Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проектирование и использование компьютерной поддержки при формировании учебной деятельности младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определено, что предложенная технология позволяет проектировать компьютерную поддержку с учетом вышеназванных принципов. Определены функции компьютерной поддержки при формировании учебной деятельности младших школьников, которые заключаются в следующем: автоматизация работы учителя и ученикаанализ учебной деятельности методами, которые практически невозможно выполнять вручнуюиндивидуализированное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Анализ процесса компьютеризации в школе
    • 1. 2. Компьютерная поддержка как средство формирования учебной деятельности в начальной школе
    • 1. 3. Реализация компьютерной поддержки при формировании учебной деятельности
  • ВЫВОДЫ
  • Глава II. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Основные принципы проектирования и использования компьютерной поддержки
    • 2. 2. Содержание и структура компьютерной поддержки
    • 2. 3. Организационно-педагогические условия реализации компьютерной поддержки. б б
  • ВЫВОДЫ
  • Глава III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 3. 1. Методика проведения экспериментальной работы
    • 3. 2. Оценка педагогической полезности использования компьютерной поддержки
    • 3. 3. Интерпретация результатов опытно-зкспериментального исследования использования компьютерной поддержки при формировании учебной деятельности младших школьников
  • ВЫВОДЫ

Проектирование и использование компьютерной поддержки при формировании учебной деятельности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одними из важнейших задач, согласно Закону об образовании (ст.14) являются обеспечение адекватного мировому' уровня общей и профессиональной культуры общества, интеграция личности в современное общество. Конечно, эти задачи не могут быть реш-е-ны в полной мере без учета возможностей современных компьютерных технологий, которые стали неотъемлемой частью культуры, системы образования, деловой жизни.

Проблема использования компьютеров в школе широко освещена в работах известных отечественных и зарубежных ученых, таких как, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Т. В. Габай, Б. С. Гершунский, П. Я. Гальперин, М. В. Лапчик, Е. И. Машбиц, В. М. Монахов, И. В. Роберт, В. В. Рубцов, Э. Г. Скибицкий, Н. Ф. Талызина, Г. Айзенк, К. Сноу и др.

Однако анализ литературы по данной проблемепоеволя-ет утверждать, что большинство авторов, в основном, решает вопросы использования компьютерной техники в общем, без учета особенностей обучения в начальной школе и задач, решаемых на этом этапе образования.

Поиск оптимальных путей обучения с использованием компьютерной техники является одним из наиболее важных вопросов педагогики и психологии на современном этапе развития начальной школы.

Одной из задач начальной школы является формирование учебной деятельности как ведущейв младшем школьном возрасте. Эта проблема разрабатывалась в педагогике различными учеными (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов,.

A.К.Дусавицкий, Е. В. Заика, А. З. Зак, Л. В. Занков,.

B.В.Репкин, Г. В. Репкина, Д. Б. Эль конин и др.). Но формирование учебной деятельности требует пристального внимания учителя к самому процессу обучения. А это требует своевременной и качественной диагностики развития каждого ученика, подбора и адаптации учебного материалав зависимости от его индивидуальных особенностей, эффективного управления процессом формирования учебной деятельности. В образовательной практике, учитывая возрастающий объем научной и учебной информации, бывает трудно обеспечить такой высокий уровень обучения. В настоящее время в начальной школе используются различные системы обучения. Но опыт показывает, что при этом встречаются некоторые трудности .

Так, например, в системе развивающего обучения центр тяжести перенесен на усвоение теоретических понятий. Время, отводимое на выполнение тренировочных упражнений, значительно сокращается. Следовательно, практические навыки формируются недостаточно интенсив-но. Применяя традиционные методы, формы и средства обучения, трудно обеспечить школьнику самостоятельность с учетом его индивидуальных особенностей, а также комфортность обучения.

Одним из путей решения этой проблемы является использование компьютерной поддержки (КП), позволяющей формировать учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей учащегося. Под компьютерной поддержкой понимаются различного вида компьютерные программы и/или пакеты программ, направленные на формирование заданных качеств личности, а также методическое сопровождение для пользователей .

В настоящее время имеется опыт использования компьютерных программ в начальной школе, но они обладают некоторыми недостатками. Среди них можно отметить следующие: ориентация на одно и тоже содержание с определенными вариациями, низкий уровень адаптации к индивидуальным особенностям ученика, перенос традиционной методики обучения при организации учебной деятельности, недостаточный уровень готовности учителей. Возникают также большие проблемы при встраивании КП в систему уроков, при управлении учебной деятельностью, определении условий эффективного использования.

Таким образом, можно выделить следующие противоречия: между ориентацией начальной школы на формирование учебной деятельности и возможностью управлять развитием каждого ученикамежду потребностью учителей начальной школы в использовании компьютерной техники и недостаточной разработкой компьютерной поддержки с учетом техниче-ских возможностей современной компьютерной техники.

