Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Алгоритмы оптимизации переходных режимов в цифровых системах управления подвижными объектами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отмеченные обстоятельства определяют актуальность проведения исследований, направленных на внедрение современных математических методов анализа и синтеза законов управления подвижными объектами в практику исследований* и разработок цифровых системреализующих эти законы в режиме реального времени. Исследования) по данному направлению проводятся во всем мире, однако проблема8не закрыта в связи… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Актуальность проблемы, цели и основные результаты исследований
  • 2. Общая постановка и обсуждение рассматриваемых задач
  • 3. Краткий обзор публикаций по теме работы
  • ГЛАВА 1. СИНТЕЗ ЦИФРОВЫХ ЗАКОНОВ УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПЕРЕХОДНЫХ РЕЖИМОВ
    • 1. 1. Модальная параметрическая оптимизация цифровых систем
    • 1. 2. Повышение быстродействия цифровых систем с линейной обратной связью
    • 1. 3. Метод обеспечения астатизма цифровых систем по регулируемым переменным
  • ГЛАВА 2. ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕРЕХОДНЫХ РЕЖИМОВ ДВИЖЕНИЯ ОДОВ
    • 2. 1. Многоцелевая структура законов цифрового управления движением морских судов
    • 2. 2. Особенности многоцелевой структуры и вопросы синтеза ее элементов
    • 2. 3. Применение прогноза при автоматизированном управлении курсом судов
  • ГЛАВА 3. ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКОГО СИНТЕЗА ЦИФРОВЫХ ЗАКОНОВ УПРАВЛЕНИЯ
    • 3. 1. Синтез астатических цифровых успокоителей бортовой качки морского судна
    • 3. 2. Цифровое управление морским судном с применением многоцелевой структуры
    • 3. 3. Синтез законов цифрового управления двухзвенным роботом-манипулятором

Алгоритмы оптимизации переходных режимов в цифровых системах управления подвижными объектами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Актуальность проблемы, цели и основные результаты исследований

Широкий комплекс вопросов, относящихся к сфере математического и компьютерного моделирования, исследования, проектирования и реализации, систем автоматического управления, подвижными объектами, в данное время немыслимо решать без повсеместного привлечения современных компьютерных технологий. Это определяется двумя, основными* обстоятельствами, определяющими, особую роль и место, занимаемое цифровыми системами. в указанной сфере.

Первый, момент связан с постоянно растущими требованиями к эффективности и. динамическому качеству функционирования систем, управленияв особенности — к^их надежности и безопасности в тех случаях, когда на подвижных объектах находятся экипажи. Эти требования формализуются в. виде сложных комплексов условий, ограничений-и требований, для выполнения которых. и создаются системы управления. Обеспечение таких комплексов невозможно без мощной" компьютерной"поддержки/ на, всех стадиях исследований, разработки-и реализации* этих систем.

Второй момент определяется современным состоянием и неуклонным-ростом возможностей* элементной базы компьютеров, и инструментальных средств их программной поддержки, что способствует повышению эффективности и качества научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по системам управления движением.

Особую роль играет современная компьютерная" техника и компьютерные технологии на стадии практической реализации законов (алгорит-мов)^управления в режиме реального времени. Общеизвестно, что цифровые устройства и современное программное обеспечение обладают универсальностью, гибкостью, простотой в настройке и обслуживании, компактностью и многими другими достоинствами по сравнению с аналоговой техникой [44], [65], [66], [48].

Однако, что касается вопросов реализации! аналитически полученных законов управления, следует отметить, что, несмотря на существенный прогресс в области* электроники, возможности цифровой техники далеко не безграничны. Для подвижных объектов это обстоятельство является. особо значимым в связи с существенной ограниченностью как бортовых ресурсов по весу и габаритам, выделяемых на размещение соответствующей аппаратуры, так и энергетики бортовых источников питания [44]- [72], [75]. Не последнюю роль играют и экономические соображения, определяющие стремление к использованию наиболее простой и дешевой' ' элементной базы в бортовых вычислительных комплексах.

Отмеченные обстоятельства определяют особую значимость усилий, затрачиваемых, на создание и модификацию-такого алгоритмического и программного обеспечения систем управления подвижными' объектами, которое поддерживало бы разумный компромисс между уровнем динамического качества управляемых движений и реальными возможностями бортовых устройств по, памяти и быстродействию.

