Развитие организационного потенциала государственного управления в регионе
В условиях расширения участников управленческих процессов, определяющих состояние региональной социально-экономической системы, первостепенное значение приобретает проблема развития организационного потенциала государственного управления (ОПГУ) в регионе, представляющего собой совокупность организационных возможностей государственных органов власти — в рамках субъекта Федерации для реализации… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Организационный потенциал государственного управления в регионе как объект исследования
- 1. 1. Организационный потенциал государственного управления в регионе: сущность и содержание
- 1. 2. Факторы, влияющие на развитие организационного потенциала государственного управления в регионе
- 1. 3. Мониторинг организационного потенциала
- Ш государственного управления в регионе
- Глава 2. Технологии развития организационного потенциала государственного управления (ОПГУ) в регионе
- 2. 1. Зарубежный и отечественный опыт развития организационного потенциала государственного управления
- 2. 2. Современные информационные технологии развития ОПГУ в регионе
- 2. 3. Совершенствование организационных структур государственного управления в регионе
Развитие организационного потенциала государственного управления в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования обусловлена тем, что изменение методов управляющего воздействия на социально-экономические процессы в обществе, проводимая административная реформа, расширение экономической и правовой самостоятельности российских регионов предъявляют новые требования к организации государственного управления в регионе как субъекте Федерации.
Сокращение масштабов прямого государственного вмешательства в процессы воспроизводства в условиях развития рыночных отношений не означает упрощения и ослабления государственного управления. Мировой опыт свидетельствует об усложнении экономических функций государства: оно все больше выступает в качестве организатора экономического, правового и социально-политического пространства для современного рыночного хозяйства.
В результате упразднения государственной отраслевой системы управления большая часть властных и хозяйственных функций перешла на уровень субъектов Федерации. Расширение полномочий региональных органов государственного управления в отношении использования собственных ресурсов, а также вовлечение множества управляемых объектов в решение поставленных задач обусловливает необходимость формирования соответствующего организационного потенциала государственного управления в регионе, носителями которого выступают исполнительные и представительные (законодательные) органы власти, а также федеральные органы исполнительной власти, образованные и действующие на территории данного региона.
Суть проблемы состоит в противоречии между организацией государственного управления в регионе, его новыми задачами и во многом сохранившимися традиционными подходами, технологиями, формами и методами управленческой деятельности.
Накопленный в регионах организационный потенциал государственного управления недостаточно исследован как самостоятельный источник совершенствования региональной системы государственного управления. Организация государственного управления в регионе должна подчиняться двум требованиям. Одно из них предусматривает единообразную организацию региональных структур государственного управления. Другое требование экономическое, которое предполагает целевую ориентацию организационного потенциала государственного управления в регионе на рациональное использование различных региональных ресурсов в процессе реализации функций государственного управления социально-экономическими процессами. В таком аспекте проблема развития организационного потенциала государственного управления в регионе приобретает особую актуальность, имеющую как научную, так и практическую значимость.
Степень научной разработанности. Вопросы общей теории управления экономическими системами были исследованы в работах В. Афанасьева, А. Богданова, А. Гастева, Д. Гвишиани, П. Керженцева, В. Козбаненко, Д. Львова, Б.Мильнера. Проблемам формирования нового качества государственного управления, его организационного потенциала посвящены работы В. Аверьянова, В. Атаманчука, М. Бочарова, В. Лексина, Б. Райсберга, А. Швецова, Р.Шнипера. Экономические, институциональные и структурные аспекты организации государственного управления на региональном уровне нашли отражение в работах Ю. Алексеева, А. Алисова, А. Гапоненко, А. Гранберга, Г. Гутмана, Н. Дорогова, Ю. Дулыцикова, А. Панкрухина, А. Попова, С. Раевского, А. Татаркина, В. Уколова, Б.Штульберга.
Среди зарубежных классиков региональной науки проблемы управления пространственной организацией экономики, стратегического управления исследовались в работах М. Вебера, У. Изарда, Б. Кристаллера, Д. Норта, Д. Смитбурга, Г. Саймона, И.Тюнена.
Однако, несмотря на значительное количество публикаций по данной тематике, проблема выбора направлений совершенствования организации государственного управления в регионе не утратила своей актуальности. Многосубъектность, временная и пространственная сложность управленческих процессов на уровне субъектов Федерации в условиях развития рыночных отношений предопределяют необходимость новых подходов к развитию организационного потенциала государственного управления в регионе.
