Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование и развитие стратегии конкурентоспособности санаторно-курортных организаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автором сделан основной вывод, что для базового сегмента потребителей в санатории «Вятские Увалы» является мотив отдыха и оздоровление после лечения в стационаре. Потребители ставят во главу угла эти цели посещения санаторно-курортных организаций, хотя и осознают, что качественный отдых является эффективной профилактикой многих заболеваний. Следовательно, в сознании массового потребителя… Читать ещё >

Содержание

  • I. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ НА 1 о
  • РЫНКЕ УСЛУГ
    • 1. 1. Конкурентоспособность как явление и показатель оценки результативности рыночной деятельности организации
    • 1. 2. Особенности конкурентоспособности санаторно-курортных услуг на современном этапе развития рынка низаций в сфере услуг
    • 2. 2. Анализ деятельности организаций сферы санаторно-курортных услуг Кировской области в конкурентной среде
    • 2. 3. Процесс разработки конкурентных стратегий на рынке рекреационных услуг
  • 2. СПЕЦИФИКА КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ НА РЫНКЕ САНАТОРНО КУРОРТНЫХ УСЛУГ
    • 2. 1. Состояние и тенденции развития коммерческой деятельности орга
  • 3. РАЗРАБОТКА И АДАПТАЦИЯ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 109 САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
    • 3. 1. Формирование стратегических предпосылок для стратегического управления коммерческой деятельностью санаторных учреждений
    • 3. 2. Стратегические подходы к формированию долгосрочной конкурентоспособности санаторного учреждения в условиях действия факторов 129 конкуренции
    • 3. 3. Система мероприятий обеспечения стратегической конкурентоспособности

Формирование и развитие стратегии конкурентоспособности санаторно-курортных организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время развитие экономики сопровождается опережающим ростом сферы услуг. Данному факту есть объяснение: услуги сопровождают товарное производство, которое становится все более сложным, в связи с чем требует множество специализированных интеллектуальных услуг. Кроме того, неуклонно растут потребности человека, которые уже давно пересекли рамки вещей как таковых, человек стал нуждаться в обеспечении определенного образа (а значит, и качества) жизни, что обеспечивается больше услугами, чем товарами. Российская экономика, встав на рельсы рыночных отношений, оказалась не готова к деятельности в рамках сложившейся традиционной структуры рынка, когда стоимость услуг значительно превосходит стоимость товаров.

В этой связи в экономике нашей страны образовался своеобразный вакуум санаторно-курортных услуг, проявляющийся в дефиците и низком качестве услуг для населения. Ущерб, наносимый экономике за счет существования такой диспропорции, велик и носит комплексный характер. Во-первых, страдает конкурентоспособность товарных производств, что замедляет выход отечественных производителей на мировой рынок и существенно ограничивает их возможности на внутреннем рынке. Во-вторых, население, недополучая услуги, отстает в своем развитии как потребитель, в связи с чем и к товарам предъявляет недостаточно высокие требования, отказывая тем самым продавцам высококачественных, наукоемких товаров. В-третьих, стремление к получению качественных услуг обусловливает перемещение денег населения к производителям реальных и конкурентоспособных услуг.

В результате, значительная часть денег населения, направляемых на покупку услуг, используется на оплату услуг за пределами нашей страны. Именно данный факт обусловливает значительный экспорт капитала российских граждан в туристический и медицинский бизнес зарубежных стран.

В то же время в нашей стране имеется сеть организаций, настроенных на производство и продажу качественных санаторно-курортных услуг. Как известно, Россия богата рекреационными территориями и высоко обеспечена квалифицированными медицинскими кадрами. Однако между инициаторами развития услуг для человека (в частности, рекреационных и санаторно-курортных услуг), с одной стороны, и инвесторами (банками и другими потенциальными частными инвесторами), с другой, все еще не выстроена взаимосвязь.

Разработка стратегии формирования и развития конкурентоспособности организаций на рынке санаторно-курортных услуг является актуальной научной и прикладной проблемой, требующей решения с использованием научно обоснованных методов.

Степень разработанности проблемы. Проблема повышения эффективности деятельности предприятий с помощью разработки стратегии формирования и развития конкурентоспособности привлекает внимание экономистов многих стран мира. Теоретическую основу работы составили труды ведущих специалистов в области конкурентоспособности и стратегического планирования: Г. Л. Багиева, И. С. Березина, Э. Бернса, A.M. Година, Дж. Гранта, Т. П. Данько, П. Дойля, В. В. Кеворкова, К.Дж. Клэнси, Т. Кляйна, И. Манна, А. П. Панкрухина, A.C. Пелиха, М. Портера, А. Н. Разумовской, Д. Саттона, Б. А. Соловьева, Э. А. Уткина, В. П. Федько, Д. Хасби, Н.Д. Эриашви-ли, В. М. Янченко и ряд других крупных специалистов.

Публикации этих авторов подчёркивают основные методики повышения конкурентоспособности санаторно-курортных услуг: В. Г. Гуляев, А. П. Дурович, A.C. Копанев, В. А. Квартальное, А. Т. Кириллов, JT.A. Волкова, Дж. Мейкенз, В. Д. Маркова, В. Б. Сапрунова, Г. В. Яковенко, Б. Л. Винокуров, A.M. Ветитнев.

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии и уточнении отдельных положений теории конкурентоспособности как явления и показателя оценки результативности рыночной деятельности санаторно-курортных организаций. Разработана и адаптирована стратегия конкурентоспособности санаторно-курортных организации на рынке услуг. Исследование показало, что рынок услуг является одним из наиболее перспективных и одновременно сложных рынков, развивающихся в настоящее время в рыночном пространстве. Предоставление санаторно-курортной услуги — задача исключительно сложная в силу ряда причин, на первое место среди которых выдвигается неотрывность услуги от производителя, жёсткая привязка услуги к месту и конкретному персоналу. В этой связи требования к обеспечению конкурентоспособности услуги весьма отличны от подобных требований к товару. Конкурентоспособная услуга должна отвечать единой, комплексной стратегии, однако её трудно унифицировать. Поэтому продвижение конкурентоспособной услуги нуждается в специальной привязке к конкретной услуге, особенностям её рынка и особенностям этой услуги среди схожих услуг. Только при таком подходе вырабатывается эффективная стратегия конкурентоспособности санаторно-курортной услуги. Данный вывод доказывает, что разработка комплекса мероприятий применительно к санаторно-курортной услуге должна носить индивидуальный характер. Данная проблема недостаточно исследована на современном этапе развития рынка санаторно-курортных услуг Кировской области.

Цель и задачи исследования

Цель настоящего исследования заключается в создании механизма обеспечения конкурентоспособности организаций на рынке услуг в стратегической перспективе. В соответствии с этим поставлены следующие задачи исследования:

— провести теоретико-организационное обоснование стратегической конкурентоспособности организаций на рынке услуг;

— исследовать рынок услуг на примере деятельности санаторно-курортных учреждений;

— изучить практику формирования конкурентоспособности услуг санаторно-курортных учреждений в открытой рыночной среде;

— сформировать механизм обеспечения конкурентоспособности услуг на примере санатория «Вятские Увалы»;

— определить мероприятия по формированию стратегии развития и обеспечения конкурентоспособности для санаторно-курортных учреждений.

Область исследования. Исследование соответствует п. 15.115 специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами: сфера услуг) Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).

Объектом исследования. В качестве объекта диссертационного исследования был выбран рынок производителей санаторно-курортных услуг Кировской Области.

Предметом диссертационного исследования является стратегическая конкурентоспособность санаторно-курортных организаций на рынке услуг Кировской области.

Методика исследования основывается на результатах исследований отечественных и зарубежных авторов по проблеме стратегической конкуренции организации на рынке услуг. Их труды в процессе исследования изучены и критически осмыслены в рамках данной темы и возникающих сопутствующих вопросов. При подготовке диссертации использовались методы:

— логический, в процессе постановки целей и задач исследования;

— системный подход использован в исследовании проблем, существенно влияющих на конкурентоспособность санаторно-курортных организаций;

— системный и ситуационный подходы применены в исследовании проблем повышения конкурентоспособности с помощью разработки и адаптации конкурентных стратегий на рынке санаторно-курортных услуг.

В исследовании также применялись методы: экономико-статистический, организационно-экономического моделирования, маркетинговых исследований и другие. Информационной базой исследования являлись нормативно-правовые акты и методические документы по проблемам повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций, а также материалы территориального органа Федеральной службы государственной, статистики по Кировской области, Постановления Правительства РФ, материалы и отчеты комитета по туризму Кировской области, бухгалтерские ба- ¦ лансы и отчеты санаторно-курортных организаций Кировской области, а также результаты исследования, проведенные лично автором.

Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических и методических основ стратегии конкурентоспособности санаторно-курортных организаций на рынке рекреационных услуг. Основные результаты, обладающие научной новизной, заключаются в следующем:

— предложена новая формулировка понятия конкурентоспособности, как совокупность абсолютных и относительных качеств продукта, а также действий производителя по разработке, производству и продвижению товара или услуги для удовлетворения потребностей покупателей;

— впервые для рынка санаторно-курортных услуг России сформулировано понятие стратегической конкурентоспособности, под которой предлагается понимать возможность санаторно-курортного учреждения в течение длительного периода производить востребованную потребителями услугу на условиях, обеспечивающих стабильную доходность организации, её инвестиционную и социальную привлекательность и лидерство в отрасли;

— разработан и внедрён показатель оценки привлекательности санаторно-курортного учреждения с точки зрения соотношения его производственного потенциала и уровня известности среди потенциальных потребителей санаторно-курортной услуги как индекс отдачи известности санатория, который показывает величину эффекта может от единицы известности с учётом производственных возможностей;

— разработана и внедрена система обеспечения стратегической конкурентоспособности санаторно-курортных учреждений, в основе которой рыночный подход к ценообразованию услуг, дифференциация клиентского потока и моделирование высокого стандарта качества, что обеспечивает изменение в поведении потребителя санаторно-курортной услуги.

Практическая значимость выполненного исследования определяется возможностью использования изложенных в диссертации предложений и рекомендаций в финансово-хозяйственной деятельности санаторно-курортных организаций Кировской области, а также областей и республик Приволжского Федерального округа.

Внедрение результатов исследования. Представленная в работе система мероприятий обеспечения стратегической конкурентоспособности принята к внедрению в деятельность реабилитационным центром «Вятские Увалы» (прил.1). Основные положения диссертации используются в учебном процессе при проведении лекционных занятий по дисциплине «Экономика предприятий», руководстве по дипломному проектированию со студентами ГОУ ВПО «Вотская государственная сельскохозяйственная академия».

Апробация результатов исследования. Представленные в диссертации результаты исследований докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях в Вятской ГСХА (г. Киров, 2005;2006 гг.), Уральском социально-экономическом институте Академии труда и социальных отношений (г. Челябинск, 2008 г.).

По материалам исследований опубликовано 7 научных работ, объемом 1,65 п.л., в том числе в журнале «Предпринимательство», входящим в перечень рецензируемых научных изданий, рекомендованных ВАК.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, библиографического списка, включающего 149 наименований. Основное содержание изложено на 173 страницах машинописного текста, содержит 18 таблиц, 29 рисунков и 25 приложений.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. В ходе проведенного исследования сформулировано понятие стратегической конкурентоспособности санаторно-курортной организации, под которой предлагается понимать возможность организации в течение длительного периода производить востребованный потребителями продукт (услугу) на условиях, обеспечивающих стабильную доходность организации, ее инвестиционную и социальную привлекательность и лидерство в отрасли.

2. Проанализированы различные подходы к понятию конкурентоспособности. Определен авторский подход к понятию конкурентоспособности предприятий: совокупность абсолютных и относительных качеств продукта, а также действий производителя по разработке, производству и продвижению товара или услуги, которые в условиях благоприятной конъюнктуры использованы для удовлетворения потребностей покупателей в той или иной ценности.

3. С позиции проведенных исследований стратегическая конкурентоспособность представляет собой функцию следующих показателей:

— интенсивность роста рынка конкретной услуги;

— устойчивость и интенсивность роста продаж анализируемого продукта конкретным санаторием;

— повышением доходности производственной деятельности санаторияудовлетворение потребителей анализируемым продуктом;

— инвестиционная привлекательность отрасли;

— социальная привлекательность отрасли.

4. Для оценки результатов деятельности санаторно-курортных организаций автор применил интегральный показатель на основе вместимости и уровня известности санатория. С этой целью разработан и внедрён показатель оценки привлекательности санаторного учреждения как носителя долгосрочных конкурентных преимуществ. Данный показатель сформулирован как индекс отдачи известности санатория, показывающий какой эффект может обеспечить организации единица её известности с учётом её производственных возможностей.

5. По результатам проведённого исследования разработана и внедрена система мероприятий обеспечения стратегической конкурентоспособности санаторно-курортных учреждений, предусматривающая применение рыночного подхода к ценообразованию услуги с учетом спроса потребителя.

В качестве инструмента для проведения обследования туристских расходов использован опросный лист. Для интенсификации процессов ввода, проверки и обработки информации была разработана информационно-аналитическая база данных туристских расходов в формате программы Microsoft Access 97.

Автором сделан основной вывод, что для базового сегмента потребителей в санатории «Вятские Увалы» является мотив отдыха и оздоровление после лечения в стационаре. Потребители ставят во главу угла эти цели посещения санаторно-курортных организаций, хотя и осознают, что качественный отдых является эффективной профилактикой многих заболеваний. Следовательно, в сознании массового потребителя санаторных услуг произошёл перелом, заключающийся в концентрации внимания к достоинствам санаторно-курортных организаций как мест качественного отдыха, где дополнительно молено пройти ряд лечебно-диагностических, профилактических и оздоровительных процедур.

