Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принципы построения правового государства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для реализации принципа «разделения власти» автор предлагает обратить особое внимание на систему сдержек и противовесов в государственном управлении. В большинстве случаев целесообразно выдвигать некие процедурные способы постоянного взаимодействия властных государственных структур в целях выработки согласованных решений на основе взаимного удовлетворения интересов и оправданных компромиссов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Свободное гражданское общество как принцип построения правового государства
  • Глава II.
  • Представительная основа государственной организации
  • Глава III.
  • Верховенство закона в организации и функционировании государственной власти
  • Глава IV.
  • Структурное разделение государственной власти. Равновесие и взаимодействие

Принципы построения правового государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования.

В Конституции РФ записано: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Провозглашение государства Российского в качестве правового является очень важным фактом, так как далеко не все конституции даже развитых демократических государств содержат подобные положения. Вместе с тем, признание Российского государства правовым на сегодняшний день надлежит рассматривать скорее не как реальность, состоявшееся явление, а как одну из первостепенных задач, которую еще предстоит решить в ходе реформирования России и создания свободного гражданского общества. Правовое государство как содержательная идея (теория, концепция), а затем и как политическая практика имеет свою историю. Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления взаимосвязанности государственной власти, права и гражданского общества. Главным в построении правового государства как управленческой структуры общества становится разработка принципов организации внутренней структуры и функционирование государственной власти. В современных условиях децентрализации и демократизации государственного управления значимость идеи построения правового государства постоянно возрастает. Акцент делается на необходимость защиты личности и общества в целом от необоснованного вмешательства государственных органов и должностных лиц в частную жизнь граждан.

За всю историю своего существования теория правового государства обозначила целый ряд основополагающих принципов построения правового государства. Совместно с развитием общества непременно происходит процесс обновления заложенных в них идей. Однако большое количество накопленного фактического и теоретического материала, по мнению автора, требует сегодня нового обобщения, что позволит более четко обозначить пути дальнейших теоретических исследований. Поэтому целью данной работы стал также анализ конкретных принципов, уточняющих современное содержание и направленность развития базовых принципов правового государства.

Диссертант обращает внимание на интенсивное развитие тенденций заимствования в отечественной правовой науке идей и концепций правового государства, которые исторически сформировались, а отчасти и воплотились в ряде ведущих стран мира. Однако при этом не проводится должная корреляция заимствованных квинтессенций со спецификой Российского государства, его историко-культурологических аспектов.

Между тем, процесс формирования демократического государства в России, по-видимому, не может базироваться на простом заимствовании принципов построения правового государства, применяемых в ряде ведущих зарубежных стран. Безусловно, общепризнанные фундаментальные принципы построения правового государства обязаны пронизывать всю структуру государственной власти. Но, применяя их на иной культурно-исторической почве, необходимо их исследовать с учетом российской государственности и осуществлять в форме, соответствующей российской национально-правовой системе.

Состояние научной разработанности темы.

Исследование большого количества работ по теме данной диссертации показало, что проблема построения правового государства актуальна на протяжении всего исторического процесса и освещается с момента зарождения государства как особая структура управления общественными делами.

Идеи о сущности правового государства в свое время высказывали Аристотель, Г. Гроций, Т. Джефферсон, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Платон, Б.Спиноза. Суждения этих мыслителей оказали большое влияние на формирование и развитие государственно-правовой теории и практики, создав в итоге философскую основу правовой государственности.

Отталкиваясь от созданной философской базы, и учитывая специфику исторического развития, немецкие философы и юристы основательно и многосторонне развили и расширили концепцию правового государства.

В конце XIX — начале XX вв. начинает активно разрабатываться концепция правового государства и в России. Русские юристы-государствоведы Алексеев АС., Гессен В. М., Градовский А. Д., Кистяковский Б. А., Ковалевский М. М., Кокошкин Ф. Ф., Котляревский С. А., Новгородцев П. И., Ренненкампф Н. К., Шершеневич Г. Ф., Якушин В. Е. и другие провели обстоятельную работу по обоснованию необходимости формирования российской государственности на новых правовых основах и внедрения принципов правового государства в России.

В начале 20-х годов XX столетия вопросы взаимоотношения общества и государства стали рассматриваться с принципиально иных позиций. Так Кареев Н. И., Петражицкий Л. И., Пашуканис Е. Б. и другие при рассмотрении этих взаимоотношений отдавали приоритет обществу, подчеркивая в своих работах примат права над государством. Однако уже к концу 20-х годов эти подходы были отвергнуты.

В последующие годы социально-политическая теория и практика стали рассматривать государство лишь как инструмент социалистической реконструкции и строительства нового общества. Право понималось только в качестве средства осуществления такой государственной политики.

В конце 70-х годов в научной теории права возрождается интерес к изучению проблем общества и государства, к идее построения правового государства в СССР. С началом становления демократической России количество публикаций по этой тематике, постепенно возрастает.

