Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Военно-профессиональная подготовка курсантов — будущих офицеров-воспитателей в военном вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Год — год 40-летия создания высших военно-политических училищ, в которых до начала 1990;х годов осуществлялась подготовка высококвалифицированных офицеров-политработников для Вооруженных сил и других силовых ведомств. С ликвидацией этих вузов процесс подготовки офицеров-воспитателей был свернут до минимума. В настоящее время система подготовки профессиональных офицеров для воспитательных структур… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Историко-педагогический анализ военно-профессиональной подготовки офицеров как воспитателей
    • 1. 2. Содержание профессиональной деятельности офицера-воспитателя
    • 1. 3. Сущность, содержание и современное состояние военно-профессиональной подготовки офицеров-воспитателей в военном вузе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРО- 70 ГРАММЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
    • 2. 1. Педагогическая программа и методика военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей в военном вузе
    • 2. 2. Критерии оценки и динамика эффективности военно-профессиональной подготовки курсантов — будущих офицеров-воспитателей
  • ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ВВУЗЕ И УСЛОВИЯ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
    • 3. 1. Пути совершенствования военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей в ввузе
    • 3. 2. Условия эффективности военно-профессиональной подготовки курсантов — будущих офицеров-воспитателей

Военно-профессиональная подготовка курсантов — будущих офицеров-воспитателей в военном вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Служба в войсках в мирное и военное время предъявляет высокие требования к духовным, моральным и физическим качествам военнослужащих. Даже в эпоху высокоразвитой техники и оружия главная роль принадлежит человеку. Самое современное оружие не может компенсировать слабую подготовку военнослужащих. Самая четкая организация боевых операций оказывается малоэффективной, если личный состав в силу своего физического и психологического состояния не может участвовать в выполнении боевой задачи. Нет ничего более важного для боевой готовности, чем отношение военнослужащих к своему долгу, их боевой настрой и поведение. Каждый военнослужащий должен сознательно готовиться к выполнению боевой задачи, вырабатывать у себя психологическую устойчивость и готовность. Ход и конечный итог решения служебных и боевых задач во многом зависит от морально-психологического состояния личного состава, его воспитанности и обученности. В успешном решении этих задач важную роль играет воспитательная работа и морально-психологическое обеспечение (МПО) деятельности подразделений (частей).

В то же время, материалы печати, практика войск, проведенное исследование свидетельствуют о наличии серьезных проблем в воспитании личного состава, состоянии дисциплины, правопорядка, решении служебных и боевых задач в подразделениях и частях Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ).

Основными причинами низкой эффективности воспитательной работы в ВС РФ, деятельности органов воспитательной работы являются: отсутствие системности в воспитательной работенизкий уровень психолого-педагогической подготовки должностных лицнехватка подготовленных профессиональных кадров офицеров-воспитателейнедостаточное использование потенциала педагогической науки, новых педагогических технологий в организации воспитательной работы в ВС РФ.

Выполнение задач в боевой и мирной обстановке преимущественно носит коллективный характер, что предполагает реализацию педагогических аспектов в управлении подчиненными, готовность офицеров к выполнению воспитательных функций. Участие в организации и проведении воспитательной работы и МПО принимают практически все категории командиров и начальников, однако офицеры воспитательных структур, заместители по воспитательной работе призваны заниматься этим профессионально.

2007 год — год 40-летия создания высших военно-политических училищ, в которых до начала 1990;х годов осуществлялась подготовка высококвалифицированных офицеров-политработников для Вооруженных сил и других силовых ведомств. С ликвидацией этих вузов процесс подготовки офицеров-воспитателей был свернут до минимума. В настоящее время система подготовки профессиональных офицеров для воспитательных структур возрождается за счет набора и подготовки в действующих военных вузах групп курсантов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология». Однако необходимо признать, что возобновление подготовки этих востребованных в войсках специалистов не сопровождалось в должной мере теоретической разработкой и практической реализацией научно-педагогических и методических основ военно-профессиональной подготовки офицеров-воспитателей с учетом изменившихся социально-политических условий, преобразований в Вооруженных Силах, современных тенденций развития образования. Не была учтена важнейшая особенность, состоящая в том, что подготовка офицеров-воспитателей осуществляется в непрофильных (командных и инженерных) вузах, что в свою очередь определяет необходимость обновления содержания и технологии их воспитания, обучения, формирования профессионально важных качеств.

