Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обеспечение устойчивого развития регионов России: На примере Новгородской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на перечисленные проблемы, Новгородская область обладает предпосылками для успешного выхода на траекторию устойчивого развития при условии эффективного управления системой. Предлагается данную задачу решать с помощью процесса моделирования рассматриваемой системы. Разработанная имитационная модель управления социально-экономической устойчивостью даст возможность изучать процессы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
    • 1. 1. Методология, модели и основные факторы устойчивости экономического развития на уровне региона
    • 1. 2. Регион как экономическая категория в рамках концепции устойчивого развития
    • 1. 3. Методологические предпосылки разработки системы индикаторов устойчивого развития региона
  • Глава 2. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Анализ макроэкономического развития Новгородской области, экономический рост и возможности его обеспечения
    • 2. 2. Методика оценки экономического потенциала с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на валовой региональный продукт
    • 2. 3. Диагностика социально-экономической устойчивости хозяйственной системы Новгородской области
  • Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
    • 3. 1. Модель управления социально-экономической устойчивостью региона
    • 3. 2. Механизм регулирования социально-экономической ус- 151 тойчивостью региона
    • 3. 3. Основные методические рекомендации по обеспечению 165 устойчивого развития субъектов Федерации органами самоуправления

Обеспечение устойчивого развития регионов России: На примере Новгородской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях региональная политика России, как один из элементов интеграции в Европу, приобретает все большее значение и означает сознательное влияние на процесс создания экономической пространственной структуры страны и формирование межрегиональных пропорций развития. Все более заметную роль играет региональная политика внутри страны. В ходе экономических реформ регионы активно включились в эффективное использование природно-ресурсного потенциала территории: воспроизводство, демография, занятость населения, уровень и качество жизни, взаимодействие региональных рынков и механизмы управления этими процессами.

Важной составной частью региональной политики является исследование региональных проблем размещения производственных сил — как фактора экономического роста и благосостояния населения территории, направленного на решение социальных, экономических и других вопросов.

Противоречивая социально-политическая и социально-экономическая ситуация на федеральном уровне негативно отражается на положении дел в России, недостаточно учитывается мировой опыт социально-экономических преобразований сдерживая позитивные процессы в регионах.

За период экономических реформ в научной литературе все активнее обсуждается концепция перехода страны на путь устойчивого развития, позволяющая решить социальные проблемы, спрогнозировать тенденции развития экономики и социальных отношений, наметить стратегические цели, к достижению которых должны стремиться субъекты управления. Разработка региональной политики на федеральном уровне обеспечивает устойчивое развитие регионов, позволяет увязать их поставленные цели с объемом и структурой всех ресурсов, требующихся для их достижения. Важную роль в обеспечении устойчивого развития региона играют федеральные и региональные программы, которые решают важнейшие экономические и социальные проблемы стоящих перед региональными органами управления, обеспечивают комплексное, координированное включение бюджетно-налоговых и денежно-кредитных инструментов в механизм достижения стратегических задач.

Исследования подтверждают, что стратегическое планирование на региональном уровне дает возможность предприятиям получить представление о конъюнктуре на внутреннем и мировых рынках, тенденциях на них и подключиться, реализуя свой интерес, к выполнению федеральных и региональных программ. До настоящего времени не решена проблема экономического выравнивания регионов, поэтому обеспечение устойчивого их развития приобретает особую актуальность.

Степень разработанность проблемы. В связи с переходом к рыночной экономике в последние два десятилетия проводились многочисленные исследования, связанные с экономическим развитием страны и ее отдельных регионов. Однако при всей разработанности многих направлений остаются спорные, нерешенные вопросы, обусловленные динамичностью и многогранностью данной проблемы. До настоящего времени на уровне страны не разработана эффективная региональная политика. Теоретические вопросы устойчивого развития рассматриваются в научных трудах Л. Абалкина, А. Аверина, С. Афонцева, С. Бобылева, В. Вернадского, В.И.Данилов-Данильяна, А. Гусева, Р. Исляева, К. Кондратьева, В. А. Коптюга, А. И. Татаркина, Д. С. Львова, А. А. Куклина, В. А. Лось и А. Д. Урсула, Д. Романовича, О. Пчелинцева, Н. Филипенко и других.

Исследованию различных аспектов социально-экономических систем посвящены труды зарубежных и отечественных ученых: И. Ансоффа, П. Друкера, Ф. Котле-ра, Р. Коуза, P.P.Нельсона, М. Портера, П. Сенге, О. Уильямсона, С.Дж. Сиднея, Р. Холла, Ч. Хэнди, Е. А. Владимирского, А. В. Карасева, Л. С. Пузыревского, А. В. Тихонова, В. В. Томилова и др.

