Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Культура прав человека не была ранее предметом исследования в науке. В отечественной литературе нет специальных работ, посвященных определению содержания данного сложного комплексного явления, его структуре, роли, проблемам формирования. Однако существенное значение для изучения культуры прав человека имеют достижения науки в области современной теории прав человека. При разработке темы автор… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Культура прав человека и конституционное правосознание в конституционно-правовой теории и практике
    • 1. Культура прав человека и конституционное правосознание как научные категории и как явления общественной жизни
    • 2. Состояние культуры прав человека и конституционного правосознания в современном российском обществе
  • Глава II. Основные направления и формы деятельности по формированию культуры прав человека и конституционного правосознания
    • 1. Основные направления формирования культуры прав человека и конституционного правосознания
    • 2. Формы деятельности государственных и общественных структур по формированию культуры прав человека и конституционного правосознания

Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Последнее десятилетие XX века положило начало коренным изменениям в российском государстве и обществе. Принятая в 1993 г. Конституция РФ легла в основу всеобъемлющей правовой реформы. Существенное развитие претерпели федеративные отношения. Происходит становление институтов гражданского общества и местного самоуправления. Начался процесс гармонизации национального права России с международными нормами, в том числе в связи с вступлением Российской Федерации в 1996 г. в Совет Европы. Усилилась интеграция России в мировую экономику в условиях глобализации и формирования информационного общества.

Однако любой переходный этап связан с определенной дезорганизацией государственных структур и противоборством политических сил, экономической нестабильностью и социальной напряженностью, преобразованием нормативных и институциональных элементов правовой системы, а также характеризуется изменениями в духовной сфере общества, обновлением мировоззрения населения.

Современное российское общество переживает кризис духовности, сопровождающийся переоценкой ценностей, сменой ориентиров и идеалов. На нынешнем этапе Россия находится в поисках собственной идентичности в условиях глобализованного мира. Но каким бы ни был путь, избранный Россией, перед государством и обществом в качестве приоритетной задачи будет стоять утверждение демократических идеалов и ценностей, ставящих во главу угла права и свободы человека.

В период кардинальной смены правовых устоев жизни российского государства и общества, формирования новой правовой системы особо значимым фактором поддержки правовых преобразований и их реализации должны стать высокий уровень правовой культуры и правосознания всех слоев общества. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретают вопросы научного исследования новых для конституционной теории и практики категорий «культура прав человека» и «конституционное правосознание», которые имеют тесную взаимосвязь с правовой культурой и правовым сознанием, опираются на демократические ценности и идеалы прав человека.

Права человека в современном мире — мощный пласт общечеловеческой культуры, без его освоения невозможно объективно оценивать всю систему сложных и противоречивых политических, правовых, социальных и экономических процессов, происходящих как в России, так и на международном уровне. Признание человека, его прав и свобод человека высшей ценностью является важнейшим достижением цивилизации, базовым конституционно-правовым принципом и основной задачей гуманизации общественной и государственной жизни, в частности гуманизации права в Российской Федерации.

Для того чтобы уважение прав и свобод человека как основы демократии в современной России стало нормой, необходимо, чтобы граждане сами осознавали свои права и свободы, имели определенные знания в данной сфере, уважали права и достоинство других людей, а также обладали практическими навыками в области их защиты. Все это — важнейшие элементы культуры прав человека, а высокий уровень культуры прав человека, в свою очередь, одна из гарантий реализации прав и свобод. Многие аспекты культуры прав человека до сих пор теоретически не обоснованы, поэтому детальное изучение и разработка основных понятий, категорий имеет важное теоретико-методологическое и практическое значение.

Культура прав человека и правовая культура, одним из важнейших компонентов которой является правовое сознание, — составные части духовной культуры общества. Вопрос о соотношении и взаимосвязи культуры прав человека с категориями «правовая культура» и «правосознание» прежде не был предметом исследования в юридической науке.

К анализу феномена конституционного правосознания как особого вида правового сознания, который не может сформироваться вне ценностей конституционализма, демократии, прав и свобод человека, в последнее время обращаются многие ученые-конституционалисты. Дальнейшая разработка новой в конституционно-правовой теории концепции конституционного правосознания как высшей формы правового сознания личности, социальных групп и общества в целом, как важнейшего показателя уровня правовой культуры и культуры прав человека российского общества и его граждан также необходима.

В Российской Федерации уровень культуры прав человека и конституционного правосознания отдельного индивида, представителей государственных структур, общества в целом невысок, доминирующими остаются конституционно-правовой нигилизм, инфантилизм, идеализм, что является существенным препятствием современным процессам модернизации, превращения Конституции РФ из декларативного документа в акт, способный обеспечить стабильность в обществе и развитие российской государственности. Россия — страна, где на протяжении многих веков отсутствовали традиции парламентаризма, утверждалась харизматическая концепция власти, что принижало значимость конституционного правосознания. При этом права человека рассматривались в нашей стране в качестве нравственной, а не юридической категории. Индивидуализм, в контексте которого развивались представления о правах человека на Западе, не был присущ российскому обществу. Эти обстоятельства оказывали серьёзное влияние на формирование в России культуры прав человека и конституционного правосознания, придав им специфические черты. Поэтому исследование современного состояния культуры прав человека и конституционного правосознания в российском обществе, а также выяснение факторов, препятствующих их формированию, разработка направлений и форм деятельности по их развитию являются актуальными с точки зрения конституционно-правового регулирования и дальнейших перспектив конституционного развития нашего государства.

Степень теоретической разработки проблемы. В качестве теоретической и методологической основы проводимого исследования использованы труды ученых, получившие научное признание в юриспруденции, философии, социологии, культурологии, теории прав человека.

