Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Свет как духовная парадигма творчества композитора Александра Изосимова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В каждом из рассмотренных произведений «дышащий лад» — гибкая конструкция, которая свободно взаимодействует с другими звуковысотными системами: с тональной, серийной, сонорной. Его выразительные возможности раскрываются не в схеме движения рядов, а в способе организации дыхания музыкальной материи. Поэтому центральная идея полярностей действует не только на уровне звукоряда, но и шире, охватывая… Читать ещё >

Содержание

  • Первая глава
  • ДУХОВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА А. ИЗОСИМОВА
    • 1. 1. Творчество Александра Изосимова в контексте идей антропософии
    • 1. 2. Феномен Света в творчестве А. Изосимова
  • Вторая глава
  • МЕТАМОРФОЗЫ СВЕТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. ИЗОСИМОВА
    • 2. 1. «Дышащий лад» как системообразующее начало
    • 2. 2. Модификации «дышащего лада»: имагинации Света и Тьмы

Свет как духовная парадигма творчества композитора Александра Изосимова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Творчество петербургского композитора Александр Изосимов (р. 1958) — явление уникальное. В современном музыкальном искусстве оно не имеет аналогов и как всё новое, необычное вызывает сдержанный интерес. Подобно «Авроре» Бёме, «Духовным проповедям» Эк-харда, мыслям о творящем Духе Скрябина, видениям Иакова Шёнберга или световым идеям Саариахо, музыка А. Изосимова обращена не к обыденному сознанию. Её светозвуковая неповторимость исходит из глубинных сверхчувственных связей человека с макрокосмосом, из таинства творения духовного внутри физического, из невидимых нитей, сплетающих алтарь искусства и рабочий стол музыканта. Такая музыка пробуждает забытые в наше время чувства красоты, восторга, трепетности и благоговения, перед открывающимися картинами Гармонии и Света, потрясает пронзительностью боли и влекущей силой Тьмы. Она сотворена добротой и любовью, а потому не является сухой абстракцией. В эпоху тотального постмодернизма подобная позиция художника — явление единичное. Мастер не декларирует традиций, хотя какой-то частью его музыка близка им, и не вполне вписывается в стандарты и форматы авангарда, но о котором можно сказать, что его творчество исходит из духовных подоснов.

Свет — один из главных источников творческой рефлексии композитора. Его происхождение связывается с глубоко этической духовно — христианской природой, с категориями Добра, Красоты, Любви.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков, когда трансформации в искусстве поставили под вопрос само понятие искусства, всё более отчетливо обнаруживается утрата его глубинных духовных оснований. Присущие классическому искусству Гармония, Совершенство, Красота в большинстве произведений теряют своё значение. Искусство всё чаще перестает быть выражением и носителем Духа, а такое искусство, как утверждает Ю. Холопов, бесплодно.

Отмеченные процессы характерны и для современного музыкального искусства. Между тем, несмотря на их очевидность, в пространстве художе ственного всегда существовали яркие личности, в творчестве которых духовная составляющая занимала определяющее место. Кроме того, есть основания утверждать, что в отечественном музыкальном искусстве всё явственнее обнаруживается тенденция к усилению данной составляющей. На это обращает внимание Ю. Холопов. Ушедший XX век Новой музыки и Новейшее время XXI века он связывает с эпохой «гигантского перелома в эволюции музыки, самой её сущности, в развитии культуры, чуть ли не самой сущности человека"1. Эти знаменательные слова ученого, изложенные в одной из его последних работ, отмечены глубиной и прозорливостью: ученый высказывает предположение о «девальвации антропоцентризма и движении далее к утверждению космизма как закономерного результата отвержения «слишком человеческого» «. Продолжим цитату и отметим авторский комментарий понятия космизма как «слияния с эманацией первоединого (почти по Плотину) посредством вибрации-воли с их периодичностью», которое «актуализирует отодвинутое в миф 2500-летней исторической плитой рационализма ощущение Музыки сфер и Мировой гармонии (с большой буквы)"3. С этих позиций особое значение и актуальность приобретает исследование творчества композиторов, в произведениях которых указанная связь искусства с духовными основаниями Бытия обнаруживается отчетливо.

Одним из проявлений этой зарождающейся тенденции к Духу является творчество Александра Изосимова, которое избрано в качестве объекта диссертационного исследования. Духовное в творчестве композитора сопряжено с феноменом Света. В устных высказываниях музыканта, его статьях этот термин отчетливо не артикулирован. Однако отдельные мысли, приведённые в исследовании, пояснения, программа сочинений, данная автором, а также многолетние наблюдения над творчеством композитора и накопив.

1 Холопов Ю. Итоги трехтысячелетнего развития [Текст]: учеб. для вузов /Ю.Холопов, Л. Кириллина, Т. Кюрегян, Г. Лыжов, Р. Поспелова, В. Ценова. М.: «Композитор», 2006 — С. 620.

2 Там же.

3 Там же шийся аналитический материал дают основание для изучения именно данной проблемы.

Предметом исследования выступает световое начало как составляющая творчества А. Изосимова.

Цель исследования — обосновать смыслообразующую роль Света в произведениях А. Изосимова.

Материалом исследования послужили инструментальные произведения (Квартеты № 1,2, Соната для виолончели и фортепиано, Соната для фортепиано, фортепианный цикл «Превращение" — композиции для разных инструментальных составов), балет «Цветок Белого Лотоса" — два вокальных цикла- «Сопереживание Душе» для хора, а cappellaдейство для хора, оркестра и органа «Иаония. Благодарность Жизнедателю».

Задачи исследования:

• проанализировать интеллектуально-духовные истоки творчества Изосимова;

• обосновать характеристику Света как метафизической составляющей творчества композитора;

• выявить формы выражения светового начала в музыке Изосимова;

• осуществить дескрипцию метода «дышащего лада», выступающего как одно из средств выражения Света;

• раскрыть имагинации Света и Тьмы в произведениях А. Изосимова.

Основная гипотеза исследования: творчество А. Изосимова является воплощением идеи Света как выражения Духа.

В качестве методологической основы исследования в работе выступают культурно-исторический, онтологический, феноменологический подходы, а также методы специально-научного (музыковедческого) анализа произведений. В рамках культурно-исторического подхода осуществляется обращение к культурным пластам (интеллектуальным, художественным), выступающим в качестве истоков творчества А. Изосимова. С позиций философского подхода оказывается возможным выявление в творчестве композитора метафизической составляющей, выраженной в феномене Света. Феноменологический анализ выступает в работе в качестве инструмента постижения смысла музыкальных произведений. Методы музыковедческого анализа позволяют выявить художественные формы реализации замыслов композитора.

Ценными с методологической точки зрения оказались концепция метаморфоз И. Гёте, феноменология музыки А. Лосева, литературоведческий анализ О. Мандельштама. Определённую роль в философском осмыслении музыкального творчества сыграли работы З. В. Фоминой.

Теоретическое обоснование выдвинутых в работе положений обусловило обращение к музыкально-теоретическим системам XX века (И. Стравинский, О. Мессиан, Д. Лигети, К. Штокхаузен, С. Губайдулина, А. Шнитке).

В аналитических разделах диссертации особую методологическую значимость имеет обращение к фундаментальным музыкально-теоретическим трудам отечественных музыковедов Б. Асафьева, К. Зенкина, М. Катунян, В. Медушевского, Е. Назайкинского, А. Соколова, Ю. Холопова, В. Холоповой.

Важную роль для понимания Света в работе сыграли труды, в которых имеет место теоретическая экспликация Света: Свет как краска гармонического языка (Т. Левая), Свет как сакральный мифопоэтический код (Г. Дау-норавичене, М. Катунян, Е. Булычева, Н. Поспелова, В. Ценова, И. Скворцо-ва, Ю. Петровская), религиозная трактовка Света (Н. Бекетова, Н. Гуляниц-кая, А. Ковалев, Н. Кулыгина, В. Медушевский, Е. Науменко, Ю. Паисов, Н. Парфентьева, Н. Парфентьев, М. Рахманова, С. Тышко, В. Холопова, В. Шу-ранов), концепция светомузыкального синтеза (И. Ванечкина, Б. Галеев, О. Пахомова, Е. Тахо-Годи), Свет как онтологическая сущность (И. Гёте, Р. Штейнер, А. Белый, С.О. Прокофьев), Свет как метафора (Т. Федченко, Ю. Холопов, В. Холопова).

Погружению в исторический контекст художественно — стилевых тенденций развития музыкального искусства XX — начала XXI веков помогло изучение работ JI. Акопяна, Г. Григорьевой, А. Демченко, С. Савенко, А. Соколова, Ю. Холопова, В. Холоповой, В. Ценовой, Т. Цареградской и др.

