Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методологические основы организации зон охраны исторических усадебных комплексов: На примере Московской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, окружение усадеб во многих случаях несёт в себе черты русского средневекового ландшафта. В этих условиях проектирование зон охраны исторических усадебных комплексов является необходимым мероприятием, направленным на их сохранение. Зоны охраны исторических усадебных комплексов являются объектом совмещения противоречивых интересов различных землепользователей. По типологическим… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Формирование концепции зон охраны. (Проблематика и история вопроса)
    • 1. 1. Территориальная охрана наследия. Отечественный и зарубежный опыт
    • I. 2. Усадьба и окружающий её ландшафт как предмет изучения и охраны
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Создание зон охраны исторических усадебных комплексов в 1960—1990-е гг

II. 1. Ретроспективный анализ и общие проблемы. 50−58 II.2.Начальный этап проектирования зон охраны — 1950 -1970-е гг. 58−63 П. З. Развитие методических основ проектирования — 1980 — начало1990-х гг. 64−73 П. 4.Трансформация методических подходов к проектированию зон охраны — середина — конец 1990-х гг. 73

Выводы по второй главе. 87

Глава III. Совершенствование методик проектирования зон охраны исторических усадебных комплексов.

III. 1. Авторское экспериментальное проектирование. 90

Ш. 2. Основные принципы создания зон охраны исторических 110−111 усадебных комплексов.

Ш. 2.1 .Аналитический этап (предпроектные исследования). 112

Ш. 2.2.Проектный этап. 119−127 Ш. 2.3.Этап реализации (функционирования) зон охраны.

Организация «постпроектного» охранного процесса). 127

Выводы по третьей главе. 134

Методологические основы организации зон охраны исторических усадебных комплексов: На примере Московской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Культурное наследие включает в себя как памятники истории и культуры, так и окружающий их ландшафт и объекты, относящиеся к культурному наследию, могут иметь различную ценность в зависимости от качеств ландшафта. В работе рассматриваются проблемы сохранения исторического имения, которое понимается как целостный историко-ландшафтный объект со всеми его составляющими — усадебным комплексом, системой исторически сложившихся поселений, природными территориями.

В России бурный рост усадебного строительства происходит после издания Петром III указа о вольности дворянства в последней трети XVIII в. Вновь создаваемые усадьбы включали в себя обширные открытые пространства. При этом усадебные сооружения, как правило, занимали доминирующие в рельефе высотные отметки и от них открывались перспективы и панорамы на всю «усадебную державу». Создаётся новая культура дворянского сословия, в которой усадьбы играет роль центра просвещения (Смирнов, 1994. С. 35−49).

Сегодня усадебные комплексы не являются элементом той социальной среды, в которой они возникли и сформировались. Утратив исторически присущую им роль, они приобрели черты архитектурно-ландшафтных фрагментов, отражающих ушедшее время. Усадьба превратилась в «памятник истории и культуры». Техническая и социальная революция изменила методы хозяйствования, сформированные на протяжении нескольких столетий в результате совместного помещичьего и крестьянского землеи природопользования. Это не могло не отразиться на принципах организации ландшафта и системе расселения. В настоящее время сельские поселения все меньше сохраняют за собой функции постоянного места проживания и единственного жилища. Современная субурбанизация (дачнокоттеджная застройка) изменила ландшафтную ситуацию. Исчезло множество усадеб и парков, а современные методы ведения хозяйства нарушили пропорции исторических угодий, сформировавшихся с эпохи средневековья и в которых, чаще всего, с середины — конца XVIII в. создавались усадьбы. В течение последних десятилетий многие усадебные комплексы находятся на грани уничтожения, деградируя как ансамбли, теряя свою целостность, художественную ценность, разрушаются физически и морально.

Неблагополучное состояние историко-культурного и природного наследия, в том числе, исторических усадебных комплексов в окружающем их ландшафте исторического имения особенно отчётливо прослеживается в зоне влияния крупных систем расселения (мегаполисов) с высококонцентрированной степенью урбанизации, что в первую очередь относится к Москве. Это является предпосылкой привлечения комплексных методов исследования, проектирования зон охраны и постоянного проведения научного мониторинга. Московская область выбрана не случайно, так как на её территории несмотря на утраты, сохранилось множество усадебных комплексов — от уникальных произведений дворцово-парковой архитектуры до небольших фрагментов парков. Они были построены в разное время, в различных архитектурных стилях и расположены в разнообразном природно-ландшафтном окружении. Московская область может рассматриваться в качестве модели для изучения проектных и организационных механизмов воздействия зон охраны на устойчивое землеи природопользование.

В 1960;1970;е гг. прослеживалась тенденция роста Москвы за счет мигрантов из других областей, когда численность города увеличивалась в среднем на 100 тыс. чел. в год, селившихся в ближайших пригородах. Рост Московской агломерации происходил по лучам основных железнодорожных магистралей, пространства которых интенсивно и хаотично застраивались. Возникла густая сеть коммуникаций — газопроводов, ЛЭП, автотрасс. Беспорядочно формировались целые зоны коммунально-складского хозяйства, городские свалки, производственные базы. Все это привело к искажению ландшафта пригорода в целом, в том числе его историко-культурной и природной составляющей. В результате эксплуатации природных ресурсов в настоящее время некоторые типы природных комплексов находятся на грани исчезновения.

Вместе с тем, окружение усадеб во многих случаях несёт в себе черты русского средневекового ландшафта. В этих условиях проектирование зон охраны исторических усадебных комплексов является необходимым мероприятием, направленным на их сохранение. Зоны охраны исторических усадебных комплексов являются объектом совмещения противоречивых интересов различных землепользователей. По типологическим признакам они не стоят в ряду таких понятий как «заказники», «национальные парки», «заповедники», «памятники природы», но все они требуют установления зон охраны. Перечисленные формы охраны как юридические природоохранные категории имеют более глубокие временные корни, от которых несколько отстают традиции создания культуро-охранных планировочных документов, которыми являются зоны охраны памятников истории и культуры. Существующие методические подходы к проектированию зон охраны недостаточно системны. Трансформации, происходящие в системе земельного регулирования и в правовых отношениях в целом пока еще не нашли адекватного отражения в проектных решениях. Не проведён анализ генерации проектов зон охраны исторических усадебных комплексов.

1950;1990;х гг. в методологическом отношении. Не обобщён положительный опыт создания проектов зон охраны. Это отражается и в законодательных документах, в которых нет чёткого определения составных частей зон охраны и их градостроительных режимов, особенно в границах зон регулируемой застройки и охраняемого ландшафта. Создание проектов зон охраны является действенным инструментом адаптации историко-культурного наследия к современным условиям урбанизации. Результативность проектов во многом зависит от отлаженности всей системы ландшафтного планирования, частью которого является планирование охраны наследия.

Теоретические разработки специалистов в сфере охраны историко-культурного наследия, в том числе по проектированию зон охраны памятников истории и культуры, в настоящее время находятся на начальной стадии. Понятийно-терминологическая система, относящаяся не только к произведениям садово-паркового искусства, но связанными с ними историческими территориями в целом пока еще не сложилась полностью и находится в стадии становления. Определения некоторых понятий, классификация культурного наследия, критерии отбора, обсуждаемые среди специалистов, до сих пор остаются открытыми. В этих условиях широкая трактовка понятия «зоны охраны» может привести к утрате исторических усадебных комплексов.

Вместе с тем, в последние годы целый ряд определений и подходов, относящихся к историко-культурному и природному наследию, может быть положен в основу разработки теоретической базы этой специфической области архитектурной деятельности.

Большой вклад в этот раздел науки внесли отечественные исследователиисторики искусства, архитекторы, географы, представители других смежных областей знаний. Целый ряд работ имеет основополагающее значение для проблем сохранения усадеб в качестве памятников ландшафтной архитектуры в составе исторических ландшафтов бывших имений. Теоретические и проектные работы, посвященные сохранению памятников истории и культуры, в том числе исторических усадебных комплексов можно разделить на несколько групп, в зависимости от рассматриваемых в них проблем.

