Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка и реализация стратегии построения системы координации потребительского рынка мегаполиса (на примере Санкт-Петербурга)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Различные аспекты развития потребительского рынка, торговли и рыночной инфраструктуры исследованы в работах Л. И. Абалкина, Г. Г. Абрамишвили, Ю. А. Аванесова, Ю. А. Александрова, Э. А. Арустамова, В. А. Бабурина, Г. Л. Багиева, Ю. К. Баженова, И. К. Беляевского, А. Р. Бернвальда, М. И. Баканова, И. Д. Барчука, Л. П. Баскова, Е. Л. Богдановой, Л. А. Брагина, Н. И. Брагина, К. К. Вальтуха, В. Л… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ практики и научного обеспечения координации потребительского рынка
    • 1. 1. Трансформация теорий и концепций регионального потребительского рынка
    • 1. 2. Современное состояние и тенденции развития потребительского рынка Российской Федерации и Санкт-Петербурга
    • 1. 3. Процесс становления и развития теории и практики регулирования и координации потребительского рынка
    • 1. 4. Анализ и характеристика действующей системы регулирования и координации потребительского рынка РФ и Санкт-Петербурга
  • 2. Методологические основы формирования системы координации потребительского рынка
    • 2. 1. Методология построения оптимальной системы координации потребительского рынка
    • 2. 2. Механизм координации потребительского рынка
    • 2. 3. Развитие методов координации потребительского рынка
  • 3. Стратегии построения эффективной системы координации потребительского рынка
    • 3. 1. Разработка стратегии построения системы координации потребительского рынка
    • 3. 2. Риск-менеджмент в сфере государственного регулирования потребительского рынка
    • 3. 3. Методы управления рисками государственного регулирования потребительского рынка
  • 4. Объективная необходимость модификации системы координации потребительского рынка мегаполиса
    • 4. 1. Комплексная оценка эффективности функционирования системы координации потребительского рынка
    • 4. 2. Проблемы функционирования и основные направления совершенствования системы координации потребительского рынка
  • 5. Основные пути совершенствования системы координации потребительского рынка
    • 5. 1. Особенности антимонопольного регулирования потребительского рынка Санкт-Петербурга
    • 5. 2. Формирование кадрового и трудового потенциала работников торговли
    • 5. 3. Современные тенденции размещения розничной торговой сети в крупных городах

Разработка и реализация стратегии построения системы координации потребительского рынка мегаполиса (на примере Санкт-Петербурга) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертация посвящена исследованию вопросов разработки и реализации стратегии построения, оценки эффективности функционирования, совершенствования системы координации потребительского рынка на современном этапе.

Актуальность темы

исследования. На современном этапе социально-экономического развития общества потребительский рынок стал одним из первых индикаторов многих трансформационных процессов, происходящих в стране, показывающих уровень развития предпринимательской активности, общества и государства.

Глобализация экономических связей, процессы самоорганизации, продолжающийся рост благосостояния населения страны, вызывающие потребность в более качественных товарах и услугах, в развитии новых форматов и бизнес процессов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в учете основных принципов и механизмов, принятых в международной практике требует более серьезной проработки теоретических и методологических основ построения социально ориентированного потребительского рынка.

В связи с формированием новых экономических отношений, радикальной сменой всей системы управления потребительским рынком, с кардинальным изменением взаимоотношений властных структур между собой, органов власти всех уровней с участниками потребительского рынка, участниками потребительского рынка между собой в России возникла необходимость разработки новых эффективно функционирующих механизмов регулирования потребительского рынка, способствующих согласованному взаимодействию всех участников рынка, что в свою очередь требует формирования адекватной системы координации потребительского рынка (СКПР), которая призвана стать инструментом защиты интересов всех участников потребительского рынка.

Предпосылками разработки стратегии построения эффективной инновационной системы координации потребительского рынка, по нашему мнению, являются:

— возрастающее значение торговли, общественного питания и бытового обслуживания в стимулировании развития различных секторов экономики;

— чрезвычайная дифференцированность процессов экономического и социального развития разных территорий РФ и внутри конкретных регионов;

— отсутствие должного правового обеспечения потребительского рынкаправовой нигилизм;

— непрерывно усложняющийся механизм управления на федеральном, региональном и местном уровне;

— отсутствие четкого разграничения функций органов федерального центра и исполнительной власти субъектов РФ в регулировании различных видов деятельности на потребительском рынке;

— недостаточно эффективное и профессиональное государственное регулирование и контроль (надзор) потребительского рынкадублирование и нерациональное распределение контрольных полномочий и их избыточностькоррупция;

— отсутствие эффективного взаимодействия отдельных служб, организаций, координирующих потребительский рынокнеобходимость налаживания контактов и информационных взаимосвязей, а также учета и сбалансированности интересов всех участников потребительского рынка;

— отсутствие должного уровня культуры предпринимательства и экономической культуры населения;

— углубление процессов реформирования потребительского рынканерациональное размещение участников рынкавнедрение новых форм ведения бизнесатенденция объединения организаций в крупные структуры, обладающие сложной запутанной операционной и управленческой структуройконкуренция со стороны крупных зарубежных сетей;

— необходимость скорейшего решения проблем, стоящих перед торговлей и сферой услуг (ограниченность инвестиционных ресурсов, недостаток качественной торговой и складской недвижимости, недостаток сети логистических центров, нехватка квалифицированного персонала, криминализация, значительный объем теневого оборота, монополизация и др.);

— отсутствие единой взвешенной научно обоснованной концепции и политики, направленной на обеспечение долговременного устойчивого развития потребительского рынканедостаточная разработанность проблемы координации потребительского рынка в отечественной экономической науке и практикемалоизученность самоорганизующихся и саморегулируемых процессов в сфере потребительского рынка;

— развитие экологизма, профсоюзных движений, движений потребителейпереход к социальному партнерству;

— общемировая тенденция регулирования экономических процессов на консолидированной основеглобализация экономических связей, либерализация движения капиталов, стремительная интернационализация производства.

Проведенные нами исследования показали, что координация потребительского рынка как самостоятельное научное направление не получило должного развития и рассматривается в основном в рамках таких отраслей знаний как теория потребительского рынка, менеджмент, контроллинг, государственное регулирование национальной экономики, теория государственного управления, юриспруденция, теория систем, синергетика.

Проведенные нами исследования показали, что координация потребительского рынка как самостоятельное научное направление не получило должного развития и рассматривается в основном в рамках таких отраслей знаний как теория потребительского рынка, менеджмент, контроллинг, государственное регулирование национальной экономики, теория государственного управления, юриспруденция, теория систем, синергетика.

Развитие теории потребительского рынка связано с трудами таких зарубежных экономистов, как А. Шоу, Д. Уэлда, П. Черингтона, У. Алдерсона, Т. Бекмана, Б. Берри, Ф. Букереля, JI. Буклина, Р. Гиста, Дж. Даусона, К. Джонса, Р. Дэвиса, Р. Кокса, Ф. Котлера, Т. Левитта, Дж. Парра, Д. Ревзана, Р. Снайдера, Дж. Симонса, О. Уильямсона, Дж. Хескетта, Г. Элиассона, Н. Энгла и др. Отечественная теория потребительского рынка формировалась усилиями ученых: Ф. А. Крутикова, И. И. Корженевского, А. И. Левина, В. Е. Маневича, П. П. Маслова, В. К. Нефедова, Р. А. Исляева, А. В. Орлова, Б. А. Соловьева, Л. Ф. Столмова, В. А. Черненко, Р. И. Шнипера, В. В. Швыркова.

Различные аспекты развития потребительского рынка, торговли и рыночной инфраструктуры исследованы в работах Л. И. Абалкина, Г. Г. Абрамишвили, Ю. А. Аванесова, Ю. А. Александрова, Э. А. Арустамова, В. А. Бабурина, Г. Л. Багиева, Ю. К. Баженова, И. К. Беляевского, А. Р. Бернвальда, М. И. Баканова, И. Д. Барчука, Л. П. Баскова, Е. Л. Богдановой, Л. А. Брагина, Н. И. Брагина, К. К. Вальтуха, В. Л. Василенок, П. И. Вахрина, И. Н. Гаврильчака, А. Г. Гранберга, А. А. Горячева, Е. П. Голубкова, И. Н. Герчиковой, Т. П. Данько, М.М. Дарбиня-на, Л. П. Дашкова, В. Е. Демидова, С. Н. Ерохина, П. С. Завьялова, С.М. Заглади-ной, А. В. Зырянова, Е. Игнатовой, П. Калена, И. Качалова, С. Л. Комлева, Н. Е. Капустиной, Л. К. Корецкой, А. А. Курочкиной, Ф. М. Левшина, А. А. Литвинюка, К. Маркса, Е. Б. Мухановой, Л. П. Наговициной, Т. И. Николаевой, А. Никулина, О. А. Новикова, Э. Ньюмэна, А. В Орлова, Я. Л. Орлова, В. К. Памбухчиянца, Ф. Г. Панкратова, В. И. Пивоварова, Б. Е. Полетаева, В. П. Петрова, Н.М. Ри-машевской, Л. М. Рувинской, В. В. Салий, Л. А. Самсонова, А. Н. Соломатина, А. К. Семекова, В. А Соловьева, М. В. Сорокиной, Н. Н. Терещенко, A.M. Фридмана, А. А. Хандруева, Ф. Энельса, В. А. Язева и др.

