Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Изучение иностранного языка как средство обучения деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основная гипотеза исследования заключается в предположении, что изучение студентом иностранного языка может стать эффективным средством обучения любой деятельности, если: в процесс обучения будут включаться ситуации осмысления профессиональных и культурологических явлений на изучаемом языкеизучаемому иноязычному тексту будет придаваться жизненная значимость, и он будет содержать новую значимую… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
  • ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Общая характеристика содержания обучения будущих специалистов
    • 1. 2. Подходы к отбору методов, средств и форм обучения будущих специалистов
    • 1. 3. Изучение иностранных языков в процессе обучения будущих специалистов
  • Выводы по главе в
  • Глава 2.
  • ПРОЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Педагогическая сущность средств обучения
    • 2. 2. Возможности использования изучения иностранного языка для совершенствования процесса обучения специалистов
    • 2. 3. Модель изучения иностранного языка в качестве средства обучения профессиональной деятельности
  • Выводы по главе
  • Глава 3.
  • ИСПЫТАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНО^И
    • 3. 1. Организация и проведение педагогического эксперимента
    • 3. 2. Анализ результатов педагогического эксперимента
  • Выводы по главе

Изучение иностранного языка как средство обучения деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы: В условиях высокой профессиональной динамики на рынке труда стоит задача подготовить таких специалистов, которые могли бы на протяжении своей профессиональной жизни менять круг функциональных обязанностей, область деятельности и самостоятельно решать любые возникающие проблемы.

Быстро развивающаяся технологическая база профессиональной деятельности ориентирует систему образования не только на подготовку грамотного специалиста, но и на воспитание развитой личности, способной к самообразованию, к инновациям, преодолению трудностей, способной критично и мобильно мыслить, ориентироваться в потоке информации и, самое главное, способной к саморазвитию.

Деятельностный подход к формированию личности специалиста рассматривался в науке во многих исследованиях. В процессе изучения проблемы подготовки специалистов, авторы выделяли такие существенные стороны ее как формирование и развитие, система знаний, навыков и умений, необходимых для продуктивной жизнедеятельности будущего специалиста: развитию творческих способностей, креативных качеств, способности к саморазвитию.

В связи с расширением международных контактов практически во всех сферах промышленности, созданием совместных предприятий возрастает значимость профессионального владения иностранным языком специалистами.

Анализ литературы и педагогического опыта показывает, что остается доминирующей ориентация на обучение иностранному языку с позиции формирования системы знаний, навыков и умений общения на языке. Основное внимание уделяется предметной стороне общения, связанной с развитием способности выпускника применять полученные знания для решения производственных задач.

Деятельность человека анализировалась в работах К.А.Абульхановой-Славской, Т. В. Габай, А. Н. Леонтьева, Н. Ф. Талызиной, С. Л. Рубинштейна [3- 57- 114- 171- 189].

В работах В. И. Андреева, В. П. Бедерхановой, Н. В. Беляковой, В. А. Бодрова, A.A. Вербицкого, Е. А. Дегтерева, В. И. Коцубинского, В. В. Краевского, Ю. Ю. Логиновой, А. К. Марковой, Е. Ю. Пряжниковой, В. Ф. Тенищевой, Г. Н. Траилина, В. Л. Якунина определен стержень подготовки к будущей профессиональной деятельности специалиста: профессиональная компетентность, профессиональная опытность и профессиональное психолого-педагогическое мышление [13- 24- 25- 37- 49- 66- 97- 99- 116- 127- 165- 192- 193- 211].

Росту профессионального мастерства специалистов в разных областях посвящены работы A.A. Вербицкого, A.M. Матюшкина, Л. Б. Фишковой, В.Д. Шадри-кова [49- 129- 199- 208].

Культурологическая подготовка будущего специалиста рассматривается в работах В. И. Андреева, И. А. Зимней, А. В. Мудрик, Ю. С. Тюнникова [13- 71- 140- 194].

Большинство исследователей, рассматривающих проблему подготовки будущих специалистов, исходят из общих положений об учебной деятельности (Т.В.Габай, Е. А. Журавлева, В. М. Русалов, С. Ю. Флоровский [57- 69- 172- 200]).

Вместе с тем, в настоящее время постоянно растет роль активности самой личности в социальном прогрессе, в деятельности и общении. Эта активность проявляется в целостной «Яконцепции» человека [12- 24- 94].

Ядром «Я — концепции» является самосознание, самореализация и самосовершенствование. Причем именно самосознание является исходным в образовании и развитии «Я — концепции» [171].

В этом аспекте для нашего исследования были важны характеристики процесса саморазвития, выявленные как психологами, так и педагогами: объективное отношение обучаемого к ходу и результатам своей деятельности [80]- стимулирование преобразования профессиональной деятельности саморазвитием человека [127]- четкое видение своих перспектив, развитие личности как субъекта своей профессиональной жизни [14]- объективная самооценка своих достоинств и недостатков, способность к саморазвитию [35]- развитие человека как личности вследствие того, что он, формируясь как субъект профессиональной деятельности, формирует отношение к себе как к деятелю [103].

В основе этих характеристик лежит самопознание как ведущий фактор самоопределения. Только при достижении правильного самоопределения происходит дальнейшая самореализация личности, которая является осуществлением возможностей развития «Я» [95].

Все это в определенной степени относится к проблеме нашего исследования, поскольку профессионально-личностное саморазвитие еще не стало фактором подготовки специалиста в техническом вузе. Именно поэтому целостную систему подготовки специалиста необходимо построить по такой модели, которая была бы ориентирована на его личность.

Проблема формирования и развития профессиональных и культурологических качеств, в том числе и профессиональных иноязычных способностей человека, неоднократно поднималась в психологических, психолого-педагогических и педагогических исследованиях Н. В. Кузьминой, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова, Л. Б. Фишковой, и многих других [106- 114- 154- 199]. Результаты этих исследований все шире применяются при профессиональном отборе в учебные заведения и выборе методов обучения определенной профессии. Проблему формирования коммуникативных способностей многие авторы: В. Д. Аракин, А. А. Бодалев, Г. А. Китайгородская, Г. В. Колшанский, А. А. Леонтьев и др. связывают с разработкой проблемы общения в обучении [17- 35- 85- 90- 112]. Педагогически целесообразно организованное общение рассматривается как важное условие формирования личности.