1. Особенной изученностью отличаются исторические усадебные комплексы как памятники садовопаркового искусства в границах усадебного парка. Сложилась отечественная школа реставрации дворцово-парковых ансамблей, как объектов ландшафтной архитектуры. Этой проблеме посвящено наибольшее количество научных публикаций, разработок, рекомендаций (В.А.Агальцова, А. П. Вергунов, Л. С. Залесская,.

Н.А.Ильинская, Е. М. Микулина, С. С. Ожегов, С. Н. Палентреер, Е.А.Семёнова-Прозоровская, Н. А. Филиппова, Л.М.Фурсова). На эту тему защищены диссертации ряда специалистов (К.И.Минеева, Е. Н. Чернявская, Е.П.Щукина).

2. Разработке комплексных методов сохранения памятников истории и культуры в современной градостроительной среде как в городах, так и в сельской местности, в системе открытых пространств посвящены работы научно-исследовательских, академических, проектных институтов. К ним относятся: ЦНИИП Градостроительства (В.А.Лавров, С. К. Регамэ, Л.И.Соколов) — ЦНИИП Градостроительства Московской области (Г.В.Гипик, И. М. Дуванова, Г. И. Кадышев, О. П. Коробова, С.В. Юрьева) — НИиПИ Генплана г. Москвы (И.К.Бахтина, В. В. Коновалов, К. Н. Ненарокова, Г. Б. Омельяненко, Н. Н. Плащенкова, Е.Н.Розова) — Моспроекта-2, мает. 13. (В.Я.Либсон, И.Б.Циприс) — НИИТАГ (И.А.Бондаренко, Е. И. Кириченко, М.В.Нащокина) — ЦНРПМ (Л.Н.Дмитриева, Т. Е. Каменева, Н. Д. Лоренцсон, Л.А.Потапов) — «Спецпроектреставрация» (В.А.Виноградов,.

B.Ю.Кеслер, А. Б. Тренин, Я.Д.Янович) — «Гипрогор» («Экоград Наследие») (В.Н.Выборный) — Российский институт культурологии (Э.Л.Базарова, Е.Н.Чернявская) — МАРХИ (Государственная Академия) (А.П.Вергунов, А. Ф. Квасов, Е. М. Микулина,.

C.С.Ожегов, В. А. Павлова, Т. Ф. Саваренская, Д. О. Швидковский, А С. Щенков).

3.Объединение «Мособлреставрация» на протяжении ряда лет выполняло ведущую роль в реставрации историко-культурного наследия Московской области. Под руководством А. И. Семёновой сложилась школа создания проектов зон охраны, которых отличала глубина проработки научно-исследовательского предпроектного раздела. Большое внимание уделялось комплексной междисциплинарной методике изучения и охраны отечественного историко-культурного и природного ландшафта. В период с конца 1970;х гг. и до начала 1990;х гг. было создано более 20 проектов зон охраны памятников истории и культуры, в том числе исторических усадебных комплексов (Б.В.Маркус, Л. М. Миленина, Е. Н. Панфёрова, Н. Н. Плащенкова, А. И. Семёнова, С. З. Чернов, В.Н.Шеренкова). К работам привлекались специалисты смежных дисциплин — археологи, географы, биологи, почвоведы.

4. Историко-культурный и природный ландшафт как целостный объект охраны отражается в научных исследованиях Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва (П.В.Боярский, Ю. А. Веденин, К. Ю. Гарушьянц, М. Е. Кулешова, Ю. Л. Мазуров, Н. В. Максаковский, Г. Д. Мухин, П. М. Шульгин и др.).

5.Ландшафт как эстетическая категория рассматривается в научных работах А. А. Бурдюнаса, С. Б. Горбатенко, Д. С. Лихачёва, В. А. Павловой, Б. Б. Родомана, А. Сёмочкина, К. И. Эрингиса.

6. Исторические и натурные исследования усадебных комплексов продолжает возрожденное в 1992 г. «СГбШ^Й! изучения русской усадьбы (ОИРУ), регулярно издающее сборники научных трудов. Публикуются труды специалистов в области усадьбоведения (М.К.Гуренок, Л. В. Иванова, Т. П. Каждан, Е. И. Кириченко, Л. Н. Маковский, М. Б. Михайлова, М. В. Нащокина, Л. А. Перфильева, М. А. Полякова, Г. А. Полякова, И. Н. Слюнькова, Г. Ю. Стернин, Л.В.Тыдман).

7. Проблемам историко-культурных и природных ландшафтов, в том числе, посвящена деятельность Объединения ландшафтных архитекторов Союза архитекторов РФ, входящего в Международное объединение ландшафтных архитекторов (ИФЛА). Этому направлению посвящена научная и творческая деятельность ландшафтных архитекторов и дендрологов (Т.И.Вольфтруб, Н. И. Деркач, Л. Н. Дмитриева, С. Н. Доброхотова, В. С. Теодоронский, Н. П. Титова, Л. М. Фурсова и др.).

Вместе с тем, сегодня ощущается недостаточность научных исследований, посвященных методическим проблемам проектирования и установления зон охраны памятников истории и культуры, в частности исторических усадебных комплексов.

Проектная практика, затрагивающая проблемы сохранения исторических усадебных комплексов в окружающем их ландшафте бывшего исторического имения еще недостаточно научно обобщена, многие критерии охраны не закреплены законодательно и инструктивно. В проектах зон охраны последних лет занижаются требования к параметрам сохранения историко-культурных и природных территорий. Так, существующая методическая документация по проектированию зон охраны объединяет в себе все типы историко-культурного наследия. Вместе с тем, различные памятники требуют и различных подходов. Выделим основные типы территориального наследия.

1.Исторические города и в них: монастырские и усадебные комплексыкварталы исторически ценной застройкипамятники археологии древнейших периодов и средневековья.

2. Внегородские территории и в них: исторические усадебные и монастырские комплексыисторические поселенияотдельно расположенные архитектурные памятникипамятники археологии древнейших периодов и средневековья. Подходы к разработке проектов зон охраны в перечисленных типах наследия могут носить различный характер. Одинаковыми могут быть лишь их центральные части — территория памятника. Все остальные, особенно охранная зона — отличаются. Так, охранная зона загородной усадьбы имеет природные составляющие — чаще всего это открытые сельскохозяйственные угодья. В городе же это урбанизированная историческая среда. Рекомендации будут отличаться. Это подтверждается практикой сохранения наследия, в частности, в динамически развивающейся системе расселения — Москве, где рекомендации по режимам содержания зон охраны носят более свободный характер. В природной (внегородской) среде, они носят более консервативный, стабильный характер, что способствует сохранению природных систем. Также отличаются между собой методики проектирования зон охраны памятников археологии древнейших периодов и средневековья. Определяющим является тип территории, в которой расположены памятники — урбанизированной или природной. Для памятников средневековья, расположенных в сельской местности, методы проектирования" зон охраны адекватны существующим для памятников архитектуры. В охрану при этом включается природное окружение. Это же относится и к городским памятникам археологии эпохи средневековья. Что касается памятников археологии древнейших периодов, то методы проектирования зон охраны требуют специальных исследований и разработки методических указаний. Мы их не рассматриваем.

Необходимо терминологическое уточнение: следует разделить понятие «охранные зоны» как юридического термина от «зон охраны» как простого перечисления функциональных зон.

Наибольшее внимание нами уделено тем историческим усадебным комплексам, на которых автору довелось работать в период с начала 1980;х до середины 1990;х гг. Эти материалы были приняты за основу при анализе методики проектирования зон охраны. Исследовались и другие исторические усадебные комплексы Московской области, в некоторых случаях привлекались иные типы памятников.

Создание проекта зон охраны состоит из трёх этапов: аналитического, включающего в себя предпроектные исследования, проектного, этапа реализации (функционирования) зон охраны — организации «постпроектного» процесса. Результативность этого этапа, как уже было отмечено, зависит от упорядоченности всей системы ландшафтного планирования, частью которого является планирование охраны наследия.

