Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система предупреждения экономических преступлений органами внутренних дел

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В сфере индивидуальной профилактики экономических преступлений предложено внедрение, разработанной автором, Стратегии «близкого» контроля (государственно-общественного),.как совокупности мер: применяемых уполномоченными органами государства, общественными' организациями, в первую* очередь — профсоюзами (Ассоциация российских банков, Российский' союз промышленников ипредпринимателей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Экономическая преступность как объект предупремедения
    • 1. Понятие предупреждения экономических преступлений
    • 2. Понятие и классификация экономических преступлений в уголовном праве и криминологии
    • 3. Экономическая преступность, как объект профилактики органами внутренних дел
  • Глава 2. Основные направления и меры предупреждения экономических преступлений органами внутренних дел
    • 1. Теоретические и правовые основы предупреждения экономических преступлений органами внутренних дел
    • 2. Характеристика деятельности органов внутренних дел по предупреждению экономических преступлений
    • 3. Основные направления повышения эффективности профилактики экономических преступлений органами внутренних дел
    • 4. Совершенствование индивидуальной профилактики экономических преступлений (зарубежный опыт и перспективы России)

Система предупреждения экономических преступлений органами внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях становления и развития рыночной экономики важнейшим фактором стабильности в обществе является' способность экономической системы обеспечить всем гражданам России достойное качество* жизни, возможность, реализации ими своих способностей, духовных запросов и творческого потенциала. Для" этого Россия XXI века должна преодолеть хроническую отсталость, зависимость от сырьевого экспорта, коррупцию, выдержать жёсткую конкуренцию на мировых рынках1.

26- декабря1 2009 г. МВД России была* принята Директива- «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России, в 2010 году», в которой-на первом месте было закреплено:-«усиление мер реагирования на—изменения криминальной обстановки, вызванные последствиями мирового, финансово-экономического кризиса».

В связи с этим особую тревогу вызывают преступления экономической направленности, которые оказывают негативное воздействие на экономику, тормозят развитие в, стране рыночных отношений, порождают инфляцию, деформируют общественное сознание, нарушают принципы" социальной ' справедливости, подрывают силу, иавторитет закона, государственных институтов, ведут к ущемлению^правщ законных интересов хозяйствующих субъектов и граждан.

Подобные преступления, в особенности, совершаемые организованными группами, являются основой теневой экономики, поэтому противодействие им должно осуществляться в едином комплексе мер реализации государственной политики в данной сфере общественных отношений.

Ущерб от выявленных 275 тыс. экономических преступлений, по данным МВД РФ в 2010 г. составил более 176 млрд руб. (в 2009 г. — 141 млрд руб.).

1 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 г. // URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979 (дата обращения 02.12.2010).

Согласно статистике, более 22 тыс. экономических преступлений были совершены организованными группами.

В 2010 г. число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами, в общем массиве выявленной категории преступлений составило 96%, а удельный вес — около 11%. Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем, числе выявленных преступлений экономической направленности составили около 49%'.

Между тем большинство преступлений в. сфере экономической деятельности отличаются, высокой" латентностью и поэтому не находят своего отражения в статистике.

В' числе основных направлений деятельности российской полиции Министром’МВД РФ названо «предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений»?.

Предупреждение (профилактика) преступлений является1 одной из. актуальных задач общества, законодательных и исполнительных органов государства. Она решается разнообразными, политическими, экономическими, правовыми и иными методами, специально направленными на устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению.

Практика, проводимых органами внутренних^ дел мероприятий по профилактике экономических преступлений, показывает их, в целом, низкую эффективность. Можно также отметить отсутствие ведомственного подхода к определению и содержанию профилактической деятельности подразделений органов внутренних дел. Ведомственными нормативными актами слабо регламентируются* профилактические мероприятия, на настоящий момент специально не сформулированы цели и задачи, средства и методы профилактической работы, не разработаны положения о содержании.

1 См.: Статистические данные ГИАЦ МВД РФ за 2000;2010 гг. // ГИАЦ МВД РФ. М., 2011.

2 Нургалиев Р. Г. О концепции законопроекта «О полиции». Заседание в Государственной Думе СФ РФ // URL: http://www.mvd.ru/anounce/8604/ (дата обращения: 10.12.2010). и структуре «профилактического мероприятия», об основных их видах. Сотрудники указанных подразделений не обладают необходимыми* знаниями в области проведения профилактических мероприятий.

На расширенном заседании коллегии МВД РФ Р. Г. Нургалиев сообщил, что в 2010 г работа подразделенийпо борьбе с экономическими преступлениями была значительно пересмотрена: их полномочия по проверке деятельности хозсубъектов сократились, а основные усилия сосредоточились на выявлении и предупреждении преступлений, совершенных в крупных и особо крупных размерах.

Таким образом, в нынешний, переходный период становления, полиции существует необходимость конкретизации задач, связанных с предупреждением-экономической преступности.

Степень научной, разработанности темыисследования. Проблемы предупреждения преступлений" в сфере экономической деятельности (ранеехозяйственных преступлений) были предметом многочисленных научных исследований. Разработкой хозяйственных преступлений по УК РСФСР занимались A.B. Галахова, Б. М. Леонтьев, Ю. И. Ляпунов, П. Т. Некипелов,.

A.M. Яковлев, различные аспекты этих преступлений исследовались в работах В. Г. Беляева, Б. В. Волженкина, Л. Д. Гаухмана, А. Э: Жалинского,.

B.Н. Кудрявцева, Н. Ф. Кузнецовой, М. Д. Лысова, C.B. Максимова, В. Е. Мельниковой, A.B. Наумова, Т. Ю. Погосян, В. П. Ревина, Б. В. Яцеленко и др.

В 90-е годы XX в. данную проблему также разрабатывали Г. С. Аванесян, Д. А. Аминов, A.A. Аслаханов, В. П. Верин, С. С. Витвицкая, A.A. Витвицкий, A.C. Горелик, Т. В. Довсюкова, А. П. Жеребцов, Л.В. Иногамова-Хегай, С. Ю. Иванова, И. А. Клепицкий, В. А. Команчи, А. Г. Корчагин, А. П. Кузнецов, Л. Л. Крутиков, H.A. Лопашенко, P.A. Сабитов, Е. Л. Стрельцов, В. И. Тюнин, А. Г. Шаваев, A.A. Шебунов, И. В. Шишко, В. А. Широков, Г. Н. Хлупина, А. И. Чучаев, П. С. Яни и др.

Наиболее подробно вопросы криминологической профилактики преступлений, совершаемых в сфере экономической, деятельности, разрабатывались в кандидатских и докторских диссертациях, в том числе:

A.C. Дементьева (Нижний Новгород, 1997) — В. М. Егоршина (С.-Пб., 2000), ч Т. В. Пинкевич (М-, 2002),. В Г. Ярыгина (НижнийНовгород, 2006) -экономической преступности в целом;

Р:Фд Исмагилова^ (е—Иб, 1997)?. АЖ Эльканова. (СЗтавррполь, 2002)? A.Mi. Мусаева (по>- материаламРеспублики" ДагестанМахачкала- 2003) -организованной экономической преступности;

М-В: Талан:(Казань, 2002) — законодательного регулирования;

A.A. Михайличенко (Омск, 2002) — прогнозирования;

И.ТО. Ивашко (Рязань, 2001) — в уголовно-исполнительной системе-.