Анализ теоретических источников показал, что рассматривались проблемы обучения, формирования в вузе профессиональных умений и способностей, связанных с иноязычной речевой деятельностью, проблема же развития личных качеств специалиста средствами иностранного языка не рассматривалась.

В связи с вышесказанным была определена проблема исследования: Каковы методолого-организационные условия обучения профессиональной деятельности средствами иностранного языка.

Иностранный язык как учебный предмет имеет специфику относительно других предметов, заключающуюся в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранным языкам являются не основы наук, а способы деятельности — обучение различным видам речевой деятельности: говорению, чтению, письму. В соответствии же с психологической теорией деятельности обучение любому ее виду происходит в процессе ее выполнения [171].

Иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность это компонент свойств личности, стремление к которому существенно улучшает условия организации учебно-познавательного процесса, при котором возможно воспитание и развитие необходимых качеств будущего профессионала.

Неуклонный рост международных контактов, как в деловой сфере, так и на уровне межличностных отношений является характерной чертой жизни современного общества. В связи с этим в настоящее время особенно обостряется потребность человека в умении общаться с партнером средствами иностранного языка без посредника. Общение с представителем другой культуры позволяет глубже понять собеседника и более успешно совместно решать различные практические задачи.

Возникает идея использования иностранного языка в качестве средства обучения предметной деятельности. Оно должно помочь активизировать такие психические процессы как память, мышление, речь, воображение. Иностранный язык как средство может способствовать развитию интеллекта, саморазвитию личности. Преподавание иностранного языка может способствовать формированию социально-профессиональной личности специалиста, профессиональной и культурологической деятельности.

Это обусловило выбор темы исследования: «Изучение иностранного языка как средство обучения деятельности».

Объект исследования — способы обучения деятельности.

Предмет исследования — взаимосвязь изучения профессиональной деятельности с изучением иноязычной речевой деятельности.

Целью диссертационного исследования является разработка и обоснование эффективного средства обучения деятельности на основе соединения ее изучения с изучением иноязычной речи.

Основная гипотеза исследования заключается в предположении, что изучение студентом иностранного языка может стать эффективным средством обучения любой деятельности, если: в процесс обучения будут включаться ситуации осмысления профессиональных и культурологических явлений на изучаемом языкеизучаемому иноязычному тексту будет придаваться жизненная значимость, и он будет содержать новую значимую информациюиностранный язык будет использоваться для воссоздания в воображении студентов модели настоящих и будущих производственных и культурологических отношенийбудет обеспечено осуществление на изучаемом иностранном языке самооценочных действий студентов в области формирования своих профессиональных способностей.

Проблема, цель и гипотеза исследования определили его задачи: исследовать состояние проблемы использования иностранного языка для подготовки к взаимодействию с иноязычными партнерамиисследовать состояние саморазвития обучаемых в процессе обученияисследовать взаимосвязи формирования саморазвития и иноязычной деятельностиразработать способы использования изучения иностранного языка как средства обучения профессиональной и культурологической деятельностииспытать экспериментальные средства обучения профессиональной деятельности;

Методологическую основу исследования составляют работы в области методологии психолого-педагогической науки (Ю.К.Бабанский, В. П. Бедерханова, В. П. Зинченко, В. В. Краевский, Е. С. Кузьмин, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, Э. Г. Малиночка, А.В.Петровский). В основу диссертационного исследования положены принципы направленности обучения и воспитания на формирование личностных качествопределяющей роли активности самой личности в собственном развитииединства личностного и деятельностного подходов.

Теоретической основой исследования являются работы, в которых исследовались теория деятельности (Т.В.Габай, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), тенденции личностного и профессионального развития специалиста (А.К.Маркова, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, А. А. Реан, Ю. С. Тюнников, Н. Я. Чекулаева, В. А. Якунин и др.), становление и развитие личности в системе непрерывного образования (С.И.Архангельский, В. П. Беспалько, А. В. Вербицкий, В. А. Сластенин и др.), исследования по теории и практике педагогического образования, управления процессом обучения (В.П.Бедерханова, В. И. Василовский, В. Е. Гурин, Е. А. Дегтерев, Э. Г. Малиночка и др.).

В исследовании использованы следующие методы: теоретические (анализ, синтез, изучение специальной научной литературы) — эмпирические (наблюдение, опросные методы, тесты, рейтинг) — формирующие (моделирование, педагогический эксперимент) — математическая обработка результатов.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап — теоретико-поисковый (1999 — 2000 гг.) — включал изучение состояния проблемы, специальной литературы по теме. Осуществлялся теоретический анализ основных концепций профессионального развития личности, обучения иностранному языку, сущности и применения средств обучения и формировался собственный взгляд на проблему повышения эффективности обучения.

Второй этап — опытно-экспериментальный (2000 — 2001 гг.) — осуществлялась разработка и апробация модели обучения, разрабатывался комплекс условий для формирования основ саморазвития в процессе усвоения новой деятельности, создавался проект использования изучения иностранного языка в качестве средства обучения деятельности, было написано учебное пособие «Английский для менеджеров».

Третий этап — завершающий (2001;2002 гг.) — проводилась систематизация результатов исследования, подводились итоги, и осуществлялось концептуальное оформление работы.

База исследования: Новороссийская государственная морская академия (HTMА), Новороссийский филиал Кубанского государственного университета.

В экспериментальную выборку были включены 70 менеджеров и 148 студентов Новороссийской государственной морской академии.

Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании средства обучения, образованного путем интегрирования действий по изучению иностранного языка и по изучению (формированию) культурологической или профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представлено описание педагогической модели обучения деятельности с опорой на изучение иностранного языкаразработан и научно обоснован подход к созданию средства обучения путем интегрирования действий по изучению двух учебных предметов, один из которых иностранный язык.