В условиях модернизации военного образования, его интеграции с гражданским образованием особенно возрастает актуальность научной разработки и практического решения проблемы совершенствования именно военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей, формирования у них готовности к работе с личным составом в интересах решения задач по предназначению как в боевых условиях, так в ходе повседневной жизнедеятельности. Анализ квалификационных требований, учебных планов и программ, существующей практики подготовки офицеров-воспитателей в военных вузах (с 2002 года) показывает, что необходимость выполнения Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Педагогика и психология», других руководящих документов приводит к тому, что основные усилия в образовательном процессе сосредотачиваются на становлении будущего офицера-воспитателя как специалиста в области педагогики и психологии вообще. При этом формирование навыков и умений, качеств, необходимых ему для выполнения военно-профессиональных обязанностей по воспитанию и обучению личного состава, морально-психологическому обеспечению деятельности подразделений рассматривается в качестве второстепенной задачи, на решение которой времени остается явно недостаточно. Также недостаточно эффективно реализуемым звеном военно-профессиональной подготовки курсантов как офицеров-воспитателей является формирование у них навыков воспитательной работы и в целом организация воспитательной работы во внеучебное время.

Решение данной проблемы во многом зависит от степени теоретической разработанности вопросов организации и управления процессом военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей, ее методического обеспечения, обоснованности и разработанности путей и условий достижения высокого уровня профессиональной компетентности будущих офицеров-воспитателей.

Общие вопросы подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности рассматривались в трудах Б. Ц. Бадмаева, А. В. Барабанщикова, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского, В. Н. Нуждина, В. Г. Уткина, Н.Ф. Феден-ко, В. П. Чалицкого.

Проблеме отбора содержания и организации психолого-педагогической подготовки курсантов военных вузов посвящены исследования Б. П. Бархаева, В. И. Вдовюка, М. И. Дьяченко, Л. Ф. Железняка, С. С. Муцынова, В. Ф. Перевал ова, И. В. Сыромятникова, С. И. Съедина, А. И. Харитонова и др.

Современное состояние проблемы морально-психологического обеспечения процесса обучения и воспитания отражено в работах В. М. Азарова, И. В. Горбачева, М. Ю. Зеленкова, В. Ф. Кулакова, В. Н. Лоскутова, М.Г. Поли-вары, В. Т. Татаренко.

Частные вопросы организации, управления, оценки качества подготовки военнослужащих, курсантов ввузов Министерства обороны рассматриваются в диссертационных исследованиях В. В. Белевцева, С. И. Горбенко, С. П. Дергачева, С. М. Запорожца, Л. В. Калачинской, А. Н. Котляревича, В.В. Ме-летичева, П. Я. Савинова, Ю. М. Якимова и других.

Однако в указанных исследованиях, в работах других авторов не нашли достаточно полного отражения проблемы отбора содержания, организации процесса и технологии военно-профессиональной подготовки курсантов психолого-педагогического профиля в современных условиях, слабо выявлены особенности подготовки к профессиональной деятельности курсантов военно-инженерного вуза, обучающихся по специальности «педагогика и психология».

Недостаточное внимание к данному аспекту проблемы в теории и практике профессионального военного образования является одной из причин возникновения значимых противоречий: между потребностью в подготовке квалифицированных офицеров-воспитателей, усиления практической направленности изучаемых курсантами дисциплин и возможностями военно-инженерного вуза в создании условий для формирования у курсантов — будущих офицеров-воспитателей умений, навыков профессиональной деятельностимежду достигнутым в педагогике и психологии уровнем знаний, технологий, диагностических методик и готовностью и способностью, профессорско-преподавательского состава, командиров подразделений к их практическому использованию.

Одним их негативных последствий указанных противоречий является нарушение принципа оптимальности, когда необходимые результаты подготовки достигаются за счет перегрузок всех участников образовательного процесса. Необходимость разрешения названных противоречий обусловливает значимость совершенствования процесса военно-профессиональной подготовки курсантов — будущих офицеров-воспитателей. Актуальность, теоретическая и практическая значимость проблемы обусловили выбор темы исследования.

Объект исследования: подготовка офицеров-воспитателей в военных вузах.

Предмет исследования: педагогические пути и условия совершенствования военно-профессиональной подготовки курсантов военных вузов как будущих офицеров-воспитателей.

Цель исследования: повышение эффективности и качества военно-профессиональной подготовки офицеров для воспитательных структур в военно-учебных заведениях.

Гипотеза исследования: эффективность и качество военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей в военном вузе повысится, если: военно-профессиональная подготовка будет осуществляться посредством реализации педагогической программы, позволяющей организовывать её как целенаправленный, последовательный и поэтапный процессбудут определены пути совершенствования военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей и выявлены условия ее эффективности.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:

— провести педагогический анализ теории, истории и современного состояния военно-профессиональной подготовки офицеров-воспитателей (офицеров-политработников) и уточнить ее сущность и содержание в современных условияхf.

