Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и умственная работоспособность младших школьников 7-9 лет при разных режимах обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ответ на дозированную физическую нагрузку повышение ЧСС достигает достоверной величины во всех возрастно-половых группах адаптивного режима обучения и мальчиков ЗА класса. У всех девочек, А класса и мальчиков 1 и 2 года обучения увеличение ЧСС на нагрузку не достигает достоверного значения, что обусловлено широким индивидуальным разбросом в группах, хотя процент прироста велик. В динамике УОК… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Обзор литературы
    • 1. 1. Возрастная динамика показателей сердечно-сосудистой системы детей школьного возраста
    • 1. 2. Адаптация организма младших школьников к учебной деятельности и физической нагрузке
    • 1. 3. Динамика умственной работоспособности школьников
  • Глава II. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Исследование физического развития
    • 2. 3. Исследование сердечно-сосудистой системы
    • 2. 4. Физическая нагрузка
    • 2. 5. Тестирование умственной работоспособности
  • Глава III. Собственные исследования
    • 3. 1. Физическое развитие детей 7−9 лет при разных режимах обучения
    • 3. 2. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы детей младшего школьного возраста
      • 3. 2. 1. Возрастная динамика артериального давления детей 7−9 лет при традиционном режиме обучения
      • 3. 2. 2. Артериальное давление детей 7−9 лет при адаптивном режиме обучения
      • 3. 2. 3. Возрастные изменения частоты сердечных сокращений, ударного и минутного объема сердца детей 7−9 лет разного режима обучения
      • 3. 2. 4. Сравнительная характеристика показателей сердечнососудистой системы детей 7−9 лет при разных режимах обучения
  • Глава IV. Влияние физической нагрузки на сердечно-сосудистую систему детей младшего школьного возраста
    • 4. 1 Реакция сдх!1ешю-еоеутетой~еистемьг та дозированную физическую нагрузку младших школьников
      • 4. 1. 1. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку младших школьников традиционного режима обучения
      • 4. 2. Сравнительная характеристика изменений показателей сердечнососудистой системы на физическую нагрузку у детей 7−9 лет при разных режимах обучения
  • Глава V. Динамика умственной работоспособности детей 7−9 лет
    • 5. 1. Динамика умственной работоспособности детей 7−9 лет в учебном году при традиционном режиме обучения
    • 5. 2. Умственная работоспособность младших школьников в течение недели при традиционном режиме обучения
      • 5. 2. 1. Умственная работоспособность детей первого года обучения
      • 5. 2. 2. Показатели умственной работоспособности детей второго класса
      • 5. 2. 3. Умственная работоспособность в третьем классе
    • 5. 3. Умственная работоспособность детей 1−3 классов в течение учебного года при адаптивном режиме обучения
    • 5. 4. Изменение умственной работоспособности в течение учебной недели при адаптивном режиме обучения
      • 5. 4. 1. Умственная работоспособность детей первого класса
      • 5. 4. 2. Умственная работоспособность детей второго класса
      • 5. 4. 3. Динамика умственной работоспособности в третьем классе
    • 5. 5. Сравнительная характеристика умственной работоспособности детей 7−9 лет в течение учебного года при разных режимах обучения
    • 5. 6. Дифференциация по умственной работоспособности учащихся 1−3 классов обучающихся при традиционном режиме обучения
    • 5. 7. Дифференциация по умственной работоспособности младших школьников адаптивного режима обучения
    • 5. 8. Сравнительная характеристика дифференциации учащихся 1−3 классов разных режимов обучения
  • Глава VI. Корреляционный анализ
    • 6. 1. Динамика корреляционных связей детей 7−9 лет разных режимов обучения

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и умственная работоспособность младших школьников 7-9 лет при разных режимах обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отклонения в физическом здоровье, ограниченные адаптивные возможности, высокая стрессорность детей школьного возраста озадачивают всю систему образования, педагогическую общественность, медицинских работников, государственных деятелей и каждую семью в отдельности. Исследователи (Мачинская Р.Н. и др., 1997; Антропова М. В., 1998; Безруких М. М., 2000; Фарбер Д. А., 2001 и др.) призывают содействовать охране и укреплению здоровья в условиях школьного образования.

Учебная деятельность — основополагающая сфера жизни школьника. Состояние здоровья детей связано с их физической дееспособностью, что зависит от компенсаторно — приспособительных возможностей организма.

Сердечно-сосудистая система «как индикатор адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма» (Баевский P.M., 1975), привлекает особое внимание исследователей, где большое значение уделяется возрастным закономерностям и особенностям становления системы в условиях основного вида деятельности (Тупицын И.О. и др., 1985, 1995, Калюжная P.A., 1969; Димитриев Д. А., 2001).

Возрастная динамика гетерохронности усиливает колебания функциональных показателей ССС (Русинова С.И., Ситдиков Ф. Г., 2000). В то же время требования к ребенку и к образовательной системе неуклонно возрастают. Реализуется право «. реоенка на развивающее обучение» (Бологова Е.И., 1995). Многие исследователи пишут о «Влиянии процесса обучения. на работоспособность и состояние здоровья детей» (Антропова М.В., 1975; Чубирко М. И. и др. 1996; Дикопольская Н. Б., Копылова В. А., 1999; Димитриев А. Д., 2001; Русинова С. И. и др., 2001. Побежимова O.K., 2000, Крылова.

A.B., 2000; и мн.др.). Проблема здоровья подрастающего поколения остается остроактуальной.

Жесткие условия отбора не гарантируют качественный результат. Поэтому, принцип — «выживают сильнейшие» — не может служить оправданием и снять ответственность за стрессорность, а иногда и экстремальность школьной деятельности. Научно-технический, социально-экономический прогресс непрерывно модифицируют среду обитания и жизнедеятельности, нацеливая на оптимизацию школьного образования и снятия нарастающего напряжения учебно-воспитательного процесса (Антропова М.В., 1983, Хрип-кова А.Г., Фарбер Д. А., 1983; Тупицын И. О., 1985; Русинова С. И., 1989; Крылова A.B., 1990). Соотношение функциональных возможностей с физиологической ценой организма дает в конечном итоге представление о здоровье (Русинова С.И., 1989; Крылова A.B., 1990).

Традиционное решение педагогических задач в образовательных учреждениях не удовлетворяет современное общество. Остро встает вопрос о соответствии и «сообразности» учебной нагрузки и методов преподавания возрастным особенностям детей (Антропова М.В., Манке Г. Г., Кузнецова Л. М. и др., 1997; Бородкина Г. В., 2000). Активизируется реформирование и оптимизация школьной деятельности детей, актуализируются исследования при различных режимах обучения (Антропова М.В. и др., 1998; Безруких М. М., 2000; Русинова С. И. и др., 2000).

Целью исследования явилось изучение динамики функциональных по-казателеи сердечно-сосудистой системы и умственной работоспособности детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к учебной деятельности при разных режимах обучения.

Задачи:

1. Исследовать функциональное состояние и реакцию сердечнососудистой системы на динамическую нагрузку у детей младшего школьного возраста разных режимов обучения.

2. Изучить умственную работоспособность детей 7−9 лет при разных режимах обучения в течение учебной недели, учебного года и по годам обучения.

Новизна исследования.

Впервые проведено комплексное исследование сердечно-сосудистой системы и умственной работоспособности детей 7−9 лет при традиционном и адаптивном режимах обучения, в результате которого выявлены возрастно-половые различия в темпах и характере адаптационных изменений физиологических систем.

Установлено, что при традиционном режиме обучения у 7−9 летних детей (А классы) происходит плавное нарастание артериального давления (АДс, АДд, АДп) с более выраженной тенденцией повышения АДд у девочек от 7 к 9 годам, тогда как в классах адаптивного режима показатели АДд претерпевают незначительные изменения.

В возрастном нарастании минутного объема крови (МОК) у девочек класса адаптивного и мальчиков традиционного режима обучения определяющим является увеличение ударного объема крови (УОК), что свидетельствует о большей реакции сердца, чем сосудистой системы.

Впервые проведен анализ по умственной работоспособности с последующей дифференциацией исследованных групп по сочетанию количественных и качественных показателей — по скорости переключения внимания (К) и продуктивности умственной работоспособности (<3).

Устойчивая динамика умственной работоспособности отмечается у школьников на 3-м году обучения, как в А, так и в Б классах, с большим количеством детей с оптимальными показателями в адаптивном классе.