И.Н. Борисова (М., 2003) — негосударственнымиструктурами безопасности;

A.A. Баранова (М., 1999) — в сфере малого предпринимательства;

М.М. Хубутия (М., 2002), А. И. Брагина (Екатеринбург, 2004), С. А. Константинова (М, 2005) — в отдельных сферах экономики;

Е. ДементьевоШ (МГ,. 1996) — в зарубежныхстранах.

Несмотря: на относительно подробную научную' проработанность проблем предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности специальных диссертационных исследованийвопросами профилактики данного вида преступности органами, внутренних дел, с учетом современного> состояния национальной экономики и угроз финансового кризиса^ практически не проводилось. Одной из последних, монографических работ в данной сфере можно отметить исследование В.Д. Ларичева1, где основное внимание, помимо теоретических вопросов, было уделено анализу негосударственных структур безопасности, в том числе, служб безопасности предприятий различных форм собственности.

1 Ларичев В. Д. Теоретические основы предупреждения преступлений сфере экономики. М.: ВНИИ МВД РФ, 2010.

Вместе с тем, действующая нормативная база и правоприменительная практика в сфере профилактики экономических преступлений постоянно обновляются и нуждаются в теоретическом осмыслении. Изменения социально-экономических условий требуют разработки научно обоснованных предложений по повышению эффективности^ мер предупреждения' преступлений' вч сфере экономической деятельности органами внутренних дел в современных условиях.

Таким образом, актуальность изучения названной проблемы обосновывается следующими положениями.

Во-первых, в доктрине криминологии не сложилось целостного представления о системе профилактики, осуществляемой органами внутренних дел, применительнок специфичной' сфере общественных отношений — экономической' деятельности;

Во-вторых, длительное время представление о значении и содержании предупреждения экономических преступлений в уголовной политике, ведомственных задачах упрощалось и включало в себя лишь набор превентивных средств и методов без учета особенностей отдельныхсфер экономики, специфики субъектов хозяйственной деятельности, современных реалий развития государства и гражданского общества, что явно не способствовало повышению' эффективности превентивно-правовых и организационных средств, воздействия на причины, условия и другие факторы, способствующие совершению преступлений в сфере экономической деятельности.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере предупреждения экономических преступлений органами внутренних дел, а его предметомдоктринальные положения права, уголовное законодательство, иной нормативный материал и практика его применения органами внутренних дел в сфере предупреждения экономических преступленийзарубежный опыт решения связанных с этим проблем.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретических основ системы предупреждения экономических преступлений и организационно-правовой регламентации криминологических мер профилактики данного вида преступлений органами внутренних дел, в< условиях реформирования государственных и общественных институтов правоохранительной направленности, что’должно способствовать повышению' эффективности упреждающего воздействия на ослабление* напряженности криминальной ситуации в отраслях российской-экономики.

Достижению даннойцели служит решение следующих научно-практических задач: обоснование основных положений современной теории предупреждения преступлений, в том числе,.экономическихформулирование понятия и классификация экономических преступлений в уголовном праве и криминологииопределение признаков, характеризующих экономическую преступность, как объект профилактического воздействия органами внутренних делвыявление основных факторов, детерминирующих преступность в сфере экономики, влияющих на состояние деятельности по предупреждению" экономических преступленийобоснование теоретических и правовых основ предупреждения экономических преступлений органами внутренних делформулирование понятия, принципов, цели и средств предупреждения экономических преступлений органами внутренних делустановление структуры и содержания профилактической деятельности органов внутренних дел в сфере экономикиопределение ' основных направлений повышения эффективности предупреждения экономических преступлений органами внутренних делразработка предложений по методике профилактики экономических преступлений органами внутренних делисследование зарубежного опыта и разработка на его основе путей и средств совершенствования индивидуальной профилактики экономических преступленийразработка предложенийпо совершенствованиюнормативной* базы, в том числе уголовного закона, административного законодательства в-сфере предупрежденияорганизованной экономическойпреступности.

Методологическую и теоретическую основу исследования" составили базовые положения5 диалектического метода познания, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, формы и содержания' предмета исследования, процессы развития и качественных изменений рассматриваемых социально-экономических, уголовно-правовых и правоохранительных явлений, а также совокупность специальных методов исследования: исторический метод применялся при изучении формирования уголовно-правовых и иных правовых норм, обеспечивающих предупреждение преступлений в сфере экономической деятельностистатистический метод — при изучении количественных данных, характеризующих деятельность органов внутренних дел по деламоб экономических преступленияхэкспертные оценки — при установлении реального объема данного вида преступлений, а также наиболее эффективных мер их профилактикиисследование документов — при изучении уголовных дел, материалов проверок, аналитических справок и т. п., имеющих непосредственное отношение к исследуемой проблемеметод контент-анализа — при изучении документов, иных материалов правового регулирования и применения мер профилактики экономических преступленийметоды социологических исследований — анкетирование, опрос, интервьюирование и пр.

Теоретической основой исследования стали труды ученых в области теории профилактической деятельности, криминологии и уголовного права Г. А. Аванесова, А. И. Алексеева, Ю. М. Антоняна, С. Е. Вицина, В. И: Гладких, В. Г. Гриба, П. Ф. Гришанина, А. И. Долговой, Н. Г. Иванова, А. Э. Жалинского, В. К. Звирбуля, И. И. Карпеца, В. В. Клочкова, B. Hi Кудрявцева, В. В. Лунеева, Г. М. Миньковского, Л. М. Колодкина, Б. В. Коробейникова, Н. Ф: Кузнецовой, В. Д. Малкова, C.B. Максимова, С. В'. Полубинской, А. Б. Сахарова, А. Я: Сухарева, A.A. Толкаченко, В. Е. Эминова и других.

Нормативно-правовой" основой исследования являлись Конституция Российской Федерации, действующее уголовное, административное, гражданское законодательство, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, другие нормативные акты, в частности, нормативные правовые акты МВД России, современное зарубежное уголовное законодательство.

Эмпирическую базу исследования составили: статистические сведения о состоянии, структуре и динамике экономической преступности в. России в-1997;2010 гг.- обзоры следственной и судебной практики по уголовным делам данной категории, включающие оценку сведений о материальном ущербе и мерах, принимаемых для устранений причин и условий совершения преступленийматериалы обобщения 350 уголовных дел о данных видах преступлений, рассмотренных судами г. Москвы, Московской и Тюменской областейрезультаты опроса 120 экспертов: сотрудников органов внутренних дел, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с предупреждением экономических преступлений, а также научных сотрудников, преподавателей юридических вузов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании современной модели системы предупреждения экономических преступлений органами внутренних дел в условиях реформирования правоохранительной системы. В диссертации содержится ранее не нашедшая отражения в криминологической литературе информация, обосновывающая эффективность профилактических мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел в сфере экономики.