Методологические подходы к пониманию сущности и определению содержания категории «культура», позволяющие выявить закономерности существования и развития таких ее подсистем, как правовая культура и культура прав человека и имеющие существенное значение для юридической науки анализировались в работах Е. А. Аграновской, А. И. Арнольдова, С. Н. Артановского, Е. А. Ануфриева, А. Ф. Гранина, В. Е. Давидовича, Ю. А. Жданова, А. А. Зворыкина, Н. С. Злобина, 10. М. Лотмана, В. А. Малахова, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, А. Моля, А. П. Семитко, Д. А. Силичева, Э. В. Соколова, Ю. Н. Солонина, Уайта Лесли А., Б. А. Успенского, А. И. Шаповалова, В. М. Чхиквадзе, Л. С. Явича и других авторов.

Множество исследований в юридической науке посвящено специальной разработке проблем правовой культуры. Этико-правовая оценка роли правовой культуры, ее гуманистического содержания, структура, соотношение с другими правовыми категориями, проблемы развития освещались в работах таких ученых как Е. Н. Агибалова, Е. В. Аграновская, С. С. Алексеев, П. В. Анисимов, В. М. Боер, Г. А. Голубева, А. Ф. Гранин, Е. А. Зорченко, И. А. Иванников, В. И. Каминская, В. В. Кожевников, О. А. Красавчиков, И. А. Крыгина, И. М. Кейзеров, В. В. Лазарев, Е. А. Лукашева, А. В. Мальков, А. Ф. Никитин, А. В. Поляков, А. Р. Ратинов, И. В. Ростовщиков, Р. К. Русинов, И. Ф. Рябко, В. П. Сальников, А. П. Семитко, Т. В. Синюкова, Е. В. Тагунов, В. П. Федорин, В. Д. Шишкин и многих других.

В исследовании еще одного института общей теории права — правового сознания российская юридическая наука продвинулась далеко вперед. Классическими образцами российской юриспруденции стали работы авторов дореволюционной России Б. А. Кистяковского, П. И. Новгородцева, И. А. Ильина. Отечественная юридическая наука создала основы общей теории правосознания, глубоко изучены понятие, сущность, структура, функции, виды и уровни правового сознания, диалектика его формирования и развития, взаимосвязь с другими явлениями правовой действительности, виды, причины и пути преодоления его деформации. Значительный вклад внесли работы С. С. Алексеева, П. П. Баранова, В. И. Бегинина, К. Т. Вельского, Н. JI. Граната, Н. И. Козюбры, В. В. Лазарева, Е. А. Лукашевой, Е. В. Назаренко, А. Н. Окары, Г. С. Остроумова, И. Ф. Покровского, Д. А. Потопейко, А. Р. Ратинова, И. Ф. Рябко, В. А. Сапуна, Н. Я. Соколова, Э. Ю. Соловьева, Ю. Г. Ткаченко, А. К. Уледова, И. Е. Фарбера, В. А. Чефранова, В. А. Щегорцова и других.

Культура прав человека не была ранее предметом исследования в науке. В отечественной литературе нет специальных работ, посвященных определению содержания данного сложного комплексного явления, его структуре, роли, проблемам формирования. Однако существенное значение для изучения культуры прав человека имеют достижения науки в области современной теории прав человека. При разработке темы автор настоящего диссертационного исследования опирался на труды таких отечественных теоретиков и исследователей-практиков как А. Я. Азаров, П. В. Анисимов, Л. И. Глухарева, В. Е. Гулиев, И. В. Евдокимов, К. X. Каландаров, Е. А. Лукашева, Н. И. Матузов, Ф. М. Рудинский, А. А. Требков, М. М. Утяшев, на работы зарубежных авторов Теодора П. Гербера, Р. Голдстоуна, Сары Е. Мендельсон, А. Михр, М. Новицкого, М. Робинсон, и, а также на данные прикладных исследований ВЦИОМ, Центра социального прогнозирования, Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, юридического факультета Башкирского Государственного Университета.

На стадии теоретической разработки сегодня находится также новая в конституционном праве концепция конституционного правосознания как высшей формы правового сознания личности и как важнейшего показателя уровня правовой культуры и культуры прав человека российского общества. Автор настоящего исследования опирался на основные положения и выводы научных работ Э. Э. Баринова, И. А. Кравеца, В. В. Никитяевой, В. О. Лучина. Некоторые аспекты изучения конституционного правосознания представлены в исследованиях Р. С. Байниязова, А. С. Пересыпкина и других авторов.

При анализе вопроса о соотношении и взаимной обусловленности конституционного правосознания и культуры прав человека диссертант обратился к еще одной ранее не изучавшейся в науке категории «права знать свои права», при этом методологической и теоретической основой стали работы отечественных ученых по теории субъективного права Н. Г. Александрова, Н. С. Братуся, Н. В. Витрука, Н. И. Матузова, М. С. Строговича и других.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения и общественное сознание, отражающие процесс формирования культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России.

Предмет исследования — теоретическая концепция формирования гуманистического конституционного правосознания на основе культуры прав человека.

Цель и задачи исследования

Цель настоящего диссертационного исследования — разработка и теоретическое обоснование концепции формирования культуры прав человека и конституционного правосознания в современном российском обществе, а также предложений, направленных на ее практическую реализацию.