Отдельную область составили комментарии и размышления о творчестве и технике композиции выдающихся музыкантов означенного времени — Б. Бартока, А. Берга, П. Булеза, И. Вышнеградского, Н. Вустина, С. Губайду-линой, К. Дебюсси, Д. Лигети, Г. Малера, В. Мартынова, С. Прокофьева, И. Стравинского, Г. Уствольской, А. Шёнберга, К. Штокхаузена и др., что помогло выявить индивидуальные черты метода композитора и его мышления. Всестороннее исследование композиторского метода потребовало концентрации на проблемах тематизма (Е. Назайкинский, М. Арановский), интонационно-ладового и гармонического анализа текста (Д. Гойови, Н. Гуляниц-кая, Е. Бершадская, Л. Дьячкова, Л. Саввина, И. Степанова, Ю. Холопов, Ю. Кон, Е. Трембовельский), жанра и стиля (Е. Назайкинский, М. Лобанова, Г. Григорьева), полифонического письма XX века (Т. Франтова, И. Кузнецов, Ю. Холопов).

В ходе исследования была также использована информация из смежных искусств по вопросам феномена Света, содержащаяся в работах И. Гёте, В. Кандинского, А. Белого, Д. Андреева, И. Иттена, Аре. Тарковского, К. Свасьяна, Ч. Айтматова.

Особо следует оговорить обращение к идеям антропософии Р. Штейне-ра (Р. Штайнера). Антропософия не является теоретическим основанием диссертационного исследования. Она выступает в работе как объект научного анализа в связи с ее особой ролью в структуре интеллектуально-духовных источников творчества А. Изосимова.

Терминологический аппарат. Одним из ключевых понятий диссертационной работы является метаморфоза (от греч. meta — между, после, вслед за и morphe — форма) — превращение форм, изменение. Оно рассматривается, прежде всего, как идея органического роста, развития, способная воспроизвести бесконечный процесс умирания-рождения, смерти-жизни, на котором основаны законы природы. Подобное толкование термина восходит к естественнонаучным трудам И. В. Гёте, немецких романтиков, мыслям о музыкальном искусстве А. Веберна. В музыковедении понятие метаморфозы иногда связывается с методом монотематизма (О. Ярош). В данной работе процесс метаморфозы рассматривается в соответствии со стадиями духовного светового перевоплощения в произведениях Изосимова: рождением Света из Тьмы, превращением Тьмы в Свет — с состояниями, исключающими вторичное появление, а, следовательно, необратимыми.

Стадиальность световых фаз постигается через состояние созерцания, медитативности и выхода за пределы чувственного представления, что связывается с имагинативным восприятием. В отличие от традиционного чувственного, имагинативное есть ощущение образов, имеющих духовно-душевные причины. Это не реально-конкретное представление в системе сложившихся в музыковедении кодов, а созерцание «за-кодовых» сверхчувственных ощущений. Восприятие музыки А. Изосимова происходит в результате погружения в состояние, вызванное наблюдением превращений данных «образов».

Одним из основополагающих принципов творческого мышления композитора является полярность (от греч. polos — небесный свод над полюсами), понимаемая как взаимно обусловленная и дополняющая друг друга сущность двух противоположностей. Мысль о полярности мирового бытия и всего происходящего в мире, представленная в работах Гёте, Шеллинга, в антропософии Р. Штейнера, в музыке Изосимова приобретает характер универсальной категории, определяющей взаимодействие содержания и формы, образование ладогармонических, ладоинтонационных, темброритмических параметров целого.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые осуществлен искусствоведческий анализ творчества композитора А. Изосимова в контексте философско-культурологических парадигмальных оснований. Основные элементы новизны представлены в следующих пунктах:

— раскрыты интеллектуально-духовные истоки феномена Света в творчестве Изосимова, важнейшее место среди которых занимают идеи антропософии Р. Штейнера и архетипы исторической и культурной памяти;

— обоснована характеристика света как метафизической составляющей творчества композитора;

— определены формы выражения светового начала в музыке Изосимова;

— осуществлена дескрипция метода «дышащего лада» в произведениях композитора;

— раскрыты и проанализированы модификации Света в произведениях Изосимова.

Практическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что оно способствует приращению знаний о развитии современного отечественного искусства, углубляет представления о композиторской практике рубежа XXI века. Полученные в работе результаты могут быть использованы в процессе преподавания вузовских курсов Современной музыки, Теории современной композиции.

Основные результаты и положения, выносимые на защиту:

1. Основополагающие, глубинные установки творчества композитора А. Изосимова сформировались в значительной степени под влиянием идей антропософии Р. Штейнера и прежде всего идеи Света как. носителя Духа. Путь к Свету через познание тайны Зла — одна из основополагающих идей антропософии воплощена в произведениях композитора.

2. Свет является отражением внутреннего «Я» композитора, имплицитно несущего архетипы исторической и культурной памяти: новое авторское «слово» одухотворено живой памятью культуры. Минуя приемы интертекстуальности — аллюзий, цитат, стилизаций, его музыка пробуждает забытые ощущения гармоничного, совершенного, исходящего из великого временного потока музыкальной истории.

3. Феномен Света является генерирующим началом творчества Изоси-мова. Свет представляется духовной универсалией жизни и творчества композитора, необходимым компонентом его музыкального мышления. Свет — сверхидея, программа произведения и одновременно «доструктурная» единица замысла. Свет присутствует в сочинениях Изосимова в качестве духовной подосновы и доступен не физическому зрению, а интуитивному, нечувственному восприятию. Свет существует в сочинениях композитора как «энергийное» начало и обретает физическую форму в звуковой материи.

4. В творчестве Изосимова Свет присутствует в каждом произведении, но формы проявления его разные. Свет имеет имплицитные и эксплицитные свойства. Он познается на интуитивном уровне как внутренняя, глубинная основа произведения. Но в отдельных сочинениях композитор делает его присутствие более явным, связывая с обликом Христа.

5. Свет в сочинениях композитора моделируется целым спектром имманентных качеств, но генератором целого является метод «дышащего лада». Представляющий совокупность модально-сонорных свойств, «дышащий лад» — гибкая универсальная конструкция, способная дать жизнь произведению, воссоздать музыкальную материю из себя самой. Уникальность его состоит не в изобретении конструкции, а в обретении её как способа отражения духовного мира человека. Свет является свойством «дышащего лада», которое заложено в самой природе искусственного модуса. Состоящий из нескольких звукорядов (от 2 до 9), «дышащий лад» есть результат синтеза пентахордов с ротацией малых и больших секунд. Этот метод отличается тем, что ладом является не отдельный звукоряд, а совокупность звукорядов в движении от сжатого состояния (темного) к расширенному (светлому) в пределах уменьшенной и чистой квинт при неподвижном осевом тоне. Природа «дышащего лада» полигенна. Тоновый состав имеет смешанно-интервальную структуру, элементы которой восходят к трем интервальным системам — пентатонике, диатонике, миксодиатонике. Метаболичность гена реализуется в срастании родов, образующих нерасторжимую целостность модуса. Модификации Света выражаются различными способами организации звукового пространства: звуковысотной, метроритмической, тембро-фактурной, средствами динамики, агогики. В процессе воплощения музыкального замысла в каждом отдельном произведении определяющими становятся различные компоненты «дышащего лада»: ряд, интервал, тон.

6. Свет как концептуальная основа творчества А. Изосимова характеризуется полярностью: он отождествляется, как с Божественной сущностью, так и со Злом. Христианизированное понимание Света выражается посредством мелодии и эвритмической пластики гласных, символизирующих божественный Свет Христа. Для выражения Тьмы-Зла (ариманического) используются нетрадиционные средства: сжатие пентахордов до масштабов тона (четверти тона, три четверти тона), переход от звуковысотной гармонии к соно-ристике и экмелике. Для выражения Света-Зла (люциферического) используется расширение пентахордовой структуры до целотоновой последовательности — образования сверхсветлых рядов. Метаморфозы Света (свето-тени) приобретают в произведениях А. Изосимова игровые формы, органично связанные с природой фольклорных ритуалов-представлений.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры теории и истории музыки Тамбовского государственной музыкально-педагогического института им. C.B. Рахманинова и кафедры гуманитарных дисциплин Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. Основные выводы и положения работы были представлены автором в виде следующих докладов на Международных и Всероссийских научных конференциях: III Всероссийская научно-практическая конференция «Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании» (Санкт-Петербург, 2006), Интернет-конференция «Шостакович и музыка XX века» (к 100-летию со дня рождения Д. Д Шостаковича) (Тамбов, 2006), II Международная научно-практическая конференция «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (Тамбов, 2006), Международная научная конференция «Творчество Д. Д. Шостаковича в контексте мирового художественного пространства» (Астрахань, 2007), Международная научно-практическая конференция «VI Серебряковские научные чтения» Актуальные проблемы истории и теории музыкального искусства. История и теория музыкального исполнительства (Волгоград, 2008), Международная научная конференция, посвященная 40-летию Астраханской государственной консерватории (г. Астрахань, 2009 г.), Всероссийские научные чтения, посвященные Б. Л. Яворскому, «Проблемы художественного творчества» (Саратов, 2010), Интернет-конференция «Дни Германии в Тамбове», «Культура и искусство Германии», (Тамбов, 2010), Интернет-конференция «Дни Германии в Тамбове», «Культура и искусство Германии» (Тамбов, 2011), Сайт ТГМПИ им. C.B. Рахманинова, раздел «конференции». Электронный ресурс: URL: http://www.rachmaninov.ru/deut2011, Научно-практическая конференция «Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры» (Саратов, 2012), IX Международная научно-практическая конференция: «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (Тамбов, 2013), на семинаре Центра современных технологий в искусстве «Арт-паркИНГ» факультета СПбГУ свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета (2013).