К криминологически значимым, решенным в исследовании проблемам, определяющим научную новизну и ценность работы, относятся следующие: определение основных направлений воздействия на экономическую преступностьсистематизация видов, экономических преступлений в уголовно-правовом значении-.определение видового объекта преступлений в сфере экономической деятельностиустановление оснований криминологической классификации экономических преступлений, определение механизма их совершенияопределение содержанияобъекта профилактики органами внутренних дел экономических преступленийЛ особенности деятельности организованных преступных формирований в сфере экономикивыявление и систематизация факторов, способствующих внедрению организованных преступных формирований в экономическую сферуопределение структуры «профилактического мероприятия» в сфере экономики, осуществляемого органами внутренних делформулирование * основных целей профилактики органами внутренних дел экономических-преступленийформулирование понятия профилактики экономических преступлений органами внутренних дел-, структуирование системы предупреждения экономических преступлений органами внутренних делклассификация мер по профилактике экономических преступлений и других правонарушений органами внутренних дел по содержаниюметодические рекомендации, направленные на повышение эффективности профилактики экономических преступлений органами внутренних делразработка понятия правового института и видов индивидуальных превентивных мер и другие.

Автор уточняет и обосновывает самостоятельное и относительно новое направление криминологических исследований в сфере предупреждения преступлений посредством применения методов государственного и общественного контроля — формулируется Стратегия «близкого» контроля за криминальными проявлениями, в отраслях и отдельных сферах экономических отношений. Необходимость разработки такого научного-направления обусловлена представленными в диссертации, результатами комплексного исследования профилактической деятельности органов внутренних дел в сфере экономики.

На защиту выносятся следующие научные положения:

1. Предупреждение преступлений, представляет многообразную, многоаспектную, разноуровневую, установленную* нормами права, практическую деятельность государственных органов, общественных организаций, хозяйствующих субъектов и отдельных граждан, направленную на воспрепятствование совершению преступлений, в, том числе на устранение, ослабление или нейтрализацию причини условий, недопущение или минимизацию последствий их совершения, а также оказание корректирующего воздействия на лиц с противоправным поведением.

2. Элементами объекта предупреждения экономических преступлений являются: преступность, как массовое социальное явление, имеющая, региональные' и другие особенности в различных ее проявленияхфакторы (причины и условия, иные обстоятельства), способствующие совершению преступленийобщественные отношения, блага и ценности, в том числе права и свободы граждан, права и законные интересы хозяйствующих субъектов и государства, охраняемые уголовным законом, которым может быть причинен вред в результате совершения преступленийлица с устойчивым противоправным поведением, или замышляющие совершение преступлений, их группы, а также субъекты с виктимным поведением и их коллективные образованиякриминальные ситуации (с точки зрения оперативного воздействияситуации совершения преступления) — как система условий и обстоятельств, сложившихся на определенной территории, в конкретной-сфере экономики, в отрасли. хозяйствованияна предприятии, в определенноевремя, сопровождающиесясоциально-экономическими конфликтами.

3'. Структура: системьь профилактики экономических, преступлений-органами. внутренних^ дел, включает: — основные формы, и: методы профилактикиоперативно-профилактические мероприятия, осуществляемые на конкретных объектах, экономикимеры индивидуальной профилактики преступленийконтроль, за исполнением ранее внесенных представлений и информации, по профилактикепреступлений в сфере экономики-, меры, по обеспечению* деятельности органов «внутренних дел по профилактике экономичестшх преступленийи других правонарушений (организационно-методическоекадровое, научно-методическоеи финансовое обеспечение).

4. Разработанные автором методические рекомендации, направленные на повышение, эффективности профилактики, экономической преступности органами внутренних дел, содержащие теоретический аппарат деятельности -. ОВД в. данной' сфере: понятия, профилактической деятельности и профилактических мероприятий, цели и задачи, средства* и. методы профилактической работы и т. д. (термины, и определения).

5. Разработанные автором понятие и содержание правового института индивидуальных превентивных мер (официальное предупреждениерегистрация в профилактическом регистре полициисудебные запреты) в отношении лица, создающего условия для появления и развития социально-экономических предпосылок организованной преступности, в том числе экономической. С целью закрепления данного правового института предлагаются авторский проект Федерального закона «О предупреждении организованной преступности», а также предложения по изменениям и дополнениям в КоАП и УК РФ, касающиеся ответственности за нарушение судебного запрета, связанного с предупреждением организованной преступности.

6. В сфере индивидуальной профилактики экономических преступлений предложено внедрение, разработанной автором, Стратегии «близкого» контроля (государственно-общественного),.как совокупности мер: применяемых уполномоченными органами государства, общественными' организациями, в первую* очередь — профсоюзами (Ассоциация российских банков, Российский' союз промышленников ипредпринимателей, Торгово-промышленная палата' РоссийскойФедерации, Российский союз страховщиков и др.) и их руководителями, субъектами предпринимательской деятельности, в том! числе, осуществляющими контрольныефункции* в отношении хозяйствующих субъектов на договорной' основе (аудиторские, коллекторские услугиаутсорсинг, бухгалтерское' обслуживание лица) и>, потребителямив соответствии с законодательством, корпоративными нормами и* общественным долгомнаправленных на выявление лиц, нарушающих действующее законодательство, причин и условий их совершения, а также на,-предотвращение преступленийпутем оказания указанными субъектами содействия органам внутренних дел, ответственным за своевременное реагирование на криминальные* проявления в сфере экономики.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в разработке и развитии теоретических основ предупреждения преступлений в сфере экономики. Теоретическая значимость заключается и в том, что разработанные в диссертации положения расширяют и углубляют имеющиеся в криминологии представления о системе предупреждения экономической преступности, способствуют совершенствованию системы профилактических мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел, и их организационно-правовой регламентации.

Содержащиеся в диссертации выводы и предложения могут служить научной основой формирования современной системы предупреждения экономических преступлений, комплекса мер, осуществляемых в данной сфере органами внутренних дел, и в целом формированияуголовной" политики в области экономической безопасности.

Сформулированные автором рекомендации могут быть использованы: в. законотворческой*деятельности по развитию индивидуальных превентивных мер в отношении лиц, создающих условия, для* появления" иразвития^ социально-экономических предпосылок, организованной, преступностив правоприменительной деятельности органов внутренних дел, при разработке методик предупреждения экономических преступлений, в том числе с привлечением институтов государственного и общественного контроля в данной сферев научно-исследовательской работе по дальнейшему изучению проблем профилактики экономических преступленийпри написании монографий, научных статей и учебных пособий.

Материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания криминологии в образовательных учреждениях.

Обоснованность и. достоверность результатов исследованиям обеспечивается его комплексным характером, избранной методикой и-собранным эмпирическим материалом. Широко использованы данные ряда криминологических и социологических исследований, проведенных другими-авторами по исследуемой проблеме.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации, ее теоретические выводы и рекомендации получили одобрение и прошли апробацию в процессе выступления соискателя на научно-практических семинарах и конференциях: «Правовые риски в деятельности хозяйствующих субъектов» (г. Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 15 декабря 2010 г.) при обсуждении на заседаниях кафедры уголовно-правовых дисциплин Международного института права и экономики и подготовке публикаций по теме исследования.

Подготовленные соискателем предложения и рекомендации используются в практической работе МРО по г. Сургуту и Сургутскому району ОРЧ ОНП МВД по ХМАО Югре, Сургутской транспортной прокуратуры, в научно-исследовательской деятельности Национального центра «Инновационных стратегий экономической безопасности и анализа финансовых рисков», в учебном процессе Московского гуманитарного университета.

Основные положения исследования отражены в восьми публикациях автора по теме диссертации общим объемом 3,9 п.л., в том числе три работы в изданиях, рекомендованных перечнем ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура и объем диссертационной работы обусловлены ее целью и задачами научной разработки. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Содержание исследования иллюстрировано таблицами и рисунком.

Заключение

.