6. Определены основные направления развития конкурентоспособности санатория «Вятские Увалы» в рыночной среде на долгосрочную перспективу. В этих целях санаторий «Вятские Увалы» должен:

— обеспечивать достижение своей стратегической цели — лидерства на рынке санаторно-курортных услуг Кировской области в качестве основного представителя услуг в своей сфере через реализацию принципов всеобщего менеджмента качества;

— компетентность руководства;

— вовлечение всех сотрудников в систему обеспечения качества;

— взаимовыгодные отношения как с внешними, так и с внутренними партнёрами;

— изучать и прогнозировать потребности и запросы представителей своих потенциальных и постоянных целевых групп;

— уметь работать с клиентами, предоставляя им услуги такого качества, которое позволяет результативно решить проблемы взыскательного клиента;

— обеспечивать качество оказания услуг на уровне лучших мировых стандартов, формируя у потребителей ценностное восприятие предоставляемых услуг через сервис и осязаемые факторы.

7. В работе предложены основные направления развития предприятий в современных условиях конкуренции, способствующие повышению конкурентоспособности санаторно-курортных организаций. Обоснован экономический эффект в размере 4976 млн руб.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 04.10.96.
  2. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года // Народонаселение. М: ИСЭПН РАН, 2001. № 4 (Одобрена распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 г., № 1270-р.)
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.96 № 101 «Федеральная целевая программа «Развитие курортов федерального значения»
  4. , С.М. Конкурентоспособность Текст.: учеб. пособие / С. М. Абалонин. М.: ИКЦ «Академкнига», 2004. — 172 е.: ил.
  5. , В.И. Введение в экономику иностранного туризма Текст. / В. И. Азар. М.: Экономика, 1975. — 87 с.
  6. , Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика Текст. / Г. Л. Азоев. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 156 с.
  7. , Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы Текст. / Г. Л. Азоев. М.: Новости, 2000. — 546 с.
  8. Аналитическая записка Кировского областного комитета Государственной статистики об экономическом и инвестиционном развитии Кировской области в 1990—2005 годах Текст.
  9. , Е.А. Контролинг как инструмент управления предприятием Текст. / Е. А. Ананькина, C.B. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  10. , О.Д. Технология бизнеса Текст.: маркетинг / О. Д. Андреев. М.: НОРМА, 1997. — 219 с.
  11. , В. Конкурентоспособность России в мировой экономике Текст. / В. Андрианов. М.: МэиМО, 2000. — № 3. — С. 47−57.
  12. , И. Стратегическое управление Текст. / И. Ансофф. М.: Экономика, 1989. — 585 с.
  13. , И. Новая корпоративная стратегия Текст. / И. Ансофф. СПб.: Питер, 1999. — 692 с.
  14. , Н.В. Конкуренция и инструментарий эффективного предпринимательства Текст. / Н. В. Афанасьева, Г. Л. Багиев, Г. Лейдиг. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996. 285 с.
  15. , М. Теоретические модели конкурентоспособности Текст. / М. Ахматова, Е. Попов // Маркетинг. 2003. — № 4. — С. 34.
  16. , Г. Л. Основы современного маркетинга Текст. / Г. Л. Багиев, И. Л. Арекнов. СПб.: СПбЛФИ, 1995. — 216 с.
  17. , Г. Л. Оценка маркетингового потенциала предпринимательских структур Текст. / Г. Л. Багиев, И. В. Брячак, В. И. Ченцов // Между-нар. науч. конф. «Маркетинг и культура предпринимательства»: Тез. докл. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996. 4.1. — С. 121−123.
  18. , Г. Л. Основы теории рыночных сетей и промышленный маркетинг Текст. / Г. Л. Багиев, H.A. Иванькова, Д. Шарма Део // Стратегия развития высшего образования и рыночные новации в России. СПб.: СПбГУЭФ, 1994. — С. 96−131.
  19. , Г. Л. Поиск эффективных технологий маркетинга, предпринимательства и бизнеса. Философия, организация, эффективность Текст. / Г. Л. Багиев, Ю. Н. Соловьева. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2004.
  20. , В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы Текст. / В. Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 5(25).
  21. , И.К. Статистика рынка товаров и услуг Текст.: учебник / И. К Белявский. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2003.
  22. , И. С. Проведение массовых опросов Текст. / И.С. Бере-зин // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1996. — № 5.
  23. , И. Толковый экономический и финансовый словарь (французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология) Текст.: в 2 т. Т. 1 / И. Бернар, Ж.-К. Колли- пер. с фр. М.: Междунар. отношения, 1994.
  24. , В.Ф. Стратегия малого предпринимательства Текст. / В. Ф. Богачев, B.C. Кабаков, A.M. Ходачек. СПб.: Корвус, 1995. — 318 с.
  25. , С.П. Разработка стратегии предприятия Текст. / С. П. Болотов. Сыктывкар, 1994. — 94 с.
  26. , М. Гиперконкуренция: характерные особенности, движущие силы и управления Текст. / М. Брун // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 3.
  27. , У. Менеджмент в организации Текст. / У. Бреддик. -М.: ИНФРА, 1997.-358 с.
  28. , Н.В. Менеджмент и маркетинг иностранного туризма Текст.: обслуживание иностранных туристов в России / Н. В. Буторова. М., 1999. — 122 с.
  29. , В.А. Стратегия повышения конкурентоспособности -курортно-туристских услуг города Сочи: автореф. дис. на соиск. уч. степ, канд. экон. наук Текст. / В. А. Быков. СПб., 2007. — 19 с.
  30. , A.M. Маркетинг санаторно-курортных услуг Текст. / A.M. Ветитнев. М.: Медицина, 2001. — 224 с.
  31. , A.M. Курортный сектор России на пути к рынку Текст. / A.M. Ветитнев // Отель. 2007. — № 2. — С. 2−10.
  32. , Е. Пути повышения конкурентоспособности предприятия Текст. / Е. Видгорчик, А. Нещадин, И. Липсиц, А. Эйкельпаш, Т. Рыбакова, М. Каазер // Экономист. 1998. — № 8. — С. 69−71.
  33. , П.Л. Анализ эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика Текст. / П. Л. Виленский, В. Н. Лившиц, С. А. Смоляк. -М.: Дело, 2001.
  34. , О.С. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс Текст. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: Гардарика, 1996.
  35. , А.Н. Индустриальная, инновационная и инвестиционная независимость Текст. / А. Н. Вольский // Экономист. 1999. — N4. -С. 4−9.
  36. , А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития Текст. / А. Вомский // Вопросы экономики. 1999. — № 1. — С. 28−32.
  37. , X. О состоянии теории «маркетинга услуг» Текст. / X. Ворачек // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 1. — С. 28−30
  38. , А. Конкуренция в XXI веке Текст. / А. Воронов // Маркетинг. 2001. — № 5. — С. 16−24.
  39. , М. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях Текст. / М. Гавальновский // Российский экономический журнал. 1998. — № 3. — С. 66−77.
  40. , Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения Текст. / Е. П. Голубков, E.H. Голубкова, В. Д. Секерин. М.: Экономика, 1993. — 515 с.
  41. ГОСТ 30 335–95 / ГОСТ Р 50 646−94 «Услуги населению. Термины и определения».
  42. , Е.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции Текст. / Е. А. Горбашко. СПб.: СПбУЭФ, 1994. — 122 с.
  43. , Д.В. Маркетинг территорий в курортном регионе Текст.: дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук / Д. В. Григорьев. Кострома, 2005. — 161 с.
  44. , В.Г. Организация туристской деятельности Текст. / В. Г. Гуляев. М.: Нолидж, 1996. — 312 с.
  45. , И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность: Очерки развития российских предприятий Текст. / И. Б. Гурков. М.: ТЕИС, 2003.
  46. , Г. Репутация Фирмы: создание, управление и оценка эффективности Текст. / Г. Даулинг- пер. с англ. М.: ИМИДЖ-Контакт, ИНФРА-М, 2003.
  47. Джи, Би. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение Текст. / Би Джи. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
  48. , А. Российские курорты в условиях становления рыночных отношений Текст. / А. Дудов // Российский экономический журнал. 1994. -№ 8. — С. 105−108
  49. , А.П. Продвижение туристского продукта на рынок Текст. / А. П. Дурович. Минск: БГЭУ, 1998. — 162 с.
  50. , А.П. Реклама в туризме Текст. / А. П. Дурович. -Минск: БГЭУ, 2001. 112 с.