Структура работы. Диссертационная работа состоит из Введения, двух глав, включающих 4 параграфа, Заключения и Библиографии, а также четырех Приложений.

Заключение

.

Творчество композитора Александра Изосимова, ставшее объектом исследования, дает основания говорить о рождении в искусстве нового слова — слова, несущего Свет, понимаемого композитором как Свет Христа. Изоси-мов — один из немногих в настоящее время авторов, который приходит к осознанию музыкального искусства как жречества, духовного акта творения. Инициация духовного в произведениях композитора происходит через восприятие им идей антропософии в совокупности с индивидуальными, интеллектуальными основаниями. Ориентированность на познание — одно из важнейших положений антропософского учения — позволила композитору выйти на такие глубинные уровни понимания музыкального искусства, на которых новые структурные образования сомкнулись с древними архаическими.

Материалом для произрастания духовных, идеальных, смысловых оснований произведений становится музыкальная матрица памяти культуры. Она — результат взаимодействия инобытийного (духовного) и интеллектуального начал, интуиции музыканта и его творческого прозрения. Коррелятом духовного здесь является Свет, духовная субстанция, связывающая художника с Универсумом. Свет присутствует в сочинениях Изосимова в качестве духовной подосновы и доступен не физическому зрению, а интуитивному, нечувственному восприятию. Он является отражением внутреннего «Я» субъекта, имплицитно несущего архетипы исторической и культурной памяти.

Художественный мир А. Изосимова — это мир жизни в Духе, существующий в исторически разновременном диапазоне музыкальных эпох. Соприкосновение с ним (Духом) инициировало поиски новых форм музыкального слова. Духовное как источник памяти культуры и как тайная память человеческого подсознания составляет основу для творческого прозрения, в котором «чужое» полностью поглощается «своим». Интерпретируя приметы музыкального прошлого, композитор преобразует их, заново «формует» (Ю. Холопов), создавая собственный индивидуальный стиль, и творит новую художественную реальность. Сила её воздействия заключается не в игре с «моделями» прошлого, а в выявлении духовных откровений, оживающих в музыкальной ткани современного произведения.

Свет в этом аспекте представляется духовной универсалией жизни и творчества композитора. Он существует в сочинениях композитора как сверхидея, программа произведения и, одновременно, «доструктурная» единица замысла, содержащая «энергийное» начало. Свет является проявлением не поддающейся определению составляющей бытия, субстанцией духовной жизни, выступающей здесь как результат эманации Абсолюта. В таком понимании Свет онтологичен. Это — бесконечный поток времени, в котором рождается и живет человек, в котором формируются основания его духовного бытия.

Свет обретает физическую форму в звуковой материи. Она (материя) фиксирует пространственные границы Света и «переводит» скрытую глубинную суть предмета в осязаемые формы музыкального бытия. Логическую последовательность музыкальных событий, их эстетический ракурс восприятия обусловливает внутренняя интенциональность мышления композитора. Музыкальный язык композитора преодолевает слышимые границы музыкального целого и предполагает выход сознания вовне, сопряженность собственного «Я» с Миром, обретение в нём себя.

Подобный звуковой мир, направленный на подсознательное в человеке, изначально рассчитан на некое тайное, предназначенное исключительно для «посвященных» знание. Прочтение их требует творческой инициативы слушателя. Эта, по существу эзотерическая традиция восприятия имеет давние корни и продолжается в музыкальных открытиях авангарда: в гепталогии «Свет» К. Штокхаузена и других произведениях немецкого композиторав сочинениях В. Римма, X. Лахенмана, К. Саариахо или Ж. Гризе — с поправкой на духовный опыт христианства и его индивидуальное осмысление.

Свет как проявление духовного в русской национальной традиции присутствовал всегда и о причастности к деятельности духа как «самом коренном свойстве русской музыки» (М. Арановский) писали многие критики. Известно, что для русских музыкантов XIX, начала XX века категория духовного осмысливалась в философски-познавательном плане. Многие из них не были церковными людьми, но воспринимали религию и церковь в качестве «некоей данности, обладавшей непосредственным эмоциональным воздействием и огромной поэтической значимостью» (А. Кандинский). В первой половине XX века, в таком аспекте следует рассматривать путь к духовному (Свету) С. С. Прокофьева, во второй — С. Губайдулиной, которая создавая музыку «пребывает в духе» (Ю. Холопов), Г. И. Уствольской, для которой духовное означает все то, что выходит за пределами церковного обряда119. В таком понимании духовное — включает понятие религиозности как одно из своих проявлений, однако не исчерпывается им120. В этом же аспекте следует воспринимать творчество Александра Изосимова. Заметим, что в его мышлении, православная ветвь христианства не отрицается. Она наиболее близка композитору, и это ощущается в понимании им категорий Света, Любви, Доброты. Из данных качеств, осознанных как божественный дар человеческой душе, складывается музыкальный мир Изосимова, его авторское credo. В нем слово и звук, свет и цвет образуют единое целое.

Способом воплощения нематериального духовного в физической материи является метаморфоза — полное, совершенное превращение. В произведениях Изосимова метаморфозы Света сопрягаются со стадиями изменения человеческой души, которые могут воплощаться с помощью жанровых, стилевых моделей прошлого, выполняющих семантическую функцию. Связи с традициями в некоторых произведениях сменяют условный намек или отда.

119 Фильм «Царская ложа», к 85-летию композитора. Канал «Культура», 2005 год.

20Фомина З.В.: Человеческая духовность: бытие и ценности — Саратов: Изд. СГУ., 1997.-С.43 ленная коннотация. Степень полноты взаимодействия с художественными элементами исторических эпох обусловливается контекстом произведения, художественным замыслом целого. Однако процесс преобразования исходной модели возникает в результате универсальных возможностей «дышащего лада».

Метод «дышащего лада», созданный композитором, является искусственным модусом, отражающим духовную сущность Света-Логоса. Его основу составляют не один звукоряд, а несколько (от 2 до 9). Как схема «дышащий лад» представлен в фортепианной пьесе «Хамелеон» и второй части Сонаты для фортепиано, однако и здесь установленный порядок не является системой, а скорее представляется принципом организации музыкального целого. В остальных сочинениях метод взаимодействует с дополнительными компонентами, возникающими в каждом новом произведении. Сущность метода заключается в идее полярности — «универсальной антиномии, лежащей в основании всех вещей» (К. Свасьян). Она проявляется в организации дыхания ладовых структур — светового возрастания или убывания, которое проявляется на всех звуковых параметрах: звуковысотном («сжатая» и «расширенная» формы рядов) — гармоническом (комбинаторные варианты цепочек кластеров, вращения тонов, тоновой аддиции или тоновой субтракция) — динамическом (градации убывания и возрастания силы звука) — агогическом, артикуляционном, тембровом. Степень интенсивности световой энергии находит выражение в числовых торможениях и ускорениях ритма, темповых полярностяхв континуальности и дискретности фактурных образований, в пу-антилистическом рассеивании рядов-кластеров «дышащего лада» или возрастании аккордовой плотности звучания, приводящих в совокупности к образованию пространственных эффектов как важнейшего качества звуковой материи. Линейный, вертикальный, диагональный параметры музыкального пространства образуют поле действия «дышащего лада».

Процесс дыхания лада прослеживается на уровне «жизни» одного тона, и проявляется в сжатии его до масштабов четвертитона или расширении до образования фактурно-утолщенной макролинии, а также отражении полярностей ритма, динамики, тембра, агогики. Тон в произведениях Изосимова может выполнять разные функции: центрального элемента (как интервал или созвучие) — источника рождения рядовоси симметричных построений. Указанные свойства и функции тоновых структур, а так же интервалов и рядов «дышащего лада» используются композитором для выражения, как Света, так и Тьмы.