Применение современных компьютерных технологий при-исследовании и. создании систем управления, в первую очередь, определяется необходимостью обеспечения требуемой функциональности, что достигается на базе формализованных (математических) подходов на этапе исследовательского проектирования. Главная цель. всего комплекса выполняемых здесь работ состоит в формировании’математических моделей управляющих устройств или законов управления, обеспечивающих желаемую, динамику замкнутых систем в различных режимах движения.

В рамках формализованных подходов1 математические модели проектируемых систем, чаще всего, формируются как результаты решения различных оптимизационных задач. Такой подход существенно отличается от классического автоматического управления, где формализованные математические методы выполняли лишь вспомогательную роль. При этом само законы управления в классике находились обычно неформальным и путями, зачастую — на основе экспериментов.

Заметим, что использование оптимизационного подхода позволяет широко применять вычислительную технику на всех этапах проектирования, существенно, повысить. его качество и освободить проектировщика. от рассмотрения-рутинных вопросовконцентрируясь на проблемах, формализация которых либо совсем невозможна, либо нежелательна по каким-либо причинам:

В настоящее время в рамках оптимизационных подходов используются* различные критерии качества, среди которых особую, роль играют такие-традиционные функционалы, как быстродействиеперерегулирование, интегральные квадратичные характеристики точности и-интенсивности управления и другие, оправдавшие себя на практике показатели.

Исключительно широкое распространение в теоретических исследованиях и практических приложениях получила теория1 аналитического, синтеза законов управления (регуляторов) для динамических управляемых объектов. Основы соответствующих подходов^ были разработаны в трудах

A.M. Лётова [36, 37], В. И1 Зубова, [23 — 27], A.A. Красовского [33, 34],

B.В. Солодовникова [55- 56], B.C. Пугачёва [51], Р. Калмана [28], и многих других исследователей. Эта теория"определила базу для решения задач оптимизации, обеспечивающих достижение экстремума тех или иных критериев. качество процессов управления.

Естественное стремление к наилучшей динамике управляемых процессов^ настоящее время, как правило, реализуется путем адаптивной перенастройки обратных связей. Такая перенастройка может непосредственно выполняться в ходе функционирования системы (однократно, периодически или непрерывно) по ее текущему состоянию [2], [60], [64], [68].

Независимо от того, как решаются оптимизационные задачи, для их использования требуется всемерная экономия времени счета и необходимого объема памяти. Заметим, что это не имеет решающего значения для проектирования неадаптивных систем в стационарных условиях, но цифровая реализация в реальном времени существенно повышает значимость, экономии. В ряде ситуаций даже единицы процентов позволяют уложиться в такт счета для дискретной системы управления движением, что может качественно изменить ситуацию.

В-частности, вопросы решения прикладных задач в области процессов управления движением судов нашли^ отражение в фундаментальных работах В: И. Зубова, Е. Н. Розенвассера, Ю. А. Лукомского, В.М. Корчано-ва, С. П. Дмитриева, Ю. П. Петрова, А. Е. Пелевина и других известных специалистов ([27], [10]- [15], [21], [37, 3.8], [57]), где существенное внимание уделяется проблемам оптимизации. В публикациях [10]^ [15] предложено использование единойструктуры законов управлениядля различных режимов1 движения, что позволяет обеспечить многоцелевую ориентацию^ системы, учитывающую весь комплекс требований для обеспечения желаемой динамики в конкретных вариантах. Тем не менее, до сих пор остаются не исследованными многие вопросы, связанные с ее цифровой реализации при учете специфики синтеза дискретных систем.

Отмеченные обстоятельства определяют актуальность проведения исследований, направленных на внедрение современных математических методов анализа и синтеза законов управления подвижными объектами в практику исследований* и разработок цифровых системреализующих эти законы в режиме реального времени. Исследования) по данному направлению проводятся во всем мире, однако проблема8не закрыта в связи с наличием целого ряда трудностей математического и технологического характера. В связи с этим представляется уместным развивать математические методы, алгоритмы и реализующие их программные средства, а также приспосабливать их для решения задач управления конкретными классами подвижных объектов с помощью цифровых систем. Конечным результатом должно служить существенное повышение качества процессов управления, при условии снижения вычислительных затрат на цифровую поддержку как методов расчета оптимальных решений, так и самих решений в темпе реального времени.

Целью диссертационной' работы^ является проведение исследований и разработок, нацеленных на развитие математических методов и алг горитмов’для!решения!задач анализа и проектирования. цифровых систем автоматического управления движением, функционирующих в переходных динамических режимах, с учетом требований применения в реальном времени. Центральное внимание уделяется методам оптимизации динамических процессов, протекающих в замкнутых системах.