Исследование видов экономических преступлений в уголовном праве и криминологии, теоретических, и правовых основих предупреждениясистемы меросуществляемых в данной сфере органами внутренних делпозволяет сформулировать ряд основных выводов и предложений:

Г. Система предупреждения* преступлений? органами1- внутренних*^ делвключает следующиеэлементы: 1) система: специализированныхслужб: подразделений и сотрудников, осуществляющих в пределах, своей компетенции общую и индивидуальную профилактику- 2) система специальных мернаправленных на предупреждение преступлений ииных правонарушений- 3) организационно-правовое, материальное и ресурсное/ обеспечение деятельности органов внутренних дел. по предупреждению преступлений- 4) система взаимосвязанных мероприятий" по? предупреждению преступлений субъектами профилактики.

2. К «экономическим» относятся преступления, ответственность, за которые наступает по статьям Уголовного, кодекса РФ, помещенным^ не только в раздел VIII, но и другие разделы — VII «Преступления против личности», IX «Преступленияпротив^ общественною безопасностии, общественного порядка», X «Преступления против государственной власти», где содержатся-, так называемые «сопутствующие» им преступления. Данные деяния определяются термином «экономические преступления» или* «преступления экономической направленности», что является, тождественным.

3. Видовым объектом преступлений в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) являются общественные отношения, обеспечивающие экономическую деятельность, включающую совокупность всех звеньев общественного производства, распределения, обмена, а также потребления материальных и иных благ.

Объектом экономических преступлений выступают не просто, охраняемые правом общественные отношения, а их содержание субъективные экономические права участников: право кредитора* на возврат долгаправо государства на доходы лиц в виде налоговправо коммерческой организации на прибыль и т. п.

4. Криминологическая характеристика рассматриваемых преступлений касается конкретного вида их. экономической'направленности, то*есть сферы их совершения — объекта посягательства, а также использованных в. ходе преступной деятельности хозяйственно-экономических механизмов.

Экономический" признак, характеризующий собственно экономическиеи сопутствующие им преступления, проявляется не только в мотивации преступника — совершить деяние именно в этой сфере, но и в том, что сама сфера совершения преступления — экономическаядеятельность, обуславливает его действия (бездействия), способ совершения преступления, орудия и средства. Преступник осуществляет действия" (бездействие) и применяет такие способы совершения преступления, которые либо имитируют экономическую (хозяйственную) деятельность, либо совершает незаконные сделки или иные финансовые операции как, например, в случаях с незаконным предпринимательством или незаконным получением кредита. Экономическое преступление как деяние, принимает форму организованной операции, и в наиболее опасных проявлениях носит систематический характер.

5. С точки зрения криминологии существуют различные виды экономических преступлений: в зависимости от нарушенных субъективных прав участников экономических отношенийв зависимости от их совершения в той или иной отрасли экономики или сферы хозяйствованияот субъектов совершения преступления или видов их жертви другие, с учетом заинтересованности субъектов противодействия экономическим преступлениям, а также созданных в правоохранительных органах соответствующих подразделений обеспечения экономической безопасности по тем или иным направлениям (отраслям) хозяйствования, функционирования государственной и муниципальной власти.

6. Объектом профилактики органами внутренних дел выступает экономическая, преступность как совокупность общественно-опасных деяний, совершаемых в сфере-экономических (хозяйственных) отношений, связанных с производствомраспределением, обменом и потреблениемкриминогенная и криминальная' обстановка и ситуации, как совокупность негативных явлений и процессов’реальной действительности материального или духовного характера, связанных с совершением преступленийлица с устойчивым противоправным поведением, или замышляющие совершение преступлений, их группы, а также субъекты с виктимным поведением* и их коллективные образования.

7. Экономическая? преступность — это социальное исторически изменчивое, массовое, системное явление, проявляющееся в совокупности общественно опасных уголовно" наказуемых деяний, и лиц, их совершивших, характеризующееся корыстной мотивацией лица, стремящегося к незаконному обогащению, имущественной выгоде, нарушениями субъективных экономических прав"участников, отношений (хозяйствующих субъектов или индивидуальных предпринимателей), деятельностью, имитирующей экономическую (хозяйственную) деятельность, либо сопряженную с заключением незаконных сделок или иных финансовых операций, а также причинами и условиями, способствующими их совершению.

8. Характеристика деятельности организованных преступных формирований в сферах экономики различается по: отраслям и сферам экономики, наиболее подверженным влиянию организованных преступных формированийнаправлениям деятельности организованных преступных формирований в сфере экономикиформам осуществления контроля организованными преступными формированиями за деятельностью* хозяйствующих субъектов.

9. Исходя из специфики рассматриваемых отношений", факторы, способствующие внедрению криминала в экономическую сферу, имеют четыре уровня: общие факторы, характерные для преступности в целомспецифические факторы экономической преступностиспецифические факторы преступности в конкретной сфере экономикифакторы совершения отдельных видов преступлений;

Усилия" органов^ внутренних дел по профилактике экономических преступлений должны быть направлены в отношении основных детерминант экономических преступлений третьего и четвертого уровней, а последний уровень причин и условий имеет прикладное значение при прогнозировании преступного поведениями организации профилактики преступлений.

10. Предупредительная деятельность органов внутренних дел в сфере экономики в криминологическом (в отношении криминогенной обстановки) и в оперативно-правовом профилактическом значении (в отношении криминальной ситуации) — это совокупность мер, направленных на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельствспособствующих их совершению, оказание профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением (обще-специальная и индивидуальная профилактика).

11. Структура1 «профилактического мероприятия» в сфере экономики, осуществляемого органами внутренних дел, имеет следующие элементы: принципы, цели и задачи профилактики преступленийнормативная база (правовые основы) — объекты предупредительной деятельностисубъекты профилактики преступлений.

12. Основными целями профилактики экономических преступлений являются: декриминализация бюджетообразующих отраслей и объектов экономикипополнение бюджетов всех уровнейзащита всех форм. собственности от преступных посягательствзащита экономических интересов хозяйствующих субъектов.

13. Под профилактикой экономических преступленийпонимается деятельность" подразделенийорганов внутренних дел ПО выявлению) № устранению? причинпреступлений, а также условий, способствующих их совершению" (специальнаяпрофилактика), установлению • лиц, склонныхк- совершению преступлений в силу антиобщественного образах жизни и поведенияоказанию на них воздействия, в. целях недопущения с их стороны преступленийа также субъектов-, свиктимным^ поведением? и' их. коллективных образований, в целях недопущения" их виктимизации (индивидуальная профилактика).

14. Система профилактики экономических-, преступлений? органами" внутренних дел включает следующие^элементы, составляющие ее структуру: основные формы и методы, профилактики правонарушений и преступлений в сфере. экономикисистемаоперативно-профилактических, мероприятийосуществляемых на конкретных объектах экономикимеры индивидуальной" профилактики, преступлений в* сфере экономики- (специальные профилактические: меры, в отношении конкретного лица, замышляющего? либоподготавливающегопреступление экономической, или коррупционной направленностипрофилактика преступленийосуществляемая в рамках возбужденного уголовного дела) — контроль за исполнением ранее внесенных представлений и информаций по профилактике преступлений в сфере экономики.