Становление теоретических основ координации, сотрудничества, взаимодействия в рамках менеджмента связано с работами Ф. У. Тейлора, А. Файоля, Э. Мэйо, А. Маслоу, М. П. Фоллета, Д. Мак-Грегора, А. Г. Аганбегяна, М. М. Мусина, И. В. Погодиной, Г. Х. Попова и др.

Разработками вопросов координации на уровне предприятий в теории и практике контроллинга, рассматривающего координацию как функцию контроллинга, занимались такие зарубежные и отечественные ученые как Й. Вер-бер, А. Дайле, О. А. Дедов, Зерфлинг, A.M. Карминский, К.-Ю. Кюппер, Э. Майер, Р. Манн, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, Т. Райхман, Х. Й. Фольмут, С. Г. Фалько, Д. Хан, П. Хорват, Д. Шнайдер и др.

Существенный вклад в исследование сущности, роли и функций государства в регулировании потребительского рынка внесли У. Станфорд, Г. Скаруф-фи, Т. Мен, Л. Серра, А. де Монкретьен, А. Смит, Ж.-Б. Сэй, Д. Риккардо, А. Шоу, П. Черингтон, Д. Уэлд, Дж. Кейнс, Л. фон Мизес, А. Пигу, М. Фридман, Ф. фон Хайек, Ф. Найт, Г. Саймоне, Дж. Гилберт, П. Самуэльсон, Дж. Хикс, Дж. Тобин, И. Шумпетер, В. П. Орешин, Ю. Е. Козин, Ф. И. Шамхалов, С. С. Шаталин и др.

В рамках теории государственного управления теоретические предпосылки взаимодействия государства и предпринимательских структур заложены в трудах Л. И. Абалкина, Г. В. Атаманчука, П. Г. Бунича, Н. И. Глазуновой, С. Ю. Глазьева, В. Г. Игнатова, В. А. Козбаненко, А .Я. Лившица, Д. С. Львова, В. М. Прудникова, Р. Радаева, Дж. Стиглица, А. И. Якобсона и др.

С юридической точки зрения координация исследовалась в работах П. Хейне, Д. А. Лисниченко, Ю. А. Тихомирова, Г. М. Петрова, Г. В. Шилина и др.

В трудах П. Друкера, А. С. Малина, Г. А. Мееровича, В. И. Мухина и др. были затронуты вопросы координации применительно к теории систем.

Отдельные аспекты координации были изложены в работах ученых, посвященных исследованию социально-экономических систем как самоорганизующихся, нестационарных, эволюционирующих систем, Р. Айерса, О. Ананьина, У. Бау-мола, В. Буданова, Ю. Данилова, В. Евстегнеева, В.-Б. Занга, Б. Кадомцева, Ю. Климонтовича, С. Курдюмова, Э. Ласло, И. Пригожина, Г. Хакена и др.

Научные исследования по вопросам функционирования потребительского рынка выполнены в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, Московском государственном университете коммерции, Московском университете потребительской кооперации и других ВУЗах и научно-исследовательских организациях.

Несмотря на глубину, большую научную и практическую значимость проведенных исследований, они не охватывают всех аспектов этой важной и сложной проблемы, некоторые из них проводились на начальном этапе реформ и затрагивали лишь отдельные вопросы развития региональных потребительских рынков. В них недостаточно учитываются современные тенденции в развитии потребительского рынка, специфика его регулирования, факторы риска.

Практически не исследованы вопросы разработки стратегии построения и совершенствования механизма координации потребительского рынка, имеющие большое теоретическое и прикладное значение. Отсутствуют комплексные, разносторонние и многоуровневые исследования систем координации потребительского рынка на макрои мезоуровне.

В связи с этим весьма актуальной является необходимость теоретического и методического осмысления происходящих в сфере потребительского рынка процессов и механизмов координации.

Таким образом, своевременность, актуальность, теоретическая и практическая значимость данного исследования, посвященного разработке вопросов формирования стратегии построения и совершенствования системы координации потребительского рынка, подтверждается как современной социально-экономической ситуацией в нашей стране, так и общемировыми тенденциями в экономике.

Идеология диссертации базируется на трех основных принципах: внедрение всего лучшего, что было уже наработано зарубежными учеными в сфере регулирования и координации потребительского рынкаопора на российские традиции управленияиспользование результатов изучения существующей практики.

Исходная гипотеза исследования определяется следующими предположениями:

— в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики существует необходимость построения систем координации потребительского рынка на всех уровнях управления, в т. ч. в мегаполисах, в которых должен быть заложен механизм согласованного взаимодействия всех участников потребительского рынка;

— эффективно функционирующая СКПР мегаполиса, осуществляя системное и комплексное регулирование и координацию торговли, общественного питания и бытового обслуживания, создает нормальные социально-экономические условия для предпринимательства на потребительском рынке, для насыщения рынка и роста эффективности торговли потребительскими товарами и услугами, для эффективного распределения ограниченных материальных, финансовых, кадровых, информационных ресурсов, для повышения качества жизни населения, обеспечения устойчивого интенсивного развития и конкурентоспособности региона и страны в целом;

— в целях обеспечения эффективной работы СКПР необходима разработка и реализация стратегии, поиск технологий оптимального построения, адекватной оценки эффективности функционирования и направлений совершенствования системы координации потребительского рынка с учетом инновационного развития российской экономики.

Объект исследования — потребительский рынок Российской Федерации и г. Санкт-Петербурга.

Предмет исследования — система координации потребительского рынка и ее составляющие на макро-, мезои микроуровнях, процессы построения и функционирования СКПР, теоретические, методологические и прикладные проблемы развития, оценки эффективности, риск-менеджмента и совершенствования СКПР мегаполиса.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретико-методологических основ, стратегии построения системы координации потребительского рынка на инновационной основе и рекомендаций по ее совершенствованию в современных условиях.

В соответствии с основной целью в диссертации сформулированы и обоснованы следующие задачи:

— раскрыть экономическую сущность, объективные условия, предпосылки и закономерности формирования регионального потребительского рынка на основе анализа основных теорий и концепций потребительского рынка;

— исследовать современное состояние потребительского рынка и выявить основные тенденции развития потребительского рынка РФ и Санкт-Петербурга;

— изучить историю развития теории и практики регулирования и координации потребительского рынка, выявить определяющие его факторы и последовательность образования на этом фундаменте основных концепций и форм регулирования и координации потребительского рынка;

— раскрыть экономическую сущность понятий «координация потребительского рынка», «система координации потребительского рынка», место СКПР в системе общего управления экономикой страны (мегаполиса);

— выявить основные свойства, принципы построения и функционирования системы координации потребительского рынка, определить структуру СКПР, факторы, влияющие на ее формирование и на этой основе разработать алгоритм построения эффективной СКПР и подход к оценке эффективности ее функционирования;

— проанализировать механизмы и основные направления государственного и негосударственного регулирования потребительского рынкаизучить методы регулирования потребительского рынка и предложить собственную классификацию методов координации потребительского рынка;

— выявить основные стратегии построения СКПР в целях создания целостной многоуровневой эффективной системы координации потребительского рынка с учетом инновационного развития российской экономикиразработать инструментарий оценки стратегии построения СКПР на основе рискоау-дирования;

— определить особенности риск-менеджмента государственного регулирования потребительского рынка в условиях ограниченности и ассиметричности информации;

— систематизировать ключевые проблемы функционирования СКПР и определить основные пути ее совершенствования;

— исследовать современные тенденции размещения розничной сети в крупных городах, развития кадрового и трудового потенциала работников отрасли, а также антимонопольного регулирования.

Теоретической основой исследования послужили положения экономических, правовых, социальных, психологических теорий, методология и научные концептуальные положения теории систем, теории государственного управления, менеджмента, синергетика, систематизация современных и более ранних исследований отечественных и зарубежных ученых в области управления потребительским рынком. В диссертации применены общенаучные методы и способы познания социально-экономических явлений и процессов: системность, комплексность, наблюдение, сравнение, абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, статистические, графические, исторический и логический подходы, методы системного экономического анализа, экспертных оценок, экономико-математического моделирования и др.

Информационную базу работы составили законодательные и нормативные акты РФ, Санкт-Петербургааналитические, методические и инструктивные материалы федеральных и региональных органов исполнительной властиданные государственной и региональной статистики, периодических изданиймонографии, статьи, материалы международных, общероссийских и региональных научно-практических конференцийрезультаты исследований, проводимых отечественными и зарубежными научными учреждениямиданные официальных сайтов государственных органов управления, информационно-аналитических агентств, другие информационные материалы, размещенные в сети Интернет, а также материалы, полученные автором в результате собственных исследований.