Однако, несмотря на значительное число научных публикаций, связанных с исследованием экономического развития страны недостаточно изученными остаются вопросы стабилизации экономики регионов. Недостаточный уровень разработанности проблемы, дискуссионный характер многих вопросов, ее теоретическая и практическая сложность и значимость и обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка научно обоснованных предложений по обеспечению устойчивого развития регионов, выявление сложившихся тенденций развития и факторов, обусловивших характер протекания социально-экономических процессов.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

— обобщить теоретические исследования посвященные экономическому развитию страны, выявить и классифицировать факторы устойчивого развития регионов в разрезе основных сфер жизнедеятельности;

— изучить научные подходы к решению проблем устойчивого развития регионов и выявить закономерности их развития в рамках социально-экономической системы;

— проанализировать систему критериев и показатели оценки уровня устойчивого социально-экономического развития региона;

— проанализировать уровень макроэкономического развития Новгородской области и разработать методику расчета макроэкономической оценки ресурсного потенциала региона;

— провести диагностику социально-экономической устойчивости региона и выявить факторы внешнего и внутреннего воздействия на стартовые условия развития региона;

— разработать модель управления социально-экономической устойчивостью региона;

— предложить рекомендации по государственному регулированию процессов устойчивого развития региона;

— разработать механизм регулирования социально-экономической устойчивостью региона.

Объектом исследования выступает экономика и социальная сфера Новгородской области в единстве ее факторов, условий, приоритетов.

Предметом исследования выступают теоретические и методические аспекты обеспечения устойчивого комплексного социально-экономического развития региона как целостной системы.

Информационной базой послужили законодательные и нормативные акты, данные Госкомстата Российской Федерации, комитета статистики Новгородской области, годовые отчеты предприятий, специальная литература, периодическая печать, Интернет.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились работы современных зарубежных и отечественных экономистов по вопросам теории устойчивости экономических систем, существующие положения и концепции перехода экономики региона к устойчивому развитию.

Методы исследования: методы эмпирического и теоретического исследования, системный подход, кластерный анализ статистический и экономико-математический анализ, расчетно-конструктивный, графический методы.

Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к исследованию и разработке теоретических положений, методологических основ и практических рекомендаций по определению устойчивого развития региона и определяется следующими основными результатами:

— разработана классификация факторов устойчивого развития регионов в разрезе основных сфер жизнедеятельности;

— на основе разработанной классификации показателей устойчивого развития проведена диагностика социально-экономической устойчивости и выявлены основные проблемы развития региона;

— разработана методика макроэкономической оценки ресурсного потенциала региона с учетом конкретных факторов, оказывающих существенное влияние на объем валового регионального продукта;

— предложена модель управления социально-экономической устойчивостью региона;

— определены приоритетные направления и даны рекомендации регулирования процессов обеспечения устойчивого развития региона местными органами самоуправления.

Практическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что значительные части ее разделов и положений доведены до стадии, обеспечивающей возможность их непосредственного использования при разработке региональной политики и конкретных программ перспективного развития регионов. Предложенные рекомендации могут быть использованы в учебном процессе при изучении дисциплин «Экономическая теория», «Региональная экономика», «Стратегическое управление».

Теоретические и практические выводы диссертации, составляющие ее новизну, могут быть использованы на практике при переходе экономики к состоянию устойчивого функционирования как на федеральном, так и на региональном уровнях. Проведенные расчеты критериев и показателей экономической устойчивости вносят существенный научно-практический вклад, повышают информационный уровень, а также позволяют делать практические выводы об уровне устойчивости развития региона.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования на различных этапах научной деятельности соискателя были отражены в научных докладах, научно-практических отчетах и методических разработках автора. Полученные научные результаты докладывались и обсуждались на следующих международных и всероссийских научно-практических конференциях «Возрождение сервиса России: инновации и качество» «Возрождение сервиса России», «Филиалы государственных вузов в развитии системы качества высшего экономического образования». По материалам диссертационного исследования опубликовано 8 печатных работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные в диссертации научные исследования позволяют сделать следующие теоретические обобщения, выводы и рекомендации.

1. Теория устойчивого развития — это идеология, ориентированная на безопасное процветающее будущее. Это комплексное решение экономических, социальных, экологических проблем. Представляется, что теория устойчивого развития может стать той идеологией, которая сможет объединить общество на базе признания универсальности жизненных потребностей всех людей независимо от национальности, возраста, профессии.