Необходимость разрешения этих взаимосвязанных противоречий определила проблему исследования, которая заключается в разработке технологии проектирования и использования компьютерной поддержки при формировании учебной деятельности младших школьников.

Объектом исследования является о бразов-ат ель ньм процесс в начальной школе, а предметом — процесс проектирования и использования компьютерной поддержки в процессе формирования учебной деятельности младших школьников.

Цель диссертационного исследования — разработать и экспериментально проверить технологию проектирования .и использования компьютерной поддержки при формировании учебной деятельности в начальной школе.

Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность реализации компьютерной поддержки при формировании учебной деятельности младших школьников повысится, если: при проектировании и использовании компьютерной поддержки учитывать специфику и задачи начальной школы;

— разработать педагогически полезную технологию проектирования и использования компьютерной поддержки в процессе формирования учебной деятельности младших школьниковопределить организационно-педагогические условия реализации компьютерной поддержки;

Цель исследования и выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач:

— провести теоретический анализ исследуемой проблемывыявить принципы проектирования и использования компьютерной поддержки при формировании учебной деятельности младших школьников— ] разработать структуру и содержание компьютерной поддержки для использования в начальной школе, провести опытно-экспериментальную проверку эффективности использования компьютерной поддержки обучения в образовательном процессе.

— выявить организационно-педагогические условия реализации компьютерной поддержки в начальной школе;

— разработать и внедрить в практику научно обо-снован-ные рекомендации по реализации компьютерной поддержки в начальной школе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения деятельностно-личностного подхода (Б. Г. Ананьев, JT. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,.

С.Л.Рубинштейн и др.), общая теория учебной деятельности (Т.В.Габай, В. В. Давыдов, Е.Н.Кабанова-Меллер,.

Н.А.Менчинская, Л. И. Холина, Д. Б. Эльконин и др.), положения о ведущем виде деятельности и особенностях развития младшего школьника (Ш.А.Амонашвили, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. К. Дусавицкий, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, В. В. Репкин и др.), компьютеризации процесса образования (Я.А.Ваграменко, А. П. Ершов, М. П. Лапчик, Е. И. Машбиц, В. М. Монахов, И. В. Роберт и ДР-)/ проектирования педагогических систем.

В.П.Беспалько, Э. Г. Скибицкий и др.), теория управления и интенсивной подготовки кадров (В.С.Лазарев, В. А. Сластенин, И. К. Шалаев и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных теоретических положений был использован компл-екс методов исследования: теоретический анализ психологопедагогической литературы, наблюдения за работой учащихся, опрос, беседы, анкетирование учителей и родителей, количественный и качественный анализ полученных результатов .

Исследование осуществлялось на базе средних школ Калининского района г. Новосибирска. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1992;1995 г.) осуществлен анализ опыта создания и применения компьютерной техники в начальной школе, разработана гипотез-аисследов-ания, произведено проектирование и создание компьютерной поддержки (принципы, структура, содержание), создан комплекскомпьютерных программ и проведена их отладка, осуществлена подготовка учителей начальных классов к использованию компьютерной техники.

На втором этапе (1994;1996 г.) проведена опытно-экспериментальная проверка разработанной компьютерной поддержки на уроках в начальной школе, разработ-аны методические рекомендации по ее применению.

На третьем' этапе (1996;1998 г.) проводилось вн-едрение компьютерной поддержки в образовательную практику школы, обобщение и теоретическое осмысление результатов полученных в ходе исследований.

Достоверность результатов исследования обе-сп-ечена опытногэкспериментальной работой, проведенной в средних школах. Калининского района г,-Новосибирска, подтверждается адекватностью методов исследования его целям и задачам, применением оценки педагогической полезности компьютерной поддержки, статистических методов обработки данных, полученных при экспериментальном исследовании.

Апробация работы проходила на 6-ой Всероссийской конференции «Информатизация образования-98» в г. Курске {1998 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы информатизации образования» в г. Пермь .(1999 г.), региональной научно-практической конференции «Развитие вариативного образования» в г. Новосибирске (1997 г.), на 56-й научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава Новосибирского государственного архитектурно-строителъ-ногоуниверситета, на семинарах учителей начальных классов и информатики Калининского района г .-Новосибирска, на курсах повышедия квалификации руководителей образовательных учреждений Каргатского сельского района Новосибирской области, результаты работы обсуждались на заседании кафедры социологии, педагогики и психологии, методологическом семинаре Новосибирского государственного архитектурностроительного университета. Результаты исследования отражены в 5 публикациях.

На защиту выносится^.

