Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Национальные особенности становления и развития наследственного права в Таджикистане

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конституция СССР (ст.13) и действующее наследственное законодательство гарантируют охрану собственности граждан и право ее наследованияs В условиях радикальной экономической реформы возникают и развиваются с разной интенсивностью новые формы хозяйствования: аренда, кооперативы, фермерские хозяйства, индивидуально-трудовая деятельность и т. д. По мере их вовлечения в товарное производство… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА В
  • ДОРЕРОЛЭДШПШЙ ПЕРИОД
    • 1. 1. Регламентация наследования нормами мусульманского права
    • 1. 2. Наследственные отношения и обычное право
    • 1. 3. Регулирование наследственных отношений после присоединения Туркестана к России
  • ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА С ОБРАЗОВАНИЕМ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
    • 2. 1. Особенности наследственного права в Центральном и Южяом Таджикистане
    • 2. 2. Наследственное право в Северном Таджикистане
    • 2. 3. Воздействие образования Таджикской АССР на развитие наследственного права
  • ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 3. 1. Правила наследственного правопреемства
    • 3. 2. Принятие наследства и отказ от него

Национальные особенности становления и развития наследственного права в Таджикистане (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность наследственно-правовой проблематики обусловливается процессом позитивных преобразований во всех сферах жизни общества. Общественные отношения, возникающие в сфере наследования, испытывают прямое воздействие экономического базиса. Но это воздействие не столь непосредственно и прямолинейно, как может показаться на первый взгляд. Вместе с тем традиционно считается, что в рамках наследственных правоотношений осуществляется переход принадлежащих ранее наследодателю субъективных прав и обязанностей к его наследникам, что сами по себе наследственные правоотношения не опосредуют какие-либо особые материальные процессы и не выражают никакого положительного движения в гражданском обороте. Этим обстоятельством объясняют относительную стабильность наследственного законодательства.

Наследование тесно связано с правом собственности, с его особенностями, характерными для данной правовой системыСогласно Закону СССР «О собственности в СССР» оно связано с правом собственности граждан на имущество потребительского и производственного назначения. Обновление законодательства о собственности, требование единства, полноты и непротиворечивости в регулировании общественных отношений, соответствие ее социальным потребностям, вызывают необходимость изменений и в наследственном праве.

Конституция СССР (ст.13) и действующее наследственное законодательство гарантируют охрану собственности граждан и право ее наследованияs В условиях радикальной экономической реформы возникают и развиваются с разной интенсивностью новые формы хозяйствования: аренда, кооперативы, фермерские хозяйства, индивидуально-трудовая деятельность и т. д. По мере их вовлечения в товарное производство и рыночные отношения идет процесс формирования и развития собственности, принадлежащей непосредственно субъектам этих форм хозяйствования (в виде индивидуальной и групповой собственности соответствующих работников). И это уже не прежняя потребительская, а производственная собственность, приносящая прибыль. По мнению ряда экономистов, такая негосударственная (индивидуальная и групповая) товаропроизводящая собственность является с политэкономической точки зрения частной собственностью.

Вопросы наследования приобретают гораздо большую, чем прежде, важность и в связи с ростом имущественной дифференциации населения и влиянием ряда других факторов.

В связи с этим в настоящее время особое значение приобретает проблема совершенствования наследственного законодательства, особенно с учетом наблюдаемой тенденции распространения наследственного законодательства на сферу жилищных, земельных и других видов общественных отношений, что объясняется процессом усиливающегося разгосударствления социалистической собственности, индивидуализации и приватизации производственной собственности. Сфера действия законодательства о наследовании здесь в настоящее время неоправданно заужена и отстала от требований жизни. В настоящее время необходимость расширения сферы действия законодательства о наследовании, в частности за счет резкого увеличения круга объектов и субъектов наследственного правопреемства, ни у кого сомнений не вызывает. Основой юридической регламентации складывающихся в связи с этим общественных отношений являются Законы о собственности в СССР1, Основы законодательства Союза ССР и союз.

ССС?ОМ1990 ^|effa наР°Дных Депутатов СССР и Верховного Совета т ных республик о земле и другие законодательные акты Союза ССР и союзных республик.

Успешная теоретическая разработка современных проблем обществоведения немыслима без исторического подхода. Б этой связи возрастает роль исследований истории Советского государства и права, объективного анализа как самой реальной истории советского государственно-правового строительства, так и истории трактовнауке ки этой реальной истории в Советской юридической в целом, и отдельных ее отраслях*'. При этом следует иметь в виду, что замалчивание недостатков и ошибок в процессе становления и развития советского права, фактов искажения действительности в полной мере проявились и в Таджикистане.