— проанализировать содержание профессиональной деятельности офицера-воспитателя и выявить профессионально важные качества, обусловливающие ее успешность;

— разработать и экспериментально проверить педагогическую программу военно-профессиональной подготовки курсантов — будущих офицеров-воспитателей в военном вузе;

— обосновать критерии оценки военно-профессиональной подготовленности будущих офицеров-воспитателей;

— определить пути совершенствования и условия эффективности военно-профессиональной подготовки будущих офицеров воспитательных структур в военном вузе.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили: положения философии о законах развития и познания природы, общества, мышлениясистемный подход к анализу объектов и явлений, при котором они рассматриваются как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства множествавзгляды представителей педагогической, психологической, философской мысли на воспитаниеметодология комплексного исследования и системный подход к анализу педагогических процессов (Б.Г.Ананьев, С. И. Архангельский,.

Ю.К. Бабанский, Н. В. Бордовская, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина, В. Я. Слепов, Н. Ф. Талызина, В.И. Хальзов) — принципы системности, единства сознания, деятельности, общения, процессов обучения, воспитания, профессионального и личностного развития.

А.В. Барабанщиков, Л. С. Выготский, В. Н. Герасимов, А. Д. Глоточкин, f.

А.Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. С. Миловидов, B.C. Олейников, А. В. Петровский, В. Я. Слепов, Ю. А. Шаранов, А.П. Шарухин) — работы, посвященные психолого-педагогическим аспектам воспитания и личностного развития (К.А.Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский, А. А. Деркач, В. П. Зинченко, Е. И. Казакова,.

A.Г.Ковалев, К. К. Платонов, В. А. Сухомлинский, С.Л.Рубинштейн) — теории управления обучением и воспитанием (Г.М. Бурденюк,.

B.И. Гинецинский, В. П. Давыдов, В. Я. Кикоть, С. В. Кошелева, В. И. Марченков, В.А. Якунин) — концепции педагогических технологий обучения, воспитания, развития, диагностики (В.П. Беспалько, В. В. Елизаров, О. Ю. Ефремов, В. В. Карпов, В. В. Мелетичев, О. Л. Поминова, A.M. Пырский).

В ходе исследования проанализированы труды отечественных и зарубежных педагогов, руководителей военно-учебных заведений, материалы нормативных документов вузов, касающихся вопросов военно-профессиональной подготовки офицеров в целом, и офицеров-воспитателей в частности.

Наряду с теоретическими вопросами, большое место в исследовании занимает обобщение передового опыта теории и практики военно-профессиональной подготовки в военно-учебных заведениях России (М.И. Драгомиров, С. В. Волков, М. И. Фрунзе, B.C. Лапшов, В. В. Мелетичев, В. П. Масягин, Я. Я. Юрченко и др.), МВД (Л.А. Бриткова, П. Н. Городов, А. Т. Иваницкий, В. Ю. Колпаков, Ю. В. Лаптев, Ю. Д. Менжега, Н. Н. Силкин, В. Я. Слепов, М. М. Тарасов, В. И. Хальзов и др.).

В ходе работы использовалась совокупность теоретических и эмпирических методов, применяемых в современной педагогике, включающая: теоретические методы — изучение и анализ философской, психолого-педагогической и военной литературы по исследуемой проблемесистемный подход к исследованию и интерпретации педагогических явленийэмпирические методы — наблюдение, опросы (анкетирование, тестирование, беседа), экспертный опрос, анализ результатов деятельностиэкспериментальные (постановка и проведение констатирующего и формирующего экспериментов) — моделированиеметоды математической статистики.

Все применяемые методы, в целях обеспечения объективности фактов и выводов, использовались вариативно, во взаимосвязи.

Исследовательская и опытно-экспериментальная работа проводилась с 2003 по 2007 год в ходе трех взаимосвязанных этапов.

Первый этап (октябрь 2003 г. — сентябрь 2004 г.) включал: подбор и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследованияразработку программы и методики опытно-экспериментальной работыподготовку необходимых материалов и документов для ее проведенияобучение и инструктирование лиц, привлекаемых к опытно-экспериментальной работепроведение констатирующего экспериментаопределение состава контрольной и экспериментальной групп.

Второй этап (сентябрь 2004 г. — июнь 2007 г.) заключался в осуществлении опытно-экспериментальной работы по практической реализации педагогической программы военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей в военном вузе. В ходе работы изучались основные условия, повышающие эффективность данной работы, определялись пути ее совершенствования, формулировались предварительные выводы и рекомендации, которые нашли применение в образовательном процессе.

Третий этап (июль 2007 г. — ноябрь 2007 г.) включал в себя обобщение накопленного материала, анализ результатов, полученных в ходе формирующего эксперимента, формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций, их дальнейшую апробацию, оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) уточнены сущность и содержание военно-профессиональной подготовки курсантов военных вузов — будущих офицеров-воспитателей Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях;

2) разработана педагогическая программа военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей в военном вузе, определены f этапы и методика её реализации, критерии оценки уровня военно5 профессиональной подготовленности курсантов;

3) определены основные пути совершенствования процесса военноI профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей в военном вузе и выявлены условия ее эффективности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

1) осуществлен анализ историко-педагогического опыта становления и I развития теории и практики военно-профессиональной подготовки офицеров-воспитателей в отечественной военной школе, выявлены его позитивные и негативные тенденции, проанализировано современное состояние процесса подготовки офицеров-воспитателей в военных вузах;

2) разработана научная основа, педагогическая программа, пути совершенствования процесса военно-профессиональной подготовки курсантовбудущих офицеров-воспитателей в вузах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты непосредственно направлены на совершенствование подготовки в военно-учебных заведениях офицеров для воспитательных структур Вооруженных Сил Российской Федерации. Разработанная педагогическая программа военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей является дальнейшим развитием теории и практики обучения специалистов в сфере воспитательной работы и морально-психологического t j обеспечения в условиях военно-учебных заведений.

На защиту выносятся следующие научные результаты, полученные автором диссертации:

1) сущность и содержание военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей в военном вузе в современных условиях;

2) педагогическая программа военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей в военном вузе, включающая: определение целей и задач военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей в ввузевнедрение в учебный процесс педагогических технологий, обеспечивающих эффективное становление курсантов как специалистов в области воспитательной работы и морально-психологического обеспечения войскмероприятия по развитию у будущих офицеров-воспитателей военно-профессиональных навыков и умений во внеучебное времясовершенствование военно-профессиональных знаний, навыков и умений в ходе педагогической практики и войсковой стажировки;

3) критерии оценки уровня военно-профессиональной подготовленности курсантов — будущих офицеров-воспитателей: мотивационно-целевой, когнитивный, операциональный;

4) пути совершенствования военно-профессиональной подготовки будущих офицеров воспитательных структур в ввузе, включающие: совершенствование деятельности преподавательского состава и офицеров курсантских подразделений в сфере военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателейвсестороннее обеспечение военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей;

5) условия эффективности военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей: управление процессом военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей и формирование у них профессиональной мотивации учебной деятельности.

Апробация результатов исследования осуществлялась на учебно-методических сборах командно-преподавательского состава Санкт-Петербургского высшего военного училища радиоэлектроники (военного института), заседаниях предметно-методических комиссий кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин, психологии и педагогики Санкт-Петербургского высшего военного училища радиоэлектроники (военного института), а также на научно-методических и научно-практических конференциях в военно-учебных заведениях Санкт-Петербурга в 2006;2007 годах.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена исходными методологическими позициями диссертанта, комплексным характером методики исследования, представительной выборкой участников эксперимента, проведением констатирующего и формирующего экспериментов, сочетанием качественного и количественного анализа, проверкой теоретических и практических выводов в ходе исследования, апробацией результатов исследования.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы в Санкт-Петербургском высшем военном училище радиоэлектроники (военном институте). Материалы исследования были учтены при организации образовательного процесса, использовались преподавателями в ходе учебных занятий и командирами подразделений в воспитательной работе и повседневной деятельности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по главе.

Материал, представленный в данной главе, позволяет сформулировать следующие основные выводы:

1. Разработанная педагогическая программа военно-профессиональной подготовки курсантов — будущих офицеров-воспитателей в ввузе продемонстрировала свою эффективность. Однако ее разработка и внедрение не может рассматриваться как завершенная деятельность. Важным является дальнейший поиск путей ее развития и совершенствования.

Проведенная исследовательская работа позволила выявить основные, наиболее актуальные на современном этапе, пути совершенствования военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей в военном вузе: совершенствование деятельности преподавательского состава и офицеров курсов, факультетов в сфере военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателейвсестороннее обеспечение военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей.