В каждом из рассмотренных произведений «дышащий лад» — гибкая конструкция, которая свободно взаимодействует с другими звуковысотными системами: с тональной, серийной, сонорной. Его выразительные возможности раскрываются не в схеме движения рядов, а в способе организации дыхания музыкальной материи. Поэтому центральная идея полярностей действует не только на уровне звукоряда, но и шире, охватывая остальные параметры звука (темп, ритм, динамику, тембр, топику пространств). В результате образуется «ладовая материя», которая свободно вовлекает в свою «орбиту» новые компоненты: аккорд-ostinato, бинарные фигуры ритмо-гармонических пар, тон, созвучие. Её звуковысотный диапазон может стать бесконечным, учитывая энгармоническую смену знаков и двадцать позиций (вверх и вниз) рядов «дышащего лада». Но может быть предельно ограничен, и составлять одну последовательность из пяти тонов. В каждом произведении метод предстает новой гранью, раскрывая возможности одного ряда «дышащего лада» («Infernale», «Иаония»), тона, созвучия или интервала. И Свет, как и Тьма в этой связи имеет разные формы воплощения: от звуковысотных структур «дышащего лада» и возникающих на их основе тематических образований, до эвритмической пластики тонов и пуантилистических красок светового поля. От христианских мелодий Квартетов, «Сопереживания Душе» для хора, а cappella, балета «Цветок Белого Лотоса», хоралов «Иаонии» до сгустка сжатой до экмелистического предела тона или плотной вязкой фактуры в «Химерах», скрывающей мелодическое зерно в недрах мрачных созвучий.

Обогащенный множественными логическими связями метод «дышащего» лада представляется структурой вариабельной, в которой организация выступает как «высшая логика, скрытая от умственного взора» (А. Порфирь-ева). Смысловое единство метода заключается в идее мобильных полярностей (дыхании) Света. Такая техника композиции, основанная на конвергентных свойствах структур, имеет сонорные корни. Результатом развития, преобразования в произведении становится звуковое пространство, созданное как традиционными средствами, так и элементами «дышащего лада». Подобную технику следует назвать техникой «световых пространств», в которой пространство становится художественным топосом сочинения.

Метод «дышащего лада», созданный композитором уникален и нов. В современной композиторской практике происходят параллельные поиски новых ладовых образований, «новой тональности» (Ю. Холопов). Мысль современных композиторов работает по-разному. Так, А. Караманов формулирует собственный метод, называя его «расширенная диатоника" — В. Ульянич создает «ладовую интегральную музыкально-теоретическую систему». Известны секундовые «лады Ликёльды» Э. Патлаенкосвободная серийность И. Кефалиди, Н. Вустина. Однако метод «дышащего лада» Александра Изоси-мова ориентирован на сохранении и возрождении имманентных свойств музыкальной материи. В этой связи, следует подчеркнуть, что «дышащий лад» не столько метод, сколько эквивалент существа музыкальной искусства и создан из материи самой музыки. Поэтому так важны для композитора поиски в области звука (тона инструментального и вокального). С одной стороны они восходят к традициям романтиков, которые предвидели понимание звука как «носителя глубины (сопоставимой с душевным движением)», звука, который «сам будет вслушиваться в себя, приняв на себя смысл, стремясь выразить его» (А. Михайлов) — с другой — к открытиям феномена звука в XX веке как источника звукового материала Э. Вареза, К. Дебюсси, И. Вышне-градского, Дж.Кейджа. В творчестве А. Изосимова категория звука всегда сопрягается с тоном, с музыкальной характеристикой звука и связывается с особым ощущением его как чувственной формы выражения духовного, с ие-рофанным созерцанием и переживанием его композитором. Онтологический ракурс Света находит воплощение в акустических свойствах звука и музыкант стремится к созданию своего звука — живого, возникающего из Света и Цвета, имеющего обратимую природу и потому обладающего особой магией воздействия, суггестией восприятия.

Творчество композитора полностью вписывается в контекст современного времени, но оно расположено в зоне притяжения границ прошлого и будущего. Рассмотреть его только в русле авангарда или и соотнести с постмодернистским академизмом невозможно. Сочинения петербургского автора способны поражать забытыми, «немодными», но важными для восприятия музыкального искусства понятиями гармонии, мелодии, исчезнувшими из лексикона деконструктивизма музыкального постмодерна, и в тоже время артикулировать слух новыми красками языка, оживляющими привычные структуры и отражающими иную логику выражения прекрасного. Вот как отзывается о музыке А. Изосимова Михаил Щербаков, художественный руководитель, главный дирижер академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии, народный артист: «Я .познакомился с музыкой Александра Изосимова, и это явилось для меня очень значительным открытием. Я увидел действительно крупное композиторское дарование. Это истинно русский музыкальный философ и, на мой взгляд, то, что он делает очень важно, очень нужно и хочется ему пожелать дальнейшего движения, дальнейшей реализации своих замыслов в крупных симфонических полотнах, потому что, такое дарование соответствует значительным формам». «Музыку Изосимова я впервые услышала по петербургскому радио на канале „Радио Классика“. Позже, в 2007 году, на концерте в петербургском Доме композиторов, вслушиваясь в сочинение „Когда душа моя была облаком“, с удивлением заметила, что первое впечатление еще более усилилось. Я почувствовала, что музыкальная стихия „души — облака“ не подвластна рассудочным умозаключениям, она развивается по своим таинственным законам. Яркая экспрессия музыкального языка произведений Александра Изосимова сродни выразительной живописной пластике Пауля Клее» — поэт, искусст.

1 0 1 вовед Ирина Важинская (Санкт-Петербург) .

Проделанная работа лишь намечает линии исследования творчества Александра Изосимова. Одна из них, связанная с воплощением Света и его метаморфоз, обозначила начало пути. В процессе анализа произведения возникло много вопросов, которые всё ещё не получили ответа — это станет предметом дальнейших исследований. Предстоит более основательная разработка феноменологического подхода к исследованию Света. Объектом анализа должны стать крупные жанры — Симфония, опера «Потерянный рай», в которых Свет предстает в иных формах, а метод «дышащего лада» раскрывает новые возможности для его воплощения. Одна из главных задач, стоящая перед исследователем, заключается в обосновании духовной направленности творчества композитора, как новой тенденции Новейшего времени музыкального искусства. В произведениях композитора духовное понимается неизмеримо глубже и выражается в центральной теме творчества, теме апокалипсиса Духа. Эта тема особенно актуальна для человечества сегодня. Она раскрывает позиции автора, в которых слышится отклик на происходящие события в современном мире культуры и общества, звучит неприкрытая боль утраты познания человеком собственного Я. Музыка А. Изосимова обозначила иные пути человека к миру духовного, она направлена к сердцу и душе человека и позволяет уверовать не в абстрактный Дух, а в Дух созидающий и творящий.

Обозначенный ракурс идей творчества композитора, возможно дополнить изучением музыкального языка, в котором следует выделить проблему художественного пространства как проявления «сакрального», сопряженного с понятиями симметрии и числа, а также жизнью тона в световых имагина-циях, его высотной и акустической характеристик. Актуальным ракурсом,.

121 Сайт композитора: http://izosimovs.ru. доказывающим художественную целостность позиций автора, является проблема памяти культуры и сопряженная с ней — творческого стиля. Стиль произведения как и форма, композиция, языковые средства формируется и произрастает из единого, и не является примером натурфилософского уклона. Выбор структурных компонентов, их взаимосвязь и организация музыкального целого восходят к «Праэлементу», к звуковой атомарности как онтологической формы жизни Духа. И в этом аспекте каждое из сочинений автора индивидуально и неповторимо, в каждом содержится откровение нового, способное преобразить и увлечь глубиной эмоционального выражения.