Выбор темы диссертационного исследования предопределен также и тем, что если история национально-государственного строительства в Таджикистане в целом исследована, то в отношении права, в частности наследственного этого сказать нельзя.

Целью настоящей диссертации является проведение историко-правового исследования действовавшей в дореволюционном Таджикистане системы наследственного права, закономерности слома и становления нового наследственного права в Северном Таджикистане (составной части Туркестанской АССР), особенности наследственного права в Центральном и Южном Таджикистане (составной части Бухарской Народной Советской Республики), процесса формирования советского наследственного права автономного Таджикистана (1924 -1929 гг.) как составной части Узбекской ССР и Союза ССР, дальнейшего развития наследственного законодательства Таджикской ССР. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № Х0.

См.: Нерсесянц B.C. Тенденции развития советского государства и права: проблемы и перспективы. — В кн.: Из истории Советского государства и права. М., 1989. — С.6.

Наряду с этим, преследовалась также цель на основе анализа действующего наследственного законодательства республики и практики его применения, наметить некоторые пути его совершенствования, в частности внесения изменений и дополнений в ГК Таджикской ССР. Логическим продолжением цели исследования указанных проблем является формулирование практических рекомендаций, направленных на совершенствование республиканского законодательства и практики его применения судами, на устранение ошибок при рассмотрении и разрешении дел о наследовании, а в конечном счете на повышение эффективности судебной защиты наследственных прав и охраняемых законом интересов граждан.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первым диссертационным исследованием, посвященным национальным особенностям становления и развития наследственного права в Таджикистане, а также актуальным вопросам его совершенствования. Кроме того, настоящее исследование восполняет имеющийся существенный пробел в истории дореволюционного права в Таджикистане в нашей историко-правовой литературе. Новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— на основе анализа историко-этнографической и историко-правовой литературы, архивных и других источников, в том числе судебной и нотариальной практики выявлено место, роль и соотношение имперского, мусульманского наследственного права и обычно-правовых норм, действовавших в данной сфере отношений в правовой системе дореволюционного Таджикистана, особенности действия и сфера применения каждого из них в отдельности, с одной стороны в Северном Таджикистане (составной части Туркестанского генералгу бернаторетва, соответственно и Российской империи) и, с другой — в Центральном и Южном Таджикистане, т.н. Восточной Бухаре (составной части Бухарского эмирата — протектората Российской империи);

— определено и исследовано содержание обычно-правовых норм, действовавших в сфере наследования дореволюционного Таджикистана;

— выявлены и рассмотрены взаимосвязь и взаимодействие обычно-правовых норм, действовавших в сфере наследования и норм мусульманского наследственного права, а также условия, обусловившие самостоятельное функционирование некоторых юридических ада-тов, противоречащих нормам мусульманского наследственного права;

— рассмотрены и выявлены процессы косвенного ограничения пределов действия норм мусульманского наследственного права в Северном Таджикистане, и факторы, обусловившие длительное сохранение его господствующего положения в Центральном и Ккном Таджикистане;

— на основе архивных и других источников выявлены особенности слома старого и создания нового, советского наследственного права, с одной стороны в Северном Таджикистане (составной части Туркестанской АССР, соответственно и РСФСР) и, с другойв Центральном и Южном Таджикистане (составной части Бухарской Народной Советской Республики);

— проанализирована практика применения декрета ВЦИК от 28 апреля 1918 г. «Об отмене наследования» и последующих законодательных актов РСФСР в области наследования в Северном Таджикистане, освещено содержание нормативно-правовых актов БНСР, высших и местных органов власти в Восточной Бухаре, касающихся правового регулирования наследственных отношений;

— показано использование опыта правотворческой деятельности РСФСР в формировании и развитии исследуемого законодательства в Таджикистане и, наряду с этим, то своеобразие, что было обусловлено конкретными историческими, национальными и другими условиями республики.

— отмечена преемственность и легализация ряда норм мусульманского наследственного права и юридических адатов, причины, обусловившие замедленный процесс в ломке указанных норм на территории Центрального и Южного Таджикистана до образования самостоятельной таджикской национальной государственности.

Наследование относится к числу институтов, где особенно прочно сохраняются национальные, исторические, культурные и иные традиции, обусловливая существование различий в области наследственного права. С учетом возрастания значения и влияния традиций, а также исламской религии на современное общественное развитие Таджикистана, а также наметившейся устойчивой тенденции к самостоятельной регламентации союзными республиками отношений в области наследования, целесообразности нормотворческой деятельности союзных республик по данной проблематике сформулирован' ряд предложений по совершенствованию республиканского наследственного законодательства и практики его применения.

Основные выводы и практические предложения работы, направленные на совершенствование законодательства о наследовании и практики его применения состоят в следующем:

I. Б соответствии с чЛ ст. 525 ГК Таджикской ССР не имеют права наследовать ни по закону, ни по завещанию лица, совершившие по отношению к наследодателю, кому либо из наследников тяжкое преступление, если это преступление подтверждено вступившим в силу судебным приговором. Таким образом, ст. 525 ГК сужает основания лишения наследства недостойных наследников по сравнению с ГК большинства союзных республик. Противозаконные действия наследника по отношению к наследодателю, другим наследникам не всегда проявляются в форме совершения тяжкого преступления. В связи с чем предложена новая редакция ч.1 ст. 525 ГК Таджикской ССРих.

2. Исходя из интересов детей, обеспечения защиты от всех форм дискриминации на основе статуса их родителей, а также гуманизации законодательства, желательно было бы конкретизировать ст. 526 ГК Таджикской ССР дополнением следующего содержания:

К детям, указанным в настоящей статье, относятся дети, рожденные в браке, внебрачные дети, приемные дети, а также находящиеся на иждивении пасынки и падчерицы.

К родителям, указанным в настоящей статье, относятся родные отец и мать, приемные родители, находящиеся на иждивении отчим и мачеха.

К братьям и сестрам, указанным в настоящей статье, относятся полнородные братья и сестры, неполнородные братья и сестры по линии отца и матери, приемные братья и сестры, братья и сестры, наха дящиеся на иждивении.

3. Учитывая материально-обеспечительную функцию института наследования, предложено распространить наследование по праву представления на племянников и племянниц. Имея в виду, что расширение круга наследников по закону рассчитано на укрепление семейных связей, и что оно означает не что иное, как отказ государства от притязаний на получение собственности умерших граждан, пережившими родственниками. В связи с этим, предлагается внести соответствующее дополнение в ст. 526 ГК Таджикской ССР.

4. Исходя из особенностей, отражающих традиции таджикского народа, а также из проявляющейся в законодательной практике тенденции расширения перечня наследников по закону, предложено включить в него сноху, зятя наследодателя, если они несли основную обязанность по его содержанию. При этом, следует отнести их к наследникам первой очереди, наряду е детьми, супругом и родителями наследодателя. С учетом сказанного предлагается внести в ст. 526 Ш Таджикской ССР соответствующее дополнение в следующей редакции:

В качестве наследников первой очереди рассматриваются сноха или зять, которые несли основную обязанность по содержанию свекра, свекрови, тестя, тещи.

5. Статья 526 ГК Таджикской ССР связывает наследственные права нетрудоспособных иждивенцев со сроком. Аргументируется предложение о достаточности критерия нахождения этих лиц на иждивении умершего, независимо от срока нахождения их на иждивении. Тем более, что ст. 529 ГК Таджикской ССР не связывает возникновение права на обязательную долю в наследстве иждивенцев от времени нахождения их на иждивении наследодателя, а остальных лиц, указанных в этой статье от совместного проживания и ведения общего хозяйства.

6. Согласно Закону СССР «0 свободе совести и религиозных организациях» (ст. 18, ч.2) последние имеют право собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями, или переданное государством, а равно приобретенное по другим основаниям предусмотренным законом. По действующему законодательству (ст. 528 ГК Таджикской ССР) религиозные общины и объединения, не вправе наследовать ни по закону, ни по завещанию, поскольку их нельзя отнести ни к одной из названных в законе организаций (государственных, кооперативных и общественных), в пользу которых граждане вправе завещать свое имущество. Преодолению отставания наследственного законодательства от уровня задач и целей демократизации в этой области способствовало бы включение религиозных организаций в круг субъектов наследственного правопреемства. В связи с чем, предлагается внести в ст. 528 ГК Таджикской ССР и соответствующие статьи ГК других союзных республик соответствующие дополнения.

7. Предложена новая редакция ч.1 ст. 536 ГК Таджикской ССР, в соответствии с которой в случае если завещатель вследствие физических недостатков, болезни или по каким-либо иным причинам не может собственноручно подписать завещание, оно по его поручению в его присутствии и в присутствии государственного нотариуса или другого должностного лица, совершающего нотариальное действие, должно быть подписано другим дееспособным гражданином с участием двух посторонних свидетелей (незаинтересованных лиц) с указанием причин, по которым завещатель не может подписать завещание собственноручно. Статью 536 ГК следовало бы дополнить частью второй, в которой указать, что в таком же порядке (по правилам ч.1) удостоверяется завещание, когда завещатель несмотря на физические недостатки, болезнь или какие-либо иные причины желает сам подписать завещание.