Установлено, что:

— у школьников адаптивного режима обучения в возрастной динамике от 7 к 9 годам плавно повышается продуктивность (устойчивость внимания);

— в классах традиционного режима обучения преобладает скорость умственной работоспособности в 7−9 летнем возрасте.

Половые различия умственной работоспособности более выражены у детей 7−9 лет классов традиционного режима.

Установлена широкая вариативность гибких корреляционных связей у детей адаптивного режима обучения, отражающая их более благоприятное психофизиологическое развитие и формирование потенциала для последующих лет обучения, по сравнению с традиционным режимом, где преобладают устойчивые связи, ограничивающие адаптивную пластичность.

Научно-практическая значимость.

Комплексная оценка состояния гемодинамики и умственной работоспо—собности детей 7−9 лег, обучающихся в условиях различных режимов, дает представление о возрастно-половых особенностях и адаптационных изменениях сердечно-сосудистой системы и умственной работоспособности младших школьников, раскрывает влияние различных режимов обучения на состояние их физического и психофизиологического развития.

Выявленные факты представляют научно-практический интерес для физиологов, психологов, педиатров, педагогов школ и высших учебных заведений, характеризуют адаптивный режим обучения как наиболее оптимальный, функционально-адекватный для детей 7−9 лет и может быть рекомендован для внедрения в школьную практику в период адаптации детей к учебной деятельности.

Разработанная система дифференциации классов по группам УР, основанная на индивидуальных особенностях устойчивости и переключения внимания, может быть практическим руководством для психологов, педагогов, школ, нацеленных на повышение работоспособности и эффективности обучения школьников, а также внесена в курс лекций по возрастной физиологии, психологии здорового образа жизни.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. У детей 7−9 лет адаптивного режима обучения плавно нарастающий характер показателей физического развития на фоне неравномерной динамики показателей учащихся при традиционном режиме. Повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы выявляется в возрастной динамике артериального давления, частоты сердечных сокращений, ударного и минутного объема крови и в реакции системы на нагрузку в зависимости от режима обучения.

2. Оптимизация умственной работоспособности детей мдрд, тргг) школьного возраста происходит на третьем году обучения при разных режимах, с более благоприятной динамикой при адаптивном режиме.

Апробация работы.

Материалы исследования доложены на XIX, XX научно-практических конференциях молодых ученых и специалистов КГПУ, Казань, 1998, 1999; Всероссийском симпозиуме «Растущий организм: адаптация к физической и умственной нагрузке», Казань, 1998, 2000, 2002; Всероссийской научно-практической конференции «Укрепление здоровья в школе», Казань, 2000; XVIII Всероссийском съезде физиологического общества им. И. П. Павлова, Казань, 2001, Региональной научно-практической конференции «Качество жизни в трансформирующемся обществе», г. Набережные Челны, 2001.

Структура и объем работы. Диссертация объемом 144 страницы, иллюстрирована 18 таблицами, 4 диаграммами и 17 рисунками, состоит из VI глав, введения, обзора литературы, методики исследования, результатов исследования, заключения, выводов, списка литературы, которая включает 293 источника, в том числе 259 отечественных, 34 зарубежных авторов.

Выводы.

1. Гетерохронность физического развития младших школьников 7−9 лет зависит от режима обучения. Увеличение длины тела происходит к 8-ми и 9-ти годам, массы и ОГК — к 9 годам в, А и Б классах. Экскурсия грудной клетки в 8 лет при разных режимах обучения проходит отрицательную фазу, восстанавливаясь к 9 годам при адаптивном режиме обучения.

2. Возрастные изменения показателей ССС детей 7−9 лет носят линейный характер. Выявлены различия у детей разного режима обучения в динамике диастолического давления: тенденция к нарастанию при традиционном и незначительные изменения при адаптивном режиме. Роль УОК более выражена у мальчиков, А класса и девочек Б класса по сравнению с другими исследованными группами.

3. На дозированную нагрузку увеличение МОК при традиционном режиме обучения обеспечивается в основном нарастанием ударного объема крови, при адаптивном режиме — частоты сердцебиений и ударного объема крови.

4. Умственная работоспособность детей 7−9 лет повышается от 1-го к 3-му году обучения: при адаптивном режиме равномерно, при традиционном — скачкообразно, снижаясь на втором году и повышаясь к концу третьего.

5. У детей 1-го и 2-го годов обучения показатели К — скорости переключения внимания для УР более значимы. Адаптация младших школьников к учебной деятельности достигается на 3-м году при разных режимах обучения с выраженным снижением дифференциации в Б классе.

6. Корреляционные связи при адаптивном режиме имеют тенденцию к интеграции, сохраняя при этом свою многочисленность, изменчивость, вариативность, что обеспечивает организм потенциалом адаптивной активности, пластичности и адекватности к учебной деятельности. При традиционном режиме обучения корреляционные связи менее вариативны, более устойчивы и имеют предрасположенность к дезинтеграции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Гетерохронный характер функциональной активности ССС детей школьного возраста широко освещается в научной литературе. В настоящее время обсуждается вопрос о функциональной асимметрии систем органов и организма в целом на протяжении всего онтогенеза, имеющей принципиальное значение на ранних этапах онтогенеза как для становления самих систем и органов, так и для последующих этапов. Гетерохронность проявляется в функциональной асимметрии, что необходимо для формирования механизмов биологической надежности систем органов и организма в целом (Марко-сян A.A., 1969).

При однонаправленности изменений показателей физического развития, ССС и УР, обнаруживаются различия в темпах наращивания показателей или снижения (ЧСС) и характере их изменений. Физическое развитие младших школьников 7−9 лет протекает в положительной динамике в любом регионе (Eiben O.G., 1971), при разных режимах обучения. Между детьми, А и Б классов различия в большей степени выражены в показателях массы тела и экскурсии грудной клетки, меньше по длине тела и окружности грудной клетки (диаграмма 1). возраст возраст.

А группа и Б группа, А группа нБ группа, А группа н Б группа, А группа В Б группа.

Диаг.1. Различия в показателях физического развития детей 7−9 лет (I — длина телаП — масса телаШ — окружность грудной клеткиIV — экскурсия грудной клетки).

В возрастной динамике АДс от 7 к 9 годам наблюдается плавное нарастание показателей, как у мальчиков, так и у девочек, А и Б классов, с заметным увеличением у девочек в, А классе от 8 к 9 годам, а в Б классе от 7 к 8 годам. В обеих половых группах достоверность достигается к 9 годам. Изменения АДд в возрастных группах незначительны, но в, А классе от 7 к 8 годам они достоверны. При этом выявлено, что в возрастных группах мальчиков и девочек, А класса намечается повышение этого параметра от 7 к 8 годам у мальчиков, и от 7 -8, и8−9 годом у девочек. АДп плавно нарастают в воз-растно-половых группах от 7 к 9 годам, достигая достоверности различий к 9 годам в Б классе, но не имея достоверности у девочек в классе А, что сопряжено с динамикой АДд. влияющей на АДп. Тяким обрячом и иочрартмой намике происходит заметное изменение в Аде при разных режимах обучения и АДп, зависимого более от АДс, чем от АДд. Тенденция увеличения АДд в, А классе девочек нивелировала возможность достоверного нарастания АДп (диаграмма 2). Исходя из динамики показателей сосудистой системы, можно предположить, что при традиционном режиме обучения как у мальчиков, так и у девочек, ССС функционирует напряженно, мобилизируя возрастной потенциал системы.

АДс мм рт.ст. ' класс, А покой О, А нагрузка ШЪ покой 0Б нагрузка.

II.

АДп мм рт.ст.

1 2 3 класс, А покой НА нагрузка ШБ покой ЕЭБ нагрузка.

Диаг.2. Изменения показателей артериального давления девочек 1−3 классов при разных режимах обучения.

В возрастной динамике ЧСС от 7 к 9 годам наблюдается снижение при разных режимах обучения в обеих половых группах. В то же время у мальчиков, А класса выявлена слабая тенденция к снижению, а у девочек разных режимов обучения и мальчиков Б класса динамика носит плавный характер, достигая существенных различий от 7 к 9 годам. С возрастом наблюдается увеличение УОК при разных режимах обучения в обеих половых группах, не достигая достоверной величины при широком индивидуальном разбросе данных внутри группы. Динамика показателей МОК от 7 к 9 годам в обеих половых группах при разных режимах обучения носит плавно нарастающий характер, не достигая достоверной величины ни в одной группе. Вместе с тем у мальчиков, А класса и девочек Б класса тенденция увеличения МОК более заметна от 7 к 8, чем от 8 к 9 годам. Увеличение УОК с возрастом более выражена у мальчиков, А класса и девочек Б класса. В динамике МОК нарастание показателей от 7 к 9 годам происходит более заметно у мальчиков, А класса и девочек Б класса. Таким образом, возрастные изменения функциональных показателей сердца более заметны у девочек Б класса и мальчиков, А класса по сравнению с мальчиками Б класса и девочками, А класса. Индивидуальные показатели вариативны, но в пределах возрастных норм.