В одном из своих интервью С. Губайдулина выделила в современной ситуации художников двух типов: «одни плывут в существующем русле искусства, другие продлевают это русло». Однако есть и иные художники, которые прокладывают в музыкальном искусстве новое русло. Среди них — петербургский композитор Александр Изосимов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.В. Античность во французской опере 1890−1900-х годов Текст.: монография /В.В. Азарова. — СПб.: «Шатон», 2006. — 448 с.
  2. , Ч. Тавро Кассандры М.: Издательство «Астрель», 2008. -С.5−273.
  3. , JI.O. Дмитрий Шостаковича: опыт феноменологии творчества Текст.: монография /Л.О. Акопян. СПб.: гос. институт искусствознания, «Дмитрий Буланин», ISB5−86 007−340−2 2004.- 473 с.
  4. И.О. Музыка как отражение человеческой целостности Текст. / Акопян Л // Музыка как форма интеллектуальной деятельности. М.: Ком-Книга, 2007. -С.71−81.
  5. А. Современная музыкальная культура. Поиски смысла. Избранные интервью и эссе о музыке и музыкантах. М.: «Композитор», 2009. -357с.
  6. Д. Роза мира. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006.- 699с.
  7. Апокрифы древних христиан.-М.: «Сфера», 2008. 299с.
  8. М. Лирическая вселенная Свиридова Текст. /Аркадьев M // Русская музыка и XX век. М.: 1997. — С.251−264.
  9. М. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: «Композитор», 1998. -341с.
  10. М. Музыкальные «антиутопии» Шостаковича Текст. /Арановский М. // Русская музыка и XX век. М.: Гос. Институт Искусствознания, 1997.-С.213−249.
  11. М. Мелодические кульминации века Текст. / Арановский M // Русская музыка и XX век. М.: Гос. Институт Искусствознания, 1997. -С.526−552
  12. . Симфонические этюды Л.: «Музыка», 1970. — 262с.
  13. . О хоровом искусстве. Ленинградское отделение: «Музыка», 1980.-212с.
  14. . Книга о Стравинском. Д.: Музыка, 1977. — 276 с.
  15. . Музыкальная форма как процесс Л.: 1971.- 378 с.
  16. О. «Серафита». М.: «Энигма», 1996. — 281с.
  17. И. Симфонии Густава Малера Текст.: монография /И. Барсова. -М.: «Советский композитор», 1975. 493 с
  18. И. Музыка. Слово. Безмолвие Текст. / И. Барсова // Слово и музыка: Памяти А. В. Михайлова: Материалы науч. конф. /Ред.-сост.: Чигарёва Е., Царёва Е., Петров Д. М., 2002, — С.93−98
  19. Н.В. Концепция преображения в русской музыке Текст. / Н. В. Бекетова //Музыкальная культура христианского мира, материалы междун. научной конференции. Ростов-Дон.: издательство РГК, 2001. С. 105−131.
  20. А. Душа самосознающая. М.: Канон +. 1999. — 560 с.
  21. А. Символизм как миропонимание. М., «Республика», 1994.-529 с
  22. А. Световая теория Гёте и Рудольф Штейнер //А. Белый. Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности. Воспоминания о Штейнере. -М., 2000.-718с.
  23. Н.К. Русская софиология и антропософия Текст. / Н. К. Бонецкая // Вопросы философии. 1995. № 7 С.79−97.
  24. М. Интерпретация как творчество в музыке XX века Текст. / М. Бонфельд // Искусство XX века как искусство интерпретации. Нижний Новгород: Нижегородская гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2006. С.45−57.
  25. Е. Недоразумение, становящееся традицией Текст. / Е. Бер-шадская // Музыкальная Академия. 2008. № 1. С. 175−177.
  26. Е. Лекции по гармонии Текст.: учебное пособие./ Е. Бер-шацкая. СПб.: «Композитор», 2005 — 256с.
  27. Беседы с Альфредом Шнитке. Составитель Ивашкин А.В.-М.: РИК «Культура», 1994.-302с.
  28. В.В. Эстетика Текст.: учеб. для вузов России / В. В. Бычков.-М.: «Гардарики», 2008.-572с.
  29. И. Л. Галлеев Б.М. Поэма огня (концепция светомузыкального синтеза А.Н.Скрябина). Издательство казанского университета, 1981 -167с.
  30. А. Лекции о музыке. Перевод с немецкого В. Г. Шнитке. М.: «Музыка», 1975. 82с.
  31. Ю. «Против своей и вашей воли он здесь, чтобы вести вас. «Лестница Иакова» Арнольда Шенберга Текст. / Ю. Векслер // Гнозис Gnosis 12. New York — Москва.: Изд. Дом «Композитор», 2006. — С.28−41
  32. В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис Пресс, 2008.-573с.
  33. М. .В.Сабашникова) Зелёная змея. История одной жизни-М.: Энигма, 1993.-411с.
  34. И., Синайская А. Композиторы русского авангарда СПб.: Изд. «Композитор. Санкт-Петербург», 2007. -156 с.
  35. К. Мистерии // Гамсун К. Избранные произведения. М.: «Панорама», 1992.-С. 151−432.
  36. Гервер Л, Лебедева А. ARS COMBINATORY A XYII-XYIII веков прообраз музыкальной техники XX века (заметки к теме) Текст. / Л, Гервер А.
  37. Лебедева //Искусство XX века: диалог эпох и поколений. II т. Н. Новгород, 1999. — С.31−50.
  38. . Природа и функции синестезии в музыке. «Музыковедение».-2006,-№ 1.24−29.
  39. . Свет и звук Текст. / Б. Галеев //Энциклопедия по культурологи. -URL: http://synesthesia.prometheus.kai.ru/hudoiSlovr.htm. Заглавие с экрана (дата обращения:.07.2012).
  40. И.В. К учению о цвете // Сергей Вавилов. Глаз и солнце СПб.: Амфора, 2006. — С.231−332
  41. И.В. «Фауст» М.: «Эксмо», 2004. — 605с.
  42. А. Искусство как ритуал. Размышления о феномене Галины Ус-твольской // Музыкальная Академия. 1995. № 4−5, С.24- 32
  43. Д. Новая советская музыка 20-х годов Текст. /Д.Гойови. М.: Издательский Дом «Композитор», 2006. -173с.
  44. Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века (50−80-е годы) Текст.: монография /Г.В. Григорьева. -М.: «Советский композитор», 1989. 206с.
  45. Г. В. Музыкальные формы XX века. Курс «Анализ музыкальных произведений» Текст.: Учеб. пособ. для студентов высших учеб. заведений. / Г. В. Григорьева М.: «Владос», 2004.-174 с.
  46. Н. Введение в современную гармонию Текст.: учеб. пособ. для вузов./Н. Гуляницкая-М.: «Музыка» 1984−256с.
  47. Н. Новейшая религиозная музыка в России // История отечественной музыки второй половины XX века Текст.: учеб. пособ. для вузов / Н. Гуляницкая. СПб.: «Композитор», 2005. — С.447- 479.
  48. Н. Методы науки о музыке. М.: Музыка, 2009. -254с.
  49. Гуляницкая Н. Interaction: взаимодействие науки и музыки в творчестве В. Ульянича // Музыкальная академия. 2000. № 1. С.51−58
  50. Е.Б. Владимир Соловьев и Рудольф Штейнер— М.: «Мартис». -1993.- 96с.
  51. Г. Сакральность современной музыки миф или реальность? Текст. / Г. Дауноравичене // Миф. Музыка. Обряд. — М., Издательский дом «Композитор», 2007. — С. 159−178
  52. Н.И. Модерн и музыка: феномены стиля (на примере австро-немецкой оперы начала XX века) //Музыковедение. 2009. № 4. С.25−30.
  53. А.И. Мировая художественная культура как системное целое. Текст.: учеб. пособ. для студентов вузов /А.И. Демченко. М.: Высшая школа, 2010.-525с.+СД-ЯОМ.
  54. М. Художник мироздания Текст. / М. Дмитриева // «Наше наследие». 1990. III (15). С. 120−133.
  55. А. Некоторые вопросы теории лада Текст. / А. Должанский // Проблемы лада. М.: «Музыка» -1972. — С.8−34
  56. М. Игорь Стравинский. Л.: «Советский композитор», 1982. -208 с.
  57. М.Э. Структурная сонорика Яниса Ксенакиса // Музыковедение. 2008. № 1- С.2−10.
  58. М.Э. Логические основы музыкальной формы Э. Денисова Текст. / М. Э. Дубов //Пространство и время Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения. Материалы научной конференции. Научные труды Московской гос. консерватории. С6.23.-М., 1999. С.51−58.
  59. JJ. Гармония в музыке XX века. -М.: «Музыка», 1994. 143с.
  60. Jl. О главном принципе тонально-гармонической системы Стравинского (система полюсов) Текст. / JI. Дьячкова // И. Ф. Стравинский, статьи и материалы М.: «Советский композитор», 1973. — С.301−321
  61. Л. Второй концерт для скрипки с оркестром А. Шнитке: к проблеме скрытых планов, скрытых смыслов музыкального произведения М.: «Композитор», 2001 — С.83−96.
