. / Под ред. Е. П. Крупника. М.: АПН СССР, 1989. — 122 с.
  85. Н.Б. Что такое «личностное знание»? // Народное образование. — 2003. № 9. С.25−34.
  86. Н.Б. Эстетический потенциал культуры. — М.: Прометей, 1990. — 146 с.
  87. Культура современного урока / Под ред. Н. Е. Щурковой. — М.: Пед. об-во России, 2000.- 112 с.
  88. С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге. — М.: Просвещение, 1989. — 126 с.
  89. В.А. Воспитание творчества. — М.: Знание, — 1977. — 63 с.
  90. И.С. Как воспринимается художественное произведение. — М.: Мысль, 1983. 94 с.
  91. А.А. Педагогическое общение. — М.: Знание, 1979. 46 с.
  92. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-302 с.
  93. А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства: Избр. псих, пр-я. В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. — Т.2, С.232−239.
  94. Д.А. Произведение искусства и личность: Психологическая структура взаимодействия // Художественное творчество и психология / Под ред. АЛ. Зись, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1991. — С. 109−134.
  95. И.Я. Учебный предмет, тема, урок / Педагогика и психология. — М.: Знание, 1988.-79 с.
  96. В.А. Формула человека: Контуры фундаментальной психологии. -М.: Прогресс, 1991.-106 с.
  97. . Фазы развития ребёнка / Пер. с нем. — Калуга: Духовное познание, 1998. 160 с.
  98. Х.И. Понятие общения и воспитание // Проблема общения и воспитания. — Тарту, 1974. — С. 66−67.
  99. .Т. Воспитательные аспекты обучения: Уч. пособие.- М.: Просвещение, 1982.- 192 с.
  100. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М: Просвещение, 1985.— 173 с.
  101. Д.С. Об актуальности проблемы общения в современном искусствознании // Искусство и общение: Сб.науч.тр. / Под ред. Э. В. Леонтьева. Л.: ЛГТИМ и К, 1984. — 166 с.
  102. А.Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку. — Екатеринбург, 2000. — 140 с.
  103. А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. — М.: Искусство, 1975. — 775 с.
  104. В.Ю. Воспитание ценностного отношения школьников к физической культуре: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2001.
  105. Т.Б. Аксиологическое построение произведения искусства / Эстетические исследования: Методы и критерии. — М.: Инст. фил. РАН, 1996. -С. 88−106.
  106. А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984.-400 с.
  107. А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности: Науч.-метод. пособие. — Дубна: Феникс, 1999.-253 с.
  108. А. Психология бытия. М.: REFL-book, 1997. — 304 с.
  109. М.И. Современный урок: Вопросы теории. — М.: Педагогика, -1981.-192 с.
  110. Мелик-Пашаев А. А. Приобщение к художественной культуре как метод преподавания эстетических дисциплин // Эстетическое воспитание и экология культуры / Ред. О. И. Генисаретский. — М.: Советский художник, 1988.-С. 7−24.
  111. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности // Хрестоматия по психологии. М.: Высшая школа, 1977. — С.182−192.
  112. В.И. О формах общения с произведениями искусства // Вопросы социального функционирования художественной культуры. — М.: Искусство, 1984.-С. 110−133.
  113. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. — М.: Высшая школа, 1987. — 193 с.
  114. А.С. Культура ребёнка и воспитательная функция искусства // Эстетическое воспитание и экология культуры / Ред. О. И. Генисаретский. — М.: Советский художник, 1988. — С.
  115. А.Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. — Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989. — 202 с.
  116. А.В. Общение в процессе воспитания: Уч. пособие. М.: Пед. общ-во России, 2001. — 320 с.
  117. В.Н. Психология отношений / Под редакцией А. А. Бодалева. — М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
  118. И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. М.: Наука, 1969.-244 с.
  119. Р.С. Практическая психология. М.: Владос, 1998. — 317 с.
  120. Н.И. О ценности и её роли в структуре личности // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси: ТГУ, 1974. -С. 124−127.
  121. Образование в мире на пороге XXI века: Сб.науч. тр. / Под ред. З. А. Мальковой, Б. Л. Вульфсона. -М.: АПН СССР, 1991.-97 с.
