Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы сензитивности в обучении иностранным языкам

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сензитивные периоды — это оптимальные сроки развития определенных психических способностей. Преждевременное по отношению к сензитивному периоду начало обучения (например, письму) бывает малоэффективным; оно также вызывает у ребенка нервное и физическое перенапряжение, чреватое эмоциональными срывами. Но и обучение, начатое со значительным опозданием по отношению к сензитивному периоду, приводит… Читать ещё >

Проблемы сензитивности в обучении иностранным языкам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При обучении иностранному языку и преподаватели, и ученики очень часто сталкиваются с такой проблемой, как сензитивность. Целью данной работы является описание данного феномена. При выполнении самостоятельной работы были поставлены следующие задачи:

  • 1. Объяснить явление «сензитивности»
  • 2. Объяснить решение данной проблемы в преподавании иностранного яыка.

Для каждого человека характерен набор каких-либо присущих только ему черт. Одной из них может быть сензитивность. Сензитивность (или сенситивность) — это характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний. Сензитивность может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью, поражениями мозга и т. п.), так и особенностями воспитания (например, эмоциональным отвержением ребенка в семье).

Тема же данной работы лишь отчасти перекликается с этой классической трактовкой данного явления. Собственно сам термин «сензитивность» был предложен итальянским педагогом М. Монтессори, которая считала дошкольное детство «сензитивным возрастом», т. е. этапом наибольшей восприимчивости к воспитательным воздействиям. Впоследствии это представление было уточнено и конкретизировано. В исследованиях ряда педагогов и психологов было показано, что на протяжении детства могут быть выделены особые этапы — так называемые сензитивные периоды, в которых ребенок бывает особенно чувствителен к определенным влияниям и восприимчив к приобретению определенных способностей. Так, сензитивный период для развития речи — 1−3 года. Если ребенок в этом возрасте воспитывается в обедненной речевой среде, в условиях недостаточного речевого общения, это приводит к заметному отставанию в речевом развитии; компенсировать это отставание впоследствии оказывается весьма затруднительно. Установлено также, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха; попрошествии этого срока такая чувствительность снижается. Сензитивный период для развития навыков письма — 6−8 лет.

Сензитивные периоды — это оптимальные сроки развития определенных психических способностей. Преждевременное по отношению к сензитивному периоду начало обучения (например, письму) бывает малоэффективным; оно также вызывает у ребенка нервное и физическое перенапряжение, чреватое эмоциональными срывами. Но и обучение, начатое со значительным опозданием по отношению к сензитивному периоду, приводит к невысоким результатам; нормальный уровень соответствующей способности может быть вообще не достигнут. Таким образом, в обучении и воспитании необходимо согласование педагогических воздействий с возрастными возможностями ребенка.

Учитывая сензитивность ребенка к восприятию и воспроизведению речи, в раннем возрасте можно развить и сохранить гибкость речевого аппарата для формирования и совершенствования речевой способности человека в течение всей его жизни. Установлено, что в младенчестве (к 8−9 мес.) ребенок способен правильно произносить звуки любого языка. Если он слышит речь только на одном языке, речевой аппарат настраивается на этот язык и становится жестким. Обучение иностранному языку с детей шести-семи лет стало вновь предметом заинтересованного разговора педагогов, филологов и учеников средней школы и один из путей смещения данного уровня — сдвиг точки отсчета начала процесса обучения иностранному языку на дошкольное образования или 1 класс средней школы, которые традиционно считаются наиболее благоприятными периодами для овладения вторым языком.

Большинство исследователей (А.А.Леонтьев, Е. А. Аркин, Е. И. Негневицкая, И. Л. Шолпо и др.) рассматривают дошкольный и младший школьный возраст как наиболее благоприятный и в физиологическом, и в психологическом плане для начала систематического изучения иностранных языков.

Одним их наиболее существенных моментов, по мнению большинства исследователей, является повышенная сензитивность к языковым явлениям в данном возрасте, представляющая собой важную предпосылку успешного формирования иноязычных речевых умений и навыков.

Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что детей дошкольного и младшего школьного возраста отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих этапах, запоминание языкового материала; естественность мотивов общения; отсутствие так называемого языкового барьера, т. е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков; отсутствие боязни делать ошибки и готовность работы над ними; сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке.