  62. В. Сонористическое претворение принципа остинатности в творчестве Оливье Мессиана Текст. / В. Задерацкий // Проблемы музыкальной науки. Вып. 6.-М.: Сов. композитор, 1985. С.283−317
  63. К. Миф, мистерия и границы искусства в авангарде второй половины XX века (Дж. Кейдж, К. Штокхаузен) Текст. / К. Зенкин // Миф. Музыка. Обряд. По материалам международной научной конференции. М.: Издательский Дом «Композитор», 2007. — С.42−52.
  64. К. Слово в музыкальном мире Мессиана как знак «Божественного присутствия» // Израиль XXI век Музыкальный журнал. Электрон, текстовые дан URL: http://www.21israel-music.com/index.htm — Заглавие с экрана: (дата обращения: 08.07.2012).
  65. К. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СМЫСЛ КАК ЭНЕРГИЯ (ENERGEIA) //Израиль XXI век. Музыкальный журнал. Электрон, текстовые дан. -URL: http://www.21israel-music.com/index.htm — Заглавие с экрана: (дата обраще-ния:06.09.2011)
  66. Т. Фазовые структуры в Первой симфонии А. Жоливе Текст. / Т. Золозова//Проблемы музыкальной науки. Вып.5. -М., 1983. С.138−153.
  67. Е. Математическая теория рядов и ее музыкальная история Текст. / Е. Изотова // Музыка XX века. Вопросы истории, теории, эстетики. Материалы научной конференции: Науч. труды Московской гос. Консерватории им. П. И. Чайковского. М., 2005. — С.29−34.
  68. А. «И чудо свершилось!», автобиографический этюд, рукопись, — 2009.
  69. А. «Теодецима», рукопись. 2008.
  70. А. Петербургская музыкальная весна. 40-й международный фе-сиваль. Текст./ Изосимов, А СПб.: «Композитор», 11−20 мая 2004 — 79с.
  71. . Тематизм и оркестровый стиль «Моря» Дебюсси Текст. / Б. Ионин // Вопросы музыкознания: сб.науч. трудов ГМПИ им. Гнесиных. М., 1973. — 1. Вып.2 — С.135−180.
  72. Иттен Иоханес. Искусство цвета. М.: Издательство: Д. Аронов, 2001 -222с.
  73. ЛП. Автор в музыкальном содержании М.: ISBN 5−864 19 043−8, 1998.-247с.
  74. Г. Черты мистерии во французской музыке XX века // Музыкальная Академия. 2008. № 3 С. 165−170.
  75. А. История русской музыки. Т. II. Вторая половина XIX века. Книга вторая H.A. Римский-Корсаков. Текст.: учеб для вузов /А. Кандинский. -М.: «Музыка», 1979.-278с.
  76. В. О духовном в искусстве. М.: «Архимед», 1993. — 107с.
  77. М. К изучению новых тональных систем в современной музыке Текст. / М. Катунян //Проблемы музыкальной науки. Вып.5. М.: «Советский композитор», 1983. — С. 4−44.
  78. Дж. Избранные статьи // Дубинец Е. MadeinUSA: музыка это всё, что звучит вокруг. — М.: Издательский Дом «Композитор», 2006. -С.335−374.
  79. JJ.B. Классический стиль в музыке XYIII начала XIX века. Часть 2. Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции — М.: Издательский Дом «Композитор», 2007. — С. 137−151.
  80. Т. Эвритмическая работа с Рудольфом Штейнером. Киев.: «Наири», 2010,-303с.
  81. Н.В. Александр Изосимов. Лики времени Текст./ Н. В. Климова //Музыкальные страницы Тамбовского края. Тамбов: Тамбовская обл. универсальная науч. библиотека им. A.C. Пушкина, 2006. С. 14−20.
  82. Н.В. «Живая память минувшего» Текст. / Н. В. Климова //Исследования о русской и зарубежной музыке Тамбов: Тамбовский гос. музыкально-педагогический институт им. C.B. Рахманинова, 2007. — С.82−101.
  83. Н. В. «Тетр. Песни, которые мне спела во сне Земля», аннотация к юбилейному концерту композитора. Буклет. СПб.: «Печатный Дом», 2008.
  84. А.Б. Литургическая идея «Запечатленного Ангела» Родиона Щедрина Текст. / А. Б. Ковалёв // Жизнь религии в музыке. СПб.: «Сударыня», 2007.-С. 127−137.
  85. Ц. Техника композиции в музыке XX века М.: «Музыка». -1976.-366с.
  86. М. Топология музыкального пространства. М.: «Композитор», 2004. — 87с.
  87. Л. Клод Дебюсси М.: Музыка, 2010 — 495с.
  88. Л. Язык символизма поэтический и музыкальный. От «Воцце-ка» к «Пеллеасу». Музыкальная Академия. 2002. № 4- С. 143−151.
  89. Кон Ю. Об искусственных ладах Текст. / Ю. Кон // Проблемы лада. М.: «Музыка», 1972 — С.99−112.
  90. Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки. Статьи и исследования-Л.: «Советский композитор» Ленинградское отделение, 1982. -148с.
  91. Е. Лики Святого Себастьяна // Музыкальная Академия. 2009. № 3-С. 115−128.
  92. A.A. Гештальты звукового порядка К. Штокхаузена //Музыка и время. 2009. № 8. С.27−31.
  93. И. Теоретические основы полифонии XX века. М.:НТЦ «Консерватория», 1994. — 282с.
  94. H.A. Звук-цвет и «ослепляющее восхищение»: символика цвета и света в опере О. Мессиана «Св. Франциск Ассизкий» // Musicus. 2009. № 1 (14), С.19−25.
  95. H.A. Поль Клодель и Оливье Мессиан: диалог философа и композитора Текст. / H.A. Кулыгина // Жизнь религии в музыке. СПб.: «Сударыня», 2007. — С.239−256.
  96. С. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики. -М.: «Сфера», 1996. 128с.
  97. Т.С. Форма в музыке XYII-XX веков Текст.: учеб. для средних и высших учеб заведений /Т.С. Кюрегян. М.: Издательский Дом «Композитор», 2003.-302с.
  98. Т. Скрябин и художественные искания XX века СПб.: «Композитор», 2007.-183с.
  99. Т. Космос Скрябина Текст. / Т. Левая. // Русская музыка и XX век. М.: Госуд. Институт Искусствознания, 1997. — С. 123−150
  100. Д. Состояния, события, превращения (пер. Е. Окуневой) //Композиторы о современной композиции. Хрестоматия- М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009.-С. 188−194.
  101. М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность.-М.: Советский композитор, 1990.-221с.
  102. Г. Теория и игра беса {Текст. // Лорка Г. Об искусстве. М.: «Искусство», 1971. — С.75−90.
  103. А.Ф. Строение художественного мироощущения Текст. //Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: «Мысль», 1995. -С.297−320.
  104. А.Ф. Музыка как предмет логики Текст. //Лосев. А. Ф. Форма. Стиль. Выражение М.: «Мысль», 1995. — С.405−602.
  105. А.Ф. Очерк о музыке Текст. //Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение,-М.: «Мысль», 1995. -С.638−667.
  106. Е. Творчество В.Черноволенко как процесс синергии человека и мирозданием Текст. // Процессы музыкального творчества. Вып. 9. Сбор, трудов Российской Академии музыки № 169 М. 2007. -С. 175−188.
  107. А., Ценова В. Сонорика. Гл. Х1. Текст.: учеб. пособ. для студентов высших учеб. заведений/ Маклыгин А., Ценова В.-М.: Музыка, 2005-С.382−411.
  108. О. Разговор о Данте Текст. // Мандельштам О. Слово и культура-М.: «Советский писатель», 1987. С.108−153.
  109. В. Музыка, космос и космическое пространство Текст. /В. Мартынов. // Миф. Музыка. Обряд. По материалам междунар. науч. конференции. М.: «Композитор», 2007. С.26−30.
  110. В. Конец времени композитора. М.: Русский путь, 2002. -293с.121 .Марутаев В. Приблизительная симметрия в музыке Текст. /В. Марутаев. // Проблемы музыкальной науки. Вып.4 М.: «Советский композитор», 1975. — С.306−343.
  111. Е.В. Звучащая религия «Парсифаля» Текст. /Е.В. Матросо-ва. //Жизнь религии в музыке. Спб.: «Сударыня», 2007. — С.230−238.
  112. В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки Текст. / В. Медушевский. // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. -С. 178−194.
  113. В. Мысли о православной психологии музыки Текст. / В. Медушевский.// Homomusicus: Альманах музыкальной психологии / Московская гос. Консерватория им. П. И Чайковского. Ред.-сост. Старчеус М. С. М, 1994. — С.48−75.
  114. В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа Текст. /В. Медушевский. //Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа Киев: «Музична Украина», 1988 — С.5−18.
  115. О. Техника моего музыкального языка. Перевод и комментарии М. Чебуркиной-М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1994. -124с.