Для достижения цели диссертационного исследования автор ставит перед собой следующие задачи:

1) выявить общие методологические подходы к исследованию культуры прав человека и конституционного правосознания как общественных явлений правовой действительности;

2) разработать понятийный (категориальный) аппарат — определить следующие правовые категории: «культура прав человека», «конституционное правосознание»;

3) выявить содержание права человека знать свои права;

4) раскрыть содержание, специфику структурных элементов, типологию, уровни и значение культуры прав человека и конституционного правосознания как научных категорий и явлений общественной жизни;

5) указать на особенности соотношения и взаимосвязи культуры прав человека и конституционного правосознания;

6) охарактеризовать современное состояние культуры прав человека и конституционного правосознания в российском обществе, в том числе на основе данных социологических исследований;

7) выявить и исследовать факторы, препятствующие формированию культуры прав человека и конституционного правосознания в российском обществе;

8) установить и обосновать приоритетные направления и формы деятельности государственных и общественных структур по формированию культуры прав человека и конституционного правосознания;

9) разработать практические предложения государственным и общественным структурам по реализации конкретных направлений деятельности в данной сфере.

Методы исследования. Достичь поставленной в диссертационном исследовании цели позволяют общие и специальные методы научного познания, применяемые автором. Среди общенаучных методов широко использованы: анализ, синтез, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, наблюдение. Применялись автором и частнонаучные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический и метод социологического опроса.

Научная новизна исследования заключается в следующем: впервые сформулированы концептуальные основы новой в науке категории «культура прав человека" — рассмотрены ее сущность и содержание, соотношение и взаимосвязь с такими явлениями правовой действительности, как конституционное правосознание, правосознание, правовая культурадано новое определение понятия «конституционное правосознание" — раскрыто содержание права человека знать свои правапроанализировано современное состояние культуры прав человека и конституционного правосознания в РФвыявлены антиподы культуры прав человека и деформации конституционного правосознания, препятствующие их формированиюобоснованы современные приоритетные направления и формы деятельности государственных и общественных структур по формированию культуры прав человека и конституционного правосознанияразработаны проекты Государственной программы «Гражданское образование в Российской Федерации на 2005;2010 гг.» и Конвенции ООН об образовании в области прав человека.

Положения, выносимые на защиту:

1. Культура прав человека является составной частью духовной культуры и представляет собой систему знаний, ценностных ориентаций и взглядов, психологических чувств, основанных на признании и уважении достоинства человека, его прав и свобод, а также практических навыков и умений по их реализации и защите. Она имеет многогранный многоуровневый характер и пронизывает все составные части духовной культуры, отражая в них понятие «права человека».

2. Конституционное правосознание является разновидностью правового сознания общества, социальных групп и личности, отражающей их знания и отношение к конституционно-правовым нормам и институтам, к практике их реализации, а также осознание роли Конституции в правовом регулировании. Оно состоит из конституционно-правовой идеологии и конституционно-правовой психологии, характеризуется различными типами и уровнями.

3. Конституционное правосознание и культура прав человека — взаимосвязанные и взаимозависимые категории, взаимная обусловленность которых выражается в соотношении их элементов, типов и уровней.

4. Становлению культуры прав человека и конституционного правосознания препятствуют антикультура прав человека и деформации конституционного правосознания (конституционно-правового нигилизма, конституционно-правового инфантилизма и конституционно-правового идеализма), которые находятся в органической взаимосвязи и единстве. Антикультура прав человека, как и низкий уровень культуры прав человека, способствуют развитию деформаций конституционного правосознания, что существенно снижает уровень его гуманизации.

5. Культура прав человека является важнейшим средством и необходимым условием гуманизации конституционного правосознания и всего правосознания, следовательно, и правовой культуры в целом.

6. Высокий уровень культуры прав человека влияет на формирование адекватного отношения человека, социальных групп и общества к конституционно-правовым институтам. Культура прав человека позволяет развивать гражданские качества личности, необходимые для формирования конституционного правосознанияспособствует преодолению деформаций конституционного правосознания, изменяет отношение к конституционным механизмам защиты прав человека, формирует навыки их использования и уверенность в их эффективности.

7. Формирование культуры прав человека и конституционного правосознания в современной России требует целенаправленной деятельности государства и гражданского общества по определённым направлениям и в определённых формах.

8. Особым направлением деятельности по формированию культуры прав человека и конституционного правосознания является обеспечение права человека знать свои права как закрепленной в международно-правовых актах и гарантированной государством возможности лица приобретать знания, ценностные ориентации и взгляды, практические навыки и умения путем изучения, рассмотрения, обсуждения вопросов теории и практики прав и свобод человека, получения и распространения информации по данной тематике, требования от государства и международных организаций создания соответствующих условий для реализации этого права, а также обращения за его защитой. Право знать свои права — важнейшая гарантия всех прав человека, в первую очередь права на защиту прав человека.

9. В целях практического осуществления мер, направленных на формирование культуры прав человека и конституционного правосознания, и юридического оформления права человека знать свои права необходимо принять Государственную программу «Гражданское образование в Российской Федерации на 2005;2010 гг.» и Конвенцию ООН об образовании в области прав человека.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертационное исследование носит методологический характер, способствует дальнейшему развитию юридической науки в целом. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые сформулированы и содержательно обоснованы указанные выше теоретические положения, сделана попытка разработать концепцию формирования культуры прав человека и конституционного правосознания в современном российском обществе, имеющую важнейшее теоретико-методологическое и прикладное значение для современной конституционной науки и практики конституционного регулирования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные положения и выводы могут быть применены в разносторонней деятельности государственных и общественных структур, направленной в том числе на формирование культуры прав человека и конституционного правосознания, на преодоление его деформаций, являющихся существенным препятствием в конституционном развитии Российской Федерации. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании государственно-правовых дисциплин, а также спецкурсов по конституционному праву и теории прав человека, применены в разработке исследовательских и образовательных программ всех уровней.

Положения и выводы исследования были апробированы диссертантом в практической деятельности по обучению и просвещению различных целевых групп как в Российской Федерации, так и в ряде стран СНГ и Восточной Европы в качестве трейнера Совета Европы по образованию в области прав человека, международного эксперта, преподавателя вуза, в том числе в рамках тренингов, семинарских занятий, летних школ и сессий по подготовке госслужащих разных ведомств (Министерства юстиции, Министерства образования, кадровых служб системы Министерства внутренних дел и Вооружённых Сил, омбудсменов, адвокатов, сотрудников пенитенциарных систем, работников служб по делам несовершеннолетних и т. п.), специалистов в области образования (системы повышения квалификации и переподготовки кадров, работников органов управления образованием и научно-методических отделов, педагогов всех систем образования), представителей неправительственных организаций, а также учащейся молодёжи.

В качестве международного эксперта диссертант осуществлял организацию, руководство разработкой и экспертную оценку программ, учебников и пособий, исследовательских проектов, в том числе учебной программы и учебников по курсу «Права человека» для 10−11 классов общеобразовательных школ Республики Таджикистан, учебно-методического пособия и учебника «Защита прав человека как функция и обязанность милиции» для преподавателей вузов и курсантов системы МВД Республики Таджикистан, консультирование авторов и рецензирование более 30 учебных программ по различным аспектам прав человека для юридических и неюридических вузов стран СНГ, а также Германии, Латвии, Монголии и Польши. Значительный опыт и проблемы образования в области прав человека в субъектах Российской Федерации и зарубежных странах был систематизирован диссертантом в результате руководства секцией «Высшее образование» в рамках ежегодных Международных сессий «Права человека, культура мира, толерантность — содержание и методы обучения» (2000—2001 гг.).

Диссертант апробировал положения и выводы исследования в ходе научно-практических конференций и симпозиумов, обучения и стажировок по проблемам прав человека в различных международных организациях (Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Международный Суд ООН, Программа развития ООН, Бюро ООН по содействию миростроительству в Таджикистане, ЮНЕСКО, ЮНИФЕМ, Международный Комитет Красного Креста, Совет Европы, Европейский Суд по правам человека, Директорат молодёжи и спорта Совета Европы, ОБСЕ, Бюро по демократическим институтам и правам человека и др.), в том числе в рамках II Высшего Международного курса по защите прав человека, организованного Хельсинкским Фондом по правам человека (2002—2004 гг.), обучения по образованию в области прав человека для молодёжи в Европейском молодёжном центре (г. Будапешт, 2001—2003 гг.).

Результаты исследования используются автором в преподавательской деятельности на юридических факультетах вузов (Института управления и бизнеса, г. КалугаСреднерусского университета (Гуманитарного института), г. Обнинск) в рамках авторских программ курсов «Конституционное право Российской Федерации», «История и теория прав человека».

Концептуальные идеи настоящего диссертационного исследования нашли отражение в разработанных автором целевых программах и проектах нормативно-правовых актов, в том числе в Проекте Конвенции ООН об образовании в области прав человека, представленном автором совместно с Р. В. Синельниковым на обсуждение и доработку в международные органы и государственные структуры РФ, и в Проекте Государственной программы «Гражданское образование в Российской Федерации на 2005;2010 годы», вынесенном на рассмотрение Экспертного совета по гражданскому образованию и образованию в области прав человека при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ, Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, научной и педагогической общественности.

Заключение

.

В современных условиях реформирования правовой системы в России преобразования затрагивают нормативную основу, правовые институты, правоприменительную практику реализации обширного федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации, а соответственно происходят трансформации и в области духовной сферы, влекущие необходимость формирования культуры прав человека и конституционного правосознания.

Разработка и теоретическое обоснование концепции формирования культуры прав человека и конституционного правосознания в современном российском обществе, а также конкретных предложений, направленных на её практическую реализацию, являлось целью настоящего диссертационного исследования.

Впервые в работе были представлены концептуальные основы новой в юридической науке категории «культура прав человека», рассмотрены её сущность и содержание. Дано авторское определение культуры прав человека как составной части духовной культуры, представляющей собой систему знаний, ценностных ориентаций и взглядов, психологических чувств, основанных на признании и уважении достоинства человека, его прав и свобод, а также практических навыков и умений по их реализации и защите. Культура прав человека имеет многогранный многоуровневый характер и пронизывает все составные части духовной культуры, отражая в них понятие «права человека».

Культура прав человека рассматривается диссертантом в соотношении и взаимосвязи с такими явлениями правовой действительности, как правовая культура и правосознание. Автором обосновано, что правовая культура и культура прав человека не являются идентичными понятиями, но состоят в сложном органическом единстве как составные части духовной культуры общества. При этом культура прав человека имеет важнейшее значение для формирования правовой культуры. Если в основе содержания правовой культуры находится чисто юридический аспект, то в основе культуры прав человека лежит идея достоинства человеческой личности, то есть морально-нравственный аспект.

Автором настоящего диссертационного исследования обосновано, что именно через правосознание как один из значимых элементов правовой культуры осуществляется её тесное взаимодействие с культурой прав человека. Наиболее отчетливо можно проследить соотношение культуры прав человека и правового сознания через одну из его форм — конституционное правосознание.