2. Проблемы устойчивого развития при всем многообразии взглядов на определение устойчивости социально-экономического развития существуют в общем виде в двух основных направлениях.

Первое направление — это определение целей общественного развития в целом и выявление условий, обеспечивающих их достижение. При этом экономические цели ставятся в подчиненное положение по отношению к целям развития общества, то есть рассматриваются как средство, обеспечивающее устойчивость развития в целом. Это направление основано на экологическом аспекте проблемы, где используются модели мировой динамики, и рассматривается «нулевой» экономический рост, связанный с физическими ограничениями. Приверженцы данного подхода акцентируют внимание на том, как и почему нужно осуществлять построение устойчивой модели экономики.

Второе направление — это выявление условий, обеспечивающих устойчивые темпы экономического роста, которые являются основным предметом исследования в теориях экономического роста и цикла. Представители экономического подхода показывают, какую модель нужно построить, с какими пропорциями и критериями равновесия.

Обобщая «плюсы» и «минусы» существующих современных подходов к решению проблем устойчивого развития сделан следующий вывод: представители первого и второго подходов решают только часть задачи достижения устойчивого состояния и развития, лишь объединив вместе эти два направления можно получить комплексное решение проблемы.

3. В связи с уточнением на современном этапе самого содержания понятия «со-цио-эколого-экономическая система» считаем целесообразным введение в экономический оборот понятия «устойчивое развитие социо-эколого-экономической системы». Такой подход позволяет рассматривать экономическое развитие не только с позиций количественного нарастания, но и с позиций качественных изменений. Рассмотрев сущность и свойства социо-эколого-экономической системы, сделан вывод о том, что устойчивое развитие в рамках этой системы предполагает, что равновесные свойства такой системы и баланс социальных, экономических и экологических интересов сохраняются при внешних воздействиях.

Социо-эколого-экономическая система охарактеризована как неустойчивая, т.к. достижение баланса интересов в подсистемах слагающих общую систему, очень сложно, может и невозможно. Теоретически возможен момент устойчивого равновесия системы в статике. В динамике социо-эколого-экономическая система всегда находится в состоянии приближения или удаления от состояния устойчивого равновесия, когда соблюдается паритет экономических, экологических и социальных интересов.

4. Устойчивость в социо-эколого-экономическом срезе можно рассматривать как в глобальном, национальном масштабе, так и на локальном (региональном) уровне.

5. Предложенный подход к определению сущности региона, определяет регион как экономическую категорию. Регион рассматривается: во-первых, как неотъемлемая часть единой народнохозяйственной системы производительных сил и производственных отношений, имеющая сложные связи и взаимосвязи, обладающая сложными по форме и специфическими по содержанию экономическими и неэкономическими ресурсамиво-вторых, как совокупность отношений между экономическими субъектами по поводу частичного или полного, временного или постоянного отчуждения или присоединения факторов производства, элементов инфраструктуры, требующихся для формирования спроса, предложения товаров и услуг и максимизации социально-экономического эффектав-третьих, как социо-эколого-экономическая система, где взаимодействуют подсистемы (социальные, экологические, экономические и т. д.) стремящиеся к балансу, несмотря на внешние и внутренние возмущения, адаптирующиеся к ним, избегающие катастроф и остающиеся в окрестности траектории устойчивого развития.

Установлено, что устойчивость развития экономики региона не является данностью на продолжительный период времени. В ситуации кризиса устойчивость — это выживание и достижение в последующем экономического роста и устойчивого развития.

6. Социо-эколого-экономическая система всегда находится под воздействием факторов разного уровня и характера: внешних, внутренних (региональных) и смешанных факторов, которые либо препятствуют, либо способствуют обеспечению устойчивого развития.

Критерием выделения факторов перехода региона к устойчивому развитию является тот или иной уровень их воздействия на социально-экономическое развитие региона. Установлено, что в настоящее время на передний план выходят факторы регионального порядка, поскольку при помощи именно этих факторов довольно четко выявляются те источники, возможности и внутренние резервы, которые могут быть использованы в процессе постепенного перехода экономики региона к устойчивому развитию и на которые можно реально рассчитывать. Выделение группы факторов регионального порядка среди всей совокупности факторов перехода к устойчивому развитию более относится к практической стороне вопроса, чем к теоретической.

