Оптимизация управления комплексом общеобразовательных учреждений на основе структуризации и моделирования интеграционных процессов
Процедура принятия решений по управлению ресурсоэффективностью комплекса, отличающаяся возможностью формирования множества перспективных вариантов на основе рандомизированного имитационного эксперимента с использованием многоальтернативных оптимизационных моделей и последующего группового экспертного оценивания при выборе рационального вариантаструктура информационной системы управления… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ
- 1. 1. Современные подходы и модели развития системы общего образования в сельской местности
- 1. 2. Особенности управленческих задач и путей их решения в условиях активизации интеграционных процессов и информатизации в системе образования
- 1. 3. Цель и задачи исследования
- ГЛАВА 2. СТРУКТУРИЗАЦИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
- 2. 1. Модель распределенной системы кадрового обеспечения
- 2. 2. Структуризация системы методического обеспечения комплекса общеобразовательных учреждений
- 2. 3. Моделирование централизованной системы материально — технического обеспечения школьного округа базовой сельской школы
- Выводы второй главы
- ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ОПТИМИЗАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ И ПРОЦЕДУР УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
- 3. 1. Многоальтернативная оптимизационная модель распределенной системы ресурсообеспечения
- 3. 2. Оптимизация централизованной системы ресурсообеспечения
- 3. 3. Процедура принятия управленческих решений на основе имитационной модели многоальтернативной оптимизации
- Выводы третьей главы
- ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПТИМИЗАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ КОМПЛЕКСОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
- 4. 1. Разработка компьютерной системы управления ресурсообеспечением школьного округа базовой сельской школы
- 4. 2. Реализация разработанной системы и оценка ее эффективности
- Выводы четвертой главы
Оптимизация управления комплексом общеобразовательных учреждений на основе структуризации и моделирования интеграционных процессов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
.
Социально — экономические и социокультурные изменения в российском обществе потребовали от образовательной системы перехода в новое качественное состояние, связанное с подготовкой новых поколений российских граждан к жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях. Развивающемуся обществу нужны современные, образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Поэтому главной целью общего образования на современном этапе является обеспечение современного качества образования на основе его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Достижение этой цели требует рационального распределения ограниченных ресурсов. Особенно важно сформулировать механизмы интеграции и кооперации для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Именно в этих учреждениях уровень доступности качественного образования ниже, чем в городской местности. В то же время выделяемые ресурсы используются не эффективно. Подходы к повышению ресурсоэффективности основаны в основном на обобщении практического.опыта. Возможности теории управления социально-экономическими системами, моделирования и оптимизации в полной мере не используются для выбора рационального варианта ресурсообеспечения общего образования в сельском социуме.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью создания моделей и алгоритмов выработки управленческих решений оптимальной ресурсоэффективности интеграционных механизмов комплексирования общеобразовательных учреждений, основанных на опережающем использовании информационных технологий.
Работа выполнена в соответствии с областными целевыми программами: «Развитие образования» на 2001;2005 годы и 2006;2010 годы в рамках основного научного направления Воронежского Государственного Технического университета «Проблемно-ориентированные системы управления».
Цель и задачи исследования
.
Целью диссертации является разработка комплекса структурных и оптимизационных моделей, алгоритмов принятия решений при управлении ресурсоэффективностью комплекса общеобразовательных учреждений в условиях развития интеграционных процессов и интенсификации •¦< применения информационных технологий.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи: анализ современных подходов и моделей развития системы образования в сельской местности и определение на этой основе возможности повышения эффективности управления комплексом общеобразовательных учреждений;
— разработка структурных моделей интеграции основных видов ресурсного обеспечения при комплексировании общеобразовательных учреждений на основе базовой школы;
— формирование многоальтернативных оптимизационных моделей распределенной и централизованной системы ресурсообеспечения комплекса общеобразовательных учреждений;
— разработка процедуры принятия управленческих решений на основе имитационного эксперимента с использованием многоальтернативных оптимизационных моделей ресурсоэффективности;
— оценка эффективности разработанных моделей, алгоритмов на базе информационной системы комплекса общеобразовательных учреждений.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач использовались основные положения и методы системного анализа, теории управления социальными и экономическими системами, математического моделирования, исследования операций оптимизации, теории вероятностей и математической статистики, экспертного оценивания.