На основе результатов изучения предшествующих исследований в юридической науке, посвящённых конституционному правосознанию, автором сформулировано новое определение данного понятия как разновидности правового сознания общества, социальных групп и личности, отражающей их знания и отношение к конституционно-правовым нормам и институтам, к практике их реализации, а также осознание роли Конституции в правовом регулировании. Оно состоит из конституционно-правовой идеологии и конституционно-правовой психологии, характеризуется различными типами и уровнями.

Автором проанализировано соотношение конституционного правосознания с культурой прав человека. Определены сходства и различия. К сходствам можно отнести следующее: 1) принадлежность к духовной культуре- 2) непосредственное отношение к оценке прав и свобод человека- 3) сложная многоуровневая структура с общими, прежде всего, рациональными элементами.

К различиям автор относит: 1) В отличие от культуры прав человека, которая является комплексным понятием, отражающим состояние духовной жизни в целом, включает нравственно-этический, правовой, политологический и другие аспекты и выступает составным элементом предмета изучения различных областей научного знания, конституционное правосознание представляет собой исключительно юридическую категорию, характерную в первую очередь для науки и практики конституционного права, то есть имеющую отраслевой характер- 2) Культура прав человека охватывает все без исключения стороны и аспекты оценки прав и свобод человека, а конституционное правосознание — только конституционно-правовой аспект- 3) Конституционное правосознание в области прав и свобод человека сосредоточено на взаимоотношениях государства и личности, в то время как культура прав человека затрагивает всю совокупность отношений и взаимосвязей в государстве и обществе- 4) В отличие от культуры прав человека, конституционное правосознание предусматривает оценку не только прав и свобод, но и иных конституционных норм, принципов, институтов, в том числе принципа единства государственной власти и разделения властей, парламентаризма, суверенитета народа, местного самоуправления и т. п.

Автором доказано, что конституционное правосознание и культура прав человека — взаимосвязанные и взаимозависимые категории, взаимная обусловленность которых выражается в соотношении их элементов, типов и уровней.

Влияние культуры прав человека на конституционное правосознание, по мнению автора диссертации, заключается в следующем: культура прав человека является важнейшим средством и необходимым условием гуманизации и демократизации конституционного правосознания, влияет на формирование адекватного отношения человека, социальных групп и общества к конституционно-правовым институтам в целомпозволяет развивать гражданские качества личности, необходимые для формирования индивидуального конституционного правосознанияспособствует преодолению деформаций конституционного правосознанияизменяет отношение к конституционным механизмам защиты прав человека, формирует навыки их использования и уверенность в их эффективности.

Автором проанализировано современное состояние культуры прав человека и конституционного правосознания в РФ, обосновано, что становлению культуры прав человека и конституционного правосознания препятствуют антикультура прав человека и деформации конституционного правосознания (конституционно-правовой нигилизм, конституционно-правовой идеализм, конституционно-правовой инфантилизм), которые находятся в органической взаимосвязи и единстве. Антикультура прав человека, как и низкий уровень культуры прав человека, способствуют развитию деформаций конституционного правосознания, что существенно снижает уровень его гуманизации.

В самых общих чертах антикультуре прав человека присущи следующие признаки: отсутствие или недостаточный уровень знаний в области теории и практики прав и свобод человека, антигуманные мировоззренческие установки и ценностные ориентации, преобладание либо отрицательных эмоций, мотивирующих деструктивное поведение, либо эмоций, вызывающих иллюзорное представление о правах и свободах человека как панацеи от всех бед, отсутствие навыков и умений по мирному разрешению конфликтов, и т. д. Автором показано соотношение и взаимное влияние антикультуры прав человека и данных деформаций конституционного правосознания.

Низкий уровень культуры прав человека, безусловно, влияет на отношение человека, социальных групп и общества к конституционным нормам, принципам и институтам. Так, конституционно-правовой инфантилизм характеризуется незнанием элементарных конституционных принципов и норм, закрепленных в Основном Законе, неосведомленностью о правах и свободах, механизмах защиты прав человека и т. п., то есть в данном случае прослеживается взаимосвязь с недостаточным уровнем знаний как элемента антикультуры прав человека. Однако глубокие взаимозависимости низкого уровня культуры прав человека и деформаций конституционного правосознания могут быть более сложными. В данном случае возможны различные варианты в соотношении с культурой прав человека. Так, для конституционно-правового идеализма на индивидуальном уровне может быть характерен высокий уровень знания и уважения прав человека, но при этом недостаток умения их реализации (прагматический элемент культуры прав человека).

Конституционно-правовой идеализм характеризуется преувеличением роли конституционно-правовых норм, в том числе закрепляющих права и свободы человека, и иллюзиями по этому поводу.

В свою очередь, конституционно-правовой нигилизм не всегда является следствием низкого уровня культуры прав человека. Неприятие и отрицание основных положений Конституции, признание их декларативными, может быть вызвано не отрицанием гуманистической сущности прав и свобод человека, а критическим осмыслением их гарантий, механизмов реализации и защиты, ограничений, закреплённых в Конституции РФ.

В настоящем диссертационном исследовании обоснованы современные приоритетные направления деятельности государства по формированию культуры прав человека и конституционного правосознания, которыми являются: выработка и проведение единой государственной политики в сфере гражданского образования, правового просвещения и образования в области прав человекареализация обязательств, вытекающих из универсальных и региональных международно-правовых актов, нацеленных на обучение и воспитание в духе прав человека всех слоёв населения и профессиональных группюридическое оформление и закрепление обязательств государства признавать, соблюдать и защищать право каждого знать свои праваразвитие и поощрение взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в данной области.

Особое внимание автор уделяет такому направлению формирования культуры прав человека и конституционного правосознания, как обеспечение права человека знать свои права.