Дозированная физическая нагрузка приводит к достоверному повышению АДс во всех исследованных группах за исключением девочек ЗА класса. В динамике АДд в ответ на нагрузку выявлена тенденция к снижению у девочек традиционного и адаптивного режима обучения всех возрастных группах, а также в 1Б у мальчиков и ЗА классе, где достигает достоверной величины. Повышение АДп в ответ на нагрузку достигает достоверной величины во всех возрастно-половых группах. На динамику АДп оказывает влияние АДд у девочек во 2 классе при разных режимах обучения (А и Б) и в ЗА классе в обеих половых группах.

В ответ на дозированную физическую нагрузку повышение ЧСС достигает достоверной величины во всех возрастно-половых группах адаптивного режима обучения и мальчиков ЗА класса. У всех девочек, А класса и мальчиков 1 и 2 года обучения увеличение ЧСС на нагрузку не достигает достоверного значения, что обусловлено широким индивидуальным разбросом в группах, хотя процент прироста велик. В динамике УОК в ответ на дозированную нагрузку наблюдается достоверное повышение во всех исследованных группах с наибольшей выраженностью у мальчиков 1 и 3 А класса, у девочек 1 и 3 Б класса. МОК на нагрузку достоверно увеличился во всех воз-растно-половых группах. При этом наибольший прирост МОК наблюдался у девочек и мальчиков адаптивного режима обучения всех возрастных групп, а также мальчиков ЗА класса. Наименьшая реакция сердца на нагрузку выявлена у девочек 3 класса традиционного режима обучения (диаграмма 3). Учитывая более выраженное снижение АДд в ответ на нагрузку у девочек 2, 3 А класса, можно предположить, что ССС выработала адаптивный механизм экономизации функций, в данном случае неадекватную реакцию на нагрузку (слабая восприимчивость самого сердца и повышенная чувствительность сосудов). класс, А мальчики аиБ мальчики ИА девочки иБ девочки.

Диаг.З. Прирост показателей частоты сердечного сокращения, ударного и минутного объема крови (%) мальчиков и девочек 1−3 класса разных режимов обучения в ответ на дозированную физическую нагрузку.

Доминирующим видом деятельности в школе является умственная деятельность, от которой зависит успех, что, определяет статус ребенка и микросреду вокруг него. Умственная работоспособность является результатом физиологических возможностей, и при обратной связи — влияет не только на высшую нервную деятельность, но и на вегетативное состояние, что подтверждается многочисленными исследованиями (Антропова М.В. и др., 1997; Чубирко М. И., 1996; Лосева O.A. и др., 1984; Калиберный В. В. и др., 1996; Кузина М. С., 1996; Степанова М. И., 1996; Побежимова O.K., 2000; Русинова С. И. и др., 2000). Умственная работоспособность, как адаптивный показатель, имеет более выраженную динамику и половые различия и зависит от режима обучения. Динамика скорости переключения внимания (К) у детей 79 лет разных режимов обучения идентична, но при адаптивном режиме обучения колебания менее выражены.

Устойчивость внимания (Q) в 1 классе адаптивного режима обучения нарастает равномерно, а в классе традиционного режима обучения наблюдается незначительное наращивание во II четверти с последующим снижением в III четверти. В I четверти 2 класса адаптивного и традиционного режима показатель устойчивости внимания ниже по сравнению с III четвертью 1 класса. В течение года в классе адаптивного режима Q плавно возрастает, а при традиционном — динамика Q неравномерна, причем к концу года достигает примерно одного уровня с показателями продуктивности Б класса. В конце года результат один, но характер наращивания разный. При переходе из 2 класса в 3 — снижение незначительное в классах адаптивного режима, а в классе традиционного режима обучения показатели вернулись к уровню 1 класса. При адаптивном режиме обучения учащиеся к концу учебного года 2 класса достигают устойчивых показателей по концентрации внимания.

Индекс работоспособности (Антропова В.М. и др. 1998) интегрирует скорость переключения внимания и устойчивость внимания, компенсируя дефицит каждого параметра (К, С>), что необходимо для концентрации внимания на индивидуальном уровне, то есть индивидуально может быть доминирование К или С), но в ИР эти различия нивелируются. Изменения ИР, А класса отражают неустойчивую динамику умственной работоспособности в I четверти 1 и 2 класса, и только в 3 классе восстанавливает уровень 1 класса. Во II четверти ИР ниже в 3 классе, чем в 1 классе. КIII четверти происходит плавное нарастание показателей от умственной работоспособности. В конечном итоге ИР повышается от 1 года к 3 году обучения (диаграмма 4). Таким образом, у детей Б классов динамика показателей умственной работоспособности отражает адекватность учебной деятельности возрастному потенциалу детей 7−9 лет. Необходимо отметить, что в ИР у Б класса большая роль принадлежит устойчивости внимания (0), тогда как в, А классе без какой-либо выраженной закономерности, меняется роль и К (мозг не выбрал механизм регулирования умственной работоспособности варьируя между К и С>). Полученные нами данные выявили различия в динамике УР у детей 7−9 лет. При равных исходных данных на 1 году обучения, но разном режиме обучения, динамика УР в Б классе выявили оптимальный характер адаптации к учебной деятельности в начальной школе по сравнению с, А классом. четверть 2 А класс В2 Б класс четверть ЗА класс S3 Б класс.

Диаг.4. Изменение индекса работоспособности детей младшего школьного возраста в течении учебного года.

В ходе исследований УР была проведена дифференциация по концентрации внимания учащихся младшего школьного возраста. Исследования показали, что в классах с традиционным режимом обучения усиливается дифференциация по крайним группам («а», «сЗ»), тогда как при адаптивном режиме увеличивается количество детей, имеющих средний темп работы («в»).

Дифференциация классов на группы по УР и количественный учет детей в этих группах показал:

— увеличение количества детей в Б классах от начала к концу учебного года, работающих в оптимальном режиме;

— увеличение количества детей при адаптивном режиме в группе «в» по сравнению с крайними группами — «а1» и «сЗ»;

В динамике корреляционных связей выявлены различия в зависимости от режима обучения. С 1 по ЗА класс и от 1 четверти к III четверти устойчи-doo влияние как К 1ак и Q на ИР. В Б классе в эти же периоды исследовании в ряде случаев переменная роль К и Q в ИР. Роль ЧСС и УОК в МОК устойчивы в корреляционном поле во все периоды исследования в возрастно-половых группах при разных режимах обучения, за исключением III четверти 3 года обучения. В III четверти в ЗА классе сохраняется связь с показателями УОК, но не выявлена роль ЧСС, тогда как в ЗБ МОК коррелирует с УОК и.

ЧСС (рисунок 15, 17). Анализ корреляционных связей показал активную и пластичную связь УР с ССС. Различия в корреляционном поле младших школьников адаптивного и традиционного режима обучения существенны. Сходство обнаружено только во II четверти 2 года обучения — 2А и 2Б классов. Чаще обнаруживается коррелируемость показателей УР с УОК, МОК и АД при адаптивном режиме и преимущественно Q (устойчивость внимания). При традиционном режиме обучения в целом значительно меньше связей УР и ССС. Не выявлена коррелируемость ИР с ССС у детей, А классов, тогда как в Б классе связь ИР с ССС прослеживается на протяжении всех — 3-х лет обучения и широко варьирует со всеми ее параметрами — АДс, АДд, АДп, УОК, ЧСС, МОК. В течение учебного года большая динамичность корреляционных связей выявлена на первом году обучения (рисунок 12). Комплексная оценка физического развития, функционального состояния ССС, динамики УР и корреляционный анализ внутрии межсистемных связей характеризуют детей адаптивного режима как более оптимально адаптирующихся к учебной деятельности, чем традиционного. В первой четверти наибольшая плотность связей обнаружена у детей 2А класса и широкая вариативность — в 1 Б классе. Во II четверти плотность и вариативность структуры корреляционного поля в большей мере прослеживается у детей 7−9 лет адаптивного режима обучения, особенно в 3 Б классе. В III четверти выделяются дети 2Б и ЗА класса, где варианты межсистемных связей заметно больше представлены, чем в других исследованных группах. В динамике корреляционных связейвариативность, динамичность, плотность — более выражены у детей Б класса, что отражает активность рабочей кооперации, адекватность мобилизации, формирование адаптивных механизмов в большей мере, чем у детей, А класса. У детей 7−9 лет традиционного режима обучения неустойчивость связей, количественная ограниченность указывают на дезинтеграцию, что препятствует оптимальной адаптации к учебной деятельности. к"1 иэ • эгк*.