В философской и социологической литературе преобладают ретроспективно-методологические и культурологические подходы к взаимоотношениям общества и государства. Среди авторов, исследующих указанные проблемы, можно назвать Афанасьева В. Г., Бутенко А. П., Заславскую Т. И., Фролова И. Т. и других.

Политико-правовым сторонам взаимоотношений государства и гражданского общества, а также проблеме формирования правового государства посвящены работы Алексеева С. С., Атаманчука Г. В., Батурина Ю. М., Барцица И. Н., Бурлацкого Ф. М., Ефимова В. И., Ильинского И. П., Керимова Д. А., Кудрявцева В. Н., Лившица Р. З., Мальцева Г. В., Манова Г. Н., Марченко Н. А., Нерсесянца B.C., Сахарова Н. А., Топорнина Б. Н., Туманова В. А., Шахназарова Г. Х., Экимова А. И., Энтина JI.M. и других.

Несмотря на значительное количество работ, затрагивающих различные аспекты взаимоотношений гражданского общества и государства, пока еще не проведено специальное исследование, рассматривающее теоретические и практические принципы построения правового государства применительно к специфике социально-политического устройства непосредственно в Российской Федерации. Углубленного анализа и осмысления требуют также те политико-правовые процессы, которые отражают и сопровождают изменения взаимоотношений и взаимодействий государства и общества в современных условиях.

Предмет диссертационного исследования.

Предметом данной работы являются принципы построения правового государства как руководящие положения, основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности гражданского общества, определяющие сущность всей системы правового государства.

11ель диссертаиионного исследования состоит в анализе и синтезе основных принципов построения правового государства, с точки зрения возможности их применения для построения правового государства в Российской Федерации, также в рассмотрении и обосновании теоретических и практических проблем взаимоотношения гражданского общества и государства, возникающих при построении правового государства.

Указанные цели определили постановку следующих задач исследования:

— анализ теоретико-методологических предпосылок построения правового государства;

— раскрытие содержательной основы принципов построения правового государства;

— определение возможных специфических форм, в которых целесообразно применение принципов построения правового государства в реальных условиях Российской Федерации;

— выявление наиболее рациональных механизмов реализации данных принципов в Российской Федерации.

Методологическая и теоретическая основа диссертационного исследования.

Исходя из поставленных в работе задач, методологическую основу данной работы составляют исторический, системно-логический и сравнительно-правовой методы исследования.

В диссертационной работе использованы положения и теоретические выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных юристов и философов, в которых исследуются проблемы взаимоотношения гражданского общества и государства, а также принципы формирования правового государства.

Диссертационное исследование потребовало изучения работ по политологии, зарубежному государствоведению и других литературных источников.

Работа обобщает и анализирует нормативные материалы, а также политико-правовую практику России и других стран.

Нормативную основу диссертации составили: Конституция Российской Федерации, российское и зарубежное законодательство. За основу взято законодательство Российской Федерации.

Научная новизна диссертаиионной работы.

Проведенное диссертантом исследование является первым комплексным анализом, который раскрывает возможные формы реализации основных принципов правового государства в России.

Раскрыта системная сущность основных принципов построения правового государства и показана их взаимная обусловленность.

В работе проанализированы и представлен на защиту ряд самостоятельных выводов, положений и рекомендаций, которые несут в себе элементы новизны и состоят в следующем:

— обоснованы содержательные подходы к определению понятия правового государства. Правовое государство рассматривается как социально-организованная структура с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, которая посредством закона и государственной власти самоограничивает себя тем, что формирует свободное гражданское общество;

— описан принцип органического вмешательства государственных структур в общественную и личную жизнедеятельность, обеспечивающий и гарантирующий свободное гражданское общество, определенное взаимное ограничение государства и общества, а также меру влияния государственной власти на деятельность человека;

— раскрыта сущность принципа представительства как основы демократической государственной организации правового государства, заключающаяся в том, что система государственной власти и, конкретно, государственный аппарат должны быть открыты для общества, воспринимать его потребности, волю и интересы, постоянно и демократическим путем обновляться за счет профессионально подготовленных граждан;

— осуществлен сравнительно-правовой анализ содержания и механизмов принципа верховенства закона в условиях Российской Федерации на современном этапе, обеспечивающийся режимом законности;

— представлен новый анализ принципа разделения власти, в котором акцент сделан на действующую Конституцию РФ.

Обоснованы пути реализации принципа разделения власти в Российской Федерации, где Президент РФ как глава государства, призван олицетворять и обеспечивать государственную целостность и единство, эффективное функционирование всех ветвей власти.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Полученные в результате проведенной работы выводы позволяют уточнить и дополнить ряд теоретико-методологических положений в концепции построения правового государства.

