Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование и развитие инновационной организационной культуры промышленного предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанные в диссертации алгоритм! формирования и развития инновационной организационной культуры предприятия и программа адаптации персонала к инновационной организационной культуре приняты к практическому использованию на ФГУП Воронежский механический завод, что подтверждено соответственно справкой о практической значимости исследований и актом о внедрении. Сформированные автором… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования и развития инновационной организационной культуры предприятия
    • 1. 1. Содержательная интерпретация понятия «инновационная организационная культура»
    • 1. 2. Концептуальные основы процесса формирования и развития инновационной организационной культуры предприятия
    • 1. 3. Диагностика организационной культуры современного промышленного предприятия
  • ГЛАВА 2. Трансформация традиционных подходов к развитию организационной культуры в условиях рыночного ориентации российской экономики
    • 2. 1. Систематизация факторов формирования инновационной организационной культуры
    • 2. 2. Интегральная модель инновационной организационной культуры
    • 2. 3. Формирование инновационной деловой культуры руководителя современного промышленного предприятия
  • ГЛАВА 3. Инструменты управления формированием и развитием инновационной организационной культуры предприятия
    • 3. 1. Алгоритм формирования и развития инновационной организационной культуры промышленного предприятия
    • 3. 2. Разработка корпоративной философии предприятия как основы формирования и развития инновационной организационной культуры
    • 3. 3. Программа адаптации персонала предприятия к инновационной организационной культуре

Формирование и развитие инновационной организационной культуры промышленного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. С переходом России к рыночной экономике произошла существенная трансформация внешней и внутренней среды организаций: кардинально изменилась система ценностей, правил, норм и принципов, составляющих общественное мировоззрение и определяющих особенности эффективного хозяйствования.

Высокая конкуренция, стремительные инновационные изменения, постоянно растущие потребности клиентов влекут необходимость поиска новых, ранее не использованных управленческих решений и определяют особую важность и актуальность для предприятий российской промы шленности проблемы выбора оптимального пути развития организационной культуры, который позволит реализовать их потенциальные возможности с максимальной степенью экономической и социальной эффективности. Среди представленных в современной литературе типов организационной культуры в качестве наиболее перспективного направления решения указанной проблемы в современных условиях автор диссертации видит в формировании и развитии на предприятии инновационной организационной культуры.

Несмотря на высокий исследовательский интерес к изучению организационной культуры как таковой, появившийся в начале 80-х годов двадцатого столетия за рубежом и приобретающий в последние годы, все большую популярность в российских ученых и деловых кругах, теоретические и прикладные вопросы формирования и развития инновационной организационной культуры до настоящего времени не получили достаточного отражения в научных трудах. Различным аспектам выбранной темы исследования посвящены работы таких специалистов, как К. Камерон и Р. Куинн [33], У. Френч и К. Белл [166], Дж. Ньюстром и К. Дэвис [76], С. Роббинс [164], Э. Шейн [162, 163], Ф. Янсен [148], В. А. Спивак [116, 117], А. И. Пригожин [92−94], АЛ. Черненко [135], М. И. Магура и М. Б. Курбатова [55], В. Н. Родионова и О. Г. Туровец [83,126], Н. В. Самоукина [104] и др.

Значительная актуальность темы исследования объясняется необходимостью интеграции представленных в указанных трудах разносторонних концепций в сфере проблематики организационного развития, организационной культуры, управления персоналом, инновационного менеджмента с целью научного обоснования и разработки практических рекомендаций по формированию и развитию инновационной организационной культуры промышленного предприятия.

Диссертация выполнена в соответствии с одним из направлений научных исследований Воронежского государственного технического университета ГБ 25.01 «Экономика, организация производства и управление на предприятиях», номер государственной регистрации 01.200.112 405.

Цель и задачи исследования

Целью диссертации является расширение теоретических и научно-методических представлений об инновационной организационной культуре и разработка практических рекомендаций по формированию и развитию инновационной организационной культуры промышленного предприятия.

Для достижения указанной цели в данной диссертационной работе были поставлены и решены следующие задачи: дать научное и практическое обоснование проблемы формирования и развития инновационной организационной культурысистематизировать факторы формирования инновационной организационной культуры предприятияпостроить и обосновать, интегральную модель инновационной организационной культуры предприятияпредставить рекомендации по формированию инновационной деловой культуры руководителя современного российского предприятияпредложить алгоритм формирования и развития инновационной организационной культуры предприятиясформулировать базовые положения разработки корпоративной философии как основы формирования и развития инновационной организационной культуры предприятияразработать программу адаптации персонала предприятия к инновационной организационной культуре.