Диссертационное исследование базируется на следующих терминах и понятиях:

1. Исторический усадебный комплекс — архитектурно-ландшафтный памятник (объект), сооружения и планировочная структура которого сформированы в разное время по проекту одного или нескольких архитекторов и объединены единой территорией. Состав сооружений, парк и планировочная структура отвечают как определенной архитектурной традиции, так и различаются по стилевым признакам.

2. Исторический усадебный ансамбль — отличается от комплекса тем, что его сооружения — парадные и служебные построены единовременно по проекту одного архитектора, в одном архитектурном стиле и незначительные перестройки и трансформация планировочной структуры не изменили его архитектурной цельности, во всяком случае, не имеют большого влияния на художественный образ усадьбы. Ему присуще гармоническое единство форм, высокое эстетическое значение и определенный архитектурный стиль.

З.Зоны охраны (проект зон охраны) — первичная стадия ландшафтного планирования, планировочный юридический документ культуро-охранного значения, организующий землеи природопользование и обеспечивающий его устойчивое состояние. Систему зон охраны образуют территория памятника и три функциональные зоны: охранная зона, зоны регулирования застройки, зона охраняемого ландшафта. Зона археологического слоя и водоохранная могут войти в любую из перечисленных зон, расширяя при этом регламенты их охраны. Как уже было сказано, методические подходы к проектированию зоны охраны различаются: для исторических городов, памятников археологии (в исторических городах, в природных ландшафтах), внегородских территорий (исторических усадебных и монастырских комплексов).

3.1. Территория памятника участок, исторически принадлежащий памятнику (историческому усадебному комплексу), связанный с ним функционально и художественно. Сформирован в разное время создания усадьбы. Объединяет в себе: жилые и хозяйственные строенияпарк и систему прудовподъездные (лучевые) аллеиэкстерьер, на котором расположены наилучшие видовые точки, открывающиеся на парк. В некоторых случаях входит и усадебная церковь, и другие исторически ценные сооружения. В географическом понимании территория памятника является «ведомым» фактором по отношению к охранной зоне.

3.2. Охранная зона — участок, окружающий территорию памятника (прилегающий к ней) и связанный с ней функционально, композиционно и художественно и предназначен как для физической сохранности памятника (исторической гидрологической системы), так и для благоприятного зрительного восприятия. Чаще всего включает в себя открытый ландшафт. Является «ведущим» фактором по отношению к территории памятника.

3.3. Зоны регулирования застройки — устанавливаются на всех застроенных территориях в пределах зон охраны с целью обеспечения гармонического единства новой застройки с исторически сложившейся, закрепления значения памятника в окружающем ландшафте. В зависимости от типов застройки выделяются подзоны. Являются одновременно «ведущим^' и «ведомымй факторами по отношению к зоне охраняемого ландшафта и «ведущим» по отношению к охранной зоне.

3.4. Зона охраняемого ландшафта — сформированная во времени и изменённая человеком мозаика ландшафтных элементов, унаследованная имением и дошедшая до нашего времени. Зона охраняемого ландшафта объединяет в себе все предшествующие зоны и устанавливается для сохранения целостности восприятия памятника и исторической системы расселения, перспективного, панорамного, природного фона, сохранения экологических характеристик, сохранения и воссоздания исторического и природного ландшафта. Представляет собой вместе с территорией памятника и другими зонами цельный историко-культурный и природный объект охраны. Является «ведущим фактором» по отношению к охранной зоне и зонам регулирования застройки.

3.5. Зона археологического слоя устанавливается на памятниках археологииселищах, городищах, курганах и др. В исторических поселениях зона археологического слоя включает в себя как выявленные селища, так и предполагаемые в соответствии с историческим картографическим материалом XVII—XVIII вв. К памятникам археологии относят также всю систему расселения с историческими коммуникациями, сложившуюся в древности и изображенную на картографическом материале XVII—XIX вв. При этом зона археологического слоя может войти в любой тип зон охраны, прибавив тем самым дополнительные режимы ее регулирования.

3.6. Водоохранная зона устанавливается на всех существующих в границах зон охраны водоёмах с целью их физического сохранения и чистоты экологических характеристик. Проектируется индивидуально для каждого типа водоёма, при этом учитываются все водотоки, впадающие и вытекающие из водоема, в т. числе овраги.

4 .Историко-культурный и природный ландшафт — ландшафт, сохраняющий черты русского средневековья, в котором были сформированы усадебные комплексы.

5. Ландшафт исторического имения мы рассматриваем как парк, как результат не персонифицированного творчества помещика и крестьян в землеи природопользовании, закрепившаяся в природе деятельность человека. Он сформирован во времени и унаследовал мозаику ландшафтных элементов более древних периодов. В связи со своей значимостью требует углубленных подходов к изучению, описанию и инвентаризации. Пейзаж и есть парк — набор видов.

6. Культурное и природное наследие — сохранившийся в естественном малоизмененном состоянии или преображенный человеческой деятельностью природный комплекс, имеющий большую ценность в культурном, историческом, познавательном, экономическом или эстетическом значении.

7. Культурное наследие — широкое понятие, которое включает в себя отдельные памятники истории, архитектуры и градостроительства, ансамбли памятников, а также достопримечательные места — совместные творения человека и природы, представляющие ценность в связи с их красотой и с точки зрения археологической и исторической ценности.

8. Природное наследие понимается как природные памятники, представляющие интерес с эстетической и научной точки зрения. К нему относятся природные достопримечательные места, представляющие ценность с точки зрения науки, сохранения природной красоты, или совместное творение человека и природы.

9. Ёмкость историко-культурного и природного ландшафта — количественные и качественные характеристики антропогенного воздействия, при которых ландшафт сохраняет свое устойчивое состояние.

10. Ландшафтный архитектор — первый среди равных, подобно режиссёру собирающий группу специалистов разного профиля для создания ландшафтного проекта. {Это утверждение созвучно мысли Розенберга Л. Е., который считал, что парадокс профессии «ландшафтный архитектор» заключается в том, что он разбираясь в садоводсте, дендрологии, декорировании, не является ни цветоводом, ни дендрологом, ни декоратором — это архитектор, решающий сложные проблемы организации открытого пространства"). (Розенберг, 1963. С. 212−214).

АКТУАЛЬНОСТЬ темы

обусловлена необходимостью предотвращения утраты исторических усадебных комплексов в условиях развивающейся агломерации с высоко концентрированной застройкой методом создания проектов зон охраны.

ЦЕЛЬ исследования состоит в обосновании необходимости развития специфической области градостроительного проектирования — разработке проектов зон охраны исторических усадебных комплексов, усовершенствований методик проектирования и выявлений их воздействия на формирование устойчивого землеи природопользования с приоритетом сохранения историко-культурного наследия.

Для достижения цели автором решаются следующие ЗАДАЧИ: -изучение методов территориальной охраны наследия в России и за рубежом;

— изучение области применения проектов зон охраны историко-культурного наследия- -анализ проектной практики 1950;1990;х гг. в области разработки зон охраны, систематизация методик создания проектов зон охраны;

— обоснование необходимости использования системного подхода к изучению историко-культурного и природного ландшафта исторического имения (поместья) — - анализ опыта авторского экспериментального проектирования зон охраны одной из усадеб;

— обоснование основных принципов и положений проектирования зон охраны- -составление словаря, в котором расшифровываются понятия и термины в области сохранения территориального наследия.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются исторические усадебные комплексы Московской области в связи с окружающим их ландшафтом (усадьба, парк, ландшафт). Усадебный комплекс рассматривается как объект ландшафтной архитектуры.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются принципы и методы проектирования зон охраны исторических усадебных комплексов.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ базируется на существующем опыте проектирования зон охраны, научно-методической и инструктивной документации, ряд позиций которой расширяется и усовершенствуется.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ базируются на комплексном научном анализе практики разработки проектов зон охраны исторических усадебных комплексов Подмосковья. Проведены натурные исследования состояния исторических усадебных ландшафтов и их фотофиксация. Составлена и издана карта, в которую внесено 642 усадьбы Московской области.

ГРАНИЦЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Работа обобщает опыт проектирования зон охраны исторических усадебных комплексов Московской области, разработанных в 19 501 990;е гг. с учётом изданной в этот период научно-методической и инструктивной документации.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА определяется расширением сферы деятельности ландшафтной архитектуры и включением в эту дисциплину вопросов территориальной организации всего ландшафта бывшего имения (усадьба, парк, окружающие ландшафты). С этой целью на основе подходов, сформулированных в научной и проектной традиции европейского ландшафтного планирования (landschaftsplannung), предложено усовершенствование методик проектирования и установления зон охраны исторических усадебных комплексов Подмосковья XVIII — XIX вв.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ результаты корректировки методик проектирования зон охраны исторических усадебных комплексов, уточнения понятий в определении составных частей проекта и позиций инструктивно-методической документации, основные положения и принципы проектирования зон охраны, статус проектов, их правовая защита, сценарий «постпроектной» организационно-охранной деятельности, в том числе планировочными методами.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ работы состоит в усовершенствовании действующих методик разработки, установления и функционирования зон охраны, их правового статуса, что позволит повысить эффективность охраны культурного и природного наследия, сделав ее неотъемлемой частью градостроительного и землеустроительного обеспечения развития исторических территорий.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.3оны охраны исторических усадебных комплексов — специфическая область градостроительного проектирования, в которой решаются проблемы сохранения недвижимого наследия. Разработка проектов зон охраны должна предшествовать остальным видам планировочной деятельности. Методы их создания должны различаться для различных типов наследия (расположенных в урбанизированных территориях и во внегородском природном окружении), но не зависеть от форм собственности на памятники и территории.

2.Изучение процессов сохранения наследия показало, что практика создания зон охраны начала формироваться с послевоенного периода. С тех пор и до нашего времени в Московской области было разработано около 60 проектов зон охраны исторических усадебных комплексов, что составляет примерно 10% от числа выявленных на сегодняшний день. В разные периоды создания для них характерна единая направленность, но различные методические подходы.

В работе выделено три периоды проектирования: 1950 — 1970;е гг., 1980 — начало 1990;х гг., середина — конец 1990;х гг., различающиеся подробностью предпроекгных исследований, полнотой состава проекта и параметрами включаемых в охрану территорий. Наиболее прогрессивным можно считать второй период.

3.Создание зон охраны включает три этапа: аналитический (предпроектные исследования), проектный, «постпроектный» (этап реализации, функционирования зон охраны).

4.Интенсивное антропогенное вмешательство в ландшафты исторических усадебных комплексов обусловливает методы их изучения, которые по своей детализации должны приближаться к парковым. Одним из них является метод комплексных исследований исторического ландшафта, обеспечивающий выявление всей мозаики ландшафтных элементов, сформированных во времени, закреплённых в природе, унаследованных имением. При этом локализуются ландшафтные выделы для включения их в земельный кадастр.

5.Сопоставление результатов авторского экспериментального проектирования с существующей проектной практикой позволило сформулировать основные принципы и положения проектирования зон охраны. К ним относятся: структурированность зон охраны (морфология, номенклатура) — иерархичность зон, когда каждая последующая создаёт дополнительное «кольцо» охраны по отношению к предыдущей («матрёшка») — не совмещение различных зон охраны (суверенность). Условием функционирования зон охраны является введение в правовое пространство в начале проектированияраспространение информации среди местных административных структур, местного сообщества и в прессе о начале их создания.

6.Результативность зон охраны зависит от отлаженности всей системы ландшафтного планирования. Это достигается закреплением статуса ландшафтного планирования как основного механизма охраны и развития всего ландшафтного комплекса страны и Концепции (стратегии) охраны наследия как составной части. Концепция включает следующих разделы:

— организационно-управленческий (создание единого ведомства, отвечающего за сохранение целостностного историко-культурного и природного наследиясокращение сроков согласования проектов и числа согласовательных инстанцийизменение порядка согласования землеотводов и проектов застройки (с органами охраны памятников, затем с районным архитектором);

— правовой (разработка механизмов действия законодательных документов в области охраны наследиякорректировка инструктивно-методической документации по проектированию зон охраныиздание специального Закона о зонах охраны в Московской области);

— архитектурно-планировочный (оперативное проектирование временных зон охраны всех объектов наследия в Московской области в М 1:10 000- формирование стратегии развития малоэтажного (дачно-коттеджного) строительства в Московской области, предполагающей исключение застройки ландшафтов исторических усадебных комплексов);

— информационный (публикация проектов зон охраны и распространение информации о них в прессе, нанесение границ зон охраны на земельные планы и картографический материал);

— образовательный (подготовка и переподготовка специалистов в области ландшафтного планирования — землеустроителей, мелиораторов введением курса ландшафтная архитектура в профильные ВУЗы) — подготовка и переподготовка управленческих кадров;

— экономический (организация финансирования проектов зон охраны за счёт средств застройщиков и собственников памятников, страхование ландшафтов, компенсация за использование земель поселений местному сообществу).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Загородная дворянская усадьба — феномен русской жизни, знаменующий античный период в её культуре. Являясь архитектурным и природным комплексом, она объединяла в себе архитектурные сооружения, парк и окружающий ландшафт и обеспечивала все условия для благоприятного проживания своих хозяев — отдыха, занятия хозяйством. Привлекая к себе множество просвещённых гостей, являлась центром культуры и искусства. Располагаясь в географическом эпицентре имения, была его доминантой в пространственном отношении, основой его экономического развития. Русское имение во многом унаследовало те черты средневекового ландшафта, в котором было создано. Ландшафт исторического имения мы рассматриваем как результат не персонифицированного творчества помещика и крестьян в землеи природопользовании. Сегодня подходы к его изучению по степени подробности и углублённости должны приближаться к парковым, т. е. ландшафт исторического имения мы рассматриваем как парк, как эталонный русский ландшафт. Одним из методов его фиксации является локализация ландшафтных выделов для внесении их в земельный кадастр. При этом применяется комплексный метод исследования ландшафта, объединяющий в себе археологические, историко-картографические, эстетические, микротопонимические и палеоландшафтные исследования.

В условиях резко возросшей субурбанизации пригорода крупной системы расселения — Москвы особую актуальность приобретает сохранение исторического усадебного ландшафта. Многие усадебные комплексы в Московской области находятся на грани исчезновения. Одним из действенных мероприятий по их сохранению является создание проектов зон охраны. Зоны охраны — планировочный градостроительный документ, обеспечивающий стабильное землеи природопользование и адаптацию историко-культурного наследия к современным условиям урбанизации.

Всего в Московской губернии с XVII по XX вв. число усадеб доходило до двух тысяч, а перед революцией их насчитывалось около полутора тысяч. В настоящее время в Московской области выявлено более 600 усадеб в разной степени сохранности — от крупных дворцово-парковых комплексов, до фрагментов парков. С начала проектирования зон охраны (1950;е гг.) и до настоящего времени разработано около 60 проектов. В методических подходах к проектированию зон охраны выделяются три периода: 1950 — 1970;е гг., 1980; начало 1990;х гг., середина — конец 1990;х гг. Проекты этих периодов различаются глубиной проработки предпроектного раздела, масштабами проектирования и параметрами включаемых в охрану площадей, особенно зон охраняемого ландшафта. Из перечисленных периодов как прогрессивный выделяется второй, когда методические основы получили развитие — исследования приобрели комплексный междисциплинарный характер. Оптимизировались площади включаемых в охрану историко-культурных и природных территорий. В середине — конце 1990;х гг. основы проектирования во многих случаях трансформировались, что было вызвано бурной субурбанизацией пригорода по проектам новой генерации. Резко сократились площади зон охраняемого ландшафта.

Проектирование зон охраны является стадийным процессом и состоит из трёх этапов: аналитического, проектного и «постпроектного» (этапа реализации, функционирования зон охраны).