Теоретические положения диссертационного исследования могут быть использованы при работе над совершенствованием российского законодательствав качестве методических разработок, применяемых при составление учебных программ на курсах повышения квалификации руководящих работников государственного аппарата управления, аспирантов и слушателей РАГС, для преподавания определенных тем по юридическим и другим общественным дисциплинам в учебных заведениях, а также как материал для последующих научных исследований.

Апробаиия результатов диссертаиионного исследования.

Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждены на проблемных группах и заседаниях кафедры государственного управления и правового обеспечения государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте РФ, а также нашли отражение в публикациях автора.

Структура диссертационного исследования.

Цели и задачи, поставленные в работе, обусловили структуру данной работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

Рассматривая комплекс правовых механизмов в качестве основной направляющей функции развития свободного гражданского общества, диссертантом утверждается несомненный приоритет Права по сравнению с иными организующими началами социального преобразования, таких как: Политика, Экономика и Экология.

На наш взгляд, приведенное исследование доказывает правомерность такого подхода, поскольку именно Закон обладает уникальным свойством придавать свободноразвивающемуся во всех направлениях обществу некоторую жесткую внутреннюю структуру, которая объединяет отдельные социальные группы и этносы в единый организм — человечество.

Подобная интеграционная роль Права детерминирует его сложную конструкцию, в которую, в качестве взаимодополняющих и взаимозависимых элементов, включаются все формы социальных отношений. Таким образом, право представляет собой управляющую систему, которая, используя принцип самоограничения, позволяет обществу эволюционировать к более совершенным формам своего развития.

Обращаясь к идее построения правового государства в реальных социо-культурных условиях, диссертантом предложен анализ четырех основных принципов, реализация которых может способствовать укреплению законности в государственном управлении.

Правовым государством, по мнению автора, следует считать такое государство, для которого создаваемая им государственная власть является законодателем юридической нормы. Подобное государство неизбежно всю свою деятельность должно строить на взаимодействии правовых норм и ими же ограничиваться. Таким образом, правовое государство, рассматривается автором, как социальноорганизованная структура с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, которая посредством закона и государственной власти самоограничивает себя тем, что формирует свободное гражданское общество.

Рассматривая государство с различных точек зрения, автор указывает на первостепенное значение для него гражданского общества. Государство создано им для своего блага и поэтому не имеет законных оснований подавлять гражданское общество. Функционально завися от гражданского общества, государство достаточно «чувствительно» к его требованиями и именно свободное гражданское общество может сделать свое государство правовым. Поэтому автор полагает, что наиболее значимым принципом правового государства должен стать принцип свободного гражданского общества. Проблемы свободного гражданского общества являются точкой отсчета и все базовые (исходные), исторически сложившиеся принципы построения правового государства должны быть проанализированы с позиций этого принципа.

Установление верховенства закона немыслимо без глубокого проникновения правовых устоев во все структуры государственного механизма. В связи с этим, диссертант обращает внимание на следующий важный принцип построения правового государства — верховенство закона в организации и функционировании государственной власти.

Законы должны исполняться всеми гражданами независимо от звания или занимаемого поста, любых иных специфических признаков. Данный принцип тесно связан с упрочением сознательной дисциплины в трудовых отношениях, хозяйственной жизни и в быту. Так как реформы могут базироваться только на прочной дисциплине всего населения.

Конечно, существуют недостатки в текущем законодательстве. Его нормы подчас носят чисто декларативных характер, то есть отсутствует механизм обеспечения и реализации многих нормативных положений. Иногда статьи и пункты в законах больше напоминают призыв или лозунг. В действительности же в юридическом предписании должно быть четкое указание на права и обязанности лиц и органов, на которое оно распространяет свое действие, а также меры, обеспечивающие ответственность на случаи нарушения статьи или пункта закона.

Следует помнить, что при построении правового государства неприемлемы две крайние формы законности. Первое — это отрицание значения закона. И второе — чрезмерное преувеличение роли правовой формы, ее возможностей воздействия на общественную жизнь. Реальная эффективность закона лежит в компромиссе между этими крайностями.

Верховенство закона немыслимо без глубокого проникновения правовых устоев во все структуры государственного механизма. Все институты государственной власти обязаны соблюдать законность и нравственность.

Проблема нравственных устоев в руководящем составе государства, наверное, наиболее значима. Это связано с тем, что кадры государственной службы создают лицо государства, его стиль, принципы и законы. Нравственность в государственном управлении становится понятием государственного масштаба, так как государственная служба является индикатором государства. Поэтому и государство, и общество должны заниматься этой проблемой: проводить политику на нравственность. Это, в свою очередь, должно отразиться в гарантированности защиты прав, свобод, чести и достоинства граждан.

Правовое государство представляет собой форму организации политической власти. Эта форма основывается не только на сложнейшем сочетании принципов господства права во всех сферах общественной жизни, но и на принципе разделения властей.

