Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление и развитие форм предпринимательства в сфере финансовой деятельности на региональном рынке ценных бумаг: На примере Астраханской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В советский период рынок ценных бумаг в России практически отсутствовал с дореволюционного времени, когда работа с ценными бумагами действительно имела место и практиковалась достаточно широко. Купечество, состоятельные люди того времени пользовались разного рода закладными, земельными векселями (к которым мы возвращаемся только сегодня) и другими инструментами рынка ценных бумаг. В советское… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития форм предпринимательства на рынке ценных бумаг России
    • 1. 1. Особенности предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг: основы, формы, содержание
    • 1. 2. Возникновение и структура российского рынка ценных бумаг
    • 1. 3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
  • Глава 2. Анализ участия, форм и развития предпринимательства в сфере финансовой деятельности на региональном рынке ценных бумаг
    • 2. 1. Изучение механизма и целесообразности получения региональных рейтингов
      • 2. 2. 3. аймы Астраханской области: виды займов и организация их проведения
    • 2. 3. Состояние и перспективы развития российского рынка ценных бумаг и одной из его составных частей — фондового рынка Астраханской области
  • Глава 3. Управление становлением и развитием форм предпринимательства на рынке ценных бумаг Астраханской области
    • 3. 1. Создание условий для формирования информационной среды
    • 3. 2. Предпосылки инвестиционной привлекательности предприятий региона
    • 3. 3. Регулирование рынка корпоративных ценных бумаг Астраханской области

Становление и развитие форм предпринимательства в сфере финансовой деятельности на региональном рынке ценных бумаг: На примере Астраханской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постановка проблем, связанных с развитием рынка ценных бумаг Астраханской области, представляется, на взгляд автора, весьма актуальной, поскольку именно сегодня экономика страны остро ощущает потребность в инвестициях, а наиболее перспективный путь их получения — это заимствования нарынке ценных бумаг.

Особая актуальность исследования рынка ценных бумаг связана с тем, что в центре финансового кризиса 90-х годов оказались не только корпорации, предприятия, но и само российское государство как основной эмитент ценных бумаг. Опыт действия российского государства, выстроенная им система ГКО, прогнозы о влиянии средств, вырученных от операций с ГКО, на развитие отечественной промышленности оказались не только неверными, но и пагубными дня всей финансовой системы страны.

Формирование и функционирования рынка ценных бумаг имеет ряд особенностей. Его развитие должно, с одной стороны, соответствовать реально сложившемуся уровню экономического положения общества и специфике конкретной страны, с другой стороны — способствовать обеспечению экономического роста и активизации инвестиционной деятельности.

Понимание этого вопроса, а также стремление теоретически обосновать направления развития рынка ценных бумаг, установить наиболее оптимальные границы государственного вмешательства в этот процесс определяют повышенную актуальность темы данного исследования.

Рынок ценных бумаг выступает составной частью финансовой системы государства, характеризуется институциональной и организационно-функциональной спецификой.

В советский период рынок ценных бумаг в России практически отсутствовал с дореволюционного времени, когда работа с ценными бумагами действительно имела место и практиковалась достаточно широко. Купечество, состоятельные люди того времени пользовались разного рода закладными, земельными векселями (к которым мы возвращаемся только сегодня) и другими инструментами рынка ценных бумаг. В советское время все они были забыты, за исключением государственных облигаций различных займов, казначейских билетов и целевых чеков («бамовских» и иных). Автор отмечает, что все они являлись государственными ценными бумагами.

Корпоративных ценных бумаг, векселей предприятий и т. п. бумаг практически не было и быть не могло, поскольку до «перестройки» акционерных обществ не было, предприятия самостоятельность не имели, так как были связаны жесткими административными отношениями.

Модель экономического развития России с 1991 года в своей основе является переходной от административно-командной к рыночной. Это отмечают, независимо от научных школ и политических воззрений, все ведущие отечественные и зарубежные ученые-специалисты. Одной из тенденций развития российской экономики является заметное повышение роли финансового сектора в общеэкономическом обороте. Ценные бумаги становятся реальным инструментом воздействия на экономическое развитие. Важной задачей в этой связи является определение и оценка роли государственных органов власти в контроле над этими процессами.

Необходимость и возможность государственного вмешательства в экономику является одной из наиболее дискуссионных тем в экономической теории.

На протяжении последних 10 лет наиболее актуальной проблемой для экономики России является поиск путей привлечения капитала. Поэтому перед научными кругами, участниками рынка ценных бумаг, органами государственного регулирования стоит задача возрождения российского рынка ценных бумаг (прежде всего связанная с возвратом доверия инвесторов). Неотложное решение этой задачи и будущее российского рынка ценных бумаг зависят от формируемой законодательной базы отечественной рыночной системы, регулирующей роли, а также форм, методов и степени воздействия государства.

Финансовый рынок — это совокупность всех денежных ресурсов, находящихся в постоянном движении, т. е. распределении и перераспределении, под влиянием меняющегося соотношения спроса и предложения на эти ресурсы со стороны различных субъектов экономики.