ОГК.

ОГК.

-•ИР.

• чсс мок иэ".

УОК эгк • МОК ОГК.

АДп.

АДп.

АДп.

ОГК.

АД„

МОК.

АД„

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.A. Адаптация детского организма к различным физическим нагрузкам. //Теория и практика физической культуры. М., 1976. — № 3. с.30−41.
  2. P.A. Движение и развивающееся сердце. М., 1985. — с.89.
  3. P.A. Регуляция функций сердца неполовозрелого организма при различных двигательных режимах: Авторефер. дис. докт.биолог.наук. Казань, 1986. — с.45.
  4. А.Р. Гипертонические и гипотонические состояния у детей и подростков (клинико-биохимические исследования): Авторефер. дис. докт.мед.наук. М, 1969. — с.31.
  5. Е.И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей школьного возраста: Авторефер. дис. канд.мед.наук. М., 1970.-c.24.
  6. Е.И. О некоторых показателях функционального состояния сердечно-сосудистой системы у юных спортсменов различной степени биологической зрелости.//Педиатрия, 1972. с.85−87.
  7. Л.И. Состояние регионарного кровообращения у детей школьного возраста в связи с мышечной деятельностью: Авторефер. дис. докт.биолог.наук. М., 1968. -с.28.
  8. Л.И., Карасик В. Е. Определение физической работоспособности подростков.//Новые исследования в возрастной физиологии. 1977.-№ 2 (9).-с.114−118.
  9. Л.И., Карасик В. Е. Возрастные особенности адаптации сердечно-сосудистой системы детей и подростков к физической нагрузке. //Возрастная физиология сердечно-сосудистой системы. Рига, 1980. с.14−21.
  10. Л.И., Киселев В. Ф., Скорнякова Н. М. Возрастные изменения гемодинамики при физической нагрузке максимальной мощности школьников. //Возрастные особенности физиологических систем детей подростков. М., 1981. — с.73−74.
  11. Л.И., Карасик В. Е., Киселев В. Ф. Возрастные изменения гемодинамики при физической нагрузке субмаксимальной мощности школьников. //Новые исследования по возрастной физиологии. М. Педагогика, 1983. — № 2. — с.3−7.
  12. О.В. Особенности функционального состояния школьников в различных классах при психоэмоциональном стрессе. // Физиология развития человека. Международная конференция, — Л-М, 2000. — с.61
  13. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагруз-кам./Под ред. Хрипковой А. Г., Антроповой M.B. М., Педагогика, 1982. -239с.
  14. Н.Х., Бекмансуров Х. А., Галиуллин А. Н. с соавт. Оценка физического развития детей Республики Татарстан. Казань — Набережные Челны, 1993.-с.232.
  15. И.Г. Состояние зрения у детей в учебно-воспитательных комплексах. // Физиология развития человека. М., 2000. — с.63
  16. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975 — с. 448.
  17. М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968. с. 232, с. 251.
  18. М.В. Режим дня школьника в связи с обучением по новым программам. Вестник АМН СССР, 1972. № 4. — с.35−42.
  19. М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. М., 1974. — с. 136.
  20. М.В. Изучение общей умственной работоспособности школьников в возрастном аспекте. В сб.: Методы исследования функций организма в онтогенезе. — М., 1975. — с.7−8.
  21. М.В., Кольцова М. М. Морфофизиологические критерии «школьной зрелости». //Вестник АМН СССР. 1979. — № 10. — с.27−30.
  22. М.В. Реакция основных физиологических систем организма детей 6−12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке. //Физиология человека. 1983. — Т.9. № 1. — с. 18−24.
  23. М.В., Козлова В. И. Нормализация учебной нагрузки школьников. М. Педагогика, 1988. — с. 160.
  24. М.В., Манке Г. Г., Кузнецова и др. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии. М.: Педагогика, 1996. № 5 с.25
  25. М.В., Манке Г. Г., Кузнецова и др. Морфофункциональные особенности и состояние здоровья учащихся 90-х гг. в связи с факторами риска, представленными в действующих системах обуче-ния.//Здравоохранение Российской Федерации. 1997. № 1 с.9
  26. М.В. и др. Умственная работоспособность и состояние здоровья младших школьников, обучающихся по различным педагогическим системам. //Физиология человека. 1998. Т24. № 5. — с.80−84.
  27. П.П. Артериальное давление у детей школьного возраста город Фрунзе // Труды Киржданых мединститута. Фрунзе. 1962 — с. 16,72−78.
  28. Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. Киев. Здоровье, 1985. — с.20−35.
  29. Н.И. и Кул aro Т.В. Гипертоническая болезнь как нарушение саморегуляции кровообращения. Минск.: Наука и техника, 1969. — с. 103.
  30. В.Н., Васильева А. Г. Использование тетраполярной дифференциальной реоплетизмографии для исследования сердечного выброса у детей.//Педиатрия. 1980.-№ 4. — с.22−23.
  31. И.А. Очерки по возрастной физиологии. М., Медицина, 1967. — с.10−130.
  32. И.А. Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. Ставрополь, 1975. с.5−21.
  33. Аршавский И. А Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., Наука, 1982. — с.204−206.
  34. Е.А. Функциональная готовность к школе длительно болеющих детей 5−7 лет.//Физиология развития человека. М., 2000, с. 80.
  35. P.M., Волков Ю. Н., Нидекер И. Г. Статистический корреляционный и спектральный анализ в физиологии и клинике. //Математические методы анализа сердечного ритма. М., 1968. с.51−60.
  36. P.M., Кудрявцева В. И. Особенности регуляции сердечного ритма при умственной работе. //Физиология человека. 1975. Т.1 № 2 -с.296−301.
  37. П.Н. Учение о физическом развитии человека. М., 1962. -с.339.
  38. М.М. Динамика показателей сердечного ритма у младших школьников при адаптации к учебной нагрузке. //Вопросы сердечнососудистой системы школьников. М., 1980. — с.39−45.
  39. М.М. Регуляция хронотропной функции сердца у школьников 1−1У классов в процессе учебных занятий. // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. — с.249.
  40. М.М. Оценка степени утомления учащихся VII классов в условиях обучения по усовершенствованным программам. М., 1984. — с.86
  41. М.М. Школьные трудности как проблема возрастной периодизации. //Физиология развития человека. Материалы международной конференции, М. -2000. с.94
  42. А.И., Прилучная Н. В. О творческом мышлении первоклассников. //Физиология развития человека. М., 2000, с.97
  43. Т.Г., Фарбер Д. А. Функциональная организация мозга в процессе обработки зрительной информации детей 7 лет.//Физиология развития человека. -М. 2000, с.101
  44. В.П. Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиологические особенности детского возраста. М. Медицина, 1981.
  45. Бирюкович A.A. Коэффициент
  46. Е.И. О праве ребенка на развивающее обучение и задачах профессиональной подготовки педагогов.//Матер. междунар. науч.-практ. конф. «Государство и дети: реальности России». М., 1995. с. 75.
  47. И.П., Юровских В. Г., Софьин A.M. Методические рекомендации по профилактике производственного травматизма . с учетом психофизиологических особенностей, человека. ВНИИ Охраны труда г. Свердловск, 1989. -с. 16.
  48. Г. В. О влиянии оздоровительной работы в школе на состояние здоровья детей и подростков.//Физиология развития человека. М., 2000. — с.484
  49. В.В. Антропометрия. М.: Учпедгиз, 1941. — с.5−29
  50. В.В. Об увеличении роста и ускорения полового созревания современной молодежи в свете современных стоматологических исследований.//Вопросы антропологии. М., 1968.-Вып.28.-с.36−59
  51. И.С. Исследование центральной и периферической гемодинамики у здоровых детей методом тетраполярной реографии. //Педиатрия. -1980. № 4. — с.20−22.
  52. JI.A. Электрокардиография. //Сердце и спорт. Под ред. B.JI. Карпмана, Г. М. Куколевского. — М., 1968. — с.115−138.
  53. P.M. Состояние центральной и периферической гемодинамики у детей младшего школьного возраста при физических нагрузках разной мощности: Автореф. дис. канд.биолог.наук. М., 1983. — с. 22.