1. При проектировании и использовании педагогически полезной компьютерной поддержки при формировании учебной деятельности младших школьников необходимо соблюдать принципы, учитывающие специфику и задачи начальной школы: учет типа ведущей деятельности и ее структурыцелесообразность использования КПсохранение целостности образовательного i процессадиагностичность процесса обучения и адаптивность КП к уровню сформированное&tradeучебной деятельностиотбор и I структуризация учебного материала с учетом компонентов учебной деятельностиоткрытость и динамичность КПучет возрастных и психофизиологических особенностей обучающихсядозированность методической помощи учащимсястандартизация программного обеспеченияпрогнозиреяв-ан-ие последствий использования компьютерной поддержки в начальной школе.

2. Технология проектирования и использования компьютерной / поддержки при формировании учебной деятельности младших школьников предполагает:

— проведение диагностики сформированности учебной деятельности на всех этапах усвоения учебного материала;

— представление изучаемого содержания в виде системы учебных задач, распределенных по уровням сформированности учебной деятельности—.

— определение критериев отбора учебных задач;

— применение учителем компьютерной поддержки при подготовку к уроку, вне зависимости от употребления компьютеров учениками на уроке;

— использование компьютерной поддержки для управления формированием учебной деятельности.

3. При реализации компьютерной поддержки в образовательно^ процессе целесообразно соблюдать следующие организационно-педагогические условия: на этапе проектированияналичие социального заказа, мотивационная и психологическая готовность учителей-экспертов к освоению КП, профессиональная компетентность учителей-экспертов, организация работы учителей-экспертов, организация взаимодействия участников проекта: учителейэкспертов, психолога, программистов и др.- на этапе внедрения — мотивационная и психологическая готовность учителей к освоению КП, наличие научно-методического обеспечения КП, наличие методических рекомендаций по использованию КП, организация подготовки учителей по использованию КП, организация контроля за внедрениемна этапе использования — наличие методики по обучению учащихся работе с КП, мотивационная и психологическая готовность учащихся к работе с КП. Важным условием реализации КП на всех этапах является наличие компьютерной культуры у учителей-участников проекта и переход от локального введения КП к модульному и системному.

Научная новизна заключается в том, что раскрыты теоретические и практические предпосылки совершенствования процесса проектирования и использования компьютерной поддержки при формирования учебной деятельности младших школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем осуществляется определенный вклад в теорию обучения с использованием компьютерной поддержки. Полученные результаты позволяют разработать новые подходы кпроектированию и использованию компьютерной поддержки при формировании учебной деятельности младших школьников.

Практическая значимость заключается в доведении теоретического анализа проблемы до конкретных рекомендаций по проектированию и использованию компьютерной поддержки при формировании учебной деятельности младших школьников. Исследование имеет практико-ориентированный характер. Создана и апробиров-ана компьютерная поддержка, основанная на разработанных принципах, технологии проектирования. Обоснованы теоретические и практические рекомендации по использованию компьютерной поддержки в начальной школе при соблюдении выявленных организационно—педагогических условий. Результаты данного исследования могут использоваться учителями в образовательном процессе школы.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех г^пав, заключения, библиографии и приложений. В работе содержится 17 таблиц и 1 рисунок.

1. Результаты исследования показали, что использование компьютерной поддержки позволяет оценить уровень сформированности учебной деятельности каждого ученика.

2. При использовании компьютерной поддержки ученику производится подбор заданий с учетом индивидуальных особенностей ученика. При выполнении заданий ему оказывается помощь, адекватная испытываемым затруднениям. Дозирование помощи проводится на диагностической основе.

3. Установлено, что компьютерную поддержку можно использовать учителю при подготовке к урокам, на которых не предполагается использование компьютеров. В этом случае учителю выдаются методические рекомендации по использованию подобранной специально системы заданий, адаптированных к уровню сформированности учебной деятельности учащихся. Задания могут выдаваться как для отдельных учащихся, так и для нескольких групп. При этом задания могут быть как для индивидуальной, так и для групповой работы.

4. Выявлено, что применение компьютерной поддержки позволяет формировать учебную деятельность на более высоком уровне за более короткое время за счет адаптации к индивидуальным особенностям учащимся. При выполнении заданий обеспечивается оперативная обратная связь, выражающаяся как в оценке правильности их выполнения, так и в возможности воспользоваться помощью. При этом повышается интерес и усиливается мотивация.

5. Реализация компьютерной поддержки в начальной школе показала, что наиболее целесообразны такие организационные формы занятий, где: 1) учащимся предлагается выполнить определенное количество заданий («нормированное» задание), при этом задания могут быть различного типа- 2) учащимся предлагается выполнить однотипные задания, но при этом они ограничены во времени («ненормированное» задание).

6.Выявлено, что с целью эффективного использования компьютерной поддержки при формировании учебной деятельности в начальной школе необходимо перед началом обучения оценить ее педагогическую полезность (эффективность и целесообразность).

7. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что применение компьютерной поддержки позволяет повысить комфортность обучения за счет снижения школьной тревожности, при этом установлено, что умственная работоспособность на таких уроках практически не снижается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате анализа проблем использования компьютерной поддержки при формировании учебной деятельности младших школьников, а также проведенного педагогического эксперимента была доказана выдвинутая нами гипотеза об эффективности применения ее в образовательном процессе.