По структуре финансовый рынок состоит из трех взаимосвязанных и дополняющих друг друга рынков:

1.Рынка наличных денег и выполняющих их функции краткосрочных платежных средств (векселей, чеков).

2.Рынка ссудного капитала — банковских кредитов.

3.Рынка ценных бумаг"1.

В зарубежной практике рынко ценных бумаг (составная часть фондового рынка) является неотъемлемой частью рыночных отношений. Об этом свидетельствует углубленное изучение его процессов, создание различных концепций, теорий и других научных положений и разработок.

В частности в США существует концепция «четырех рынков ценных бумаг». «Первый рынок» — это фондовая биржа, производящая сделки с ценными бумагами- «второй рынок» — внебиржевой, на котором производятся сделки с незарегистрированными ценными бумагами- «третий рынок» — внебиржевой, на котором производятся сделки с ценными бумагами, зарегистрированными на фондовых биржах через посредников- «четвертый рынок» — ориентирован на институциональных инвесторов (работает через компьютерную сеть)2.

В экономической науке стран Запада существуют различные подходы к исследованию рынка ценных бумаг, что объясняется наличием различных научных школ.

Эксперты ООН предприняли попытку систематизировать взгляды различных ученых США — страны, в которой исследования рынка ценных бумаг ведутся наиболее интенсивно. Отметим некоторые из них.

Господствующими являются представления двух школ — «фундаментальной» и «технической».

Представители «фундаментальной» школы считают, что при изучении рынка ценных бумаг необходимо досконально исследовать балансы, отчеты фирм, состояние активов, политику управления корпорациями, состав директоров, состояние рынков и т. п. На этом основании они пытаются прогнозировать возможные изменения в курсах акций. Их главная цель — определить, занижена или завышена стоимость ценных бумаг корпорации по сравнению с реальной стоимостью ее активов.

Техническая" школа исходит из того, что в биржевых курсах уже отражены сведения, которые необходимы инвесторам. Ведущий объект для их исследованияанализ спроса и предложения на рынке ценных бумаг. Эта школа изучает рынок.

1 Ценные бумаги, под ред. В. И. Колесникова, В. С. Торкановского, 1998, с. 4.

2 Фондовые рынки США, Церих-ПЭЛ, 1992, с.54−55 ценных бумаг в отрыве от воздействия на него экономических, политических, технических факторов. Главный предмет изучения — курс ценных бумаг, который будто бы является ключом к познанию всей ситуации на рынке. В своих исследованиях, кроме описанного метода, они опираются на ряд теорий, к числу которых относятся такие, как:

— «теория Доу: главное — установление момента возникновения и направленность новой тенденции (к повышению или понижению) на рынке ценных бумаг. В ее основе лежат индексы Доу-Джонса, которые сообщают о колебаниях курсов в краткосрочные или долгосрочные периоды. Главная задача исследования — выявить устойчивые тенденции рынка ценных бума;

— теория «широты рынков» (повышений-падений курсов ценных бумаг). Она основана на сопоставлении числа выпусков тех акций, курс которых возрос, и числа выпусков тех акций, курс которых снизился. Например, если изучается выброс из 2200 выпусков акций и курс 1200 возрос, курс 800 снизился, а 200 остался неизменным, то тенденция на рынке будет считаться повышательной. В зависимости от задач исследуются различные периоды функционирования рынка ценных бумаг;

— теория «объема торговли», которая исследует объем биржевой торговли (число проданных акций) в сопоставлении с изменениями курсов этих акций. Если объем торговли уменьшается, то это свидетельствует о конце повышательной тенденции и служит сигналом к продаже акций;

— теория «неполных лотов» — теория субъективного характера. Как известно, неполные лоты приобретают мелкие покупатели. Если доля таких операций в объеме всей торговли велика, то это служит сигналом к продаже ценных бумаг (сигнал растущего риска);

— теория «суммарной короткой позиции», исследования которой строятся на основе изучения данной позиции, представляющей собой соотношение общего числа акций. Высокий коэффициент (большее число инвесторов, продавших акции без покрытия) является признаком повышательной тенденции в будущем"1.

Применительно же к России, как отмечалось выше, рынок ценных бумаг был однобоким, деформированным и поэтому использование указанных выше теорий проблематично.

Основными задачами современного развития рынка ценных бумаг как части национальной экономики являются:

— стимулирование операций с российскими ценными бумагами- -обеспечение конкурентоспособности российских финансовых институтов по отношению к иностранным финансовым институтам, действующим на российском фондовом рынке.

Решение указанных задач непосредственно связано с задачами технического регулирования рынка — методами, направленными на обеспечение ликвидности ценных бумаг:

— институциональными методами, направленными на обеспечение финансовой состоятельности участников рынка (установление размера УК, ограничение на введение рисковых операций);

— функциональными методами, связанными с установлением правил совершения определенных операций.

Несмотря на то, что государство будет стремиться передавать большую часть функций регулирования рынка саморегулирующим организациям, именно система государственного регулирования несет основную нагрузку в решении задач регулирования рынка в целом и является основой системы регулирования.

