Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретико-методологические основы совершенствования управления процессом привлечения инвестиций в экономику России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работах отечественных специалистов последних лет пристальное внимание уделялось проблемам государственной политики по созданию благоприятного инвестиционного климата. Представляют интерес работы ряда российских ученых, в которых дан анализ развития инвестиционного процесса за последние годы. Это работы Анискина Ю. П., Белоус Т., Бобошина А. Д., Заверюхи А. Х., Иншакова О. В., Майбурова И… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Инвестиционная политика как объект исследования
    • 1. 2. Основные формы и направления инвестиционной деятельности в современной мировой экономике
    • 1. 3. Проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций экономику России
  • ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Современные тенденции движения международных рынков капитала
    • 2. 2. Региональная и отраслевая структура иностранного инвестиционного капитала в России
    • 2. 3. Современные требования к развитию инвестиционной политики
  • ГЛАВА 3. ПУТИ И ФОРМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
    • 3. 1. Совершенствование управления долгосрочной и целенаправленной инвестиционной политикой
    • 3. 2. Методические основы оценки эффективности привлечения инвестиций

Теоретико-методологические основы совершенствования управления процессом привлечения инвестиций в экономику России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

• Актуальность исследования. Проблемы экономического развития.

России в ближайшую перспективу будут определяться ее способностью к привлечению ресурсов для ускоренного роста. Исчерпание конъюнктурных факторов роста (свободные мощности, «мягкие» ресурсные ограничения, благоприятная мировая конъюнктура цен на энергоносители и др.) выдвигает на первый план задачу количественного и качественного роста производственного капитала, ориентированного на выпуск продукции, обеспеченной спросом внутреннего и внешнего рынков1. Поэтому привлечение инвестиций в отечественную экономику обоснованно рассматривается Правительством Российской Федерации в качестве важнейшего источника для создания конкурентоспособной отечественной технической базы производства, формирующей перспективу общего роста экономики России2.

Важным источником финансирования инвестиционных потребностей экономики России являются прямые иностранные инвестиции (в дальнейшем — ПИИ). Помимо частичного решения проблемы технологического обновления основных фондов предприятий, ПИИ несут в себе потенциал увеличения экспорта продукции и услуг учрежденных ими предприятий, возможности импорта технологий, практических навыков, управленческого мастерства и ноу-хау, способствуют становлению рыночных механизмов и интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

Общий объем ПИИ так важен еще и потому, что он является основой международного производства, который представляет собой объединенную ценность всех инвестиционных ресурсов. Колебания ежегодного объема прямых иностранных инвестиций увеличивают общий объем инвестиций до тех пор, пока сохраняется положительное сальдо. Поэтому общий объем прямых иностранных инвестиций имеет большее значение, чем отдельные.

•.

1 Абалкин Л. И. Вызовы нового века. — М.: Институт экономики РАН. 2001 — с. 28.

Стратегический ответ России на вызовы нового века./Под общ. ред.

Л.И.Абалкина. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 6,54 с. потоки инвестиций и их колебания, для структуры глобальной специализации, для углубления глобальной интеграции через сети производства и для получения выгод, связанных с прямыми иностранными инвестициями и международным производством. Величина общего объема инвестиций также имеет большое значение для принятия решений о необходимости привлечения новых потоков капитала, которые могут также являться результатом повторных инвестиций за счет полученного дохода.

Проблемы активизации внутренних инвестиционных ресурсов, привлечения прямых иностранных инвестиций, рационального использования поступающего в страну иностранного капитала, формирование более эффективной производственной структуры сегодня обозначаются специалистами в числе ключевых моментов при разработке экономической политики3.

Все это определяет актуальность темы настоящего диссертационного исследования.

Степень разработанности темы. В условиях развития рыночных отношений привлечение внешних инвестиций в промышленность становится неизбежным явлением на уровне предприятия, отрасли, региона и государства в целом. Проблемы использования инвестиций в отечественной экономике рассматриваются в трудах целого ряда российских и зарубежных авторов. Среди ученых, занимающихся экономическими отношениями по поводу управления инвестиционными процессами, можно назвать: Абалкина Л. И., Аллахвердяна Д. А., Алексееву А. В., Антонова Н. Г., Анчишкина А. И., Афанасьева В. Г., Барковского Н. Д., Бессонова Б. Н., Бирмана A.M., Большакова В. В., Борисова Е. М., Бора Н. З., Бочарова В. В., Вернадского В. И., Виноградова В. В., Гайгер Д., Глазьева С. Ю., Грунина О. А., Гурней Б., Губерта С. В., Гудмана Дж. Э., Дадашева А. З., Егорова B.C., Ивасенко А. Г., Игошина Н. В., Идрисова А. Б., Кейнса.

3 Сорокин Д. Е. Россия перед вызовом: Политическая экономия ответа / Д. Е. Сорокин. — М.: Наука, 2003. с. 39.

Дж.М., Киселеву Е. А., Коловангина П. М., Кушлина В. И., Лаврова А., Ламперт X., Лахметкину Н. И., Лебедева В. Г., Львова Д. С., Любимова Л. Л., Макконнелла К. Р., Маршалла А., Нестеренко А. Н., Николаеву И. П., Норта Д., Ойкен В., Окуневу Л. П., Орешина В. П., Осадчую И. М., Панькова B.C., Подшиваленко Г. П., Поляка Г. Б., Райзберга Б. А., Родионова В. М., Розенберга Дж. М., Романовского М. В., Рыбакова Ф. Ф., Сенчагова В. К., Сидоровича А. В., Точильникова Г. М., Фатхутдинова Р. А., Фигурнову Н. П., Хансена Э., Чепурина М. Н., Юрьеву Т. В., Яковца Ю. В. и др.