Исследования, представленные в диссертационной1 работе, проводились по следующим конкретным направлениям:

•> развитие методов модальной параметрической оптимизации динамических систем управления в дискретном времени- — - - - - - •

• разработка методов повышения, быстродействия для систем управления движением путем выбора варьируемых параметров линейных цифровых обратных связей;

• исследование вопросов астатизма по контролируемым координатам для цифровых систем и развитием методов его обеспеченияисследование особенностей, законов цифрового управления морских судов-с многоцелевой структурой и развитие методов синтеза ее настраиваемых элементов для переходных режимов движения;

• разработка алгоритмов применения-прогноза для автоматизированного управления маневрированием судов по курсу;

• рассмотрение решения практических задач управления подвижными объектами для? иллюстрации работоспособности и эффективности раз8 работанных методов.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 77 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание диссертационной работы составляет рассмотрение комплекса вопросов, связанных с оптимизации переходных процессов при цифровом управлении движением подвижных объектов.

Целью диссертации является проведение исследований и разработок, нацеленных на развитие математических методов и алгоритмов для решения задач анализа и проектирования цифровых систем автоматического" управления движением, функционирующих в переходных динамических режимах, с учетом требований* применения в, реальномвремени. Центральное внимание уделяется методам оптимизации динамических процессов, протекающих в замкнутых системах.

Центральное внимание в работе уделено следующим’направлениям исследований и разработок:

• развитие методов — модальной параметрической оптимизации динамических систем управления в дискретном времени;

• разработка методов повышения быстродействия для-систем управления движением1 путем выбора варьируемых параметров-линейных цифровых обратных связей;

• • исследование вопросов астатизма по контролируемым координатам для цифровых систем и развитием методов его обеспечения;

• исследование особенностей законов цифрового управления' морских судов с многоцелевой структурой1 и развитие методов синтеза еенастраиваемых элементов для переходных режимов движения;

• разработка алгоритмов применения прогноза для автоматизированного у правления" маневрированием судов по курсу;

• рассмотрение решения практических задач управления подвижными объектами для иллюстрации работоспособности и эффективности разработанных методов.

Основными результатами, которые получены в итоге проведенных исследований и выносятся на защиту, являются следующие.

1. Исследована задача модальной параметрической оптимизации переходных процессов для цифровых систем с локализацией собственных значений линейного приближения и предложен вычислительный алгоритм для поиска ее решения.

2. Изучены вопросы астатизма замкнутых цифровых систем по контролируемым координатам, разработан метод обеспечения астатизма с использованием производных от вектора состояния.

3. Разработаны методы и реализующие их алгоритмы синтеза линейных законов цифрового управления, позволяющие повысить быстродействие замкнутой системы с учетом требований режима реального времени.

4. Исследованы вопросы применения многоцелевой структуры цифровых законов управления движением морских судов и предложены новые методы поиска варьируемых элементов в этой структуре.