На основании наличия сензитивных периодов и наилучшей способности к обучению чему-то конкретному в это время можно сделать вывод о том, что под «сензитивностью» можно понимать степень и качество усвоения материала. В нашем случае, усвоения иностранного языка. По мнению Зимней, усвоение можно разделить на две части: интериоризацию и экстериоризацию (Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе, с. 94). Интериоризация — это процесс преобразования внешних процессов во внутренние, в то время как экстериоризация является практической реализацией внутреннего, уже интериоризированного, материала. В общем, усвоение может рассматриваться как процесс приема, обработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях. Например, «усвоение грамматического правила иностранного языка означает умение в любых ситуациях иноязысного общения выразить посредством этого правила требуемую мысль» (то же, с.95).

Итак, разобравшись с основными механизмами, можно приступать к частным случаям. Ведь что есть «сензитивность»? Это особенность конкретного человека. Следовательно, в обучении иностранным языкам педагог должен учитывать это, иначе его может ждать провал. Для этого необходимо знать особенности человеческой личности в конкретный период развития.

В целом, по мнению многих исследователей, наиболее благоприятным возрастом для начала освоения иностранного языка является шестилетний. На данном этапе развития являвшаяся до этого ведущей деятельностью игровая постепенно начинает сменяться учебной. Но так как этот переход постепенный, то в процесс обучения необходимо вводить игровые элементы — все-таки дети еще неусидчивы, спад работоспособности может произойти уже через 10 минут после начала занятия. Для этого при первых признаках утомления детей необходимо перевести их внимание на игру. Да и вообще стоит избегать монотонной подачи материала; новая информация должна даваться ярко и интересно. сензитивность воспитание иностранный язык Что касается особенностей характера, то детей можно разделить на спокойных и неусидчивых. Если первые от учебного процесса отвлекаются редко, то для вторых необходимо применять дополнительные меры. Например, по мнению Никитенко, «на импульсивных, непоседливых детей с особенно неустойчивой психикой следует обратить внимание с самых первых уроков. Их нужно занимать работой, поручать им роли, требующие постоянной включенности в общую деятельность» (Гальская Н.Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам, с.60). Здесь очень важно найти персональный подход к каждому ребенку, учителю иностранного языка необходимо постоянно общаться с другими преподавателями начальной школы, с родителями, а атмосферу первой встречи с детьми, которая должна быть непременно дружелюбной, надо сохранить в течение всего курса обучения.

Следующим сензитивным периодом в обучении иностранному языку является возраст детей начальной школы, то есть от семи до десяти лет. На данном этапе дети уже в некоторой степени привыкли к учебе, но стоит напомнить, что для привлечения внимания детей использовались, в целом, методы развлекательно-игрового характера. Поэтому необходимо научить их концентрировать свое внимание не только на чем-то ярком, но и на том, что, на первый взгляд, кажется скучным. Еще Выготский писал: «Психологический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботиться о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности. Что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподаватель же остается только руководить и направлять его деятельность» (Выготский Л. С. Педагогическая психология, с.598−599). Следуя данному изречению, можно вывести следующие правила:

  • · материал должен быть в конечном счете интересным;
  • · каждому ученику необходимо обеспечить понимание смысла предлагаемого задания;
  • · обеспечение знания способа выполнения задания;
  • · необходимо создать такую обстановку, в которой бы ребенок был сосредоточен, но мог непринужденно общаться.

В данном возрасте дети очень чувствительны к оценке, даваемой им учителем. Даже самый маленький успех вдохновляет детей и поддерживает их интерес к предмету. Исходя из этого, Амонашвили в 1984 году разработал систему содержательных оценок, включающую следующие компоненты:

  • · доброжелательное отношение к ученику;
  • · положительное отношение к его стараниям;
  • · анализ трудностей и ошибок, возникших у конкретного ученика;
  • · указания к улучшению результата.

При этом даже если результат стараний ученика отрицательный, оценка должна включать в себя все эти компоненты.

Учет психологических особенностей детей 6−10 лет и их дальнейшее развитие является залогом успешности процесса обучения иностранному языку в школе.

Заключение

Существование проблемы сензитивности в обучении иностранным языкам способствовало развитию методик ее преодоления, основой которых является учет как особенностей определенного периода развития в целом, так и конкретной личности в частности.

  • 1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 2008, 671 с.
  • 2. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991, 222 с.
  • 3. Гальская Н. Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам, М., 2004, 240 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой