Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты исследования, обеспечивающие формирование умений делового общения у студентов-экономистов, реализуются в образовательном процессе Воронежского государственного технического университета. Проблемно-модульная технология, разработанная в исследовании, включающая соответствующие формы (проблемная лекция, тренинги, практические занятия, научно-исследовательская работа, обучение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический аспект формирования умений делового общения на современном этапе
    • 1. 1. Специфика формирования умений делового общения на основе проблемно-модульной технологии
    • 1. 2. Психолого-педагогический аспект формирования умений делового общения на основе проблемно-модульной технологи
    • 1. 3. Разработка модели формирования умений делового общения на основе проблемно-модульной технологии
  • Выводы
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию умений делового общения на основе проблемно-модульной технологии
    • 2. 1. Определение педагогических условий формирования умений делового общения на основе проблемно-модульной технологии
    • 2. 2. Описание опытно-экспериментальной работы формирования навыков и умений делового общения на основе проблемно-модульной технологии
  • Выводы

Формирование умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Значительное расширение масштабов международного и межкультурного взаимодействия, деловых контактов, вхождение России в мировое экономическое пространство обусловили радикальные изменения предъявляемых требований к — развитию? умений кросскультурного общения, которое становится^ одной из ведущих характеристик специалиста. Именно поэтому преподавание иностранного языка характеризуется, в том числе, ориентацией на формирование умений делового общения, что обеспечивает способность будущего специалиста участвовать в диалоге культур, деловых переговорах, зарубежных стажировках, экономических семинарах и конференциях, его готовность к наращиванию и приобретению новых знаний, к формированию активно-деятельностной, субъектной позиции как основы самореализации и саморазвития.

В соответствии с введением государственных образовательных стандартов третьего поколения потребовалось внедрение проблемно-модульной технологии в учебный процесс. Вслед за М. А. Чошановым, проблемно-модульная технология понимается нами как мобильность знания, гибкость метода и критичность мышления. Проблемность рассматривается как необходимое условие развития мышления, важное мотивационное и эмоциональное средство. Модульность — «сжатие» учебной информации1 (обобщение, укрупнение, систематизация) и фиксирование ее в виде модулей.

В связи с этим особенно актуальной становится проблема формирования умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии. На сегодняшний день для реализации кросскультурного общения недостаточно ограничиваться когнитивной сферой в процессе обучения деловому общению. Эффективное обучение деловому общению требует также формирования таких качеств как целеустремленность, самоорганизация, развития способности решать задачи с высоким уровнем проблемности на основе проблемно-модульной технологии. Это актуализирует проблему формирования умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии.

Степень научной разработанности проблемы.

В современной научной литературе разработаны концепции, раскрывающие основные аспекты теории делового общения (A.C. Белкин, A.A. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. Я. Лернер и др.) — проанализированы личностные качества, обеспечивающие компетентность в социокультурном общении (Л.И. Гри-шаева, A.A. Леонтьев, В. В. Рыжов, В. А. Сластенин и др.) — достаточно полно исследованы проблемы формирования коммуникативных умений и навыков (И.Л. Бим, М. Л. Вайсбурд, И. А. Зимняя, В. П. Кузовлев, Е. И. Пассов и др.) — изучены проблемы коммуникативной компетентности специалиста (Н.Д. Гальскова, С. М. Колова, Э. П. Комарова, В. В. Сафонова, E.H. Соловова, П. В. Сысоев и др.).

В качестве самостоятельной проблемы тема обучения деловой коммуникации и деловому общению стала активно подниматься в 60-е годы XX века и стала предметом специальных исследований в работах зарубежных (Р.Л. Дафт, Л. Джуэдл, Дж.М. Лэйхифф, И. Лингарт, Г. Минцберг, Т. Пар-сонс, Дж.М. Пенроуэ, С. Ховланд и др.) и отечественных ученых (В.Г. Афанасьев, A.A. Бодалев, E.H. Зарецкая, A.A. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. П. Панфилова, Б. Д. Парыгин, Л. Д. Столяренко и др.).