Итоги проведенного исследования могут быть изложены в следующих результатах.

1. Установлено, что в настоящее время целесообразно при проектировании и использовании компьютерной поддержки учитывать, что в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. Целенаправленное формирование ее компонентов с помощью компьютерной поддержки позволяет повысить эффективность обучения в начальной школе.

2. Определено, что эффективность компьютерной поддержки повышается, если при ее реализацию проводить по следующим этапам: предварительное решение о внедрениипринятие решенияпостроение новой модели образовательной практикиопределение параметров и показателей качества результатов процесса освоения КП, разработка и реализация программы преобразовательных действийоценка эффективности процесса освоения КП.

3. Выявлено, что при проектировании компьютерной поддержки, используемой при формировании учебной деятельности младших школьников, должны учитываться следующие принципы: учет типа ведущей деятельности и ее структуруцелесообразность использования КПсохранение целостности учебного процессадиагностичность процесса обучения иадаптивность КП к уровню сформированное&tradeучебной деятельностиотбор и структуризация учебного материала с учетом компонентов учебной деятельностиоткрытость и динамичность КПучет возрастных и психофизиологических особенностей, дозированность методической помощи учащимсястандартизация программного обеспеченияпрогнозирование последствий использования КП в начальной школе.

4. Определено содержание и структура компьютерной поддержки. Она включает следующие компоненты: базу данных, содержащую дидактические задачибазу данных, содержащую задания, распределенные по предметным курсам, по темам, по формируемым процессам (психическим и/или компонентам учебной деятельности) — базу данных, содержащую результаты учебной деятельностисистему обработки данных. В ее содержание должны входить: критерии отбора учебного материала, способы построения диагностики, способы управления учебной деятельностью.

5. Определено, что предложенная технология позволяет проектировать компьютерную поддержку с учетом вышеназванных принципов. Определены функции компьютерной поддержки при формировании учебной деятельности младших школьников, которые заключаются в следующем: автоматизация работы учителя и ученикаанализ учебной деятельности методами, которые практически невозможно выполнять вручнуюиндивидуализированное обучениепривлечение учителей средней квалификации к сложной высококвалифицированной работеконтроль работы каждого ученика и выявление всех трудностей, которые он испытывает. Компьютерная поддержка дает возможность ученику проявить самостоятельность при выполнении задания или получить адекватную помощь при затруднениях, обеспечивает комфортные условия за счет задания, адаптированного к уровню сформированности учебной деятельности ученика, обеспечение оперативной обратной связи и адекватной оценки усилий ученика.

6. Констатировано, что компьютерная поддержка может быть использована учителем при подготовке к урокам, на которых не предполагается использование компьютеров. В этом случае учителю выдаются рекомендации по использованию подобранной специально системы заданий, адаптированных к уровню сформированности учебной деятельности учащихся. Задания могут выдаваться как для отдельных учащихся, так и для нескольких групп. При этом задания могут быть как для индивидуальной, так и для групповой работы.

7. Установлено, что эффективность реализации компьютерной поддержки при формировании учебной деятельности повышается, если учитываются организационно-педагогические условия: на этапе проектирования: наличие социального заказамотивационная и психологическая готовность учителей-экспертов к освоению КПпрофессиональная компетентность учителей-экспертоворганизация работы учителей-экспертоворганизация взаимодействия участников проекта: учителейэкспертовпсихолога, программистов и др.- на этапе внедрения: мотивационная и психологическая готовность учителей к освоению компьютерной поддержкиналичие научно-методического обеспечения компьютерной поддержкина этапе использования: наличие методических рекомендаций по использованию компьютерной поддержки при формировании учебной деятельности младших школьниковорганизация обучения учителей по использованию компьютерной поддержкиорганизация контроля за внедрениемналичие методики по обучению учащихся работе с компьютерной поддержкоймотивационная и психологическая готовность учащихся к работе с компьютерной поддержкой.

8. Показано, что одним из важных условий, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности при использовании компьютерной поддержки, является компьютерная культура учителя. Повышение компьютерной культуры учителя способствует повышению его профессиональной компетенции, так как при использовании компьютерной поддержки качественно меняется организация и управление формированием учебной деятельности, меняется содержание, методы, формы, приемы, способы формирования и получения знаний.

9. Показано, что использование в среднем звене компьютерной поддержки, спроектированной с учетом вышеизложенных принципов, позволяет реализовать один из вариантов преемственности в обучении. Этот вариант имеет следующие преимущества: учитель имеет необходимые сведения об ученике и формировании его учебной деятельности, имеется реальная возможность учитывать особенности содержания, сведений об ученике, полученные в начальной школекомпьютерная поддержка дает возможность способствовать дальнейшему продвижению общего развития ученика.