15. В ходе организации и осуществления деятельности ОВД, по предупреждению экономических преступлений реализуется комплекс последовательных мероприятий: мониторинг состояния оперативной обстановки в приоритетных сферах (отраслях) экономикиподготовка: предложений по совершенствованию законодательства, нормативных-правовых актов МВД Россиив целях повышения эффективности профилактики экономических преступленийобеспечение координации работы по профилактике экономических преступленийрассмотрение обращений граждан, должностных лиц и предприятий (учреждений? и организаций), связанных с предупреждением экономических преступленийнаправление в органы исполнительной1 власти и местного самоуправления информации об устранении причин и условий, способствующих совершению^ преступлений на* конкретных объектах экономики, в" учреждениях государственной власти и местного-самоуправленияучастие в проведении антикоррупционной экспертизы принимаемых законодательных актов в субъектах Российской Федерации, нормативных правовых актов органов исполнительной властипроведение оперативно-профилактических мероприятий (операций) — по каждому" приоритетному для конкретного региона направлениюдеятельности.

16. По содержанию меры по профилактике экономических преступлений органами внутренних дел подразделяются на: уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административно-правовые мерыоперативно-розыскные мерыорганизационные мерымеры по-обеспечению деятельности органов внутренних дел по профилактике экономических преступлений-(организационно-методическоекадровое, научно-методическое и финансовое обеспечение).

17. Методические рекомендации, направленные на повышение эффективности профилактики органами внутренних дел экономических преступлений, включают: теоретический аппарат профилактической деятельности ОВД в экономической сференормативно-организационную базу и данные о криминогенной и криминальных ситуациях (законодательство, сведения органов государственной власти и местного самоуправленияпубликации средств массовой информацииобщественное мнение населения) — содержание, структуру и виды «профилактического мероприятия».

18. В целях повышения эффективности деятельности по профилактике экономических преступлений предлагается комплекс специальных (координационного, совместного с контролирующими и другими правоохранительными органами, оперативно-разыскного и поощрительного характера), а также специфических (не специальных) стратегических мер (научные и информационныекадровыекультурно-воспитательные и1 идеологическиемеждународные и технические).

19. В целях повышения эффективности индивидуальной профилактики экономических преступлении" целесообразно принятие правового, института индивидуальных превентивных мер в отношении лица, создающего условия для появления и развития социально-экономических предпосылок организованной преступности, в том числе экономической. Таким превентивными мерами являются: 1) официальное предупреждение- 2) регистрация в профилактическом регистре полиции- 3) судебные запреты.

В целях закрепления данного правового института следует принять Федеральный закон «О предупреждении организованнойпреступности», содержащий следующие положения:

1) общие вопросы: цель, законапринципы применения превентивных мер в отношенииорганизованной преступностипревентивные меры и основания их применения;

2) осуществление предупреждения! организованной преступности: принятие решения относительно выбора превентивной меры и порядок осуществления превентивных мер;

3) виды предупредительных мер: официальное предупреждение (понятие, порядок официального предупреждения) — профилактический регистр полиции (понятие профилактического регистра полициирегистрация в профилактическом регистре полицииправа полицейского, контролирующего включение человека в профилактический регистр полицииоснования для исключения человека из профилактического регистра полиции) — судебные запреты^ (порядок их принятиявиды— контроль, выполнения судебного запрета, последствия не выполнения^судебных запретов):

Такие: превентивные: меры? могут быть применены, к человеку, относительно! которого? законнымспособом была получена* информация! ш есть достаточные основания полагать, что он:. • может, быть связан с деятельностью преступной организацииили может быть ее членомоказывает финансовую: или материальную помощь преступной организации и предоставляет, ей информацию, полезную для развития преступной? деятельности-,. может совершить организованные насильственные, корыстно-насильственные, действияакты. терроризма-, экономические или финансовыепреступления — и иные противоправные деяния-. способные вызвать серьезные, общественно-опасные последствия или причинить значительныйущерб-интересам человека, общества или государства:.

20. Профилактический регистр полиции — это система* информации* относительно людей, преступных организаций и их действий, ставящих под угрозу государственную «безопасность и создаюищх условия для появления и развития. социально-экономических предпосылок организованной преступности.

Основанием включения в данный регистр является поведение лица, который уже был официально предупрежден, но не изменил свое противоправное поведение, которое угрожает государственной безопасности. Такое решение должен принимать руководитель полицейского органа — срок регистрации — период от 6 месяцев до 2 лет.

21. К судебным запретам относятся следующие: постоянно проживать в: месте жительстваобозначенном человекомне поддерживать контакты с конкретными людьми, непосредственно, через других людей с использованием технических или других средств коммуникациинаходится в месте жительства в назначенное времяне посещать обозначенные местане управлять автомобилемсообщать уполномоченному полицейскому, отвечающему за, наблюдение, относительно всех сделок, ценность которых составляет более4 100 000 рублейна срок судебного запрета передать на хранение* в органы внутренних-дел огнестрельное оружие, не приобретать другое оружие.

Судебный^ запрет может быть, назначен от одного до шести месяцев и продлен до одного года.

22. С целью закрепления правового института индивидуальных превентивных мер предлагается проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в административное и уголовное законодательство, касающихся ответственности за нарушение судебного запрета, связанного с предупреждением организованной преступности:

— КоАП РФ дополнить статьей: «.Нарушение судебного запрета, связанного с предупреждением организованной преступности ." — УК РФ дополнить новой статьей 3141 следующего содержания: «Ст. 3141 Злостное нарушение судебного запрета, связанного с предупреждением организованной преступности.

Нарушение судебного запрета, связанного с предупреждением организованной преступности, лицом, в течение одного года после наложения на него административного наказания за подобные действия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срою до двух лет".

23. Анализ опыта американских криминологов в предупреждении преступлений посредством изменения? окружающей обстановки, установления «защищенного пространства!',. «тактики связей с общественностью» -, присмотра за окрестностями и других видов ситуативных. стратегий^ предупрежденияшреступности позволил в качестве перспективных направлений: индивидуальнойпрофилактики экономических преступленийв России предложить внедрение: Стратегии «близкого» контролю. (государственного и общественного) — осуществляемого субъектами (государственными и негосударственными, а также отдельными гражданами), в соответствии с законодательствомкорпоративными нормами и общественным долгом, направленного — на выявление лиц, нарушающих, действующее законодательствопричин и условий их совершения-.а также на предупреждение преступлений, путем оказания содействия органам внутренних дел, ответственнымза своевременное реагирование на криминальные: проявления в сфере экономики.

24. Государственный контроль представляет собой системную деятельность уполномоченных органов^ государства по установлению соответствия функционирования подконтрольных объектов" нормативно-правовым и иных стандартам и корректированию выявленных отклонений при помощи организационно-правовых средств.

В рамках такойконтролирующей функции государственные органы могут осуществлять индивидуальную профилактику экономических преступлений, в отношении подконтрольных им лиц (руководителейи собственников хозяйствующих субъектов). Вслучае получения данными органами информации, свидетельствующей о возможном совершении/совершении подконтрольным лицом экономического преступления, они обязаны зафиксировать такие сведения и передать их в органы внутренних дел.

25. В рамках взаимодействия подразделений по борьбе с экономическими преступлениями с. администрациями субъектов Российской^.

Федерации и муниципальных образований по вопросам укрепления бюджетной и налоговой дисциплины, на таких территориях предлагается создавать межведомственные Комиссии по укреплению бюджетной^ и* налоговой дисциплины, которые должны образовываться вцелях обеспечения полноты сбора-, налогов и других обязательных платежей, необходимых для. исполнения расходной части^ бюджета.

26: Государственные и муниципальные органы должны осуществлять, поддержку инициатив^ субъектовхозяйственной деятельностиих' общественных объединенийи потребителейа органы внутренних дел реализовывать их в рамках своих полномочий.

Общественной' контроль с точки зрения формы является проявлением социальной активности, актом* гражданской инициативы, выражающим социальные потребности, с целью привлечения внимания к жизненно ¦ важным и социально значимым проблемам общества и к решению этих проблем.

Общественный контроль в сфере экономики представлен в виде мер, предпринимаемых, общественными организациями, в первую очередь — профсоюзамии" их руководителями, субъектами предпринимательской* деятельностив том, числеосуществляющими, контрольные функции в, отношении хозяйствующих субъектов. на< договорной основе* и потребителями, направленные на выявление лиц, нарушающих действующее законодательство, причини условийих совершения^ а также на! их предотвращение в сфере экономики, путем оказания содействия, органам: внутренних дел, задача которых заключается в повышении эффективности реагирования на полученную от субъектов общественного контроля информацию криминального характера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13' июня 1996 г. №- 63-ФЗ- // СЗ РФ. 1996. 17 июня. № 25. Ст. 2959 (ред. от 07.03.201−1 № 26-ФЗ).
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174 // Рос. газ. 2001. 22 дек. (ред. 09.03.2010 № 19-ФЗ).
  3. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. (ред. 23Л2.2010 № 380-Ф3).
  4. Бюджетный Кодекс РФ от 31″ июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗІРФ. 1998. № 31. Ст. 3823'. (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010).
  5. О 'защите прав юридических лиц* и: индивидуальных предпринимателей- при проведении государственного контроля (надзора): Федеральный закон от 8. августа-2001 г. № 134-ФЭ // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3436.
  6. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 8 авіуста 2001 г № 128-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3430 (ред. от 29.12.2010).
  7. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон1 от 12 августа1 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349 (ред. от 28.12.2010).
  8. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № И4-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031 (ред. от 29.04.2008).
  9. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146 (ред. от 28.12.2010).
  10. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3418 (ред. от 27.07.2010).
  11. О безопасности Федеральный закон от 28 декабря- 2010 г. № 390-Ф3// СЗ РФ. 2011'. № 1'. Ст. 2.
  12. О частной детективной’и охранной деятельности в Российской-Федерации: Закон-РФ от 11. марта 1992 г. № 2487−1 // ВВС. 1992. № 17. (ред. от 07.02.2011).
  13. О внесении изменений* в отдельные законодательные* акты Российской Федерации: Федеральный закон от, 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ // РГ. 2010. 9 апр.
  14. Вопросы совершенствования государственного управления в, Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации № 306 от 11 марта 2003 г. // СЗ РФ. 2003: № 12.
  15. О государственной стратегии экономической безопасности-(Основных положениях): Указ Президента РФ от 29 апреля. 1996 г. № 6087/ СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
  16. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
  17. О бюджетной политике в 2007 году: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая 2006 г // Пенсия. 2006. № 6.
  18. О некоторых вопросах применения судами РФ уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов:
  19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 8 // РГ. 2006. 31 дек.
  20. О совершенствовании- организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России: Приказ МВД России от 13 августа 2002 г. № 772 // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  21. Положение о Министерстве- внутренних дел Российской Федерации: Утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // РГ. 2011. 1 марта.
  22. Об утверждении Наставления по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц и Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах: Приказ МВД России от 22 ноября 2006 г. № 957 // РГ. 2007. 12 янв.
  23. Уголовный кодекс Голландии / Науч. ред. и предисл. Б. В'. Волженкина- Пер. с англ. И. В. Мироновой. 2-е изд. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.1. Монографии и научные статьи
  24. А.И., Герасимов^ С.И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. — М., 2001. -496 с.
  25. О.С., Мотин В. В., Пашин В. М. Органы внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности: организационные и правовые вопросы: Монография. Домодедово: ВИГЖ МВД России, 2005. -150 с.
  26. C.B. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1985. — 272 с.
  27. Ван Кальмтхоут А., Тарбагаев А. Н. Система санкций в уголовном праве Голландии и России. Красноярск: Красноярск. ВШ МВД РФ, 1997. — 105 с.
  28. . В. Экономические преступления. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 1999. — 312 с.
  29. Л. Д., Максимов С. В. Преступления, в сфере экономической деятельности. — М-: Учебно-консультационный- центр «ЮрИнфор», 1998: 296 с.
  30. А.А. Введение: в советскую криминологию. М-, 1965.- 221 с. ¦
  31. Дмитриев О. В: Криминологический анализ преступности в экономической сфере: характеристика- прогнозирование- противодействие. Монография. М.: Граница- 2007. — 360 с-.
  32. Дмитриев: О.В. Экономическая' преступность иг противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / Отв. ред. М: П. Клейменов.-М: Юристъ, 2005: 396 с.
  33. А.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР. Львов, 1967. 195с.
  34. С. Ю. Расследование экономических преступлений. -М.: Издательство Юрлитинформ", 2005. 496 с.
  35. В.И. Проблемы совершенствования организационного и правового обеспечения виктимологической профилактики преступлений // Российский следователь. 2006. — № 3. -С. 34−38.
  36. П.И. Проблемы совершенствования оперативно-розыскной профилактики // Права человека и проблемы" обеспечения законности. Н: Новгород: ВШ МВД РФ, 1993. — С. 18−22.
  37. К. Е., Шмаров И. В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений (проблемы социального контроля). М.: Юрид. лит., 1980. — 176 с.
  38. Исиченко А. П: Оперативно-розыскная'криминология. М., 2001. -69 с.
  39. Г. Криминология. Введение в основы / пер. с нем. — М.: Юрид. лит., 1979. 320 с.
  40. И.И. Проблемы преступности. М., 1969. — 162 с.
  41. В.Е. «Цена» преступности как криминологическая проблема // Уголовное право. — 2008. № 6. — С. 94−102.
  42. И.П. Оперативно-розыскная профилактика (правовые и организационно-тактические вопросы). — Киев, 1991. — 102 с.
  43. JI.M. Стадии преступления и предупреждение преступлений. Киев: РИО МВД УкССР, 1972. — 93 с.
  44. В. Д. Преступность в сфере-экономики (теоретические вопросы экономической преступности): Монография. — М.:. ВНИИ" МВД-России, 2O03. —131 с.
  45. Ларичев' В- Д. Теоретические* основы, предупреждения, преступлений в сфере экономики: Монография. — М.: ВНИИ МВД*'России, 2010. З54'с.
  46. H.A. Преступления в сфере экономической деятельности: Понятия, системы, проблемы, квалификация- наказания- — Саратов: Изд-воСГАП, 1997.-256 с.
  47. В.В. Преступностью России при переходе от социализма к капитализму // Гос: направо. 1998. — № 5: — С. 47−58.
  48. А. А., Мазур С. Ф. Противодействие* преступности в сфере экономической-деятельности: уголовно-правовые, криминологические и организационные проблемы: Монография. — М: Издательская* группа" «Юрист», 2006. 677 с.
  49. А.И. Уголовная ответственность и общее-предупреждение преступлений. Омск, 1973. — 96 с.
  50. B.C., Чечель Г. И. Виктимологические факторы и механизм преступного поведения. — Иркутск: Изд-во Иркутск, гос. ун-та, 1988.-151 с.
  51. . О.Ш., Трунцевский Ю. В. Экономические и финансовые преступления. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. — 311 с.
  52. В.И. Правовые основы учения о" жертве преступления. — Горький, 1979.' — 83 с.
  53. Проблемы борьбы" с преступлениями Bv сфере экономической деятельности, совершаемыми организованными преступными* формированиями: Материалы круглого стола 25 августа 2006 г. / Под ред. проф. В. Д. Ларичева. М.: ВНИИ МВД России, 2007. — 228 с.
  54. Расследование преступлений, в сфере экономики: Сборник методических рекомендаций. М.: ВНИИ МВД России, 2005. — 140-с.
  55. A.A. Анализ общеуголовной корыстной преступности // Методика анализа преступности. / Под ред. О. В. Сороки. — М.: Всесоюзный институт по изучению причин, и разработке мер предупреждения преступности, 1986. С. 36−44.
  56. Реагирование на"преступность: концепции, закон, практика. — М.: Российская криминологическая ассоциация- 2002″. — 308 с.
  57. Ривман Д: В. Криминальная виктимология. СПб.: Питер, 2002. -304'с.
  58. В.Г. Некоторые проблемы совершенствования оперативно-розыскной деятельности // Труды ВШ МВД СССР. Вып. 9. — М.: ВШМ МВД СССР, 1972.-С. 135−139.
  59. Э.А. Уголовно-правовые средства предупреждения преступлений. Минск: Наука и техника, 1975. 192 с.
  60. Э. X. Являются ли преступления людей в белых воротничках преступлениями? // Социология преступности. М.: Прогресс, 1966.-С. 45−59.
  61. . Экономическая преступность / Пер. со шведск. Решетникова Ю. А. -М.: Прогресс, 1987. 156 с.
  62. Г. Г. Криминологическое учение о предупреждении преступности: содержание, развитие, реализация. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004- 190 с.
  63. Современная: уголовная политика в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией: Сб. статей-. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2002. — 176 с.
  64. Состояние профилактики-преступности в Российской Федерации: Материалы «круглого стола». 7 декабря2004'г. М.: Государственная Дума, 2005.
  65. Л.В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии. Душанбе: Ирфон, 1977. — 237 с.
  66. М.Д. Преступность, её причины и условия в социалистическом обществе // Преступность и. её предупреждение. — Л., 1966--С. 30−34.
  67. А.С. Общие меры предупреждения преступности. -М., 1972.-32 с.
  68. Г. И. Криминология: пер. с нем. / под общ. ред. и с предисл. Л. О. Иванова. М.: Издательская группа «Прогресс"-"Универс», 1994.-502 с.
  69. В.Ф. Теоретические основы государственной политики противодействия экономической преступности / Под ред. проф. В. Д. Ларичева. Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия, 2005.
  70. Яни П. С. Преступления в сфере экономики. Постатейные материалы к новому Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Издательство «Кросна-Леке», 1997. — 848'с.
  71. Яни П. С. Экономические и служебные преступления. — М.: ЗАО* «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1997. —208 с.
  72. Ястребов*В.Б., Викторов И. С. Законность в сфере экономики // Законность в Российской Федерации / Под. ред. Ю. А. Тихомирова, А. Я. Сухарева, И. Ф. Демидова. М., 1998. — 215 с.
  73. I. Диссертации и авторефераты
  74. А.Р. Борьба с мошенничеством в сфере оборота коммерческого недвижимого имущества : криминологическое исследование. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2009.' - 202 с.
  75. A.A. Криминологический анализ и предупреждение экономических преступлений в сфере малого предпринимательства. Дис.. канд. юрид. наук. М., 1999. — 171 с.
  76. С.Р. Виктимологические проблемы в сфере экономической преступности. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2008. — 26 с.
  77. И.Н. Предупреждение экономических преступлений в сфере предпринимательства негосударственными структурами безопасности (на примере финансово-кредитной сферы). Дис.. канд. юрид. наук. М., 2003.- 164 с.
  78. А.И. Предупреждение экономической преступности на предприятиях металлургической промышленности (Криминологическоеисследование на материалах Челябинской области): Дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. — 174 с.
  79. С.С. Основы предупреждения преступлений подразделениями криминальной милиции: Автореф- дисс.. докт. юрид. наук.-М., 200Г:-26 с.
  80. Герасимов, С .И- Проблемы криминологической профилактики в условиях переходного периода (по материалам- г. Москвы). Дис:. канд. юрид. наук. -М., 1999. -245 с. '
  81. С.И. Концептуальные основы и научно-практическиепроблемы предупреждения преступности: .Автореф- диссд-ра юрид. наук--М., 2001.-446 с. .
  82. М.В. Уголовная ответственность, за причинение имущественного ущерба путем обмана в сфере налогообложения. Автореф-. канд. юрид. наук. — Mi, 2010. 189 с.
  83. A.C. Проблемы борьбы с экономическойпреступностью и коррупцией. Дис. канд. юрид. наук. Нижний1. Новгород, 1997. 174 с.
  84. Е.Е. Проблемы борьбы с экономической преступностью в зарубежных странах. Дис.. канд. юрид. наук. — М., 1996. — 222 с.
  85. В.М. Экономическая преступность и безопасность современной России (теоретико-криминологический анализ). Дис.. докт. юрид. наук. С.-Пб., 2000. — 412 с.
  86. A.K. Криминологические основы обеспечения Евразийской экономической безопасности. Автореф.. на соиск. уч. степени докт. юрид. наук. — М^ 2011.-381 с.
  87. Зарипов «З.С. ' Система правовых мер! профилактики^ правонарушения- и. основные условия* ее эффективного функционирования. Дис. докт. юрид. наук. -М.,.1991.-323 с.
  88. Ивашко И.Ю.' Профилактика экономических преступленийс в. уголовно-исполнительной, системе средствами* контрольно-ревизионной, деятельности. Дис.. канд. юрид. наук. — Рязань, 2001. — 189sc.
  89. Исмагилов- Р: Ф. Экономическая организованная преступность. (Теоретико-криминологический аспект). Дис.. канд. юрид. наук. — С.-Пб., 1997.-163 с.
  90. В.В. Условия и причины криминализации, экономических отношений на этапе рыночных реформ (политико-экономические исследования). Автореф. дис. докт. экон. наук. С-Пб, 1995. -327 с.
  91. С.А. Предупреждение преступлений экономической направленности, совершаемых при транспортировке нефти и нефтепродуктов. Дис.. канд. юрид. наук. — М., 2005. 181 с.
  92. Е.Б. Теория личности преступника и проблемы^ индивидуальной профилактики преступлений. Дис.. докт. юрид. наук. -М., 2003.-423 с.
  93. . Г. Г. Научные основы и пути совершенствования-оперативно-розыскной» деятельности, по' борьбе с лицами, ведущими антиобщественный паразитический? образ, жизни. Дисс. докт. юрид. наук в-виде научного доклада: — М.: ВЮЗШ МВД, СССР, 1991. 1204-.
