Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Приоритеты внешней политики Республики Грузия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования определяется, в первую очередь, тем, что данная диссертация является фактически первым комплексным исследованием, посвященным всестороннему изучению внешней политики Республики Грузия после провозглашения независимости. Изучение эволюции внешнеполитической стратегии Грузии проводилось в контексте серьезных изменений геополитической ситуации на Южном Кавказе и системы… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Концептуальные основы внешней политики Грузии
    • 1. 1. Факторы, определяющие внешнеполитический курс Тбилиси
    • 1. 2. Политико-правовая база внешней политики Республики Грузия
  • Глава II. Грузия в Содружестве Независимых Государств
    • 1. 1. Интеграционные процессы в СНГ и политика Грузии
    • 1. 2. Динамика развития грузино-российских отношений
  • Глава III. Евроатлаитическое направление внешней политики Грузии
    • 1. 1. Грузия — НАТО: взаимодействие и перспективы сотрудничества
    • 1. 2. Грузия — США: многостороннее сотрудничество
    • 1. 3. Развитие партнерства и сотрудничества между Грузией и Европейским Союзом
  • Глава IV. Проблема этнополитических конфликтов и их интернационализации во внешней политике Грузии
    • 1. 1. Грузино-абхазский конфликт
  • — История грузино-абхазских взаимоотношений
  • — Причины и эволюция конфликта
    • 1. 2. Грузино-осетинский конфликт
  • — Эскалация конфликта
  • — Война в Южной Осетии в августе 2008 г и последствия военно-политического кризиса

Приоритеты внешней политики Республики Грузия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Актуальность данного исследования определяется геостратегическим положением Грузии на Южном Кавказе — регионе, где динамично меняется геополитическая ситуация, характерной чертой которой является, имманентная нестабильность, где пересекаются жизненно важные интересы России, западных стран и государств региона. Особую значимость исследованию придает проводимая Тбилиси политика, направленная на сближение и активное сотрудничество с западными державами и альянсами, что происходит на фоне ухудшения отношений с Россией.

Изучение генезиса и эволюции внешней политики Республики Грузия, анализ и понимание ее сильных сторон и уязвимых мест, осмысление факторов, определяющих ее национальные интересы и внешнеполитические задачи, а также исследование практических шагов по их реализации является актуальным и востребованным в научном и практико-политическом плане.

Южный Кавказ — регион, в котором, на наш взгляд, наиболее ярко проявляются трагические последствия распада СССР. До него Кавказ был частью советского геополитического пространства и военно-стратегической инфраструктуры. Страны Запада, придерживаясь негласных правил, действующих в условиях биполярной системы, не проявляли особой заинтересованности в регионе. Положение существенно изменилось в 1990;е, гг., когда стала отчетливо проявляться тенденция растущего присутствия на постсоветском пространстве внерегиональных сил, действия которых были нацелены на поэтапное освоение региона, его геополитическую и историческую трансформацию в собственных военно-стратегических и экономических интересах. В этой связи значимость Южного Кавказа, и конкретно Грузии, чрезвычайно возросла, что в значительной степени актуализирует тему исследования.

В этой связи особого внимания заслуживает тот факт, что процессы, происходящие в государствах Южного Кавказа, необходимо рассматривать в контексте борьбы за мировое лидерство, стратегически важные территории и ресурсы, борьбы, в которую оказались вовлечены основные мировые центры силы и региональные державы — США, Россия, Евросоюз, Турция, Иран и др.

Тему актуализирует такое важное обстоятельство, определяющее во многом внешнеполитическую стратегию Грузии, как ее выход из СНГ. В 2008 г., после августовских событий в Южной Осетии, Тбилиси принял решение о выходе из состава Содружества Независимых Государств и взял курс на более плотное участие в западных международных структурах.

Серьезным деструктивным фактором в регионе являются этно-политические конфликты и проблема непризнанных государств Южного Кавказа, создающая хроническую напряженность и несущая угрозу региональной и глобальной безопасности. От того, какую позицию займет Тбилиси в этом вопросе, во многом зависит стабильность в данном регионе. Все эти проблемы недостаточно изучены и требуют научного исследования.

Объектом исследования является процесс формирования внешней политики Грузии в 1991;2010 гг., а также факторы внутреннего и внешнего характера, детерминирующие ее внешнеполитические приоритеты.

Предметом исследования является внешняя политика Республики Грузии с момента провозглашения независимости до настоящего времени.

Цели и задачи исследования. Цель данного исследования состоит в определении приоритетных направлений внешней политики Республики Грузия, выявлении ее места и роли в современной системе международных отношений в условиях складывающегося нового миропорядка.

Постановка данной цели диктует необходимость решения следующих задач: выявить концептуальные основы внешней политики Грузии, исследовать политико-правовую базу грузинской внешней политики;

— определить факторы, воздействующие на формирование и развитие внешнеполитического курса Грузии;

— рассмотреть особенности участия Грузии в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, а также эволюцию ее взаимоотношений с Россией;

— показать роль и значение Грузии в кавказской стратегии западных держав и международных альянсов;

— определить сущность и последствия грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов, выявить степень их дестабилизирующего воздействия на ситуацию в южнокавказском регионе;

— дать оценку возможным вариантам и перспективам развития внешней политики Грузии.

Хронологические рамки диссертации определяются целью и задачами исследования. Они охватывают 1991;2010 годы, то есть период развития Республики Грузия в качестве полноправного субъекта международных отношений. Рассматриваемый период стал для государств Южного Кавказа, в том числе, и для Грузии, временем серьезного пересмотра внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов.

Методология исследования основывается на таких принципах научного познания, как историзм, научная объективность, достоверность. Принцип историзма позволил рассмотреть происходящие во внешнеполитической истории Грузии события, выявить причинно-следственные связи, проследить складывающиеся тенденции и I закономерности развития внешнеполитического курса Тбилиси, сделать соответствующие выводы и обобщения. Проблемно-хронологический и логический методы обеспечили расположение излагаемого материала в соответствии с историческими фактами и реалиями изучаемого региона.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на научную и практико-политическую актуальность темы диссертации, а также важную роль, которую играет Грузия в системе международных отношений на Южном Кавказе, в российской и зарубежной исторической науке заявленная проблема исследована недостаточно. Имеются отдельные работы, затрагивающие ее различные аспекты.