10. Проведенное экспериментальное исследование по оценке результативности формирования учебной деятельности с помощью компьютерной поддержки, показало правильность выбора принципов, положенных в ее основу. Применение компьютерной поддержки при формировании учебной деятельности в начальной школе позволяет повысить комфортность обучения за счет снижения школьной тревожности, при этом выявлено, что умственная работоспособность на таких уроках практически не снижается.

Исходя из выводов и опираясь на полученные в ходе исследований результаты, можно предложить следующие практические рекомендации: разработанную технологию проектирования и использования КП при формировании учебной деятельности младших школьников можно применять при преподавании различных предметов в образовательных учреждениях различного типа, продолжить исследования по уточнению условий (организационных, психологических, педагогических и др.) реализации КП.

Состоявшееся исследование не дает исчерпывающих ответов на все вопросы, связанные с применением компьютерной поддержки при формировании учебной деятельности. С решением этих проблем могут быть связаны перспективы дальнейшей работы. Они заключаются в следующем:

1.Использование информационных технологий при проведении психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности.

2.Подготовка будущего учителя к формированию учебной деятельности младших школьников с помощью компьютерной поддержки обучения.

3.Специфика взаимодействия учителя и ученика при использовании компьютерной поддержки обучения.

4. Условия реализации преемственных связей между дошкольным, начальным и средним образовательными звеньями при использовании компьютерной поддержки,.

5.Совершенствование способов использования информационных и телекоммуникационных технологий в малокомплектных школах.