В работах отечественных специалистов последних лет пристальное внимание уделялось проблемам государственной политики по созданию благоприятного инвестиционного климата. Представляют интерес работы ряда российских ученых, в которых дан анализ развития инвестиционного процесса за последние годы. Это работы Анискина Ю. П., Белоус Т., Бобошина А. Д., Заверюхи А. Х., Иншакова О. В., Майбурова И., Минаева С. В., Новикова Н. В., Патрушевой Е. Г., Плотникова А. Н., Самойлова С. Н., Ульянова Е. В., Хмыз О. В. и др. Авторы исследуют теоретико-методические и организационные аспекты привлечения инвестиций в экономику, рассматривают иностранные инвестиции как механизм наращивания внешнеэкономического потенциала регионов, анализируют региональную специфику процесса привлечения инвестиций, обобщают существующие механизмы инвестирования инновационной деятельности, отмечают негативное влияние на развитие рыночных отношений в России низкой инвестиционной активности в промышленном секторе России, в том числена основе привлечения иностранного капитала4.

В то же время целый ряд проблем как теоретического, так и практического характера остаются нерешенными. Отсутствует системный подход к изучению всего комплекса теоретических, методических и практических проблем управленческих отношений, складывающихся в.

4 Сорокин Д. Е. Вызовы нового века и стратегический ответ России. Доклад на заседании Ученого Совета, октябрь 2001 г., М.: Институт экономики РАН, 2001. с. 4,17. инвестиционной сфере, решение которых позволит значительно повлиять на экономический климат в стране. Не решены проблемы взаимосвязи экономических интересов регионов с федеральными органами власти в области инвестиций, не исследованы такие практические формы инвестирования, как опосредованные инвестиции.

Целью исследования является анализ теоретических и методологических положений, оказывающих определяющее влияние на привлечение инвестиций в экономику России.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Обобщение существующих в мировой практике теоретических подходов к управлению процессами движения инвестиционного капитала и определение оптимальных форм использования зарубежного опыта в экономике России.

2. Анализ форм и методов управления инвестиционной деятельностью в мировом сообществе и их использование на российских предприятиях.

3. Выявление особенностей привлечения иностранных капиталов в развитие экономики России, включая проводимую государством инвестиционную политику на федеральном и региональном уровнях.

4. Обоснование возможности и выявление оптимальных форм совместного использования иностранных инвестиций и российских объектов интеллектуальной собственности (изобретений, ноу-хау, товарные знаки и др.) в отечественном производстве.

5. Определение путей формирования благоприятного климата для дальнейшего развития инвестиционной деятельности в России с целью выхода на устойчивые темпы экономического роста.

Объектом исследования выступает инвестирование как наиболее активная форма вовлечения капитала в развитие экономики страны.

Предмет исследования — управленческие отношения, складывающиеся в процессе привлечения инвестиций в экономику России.

Теоретико-методологической основой исследования выступают работы ¦ отечественных и зарубежных экономистов, законодательные и нормативные акты, материалы международных и российских конференций и семинаров, посвященных инвестиционной деятельности.

В работе использованы системный подход, формально-логические методы исследования, сочетание приемов дедукции и индукции, методы сопоставительного анализа, абстрагирования, аналогии, статистического анализа.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— показано, что отсутствие в стране единой государственной концепции управления инвестиционной деятельностью на федеральном и региональном уровнях является основной причиной экономического инвестиционного дисбаланса в России, включая проблемы привлечения и использования иностранного капитала в промышленном производстве;

— определены основные условия стимулирования притока иностранного капитала: развитие институциональной рыночной инфраструктуры, скоординированного управления процессом привлечения и использования инвестиций, совершенствования законодательства по регулированию отношений в сфере инвестиций;

— обоснована концепция приоритетного использования рыночных форм привлечения иностранных инвестиций в частный сектор промышленного производства в противовес существующей практике получения иностранного капитала в виде государственных займов и кредитов;

— на основе методологии оценки инвестиционных рисков выработаны практические рекомендации по отбору для применения в российской экономике опосредованных форм инвестирования зарубежного капитала;

— предложены методические подходы к оценке инвестиционного климата, обеспечивающего приоритетное привлечение инвестиций в инновационные проекты.

Практическая значимость исследования состоит в выработке теоретико-методологических подходов для определения приоритетов в выборе источников инвестиций и оценки их перспективности для современной России, в структурированном подходе к формированию благоприятного инвестиционного климата на основе широкого применения разнообразных методик определения рисков, выявлены наиболее слабые стороны современной инвестиционной политики и предложены необходимые меры для их устранения, теоретические выводы по исследуемой проблематике доведены до стадии конкретных практических рекомендаций.

Теоретические положения и рекомендации, полученные в результате диссертационного исследования, могут быть использованы в процессе подготовки методических материалов учебных программ, учебно-методических пособий при изучении курсов «Государственное регулирование экономики», «Экономика переходного периода».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации на отдельных этапах научного поиска докладывались автором на научных конференциях докторантов и аспирантов МосГУ в 2003 г., на заседаниях кафедры экономических и финансовых дисциплин Московского гуманитарного университета.

Результаты исследования опубликованы в 3 печатных работах общим объемом 1,25 п.л.