Практическая значимость исследования состоит в том, что преподавателям представлена модель обучения деятельности, с использованием средства, создаваемого путем соединения формируемой деятельности с изучением иностранного языка, а также учебный курс «Английский для менеджеров», предназначенный для саморазвития будущих специалистов, их профессиональных и личностных качеств.

Конкретное личное участие автора в получении научных результатов заключается в том, что: разработана педагогическая модель использования изучения иностранного языка для обучения студентов предметной деятельностиразработаны компоненты общей структуры этой моделипроведено экспериментальное исследование эффективности предложенной модели.

Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на современные педагогические теории, тщательным анализом проблем обучения профессиональной деятельности, применением соответствующих методов исследования, получением экспериментального подтверждения высокой эффективности разработанной модели.

На защиту выносятся следующие положения:

1. При использовании иностранного языка в процессе обучения профессиональной деятельности складываются средства обучения двух видов: уже сформированные знания используются для понимания иноязычного текста, описывающего изучаемые профессиональные явленияпри этом в качестве средства обучения выступает иностранный языкиноязычные явления, еще не освоенные обучаемыми изучаются для того, чтобы понять описанные с их использованием изучаемые явления. При этом на базе иностранного языка выстраивается двухэтажное средство обучения деятельности, первым этажом которого являются уже имеющиеся знания, а вторым — процесс изучения новых иноязычных знаний.

2. Процесс усвоения новых иноязычных знаний, необходимых для понимания профессионального явления, встречается с процессом усвоения компонента деятельности, понимание которого выступает в качестве средства изучения соответствующего иноязычного явления. В результате этого обоюдно встречного движения появляется интегральный феномен — иноязычно-деятельностное образование, выраженное в форме учебной деятельности, обладающее одновременно свойствами и предмета обучения, и средства обучения.

3. При использовании изучения иностранного языка как средства формирования новой деятельности в сознании обучаемого складывается ее алгоритм, осуществляется обратная связь на основе выполнения рефлексии, происходит самокорректирование деятельности, вносится существенный вклад в понимание обучаемым сущности и социальной значимости изучаемой деятельности, в образование способности принимать и аргументировать свои решения, а также формируется умение использовать иностранный язык в качестве средства общения.

4. Интегрирование изучения иностранного языка и изучения деятельности вызывает улучшение условий для усвоения изучаемого языка, обеспечиваемое предъявлением для осмысления на этом языке и выполнения с использованием иноязычной речи действий, на усвоение которых направлен основной познавательный интерес обучаемых. Это содействует развитию двупрофильной рефлексии и способности анализировать проблемную ситуацию.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования докладывались на краевых научно-практических конференциях (2000 — 2002 гг.), заседаниях кафедры иностранных языков Новороссийской государственной академии и заседаниях кафедры педагогики Кубанского государственного университета, международных научных конференциях в г. Омске и в г. Сочи.

По теме исследования опубликовано 4 научных статьи и 4 учебных пособия.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (221 источник) и приложений.

Выводы по главе.

1. Предлагаемая нами модель предметного обучения деятельности способствует развитию творческого потенциала личности, воспитанию смелости мысли, уверенности в своих силах, развитию деловых качеств будущего специалиста. Личностная сторона предполагает раскрытие возможностей человека, осознания необходимости дальнейшего постоянного саморазвития, понимание обучаемым сущности и социальной значимости своей специальности.

2. Изучение иностранного языка выступает в качестве средства обучения профессиональной деятельности, если действия этой деятельности описываются и осмысливаются учащимися на изучаемом языке.

3. Результаты опытного обучения подтвердили предположение, что предложенная нами модель изучения иностранного языка в качестве средства обучения профессиональной деятельности способствует достижению поставленной цели — обучению этой деятельности.

4. При использовании иностранного языка в качестве средства обучения профессиональной деятельности происходит интегрирование обучения этому языку и этой деятельности. Оно заключается в отборе и реорганизации компонентов содержания каждой из двух предметных областей и происходящих в них процессов и действий.

5. Использование иностранного языка в качестве средства обучения профессиональной деятельности способствует формированию алгоритма выполнения этой деятельности.

6. В процессе обучения профессиональной деятельности средствами иностранного языка осуществляется обратная связь на основе выполнения рефлексии, происходит самокорректирование деятельности.

7. Интегрирование изучения иностранного языка и профессиональной деятельности способствует улучшению условий для усвоения изучаемого языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обучение профессиональной или культурологической деятельности.

— сложный последовательный процесс.

Существующая традиционная схема подготовки будущих специалистов в рамках вузовской учебной программы обладает рядом недостатков. Среди них неспособность сформировать языковую компетентность.

Обзор психолого-педагогической литературы по проблемам профессиональных способностей специалистов, показал, что подход к условиям и способам формирования необходимых личных качеств, недостаточно развит.

Мы проанализировали существующие методики и программы и не нашли такой программы, которая позволяет формировать личностные качества профессионала, менеджера, в частности, связанных с иноязычной речевой деятельностью. Аналоги, с которыми мы встречались, приближены к совмещению иноязычной речевой деятельности и профессионально предметной. Обучение будущего специалиста на основе его профессионально-личностного саморазвития средствами иностранного языка не рассматривалось.

Предмет «Иностранный язык» представляет собой системообразующий фактор, способный объединить вокруг себя педагогический комплекс знаний, навыков и умений, направленных на формирование языковой компетенции и дальнейшее саморазвитие будущего специалиста.

При использовании иностранного языка в качестве средства обучения профессиональной деятельности происходит интегрирование обучения этому языку и этой деятельности. Такое слияние заключается в отборе и реорганизации компонентов содержания, в образовании интегральных иноязычно-профессиональных учебных действий, которые представляют собой устоявшееся средство обучения.