К основным принципам и положениям проектирования зон охраны можно отнести «структурированность» зон — подчинение определённой номенклатуреиерархичность зон («матрёшка»), когда каждая последующая включает в себя предыдущую кроме зон регулирования застройки, т.к. поселения расположены дисперсно по всей территории- «суверенность» не совмещение функциональных зонвведение проекта в правовое пространство уже в начале его создания (информирование местных административных структур, общественности и средств массовой информации).

Для успешного функционирования зон охраны необходима отлаженность всей системы ландшафтного планирования, частью которого является Концепция (стратегия) охраны наследия. Концепция состоит из следующих разделов: организационно-управленческого, правового, архитектурно-планировочного (архитектурно-ландшафтного), информационного, образовательного, экономического.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Вопросы реставрации усадьбы-заповедника И.С.Тургенева Спасское-Лутовиново.// Вопросы озеленения городов. МЛТИ, вып.34. М., 1971.
  2. В.А. О восстановлении и реконструкции парка в усадьбе Тригорское Музея-заповедника А.С.Пушкина «Михайловское». // Русская усадьба. ОИРУ. № 5 (21). М., 1999. С. 92−112.
  3. Аки А.Д. О международном аспекте защиты памятников культуры. // Памятники истории, культуры и природы. Н, — Новгород, 1995. С.157−158.
  4. Т. Кругом родные все места. // Памятники Отечества. № 25. 1992. С. 127 133.
  5. Г. В. Памятник русского зодчества в Кадашах. (Цитирует М. М. Бенеманского. Закон градский, значение его в русском праве. Ч. II.M., 1917. С.237−240). М., 1974.
  6. Аналитический обзор зарубежного опыта управления национальными парками. Социально-экологический союз. Центр охраны дикой природы. Институт Наследия. М., 1994.
  7. М.А., Турчин B.C. .В окрестностях Москвы. Из истории усадебной культуры XVIII—XIX вв. М&bdquo- 1979.
  8. П.С., Татаренко Н. В., Кособрюхов В. Н. Системный подход к экологическим исследованиям на территориях музеев-заповедников. // Проблемы сохранения и развития музеев-заповедников. Бородино. 22−24 XI 1997. М., 1998. С. 47−56.
  9. Г. Н., Жучкова В. К. и др. Ландшафты Московской области и их современное состояние. Смоленск, 1997.
  10. Д.Л. Наука о ландшафте. М., 1975
  11. В., Вергунов А., Хромов Ю. Эстетические закономерности формирования ансамбля. // Архитектурные композиции садов и парков. М., 1980.
  12. Э.Л. Вопросы формирования ландшафта в городах научных центрах. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата архитектуры. М, 1980.
  13. Э.Л. Экологические аспекты сохранения усадебных комплексов. // Русская усадьба. ОИРУ, вып.1 (17). М.-Рыбинск, 1994. С. 189−194.
  14. И. Лосиный остров. Проект планировки природного парка. // Строительство и архитектура Москвы. 1976. № 10. С.8−11.
  15. И.К. Комплексное решение проблемы охраны памятников природы, истории и культуры в системе особо охраняемых территорий.// Комплексная охрана и реставрация ансамблей и историко-культурных заповедников. М., 1989. С.85−95.
  16. И.К. Комплексая охрана памятников садово-паркового искусства Москвы и ближайшего Подмосковья. // Охрана и использование памятников садово-паркового искусства Москвы. М., 1990. С.29−37.
  17. И.К. Природно-исторический парк «Пехорка». // Археологический фактор в планировочной организации территории. Институт Наследия. М., 1997. С. 75−82.
  18. И.К., Семёнова А. И., Дмитриева JI.H. Положение о памятниках садово-паркового искусства. 1989. Рукопись, 7 стр.
  19. Р. Всё о национальных парках. М., 1987
  20. И.О., Фурсова Л. М. Ландшафтное искусство. М., 1988.
  21. А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова. Спб., 1872.
  22. Будущее прославленного пригорода. // О развитии Петродворца, Ломоносова, Стрельны. // Строительство и архитектура Ленинграда. № 11, 1979.
  23. Л., Соколов Л., Квасов А. Особенности исторического развития городов Подмосковья. //Архитектура СССР, № 7, 1979.
  24. Л.Р., Чернов С. З. В окрестностях Муранова. Археологические заметки. // Памятники культуры. Новые открытия. М., 1997. С.401−412.
  25. Ю.А. Русские дворянские усадьбы и их роль в возрождении культурного ландшафта России. // Русская усадьба. ОИРУ, вып.1 (17). М.-Рыбинск, 1994. С. 29−46.
  26. Ю.А. Необходимость нового подхода к культурному и природному наследию России. // Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. Институт Наследия. М., 1995. С.5−20.
  27. Ю.А. Современные проблемы сохранения русского усадебного ландшафта. // Русская усадьба на пороге XXI века. Хмелитский сборник. Смоленск, 2001. С. 143−155.
  28. Ю.А., Зайцева Г. А. Основные положения концепции развития музеев-заповедников. // Проблемы сохранения и развития музеев-заповедников. Институт Наследия. М., 1998. С. 6−17.
  29. А.П. Вопросы архитектурно-художественных композиций парков. М., 1974.
  30. А.П. Архитектурные композиции садов и парков. М.1980.
  31. А.П., Горохов В. Национальный парк Лосиный остров в Подмосковье: быть или не быть? // Строительство и архитектура Москвы. № 11. М., 1986. С.8−10.
  32. А.П. Город и природное окружение (архитектурно-планировочная организация взаимосвязей). Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора архитектуры). М., 1986.
  33. А.П., Горохов В. А. Русские сады и парки. М., 1988.
  34. А.П. Усадебные и дворцово-парковые комплексы в системе заповедных исторических ландшафтов. //Русская усадьба. ОИРУ, вып.1 (17). М.-Рыбинск, 1994.С.36−46.
  35. А.П., Горохов В. А. Вертоград. Садово-парковое искусство России. М., 1996.
  36. Н. Экология красоты. // Памятники Отечества. № 1, 1985. С.162−164.
  37. Н.Н. Старые усадьбы. С-Пб, 1999.
  38. В.Н. Остафьево «русский Парнас». (О реставрации усадьбы и развитии музея). // Русская усадьба. ОИРУ. № 6 (22). М., 2000. С.396−406.
  39. Н.С. Переписка с генерал-губернатором по гражданской части кн.Д. В. Голицыным. РГАДА. Ф.1262. Ед.хр.144. 1824.
  40. К.Ю. Культурологические подходы к эстетической оценке природного окружения русской усадьбы. // Научный отчёт сектора «Ландшафтная архитектура и экология». Институт йаследия. М., 1995.
  41. Ю.В. Некоторые вопросы реставрации парков и проектирование охранных зон. // Материалы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация». М., 1974. 79−86.
  42. С.Б. Разработка зон охраны усадеб на Петергофской дороге. // Охрана и использование памятников садово-паркового искусства. М., 1990. С.83−91.
  43. С.Б. Петергофская дорога. Спб., 2001.
  44. Государственный природный Национальный парк «Лосиный остров».// НИиПИ Генплана г. Москвы. М., 1990.
  45. Градостроительные вопросы сохранения и использования памятников архитектуры. // Союз архитекторов СССР, ред. Лавров В. А. М., 1980.
  46. Градостроительная программа возрождения России. // Библиотека «Российской газеты», № 5. М&bdquo- 1995.
  47. Градостроительные проблемы охраны окружающей среды.// ЛенЗНИИЭП.1987.
  48. Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI—XX вв. М., 2001.
  49. Дворянские гнёзда России. История, культура, архитектура. М., 2000.
  50. В. Историческая территория как форма охраны памятников истории и культуры. // II международная конференция по сохранению и развитию уникальных исторических территорий. Институт Наследия. М., 1992. С.59−62.
  51. Делиль Жак. Сады. М., 1987.
  52. М.Ф. Основные архитектурно-композиционные принципы гидросистем парковых комплексов Подмосковья конца 18 в., начала 19 в. Диссертация на соискание учёной степени кандидата архитектуры. М., 1973.