Изучением проблематики Кавказского региона и конкретно внешней политики Грузии, как в России, так и на Западе занимается немало научно-исследовательских учреждений и аналитических центров. Значительную работу на этом направлении осуществляют МГИМО (У) МИД РФ1, Центр проблем СНГ Дипломатической академии МИД РФ, Институт стран СНГ2, Институт центральноазиатских и кавказских исследований3, Московский центр Карнеги4, Южно-Кавказский Институт Региональной Безопасности3 и др. Большой вклад в ее изучение вносят Институт исследования Центральной Азии и Кавказа Университета Джона Хопкинса в США6, Центр стратегических и международных исследований7, Центр Европейских о.

Политических Исследований, на веб-ресурсах которых систематически вывешиваются итоговые материалы конференций и научных семинаров,.

1 МГИМО (У) МИД РФ // http://www.rngimo.ru.

2 Институт стран СНГ // http://www.zatulin.ru/.

3 Института центральноазиатских и кавказских исследований // http://www.ca-c.org/.

4 Московский центр Карнеги // http://www.carnegie.ru/.

5 Южно-Кавказский Институт Региональной Безопасности // http://www.scirs.org/.

6 The Central Asia-Caucasus Institute Analyst // http://www.cacianalyst.org/.

7 Centre for Stiategic and International Studies // http://csis.org/.

8 Centre for European Policy Studies // http://www.ceps.eu/ касающиеся ситуации в Закавказье и Центральной Азии и проводимой там политики США.

В ходе работы над диссертацией соискателем были широко использованы исследования российских и зарубежных авторов, которые представляется целесообразным подразделить на следующие группы. Этоработы по теории и истории современных международных отношений, труды, в которых анализируется геополитическая ситуация на Южном Кавказе, работы по внешней политике России и интеграционным процессам в СНГ, работы, посвященные взаимоотношениям Грузии с США и ЕС, исследования по истории грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов, а также работы, раскрывающие особенности внутриполитического развития грузинского общества.

Исследования в области теории и истории современных международных отношений позволяют глубже понять состояние .дел в мировой политике. В этом контексте большую ценность представляют труды А.В.Торкунова9, П.А.Цыганкова10, Е.П.Бажанова11, А.Д.Богатурова12, М. Лебедевойь, В.А.Тишкова14 и др. Изучение данного историографического блока позволило осмыслить современные тенденции развития и изменения в системе международных отношений, которые оказали воздействие на формирование и эволюцию внешней политики Грузии.

Вторая группа работ представлена исследованиями российских авторов, затрагивающими особенности геополитической ситуации на Южном.

9 Современные международные отношения и мировая политика /отв. редактор Торкунов A.B. — М., 2004.

10 Цыганков П. А. Теория международных отношений / Учебное пособие. — М., 2002.

11 Бажанов Е. П Актуальные проблемы международных отношений. Избранные труды, в 3-х томах. — М., 2001; Бажанов Е. П. Современный мир. — М., 2004.

12 Богатуров А. Д., Косолапов H.A., Хрусталев М. А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. — М., 2002.

13 Лебедева М. Мировая политика. — M., 2003.

14 Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. M., 1997.

Кавказе. Так, например, известный российский политолог Гаджиев К. С. в своем труде «Геополитика Кавказа» анализирует такие ключевые-проблемы региона, как становление независимости государств Южного Кавказа, внешнеполитическая стратегия России на постсоветском пространстве и ее.

15 отношения со странами региона .

Большой вклад в изучение указанной проблемы внес научный труд, подготовленный авторским коллективом — сотрудниками Института стратегических оценок и анализа и журнала «Вестник аналитики» под руководством В.А.Гусейнова16. В нем, в частности, анализируются последствия крупнейшей геополитической катастрофы XX века — распада СССР, а также процессы, связанные с глубинной экономической, политической, идеологической трансформацией новых независимых государств. Особое внимание в работе уделено событиям весны-лета 2008 г. в Южной Осетии и Абхазии, признанию Российской Федерацией независимости этих самопровозглашенных республик, положившему начало качественно новому этапу в развитии южно-кавказского региона. Автор диссертации также широко привлек к работе материалы ежегодных конвентов Российской ассоциации международных исследований (РАМИ), проводимых в МГИМО (У), и в частности, сборник статей «Южный Кавказ в реалиях меняющегося мира: глобальное, региональное, локальное».17.

Существенную помощь диссертанту оказали исследования по истории грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов, к числу которых.

15 Гаджиев К. С. Геополитики Кавказа. — М., 2003.

16 Южный Кавказ: тенденции и проблемы развития (1992;2008 годы). /Отв. ред. и рук. авт. кол. В. Л. Гусейнов. -М., 2008.

17 Дегоев В. В. Кавказ между бывшим Востоком и нынешним Западом. // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. Т.8. / под общей ред. А. Ю. Мельвиля. — М.: МГИМО (У), 2007; Куртов А. А. Южный Кавказ: концепция геополитического маятника // Там жеЧерноус В. В. Тенденции в современной трансформации геополитической ситуации на Кавказе в контексте национальной безопасности России //Там же. относятся работы Пряхина В. Ф., 18 Цуциева A.A., 19 Курбанова Э., 20 Лысенко В. Н., 21 Ямскова А., 22 Табуева С. 23 и др. Вышеупомянутые работы представляют существенную научную ценность, и в своем исследовании автор творчески использовал ряд положений и обобщений, почерпнутых из данных трудов.

Также весьма полезными для диссертанта оказались работы по внешней политике России и интеграционным процессам в Содружестве Независимых Государств, среди которых необходимо выделить труды л ОС л/ 0*7.

Буянова B.C.", Жильцова С. С., ~ Михайленко А.Н.~, Селивановой И. Ф. и др., а также ряд коллективных работ.28.

Обратимся теперь к зарубежной историографии исследуемого вопроса. Учитывая специфику проблематики диссертации, автором, в первую очередь, были привлечены работы грузинских исследователей, таких, как Л. Галдава, В. Майсая, Г. Мучаидзе, М. Гулашвили и др29. В работе «Новая Грузия: пространство, общество, политика» профессор Р. Гачичеладзе, рассматривая становление независимой Грузии после распада Советского Союза, указывает на обозначившиеся в грузинском обществе тенденции,.