6.Применение дистанционного обучения при подготовке и переподготовке учителей начальной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Теория и практика интенсификации подготовки учителей физико-математических дисциплин: аспект использования компьютерных средств в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дисс. д.п.н. Ташкент.- 1990. — 43 с.
  2. В.Д., Андреев Г. П., Давыдов Н. А. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса в академии на основе использования ЭВМ М.:ВПА, 1988.- 80 с.
  3. А.А., Имедадзе Н. В. Исследование уровня тревожности в экспериментальном и обычном классах /Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969. — С.447−459.
  4. Альманах психологических тестов. М.: Изд-во КСП, 1995.-165 с.
  5. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990. -560 с.
  6. . Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопр. психологии. 1968. — № 6. — С.27−34.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.-339 с.
  8. И.И., Дмитриева Н. Я., Полякова А. В., Романовская З. И., Товпинец И. П. Обучаем по системе Л.В.Занкова.- М.:Просвещение, 1993.-160 с.
  9. М.В., Вержицкий Г. А., Монахов В. М. и др. Диагностика. Москва-Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1997.-73 с.
  10. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  11. Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990.- 184 с.
  12. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  13. И.М., Коуров В. Г., Собакинских Н. И. Адаптивные педагогические программные средства. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991. — 101 с.
  14. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.- 4 64 с.
  15. В., Рубцов В. Игровые компьютерные среды учебного назначения // Информатика и образование.-1990.-№ 5 С.10−15.
  16. А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психологический журнал-Т. 12. -№ 3. 1994.- С. 28−41.
  17. О.Ф. Структура профессиональной подготовки учителей информатики начальной школы в педагогическом колледже /Материалы 6-ой Всерос. конф. «Информатизация образования-98"(6−8 октября 1998 г.): Тез. докл. 4.2 -Курск: Изд-во КГПУ, 1998. — С.23−26.
  18. Я., Королев В. Новые разработки для образования // Информатика и образование. 1993.- № 2 -С.5−7 .
  19. JI.K. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе: Учебно-методическое пособие для учителей, завучей школ и студентов педагогических институтов. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1993. 95 с.
  20. Е.С. Теория вероятностей. М.: Наука, 1969. -576 с.
  21. А.А., Красноперова O.JI. Содержание и структура курса «Информационная культура» // Начальная школа 1998. -№ 5.~ С.45−52.
  22. Возрастная и педагогическая психология./Под ред. Гализо М. В., Матюхиной М. В., Михальчик Т.С.- М.:Просвещение, 1984.- 256 с.
  23. JI.C. Мышление и речь /Собр. соч.- В 6 т.-М., 1982.-Т.2.-504 с.
  24. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  25. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 256 с.
  26. И.Х., Иванов В. Г., Ахмадулин М. С. Проектирование систем обучения открытого типа. //Информатизация образования: Межвуз. сб. научн. тр. /Под ред. В. Н. Врагова. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та., 1994.- С. 106−112.
  27. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С.236−277.
  28. Т., Машбиц Е. И. О модели решения учебной задачи //Вопр. психологии. 1973. — № 6. — С.48−58
  29. B.C. Содержание обучения как бъект прогностического исследования. Программированное обучение.-1980.-Вып.17.- 37 с.
  30. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электроно-вычислительным машинам и организации работы: Санитарные правила и нормы. М.: Информационно-издательский центр Госкомсанэпиднадзора России, 1996. — 65 с.
  31. Д. С. Тестирование учебных достижений: критериально-ориентированный подход //Педагогика № 4 -1995. — С.105−110.
  32. П.И., Максимов В. Е., Максимова С. Ю., Молоков Ю. Г., Минин М. Г. Концепция комплекса диагностики качества общеобразовательной подготовки учащихся /Под ред. И. М. Бобко.- Новосибирск: СИОТ РАО, 1998. 19 с.
  33. И.В., Скибицкий Э. Г. Педагогическая целесообразность разработки и внедрения компьютерных обучающих систем в школу //Новые информационныетехнологии в университетском образовании. Новосибирск: Изд-во НИИ МИОО НГУ, 1995.- С.152−154.
  34. А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. М.: Просвещение, 1991.- 175 с.
  35. В.В. О понятии развивающего обучения. Томск: Пеленг, 1995. — 144 с.
  36. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  37. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992.- 112 с.
  38. Г. Г. Компьютер и здоровье. М.: Сов. спорт, 1995.- 64 с.
  39. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е. С. Полат.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. 192 с.
  40. О. В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление //Вопр. Психологии. 1993 -№ 1, — С.68−78.
  41. Е. Возможности компьютерных технологий обучения /Народное образование. 1997 — № 9. — С.52−59.
  42. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: «Дом педагогики», 1996, — 208 с.
  43. A.M., Носова И. К., А.М.Чубарев Использование компьютера при обучении русскому языку //Начальная школа., 1992. — № 5−6 — С. 16.
  44. А. Компьютеризация школы и математическое образование //Информатика и образование. 1992. — № 5−6.-С.З.
  45. А. П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования (информатизация образования). -Новосибирск: Препринт ВЦ СО АН СССР, 1990.-№ 888.-60 с.
  46. Зак А. З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет. М.: Интерпракс, 1994. — 288 с.
  47. Зак А. З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет. М.: Интерпракс, 1994. — 352 с.
  48. Зак А. З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 9 лет. М.: Интерпракс, 1994, — 408 с.
  49. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников.- М.: Просвещение, 1984. 152 с.
  50. Ю.М., Маркина JI.H., Омелько Н. Е., Товбис М. Б. Информационные технологии и школа // Информатика и образование 1997. — № 5. — С.31−34.
  51. JI.B. Избранные педагогические труды. М.:Новая школа, 1996.- 432 с.
  52. Д.В., Зарецкая З. А. Роль компьютера в управлении познавательной деятельностью младших школьников //Информатика и образование 1997 — № 7.1. С.89−95.