Научная новизна работы. В диссертации получены следующие основные результаты, характеризующиеся научной новизной:
— структурные модели интеграции ресурсного обеспечения, позволяющие идентифицировать в процессе объединения совокупности компонентов кадрового, методического и материально-технического обеспечений в рамках комплекса общеобразовательных учреждений элементы выбора управленческих решений с учетом ведущей роли базовой школы;
— многоальтернативные оптимизационные модели ресурсообеспечения, отличающиеся математическими приемами формирования целевой функции и ограничений на множестве альтернативных переменных с учетом особенностей распределенной и централизованной систем распределения ресурсов и роли в ней ресурсопроводящей инфраструктуры базовой школы и школьного округа;
— процедура принятия решений по управлению ресурсоэффективностью комплекса, отличающаяся возможностью формирования множества перспективных вариантов на основе рандомизированного имитационного эксперимента с использованием многоальтернативных оптимизационных моделей и последующего группового экспертного оценивания при выборе рационального вариантаструктура информационной системы управления комплексом общеобразовательных учреждений, обеспечивающая на основе интегрированной и структурированной базы данных школьного округа оптимальную реализацию заданий по ресурсному обеспечению от вышестоящего органа управления с использованием разработанных моделей и алгоритмов принятия управленческих решений как для базовой школы, так и для других учреждений округа.
Практическая значимость и реализация результатов работы.
Разработанные оптимизационные модели и процедуры управления комплексом образовательных учреждений являются основой для развития математического обеспечения компьютерной системы управления ресурсообеспечением школьного округа базовой сельской школы. Прикладное значение работы связано с практической реализацией модели методического обеспечения комплекса общеобразовательных учреждений, модели распределенной системы кадрового обеспечения, модели централизованной системы материально-технического обеспечения и непосредственного применения на практике разработанной компьютерной системы управления ресурсообеспечением школьного округа базовой сельской школы.
Разработанные оптимизационные модели и процедуры управления комплексом образовательных учреждений внедрены в деятельность Воронежского областного института повышения, квалификации и переподготовки работников образования, используются в образовательном процессе Воронежского государственного технического университета, а также в управленческой деятельности муниципальных систем образования региона.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на: Всероссийской научной конференции «Интеллектуальные информационные системы» (Воронеж, 2004, 2005) — III Всероссийской научно-технической конференции «Теория конфликта и её приложения» (Воронеж, 2004) — международной научно-методической конференции «Инновационные технологии организации обучения в техническом ВУЗе» (Пенза, 2006), а также на ежегодных научно-практических конференциях ППС Воронежского государственного технического университета, Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, конференциях Центра изучения образовательной политики Московской Высшей Школы социальных и экономических наук.
Публикации.
По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ.
В работах, опубликованных в соавторстве и приведенных > в конце реферата, соискателем осуществлена разработка оптимизационных моделей управления и распределения ресурсов в рамках комплекса общеобразовательных учреждений и разработаны имитационные модели интеграционных процессов на основе многоальтернативной оптимизации [1−3].
Структура и объём работы.
Диссертация состоит из введения, четырёх глав с выводами и заключения. Материал диссертации изложен на 122 страницах, содержит список литературы из 99 наименований, 30 рисунков, 3 таблицы.
Выводы четвёртой главы.
1. Поскольку реализация оптимизационных моделей и алгоритмов выработки управленческих решений оптимальной ресурсоэффективности интеграционных механизмов комплексирования общеобразовательных учреждений основывается на применении информационных технологий, компьютерную систему управления ресурсообеспечением школьного округа базовой школы целесообразно построить на основе следующих компонентов:
— интеграционной базы данных;
— подсистемы кадрового обеспечения;
— подсистемы методического обеспечения;
— подсистемы ресурсного обеспечения;
— подсистемы бухгалтерского учёта;
— подсистемы мониторинга;
— локальных подсистем образовательных учреждений округа. Назначение многофункциональной информатизационной системы комплекса общеобразовательных учреждений состоит в оценке эффективности разработанных оптимизационных моделей и алгоритмов.