В процессе интеграции профессионально-предметных и иноязычных знаний и умений у будущих специалистов происходит формирование алгоритма выполнения деятельности. В такой организации учебного процесса осуществляется обратная связь на основе выполнения рефлексии, происходит самокорректирование деятельности.

Использование иностранного языка в качестве средства обучения профессиональной деятельности способствует пониманию обучаемым сущности и социальной значимости своей специальности.

Иностранный язык как средство способствует не только формированию языковых и профессиональных способностей, но и основам дальнейшего саморазвития.

На основе предложенной модели был разработан специальный курс обучения иностранному языку «Английский для менеджеров». Цикл ситуационных задач, ролевых и деловых игр направлен на формирование предметно-речевой компетентности. Предложенный курс изучения иностранного языка «Английский для менеджеров» способствовал развитию социально-речевой компетентности, происходило активное становление профессионального мышления будущего менеджера.

Проведенный эксперимент подтвердил гипотезу исследования и позволил сделать следующие выводы:

1. Исследование состояния подготовки будущих менеджеров показало, что традиционные подходы приводят к формированию общих теоретических представлений о деятельности менеджера. Повышение качества профессионального образования возможно только при специально организованной работе ориентированной на личность конкретного специалиста.

2. Изучение студентом иностранного языка может стать эффективным средством обучения его профессиональной деятельности, если: в процесс обучения будут включаться ситуации осмысления профессиональных явлений на изучаемом языкеизучаемому иноязычному тексту будет придаваться профессиональная значимость и он будет содержать новую значимую информациюиностранный язык будет использоваться для воссоздания в воображении студентов модели будущих производственных отношенийбудет обеспечено осуществление самооценочных действий студентов в области формирования своих профессиональных способностей.

3. Разработаны и обоснованы способы использования изучения иностранного языка в качестве средства обучения деятельности основанные на принципе интеграции двух областей, предполагающие взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, среди которых ключевую роль играют элементы содержания образования. Такая интеграция обеспечивает целесообразное объединение и синтез компонентов содержания обучения внутри каждого предмета, а также на уровне межпредметных связей.

4. Комплексное использование всех познавательных средств, включающих синтез, анализ, обобщение, и форм организации обучения, к которым относятся коллективная, индивидуальная и групповая работа, а также средств обучения, как материальных, так и идеальных, из двух различных областей создает условия для улучшения усвоения и иностранного языка, и будущей деятельности, повышает интерес к изучаемым предметам, содействует комплексному анализу и оценке результатов обучения, способствует лучшему запоминанию, решению нестандартных задач, формированию основ дальнейшего саморазвития, развивает творческие способности.

5. Обучение по предложенной программе содействует реализации всех функций обучения: формированию системных знаний, умений, мотивов, интересов, готовности к будущей деятельности. Интегрированная модель ведет к интенсификации и активизации межпредметных связей, что способствует расширению познавательных возможностей.

Исследование может быть продолжено путем разработки интегральных средств обучения, возникающих в бинарном соприкосновении действий учения, порождаемых, с одной стороны, изучением иностранного языка, а с другой — изучением деятельности, профессиональной или культурологической.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Для пед. специальностей высш. учебн. заведений. 2-е изд-е. М.: Просвещение, 1990. 141с.
  2. Абульханова-Славская К.А. О субьекте психологической деятельности.- М.: Наука, 1973.-288 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991- 299 с.
  5. Т.П. Педагогическое обеспечение компьютерной под держки запоминания материала в процессе обучения. Дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2000.-197 с.
  6. Т.П. К вопросу о контроле знаний студентов с помощью педагогических тестов // Пути повышения качества подготовки специалистов в морском вузе. Материалы научно-метод. конф. НГМА. — Новороссийск, 1996. — С. 122−123.
  7. Т.П. Языковые проблемы, связанные с безопасностью на морском транспорте // Тезисы к науч.-метод. конф. — Новороссийск, 1998. -182 с.
  8. B.C. Функция Я- концепции в управленческой деятельности. Психология и практика. -Том 4, вып.1- Ярославль, 1998. С. 209 — 210.
  9. В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. 1998. № 1. — С.72 — 75.
  10. . Г. Психология и проблемы человекознания. / Под ред. A.A. Бо-далева —М.: Изд-во Институт практической психологии. Воронеж. НПО «МО-ДЕК», 1996.-384 с.
  11. .Г. О проблемах современного человекознания АН СССР. Ин-т психологии М.: Наука, 1977. — 380с.
  12. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности, — Казань. Изд-во Казанского университета, 1988. — 238 с.
  13. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.2. Изд-во Казанского ун-та, 1998. — 319 с.
  14. Л.И. О закономерностях элементарной познавательной деятельности. М.: АН СССР, 1961.-150 с.
  15. Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования. Проблемы формирования личности профессионала. — М.: Институт психологии АН СССР, 1991. — С. 27−41.
  16. P.C. Учебно-ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению: Автореф. дис. кан. пед. наук. М.: Русский язык, 1991.-24 с.
  17. В.Д. Методика преподавания английского языка в 8−10 классах. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 116 с.
  18. H.A. В фокусе проблемы менеджмента // Гармония и здоровье. 1997. № 3.- С. 42 — 45.
  19. Е.А. Педагогическое обеспечение инновационной деятельности // Актуальные проблемы школьной и вузовской педагогики: Сб. науч. тр. под ред. Гурина В. Е. М.- Краснодар. АПСН- КубГУ, 2000. — С. 150−153.
  20. С.И. Учебный процесс в высшей школе. Его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — С.6 -15.
  21. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. — М.: Педагогика, 1977. 256 с.
  22. В.П., Бондарев П. Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учебное пособие. — Краснодар, 2000. — 54 с.
  23. В.П. Обучающие игры как средство подготовки студентов к воспитательной работе. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Л., 1976. -22 с.
  24. В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Автореф. дис. докт. пед. наук. Краснодар, 2002. — 47 с.
  25. H.B. Развитие самостоятельного профессионального мышления в процессе подготовки режиссера — педагога. Автореф. дис. канд. пед. наук. Липецк, 2001.-21с.
  26. В.П. Нейро-лингвистическое программирование и обучение иностранным языкам. Международная конференция. Тайвань, [email protected]С. 17−36.
  27. И.М. Способы описания грамматического материала // Общая метод. обучен, ин.яз. под ред. А. А. Леонтьева. — М.: 1991— С. 314 — 327.
  28. И.М., Бухиндер В. А., Очкасова В. Н. Речевая ситуация и ситуативная направленность упражнений // Иностр. языки в школе. 1975. — № 10.
  29. В.И. Психологический словарь. — Краснодар. Советская Кубань, 2001.-288 с.
  30. Г., Бермус А. Ведущая проблема мастерства // Народное образование. 1977. № 3. — С.50 — 52.
  31. Е.Г. К вопросу об организации и проведении обучения специалистов медиков иноязычному профессионально-деловому общению // Методика обучения иностранному языку. Минск. Вышейшая школа. — 1984.- С.37— 43.
  32. Бим И. Л. Биболетова М.З., Вайсбурд М. Л., Якунина О. З. К проблеме базового образования по иностранному языку в средней школе // Ин. яз. в школе. — 1990. № 5. С. 16 — 25.
  33. Бим И.Л., Афанасьева О. В., Радченко O.A. К проблеме оценивания учебника иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1999. № 6 — С. 13 — 17.
  34. А. Модель обучения менеджера // Высшее образование в России. — 1999. № 6. С. 64 — 65.
  35. A.A. Психология о личности. — М.: Изд-во Московского университета, 1988.-187 с.
  36. A.A. Формирование понятия о другом человеке как о личности. — Л.: ЛГУ, 1970.-135 с.
  37. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. Психологические исследования проблемы формирования личностипрофессионала. Сб. науч. тр. — М.: Институт психологии АН СССР, 1991.— С. З -26.
  38. Е.В., Князева О. Л., Кудрявцев В. К. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании // Вопр. психологии.— 1989. № 1.-С. 174- 176.
  39. В.А., Исаев Е. И., Слоботчиков В. И. Шайденко H.A. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. — 1997.4. С. 66 — 72.
  40. Е.В. В защиту «живой» методологии // Педагогика. — 1998. № 2.-С. 102- 105.
  41. Н. В. Логинова Г. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991.-80 с.
  42. Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в системе повышения квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1987. — 19 с.
  43. И.А. О ситуативных упражнениях при обучении лексике // Иностр. языки в высшей школе. Вып. 11 — М., 1976.
  44. В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. / Под ред. В.А. Бу-хиндера.- Киев: КГУ, 1980. С. 15 — 16.
  45. В.А. Основные типы уроков иностранного языка и их дидактико-методические модели // Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия. -М.: Русский язык, 1991. С.137−139.
  46. М.Л., Кузьмина Е. В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному общению // Иностр. Языки в школе-1999. № 1., 2.-С.З-6.
  47. Вах Т. Поведение участников управленческих игр в процессе принятия решений. Управленческие игры. София. 1979. — С. 193 — 201.
  48. Вахрамеев. В. О подготовке специалистов- технологов // Высшее образование в России. 1998. № 4 — С. 97 — 99.
  49. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход— М.: Высшая школа, 1991. — 205 с.
  50. A.A., В.Кругликов. Контекстное обучение: формирование мотивации // Высшее образование в России. 1998. № 1.- С. 101−102.
  51. H.H., Кочетов А. И. Диагностика в педагогическом творчестве: сб. нач. тр. Мн.: 1996. — 156 с.
  52. О. С. Наумов А.И. Менеджмент. Учебн. пособ. для студ. экон. специальн. М.: Гардарики, 1998. — 527 с.
  53. Л.Л. К определению речевой ситуации в методике обучения иностранным языкам. Сб. науч. тр. / МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 149. — М., 1979. С.55−56.
  54. М. Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика. Пер. с англ. — М.: Академия народного хозяйства, 1994. 320 с.
  55. Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. — 1008 с.
  56. Высшая математика в упражнениях и задачах. В 2-х частях. 4.2. Учебное пособие для вузов. -5-е изд. испр. Данко П. Е., Попов А. Г., Кожевников Т. Я. — М.: Высшая школа, 1996. — 416 с.
  57. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Издательство МГУ, 1988.-С. 10−43.
  58. П.Я. Введение в психологию. — М.: Высшая школа, 1976. — 398 с.
  59. Гез Н. И. Некоторые вопросы теории урока иностранного языка // Общая методика обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 1991. — С. 123 — 136.
  60. Н.С. Психологические особенности и критерии профессионализации специалистов // Психология сегодня. — М., 1996. Том 2. Вып. 2.
  61. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учебное пособие для вузов. Высшая школа, 1977. С. 462 — 463.
  62. Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев.: Наук дума, 1984.-207 с.
  63. В.Е. Подготовка студентов к разработке авторских концепций, систем, технологий нравственного воспитания личности // Проектирование инновационных процессов в социокультурных и образовательных сферах. Часть 1. — Сочи, 2000. С. 140 — 142.
  64. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. -М.: Педагогика, 1988.— 134 с.
  65. В.Е. Курс педагогики высшей школы в процессе подготовки аспирантов и соискателей университета // Актуальные проблемы школьной и вузовской педагогики. Сб. науч. тр. под ред. Турина В. Е. М.- Краснодар. АПСН- КубГУ. 2000. С. 142−143.
  66. Е.А. Научно-исследовательская работа — компонент профессионального становления будущего педагога. / Персоналии в педагогике: идеи, опыт, проблемы. / Учебное пособие под ред. Турина В. Е. С. 101−103.
  67. Е.А. Психолого-педагогическая подготовка преподавателя в университете // Актуальные проблемы школьной и вузовской педагогики. Сб. науч. тр. под ред. Турина В. Е. М.- Краснодар. АПСН- КубГУ. 2000 С. 56 — 64.
  68. С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. -2000. № 3. С. 106−107.
  69. А.В. Специфика содержания общепедагогической подготовки учителя технологии и предпринимательства. Автореф. дис.. канд. пед. наук — Волгоград, 2001 22 с.
  70. Е.А., Флоровский С. Ю., Ясько Б. А. Формирование личностной подготовки к профессиональной деятельности в условиях многоуровнего образовательного пространства. / Психология и практика. — Том 4, вып. 4. — Ярославль, 1998. С. 254 — 258.
  71. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие — Ростов-на — Дону. Феникс, 1997. 480 с.
  72. М., Гареев Р. Креативное инженерное образование // Высшее Образование в России. 2000. № 6. — С.98 — 99.
  73. В. П. Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки Российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 333 с.
  74. С. Тайны делового общения // Коммерческий вестник. — 1991. № 7. — С. 19 21.
  75. Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента в исследовании проблемы программированного обучения. М.: Знание, 1975, — 124 с.
  76. . Интегрированная подготовка инженеров // Высшее Образование в России. 2000. № 4 — С. 105−107.
  77. А. Роль упражнений — ситуаций в обучении английской устной речи в старших классах средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1979.-16 с.
  78. Искандеров Иноязычная профессиональная компетентность // Высшее Образование в России. — 1999. № 6. — С. 53 55.
  79. Н.И. Основы менеджмента. Учебное пособие. — 3-е изд. Минск. Новое знание, 2000. 336 с.
  80. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений — М.: Политиздат, 1988. -315 с.
  81. . В.И. Высшее образование. Миссия педагога // Педагогика.— 1988. № 8.-С. 21−22.
  82. А.Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностр. языкам // Иностр. языки в школе. 2001. № 4. — С. 12 — 17.
  83. И. Подготовка менеджеров туризма // Высшее Образование в России.- 2000. № 6. С. 92 — 94.
  84. А.Н. Гуманизация информационной среды местного сообщества. / А.Н.Кимберг- Подг. к публ. А. Н. Кимберг // Проекты КубГУ Электронный ресурс. Режим доступа- World Wide Web, URL- http.7www.kubsu.ru./ psiho isi.— 12.04.2002.
  85. Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 175 с.
  86. Е.А. Введение в психологию труда. Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во МГУ, 1988. 197 с.
  87. . Е.А. Основы психологии. Учебное пособие. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1997. — 285 с.
  88. .В. Эффективность трудоустройства и особенности «Я» — модели индивида// Психология и практика—Том 4, вып. 1. — Ярославль, 1998 С. 243 — 244.
  89. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2001. 175 с.
  90. Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностр. языки в школе. — 1985. № 1- С. 11−13.
  91. И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. — Минск. Вы-шэйшая школа, 1979. — 352 с.
  92. И.Ф. О теоретических основах методов обучения ин. яз. / Методика обучения иностранным языкам. — Минск. Вышейшая школа, 1984. С. 4 — 9.
  93. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. — 1981. Том 2. № 2 С. 25 — 37.
  94. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  95. Л.А. О методологическом подходе к проблеме самореализации личности // Психология и практика. -Том 4, вып.1. Ярославль, 1998.1. С. 90−91.
  96. ., Бирюков С. и др. Психологическая подготовка специалиста // Высшее образование в России. 1999. № 1.- С. 71— 75.
  97. А.И. Культура педагогического исследования. — 2-ое изд., испр. и доп. — Мн.: Ред.журн. «Адукацыя I выхаване», 1996. -312 с.
  98. В.В. Повышение квалификации педагогических кадров // Педагогика,-1992. № 7. С. 28 — 34.
  99. В. В. Лернер И.Я. Дидактические основы определения содержания учебника.— М.: Высш. школа, 1980. 143 с.
  100. Н.М. К проблеме ситуаций в лингвистике и методике // Русский язык за рубежом. — 1981. № 1.
  101. Краткий психологический словарь. Под общей редакцией A.B. Петровского и М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону. Феникс, 1998. — 512 с.
  102. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности //Вопр.психологии —1983.2.-С. 51−59.
  103. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. — М.: МЭИ, 1985. — С.7- 60.