  122. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сб.науч. тр. / Под ред. А. А. Бодалева, М.: АПН СССР, 1987. -164 с.
  123. О.Н. Специфика эстетического восприятия. — М.: Высшая школа, 1975. — 223 с.
  124. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.-588 с.
  125. Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалева и
  126. A.И.Сухова. — М.: Междун. пед. академия, 1995. 421 с.
  127. В.А. Внутренний мир личности и искусство. — Свердловск: УрГУ, 1990.-209 с.
  128. .Д. Анатомия общения: Уч.пособие. — СПб: Изд-во
  129. B.А.Михайлова, 1999. 300с.
  130. А.В. Формирование личности // Психолого-педагогические проблемы: Сб.науч. тр. / Под ред. А. В. Петровского. М.: АПН СССР, С. 89.
  131. Л.П. Основные характеристики эстетико-педагогической среды школы, урока, класса //Эстетическая среда и развитие культуры личности: Сб. науч. тр./ Под ред. Л. П. Печко, Н. П. Гвоздевой. — Москва-Луганск: ИХО РАО, 2000.-С.5−19.
  132. Л.П. Эстетическая культура личности и её развитие // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. науч. тр. / Под ред. Л. П. Печко. М.: АПН СССР, 1991. — С. 6−19.
  133. В.И. Ценностный мир человека и его судьба // Двенадцать лекций по философии. Екатеринбург: Урал. гос. юрид. акад., 1996. — С. 193 130. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976.-280 с.
  134. Л.М. Методика преподавания МХК // Музыка в школе. — 1984.-№ 4
  135. Е.Л. В союзе с красотой (Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе): Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
  136. Проблема ценности в философии / Под ред. А. Г. Харчева. — М.-Л.: Наука, 1966.-261 с.
  137. Проблемы эстетического развития личности школьника / Под ред. А. И. Бурова, Е. В. Квятковского. — М.: Педагогика, 1987. — 96 с.
  138. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания: Сб.науч. тр. / под ред. В. В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна. Душанбе, 1974. — 205 с.
  139. Т.Я. Катарсис и художественное восприятие // Теории, школы, концепции. — М.: Наука, 1985. С. 275−387.
  140. С.Х. От художника к зрителю. М.: Советский художник, 1978. С.219- 227.
  141. Е.И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-512 с.
  142. К.Р. Эмпатия // Психология эмоций: Тексты. — М.: МГУ. 1993. — С.248 250.
  143. Л.С. Педагогические основы духовного развития школьника на уроках музыки и истории искусства: Дис.. канд. пед. наук. Москва, 1997.
  144. С.Л. Проблемы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. — Т.1. — 485 с. Т.2 — 328 с.
  145. И.И. Основы педагогики общения. — Минск: Беларуская навука, 1998.-319 с.
  146. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  147. В.Н. Эстетическое восприятие: Вопросы методологии и критики. М.: Мысль, 1985. — 208 с.
  148. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. — Л.: ЛГУ, 1990. — 360 с.
  149. Г. Н. Образование и развитие человека. М.: Мнемозина, 2002. -416 с.
  150. В.А. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.-221 с.
  151. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л. В. Трубайчук. М.: Издательский Дом «Восток», 2001. — 81 с.
  152. М.П. Художественное восприятие как эстетическая проблема // Методологические проблемы современного искусствознания. — М.: Искусство, 1986. С. 272−293.
  153. В.В. Самосознание личности. — М.: МГУ, 1983. — 284 с.
  154. JI.H. Природа эстетической ценности. — М.: Политиздат, 1972. -351с.
  155. Структура и движущие силы учебно-воспитательного процесса: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Загвязинского. — Тюмень: ТГУ, 1977. 140 с.
  156. В.А. Рождение гражданина // Избр. пед. соч.: В Зх т. — М.: Педагогика, 1979. Т.1. — С.267−270.
  157. В.Э. Изучение ценностных отношений у студентов в сфере знаний // Педагогическое образование, 1976. № 11. — С. 85−94.
  158. М.Б. Восприятие искусства как творчество // Вопросы методологии и социологии искусства — JL: Наука, 1988. С. 26−31.
  159. А.В. Искусство понимать искусство. М.: Педагогика, 1990. — 159 с.