2. С целью оценки эффективности модели БСШ приемлемым является г анализ положительной динамики следующих показателей, характеризующих состояние образовательной системы всего комплекса учреждений:
— показатели достижений учащихся;
— показатели изменения образовательного процесса;
— показатели уровня квалификации педагогов;
— показатели материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Положительная динамика всех показателей служит наглядным доказательством эффективности использования оптимизационных моделей в процессе реструктуризации системы общего образования в сельской местности.
Список литературы
- Аванесова В. Н., Лухманов Н. Д., Канцебовская И. В. Социально-географические аспекты реструктуризации сети школ в сельской местности -М.: НПФ «Аделиз», 2001. — С. 135 — 147.
- Андреев А. А., Солдатник В. И. Дистанционное обучение: Сущность, технология, организация.-М., 1999. -С. 15−16.
- Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1990.-С. 6−7.
- Аткинсон Р., Бауэр Г., Кротерс Э. Введение в математическую теорию обучения. — М.: Мир, 1982. — С. 486.
- Байденко В. И., Глазунов А. П., Зуев Б. М., Козырев В. И. Образование в России: современное состояние и пути обновления: Доклад Всемирному банку. М., 1995. -С. 19−21.
- Баркалов С. А., Бабкин В. Ф., Щепкин А. В. Деловые имитационные игры в организации и управлении. М.: Изд-во АСВ. 2003. — С. 187 — 192.
- Батищев Д. И. Методы оптимального проектирования. — М., 1981. — С. 1419.
- Батищев Д. И., Львович Я. Е., Фролов В. И. Оптимизация в САПР: Учебник. Воронеж:Изд-воВГУ. 1997.-С. 416.
- Блауаберг И.В., Юдин Э. Т. Становление и сущность системного подхода. -М., 1973.-С. 97−101.
- Бондаревская Е.В., Пивненко П. П. Ценностно — смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы // Педагогика. — 2002. -№ 5. -С. 53−64.
- П.Борисова Н. В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: Учебное пособие. — М., 1999. — С. 110−116.
- Васильев В. В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. — Воронеж, 1990. — С. 4−8.
- Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и песпективы. — М.: Педагогика. — 1987. — С. 264.
- Глинский Б. А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования: Гносеологический анализ. -М., 1965.-С. 19−20.
- Годник С. М. Становление профессиональной компетенции учителя. Учебное пособие Воронеж: ВГУ, — 2004. -С. 320−346.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят Гос. Думой 30.11.1994. № 51 — ФЗ. — М., 1994. — С. 55.
- Гурьянова М. П., Пальчикова Т. В. Кадры сельской школы России: — М.: Изд-во ИПСР РАО, 2003. — С. 176.
- Гурьянова М. П., Орлов В. Б. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села: Методические рекомендации. — М.: Изд-во ИПСР РАО, 2003. — С. 197.
- Днепров Э. Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». — М., 1998. -С. 16−19.
- Донец А. М., Львович Я. Е., Фролов В. Н. Автоматизированный анализ и оптимизация конструкций и технологий РЭА. М.: Радио и связь, 1983.1. С. 104.
- Изменение условий оплаты труда работников образовательных учреждений. Инструктивное письмо Минобразования России от 12.01.1993 г. № 10/32-Т
- Информатизация системы образования. М.: НФПК, 2005.-С.З-4.
- Как поступить в ВУЗ сельским школьникам.// Народное образование,-2002-№ 4.-С. 12−13.
- Каспржак А. Г., Иванова Л. Ф. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе М.: Просвещение, 2004.-С. 416.
- Каспржак А. Г. Проблема выбора : Элективные курсы в школе. — М.: Новая школа, 2004. — С. 160.
- Кемени Дж., Снелл Дж. Конечные цепи Маркова: Пер. с англ. Под ред. А. А. Юшкевича. М.: Наука, 1970. — С. 272.
- Ковалёва Г. С., Красновский Э. А., Краснянская К. А. Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной Программы PISA. ИОСО РАО, 1999.-С. 76−80.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. М., 2002.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М., 2002.
- Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской федерации. М., 2001.
- Краснощёков П. С., Петров А. А. Принципы построения моделей. — М., ФАЗИС. ВЦРАН, 2000. — С. 411.
- Кузьмина К. Н. Провоторова А. А. Мониторинг процессов в сфере образования Новосибирска.//Мастеркласс. — № 2−3.- 1997.-С. 37−42.