  54. Ванюшин Ю-С. Частота сердечных сокращений у детей 9−10 летмпо динамике двухлетних наблюдений. //Вегетативные показатели адаптации организма к физическим нагрузкам. Казань, 1984. — с.46−53
  55. А.Б. Болезни сердца у детей. JL, медгиз, 1952. — с.256.
  56. Е.А., Филькина О. М. и др. Динамика показателей умственной работоспособности подростков. //Проблемы психического здоровья в педиатрии.-М, 1998. с.32
  57. Воронина Г. А. Оценка работоспособности и резервов адаптации учебным нагрузкам учащихся различных типов школ //Физиология развития человека. М, 2000. — с. 144.
  58. И.Н. Особенности гемодинамики у детей в норме и при некоторых патологических состояниях: Автореф. дис. докт.биолог.наук. -М., 1974.-c.39.
  59. И.Н. Сравнительная оценка некоторых абсолютных и относительных показателей гемодинамики у детей и подростков. //Вопросы охраны материнства и детства. 1975. — № 10 — с.13−15.
  60. И.Н. Тетраполярная реография в исследовании ударного объема сердца у детей. //Педиатрия. 1977. — № 4. — с.57−62.
  61. С.П. Исследование связи между умственной и физической работоспособностью школьников 7−14 лет: Автореф. дис. канд.биолог.наук. М., 1982. — с.21.
  62. С.И., Гончаров Ю. Н., Филатов В. В. Влияние мышечной деятельности на изменение латентного периода простой двигательной реакции. //Материалы VIII научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1967. — с.484.
  63. П.П. Характеристика функционального состояния сердечно-сосудистой системы детей низко-, средне- и высокогорья. //Труды АМН, ин-т нормальной патологической физиологии СССР. 1966. Т. 10. -с.50−51.
  64. АМН, ин-т нормальной патологической физиологии СССР. 1966. Т. 10. -с.50−51.
  65. О.С., Гавриков К. В. Индивидуальные особенности психофизиологических функций первоклассников в процессе их адаптации к школе. //Физиология человека. -1992. Т.18. — № 6. — с.116−124.
  66. И.Л., Минакова А. К., Власова Л. П. Функциональная асимметрия и особенности психики 6−7летних детей //Физиология развития человека. М., 2000. — с.156.
  67. О.В. Возрастная динамика физического развития детей младшего школьного возраста.//Проблемы адаптации растущего организма к физической и умственной нагрузке. Казань, 1998. — с.25−26.
  68. О.В. Возрастная динамика недельной ритмики функционального состояния организма младших школьников в течение учебного года. //Теоретические основы физической культуры. Казань, 1999. -с.100−101.
  69. О.В. Влияние учебной нагрузки на систему управления сердечным ритмом у младших школьников. // Материалы V Всероссийского симпозиума: Растущий организм: адаптация при физической и умственной нагрузке. Казань, 2000. -с.39−40.
  70. Э.Ю., Линдишине Д. Адаптация школьников начальных классов к учебной деятельности. // Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1979. — № 2 (11). — с.29−37.
  71. Э.Ю., Вайткевичюс В. Ю., Марачинскене Э. Возрастные особенности регуляции сердечного ритма у школьников 7−12 лет. //Физиология человека. 1982. — Т.8. — № 6. — с.957−961.
  72. Э.Ю., Вайткевичюс В. Ю., Марачинскене Э. Напряжение сердечно-сосудистой системы под влиянием учебного процесса. //Гигиена и санитария. 1983. — № 10. — с.33−36.
  73. Э.Ю., Вайткевичюс В. Ю., Марачинскене Э. Особенности сердечного ритма у школьников. //Физиология человека. 1990. — № 1. с. 8893,
  74. Н.И., Литвак И. И. и др. Физиологические проблемы оптимизации визуальных эргономических параметров дисплея при работе детей с различным состоянием зрительного анализатора //Физиология развития человека. М., 2000. — с. 175.
  75. .А., Калинина В. И. Тетраполярный вариант интегральной реографии тела. //Анестезия и реаниматология. 1989. — № 3. — с.68−70.
  76. К.В. К вопросу об артериальном кровяном давлении у здоровых детей школьного возраста: Автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд.мед.наук. М., 1958. — с. 17.
  77. Двигательная активность и реакция вегетативных систем организма младших школьников на физические нагрузки. /Под ред. Шабунина P.A.: Учебное пособие. Свердловск, 1981. -с.60.
  78. Е.С., Василькова Л. В. и др. Динамика умственной работоспособности у учащихся школ при различных режимах обучсния.//ж-л Школа здоровья. М., 1998. № 5.
  79. А.Д., Димитриев Д. А., Романова И. И. Особенности вегетативной регуляции у детей на территориях с разным уровнем техногенной нагрузки //Материалы XVIII съезда физиологического общества им. И. П. Павлова. Казань, 2001. — с.89.
  80. А.Д., Димитриев Д. А., Хураськина Н. В. Анализ сердечного ритма у детей школьного возраста.//Актуальные проблемы валеологии и синаптологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Набережные Челны, 1999. — с.27.
  81. Н.Г. Ударный и минутный объем левого желудочка у спортсменов в состоянии покоя и в восстановительном периоде после мышечной деятельности: Дис. на соискание ученой степени кандидата биологических наук. Л., 1976.
  82. С.Б. Влияние статических нагрузок на центральную и периферическую гемодинамику у детей 7−17 лет // Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. М., 1980. — с. 89−95.
  83. И.Н., Сердюковская Г. Н. Особенности гемодинамики у школьников в различных климатических зонах. // Материалы Всесоюзной научной конференции. М. — 1971. — с.41−42.
  84. А.С., Загрядский В. П. Психофизиология умственного труда. -Л, 1973.-c.132.
  85. Д.И. Возможности клинического применения автоматического анализа ритмограмм: Автореф. дис. докт. мед. наук. Каунас ский мед. ин-т, 1972.
  86. Д.И. Анализ сердечного ритма. Вильнюс, 1982. с.5−22.
  87. Н.П. и др. Состояние здоровья и некоторые показатели реактивности детей в период адаптации к школе и в динамике первого года обучения.//Вопросы охраны материнства и детства. 1973. — № 7. с.22−25.
  88. В.П., Сулимо-Самуйло З.К. Методы исследования в физиологии труда. Л., 1976. — с.94.
  89. В.Н., Федорова Е. В. Гипертоническое состояние у детей и подростков. М. — 1969. — с. 145, 170.
  90. A.B., Гусейнов Б. А., Извекова A.B. и др. О точности рео-графического метода определения ударного объема крови. //Кардиология. 1989. — № 6. — с.75−76.
  91. Э.М. Спортивная кардиология. СПб. Гиппократ, 1995. -с.448.
  92. Ф.Р. Особенности функционирования центральной гемодинамики у девочек с патологией слуха с различными типами кровообращения. //Дис. канд.биолог.наук. Казань, 1997. — сЛ35.
  93. В.М. Динамика состояния здоровья и медицинское обслуживание учащихся I- VIII классов спецшкол с преподаванием ряда предметов на иностранном языке: Автореф. дис. кан. мед. наук М., 1972. — с. 16.
  94. Зубкова В. М с соавт. Изменение функционального состояния организма учащихся в течение учебного дня и учебной недели. //Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М., 1975.-с. 43−77.
  95. Л.Г. Анатомо-физиологические даты детского организма. -М. 1959. — с.191
  96. Иоффе Л. А. Изменение функций сердечно-сосудистой системы при
  97. М., медгиз. 1977. — с. 136−166. 103. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск.
  98. В.В., Сайкина H.H., Шапошникова Л. И., Чижевский Г. Б. Влияние различных форм обучения на функциональное состояние организма и здоровье учащихся.// Матр. VIII Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 1996. Т.П. с. 171.
  99. P.A. Состояние сердечно-сосудистой системы подростков в зависимости от интенсивности их физического развития и полового созревания. // Советская медицина. М., 1969. — № 9. — с.51−57.
  100. P.A. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М., 1973. — с.325.
  101. P.A. Анализ факторов, определяющих уровень АД у детей и подростков. //Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1978. № 1. — с.28−33.
  102. P.A. Особенности гемодинамики в период полового созревания. // Биологический возраст и возрастная периодизация. М. — 1978. -с.60−68.