Предмет и объект исследования. Предметом диссертационного исследования является организационная культура, присущая отечественному промышленному предприятию и проявляющихся на всех стадиях его организационного развития в различных формах взаимодействия с окружающей средой. Объект исследования — российские промышленные предприятия.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды зарубежных и отечественных специалистов в области теории и практики общего менеджмента, управления инновационными процессами, организационного развития, управления организационной культурой, управления персоналом.

Для решения поставленных задач использовались методы теоретического и эмпирического исследования, экономико-математического моделирования, приемы социологического исследования, экономического и статистического анализа, системный подход, метод экспертных оценок. В целях статистической обработки аналитической информации использованы современные компьютерные технологии.

Информационной базой диссертационного исследования стали законы РФ в сфере трудовых отношенийГражданский кодекс РФофициальные публикации Воронежского областного комитета государственной статистики за 2000 — 2003 годыресурсы сети Internet, материалы, полученные в процессе исследовательской работы автора на промышленных предприятиях Воронежской области: ОАО «Вэкс», ОАО «ЭлектросигналФГУП ВМЗ, ОАО «Рудгормаш» и других.

Научная новизна. В диссертации получены следующие результаты, характеризующиеся научной новизной: предложено научное и практическое обоснование проблемы формирования и развития инновационной организационной культуры предприятия, отличающееся индуктивным определением сущности инновационной организационной культуры и уточняющее данное понятие с позиции системного походапостроена и обоснована интегральная модель инновационной организационной культуры, учитывающая факторы формирования инновационной организационной культуры и раскрывающая. особенности ее содержания, отличительная черта которых состоит в гуманистической, проэкологической и научно-технической направленностисформировано представление об инновационной деловой культуре руководителя предприятия, преимущество которой заключается в систематизации приоритетных лидерских качеств, востребованных условиями современной российской действительности, и возможности ее эффективного развития в процессе осуществления руководителем управленческой деятельностиразработан алгоритм формирования и развития инновационной организационной культуры предприятия, отличающийся унифицированным подходом к формализации целенаправленных действий по управлению процессом формирования и развития инновационной организационной культуры и являющийся тактическим инструментом адаптации предприятия к инновационной организационной культуреуточнены ключевые содержательные характеристики корпоративной философии предприятия, предложен методический аппарат по разработке Внутрифирменного кодекса предприятия, отличающийся направленностью на обеспечение интеграции приоритетных целей развития предприятия и поведения его работниковразработана программа адаптации персонала предприятия к инновационной организационной культуре, отличительная особенность которой состоит в комплексном подходе к управлению персоналом в целях формирования и развития инновационной организационной культуры и возможности выбора приоритетных направлений в зависимости от ресурсного обеспечения предприятия.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы на промышленных предприятиях различных отраслей и" организационно-правовых форм. Практическое значение имеют научные и прикладные разработки, в которых содержатся: рекомендации по формированию инновационной деловой культуры руководителя предприятия, позволяющие модифицировать деловое поведение руководителя при осуществлении им управленческой деятельности в соответствии с инновационным направлением развития предприятияалгоритм формирования и*развития инновационной организационной культуры предприятия, обеспечивающий процесс адаптации предприятия к инновационной организационной культуре формализованным комплексом целенаправленных действийметодические положения по разработке Внутрифирменного кодекса предприятия, позволяющие сформировать эффективное руководство обучения персонала концепции инновационной организационной культурыпрограмма адаптации персонала к инновационной организационной культуре, дающая возможность принять рациональные управленческие решения в области инновационного развития кадрового потенциала предприятия.

Внедрение авторских разработок позволит обеспечить поступательное формирование и развитие на предприятиях отечественной промышленности инновационной: организационной культуры, повысить не только экономическую, но и социальную эффективность производства.

Апробация и реализациярезультатов исследован ия. Основные теоретические и методические положения диссертационной работы докладывались автором и обсуждались на следующих научно-практических конференциях и форумах: Международной научно-практической конференции «Реформирование системы: управления на современном предприятии» (Пенза, 2002), Международной научно-практической конференции «Современные технологии обучения «СТО-2002» (Санкт-Петербург, 2002), Международной научно-практической1 конференции «Предприятия России в транзитивной экономике» (Ярославль, 2002), Международной научно-практической конференции «Проблемы интеллектуализации образования» (Воронеж-Москва, 2002), Всероссийской научно-практической конференции «Интеллектуальные информационные системы» (Воронеж, 2002), Всероссийской научно-практической конференции «Организационно-экономические проблемы развития промышленных предприятий» (Воронеж, 2002), Международной научно-практической конференции «Современные технологии обучения «СТО-2003» (Санкт-Петербург, 2003), Международной научно-практической конференции «Организация производства в трансформационной экономике: теория и практика» (Воронеж, 2003), Всероссийском форуме «Инновационность хозяйственных систем» (Екатеринбург, 2003), а также научно-практических конференциях и семинарах профессорско-преподавательского состава Воронежского государственного технического университета (Воронеж, 20 012 004). Результаты исследований рассматривались на конкурсе молодых ученых России по проблеме повышения экономической и социальной эффективности производства.

Разработанные в диссертации алгоритм! формирования и развития инновационной организационной культуры предприятия и программа адаптации персонала к инновационной организационной культуре приняты к практическому использованию на ФГУП Воронежский механический завод, что подтверждено соответственно справкой о практической значимости исследований и актом о внедрении. Сформированные автором методические положения по разработке Внутрифирменного кодекса предприятия приняты к внедрению на промышленном предприятии г. Воронежа ОАО «Видеофон», что подтверждено актом о внедрении. Предложенные в диссертации рекомендации по формированию инновационной деловой культуры руководителя предприятия нашли практическое применение на предприятии г. Воронежа ОАО «Славянка», что подтверждено справкой о практической значимости. Основные положения по формированиюинновационной организационной культуры предприятия, представленные в диссертации, внедрены в учебный процесс и используются в лекционных занятиях по курсу «Теория организаций» студентов Воронежского государственного технического университета, что подтверждено соответствующим актом внедрения.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 17 печатных работ. В статье, написанной в соавторстве с О. Г. Туровцем, соискателю лично принадлежит исследование существующих подходов к понятию «организационная культура» и представление организационной культуры с позиций системного анализа. В работе, опубликованной в соавторстве с В. В. Качином, личным вкладом соискателя является обоснование факторов формирования инновационной организационной культуры.

Структура и объем работы. Диссертация включает 172 страницы основного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Работа содержит 19 таблиц, 40 рисунков, 190 наименований литературных источников.

Основные результаты диссертационного исследования заключаются в следующих выводах и положениях.

1. Инновационная организационная культура предприятия выступает в качестве наиболее перспективной альтернативы развития организационной культуры промышленного предприятия, является определяющим фактором* его конкурентоспособности, экономической и социальной эффективности в условиях рыночной экономики. Отличительная черта инновационной организационной культуры состоит в ориентации ее положений к самоценности человека и природы, открытости творчеству и инновациям.

2. Особенности процесса формирования и развития инновационной организационной культуры заключаются в относительном постоянстве ее центральной идеологии, обеспечивающей интеграцию приоритетных целей предприятия и потребностей субъектов внутренней и внешней среды, и непрерывности инновационных изменений, связанных по крайней мере с одним из четырех аспектов инновационной арены — технологическим, прикладным, рыночным или организационным.

3. Диагностика организационной культуры современного отечественного предприятия продемонстрировала не удовлетворяющий инновационному уровень развития организационной культуры в российской промышленности, обосновала целесообразность формирования и развития инновационной организационной культуры, определила необходимость разработки стратегических и тактических инструментов управления данным процессом.

4. Исследование внешней и внутренней среды предприятия позволило оценить влияние различных ее составляющих на организационную культуру, систематизировать факторы формирования инновационной организационной культуры предприятия и построить факторную модель инновационной организационной культуры.

5. Сущность и содержание ключевых положений инновационной организационной культуры и особенности ее формирования на современном этапе развития рыночной экономики в комплексе раскрывает интегральная модель инновационной организационной культуры.

6. Процесс формирования и развития инновационной организационной культуры нуждается в активной поддержке лидера предприятия. На основе применения теории качеств и экспертной информации разработаны детальные рекомендации по формированию инновационной деловой" культуры современного руководителя.

7. Разработанный алгоритм формирования и развития инновационной организационной культуры служит тактическим инструментом, обеспечивающим поступательную адаптацию предприятия к инновационной организационной культуре в соответствии с требованиями интегральной модели.

8. Корпоративная философия предприятия определена как основа формирования и развития инновационной организационной культуры. Предложенный универсальный методический аппарат по разработке Внутрифирменного кодекса предприятия позволит повысить эффективность процесса социализации персонала в системе единой корпоративной философии и обеспечить таким образом содействие реализации алгоритма формирования и развития инновационной организационной культуры.

9. Разработанная программа адаптации персонала к инновационной организационной культуре ориентирует на формирование инновационной культуры кадрового потенциала предприятия и предусматривает возможность выбора мероприятий в рамках каждой подпрограммы в зависимости от имеющегося ресурсного обеспечения предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Условия современной российской действительности определили особую важность для отечественных промышленных предприятий проблемы формирования и развития инновационной организационной культуры как наиболее целесообразной перспективы организационного развития, дающей возможность повышения их конкурентоспособности, экономической, инновационной и социальной эффективности.