18 Пряхин В. Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Таджикистан). — М.2002.

19 Цуциев А. Перспективы урегулирования осетлно-грузинского конфликта в Южной Осетии и вокруг него. -Владикавказ, 2003.

20 Курбанов Э. Этнополитические конфликты в Закавказье: их истоки и пути решения. — Мэрилендский ушверситет, 1997.

21 Лысенко В. Н. Региональные конфликты в странах СНГ: опыт урегулирования. // «Полис». — 1998. — № 2.

22 Ямсков А. Межнациональные конфликты в Закавказье. Предпосылки возникновения и тенденции развития // «Политические исследования» — М. 1991. — № 2.

23 Табуев С. Грузино-осетинский конфликт. — М., 1999.

24 Буянов B.C. Россия и Кавказский регион // Геополитика: Учебник / Под общ. ред. В. А. Михайлова. — М., 2007.

25 Жильцов С. С., Зонн И. С., Ушков A.M. Геополитика Каспийского региона. — М., «Международные отношения», 2003.

26 Михайленко А. Н. Содружество Независимых Государств: этапы эволюции // Геополитика: Учебник / Под общ. ред. В. А. Михайлова. — М., 2007.

27 Селиванова И. Ф. СНГ как «конкурентное поле» и проблемы консолидации Содружества.// Внешнеполитическая, стратегия России в контексте формирования новой системы международных отношений. — M., РУДЫ, 2009.

28 Южный фланг СНГ. Центральная Азия — Каспий — Кавказ: энергетика и политика. — M., 2005.

29 Галдава J1. Информационная война и Грузия. // Газета «Резонанс». — Тбилиси, 21.03.2009; Мучаидзе Г. Место Грузии в системе взаимоотношений России и США. // Газета «Резонанс», — Тбилиси 21.01.2003. направленные на утверждение и защиту национальной идентичности. Автор отмечает сложности и проблемы процесса строительства полиэтничного государства. Также необходимо упомянуть исследование А. Капидзе «Кавказский регион: геополитическое ядро?», в котором обращается внимание на геополитическую значимость региона, подробно рассматриваются интересы таких международных акторов, как Россия, США и Китай31. Необходимо отметить, что позиции грузинских авторов в оценке внешнеполитического курса страны весьма неоднозначны и противоречивы, и мнения исследователей зачастую кардинально разнятся, что во многом объясняется их политическими пристрастиями.

Различные аспекты внутренней и внешней политики Грузии рассматривались в ряде работ западных авторов32, для большинства которых свойственен научный подход, опора на серьезную источниковую базу, обоснованность суждений и заключений. В этой связи отметим труд Томаса де Вааля, посвященный анализу сложной динамики развития Грузии, Армении и Азербайджана после обретения независимости, отягощенной тремя этнополитическими конфликтами в регионе (Нагорный Карабах,.

Абхазия, Южная Осетия).

Целый ряд исследований западных аналитиков связан с событиями августа 2008 года, в них изучаются истоки и причины грузино-абхазского и.

30 Gachechiladze R. The New Georgia: Space, Society, Politics (Eugenia & Hugh M. Stewart '26 Series on Eastern Europe). — TAMU Press, 1996.

31 Kapidze A.I. Caucasus Region: Geopolitical Nexus? USA, Nova Science Publishers, 2008.

32 Coppieters В., Legvold R. Statehood and Security: Georgia after the Rose Revolution (American Academy Studies in Global Security). — Washington, 2005; Asmus R. A Little War that Shook the World: Georgia, Russia, and the Future of the West. — USA, 2010; Gurr R. Minorities at Risk. A Global View of Ethnopolitical Conflicts. -Washington: U.S. Institute of Peace Press, 1993; Kaufmann W. A European Path for Abkhazia: Yesterday’s Pipe Dreams? //Caucasus Analytical Digest. — No7, 25 June 2009; Ауримас Л. Геополитический код Грузии и контуры его изменения. Центр геополитических исследований — Литва, 23.03.2007.

33 Thomas de Waal. The Caucasus: An Introduction. — Oxford University Press, 2010. грузино-осетинского конфликтов, участие России и стран Запада в упомянутых событиях.34.

Вместе с тем, при всем многообразии работ, посвященных как проблемам южно-кавказского региона, так и различным аспектам внутренней и внешней политики Грузии, вопрос о роли и месте республики в формирующейся системе международных отношений так и не получил специального рассмотрения в российской науке. В связи с этим следует подчеркнуть, что необходимость комплексного исследования внешнеполитических приоритетов Республики Грузии представляется вполне назревшей.

Источниковая база исследования. В процессе работы над диссертацией автором были использованы опубликованные источники в основном на русском и английском языках. Среди них — законодательные акты, делопроизводственные документы, публицистические материалы, статистические данные, периодика, интернет-источники.

Первую группу источников составляют официальные законодательные и нормативные акты высших органов власти Республики Грузия, международные и межгосударственные декларации, соглашения и договоры, а также концепции и доктрины, регулирующие внешнюю политику страны. Важнейшими источниками, позволяющими с необходимой полнотой представить содержание внешней политики Республики Грузия, являются такие базовые документы, как Конституция Республики Грузия (24 августа 1995 г.) — Концепция национальной безопасности Грузии33 и др.

34 Svante Е. Cornell, S. Fiederick Starr. The Guns of August 2008. Russia’s War in Georgia (Studies of Central Asia and the Caucasus). — Washington, 2009.

35 Конституция Республики Грузия // http://www.parliainent.ge/files/68 194 495 1190CONSTIT2712.06.pdfКонцепция национальной безопасности Республики Грузия // http://www.mfa.gov.ge/print.php?gg= 1 &secid= 12&infoid=9911 &langid=RUS.

Следующий блок источников составляют документы, регулирующие деятельность Грузии в рамках интеграционных объединений, в которых она принимала или принимает участие (СНГ, ГУАМ): Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (8 декабря 1991 г.) — Устав Содружества Независимых Государств (22 января 1993 г.) — Решение о членстве Грузии в Содружестве Независимых Государств (9 октября 2008 г.) 36, Устав Организации за демократию и экономической развитие — ГУАМ (23 мая 2006 г.).