При этом, как отмечалось в Третьем аналитическом докладе ФКЦБ России 1997 года, к числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

— функциональное регулирование в сочетании с методами институционального регулирования по вопросу организации контроля и надзора за деятельностью участников фондового рынка;

— использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи и под контролем государства;

— распределение полномочий по регулированию рынка между государственными ведомствами на основе жесткой ответственности за результаты;

— приоритет защиты мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка- -приоритет в развитии инфраструктурных организаций;

1 Фондовые рынки США, Церих-ПЭЛ, 1992, с. 171−177.

— максимальное распределение рисков;

— предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

Основными моментами в оценке значения ценных бумаг можно выделить следующие:

1.Ценные бумаги выступают гибким инструментом инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц.

2.Размещение ценных бумаг — эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей.

3.Ценные бумаги участвуют в обслуживании товарного и денежного обращения.

4.На рынке ценных бумаг, прежде всего фондовых биржах, складываются курсы ценных бумаг, которые являются индикатором любых изменений в экономической и политической жизни страны.

Вопросы теории, методологии, организации, регулирования фондового рынка, выработки определенной модели фондового рынка, его дальнейшего совершенствования в России в новых рыночных условиях, исследуемые специалистами научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ, Федеральной комиссии по ценным бумагам при Правительстве РФ и других органов, постоянно находятся в стадии реформирования и доработки.

При этом следует отметить, что при создании модели российского рынка ценных бумаг ФКЦБ разрабатывает нормативную базу таким образом, чтобы она способствовала развитию, прежде всего, коллективных инвесторов — паевых, пенсионных фондов, фондов взаимного кредитования, а также укреплению органов, контролирующих и обслуживающих инвесторов (депозитариев, реестродержателей). Последняя редакция ФЗ «Об акционерных обществах», в частности, предусматривает обязательную передачу ведения реестра акционерных обществ с числом акционеров свыше 50 специализированным регистраторам. Это, по существу, является формированием инфраструктуры российского рынка ценных бумаг по образцу американской модели.

Данная позиция имеет ряд сторонников и противников.

Так, Данилов Ю. считает, что в ближайшее время возможно появление многочисленных коллективных инвесторов в виде негосударственных пенсионных фондов и открытых инвестиционных фондов. Кроме того, на фондовом рынке займут значительное место страховые компании и банки, которые активизируют свою деятельность в работе с ценными бумагами (44,64).

Аналогичной позиции придерживается Ячник О., который, характеризуя профессиональную ассоциацию участников фондового рынка, подчеркивает, что в основе ее создания лежит американская модель фондового рынка (99,33).

Противоположную точку зрения на формирующуюся модель рынка ценных бумаг, как составной части фондового рынка, имеет Мильчакова Н. Она считает, что российский фондовый рынок больше имеет признаков германской модели, нежели американской. Это выражается в том, что в России, как и в Германии, достаточно активное участие в биржевой торговле принимают банки. Германский рынок не имеет единого общенационального центра биржевой торговли, что присуще российскому фондовому рынку (70,78).

Несколько иное мнение о модели рынка ценных бумаг высказывает Хандруев А., который считает российскую модель смешанной моделью. Он отмечает, что рынок ценных бумаг, по всей видимости, не будет привязан к системе финансовых институтов и инвестиционных банков. Коммерческие же банки всегда будут занимать достаточно сильные позиции во всех сегментах фондового рынка (10,20).

Данную точку зрения поддерживает и Козлов А. Он отмечает, что в России сложилась универсальная банковская система, отличная как от американской модели, так и от немецкой. Банки в России — крупнейшие инвесторы, причем не только на рынке государственных ценных бумаг, но и на рынке корпоративных бумаг. (Там же, с. 27.).

Из оценки роли банков на рынке ценных бумаг этими двумя авторами следует, что формирующаяся смешанная модель рынка ценных бумаг России очень близка к германской.

Таким образом, по поводу выбора модели рынка ценных бумаг, а, следовательно, и пути развития его инфраструктуры существуют две точки зрения.

Развитие экономических процессов в конечном итоге должно определить максимальное развитие той или иной модели рынка ценных бумаг. По мнению автора, необходимо учесть опыт функционирования обеих моделей рынка и применить к российской действительности наиболее существенные и положительные их стороны.

В свое время большой вклад в разработку проблем рынка ценных бумаг и финансовых инструментов внесли Колесников В. И., Торкановский B.C., Фельдман А., Захаров А. и др.

В ходе исследования автор в значительной степени опирался на теоретические разработки в сфере вопросов деятельности рынка ценных бумаг А. Витина, А. Иванова, ЛКролли, И. Костикова, М.Крыловой.

Комплекс вопросов формирования государственной политики в отношении рынка ценных бумаг, его инвестиционной значимости, роли государства на рынке ценных бумаг исследуется в работах Кресса В., Шадрина А., Бакушева В., Бочкаревой ?.

Инвестиционный аспект рассматриваемой проблемы комментируется в трудах Евлашева Н., Овчинникова О., Фердинанда И. В этих монографиях приведены синтезирующие результаты анализа российского рынка ценных бумаг, его инвестиционной привлекательности, рассмотрены некоторые проблемы привлечения инвестиций в российскую экономику посредством использования инструментов нынешнего рынка ценных бумаг.

Среди зарубежных специалистов можно отметить таких, как Н. Кларк, Д. Норт и др. В этих работах подробно изложены вопросы функционирования основных интситутов рынка ценных бумаг, рассмотрены их функциональные значения, исследованы место и роль внешних заимствований, их механизм и инструментарий.

Проблемы развития отечественного рынка ценных бумаг получили освещение в трудах Жукова Е. (правовые аспекты фондовых отношений и связи рынка с социально-экономической сферой), Фельдмана А. (анализ особенностей обращения производных ценных бумаг).

В работах Строева Е., Рукавишниковой И. можно почерпнуть интересные данные об экономическом развитии России в последние годы, а также проследить основные ориентиры перспектив развития экономики в целом и рынка ценных бумаг в частности.

Немаловажны здесь новые партнерские отношения, с укреплением доверия между экономическими партнерами, а значит, и снижением совокупных экономических издержек. Множество доказательств этого тезиса «от противного» приносят просчеты и неудачи в современном отечественном опыте.

Так, отсутствие доверия между населением и коммерческими структурами, между населением и государством — источник прямых экономических потерь. Достаточно привести примеры низкой нормы частных сбережений в банках, отвлечения средств на 100% предоплату, низкого курса акций большинства акционерных обществ, бегства капитала, долларизации населения и т. п.

В условиях неизбежной системной трансформации экономики перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации открываются возможности для развития и регулирования фондового рынка. Это выработка идеологической концепции развития рынка и создание законодательной базы его функционирования, обеспечение контроля за безопасностью рынка и корректировка движения инвестиционных ресурсов в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона (в том числе и финансовыми ресурсами).

Рынок ценных бумаг стал активной частью российской финансовой системы, органично дополняет денежный рынок и рынок банковских ссуд. Однако, несмотря на масштабность, фондовый рынок находится на начальном этапе своего развития. Пока что в науке и практике не до конца отработаны механизмы управления, не изучены отдельные категории и функции, не обобщен опыт региональных рынков ценных бумаг.

Становление и развитие рынка ценных бумаг основывается на уже состоявшемся в России разгосударствлении собственности. Формирование на базе государственных предприятий акционерных обществ открытого типа (со всеми «плюсами» и «минусами» этого процесса) стало основным способом приватизации.1 Отметим в истории развития экономики России, еще с 1917 года (до начала рыночных реформ), нетипичность хода этого процесса по сравнению с большинством стран Европы, Азии и США.

1 При акционировании в большинстве случаев коллективы избирали второй вариант льгот, при котором они становились собственниками 51% акций своего предприятия. В целом трудовыми коллективами по закрытой подписке было получено свыше 40% от количества размещенных акций. Так на 1.10.97г. акции предприятий находились в собственности 297 тыс. физических и юридических лиц. Основу составляли простые акции.

В нашей стране регулирование экономики было полностью государственным. Размеры капиталовложений в российские предприятия определялись государством и отраслевыми министерствами. Средства на развитие тех или иных предприятий выделялись из централизованного источника — бюджета. В бюджет средства попадали путем сбора налогов, которыми облагалась прибыль предприятий. Фактически вся прибыль предприятий (до 70%) перечислялась в бюджет. На практике получалось, что больше всего денег изымалось у предприятий, которые работали хорошо. Таким образом, они были лишены возможности развивать производство за свой счет. В то же время, бюджетные средства использовались крайне неэффективно. Это прежде всего выражалось в том, что путем постоянных дотаций поддерживались предприятия, которые работали плохо и производили продукцию, не пользующуюся спросом.

Такая практика, продолжавшаяся десятилетиями, привела к накоплению проблем и, так или иначе, способствовала резкому обострению социального и экономического кризиса в нашей стране в начале 90-х годов. Пользуясь английской поговоркой, можно утверждать, что в итоге «убыточные предприятия съели эффективно действовавшие».

Экономика, как еще раз подтверждает опыт нашего прошлого, должна обладать саморегуляцией. Тогда денежные потоки смогут быть направлены только в предприятия, которые могут превратить их в прибыль. И произойдет хотя бы частичная санация экономического организма страны.

Вновь обращаясь к возможностям фондового рынка, предварительно (перед детальным рассмотрением его состояния в регионах) автор отмечает его главную способность — регулировать экономику. Профессиональные задачи организаторов и участников фондового рынка — занимать деньги у частных граждан, вкладывать их в хозяйство, получать прибыль и рассчитываться с заимодателями посредством дивидендов.

В этой связи он подчеркивает особую значимость государственных ценных бумаг. С начала своего появления они были фактически инструментом государственного кредита и использовались для покрытия чрезвычайных расходов государства, связанных с войнами и стихийными бедствиями. Со временем они начали играть незаменимую роль в сфере государственного регулирования денежного обращения.

В современных условиях с помощью государственных ценных бумаг проводится кредитно-денежная политика с целью регулирования макроэкономики.

В этой связи выделяются две его основные функции фондового рынка.