Рассматриваемый принцип подразумевает, что все три ветви власти одинаково важны, но имеют разные компетенции, механизмы формирования и функционирования. Однако на сегодняшний день все же в высших государственных структурах власти отдельные органы или должностные лица продолжают играть более значительную роль, нежели другие, чем нарушается один из центральных принципов построения правового государства. Так наблюдается зависимость выделения той или иной формы власти от вида политического устройства страны.

Рассматривая принцип «разделения власти», следует обратить особое внимание на роль института президентства. Необходимо учитывать, что институт президентства не относится к принципу разделения государственной власти. По Конституции РФ Президент является главой государства, и, следовательно, призван обеспечивать необходимое согласование деятельности различных ветвей властизаконодательной, исполнительной и судебной, то есть выполняет противоположную принципу «разделения власти» роль.

Особого внимания, по мнению диссертанта, заслуживает проявление принципа «разделения власти» в отношении судебной ветви власти, которое в юридическом аспекте ныне весьма затруднительно, поскольку до сих пор не определенны полномочия, порядок образования и деятельность всех звеньев судебной власти в Российской Федерации. Причина подобного положения дел, по-видимому, кроется в отсутствии соответствующих законодательных актов.

Для реализации принципа «разделения власти» автор предлагает обратить особое внимание на систему сдержек и противовесов в государственном управлении. В большинстве случаев целесообразно выдвигать некие процедурные способы постоянного взаимодействия властных государственных структур в целях выработки согласованных решений на основе взаимного удовлетворения интересов и оправданных компромиссов, то есть сдерживания сторон в их амбициях, эгоизме и неразумных действиях. Возможно они включат в себя лишь весомые средства воздействия, типа президентского вето, роспуска парламента или, напротив, импичмента.

Важным моментом в построении правового государства является институт представительства. Ведущее положение данного принципа связано с чрезвычайной важностью принципа народовластия, ибо отличительным свойством правового государства является народ как единственный источник власти и носитель его суверенитета. Таким образом, насколько действенным будет институт представительства, настолько можно говорить о построении правового государства в данной стране.

По мнению диссертанта, в связи с расширением представительной основы народовластия может возникнуть ситуация, в которой интересы гражданского общества будут ущемлены. Чтобы этого не произошло необходимо:

— прописывать в конституциях государств фундаментальные соглашения государства с народом. Конституция должна иметь статус основного закона, это означает, что все остальные законы на любом уровне обязаны соответствовать конституции, все правительственные структуры и действия обязаны согласовываться с конституционными нормами. При этом конституция не должна превращаться в не более чем церемониальные или программные документы;

— обратить особое внимание на процесс выборов законодательных органов и руководящих представителей исполнительной власти по системе, гарантирующей постоянную подотчетность, а также действующий механизм их отзыва. На практике выборы должны быть всеобщими, прямыми, свободными, равными, при тайном голосовании и имеющими смыслсоздать условия препятствующие объединению политических партий с государством или контролю политических партий над выборным процессом представительных органов;

— расширить систему постоянного контроля избирателей за своими представителями и предоставить возможность знакомиться с отчетом представительных органов о своей деятельности. Это позволит держать выборные официальные лица в непосредственной близости к народуосуществлять судебный надзор за законностью деятельности представительных органов, а при необходимости применять меры юридической ответственности к членам представительных органов властиразработать правовое обеспечение правил этики в представительных органах, так как именно представительные органы являются «лицом государства», осуществляющих власть, данную им народом.

Государство призвано не только соблюдать частные интересы своих граждан, но и общества, а также и самого государства, как целого. Поэтому принципы правового государства обязаны учитывать как частные, так и общественные интересы. Их формирование должно строится с учетом общечеловеческих ценностей и мировой практики.

Вместе с тем необходимо постоянно помнить о том, что, рассматривая идеи и концепции правового государства, воплотившиеся в ряде развитых стран, мы имеем дело с одной из частных форм данных принципов, реализованных в конкретно-исторических культурных условиях. Здесь особое значение приобретают социально-экономические и политико-правовые параметры данной страны. Поэтому важно различать теоретические подходы к правовому государству, имеющиеся, например, в.

Америке, Англии, Франций, Германии и других странах, и практическую их реализацию в условиях РФ.