Репрезентативным представляется блок документов и материалов, составляющих основу грузино-российских отношений, среди которыхДоговор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (3 февраля 1994 г.) — Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о российских военных базах на территории Республики Грузия (15 сентября 1995 г.) — Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе воинских, формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Грузия (9 октября 1993 года) — Концепция внешней политики Российской Федерации 37 и др.

Большую ценность для работы имели документальные источники, отражающие взаимоотношения Грузии с ЕС, НАТО и СШАони представлены в исследовании следующими документами: Хартия о.

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств // http://www.cis.minsk.by/main.aspx7uicHI76- Устав Содружества Независимых Государств // «-http://www.cis.minsk.by/main.aspx7uicM80- Решение о членстве Грузии в Содружестве Независимых Государств от 9 октября 2008 года, город Бишкек // http://www.cis.ттзк.Ьу^еЬпра^ех1.аярх?КЫ=К90 800 548.

37 Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве // http://www.pravoteka.rU/pst/l/241.htmlДоговор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о российских военных базах на территории Республики Грузия // http://www.pravoteka.ni/pst/l/245.htmlДоговор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Грузия // http://www.pravoteka.ni/pst/l/244.htmlКонцепция внешней политики Российской Федерации // http://archive.kremlin.ru/text/docs/2008/07/2041 ОВ^Шт! стратегическом партнерстве между Грузией и Соединенными Штатами г.

АмерикиПрограмма НАТО «Партнерство ради мира" — Соглашение о.

Л Q партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Грузией (22 апреля 1996 г.) и др.

Информационно-насыщенной является и такая группа источников, как периодические издания, позволившие автору исследовать различные подходы и позиции российских, грузинских и западных политиков, независимых экспертов и аналитиков по изучаемой проблематике. В работе использованы материалы как печатных, так и электронных СМИ. Среди них материалы информационных агентств ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», Reuters и информационных порталов Lenta.ru, ИноСМИ, Обозреватель .

Помимо этого диссертантом были использованы материалы из всемирной сети Интернет. Большую пользу в этой связи оказали материалы, размещенные на официальных сайтах Президента Республики Грузия и Президента России, Парламента Грузии, МИД Республики Грузия и МИД РФ и др.40 При освещении евроатлантического вектора внешней политики Грузии, взаимоотношений с США широко привлекались документы и материалы, полученные на сайтах ООН, НАТО, ЕС, Государственного •} департамента.

США41.

Таким образом, источниковая база исследования явилась весьма репрезентативной.

38 Хартия о стратегическом партнерстве между Грузией и Соединенными Штатами Америки //http://www.ameiica.gov/st/peacesec-russian/2009/january/2 009 011 212 2917eaifas0.3 934 748.html?cp.rss=trueПрограмма НАТО «Партнерство ради мира» // http://www.nato.int/cps/en/SID-BD940449−6C0AE028/natolive/topics50349.htm;

39 Информационный портал ИноСМИ // http://www.inosmi.ruИнформационный портал Lenta.ru // http://www.lenta.ru/- Информационное агентство Reuters // http://ru.reuters.comИнформационное агентство РИА Новости // http://www.rian.ruИнформационное телеграфное агентство России // http://www.itar-tass.comИнформационный портал Обозреватель // http://obozrevatel.com.

40 Сайт Президента Республики Грузия // http://www.president.gov.ge/- Сайт Президента РФ // http://www.kremlin.ru/- Сайт Парламента Грузии // http://www.parliament.ge/- Сайт МИД Грузии // http://www.mfa.gov.ge/- Сайт МИД России // http://wvvw.mid.ru/.

41 НАТО // http://www.nato.int/- ООН // http://www.un.org/- ЕС // http://europa.eu/indexen.htmГосударственный департамент США // http://www.state.gov/.

Научная новизна исследования определяется, в первую очередь, тем, что данная диссертация является фактически первым комплексным исследованием, посвященным всестороннему изучению внешней политики Республики Грузия после провозглашения независимости. Изучение эволюции внешнеполитической стратегии Грузии проводилось в контексте серьезных изменений геополитической ситуации на Южном Кавказе и системы международных отношений в целом. Был привлечен широкий круг оригинальных источников и литературыряд источников и трудов впервые вводится в научный оборот. Научная новизна определяется и тем, что в работе подвергнут анализу значительный пласт документальной политико-правовой базы внешнеполитического курса Республики Грузияопределены и систематизированы факторы, определяющие и влияющие на реализацию внешнеполитического курса Грузиивыявлены особенности и характер ее взаимоотношений с государствами ближнего и дальнего зарубежья в двуи многостороннем форматах.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что содержащийся в ней фактический материал и выводы могут быть использованы в дальнейших научных разработках, посвященных геополитической ситуации на Кавказе и внешней политике Грузии. * Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе в высших учебных заведениях, в частности, при разработке учебных пособий и курсов по СНГ, истории современной внешней политики Грузии и государств Южного Кавказа. Выводы и практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут найти применение при разработке политики РФ в отношении Республики Грузия и государств Южного Кавказа.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов, она была одобрена и рекомендована к защите. Результаты исследования нашли отражение в научных публикациях автора, в том числе, в «Вестнике» РУДН, — • который входит в перечень научных изданий, рекомендованных ВАК России.

Структура диссертации соответствует ее целями и задачами. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы.

Заключение

.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что конец XX — начало XXI вв. стало для государств Южного Кавказа, включая Грузию, временем глубинной трансформации, следствием которой стала коренная перестройка их политической, экономической, военной, идеологической систем и социальных укладов. Как справедливо отмечают исследователи, эту трансформацию сопровождали смена территориально-политических статусов, режимов, элит, переоценка ценностей, интересов, пересмотр геополитических ориентаций, союзов, перераспределения ресурсов и уно влияния, внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов." В условиях однополюсного мира Грузия вынуждена была искать новые возможности и пути реализации своих национальных интересов.

Выявлено, что внутриполитическая обстановка в Грузии после распада СССР характеризовалась как чрезвычайно сложная и противоречивая. В значительной мере она формировалась под влиянием кризисного состояния экономики республики, растущей социальной напряженности, отдаления и обособления ряда политико-административных образований страны от Тбилиси, а также отсутствия видимых перспектив урегулирования грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов. В политическом плане грузинское общество в рассматриваемый период было весьма неоднородно, однако большинство партий и общественных организаций, в том числе, имевших серьезные претензии к центральной власти, реальной политической силой не обладали. Вышеизложенные факторы.