2. Необходимость совершенствования деятельности преподавательского состава и офицеров курсов, факультетов по военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей обусловливается тем, что: во-первых, именно эти должностные лица являются основными субъектами подготовки курсантов как специалистов в области воспитания военнослужащих, морально-психологического обеспечения деятельности подразделений (частей) — во-вторых, в деятельности преподавателей и офицеров курсового, факультетского звена в рассматриваемом направлении имеются значительные проблемы, связанные, как с объективными, так и субъективными факторами. Практическая реализация данного пути совершенствования военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей в ввузе должна осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям:

— совершенствование деятельности преподавательского состава в ходе учебных занятий;

— совершенствование деятельности преподавателей и офицеров курсов, факультетов во внеучебное время.

3. Эффективность военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей в значительной степени определяется насколько качественно и всесторонне данный процесс в ввузе обеспечивается. В связи с этим значимым путем совершенствования военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей в ввузе является ее всестороннее обеспечение.

Основными видами обеспечения являются: информационное, психологическое, правовое, социологическое, культур но-досуговое, научно-методическое, материально-техническое и кадровое. Все виды обеспечения должны осуществляться комплексно, непрерывно, с учетом профиля ввуза, специфики решаемых им учебно-воспитательных задач, морально-психологического состояния объектов данной деятельности.

4. Обеспечение высокой эффективности военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей в военном вузе возможно, при соблюдении ряда условий. Основными из них являются: управление процессом военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей и формирование у них профессиональной мотивации учебной деятельности.

5. Управление процессом военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей в ввузе основывается на представлении его как непрерывного процесса воздействия субъекта управления на объект управления по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов. Оно включает в себя следующие этапы управленческого цикла: определение целей военно-профессиональной подготовки и конкретизация их в задачахпринятие решенияпланирование процессаорганизация этой деятельностисбор, обработка и анализ результатов военно-профессиональной подготовкиопределение эффективности ее, выработка, при необходимости, мер по совершенствованию.

6. Важным условием эффективности военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей является наличие у них профессиональной мотивации учебной деятельности, обусловливающей как успешность подготовки в ввузе, так и успешность предстоящей им профессиональной деятельности. Формирование и развитие такой мотивации является актуальной задачей профессорско-преподавательского и командного состава военно-учебного заведения.

Основой успеха в формировании профессиональной мотивации учебной деятельности у курсантов является осуществление воздействий преподавателей и командиров и самоформирование курсантами мотивации в комплексе. В этом случае воздействие субъектов образовательного процесса побуждает будущего офицера-воспитателя работать над собой, содействовать результативности внешних воздействий. В результате курсант трансформируется в активно действующий субъект военно-профессиональной подготовки.

Практические рекомендации.

Результаты проведенного исследования позволяют в целях повышения эффективности и качества военно-профессиональной подготовки офицеров для воспитательных структур в военно-учебных заведениях сформулировать следующие практические рекомендации:

1. Органам управления высших военно-учебных заведений рассмотреть возможность внедрения в образовательный процесс разработанной автором диссертационного исследования педагогической программы военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей в военном вузе.

2. Предложить руководителям военно-учебных заведений, начальникам профилирующих кафедр, факультетов подготовки офицеров для воспитательных структур Вооруженных Сил активизировать работу по совершенствованию процесса военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей в вузах.

3. Рекомендовать обсуждение на научно-практических и научно-методических конференциях, ученых советах ввузов, методических семинарах, совещаниях проблем совершенствования военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей.

4. Рассмотреть целесообразность и возможность учета достигнутого курсантами — будущими офицерами-воспитателями уровня военно-профессиональной подготовленности при проведении рейтинговой оценки выпускников и назначении на первичные офицерские должности.