Первая — социально-экономическая. Она выражается в том, что фондовый рынок является индикатором развитости экономической системы государства. Кроме этого, фондовый рынок является и местом приложения высоких экономических, организационно-управленческих и иных технологий. По своей сути он является образцом экономической структуры, соединяющей в себе достижения экономики, науки и техники.

Вторая — социально-политическая. В отличие от универсальных, но безликих денег, акции — инструмент адресный. За ними всегда можно увидеть конкретное физическое или юридическое лицо, их владельца. Движение акций на рынке делает ситуацию прозрачной, а значит предсказуемой и безопасной. Даже кризисы на фондовом рынке выполняют стабилизирующую функцию, поскольку происходят в «виртуальной» реальности и опережают реальные социально-экономические кризисы, что позволяет финансовым институтам и органам государственного управления предпринять соответствующие действия"1.

Приступая к изучению проблемы рынка ценных бумаг, необходимо дать ему предварительное определение, ибо без этого дальнейшее рассмотрение материала теряет смысловую определенность. Автор определяет рынок ценных бумаг как сегмент финансового рынка, связанный с обращением ценных бумаг (акций, облигаций и т. д.).

Объектом исследования являются формы предпринимательства на рынке ценных бумаг Астраханской области.

Основная цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы, опираясь на результаты ситуации, сложившейся в сфере предпринимательства на рынке ценных бумаг, выявить особенности адаптации российского и зарубежного опыта к условиям отдельно взятого региона.

1 Кларк Н. Экономический обзор по евробондам., Н-Йорк, 1993.-c.170.

Естественно, что рынок ценных бумаг Астраханской области не является по своей сути самодостаточным и не может рассматриваться отдельно хотя бы от российского рынка ценных бумаг.

В соответствии с этой целью в диссертационной работе ставятся следующие задачи:

1.Выделить особенности существующей законодательно-нормативной базы развития рынка ценных бумаг Российской Федерации и ее субъекта — Астраханской области.

2.Теоретически обосновать эффективные формы предпринимательства на рынке ценных бумаг, с последующей выработкой стратегии развития регионального предпринимательства.

3.Выявить причины, определяющие существующее положение на рынке ценных бумаг Астраханской области.

4.На основании анализа экономико-теоретических подходов к пониманию сущности рынка ценных бумаг, действующей законодательной базы, регулирующей деятельность этого механизма, а также анализа структурных изменений определить возможные пути выхода из сложившейся на региональном фондовом рынке ценных бумаг ситуации, характеризующейся запоздалой тенденцией развития фондовой инфраструктуры и соответствующего инструментария.

5.Разработать конкретные предложения и рекомендации по формированию состояния регионального рынка ценных бумаг, отвечающему современным требованиям его участников. б. Обосновать необходимость принятия на уровне органов исполнительной и законодательной властей региона комплекса мер, направленных на оздоровление и улучшение состояния рынка ценных бумаг, его эффективности в отношении развивающегося инвестиционного процесса.

Приведенный выше перечень задач не исчерпывает весь круг вопросов, связанных с изучением и развитием экономико-организационных основ управления рынком ценных бумаг на территории конкретного региона. Поэтому в работе основное внимание уделяется наиболее актуальным в современных условиях направлениям исследования.

Методологическая основа исследования. В основе исследования лежат метод системного анализа, диалектический метод, предопределяющий изучение экономических явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи, аналитико-синтетический метод изучения факторов. Широко применялся метод сравнительного анализа и обобщения источников.

Автор понимает, что создание теоретической модели связано с потерей части информации. Однако это позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов и сконцентрировать свое внимание на главных элементах рассматриваемой проблемы.

В целом исследование идет от общего к частному, от исследования сущности вопроса относительно общероссийского рынка ценных бумаг к исследованию проблемы, связанной с рынком ценных бумаг Астраханской области. Вклад автора в изучаемую область состоит, прежде всего, в комплексном исследовании развития регионального рынка ценных бумаг.

Информационной базой исследования послужили законы, постановления, инструкции и другие нормативные документы Российской Федерации, а также данные государственной статистики, экономических исследований по проблемам, касающимся рынка ценных бумаг, опубликованные в экономической литературе, материалы периодической печати, включая зарубежные издания. Научная новизна исследования заключается в том, что: -на основе анализа состояния и развития предпринимательства в финансовой сфере рынка ценных бумаг зарубежных стран и России выявлены основные факторы его развития и их взаимосвязь, оказывающие приоритетное влияние на региональный фондовый рынок и возможность управления его финансовыми инструментами;

— проведенный анализ специфики инструментов рынка ценных бумаг, а также механизма их обращения позволил раскрыть особенности, роль и сущность рынка ценных бумаг для привлечения инвестиций и активизации развития промышленного производства;

— теоретически доказана необходимость совместного федерального и регионального регулирования через систему государственных и других органов;

— на основе проведенного исследования выработаны и предложены конкретные рекомендации по выводу регионального рынка ценных бумаг на новый качественный уровень;

— проведенный анализ участников рынка ценных бумаг позволил выявить необходимость разветвленной, мощной институциональной инфраструктуры рынка ценных бумаг;