  53. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV—XVI вв. M.-JI. 1950.
  54. А.В., Зайцева Г. А. Экомониторинг историко-культурной территории: некоторые теоретические аспекты и методология. // Проблемы сохранения и развития музеев-заповедников. Бородино. 22−24 X. 1997. М., 1998. 39−46.
  55. Ю.Н. Сохраненные революцией. М., 1985.
  56. Н.М. Национальный парк. М., 1987. С. 172.
  57. Л.С., Микулина Е. М. Ландшафтная архитектура. М., 1979.
  58. В.В. Подмосковные музеи. Вып. 1−6. М.-Л., 1925.
  59. В.В. Общество изучения русской усадьбы. // Русская усадьба. ОИРУ. Вып.4 (20). М., 1998. С.17−160. (Подготовка к публикации Г. Д.Злочевского).
  60. О.А., Ильинская Н. А. Возрождение исторических парковых ансамблей. // Архитектура и строительство Ленинграда. 1973. № 6. С. 8−11.
  61. М.А. К вопросу о русских усадьбах XVIII в. // Русский город. М., 1981. Вып.4. С. 157−173.
  62. М.А. Архитектура русской усадьбы. // История русского искусства. М., 1961. С.296−315.
  63. Н.А. Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры. Л., 1984.
  64. Т.П. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997.
  65. Как мера и красота скажут. // Архитектура (приложение к Строительной газете). М., 26.Х. 1980.
  66. А.Э., Сорокин А. Д. Использование ландшафтных информационных систем в охране культурного ландшафта Германии. // Охрана наследия за рубежом. Опыт прошлого и современные проблемы. Институт Наследия. М., 1995. С. 109−120.
  67. Л.В., Потапова Н. А., Сухман Т. П. Охрана культурного наследия России XVII—XX вв.. Хрестоматия. T.I. М., 2000.
  68. Каталог рек и озер Московской губернии. Сост. Здановский И. А. Общество изучения Московской губернии. М., 1926.
  69. Е.И. О семантике русской загородной усадьбы первой трети ХЕХ в. (Грузино Аракчеева). // Русская усадьба на пороге XXI века. Хмелитский сборник. Вып.З. Смоленск, 2001.С. 24−39.
  70. Комплексный природный заказник «Верхняя Москва-река». НИиПИ Генплана г. Москвы. М., 1990.
  71. И.А. Искусство паркового пейзажа. М., 1977.
  72. Н.А. Проблемы обеспечения сохранности археологических памятников заповедника «Горки Ленинские» // Сохранение и восстановление природно-культурных комплексов Подмосковья. М., 1995. С. 122−131.
  73. Н.А., Низовцев В. А. Ландшафтно-исторический подход к функциональному зонированию природно-исторических территорий. // История изучения, использования и охраны природных ресурсов Москвы и Московского региона. М., 1997. С.
  74. И.И. Вопросы градостроительной защиты памятников археологии. // Градостроительная охрана памятников истории и культуры. М., 1987. С. 39.
  75. В.И. Из истории феодального землевладения России. (По материалам Коломенского уезда XVI—XVII вв.) МГУ. 1993.
  76. М.Е. Формы охраны территорий природного и культурного наследия США и России. // Охрана наследия за рубежом: опыт прошлого и современные проблемы. Института Наследия. М., 1995. С.70−88.
  77. М.Е. Правовые проблемы сохранения русской усадьбы. // Русская усадьба на пороге XXI в. Хмелитский сборник. Вып.З. Смоленск, 2001. С. 156−164.
  78. М.Е. Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в национальных парках. М., 2002.
  79. М.Е., Столяров В. П. Сравнительный анализ практики управления культурными ландшафтами в Норвегии и России. // Зарубежное законодательство в области сохранения культурного и природного наследия. Институт Наследия. М., 1999. С. 49−70.
  80. B.C. Картографическое искусство русского государства. М., 1989.
  81. В.А. Градостроительные, функциональные и реставрационные задачи приспособления и использования памятников истории и культуры. // Экспресс информация Центра по проблемам культуры и искусства. Вып. I. М., 1975.
  82. Н.В. Архитектурно-ландшафтная организация долин малых рек в городах (на1. А^торе^ердтпримере малых городов Московской области^Диссертаций на соискание учёной степени кандидата архитектуры. М., 1990.
  83. Д.С. Земля родная. М., 1983.
  84. Д.С. Поэзия садов. М., 1991.
  85. В.И. Формирование и охрана историко-культурных ландшафтов региона (на примере северо-восточной части ЦЭР СССР). Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата архитектуры. М., 1985.
  86. В.И. Эталонный русский ландшафт. // Памятники истории и культуры. Вып.З. Ярославль, 1986.
  87. Ю.Л. Феномен природного наследия в науке и культуре. // Уникальные территории в культурном и природном наследие регионов. Институт Наследия. М., 1994. С. 8−31.
  88. Ю.Л. Уникальные территории: концептуальный подход к выявлению, охране и использованию. // Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов. Института Наследия. М., 1994. С.31−40.
  89. Ю.Л. Природное наследие как новый акцент в европейской экологической политике. (Маахстрихтская конференция по природному наследию Европы и ее документы). Вып. 1. // Наследие и современность. Институт Наследия. М., 1995. С. 49.
  90. Ю.Л. Охрана природного наследия в экологической и культурной политике. // Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. Институт Наследия. М&bdquo- 1995. С.65−74.
  91. Ю.Л., Фомченков А. С. Ландшафтное планирование в Германии как механизм экологического регулирования. // Охрана наследия за рубежом. Институт Наследия. М., 1995. С.89−109.
  92. Н.В. Опыт охраны объектов природного наследия в Великобритании. // Охрана наследия за рубежом: опыт прошлого и современные проблемы. Институт йаследия. М., 1995. С.52−69.
  93. Н.В. Опыт сохранения природного и культурного наследия в системе национальных парков Канады. // Наследие и современность. Вып.З. Институт Наследия. М., 1996. С.29−72.
  94. Н.В. Национальные парки в урбанизированных районах России. М. Рязань 1997.
  95. Р.А., Мурашкина С. И. Опыт организации «Нэшнл траст» в охране природного и культурного наследия Великобритании. // Охрана наследия за рубежом: опыт прошлого и современные проблемы. Институт Наследия. М., 1995. С. 43−51.
  96. И.И., Низовцев В. А. Происхождение ландшафтов Московской области. // Ландшафты Московской области и их современное состояние. Смоленск, 1997.
  97. Методические рекомендации по экологическому мониторингу недвижимых объектов культурного наследия. Институт Наследия. М., 2001.
  98. П.Н. Сельский пейзаж Московской губернии на рубеже XVIII века. // Памятники Отечества. № 31 (1−2). М., 1994. С.89−93.
  99. Е.В. Сценография и развитие европейского садово-паркового искусства нового времени. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата архитектуры. М., 2001.
  100. Е.М. Теоретические основы и принципы приспособления памятников ландшафтной архитектуры. Использование ландшафтов для отдыха. М., 1975.
  101. Е.М. История садово-паркового искусства и эволюция среды. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора архитектуры. М., 1984.
  102. К.И. О методике проектирования охранных зон памятников ландшафтного искусства в условиях новой застройки. // Теория и практика реставрационных работ. М., 1977.
  103. К.И. Принципы реставрации памятников ландшафтного искусства и установления их охранных зон. (На примере Царицына). Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата архитектуры. М., 1970.
  104. Наследие и современность. // Информационный сб., вып. З, 5, 6. Институт йаследия. М&bdquo- 1996- 1998.
  105. М.В. К интерпретации образной структуры усадьбы Грачёвка. // Русская усадьба. ОИРУ. № 2 (18). М&bdquo- 1996. С.159−172.