5. Рекомендовать проведение исследовательской работы по дальнейшему совершенствованию в ввузах военно-профессиональной подготовки офицеров для воспитательных структур, созданию непрерывной, комплексной системы повышения профессиональной компетентности офицеров-воспитателей в войсках.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Е. Институт военных священников в иностранных армиях. Информационный сборник по зарубежным странам и армиям. — М.- 2006. № 1. С. 4−20.
  2. В. Утверждая в сердцах воинства силу. Красная Звезда 2000. 23 июня.
  3. Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации. // Красная звезда. 2003. 11 октября.
  4. В.Е., Воробьев Г. В., Дочкин С. А., Костарев С. В. Вопросы психологии в профессиональной деятельности офицера войск связи. Учебное пособие. СПб., 2007.
  5. Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни //Сб. науч. трудов: Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. — М.: Институт психологии АН СССР, 1991.
  6. Ю. Н., Бублик Л. А., Черных И. И. МПО Советских войск в годы Великой Отечественной войны: опыт, проблемы, уроки. — М.: ВУ, 1996.
  7. Армия и человек: Проблемы воспитания. Материалы научно-практической конференции. М.: УВР МО РФ, 1994.
  8. О. А. Активизация познавательной деятельности курсантов ввуза на основе системы профессионально-ориентированных учебно-ролевых игр: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991.
  9. А.В. и др. Советская военная педагогика и психология в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. М.: ВПА, 1987.
  10. А.В., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики. -М.: Просвещение, 1988.
  11. А. Влияние войны на психику воина. // Ориентир. 2004. № 6. С. 48−51.
  12. Ю. Введение в педагогику. — СПб., 1905,
  13. С.П., Иваницкий А. Т., Кикоть В. Я. Профессиональная подготовка и ее влияние на личность. СПб., 1996.
  14. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989.
  15. В.П. Военные училища — школа подготовки офицерских кадров. -М.: ВПА, 1982.
  16. Н.В. Диалектика педагогического исследования. СПб., 2001.
  17. Буг С. В. Об оценке эффективности подготовки военных специалистов. //Военная мысль. 2001. № 1. С. 51−52.
  18. А.В., Латкова И. А. Профессиональное воспитание в учебном процессе образовательных учреждений МВД России: Учеб. пособие. — М.: Академия управления МВД России, 1997.
  19. А.К. Развитие педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы: теория и практика. — М.: ВУ, 2000.
  20. А.П. Воспитательная функция учебного процесса // Вопросы обучения и воспитания в вузе: Тезисы докладов к межвузовскому научно-методическому семинару. Томск, 1988. С. 13−16.
  21. Введение в профессию: основы деятельности психолога батальона, полка (корабля 1 ранга): Учебно-методическое пособие. ~М.: ГУВР, 2004.
  22. В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. -М.: ВПА, 1971.
  23. В.И. Пути совершенствования профессионально-этической подготовки военного руководителя // Актуальные проблемы военной политологии и социологии, 1998.
  24. В.И. Этика военного руководителя в системе его профессиональных качеств // Актуальные проблемы военной политологии и социологии, 1998.
  25. Великая Отечественная война Советского Союза 1941−1945. Краткая история. -М.: Воениздат, 1989.
  26. Военная доктрина российской Федерации: сущность и содержание. -М.:ВУ, 2005.
  27. Военная педагогика: Учебник. Под ред. А. В. Барабанщикова. — М.: ВПА, 1986.
  28. Военная педагогика и психология: Работа преподавателя по развитию познавательной активности курсантов. JL, 1983.
  29. Военная профессиология. М.: ВУ, 2004.
  30. Военная психология и педагогика. Под ред. В. Ф. Кулакова. — М.: Совершенство, 1998.
  31. Военная психология: методология, теория, практика. Часть 2. Руководитель авторского коллектива Корчемный П. А. М.: ВУ, 1998.
  32. Военные традиции России: история, психология, культура. — СПб.: Изд-во Нестор, 2000.
  33. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. Учеб.-метод. пособие // Под ред. И. А. Липского. М.: ВУ, 1995.
  34. Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования. -М.: В, А им. Ф. Э. Дзержинского, 1994.
  35. Вопросы профессиональной педагогики. М: Высшая школа, 1968.
  36. В.Н. Основы превентивной педагогики. М.: ВУ, 1995.
  37. Н.Ф., Мусин Я. Н., Тарасов М. М. Формирование у курсантов ввузов направленности на практическую педагогическую деятельность во внутренних войсках. СПб., 1998.
  38. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
  39. В. Строевой офицер воспитатель и учитель. — М., 1906.
  40. С.В. Формирование профессионального мастерства офицеров воспитательных структур частей ВВС. Дис. канд. пед. наук. — М.: ВУ, 1999.
  41. С.В. Управление морально-психологическим обеспечением: Вопросы теории и практики. // Военная мысль. 2004. № 2. С. 49−55.
  42. С.В. Оптимизация содержания морально-психологического обеспечения боевых действий. //Военная мысль. 2006. № 6. С. 65−70.
  43. И.В. Морально-психологическое состояние военнослужащих как психологический феномен: современные подходы к теории вопроса. Военно-социологические исследования. — М.: ГУ BP, 2005. № 1.С. 41−50.