Теоретическая сложность и практическая значимость проблемы формирования и развития инновационной организационной культуры промышленного предприятия обосновали существенную актуальность проведения исследований в данной области и установили в качестве цели диссертации расширение теоретических и научно-методических представлений об инновационной организационной культуре и разработку практических рекомендаций по формированию и развитию инновационной организационной культуры промышленного предприятия.

Для достижения указанной цели автором были обозначены и решены следующие задачи.

1. Дано научное и практическое обоснование проблемы формирования и развития инновационной организационной культуры.

Выполненное в диссертации исследование существующих в науке управления концепций организационной культуры позволило разработать идентификационную модель организационной культуры предприятия, дать интерпретацию элементов предложенной модели, а также установить свойства, присущие организационной культуре с точки зрения системного подхода. Исходя из этих позиций, а также толкования термина «инновация», в диссертационной работе предложено индуктивное определение инновационной организационной культуры.

Обобщение теоретических основ и практического опыта по поставленной проблеме дало возможность раскрыть сущность и содержание процесса формирования и развития инновационной организационной культуры, обозначить его особенности.

Проведенная в диссертации диагностика организационной культуры позволила установить два доминирующих в российской промышленности типа организационной культуры: переходный и имеющий рыночную ориентацию. На основе развернутой характеристики каждого из них автором были определены ключевые факторы успеха формирования инновационной организационной культуры, создавшие эмпирическую основу дальнейших теоретических и практических разработок.

2. Систематизированы факторы формирования инновационной организационной культуры предприятия.

В диссертации установлено, что организационная культура каждого предприятия есть продукт теснейшего взаимодействия его внешней и внутренней среды. По результатам проведения экспертной процедуры были выявлены наиболее важные факторы формирования: инновационной организационной культуры, определена иерархическая структура потребностей работников в отношении организационной культуры, сформирована факторная модель инновационной организационной культуры, что позволило создать общее видение направлений трансформации современной организационной культуры предприятия в условиях рыночной ориентации отечественной экономики.

3. Построена и обоснована интегральная модель инновационной организационной культуры предприятия.

На основе теоретических и практических исследований была разработана интегральная модель инновационной организационной культуры предприятия, наглядно отражающая особенности рассматриваемой системы и дающая ее полную содержательную интерпретацию с позиций целевого предназначения и факторов формирования, ключевых ценностей и основополагающих принципов, базовых характеристик и направлений формирования и развития, а также показателей эффективности и критериев инновационности. Преимущество данной модели определено гуманистической, научно-технической и проэкологической ориентацией составляющих ее элементов.

4. Представлены рекомендации по формированию инновационной деловой культуры руководителя современного российского предприятия.

Обобщение прогрессивного зарубежного иотечественного опыта эффективного лидерского * поведения, обзор психологических и общекультурных аспектов формирования человеческой личности, целевое социологическое исследование позволили разработать представление об инновационной деловой культуре руководителя, преимущество которойзаключаетсяв систематизации приоритетных лидерских качеств, востребованных условиями современной российской действительности. На данной основе был сформулирован комплекс практических рекомендаций, демонстрирующий актуальные направления в области самосовершенствования деловой культуры руководителя и ориентирующий на формирование инновационного делового поведения руководителя при осуществлении им управленческих функций.

5. Предложен алгоритм формирования и развития инновационной организационной культуры предприятия;

Для использования в практической деятельности промышленных предприятий разработан алгоритм формирования и развития инновационной организационной культуры предприятия, отличающийся унифицированным подходом к формализации г целенаправленных действий по управлению процессом формирования и развития инновационной организационной культуры и позволяющий осуществить поступательное изменение материальных, духовных и экологических составляющих существующей организационной культуры предприятия в соответствии с положениями? и критериями инновационной организационной культуры.

6. Сформулированы базовые положения разработки, корпоративной философии как основы формирования и развития инновационной организационной культуры предприятия.

В диссертации уточнено понятие корпоративной философии предприятия, определены ключевые содержательные характеристики корпоративной философии как основы формирования и развития инновационной организационной культуры предприятия, а также даны рекомендации по созданию их словесной интерпретации во Внутрифирменном * кодексе предприятия, призванном служить инструментом направленной социализации в системе единой корпоративной философии.

7. Разработана программа адаптации персонала предприятия к инновационной организационной культуре.