  116. А. Относительно функциональности в полифонии Текст. /А. Милка. //Полифония.- М.: Музыка, 1975. С.63−102.
  117. А. Романтизм: Музыкальные эпохи, направления, стили //Музыкальная жизнь. 1991. № 6. С.22−25.
  118. В.В. Собрание сочинений в 4-х томах. Другие берега. Т.4.Текст. / В. В Набоков, — М.: «Правда», 1990, — С.133−304.
  119. Е.В. О предметности музыкальной мысли Текст. / Е. В. Назайкинский // Музыка как форма интеллектуальной деятельности М.: КомКнига, 2007. — С.45−69.
  120. Е.В. Звуковой мир музыки М.: «Музыка», 1988. — 354 с.
  121. Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-318с.
  122. Е.В. История в музыке. М.: «Московская консерватория», 2009.-391с.
  123. Е.В. Стиль и жанр в музыке М.: Владос, 2003. — 248с.
  124. Е., Соколов А. Пространственная музыка. Гл. Х1У. Текст.: учеб. пособ. для студентов высших учеб. заведений/ Е. Назайкинский, А. Соколов М.:2005.-С.450−464.
  125. Т.И. Музыковедческий текст в аспекте научного творчества: замысел, «имя», жанр Текст. /Т.Н. Науменко./ЛПроцессы музыкального творчества. Вып.8.Сборник трудов № 166 /Рам. им. Гнесиных. М., 2005-С.21−43.
  126. А. Зодиак, ритм, тональность, пространство. Одесса.: Новое время, 2006. — 175с.
  127. И.М. Звук как отражение «незвукового» феномена в отечественной музыке 70−90-х гг. XX века Текст. /И.М. Некрасова. // Музыка XX века в ряду искусств: параллели и взаимодействия. Междунар науч. конференция. Астрахань, 2008. — С.267−270.
  128. И. Ещё раз о теме Зла и проблеме контр действия в симфониях Шостаковича Текст. /И. Немировская.//Шостаковичу посвящается. К 100-летию со дня рождения композитора М.: Издательский Дом «Композитор», 2007. — С.369−391.
  129. С. Шёнберг и Гёте: органицизм и анализ Текст. /С. Нефф. // Арнольд Шенберг: вчера, сегодня, завтра. Науч. труды Московской гос. консерватории имени П. И. Чайковского. Сб.38. М. 2002. С.114−141.
  130. Новалис. Гимны к ночи. Перевод с немецкого Владимира Микушевича-М.: Евразия, 1996. С.46−69.
  131. Ф. Так говорил Заратустра. М.: «Эксмо», 2007 — С. 51−304.
  132. Ф. По ту сторону добра и зла СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006. — 236с.
  133. Ф. Казус Вагнера СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007.-С.5−60.
  134. Оку нее Г. Принцип позиционности в «Микрокосмосе» Б. Бартока Текст. / Г. Окунев // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып.2. М.: «Музыка», 1978. — С.103−125.
  135. От Иоанна Святое Благовестив, глава 1, С. 100.
  136. Ю.И. Мотивы христианской духовности в современной музыке России Текст. / Ю. И. Паисов // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. Вып.1- М.: «Композитор», 1999. С. 150−189.
  137. Ю. Структурный анализ одного сочинения В. Мартынова Текст. /Ю. Пантелеева. //Процессы музыкального творчества Вып.9. Сб. трудов российской Академии музыки № 169. М.: 2007 — С.203−224.
  138. О. Театр теней. Мировая премьера новой русской оперы // Мариинский театр. 2006. № 5−6, — С.4−5.
  139. Н. и Парфентьев Н. Русская духовная музыка // История современной отечественной музыки. Вып.З. (1960−1990), Текст.: учеб. пособие для вузов / Парфентьевы Н. и Н. М.: «Музыка», 2001. — С.398−452.
  140. О.В. «Дисперсия света» в сонористических композициях В. Лютославского и К. Пендерецкого //Музыковедение. № 1. 2008. С. 11−14
  141. М. Музыкальные формы Джона Кейджа Текст. /М. Пере-верзева. // Музыка XX века. Вопросы истории, теории, эстетики. М.: Науч. труды Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб.54., 2005 -С.35−54.
  142. H.A. От «осязания» к «постижению» музыки X. Лахенмана // Музыковедение. 2010. № 2. — С.2−7.
  143. Платон. Символ пещеры //Платон. Избранное. Книга 7 М.: Мысль, 2004 — С.258−261.
  144. Н. Идеи космизма и музыкальное творчество XX века Текст. /Н. Поспелова. //Искусство XX века: диалог эпох и поколений. I т. Н. Новгород: Нижегородская гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1999. — С.221−231.
  145. С. Встреча со злом и его преодоление в духовной науке. Камень основы добра. MMIII. Evidentis, 2003. — 213 с.
  146. С. Восток в свете Запада. 4.1 СПб.: Издательство им. Н. И. Новикова, 1998.- 153 с.
  147. С. Двенадцать Священных Ночей и духовные иерархии. -Ереван.: «Ной», 1993. 174 с.
  148. С. Пророческая былина «Как святые горы выпустили из каменных пещер своих русских могучих богатырей» «Ной», ISBN 5−80 790 268, Вступительная статья и комментарии С.О.Прокофьева, 1992.-73 с.
  149. С. Северные и Южные мистерии // Духовные импульсы Юга и Севера Европы. Причерноморье. Облик мистерии. Прошлое. Настоящее и будущее. Журнал антропософского общества в России. Одесса: Издательство ООО ПКФ «Хоббит Плюс», 2008. — С. 5−16.
  150. М. Русская духовная музыка в XX веке Текст. /М. Рахманова. //Русская музыка и XX век.- М.: Государственный Институт Искусствознания, 1997. С.371406.
  151. Р. Тональность в современной музыке. Л.: «Музыка», 1968.-128 с
  152. А.Н. Скрябин-Государственное издательство Москва, 1923. -200 с.
  153. JI.B. Гармония XX века Текст.: учеб. пособ. для историко-теоретико-композиторских фак. музыкальных вузов / JI.B. Саввина- Астрахань: ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008. 259с.
  154. С. Рукотворный космос Валентина Сильвестрова Текст. / С. Савенко //Музыка из бывшего СССР. Вып. 1- М.: «Композитор», 1994. -С.72−90.
  155. С.И. Музыкальный текст как предмет интерпретации: между молчанием и красноречивым словом Текст. / С. И. Савенко. // Искусство XX века как искусство интерпретации. Нижний Новгород.: гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2006. — С.318−332.
  156. С.И. Авангард как традиция музыки XX века Текст. / С. И. Савенко // Искусство XX века: диалог эпох и поколений. II т. Нижний Новгород.: гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1999 — С.71−76.
  157. С. Эвристические рассуждения П. Флоренского о пространстве звука // Музыкальная Академия. 2010. № 1. С.29−31.
  158. О. Музыкальная симметрия: таинство конструкции Текст. / О. Сафронова //Искусство XX века: диалог эпох и поколений, т. 1. Н. Новгород: гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1997. С.40−57.
  159. К. Науки о духе: без науки и духа //Свасьян К. Растождествле-ния.-ISBN 5−94 610−040−8. Evidentis, 2006. С. 119−145.
  160. К. Философское мировоззрение Гёте.-ISBN 5−94 610−006−8. Evidentis, 2001. -219с.
  161. К. Антропософия // «Антропософия в современном мире». 2002. № 2. Электрон, текстовые дан. URL: http://www.anthroposophy.ru/index.php?go=:=Pages&in=view&id=87 (дата обращения: 05.06.2011).
  162. Г. О Мусоргском Текст. / Г. Свиридов // Наследие М. П. Мусоргского. М.: «Музыка», 1989. — С. 5−10.
  163. Северина ¿-/.Творчество Александра Вустина: высшая упорядоченность или первичный хаос? //Музыкальная Академия. 2003. № 4 С.112−119.
  164. В. Три разговора. М.: «Хранитель», 2007 — 343с.
  165. И.В. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. Кафедра истории русской музыки М.: «Книга и бизнес», 2002. — 286с.
  166. А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчестваМ.: «Музыка», 1992.-227с.
  167. A.C. Введение в музыкальную композицию XX века Текст.: учеб. пособ. по курсу «Анализ музыкальных произведений». М.: «Владос», 2004.-231с.
  168. А. Свиридов и русская культура Текст. / А. Сохор // Георгий Свиридов М.: «Музыка», 1979. — С.7−33
  169. М. Музыкальный театр А.Берга. М.: «Советский композитор», 1976. — 558с.
  170. А. Судьба моя сгорела между строк М.: Эксмо, 2009. -398с.
  171. Тургенева Ася. Воспоминания о Рудольфе Штейнере и строительстве первого Гётеанума М.: «Новалис», 2002. — 136с.