  53. Д.В., Зарецкая З. А., Первин Ю. А. Педагогические и технологические основы создания открытых программно-методических систем //Информатика и образование. 1998 -№ 1. — С.75−81.
  54. Т. А. Проблемы обучения. Понятие о содержании. //Вест. высш. шк. 197 6. — № 2. — С.39−48.
  55. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  56. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.- М: Знание, 1981.- 96 с.
  57. О.Ф. Тестирование знаний и умений учащихся //Сов. педагогика. 1991.-№ 12. — С.27−33.
  58. М.К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникационных способностей и компеценции //Вопр. психологии. 1996. — № 1 — С.34−4 9.
  59. В., Рудаков Э., Тимошенков А., Щеголев А. Технология разработки учебных программных средств// Информатика и образование. 1987.- № 6 — С.63−65.
  60. З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики //Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З. И. Калмыковой. М., 1975.-С.10−38.
  61. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  62. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». Метод. пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 86 с.
  63. JI.A., Паутова А. Г. Компьютер-катализатор творческого развития личности //Информатика и образование -1994.-№ 5. С.47−52.
  64. В.Р. Зависимость между социальным статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастном плане): Автореф.дис.. к. псих. н. М., 1972.- 17 с.
  65. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта М.: Знание, 1989. -80 с.
  66. Ю.В., Заляев И. А., Исмагилов Н. А. Проектирование открытых компьютерных обучающих комплексов //Информатизация образования: Межвуз. сб. научн. тр. /Под ред. В. Н. Врагова. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994.- С.92−105.
  67. А.Ю. Основные направления использования ИТ в шотландской начальной школе //Информатика и образование, -1997. № 6.- С.104−108.
  68. А.Ю. Предмет «Информационные технологии» в школах Англии и Уэльса //Информатика и образование, 1997.-№ 5. С.101−105.
  69. Н.А., Кутузов В. И., Румянцев И. А. Один из подходов к разработке обучающих программ.//
  70. Компьютеризация образования: Межвуз. сб. науч. трудов. / Под ред. проф. Врагова В.Н.- Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та,, 1991. С.32−38.
  71. А., Сергеева Т. Обучающие программы и дидактика // Информатика и образование.-1986.- № 2.1. С.87−90.
  72. А.А. Развитие методической системы обучения информатики в средней школе: Автореф. дисс.. д.п.н. -М., 1988. 47 с.
  73. A.M., Вобко А. И. Программный комплекс «АРМ директора школы». // Образовательные технологии: Сб, науч. тр. № 1 / Под общей ред. чл.-корр. РАО Бобко И.М.- Новосибирск: Изд-во СИОТ РАО, 1997. С.148−156.
  74. М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Монография.- Омск: Изд-во Омского пед. ун-та, 1999.- 294 с.
  75. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -(2-е изд. Переработ.) -М.:Высш.шк., 1991.224 с.
  76. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  77. В.Р. Организационно-педагогические условия построения практики развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова. Автореф. дисс.. к.п.н. М., 1997.-18 с.
  78. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  79. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.:Педагогика, 1972. 168 с.
  80. М.И. Организация проблемного обучения в школе.- М.: Просвещение, 1977. 240 с.
  81. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  82. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.:Педагогика, 1988.- 192 с.
  83. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. психол. тр.- М.: Педагогика, 1989. 218 с.
  84. Ю.Г. Компьютер в сельской начальной школе //Информатика и образование 1997.- № 2. — С.33−34.
  85. В.М. Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения: Сб. науч. тр. «Проектирование новых информационных технологий обучения"/Под ред.В. М. Монахова.-М., 1991.-С.4−30.
  86. Нестерова J1.C. Преемственность в обучении математике в средней школе и вузе. Автореф. дисс.. к.п.н. Саранск, 1999, — 21 с.
  87. Новые информационные технологии в дошкольном образовании /Под ред. Ю. М. Горвица. М.: Линка-пресс, 1998. — 328 с.
  88. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» // Вестн. образования. 1996. — № 2. — С.3−52.
  89. С.И. Словарь русского языка. /Под ред.чл.-корр.АН СССР Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1986. — 797 с.
  90. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста /Под редакцией Д. Б. Эльконина, А.Б.Венгера-М., 1987.- С.58−65.
  91. В. П. Проблемы психологической переподготовки учителя при переходе его из традиционной системы обученияв развивающую (Д.В.Эльконина-В.В.Давыдова). Автореф. дисс.. к.психол.н. -Томск, 1997. 21 с.
  92. С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи.- М.:Педагогика, 1989.- 224 с.
  93. А.В. Дидактические основы реализации принципов преемственности и развивающего обучения при формировании фундаментальных понятий в преподавании физики в педвузе. Автореф. дисс.. д.п.н. Челябинск, 1996. — 33 с.
  94. В.И. Методика разработки и применения автоматизированных учебных курсов по общественным наукам. М.: ВПА, 1989. — 65 с. 100. Программно-методические материалы: Информатика.1−11 кл. /Сост. JI .Е.Самовольнова.-М.:Дрофа, 1998.-96с.
  95. Программы обучения по системе академика JI.В.Занкова.-М.: Просвещение, 1993. 60 с. 102. Программы развивающего обучения (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) М.: Просвещение, 1992. — 50 с.
  96. А.О., Сережкина А. Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессекомпьютеризированного обучения //Вопр. психологии. 1995.- № 3. С.53−61.104. Психическое развитие младших щкольников// Под ред. В. В. Давыдова. М., 1990.- 160 с.
  97. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности/ Под ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова. Новосибирск, 1995.- 227 с.
  98. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности // Под ред. Давыдова В. В. М., 1983.- 155
  99. В. В. Развивающее обучение и учебная деятельность. Рига, 1992.- 44 с.
  100. В.В., Репкина Г. В., Заика Е. В. О системе психолого-педагогического мониторинга в системе построения учебной деятельности // Вопр. психологии -1995 № 1 — С.13−24.
  101. Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993.- 61 с.