— обосновано комплексное воздействие структурных экономических преобразований и изменений законодательной базы на работу механизма рынка ценных бумаг и использование соответствующего инструментария;

— выявлены элементы совпадения и преемственности в функционировании общероссийского и регионального рынка ценных бумаг;

— обоснована необходимость увеличения ресурсной базы рынка государственных ценных бумаг, прежде всего, за счет временно используемых денежных средств физических лиц.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в попытке научно обосновать особенности реализации потенциала фондового рынка во взаимосвязи с изменениями структурного характера региональной экономики переходного периодав возможности применения выводов и предложений, содержащихся в диссертации, в качестве научного материала для дальнейшей разработки проблем рынка ценных бумаг, как его профессиональными участниками, так и государственными органами власти при разработке программ развития регионального рынка ценных бумаг, специалистами, занимающимися экономическими и организационными проблемамми формирования рынка ценных бумаг Астраханской области.

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы при разработке мер по совершенствованию законодательства в сфере предпринимательства на рынке ценных бумаг, а также в чтении лекционных курсов образовательсных учебных заведений.

Реализация предложений, выдвинутых в диссертации, позволит наиболее полно использовать инструментарий рынка ценных бумаг, что, несомненно, будет способствовать наращиванию промышленного потенциала многих предприятий области и развитию цивилизованных рыночных отношений в этой сфере экономической деятельности.

Практическая значимость результатов исследования также состоит в разработке и адаптации концептуальных подходов, нацеленных на эффективное решение проблем, возникших на конкретном сегменте фондового рынка — рынке ценных бумаг Астраханской области.

Апробация работы. Основные положения и выводы, полученные в процессе исследования, опубликованы в шести научных работах общим объемом 2,35 п.л. Проблемы фондового обеспечения социально-экономического развития региона изложены в сборнике материалов международной конференции «Управление региональным экономическим развитием Юга России» (Северо-Кавказская академия государственной службы, 2000 г.).

Вопросы, касающиеся использования инструментов рынка ценных бумаг, нашли практическое применение в работе предприятий-профессиональных участников астраханского рынка ценных бумаг, в том числе филиала регистратора «Реестр-Депозит-Ахтуба» АО «Реестр» и филиала регистратора «НИКОйл».

Разработки автора по развитию рынка ценных бумаг, как составной части фондового рынка, легли в основу проекта областной целевой программы «Развитие фондового рынка Астраханской области».

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 106 наименований, приложения на 8 страницах, общим объемом 167 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях реализации ФЦП «Социально-экономическое развитие Юга России до 2006 года», принятого курса на продолжение приватизации, а также исходя из принципа саморазвития регионов важнейшей целью является привлечение инвестиций в экономику региона путем использования механизмов рынка ценных бумаг.

Реализация названной стратегической цели требует активной работы как с действующими операторами фондового рынка и его потенциальными участникамиастраханскими предприятиями, являющимися вероятными объектами инвестиций, так и населением области, отечественными и иностранными инвесторами.

В связи с августовским кризисом фондового рынка данная Концепция приобретает особое значение, поскольку позволит активизировать инвестиционный процесс на фондовом рынке региона, оживить деятельность предприятий и, соответственно повысить бюджетные поступления.