278 Курылев К. П, Савичева Е. М. Содружество Независимых Государств. Учебно-методическое пособие. -М., РУДН. С. 4. внутриполитической1 нестабильности страны во многом предопределили специфику внешнеполитического курса Тбилиси.

Автор пришел к выводу, что Кавказский регион представляет собой важное геостратегическое пространство, где пролегает граница взаимодействия, как сотрудничества, так и столкновения, восточной и западной цивилизаций. В условиях глобализации, непрекращающихся попыток перестройки устоявшегося мирового порядка, в условиях геополитического противоборства основных центров силы за передел сфер влияния, за контроль над мировыми ресурсами, — значимость Грузии и Южного Кавказа в целом чрезвычайно возросла. Кавказ является важной транзитной территорией, через которую проходят потоки энергоресурсов, важнейшие транспортные магистрали. После распада СССР и образования новых независимых государств перед Западом открылись долгосрочные геополитические перспективы проникновения в районы, которые прежде были недоступны. Постоянно растущий интерес к углеводородным-ресурсам Каспия и Центральной Азии придает дополнительный импульс участию внерегиональных сил в политических и экономических процессах в регионе.

В результате исследования установлено, что участие Республики Грузии в Содружестве Независимых Государств носило весьма формальный характер и не отличалось активностью. Анализ тенденций развития внешней политики Грузии подтверждает вывод о том, что выход страны из СНГ был вопросом времени, а события августа 2008 года в Южной Осетии лишь ускорили этот процесс. Нынешнее руководство Грузии рассматривает выход из СНГ как шаг на пути к более тесному участию в западных международных структурах.

Южный Кавказ входит в зону особых стратегических интересов.

России, что было подтверждено в новой Концепции внешней политики РФ.

Президентом Д.Медведевым. Российскую Федерацию и Республику Грузию связывают многие нити, в основе которых лежат факторы — географический, исторический, цивилизационно-культурный, экономический и др. Исторически Грузия находилась под определенным влиянием России, доминирующей на этом геополитическом пространстве. Москва воспринимает Грузию как «ближнее зарубежье» и как своего рода буферную зону, то есть как пространство дополнительных гарантий своей безопасности, что предопределяет ее заинтересованность в укреплении своих позиции на Южном Кавказе. Однако следует отметить, что, на наш взгляд, Москвой до сих пор не разработана взвешенная, продуманная и четкая внешнеполитическая стратегия в этом регионе.

Автор пришел к выводу, что в Грузии и других странах Южного Кавказа за прошедшие годы сформировались новые политические элиты, признающие отношения с Россией, хотя и важными, но уже далеко не приоритетными. Характерно, что здесь практически отсутствуют более или менее влиятельные пророссийские партии или общественные движения. С приходом к власти в Грузии Михаила Саакашвили, избравшего откровенно прозападную внешнеполитическую ориентацию, отношения с Россией стали резко ухудшаться, что еще более усугубилось событиями августа 2008 г. и их последствиями.

Необходимо отметить активизацию западного вектора во внешней политике Грузии на фоне снижения значимости вектора российского. Грузия сегодня весьма активно декларирует намерение сблизиться с евроатлантическими структурами. США и НАТО рассматриваются руководством Грузии как основной противовес российскому политическому и экономическому влиянию в кавказском регионе. В свою очередь, значимое положение Грузии в Закавказье, а также характер проводимой ее правящей.

180 элитой политики предопределяют особую роль и место Тбилиси в планах НАТО и в системе внешнеполитических приоритетов США в этом районе мира. Соединенные Штаты стремятся с помощью политических, экономических, военных и культурно-идеологических инструментов влиять на происходящие в Грузии, да и на всем Кавказе, процессы. Попытки переструктурирования постсоветского пространства через создание здесь и за его пределами мегарегионов с довольно высоким уровнем интеграционных связей подчинено той же цели. Таким образом, Грузия для США — потенциальный плацдарм для ограничения влияния России на Кавказе и в черноморско-каспийском регионе. В свою очередь, в Тбилиси американское военное присутствие в регионе рассматривается как важнейший фактор безопасности, как основной фактор сдерживания России.

Выявлено, что сближение Грузии с Евросоюзом является одним из важнейших направлений многовекторной внешней политики республики. Грузия проводит активную политику сотрудничества с западноевропейскими странами. Европейский Союз рассматривает территорию* Грузии как альтернативный российскому путь транспортировки энергоносителей. Грузия предоставляет ЕС возможности выхода на новые рынки. Евросоюз реализует проект ТРАЭЕСА, предусматривающий оказание финансового и технического содействия странам Закавказья и Центральной Азии в создании транспортного коридора ЕвропаЧерное море — ЗакавказьеКаспийское море — Центральная Азия. Очевидно, что в XXI веке, который уже нарекли веком борьбы за ресурсы, еще больше усилится стремление США и стран Евросоюза к закреплению своих позиций на Кавказе и в регионе Центральной Азии.

В ходе исследования установлено, что последствия грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов привнесли серьезные изменения в.