7. Требование устойчивого развития приводит к необходимости разработки критериев и критических значений социально-экономических показателей, определяющих границы эффективного, безопасного и устойчивого развития экономических систем разного уровня. Анализ отечественного и зарубежного опыта использования систем показателей устойчивого развития позволяет сформулировать следующие выводы:

— во-первых, для оценки социально-экономической устойчивости региональной системы существует большое число различных показателей классифицируемых по различным основаниям и подсистемам, характеризующих вид устойчивости. При этом, задача оценки социально-экономической устойчивости региона состоит не в том, чтобы собрать как можно больше информации о процессах на конкретной территории, и не в том, чтобы описать их полнее, а в том, чтобы, правильно оценив ситуацию и причины происходящего, подать сигнал к конкретному действию.

— во-вторых, оценить социально-экономическую устойчивость на основе всех частных показателей довольно сложно, так как не все из них можно взять по данным официальной статистики. Например, это в большей степени относится к блоку показателей характеризующих экологическую устойчивость. Отсюда следует, что круг показателей для диагностики устойчивости сужается, и на практике отдельные прямые показатели заменяются косвенными.

— в-третьих, предлагаемые показатели не равноценны: одни из них можно отнести к интегральным, другие к обобщающим и частным. Между тем, каждые из них выполняют разные задачи. Интегральные оценки, несмотря на некоторые упрощения, необходимы для межрегионального сопоставления, для выявления места данной территории и принятия соответствующих управленческих решений. А региональная диагностика на основе множества частных показателей позволяет достаточно четко дать единственно правильную оценку.

Все это, на наш взгляд, приводит к необходимости группировки индикаторов по двум основаниям: интегральные и частные показатели, причем оценка устойчивого развития на основе частных показателей также предполагает их агрегирование. Предложенная классификация расширяет рамки представлений практического использования интегральных и частных показателей для целей оценок социально-экономической устойчивости региона, дает представление об агрегировании частных показателей, если речь идет о необходимости приведения их к единой смысловой размеренности. В конечном итоге из частных показателей можно получить интегральные. Выбор показателей зависит от поставленных задач и от целей краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной перспективы, или региональных сопоставлений.

8. Основным критерием устойчивого развития социо-эколого-экономической системы является рост благосостояния, который определяется экономическим ростом, его темпами и источниками. Интегральная оценка макроэкономического развития Новгородской области выявила возможности увеличения темпов экономического роста.

Во-первых, за счет точек роста. В настоящее время рост экономики Новгородской области обеспечивается в первую очередь за счет отраслей химической промышленности, а также электроэнергетики, пищевой отрасли, лесной и деревообрабатывающей, черной металлургии. Но дело в том, что все эти отрасли, за исключением пищевой, являются экспортно-ориентированными сырьевыми отраслями. Как точка экономического роста в ходе анализа упоминались промышленность стройматериалов, машиностроение и металлообработка. Эти отрасли являются отраслями инвестиционного назначения и при грамотной организации они могут принести значительные успехи, поэтому при управлении экономикой внимание в первую очередь должно быть уделено развитию именно этих отраслей.

Во-вторых, за счет эффективного использования ресурсного потенциала региона. Макроэкономическая оценка потенциала Новгородской области показала, что, с одной стороны, область является бедным регионом с точки зрения отсутствия наличия в ней природно-климатических богатств, с другой стороны — тот потенциал, который имеет место: удобное географическое и геополитическое местоположение, наличие богатой флоры и фауны, множество рек и озер, минеральных источников в сочетании с относительной транспортной доступностью, политической стабильностью, межнациональной и культурно-религиозной терпимостью, высокий образовательный уровень населения и другие, используются не эффективно. Уровень использования экономического потенциала в Новгородской области составляет 92,97% по отношению к среднероссийской величине использования ресурсов в исследуемом году, что, несомненно, не может удовлетворять как власти, так и население. В целях регулярной оценки экономического потенциала предлагается использовать модифицированную методику расчета относительной величины экономического потенциала, так как на ее основе выявляются резервы экономического роста, что способствует повышению объективности бюджетного планирования.

9. В процессе диагностики основных сфер жизнедеятельности Новгородской области были сделаны следующие выводы: основные проблемы устойчивого развития региона находятся в социальной и финансовой сферах:

— в регионе наблюдается снижение объемов производства;

— экономика региона основана на развитии экспортно-ориентированных сырьевых отраслей промышленности;

— Новгородская область существенно отстает от среднероссийских показателей по социальным параметрам;

— сложившуюся в последние годы демографическую ситуацию в Новгородской области можно охарактеризовать как критическую;

— анализ проявления закономерностей денежного обращения позволяет увидеть, что идет отток денежных средств. Остается проблема финансовых источников. Во многом это сопряжено с диспропорциями экономики, со слабым развитием отраслей, нацеленных на производство товаров народного потребления, не развитой инфраструктурой;

— Новгородская область входит в группу с высокой экологической напряженностью.