Структура диссертационного исследования определена поставленной целью и задачами исследования, состоит из 158 стр. текста, заключения, 6 приложений, списка использованной литературы из 147 источников.

Заключение

.

Современная российская политика в сфере привлечения иностранных инвестиций направлена на увеличение притока иностранного капитала в отечественную экономику. Однако, диссертант не разделяет однозначную позицию экономистов, убежденных в исключительно благотворном влиянии иностранных инвестиций на экономическую ситуацию в России.

Мировая практика убедительно доказала, что экономический рост возможен только при условии полной мобилизации внутренних ресурсов. Отечественный инвестор более ориентирован на долгосрочные вложения и реинвестиции, что для общей экономической ситуации предпочтительнее. В то же время иностранный капитал не способен стать катализатором долгосрочного и стабильного промышленного подъема. В связи с чем, нельзя проводить такую государственную политику, при которой интересы иностранных инвесторов защищаются и обеспечиваются в ущерб отечественных инвесторов.

Представляется, что государственная политика в сфере привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику должна быть ориентирована не на количественные изменения (увеличение объема иностранных инвестиций), а на качественные (изменение отраслевой и региональной структуры иностранных инвестиций). Диссертант считает, что даже тот уровень иностранного инвестирования, который есть сейчас в России при ином отраслевом и региональном распределении средств может в значительно большей степени способствовать экономическому росту, чем увеличение доли иностранного капитала в общем объеме инвестиций в отечественную экономику при сохранении существующих сегодня форм, отраслей и регионов иностранного инвестирования.

Перечисленные негативные черты российской инвестиционной политики являются причинами ее неэффективности, иными словами современная отечественная государственная инвестиционная политика не приносит значительных положительных результатов в части оживления инвестиционного процесса, привлечения инвесторов и усиления инвестиционной активности.

1. Изменение государственной инвестиционной политики с точки зрения диссертанта должно происходить в следующих направлениях:

— оживление инвестиционного процесса должно осуществляться за счет внутренних ресурсов, в связи с чем потребуется изменение политики в сфере привлечения иностранных инвестиций;

— активное вовлечение государственных средств в инвестиционный процесс. По мнению диссертанта, для современной России приоритетной является прямая форма государственного участия в инвестиционном процессе, которая определяет его общую направленность и генерирует потоки инвестиций в национальную экономику. Фактором, имеющим наибольшее значение для государственных инвестиций, должна быть их экономическая эффективность. Государственные денежные средства должны не просто использоваться для финансирования инвестиционных проектов, но и приносить государству доход в виде процентов за использование государственных кредитов, дивидендов по акциям, переданным в государственную собственность в процессе возврата выделенных инвестиционных средств, а также прибыль за счет увеличения экспорта.

При вложении государственных инвестиций первоочередное значение должны иметь стратегические задачи экономического развития. Необходимо оценивать экономическую целесообразность государственных инвестиций с учетом того, что только значительные долгосрочные финансовые вложения в реальный сектор экономики могут заложить основу стабильного экономического роста в Российской Федерации в будущем. При этом долгосрочные государственные инвестиции в приоритетные отрасли экономики России и предоставление налоговых льгот по их использованию принесет значительную прибыль государству в дальнейшем, не смотря на то, что на сегодняшний день доходы бюджета могут снизиться за счет уменьшения налогооблагаемой базы;

— увеличение доли бюджетного финансирования инвестиций в реальный сектор, при этом основными формами государственного инвестирования должны стать бюджетное кредитование (на основе возвратности, срочности и платности), предоставление государственных гарантий, предоставление на долевой основе субсидий и субвенций за счет бюджета;

— налоговая политика должна носить не фискальный, а стимулирующий характер. Необходимо снова вернуться к использованию налоговых льгот для инвесторов, при этом диссертант считает, что их даже необходимо расширить по сравнению с ранее действовавшими;

— активное вовлечение кредитно-банковского сектора в инвестиционный процесс с помощью стимулирования банков к вложениям в производство;

— стимулирование развития и расширения фондового рынка, основанного не на спекулятивном обороте ценных бумаг, а способствующего привлечению свободных средств в реальный сектор.

2. Диссертант отмечает, что наметившийся в настоящее время в России стабильный экономический рост для его поддержания и увеличения требует значительных капиталовложений в реальный сектор экономики, что может быть достигнуто только на фоне активизации инвестиционного процесса.

На сегодняшний день наибольшую долю в общем объеме инвестиций занимают инвестиции в топливно-энергетический и сырьевой сектор экономики. При этом реальный сектор экономики испытывает серьезный недостаток инвестиционных вложений, в связи с чем, поступающие незначительные инвестиции направляются в основном в пассивную часть основных фондов. Крайне низким остается объем инвестиций, используемых для замены активной части основных фондов, износ которых находится на критическом уровне. Резко снизилась доля инвестиций в сельское хозяйство, положение которого является крайне сложным. Эта ситуация связана прежде всего с недостаточностью инвестиционных ресурсов, направляемых в реальный сектор экономики России.

Государственная амортизационная политика и практически полная отмена налоговых льгот для инвесторов привела к резкому снижению инвестиционных возможностей предприятий.

Кроме того, в настоящее время для отечественной инвестиционной сферы характерна устойчивая тенденция снижения государственного участия в российском инвестиционном процессе, что характеризуется снижением роли и объема государственных инвестиций. Что касается проблем, связанных с государственными вложениями, то одним из самых главных недостатков действующей системы осуществления прямых государственных инвестиций является отсутствие четко обозначенных приоритетов направления вложений.

После финансового кризиса 1998 года в банковской системе отсутствуют достаточные финансовые ресурсы, необходимые для использования на долгосрочные кредиты, выделяемые для реконструкции и обновления основных фондов и развития наукоемких производств.

При этом крайне незначительна доля средств населения, направляемая в инвестиционную сферу, что связано с низким уровнем жизни основной массы населения, недоверию к банковской системе и отсутствием интереса к покупке ценных бумаг по причине их низкой доходности для мелких частных инвесторов.

Иностранные инвестиции в процессе преодоления экономического кризиса в России способствовали привлечению капитала на невыгодных для государства условиях. Это привело к увеличению внешнего долга Российской Федерации и отвлечению на его обслуживание значительных финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены в качестве инвестиций в наиболее нуждающиеся в них отрасли экономики.

3. На сегодняшний день российская инвестиционная политика, как одна из составных частей экономической политики государства, разрабатывается и реализуется в условиях относительной макроэкономической стабильности, устойчивости валютного курса и прогнозируемой инфляции. Основной задачей инвестиционной политики Российской Федерации является создание благоприятных условий всем субъектам экономической деятельности для усиления инвестиционной активности с целью экономического роста, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Эффективность инвестиционной политики является индикатором стабильности функционирования экономической системы и отражает уровень эффективности материального производства. В настоящее время инвестиционная политика России не приносит значительных положительных результатов в части оживления инвестиционного процесса, привлечения инвесторов и усиления инвестиционной активности.

4. Для российской государственной инвестиционной политики характерны следующие особенности:

— Ориентированность на пассивную роль государства в инвестиционном процессе, что выражается в снижение доли государственных инвестиций в общем объеме инвестиций.

— Низкая эффективность государственных инвестиций. На практике сложилась ситуация, когда государственные деньги вкладываются в инвестиционные проекты, которые не только не могут принести прибыль и повысить экономическую эффективность производства, но и не в состоянии обеспечить возврат затраченных государственных средств.

Нерациональное использование государственных инвестиций. Инвестиции направляются не в те отрасли, которые нуждаются в привлечении государственных денежных средств и способны рационально и эффективно их использовать, а в отрасли, которые либо способны обеспечить сиюминутный доход, либо нуждаются в иной форме инвестиций — не государственной, а частной.

— Не задействуется потенциал более выгодных с экономической точки зрения и стратегической экономической политики форм государственных инвестиций: бюджетных кредитов, субсидирования, субвенций, которые, с одной стороны, могут обеспечить приток средств в производство на долгосрочной основе, а с другой стороны, принесут доход государству, поскольку по своей сути являются не только возвратными, но и возмездными.

— Отсутствует механизм реализации привлечения инвестиций за счет предоставления государственных гарантий. Получить инвестиционные ресурсы, имея государственную гарантию, остается достаточно сложно, в связи с тем, что фактически кредитор остается незащищенным. По государственным гарантиям государство отвечает только в рамах бюджета на текущий финансовый год и если денежных средств недостаточно для покрытия обязательств неплатежеспособного должника, то выплачивать его долг государству не откуда. При этом процедура обеспечения государственных обязательств государственным имуществом в Российской Федерации не разработана. Кроме того, у государства, выступающего в качестве гаранта, на сегодняшний день отсутствует возможность в порядке регресса возместить свои расходы, если за счет государственных средств были выполнены обязательства должника перед кредитором. По указанным причинам механизм стимулирования инвестиций за счет предоставления rocyflapcfвенных гарантий не действует.

— Налоговая и бюджетная политика государства разрабатывается в отрыве от инвестиционной политики и не стимулирует инвестиционную активность. Такая цель инвестиционной политики как привлечение инвестиций частного сектора в качестве основного источника модернизации экономики России, сводится на нет теми изменениями, которые вносятся в налоговую систему. В условиях отмены налоговых льгот при направлении предприятиями денежных средств в инвестиционную сферу, невозможно ожидать активизации инвестиционных процессов в России. Налоговая политика не обеспечивает сокращение объемов вывоза капитала, что приводит к снижению уровня импорта и утечке валютных накоплений резидентов.

На государственном уровне не проводится разработка и совершенствование индивидуальных инвестиционных схем, которые позволили бы привлекать внутренние инвестиционные ресурсы путем эффективного использования возможностей банковской системы, фондового рынка, системы страхования.

5. Рассмотрев различные методы и формы участия государства в инвестиционной деятельности диссертант пришел к выводу, что для современной России приоритетной является прямая форма государственного участия в инвестиционном процессе, которая определяет его общую направленность и генерирует потоки инвестиций в национальную экономику. В обобщающем виде проблема состоит в определении необходимого объема прямого финансирования, в выборе наиболее важных направлений, приоритетов вложения ограниченных государственных инвестиционных ресурсов и в нахождении наиболее эффективных форм осуществления государственных инвестиций.

Фактором, имеющим наибольшее значение для государственных инвестиций, должна быть их экономическая эффективность. Государственные денежные средства должны не просто использоваться для финансирования инвестиционных проектов, но и приносить государству доход в виде процентов за использование государственных кредитов, дивидендов по акциям, переданным в государственную собственность в процессе возврата выделенных инвестиционных средств, а также прибыль за счет увеличения экспорта.