  106. М.В. Русские усадьбы эпохи символизма. // Русская усадьба. ОИРУ. № 4 (20). М., 1998. С. 316−345.
  107. М.В. Проблемы изучения русской усадьбы на пороге XXI века. // Русская усадьба на пороге XXI века. Хмелитский сборник. Вып.З. Смоленск, 2001. С. 11−23.
  108. В.А., Мельник М. В., Лаукарт Л. В. и др. История хозяйственного освоения лесных ландшафтов ГИЗЛ «Горки Ленинские». // Сохранение и восстановление природно-культурных комплексов Подмосковья. М., 1995. С.37−43.
  109. Н., Калуцков В. Ландшафты памятники природы, истории и культуры. М., 1990.
  110. З.А. Садово-парковый ландшафт. М., 1989.
  111. М.А. Проекты зон охраны в деле сохранения русской усадьбы. // Русская усадьба на пороге XXI века. Хмелитский сборник. Вып.З. Смоленск, 2001. С.199−204.
  112. С.С. История ландшафтной архитектуры. М., 1993.
  113. Г. Ф. Культурное наследие за рубежом. Культурное наследие и новая Германия. Культурное наследие Польши в новых условиях. // Наследие и современность. Институт Наследия. Информационный сборник, вып.1. М., 1995, С. 59.
  114. Г. Ф. Охрана памятников истории и культуры в ФРГ. // Зарубежное законодательство в области сохранения культурного и природного наследия. Институт Наследия. М., 1999.С.38−48.
  115. Г. Ф. Законодательство по культурному наследию в Норвегии. // Зарубежное законодательство в области сохранения культурного и природного наследия. Институт Наследия. М., 1999. С.71−85. (Перевод).
  116. Ю. Константин Юон. М., 1982.
  117. В.А. Исторические концепции ландшафтной архитектуры. // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата архитектуры. М., 1998.
  118. JI.K. Из опыта охраны памятников истории и культуры Подмосковья. // Новое в жизни, науке, технике. № 8. М., 1990. С.20−37.
  119. С.Н. Садово-парковое искусство. М., 1978. Вып. 1−2.
  120. Памятники архитектуры. Охрана, исследования, реставрация. Библиографический указатель. № 4 (30). М., 1982.
  121. Памятники в контексте историко-культурной среды. НИИ Культуры. М., 1990.
  122. В. Заповедная глухомань. // Памятники Отечества. 1993. № 3−4. С.178−183.
  123. JI.A. Архитектурные увражи Ж.-Ф. Неффоржа и практика усадебного строительства в России второй половины XVIII в. // Русская усадьба. ОИРУ. № 4 (20). М., 1998. С.270−301.
  124. Г. А. Флора и растительность старых парков Подмосковья. М., 1992.
  125. Поселения с количеством дворов и проживающих в них крестьян представлены в документах.:/' К.Нистрем. Указатель селений и жителей Московской губернии. М., 1852.
  126. Правовое зонирование. Опыт разработки «Правил землепользования и застройки» в городах России. М., 1999.
  127. Проектные предложения по охране, восстановлению и использованию памятников культуры и истории на территории Московской области. // МНИИПОКОЗ, Моспроект-2, НИиПИ Генплана г. Москвы. М., 1977.
  128. Проект зон охраны древнего города Радонеж. // Документация для Советских, хозяйственных органов и землепользователей. М., 1986.
  129. А.В. Государственная политика в области охраны памятников истории и культуры в России в XVIII начале XX вв. // Наследие и современность. Институт Наследия. М., 2000. С.36−70.
  130. Рапорты приказчиков имений, купчие грамоты и другие архивные материалы.//
  131. B.Н.Лепкин. Населённые местности Московской губернии 1911 г.
  132. С.К. Городские историко-культурные заповедники. // Комплексная охрана и реставрация ансамблей и историко-культурных заповедников. М., 1989. С. 15−27.
  133. Рекомендации о создании красоты и характера пейзажей и местностей. Париж, 1962. // Международное право и охрана культурного наследия. Афины, 1997.
  134. Т.В. Проблема архитектурно-ландшафтной организации и эксплуатации подмосковных усадеб-здравниц. // Русская усадьба. ОИРУ, № 1 (17). Рыбинск, 1994.1. C.194−196.
  135. .Б. Поляризация ландшафта как средство сохранения биосферы и рекреационных ресурсов. // Ресурсы среды расселения. М., 1974.
  136. .Б. География и судьба России. // Знание сила. № 3, 1993. С. 6−16.
  137. .Б. Эстетика ландшафта. // Наука о культуре: итоги и перспективы. Вып.З. РГБ. М&bdquo- 1995. С.4−18.
  138. .Б. Поляризованная биосфера. Смоленск, 2002.
  139. Л.Е. О профессии ландшафтного архитектора. // Ландшафтная архитектура. М., 1963. С.212−214.
  140. Т.Ф. Западноевропейское градостроительство XVII—XIX вв.. Эстетические и теоретические предпосылки. М., 1987.
  141. Свод законодательных уложений об инспекции общенациональных исторических реперов США. (Перевод Шумского Г. В. из ИНТЕРНЕТ). 23.IV. 1997.
  142. Е.В. Музей-заповедник со структурой социально-экономических связей (на примере музея-заповедника А.С.Пушкина). // Музеи-заповедники. М., 1991.
  143. А. Река Оредеж. // Памятники Отечества. № 3−4, 1995.С.124-«132.
  144. И.Н. Великокняжеская подмосковная Ильинское. // Русская усадьба. ОИРУ. № 2 (18). М., 1996. С.215−225.
  145. Л.М. Усадебный ландшафт России. // Наше Наследие. № 29−30. 1994. С.35−49.
  146. Т.П. Парк и пейзаж пушкинского Михайловского. // Русская усадьба. ОИРУ. № 6 (22). М&bdquo- 2000. С.242−255.
  147. Г. Ю. Русская загородная усадьба в современных историко-культурных интересах. // Русская усадьба. ОИРУ. № 4 (20). М., 1998. С. 245−252.
  148. Н.Я. Архитектура Подмосковных усадеб. М., 1995.
  149. С.А. Подмосковные усадьбы. М., 1947.
  150. ТуровскийР.4>.Культурные ландшафты России. Институт Наследия. М., 1998.
  151. Н.А. Формирование парковой структуры усадьбы Кузьминки-Влахернское. // Русская усадьба. ОИРУ. № 5 (21). М., 1999. С.255−267.
  152. Л.М. Лесопарк как объект садово-паркового искусства. // Научные труды Московского лесотехнического института. Вып.70. М., 1975. С.151−156.
  153. Л.М. Ландшафтное искусство. Учебное пособие Московского лесотехнического института. М., 1986.
  154. Л.М. Эстетическая оценка ландшафта. Методические подходы. // Сохранение и восстановление природно-культурных комплексов Подмосковья. М., 1995. С. 149−155.
  155. A.M. Русское усадебное строительство конца XVIII в. и его программные тенденции. (На примере архитектурной практики Н. А. Львова в Тверской губернии). М., 1964.
  156. В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII ст. Вып. I М., 1881.
  157. И.П., Веденин Ю. А. Культурно-ландшафтное районирование Тверской области. Институт Наследия. М., 1997.
  158. С.З. Комплексное исследование и охрана русского средневекового ландшафта. По материалам древнего Радонежского княжества. М., 1987.
  159. С.З. Древний Радонеж. // Памятники Отечества. № 2(18). 1988. С.62−72. 162. Чернов С. З. Радонежский историко-природный парк: проектные предложения и практическая реализация. // Человек и природа. № 3, 1988. С. 81−88.
  160. С.З. Устная микротопонимическая традиция центральной России: прошлое, настоящее, будущее. // Материалы для изучения селений Москвы и Подмосковья. М., 1996. С. 191−194.
  161. С.З. Археология в концепции национальной историко-культурной территории Радонеж. // Археологический фактор в планировочной организации территории. Институт Наследия М., 1997. С.66−74.
  162. С.З. О проекте зон охраны Куликова поля. // Археологический фактор в планировочной организации территории. Институт Наследия. М., 1997. С. 146−164.
  163. С.З. Археологический и историко-ландшафтный комплекс национального парка «Лосиный остров». // Археологический фактор в планировочной организации территории. Институт Наследия. М., 1997. С.93−108.