8. Гражданскими кодексами союзных республик (за исключением гражданских кодексов Туркменской и Таджикской ССР) предусмотрено, что наследство может быть принято наследниками, пропустившими шестимесячный срок, и без обращения в суд, если на это согласны остальные наследники, принявшие наследство. В соответствии со ст. 548 ГК Туркменской ССР и ст. 543 ГК Таджикской ССР вопрос о продлении указанного срока во всех случаях решается судом. Если нет спора между наследниками и наследники, принявшие наследство, согласны на включение в свидетельство о праве на наследство наследников пропустивших срок, то вряд ли возникает необходимость в обращении в суд для продления этого срока. Представляется целесообразным, чтобы в таких случаях и в Таджикской ССР наследники, пропустишие шестимесячный срок, могли бы принять наследство без обращения в суд.

9. Согласно ч.2 ст. 546 ГК Таджикской ССР, отказ от наследства не допускается, если наследник подал заявление в государственную нотариальную контору по месту открытия наследства о принятии им наследства или о выдаче ему свидетельства о праве на наследство. Аргументируется целесообразность исключения правила о запрете отказа от наследства в указанных случаях, Отмечается, что решение ГК Украинской и ССР Молдовы, исключивших правило о запрете отказа в указанных случаях, наиболее соответствуют свойственной новому законодательству общей тенденции расширения прав граждан по вопросам наследования, известному правовому принципу диспозитивности субъективного права, по которому вопрос об объеме и пределах осуществления его, о признании притязаний других лиц, если это не противоречит общественному интересу, решает носитель права. Заявление о принятии наследства — односторонняя сделка. Поэтому есть основания для признания того, что она, как и завещание, может быть односторонне отменена, поскольку отзыв заявления не нарушает интересов других наследников.

Б таком же порядке, должен быть регламентирован и вопрос о частичном отказе от наследства, т. е. частичный отказ должен быть признан правомерным, если при этом не преследовалась противозаконная цель.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования содержащихся в нем теоретических положений в последующей научной разработке проблем имущественных отношений и права наследованияВправовой системе дореволюционного Таджикистана, формирования и развития советского наследственного права на территориях, впоследствии составивших Таджикскую АССР, а затем и Таджикскую ССР.

Кроме того, результаты анализа и обобщения практики применения указанного законодательства, а также сделанные диссертантом предложения по совершенствованию наследственного законодательства и практики его применения могут быть использованы при подготовке дополнений и изменений Гражданского кодекса Таджикской ССР, в правоприменительной деятельности судов республики.

Материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания курсов Истории государства и права СССР, Истории государства и права Таджикской ССР и специального курса «Особенности становления и развития гражданского права в Таджикистане» .

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена в секторе гражданского права ИГПАН СССР. Основные теоретические положения, содержащие в работе, нашли отражение в публикациях автора по теме диссертации, докладах на теоретических конференциях аспирантов ИГПАН СССР в 1988, 1989 гг. Кроме того, подготовлен проект постановления Пленума Верховного Суда Таджикской ССР «О практике рассмотрения судами Таджикской ССР дел о наследовании», который принят за основу. Результаты обобщения практики рассмотрения судами дел о наследовании обсуждены на заседании судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Таджикской ССР.

Публикации. По теме диссертации опубликованы 3 научные работы общим объемом I п.л. Опубликованные работы отражают основное содержание и выводы диссертационного исследования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основные положения о путях совершенствования республиканского наследственного законодательства и правоприменительной практики изложены в тексте работы или вытекают из сделанных в ней замечаний о степени полноты, четкости правовой регламентации и об оправданности решений законодателя.

В период укрепления и развития административно-командной системы руководства страной, несмотря на различия национальных, исторических, культурных и иных традиций установилась в целом единообразность решения вопросов наследования во всех союзных республиках.

Мнения авторов, что некоторые отличия и расхождения в законодательстве и правоприменительной практике отнюдь не выражают особенностей экономической или национальной жизни республик, бездоказательны.