Задачей юридической науки является анализ и последующий синтез огромного исторического опыта существования концепции правового государства. Но одни теоретические разработки немыслимы без применения их на практике. Необходимо внедрять наиболее насущные идеи построения правового государства в жизнь, ибо правовое государство — это цель к которой стремится все прогрессивное человечество.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Документы и нормативно-пра&вые акты
  2. Конституция Российской Федерации М.: Юр. лит-ра, 1993 г., 96с.
  3. Конституция Российской Федерации (Основной закон)// Известия -М., 1992 г.
  4. Конституция СССР (Основной закон) М.: Юр.лит., 1990 г., 48с.
  5. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» М.:РАУ-Корпорация, Обозреватель, 1995 г., С.5−30
  6. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ"// Сб. федеральных конституционных законов и федеральных законов. Выпуск 1 М.: Известия, 1995 г., С.3−39
  7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации -М.:РАУ-Корпорация, Обозреватель, 1995 г., С.35−117
  8. Закон РФ о Президенте РСФСР// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991 г. М., N 17, ст.512
  9. Федеральный закон «О выборах Президента» 17 мая 1995 г.// Российская газета М., 1995 г., 23 мая
  10. Федеративный договор// Российская газета М., 1992 г.
  11. Закон РСФСР о гражданстве РСФСР// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ М., 1992 г., N 6, ст.243
  12. Закон РСФСР о Конституционном Суде РСФСР// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР М., 1991 г., N 20, ст.621
  13. Декларация прав и свобод человека и гражданина// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР М., 1991., N 52, ст. 1865
  14. Закон РФ «О статусе судей в РФ» (Кодекс) 1995 г.
  15. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов"// Российская газета М., 1994 г., 6 апреля
  16. Указ Президента РФ «Об обеспечении взаимодействия Президента и Правительства» 10 июня 1994 г.// Российская газета М., 21 июня 1994 г.
  17. Указ Президента РФ «О Контрольном управлении Президента РФ» 24 мая 1994 г.// Российская газета М., 2 июня 1994 г.
  18. Указ Президента РФ «Об управлении Президента РФ по работе с обращениями граждан» 22 мая 1995 г.// Российская газета М., 26 мая 1995 г.
  19. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)» 24 февраля 1994 г.// Российская Федерация М., 1994 г., 109с.
  20. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР о Федеративном Договоре// Народный депутат М., 1990 г., N 12, С.30
  21. Декларация «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики"// Сборник актов РСФСР о государственном суверенитете, Союзном договоре и референдуме (с комментариями) -М.:Советская Россия, 1991 г.
  22. Документы копенгагенского совещания конференции по человеческому изменению// Советское государство и право М., 1990 г., N11
  23. Комментарий к Конституции Российской Федерации М.:БЕК, 1994 г., 437 стр.
  24. Конституция СССР: Политико-правовой комментарий М., 1982 г., 398с.
  25. П. Книги. монографии и сборники
  26. А.С. Безответственность монарха и ответственность правительства М., 1907 г., 71 с. 2,2. Алексеев A.C. К учению о юридической природе государства и государственной власти М., 1985 г.
  27. С.С. Правовое государство судьба социализма: научный публицистический очерк — М.: Юр. лит-ра, 1988 г., 174с.
  28. С.С. Государство и право М.: Юр. лит-ра, 1994 г., 190 с.
  29. Аристотель Афинская полития. Государственное устройство Афинян М.: Соцэкгиз, 1937 г., 254 с.
  30. Аристотель Политика/ Соч. в 4-х томах, т.4 М.: Мысль, 1983 г., С.375−644
  31. Г. В. Лекции на тему: «Государство как субъект управления общественными процессами» М.: РАГС, 1995 г., 17с.
  32. Г. В. Управление социальная ценности и эффективность -М.:РАГС, 1995 г., 145с.
  33. В.Г. Социальная информация М.:Наука, 1994 г., 201с.
  34. А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение Томск: изд-во Томского университета, 1988 г., 100 с.
  35. Ю.М., Лившиц Р. З. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществлению М.: Наука, 1989 г., 253с.
  36. Ф.М. Новое мышление: Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах/2-е изд. М.: Политиздат, 1989 г., 431с.
  37. Л 3 Бутенко А. П. Власти народа посредством самого народа: о соц. самоупрвлении М.: Мысль, 1988 г., 203с.
  38. Верховенство права// Сборник/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992 г., 216 с.
  39. Гегель Г. М. Ф. Работы разных лет в 2-х томах. т, 2 М.:Мысль, 1973 г., 630с.
