Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оптимизация управления комплексом общеобразовательных учреждений на основе структуризации и моделирования интеграционных процессов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процедура принятия решений по управлению ресурсоэффективностью комплекса, отличающаяся возможностью формирования множества перспективных вариантов на основе рандомизированного имитационного эксперимента с использованием многоальтернативных оптимизационных моделей и последующего группового экспертного оценивания при выборе рационального вариантаструктура информационной системы управления… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ
    • 1. 1. Современные подходы и модели развития системы общего образования в сельской местности
    • 1. 2. Особенности управленческих задач и путей их решения в условиях активизации интеграционных процессов и информатизации в системе образования
    • 1. 3. Цель и задачи исследования
  • ГЛАВА 2. СТРУКТУРИЗАЦИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
    • 2. 1. Модель распределенной системы кадрового обеспечения
    • 2. 2. Структуризация системы методического обеспечения комплекса общеобразовательных учреждений
    • 2. 3. Моделирование централизованной системы материально — технического обеспечения школьного округа базовой сельской школы
  • Выводы второй главы
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ОПТИМИЗАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ И ПРОЦЕДУР УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
    • 3. 1. Многоальтернативная оптимизационная модель распределенной системы ресурсообеспечения
    • 3. 2. Оптимизация централизованной системы ресурсообеспечения
    • 3. 3. Процедура принятия управленческих решений на основе имитационной модели многоальтернативной оптимизации
  • Выводы третьей главы
  • ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПТИМИЗАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ КОМПЛЕКСОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
    • 4. 1. Разработка компьютерной системы управления ресурсообеспечением школьного округа базовой сельской школы
    • 4. 2. Реализация разработанной системы и оценка ее эффективности
  • Выводы четвертой главы

Оптимизация управления комплексом общеобразовательных учреждений на основе структуризации и моделирования интеграционных процессов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Социально — экономические и социокультурные изменения в российском обществе потребовали от образовательной системы перехода в новое качественное состояние, связанное с подготовкой новых поколений российских граждан к жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях. Развивающемуся обществу нужны современные, образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Поэтому главной целью общего образования на современном этапе является обеспечение современного качества образования на основе его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Достижение этой цели требует рационального распределения ограниченных ресурсов. Особенно важно сформулировать механизмы интеграции и кооперации для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Именно в этих учреждениях уровень доступности качественного образования ниже, чем в городской местности. В то же время выделяемые ресурсы используются не эффективно. Подходы к повышению ресурсоэффективности основаны в основном на обобщении практического.опыта. Возможности теории управления социально-экономическими системами, моделирования и оптимизации в полной мере не используются для выбора рационального варианта ресурсообеспечения общего образования в сельском социуме.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью создания моделей и алгоритмов выработки управленческих решений оптимальной ресурсоэффективности интеграционных механизмов комплексирования общеобразовательных учреждений, основанных на опережающем использовании информационных технологий.

Работа выполнена в соответствии с областными целевыми программами: «Развитие образования» на 2001;2005 годы и 2006;2010 годы в рамках основного научного направления Воронежского Государственного Технического университета «Проблемно-ориентированные системы управления».

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертации является разработка комплекса структурных и оптимизационных моделей, алгоритмов принятия решений при управлении ресурсоэффективностью комплекса общеобразовательных учреждений в условиях развития интеграционных процессов и интенсификации •¦< применения информационных технологий.

В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи: анализ современных подходов и моделей развития системы образования в сельской местности и определение на этой основе возможности повышения эффективности управления комплексом общеобразовательных учреждений;

— разработка структурных моделей интеграции основных видов ресурсного обеспечения при комплексировании общеобразовательных учреждений на основе базовой школы;

— формирование многоальтернативных оптимизационных моделей распределенной и централизованной системы ресурсообеспечения комплекса общеобразовательных учреждений;

— разработка процедуры принятия управленческих решений на основе имитационного эксперимента с использованием многоальтернативных оптимизационных моделей ресурсоэффективности;

— оценка эффективности разработанных моделей, алгоритмов на базе информационной системы комплекса общеобразовательных учреждений.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач использовались основные положения и методы системного анализа, теории управления социальными и экономическими системами, математического моделирования, исследования операций оптимизации, теории вероятностей и математической статистики, экспертного оценивания.