Поэтому автор считает необходимым всю последующую работу законодательной и исполнительной ветвей власти строить на основе данной Концепции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Постановление ФКЦБ «Об опционном свидетельстве, его применении и утверждении Стандартов эмиссии опционных свидетельств и их проспектов эмиссий» от 9.01.97 № 1, М.// Вестник ФКЦБ.
  2. Постановление ФКЦБ «О системе раскрытия информации на рынке ценных бумаг» от 9.01.97 № 2, М.// Вестник ФКЦБ.
  3. Распоряжение ФКЦБ «О порядке присвоения выпускам ценных бумаг государственных регистрационных номеров» от 26.02.97 № 61-р, МЛ Вестник1. ФКЦБ.
  4. Указ Президента РФ от 1.07.96 № 1008 «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации».
  5. Доклад Всемирного банка. Государство в меняющемся мире.// М., ПРАЙМ-ТАСС. -1997.
  6. Материапы к выпуску и размещению еврооблигаций, Б.н. Б.и., 1998.
  7. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в РФ. (Материалы семинара).// Юрист.-1997.-№ 12.-с.2−11.
  8. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России.// Эк-ка и жизнь.-1995.-№ 35.-с.8.
  9. Пути преодоления фондового кризиса// Власть.-1999 -№ 2.-с.40−47. Ю. Состояние и проблемы развития рынка ценных бумаг в России. (Материалы 5
  10. Международного банковского конгресса)// С-Петербург, Деньги и кредит. 1996. -№ 7.- с. 20.
  11. Финансово-инвестиционные институты на рынке ценных бумаг (Аналитический обзор).// Финансы и кредит.-1997.-№ 6.-с.43−49.
  12. Фондовые рынки США: основные понятия, механизм, терминология. ООН, Пер. с англ.-М.: Церих-ПЭЛ, 1992.
  13. Ценные бумаги под ред. Колесникова В. И., Торкановского B.C.// М., Финансы и статистика.-1998.-С.416
  14. Ценные бумаги субъектов РФ и муниципальных образований.// Эк-ка и жизнь.-1997.-№ 1.-с.6−10.
  15. Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики.// Вопросы экономики -1997 -№ 6.
  16. Л. Современная Россия через призму экономических взглядов Сергея Витте.// НГ-Политэкономия. 1997-№ 7.17Авдеев М., Кобзев Е. Как действует рынок ценных бумаг.// Закон. -1997.-№ 7.-с.93−96.
  17. В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. // Бух.учет.-1997.-№ 2.-с.56−59.
  18. М. Учение о ценных бумагах.//М., Финансовое изд-во, НКФ СССР.1927.
  19. . Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции.// М., Финансы и статистика.-1991.
  20. О. Проблемы становления рынка ценных бумаг.// Саратов 1994. Депонировано в ИНИОН.
  21. С. Вексельная версия преодоления платежного кризиса.// Росс.экономич.журнал.- 1995.-№ 9.-с. 18−21.
  22. А., Кащеев Н., Щуриков А. Региональные и муниципальные заимствования.// РЦБ № 5/2001, с. 145.
  23. М. В поисках доходных финансовых инструментов.// РЦБ № 17/2001 с. 42.
  24. В. Вексель: функции и возможности.// Кожевен-обувная промышленность.-1994.-№ 11/12.-с.З-5.
  25. С. Особенности обращения государственных ценных бумаг.// Аудитор.-1997.-№ 5.-с.39−45.
  26. С. Государственное регулирование фондового рынка в переходной экономике.// Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. М.-1998.
  27. А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг в переходной экономике.//Диссертация к.э.н., М.-1999.- 180с.
  28. В. Муниципальные облигации: выпуск и размещение, М.- 1997.-с.120.
  29. Ю. Какой национальности инвестор.// Деловой мир.-1995.-№ 6.с.7.
  30. А. Рынок ценных бумаг и инвестиции: кризис и предпосылки его преодоления.// Вопросы экономики. № 5 /1998 с. 136.
  31. В. Качественный рост вексельного рынка в России, М.- Вексельное обращение 1998 — с.24−25.
  32. Н. Взаимосвязь структуры власти и развития фондового рынка в экономической системе России.// Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. Казань.-1997.
  33. В. Рынок ценных бумаг: вопросы теории и практики.// Воронеж, Воронежский ун-т 1995.
  34. В. Российские биржи: генезис, развитие, регулирование.// Воронеж, Центрально-Черноземное книжное изд-во 1994. -148с.
  35. JI. Областные облигации: средство развития региональных фондовых рынков.// РЦБ № 4/1997. -с.31−33.
  36. Р. Национальное богатство США в послевоенный период.// М., Джон Уайли энд Санз. 1996−250с.
  37. Ю. Фондовый рынок.// М.-1998.
  38. С. Функции фондового рынка в экономике развитых стран,// Финансы № 6 /1995 с. 31.
  39. С. Ценные бумаги как инвестиционный товар.// Финансы.-1995.-№ 2.-с.34−37.
  40. А. Облигации (Правовой аспект). // Хозяйство и право.-1997.-№ 3.-с.26−32.
  41. А. Регионы выходят на рынок.//Деловой мир, 1 апреля 1995.43 .Греф Г. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г.// Фонд «Центр стратегических разработок».-2000.
  42. Ю. Анализ и прогноз развития российского рынка ценных бумаг.// ЭКО.-1995.- № 2.
  43. А. Российские эмитенты на еврорынке документарных обязательств.// Мировая экономика и международные отношения.-1998.-№ 4.-с. 123 130.
  44. И. Кредитный рейтинг муниципального долга, // Рынок Ценных Бумаг (далее РЦБ) № 13/1997 с. 74.
  45. С. Фондовые рынки: основные понятия, механизмы, терминология.// М., АНИКЛ-1991.- 127с.