- Львович Я. Е., Салогубова Н. В. Оптимизация распределения ресурсов в рамках комплекса образовательных учреждений.// Проблемы качества подготовки специалистов. Вестник ВГТУ. Выпуск 6.4. Воронеж, 2004. — С. 59−63.
- Львович Я. Е. Региональные аспекты реформы образования: экономика, стратегия, 2004. — С. 8−10.
- Марков М. Технология и эффективность социального управления. — М.: Прогресс, 1982.-С. 226.
- Матрос Д. Ш. Информатизация общего среднего образования: научно-методическое пособие.- М.: педагогическое общество России, 2004. — С. 384.
- Моделирование систем и информационные технологии. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. Воронеж, 2006. — С. 10−14.
- Мозгарёв Л. В., Савинков Ю. А. Модель муниципальной методической службы — Воронеж, 1999. — С. 32−33.
- Норкин А. Чувашская республика: реструктуризация «сверху» и «снизу».//
- Школьное обозрение. — 2001. — № 6. — С. 6.
- Организация деятельности базовой сельской школы Воронежской области: Методические рекомендации. — Воронеж, 2003. — С. 15−16.
- О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Методические' рекомендации для' подготовки и проведению эксперимента. М.: АПКИПРО, 2002. — С. 65−60.
- Остапенко А., Скопин А. Ю. Пути реализации концепции профильного обучения в сельской школе//Сельская школа, № 4,2003, с. 18−25.
- Поляков С. Проблемы сельского образования и возможные пути их решения //Школьное обозрение. — 2001. — № 6. — С. 2.
- Поляков С. Самарская область: правые начинают и выигрывают //Школьное обозрение. — 2001. — № 6. — С. 14.
- Полат Е. С. Дистанционное обучение: Учебное пособие — М., 1998. — С. 203−207." 51. Поташник Н. Н., Лазарев В. С. Управление развитием школы. — М., 1995.-С. 145−147.
- Поташник Н. Н. Профессиональные объединения педагогов. — М., 2002. -С. 78−81.
- Подрез Л. И. Организация методической работы в школе в условиях адаптивной системы обучения // Завуч. — 2004. — № 6. — С. 107−114.
- Попечительский совет — общественная форма управления образовательным учреждением // Народное образование. — 2001. — № 10. — С. 14.
- Порядок аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Воронежской области: Методические рекомендации. — Воронеж, 2001. — С. 71.
- Программно-целевой подход к управлению образованием Воронежской области. — Воронеж, 2002. — С. 45.
- Разбивная Г. Карелия: Новая структура сельского образования // Школьное обозрение. — 2001. — № 6. — С. 10.
- Реструктуризация сети сельских общеобразовательных школ: документ надежды или. памятник исчезнувшим деревням.// Народное образование. -2002.-№ 10.-С. 19.
- Реморенко И. М. Модернизация сельского образования // Справочник руководителя сельской школы. 2005. — № 1. — С. 7.
- Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: 2003. — С. 190 207.
- Рогачёв С. А. Сельская малочисленная школа: перспективы развития. -Воронеж, 1998. — С. 32−34.
- Савинков Ю. А. Функционально-ориентированная модель повышения квалификации многопрофильных педагогов. — Воронеж, 2000. — С. 89.
- Салогубова Н. В. Моделирование централизованной системы материально-технического обеспечения школьного округа базовой школы. // Интеллектуальные информационные системы: Труды Всерос. конф. Воронеж 2005. с. 390−393.
- Салогубова К В. Информатизация комплекса образовательных учреждений в сельской местности как условие дальнейшего повышения качества обучения. // Управление в социальных и экономических системах: Межвуз. сб. науч. Тр. Воронеж: ВГТУ, 2005. с. 34−36.
- Салогубова Н. В. Дистанционное обучение в округе базовой сельской школы как условие осуществления профильной подготовки // Интеллектуальные информационные системы: Труды Всерос. конф. Воронеж, 2005. с. 360−363.
- Салогубова Н. В. Структуризация управления методической работой в образовательном округе базовой школы. // Интеллектуальные информационные системы: Труды Всерос. конф. Воронеж: ВГТУ, 2004. с. 222−225.