  40. Гегель Г. М. Ф. Философия права М.: Мысль, 1990 г., 524с.
  41. К. Об уме. Соч. в 2-х томах, т.1 М., 1955 г.
  42. В.М. О правовом государстве М., 1906 г., 62с.
  43. В.М. Теория правового государства С.-П., 1913 г.
  44. В.М. Теория конституционного государства- лекции, читанные студентам Экономического отд.С.-П.- Политичехнического института им. Петра Великого/изд. 3-е С.-П., 1914 г., 299с.
  45. В.М. Теория правового государства. Политический строй современных государств, т.1 С.-П., 1905 г.
  46. Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского М.: Соцэкгиз, 1936 г., 503с.
  47. Т. Философские основания учения о гражданине М., 1914 г., 269 с.
  48. П.А. Естественная политика или беседы об истинных принципах управления. Избр.произв. в 2-х томах, т.2 М., Соцэкгиз: 1963 г.
  49. Государственное право Германии в 2-х томах М., 1994 г.
  50. А.Д. Политические теории XIX века, т. 3 С.-П.: тип. Стасюлевича, 1899 г., 625 с.
  51. Г. О праве войны и мира М.: Госюриздат, 1956 г., 868 с.
  52. А. Введение в теорию демократии/Пер.с англ. М., 1992 г.
  53. В.И. Система государственной власти М.: Универсум, 1994 г., 153 с.
  54. С. Российские Соединенные Штаты (Федеративная Республика) М.: Набат, 1917 г., 47с.
  55. A.B. С.Ю.Витте дипломат — М., 1989 г.
  56. A.C. Русское общество и революция М., 1910 г., 273 с.
  57. Д. Основы президентской власти М., 1917 г., 30с.
  58. И.А. О сущности правосознания Мюнхен, 1956г.
  59. И.П. Социалистическое самоуправление народа М.: Мысль, 1987 г., 237 с.
  60. Н.И. Конституционное движение 60-х годов С.-П., 1906 г., 155 с.
  61. История политических и правовых учений/Под ред. Нерсесянца B.C.- М.: Юр. лит-ра, 1988 г., 815 с.
  62. И. Сочинения в 6-ти томах, т.4, ч.2 М.: Мысль, 1965 г., 478 с.
  63. И. Сочинения в 6-ти томах, т. 6 М.: Мысль, 1966 г., 743с.
  64. Н.И. Происхождение современного народно-правового государства. Исторический очерк конституционных учреждений и учений до середины XIX века С.-П., 1908 г., 496с.
  65. Д.А. Конституция СССР и развитие политико-правовой теории М.: Мысль, 1979 г., 196с.
  66. .А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права М.: тип. Сабашниковы, 1916 г., 704с.
  67. М.М. Очерки по истории политических учреждений России С.-П., 242 с.
  68. М.М. Предисловие к книге Вудро Вильсона * «Государство» М., 1905 г., С.3−5
  69. А.И. Краткий словарь-справочник по теории государства и права М., 1994 г., 95с.
  70. Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву/изд. 2-е М.: тип.Бр.Башмаковы, 1912 г., 306 с.
  71. Конституции буржуазных государств М., 1982 г.
  72. Н.М. Русское государственное право, т.1 С.-П., 1909 г., 632с.
  73. С.А. Власть и право. Проблема правового государства- М., 1915 г., 417 с.
  74. Курашвили Б. П. Демократия 5050, Опыт словаря нового мышления -М.: Прогресс, 1989 г.
  75. Куда идет Россия? .: Альтернативы общественного развития. N 1: Междунар. симп., 17−19 декабря 1993 г./ Под ред. Заславской Т. И., Арутюнян JLA. М.:Интерпракс, 1994 г., 320с.
  76. В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский/Полн.собр.соч., изд. 5-е, т.37 М.: Политиздат, 1974 г., С.101−110
  77. Дж. Избранные философские произведения в 2-х томах, т.2 -М.: Соцэкгиз, 1960 г., 532 с.
  78. Н. Государь С.-П., 1869 г., 502 с.
  79. В.В. Конституции буржуазных стран М., 1968 г., 195с.
  80. A.A. Советская Конституция Харьков: Юр. изд-во Наркомюста УССР, 1928 г., 479 с.
  81. Г. Н. Государство и политическая организация общества М-: Наука, 1974 г., 320 с.
  82. К. К критике гегелевской философии права/Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т. 1 М.: Политиздат, 1954 г., 219−368 с.
  83. К. Критика готской программы/ Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т. 19 М: Политиздат, 1961 г., С.9−32
  84. Материалисты Древней Греции М: Госполитиздат, 1955 г., 239 с.
  85. П.Н. Воспоминания М.: Политиздат, 1991 г., 525 с.
  86. A.A. Государственное право США М.: Наука, 1976 г., 207 с.
  87. A.A. Принцип разделения властей в конституционном механизме США М.: Наука 1984 г.
  88. Ш. Л. О духе законов. Избранные произведения М.: Госполитиздат, 1955 г., 800с.
  89. А. Теория конституционализма и самоуправления Рудольфа Гнейста Ярославль, 1881г., 49 с.
  90. B.C. История идей правовой государственности М.: РАН инст-т государства и права, Акад. правовой ун-т, 1993 г., 16с.
  91. B.C. Концепция советского правового государства в контексте истории учений о правовом государстве/Под ред. Топорнина Б. Н. М., 1989 г.
  92. Г. Что такое правовое государство С.-П., 1906 г., 67 с.