  172. Е. Стиль Мусоргского. Лад. Гармония. Склад. М.: «Композитор», 1999−390с.
  173. Теория современной композиции. Ответственный редактор В. Ценова-М.: «Музыка», 2005. 610с.
  174. Тышко С Образ Фаворского света и процессы стилеобразования в операх М. Мусоргского Текст. /С. Тышко. //Музыкальная культура христианского мира Р/Д. Рос. гос. консер. Им. C.B. Рахманинова. Ин-т «Открытое Общество» (Фонд Сороса). 2001, — С. 22−435.
  175. П. Дневники. СПб.: «Азбука», 2000. — 642с.
  176. З.В. Онтология музыки. Саратов.: Саратовская гос. консер. им. Л. В. Собинова, 2005.- 86с.
  177. Фомина З. В Человеческая духовность: бытие и ценности Саратов: Изд. СГУ, 1997,-С.43.
  178. Философский энциклопедический словарь М.: Инфра-М, 2005 — 576 с.
  179. Т. Свет духовности: музыка Бориса Чайковского Текст. / Т. Федченко // Музыка из бывшего СССР Вып.2 М.: «Композитор», 1996. -С.93- 111.
  180. Т.В. Неисчерпаем и тысячелик (многоголосный канон у Альфреда Шнитке) Текст. /Т.В. Франтова. // Шнитке посвящается, вып.5. -М.: «Композитор», 2006. С. 11−132.
  181. Франтова Т. В Полифония А. Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ АПСН, 2004. — 404 с.
  182. Н. Под знаком Рыб // Музыкальная Академия 2011. № 2. С.38−42
  183. Холмс Пол. Дебюсси.-«Урал LTD», 1999.-С.171.
  184. Ю.Н. Очерки современной гармонии,— М.: «Музыка», 1974. — 286с.
  185. Ю. Новая гармония: Стравинский, Прокофьев, Шостакович Текст. /Ю. Холопов. // Русская музыка и XX век М.: Гос. Институт Искусствознания, 1997. — С.433−460.
  186. Ю.Н. Гармония. Практический курс. Часть 1- М.: Издательский Дом «Композитор», 2005 465с.- Часть 2. 2005. -613 с.
  187. Холопов Ю, Кириллина Д Кюрегян Т, Лыжов Г, Поспелова Р, Ценова В. Музыкально-теоретические системы Текст.: учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. М.: «Композитор», 2006. — 631 с.
  188. Ю.Н. Проблемы новой тональности в русском и советском теоретическом музыкознании Текст. /Ю. Холопов. // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. -М.: Музиздат, 2008. С. 199−219.
  189. Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления Текст. / Ю. Холопов // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке- М.: Всесоюзное издательство советский композитор, 1982.-С.52−103.
  190. Ю. Старое слово новая мысль Текст. /Ю. Холопов. // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. -М.: Музиздат, 2008.-С.158−163.
  191. Ю.Н. Введение в музыкальную форму. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008 — 431с.
  192. Ю.Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития Текст. / Ю. Н. Холопов //Теоретические наблюдения над историей музыки. М.: «Музыка», 1978. — С.127−157.
  193. Холопов Ю. Н Холопова В. Н Антон Веберн. М.: Всесоюзное издательство советский композитор, 1984. — С.318.
  194. Ю. Аутсайдер советской музыки: Александр Караманов Текст. / Ю. Холопов // Музыка из бывшего СССР. Вып.1. М.: «Композитор», 1994. — С.120−138.
  195. В. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. Текст.: монография. М.: «Композитор» 2000. — 319 с.
  196. В.Н. Формы музыкальных произведений. Текст.: учеб. пособ./ В. Н. Холопова СПб.: «Лань», 1999. — 489 с.
  197. В.Н. Ритмические новации Текст. /В.Н. Холопова. // Русская музыка и XX век М.: Гос институт искусствознания, 1997 — С.554−588.218Холопова В. Н. София Губайдулина Текст.: монография. М: «Композитор», 2008.- 399 с.
  198. Т.В. Время и ритм в творчестве О. Мессиана М.: «Музыка», 2002, — 374с.
  199. Т.В. О свойствах временного континуума в музыке Янни-са Ксенакиса Текст./ Т. В Цареградская //Искусство XX века: уходящая эпоха? Том 2 Нижний Новгород: гос. консерватория, 1999 — С.119−126.
  200. Е. Общность стилевых тенденций в культуре: Скрябин и искусство эвритмии Текст. / Е. Цветкова //А.Н. Скрябин в пространствах культуры XX века М.: Изд. «Композитор», 2009 — С.65−75.
  201. В. Фархадов Р. Акустика и электроника И. Кефалиди // Музыкальная Академия 2008. № 4. С.46−54
  202. В. Музыкальное время. Ритм. Глава 5. Теория современной композиции. Текст.: учеб. пособ. для вузов/ В. Ценова. М: «Музыка», 2005-С.71−121.
  203. B.C. Новая религиозность русской музыки и духовные сочинения Эдисона Денисова Текст. /B.C. Ценова. // Музыка XX века. Московский форум. Материалы междун. науч. конференций. М.: Московская гос. консер. им. П. И. Чайковского, 1999. С.128−141.
  204. М. Путь актера. Жизнь и встречи. М.: Издательство Хранитель, 2007.- 554с.
  205. Е.И. Два полюса в творчестве Альфреда Шнитке Текст. /Е.И. Чигарёва. // Музыка XX века. Московский форум. Материалы междун. науч. конференций- М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1999.-С. 142−147.
  206. М. Инструменты симфонического оркестра. М.: «Музыка», 1972.- 175с.
  207. И. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шенберга, Хиндемита— М.: «Советский композитор», 1975.-237с.
  208. А. Стиль и мысль. Статьи и материалы. М.: Издательский Дом «Композитор», 2006. — 528с
  209. А. Письма. Составление и публикация Эрвина Штайна. СПб.: «Композитор», 2008 461с
  210. Н.В. Принципы структурной организации хоровых сочинений Софии Губайдулиной Текст.: дис.канд. искусствоведения / Н.В. Шириева-Саратов: Саратовская гос. консерватория (академия) им. J1.B. Собинова, 2011.-26с.
  211. А. Статьи о музыке М.: «Композитор», 2004. — 405с.
  212. Р. Апокалипсис. Ереван: «Лонгин», 2009. — 446с.
  213. Р. Сущность музыкального. Ереван: «Лонгин», 2010 — 204с.
  214. Р. Рихард Вагнер и новые поиски Грааля. Ереван: «Лонгин», 2009, — 181с.
  215. Р. Происхождение зла и его облик в свете антропософии-СПб.: «Дамаск», 2000.- 348с.
  216. Р. Пятое евангелие. Из исследований хроники Акаши. М.: «Новалис», 2009. -398с.
  217. Р. Очерк тайноведения. Мистика на заре духовной жизни нового времени. Философия свободы. М.: ACT, СПб.: Terra Fantastica, 2000. -628с.
  218. Р. Истина и наука. GA 003. Пролог к «Философии свободы». Перевод с нем. Б.П. Григорова-М.: «Новалис», 1992 12с.
  219. Р. Мистерия и миссия Христиана Розенкрейца— СПб.: «Дамаск», 1992.- 149 с.
  220. Р. Евангелие от Иоанна в связи с евангелием от Луки и другими евангелиями М.: «Антропософия», 2001. — 300с.
  221. Р. Смерть как перемена жизни. 182 том GA. Dornach / Schweiz, 2010.-215с.
  222. Р. Человек как единое звучание творящих Мировых Слов -Ереван: «Лонгин», 2007−221с.
  223. Р. Антропософия и Мистерии Нового времени- Ереван: «Лонгин», 2008.- 206с.
  224. Р. Мистерии Востока и христианства М.: «Новалис», 2006−95с.
  225. Р. Мой жизненный путь М.: Evidentis, 2002 — 365с.
  226. Р. Антропософские руководящие положения как данные Гётеанумом побуждения. Электронный ресурс.- URL: http://www.bdn-steiner.m/modules.php?name=Steiner&go=page&pid=26#l (дата обращения: 07.08.2012).
  227. Р. Миссия Архангела Михаила М.: Антропософия, 2 000 512 с.
  228. A.M. Симметрия и её образы Текст. / A.M. Штерн // А. Ф. Лосев и культура XX века. Лосевские чтения М.: «Наука», 1991. — С.75−78.
  229. К. Структура и время переживания //HOMO MUSICUS 95 Альманах музыкальной психологии. М.: гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1995. — С. 76−94
  230. В.А. Духовные координаты музыкального текста Текст. /В.А. Шуранова. //Проблемы музыкальной науки. -Уфа. 2010. 1 (6). С. 12−16.
  231. Э. Рихард Вагнер и его музыкальная драма М.: «Энигма», 2007. -317с.
  232. Юнг КГ. Душа и миф. Шесть архетипов. Минск: «Харвест», 2004−398 с.
  233. Gazquez Angelina. Mysteriendramen hautnah //Allgemein Antroposophische Gesellschaft. «DasGoetheanum», Postfach, CH-4143 Dornach. 2011.4 C.4
Заполнить форму текущей работой