При вложении государственных инвестиций первоочередное значение должны иметь стратегические задачи экономического развития. Необходимо оценивать экономическую целесообразность государственных инвестиций с учетом того, что только значительные долгосрочные финансовые вложения в реальный сектор экономики могут заложить основу стабильного экономического роста в Российской Федерации в будущем. При этом долгосрочные государственные инвестиции в приоритетные отрасли экономики России и предоставление налоговых льгот по их использованию принесет значительную прибыль государству в дальнейшем, не смотря на то, что до настоящего времени доходы бюджета могут снизиться за счет уменьшения налогооблагаемой базы.

6. Диссертант выделил наиболее важные, с его точки зрения, причины инвестиционного кризиса в России и на этой основе предложил возможные пути их ликвидации с целью активизации инвестиционного процесса в РФ.

Для кардинального изменения сложившейся ситуации в инвестиционной сфере необходимо ликвидировать причины инвестиционного спада, среди которых можно выделить следующие:

1. Отсутствие источников финансирования инвестиций;

2. Пассивная роль государства в инвестиционном процессе;

3. Несовершенная налоговая политика России;

4. Нестабильное функционирование кредитно-банковской системы;

5. Низкая экономическая эффективность современных инвестиций;

6. Неразвитость фондового рынка.

Комплексное решение этих проблем с точки зрения диссертанта способно изменить к лучшему сложившуюся неблагоприятную инвестиционную ситуацию в России. При этом активизация инвестиционной деятельности должна основываться на внутренних источниках, иностранные инвестиции должны играть вспомогательную роль. Государство должно напрямую участвовать в инвестиционном процессе в качестве инвестора, при этом наиболее предпочтительными формами государственного инвестирования должны стать субвенции, бюджетный кредит и предоставление государственных гарантий на возмездной и возвратной основе. Налоговая политика должна иметь своей целью не пополнение доходной части бюджета любой ценой, а стимулирование инвестиционной деятельности, т. е. должна быть стратегической, рассчитанной на перспективу. Необходимо масштабное вовлечение банковского сектора в инвестиционный процесс и постоянное развитие фондового рынка.

Следовательно, необходимы дополнительные меры, по снижению воздействия негативных факторов на состояние инвестиционного климата в.

России. Среди которых в качестве первоочередных следует, по мнению диссертанта, выделить следующие:

1. Достижение стабильного социально-политического согласия между различными социальными группами, политическими партиями.

2. Выравнивание экономических показателей и борьба с инфляцией.

3. Радикализация борьбы с преступностью.

4. Создание конкретного механизма предоставления налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с целью компенсации убытков по замедлению оборота капитала по сравнению с другими оборотам их деятельности.

5. Формирование общего рынка бывших союзных республик СССР со свободным перемещением капитала, товаров и рабочей силы.

Данные меры не абсолютны, но они, на наш взгляд, могут сыграть положительную роль в устойчивом динамичном развитии отечественной экономики.