В целях формирования и развития на предприятии инновационной культуры кадрового потенциала, обеспечивающей изменение материальных и экологических элементов организационной культуры в соответствии с определенными моделью инновационной организационной культуры перспективными ценностями, принципамии направлениями и способствующей их успешному совершенствованию, разработана программа адаптации персонала предприятия к инновационной организационной культуре. Она предполагает направленное управленческое воздействие на персонал на базе подпрограмм психологического консультирования, внутрифирменного обучения, трудовой мотивации и административных воздействий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Классические IQ тесты. М.: Эксмо, 2002. — 192 с.
  2. Р., Рассел А. Искусство принятия решений / Пер с англ. М.: Мир, 1981.-312 с.
  3. М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 512 с.
  4. В.А. Глобальная миссия профессионального отбора // Организатор производства, 1998. № 1. С. 117−121.
  5. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. 263 с.
  6. Р.Н. Этика менеджмента: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. — 192 с.
  7. У. Менеджмент в организации. М.: ИНФРА-М, 1997. — 344 с.
  8. A.M., Гостюхина А. В. Внутренний маркетинг в управлении персоналом санаторно-курортной организации // Управление персоналом, 2003. -№ 11. С. 54−58.
  9. O.C., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Фирма Гардарика, 1996. -416с.
  10. Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-пресс, 2000. — 1008 с.
  11. Л.С. Психология развития как феномен культуры: Избр. психолог. тр. / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1996. — 512 с.
  12. Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. — 224 с.
  13. Г. С. и др. Основы инноватики и инновационной деятельности / Гамидов Г. С., Колосов В. Г., Османов H.O. СПб.: Политехника, 2000. — 323 с.
  14. Гарнаев А.Ю. Excel, VBA, Internet в экономике и финансах. Спб: БХВ-Петербург, 2002. — 816 с.
  15. Д.М. Организация и управление. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998.-332 с.
  16. И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994. 685 с.
  17. Д.Л., Иванцевич Д., Донелли Д. Х. Организации. Поведение. Структура. Процессы: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2000 — 660 с.
  18. Ф., Ливехуд Б. Динамичное развитие предприятий: как предприятия-пионеры и бюрократия могут стать эффективными. Калуга: Духовное познание, 2000.-211 с.
  19. Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2003. — 192 с.
  20. В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала: Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Европы. М.: СОМИНТЭК, 1993. — 752 с.
  21. В.А. Развитие предприятия. М.: Дело, 2000. — 208 с.
  22. В. Директор по персоналу: ведущие компетенции организаций // Управление персоналом, 2003. № 10. С. 37−39.
  23. Гражданский кодекс Российской Федерации. 4.1, 2. М.: Новая Волна,.1999.-512 с.
  24. М. Суперкадры. Управление персоналом международной корпорации. М.: Дело ЛТД, 1993. — 244 с.
  25. В.Н. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. М.: ИНФРА-М, 2000. 272 с.
  26. Диалектика познания сложных систем / Под ред. B.C. Тюхина. М.: Мысль, 1988.-316 с.
  27. Д. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер с англ. М.: Дело, 1996. -272 с.
  28. B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. М.: «Финпресс», 2001.-240 с.
  29. Захаров Б. Ф Стратегические направления реформирования станкоинст-рументальной промышленности // Промышленность России. 1998. №" 5. С. 18−24.
  30. Заутер-Закс С. Управление предприятием с ориентацией на окружающую среду // Проблемы теории и практики управления, 1993, № 1. С. 34−36.
  31. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Огале-вой. М.: ИНФРА-М, 2003. — 238 с.
  32. История коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1978.-594 с.
  33. К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. СПб: Питер, 2001. — 320 с.
  34. А.И. Формирование многоуровневой системы управления качеством машиностроительной продукции // Вестник машиностроения. 1995. № 3. -С. 51−55.
  35. Э.А., Капитонов А. Э. Корпоративная культура и PR. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов — н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — 416 с.
  36. ., Седерберг С. Вызов лидеров. М.: Дело, 1996. — 217 с.
  37. В.М. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии // Управление персоналом 2000. № 2. — С. 66−70.
  38. А.Н., Оленев Д. И., Соколицын С. А. Организация и планирование производства на машиностроительном заводе. Л.: Машиностроение, 1977. 462 с.
  39. В.О. О русской истории / Под ред. В. И. Буганова. М.: Просвещение, 1993. — 576с.
  40. А.И. Поиск инновационных возможностей предприятия // Инно-вационность хозяйственных систем: тезисы VI Всероссийского форума молодых ученых и студентов. Екатеринбург, 2003.4.3. С. 68.
  41. В.В., Козлова А. А. Корпоративная культура: «костюм» успешного бизнеса // Управление персоналом 2000. № 11. — С. 35−38.
  42. Н.И. Логический словарь / Под ред. Д. П. Горского. М.: Наука, 1971.-656с.
  43. Э. М. Исследование систем управления. М.: Дека, 2000. 418 с.
  44. Ф. Маркетинг. Менеджмент: Пер с англ. СПб: Питер, 2001.752 с.
  45. Ф. Основы маркетинга: Пер с англ. М: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс», 1995. — 702 с.
  46. А.И. Основы социологии. М.: Издат центр «Академия», 1997. — 236 с.
  47. Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практическое пособие. М.: ИН-ФРА-М, 1997.-368с.
  48. К., Овердорф М. Разрушительные перемены // Искусство управления. 2001. № 5. С. 46−61.
  49. P.JI. Если Вы руководитель .: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М-: Дело, 1998. — 401 с.
  50. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей. М.: Ось-89, 1998. — 278 с.
  51. Н.В. Предмет акмеологии. 2-е изд., испр. И доп. — СПб.: Политехника, 2002. — 189 с.
  52. Р.П. Проблемы развития рынка отечественной машиностроительной промышленности // Вестник машиностроения. 1998. № 7. С. 14−17.
  53. И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. М.: УЦ"Перспектива", 1997. — 287 с.
  54. В.В. Итоги и перспективы развития машиностроительного комплекса // Промышленность России. 1998. № 2. С. 23−27.
  55. М.И., Курбатова М. Б. Современные персонал-технологии. М.: ЗАО «Бизнес-школа"Интел-Синтез»", 2001. — 376 с.
  56. Дж. Социальная психология. СПб: Питер, 1998. — 213 с.
  57. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер с англ. Т.1. М: Республика, 1995. — 400 с.
  58. Дж. Шеф и его команда. СПб: Питер Ком, 1998 — 189 с.
  59. А.С., Мухин В. И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 400с.
  60. И.С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность.-Л., 1975.-312 с.
  61. В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры: Учебник. М.: «Финпресс», 2004. 288 с.
  62. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996. 253 с.
  63. С.А. Корпоративное управление: опыт и проблемы. Мн. М.: ООО «Финстатинформ», 2003. 280 с.
  64. B.F., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. — 240 с.
  65. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. -М.: Дело, 1992.-702с.
  66. JI.B., Мутафян М. И., Пышкин А.В: Технология анализа социально-психологических взаимодействий субъектов медицинской деятельности. -Воронеж: Издательская группа «Бриг», 1998. 198 с.
  67. .З. Теория организации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2000. — 480 с.
  68. С.В., Горковенко Ю. Л. Адаптация новых сотрудников: роли, функции, назначение//Управление персоналом, 2001. -№ 11−12. С. 57−58.
  69. А. Энциклопедия. Мир этикета. Урал ЛТД, 2000−2001. 405 с.
  70. Я., Нагао Т., Сибакава Р., Такаянага С. Как работают японские предприятия. М.: «Экономика», 1989. 223 с.
  71. А. Сделано в Японии / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. 413 с.
  72. Н. Инвестиции и государственная инвестиционная политика // Российский экономический журнал, 2002. № 8. С. 50−60.
  73. Н., Альбрехт Р. Электронные таблицы Ехсе115.0 для квалифицированных пользователей: практ. пособие / Пер с нем. М.: ЭКОМ., 1996. — 304 с.
  74. И.Н., Носс Н. В. Психология управления персоналом предприятия. Профессиологический аспект. М.: «КСП+», 2002. — 240с.
  75. Дж., Дэвис К. Организационное поведение / Пер с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 2000. — 448 с.
  76. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. СПб: Речь, 2002. — 440 с.
  77. Т. Новая парадигма управления персоналом в условиях переходной экономики // Управление персоналом, 2001. № 7. С. 34−39.
  78. Ю.Г., Карташова JI.B. Управление персоналом, оценка эффективности. Учебное пособие для вузов. М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 256 с.
  79. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. Чл. -корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 19-е изд., испр. — М.: Рус. Яз., 1987. — 750с.
  80. А.В. Умение общаться с людьми: Этикет делового человека. М.: культура и спорт, 1996. — 318 с.
  81. Организация, планирование и управление предприятием машиностроения: Учебник для студентов машиностроительных специальностей вузов / И: М. Разумов, JI.A. Глаголева, М. И. Ипатов, В. П. Ермилов. М.: Машиностроение, 1982. -544 с.