- Салогубова Н. В. Разработка информационной системы управления школьным округом базовой сельской школы. // Интеллектуализация управления в социальных и экономических системах: Сб. науч. тр.: Воронеж, 2006. с. 86−91.
- Сельская малочисленная школа: настоящее и будущее — Воронеж, 2000. -, С. 24.
- Сельская школа: модель ассоциации образовательных учреждений. Методические рекомендации по внедрению модели ассоциации образовательных учреждений в региональные образовательные системы. -М., 2004.-С. 34−61.
- Сельская школа: ресурсы развития. Методическое пособие по разработке проектов развития сельской школы/ Под ред. O.E. Лебедева. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2003.- С. 141.
- Сельская школа: модель ресурсного центра. Методические рекомендации по внедрению модели ресурсного центра в региональные образовательные системы. — М., 2004. — С. 79.
- Сельская школа: закрыть нельзя, помиловать. Материалы круглого стола. Сельская школа: проблемы и перспективы развития в МОРФ// Школьное обозрение. — 2001. — № 6. — С.46.
- Ситник А. П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. — М., 1993. — С. 49−52.
- Соболь И.М. Численные методы Монте-Карло. М.: Наука, 1973. — С. 312
- Социологический портрет сельской школы и сельского школьника. // Школьное обозрение. — 2001. — № 6. — С.55.
- Черноусова Ф. П. Организация методической работы в школе // Завуч. -2004.- № 7.-С. 103−129.
- Шакуров P. X. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. — М.: Просвещение, 1990. — С. 208.
- Шайдурова Л. С. Внутришкольный мониторинг — инструмент управления качеством образования. // Завуч. — 1998. — №. 6. — С. 36 — 48.
- Ширяева В. Школьный попечительский совет: варианты создания и функционирования// Директор школы. — 2003. — № 5. — С. 6.
- Шишов С. Е., Кольней В. А. Мониторинг качества образования в школе. // Завуч. — 1998. — № 6. — С. 36−47.
- Юдин Д.Б., Юдин А. Д. Экстремальные модели в экономике. М.: Экономика, 1979. — С. 288.
- Якобсон Л. И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М.: Экономика, 1991. — С. 29−34.
- Яковлева И. Ученическое самоуправление в воспитательной системе школы. Изд-во «Учитель», 2004. — С. 17−28.
- Якушева К. В. Методические рекомендации по расчёту нормативов I бюджетов финансирования образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1995. С. 59−62.
- CES Small Schools Project
- Conference Proceedings. March 22−23,2002. Houston, Texas.
- Contact JDL today for assistance in the following areas: strategy- Network Management, training and Professional Development
- Knowledge and skills for life. First results from PISA 2000. OECD, 2001.
- Knowledge and skills for life. First results from PISA 2000. Executive summery. OECD, 2001.
- Measuring student knowledge and skills. A new Framework for Assessment. OECD, 1999.
- Raven S. Managing Educftion For Effective Schooling: The most important problem is to come to terms with values./ New York.- 1994.
- Raven John. Competence in modern. Society its Identification, Development and Release. London H. K. Lewisr & Co. Ltd? 1984
- Spencer L. M. and Spencer S.M. Competerce at Work. New York: Wiley, iJ 1993.
- The multicrade classroom: a resource handbook for small, Rural schools. Book 4: Instructional organization, curriculum, and Evaluation.* >? *
- Утверждаю Ректор ВОИПК и ПРО д.ф.-м.ь1. АКТ1. ТТТЖТ"о внедрении результатов НИР в учешши^тюДеср
- Указанные результаты используются в лекциях и практических занятиях курсов повышения квалификации директоров и заместителей директоров общеобразовательных учреждений Воронежской области, а также при организации семинаров на базе Хохольской СОШ.
- Первый проректор ВОИПК и ПРО, д.п.н., профессор1. Л.А. Обухова2006г.1. АКТо внедрении результатов диссертационной работы Сологубовой Н В. в учебный процесс ВГТУ по специальности. 230 201 — «Информационные системы и технологии»
- Протокол № /^заседания кафедры САПРИС от «2006 г. 1. Зав. кафедрой САПРИС» ¿-Г" г. 1. Нач. учебно-методическогоуправленияп/3″ 2006 г.