181 политическую ситуацию на Южном Кавказе. «Пятидневная война» 2008 г. достаточно ярко продемонстрировала неспособность существующих международных институтов и структур быстро и эффективно разрешать даже локальные конфликты, не говоря уже о готовности адекватно отвечать на глобальные вызовы и угрозы. В очередной раз была подтверждена необходимость пересмотра всей системы международной безопасности. Автор пришел к выводу, что Грузии следует проводить более сбалансированную внешнюю политику, отвечающую ее национальным интересам и основывающуюся на принципе геополитического плюрализма. В интересах Тбилиси, на наш взгляд, взаимодействие стран Запада с Россией в формате разработки и реализации совместных экономических, энергетических, коммуникационных, военных и экологических проектов для региона. Грузия имеет реальные предпосылки для того, чтобы стать важным межрегиональным транзитным центром, что может дать ей шанс превратиться в безопасное, стабильное и процветающее государство.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акт 200б года о консолидации свободы в НАТО (NATO Freedom Consolidation Act of 2006) // http://www.mfa.gov.ge/index.php71angid =ENG&secid=51 l&infoid=2732
  2. Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 г. // http://www.cismission.mid.ru/iil2.html
  3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 3 февраля 1994 г. // http://www.pravoteka.rU/pst/l/241.html
  4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о российских военных базах на территории Республики Грузия от 15 сентября 1995 г. //http://www.pravoteka.ni/pst/l/245.html
  5. Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовом статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Грузия от 9 октября 1993 г. //http://www.pravoteka.ru/pst/l/244.html
  6. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Грузия и Украиной от 10 июня 1993 г. // http://www.parliament.ge/files/54 473 534 419 921 992-agr.doc
  7. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 августа 1997 г. // http://www.pravoteka.ni/pst/l/345.html
  8. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1996 г. //http://www.lawbelarus.com/world/sub02/texa3689.htm
  9. Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г. // http://www.lawbelarus.com/world/sub02/texa3481 .htm
  10. Договор «Партнерство для мобильности» между ЕС и Грузией от 30 ноября 2009 г. (Joint Declaration on a Mobility Partnership between the European Union and Georgia) // http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cmsdata/docs/pressdata/en/jhayi 1 1580.pdf
  11. Договор об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 г. (Treaty on Conventional Armed Forces in Europe) // http://www.state.gOv/www/global/arms/treaties/cfe.html#2
  12. Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанный между СССР и США 31 июля 1991 (СНВ-1) // http://www.pircenter.org/WebHelp/Dssomu/.htm
  13. Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г. // http://www.lawbelarus.com/world/sub03/texa4342.htm
  14. Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. // http://spravka-jurist.com/base/part-rq/txxswffu.htm
  15. Документ Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 год // http://www.osce.org/documents/mcs/1999/ll/4050ru.pdf
  16. Документы Саммитов ОБСЕ // http://www.osce.org/mc/43 197
  17. Заявление по итогам встречи в верхах в Бухаресте глав государств и правительств, участвовавших в заседании Североатлантического совета в Бухаресте 3 апреля 2008 г. // http://www.nato.int/cps/ru/natolive/officialtexts8443.htm
  18. Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (21 октября 1994 г.) // http://www.cis.minsk.by/page.php?id=9862
  19. Конституция Республики Грузия // http://www.parliament.ge/files/68l 94 495 1190CONSTIT2712.06.pdf
  20. Концепция национальной безопасности Республики Грузия // http://www.mfa.gov.ge/print.php?gg= 1 &secid=l 2&infoid=9911 &langi d=RUS
  21. Концепция укрепления стабильности общественной жизни, государственного суверенитета и безопасности, восстановления территориальной целостности Грузии (1997) // Официальный сайт Парламента Грузии// www.parliament.ge
  22. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 г. //http://archive.kremlin.ru/text/docs/2008/07/204 108.shtml
  23. Меморандум о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств от 20 февраля 1995 г. // http://lawru.info/base29/part6/d29m6099.htm
  24. О новом Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» от 1 июля 2002 г. // http://www.senegal.mid.ru/kons/gra/spar/sp3.htm
  25. О ходе выполнения Решения Совета глав государств СНГ о совершенствовании и реформировании органов Содружества Независимых Государств от 26 августа 2005 г. // http://www.cismission.mid.ru/v6.html
  26. Перечень документов, принятых на заседании Совета глав государств СНГ (30 декабря 1991 года, Минск) // http://www.cis.minsk.by/page.php?id= 10 912
  27. Перечень документов, принятых на заседании Совета глав государств СНГ (14 февраля 1992 года, Минск) // http://www.cis.minsk.by/page.php?id=7572
  28. Перечень документов, принятых на встрече глав государств -участников СНГ (9 октября 1992 года, Бишкек) // http://www.cis.minsk.by/page.php?id=l 1544
  29. Перечень документов, принятых на заседании Совета глав государств СНГ (24 декабря 1993 года, Ашхабат) // http://www.cis.minsk.by/page.php?id=7930
  30. Программа НАТО «Партнерство ради мира» 1994 г. // http://www.nato.int/cps/en/SID-BD940449−6C0AE028/natolive/topics50349.htm
  31. Резолюция 858 Совета Безопасности ООН от 24 августа 1993 года // http://www.un.org/russian/documen/scresol/resl993/res858.htm
  32. Резолюция 1187 Совета Безопасности от 30 июля 1998 года //http://daccessdds.un.org/doc/UNDOC/PRO/N98/856/38/PDF/N9885638 .pdf?OpenElement и др.
  33. Решение о вступлении Республики Грузия в Содружество Независимых государств (Москва, 22 октября 1993 г. Минск, 3 декабря 1993 г.) // http://www.base. spinform.ru/showdoc.fwx?regnom=3938"felogin=yes
  34. Решение о членстве Грузии в Содружестве Независимых Государств от 9 октября 2008 года, город Бишкек // http://www.cis.minsk.by/webnpa/text.aspx?RN=N90800548
  35. Совместная декларация Республики Абхазия, Приднестровской Молдавской Республики, Республики Южная Осетия от 14 июня 2006 г. // http://www.peacekeeper.ru/index.php?id=70