  51. , В.П. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях Текст. / В. П. Еферин, В. В. Мотин. М., 1993. — 156 с.
  52. , П.Н. Инновационная деятельность в условиях рынка Текст. / П. Н. Завлин, A.A. Ипатов, A.C. Кулагин. СПб.: Наука, 1994. — 486 с.
  53. , П.С. Формула успеха Текст.: маркетинг / П. С. Завьялов, В. Е. Демидов. М.: Международные отношения, 1991. — 388 с.
  54. , Г. П. Информационное обеспечение конкурентоспособности продукции Текст. / Г. П. Закутана, Л. Г. Кедровская, Ю. А. Шумов. -М., 1989. 179 с.
  55. , У.Г. Проблемы оценки конкурентоспособности товаропроизводителей Текст. / У. Г. Зиннуров, Л. Р. Ильясова // Экономика и управление (Уфа). 1997. — № 4. — С. 27.
  56. , В.Н. Тенденции развития отрасли Текст. / В. Н. Иванов, Ю. В. Овсиенко // Экономика и математические методы. 2004. — № 4. — С. 8492.
  57. , Ю.Б. Конкурентоспособность предприятия в условиях рыночных отношений Текст. / Ю. Б. Иванов. Харьков: Техника, 1995. — 246 с.
  58. , Т. Конкурентоспособность фирм Текст. / Т. Каретникова, М. Каретников. Челябинск, 1996. — С. 18.
  59. , Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент Текст. / Л. Н. Качалина. М.: МАМИ, 2002.
  60. , В.А. Туризм Текст. / В. А. Квартальное. М.: Финансы и статистика, 2000. — 320 с.
  61. , В.В. Слоган Текст. / В. В. Кеворков. М.: КНОРУС, 2002. — 68 с.
  62. , В. Политика и практика маркетинга Текст. / В. Кеворков, С. Леонтьев. М.: КНОРУС, 1999. — 482 с.
  63. , Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность Текст. / Ю. Кормнов // Экономист. 1997. — № 1. — С. 38−45.
  64. , A.B. Анализ влияния цены на прибыль. Экономический и статистический анализ финансовой и банковской деятельности Текст. / A.B. Коротков // Сб. науч. тр. М.: МЭСИ, 1998. — С. 118−120.
  65. A.B. Характеристика и содержание конкурентного анализа положения продуктов и предприятий на рынке Текст. / A.B. Коротков. -М.: ИНИОН РАН, 2002.
  66. , В.В. Стратегия развития сферы услуг Текст. / В.В. Ко-тилко. М.: Сатурн-С, 2003.
  67. , Ф. Новые маркетинговые технологии Текст. / Ф. Котлер, Без де Ф. СПб., 2004. — 556 с.
  68. , В.В. Маркетинг в сфере услуг и некоммерческой деятельности Текст. / В. В. Костылев, A.B. Малыгин. М.: МИЭП, 1995. — 179 с.
  69. , Д. Партизанские войны в маркетинге Текст. / Д. Ле-винсон. Самара, 1992. — 191 с.
  70. , И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг Текст. / И. М. Липсиц. М.: БЕК, 2001.
  71. , И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг Текст. / И. М. Лифиц. М. Юрайт, 2001.
  72. , В.Г. Культура предпринимательства Текст. / В. Г. Макеева. М.: ИНФРА-М. 2002.
  73. , K.P. Экономикс: принципы, проблемы и политика Текст. / K.P. Макконелл, С. Л. Брю. Баку: Азербайджан, 1992. — 799 с.
  74. , И. Оценка конкурентоспособности предприятия Текст. / И. Максимова // Маркетинг. 1996. — № 3. — С. 33−39.
  75. , В.Г. Реинжиниринг инновационного предпринимательства Текст. / В. Г. Медынский, С. В. Ильдеменов. М.: ЮНИТИ, 1999. -250 с.
  76. , М.Х. Основы менеджмента Текст. / М. Х. Мексон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1993.
  77. , Д.А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий Текст. / Д. А. Мильгром // Маркетинг в России и за рубежом. -1999.-№ 2.-С. 45−48.
  78. , М.Г. Ваша конкурентоспособность Текст. / М. Г. Миронов. М.: Альфа-пресс, 2004.
  79. , Л.Б. Логистика: обслуживания потребителей Текст. / Л. Б. Миротин, Ы. Э. Ташбаев, А. Г. Касенов, М.: ИНФРА-М, 2002. — 190 с.
  80. , Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление Текст. / Н. К. Моисеева, Ю. П. Анискин. М.: Внешторгиздат, 1993. — 387 с.
  81. , Н.К. Стратегическое управление фирмой Текст.: учебник / Н. К. Моисеева. М.: Финансы и статистика, 2000.
  82. , И. Санаторно-курортный комплекс России на пути реформирования Текст. / И. Мысляева, В. Нелюбин, Б. Ракитский // Вопросы экономики. 1995. — № 9. — С. 34−39
  83. , А.Н. Много пользователей и много технологий. Как найти друг друга Текст. / А. Н. Никольский // Софтмаркет. 1993. — № 41. — С. 12.