  103. P.A., Панавене В. В., Преснякова Н. М., Сирота Т. П. Адаптационные сдвиги основных функций сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку. //Возрастные особенности сердца при физических нагрузках. Ставрополь, 1979. — с. 14−26.
  104. P.A., Панавене В. В., Преснякова Н. М. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку. //Новые исследования по возрастной физиологии. -М.ПсдеИшика, 1980. № 1. с. ЗЗ 37.
  105. P.A. Системный анализ гемодинамических функций растущего организма. // Новые исследования по возрастной физиологии. М. Педагогика, 1983. -№ 1. — с.31−35.
  106. B.JI., Белоцерковский З. Б., Любина Б.Г. PWC170 проба для определения физической работоспособности. //Теория и практика физкультуры и спорта. — 1969. — № 10. — с.37−40.
  107. ИЗ. Карпман В. Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. Исследование физической работоспособности у спортсменов. М., Физкультура и спорт, 1974, с. 94.
  108. Клинико-физиологические методы исследования спортсменов. //Под ред. Дембо А.Г. М. Физкультура и спорт, 1958. — с.42−103.
  109. Л.Г., Аникина Т. А. Показатели физического развития и физической работоспособности девочек 7−16 лет. //Двигательная активность и симпатоадреналовая система в онтогенезе. Казань, 1987. — с.75−84.
  110. Л.Г. Реакция сердечно-сосудистой и симпатоадреналовой систем школьниц 7−16 лет на физическую нагрузку большой мощности: Ав-тореф. дис.. канд. биолог, наук. Казань, 1990. — с.19.
  111. А.З. Кислородные режимы организма ребенка и подростка Киев. — 1973. — С.356.
  112. Е.И. и др. Возрастные особенности теплообмена у детей школьного возраста // Гигиена и санитария. 1971. — № 1. — с. 50−54.
  113. И.А. Возрастные изменения энергетического обмена. //Биологический возраст и возрастная периодизация. М., 1978. с.79−86.
  114. H.A. Возрастные изменения некоторых показателей аэробной производительности у мальчиков 7−16 лет. //Физиология человека. -1978. Т.4. — № 1. — с.61−67.
  115. В.М. Кровообращение // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. М.: Медицина. — 1969. — с.209−238.
  116. Г. И. и Червова И.А. Сердце как саморегулирующаяся система. -М.: Наука. 1968. — с.68−131.
  117. В.В. Режим дневного отдыха учеников младших классов: Автореф.дис. канд.биолог.наук. Харьков, 1953. — с. 16.
  118. A.B. Изменение частоты сердечных сокращений, ударного и минутного объема крови у школьников 11−16 лет в динамике учебного года. //Двигательная активность и симпатоадреналовая система в онтогенезе. Казань, 1987. — с.87−93.
  119. A.B. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и сим-патоадреналовой систем школьников 11−16 лет: Автореф.дис. канд.биолог.наук. Казань, 1990. — с. 257.
  120. М.С. Умственная работоспособность и самочувствие учащихся-при различных вариантах начального школьного образования. // Матр. VIII Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 1996. Т.П. с. 172.
  121. Т.Д. Возрастные особенности дыхания детей и подростков. -М. Медицина, 1986. с. 128.
  122. Г. Ф. Гипертоническая болезнь. М., 1950. — с.496.
  123. Г. Ф. Биометрия. М. Высшая школа, 1980. — с. 291.
  124. Н.В., Колчинская А. З. Кислородный режим организма и его регулирование. Киев, 1966. — с. 400.
  125. В.М. О коррекционных соотношениях между основными антропометрическими признаками, некоторыми физиологическими показателями, отдельными формами патологии и показателями полового развития у подростков. Киев. — 1963. — с.100−106.
  126. Л.Е. Физиологические аспекты адаптации организма школьников к физическим нагрузкам. //Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. — с.228.
  127. A.A. Развитие человека и надежность биологической системы. //Основы морфологии и физиологии организма детей и подростов. -М., 1969.-c.5−13.
  128. A.A. Вопросы возрастной физиологии. М. Просвещение, 1974.-c.223.
  129. Р.Д., Шеферд Д. Т. Функции сердца у здоровых и больных. -М. Медицина, 1975. с. 392.
  130. Р.Н., Лукашевич И. П., Фишман М. Н. Динамика электрической активности мозга у детей 5−8 летнего возраста в норме и при трудностях обучения.//Физиология человека. М. Т23 № 5 1997. с.5−11.
  131. Ф.З. Адаптация сердца к большой нагрузке и сердечная недостаточность. М., 1975. — с.236.
  132. Ф.З. Адаптация, дезадаптация и недостаточность сердца. М., 1978.-c.154.
  133. P.E. Спорт и здоровье подрастающего поколения. //Теория и практика физической культуры. М., 1979. № 11. с.27−29.
  134. O.A. Исследование возрастных особенностей гемодинамики детей методом измерения ударного объема крови: интегральная реография тела. //Педиатрия. 1976. — № 2. — с.42−47.
  135. А.Р., Григорьева О. В. Физическое развитие и физическая работоспособность организма учащихся 8 лет. //История, опыт работы и перспективы развития ЕГФ КГПУ. Казань, 1998. с.83−84.
  136. А .Р. Физическое развитие детей младшего школьного возраста с патологией зрения. //Теоретические основы физической культуры. Казань, 1999. — с.124.
  137. .А. Биология человека и социальный прогресс. Пермь, 1982. — с.41−49.
  138. Г. А. Исследование статистических характеристик сердечного ритма как метод оценки функционального состояния организма при экспериментальных воздействиях: Автореф. дис. канд. биолог, наук. М., 1974.-с. 21.
  139. И.В. О тенденции увеличения размеров тела и влияния этого процесса и занятий спортом на сердечно-сосудистую систему подростков: Дисс. на соискание уч. ст. канд. биол. наук Челябинск. — 1973.
  140. Е. Воздействие обучение на процесс кровообращения учеников. //Материалы 7-й научной конференции по возрастной морфологии и биологии.-М., 1965.-c.405.
  141. Г. Г., Епифанова Т. М. Актуальные вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения. //Докл. Всерос. со-вещ. специалистов по гигиене детей и подростков. М., 1993. с.1
  142. М.К. Хрометрия фаз сердечной системы у здоровых детей в покое и после физической нагрузки с помощью поликардиографического исследования. //Вопросы охраны материнства и детства. 1963. — № 12. -с.24−28.
  143. М.К. Кровообращение у детей в норме и патологии. М., 1976.-c.312.
  144. М.К., Вульфсон И. Н. Возрастная динамика основных функциональных показателей системы кровообращения у здоровых детей. //Физиология человека. 1978. — № 4. — с.723−739.
  145. М.К. Реография в педиатрии. М. Медицина, 1980. — с.211.
  146. H.A. Зависимость частоты сердечных сокращений от мощности выполняемой работы. //Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1979. -№ 1. — с.23−27.
  147. В.В. Онтогенетические особенности гемодинамики и варианты развития сердца у современных школьников: Автореф. дис. канд.биолог.наук. М., 1979. — с.21.
  148. Ю.П., Филеши П. А. К вопросу о состоянии некоторых гемодинамических показателей сердечной деятельности у детей различного возраста. //Физическое воспитание в школе и вузе. Вып. IV. Ставрополь, 1974. — с.65−69.
  149. М.А., Филлеши П. А. Комплексный подход к изучению возрастных особенностей сердечно-сосудистой системы школьников. //Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. -М., 1981.-c.115.
  150. В.В., Баевский P.M. Введение в медицинскую кибернетику. М., 1966.-c.298.
  151. В.В. Применение количественных методов в медицине и физиологии. //Методы математического анализа сердечного ритма. М., 1968. -с.3−9.
  152. Н.М. Гигиеническая оценка организации учебно-воспитательной работы в подготовительном классе. Известия АПН РСФСР, 1960. — Вып. 108. — с. 174−179.
  153. Н.М. Взаимосвязь сократительной функции миокарда с основными показателями гемодинамики у современных школьников 7−17 лет: Автореф. дис. канд. биолог, наук. М., 1979. — с. 20.
  154. В.И. Возрастное развитие сердечно-сосудистой системы. //Возрастная морфология сердечно-сосудистой системы человека. М -JI. -1948.-с.9, 153