  82. Организация производства: Учеб. для ВУЗов / О. Г. Туровец, В. Н. Попов, В. Б. Родииов и др.- Под ред. О. Г. Туровца. М.: «Экономика и финансы», 2002. -452 с.
  83. Г. В. Логика социологического исследования. М.: Наука, 1987.287 с.
  84. А., Павлуцкая Е., Алехина О. Менеджмент третьего тысячелетия: системно-эволюционный подход к развитию организаций // Управление персоналом, 2001. № 2. С. 66−68.
  85. А. Записки русского фабриканта // Новый Мир, 1997. № 11. С. 152−181.
  86. А. Записки русского фабриканта // Новый Мир, 1997. № 12. С. 150−171.
  87. Т.А. Оценка состояния основных фондов металлургических предприятий Челябинской области // Инновационность хозяйственных систем: тезисы VI Всероссийского форума молодых ученых и студентов. Екатеринбург, 2003. Ч.З.С. 126−127.
  88. Т., Уотерман Р. В поисках совершенства управления: опыт лучших компаний / Пер с англ. М.: Прогресс, 1986. — 245 с.
  89. А.А. Культура производства: сущность и факторы развития. -Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1990. 206 с.
  90. П.А. Изучение удовлетворенности трудом промышленныхрабочих // Здравоохранение Российской Федерации. 1987. — № 1. — С. 12−15.
  91. А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. — 864с.
  92. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Политиздат, 1989.-271 с.
  93. А.И. Современная социология организаций. Учебник. М.: ИНТЕРПРАКС, 1995. — 296 с.
  94. Психология и педагогика / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М.: Центр, 1996.- 198 с.
  95. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — 400 с.
  96. А.А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж: ВГАСА, 1995. — 195с.
  97. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный: Учеб. пособие для вузов / Под ред. И. П. Николаевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -218с.
  98. Роль высшего руководства в реструктурировании предприятия. М.: Дело, 1996. — 104 с.
  99. Райс-Джонстон У. Тактический менеджмент: Пер с англ. СПб: Питер, 2001.-672 с.
  100. В.М. Модифицированный личностный опросник Айзенка. -М.: Смысл, 1992.-21 с.
  101. Р. Культура предпринимательства: Пер с нем. М.: Эком, 1992. — 240 с.
  102. Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн. М.: ИП «Новое знание», 2000. — 282 с.
  103. H. В. Управление персоналом: российский опыт. СПб.: Питер 2003. — 236 с.
  104. С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 318 с.
  105. И. Стадии развития организации // Управление персоналом, 2001.-№ 9. С. 62 -72.
  106. Е.К. Экономические показатели бизнеса / Е.К. Смирниц-кий. М.: Экзасмен, 2002. — 512 с.
  107. Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. 375с.
  108. Собчик J1.H. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Методическое руководство. М., 1990.-48 с.
  109. Л.Н. Метод цветных выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. Методическое руководство. М., 1990. — 88 с.
  110. .Я., Яковлев С. А. Моделирование систем: Учебник. М.: Высшая школа, 1998. — 319 с.
  111. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1 992 740 с.
  112. Т.О. Организационная культура компании. М: ООО «Журнал „Управление персоналом“, 2003. — 456 с.
  113. Н.В. Корпорации: творческие и прикладные проблемы. М.: МВЯШ, 1999.-394 с.
  114. Социология труда: Учебник / Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. -М.: МГУ, 1993. 189 с.
  115. В.А. Корпоративная культура. Ключевые вопросы СПб: Питер, 2001.-352 с.
  116. В.А. Корпоративная культура. Теория и практика СПб: Питер, 2001.-352 с.
  117. А.Г. Философия: Учебник. 2-е изд. — М.: Гардарики, 2 001 736 с.
  118. Справочник директора предприятия / Под ред. М. Г. Лапусты. 5-е изд., испр., измен. И доп. М.: ИНФРА-М, 2001. — 750 с.
  119. Справочник по прикладной статистике. В 2-х т.: Пер. с англ. / Под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана, Ю. Н. Тюрина. М.: Финансы и статистика, 1989. — 510 с.
  120. О., Алехина О. Обучающийся подход к развитию культуры организации // Управление персоналом, 2001. № 7. С. 54−57.
  121. Стеклянной тары Гималаи // Стандарты и качество, 2003. № 8. С. 100 104.
  122. М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры организации // Управление персоналом, 2000. № 11. С. 41−44.
  123. С.Н. Психология управления: от личности к команде. Петрозаводск: Периодика, 1997. — 256 с.
  124. И.С. Методологическое значение категорий „качество“ и „количество“. М.: Наука, 1972. 78 с.
  125. О.Г., Родионова В. Н. Теория организации: Учеб. Пособие: 2-е изд., перераб. И доп. Воронеж: ВГТУ, 2002. — 118 с.