5. Предложен новый алгоритм применения прогноза при выполнении разворота судна' по курсу в режиме ручного или автоматического цифрового управления с минимизацией длительности маневра.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Г. Синтез оптимальных систем. Киев, «Наукова думка», 1972. 320 с.
  2. В. А., Попов Е. П. Теория систем автоматического регулирования. М.: Наука, 1975.
  3. В.А. О выборе оптимальных параметров регулируемых систем. М.: Оборонгиз, 1953.
  4. Бородай И'. К., Нецветаев Ю. А. Качка судов на морском волнении. Л.: Судостроение- 1969.
  5. Брайсон* А., Хо Ю-Ши. Прикладная теория^ оптимального^управления. М.: Мир, 1972. — 544 с.
  6. Е. И. Обеспечение заданной степени устойчивости регуляторами' с неполной информацией // Известия АН СССР. Техн. кибернетика. 1986. № 4. С. 123−130.
  7. Е. И., Корчанов В. М. Многоцелевая стабилизация динамических систем одного класса // АН СССР. Автоматика и телемеханика. 1988. № 9. С. 126−137.
  8. Е. И., Корчанов В. М., Коровкин М:В., Погожев С. В. Компьютерное моделирование- систем управления движением морских подвижных объектов — СПб.: НИИ Химии СПбГУ, 2002 370 с.
  9. Е.И., Корчанов В. М. Принципы адаптивного управлениядвижением* ПЛ в условиях развитого морского волнения* // Сб. докладов 5-й Международной конференции по морским интеллектуальным технологиям «МОРИНТЕХ-2003». СПб., 2003. — С. 164−174.
  10. Е. И. Спектральный подход к оптимизации систем управления по нормам пространств Нг и Нш // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 10. 2004. — Вып. 1. — С. 48−59.
  11. Е.И., Коровкин М. В. Применение пакета ЫСБ для решения задач модальной параметрической оптимизации // Тр. II Всероссийской научной конференции «Проектирование научных и инженерных приложений в среде МАТЬАВ». М.: ИПУ РАН, 2004. — С. 884−896.
  12. Е.И., Сотникова М.В'. Применение метода Н00-оптимизации для синтеза фильтров морского волнения // Гироскопия и навигация. 2009: — № 2. — С. 24 -36.
  13. ВеремейгЕ.И: Синтез* законов* многоцелевого управления- движением морских объектов // Тироскопияш навигация: 2009.' - № 4. С. 3−14.
  14. Я. И., Бородай И. К., Нсцветаев Ю. А. Мореходг ность судов. Л.: Судостроение, 1982 — 288 с.
  15. А. А. Устойчивость, управляемость, наблюдаемость. М.: Наука, 1985.
  16. Ч., Видьясагар М. Системы с обратной связью: Вход-выходные соотношения. М: Наука, 1972.19: Джеймс: Х'.,. Никольс Н, Филлипс Р: Те ория- следящих система .М-: Физматгиз, 1951.
  17. Г. А. и др. Анализ и оптимальный синтез- на ЭВМ систем управления: М.: Наука, 1984. .
  18. С.П., ПелевинА.Е.Задачинавигациииуправленияпри стабилизации судна на траектории. СПб.: ГНЦ РФ ЦНИИ «Электропри-бор"^ 2002. 160 с.
  19. А. П., Харитонов В. Л. Методы линейной алгебры в задачах управления. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. 320 с.
  20. В. И. Теория оптимального управления судном и другими подвижными объектами. Л.: Судостроение, 1966- 352 с.
  21. Р., Бьюси Р. Новые результаты в линейной фильтрации и теории предсказаний // Тр. амер. о-ва инженеров-механиков. Сер. Д. -1961. — Т. 83, № 1. — С. 123−141.
  22. X., Сиван Р. Линейные оптимальные системы управления. М.: Мир, 1977. 650 с.
  23. Л.И., Ворновицкий А. Э. Управление качеством систем: синтез систем управления с заданным качеством методами модального управления. М.: Машиностроение. 1979:
  24. Коровкин М. В-: Среднеквадратичный- оптимальный, синтез с учетом ограничений Hai длительность переходного процесса // Тезисы докладов науч. конф. «Современные проблемы «математики, механики, информатики».- Тула, 2000.- С. 150—151.
  25. Коровкин M. Bi К вопросу об обеспечении астатизма в системах стабилизации-судов // Труды. XXXII науч. конф. «Процессы управления и устойчивость'.'. СПб., 2001- С. 71−75.
  26. А. А. Системы автоматического управления полётом и их аналитическое конструирование. М.: Наука. 1973.
  27. Красовский» A.A., ред. Справочник по теории автоматического управления. М.: Наука, 1987.
  28. Кузовков Н: Т. Модальное управление и наблюдающие устройства. М.: Машиностроение. 1976.36. Лётов А. М: Динамика полёта и управление. М'.: Наука, 1969.
  29. А. М. Математическая теория процессов управления: Ml: Наука, 1981.
  30. Ю. А., Чугунов В. С. Системы управления морскими подвижными объектами. Л.: Судостроение, 1988.