10. Несмотря на перечисленные проблемы, Новгородская область обладает предпосылками для успешного выхода на траекторию устойчивого развития при условии эффективного управления системой. Предлагается данную задачу решать с помощью процесса моделирования рассматриваемой системы. Разработанная имитационная модель управления социально-экономической устойчивостью даст возможность изучать процессы функционирования региональной социо-эколого-экономической системы и среды, в которой изучаемая система осуществляет свою деятельность, отражает в динамике результаты функционирования системы. Результаты, получаемые с помощью поискового эксперимента имитационной модели, позволяют определить устойчивость на основе интегральных и частных показателей, а также контрольные значения показателей.

11. В рамках предложенной модели управления социально-экономической устойчивостью региона рассмотрены два методологических подхода оценки устойчивости. В первом подходе в качестве основных составляющих устойчивость выбраны следующие агрегированные группы показателей: экономические, социальные, экологические. Установлено, что в таком методическом подходе оценка устойчивости не может быть точной, так как, например, в части расчета экологической устойчивости отсутствуют важные статистические данные.

Приоритет отдан второму методическому подходу — определение устойчивости на основе мониторинга с помощью экспресс-анализа частных показателей. Преимущество данного метода заключается в том, что на основе косвенных показателей, учитываемых статистикой, устойчивость определяется комплексно.

12. В условиях рыночной экономики важное значение имеет исследование тенденций развития экономики на уровне регионов и субъектов Федерации. В настоящее время наблюдается дефицит аналитической информации, позволяющей оценить уровень экономической устойчивости субъекта Федерации, что обусловливает необходимость отслеживания жизненно-важных показателей обеспечиваемых мониторингом. В исследовании разработан региональный мониторинг социо-эколого-экономических показателей, в котором выделены 7 основных блоков:

I. Способность экономики к устойчивому росту.

II. Устойчивость финансовой системы.

III. Поддержание научного потенциала.

IV. Уровень благосостояния населения.

V. Качество жизни населения.

VI. Медико-экологическая обстановка.

VII. Демографический потенциал.

Основным назначением данного мониторинга является обеспечение эффективного управления субъектом Федерации, обеспечение полной и достоверной информацией о социально-экономическом положении области. К преимуществам такой системы относится: формирование единой информационной базы, возможность использования как традиционных, так и новых методов экономического анализа и оценки, адаптируемость к рыночным условиям, работа с информацией с использованием современной технической базы в реальном режиме времени.

13. Устойчивость региона предполагает необходимость формирования определенного механизма, в основе которого лежит синтез государственного регулирования, рыночного саморегулирования и самоуправления. Регулирующая роль государства в процессе перехода на устойчивое развитие проявляется в активном воздействии на параметры и индикаторы функционирования, поддержании желательного режима динамических состояний на основе расширения комплекса используемых средств и инструментария, причем специфика субъекта Федерации предполагает целесообразность использования в каждом конкретном случае своего набора рычагов и стимулов, в связи с чем рассмотрены методы государственного регулирования на региональном уровне.

В работе отмечена недостаточная работа местных органов самоуправления. Основными направлениями законодательного регулирования местных органов самоуправления и исполнительных органов власти, на наш взгляд, могут быть следующие:

— проведение взаимосвязанной бюджетной, налоговой и ценовой политики;

— усиление контроля над целевым использованием централизованных капитальных вложений, формирование единой инвестиционной программы;

— обеспечение региональной поддержки индивидуального жилищного строительства и привлечение сбережений населения на инвестиционные цели;

— развитие системы гарантий и правового обеспечения активной деятельности частных инвесторов, в том числе иностранных;

— формирование полного законодательства для развития среднего класса;

— создание программы рациональной экологической политики и законодательства для ее реализации;

— создание местными органами власти потенциальных возможностей для поддержки экономической, социальной и экологической инфраструктуры Новгородской области.

14. В работе разработаны основные методические рекомендации органам самоуправления по обеспечению устойчивого развития Новгородской области, которые необходимо осуществлять в соответствии со следующими этапами:

Этап 1 — рассмотреть регион, объект управления устойчивым развитием, как систему;

Этап 2 — провести логический анализ факторов, определяющих устойчивое развитие Новгородской области;

Этап 3 — отобрать существенные факторы, влияющие на устойчивое развитие в рассматриваемом периоде;

Этап 4 — определить точки экономического роста;

Этап 5 — оценить эффективность использования экономического потенциалаЭтап 6 — провести диагностику Новгородской области;

Этап 7 — разработать мероприятия по обеспечению устойчивого развития Новгородской области;

Этап 8 — определить прогнозные значения показателей обеспечения устойчивого развития;

Этап 9 — обосновать пороговые значения и определить целевые ориентиры развития области;

Этап 10 — организовать мониторинг показателей устойчивого развития Новгородской области.