  36. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств 8 декабря 1991 г.//http://www.cis.minsk.by/main.aspx?uid=176
  37. Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Грузией 1996 г. // http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/eea/pcageorgia.htm
  38. Соглашение о прекращении огня в Абхазии и механизме контроля за его соблюдением, Сочи, 27 июля 1993 года // http://www.un.org/russian/peace/pko/unomig/s26250.pdf
  39. Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о дальнейшем развитии межгосударственных отношений от 23 июня 1992 г. // http://lawru.info/base28/part3/d28ru3317.htm
  40. Соглашение о создании Межгосударственного валютного комитета от 26 мая 1995 г. // http://www.lawbelarus.com/world/sub02/texa3 921 .htm
  41. Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности // http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm
  42. Соглашение о формировании Единого экономического пространства от 19 сентября 2003 г. // http://archive.kremlin.ru/text/docs/2003/09/52 478.shtml
  43. Стратегия шелкового пути США (Silk Road Strategy Act of 1999) // http://www.govtrack.us/congress/billtext.xpd?bill:=hl 06−1152
  44. Устав Содружества Независимых Государств // http://www.cis.minsk.by/main.aspx?uid=180
  45. Устав Организации Договора о коллективной безопасности // http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm
  46. Устав ГУАМ // http://guam-organization.org/node/449
  47. Хартия о стратегическом партнерстве между Грузией и Соединенными Штатами Америки от 9 января 2009 г. // http://www.america.gov/st/peacesecrussian/2009/january/2 009 011 212 2917eaifas0.3 934 748.html?cp.rss=true187
  48. Е.П. Современный мир. М.: Известия, 2004.
  49. В. Генштаб без тайн. М.: Изд.: Политбюро, 1999.
  50. А.Д., Косолапов H.A., Хрусталев М. А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям (НОФМО), 2002.
  51. С.Н., Цыганов В. В. Методы и технологии информационных войн. М.:Академический проект, 2007.
  52. B.C. Россия и Кавказский регион // Геополитика: Учебник / Под общ. ред. В. А. Михайлова. М.: Изд-во РАГС, 2007.
  53. О., Музаев Т. Северный Кавказ в поисках региональной идеологии. М, 1994.
  54. О.В. Российский фактор во внешней политике Грузии (1990−1995 гг.) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1997.
  55. Ю.М. Хроника Беловежского предательства. Центр политического прогнозирования, 19.12.2010 // http://www.ua-pravda.com/geroi-novostey/hronika-belovezhskogo-predatelstva.html
  56. К.С. Геополитики Кавказа. М.: Международные отношения, 2003.
  57. П.Галдава Л. Информационная война и Грузия. // Газета «Резонанс». Тбилиси, 21.03.2009
  58. М. Концепция «Мирный Кавказ». Центр моделирования стратегического развития // http://www.cmsr.info/consulters/?ID=181
  59. В.А. Южный Кавказ: тенденции и проблемы развития (1992−2008 гг). М.: Красная звезда, 2008.
  60. A.B. Утраченное доверие // «Азия и Африка сегодня» 2000. № б.
  61. В.В. Кавказ между бывшим Востоком и нынешним Западом. II Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. Т.8. / под общей ред. А. Ю. Мельвиля. М.: МГИМО (У), 2007.
  62. Европейский Союз: новый этап интеграции. Проблемно-тематический сборник. М., 1996.
  63. С.С., Зонн И. С., Ушков A.M. Геополитика Каспийского региона. М., «Международные отношения», 2003.
  64. Э. Этнополитические конфликты в Закавказье: их истоки и пути решения. Мэрилендский университет, 1997.
  65. A.A. Южный Кавказ: концепция геополитического маятника // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. Т.8, / под общей ред. А. Ю. Мельвиля. М.: МГИМО (У), 2007.
  66. М. Мировая политика. — М., 2003.
  67. М. Процесс международных переговоров. — М., 1993.
  68. В.Н. Региональные конфликты в странах СНГ: опыт урегулирования. // «Полис». 1998. — № 2.
  69. H. Два полюса человеческого измерения межнационального конфликта: этнократы и беженцы // Национальная политика Российской Федерации. М., 1995
  70. Минасян С. Роль ЕС в урегулировании конфликтов на Южном Кавказе: европейские ценности и геополитика на пороге «Восточного партнерства». Фонд «Нораванк», 22.09.2009 // http://www.noravank.am/rus/issues/detail.php?ELEMENTID=2710
  71. С. «Тёплая точка» в наследство от СССР, 13.05.2008 // http://www.salon.donetsk.Ua/rubrics/5121 .php
  72. А.Н. Содружество Независимых Государств: этапы эволюции // Геополитика: Учебник / Под общ. ред. В. А. Михайлова. -М.: Изд-во РАГС, 2007.
  73. В.А. Геополитика России после распада СССР: объективные и субъективные факторы // Геополитика: Учебник / Под общ. ред. В. А. Михайлова. М.: Изд-во РАГС, 2007.
  74. Е.Р. Интеграционные процессы в странах СНГ: пути и направления. Теоретический журнал Credo New // http ://credonew.ru/content/view/339/28/#ftnrefl
  75. В., Шин Э., Попов А. Союз распался межнациональные конфликты остались. // Независимая газета. — 1992 г. 10 января.
  76. Т. Ещё раз о путях выхода из конфликта вокруг Южной Осетии // Межнациональные конфликты на Кавказе: методика их преодоления. М., 1995.
  77. Г. Место Грузии в системе взаимоотношений России и США. Международное Евразийское Движение. 21.01.2003 // http://www.evrazia.info/modules.php?name=News&file=article&sid=934
  78. А.Б. Американо-грузинские экономические отношения сегодня и завтра. Экономические обзоры // http://dlib.eastview.com/browse/doc/5 772 967
  79. A.A. Этнос и политика: Хрестоматия. М., 2000.
  80. В.Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Таджикистан). — М.2002.
  81. С.П. Информационная война Изд. М: Радио и связь, 1999 .
  82. JI. Перспективы геостратегии России на Кавказе// http ://geopolitica.ru/Articles/521/
  83. И.Ф. СНГ как «конкурентное поле» и проблемы консолидации Содружества.// Внешнеполитическая стратегия России в контексте формирования новой системы международных отношений. М., РУДН, 2009.
  84. С. Грузино-Осетинский конфликт. М., 1999.
  85. В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
  86. A.B. Современные международные отношения и мировая политика. М., 2004.
  87. Д.М. Политология конфликта. М., 1998.
  88. А. Перспективы урегулирования Осетино-Грузинского конфликта в Южной Осетии и вокруг него. Владикавказ. 2003.
  89. П.А. Теория международных отношений / Учебное пособие. М.: Гардарики, 2002.