  160. Е.Н., Дукаревич М. Э. Художественное восприятие живописи и структура личности // Творческий процесс и художественное восприятие. — Л.: Наука, 1978.-277 с.
  161. В.П. Избранные философские труды. Л.: ЛГУ, 1988. — 344 с.
  162. В.В. Ценностные отношения как средство самосохранения социальной структуры // Ценностные ориентации и массовая коммуникация. -Тарту:ТГУ, 1968.-С. 13−15. с
  163. Ю.А. Сигналы эстетической информации. — М.: Наука, 1971. — 110 с.
  164. Философский энциклопедический словарь / Е. Ф. Губский и др. — М.: ИНФА-М, 1999.-576 с.
  165. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  166. Н.М. Проблемы художественного восприятия. Поиски и перспективы комплексного подхода // Художественное творчество: Вопр. комплекс, изуч. — JL: Наука, 1982. — С. 150−166.
  167. И.Ф. Как активизировать учение школьников: Дидактические очерки. — Минск: Народная асвета, 1975, 208 с.
  168. Художественное творчество и проблемы восприятия. — Калинин: КГУ, 1990.-143 с.
  169. H.JI. Развитие человека и воспитывающая функция образования: В 2-х ч. Челябинск: ЧелГУ, 2002. 4.2
  170. Ценностные ориентации и интересы школьников: Сб. науч. тр. / Под ред. Т. Н. Мальковкой. М.: АПН СССР, 1983. — 126с.
  171. П.В. Деятельность учащихся как основа реализации их сущностных сил // Управление развитием инновационных процессов в системе современного образования: Сб. науч. тр. / Под ред. Аменда А. Ф. — Челябинск: ЧелГУ, 1997. С. 34−37.
  172. Шор Ю. М. Художественное переживание как процесс // Методологические проблемы современного искусствознания. JL: Наука, 1980. Вып. З, С. 34−35.
  173. Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырёва. -М.: МГУ, 1982,-С. 55−60.
  174. Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности. — Киев: Наукова думка, 1989. 118 с.
  175. А.А. Восприятие музыкального произведения как форма общения // Искусство и общение. — Л.: ЛГТМ и К, 1984. — С. 138 — 166.
  176. Н.Е. Новое воспитание. — М.: Пед. об-во России, 2000. — 128 с.
  177. Н.Е. Образ жизни, достойной Человека и его формирование у школьника. — Смоленск, 1995. — 64 с.
  178. С. Избр. пр-я в 6-ти т. — М., 1964. Т.2. С. 171.
  179. Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 224 с.
  180. Эстетическое воспитание в школе / Вопросы системного подхода: Сб.науч.тр. / Под ред. Б. Т. Лихачёва. — М.: Педагогика, 1980. — 132 с.
  181. Эстетическое воспитание школьников: Сб.науч.тр. / Под ред. А. И. Бурова, Б. Т. Лихачёва. М.: Педагогика, 1974. — 301 с.
  182. Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза: Сб. науч. тр./ Под ред. Л. П. Печко. — М.:ИХО РАО, 2003.-202 с.
  183. И.С. Технология личностно-ориентированного образования // Библ. журн. «Директор школы», вып. № 7 — М.: Сентябрь, 2000. — 175 с.
  184. П.М. Психологические предпосылки эстетического воспитания // Сов. педагогика. 1966, № 4
  185. П.М. Психология чувств и мотивации. — М.: Педагогика, 1988.
  186. А.И., Тарасенко Е. Ф. Практика — познание мировоззрение. — Киев: Наукова думка, 1980. — 270 с.
  187. Broke H. Interpersonal Perception of Joung children. Egocentrism or Empathy? — «Developmental Psychologu», — Wush, 1971, Vol. 5.
  188. Feshbach N. Empathy: An Interpersonal Process. Paper presented at the Annual Meeting of Fmerican Psychological Association, Montreal, Canada Ang, 1973.
  189. Kluckhohn C. Values and Value Orientations in the Theory of Action // Toward a General Theory of Action / T. Parsons, E. Shils (Eds.). Cambridge: Harvard UP, 1951.- P. 388−433.
  190. Tatarkiewicz W. A history of six ideas: an essay in aestetics / pwn. Warszawa: Polish scaentific publishers, 1980. 383 p.
Заполнить форму текущей работой