  104. Т. В. Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения. ВП — 1985. № 1.
  105. А. Как готовят «евроученых» // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 5. — С. 148 — 151.
  106. Н.В. Формирование педагогических способностей. — Л.: Изд-во ун-та ЛГУ, 1961.-97с.
  107. О.Г. Избранные труды. Кн. 2. Психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Т.Н.Бешуковой- Межотраслевой регион, центр повышения квалификации и переподготовки кадров. — Краснодар, 2002 — 243 с.
  108. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллин. Валгус, 1980. 334 с.
  109. С.А. Психолого педагогические аспекты развивающего образования // Педагогика. 1996. № 6. — С. 25 — 30.
  110. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1991 — 223 с.
  111. B.C. Структура содержания непрерывного образования и учебные планы // Педагогическая технология. 1993. № 3 — 4.
  112. A.A. К определению речевой ситуации. Общая методика обучения ин. яз. Хрестоматия. Русский язык. 1991— С. 161- 162.
  113. A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. — 304 с.
  114. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. С. 8−143.
  115. И .Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. № 2 — С. 7−11.
  116. Логинова Ю. Ю, Педагогические условия развития активной позиции специалиста. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ставрополь, 2000.- 20 с.
  117. .Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 1. — С. 3 — 17.
  118. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии — М.: Наука, 1984.-444 с.
  119. И.И. Занимательные кроссворды (на англ. яз). Учебное пособие. Новороссийск. НГМА, 2000. — 27 с.
  120. И.И. Разговорный английский (на англ. яз.). Учебное пособие. — Новороссийск. НГМА, 2000 94 с.
  121. И.И. Английский для менеджеров. Учебное пособие. Новороссийск. НГМА, 2001.-90 с.
  122. Э.Г. Автоматизированная обратная связь как средство совершенствования процесса обучения. — Изд-во Саратовского Университета, 1989.-181с.
  123. Э.Г. О механизмах педагогической обратной связи / Педагогика: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. Э. Г. Малиночки. Краснодар, 1999.-С. 72−74.
  124. Э.Г. Категория обратной связи в педагогике. — Адыгейский гос. ун-т. Майкоп, 1998. — 74 с.
  125. В. Лингвогуманитаризация подготовки госслужащих // Высшее образование в России — 2000. № 2. — С. 82 — 85.
  126. А.К. Психология профессионализма. — М.: 1996. С. 18 — 200.
  127. Е. А. Педагогическое общение на уроках иностранного языка как предмет обучения в языковом вузе // Методика обучения иностранным языкам. / Сб. Вып. 14. Минск. Вышейшая школа, 1984. — С. 9 — 14.
  128. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М:. Педагогика, 1972. 208 с.
  129. А.Ф. Средства обучения. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — С. 261 — 284.
  130. Р.П. Навыки и умения В обучении иноязычному говорению // Иностр. языки в школе. — 1999. № 1.- С. 26 — 34.
  131. Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностр. языки в школе. 2000. № 5.— С. 17−22.
  132. Миньяр-Белоручев Р.К. О принципах обучения иностранным языкам. Общая методика обучения иностр. языкам // Хрестоматия. Русский язык, 1991.С. 43−52.
  133. A.A., Маркова А. К. Повышение квалификации преподавателей педвуза // Советская педагогика. 1988. № 10. — С. ЗЗ — 43.
  134. П. Как проводить деловые беседы. М.: Экономика, 1983.- 208 с.
  135. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. / Под ред. Смирновой — Л.: 1984. -156 с.
  136. Н.Р. Экономика управленческого труда. Учебн. пособие. -Краснодар. 1984.-81 с.
  137. Морита Акио. Сделано в Японии. — М.: Прогресс, 1990 250 с.
  138. А. В. Социальная педагогика. / Под ред Сластенина В. А. — М.: Изд. центр Академия, 2002. — 200 с.
  139. В. Ю. Яцкевиенс В.К. Эффективность комплексного обучения основам терминологии в медицинском вузе // Иностр. языки в высш. школе. Учебно-метод. Пособие -М. Высшая Школа. 1987. С. 140 -142.
  140. Образование, предпринимательство, мораль. Материалы научн. практ. конфер. Под ред. В.Е.Гурина- Кубгу. АПСН. М.: Краснодар, 1997. -145 с.
  141. Общая психология. Курс лекций / Составитель Е. И. Рогов. — М.: В ДА ДОС, 2000. 446 с.
  142. С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. АНСССР. -М.: Русский язык, 1991. -915 с.
  143. .В., Фридман JI.C. Учебно-методический комплекс средств обучения // Советская педагогика. — 1991. № 6. С. 26 — 32.
  144. Педагогика. Учебное пособие для студент, педагогических учебн. заведений. / Под ред. Пидкасистого П. И. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 638 с.
  145. Педагогика. Учебно-метод. пособие. / Под ред. Э. Г. Малиночки. Краснодар. Куб ГТУ, 1992.-72 с.
  146. Педагогика: опыт, проблемы, перспективы: Сб. научн. трудов, поев. 70-летию Турина Е. В. Краснодар. 1999. — 131 с.
  147. Педагогика: опыт, проблемы, перспективы: Сб. научн. трудов, поев. 70-летию Е. А. Дегтерева. Краснодар. 1996. — 285 с.
  148. Первый всероссийский конкурс «Лучшие проекты по международному сотрудничеству в сфере образования»: Сборн. матер, и рекоменд М.: Академия администраторов образования, 1998. — 223 с.
  149. H.H. Формирование и расширение лексического запаса для чтения специальных текстов // Иностр. языки в высш. школе. Учебно-метод. пособие-М.: Высшая школа, 1987. -С. 121−126.
  150. Платон. Собр. сочин. в 4 т. Пер. с древнегреч. / Общ. ред. А. Ф. Лосева и др. М.: Мысль, 1990. — С. 3 — 63.
  151. К.К. О системе психологии. — М.: 1972. — С.23 — 89.
  152. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий — М.: Высшая школа, 1981. 175 с.
  153. Ю.П. Содержание психологической концепции профессионального становления личности // Психология и практика. -Том 4, вып. 5. — Ярославль, 1998.-С. 194- 198.
  154. Ю.П. Психологические основы целостностного подхода к процессу профессионализации личности. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. — M., 1991.
  155. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов — М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 с.
  156. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов пед. Ин-тов / В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Е.н. Корнеева и др. / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. — 142 с.
  157. Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностр. языки в школе. 2000. № 1.-С. 4−11.
  158. Е.С. Методика использования средств обучения в языковой лаборатории. // Иностр. языки в школе. —1980. № 6. — С. 42 — 46.
  159. Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностр. языку // Иностр. языки в школе.-2001. № 3.-С. 4−10- № 4.-С. 14−18.