Перестройка в области национальных национально-государственных и федеративных отношений, а также возрастание значения и влияния исламской религии на современное общественное развитие Таджикистана в качестве важного идеологического фактора, дает основание для постановки вопроса о регулировании наследования только республиканским законодательством, целесообразности нор-мотворческой деятельности союзных республик по данной проблематике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. и Энгельс Ф. Соч. T.I. — С.322.
  2. К. и Энгельс Ф. Соч. T. I0. — С.167−168.
  3. К. и Энгельс Ф. Соч. Т.22. — С.445−446.
  4. К. и Энгельс Ф. Соч. Т.16. — С.386.
  5. К. и Энгельс Ф. Соч. Т.37. — С.418.
  6. К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -М., 1952. С. 55.
  7. К. Соч. Изд. 2-е. — T. I6. — С.383−385.
  8. К. Капитал. Т.З. — Т.25, ч.2. — С.357.
  9. Ф. К жилищному вопросу. Т.18. — С.272.
  10. В.И. Полн.собр.соч. Т.37. — C. I86, с. 316.
  11. В.И. Полн.собр.соч. Т.38. — С.199−200.
  12. В.И. Полн.собр.соч. Т.39. — С.67.
  13. В.И. Полн.собр.соч. Т.44. — С.412.
  14. СП СССР, 1942, № 8, ст.133- № 4, ст. 71.
  15. СП СССР, 1945, № 5, ст. 67.
  16. СП СССР, 1981. № 6, ст. 37.
  17. СУ РСФСР, 1917, № 4, ст. 5.
  18. СУ РСФСР. 1919, № 2, ст.22- № I0-II, ст.109- № 17, ст.191- № 20, ст. 242.
  19. СУ РСФСР. 1920, $ 31, ст. 153, № 52, ст.227- № 83, ст.872- № 93, ст. 512.
  20. СУ РСФСР. 1922, № 36, ст.432- Ш 71, ст. 905.
  21. СУ РСФСР. 1923, № I, ст.13- № 79, ст. 764.
  22. СУ РСФСР. 1928, № 65, ст. 468.
  23. СЗ СССР. 1925, № 81, ст. 612.
  24. СЗ СССР. 1926, № 6, ст. 37.26. СУ Уз.ССР. 1924, № 34.
  25. СУ Уз.ССР. 1925, № I, ст.2- № 60, ст.1−2.
  26. СУ Уз.ССР. 1926, № 22, ст.104- № 24, ст.ПЗ.
  27. СУ Уз.ССР. 1928, № 3, ст. 16.
  28. Ведомости ВС СССР. 1942, № 13.
  29. Ведомости ВС СССР. 1945, № 15.
  30. Ведомости ВС СССР. 1973. * 30, ст. 393.
  31. Ведомости ВС СССР. 1979, № 8, ст. 121.
  32. Ведомости ВС Таджикской ССР. 1966.
  33. Ведомости ВС Таджикской ССР. 1975.
  34. Ведомости ВС Таджикской ССР. 1987.
  35. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. I ТО.
  36. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. «II.
  37. История Советской Конституции (в документах), I9I7-I956. -М., 1957. С. 489.
  38. Материалы к IX съезду Советов рабочих, крестьянских, дехканских, казачьих и красноармейских депутатов Туркестанской социалистической Советской республики. Ташкент, 1920.1. С. I—10.
  39. Материалы по казахскому обычному праву, сб.1. Алма-Ата, 1948•
  40. Опыт систематического изложения основных начал шариата, применяемых ныне в коренных областях Туркестанского края. -Ташкент, 1909 г. Положение об управлении Туркестанским краем. Спб., 1892.
  41. Полный свод законов Российской империи, кн.1. Т.1-УШ. Спб., I9II.
  42. Сборник декретов, распоряжений и постановлений ЦИК Советов m -танс: ¦128.
  43. UUU^nnn JUIV^I ИШ JU iiuv/ioiiutwiviunn j-^rui. uuuv j. WJJ
  44. Туркестанской республики. Ташкент: Туркгосиздат, 1921.
  45. Сборник важнейших декретов, постановлений и распоряжений правительства Туркестанской АССР за I9I7-I922 гг. Ташкент, 1922. — С.204−207.
  46. Сборник важнейших декретов СНК Турк. АССР за сентябрь-октябрь 1923 г. Ташкент, 1923. — С.18−21.
  47. Сборник документов. Победа Великой революции в Туркестане. -Госиздат jз. ССР, 1947. С.95−103.
  48. Сборник деретов и приказов СНК Туркестанской Федеративной Республики. Ташкент, 1918. — С.33.
  49. Сборник киргизского обычного права. В кн. Материалы по казахскому обычному праву. Сб. I. Алма-Ата, 1948.
  50. Собрание Кодексов Узбекской ССР. С изм. и доп. по I июля 1929 г. Самарканд: Изд-во Управделами СНК Уз. ССР, 1929.