  126. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Базарова Т. Ю., Еремина Б. Л. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 423с.
  127. В.Г. Культура сервиса: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство ПРИОР, 2000. — 208с.
  128. В.Г. Профессиональная этика и культура бытового обслуживания. М.: Легпромбытиздат, 1989. — 196 с.
  129. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп.-М.: Республика, 2001.-719 с.
  130. Э., Тойфсен Л., Беекен Т., Энгельс М., Леманш П. Реструктуризация предприятий: направления, цели, средства // Проблемы теории и практики управления, 1996. № 4. С. 116.
  131. В.Н. Корпоративный менеджмент в условиях нестабильного рынка / Под ред. Н. П. Тихомирова М.: „Экзамен“, 2003. — 320 с.
  132. Ю.И. Инновационный процесс в системе общественных отношений / Ю. И. Хаустов, Б. А. Соловьев, В. П. Бочаров. Воронеж: изд-во ВГУ, 2001.-279 с.
  133. Ю.В. О природе случайности. Вып.18. Ценологические исследования. — М.: Центр системных исследований, 2001. — 279 с.
  134. А.Л. Основные направления формирования современной концепции культуры производства// Организатор производства, 1998. № 1. С. 815.
  135. Д.М. В культуре России очень много магического //
  136. Управление персоналом, 2000. № 11. С. 9−13.
  137. Э. Организационная культура и лидерство Пер. с англ. Под ред. В .А. Спивака. СПб: Питер, 2002. — 336 с.
  138. Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации: Пер с англ. СПб: Питер, 2001. — 352 с.
  139. С.И. Стимулирование качества и эффективности производства. М.: Мысль, 1977. 271 с.
  140. Экономическая психология. Под. Ред. Андреевой И. В. СПб.: Питер, 2001.-512 с.
  141. Энциклопедия психологических тестов. Профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональная ориентация, тесты для безработных. М.: ООО „Издательство ACT“, 1997. — 320 с.
  142. Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. М.: ООО „Издательство ACT“, 1997. — 288 с.
  143. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: ООО „Издательство ACT“, 1997. — 30 с.
  144. Энциклопедия популярных психологических тестов. М.: Арнадия, 1997.-304 с.
  145. В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы.-М., 1987.214 с.
  146. О.Н. Индустриализм и инвайроментализм. Россия на рубеже культур // Социологические исследования, 1994, № 3. С. 14 19.
  147. Л. Карьера менеджера. Пер. с англ. Мн: 000"Попурри», 2001. -416с.
  148. Ф. Эпоха инноваций: Пер с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. — 308 с.
  149. Beckhard R. Organization Development: Strategies and Models. New York: Reading, MA: Addison-Wesley Publishing Company, 1969.
  150. Bennis W. Organization Development: Its Nature, Origins and Prospects. -New York: Reading, MA: Addison-Wesley Publishing Company, 1969.
  151. Bower M. The Will to Manage.- New York: McGraw-Hill, 1966.
  152. Burke W.W. Organization Development: A Process of learning and change. New York: Reading, MA: Addison-Wesley Publishing Company, 1994.
  153. Cameron К. S., Ettington D. R. The Conceptual Foundations of Organizational Culture / Higher Education: Handbook of Theory and Research. New York: Aga-phon, 1988.
  154. ConocoPhilips. Russia Employee Assistance Program, 2002.
  155. Deal Т.Е., Kennedy A.A. Corporate Cultures. Reading, Mass: Addison-Wesley, 1982.
  156. Gorman L. Corporate Culture Why Managers Should Be Interested // Leadership and Organization Development Journal, vol.8,no 5, 1987, pp. 3−9.
  157. Mullins L.J. Management and Organizational Behavior. 3rd ed. — London: Pitman publishing, 1998. — 730p.
  158. Newstrom John W. Organizational Behavior: human behavior at work / John W. Newstrom, Keith Davis. 9th ed. McGrav-Hill, Inc. 1993 — 581 p.
  159. Pascale R.T., Athos A.G. The Art of Japanese Management. New York: Simon & Schuster, 1981.
  160. Potter C.C. What is Culture: and can it be useful for organizational change agents? // Leadership and Organization Development Journal, voI.8,no 3, 1989, pp. 1724.
  161. Sathe V. Culture and Related Corporate Realities. Richard D. Irvin, Inc., 1985.
  162. Shein E. Organizational Culture and Leadership. 2nd edition. — San Francisco, 1992.
  163. Shein E. The Role of the Founder in Creating Organizational Culture // Organizational Dynamics, Summer, 1983. Pp. 13−28.
  164. Robbins, Stephen P. Organizational Theory. Structure, Design and Applications. 3rd ed. San Diego State University, 1995 — 552 p.
  165. Terrence E.D., Kennedy A. A. Corporate Cultures: The Rites and Rituals of Corporate Life. Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1982.
Заполнить форму текущей работой