Таким образом, теоретико-методологические и практические подходы, изложенные в диссертации, могут послужить основой для совершенствования концепции социально-экономического развития Новгородской области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И., Аксенов В. В., Алтухов Ю. П. и др. Новая парадигма развития России/ Под ред. Коптюга В. А. и др. М. Изд-во МГУК, 1999.
  2. Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение.// Вопросы экономики 12/1994
  3. Л.И. Логика экономического роста М.: Институт экономики РАН.2002
  4. А.Н. Социальные проблемы устойчивого развития России и ее регионов. // Экономика и управление 1/2004−05
  5. Т.Н. Методика и инструментарий для мониторинга экономической безопасности. // Вопросы статистики 2/2001
  6. Т.А., Хаскин В. В. Экология. Человек Экономика — Биота -Среда: Учебник для вузов. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  7. В. Стратегия устойчивого развития регионов на основе учета их социально-типологических характеристик // Экономика и управление. 2003. № 6. с.83−87
  8. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. // Вопросы экономики 12/1994
  9. А.И., Белоусов А. Р. и др. под ред.В. К. Сенчагова Экономическая безопасность: Производство-Финансы-Банки. М. Финстат-информ-1998
  10. С.А. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности. Россия XXI (Москва). 2−2001, с.66
  11. А.Р. Развитие российской экономики в среднесрочной перспективе: анализ угроз. // Проблемы прогнозирования, 1−2004.
  12. А.Р. Развитие российской экономики в посткризисный период. // Проблемы прогнозирования, 6−2003.
  13. А. Экономическое развитие России и рациональное природопользование // Вестник Московского университета. Серия Экономика.2004. № 2-с.3−19
  14. С. Россия на пути антиустойчивого развития. // «Вопросы экономики», 2/2004, с.43
  15. С.Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования: Учеб-ник.-М.:ИНФРА-М, 2004.
  16. И.В. Экономическая устойчивость предприятия: сущность, оценка, управление Хабаровск, ХГТУ, 2003
  17. В. Финансовая безопасность России на современном этапе экономического развития. «Аудит», 8−2000г.с.32
  18. Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели. // Вопросы экономики 12/1994
  19. А.Г., Сагиров И. С. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе. // «Региональная экономика: теория и практика», 1−2004, с.60
  20. Н.П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Безопасность предпринимательской деятельности. Учебное пособие 2-е издание. Моска «Экономика"-2002
  21. Г. С. и др. Краткая экономическая энциклопедия. СПб.:ТОО ТК „Петрополис“, 1998.
  22. Д.Д. „Устойчивое развитие экономических систем: потенциал, сущность, факторы: региональный аспект“, 2003 г. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономичческих наук.
  23. С. Основа обеспечения экономической безопасности страны -альтернативный реформационный курс. // Российский экономический журнал, 11 997, с. З
  24. А.П., Кузин Б. И., Медников М. Д., Соколицин А. С. Региональная экономика СПб.:Питер, 2003. — (Серия „Учебник для вузов“).
  25. Т.В. Приоритеты экономического роста. // „Региональная экономика: теория и практика“, 1−2004, с.27
  26. Т.В. Приоритеты экономического роста. // „Региональная экономика: теория и практика“, 2−2004, с. 17
  27. О.А., Грунин С. О. Экономическая безопасность организации. Учебное пособие — СПб, Питер-2002
  28. B.C., Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов. Учебник: СПб, Изд. дом Очарованный странник-2001
  29. Г. В., Мироедов А. А., Федин С. В. Управление региональной экономикой. М. Финансы и статистика 2001
  30. Д.Е. Критерий, показатели и оценка социально-экономической эффективности. // Вопросы статистики, 8/2002
  31. Данилов-Данильян В. И. Состояние окружающей среды в Российской Федерации и перспективы устойчивого развития // Экология и экономика: региональные проблемы перехода к устойчивому развитию. Взгляд в XXI век. Кемеро-во:Кузбассвузиздат, 1997
  32. А. Закономерности экономического развития. // „Экономист“, 11/2001, с.71
  33. И. Разработка и использование социальных нормативов. // „Экономист“, 4/1999, с.54