Научная новизна работы. В диссертации получены следующие основные результаты, характеризующиеся научной новизной:

— структурные модели интеграции ресурсного обеспечения, позволяющие идентифицировать в процессе объединения совокупности компонентов кадрового, методического и материально-технического обеспечений в рамках комплекса общеобразовательных учреждений элементы выбора управленческих решений с учетом ведущей роли базовой школы;

— многоальтернативные оптимизационные модели ресурсообеспечения, отличающиеся математическими приемами формирования целевой функции и ограничений на множестве альтернативных переменных с учетом особенностей распределенной и централизованной систем распределения ресурсов и роли в ней ресурсопроводящей инфраструктуры базовой школы и школьного округа;

— процедура принятия решений по управлению ресурсоэффективностью комплекса, отличающаяся возможностью формирования множества перспективных вариантов на основе рандомизированного имитационного эксперимента с использованием многоальтернативных оптимизационных моделей и последующего группового экспертного оценивания при выборе рационального вариантаструктура информационной системы управления комплексом общеобразовательных учреждений, обеспечивающая на основе интегрированной и структурированной базы данных школьного округа оптимальную реализацию заданий по ресурсному обеспечению от вышестоящего органа управления с использованием разработанных моделей и алгоритмов принятия управленческих решений как для базовой школы, так и для других учреждений округа.

Практическая значимость и реализация результатов работы.

Разработанные оптимизационные модели и процедуры управления комплексом образовательных учреждений являются основой для развития математического обеспечения компьютерной системы управления ресурсообеспечением школьного округа базовой сельской школы. Прикладное значение работы связано с практической реализацией модели методического обеспечения комплекса общеобразовательных учреждений, модели распределенной системы кадрового обеспечения, модели централизованной системы материально-технического обеспечения и непосредственного применения на практике разработанной компьютерной системы управления ресурсообеспечением школьного округа базовой сельской школы.

Разработанные оптимизационные модели и процедуры управления комплексом образовательных учреждений внедрены в деятельность Воронежского областного института повышения, квалификации и переподготовки работников образования, используются в образовательном процессе Воронежского государственного технического университета, а также в управленческой деятельности муниципальных систем образования региона.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на: Всероссийской научной конференции «Интеллектуальные информационные системы» (Воронеж, 2004, 2005) — III Всероссийской научно-технической конференции «Теория конфликта и её приложения» (Воронеж, 2004) — международной научно-методической конференции «Инновационные технологии организации обучения в техническом ВУЗе» (Пенза, 2006), а также на ежегодных научно-практических конференциях ППС Воронежского государственного технического университета, Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, конференциях Центра изучения образовательной политики Московской Высшей Школы социальных и экономических наук.

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ.

В работах, опубликованных в соавторстве и приведенных > в конце реферата, соискателем осуществлена разработка оптимизационных моделей управления и распределения ресурсов в рамках комплекса общеобразовательных учреждений и разработаны имитационные модели интеграционных процессов на основе многоальтернативной оптимизации [1−3].

Структура и объём работы.

Диссертация состоит из введения, четырёх глав с выводами и заключения. Материал диссертации изложен на 122 страницах, содержит список литературы из 99 наименований, 30 рисунков, 3 таблицы.

Выводы четвёртой главы.

1. Поскольку реализация оптимизационных моделей и алгоритмов выработки управленческих решений оптимальной ресурсоэффективности интеграционных механизмов комплексирования общеобразовательных учреждений основывается на применении информационных технологий, компьютерную систему управления ресурсообеспечением школьного округа базовой школы целесообразно построить на основе следующих компонентов:

— интеграционной базы данных;

— подсистемы кадрового обеспечения;

— подсистемы методического обеспечения;

— подсистемы ресурсного обеспечения;

— подсистемы бухгалтерского учёта;

— подсистемы мониторинга;

— локальных подсистем образовательных учреждений округа. Назначение многофункциональной информатизационной системы комплекса общеобразовательных учреждений состоит в оценке эффективности разработанных оптимизационных моделей и алгоритмов.

2. С целью оценки эффективности модели БСШ приемлемым является г анализ положительной динамики следующих показателей, характеризующих состояние образовательной системы всего комплекса учреждений:

— показатели достижений учащихся;

— показатели изменения образовательного процесса;

— показатели уровня квалификации педагогов;

— показатели материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Положительная динамика всех показателей служит наглядным доказательством эффективности использования оптимизационных моделей в процессе реструктуризации системы общего образования в сельской местности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Н., Лухманов Н. Д., Канцебовская И. В. Социально-географические аспекты реструктуризации сети школ в сельской местности -М.: НПФ «Аделиз», 2001. — С. 135 — 147.
  2. А. А., Солдатник В. И. Дистанционное обучение: Сущность, технология, организация.-М., 1999. -С. 15−16.
  3. Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1990.-С. 6−7.
  4. Р., Бауэр Г., Кротерс Э. Введение в математическую теорию обучения. — М.: Мир, 1982. — С. 486.
  5. В. И., Глазунов А. П., Зуев Б. М., Козырев В. И. Образование в России: современное состояние и пути обновления: Доклад Всемирному банку. М., 1995. -С. 19−21.
  6. С. А., Бабкин В. Ф., Щепкин А. В. Деловые имитационные игры в организации и управлении. М.: Изд-во АСВ. 2003. — С. 187 — 192.
  7. Д. И. Методы оптимального проектирования. — М., 1981. — С. 1419.
  8. Д. И., Львович Я. Е., Фролов В. И. Оптимизация в САПР: Учебник. Воронеж:Изд-воВГУ. 1997.-С. 416.
  9. И.В., Юдин Э. Т. Становление и сущность системного подхода. -М., 1973.-С. 97−101.
  10. Е.В., Пивненко П. П. Ценностно — смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы // Педагогика. — 2002. -№ 5. -С. 53−64.
  11. П.Борисова Н. В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: Учебное пособие. — М., 1999. — С. 110−116.
  12. В. В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. — Воронеж, 1990. — С. 4−8.
  13. . С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и песпективы. — М.: Педагогика. — 1987. — С. 264.
  14. . А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования: Гносеологический анализ. -М., 1965.-С. 19−20.
  15. С. М. Становление профессиональной компетенции учителя. Учебное пособие Воронеж: ВГУ, — 2004. -С. 320−346.
  16. Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят Гос. Думой 30.11.1994. № 51 — ФЗ. — М., 1994. — С. 55.
  17. М. П., Пальчикова Т. В. Кадры сельской школы России: — М.: Изд-во ИПСР РАО, 2003. — С. 176.
  18. М. П., Орлов В. Б. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села: Методические рекомендации. — М.: Изд-во ИПСР РАО, 2003. — С. 197.
  19. Э. Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». — М., 1998. -С. 16−19.
  20. А. М., Львович Я. Е., Фролов В. Н. Автоматизированный анализ и оптимизация конструкций и технологий РЭА. М.: Радио и связь, 1983.1. С. 104.
  21. Изменение условий оплаты труда работников образовательных учреждений. Инструктивное письмо Минобразования России от 12.01.1993 г. № 10/32-Т
  22. Информатизация системы образования. М.: НФПК, 2005.-С.З-4.
  23. Как поступить в ВУЗ сельским школьникам.// Народное образование,-2002-№ 4.-С. 12−13.
  24. А. Г., Иванова Л. Ф. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе М.: Просвещение, 2004.-С. 416.
  25. А. Г. Проблема выбора : Элективные курсы в школе. — М.: Новая школа, 2004. — С. 160.
  26. Дж., Снелл Дж. Конечные цепи Маркова: Пер. с англ. Под ред. А. А. Юшкевича. М.: Наука, 1970. — С. 272.
  27. Г. С., Красновский Э. А., Краснянская К. А. Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной Программы PISA. ИОСО РАО, 1999.-С. 76−80.
  28. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. М., 2002.
  29. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М., 2002.
  30. Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской федерации. М., 2001.
  31. П. С., Петров А. А. Принципы построения моделей. — М., ФАЗИС. ВЦРАН, 2000. — С. 411.
  32. К. Н. Провоторова А. А. Мониторинг процессов в сфере образования Новосибирска.//Мастеркласс. — № 2−3.- 1997.-С. 37−42.
  33. Я. Е., Салогубова Н. В. Оптимизация распределения ресурсов в рамках комплекса образовательных учреждений.// Проблемы качества подготовки специалистов. Вестник ВГТУ. Выпуск 6.4. Воронеж, 2004. — С. 59−63.
  34. Я. Е. Региональные аспекты реформы образования: экономика, стратегия, 2004. — С. 8−10.
  35. М. Технология и эффективность социального управления. — М.: Прогресс, 1982.-С. 226.
  36. Д. Ш. Информатизация общего среднего образования: научно-методическое пособие.- М.: педагогическое общество России, 2004. — С. 384.
  37. Моделирование систем и информационные технологии. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. Воронеж, 2006. — С. 10−14.
  38. Л. В., Савинков Ю. А. Модель муниципальной методической службы — Воронеж, 1999. — С. 32−33.
  39. А. Чувашская республика: реструктуризация «сверху» и «снизу».//
  40. Школьное обозрение. — 2001. — № 6. — С. 6.
  41. Организация деятельности базовой сельской школы Воронежской области: Методические рекомендации. — Воронеж, 2003. — С. 15−16.
  42. О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Методические' рекомендации для' подготовки и проведению эксперимента. М.: АПКИПРО, 2002. — С. 65−60.
  43. А., Скопин А. Ю. Пути реализации концепции профильного обучения в сельской школе//Сельская школа, № 4,2003, с. 18−25.
  44. С. Проблемы сельского образования и возможные пути их решения //Школьное обозрение. — 2001. — № 6. — С. 2.
  45. С. Самарская область: правые начинают и выигрывают //Школьное обозрение. — 2001. — № 6. — С. 14.
  46. Е. С. Дистанционное обучение: Учебное пособие — М., 1998. — С. 203−207." 51. Поташник Н. Н., Лазарев В. С. Управление развитием школы. — М., 1995.-С. 145−147.
  47. Н. Н. Профессиональные объединения педагогов. — М., 2002. -С. 78−81.
  48. Л. И. Организация методической работы в школе в условиях адаптивной системы обучения // Завуч. — 2004. — № 6. — С. 107−114.
  49. Попечительский совет — общественная форма управления образовательным учреждением // Народное образование. — 2001. — № 10. — С. 14.
  50. Порядок аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Воронежской области: Методические рекомендации. — Воронеж, 2001. — С. 71.
  51. Программно-целевой подход к управлению образованием Воронежской области. — Воронеж, 2002. — С. 45.
  52. Г. Карелия: Новая структура сельского образования // Школьное обозрение. — 2001. — № 6. — С. 10.
  53. Реструктуризация сети сельских общеобразовательных школ: документ надежды или. памятник исчезнувшим деревням.// Народное образование. -2002.-№ 10.-С. 19.
  54. И. М. Модернизация сельского образования // Справочник руководителя сельской школы. 2005. — № 1. — С. 7.
  55. И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: 2003. — С. 190 207.
  56. С. А. Сельская малочисленная школа: перспективы развития. -Воронеж, 1998. — С. 32−34.
  57. Ю. А. Функционально-ориентированная модель повышения квалификации многопрофильных педагогов. — Воронеж, 2000. — С. 89.
  58. Н. В. Моделирование централизованной системы материально-технического обеспечения школьного округа базовой школы. // Интеллектуальные информационные системы: Труды Всерос. конф. Воронеж 2005. с. 390−393.
  59. Салогубова К В. Информатизация комплекса образовательных учреждений в сельской местности как условие дальнейшего повышения качества обучения. // Управление в социальных и экономических системах: Межвуз. сб. науч. Тр. Воронеж: ВГТУ, 2005. с. 34−36.
  60. Н. В. Дистанционное обучение в округе базовой сельской школы как условие осуществления профильной подготовки // Интеллектуальные информационные системы: Труды Всерос. конф. Воронеж, 2005. с. 360−363.
  61. Н. В. Структуризация управления методической работой в образовательном округе базовой школы. // Интеллектуальные информационные системы: Труды Всерос. конф. Воронеж: ВГТУ, 2004. с. 222−225.