Целью данного исследования является решение важной народнохозяйственной задачи, имеющей существенное научно-практическое значение — дополнить и обобщить концептуальные основы развития организационного потенциала государственного управления в регионе и сформулировать предложения по его развитию на основе современных технологий.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: уточнить содержание организационного потенциала государственного управления в регионепроанализировать и систематизировать факторы, оказывающие влияние на развитие организационного потенциала государственного управления в регионе;
— на основе анализа и обобщения зарубежного и отечественного опыта выделить перспективные направления развития организационного потенциала государственного управления в регионе;
— сформулировать предложения по развитию организационного потенциала государственного управления в регионе.
Объектом исследования является развитие организационного потенциала государственного управления в регионе.
Предметом исследования выступают организационные и управленческие отношения, возникающие в процессе развития организационного потенциала государственного управления в регионе.
Теоретической и методологической базой исследования являются достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых, труды классиков теории организации и теории управления, законодательные акты и другие нормативные документы федеральных и региональных органов власти, аналитические, информационные и статистические материалы.
В диссертационном исследовании использовались структурно-функциональные методы экономического и статистического анализа, сравнительный и факторный анализ социально-экономических и управленческих процессов, а также общенаучная методология, основанная на системном и ситуационном подходах.
Новые научные результаты, полученные лично автором в процессе исследования, состоят в следующем: дополнены концептуальные основы развития организационного потенциала государственного управления в регионе, разработаны практические рекомендации по его развитию на основе применения прогрессивных технологий. В частности:
1. Уточнено содержание организационного потенциала государственного управления (ОПГУ) в регионе, который представляет собой совокупность организационных возможностей государственных органов власти (исполнительной, представительной) в рамках субъекта Федерации для реализации функций государственного управления с учетом многообразия интересов хозяйствующих субъектов. Выявлены его основные элементы: организационные структуры, обеспечивающие реализацию функций управленияресурсы, посредством которых реализуются эти функциитехнологии реализации функций государственного управления.
2. Выделены ключевые факторы, способные существенно ускорить либо затормозить процесс развития организационного потенциала государственного управления в регионе:
— профессиональные (деловые) и личностные качества управленческого персонала, работающего в региональной системе государственных органов власти: его компетентность, уровень восприимчивости к изменениям и новшествам, способность к творческому подходу в решении задач, умение работать в коллективеуровень развития технической базы системы информационного обеспечения региональных органов власти с точки зрения возможностей для внедрения, распространения современных информационных технологийстепень координации и взаимодействия различных региональных органов государственного управления: исполнительных, представительных, территориальных структур федеральных органов власти;
— состояние финансовой базы региона с точки зрения наличия достаточных финансовых ресурсов для осуществления тех функций управления, ответственность за которые относится к компетенции региональных органов власти.
3. Выделены наиболее перспективные направления и технологии развития ОПГУ в регионе:
— создание механизмов долевого участия, предусматривающих привлечение на конкурсной основе коммерческих и некоммерческих организаций к разработке и реализации региональных программширокое использование конкурсного отбора при формировании кадрового корпуса государственной службы в рамках субъектов Федерации, направленное на оптимизацию кадровых процессов и развитие кадровых отношений;
— использование проектных принципов построения внутренних подразделений региональных органов государственного управления, предполагающие формирование проектных временных структур -«команд», создаваемых для решения конкретных задач;
— постепенный переход на горизонтально-интегрированные модели государственного управления, предусматривающие передачу части вспомогательных функций и отдельных полномочий некоммерческим организациям при сохранении централизованной власти;
— внедрение прогрессивных информационных технологий, способствующих совершенствованию взаимодействия между органами государственного управления в регионе, органами местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами различных форм собственности.
4. Обоснованы конкретные меры развития организационного потенциала государственного управления в регионе: а) в целях оптимизации процессов государственного управления в регионе обоснована целесообразность создания регионального Инвестиционного агентства — некоммерческой организации, деятельность которой связана в первую очередь с регулированием инвестиционных процессов в регионе: привлечением внешних инвестиций, поиском потенциальных инвестиционных возможностей на территории региона и т. д. б) в целях совершенствования информационного обеспечения региональных органов государственного управления обоснована необходимость создания специализированной структуры — Центра информационного обеспечения, способного обеспечить горизонтальную и вертикальную интеграцию существующих баз данных различных участников управленческих процессов: региональных органов государственной власти, территориальных структур федеральных органов власти, органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов, владеющих общезначимой информацией.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения автора доведены до уровня конкретных рекомендаций по развитию организационного потенциала государственного управления в регионе и могут быть использованы для дальнейших теоретических и научно-практических разработок, связанных с совершенствованием системы государственного управления на уровне субъектов Федерации.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях проблемной группы кафедры общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте РФна 4-й международной научно-практической конференции «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии», Санкт-Петербург, май 2002; на заседаниях секции «Социально-экономические проблемы» Всероссийской научно-практической конференции «Прогрессивные технологии, конструкции и системы в прибореи машиностроении», Москва, декабрь 2003. Теоретические положения исследования использовались при разработке и чтении лекционных курсов для студентов Калужских филиалов МГТУ им. Н. Э. Баумана и Северо-Западной академии государственной службы.
Логика и структура работы определяется целью и научными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В заключении диссертации изложены основные выводы и предложения, вытекающие из результатов исследования.
1. В условиях расширения участников управленческих процессов, определяющих состояние региональной социально-экономической системы, первостепенное значение приобретает проблема развития организационного потенциала государственного управления (ОПГУ) в регионе, представляющего собой совокупность организационных возможностей государственных органов власти — в рамках субъекта Федерации для реализации функций государственного управления с учетом • многообразия интересов хозяйствующих субъектов. Основой концептуального подхода к развитию организационного потенциала государственного управления в регионе должны стать требования широкого вовлечения новых управленческих технологий (информационных, кадровых), ориентированных на качественные критерии и показатели управленческой деятельности, интенсивных элементов организационных структур управления и т. д.
2. Системный анализ факторов, влияющих на развитие организационного потенциала государственного управления в регионе, позволяет выработать обоснованные меры по их нивелированию или стимулированию в зависимости от эффекта воздействия. Авторская позиция в данном вопросе состоит в том, что при выборе приоритетных направлений развития ОПГУ в регионе необходимо в первую очередь учитывать факторы, способные существенно ускорить либо затормозить процесс его развития. В качестве ключевых выделены: профессиональный, координационный, технико-информационный и финансовый факторы.
3. Актуальность проблемы анализа эффективности реализации организационного потенциала государственного управления в регионе обусловлена тем, что он позволяет, во-первых, проанализировать эффективность региональной системы государственного управления с точки зрения рациональности использования своих возможностей, во-вторых, проанализировать текущее социально-экономическое состояние региона, в-третьих, выявить тенденции в использовании механизмов реализации региональной политики (промышленной, инвестиционной, научно-технической, социальной), и, в-четвертых, на основе данных анализа спрогнозировать возможные сценарии регионального развития.
4. Главным, стратегическим направлением развития организационного потенциала государственного управления (в том числе и на уровне отдельных территорий) в мировой практике является формирование организационных механизмов государственного управления на основе интенсивного развития информатики, слияния капитала, интеллекта и высоких технологий. К числу перспективных направлений и технологий развития организационного потенциала государственного управления в регионе относятся прежде всего: использование механизмов долевого участияпереход на горизонтально-интегрированную модель управления, предусматривающую передачу части вспомогательных функций и полномочий некоммерческим организациям при централизованном управлениииспользование проектных принципов построения организационных структур государственного управленияиспользование конкурсного отбора при формировании кадрового корпуса государственной службывнедрение прогрессивных информационных технологий, направленных на совершенствование информационного обеспечения региональных органов государственного управления.
5. Практически в любом сложном явлении, где общее движение зависит от взаимодействия множества изменяющихся факторов, тем не менее можно обнаружить источники развития. Целесообразность создания Инвестиционного агентства обусловлена тем, что оптимизируется организация государственного управления в регионе. В частности, процессы регулирования инвестиционных процессов на территории региона, а также мероприятия по привлечению внешних инвестиций (в том числе и иностранных).
6. Для решения проблемы развития системы информационного обеспечения региональных органов государственного управления (с точки зрения расширения их информационных возможностей) целесообразно создать специализированную структуру — Центр информационного обеспечения, способный обеспечить горизонтальную и вертикальную интеграцию как государственных (федеральных, региональных) органов власти, органов местного самоуправления, так и хозяйствующих субъектов различных форм собственности.