Необходимо особо отметить, что инвестиции, как внутренние, так и внешние, представляют собой сложный многоступенчатый механизм, способный в громадной степени увеличить экономический потенциал государства в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Вызовы нового века. М.: Институт экономики РАН. 2001 -287 с.
  2. Стратегический ответ России на вызовы нового века./Под общ. ред. Л. И. Абалкина. М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 608 с.
  3. О. Исследовательская программа Торстейна Веблена: 100 лет спустя // Вопросы экономики. 1999. -№ 11.
  4. О. П., Иноземцев В. Л. Постэкономическая революция и глобальные проблемы// Общественные науки и общественность. 1998. -№ 4.
  5. В. И. Бархатов И.В. Мобилизация финансового капитала в трансформационной экономике. Челябинск.: Изд. ЮУрГУ.- 2002. — 217 с.
  6. А.А. Развитие инвестиционной сферы как фактор реструктуризации и роста производства : Дис. канд. экон. наук: 08.00.05, М. 1999.
  7. Р. Политическая экономия: В 2-х т. М.: Международные отношения, 1995.
  8. Г. Человеческий капитал (главы из книги) // США: экономика -политика идеология. — 1993. -№ 11, № 12.
  9. А.Р. Экономика России: стратегические угрозы и альтернативы развития // Экономические стратегии .- 2000.-№ 2.
  10. И.А. Основы инвестиционного менеджмента.-т.2.- 2004 559 с.
  11. И.Богданов Я. К. Проблемы технологического менеджмента в переходныхэкономических системах/ЯДансы российской экономики: Анализ фундаментальных оснований реформирования и развития/Под ред. Ю.М.Осипова/ Выпуск V. М.: Диалог-МГУ, 2001.
  12. А., Калганов А. К критике economics // Вопросы экономики. -1998.-№ 6.
  13. А.В., Колганов А. П. Закономерности и модели переходной экономики // Вестник МГУ. Сер. Экономика. 1996. — № 1.
  14. Важнейшие механизмы экономической политики. Год планеты. Вып. 1.-М. Дело: 2003.
  15. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990, — 674 с.
  16. Э.И. Оптимальность в играх и решениях. М.: Гл.ред.физ.-матлит., 1990.-256 с.
  17. Г. Д. Макроэкономический анализ состояния российской экономики в 2001 году. М., Информ, 2002.
  18. В.Н. Механизм привлечения инвестиционных ресурсов на промышленные предприятия. Автореф. дисс.канд.эк.наук. Пенза 2002.
  19. JI. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования. Пер. с англ. М., 1997.-991 с.
  20. П.Г., Петрова С. Н., Полтавцев С. И., Романова К. Г., Хрусталев Б. Б., Яровенко С. М. Риски в современном бизнесе. М.: Алане, 1994. 200с.
  21. Государство в условиях формирования смешанной экономики / Науч. ред. Зельднер А. Г., Ваславская И. Ю. М., 2001. — 146с.
  22. Н.С. Инвестиции. Формы и методы их привлечения. Рос. акад. естеств. наук. М.: Алгоритм, 2001. — 383 с.
  23. В. К. Инвестиционные ресурсы. М.:Экзамен- 2002. 384 с.
  24. Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.- 480 с.
  25. Т.Н. Институциональный анализ функционирования инвестиционного рынка. Н-Новг.: Изд-во ВВАГС.- 2002. — 82 с.
  26. А.К. Макроэкономический прогноз на 2002 год и комментарии к федеральному бюджету на 2002 год. М., Информ, 2002.
  27. И.Е. Хозяйственная система России: проблемы институционального генезиса // Общественные науки и современность.1998.-№ 4.
  28. П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia.-1999 640 с.
  29. С.А. Инвестиционная концепция развития России. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.- 94 с.
  30. В.А. Экономика инвестиционных лизинговых процессов: Учеб. пособие В. А. Горемыкин, Ю. Н. Демин, В.Е. Бочков- М-во образования Рос. Федерации. Моск. гос. индустр. ун-т, Ин-т дистанц. Образования. М.: МГИУ, 2003.-227 с.
  31. П.Н. и др. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов (современные подходы). /2- е изд., доп. и перераб. СПб.: Наука, 2001.-168 с.
  32. А.Х., Ульянов Е. В. Концептуальные подходы к урегулированию взаимодействия инвестиционной и инновационной сфер.// Финансы. М., 2000.-№ 1.
  33. Ю.А. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию. Автореф. дисс.канд.эк.наук. Москва.-1998.
  34. М. Иностранные инвестиции в России: к вопросу о структуре. // Инвестиции в России, 2003, № 12.
  35. С.Н. Микроэкономика. М.: Дело, 1998.-416 с.
  36. Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование. М.: Финансы.- 2002.-542 с.
  37. Инвестиции в России и зарубежных странах. Под. ред. Комарова И. К. М., «РАУ-Университет», 2001.-360 с.
  38. Инвестиционное поведение российских предприятий// М.:ИЭПП, 2003. -497 с.
  39. Инвестиционный климат регионов России: опыт оценки и пути улучшения.М.: ГШ! РФ и «Альфа-Капитал», апрель 1997.
  40. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой.М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.- 400'с.
  41. В. Переосмысливая грядущее. Крупнейшие американские ученые о современном развитии // Мировая экономика и международные отношения.-1998. -№ 11.
  42. Интеллектуальная собственность: Словарь-справочник. М.: ИНФРА-М.-1995−112 с.
  43. Р. Заметки на полях неоинституционального подхода / Фактор трансакционных издержек в теории и практике Российских реформ: по материалам одноименного Круглого стола / Под ред. В. Л. Тамбовцева. -М.: Экономический факультет, ТЕИС, 1998.
  44. Р.И. Экономический подход Г.Беккера к человеческому поведению // США экономика, политика, идеология. — 1993. -№ 11.
  45. М. Могущество самобытности / Новая постиндустриальная волна на Западе. /Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia.-1999 640 с.
  46. М. Становление общества сетевых структур / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia.-1999 640 с.
  47. Дж. М. Избранные произведения. М., 1993.- 540 с.
  48. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978−458 с.
  49. А.П. Международная экономика. В 2 ч. М.: Междунар. отношения, 1997. — 4.1: Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. — 416 с.
  50. А.В., Бакатин Д. В., Хорошилова А. В. Регулирование иностранных инвестиций в экономически развитых странах. М., 2001- 72 с.