Научная новизна исследования заключается в следующем: — раскрыта сущность, цель, функции, формы, методы и виды координации и на этой основе дано развернутое определение понятия «система координации потребительского рынка" — найдено место СКПР в общей системе управления экономикой страны (мегаполиса) и определена ее роль в целях достижения эффективного развития потребительского рынкаобоснованы особенности СКПР г. Санкт-Петербурга;

— разработана концепция системы координации потребительского рынка как сложной целостной системы, посредством которой осуществляется эффективная работа по управлению социально-экономическими процессами в сфере потребительского рынка, создаются условия для достижения стратегических целей торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечивается устойчивое интенсивное развитие и конкурентоспособность потребительского рынка;

— обоснована необходимость разработки стратегии построения эффективной СКПР в условиях инновационного развития российской экономикиопределены сущность, цель, виды стратегии построения системы координации потребительского рынкапредложена модель разработки и реализации стратегии построения системы координации потребительского рынка;

— разработан методологический подход к построению комплексной системы координации потребительского рынка мегаполисаопределены основные свойства и факторы, влияющие на построение СКПРпредложена классификация принципов формирования и функционирования СКПРразработан алгоритм формирования эффективной СКПР;

— предложена модель функционирования механизма координации потребительского рынка (согласованного взаимодействия государства и других участников потребительского рынка) — выполнена классификация методов координации потребительского рынка, на основе которой будет достигаться более эффективная работа СКПР;

— разработан подход к оценке эффективности функционирования СКПР, определены последовательность и содержание этапов процесса оценки СКПР с позиции обеспечения ее комплексного социально-экономического развитияразработаны методики оценки эффективности функционирования СКПР;

— обоснованы особенности риск-менеджмента государственного регулирования потребительского рынка, которые обуславливаются спецификой системы госуправления потребительским рынком, самого потребительского рынкапредложены классификации рисков, методов управления рисками и модель управления внутриорганизационными рисками органов госрегулирования потребительского рынка, использование которых повышает эффективность государственного управления в условиях неопределенности и риска;

— выполнена содержательная трактовка и систематизация проблем функционирования СКПР в условиях глобализации, самоорганизации и ассиметрич-ности информации и обоснованы ключевые направления совершенствования системы координации потребительского рынка;

— выявлены особенности антимонопольного регулирования и управления развитием персонала в торговлепроанализированы принципы и факторы, влияющие на размещение торговой сети мегаполиса, и предложен ряд методик, в т. ч. методика отбора вуза в качестве стратегического партнера при выполнении инновационных проектов, методика подбора и оценки торговых помещений для магазинов розничной торговой сети Санкт-Петербурга и другие.

Теоретическая значимость диссертации заключается в развитии теории управления потребительским рынком и научном обосновании концепции координации потребительского рынкав исследовании теоретико-методологических основ разработки и реализации стратегии построения СКПР, в выявлении основных черт, принципов и модели построения СКПР, в разработке механизма и классификации методов координации потребительского рынкаметодическом обеспечении процессов оценки эффективности функционирования СКПР и рисков государственного регулирования потребительского рынкав развитии теоретического и методологического аппарата управления процессами развития потребительского рынка, направленного на достижение эффективного взаимодействия всех участников потребительского рынка.

Практическая значимость исследования состоит в возможности широкого применения разработанных теоретических положений, методических подходов и практических рекомендаций при формировании и совершенствовании систем координации потребительского рынка на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Результаты исследования могут быть использованы: для формирования целостной системы представлений о комплексном управлении потребительским рынком, а также в качестве основы для дальнейших научных исследований проблем развития потребительского рынкав учебном процессе студентов экономических специальностей для изучения дисциплин «Менеджмент», «Экономическая теория», «Система государственного управления», «Государственное и муниципальное управление», «Государственное регулирование предпринимательской деятельности», «Экономика и управление на предприятии (в торговле, общественном питании)», «Организация предпринимательской деятельности» и др., а также в системе подготовки аспирантов по экономическим специальностям, подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащихв практике деятельности государственных органов власти, саморегулируемых и общественных организаций, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания для повышения эффективности взаимодействия участников потребительского рынка и при формировании отраслевых конкурентных стратегий достижения социально-экономической эффективности.

Апробация результатов исследования. Основные положения и теоретические, методологические и практические результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических симпозиумах, конференциях, интернет-конференциях и семинарах: «Prekibos Mokslas ir Poaktika» (декабрь 1996 г., г. Вильнюс) — «Проблемы экономики и статистики в общественном и региональном масштабах» (ноябрь 2006 г., г. Пенза) — «Экономика и эффективная организация производства» (октябрь 2006 г., ноябрь 2007 г., г. Брянск) — «Управление в социальных и экономических системах» (декабрь 2006 г., декабрь 2007 г., г. Пенза) — «Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе» (декабрь 2006 г., Санкт-Петербург) — «Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие» (август 2007 г., г. Пенза) — «Торговля в XXI веке: тенденции развития, инновации» (октябрь 2007 г., Гомель) — «Стабилизация экономического развития Российской Федерации» (октябрь 2007 г., г. Пенза) — «Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей» (октябрь 2007 г., Санкт-Петербург) — «Российский рынок труда. Новации, проблемы, перспективы развития» (ноябрь 2007 г., г. Пенза) — «Демография — общество — человек в условиях формирования новой экономики» (ноябрь 2007 г., г. Екатеринбург), «Экономическая политика современной России: состояние и перспективы» (декабрь 2007 г., г. Санкт-Петербург), «Современный финансовый рынок РФ» (апрель 2008 г., г. Пермь) и других международных, межвузовских и внутривузов-ских конференциях в течение 1991;2008 гг.

Полученные результаты использовались при выполнении следующих проектов и научно-исследовательских работ в период 1992;2008 гг.:

Разработанные автором методики, результаты проведенного анализа апробированы при проведении совместных работ Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики и Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства г. Санкт-Петербурга в период 2005;2008гг. Результаты исследования рекомендованы Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли правительства г. Санкт-Петербурга для использования при разработке и реализации стратегий повышения конкурентоспособности торговли города, формирования кадрового потенциала отрасли.

Отдельные результаты работы были апробированы консультационной компанией «Торговые решения СПб» в рамках консультационных исследований, проводимых на сетевых предприятиях розничной торговли и общественного питания: «Здоровый малыш» (Санкт-Петербург), «Элекам» (Набережные Челны, Казань, Нижнекамск) и др.

Разработанные методики подбора и оценки торговых помещений для магазинов розничной торговой сети Санкт-Петербурга были использованы в торговых организациях г. Санкт-Петербурга: «Craft» (Санкт-Петербург) и др.

Результаты исследования в течение ряда лет используются при формировании рабочих программ и в учебном процессе ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» при подготовке студентов дневной и заочной формы обучения по экономическим специальностям 80 500 — «Менеджмент" — 80 502 — «Экономика и управление на предприятии» по дисциплинам «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Экономика организаций (предприятий)», «Организация предпринимательской деятельности», а также в программах повышения квалификации и переподготовки кадров.

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в 47 научных работах, общим объемом 73,5 п.л., в т. ч. в 1 учебнике и в 2 монографиях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы, включающего 367 источников, и приложений.

Заключение

.

Продолжающийся рост благосостояния населения вызывает потребность в более качественных товарах и услугах, в развитии новых форматов и бизнес процессов торговли, что требует более серьезной проработки методологических основ построения социально ориентированных систем координации потребительского рынка, которые призваны стать барьером на пути недобросовестных производителей и контрагентов, инструментом защиты прав и законных интересов покупателей и отечественных товаропроизводителей.

Сегодня на первый план в координации потребительского рынка выдвигается комплексный подход, предполагающий охват всего многообразия взаимодействий субъектов и объектов координации. Он невероятно сложен, но иного подхода, способного оптимизировать сферу торговли не существует. Комплексный подход — это определенное мировоззрение, определенная философия и методология, исходящие из того, что нет изолированных, самодовлеющих явлений, отношений, процессов и в мире существует целостность разнообразия, в котором каждое уникальное имеет свой смысл только потому, что ему корреспондирует столь же уникальное другое. Конечно, в целях анализа и описания различных составных целостности их приходится расчленять, выделять, рассматривать самостоятельно, находить в них сущность.

Так, в работе последовательно и системно были изложены основные теории потребительского рынка, современное состояние, тенденции развития ПР, основные социально-экономические аспекты построения и эффективного функционирования системы координации торговли, рассмотрена ее сущность, структура, свойства, принципы и факторы на нее влияющие, разработана методика формирования стратегии построения СКПР, определены проблемы и пути их решения.

Большое внимание уделено вопросам становления и развития теории и практики государственного регулирования ПР, организации, ключевым направлениям и методам государственного регулирования ПР, а также функционирования риск-менеджмента в сфере государственного регулирования торговли.

Непременным условием формирования эффективной СКПР является создание четко функционирующей системы органов и организаций, осуществляющих на практике меры по координации торговли. Контуры такой системы, включающей федеральные, региональные и местные органы власти, а также субъекты негосударственного регулирования (саморегулируемые, общественные организации и пр.) уже просматриваются и были изложены в работе.

Таким образом, необходимо многоаспектное изучение изменений торговли, помогающее вскрыть проблемы, тенденции, механизмы координации розничной торговли с учетом, с одной стороны, общемировых и национальных процессов, с другой, региональных и местных.

Потребительский рынок (ПР) является важнейшей составляющей экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Роль и значение ПР трансформируется вместе с изменениями, происходящими в обществе. На современном этапе ПР играет важную экономическую, социальную, политическую роль, роль в развитии научно-технического прогресса. Потребительский рынок развивает и совершенствует межхозяйственные, межрегиональные и международные связи, формирует основы финансовой стабильности отдельных отраслей, территорий и государства в целом.

В работе сделана попытка изложить определенные накопленные на сегодняшний день знания в области эволюции методологических подходов к исследованию потребительского рынка на основе чего раскрыта сущность, роль потребительского рынка в системе региональной экономики, определены объективные условия, предпосылки и закономерности формирования регионального потребительского рынка.

Автор, проанализировав современное состояние потребительского рынка РФ и Санкт-Петербурга, выявил основные тенденции его развития по основным сферам торговля, общественное питание и бытовое обслуживание. Среди которых можно выделить следующие:

• глобальное расширение ассортимента предлагаемых товаров;

• значительный разброс качественных характеристик реализуемых товаров;

• высокая доля импорта в структуре товарных ресурсов;

• чрезвычайная неравномерность распределения торговых площадей и товарооборота по территории РФ;

• снижение значимости в товародвижении оптового звенаснижение рентабельности независимых дистрибьюторов и оптовиков;

• активное развитие сетевого форматаосвоение торговыми сетями новых форматов, мультиформатностьувеличение доли рынка внемагазинных форматов;

• усложнение маркетинговой политики предприятий отрасли;

• диверсификация деятельности предприятий;

• углубление специализации предприятий;

• расширение программ выпуска акций и облигаций;

• усиление процессов слияний и поглощений и др.

Проблемы государственного регулирования рыночных процессов стали одними из наиболее дискуссионных в современной экономической, литературе. Согласно исследованиям автора в настоящее время сформировалось несколько различных подходов в рамках различных научных школ, которые по-разному трактуют цели, задачи, формы и методы государственного регулирования рыночных процессов.

Сторонники школы кейнсианско-неоклассического синтеза отмечают, что в основе концепции государственного регулирования рынка должна лежать теория эффективного спроса. Считая одной из целей государственного регулирования обеспечение полной занятости, сторонники данной школы концентрируют внимание на процессах формирования национального дохода, реализации товаров в сфере обращения, обеспечения эффективного спроса. Основным объектом государственного регулирования должен быть спрос на потребительском рынке и рынке средств производства. Государство должно играть решающую роль в предотвращении экономических кризисов, его задачи состоят в регулировании перераспределения доходов, в сосредоточении денежных и других ресурсов для активного воздействия на рыночные процессы, в стимулировании спроса с помощью кредитно-денежных и бюджетных инструментов. Представителями данного направления разработана система мер антикризисного регулирования экономики, включающая гибкое использование расходов и доходов бюджета в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры, использования системы налогового регулирования, платежей социального страхования, а также с помощью более широкого использования рыночных условий, таких как конкуренция, динамика цен и др. (234, 349).

В отличие от кейнсианцев, представители монетаристской школы считают, что систематическое вмешательство государства в рыночные процессы отрицательно воздействует на экономическое развитие1. В сферу государственного регулирования должно входить стимулирование хозяйственной деятельности, поддержание необходимых финансово-экономических пропорций, проведение кредитных мероприятий, распределение социальных расходов. Объектом государственного регулирования становится не спрос, а предложение факторов производства на основе активизации побудительных мотивов и стимулов предпринимательской деятельности. Соответственно строится система мероприятий государственного регулирования рынка: снижение государственных расходов за счет сокращения социальных программпроведение кредитно-денежной политики, направленной на поддержание необходимого уровня денежной массыснижение уровня налоговсокращение роста дефицита бюджета за счет снижения расходов на оборону и др.- поддержание минимальных ставок заработной платыослабление влияния профсоюзов и др.

Представители школы институционализма обосновывают необходимость государственного регулирования рынка несовершенством рыночного механизма и его неспособностью решать современные проблемы развития общества. Одна из.

1 Friedman M. Money and Economic Development. — N.Y., 1973; Хайек Ф. А. Дорога к рабству. — М.: Экономика, 1992. главных проблем регулирования рыночных процессов — создание системы общественного контроля над бизнесом, включая контроль на внутрифирменном, региональном и общегосударственном уровнях. В эту систему входит контроль над деятельностью крупных корпораций, государственное воздействие на механизмы конкуренции и ценообразования на товарных рынках, финансовом рынке, рынке труда и др.

На основе анализа и обобщения методологических подходов, применяемых в теории и практике регулирования экономических отношений, обоснована необходимость разработки методологии построения системы координации потребительского рынка на макро-, мезоуровнях, в т. ч. на уровне мегаполиса.

В работе раскрыта сущность понятия «координация потребительского рынка», цель, задачи, функции, формы и методы координации, на основе чего дана авторская концепция системы координации потребительского рынка. По мнению автора, система координации потребительского рынка представляет собой открытую развивающуюся целостную интегрированную систему взаимосвязанных (взаимодействующих) подсистем, регулирующих процесс разработки и реализации управленческих решений относительно функционирования и развития потребительского рынка. Посредством ее подсистем (элементов) осуществляется эффективная работа по координации предпринимательской деятельности, связанной с продажей товаров и оказанием услуг.

Автор выявил некоторые общие черты (свойства), присущие всем системам координации ПР, к ним относятся: интегрированность и системностьнеоднородностьмногофункциональностьнезамкнутостькогерентностьадаптивностьжизнеспособность и др.

В работе систематизированы основные факторы, в основе классификации были положены следующие критерии: масштаб охватаорганизационные особенности влиянияпродолжительность влияниястепень влияниянаправленность влияниятип влияниявозможность выявлениястепень управляемостисодержание влияния, отраслевые особенности, макроэкономические и региональные факторы.

В работе определена структура СКПР, включающая в себя подсистемы объектную, субъектную, механизм координации, состоящие из множества элементов, сущность и структура каждой из которых всесторонне исследованы в диссертации. Автором обобщены и систематизированы цели, виды, функции подсистем СКПР.

Определены основные принципы построения и функционирования СКПР, к которым относятся общесистемные, общие и частные принципы.

Автор разработал модель построения оптимальной СКПР, представляющую собой многошаговый процесс модификации или укрепления основных структурных элементов СКПР.

В работе исследованы и систематизированы по ряду критериев методы координации ПР, представляющие собой совокупность методов государственного и негосударственного регулирования и методов взаимодействия всех участников рынка. Методы координации находятся в постоянном развитии, они постепенно наполняются новым смыслом и содержанием, что, несомненно, постепенно обогащает арсенал этой сферы управления обществом и делает работу СКПР более эффективной и ритмичной.

Приведение в движение механизма координации ПР обусловливается определенной последовательностью шагов, алгоритмом взаимодействия, обеспечивающим равные возможности достижения всеми участниками потребительского рынка своих стратегических целей. Алгоритм разработан автором и включает восемь взаимосвязанных этапов.

В работе обоснована необходимость создания и совершенствования стратегии построения СКПР, определены виды стратегий построения СКПР в целях создания целостной многоуровневой эффективной системы координации потребительского рынкаопределены сущность, цель, виды стратегии построения системы координации потребительского рынкаразработана модель разработки и реализации стратегии построения системы координации потребительского рынка.

Автор исследует вопросы формирования, оценки и управления рисками в сфере государственного регулирования торговли, приводит классификацию рисков, методов управления рисками сферы государственного регулирования торговли и модель принятия решений в условиях риска.

На основе проведенных исследований автором разработан методологический подход к оценке эффективности функционирования СКПР, который дает возможность системно и комплексно исследовать СКПР в целом и ее составляющие, многообразие связей элементов СКПР между собой и с внешней средой. Он позволяет в каждом конкретном случае оценить эффективность функционирования СКПР и обозначить пути ее модификации. В диссертации предложены методики оценки эффективности функционирования СКПР: диагностики и методом разрыва.

Предлагаемые методики оценки обладают рядом преимуществ: во-первых, они позволяют использовать любое количество наиболее значимых с точки зрения влияния на эффективность отрасли характеристик (элементов) СКПРво-вторых, не требуют больших затрат (материальных, финансовых, временных) — в-третьих, позволяют произвести оценку СКПР как в статике, так и динамикев-четвертых, с их помощью можно сравнивать результаты функционирования СКПР различных регионов (мегаполисов) — в-пятых, результаты методик могут выступать как средство систематизации информации и подготовки к принятию решений о совершенствовании СКПР.

В работе сделан анализ проблем координации ПР, к которым отнесены финансово-экономическиеюридическо-правовыенаучно-методическиесоциально-психологическиеидеологическиекультурно-этическиеморально-нравственныеинформационныеинновационныеорганизационныеопределены пути решения этих проблем на современном этапе.

Политические и экономические преобразования, происходящие в РФ, обусловили активное переосмысление необходимости и путей совершенствования системы координации торговли с учетом стоящих перед ней проблем. В работе определены основные направления совершенствования системы координации ПР — структурное, когерентное, конвергентное, функциональное, и даны рекомендации по ее модернизации в сфере антимонопольного регулирования ПР, управления развитием торгового персонала, размещения торговой сети. Реализация разработанных методических положений и практических рекомендаций позволит обеспечить решение большинства сложных проблем, связанных с функционированием СКПР и ее совершенствованием и на этой основе улучшить результаты деятельности ПР на макрои мезоуровнях и экономики страны в целом.

Одним из направлений совершенствования системы координации ПР, по мнению автора, является внедрение в практику работы органов государственного регулирования торговли функции рискоаудирования. На основе рискоау-дирования можно провести не только анализ ситуации риска в торговле, но и оценку эффективности СКПР. Конечной целью оценки эффективности СКПР на основе рискоаудирования является повышение эффективности функционирования системы на базе получения наиболее достоверной информации о-состоянии торговли, элементов СКПР с учетом факторов риска и проведения системного и комплексного исследования всех аспектов функционирования СКПР. В целях проведения качественного рискоаудирования автор предлагает подход к учету и оценке риска, основанный на заполнении анкеты, в которой выявляется степень каждого риска в отдельности и совокупного риска, что является критерием оценки эффективности СКПР.

Автором выявлены особенности антимонопольного регулирования и управления развитием персонала в торговлепроанализированы принципы и факторы, влияющие на размещение торговой сети мегаполиса, и предложена методика подбора и оценки торговых помещений для магазинов розничной торговой сети Санкт-Петербурга.