  155. А.А. Особенности ритма сердца и симпатоадреналовой системы у детей 6−8 лет в течение учебного года: Автореф. дис. канд. биолог, наук. Казань, 1990. — с.16.
  156. С.А. Методика оценки гармоничности морфологического развития у школьников. //Новые исследования по возрастной физиологии. -М. Педагогика, 1984. № 1. — с.55−58.
  157. Ю.Т., Подгорный В. Ф., Хеймец Г. И., Цветков A.JI. Возможности и перспективы развития реографических методов для изучения системы кровообращения. //Тер. архив. 1986. — № 11. — с. 132−135.
  158. P.JI. Возрастные изменения подвижности нервных процессов. //Труды VI научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1963. — с.45−47.
  159. Рабинович P. J1. О неравномерности повышения подвижности основных процессов в различные возрастные периоды школьников. //Труды VI научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. -М., 1965.-c.428.
  160. Ралченко Т. В- Физические основы тестирования физической подготовленности у детей дошкольного возраста. Краснодар. — 1988.
  161. Р.Ф. Динамика сердечно-сосудистой системы. М. Медицина, 1981.-c.350.
  162. М.Е. Минутный объем крови юношей разного возраста в покое и при работе разной мощности в связи с занятиями спортом // IX
  163. С.И. Влияние учебной и физической нагрузки на сердечнососудистую систему детей младшего школьного возраста. //Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. II Всесоюзной конференции. М., 1985. — с.290−291.
  164. С.И., Крылова A.B., Самигуллин Г. Х., Ковтун Л. Г. Состояние сердечно-сосудистой и симпатоадреналовой систем у школьников 7−17 лет. //Материалы Всесоюзного симпозиума «Проблемы и методы исследования возрастной физиологии». Баку, 1987. с. 75.
  165. С.И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и сим-пато-адреналовой систем детей младшего школьного возраста в течение учебного года: Автореф. дис. канд.биолог.наук. Казань, 1989. с. 21.
  166. С.И. Возрастно-половые особенности адаптации детей 7−10 лет. //Растущий организм: адаптация к физической и умственной нагрузке. -Казань, 1994. -с.99−100.
  167. С.И., Н.В. Святова, Н.И. Заятдинова Влияние гиподинамии на сердечно-сосудистую систему школьников. //Материалы межд. конф. -М., 2000, -с.355−356
  168. И. А. Садреева М.Г. Гайнуллин A.A., Иль
  169. Е.С. и др. Результаты массового комплексного исследования состояния здоровья школьников с 1 по 10 класс с учетом возрастно-половых различий. //Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М., 1975. — с. 14−69.
  170. О.Н. и др. Возрастная динамика гормона роста, половых гормонов и тироксина и влияние их на показатели физического развития детей и подростов // Вопросы охраны материнства и детства. 1977. — т.22. -№ 2. — с.28−33.
  171. Г. Х. Реакция сердечно-сосудистой системы у школьни-ков 7−10 лет на физические нагрузки большой интенсивности. //Нейро-эндокринные механизмы адаптации. Ставрополь, 1985. с.78−83.
  172. Г. Х. Изменения артериального давления у мальчиков 710 лет на физическую нагрузку большой интенсивности. //Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1985. с. 299.
  173. Г. Х. Влияние физической нагрузки большой мощности на состояние сердечно-сосудистой системы школьников: Автореф. дис. канд. биолог, наук. М., 1989. — с.25.
  174. Г. Х., Григорьева О. В. Возрастная динамика недельной ритмики функционального состояния организма младших школьников в начале учебного года. //Актуальные проблемы валеологии и синаптоло-гии. Набережные Челны, 1999. — с.65−67.
  175. В.П., Крымова П. Я., Комарова Л. Г. и др. Частота сердечных сокращений и реактивность вегетативной нервной системы у детей 515 лет // Функциональные и адаптивные возможности детей и подростков. -М. 1974.-T.l.-c.l 10−112.
  176. A.C. Некоторые гемодинамические показатели у здоровых детей младшего школьного возраста. //Вопросы экспериментальной и клинической медицины. Красноярск. -1973. — вып.З. — с. 12−15.
  177. Г. Н. Влияние факторов внешней среды на уровень артериального давления у детей и подростков. //Вестник АМН СССР. 1978. -№ 8. — с.63−67.
  178. Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М. — 1979. — с. 189.
  179. Г. Н., Баранов A.A. Современные проблемы гигиены детей и подростков.//Матер. VIII Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 1996. Т. I. с. 24
  180. Н.Г. и др. Изменение ЧСС у учащихся 4 классов в процессе их учебной деятельности.//Здравоохранение Казахстана. 1974. № 11. с.74−79.
  181. Ф.Г. Лекции по возрастной физиологии сердца. Казань, 1981.-c.90.
  182. Ф.Г., Русинова С. И., Крылова A.B., Самигуллин Г. Х. Изменения физической работоспособности школьников 7−17 лет с возрастом и в течение учебного года. //Функции двигательного аппарата человека и животных. Казань, 1986. — с.148−154.
  183. Ф.Г. Гетерохронность в становлении вегетативных функций и особенности адаптации к физической нагрузке у школьников. //Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Дубна (Моск. Обл.) 1992.-c.241.
  184. В.Д. Особенности энергетического обеспечения мышечной деятельности у мальчиков школьного возраста: Автореф. дис. кад.биолог.наук. М., 1979. — с.24.
  185. М.И., Сазанюк З. И. Влияние обучения в школе нового типа (гимназия, лицей) на здоровье учащихся.// Матер. VIII Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 1996. Т. II. с. 189
  186. М.Я., Абдулаев А. Р. Гипертонические и гипотонические состояния у детей и подростков. М., Медицина. — 1973. — с.208.
  187. А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М. Медицины, 1999. с. 272.
  188. Дж. Рост и конституция человека. //Биология человека. М., 1979. — с.336−471.
  189. С.П. Гемодинамические показатели у школьников в период занятий в школе и во время летней оздоровительной компании. //Соттияттьная Среда и здоровье подрастающего поколения. М. 1974. -с.108−109.
  190. С.Б. Физическая работоспособность и показатели кардио-респираторной системы у детей и подростков. Автореф. дис. докт. ме-диц.наук. JL, 1972. — с.53.
  191. С.Б., Хрущев C.B. (под ред). Детская спортивная медицина. М., Медицина, 1991. — с.446.
  192. М.И. Биофизические и метрологические основы интегральных методов определения ударного объема крови человека. Автореф. дис. на соискание степени доктора медиц.наук. М., 1971.
  193. М.И. Измерение ударного объема крови по интегральной рео-грамме тела человека. //Физиологический журнал СССР. 1973. — № 8. -с.1216−1223.
  194. Е.А. Дети и школа. //Мир образования. 1996. № 1. с. 4.
  195. И.Б., Ильченко И. Н., Ахметели М. А., Жуковский Г. С., Бурлиц-кий Г.И. Характеристика артериального давления у школьников 7−17 лет (по данным одномоментного и перспективного исследования). //Терапевтич. архив. 1981. — Т.56. — № 8. — с.49−52.
  196. И.Б. и др. Уровень артериального давления у школьников 7−17 лет. М., Кардиология. 1980. — Т.20. — № 4. — с.58−60.
  197. И.О. Функциональные изменения сердечно-сосудистой системы школьников в течение учебного года и под влиянием дозированной физической нагрузки. // Новые исследования по возрастной физиологии. -М., 1979.-№ 2(13).-с.37−45.
  198. И.О. Возрастные особенности реактивного состояния сердеч-но-сосудиетой системы на физические нагрузки умеренной мощности. //Физиология человека. 1983. — Т.9. — № 1. — с.50−57.
  199. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. М., Педагогика, 1985. — с.61−64, 85.
  200. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. Автореф. дис. докт. мед. наук. -М., 1986.-c.43.
  201. И.О., Безобразова В. Н., Догадкина С. Б., и др. Индивидуальные особенности развития системы кровообращения школьников. М., 1995.-c.64.
  202. Тур А.Ф. Анатомо-физиологическая особенности детского возраста. //Руководство по педиатрии. М., 1960. Т.1. — с. 136−146.