  51. Г. М., Ливенцев Н. Н. Международная практика регулирования иностранных инвестиций / Моск. гос. ин-т междунар. отношений МИД РФ. -М.: Анкил, 2001.- 125 с.
  52. М. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. М.: АО «ДИС», «МВ-Центр», 2000. — 256 с.
  53. А.Б., Никольская Е. Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства. Учеб. пособие для экон.спец.вузов. СПб. ГУЭФ -СПб.: Лань, 2000.- 544 с.
  54. Дж.Б. Распределение богатства.- М.: Гелиос АРВ. 2000.- 368 с.
  55. С.М. Интеллектуальный капитал в составе ресурсов организации. // СПб.: Общество «Знание» СПб. и Лен.области.- 2000. 168 с.
  56. В., Щедровицкий П. Кто оплатит издержки глобалазации// Эксперт.-2004.-№ 1.
  57. И.В. Иностранные инвестиции и совместные предприятия в экономике России: Тенденции и проблемы. СПб, 1999.
  58. A.M. Теоретические основы инновационной экономики. Владикавказ: Издательство «Проект-Пресс», 2002.
  59. Курс переходной экономики / Под ред. Л. И. Абалкина. М.:Финстатинформ.- 1997 640 с.
  60. В.П. Теория экономической двойственности. (Экономический язык Internet). -Балашиха: Кусакин- Акад.социал.-эконом. прогнозирования и моделирования.-1998.-175 с.
  61. Кушлин В. XXI век и возможности расширенного воспроизводства // Экономист. 2000, — № 2.
  62. Д.Р. Направления сбалансированности факторов производства : Дис. канд. экон. наук. М.- 2001.
  63. Д.С. Развитие экономики России и задачи экономической науки. -Москва: Экономика. 1999. — 222 с.
  64. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т. 1,2-М.: Юристь-Гардарика.- 2004.- 972 с.
  65. Ю.А. Новые методы инвестиционного менеджмента. М.: Бизнес-пресса. 2002.-208 с.
  66. Е.В. Инвестиционное регулирование структуры капитала предприятия. Дис. канд. экон. наук: 08.00.05., СПб., 2001.
  67. A.M., Быстряков А. Я. Методы государственного регулирования процесса преодоления инвестиционного кризиса в реальном секторе экономики. Костанай: АО «Костанайский печатный двор», 1998
  68. Е.Ю. Взаимодействие факторов социалистического производства в условиях современного этапа НТР : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.01 / Ленингр. фин.-экон. ин-т им. Н. А. Вознесенского, Л., 1988.
  69. К. Капитал. Критика политической экономии: Том 1 / Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., 2-е изд., Т.23.
  70. К. Капитал. Критика политической экономии: Том 2 / Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., 2-е изд., Т.24.
  71. Международные инвестиции и международные закупки. Учеб. пособие/ Под ред. В. Е. Есипова. С-Пб.: Изд. С-Пб гос. ун-та экономики и финансов, 1998.-313 с.
  72. Дж. С. Основы политической экономии. В 3-х томах. Т. III. М., 1981.
  73. С.В. Глобальная экономика: 2000 год. Научно-аналитический обзор. РАН-ИНИОН.Центр науч.-информ. исслед.глобал.и регионал.пробл. Отд. Азии и Африки.М.- 2001.-62 с.
  74. А.Г. Роль информационных и финансовых факторов в интеграции и транснационализации // Вестник МГУ. Сер. Экономика. -1998.-№ 2.
  75. Я. «Тойота»: Методы эффективного управления. Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. А. Р. Бенедиктов, В. В. Марышев. — М.: Экономика, 1989. — С. 153.
  76. Мустафина Л. И. Иностранные инвестиции как фактор развития современного промышленного производства России: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.14., М, 1998.
  77. Н.В. Управление привлечением инвестиций на социально-экономическое развитие территории: Теоретико-методические аспекты: Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05, — Гос. ун-т управления М., 2000.
  78. Обзор экономической политики в России за 2002 год./ Бюро эконом. Анализа .-М.:ТЕИС, 2003.- 527 с.
  79. Е. Западная система воспроизводства // Мировая экономики и международные отношения. 1998. -№ 6.
  80. О.С. Информационная экономика и методологические основы технико-экономического прогнозирования современной экономики России//Вестник Удмуртского университета. Серия 6. Экономика. 2001. № 3.
  81. Е.Г. Управление привлечением инвестиций российскими промышленными предприятиями / Е. Г. Патрушева- Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова.- Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2002 186 с.
  82. А.П. Почему Россия не Америка. М.: Крымский мост-9Д -2001. -411 с.
  83. И.П. Экономическая теория: Учебник/ Моск. гос. Ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ) — Каф. Теории рыночной экономики и инвестирования. -М: МЭСИ, 1999. -370 с.
  84. А. Словарь современной экономической теории Макмиллана. М.: ИНФРА-М, 2003.- 608 с.
  85. А.Н. Механизм инвестирования инновационной деятельности А. Н. Плотников- М-во образования Рос. Федерации. Сарат. гос. техн. ун-т Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003.-213 с.
  86. Путь в 21 век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики // Системные проблемы России. Рук. авт. коллектива Д. С. Львов. М.: Экономика, — 1999.- 794 с.
  87. В.Г. Инновационные инвестиции как фактор динамичного развития производственной сферы экономики : Дис. канд. экон. наук., М., 2000 .
  88. Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Антология экономической классики. В 2-х томах. М.: МП «ЭКОНОВ», 1993.-Т.1.
  89. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс.- 1986.-472 с.
  90. К.Л. Оценка совокупной эффективности факторов производства: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.06 / Гос. академия управления М.- 1993.
  91. Россия-2015: оптимистический сценарий/ Под ред. JI.И.Абалкина.-М.: ММВБ. 1999.-416 с.
  92. Теоретические проблемы переходной экономики / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Экон. фак. Каф. полит, экономики- Под ред. В. В. Радаева М.: ТЕИС, 2003.-368 с.
  93. П.Э., Нордхаус В. Д. Экономика. М.: Изд. дом «Вильяме», 2000.-680 с.
  94. И.В. и др. Организация и финансирование инвестиций. Учебное пособие. 2-е изд. М.: Финансы и статистика. 2002. — 399 с.
  95. В.В. Прямые иностранные инвестиции в России: Правовые формы привлечения и защиты. В. В. Силкин. М.: Юристъ, 2003.-251 с.
  96. М.И. Теория факторов производства в новой политической экономии // Проблемы новой политической экономии. 2000. — № 1.
  97. А. Исследования о природе и причинах богатства народов / Антология экономической классики. М.: МП «Эконом». — 1993. — Т.1
  98. Советская энциклопедия. М., 1980. — Т.З.
  99. Д.Е. Россия перед вызовом: Политическая экономия ответа / Д. Е. Сорокин. -М.: Наука, 2003.- 239 с.
  100. Д.Е. Вызовы нового века и стратегический ответ России. Доклад на заседании Ученого Совета, 25 октября 2001 г., М.: Институт экономики РАН, 2001.- 47 с.
  101. И.И. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебное пособие.М.: Дело, 2002.-280 с.
  102. Е.С. Самоопределение России и глобальная модернизация. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001.-351 с.
  103. Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Иноземцева. М.: Academia, 1999.-385 с.
  104. Д.Н. Разработка методических основ формирования структуры капитала инвестиционных проектов: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05., Красноярск, 2000.
  105. Г. К.Таль, В. В. Григорьев, Н. Д. Бадаев, В. И. Гусев, Г. Б. Юн. Оценка предприятий: доходный подход. Москва, 2000.- 326 с.
  106. М.В. Инвестиционная стратегия в современных условиях: сущность и механизм реализации / М. В. Тастевен- Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос.Федерации.- М.: Изд-во РАГС, 2001 35 с.
  107. Т.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.-504 с.
  108. М.В., Гончаров И. А. Финансовый лизинг: кредитование инвестиционных проектов. Монография. Волгоград.- 2002. — 251 с.
  109. Д.А. Изучение влияния финансирования на инвестиционную активность предприятий. Автореф. канд. эк. наук. СПб. 2003.
  110. Управление инвестициями в 2-х т. Шеремет В М., 1998.- 416с.
  111. В.К. Инвестиционные аспекты прогнозирования научно-технического прогресса. М., Посткриптум, 2001.
  112. О.В. Регулирование научно-технического прогресса в условиях становления рынка : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.01 / Ун-т экономики и финансов, С.-Петербург, 1993.
  113. П. Привлечение прямых иностранных инвестиций в Россию: 5 шагов к успеху: Практ. руководство.- М.: Флинта: Наука, 2004. (ГУП ИПК Ульян. Дом печати 324 с.
  114. А.Н., Ревазов В. Г. Инновационное инвестирование. СПб.-Наука, — 2001.-184 с.
  115. С.А. Развитие взаимодействия промышленных предприятий с банками как фактор подъема производства : Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Челяб. гос. ун-т, Челябинск, 2001.
  116. Э. X. Теория монополистической конкуренции. М.: Изд-во инострлит., 1959.- 324 с.
  117. У., Александер Г., Бэйли Д. Инвестиции. М.: Инфра-М, 1997.1024 с.
  118. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.423 с.
  119. Экономика, организация и управление инновационными и инвестиционными процессами на предприятиях и в регионе. Материалы международной научно-практической конференции. 26 апреля 2002 г. Новочеркасск.: ООО НПО Темп.- 2002. 51 с.
  120. А.Н. Информационное производство и проблема «человеческого капитала»// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2000.
  121. Accounting and Business Research. 1991. Vol. 21. № 83
  122. Brooks Ray, Mariano Cortes. External Debt Histories of Ten Low-Income Developing Countries: Lessons from Their Experience. Washington: IMF, 1998.-WP/98/72-May.
  123. Coase R. H. The Nature of the Firm (1937) in: The Firm, the Market and the Law. Chicago and London: University of Chicago Press, 1988.)
  124. CorporateMetrics Technical Document / RiskMetrics Group. April 1999.
  125. Dunning J. H. Explaining International Production L.: Unwin Hyman. 1988.
  126. Journal of Economic Theory. 1976. December.
  127. Finance and Development. 2002, March, v.39, No 1.
  128. Harvard Business Review. 1964. January-February.
  129. Hymer S. The International Operations ofNational Firms: A Study of Foreign Direct Investment. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1978.
  130. Iversen K. Aspects of the Theory of International Capital Movements. Reprint of Economic Classics (1935). New York: Augustus M. Kelley Publishers, 1967.
  131. Machlup F. Three Concepts of the Balance of Payments and the So-Called Dollar Shortage / Collected Essays of Fritz Machlup. N.Y.: Charles Scribner, 1964.
  132. Nurkse R. Equilibrium and Growth in the World Economy. Economic Essays. Ed. by G. Haberler and R. M. Stern. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1961.
  133. Ohlin B. G. Interregional and International Trade. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1967.
  134. The International Operations of National Firms: A Study of Foreign Direct Investment. Cambridge (Mass.): MIT Press, 1976.
  135. Sachs Jeffrey D. External Debt, Structural Adjustment and Economic Growth, 1998: International Monetary and Financial Issues for the 1990s. Geneva: UNCTAD, 1998.
  136. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая ФЗ № 146 от3107.1998, ред. 23.12.2003, часть вторая ФЗ № 117 от 05.08.2000, ред.05.04.2004).
  137. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // ФЗ № 160 от 09.07.1999, ред. 08.12.2003.
  138. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // ФЗ № 39 от2502.1999, ред. 02.01.2000.
  139. Инвестиции в России: Стат. сб.-М.: Информ-издат. центр Статистика России.- 2003.-252 с.
  140. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов и отбору их для финансирования. Утв. Госстроем РФ, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомформом РФ 31.03.94.- Официальное издание.- М. -1994.
  141. Оксфордский толковый словарь. Бизнес. М., Прогресс-Академия. М., 1995.
  142. Дж.М. Инвестиции: терминологический словарь. М.: Инфра-М.: 1997.- 400 с.
  143. Российский статистический ежегодник: Статсборник/ Госкомстат России. М.: 2002. 813 с.
  144. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник/Госкомстат России. -М.: Финансы и статистика, 2003. 400 с.
  145. Экономическая энциклопедия /Гл. ред. Абалкин Л. И. Институт экономики РАН. М.: Экономика, 1999. -1055 с.
Заполнить форму текущей работой