  90. А.Д. Выводы из войны на Кавказе, 01.09.2008 // http://www.tsiganok.ru/publications/esmi/doc/422/
  91. Южноосетинский узел // Национальная доктрина России: (проблемы и приоритеты). М., 1994.
  92. А. Межнациональные конфликты в Закавказье. Предпосылки возникновения и тенденции развития // «Политические исследования» М. 1991. — № 2.
  93. Asmus R. A Little War that Shook the World: Georgia, Russia, and the Future of the West. USA, 2010.
  94. Coppieters В., Legvold R. Statehood and Security: Georgia after the Rose Revolution (American Academy Studies in Global Security). -Washington, 2005.
  95. Coppieters В., Zverev A., Trenin D., Commonwealth and Independence in Post-Soviet Eurasia, London, Frank Cass, 1998.
  96. Gachechiladze R. The New Georgia: Space, Society, Politics (Eugenia & Hugh M. Stewart '26 Series on Eastern Europe). TAMU Press, 1996.
  97. Gurr R. Minorities at Risk. A Global View of Ethnopolitical Conflicts. Washington: U.S. Institute of Peace Press, 1993.
  98. Kapidze A.I. Caucasus Region: Geopolitical Nexus? Nova Science Publishers, 2008.
  99. Kaufmann W. A European Path for Abkhazia: Yesterday’s Pipe Dreams? //Caucasus Analytical Digest. No7, 25 June 2009.
  100. Svante E. Cornell, S. Frederick Starr. The Guns of August 2008: Russia’s War in Georgia (Studies of Central Asia and the Caucasus). Washington, 2009.
  101. Thomas de Waal. The Caucasus: An Introduction. Oxford University Press, 2010.1. Интернет-ресурсы:
  102. Журнал «Центральная Азия и Кавказ» // http://www.ca-c.org/
  103. Институт центральноазиатских и кавказских исследований // http://www.ca-c.org/
  104. Институт стран СНГ // http://www.zatulin.ru/
  105. Информационно-аналитический Центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве // http://www.ia-centr.ru/
  106. Интернет-портал, посвященный Абхазии // http ://www. abkhaziya. org/
  107. Информационное телеграфное агентство России // http://www.itar-tass.com
  108. Информационное агентство РИА Новости // http://www.rian.ru
  109. Информационное агентство Reuters 11 http://ru.reuters.com
  110. Информационное агентство Росбалт // http://www.rosbalt.ru
  111. Информационное агентство Regnum // http://www.regnum.ru
  112. Информационный портал Обозреватель // http://obozrevatel.com
  113. Информационный портал ИноСМИ // http://www.inosmi.ru
  114. Информационный портал Lenta.ru // http://www.lenta.ru/
  115. Информационно-аналитическое сетевое издание Сегодня.Ру // http://www.segodnia.ru/
  116. Информационно-аналитический портал Геополитика // http://geopolitica.ru
  117. Информационный портал ПРИМА-News // http://prima-news.ru
  118. Информационный портал Радио Свобода // http://www.svobodanews.ru
  119. Информационный портал «Новости в мире» // http://www.newsru.com/
  120. Информационный портал «Лига.новости» // http://news.liga.net/
  121. Информационный портал «Агентство национальных новостей» // http://www.annews.rn/
  122. Московский центр Карнеги // http://www.carnegie.ru/
  123. Национальная политическая энциклопедия: Конфликт // http ://politike.ru/?word=70 061 &wn
  124. Научно-образовательный веб-ресурс. Прогнозы и прогнозирование: Прогнозирование и урегулирование конфликтов // http://prognoz.org/lib/prognozirovanie-i-uregulirovanie-konfliktov
  125. Портал «Правовая Россия» // http://www.lawru.info/
  126. Программа ТАСИС (TACIS programme 2000−2006) // http://europa.eu/legislationsummaries/externalrelations/relationswith thirdcountries/easterneuropeandcentralasia/rl 7003en. htm
  127. Программа «Обучи и оснасти» (Georgia «Train and Equip» program) // http://www.defense.gov/releases/release. aspx? releaseid=3326
  128. Программа НАТО «Партнерство ради мира» // http://www.nato.int/cps/en/SID-96C6F0E55ЕС37 711 /natolive/topics50349.htm
  129. Программа индивидуального партнерства (IP АР — Individual Partnership Action Plan) // http://www.nato.int/issues/ipap/index-ru.html
  130. Программа по вступлению в НАТО (MAP— Membership Action Plan) // http://www.nato.int/cps/en/natolive/topics37356.htm
  131. Сайт Министерства иностранных дел Республики Грузия // www.mfa.gov.ge
  132. Сайт Президента Республики Грузия // http://www.president.gov.ge/
  133. Сайт Парламента Грузии // http://www.parliament.ge/
  134. Сайт Министерства иностранных дел РФ // www.mid.ru
  135. Сайт Президента РФ // http://www.kremlin.ru/
  136. Сайт Исполнительного комитета СНГ // http://www.cis.minsk.by/
  137. Сайт ГУАМ // http://guam-organization.org/
  138. Сайт Государственного департамента США // www.usinfo.state.gov-
  139. Сайт Президента США // www.whitehouse.gov
  140. Сайт НАТО // http://www.nato.int/
  141. Сайт ООН // http://www.un.org/
  142. Сайт ЕС // http://europa.eu/indexen.htm
  143. Сайт ОБСЕ // http://www.osce.org/
  144. Сайт Европейского Совета // http://www.european-council.europa.eu/195
  145. Сайт Организации черноморского экономического сотрудничества (BSEC) // http://www.bsec-organization.org/Pages/homepage.aspx
  146. Сайт Черноморской группы военно-морского сотрудничества // http://www.blackseafor.org/english/homepage.php
  147. Сайт МГИМО (У) МИД РФ // http://www.mgimo.ru
  148. Сайт новостей Первого канала // http://www. ltv.ru/news/
  149. Совет евроатлантического партнерства И http://www.nato.int/cps/ru/SID-2C78A016-DD57EB48/natolive/topics49276.htm
  150. Центр политических исследований России // http://www.pircenter.org/
  151. Центр геополитических исследований // http://www.geopolitika.lt
  152. Центр геополитических экспертиз // http://cge.evrazia.org
  153. Южно-Кавказский Институт Региональной Безопасности // http://www.scirs.org/
  154. Юридический портал «Белорусское законодательство» // http://www.lawbelarus.com/index.htm
  155. Centre for Strategic and International Studies // http://csis.org/
  156. Centre for European Policy Studies // http://www.ceps.eu/
  157. Georgia Security & Stability Operations (Georgia SSOP) // http://www.globalsecurity.org/military/ops/gssop.htm
  158. Operation Black Sea Harmony // http://www.tsk.tr/eng/uluslararasi/karadenizdenizisbirligigorevgrubu.htm
  159. The Central Asia-Caucasus Institute Analyst // http://www.cacianalyst.org/
  160. TRACECA Programme // http://www.traceca-programme.eu/en/traceca/
Заполнить форму текущей работой