  34. Ю.В. Оценка социально-экономической эффективности Курской области в сравнении с регионами Центрального Федерального округа. // Вопросы статистики 1/2003г.
  35. В.М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. Основные категории, характеристики и методы оценки., М. Юнити-2002
  36. B.C. Экономическая безопасность России. М. „Гардари-ка“, „Юристъ“, 1997.
  37. Закон РФ „О безопасности“, от 5 марта 1992 г.
  38. А. Возможности устойчивого развития России в условиях изменений глобального кризиса // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2003. № 1. -с.40−41
  39. Ю. О показателях экономического благосостояния. // Вопросы экономики № 2 2003г.
  40. А. Критерии экономической безопасности. // Вопросы экономики. 10/1998
  41. М.Ю. Социальная безопасность России: региональный аспект статистической оценки. // Вопросы статистики, 2/2003
  42. Дж. Большие системы: связность, сложность, катастрофы. М., 1982.
  43. Качество роста.2000/В.Томас и др./Пер.с англ. М.:Издательство „Весь мир“, 2001.
  44. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: Учебник.- М.:Финансы и статистика, 2004.
  45. Ф., Кушникова И. Ресурсный потенциал субъектов Федерации и его использование. // „Экономист“, 12/1998, с.ЗЗ.
  46. Э.М., Беляев А. А. Управление экономической безопасностью. // Менеджмент в России и за рубежом 6/2001
  47. Н.Д. Проблемы оценки уровня жизни населения. // Вопросы статистики 8/2000
  48. Ю.Е. Основные показатели экономической безопасности Нижегородской области. // Вопросы статистики 2/2004
  49. Р. Оценка уровня и качества жизни населения. // „Экономист“, 11/2001, с.61
  50. Е.В. Направления развития человеческого потенциала в странах с различным уровнем экономического развития. // Вопросы статистики 10/2003
  51. .Л., Якушева Е. В. Управление развитием экономических систем: технический прогресс, устойчивость. -М.'Экономика, 1990
  52. Р. Приоритет экологических ценностей в процессах устойчивого развития // Экономист. — 2001. № 6. — с.91−96
  53. В.К. О социальной сущности концепции устойчивого развития. // Социологические исследования. 1997, № 4
  54. В. Региональная диагностика: сущность, предмет и метод, специфика применения в современной России. // Российский экономический журнал, 9−10/ 2003, с. 64
  55. В.Ф., Прусак М. М., Семенов Н. К. и др.-отв.ред.Литвинов В.Ф./ Разработка стратегии устойчивого развития Новгородской области/НовГУ им. Я.Мудрого-Новгород, 1999
  56. В.А., Урсул А. Д. Устойчивое развитие: Учебное пособие.М.:Изд-во „Агар“, 2000
  57. Д. Что лучше: быть богатым, но больным или бедным, но здоровым // Знание сила. — 2002. № 4. — с.27−35
  58. А.Д., Васина Т. В. Прогнозирование отраслевого и регионального развития.-М.:Гелиос АРВ, 2002
  59. О социально-экономическом положении Новгородской области в 2003 г. В.Новгород.: Новгородский облкомстат, 2004.
  60. Е.А. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность) М.:ЗАО „Бизнес-школа Интел-Синтез“, 1997
  61. Е.А. Экономическая и национальная безопасность. М.'.Издательство „Экзамен“, 2004.
  62. М.Н. Устойчивое развитие человеческой цивилизации: новые проблемы и вызовы на рубеже XX—XXI вв. // Вестник Московского университета. Сер.Экономика. 2001. № 3. — с. 58−71
  63. И.Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор М.: „Маркет ДС“, 2002
  64. С. Возможности устойчивого развития // Экономист. — 2001. № 4. с.23−28
  65. С.Г. Состояние геосистем и устойчивость регионального развития // Вестник Московского университета. Сер. География. 2001. № 1. — c. l 115
  66. А. Россия и современный мир. // Вопросы экономики 1/1995
  67. В. Оценка и прогноз опасностей и угроз современной России // Гражданская защита. 2003. № 6. — с. 23−27
  68. О.С. Регионы России: современное состояние и проблема перехода к устойчивому развитию. // Проблемы прогнозирования, 1/2001, с. 102
  69. О.С. Региональные условия экономического роста. // Проблемы прогнозирования, 3−2004.
  70. .А. Курс управления экономикой СПб. :Питер, 2003
  71. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь 2-е изд. Исправ.- М^ИНФРА-М, 1998
  72. А., Быстрицкий С., Телушкина Е. Мониторинг инструмент наблюдения и анализа экономики // Экономист. 1994. № 2. с.55−63
  73. Регионоведение: Учебное пособие/ отв.ред. проф.Ю. Г. Волков.-Ростов н/Д:Феникс, 2002