Деловое общение и формирование культуры делового общения были предметом исследования экономистов, социологов, психологов. Отдельные аспекты коммуникативных основ управленческой деятельности освещаются в публикациях по социальной психологии и деловому общению. Обзор теорий коммуникаций даётся в публикациях С. Мики, З. И. Ненцкого, Ю.В. Под-гурецкого, Н. И. Архиповой, В. В. Кульба, С. А. Косяченко, Ф. Ю. Чанхиева. Место и роль коммуникации в управленческом процессе освещают работы В. Н. Андреевой, И. Атватера, М. Беркли-Алена, Л. Г. Бузуновой, Ф. А. Маркиной, Ю. Ф. Жукова, М. И. Станкина, Е. С. Жарикова, А. Н. Богатко, А. И. Самоукина. Из отдельных видов коммуникации наиболее изучено ведение переговоров (П. Домбровский, Д. В. Калашников, В. И. Курбатов, X. Коэн, Д. Нирен-берг, Р. Фишер, У. Ури и др.). Следует выделить публикации, затрагивающие вопросы формирования и развития коммуникативных способностей (И.А. Алексеев, В. А. Сонин, В. Н. Снетков, Е. С. Яхонтова, JI: B. Куликова и др.), коммуникативной компетентности (JI.A. Петровская, A.M. Еропкин, И. П. Марченко, Т. И. Шульга, Р.Дж. Штенберг, И. Д. Ладанов и др.), эффективности коммуникативного взаимодействия (Д.А. Левел, В. Г. Гуранов, В. Долохов, Н. В. Гришина, В. Зигерт и др.).

Данные исследования способствуют накоплению и систематизации научной информации по рассматриваемой проблеме, однако собственно аспект формирования умений делового общения у студентов-экономистов на> основе проблемно-модульной технологии в них не рассматривается. До настоящего времени не разработана эффективная модель формирования умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии. Таким образом, складываются противоречия между:

• необходимостью формирования умений делового общения у студентов-экономистов и отсутствием разработанной модели, позволяющей формировать эти умения на основе проблемно-модульной технологии;

• необходимостью оценки уровня формирования* умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной5 технологии и отсутствием критериев и показателей, позволяющих диагностировать уровень их сформированности;

• богатыми возможностями предмета «иностранный язык» в формировании умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии и недостаточного использования его потенциала.

В свете отмеченных противоречий назрела настойчивая необходимость исследовать процесс формирования умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии.

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каково содержание процесса формирования умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Формирование умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии».

Объект исследования — образовательный процесс в вузе.

Предмет исследования — формирование умений делового общения на иностранном языке у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии.

Целью исследования является разработка и экспериментальная проверка модели формирования умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи:

— провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и выявить содержание, компоненты, этапы формирования умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии;

— разработать и апробировать модель формирования умений делового общения у студентов-экономистов;

— разработать и реализовать в учебном процессе проблемно-модульную технологию формирования умений делового общения на иностранном языке у студентов-экономистов;

— разработать диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень сформированное&tradeумений делового общения у студентов-экономистов на иностранном языке;

— выявить педагогические условия, способствующие формированию умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что эффективность формирования умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии обеспечивается, если:

• выявленное содержание структурных компонентов-делового общения будет способствовать пониманию сути, данного явления студентами-экономистами;

• разработанная модель, включающая цель, методологические подходы, принципы, этапы формирования умений делового общения у студентов-экономистов, будет являться основой данного процесса в реальной педагогической практике;

• разработанные критерии и показатели позволят эффективно оценивать уровень сформированности умений делового общения на иностранном языке у студентов-экономистов;

• проблемно-модульная технология формирования умений делового общения на иностранном языке будет способствовать развитию умений деловой коммуникации в сфере бизнеса, совершенствованию коммуникативных умений;

• выявленные педагогические условия будут способствовать более эффективному формированию умений делового общения на иностранном языке у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии и повышению их компетентности в целом.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: проблемно-модульный подход (В.И. Андреев, В. В. Давыдов, JI.B. Занков,.

A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, П. И. Пидкосистый, Ю. В. Сельков,.

B.А. Сластенин, М. А. Чошанов, Д. Б. Эльконин, В. А. Якунин и др.), лично-стно ориентированный подход, определяющий положение студента как активного субъекта, цели и сути процесса обучения и обуславливающий создание условий для развития личности и формирование умений делового общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Е. В. Бондаревская, Т. Вейт, Дж. Гилбарт, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — деятельностный подход, раскрывающий закономерности деятельности как ведущей детерминанты в развитии и образовании человека и механизмы, обеспечивающие формирование умений делового общения (М.Я. Басов, C.JI. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, A.A. Леонтьев и др.) — контекстный и компетентностный подходы, обеспечивающие ориентацию обучения на формирование делового общения как основы самоопределения (самодетерминации), самоактуализации и эффективной деятельности (A.A. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Э. П. Комарова, Т. М. Ковалева, И. Д. Фрумин, A.B. Хуторский, П. Г. Щедровицкий и др.) — коммуникативный подход как метод познания сущности и закономерностей делового общения (И.Л. Бим, В. П. Кузовлев, М. В. Ляховицкий, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, E.H. Соловова и др.).