  94. Левшиц (Д.Ю. Уголовная ответственность за финансовое, мошенничество по законодательству России и зарубежных, стран. Дис.. канд. юрид. наук. -М., 2007. 188'с.
  95. А.Б. Личность, современного экономического преступника. Автореф.. дисс.. канд.юрид. наук. Тюмень, 201*1. — 26 с.
  96. А.Х. Научные основы управления* в- сфере профилактики преступлений. Дис.. докт. юрид. наук. — М., 1990. 476 с.
  97. A.A. Прогнозирование экономической преступности. Дис.. канд. юрид. наук. — Омск, 2002. — 192 с.
  98. A.A. Прогнозирование экономической1 преступности. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Омск, 2002. — 23 с.
  99. A.M. Организованная? экономическая преступность (по материалам Республики Дагестан). Дис. канд. юрид. наук. — Махачкала, 2003.-175 с.
  100. Т.П. Совершенствование системы предупреждения преступлений* и иных правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации. Дис.. канд. юрид. наук. -М., 2003.-215 с.
  101. Т.В. Криминологические и уголовно-правовые основы борьбы с экономической преступностью. Дис.. докт. юрид. наук. М., 2002.-414 с.
  102. A.B. Уголовно-правовая политика в сфере противодействия экономической преступности. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Омск, 2008. — 26 с.
  103. Э.Э. Криминологическая профилактика преступности. Теоретические и методические основы. Дис.. докт. юрид. наук. — Тарту, 1987.-295 с.
  104. И.И. Проблемы борьбы с экономической- преступностью (уголовно-правовые и. криминологические исследования). Дис.. докт. юрид. наук. Алма-Ата, 1991. — 556 с.
  105. В.В. Проблемы* борьбы с* организованной преступностью В’сфере экономической деятельности. Дис.. канд. юрид. наук. М., 2005. — 172 с.
  106. A.A. Преступность в сфере экономической деятельности и ее предупреждение. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -Челябинск, 2005. 25 с.
  107. Смагоринский Б. П: Теоретические и организационно-тактические основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по охране личной собственности от преступных посягательств. Дисс. докт. юрид. наук. -М.: Академия МВД СССР, 1990. 169 с.
  108. М.В. Преступления в сфере экономической деятельности (вопросы теории, законодательного регулирования-* и судебной практики). Дис. докт. юрид. наук. — Казань, 2002. — 479 с.
  109. Ю.В. Защита авторского права и смежных прав в аудиовизуальной, сфере: уголовно-правовой и криминологический, аспекты. Дисс.. докт. юрид. наук. — М., 2003*. 514 с.
  110. A.A. Правовые и организационно-тактические проблемы использования аппаратами БХСС возможностей оперативно-розыскной деятельности в профилактике хищений социалистического имущества. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. — М., 1985. — 178 с.
  111. М.М. Предупреждение экономических преступлений, на потребительском рынке. Дис.. канд. юрид. наук. — М., 2002. — 213 с.
  112. А.П. Планирование профилактики правонарушений в органах внутренних дел. Дис.. канд. юрид. наук. — М., 2002. — 165 с.
  113. А.И. Криминологическая характеристика ипредупреждение экономической организованной преступности. Дис.. канд.юрид. наук. — Ставрополь, 2002. 199 с.
  114. А.И. Криминологическая характеристика и предупреждение экономической организованной преступности. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Ставрополь, 2002. — 27 с.
  115. Алексеев А. И: Криминология. Курс лекций. М: Щит-М, 1998. — 336 с.
  116. А.И. Профилактика преступлений как приоритетное направление борьбы с преступностью. Материалы к лекции. М.: Академия МВД СССР- 1989.-88 с.
  117. Большой толковый словарь русского языка. Российская академия наук. СПб., 2001. — 1536 с.
  118. Криминология / Под.ред. А. И. Долговой. — М., 1997. 512 с.
  119. Криминология: учеб. для вузов / И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова и др. М: Юрид. лит., 1976. — 416 с.
  120. Криминология и профилактика преступлений: учебн. для вузов / под ред. А. И. Алексеева. М.: МВШМ МВД СССР, 1989. — 431 с.
  121. Криминология. Общая часть: Учеб. пособие / JI. М. Прозументов, А. В. Шеслер- Краснояр. высш. шк. МВД РФ. Красноярск: Горница, 1997. -325 с.
  122. Криминология: Курс лекций / Под ред. В. Н. Бурлакова, С. Ф. Милюкова и др. СПб., 1995. — 424 с.
  123. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева. СПб., 2002. — 432 с.
  124. Криминология: учебник / под ред. В. Н: Кудрявцева- и В. Е. Эминова. — 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009. — 734 с.
  125. Криминология: Учебник / Под ред. В. Д. Малкова. — М.: Юстицинформ- 2006: 524 с.
  126. Кримінологія: Загальна та* Особлива частини / За ред. проф. І.М. Даныпина. X, 2003. — 352 с.
  127. Малков В: Д- Криминология. Учебник для вузов: М.: ЮстицИнформ, 2010- —528 с.
  128. А.Г. Основы оперативно-розыскной деятельности- органов внутренних дел. Учебное пособие. Нижний Новгород: ВШ МВД России, 1992.-57 с.
  129. С.С. Оперативно-розыскная профилактика: Лекция. — Калининград: ВИІМВД СССР, 1982. 50 с.
  130. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук- Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. М.: 000 «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. — 944 с.
  131. Д.В., Устинов B.C. Виктимология. СПб-: Питер, 2000. -332 с.
  132. Словарь-справочник по криминологии и юридической психологии / Ананич В. А., Колченогова О. П., авт.-сост. М.: Издательство: Амалфея. 2003. — 272 с.
  133. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова, B.C. Овчинского, Г. К. Синилова. — М., 2006. 711 с.
  134. Уголовное право России: Учебник. Особенная часть / Под общ. ред. А. И. Рарога. М., 1996. — 509 с.
  135. Уголовное право Российской федерации. Особенная часть: Учебник / Под ред. Г. Н. Борзенкова и B.C. Комиссарова. —М-: Олимп- 1997. — 752 с. ,
  136. Brantingham- Paub Ji, and Brantingham, Patricia L. Environmental' Criminology. Beverly Hills- Calif :-Sage, 1981.
  137. Clarke- Ronald., Situational Giime^Prevention- New York: Harrow and Heston, 1992. •
  138. Felson Marcus. Crime?&-Everyday Eife. ThousandiOaks, Calif-: Pine- Forge Press, — 19 981
  139. Methods to prevent economic crime. Rapport 2005. The Swedish National Council? for Crime Prevention., Information and Publication. Stockholm: Brottsforebyggande radet, 2005.
  140. Murray- Charles. «The Physical Environment.» Im Crime: Edited by James Q. Wilson and JoamPetersilia. San Francisco, Calif: ICS Press, 1995.
  141. Newman, Oscar. Defensible Space: Crime Prevention Through Urban Design. New York: Macmillan, 1972. .
  142. Nezkusila J? Ceskoslovenskakriminologie: Praha: Panorama, 1978 / пер. с чешек., под ред. Н. А. Стручкова. М.: Прогресс, 1982.
  143. Rosenbaum, Dennis Р. «Community Crime PreventionrA Review and Synthesis of the Literature.» Justice Quarterly 5, no. 3 (1988).
  144. Samson, Robert J., and Groves, W. Byron. «Community Structure. and Crime: Testing Social Disorganization Theory.» American Journal of Sociology 94 (1989).
  145. Whitaker, C. J: Crime Prevention Measures. Washington, D.C.: — National Institute of Justice, Bureau of Justice Statistics, 1986.
Заполнить форму текущей работой