Список литературы
- Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ
- Федеральный закон № 106 от 29 июля 2000 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42
- Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 1996 г. № 327. М., 1996
- Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» // Ведомости РФ. 1992. № 42
- Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» // Российская газета 1995 г. — 22 февраля
- Постановление Правительства Российской Федерации № 40 от 16 января 1995 г. «Об организации работ по созданию геоинформационной системы органов государственной власти»
- Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002−2010 годы)"// Собрание законодательства Российской Федерации от 4 февраля 2002 г. № 5, ст.532
- Распоряжение Губернатора Калужской области № 746-р от 28.09.1994 г. «О единой системе территориальных кадастров»
- Распоряжение Губернатора Калужской области № 359 от 27.09.1997 г. «ГИС Калужская область»
- Постановление от 27 августа 2001 г. № 346 «Об информационно-аналитическом управлении аппарата Губернатора Тверской области»
- Указ Губернатора Ивановской области № 161-УГ от 3 июля 2001 г. «Об образовании информационно-аналитического управления администрации Ивановской области»
- Постановление Главы Администрации Смоленской области № 39 от 19 декабря 2001 г. «Об утверждении Положения о Комитете по информационным ресурсам и телекоммуникациям Смоленской области»
- Постановление Губернатора Калужской области № 290 от 16 декабря 2002 г. «О Комитете по информатизации администрации Губернатора Калужской области»
- Постановление администрации Алтайского края № 299 от 12.05.1998 «Об утверждении Концепции информатизации органов государственной власти и местного самоуправления Алтайского края»
- Абалкин Л.И. Диалектика социалистической экономики. М., 1987
- Авдулов А.Н., Кулькин A.M. Программы регионального развития в контексте государственной научно-технической политики: опыт США. РАН ИНИОН. — М., 1999
- Акбердин Р.З. Экономический потенциал и эффективность его использования. Алма-Ата. Изд-во «Наука», 1990
- Алексеев Ю.П. Регион. Управление. Качество. М.: Изд-во «Луч», 2000
- Алексеев Ю.П., Шпилев Б. Е. Резервы устойчивого развития региона. Регион: ресурсы местного самоуправления. Вып.8 -М.:БСТ, 1999
- Анализ тенденций и перспектив развития региональной экономики. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1994
- Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989
- Атаманчук Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы). М.: Экономика, 2000
- Атаманчук Г. В. Модернизация государственного управления (теоретико-методологические основания). М.: Изд-во РАГС, 2001
- Белобрагин В.Я. Современные проблемы территориального управления эффективного производства и качества продукции в условиях становления рынка. М.: Изд-во стандартов, 1994
- Беспалов П.В. Информационные технологии в органах государственной власти. Информационного общество и государство. М: МААН, 1999
- Биренберг Б.М. Организация управления народным хозяйством в регионе. Киев: Наукова Думка, 1989
- Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е, М., «Советская Энциклопедия», 1975. Т.20
- Бочаров М.К. Наука управления. Теоретические основы и практика. М., 1996
- Васьков С.Т. Территориальное управление в новых хозяйственных условиях. М.: Экономика, 1990
- Вепринцев В.Б. Особенности управления в глобальном информационном обществе И Государственная информационная политика: проблемы и технологии. Сб. статей / Отв. ред. Тавокин Е. П. М.: Изд-во РАГС, 2003
- Верт Н. История советского государства. М.: Прогресс Академия, 1994
- Вишаренко B.C., Сикацкий В. А., Федоров М. М. Потенциал функционирования и развития регионов. СПб.: 1994
- Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2002
- Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. ЮНИТИ-ДАНА, 2002
- Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М.: Изд-во РАГС, 2001
- Гапоненко А.Л. развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: Изд-во РАГС, 1999
- Гапоненко А.Л., Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во РАГС, 1999
- Головач Л.Г., Краюхин Г. А., Шайбакова Л. Ф. Регулирование-инновационных процессов в регионе. СПб., 1997
- Голубицкая М.В. Социально-экономическое положение регионов России. М., 2001
- Горбачев А.И. Теория и организация государственной службы: альбом схем. М., 2001
- Госудаственная информационная политика: проблемы и технологии. Сб. статей / Отв. ред. Тавокин Е. П. М.: Изд-во РАГС, 2003
- Государственное управление: основы теории и организации. Учебник в 2 т./ Под ред. В. А. Козбаненко. Изд.2-е с измен, и доп. -М.: «Статут», 2002
- Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. Н. А. Волгина, В. И. Кушлина, А. Н. Фоломьева. М.: Изд-во РАГС, 1998
- Гранберг А.Г., Штульберг Б. М. и др. Региональные кризисные ситуации и экономическая безопасность России. М.: СОПС и ЭС, 1998
- Гутман Г. В. и др. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика. 2001
- Дмитриева О.Г. Региональная экономическая диагностика. СПб., 1992
- Дорогов Н.И. Управление хозяйством в условиях многообразия форм собственности: региональный аспект. Иваново. 1997
- Дорогов Н.И. Управление хозяйством региона. Иваново. 1999
- Дорогов Н.И. Стратегические направления региональной экономической политики. Иваново. 2000
- Дорошенко Ю.П. Экономический потенциал территории. СПб.: Химия, 1997
- Дульщиков Ю.С. Организационные структуры управления регионом в новых условиях хозяйствования. М., 1989
- Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление. М.: Изд-во РАГС, 1998
- Зарубежный опыт управления: подготовка кадров государственной службы: Проблемы России. М.: Изд-во РАГС, .1998
- Иванов В.Н., Мальцев В. А., Патрушев В. И. Ресурсы региона: инновационные технологии реализации. Концептуально-технологическое обоснование проекта. М. — Н/Новгород, Изд-во ВАГС, 1995
- Иванов В.Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. 2-е изд. М.: ЗАО «Изд-во Экономика»», 2001
- Иванов И.Д. Европа регионов. М.: Международные отношения, 1998
- Иванченко Л.Н. Приоритеты региональной экономики. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1998
- Игнатов В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Ростов. н/Д: Изд. Центр «МарТ», 1998
- Игнатов В.Г. Становление государственного управления и местного самоуправления в современной России. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2001
- Игошин Н.В. Инвестиции. Организации управления и финансирования. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000
- Инвестиции, инновации, менеджмент/ Тезисы докладов региональной экономической конференции. Калуга, Изд. дом Эйдос, 2000
- Инновации в государственном и местном управлении. Сб. статей. Вып. 1 ГУУ, М., 2000
- Инновационная модель развития: теория и практика нововведений / Под ред. В. И. Кравцовой. М.: Изд-во «Информпечать», 1998
- Информационные технологии управления: Учебное пособие / Под ред. Титоренко Г. А. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
- Информационные технологии в структурах государственной службы. Сб. статей. / Под общ. ред. Петрова А. В. М.: Изд-во РАГС, 1997
- Информационные технологии в структурах государственной службы. Сб. статей / под общ. ред. Петрова А. В. М.: Изд-во РАГС, 1999
- Когут А.Е., Литовка О. П., Рохчин В. Е., Румянцев А. А. Экономика крупного города: Проблемы структурной перестройки. СПб.: ИСЭП РАН, 1994
- Колесникова Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика. 2000
- Козаков Е.М. Экономическая безопасность региона: единство теории методологии исследования и практики. Екатеринбург. Изд-во Уральского университета, 1997
- Козлов Л.А., Ильин И. А., Штульберг Б. М. и др. Региональная экономика: новые подходы. М.: Наука, 1993
- Костыгов Н.В. Управление развитием региона в условиях стратегических изменений. Вологда. 1999
- Кнорринг В.И. Искусство управления. Учебник. М.: Изд-во БЕК, 1997
- Климанов В. В. Региональное развитие и экономическая самостоятельность субъектов Российской Федерации. М.: Эдиториал. УРСС, 2000
- Котляровский А. В. Основные составляющие региональной экономической политики в России. М.: 1998
- Кулагин В.П. Геоинформационные технологии новый шаг на пути совершенствования системы управления образованием/ Тезисы докл. 4 всероссийской конференции «Геоинформатика и образование» (Форум ГИС- 2000). — М.: ГЙС-Ассоциация, 2000
- Куперман В. Г. Хозяйственная деятельность в условиях формирования единого информационного пространства. Тула. 2000
- Ланцов В.А., Бабкина Л. Н., Песецкая Е. В. Потенциал территории: экономические, социальные и экологические аспекты. СПб.: УэиФ, 1994
- Лаженцов В.Н. Территориальное развитие. Методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 1996
- Лексин В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997
- Лузин Г. П., Павлов К. В. Соотношение рыночных и государственных методов экономического регулирования в условиях переходного периода. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 1993
- Маршалова А.С., Новоселов А. С. Управление экономикой региона: Учебное пособие. Новосибирск: Сибирское соглашение. 2001
- Мангутов И.С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975
- Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М.: Наука, 1995