  74. Н.Н., Жохов А. Н. Состояние и охрана здоровья населения Новгородской области. // Проблемы прогнозирования,
  75. И.А. Региональная экономика М.:Издательство „Экзамен“, 2004.
  76. А. Переход России к устойчивому развитию: проблемы и перспективы // Государственная служба. 2002. № 5. — с. 122−129
  77. Г. М. Ресурсный потенциал Республики Башкорстан в начале XXI столетия. // „Экономика и управление“, 2−2004, с. 14
  78. В.А. От культа секретности к информационной культуре. Коммунист 13/1988
  79. В.Т. Экономическое развитие России: реформы и российское хозяйство в XIX—XX вв. СПб. Изд-во наука. 1998.
  80. П., Федорова М., Шелкова Е. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России. // „Российский экономический журнал“, 7/2000, с.66
  81. М.В. „Экономическая безопасность и инвестиции как факторы роста в переходной экономике России“ // Вопросы статистики 11−2001, с.50
  82. А.Б., Шуметов В. Г., Лазарева Л. М. Методология вторичного статистического анализа факторов инвестиционного потенциала и риска. // Вопросы статистики 2003 № 11 с. 69.
  83. О.И. Экономика природопользования Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  84. В.А., Кузнецова В. Е. Статистическая оценка инвестиционного климата на региональном уровне // Вопросы статистики, 11−2003, с.64
  85. И. Региональная экономика: основные понятия // Региональная экономика. 2001. № 1
  86. И. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 3 — с.67−73
  87. Социальная и социально-политическая ситуация в России (анализ и прогноз). М., 1995
  88. Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа в 2003 г. Статистический бюллетень.-СПб.: Петербургкомстат, 2004
  89. Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа в 2002 г. Статистический бюллетень.-СПб.: Петербургкомстат, 2004
  90. Статистический ежегодник Новгородской области 2003 год.
  91. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы. Под ред.В. А. Гневко, В. Е. Рохчина. СПб.2004
  92. В. Объект экономической безопасности России. // Вопросы экономики 1994 № 12
  93. Тамбовцев B. J1. Экономическая безопасность хозяйствующих систем: структура проблемы. // Вестник Московского университета. Серия Экономика 1995 № 3
  94. А. Экономическая безопасность регионов: в единстве теории, методологии и практики. // Экономика и управление 4/2001
  95. А.И., Львов Д. С., Куклин А. А. и др. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.
  96. А.И., Пешков Г. Ф., Белкин В. Н. и др. Урал на рубеже веков: проблемы и прогнозы социально-экономического развития. Москва-Экономика-1999.
  97. В. Концепция устойчивого развития: от глобальной теоретической модели к конкретной региональной практике // Экономика и управление. -2002 № 2. с.96−98
  98. Указ Президента РФ 29 апреля 1996 г. № 608, „Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)“.
  99. А. Романович А. Устойчивое развитие и безопасность // Государственная служба. 2002. № 6. — с.20−28
  100. А., Романович А. Устойчивое развитие и обеспечение безопасности // Философские науки. 2003 № 7.-е. 5−16
  101. М. Устойчивое развитие и безопасность цивилизации приоритеты XXI века // Гражданская защита. — 2000 № 6. — с.30−33
  102. А.С. Экономическое развитие: цивилизованный подход. -М.:ЗАО"Издательство Экономика», 2002.
  103. Т.С. Экономическая безопасность Иркутской области. // Вопросы статистики 11/2002
  104. И.П., Зарецкая С. А. Финансовая безопасность населения. // Региональная экономика: теория и практика, 1−2003 с.60
  105. Л.И. Безопасность: государственные и общественные устои. // Безопасность 4/1994
  106. В.Б., Шумилова М. М. Использование статистических показателей для оценки экономической безопасности в республике Карелия. // Вопросы статистики 10/2003
  107. Эколого-экономическое обоснование сбалансированных форм регионального развития в системе «Общество-природа» (Цели, задачи, решения) /Под ред. О. П. Литовки, М. П. Федорова. СПб.:Изд-во СП6ГТУ, 2001.
  108. Экономика Новгородской области на путях к рынку. Москва-Новгород 1995 г.
  109. Эксперт, № 41, 2000 г., с.70
  110. А., Квернер И. Экономика природных ресурсов, 2-е изд. -СПб.:Питер, 2004.
Заполнить форму текущей работой