  44. В.П., Киселев И. П., Чумичев Н. Г. Альбом схем и основных положений военной педагогики. -М.: ВПА, 1985.
  45. М.И. Избранные труды. М.: Воениздат, 1956.
  46. М.И. Очерки. Киев, 1898. С. 147.
  47. М.И. Подготовка войск в мирное время. — М., 1906.
  48. М.И. Армейские заметки // Вопросы воспитания иобучения войск: Избр. труды. — М.: Воениздат, 1956. С. 187−311.i
  49. Душа армии. Русская военная эмиграция о морально-психологических основах Российской вооруженной силы. — М.: ВУ. — Независимый научный центр «Отечество и воин». Русский путь, 1997.
  50. Л.Ф. Формирование военно-профессиональной направленности личности будущих офицеров // Формирование профессиональной пригодности будущих офицеров. — М.: ВПА, 1982.
  51. О.Ю., Мелетичев В. В. Психолого-педагогическая диагностика в деятельности преподавателя ввуза. СПб., 2001.
  52. Ю.Н. Офицерская служба: психологический аспект. // Ориентир. 2006. № 8. С. 24−25.
  53. А.Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) ввузов МВД России: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 2000.
  54. В.И. Моделирование педагогической деятельности // Высшее образование в России. 1998, № 4.
  55. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987.
  56. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
  57. В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе: Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб., 1993.
  58. Качество профессиональной подготовки и деятельности сотрудника ОВД: Материалы научно-практической конференции / Под ред. Б. Ф. Кваши, В. И. Хальзова. СПб., 1996.
  59. В.Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования. СПб., 1996.
  60. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -М., 2004.
  61. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск, 1993.
  62. В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М., 1988.
  63. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М., 1991.
  64. Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе: Автореф. дисс. канд. псих. наук. JL, 1983.
  65. Э.Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе.-М.: ВПА, 1990.
  66. Н.В., Григорьева Е. А., Якунин В. А. Методы системного педагогического исследования. Л., 1980.
  67. Д.И. Поединок. -М., 1985.
  68. М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. — СПб., 1880.
  69. М.Е. Профессия — психолог. — Ростов на Дону, 1999.
  70. В.Н. Актовые методы обучения и их использование на занятиях по военной психологии и педагогика. — М.: ВКИ, 1989.
  71. А.С. Собрание сочинений. — М., 1971.
  72. В.И., Герасимов В. Н., Алехин И. А. Педагогика. М., 2002.
  73. В.В., Шингаев С. М. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности заместителя командира по воспитательной работе: Учебно-методическое пособие. — СПб., 2006.
  74. В.В., Якимов Ю. М. Мотивационное обеспечение подготовки курсантов по специальности «Морально-психологическое обеспечение войск» в военно-инженерном вузе: Учебно-методическое пособие. СПб., 2004.
  75. Методика индивидуальной воспитательной работы. М.: Воениздат, 1991.
  76. Методические рекомендации командирам, штабам, офицерам воспитательных органов по сплочению воинских коллективов. — СПб., 2005.
  77. Методические рекомендации по организации воспитательной работы, укреплению правопорядка и воинской дисциплины в высших военно-учебных заведениях Министерства Обороны Российской Федерации. — М.: ГУВР, 2004.
  78. С.И. Военно-патриотической работе необходимы системность и эффективность // Ориентир. 2007. № 3. С. 4−7.
  79. В.Б., Трофимов А. Б., Марченко B.JI. Воспитательная работа с личным составом Государственной противопожарной службы МЧС России: Учебное пособие. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2004.
  80. Я.Н. Педагогические основы подготовки курсантов в ввузах ВВ МВД России как воспитателей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1997.
  81. Настольная книга войскового психолога, офицера по организации общественно-государственной подготовке и военно-социальной работе. — М.: За права военнослужащих, 2004.
  82. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. — М., 1988.
  83. О воспитании патриотизма. Методическое пособие (выпуск 3). — М.: ГУВР, 2004.
  84. Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации, — М.: Воениздат, 1994.
  85. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Под. ред. Бабанского Ю. К. -М., 1982.
  86. Организационно-методические указания по формированию у курсантов военно-учебных заведений Министерства Обороны Российской Федерации военно-профессиональных навыков. М.: УВО МО РФ, 1999.
  87. Организация процесса воспитания курсантов и слушателей в военно-учебных заведениях Министерства Обороны Российской Федерации // Право в вооруженных силах. 2006. № 7.
  88. А.Б. Склонность к профессиям. М.: Знание, 1981.
  89. Основные положения военной доктрины РФ // Красная Звезда. 2003. 19 ноября.
  90. Основы военно-педагогических знаний. М.:ВПА. 1989.