- Менеджмент в государственной службе и управление развитием региона: Учебное пособие. / Под ред. А. П. Панкрухина. М.- Улан-Удэ, Изд-во ВС ГАКИ, 2001
- Механизм управления развитием региона. М.: 2001
- Механизм стимулирования научно-технической деятельности в регионе / Под ред. А. Е. Когута, СПб.: 1996
- Методические положения формирования и использования информационных ресурсов для региональных и муниципальных органов управления. М.: ВНИИПВТИ, 1998
- Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 3-у изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2002
- Моделирование социо-эколого-экономической системы региона / Под ред. В. И. Гурмана, Е. В. Рюминой. М.: Наука, 2001
- Морозов Ю.П. Управление технологическими инновациями в условиях рыночных отношений. Н. Новгород, 1995
- Научные основы регионального социально-экономического мониторинга / Под ред. Ивановского Л. В., Рохчина В. Е. СПб.: ИСЭП, 1998
- Научно-технический потенциал России и его использование / Под ред. В. И. Кушлина, А. Н. Фоломьева. М.: Изд-во СканруС, 2001
- Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления. Вып.1, М.: Российская академия, управления. 1994
- Организация центральной, региональной власти и местного самоуправления в России, Германии, Франции, Испании: проблемы взаимодействия и пути их решения / Материалы международной конференции. Берлин. 2000
- Осипов А.К. Экономика региона: механизм комплексного развития. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1996
- Паравин А.Г., Сергеев В. В., Чернов А. В. Опыт создания ГИС для муниципальных служб / Тезисы докл. Форума ГИС 2001 М.: ГИС-Ассоциация, 2001
- Понин А.С. Привлечение инвестиций в регионе (управленческий аспект). М.: Изд-во «Луч». 2000
- Попов Р. Региональный менеджмент. Учебник. Краснодар: «Сов. Кубань». 2000
- Практика экономического развития территории: опыт ЕС и России / Под ред. С. Клесовой, Л.Дранева. М.: Изд-во СканруС, 2001
- Приоритеты управления региональным развитием. М.: 2001
- Проблемы повышения эффективности управления. М.: Изд-во РАГС, 2000
- Проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе. Тез. докл. научно-практического семинара. Калуга: Изд. дом «Эйдос», 2001
- Проблемы и перспективы развития российских территорий высокой концентрации научно-технического потенциала/ Под ред. В. В. Иванова. М.: Изд-во СканруС, 2001
- Проблемы теории и форм управленческих технологий. Майкоп — Ростов н/Д, 1999
- Проблемы комплексного регионального развития России. Кн.1 и 2. М.: СОПСиЭС, 1996
- Пролеткин И.В. От ГИС-технологий к ГИС-мировоззрению // Тез. докл. Форума ГИС-2001. М.: ГИС-Ассоциация, 2001
- Раевский С.В. Управление стабилизацией и развитием экономики региона. Владивосток: Дальнаука, 2000
- Регион: теория практика устойчивого развития: спецкурс. Вып. 7 / Под ред. Алексеева ЮП., Шпилева Б. И. М.: Изд-во БСТ, 1998
- Регион: ресурсы местного саморазвития / Под ред. Алексеева Ю. П, Шпилева Б. Н. М.: Изд-во БСТ, 1999
- Региональные проблемы управления хозяйством (зарубежный опыт). -М.: 1990
- Региональные проблемы научно-инновационной деятельности / Под ред. Румянцева А. А. СПб.: ИРЭ РАН, 2000
- Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Рук. авт. колл. и отв. ред. А. Г. Гранберг М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2000
- Регион: к новому качеству управления. М.: Изд-во «Луч», 2000
- Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление. М.: Изд-во «Луч», 1993
- Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста / Под ред. Татаркина А. И. Екатеринбург, 1998
- Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Под ред. Штульберга Б. М. М.: Наука, 1993
- Розанова Т.Г. Региональная экономическая система: методология и методика исследования. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000
- Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2002
- Сетров М.И. Основы функционирования организации. Л., 1972
- Синергетика и социальное управление. М.: Изд-во РАГС, 1998
- Сикацкий В.А. Теоретические вопросы исследования экономического потенциала региона в новых условиях. СПб.: 1993
- Современные технологии управления для администраций городов и регионов / Сб. докладов. М., 1998
- Социально-экономический потенциал территории: проблемы оценки, использования и управления / Под ред. А. И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН. 1997
- Стратегия ускоренного развития: методология, теория и практика / Отв. ред. Орлова Т. М. М.: Изд-во РАГС, 2000
- Стратегическое управление в ХХ1 веке: Сб. статей. М.: Изд-во РАГС, 2002