  102. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205 с.
  103. Ш. Ротмистров Н. Ю. Мультимедиа в образовании //Информатика и образование. 1994. -№ 4. — С.89.
  104. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 197 3. — 416 с.
  105. В.В. и др. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения //Информатика и образование. 1989. — № 3 — С. З-16.
  106. В.В. Основы социально-генетической психологии.-М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
  107. Д.Н. Развитие мотивации при организации педагогического эксперимента /Компьютеры в учебном процессе.- 1998 № 10. — С.37−40.
  108. Иб.Селевко Г. К. Взгляд на проблему//Народное образование -1997.- № 9 С.27−32.
  109. Т.В. Компьютерное обеспечение программы педагогического мониторинга управлением школ. //
  110. Образовательные технологии / Под общей ред. чл.-корр. РАО Бобко И. М. Сб. науч. тр. № 1 — Новосибирск, 1997. -С.131−140.
  111. Э.Г. Комплексный подход к проектированию, созданию и применению целостных компьютеризированных курсов в общеобразовательной школе: Монография. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1996. 194 с.
  112. Э.Г. Компьютеризированные курсы в педагогическом процессе образовательных учреждений: Монография. Новосибирск: ИПСО РАО, 1994. — 90 с.
  113. Э.Г. Теория и практика проектирования и применения в учебном процессе целостных компьютеризированных курсов. Автореф. дисс.. д.п.н. -Барнаул, 1997. 36 с.
  114. Э.Г., Слуднов А. В. Педагогическая полезность как средство оценки качества компьютеризированного курса: (Монография). Новосибирск: ИПСО РАО, 1996.- 107 с.
  115. Э.Г., Холина Л. И. Компьютерная культура педагога как условие информатизации образования // Экология человека: взаимодействие культуры и образования в современных условиях. Т. 2. — Ч. 1.-Новосибирск: ИФиПСО РАН, 1998.- С.155−160.
  116. Э.Г., Холина Л. И. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения. Новосибирск: НИПКиПРО, 1999. — 138 с.
  117. Э.Г., Холина Л. И. Формирование потребности педагогов использования компьютерной техники в своей деятельности //Гуманизация образования императив XXI века. — Раздел 1: Сущность гуманизации и гуманитаризации.
  118. Тез. докл. II Есерос. научно-практ. конф., 1997, Пермь.-Пермь: Пермск. госуд. техн. ун-т, 1997. С.188−190.
  119. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность.- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 224 с. 12 6. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А. М. Прохоров. 3 изд.- М.: Сов. энциклопедия, 1984.1600 с.
  120. В.П. Актуальные проблемы начального образования.-М.:Просвещение, 1976.-207 с.
  121. Л.В., Пискунов М. У., Тихонов И. И. Организация учебного процесса с помощью АОС: Педагогические основы.-Минск: Университетское, 198 6.-95 с.
  122. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 343 с.
  123. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.- М.: Просвещение, 1988.- 175 с.
  124. .М. Способности и одаренность //Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН, 1961. — С. 938.
  125. Д. К психолого-педагогической теории учебных задач //Социалистическая школа. 1977/78.- № 4 -С.156−160.
  126. Д., Голоушева Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. Москва-Прага, 1996. — 48 с.
  127. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография/Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 1997.-352 с.
  128. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 368 с.
  129. Е.Д. Индивидуальные системы обучения для сельской начальной школы //Информатика и образование -1997. № 2. — С.34.
  130. Философский словарь /Под ред.И. Т. Фролова. б-е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  131. Л.И. Проблемы создания многопараметрических обучающих программ: Автореф. дисс.. д.п.н. Санкт-Петербург, 1991. — 32 с.
  132. С.Е. Обучение решению текстовых задач, ориентированное на формирование учебной деятельности младших школьников. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. -136 с.
  133. И.К. Научные основы мотивационного программно-целевого управления:Учебное пособие.-Барнаул: Изд-во БГПУ, 1995.-72 с.
  134. С.П. О содержании курса информатики, изучаемого на факультете начального образования //Материалы 6-ой Всерос. конф. «Информатизация образования-98"(6−8 октября 1998 г.) Тез. докл. — 4.1 -Курск: Изд-во КГПУ, 1998.- С.76−77.
  135. Д.Б. Избранные психологические труды.-М., Педагогика, 1989. 560 с.
  136. Д.Б. Психология обучения младшего школьника.-М., 1974.- 64 с. 14 6. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  137. Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives//Handbook 1: Cognitive Domain. Harlow, 1956.
  138. Eysenck H.F. Heredity and environment: The state of debate//Educational Analisis. -1982.- N2. 154 p.14 9. Hebenstreit J. Computers in education- The next step// Education and computing.-1995.-V.1-P.37−43.
  139. Perrow C. Organizational Analis is: A. Sociological View, Belmont, 1970.- P.7−26.
  140. Snaw K. Some Educational Uses of Computers in UK Scools//G/Page, Q. Withlock (eds.). Aspects of Educational Technology, XIII. L., 1979.- P.145−148.
  141. Общая характеристика уровней сформированности учебной деятельности по компонентам (Г.В.Репкина и Е.В.Заика)
  142. Уровни сформжрованностж учебно-познавательного интереса
  143. Уровень Название уровня Основной диагностический признак Дополнительные диагностические признаки1 2 3 4
  144. Отсутствие интереса Интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал) Безличное и отрицательное отношение к решению любых учебных задач- более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.
  145. Любопытство Положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения задач). Оживляется и задает вопросы достаточно часто- включается в выполнение заданий часто, но интерес быстро пропадает.
  146. Уровни сформжровзшяостж уч&бзтж д&йс&зиж
  147. Уровень Название уровня Основной диагностический признак Дополнительные диагностические признаки1 2 3 4
  148. Уровень Название уровня Основной диагностический признак Дополнительные диагностические признаки1 2 3 4
  149. Уровни сфсрмщровашзости действия оценки
  150. Уровень Название уровня Основной диагностический признак Дополнительные диагностические признаки1 2 3 4
Заполнить форму текущей работой