  93. Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства М.: Наука, 1980 г., 271с.
  94. Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности/изд. 2-е, т.1,2 С.-П-, 1909,1910гг.
  95. Платон Государство/Сочинения в 3-х томах, т. З М.: Мысль, 1972 г., 678 с.
  96. A.A. Учение Гегеля о праве и государстве М.: ПАИМС, 1993 г., 479с.
  97. К. Открытое общество и его враги. т1 Чары Платона/Пер. с англ. — М.:Междунар.фонд «Культурная инициатива», 1992 г., 428с.
  98. Президент и парламент: сотрудничество и конфликты М.: РАУ, 1993 г.
  99. В.Н. Правовое государство и народный суверенитет -Одесса, 1908г.
  100. Л.М. Правовое государство М., 1906 г.
  101. . Трактаты М.: Наука, 1969 г., 703 с.
  102. H.A. Институт президентства в современном мире М.: Юр. лит-ра, 1994 г., 176 с.
  103. Социалистическое правовое государство: концепция и пути. реализации М: Юр. лит-ра, 1990 г., 318 с.
  104. М.М. План государственного преобразования (введение к Уложению государственных законов 1809 г.) М.: Русская мысль, 1905 г., 359с.
  105. Становление гражданского общества и правового государства в Российской Федерации//Сборник работ докторантов, аспирантов и соискателей в 2-х частях М.: РАУ, 1993 г., ч.1 — 228с., ч.2 — 197с.
  106. Дж.А. Введение: корни разделенной демократии/Пер.с англ.//Сб.: Президент и парламент. Сотрудничество и конфликты М.: РАУ, 1993 г., С.3−6
  107. Теория права: новые идеи. Выпус 3 М.: РАН ин-т государства и права, 1993 г., 79с.
  108. В. Четыре свободы С.-П., 1906 г.
  109. А. О демократии в Америке М.: Книжное дело, 1897 г., 620 с.
  110. И.Т. Перспективы человека М.:Политиздат, 1979 г., 336с.
  111. М.Т. Диалоги. О государстве. О законах М.: Наука, 1966 г., 224 с.
  112. Цицерон Сочинения т. З, ч.2 М., 1972 г.
  113. В. Заря правовой реформы (апрель 1985 г.- июнь 1989 г.) -М.: Прогресс, 1990 г., 271 с.
  114. Г. Х. Цена свободы: Реформация Горбачева глазами его помощников М.:Россинка:Зевс, 1993 г., 624с.
  115. Г. Ф. Общая теория права. Выпуск 1 М.:изд-во Башмаковых, 19 Юг, 320с.
  116. А.И. Коркунов (Из истории политической и правовой мысли) М: Юр. лит-ра, 1983 г., 96с.
  117. А.И. Справедливость и социальистическое право Л.: изд-во ЛГУ, 1980 г., 119с.
  118. Ф. Согласительное заседание 4 июля (статья вторая)/Маркс К, Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т. 5 М.: Политиздат, 1956 г., 199−207 с.
  119. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства/ Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т. 21 М.: Политиздат, 1961 г., 23−178 с.
  120. Л.М. Разделение властей: опыт современных государств М.: Юр. лит-ра, 1995 г., 175с.
  121. Л.С. Социализм: право и общественный прогресс М.: Юр. лит-ра, 1990 г., 159с.
  122. В.Е. Государственная власть и проекты государственной реформы в России. С приложением конституции Никиты Муравьева -С.-П., 1906 г., 161 с.
  123. ПТ. Статьи в журналах,. сборниках, газетах
  124. Л.И. К вопросу об общем понятии права//Государство и право М., 1993 г., N 6, С.128−139
  125. М.В. Правовое государство: от идеи к практике// Коммунист -М., 1989 г., N 6, С.38−47
  126. И.Н. Концепция суверенитета в Конституции России// Российская Федерация М., 1995 г., N 2, С.56−58
  127. И.Л. Факторы, влияющие на государственность// Государство и право М., 1993 г., N 7, С. 21−30
  128. А.Д. Проблемы судебной реформы// Советское государство и право М., 1991 г., N 4, С. 13−23
  129. В расчете на мудрость и понимание. Президент предложил свое видение закона о статусе депутата// Российская газета М., 1994 г., 12 мая
  130. O.A. Социалистическое правовое государство и социальный прогноз// Сб.:Соцалистическое правовое государство М., 1989 г.
  131. Дисциплина пока хромает. Но правительство уже наказывает виновных// Российская газета М., 1994 г., 6 мая
  132. Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы// Государство и право М., 1992 г., N 10, С.3−25
  133. ЗЛО Златопольский Д. Л. Новая Конституция России: слово за гражданами// Modus vivendi 1993 г., N 19 (декабрь)
  134. Л. Двенадцать лет строительства Советского Государства и борьба с оппортунизмом// Советское государство и революция права -М., 1930 г., N 1, С.7−43
  135. .А. Государство правовое и социалистическое// Вопросы философии М., 1990 г., N 6, С141−159
  136. A.B. Политическое отчуждение, политика и государство// Сб.:Политические проблемы теории государства М., 1993 г.
  137. В. В., Бородин В. В. Роль правовой культуры в формировании социалистического правового государства// Советское государство и право М., 1990 г., N 2, С.28−34