  51. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и дехканского правительства Тадж. ССР (СУ Тадж. АССР) за 1928−1929 гг.
  52. Систематическое собрание действующего законодательства Таджикской ССР. Сталинабад, 1932.
  53. Съезды Советов в документах (I9I9-I922 гг.). Т.П. — М., I960. — С.567.
  54. Съезды Советов в документах (I9I7-I936 гг.). М.: Госюриз-дат, 1959. — T.I. — С.380.1. Архивные материалы
  55. Центральный государственный архив (ЦГА) Тадж. ССР, ф.-2, 3,
  56. Центральный государственный архив (ЦГА) Уз. ССР, ф. Р.- 48, Р—64, Р—1713, ф.—17, 25, 38.1. Периодическая печать
  57. Известия (орган КПТ и Турк. ЦЙК), 1921, 25 августа.
  58. Туркестанские ведомости (дореволюционная). 1909, № 61.
  59. Вестник права и нотариата. 1910, И 18, 2 мая.1. Монографии и статьи
  60. М.А. О некоторых категориях феодального землевладения и положение крестьян в Бухарском ханстве в ХУ1 -начале XIX вв., „Общественные науки в Узбекистане“, 1963, № 7. С.32−42.
  61. М.А. Позднейшие упоминания о сойюргале. „Общественные науки в Узбекистане“, 1961, № 2. С. 43.
  62. М.А. К вопросу о феодальном институте дарбаст (дарубаст) в Узбекистане в ХУ1-ХУШ вв. „Общественные науки в Узбекистане“, 1963, № 4. С.40−48.
  63. М.С. Материалы по этнографии Ягноба. Изд. „Дониш“. -Душанбе, 1970. СЛ48.
  64. М.С. Таджики долины Хуф. Душанбе, 1953, вып.1.
  65. М.С. и Половцев А.А. Материалы по этнографии иранских племен Средней Азии. Ишкашим и Вахан. Сб. Музея антропологии и этнографии. T. I, вып. IX, 191I. — С.20−21.
  66. М.С. По этнографии таджиков. Сб. „Таджикистан“. -Ташкент, 1925. СЛ68.
  67. П.В. Сборник постановлений шариата по семейному и наследственному праву. Вып.1. О наследовании мусульман суннитов, СПб., 1912, III, п. 15. (К глЛУ Корана, ст.12). С. 12.
  68. .С., Герзон С. и Шлифер Б. Наследование и нотариат, 1946. С.З.
  69. Г. А. Дарваз и Каратегин. Военный сборник. 1883, ГII. C. I57. — №Л£* - С. 303.
  70. Г. А. Досуги в Туркестане. I874−1889. СПб., 1889.
  71. У.М. Институт собственности в мусульманском праве. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. гор. наук. М., 1963. С. 18.
  72. Г. Ю. Архивные документы о категориях и формах феодального землевладения Западной Бухары, „Общественные науки в Узбекистане“, 1981, № 3. С.57−60.
  73. Т. Возникновение и развитие Советского наследственного права в Узбекистане. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. юр. наук. Ташкент, 1961.
  74. М.Ю. Правовое регулирование наследования по завещанию в СССР. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. юр. наук. М., 1984.
  75. А.Е. Насир-и-Хосров и исмаилизм. М., 1959. C. I5.
  76. А.И. Приобретение наследства и его юридические последствия. М., I960, 96 с.
  77. В.В. Арабское завоевание и Туркестан при Самани-дах. В кн.: Бартольд В. В. Соч. — Т.П. — 4.1. — М., 1963. -8Л18−126.
  78. А.А. Горцы верховьев Пьянджа. (Ваханцы и ишкашим-цы). Очерки быта по путевым заметкам. М., 1908. С.78−80.
  79. Н.И., Ильина Г. Н., Шимилевич С. Я. Удостоверение и исполнение завещаний. М., 1965, 132 с.
  80. Брат^сь С. Н^ П^е^мет и система советского гражданского пра
  81. BggxaH-yg-^HH-XaH и Кушкеки. Катаган и Бадахшан. Ташкент,
  82. Е.А. Предисловие. Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.
  83. Гражданско-правовое положение личности в СССР. Изд-во „Наука“, 1975.
  84. М.Г. Некоторые вопросы наследственного права. -„Ученые записки Пермского ун-та“, № 164, 1969. C. I00-I0I.
  85. В.Ф. Права христиан на Востоке по мусульманским законам. СПб., 1865.
  86. .Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М.: Наука, 1972. Его же. История таджикского народа. В кратком изложении. — T.I. — М., 1949.