Проанализировав право знать свои права с точки зрения теории субъективного права, автор пришёл к выводу, что оно имеет специфическое содержание, своеобразную структуру, должно обеспечиваться особой системой гарантий, среди которых материальные, духовные, финансово-экономические, политические, юридические, общественные и иные гарантии, требующие дальнейшего изучения.

Автором впервые дано определение права знать свои права как закрепленной в международно-правовых актах и гарантированной государством возможности лица приобретать знания, ценностные ориентации и взгляды, практические навыки и умения путем изучения, рассмотрения, обсуждения вопросов теории и практики прав и свобод человека, получения и распространения информации по данной тематике, требования от государства и международных организаций создания соответствующих условий для реализации этого права, а также обращения за его защитой.

Содержательной стороной права знать свои права выступает определённый уровень как культуры прав человека, так и конституционного правосознания.

Кроме того, автор обратил внимание на конкретные формы деятельности государственных и общественных структур по формированию культуры прав человека и конституционного правосознания, к которым относятся: деятельность государственной системы образованиядеятельность кафедр прав человека и секций научно-исследовательских институтовдеятельность Уполномоченных по правам человекадеятельность консультативных органов по различным аспектам прав человека при органах государственной властидеятельность Общественной палаты Российской Федерации и региональных палатдеятельность правоохранительных органовдеятельность государственных СМИдеятельность межправительственных организацийа также деятельность негосударственных образовательных учреждений, неправительственных организаций и негосударственных СМИ.

Выявление форм деятельности государственных и общественных структур по развитию культуры прав человека и конституционного правосознания в рамках настоящего исследования имеет прикладное значение и по сути представляет собой конкретные рекомендации данным структурам.

В целях практического осуществления предложенных мер, направленных на формирование культуры прав человека и конституционного правосознания, и юридического оформления права человека знать свои права, необходимо принять Государственную программу «Гражданское образование в Российской Федерации на 2005;2010 гг.» и Конвенцию ООН об образовании в области прав человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы, нормативно-правовые акты, материалы органовгосударственной власти
  2. Всеобщая декларация прав человека. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 217 А (III) от 10 декабря 1948 года
  3. Всемирная программа образования в области прав человека. Резолюция 59/113 В Генеральной Ассамблеи ООН 14 июля 2005 года
  4. Венская декларация и Программа действий. Всемирная конференция по правам человека 1993 года. Документ ООН A/CONF. 157/23
  5. Декларация принципов терпимости. ЮНЕСКО. Акты Генеральной Конференции. Двадцать восьмая сессия. Париж, 25 октября-16 ноября 1995 г. Т. 1. Резолюции. П. 5.61.
  6. Декларация и Комплексные рамки действий по воспитанию в духе мира, прав человека и демократии. ЮНЕСКО. Акты Генеральной Конференции. Двадцать восьмая сессия. Париж, 25 октября-16 ноября 1995 г. Т. 1. Резолюции. П. 5.41.
  7. Международный пакт о гражданских и политических правах. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2200А (XXI) от 16 декабря 1966 года
  8. Пересмотренный проект плана действий на первый этап (2005— 2007 годы) Всемирной программы образования в области прав человека. Документ ООН № А/59/525/Rev.l от 2 марта 2005 года.
  9. Составные части общей стратегии ЮНЕСКО по правам человека. Документ 165 ЕХ /10 от 20 сентября 2002 года
  10. Десятилетие образования в области прав человека Организации Объединенных Наций (1995−2004 годы): доклад о достижениях и недостатках Десятилетия и о будущей деятельности Организации
  11. Объединенных Наций в этой области. Документ ООН № E/CN.4/2004/93 от 26 февраля 2004 года
  12. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года. (CETS 005)
  13. Декларация и Программа воспитания граждан в духе демократии, основанного на осознании ими своих прав и обязанностей. Документ DECS/EDU/CIT (99) Decl Е от 7 мая 1999 года
  14. Резолюция (78) 41 Комитета Министров государств-членов Совета Европы «Преподавание прав человека» от 25 октября 1978 года
  15. Рекомендация R (85) 7 Комитета Министров государств-членов Совета Европы «О преподавании и изучении прав человека в школах» от 14 мая 1985 года
  16. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
  17. Указ Президента РФ «Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях» от 29 ноября 1994 года № 2131
  18. Указ Президента РФ «О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации» от 28 февраля 1995 года № 228
  19. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001—2005 годы)» от 25 августа 2001 года № 629
  20. Информационно-методическое письмо Министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от 15 января 2003 года № 13−5108/13
  21. Письмо Министерства образования РФ «О гражданском образовании и изучении Конституции РФ» от 6 февраля 1995 года № 151/11
  22. Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора. Интернет-источник: http://www.mospat.ru/index.php?page=30 728
  23. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 год. М., 2005.1. Монографии и статьи
  24. С. А. Конституционный нигилизм в думском варианте // Российская газета. 3 апреля 2002.
  25. Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989.№ 2.
  26. Е. Н. Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции) // Государство и право.2001.№ 10.
  27. Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988.
  28. А. Я. Образование в области прав человека в Российской Федерации: Аналитическая записка. М., 2003.
  29. А. Я. Образование, просвещение и информация в области прав человека в Российской Федерации / Образование в области прав человека в СНГ. Сборник материалов международной конференции. Тбилиси, 2002.
  30. А. Я. Права человека: проблема знания и проблема ценностей // Международные отношения в развитии социально-экономическихпроцессов в странах СНГ. Материалы международной научно-практической конференции 14 — 15 июня 2001 г. Омск, 2001.
  31. Н. Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. М., 1961.
  32. С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.
  33. С. С. Общая теория права. В 2-х т. Т. 1. М., 1981.
  34. П. В. Соблюдение прав человека как основополагающий элемент правовой культуры слушателей. Уфа, 1992.
  35. П. П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел: Теоретические проблемы. М., 1991.
  36. Э. Э. Развитие российской Конституции как условие преодоления конституционного нигилизма. В кн.: Конституция как символ эпохи. В 2 т. / Под ред. С. А. Авакьяна. T.l. М., 2004.
  37. В. И. Общественное правосознание и государственность. Саратов, 1993.
  38. К. Т. Социалистическое правосознание: Диалектика формирования и развития. Ярославль, 1979.
  39. К. Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982.
  40. С. Н. Субъекты гражданского права М., 1950.
  41. Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
  42. Глухарева J1. И. Особенности понимания прав человека в западном и российском правосознании. В кн.: Право и права человека: Сборник научных трудов юридического факультета МГПУ. Кн.7 / Отв. ред. А. В. Львов. М., 2004.
  43. JI. И. Права человека: предмет учебного курса. В кн.: Право и права человека: Сборник научных трудов юридического факультета МГПУ. Кн. 1 / Отв. ред. Л. И. Глухарева. М., 1998.
  44. Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями. Собрание сочинений: В 9 т. Т.6 Духовная проза. Критика. Публицистика / Сост. и комм. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова. М., 1994.
  45. А. Большинство россиян — фаталисты // Новая газета. № 87. ноябрь 2002.
  46. В. И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. 1990. № 9.
  47. Г. А. Взаимодействие нравственного и правового воспитания в социалистическом обществе (социально-философский анализ). М., 1989.
  48. Гранат Н. J1. Правосознание и правовая культура // Юрист, 1998, № 11/12.
  49. Гранат Н. J1. Профессиональное сознание и социалистическая законность в деятельности сотрудников органов внутренних дел. М., 1984.
  50. А. Ф. Социалистическая правовая культура и правовой прогресс // Административно-правовые аспекты правового воспитания личного состава органов внутренних дел. Киев, 1984.
  51. А. С. Социология правового сознания. М., 2001.
  52. В. Е., Рудинский Ф. М. Социалистическая демократия и личные права. М., 1984.
  53. В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Р-н-Д., 1979.
  54. И. В. Идея прав человека— важнейшая составляющая идеологии консолидации // Вестник Уполномоченного по правам человека в РФ, № 1, март 2004.
  55. А. А. Определение культуры и место материальной культуры в общей культуре. М., 196 454.3лобин Н. С. Проблемы теории культуры. М., 1977.55.3орченко Е. А. Воспитание правовой культуры молодежи. Минск, 1986.
  56. И. А. Общая теория государственной власти. Волгодонск, 1997.
  57. И. А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. № 3.
  58. И. А. О сущности правосознания. М., 1993.
  59. К. X. Информационная безопасность и права человека. М., 2002.
  60. Н. В. Право человека на жизнь (вопросы теории и практики). Волгоград, 2003.
  61. В. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.
  62. И. М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы. М., 1983.
  63. . А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание)// Вехи. Из глубины. М., 1991.
  64. Н. И. Социалистическое право и общественное сознание. Киев, 1979
  65. И. А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). М.-Новосибирск, 2002.
  66. О. А. Основные черты и значение социалистической правовой культуры // Советское государство и право. 1968. № 6.
  67. Культура — человек — философия: К проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. 1982.№ 1.
  68. Ю. М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры. В кн.: Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000.
  69. Е. А. О воспитании правосознания и правовой культуры в период развернутого строительства коммунизма // Советское государство и право. 1962. № 7.
  70. Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973.
  71. В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002.
  72. В.А. Культура и человеческая целостность. Киев, 1984.
  73. А. В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000.
  74. Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973.
  75. Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
  76. Марксистско-ленинская теория культуры / А. И. Арнольдов, Е. А. Ануфриев, С. Н. Артановский и др. М., 1984.
  77. Н. И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003
  78. Н. И. Личность. Права. Демократия. Саратов, 1972.
  79. Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994. № 2.
  80. Н. И. Субъективные права граждан СССР. Саратов, 1966.
  81. В. М. Культура и история: проблемы культуры в философско-исторической теории марксизма. М., 1977.
  82. В. М. Культура— человек— общество // Общественные науки. 1984.№ 4.
  83. Е. М. Миф и двадцатый век. В кн.: Мифология вражды: познание и преодоление. М., 2003.
  84. А. Социодинамика культуры. М., 1973.
  85. Е. В. Социалистическое правосознание и социалистическое правотворчество. Киев, 1968.
  86. А. Ф. Что такое правовая культура? М., 1988.
  87. А. С. Некоторые аспекты исследования конституционного правосознания // Государство и право.2005.№ 1.
  88. И. Ф. Формирование правосознания личности. Л., 1972.
  89. А. В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. СПб., 2003.
  90. Д. А. Правосознание как особое общественное явление. Киев, 1989.
  91. Правовая культура в России на рубеже столетий. Обзор Всероссийской научной конференции // Государство и право, 2001, № 10- Право и политика, 2001, № 6- Юридическое образование и наука, 2001, № 2.
  92. А. Р. Структура и функции правового сознания. В кн.: Проблемы социологии права. Вильнюс, 1970.
  93. А. Р. Структура и функции правового сознания. В кн.: Правовая культура и вопросы правового воспитания / Под ред. А. Д. Бой
  94. А. Д. Бойкова, В. И. Каминской, А. Р. Ратинова, В. В. Степанова, А. С. Шляпочникова. М., 1974.
  95. М. Образование в области прав человека — наше общее дело // Российский вестник «Международной Амнистии». № 21, декабрь 2001.
  96. Ф. М. Высшая школа: преподавание прав человека // Материалы всероссийской научно-методической конференции по преподаванию прав человека 30 июня — 2 июля 1998 г., М., 1998.
  97. Ф. М. Универсальная концепция прав человека и современная Россия / Право и права человека. Сборник научных трудов юридического факультета МГПУ.Кн.1. М., 1998.
  98. Р. К. Правовая культура как средство обеспечения законности / Сб. учен. тр. Вып. 17. Свердловск, 1972.
  99. И. Ф. Правосознание и правовое воспитание масс. Р-н-Д., 1969.
  100. В. П. Правовая культура. В кн.: Актуальные проблемы теории права / Под ред. К. Б. Толкачева, А. Г. Хабибуллина. Уфа, 1995.
  101. В. Г. Понятие правового нигилизма // Государство и право. 2004. № 12.
  102. А. П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск, 1990.
  103. В. Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 1994.
  104. Н. Я. Профессиональное сознание юриста. М., 1988.
  105. Э. В. Культурология. Очерки теорий культуры. М., 1994
  106. Ю8.Строгович М. С. Основные вопросы советской социалистической законности. М., 1966.
  107. Е. В. Социалистическая законность и правовая культура. Минск, 1985.
  108. Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980.
  109. П.Топорков A. Л. Мифы и мифология XX века: традиция и современное восприятие. Интернет-источник:http://www.ruthenia.ru/folklore/toporkovl.htm
  110. А. А. Знать международные стандарты прав человека // Государство и право. № 10.1993.
  111. В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе//Государство и право. 1993.№ 8.
  112. Уайт Лесли А. Понятие культуры // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретации культуры. СПб., 1997
  113. А. К. Структура общественного сознания. М., 1968.
  114. М. М., Ларинбаева И. И. Права человека в российском правосознании. Опыт прикладного исследования / Утяшев М. М., Утяше-ва Л. М., Ларинбаева И. И., Гулина О. Р., Мунасыпова Р. Г., Мунасы-пова Э. Р. Уфа, 2004.
  115. М. М. Социальная ценность прав человека / Проблемы обеспечения прав человека в современных условиях. Уфа. 2000.
  116. И. Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963.
  117. А. Политическая мифология. М., 2003.
  118. В. М. Законность и правовая культура на современном этапе коммунистического строительства // Коммунист. 1970.№ 14.
  119. В. А. Правовое сознание как разновидность социального отражения. Киев, 1976.
  120. Ф. Э. Социология права: прикладные исследования. СПб., 2002.
  121. В. Д. Правовая культура в условиях социализма // Советское государство и право. 1980.№ 6.
  122. В. А. Социология правосознания. М., 1981.
  123. ЯвичЛ. С. Сущность права: Социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений. Л., 1985.
  124. Goldstone R. The Role of Education in Developing a Culture of Human Rights. Fordham, 2004.
  125. Kluckhohn C. Culture and Behavior. N.Y., 1962
  126. MihrA. Human Rights Education: Methods, Institutions, Culture and Evaluation. Magdeburg, 2004.
  127. Online Discussion of January and February 2003 on a Culture of Human Rights, http://www.hrea.org/lists/hr-education/markup/ msgOl 188. html
  128. I. Учебники, учебные пособия, словари, диссертации, авторефераты
  129. И. В. Правовая культура как фактор укрепления социалистического образа жизни. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1983.
  130. П. В. Соблюдение прав человека как элемент правовой культуры сотрудников органов внутренних дел. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Н. Новгород, 1993.
  131. В. К., Баранов В. М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Н. Новгород, 1998.
  132. Р. С. Проблемы правосознания в современном российском обществе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов, 1999.
  133. П. П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права. Курс лекций/ Под общ. ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
  134. Э. Э. Конституционное правосознание в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Р-н-Д., 2001.
  135. БоерВ. М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. СПб., 1993.
  136. В. В. Профессиональная правовая культура как условие эффективности правоприменения в органах внутренних дел. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1992.
  137. Культурология / Под ред. А. И. Шаповалова. М., 2003
  138. В. В. Правосознание и правовая культура. В кн.: Общая теория права / Под ред. А. С. Пиголкина. М., 1996.
  139. НикитяеваВ. В. Конституционное правосознание: вопросы теории и практики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Волгоград, 2002.
  140. М. Что такое права человека? В кн.: Права человека. Материалы для чтения. Бишкек, 2004.
  141. В. Р. Деформация правосознания граждан России. Проблемы теории и практики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Н. Новгород, 2000.
  142. Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2002.
  143. Р. К. Правосознание и правовая культура. В кн.: Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М., 1997.
  144. В. П. Правовая культура и поведение советских граждан: (вопросы теории). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Л., 1980.
  145. В. П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Л., 1990.
  146. В. А. Социальная структура правосознания и реализации права. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Свердловск, 1978.
  147. Д. А. Культурология. М., 2001.
  148. СинюковаТ. В. Правовая культура. В кн.: Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Саратов, 1995.
  149. Ю. Н. Понятие культуры: методологические и онтологические проблемы ее сущности. В кн.: Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. СПб., 2003.
  150. Теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1996.
  151. М. М., Утяшева Л. М. Права человека в современной России. Учебник для ВУЗов и средних учебных заведений. Уфа, 2003.
  152. В. П. Правовая культура как фактор укрепления социалистической законности (Теоретические вопросы). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1986.
  153. Философия права / Под ред. О. Г. Данильяна. М., 2005.142
Заполнить форму текущей работой