  160. Г63. Проблемы высшего образования в программах ЮНЕСКО. Ю. С. Кулик. — М.:НИИВШ, 1986.-44С. (Обзор информ./НИИ пробл. высш. школы. Сер. «Содержание, формы и методы обучения в высш. и средн. спец. школе" — вып.4.
  161. Психология и педагогика. Учебник для вузов. Реан A.A., Бордовская Н. В., Розум С. И. / Под ред. А. А. Реан. —С-Петербург. Питер, — 2001. — 432 с.
  162. Е. Ю. Профессиональное самоопределение преподавателей вузов // Вопр. Психологии. 1994. № 6. — С. 64 — 73.
  163. Н. С. Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. — 480 с.
  164. Психология и этика делового общения. Учебное пособие / Под ред. В. Н. Лавриненко.- М.: ЮНИТИ, 2000. — 327 с.
  165. Е.М. Основы обучения диалогической речи на языковых факультетах педагогических вузов М., — 1975. — С. 178.
  166. Е.М. Ситуативно-смысловые компоненты обучения диалогической речи // Иностран. языки в школе. 1983. № 4. — С. 22 — 26.
  167. Е. С. Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии — М: — 1990.
  168. С.Л. Основы общей психологии. С. Петербург. Изд. Дом «Питер», 2001.- 720 с.
  169. В.М. Проблемы индивидуальности в становлении профессионала. В кн.: Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. — М .: Ин-т психологии АН СССР, 1991. С. 95- 117.
  170. З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. / Научн. ред. О. Г. Кукосян. КубГУ, Краснодар. 1995 — 169 с.
  171. Е.Ф., Дегтярев А. Н. Политика доходов и заработной платы. Учебн. пособ. КубГУ. Краснодар, 1988. — 307 с.
  172. В. Ф. Ников Г. П. Психологические аспекты самоопределения личности // Психологический журнал. — 1984. Т.5. № 4. — С.65 — 74.
  173. В.Л. Ситуация, тема и текст в лингвометодическом аспекте // Русский язык за рубежом. -1983. № 3. — С. 53 -54.
  174. В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  175. В.А. Учитель и время // Советская педагогика. — 1990. № 9- С. 3−9.
  176. . Бизнес-школы в США // Высшее образование в России— 1996. № 3.
  177. С. Технологии в образовании // Высшее образование в России. — 1999. № 1.-С. 109−112.
  178. Э.А. Разработка управленческих решений. Учебник. М.: Юни-ти, 2000.-271 с.
  179. Е.С. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием. Томск.: 1984.— С. 6−39.
  180. Т.М. Педагогические условия применения деловых игр в техническом вузе. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 16 с.
  181. К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1983. — 424с.
  182. A.M. Психология и педагогика. М.: ЮНИТИ, 2001. — 423 с.
  183. М.Ф. Речевое действие как основа обучения устной иноязычной речи: Автореф. дис. канд пед. наук. М., 1985. -16 с.
  184. A.B. Профессия управленец: (о задачах по подготовке специалистов в области управления производством) // Гор. Хоз-во Москвы. — 1988. № 3. С. 18−19.
  185. Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987 — 175 с.
  186. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд. МГУ, 1975.-343 с.
  187. Н.Ф. Педагогическая психология. Учебник. М.: Издат. Центр «Академия», 1999.-288 с.
  188. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. Краевского В. В., Лернера И. Я. Научно-исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
  189. В. Ф. Формирование профессионально важных качеств инженера в контекстном обучении. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. -16 с.
  190. Г. Н. Развитие рефлексивных способностей в процессе профессиональной переподготовки. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Краснодар, 1997. 23 с.
  191. Р.В. Игровая деятельность на начальном этапе процесса обучения иноязычному общению в языковом вузе // Методика обучения иностранным языкам. Минск. «Вышейшая школа», 1984 — С. 25 — 31.
  192. A.A. Повышение педагогической квалификации в контекстном обучении. Автореф. дис.. канд пед. наук. 1989. — 20 с.
  193. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Флорова М.: Политиздат, 1980. — 444 с.
  194. Л.Б. Педагогическое общение как фактор преодоления психологических барьеров в обучении взрослых. Автореф. дис. .канд. пед наук. Санкт- Петербург, 1993.- 19 с.
  195. Г. Ю. Флоровский С.Ю. К проблеме личностного самоопределения студентов // Психология и практика. — Том 4. вып.1. — Ярославль, 1998. — С. 187−188.
  196. С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. — М.: Высшая школа, 1987. 205 с.
  197. С.К. Тестирование в обучении иностранному языку // Иностр. языки в школе. 1985. № 3. — С. 18 — 22.
  198. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1977. № 2. — С. 88 — 93.
  199. В. К вопросу о соотношении деятельности и речевой коммуникации // Общая и прикладная психолингвистика. М., 1973. — С. 12 — 13.
  200. B.C. Знания, умения, навыки в обучении иностранному языку // Общая методика обучения ин. яз. / Хрестоматия. — М.: Русский язык. 1991. —1. С. 38−43.
  201. Н.Я. Деловое общение с зарубежным партнером. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Краснодар. КубГУ, 1996 — 16 с.
  202. В.Д. Деятельность и способности. — М.: Логос, 1994. — 315 с.
  203. Г. П. Рефлексия / Г. П. Щедровицкий. Избранные труды. — М.: 1995.-С. 485−495.
  204. . Карьера менеджера. — М.: Прогресс, 1997 83 с.
  205. В.А. Педагогическая психология: Учебн. пособие. Европ. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во «Полиус», 1998.
  206. В. А. Леишина Т.Б. Иностранный язык в федеральной программе подготовки управленческих кадров. Изд-во Санкт- Петербург. Университета экономики и финансов, 1999. № 1. — С. 122—129.
  207. Alexander L.G. Longman English Grammar/ Consultant: R.A.Close, cbe. Longman. London and New York, 1997. 374 p.
  208. Collins Cobuild Students Grammar // Practice Material by Dave Willis / Self-study Edition with Answer Key., Harper Collins Publishers Ltd., 1991. 263 p.
  209. Delahanty D. Three aspects of Nonverbal Communication in the Interview // Personnel Joernal. Vol. 49. September, 1970 — P. 750- 760.
  210. Ek. J. Van. Introduction to the Theme «Language Learning Objectives for Multitudal and Multicultural Europe» / Sintra Simposium. Portugal, 1989. P. 52−53.
  211. Makosch M. Levels of Attainment and Scaling in VOLL / Vocationally-Oriented Language Learning in Upper Secondary, Vocational and Adult Education Transparency and Coherence in Approaches to Evaluation and Certification. — Dudlin, 1992.
  212. Rogova G.P. Methods of English Teaching. Moscow. Prosvescheniye. 1975. 310 p.
  213. Skinner B.F. The Science of learning and the Art of teaching // Harward Educational Review, 1954. Spring, 24.
  214. Joan Baker and Heater Westrup. The English Language Teacher’s Handbook. How to teach large classes with few resources. London. Wellington House, 2000. — 170 p.
Заполнить форму текущей работой