  87. А.Г. Пролетариат и право (сб.статей), 1919. Его же. Хозяйственное право ' РСФСР. T.I. М., 1923.
  88. Д.М., Новицкий И. Б., Рабинович И. В. История советского гражданского права. 1949. С.525−526.
  89. Граве К. А, Вопросы наследственного права в практике Верхов1. ЛЛАГЧ^ ft <р, А Л /"V 1ного суда СССР. М., 1949.
  90. А.А. Создание народно-советского государства и права и их ре в олюцио нно-преооразующая роль в Хорезме и Бухаре. Ташкент: Изд-во САГУ, 1959.
  91. Ю.И. Совершенствование законодательства о наследовании. Правоведение, 1976, № 4.
  92. В.П. Границы свободы завещательных вкладов. Сов. гос. и право, 1968, № 3. С. ПЗ-1Г7.
  93. В.К. Наследственное право Украинской ССР. Киев:Вища школа», 1974, 159 с.
  94. Й. Возникновение и развитие советского земельного права в Узбекистане. Ташкент, 1970. — С.9.
  95. И.Д. Основные черты замельного права дореволюционного Туркестана. Ташкент: изд. АН Уз. ССР, I960.
  96. А. К земельно-водным отношениям в Фергане в OT-XIX вв. Ташкент, 1963.
  97. Н.М. Вопросы семьи в гражданском праве. М., 1977, «), лит., 176 с.
  98. Н.М. Регулирование имущественных отношений в семье. -В кн.: Роль гражданского и семейного законодательства в обеспечении конституционных прав и обязанностей граждан. -М.: Наука, 1983. C. I90−2I2.
  99. Е. Национально-освободительные движения на новом этапе. Коммунист, 1963, № 12. — С.30.
  100. И.И. Материалы и заметки по этнографии горных таджиков. Долина Бартанга. Сб. Музея антропологии и этнографии. Вып. I, Пг., 1917. — С.125.
  101. В.Л. О субъектах наследственных правоотношений. -«Вестник Ленинградского университета», 1971, № 23, вып. 4. Серия «Экономика-философия-право». СЛ48.
  102. Д.Л. Шугнан. Вестник Европы, 1885, № 6−7. С.650−651.
  103. П.П. Хозяйство джуйбарских шейхов. К истории фиодаль-ного землевладения в Средней Азии в ХУ1-ХУП вв. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1954. С. 28, 34, 44, 51.
  104. История государства и права Узбекистана (I9I7-I924 гг.). -T.I, Ташкент: Изд-во АН Уз. ССР, I960.
  105. История государства и права СССР, М., 1988. 4.1. — С.424
  106. А.И. Создание Бухарской Народной Советской Республики (1920−1924 гг.). Ташкент, 1955.
  107. А.И. Роль Компартии и Советского правительства в созfaHHH национальной государственности узбекского народа. -ашкент, 1978. — С, 134.
  108. .Н. Положение об управлении Туркестанским краем с узаконениями, опубликованными по октябрь 1903. Ташкент,
  109. Н.А. Следы первобытного коммунизма у горных таджиков Вахио-боло. М.-Л., 1936.
  110. Кисляков Н. А, Семья и брак у таджиков. М.-Л., 1959.
  111. Н.А. Наследование и раздел имущества у народов С^е^ней Азии и Казахстана (XIX начало XX вв.). — Л.: Наукадо
  112. И.И. Государственное управление и суд в среднеазиатских ханствах накануне завоевания Туркестана царской Россией. Учен. зап. Сверд. юрид. ин-та. — Т.2, 1947. -С.32−62.
  113. С.К. Суд и уголовное обычное право киргизов Октябрьской революции. Фрунзе, изд. АН Кир. ССР, 1963.
  114. Крылова 3. Наследование по закону. «Сов. юстиция», 1965, Г 23. С.14−15.
  115. Л.А. Вопросы применения иностранных законов в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. «Советское государство и право», 1962, № 6.
  116. Т.Б. Особенности наследственного права в гражданских кодексах союзных республик. «Ученые записки ВНИИСЗ», вып.9, 1966. — С.130−149.
  117. Е.А. Некоторые спорные вопросы отказа от наследства. «Сб. ученых трудов» (Свердловский юрид. ин-т, вып. 27. Проблемы гражданско-правовой ответственности и защиты гражданских прав.-Свердловск, 1973. СЛ14−120.
  118. И.П. Сведения о странах Аму-Дарьи, СПб., 1879. -С.191—193.