  203. Тур А. Ф. Многотомное руководство по педиатрии. М., 1969. Т1. 327 с.
  204. М.Г. Физиология сердца. М. Изд-во МГУ, 1975. с.ЗОЗ.
  205. .Г., Янпольская Ю. А. К характеристике акселерации развития современных школьников.//Гигиена детей и подростков. М., 1977. с.29−35.
  206. .В., Татянюк Т. К. Шушкова Т.С. и другие. Психоэмоциональный статус учащихся начальных классов на крайнем севере. //Гигиена и санитария. 1997. — № 4. — с.25−27.
  207. И.Н., Чичко М. В., Астахова JI.H. Практические навыки педиатра. -Минск. 1983.-с.5.
  208. Д.А. Особенности функциональной организации мозга детей с разной стратегией познавательности. // Новые исследования. М., 2001. № 1 — с. 7 — 31.
  209. Федорко JIM. Физиология развития ребенка // Под редакцией В. И. Козлова, Д. А. Фарбер. М.- Педагогика, 1983. — с. 296.
  210. П.А. Возрастные особенности некоторых функциональных характеристик сердечной деятельности современных школьников: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1978. — с.20.
  211. H.A. Физиология человека. М., 1982. — с.319.
  212. И.Н. Нормативы и оценка кровяного артериального давления у детей: Автореф. дис. канд. мед.наук. Минск, 1963. — с.15.
  213. М.С. Материалы к вопросу о влиянии времени года на уровень артериального давления. //Санитарно-курортное лечение сердечнососудистой системы. Чита. — 1965. — с.58−60.
  214. A.A. Половые особенности гемодинамики в подростковом возрасте. //Анатомо-физиологические особенности детского возраста. М. — JI. — 1935. -с.196−228.
  215. Р. Спортивная физиология. М. Физкультура и спорт, 1980.
  216. А.Г., Антропова М. В. Адаптация человека и среда Л., 1975.
  217. А.Г., Антропова M.В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.- Просвещение, 1990. с. 319.
  218. C.B. Влияние систематических занятий спортом на сердечнососудистую систему детей и подростков. // Детская спортивная медицина. М., 1980. — с.66−92.
  219. А.Г. Физическое развитие детей и подростков. -М., Медгиз, 1963.-c.204.
  220. М.И., Пичужкина Н. М., Фуфаева O.A. Влияние процесса обучения в учебных заведениях нового типа на работоспособность и состояние здоровья детей. //Матер. VIII Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 1996. T. II. с. 206
  221. P.A. Физиологические механизмы, обеспечивающие у подростков адаптацию сердечно-сосудистой и дыхательной систем к мышечной работе. В сб.: Особенности сердечно-сосудистой регуляции у школьников в норме и при склерозе. Волгоград, 1978. с.24−37.
  222. И.А. Показатели сердечного выброса у детей и подростков. //Педиатрия. 1970. — № 4. — с. 18−20.
  223. Е.А. Об устойчивости весо-ростовых соотношений у детей школьного возраста на различных территориях СССР. //Гигиена и санитария. -1981. -№ 11. с.31−32.
  224. Е.А. Оценка физического развития, соразмерность морфологических и функциональных показателей детей и подростков. //Гигиена и санитария. 1985. — № 19. — с.75−77.
  225. Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей. Ижевск, 1991. — с.417.
  226. В.Г. Введение и изучение анатомо-биологических особенностей пубертатного возраста. //Основы возрастной морфологии. М., 1933.
  227. В.Г., Домыслова В. И., Софьин A.M. Методические указания по профессиональному психофизиологическому подбору кадров. -ВНИИ Охраны труда г. Свердловск, 1987. с. 17.
  228. Г. А. Проблема целостного организма. М., 1962.
  229. Ю.А., Юрко Г. П., Веремкович J1.B., Ужви В. Г. Изменения в физическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста за последние 20 лет. //Гигиена и санитария. -1991. № 8. — с.41−44.
  230. Ю.А. Оценка физического развития ребенка и коллектива (по всесторонним соотношениям). //Итоги науки и техники, серия антропология. ВНИИТИ, 1989. Т.З. — с.135−197.
  231. Andre J., Descamps J., Guagnen R. Relationship between blood pressure and weight characteristics in schoolchildren and adolescence/ I.rev.epidemiol sonte Puble. 1982. — V.30/-N.1. — p. 1−9.
  232. Benech A. Stades pubertaires, tension arteriale et pulscher les garoons de 13 ans. Rev.Soc. niomert.hum. 1968. N.3. — p.53−67.
  233. Baker L., Iudi W., Geddles L. The measurement of cardiac cutput by means of electrical impedance Cardiovasc. // Red.Gent.Bull. 1971. — v.9. — n.4. -p.134−135.
  234. Benech A. Stades pubertaires, tension arteriale et pulscher les garoons de 13 ans. Rev. Soc. niometr.hum. 1968. -N.3. — p.53−67.
  235. Bevergard B.S., Freyschuss U., Strandell T. Circulatory adaption to arm and leg exercise in supine and sitting position. I.Appl.Physiol. — 1966. — v.21.1. KM рГ7 jl*
  236. Bevergard B.S., Shepherd J/Т/ Regulation of Cerculation during Exercise. -I.Appl.Physiol. 1967. -v.47. -N.2. — p. 179−213.
  237. Bowditch H.P. The growth of children. // XXII Annual Report of the State Board of Health. Mass. — Boston, 1981.
  238. Bowditch H.P. The growth of children.//XXII Annual Report of the State Board of Health. Mass. — Boston, 1981.
  239. Bowditch W., Ricyter H. Methodische und diagnostische Probleme bie der Blutdrucmessund in Kindesalt. Z.Arztl. Fortdbild. 1976. D.70. — N.4. — s.1268 -1271.
  240. Dur E.D., Sizonenko P.C., Kaplan S.U., Grumbach M.M. Normonal chan ges in Puberty J. Correlation of sezum. Luteinizing horman and folboce testicular size anl bone age in normal boys. Pediat. Res. 1970. — v.4. — N.l. -p.25−35.
  241. Cassimos Ch., Yarlamis G. Et al. Blood pressure in children and abolescent. //Acta pediat. Scand. 1977. — v.66. — n.4 — p.439−443.
  242. Chapman C., Fischer J.M. Behavior jf sttoke volum ar rest and during exerc in human beings//J.Clin. Invest. 1960. — N.39. — p. 120.
  243. Deschamps J., Andre G. Tension arterielle entre 4 et 18 aus.// Rev. Pedia 1977. -v.13. -N.5. -p.41−46
  244. Schork M.A., Erfurt Y.C., Schul Y.C., Chape C., Heridity stre abd blood pressure///Afami set method results of blood pressu measuremtnt 22. Chora Dis.2. 1977. — v.30. — nlO. — p. 649−658.
  245. Harburg E" Schork M.A., Erfurt Y.C., Schull N.J. Chape C. Heridity stress and blood pressure. // Afamilly set method results of blood pressure measurement 22. Chorn. Dis.2. 1977. — v.30. -n.10. -p.649−658.
  246. Heimendinger J. Die Erdtbmisse von Korpermessunger an 5000 Basl Kinder
  247. Kalsbeek J., Sykes R. Objective measurement of mental load // Psyhologica. 1967. -v.27.-p.253- 261.
  248. Katz A.M., Smith V.E. Regulstion of miocardical funcyion in the normal and dislased heart. Modification by inotropic drugs.// Eur Heart. J. 1982. -v.3.-N.6. -p.11−18.vor) T TTpimp.nHinge.r Basel — Stuugard- 1964.
  249. Kikuchi Spogo, Rona Roberto J., Chinn Susan Physical fitness of 9 years jids in England: Related factors.// J. Epidemiol and Community Health. 1995.- v.49. -N.2. p.180−185.
  250. Kirchhoff H.W. Practische Funktions des hersens und Kreislauft J. A/Borth-Munchen. -1965. s.225−236.
  251. Klimit F. Pannier R., Pauflen D. Korperliche Belastung neun bis zehnjahriger
  252. Londe S. Blood presuure standarts for normal children as determined under office conditions. // Clin.Pediatr. 1968. — v.7. — N.7. — p.400−403.
  253. Londe SA., Goldring D. Hypertension in children // Am. Heart J. 1972. -v.84. -N.l. — p. 1−4.
  254. Londe S., Gollub S.W., Goldring S. Blood pressure in black and write children. // J.Pediatr. 1977. — v.90 -Nl.l. -p.93−95.
  255. Richey H.G. The blood pressure in boys and girls before and after puberty.- Aml^^'H*- — v — «NT 6 -p 1781−1330,
  256. Rockson S.C., Homey Ch.J., Yhomas M. Et. AI. Cellular mechanisms of impaired adrenergic responsiveness in neonatal dogs. // J. Clin. Tnvest. 1980.- v.67. N.2. — p.319−377.
  257. Saltin B., Steberg G. Circulatory response to prolonge severe exrcise. // J.Appl.Physiol. 1964. — v.19. — N.5. — p.883−888.
Заполнить форму текущей работой