Таким образом разработка и реализация стратегии построения оптимального механизма координации ПР позволяет решить ряд задач: формирование должной нормативно-правовой, научно-методической, информационной, инновационной, кадровой, материально-технической, финансовой базыразработать отраслевые индикативные программы развития ПРустранить пробелы и противоречия в законодательном регулированиичетко разграничить полномочия между субъектами координации и осуществлять эффективное взаимодействие отдельных служб и организаций в целях разработки и реализации единой политики развития ПРактивизировать развитие современных форм предприятий и инфраструктуры рынка для повышения эффективности торговли, сферы услуг, бытового обслуживанияподдержать отечественных товаропроизводителейсовершенствовать товаропроводящие сетистимулировать создания гибких торгово-технологических процессов и приоритетное развитие социально ориентированной сети торгового и бытового обслуживанияповысить качество обслуживания потребителейповысить профессионализм, квалификацию и эффективность работы субъектов координации и работников сферы потребительского рынкаразработать меры по устранению таких нарушений как недобросовестная конкуренция, реализация контрафактной и недоброкачественной продукции, теневой оборотнивелировать конфликты и спорыповысить степень правовой защиты всех участников рынка. В целом это должно повысить конкурентоспособность и инновационность отрасли.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая.
  3. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300−1 «О защите прав потребителей».
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 №−131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  5. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  6. Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
  7. Указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 № 314.
  8. Закон Санкт-Петербурга от 26.10.2005 № 584−83 «О Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005−2008 годы».
  9. Закон Санкт-Петербурга от 28.12.2005 № 763−115 «Об информационных ресурсах Санкт-Петербурга и информационном обеспечении органов государственной власти Санкт-Петербурга».
  10. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.08.2006 № 1051 «Об утверждении Перечня стандартов проживания в Санкт-Петербурге».
  11. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2006 № 817 «О некоторых мерах по обеспечению и защите прав потребителей на территории Санкт-Петербурга».
  12. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2006 № 1430 «О размещении магазинов пешеходной доступности на отдельных территориях Санкт-Петербурга».
  13. Д.А. Стратегическое рыночное управление. — СПб.: Питер, 2002.
  14. JT. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. // Вопросы экономики, 1994. -№ 12.-С.4−13.л
  15. В.А. Предприимчивость и риск. JL: ЛФ ВИПКРП, 1991.
  16. Ю.А., Клочко А. Н. Основы коммерции. М.: Торговля и сфера услуг, 1995.
  17. Ю.А., Васькин Е. В., Корчко А. Н. Основы коммерции. — М.: ТОО «Люкс-арт», 1999.
  18. С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. — М.: Магистр, 1998.
  19. С.Б., Аронин В. А., Ахполов И. К. и др. Конкуренция и антимонопольное регулирование. — М.: Логос, 1999.
  20. B.C. История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2006.
  21. Л.Г. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  22. И.М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. / Под ред. Сидоровича А. В. — М.: Дело и сервис, 1998.
  23. Ю.Л., Терещенко Н. Н. Экономика товарного обращения. Красноярск: КГУ, 1999.
  24. С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. — М.: ЮНИТИ, 2004.
  25. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1998.
  26. А.П. Риск в предпринимательстве. — СПб., 1992.
  27. А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М.: Мысль, 1989.
  28. Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках. М: ТЕИС, 2000.
  29. Анализ тенденций и перспектив развития региональной экономики / Под ред. Р. И. Шнипера. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1994.
  30. В. Государственное регулирование и механизм саморегуляции в рыночной экономике. // Вопросы экономики. 1996.-№ 9.
  31. Н.М. Финансово-правовое регулирование внешнеторговой деятельности. -М.: МЦУПЛ, 1999.
  32. Архипова J1.B., Баев Н. Ф. Рынковедение. — М.: Экономика, 1982.
  33. А.М. Государственное регулирование национальной экономики. — М.: Финансы и статистика, 2007.
  34. Г., Тарасевич В., Анн X. Маркетинг. — М.: Экономика, 1999.
  35. Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. -М.: ИНФРА-М, 2004.
  36. B.C. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. -М.: Проспект, 2005.
  37. А.Р. Региональные проблемы товарного обращения. Новосибирск: Наука, 1984.
  38. Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. М.: ИНФРА-М, 2003.
  39. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994.
  40. B.C., Стеняев В. М. Управление городским хозяйством. — Л.: Стройиздат, 1989.
  41. В.А., Богомолова А. В. Антикризисное регулирование экономики: теория и практика. М.: ЮНИТИ, 2003.
  42. Большой экономический словарь. / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1997
  43. В.А. Управление рисками в торговле. — СПб.: Питер, 2004.
  44. Л.А. и др. Торговое дело: экономика и организация. — М.: Финансы и статистика, 1997.
  45. М.П. Система регулирования экономического взаимодействия регионов. М.: Изд-во Дашков и К, 2007.
  46. А.Я. Теория и практика антимонопольного регулирования в ведущих странах Запада и России. — М.: Новый век, 2004.
  47. Е.В., Стоянова Е. С. Финансовое искусство коммерции. — М.: Перспектива, 1996.
  48. Р.П., Давыдова Г. А. Экономика торгового предприятия. Мн.: Высш. шк., 1996.
  49. К.К. Целевая функция потребления: анализ и практическое использование. Новосибирск: Наука, 1980.
  50. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. — М.: Финансы и статистика, 2001.
  51. Л.Б., Скатершдкова Е. Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России. -М.: АРКТИ, 2002.
  52. Н. Потребительский рынок России. // Риск. 1998.-№ 1 .-с.4−9.
  53. Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. — М.: Академический проект, 2004.
  54. В.Р. Стратегическое управление. М.: ТК Велби, Проспект, 2004.
  55. Вехи экономической мысли. В 3-х т. Т. 1. Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В. М. Гальперина. — СПб.: Экономическая школа, 1999.
  56. С.В., Маркина Н. В., Юдникова Е. С., Яненко М. Б. Маркетинг торгового предприятия. — СПб.: Питер, 2005.
  57. ., Шнипер Р. И., Новоселов А. С. Воспроизводственный аспект планового управления региональными системами. — Новосибирск: ИЭ1 111 СО РАН, 1989.
  58. Г. А. Инфраструктура торговли. Киев: Высшая школа, 1989.
  59. С.Н., Болдин К. В. Управление рисками в предпринимательстве. М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2006.
  60. В.П., Подмолодина И. М. Экономическая безопасность и инвестиционная политика России. Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии. -М.: Знамя, 1998.
  61. Воспроизводственные проблемы планового управления регионом / Под ред. Р. И. Шнипера и А. С. Новоселова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1989.
  62. А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. М.: ТЕИС, 2000.
  63. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998.
  64. Глобализация мирового хозяйства и проблемы российской экономики. М.: ИЭ РАН, 1999.
  65. В.А. Государственное и муниципальное управление. Менеджмент территорий и отраслей. — СПб.: Бизнес-центр, 2001.
  66. А.А. Проблемы прогнозирования мировых товарных рынков. — М.: Международные отношения, 1991.
  67. ГОСТ Р51 303−99 Торговля. Термины и определения.
  68. ГОСТ Р51 773−2001 Розничная торговля. Классификация предприятий.
  69. ГОСТ Р 51 304−99 Услуги розничной торговли. Общие требования.
  70. Государственное регулирование в стратегии устойчивого развития экономики России. -М.: Наука, 1996.
  71. Государственное регулирование национальной экономики. / Е. В. Самофалова, Э. Н. Кузьбожев, Ю.В. Верстакова- под ред. Э. Н. Кузьбожева. М.: КНОРУС, 2006.
  72. В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. -М.: Дело и сервис, 1999.
  73. А.Г. Основы региональной экономики. — М.: ГУВШЭ, 2001.
  74. А.Г. Региональная политика в программе экономических реформ. — М.: СОПС и ЭС, 1995.
  75. А.Г., Суслов В. И. Коалиционный анализ многорегиональных систем: теория, методология, результаты анализа. — Новосибирск. 1993.
  76. А.И. и др. Совершенствование управления торговлей. — М.: Экономика, 1988.
  77. Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика. — М.: РДЛ, 2005.
  78. О.А., Грунин С. О. Экономическая безопасность. СПб.: Питер, 2002.
  79. Дж.К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1986.
  80. В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой торговли: Практический курс.-СПб., 1993.
  81. Ю.А., Кадомцев Б. Б. Нелинейные волны. Самоорганизация. — М.: Наука, 1983.
  82. Л.П., Памбухчиянц В. К., Памбухчиянц О. В. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России: коммерция и технология торговли. — М.: Изд-во Дашков и К, 2007.
  83. Л.П., Памбухчиянц В. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. М.: Изд-во Дашков и К, 2003.
  84. Л.А. Развитие хозяйственных систем: методы оценки и анализа. — Екатеринбург: УрОРАН, 1998.
  85. Н.А. Государственное регулирование малого предпринимательства. — СПб.: СПбГУ, 2004.
  86. Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять. — М.: ИНФРА-М, 1996.
  87. О.Г. Региональная экономическая диагностика. — СПб.: СПУЭФ. 1992.
  88. Дэниеле Дж. Д, Радеба Л. X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. -М.: Дело, 1994.
  89. В.Ф. Организация торговли. СПб.: Питер, 2004.
  90. В. И. Антимонопольное законодательство зарубежных стран. — М.: ВНИИПИ, 1997.
  91. О.П. Экономика общественного питания./Под ред. Кабушкина Н. И. -Мн.: Новое знание, 2003.
  92. В.М., Романов А. Н. Экономика домашних хозяйств. — М.: Финансы, 1998.
  93. СМ. Капиталистическая торговля сегодня. —М.: Мысль, 1981.
  94. М.И. Формирование и функционирование продовольственного рынка: региональный аспект. М.: Наука, 1993.
  95. Е.А. Предпринимательство. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  96. Занг В.-Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории: Пер. с англ. — М.: Мир, 1999.
  97. B.C. Субъекты и типы рынков. Новосибирск: НГУ, 2001.
  98. JI.A. Инфраструктура товарного рынка. М.: ПРИОР. 2001.
  99. В.И., Бланк И. А., Бурляков А. И. Ускорение интенсификации внту-ренней торговли. — К.: Техника, 1990.
  100. ЮО.Игнатьева М. Д., Шарамова В. В. Проблемы государственного регулирования переходной экономики. М.: МГУ, 1995.
  101. В.И. Поведение потребителей. СПб: Питер, 2000.
  102. З.М., Мирочицкая И. В. Рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Минск: БГЭУ, 2000.
  103. ЮЗ.Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. СПб.: Знание, 2000.
  104. Инфраструктура российского рынка: экономико-статистический обзор. — М., 1995.
  105. Д.В. Общественное питание как отраслевая подсистема. СПб.: СПбТЭИ, 2005.
  106. Юб.Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего.-М.: Наука, 1997.
  107. З.А. Формы хозяйствования в сфере обращения потребительских товаров. Новосибирск: СибУПК, 1997.
  108. ВВ. Система антимонопольной защиты общества в США. М: Наука, 1997.
  109. P.M. Управление хозяйственным риском на предприятиях. — М., 1999.
  110. ПО.Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Прогресс, 1978.
  111. Ш. Кещан В. Г. Биржевой рынок: страницы истории и становления в современныхусловиях. М., 1996.
  112. А.А. Зарубежный опыт проведения рыночных реформ и управления региональной экономикой. — Новосибирск: СибУПК, 1998.
  113. ПЗ.Клеменс С. Аутсорсинг бизнес-процессов. Советы финансового директора. / Под ред. В.В. Голда- пер. англ. Кобзаревой. -М.: Вершина, 2006.
  114. М.И., Тютиков Ю. П. Государственное регулирование экономики. — СПб, 1999.
  115. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика об условиях устойчивого развития сложных систем.// Синергетика. Труды семинара. Вып.1. — М.: Изд-во МГУ, 1998.
  116. Иб.Князева И. В. Процессы концентрации на товарных рынках и методы антимонопольного регулирования. Новосибирск, 2001.
  117. К.Ю., Уваров С. А., Щеглов П. Е. Логистика в розничной торговле: как построить эффективную сеть. СПб.: Питер, 2007.
  118. B.C. Логистическая инфраструктура регионального товарного рынка. Иркутск, 1999.
  119. Конкурентные позиции региона и их экономическая оценка / Под ред. Г. А. Ун-туры. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1997.
  120. С. Рынки власти: административные рынки СССР и России. — М.: ОГИ, 2000.
  121. Л.К. Развитие рынка потребительских товаров региона. Чита: ЗИП СибУПК, 2000.
  122. СИ. Торговое сословие России. -М.: 1997.
  123. Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1992.
  124. А.И. Социология: Учеб.пособие. — М.: Academia, 1997.
  125. Крие А, Жаллэ Ж. Внутренняя торговля. / Пер. с фр. — М.: Прогресс — Универс, 1993.
  126. П., Обстфельд М. Международная экономика. М.: ЮНИТИ, 1997.
  127. Ф.А. Изучение рынка товаров народного потребления (проблемы, решения). — М.: Экономика, 1972.
  128. Ф.А., Олейников Н. Ф. Торгово-промышленный комплекс на этапе ускорения. — М.: Экономика, 1988.
  129. Э.Н., Самофалова Е. В. Управление структурной динамикой экономики региона. Курск: КГТУ, 2003.
  130. Э.Н., Вертаков Ю. В., Самофалова Е. В. Прогнозированиеи индикативное планирование. Курск: КГТУ, 2001.
  131. А.И. Стратегический менеджмент. — М.: МГУК, 1998.
  132. В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. — М.: РАГС, 2005.
  133. И.И., Киселышков А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики. -М.: Экономика, 1998.
  134. М.Г. Механизм поддержки и регулирования предпринимательской деятельности. // Проблемы теории и практики управления. 1994.-№ 6.
  135. М.Г. Предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2006.
  136. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2005.
  137. М., Вейте Б. А. Основы розничной торговли. — СПб.: Питер, 1999.
  138. А. И. Яркин А.П. Товарное обращение: проблемы прогнозирования. — М.: Наука, 1980.
  139. А.И., Яркин А. П. Экономика потребления: вопросы теории, управления, прогнозирования. — М.: Наука, 1984.
  140. В.И., Швецов А. И. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. -М.: УРСС, 1998.
  141. В.В. Межотраслевая экономика. М.: Экономика. 1997.
  142. А.В., Малахин С. В., Штернганц М. Меры государственного регулирования рынка в капиталистических странах.// Экспресс-информация. Серия организация торговли за рубежом. — М., 1991.
  143. ЛиндертП. Экономика мирохозяйственных связей. — М.: Прогресс, 1992.
  144. С., Дынин А., Панов П. и др. Глобализация и конкурентоспособность: стратегии успеха. — М.: Ассоциация менеджеров, 2001.
  145. Г. П., Кузьбожев Э. Н. Управление региональным развитием в период перехода к регулируемому рынку (прогнозы, анализы, варианты). — Апатиты: КНЦ АН СССР, 1991.
  146. Дж. М., Пенроуз Дж. М. Бизнес-коммуникации: стратегия и навыки. — СПб.: Питер, 2001.
  147. В.И. Стратегия развития потребительского рынка в условиях реформирования экономики: Дис. д.э.н. -М., 1998.
  148. В.И. Потребительский рынок Москвы. М., 1997.
  149. А.Б., Хартуков Е. М. Экономическая конъюнктура. Как изучать современный рынок.-М.:МГИМО, 1991.
  150. Р. Управление розничной торговлей. / Пер. с англ. — М.: Экономика, 1980.
  151. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.
  152. А.С., Марчук Е. А. Анализ финансово-экономических отношений в регионе. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1995.
  153. Маршалова А. С, Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. -М.: Экономика, 1998.
  154. Маршалова А. С, Новоселов А. С. Управление экономикой региона. — Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.
  155. A.M. Размышления экономиста о торговле. -М.: Экономика, 1990.
  156. Менеджмент и рынок: германская модель. / Под ред. У. Рора и С. Домова. М.: Бек, 1995.
  157. М., Альберт М., Франклин X. Основы менеджмента. М.: Дело, 1997.
  158. Методические рекомендации по анализу и прогнозированию товарных рынков. -М.: Новый век, 2001.
  159. Механизм территориального самоуправления и рыночное регулирование. /Под ред. Г. А. Ковалева. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1991.
  160. .З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 1999.
  161. Н.Н. Региональная экономика и управление. Хабаровск: ИЭП ДВО РАН, 2000.
  162. Е.Б. Теоретические основы и пути формирования рыночной инфраструктуры. М.: ИЭ РАН. 1994.
  163. Н.Г. Принципы экономики. СПб: Питер Ком, 1999.
  164. В.И. Пути повышения эффективности управления торговлей города. — М., 1992.
  165. В.И. Эффективность регулирования торговли. — Екатеринбург: ИПП «Уральский рабочий», 1997.
  166. В.И. Регулирование российской торговли. Екатеринбург: Изд-во ЧМЦ-УПИ, 1998.
  167. А.Д., Васина Т. В. Прогнозирование отраслевого и территориального развития. -М.: Гелиос, 2002.
  168. В.В. Маркетинг (Торговый маркетинг). -М.: Изд-во РЭА, 2002.
  169. Т.И. Адаптация торговли к условиям рынка. — Екатеринбург: Ур-ГЭУ, 1995.
  170. Т.И. Торговля потребительскими товарами: проблемы развития и совершенствования. Екатеринбург: УрГЭУ, 1996.
  171. Т.И., Егорова П. Р. Потребительский рынок и торговля: проблемы развития и регулирования. Екатеринбург: УрГЭУ, 1998.
  172. А.С. Теория региональных рынков. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  173. А.С. Региональные распределительные отношения: проблемы формирования и регулирования. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1990.
  174. А.С. Региональный потребительский рынок. Проблемы теории и практики. / Отв. Ред. В. В. Кулешов. Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.
  175. А.С. Региональные рынки. М: ИНФРА-М, 1999.
  176. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М: Начала, 1997.
  177. К.В., Шишкин М. И. Теория экономического ядра. — Ижевск: Удмуртия, 1996.
  178. П.М. АПК Сибири: тактика и стратегия экономических реформ. -Новосибирск: СибНИИ ЭСХ, 2001.
  179. П.В., Соломатин А. Н. Экономика товарного обращения. — М.: ИНФРА-М, 2001.
  180. А.В. Система государственного управления. -М.: ЮНИТИ, 2001.
  181. В.Н. Организация торговли. Минск, БГЭУ, 2002.
  182. В.П., Евстафьева Е. В. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. СПб.: Питер, 2007.
  183. С.А. Стратегическое управление. -М.: ИНФРА-М, 2000.
  184. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
  185. В.К. Стратегические принципы действия предприятий на региональном потребительском рынке. — СПб., 2001.
  186. Потребительский рынок России: Сборник нормативных документов. М., 1995.
  187. В.А. Государство и экономика. — СПб.: СПбГУ, 1998.
  188. Предпринимательство: Учебник / Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд. — М.: ИН-ФРА-М, 2007.
  189. Предпринимательские структуры в рыночной экономике. — СПб.: СПУЭФ, 1995.
  190. Проблемы функционирования и развития инфраструктуры России в переходный период / Под ред. В. Н. Лившица. — М., 1996.
  191. В.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. -М.: РИОР, 2006.
  192. В.М. Рынок инвестиционных товаров и логистика. М.: МУБУ, 1997.
  193. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. -М.: Экономика, 1999.
  194. В.В. Формирование новых российских рынков. М.: Центр политических технологий, 1998.
  195. Разработка концепции нормативно-правового регулирования внутренней торговли Российской Федерации. НИР ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова».
  196. .А. Предпринимательство и риск. — М.: Знание, 1992.
  197. .А. Рыночная экономика. — М.: Экономика 1995.
  198. .А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. -М.: ИНФРА-М, 2005.
  199. .А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой. — М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999.
  200. Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности. / Под ред. Вертешева С. М. СПб.: СПбГПУ.
  201. Региональные проблемы управления хозяйством (зарубежный опыт) / Под ред. Э. Б. Алаева, С. С. Артоболевского. М., 1990.
  202. Д. Начала политической экономии, т. 1−3. М.: Политиздат, 1955.
  203. Риски в аудиторской деятельности./ Под ред. Бычковой С. М. М.: Финансы и статистика, 2003.
  204. Риски субъектов федерации в условиях перехода к рынку./ У тура Г. А., Евсе-енко А. В. Новосибирск: НИЭОПП, 1995.
  205. Риск-менеджмент. Учебник./ В. Н. Вяткин, И. В. Вяткин, В. А. Гамза, Ю.Ю. Ека-теринославкий, Дж. Хэмптон- Под ред. И. Юргенса. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.
  206. М.А. Риск-менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 2001.
  207. Н.М. Взаимодействие фирм на товарных рынках в переходной экономике России. М.: ТЕИС, 1998.
  208. Рой О. М. Исследование социально-экономических и политических процессов. -СПб.: Питер, 2004.
  209. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006.
  210. В.Г. Ре1улирование потребительского рынка региона в условиях переходной экономики: роль государства, предпринимателей, потребителей. — М.: Прометей, 2000.
  211. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб./ Росстат. М., 2006.
  212. Е.Я., Клюев Ф. Н. Толковый словарь экономических терминов и понятий. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  213. Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. — М.: Мар-кетДС, 2004.
  214. Рудько-Селиванов В.В., Савалей В. В. Финансовые ресурсы региона. Владивосток: Дальнаука, 1997.
  215. Ф.М. Основы государственного управления смешанной рыночной экономикой. М., 1996.
  216. Рынок товаров и услуг: концепция формирования и ре1улирования / Под ред. И. Н. Лузина. -М., 1994.
  217. Рынок товаров: формирование, управление / Под ред. А. В. Орлова, Ф. А. Крутикова. -М.: Экономика, 1987.-
  218. Рыночная инфраструктура: проблемы становления и развития. —Томск: ТГУ, 1993.
  219. Рыночная инфраструктура: состав, функции, взаимодействия с предприятиями.-СПб. 1992.
  220. Р.В. Ресурсная безопасность современной России. Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии. — М.: Знамя, 1998.
  221. А.Ф., Смирнова Е. Е. Институты рынка. -М.: БЕК, 1998.
  222. JI.A. Сфера обращения предметов личного потребления. — М.: Экономика, 1986.
  223. П. Экономика. М.: Алгон, 1992.
  224. Сей Ж.-Б., Бастиа Ф. Трактат о политической экономии. Экономические софизмы. Экономические гармонии. -М.: Дело, 2000.
  225. А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. — М.: Юристь, 1999.
  226. Л., Трещевский Ю. Постановка целей государственного регулирования. // Проблемы теории и практики управления. 1998, № 3.
  227. . Основные течения современной экономической мысли. Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1968.
  228. В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. — М.: Финстатинформ, 2002.
  229. Н.Е. Методы анализа рынка. — М.: Экспертное бюро, 2000.
  230. Синергетика. Труды семинара. Т.2. Естественные, социальные и гуманитарные аспекты. -М.: Изд-во МГУ, 1999.
  231. С.И. История предпринимательства в России. -М.: КНОРУС, 2008.
  232. А. Исследование о природе и богатствах народа, т. 1,2 — М.: Соцэкгиз, 1935.
  233. Современное управление / Под ред. Д. Н. Карпухина, Б. З. Мильнера. М.: Из-датцентр, 1997.
  234. Современный цивилизованный рынок. М.: Издательский дом 2Д-студия, 1995.
  235. СорокинаМ.В. Менеджмент торгового предприятия. — СПб.: Питер, 2003.
  236. Социально-экономическое значение торговли и закономерности повышения ее эффективности. / Под ред. Г. К. Губерной. Киев: Виша школа, 1986.
  237. Стаханов В. Н, Стаханов Д. В. Маркетинг сферы услуг. — Ростов и/Д: Феникс, 2000.
  238. Дж.Ю. Экономика государственного сектора./ Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1997.
  239. Стратегическое планирование. / Под ред. Э. А. Уткина. -М.: ЭКМОС, 1998.
  240. С.А. Моделирование и анализ межуровневых отношений в Российской Федерации. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1999.
  241. США: Рынок потребительских товаров и услуг. М.: Наука, 1983.
  242. А.Х., Кетова Н. П. Региональный маркетинг. — М.: Экономика, 2000.
  243. Теория и практика государственного регулирования на переломных этапах экономического развития. М.: Изд-во Института МЭ и MP АН, 1993.
  244. Территориальное управление в условиях рынка. — М: Изд-во МГУ, 1993.
  245. . Рынки и рыночная власть. — СПб.: Питер, 2000.
  246. В.В. Культура предпринимательства. — СПб.: Питер, 2000.
  247. Торговля в России. 2005: Стат. сб./ Росстат. М., 2006.
  248. Торговое дело: экономика и организация: Учебн. для вузов. / Под ред. J1.A. Бра-гина, Т. П. Данько. М: ИНФРА-М, 1999.
  249. Трансформация экономических институтов в постсоветской России / Под ред. Р. М. Нуреева. М: МОНФ, 2000.
  250. Л.Н. Риски в экономике. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  251. Г. А., Евсеенко А. В., Зверев B.C. Формы и методы реализации компромиссов взаимодействия экономических субъектов в регионе. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2001.
  252. У правление социально-экономическими процессами региона / Под ред. А. С. Новоселова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000.
  253. И.П. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России. — М.: Республика, 2004.
  254. B.C. Менеджмент и региональная политика за рубежом. Минск: Наука и техника, 1994.
  255. Финансы. Учебник. / Под ред. В.В. Ковалева-М.: Проспект, 2007.
  256. Г. Р. Поведение потребителя: Практическое руководство. М., 2000.
  257. А.Н. Риск-менеджмент. М.: Дашков и К, 2006.
  258. Формы и механизмы межрегиональной интеграции / Под ред. В. Е. Селиверстова. — Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.
  259. Д.Н. Современная макроэкономика: анализ и применение. М., 1992.
  260. К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. СПб.: Питер, 2002.
  261. В. Самоорганизация и менеджмент. // Проблемы теории и практики управления. 1996.-№−3.-С.121.
  262. Л.Г. Основы государственной экономической политики. — М.: Бек, 1997.
  263. Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. — М.: Экономист, 2006.
  264. А.Г. История экономических учений (современный этап). М.: ИНФРА-М, 2006.
  265. И.С. Внутренняя торговля в современной Японии. — М.: Наука, 1985.
  266. Цзе К. К. Методы эффективной торговли. / Пер. с англ. -М.: Экономика, 1998. 278. Человеческий фактор: в 6 т./ Под ред. Г. Салвенди- Пер. с англ. по общ. ред.
  267. В.П. Зинченко, В.М., Мунилова. -М.: Мир, 1991, 2 т. 279. Черемисова Н. Ф. Формирование потребительского рынка России. — Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  268. Г. В., Кудрявцев А. А. Управление рисками: Учеб. пособие. М.: ТК
  269. Велби, Изд-во Проспект, 2005. 281. Чиркин В. Е. Государственное управление. -М.: Юрист, 2001. 282. Чистосердов А. В., Покровский Н. Б., Покровская Н. Н., Сивков Т. Л., Карелина
  270. Л.М. Маркетинг для промышленных предприятий России. — СПб., 2000. 283. Чувлин Е. Д. Государственное регулирование цен в капиталистических странах. -М.: Финансы и статистика, 1991.
  271. Н.В. Исследование развития региональной системы торговли. — Новосибирск: СКА ПК, 1995.
  272. А.Е. Экономическая теория институтов. -М.: ТЕИС, 1997.
  273. В.А. Государственное регулирование национальной экономики. — СПб.: Русь, 2002.
  274. Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: ИНФРА-М, 1997.
  275. Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. 1996.
  276. Р.И. Регион: экономические методы управления. — Новосибирск: Наука, 1991.
  277. Р.И., Новоселов А. С. Экономические проблемы формирования и регулирования региональных рынков. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1990.
  278. В.А. Проблемы функционирования предприятий инфраструктуры рынка и товародвижения. М., 2001.
  279. В.М. Всемирная торговая организация: право и система. М.: ТК Велби, Проспект, 2006.
  280. И.А. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982.
  281. Экономика внешних связей России / Под ред. А. С. Булатова. М.: БЕК, 1995.
  282. Экономика и организация деятельности торгового предприятия./ Под ред. Соломатина А. Н. М.: ИНФРА-М, 2002.
  283. Экономика сферы платных услуг / Под ред. Е. Н. Жильцова. — Казань: КГУ, 1996.
  284. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов./ Гребнев А. И., Баженов Ю. К., Габриэлян О. А. и др. -М.: Экономика, 1996.
  285. Экономическая диагностика и прогнозирование регионального развития. / Под ред. Р. И. Шнипера, А. С. Новоселова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1991.
  286. Экономический анализ в торговле. / Под ред. Баканова М. И. — М.: Финансы и статистика, 2007.
  287. ЗОО.Энджел Д. Ф., Блэкуэлл Р. Д., Пол У. М. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 1999.
  288. JI. Благосостояние для всех. — М.: Начала-Пресс, Б.г., 1991.
  289. Эффективностъ общественного производства: критерии, методы расчета, показатели. / Под ред. Б. П. Плышевского. — М.: Экономика, 1996.
  290. Я.С. История экономических учений. М.: ИФРА-М, 2006.
  291. Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики.-М.: Наука, 1998.
  292. A. Guide to the Word Trade Organization. Software Database, 1996.
  293. Asch P., Seneca R. Government and the Marketplace. Chicago, 1989.
  294. Aucrbach P. Competition: the Economics of Industrial Change. Oxford, 1988.
  295. Barnes W., Ledebur L. The New Regional Economies. Thousand Oaks, 1998.
  296. Bendavid-Val A. (cd) Regional and Local Economic Analysis for Practitioners. -N.Y., 1991.
  297. R.J. (ed) Decentralization, Local Governments and Markets. L., 1990.
  298. Berry B.J., Parr J.D. Market Centers and Retail Location: Theory and Applications. -New Jersey, 1992.
  299. Best M. The New Competition: Institutions of Industrial Restructuring. Oxford, 1990.
  300. Blair J. Local Economic Development. L., 1990.
  301. Boyd H. W.-Jr., Walker O. G.-Jr., Larreche J.-C. Marketing. Management. A Strategic Approch with a Global Orientation. — Chicago etc. Irwin, 1995.
  302. K. (ed) Small Enterprise Development: Policy and Practice in Action. L., 1992.
  303. Coppett J.I., Vorhces R.D. Telemarketing: Supplement to Field Sales, Industrial Marketing management, august 1985.
  304. Davies R. Retail and Commercial Planning. L., 1984.
  305. J. (ed) Retail Geography. L., 1980.
  306. G. (ed) The Economics of Institutes and Markets. Stockholm, 1986.
  307. Ensminster J. Making a Market: the Institutional Transformation in African Society. — N.Y., 1992.
  308. J. (ed) Retail Distribution Management. L., 1990.
  309. J. (ed) Economic Analysis of Regulated Markets. L., 1983.
  310. Giaoutzi M, Nijkamp P., Storey D. Small and Medium Sized Enterprises and Regional Development. — L., 1988.
  311. Hallsworth A. The New Geography of Consumer Spending. L., 1992.
  312. Helpman E. and P. Krugman (1985) Market Structure and Foreign Trade (Cambridge. MA: MIT Press.)
  313. Kohn M. Financial Institutions and Markets. N.Y., 1994.
  314. Kotler Ph., Armstrong G. Principles of Marketing. Englewood., 1991.
  315. P. (1979) Increasing Returns, Monopolistic Competition, and International Trade. // J. of International Economics. 9. 469−79.
  316. P. (ed) Handbook of Regional Economics. Amsterdam, 1988.
  317. Peasnell К. V. British Financial Markets and Institutions. L., 1985.
  318. L. (ed) Commodity. Futures and Financial Markets. Dordrecht, 1991.
  319. Pohoryles S. Introduction to Rural Planning and Development. Jerusalem, 1985.
  320. Radzicki M J. Institutional Dynamics. Deterministic Chaos, and Self-Organizing Systems.// J. of Economic Issues. XXIV.(l), 1990.
  321. K. (ed) Understanding Information Barriers, Technology and Geography. -L, 1992.
  322. Shepherd W. Public Policies Toward Business. Boston. 1991.
  323. D. (ed) Regional Diagnostics and Regional Management Reho-vot, 1991.
  324. Spuller D. Regulation and Markets. Cambridge, 1989.
  325. Stanton W.J., Futrell C. Fundamentals of Marketing. 8th ed. Copyright, 1987.
  326. Steiner G, Steiner J. Business, Government and Society. — N.Y., 1991.
  327. Temple M. Regional Economics. L., 1994.
  328. Thurow L. Dangerous Currents: The State of Economics. Oxford 1993.
  329. Tobin G. The New Economics. N.Y., 1992.
  330. Weintraub D., Margulis J. Basic Social Diagnosis for IRRD Planning -Cower, 1986.
Заполнить форму текущей работой