  46. М. Практика государственного стимулирования фондового рынка.// РЦБ № 6/2000 с. 54.
  47. Е. Ценные бумаги и фондовые рынки.// М., Банки и биржи, ЮНИТИ.1995.
  48. А. Что есть рынок ценных бумаг.// Экономика и жизнь.-1995.-№ 25.-с.8−12.
  49. А., Бажан А. Развитие и регулирование российского рынка ценных бумаг.// РЦБ.-1994.-№ 17.-С.4−9.
  50. Илаева 3. Рынку ценных бумаг основной закон и единый.// Дел.мир.-1995.-№ 26.-с .4−6.
  51. А. Муниципальные ценные бумаги в России.//М., Изд. «Наука».1997.
  52. В. Перевод бюджета развития Москвы на инвестиционно-заемную основу// РЦБ № 9/1998 с. 40.
  53. И. Рынок муниципальных облигаций: мировой опыт и российская специфика.// Мировая экономика и международные отношения.-1999.-№ 1.-с.110−115.
  54. П., Борисов С. Проблемы привлечения иностранного капитала на российский рынок государственных ценных бумаг.// Деньги и кредит.-1996.-№ 3.
  55. В. Экономическое положение и направления инвестиционной деятельности в регионе,// Вопросы экономики № 2/1997 с. 72.
  56. Л. Российский рынок ценных бумаг: состав, структура, проблемы развития., М.- 1997.
  57. М. Ценные бумаги вещественный документ или совокупность прав.//РЦБ № 4/1997-с.57−60.
  58. М. Рынок ценных бумаг как фактор воспроизводственного процесса.// Деньги и кредит.-1995.-№ 1.-с.44−45.
  59. Д. Регулирование инфраструктурой ценных бумаг.// Российская юстиция.-1995.-№ 8.-с.17−18.
  60. . Фактор доверия при проведении экономических реформ,// РЦБ № 4/1998 -с.ЗО.
  61. Н. Особенности допуска ценных бумаг и котировка на бирже.// Вопросы экономики. 1996.-№ 9.
  62. Я. Программа восстановления российского рынка ценных бумаг.// М., ПРАЙМ-ТАСС. 1998.
  63. Я. Как структура собственности определяет фондовый рынок.// РЦБ № 1/2000 -с. 14.
  64. Я. Ценные бумаги и фондовый рынок.// М., Перспектива. 1995.
  65. С. Рынок евробумаг в круговороте событий,// РЦБ № 3/1998 с. 13.
  66. В. Фондовый рынок: инструменты и механизмы.// М., Международные отношения. 1991.
  67. А. От спекуляций к инвестициям,// РЦБ № 22−23/1998 с. 24.
  68. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики, М., «Начала», № 7/1997 с. 7.78.0вчинников О. Векселя как средство замещения денег: дополнительные возможности.// Финансовый бизнес.-1994.-№ 12.-с.29−32.
  69. С. Муниципальные ценные бумаги.// Финансовый бизнес.-1994.-№ 12-с.23−28.
  70. Е. Использование государственных ценных бумаг для решения проблемы финансирования бюджетного дефицита., С-П.-1998.
  71. С. Конвертируемые облигации как средство привлечения капитала,// РЦБ № 2/1998 с. 43.
  72. И. Основные формы государственного воздействия на рынок ценных бумаг., М., Изд. «Наука».- 1998.
  73. М. Формирование рынка ценных бумаг в России.// Финансы.-1997.-№ 10.-с.15−17.
  74. П. Экономика: вводный курс.// М., Прогресс.- 1964.
  75. А. Принципы организации торговли ценными бумагами на ММВБ.// Бизнес и банки.-1993.-№ 7.
  76. Е. О новых ориентирах экономической политики// Вопросы экономики.- 1998.- № 5. с. 9.
  77. В. Российские долговые ценные бумаги: истоки, проблемы, решения: ипотечные облигации., С-П., Изд. «Прометей». 1996.
  78. В. Рынок ценных бумаг и его финансовые инструменты.// СПб., АО «Комплект».-1994.
  79. А. Вексель и вексельное обращение в России, М., Мир, 1997с.13.
  80. X. Суверенный рейтинг Российской Федерации.// РЦБ.-1999.-№ 5.-с.21−29.
  81. В. Растет доверие к рынку государственных ценных бумаг.// Финансы.-1995 .-№ 5 .-с.40−41.
  82. JI. Место рынка ценных бумаг в системе рыночных отношений.// Финансы и кредит.-1999.-№ 1.-с.27−31.
  83. А. Рынок ценных бумаг, фондовые биржи, брокерская и дилерская деятельность.// М., МЕНАТЕП-ИНФОРМ.-1992.
  84. А. Формирование фондового рынка в России и государственная политика в области ценных бумаг, // Финансы № 6/1997 с. 27.95 .Шадрин А. Муниципальные облигации пополнят губернскую казну.// Деловые люди.-19 997.-№ 75.-с.66−69.
  85. А. Рынок ипотечных ценных бумаг. Опыт США и перспективы России.// Экономическое обозрение 1998 № 2
  86. М. Россия:операции на открытом рынке.// Финансы.-1995.-№ 7.-с.35−37.
  87. Н. Фондовый рынок и его роль в инвестиционном процессе.// Диссертация на соискание ученой степени к.э.н.М. 1997.-160с.
  88. О. НАУФОР на пути к всероссийскому фондовому рынку.// РЦБ № 7/1996, с. ЗЗ
  89. Cambell С. Money, banking and monetary policy.// Chicago.-1988.
  90. Gitman L., Yoehnk M. Fundamentals of Investing. Fourth Edition.// Harper Collins Publications.
  91. Evlashev N. Astrakhan Oblast Bonds,// Investing in Russia № 1/1998 c.78.
  92. Ferdinand E. Banks An Introdaction to International Money Banking and Finance.// Uppsalo University 1992 c.89−90.
  93. Shlifer A., Vishny R. A Survey of Corporate Governance: NBER Working Papers Series.// US National Bureau of Economic Research, 1996 c.27−28,49−51.
  94. H. Экономичекий обзор по евробондам, Н-Йорк, 1993 с.185.
  95. Юб.Нерезиденты на рынке ГКО//РЦБ № 7/1998.
Заполнить форму текущей работой