  164. С.З. Исторический ландшафт окрестностей Троице-Сергиева монастыря и его семантика. // Памятники культуры. Новые открытия. М., 2000. С.655−709.
  165. С.З. О деятельности Федерального научно-методического совета по сохранению культурного наследия. // Методические рекомендации по экологическому мониторингу недвижимых объектов культурного наследия. Сб. Института Наследия. М., 2001. С.163−174.
  166. Е.Н. Памятники ландшафтной архитектуры в зоне влияния крупных городов. (На примере Московской агломерации). // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата архитектуры. М., 1980.
  167. Е.Н., Микулина Е. М. Планировочные методы сохранения памятников ландшафтной архитектуры в зоне влияния крупного города. // Вопросы теории и практики архитектуры и градостроительства. Вып.35. М., 1980.
  168. А.Б. Подмосковные усадьбы сегодня. М., 2000, 2002.
  169. А.Г. Зоны охраны ландшафта. // Источники и методы исследования памятников градостроительства и архитектуры. Научные труды ЦНИИП Градостроительства. М., 1980. С. 97−103.
  170. Ю. Подмосковные. М., 1912.
  171. Д.О. Усадьба старые таинственной Руси. // Наше наследие. 1994. № 29−30.С. 5−19.
  172. О. Закат Европы. М., 1993.
  173. П.М. Уникальные территории в региональной политике (вместо введения). // Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов. Институт Наследия. М., 1994. С. 3−8.
  174. Е.П. Подмосковные усадебные сады и парки второй половины XVIII в. // Автореферат диссертации диссертации на соискание учёной степени кандидата архитектуры. М., 1952.
  175. Е. П. Методика восстановления садов и парков XVIII—XIX вв.. // Теория и практика реставрационных работ. М., 1972. С. 30−38.
  176. Е.П. «Натуральный сад» русской усадьбы в конце XVIII в. // Русское искусство XVIII в. Материалы и исследования. М., 1973. С. 109−117.
  177. Е.П. Охранные зоны памятников архитектуры. // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1978. С.
  178. Е.П. Восстановление памятников садово-паркового искусства. // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1979.
  179. К.И., Будрюнас А. А. Сущность и методика детального эколого-эстетического использования пейзажей. // Экология и эстетика ландшафта. Вильнюс, 1975. С.107−159.
  180. Экологический мониторинг культурного наследия. Анализ и документы. Институт Наследия и программа «Ролл». М., 1999.
  181. Экология культуры. Информационный бюллетень. № 4 (17). Архангельск, 2000.
  182. Cowell F.R. The Garden as a Fine Art From Antiquity to Modem Times. London, 1978. P. 138.
  183. Cunico Mariapia. Villa mersi garden at villazzano (Trent): between preservation and a new project. 33rd IFLA WORLD CONGRESS. Florence Italy. Pr. № 1, P. 39
  184. Gambardella Olga. Natural landscape and rationalist mouvement. 33rd IFLA WORLD CONGRESS. Florence Italy. Pr. № 2, P. 799. y
  185. Hadfield Miles. Gardening in Britain. London, 1960. P. 162.Steinitz. Carl Landscaape design processes: six question need of answer .and three case studies. 33rd IFLA WORLD CONGRESS. Florence Italy. Pr. № 1, p. 3. V
  186. Hunt John Dixon. The Figure in the Landscape: Portry, Painting and Gardening during the Eihteenth Century. London, 1976.
  187. Peter Good Child. The future of historic park. 33rd IFLA WORLD CONGRESS. Florence ^ Italy. Pr. № 1, P. 86.
  188. Semenzato Paolo, Franco Viola, Dina Cattenio, Claudio Ferrari. An ecological approact tothe planning of protectedd areas. // 33rd IFLA WORLD CONGRESS. Florence Italy. Pr. №> 2, ^ P. 705.
  189. Shmid Amo Sighart. The presence of nature in Towns in the XXI century. 33rd IFLA ^ WORLD CONGRESS. Florence Italy. Pr. № 2, P. 415.
  190. Stauskas Vladas, Magnus Vytautas. The living national parks: strive for harmony between present and preservation of natural and cultural heritage. // 33rd IFLA WORLD CONGRESS. ^ Florence Italy. Pr. № 2, P. 743.
  191. Webster Constance A. Teaching historing landcsape preservation: documenting the past, in the present for the future. 33rd IFLA WORLD CONGRESS. Florence Italy. Pr. № 1, P. 92. ^
  192. Инструктивно-методическая и правовая документация.
  193. Уголовный кодекс РСФСР. 1960. Ст. 230.
  194. Указания по организации охранных зон памятников архитектуры. М. 1962. Временная инструкция об организации исторических зон в населённых местах РСФСР. // ЦС ВООПИК. М&bdquo- 1975.
  195. Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» М., 1979. *
  196. Типовое положение о государственных памятниках природы. М., 1981. № 77/106.
  197. Положение об охране и использовании памятников истории и культуры СССР. М., 1982.
  198. Инструкция по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР. М&bdquo- 1986.
  199. Постановление ВС РСФСР «О неотложных мерах по сохранению национального, культурного и природного наследия народов РСФСР», № 447−1 от 25.12.1990.*
  200. Закон РФ «Об основах градостроительства в РФ». № 3295 от 14. 07. 1992.
  201. Земельный кодекс РСФСР. 1991.
  202. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». № 3612−1 от 9.10.1992.
  203. Указ Президента РСФСР «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации». № 49 от 30.11.1992.
  204. Указ Президента «Об утверждении порядка продажи земельных участков. .».№ 631. 14.06.1992.
  205. РФ. 1993. Ст. 35.
  206. Указ Президента РФ «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы». № 2162 от 16.12.1993.
  207. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». № 154-ФЗ от 28.08.1995.
  208. Закон «Об особо охраняемых природных территориях». № ЗЗ-ФЗ от 14.03. 1995.
  209. Гражданский кодекс РФ. 1995. Ст. 222.
  210. Комплект разрешительной и проектной документации для учёта требований по охране культурного наследия Московской области при ведении строительства и освоении территории. (Готовится к печати).
  211. Положение о землях историко-культурного назначения в Московской области. 1994, 2002. Рукопись.
  212. Положение о фонде земель областного значения Московской области. М&bdquo- 1995.
  213. Постановление вице-главы администрации Московской области «О фонде земель областного значения». М., 1995.
  214. Указ Президента «О реализации конституционных прав граждан на землю». 1997. № 337.
  215. Градостроительный кодекс Российской Федерации. М., 1998.
  216. Проект положения о государственных музеях-заповедниках. // Материалы второй научно-практической конференции «Проблемы сохранения и развития музеев-заповедников». Бородино, 22−24 октября. 1997. М., 1998.
  217. Положение о природных и историко-культурных заказниках в Московской области. 1999.
  218. Земельный кодекс РФ. 2001.
  219. Лесной кодекс. № 22-ФЗ, 29.01.1997.
  220. Водный кодекс. № 163-Ф3. 16.11.1995.
  221. Закон о земельном кадастре.
  222. Планы дач Генерального и специального межевания. РГАДА. Ф.1354. оп.250. 1768 г.
  223. Геометрические специальные губернские и уездные планы. РГАДА Ф. 1356. 1770-е гг.
  224. Часть плана Московского уезда 1798 г. РГВИА. Ф. ВУА.
  225. Военно-топографическая съёмка Московской губернии 1838−1839 гг. РГВИА. Ф. 386. 4.1.
  226. План Московской губернии 1852, 1853, 1860 гг. РГВИА. Ф. ВУА. Д. 21 387. (План Шуберта).
  227. Семитопографическая карта Московской губернии 1812 г. РГВИА. Ф. ВУА. Д. 21 373.
  228. Карта Москвы и окрестностей 1930 г. Съёмка 1922−1924 гг.8. (Сведения, приведённые в Экономических примечаниях к планам дач Генерального межевания изучаются совместно с картографическим материалом). РГАДА. Ф. 1355. 1770-е гг.
Заполнить форму текущей работой