  91. Основы военной акмеологии. — М.: В, А им. Ф. Э. Дзержинского. 1996. Ч. 2.
  92. Основы пастырского служения в войсках. Методическое пособие. — М.: МО РФ, 2005.
  93. Е.Г. Проблемы стандартизации высшего педагогического образования. Круглый стол // Педагогика. 2001. № 6.
  94. Опыт морально-психологического обеспечения действий группировки войск в операции по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике. СПб.: УВР OJI ЛенВО, 2002.
  95. Оценивание и прогнозирование педагогической деятельности. Л., 1984.
  96. О.Г. Профессионально-педагогическая культура: сущность, содержание, формирование. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Гаруда. 2005.
  97. Партийно-политическая работа в Вооруженных Силах. Исторический очерк. — М.: Воениздат, 1974.
  98. В.Ф. Подготовка офицеров к управленческой деятельности. -М., 1991.
  99. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М., 1999.
  100. Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. — М.: Воениздат, 1989.
  101. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону, 1998.
  102. М.Г. Воспитание курсантов: психологический аспект // Военная мысль. 2001. № 6. С. 54.
  103. В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. М., 2000.
  104. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 70 от 11 марта 2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».
  105. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 79 от 28 февраля 2005 г. «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
  106. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996.
  107. П. Статистика генералов. — СПб., 1908- Статистика полковников. СПб. 1905.
  108. В.А., Ефремов О. Ю. О развитии системы «человек — военная техника». Военная мысль. 2007. № 3. С. 61−65.
  109. Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации. — М.: ГУ BP, 2005.
  110. C.JI. Профессиональное воспитание военнослужащих-женщин: теория и практика: Монография. — М.: ВУ. 2002.
  111. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 2000.
  112. Сборник методических рекомендаций по сплочению воинских коллективов. -М.: ГУВР, 2004.
  113. М.П. Педагогические технологии профессиональной подготовки: Учебное пособие. СПб., 1995.
  114. Н.Н. Теория и практика оптимизации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел к служебной деятельности в условиях повышенного риска: Монография / Под общ. ред. В. И. Хальзова. -СПб., 2001.
  115. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М., 1971.
  116. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.
  117. Справочник офицера-воспитателя. Под общей ред. Н. И. Резника. — М.: За права военнослужащих, 2003.
  118. А. Психологическое состояние военнослужащих в особых условиях боевых действий. // Ориентир. 2006. № 8. С. 51−54.
  119. Т. А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.
  120. Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2000.
  121. А.В. Полковое учреждение. М.: Воениздат, 1949.
  122. Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие. — М.: ГУ BP, 2005.
  123. Д.Н. Психологические исследования. — М., 1966.
  124. Управление психическим состоянием военнослужащих // Ориентир № 8. 2006. С. 52−54.
  125. К.Д. Собрание сочинений в 11 т. — М., 1950. Т. 10.
  126. В.Д. Развитие мотивов профессионального самоопределения личности в условиях вуза: Автореф. дисс. канд. псих.. наук. М., 1983.
  127. М.Ф. Воспитание специалиста. Казань, 1990. «
  128. Философский словарь. М., 1975.
  129. Формирование личности курсанта и студента как гражданина и патриота в системе военного образования. СПб.: МВАА, 2005.
  130. Формирование профессиональной пригодности будущих офицеров / Под ред. Ю. М. Забродина. -М., 1982.
  131. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1989.
  132. В.И., Григорьев В. К. Вопросы педагогики в деятельности офицера подразделения. СПб., 1993.
  133. Хрестоматия по русской военной истории. М.: Воениздат, 1947.
  134. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
  135. В.Д. Профессионально важные качества: Учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Логос. 1996.
  136. В.В. Военно-профессиональная готовность выпускников высших военно-учебных заведений. Военно-социологические исследования. -М.: ГУ BP, 2005. № 1. С. 29−40.
  137. В., Юрченко Ю. Военно-профессиональная готовность выпускников вузов МО РФ. // Ориентир. 2006. № 1. С. 19−23.
  138. Ю.В. Мотивация военно-профессиональной деятельности курсантов вузов и процесс ее развития // Сб. научн. статей ВПА им. В. И. Ленина. 1990. № 44.
  139. И.Н. Кадры Советской Армии и Военно-Морского флота. -М., 1976.
  140. Я.Я. Воспитание. СПб., 2007.
  141. К.П. Отношение обучения к воспитанию // Антология педагогической мысли России 2-ой половины XIX начала XX века. — М.: Педагогика, 1990. С. 462−463.
  142. Ю.М. Формирование профессиональной мотивации учебной деятельности у будущих офицеров-воспитателей в инженерном ввузе: Дисс. канд. пед. наук. СПб., 2005.
  143. В.А. Современные методы обучения в высшей школе. — М., 1991.158
Заполнить форму текущей работой