- Территориальное управление экономикой: Словарь-справочник. 2-е изд. /Под ред. Колесова В. П., Шупыро В. М. М.: ТЕИС, 2001
- Управление развитием региона и города / Под общ. ред. А. П. Панкрухина М.: Изд-во РАГС, 2000
- Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. Авт. Кол. Львов Д. С., Поршнев А. Г. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2002
- Управление организацией: Учебник / Под ред. Поршнева. А.Г., Румянцевой З. П., Соломатина Н. А. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2002
- Федоров В.П. Региональное программирование в переходной экономике.-Тверь, 1998
- Фиапшев А.Б. Теория и практика социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. М.: Диалог-МГУ, 1998
- Цветков В.А. Геоинформационные системы и технологии. М. Финансы и статистика, 1998
- Цвылев Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. М., 1996
- Шнипер Р.И. Регион: экономические методы управления. -Новосибирск: Наука, 1991
- Шнипер Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. -Новосибирск, 1996
- Штульберг Б.М., Введенский В. Г. Региональная политика в России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000
- Экономика регионов в рыночных условиях: опыт, проблемы, перспективы / Тезисы докл. Пермь, 1996
- Экономические реформы в регионах Российской Федерации: опыт и перспективы. М.: институт современной политики, 1998
- Экономическая стабилизация и развитие региональной экономики / Под ред. Золотарева B.C., Наливайского В. Ю. Ростов н/Дону, 2000
- Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления./ Сб. статей. Майкоп — Ростов н/Дону: Изд-во СКАГС, 1999
- Авилова А. Реформа системы регионального управления в Италии // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 6, С.53−57
- Антонов В.Г. Эволюция организационных структур // Менеджмент -в России и за рубежом. 2000. № 1. С.
- Гранберг А. Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. № 1
- Дагаев А. Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 5
- Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 4
- Дудкин В. Американский и западноевропейский подходы к индикативному планированию: возможен ли синтез на российской почве? // Российский экономический журнал. 1997.№ 10
- Зарнадзе А. Исследование системных свойств в экономике как предпосылка преодоления кризиса // Проблемы теории и практики управления.2000.№ 1
- Кениг К. Управление в сфере государственной администрации: критика концепций критерии и предпосылки политики // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 2
- Киселев А.Г. Государственное управление в регионах: новые подходы //Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 5
- Козбаненко В. Формы и методы государственного управления // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 2
- Кретинин В. О стратегии устойчивого функционирования региона (опыт Владимирской области) // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 3
- Лексин В.Н., Селиверстова В.Е. .Сущность, проблемы и механизмы формирования общероссийской системы мониторинга региональных ситуаций и региональных проблем // Регион: экономика и социология. 1999.№ 4
- Минакир П. Трансформация региональной экономической политики // Проблемы теории и практики управления. 2001.№ 2
- Мильнер Б.З. Уроки бюрократической системы управления // Вопросы экономики. 1999. № 1
- Николаев М., Махотаева М. Научные основы региональной экономической политики // Федерализм. 2003. № 2
- Панарат Б.Х., Гриневич А. В. Опорные топографические планы в электронном виде основа ведомственных информационных систем // Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации, 1998. № 3
- Садлер Д., Лобанов В. Повышение эффективности работы органов местной власти: опыт Великобритании // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 2
- Смирнов Э.А. Управленческие технологии как объект функционального аудита // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 6
- Спиридонов Ю. Право на развитие северных территорий в контексте региональной политики //Федерализм. 2001. № 4
- Тейлор С. Региональное экономическое развитие на базе программно-целевого подхода: опыт Западной Европы // Регион: экономика и социология. -2000. № 1
- ФРГ: взаимодействие федерации и земель // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 2
- Юрова Н.А., Поченцов М. А. Интеграция отраслевых кадастровых систем в структуре единой ГИС субъекта Федерации (опыт
- Новгородской области) / Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации. 1998. № 2 166. Янчевский В. О национальной управленческой концепции, качестве персонала и модели управления в начале ХХ1 века // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 2