  119. К.М. Амляковая форма феодальной земельной собственности в Бухарском ханстве. Ташкент: йзд-во АН Уз. ССР, 1954. — ЙII.
  120. Р.Г. К истории аграрных отношений в Узбекистане в ХУ1 в., Вакор-Наме. Ташкент: Изд-во «Наука», 1966.
  121. В.Ф. Очерк магометанского права наследования. СПб., 1898, 296 с.
  122. Мэн Г. С. Древний закон и обычай. М., 1884. C. I95-I96.
  123. Н.Н. Государство Саманидов. Душанбе: Дониш, 1977.
  124. П.С. Наследственное право и наследственный процесс. (Проблемы теории и практики). Кишинев: «Штиинца», 1973, 258 с.
  125. К.К. Опыт систематического изложения главнейших начал шариата, применяемых ныне в коренных областях Туркестанского края. Ташкент, 1909.
  126. К.К. Шариатные статьи о правовых отношениях мусульманского населения Туркестанского края. Ташкент, I9ID.
  127. И.П. Замледелие и аграрные отношения в Иране ХШ-ЙУ вв.-М.-Л.: Изд-во АН Уз. ССР, I960. С. 251.
  128. И.П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в ХУ1 начале XIX вв. — Л.: Изд-во ЛГУ- 1949. — С.153, 171.
  129. М. Право наследования. «Советская юстиция», 1937, № 5. С. 14.
  130. Н.В. Законодательные проблемы советского наследственного права. Сов. гос. право, 1940, № 567. С.3*75.
  131. З.Ш. Из истории общественно-политической мысли таджикского народа во второй половине IXIX и в начале XX вв. -Сталинабад: Таджикгосиздат, 1957.
  132. В.А. Наследование по закону и по завещанию в СССР* -М.: Изд-во «Знание», 1972, 48 с.
  133. М.Р. Земледелие таджиков бассейна р.Хингоу в дореволюционный период. (Историко-этнографический очерк). Душанбе, 1958.
  134. Саввас-паша. Теория мусульманского права. Ташкент, 1910,
  135. М.И. Основы мусульманского права. М., 1968.
  136. Т.С. Ислам и общество. Изд. 2-е доп. М., 1984.
  137. А.А. Этнографические очерки Зарафшанских гор, Кара-тегина и Дарваза. М., 1903. С.11−43.
  138. СулаЙманова Х. С. Уголовное право дореволюционного Туркестана. Собр.соч. T.I. — Ташкент, 1967.
  139. А.А. Восточная Бухара. СПб., 1906.
  140. М.П. Правовой обычай как источник права в развивающихся странах. В кн.: Источники права. М., 1985. — С.48.
  141. В.И. Очерки советского наследственного права, Изд-во АН СССР. М., 1953, 238 с.
  142. Согдийские документы с горы Муг. Юридические документы и письма. М., 1962. — С.2о-44.
  143. Судебная часть в Туркестанском крае. СПб., 1898.
  144. Л.Р. Мусульманское право.-М.: Наука, 1986, 255 с.
  145. Совершенствование законодательства Союза ССР и союзной республики. Минск: Изд-во «Навука I тэхн1ка», 1990, 349 с.
  146. З.М. Досоциалистическое право: прогресс и преемственность. Сов.гос.право, 1975, № II.
  147. Черниловский З. М, Социалистическое право переходного периода: проблема преемственности. Сов.гос.право, 1977, № 10.
  148. Чехович О. Д, Довгументы к истории аграрных отношений в Бухарском ханстве ХУП-Х1Х вв. Ташкент: Изд-во АН Уз. ССР, 1959.
  149. О.Д. Бухарские документы Х1У в. Ташкент: «Наука», 1965.
  150. В.Е. Мусульманская концепция права. Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.
  151. В.Е. Переходные государственные формы. Ученые зап. Свердловск, юр. ин-та. — Т.УП. — Свердловск, 1963. — С.221.
  152. В.Е. Формы государства, переходного к социалистическому типу. м.: Юриздат, 1966.
  153. Шаниязов К. Ш, Об основных видах земельной собственности и размерах хараджа в Бухарском ханстве в конце XIX начале XX века. (По этнографическим данным). «Общественные науки в Узбекистане»,. — С.51−56.
  154. Р. Мусульманское право. М., 1959.
  155. А. Таджики. Этнографическое и антропологическое исследование. 4.1. Этнография. — Ташкент, 1910.
  156. М.Ю. К истории землевладения в Средней Азии Х1У-ХУШ вв., ОНУ, 1964, № 3. -С.61−66.
Заполнить форму текущей работой