  138. Д. Монарх, а все же не самодержец// Аргументы и факты М., 1993 г., N 51 (декабрь)
  139. М.А. Публично-правовая ответственность представительных органов за нарушение закона// Государство и право М., 1993 г., N 6, С. 46−56
  140. Кто возьмет на себя грех нарушить Конституцию: Президент или законодатели?// Известия М., 1994 г., 12 мая
  141. В.Н. Взаимосвязь правового регулирования и социальных интересов// Вопросы философии М., 1987 г., N 1, С.41−51
  142. В.Н., Лукашева Е. А. Социалистическое правовое государство// Коммунист М., 1988 г., N 11, С. 44−55
  143. Ю.В. На путях правовой реформы// Коммунист М., 1988 г., N 14, С.77−86
  144. К.А. Новая Русская Конституция. Выпуск 1: проект организации высших государственных учреждений Одесса, 1917 г.
  145. .М. «Разделение властей» и опыт Советского государства// Коммунист М., 1988 г., N 16, С.42−52
  146. Р.З. Государство и право в современном обществе (новые подходы к узловым проблемам теории государства и права)// Сб.:Теория права: новые идеи. Выпуск 1 М., 1991 г., С4−28
  147. Г. В. Социалистическое правовое государство: исторический опыт и традиции// Сб.: Социалистическое правовое государство концепции и пути реализации М.: Юриздат, 1990 г., С. 114−151
  148. Г. В., Экимов А. И., Ефимов В. И. Новый российский парламент: надежды на будущее// Российская Федерация М., 1993 г., N1/13, С.33−35
  149. Г. Н. Социалистическое правовое государство: проблемы и перспективы// Советское государство и право М., 1989 г., N 6, С.3−10
  150. B.C. История идей о правовой государственности и современность// Социалистическая законность М., 1989 г., N 1, С.8−11
  151. B.C. Идеи и конструкции правовой государственности: история и современность// Сб.: Социалистическое правовое государство: концепции и пути реализации М.: Юриздат, 1990 г.
  152. JI. Судьба закона о законе// Известия М., 1994 г., 26 апреля
  153. П.И. Право и государство// Вопросы философии и психологии М., 1904 г., N 74
  154. П.И. На путях к правовому государству. Составитель, вступительная статья и комментарий Соболева А.В.// Новый мир М., 1991 г., N 12, С.202−217
  155. AM. Современный механизм системы сдержек и противовесов в зарубежных государствах// Государство и право М., 1993 г., N 12, С. 105−114
  156. Палата Общин в Британском Парламенте// Англия Лондон, 1990 г., N 115, С.2−9
  157. Н.И. Правовое государство и конституционизм// Вестник права. Книга 1 М., 1906 г.
  158. И.Л. Правовое государство и правосудие// Советское государство и право М., 1991 г., N 1, С.19−29
  159. B.C. Совершенствование законодательства об органах исполнительной власти и управления// Государство и право М., 1993 г., N 7, С.71−80
  160. Совет Европы и Россия// Российская Федерация М., 1994 г., N 19, С.34−46
  161. . Некоторые направления конституционной реформы в СССР// Социалистическая законность М., 1990 г., N 9, С.7−10
  162. В.А. Права человека и исполнительная власть// Советское государство и право М., 1990 г., N 2, С.44−51
  163. С.Е. Взгляд на правовую культуру предреволюционной России// Советское государство и право М., 1991 г., N 1, С.121−127
  164. З.М. Правовое государство: исторический опыт// Советское государство и право М., 1989 г., N 4, С.48−57
  165. В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты// Советское государство и право М., 1990 г., N 8, С.3−121. Диссертации
  166. И.Н. Категория «суверенитет» в правовой теории и практике Российской Федерации. Дис.. канд.юрид.наук/РАГС М., 1995 г., 180 с.
  167. О.Г. Гражданство Российской Федерации. Дис. канд.юрид.наук/РАУ М., 1993 г., 154 с.
  168. H.H. Эволюция высшей представительной власти в период реформирования России. Дис.. канд.плит.наук/ РАГС М., 1994 г., 174с.
  169. И.Д. Институт Президента Российской Федерации. Дис.. канд.юрид.наук/РАУ М., 1994 г., 134 с.
  170. The International Law of the future. Postulates, principles and proposals -New York, 19 441. VI. Словари. энциклопедии
  171. В. Толковый словарь живого великорусского языка М.: Рус.яз., 1989 г.
  172. .М. Должностное лицо// Энциклопедический словарь правовых знаний М., 1965 г., С.119−120
  173. С.И. Словарь русского языка М.: Рус.яз., 1985 г., 797 с
  174. Политология. Энциклопедический словарь М., 1993 г., 431 с.
  175. Советский энциклопедический словарь М.: Советская энциклопеция, 1989 г., 1632 с.
  176. Философский энциклопецический словарь/изд. 2-е М.: Советская энциклопеция, 1989 г., 815 с-
  177. Юридический энциклопедический словарь М.: Советская энциклопеция, 1984 г., 415 с.
Заполнить форму текущей работой