  31. Ю. А., Корчанов В. М. Управление морскими, подвижными объектами СПб.: Элмор, 1996 — 320 с.
  32. Ю. А., Пешехонов В .Г., Скороходов Д. А. Навигация и-управление движением судов. СПб.: «Элмор», 2002. 360с.
  33. Мирошник И. Bt Теория автоматического управления. Нелинейные и оптимальные системы. — СПб: Питер- 2005. — 271 с.
  34. В.В., Степанов В. В. Качественная теория дифференциальных уравнений. М.-Л<: Огиз, Гос. изд-во тех.-теор. лит. 1947. 448 с.
  35. Д., Гулд Л., Кайзер Д. Теория линейных следящих систем. -М.: Физматгиз, 1961.
  36. Г., Пиани Д. Цифровые системы автоматизации и управления. СПб.: Невский Диалект, 2001. — 557 с.
  37. А. А. Курс теории автоматического управления. М.: Наука, 1986.
  38. Ю. П. Вариационные методы теории оптимального управления. Л.: Энергия, 1977.
  39. А. В. Аналитические и численные методы исследования динамических процессов: СПб: Изд-во СПбГУ, 1995. 148 с.
  40. В. С. Статистические методы, в технической кибернетике. М: Наука, 1971.
  41. Ю. В., Качка корабля Л.: Судостроение- 1983- 328: с:53: Рязанов Ю: А. Проектирование систем автоматического регулирования. М.: Машиностроение- 1968.
  42. Скороходов: Д. А. Системы управления кораблей с динамическими принципами поддержания. СПб.: ГНЦ- РФ-ЦНИИЧ<�Электроприбор>>, 2000--282 с.55: Солодовников В. В: Статистическая динамика линейных систем управления. М.: Физматгиз, 1960.
  43. В. В., Бирюков В. Ф.,. Тумаркин.В. И: Принцип сложности в теории управления. М.: Наука- 1977.
  44. Справочник по теории корабля: В 3 т. / Под ред. Войткунского Я. И. Л.: Судостроение. 1985.
  45. Управление морскими подвижными объектами» / Лернер Д: М., Лукомский Ю- А. и др.- Л.: Судостроение, 1979.59: Успокоители качки морских судов: Шмырев А. Н., Мореншильт В. А., Ильина С. Г., Гольдин А. И: Л., Судостроение, 1972, 480с.
  46. В. Н. Методы, управления-линейными дискретными объектами. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.
  47. . В.И. Математическое моделирование динамических систем. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводск, гос. ун-та,. 1996. — 432 с.
  48. В.И., Дидук Г. А., Потапенко А. А. Математические методы и алгоритмы исследования автоматических систем. Л.: Энергия (Ленинградское отделение). 1970. 374 с.
  49. Р. Т. Теория линейных оптимальных многосвязных систем управления. М.: Наука, 1973.
  50. Bogsra О.Н., Kwakernaak Н., Meinsma G. Design methods for control systems. Notes for a course of the Dutch Institute of Systems and Control. 2006.-325 p.
  51. Braunl Th. Embedded Robotics: Mobile Robot Design and, Applications with Embedded Systems. 2nd ed-Berlin: Springer-Verlag, 2006−458-p.
  52. Caspi-P., Maler O. From Control’Loops to Real-Time Programs. — In Handbook of Networked and Embedded Control Systems (Hristu D. and Levine W.S. editors), Boston: Birkhauser, 2005. P. 395−418.
  53. Chilali M., Gahinet P. H^ Design with Pole Placement Constraints: an LMI Approach // Proc. Conf. Dec. Contr. 1994, — pp.553−558.
  54. Doyle J., Francis В., Tannenbaum A. Feedback control theory. New York: Macmillan Publ. Co., 1992. — XI, 227 p.
  55. Findeisen R., Biegler L.B., Allgower F., editors. Assessment andi Fixture Directions of Nonlinear Model-Predictive Control. — Lecture Notes in Control and Information Sciences. Berlin: Springer-Verlag, 2007. — 642 p.
  56. Fossen T.I. Guidance and' Control of Ocean Vehicles. John Wiley Sc Sons. New York, 1999, 480 p.
  57. Francis B.A. A course in Hoonu control theory Berlin: SpringerVerlag, 1987 — (Lecture Notes in Control and Information Sciences- Vol. 88).
  58. Landau I.D., Zito G. Digital Control* Systems: Design, Identification and Implementation. London: Springer-Verlag, 2006. — 484 p.
  59. Prime H. Modern concepts in control theory. McGraw-Hill. — 1969.
  60. Rossiter J.A. Model-Based Predictive Control: A Practical Approach-Boca Raton: CRC Press, 2003'. 318 p.
  61. Sami Fadali M., VisiolLA. Digital Control Engineering: Analysis and Design. Burlington: Academic Press, 2009. — 552 p.
  62. Simulink Response Optimization 3: User’s guide/ Natick (Mass.): The MathWorks, Inc., 2004. 138 p.
  63. E. Vitrant, C. Canudas-De-Vit, D. Georges, M. Alamir. Remote stabilization via time-varying communication network delays// IEEE Conference in. jrj Control Applications, Taiwan, Sept 2−4, 2004.
Заполнить форму текущей работой