  84. , Э. Международные модели маркетинга услуг Текст. / Э. Новаторов // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 3. — С. 8−11.
  85. , Э. Становление маркетинга услуг как самостоятельной научной дисциплины за рубежом Текст. / Э. Новаторов // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 4. — С. 19−23.
  86. , O.A. Коммерческая логистика Текст.: учеб. пособие / O.A. Новиков, С. А. Уваров. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  87. , А.Г. Проблемы экономики и организации предпринимательской деятельности в сфере услуг Текст. / А. Г. Новицкий. М.: Ин-т сервиса МГУ, 2003. — 78 с.
  88. , A.A. Типология потребительского поведения Текст. / A.A. Овсянникова, И. Н. Петтай, Н. М. Ромашевская. М.: Наука, 1989.
  89. , Ю.Г. Конкурентоспособность фирмы Текст. / Ю. Г. Огородникова // Труды Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. Казань, 2005. — С. 86−93.
  90. , В.В. Управление качеством Текст.: Учебник для вузов / В. В. Окрепилов. 2-е изд. — М.: Экономика, 1998.
  91. , Н.Г. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей Текст. / Н. Г. Ольве, Ж. Рой, М. Ветер. Киев, 2003. — 325 с.
  92. , JI.B. Основы коммебрческой деятельности Текст.: учебник / Л. В. Осипова, И. М. Синяева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  93. , Г. Конкурентоспособность предприятия как объект управления Текст. / Г. Островский // Консультант директора. 2001. — № 20. -С. 34−36.
  94. , А.П. Лицом к рынку Текст.: проблемы и возможности практического маркетинга / А. П. Панкрухин, Б. А. Соловьев. М., 1991. -182 с.
  95. , М.Э. Конкуренция Текст. / М. Портер- пер. с англ. М.: «Вильяме», 2001.
  96. , М.Е. Международная конкуренция Текст. / М. Е. Портер. М.: Международные отношения, 1993. — 436 с.
  97. , И. Война продолжается Текст. / И. Поднебесный // Кировский бизнес-журнал. 2005. — № 16.
  98. , С. Тренинг профессиональных продаж Текст. / С. Реб-рик.-М., 2002.- 196 с.
  99. , К. Конкурентоспособность и маркетинг Текст. / К. Робинсон // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1996. — № 1. — С. 16−21.
  100. Российский статистический ежегодник Текст.: стат. сб. / Госкомстат России. Киров, 2005.
  101. , Ю.А. Стратегия развития предпринимательства Текст. /Ю.А. Ровенский. М., 1998. — 295 с.
  102. , Ю.Б. Конкуренция: реалии и перспективы Текст. / Ю. Б. Рубин, В. В. Шустов. М.: Знание, 1990.
  103. , Д.О. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия на основе комплексной оценки его потенциала Текст.: автореф. дис.. канд. экон. наук/ Д. О. Самадуров. СПб., 2000. — 18 с.
  104. , В.Б. Туризм Текст.: эволюция, структура, маркетинг /В.Б. Сапрунова. М.: Ось — 89, 1998. — 160 с.
  105. , С.Г. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью Текст. / С. Г. Светуньков. Режим доступа: // www. Marketing/spb.ru
  106. , А. Стандартизация и сертификация в сфере услуг Текст. / А.Ракова. М.: Мастерство, 2002. — 482 с.
  107. , O.B. История развития санаторно-курортного дела Текст. / О. В. Столярова // Курортные ведомости. 2000. — № 1. — С. 8−11.
  108. , О.Б. Инновационный менеджмент Текст. / О.Б. Стре-калов. Казань: КГТУ, 1997. — 297 с.
  109. , В.А. Конкурентоспособность предприятий: проблемы современной политики и стратегии в области качества Текст. / В. А. Таран // Машиностроитель. 1998. — № 2. — С. 6−12.106.
  110. , В.М. Ценовая политика фирмы Текст.: учебник / В.М. Тарасевич- под общ. ред. T.JI. Багиева. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003.
  111. Толковый словарь рыночной экономики Текст. М.: Глория, 1993.
  112. , A.A. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа Текст. / A.A. Томсон, А.Дж. Стрикленд- пер. с англ. 12-е изд. — М.: «Вильяме», 2003.
  113. , Ф. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании Текст. / Ф. Уотермен. М.: Прогресс, 1988. — 122 с.
  114. , Э.А. Управление фирмой Текст. / Э. А. Уткин. М.: Ака-лис, 1992. — 112 с.
  115. , Э.А. Этика бизнеса Текст. / Э. А. Уткин. М.: ТЭИС, 2003.
  116. , P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент Текст. / P.A. Фатхутдинов. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.