  62. Н. В. Разработка информационной системы управления школьным округом базовой сельской школы. // Интеллектуализация управления в социальных и экономических системах: Сб. науч. тр.: Воронеж, 2006. с. 86−91.
  63. Сельская малочисленная школа: настоящее и будущее — Воронеж, 2000. -, С. 24.
  64. Сельская школа: модель ассоциации образовательных учреждений. Методические рекомендации по внедрению модели ассоциации образовательных учреждений в региональные образовательные системы. -М., 2004.-С. 34−61.
  65. Сельская школа: ресурсы развития. Методическое пособие по разработке проектов развития сельской школы/ Под ред. O.E. Лебедева. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2003.- С. 141.
  66. Сельская школа: модель ресурсного центра. Методические рекомендации по внедрению модели ресурсного центра в региональные образовательные системы. — М., 2004. — С. 79.
  67. Сельская школа: закрыть нельзя, помиловать. Материалы круглого стола. Сельская школа: проблемы и перспективы развития в МОРФ// Школьное обозрение. — 2001. — № 6. — С.46.
  68. А. П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. — М., 1993. — С. 49−52.
  69. И.М. Численные методы Монте-Карло. М.: Наука, 1973. — С. 312
  70. Социологический портрет сельской школы и сельского школьника. // Школьное обозрение. — 2001. — № 6. — С.55.
  71. Ф. П. Организация методической работы в школе // Завуч. -2004.- № 7.-С. 103−129.
  72. P. X. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. — М.: Просвещение, 1990. — С. 208.
  73. Л. С. Внутришкольный мониторинг — инструмент управления качеством образования. // Завуч. — 1998. — №. 6. — С. 36 — 48.
  74. В. Школьный попечительский совет: варианты создания и функционирования// Директор школы. — 2003. — № 5. — С. 6.
  75. С. Е., Кольней В. А. Мониторинг качества образования в школе. // Завуч. — 1998. — № 6. — С. 36−47.
  76. Д.Б., Юдин А. Д. Экстремальные модели в экономике. М.: Экономика, 1979. — С. 288.
  77. Л. И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М.: Экономика, 1991. — С. 29−34.
  78. И. Ученическое самоуправление в воспитательной системе школы. Изд-во «Учитель», 2004. — С. 17−28.
  79. К. В. Методические рекомендации по расчёту нормативов I бюджетов финансирования образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1995. С. 59−62.
  80. CES Small Schools Project
  81. Conference Proceedings. March 22−23,2002. Houston, Texas.
  82. Contact JDL today for assistance in the following areas: strategy- Network Management, training and Professional Development
  83. Knowledge and skills for life. First results from PISA 2000. OECD, 2001.
  84. Knowledge and skills for life. First results from PISA 2000. Executive summery. OECD, 2001.
  85. Measuring student knowledge and skills. A new Framework for Assessment. OECD, 1999.
  86. Raven S. Managing Educftion For Effective Schooling: The most important problem is to come to terms with values./ New York.- 1994.
  87. Raven John. Competence in modern. Society its Identification, Development and Release. London H. K. Lewisr & Co. Ltd? 1984
  88. Spencer L. M. and Spencer S.M. Competerce at Work. New York: Wiley, iJ 1993.
  89. The multicrade classroom: a resource handbook for small, Rural schools. Book 4: Instructional organization, curriculum, and Evaluation.* >? *
  90. Утверждаю Ректор ВОИПК и ПРО д.ф.-м.ь1. АКТ1. ТТТЖТ"о внедрении результатов НИР в учешши^тюДеср
  91. Указанные результаты используются в лекциях и практических занятиях курсов повышения квалификации директоров и заместителей директоров общеобразовательных учреждений Воронежской области, а также при организации семинаров на базе Хохольской СОШ.
  92. Первый проректор ВОИПК и ПРО, д.п.н., профессор1. Л.А. Обухова2006г.1. АКТо внедрении результатов диссертационной работы Сологубовой Н В. в учебный процесс ВГТУ по специальности. 230 201 — «Информационные системы и технологии»
  93. Протокол № /^заседания кафедры САПРИС от «2006 г. 1. Зав. кафедрой САПРИС» ¿-Г" г. 1. Нач. учебно-методическогоуправленияп/3″ 2006 г.
Заполнить форму текущей работой