  117. , P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление Текст. / P.A. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М, 2000.
  118. , P.A. Менеджмент конкурентоспособности Текст. / P.A. Фатхутдинов. М., 1995. — 314 с.
  119. Фатхутдинов, Р. А Стратегический менеджмент Текст. / P.A. Фатхутдинов. М.: Изд-во «Дело», 2002.
  120. , К. Стратегический и конкурентный анализ: методы и средства конкурентного анализа в бизнесе Текст. / К. Фляйшер. М.: БИНОМ, 2005.
  121. , К. Управление и организация в сфере услуг Текст. / К. Хаксеверер, Б. Рендер, Р. Рассел, Р. Мер дик- под ред. В.В. Кулибановой- пер. с англ. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2002.
  122. , Д. Стратегический менеджмент Текст.: учеб. пособие / Д. Хасби. М.: Контур, 1998.
  123. , А.Г. Рыночная конкуренция Текст. / А. Г. Хомченко. -М., 1994.-318 с.
  124. , Р. Инновации и конкурентоспособность техники Текст. / Р. Хорошилов // Экономист. 1998. — № 4. — С. 21−24.
  125. , Л.В. Конкурентоспособность субъектов рынка и механизм ее оценки Текст. / Л. В. Целикова // Вестник Московского университета. Сер.6. Экономика. 2000. — № 2. — С. 57−67.
  126. , А. Высокая цена конкурентоспособности Текст. / А. Цыгичко // Экономист. 2003. — № 1. — С. 31−36.
  127. , Ю.А. Менеджмент Текст.: учеб. пособие для вузов / Ю. А. Цыпкин, А. Н. Люкшинов, Н.Л. Эриашвили- под ред. Ю. А. Цыпкина. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  128. , А.П. Маркетинг услуг Текст.: Продукт / А.П. Челен-ков // Маркетинг. 1998. — № 1. — С. 116−120.
  129. , А.С. Инновационное бизнес-планирование развития приоритетной отрасли Текст.: автореф. дис.. канд. экон. наук / А. С. Шальминова. Казань: Изд-во КФЭИ, 2000.
  130. , К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий текст. / К. В. Щиборщ // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 5. — С. 92.
  131. , И. Теория экономического развития Текст. / И. Шумпетер. М.: Прогресс, 1992. — 264 с.
  132. , Н.Д. Маркетинг Текст. / Н. Д. Эриашвили, К. Хо-вард, Ю. А. Цыпкин, Б. А. Соловьев и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 623 с.
  133. , А.Ю. Конкуренция Текст.: теория и практика / А. Ю. Юданов. М.: Тандем, 1996. — 271 с.
  134. , Г. В. Экономика туристских и санаторно-курортных предприятий Текст. / Г. В. Яковенко, Б. Л. Винокуров, A.M. Ветитнев. Сочи: Южный филиал НИИ им. Семашко, 1997. — 210 с.
  135. Агентство социальной информации / www.asinfo.ru.
  136. Bateson, J. Managing service marketing Текст. / J. Bateson. United States of America, 1995. — 788 p.
  137. Berry, L.L. Quality counts in services too Текст. / L.L. Berry, V.A. Zeitaml, A. Parasuraman // Business Horizons. 1985. — May — June. — P. 44−52.
  138. Day, G.S., Managerial Representations of Competitive Advantage Текст. / G.S. Day, P. Nedungadi // Journal of Marketing. 1994. — № 2. — P. 31−45.
  139. Dickson, P.R. The Static and Dynamic Mechanics of Competition Текст.: A Comment on Hunt & Morgan’s Comparative Advantage Theory / P.R. Dickson // Journal of Marketing. 1996. — № 4. — P. 102−107.
  140. Gronroos, C. Service management and marketing Текст. / С. Gron-roos. West Sussex, 2000. — 816 p.
  141. Hunt, S.D. The Resource-Advantage Theory of Competition: Dynamics, Path Dependencies and Evolutionary Dimensions Текст. / S.D. Hunt, R.M. Morgan // Journal of Marketing. 1996. — № 4. — P. 107−115.
  142. Kotier, P. Marketing Management Текст.: The Millenium Edition / P. Kotier. New Jersey: Prentice Hall, 2000. — 718 p.
  143. Landlios, R. Firms, markets and economic Текст. / R. Landlios, P. Robertson. London — New York, 1995. — 489 p.
  144. Lovelock, C. Services marketing Текст. / С. Lovelock. London, 2001.-615 p.
  145. Mason, J. B. Modern Retailing Текст.: Theory and Practice [Текст] / J.B. Mason, M.L. Mayer. Boston, 1990. — 419 p.
  146. Porter, M.E. Competitive Strategy Текст.: Techniques for Analizing Industries and Competitors / M.E. Porter. N.Y.: The Free Press, 1980. — 380 p.
  147. Roth, P. Touristik-Marketing Текст. / P. Roth, A. Schrand. -Munchen Vahlen, 1995. 394 p.
Заполнить форму текущей работой