Методы исследования:

• теоретические: анализ педагогической, психологической и. лингвистической отечественной и зарубежной литературы, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный анализ, обобщение, прогнозирование, систематизация, моделирование;

• эмпирические: опрос, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент;

• статистические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступил Воронежский государственный технический университет.

Организация исследования.

Первый этап (2005;2007) — поисково-аналитический: в ходе анализа научных источников и опыта работы высших учебных заведений выявлено состояние исследуемой проблемы в теории и практике подготовки специалистовопределены объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, теоретико-методологическая база.

Второй этап (2007;2009) — констатирующий эксперимент: разработаны модель формирования умений делового общения у студентов-экономистов, проблемно-модульная технология формирования умений делового общения. Проводился констатирующий эксперимент. Осуществлялась апробация модели формирования умений, делового общения. I.

Третий этап (2009;2011) — формирующий' эксперимент: проведен анализ, систематизация и интерпретация данных, полученных в ходе теоретического исследования и опытно-экспериментальной проверки, модели формирования навыков и умений-делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии, сформулированы основные выводы и рекомендации.

Достоверность научных результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью концептуальных положений, связанных с личностно ориентированным, проблемно-модульным, деятельностным, контекстным, компетентностным и коммуникативным подходами, применением совокупности методов, соответствующих целям и задачам исследованияиспользованием математических методов для обработки статистических данных педагогического эксперимента.

Научная новизна исследования. В работе получены следующие основные результаты, характеризующиеся научной новизной:

1. Уточнены структурные компоненты делового общения у студентов-экономистов;

2. Разработана модель формирования умений делового общения у стуА дентов-экономистов;

3. Разработана проблемно-модульная технология формирования умений делового общения на иностранном языке у студентов-экономистов;

4. Выявлены педагогические условия формирования умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии;

5. Разработан диагностический инструментарий, включающий критерии и показатели, позволяющие оценить уровень сформированности умений делового общения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в разработку теории формирования умений делового общения: расширено представление о содержании процесса формирования умений делового общения, разработанная модель формирования умений делового общения-может служить теоретической основой организации этого процесса в вузедополнены и обоснованы сведения о проблемно-модульной технологии, включающей совокупность форм, методов, средств формирования умений делового общения студентов на иностранном языкевыявленные педагогические условия способствуют более эффективному формированию умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии.

Практическая значимость и реализация результатов исследования.

Результаты исследования, обеспечивающие формирование умений делового общения у студентов-экономистов, реализуются в образовательном процессе Воронежского государственного технического университета. Проблемно-модульная технология, разработанная в исследовании, включающая соответствующие формы (проблемная лекция, тренинги, практические занятия, научно-исследовательская работа, обучение в сотрудничестве, ролевая игра) и методы (метод проектов, дискуссия, проблемные ситуации, деловая игра, кейс-метод, культурная капсула, культурный ассимилятор), способствует эффективной организации учебного процесса и может быть использована в различных учебных заведениях в процессе формирования умений делового общения у студентов разного профиля, а также в системе повышения квалификации экономистов и других специалистов.

Самостоятельное практическое значение имеет учебное пособие «Формирование умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии», которое является эффективным педагогическим средством формирования умений делового общения у студентов-экономистов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Компонентами делового общения являются: когнитивный (знание деловой культуры партнера по бизнесу, моделей коммуникаций в сфере бизнеса, социокультурных аспектов ведения делового общения, особенностей экономического и бизнес-дискурса в разных странах) — аксиологический (принятие ценностей и положительное отношение к культуре и традициям стран участников делового общения, в том числе — усвоение «правил игры» и деловой системы ценностей партнера по деловому общению) — личностно-операциональный (формирование способности и готовности к деловому общению с представителями другой культуры, умения организовывать работу с ними, умения сотрудничать в команде, умения прогнозировать результаты работы) — оценочно-рефлексивный (формирование умений рефлексивного поведения, адекватной самооценки).

2. Модель формирования умений делового общения у студентов-экономистов включает цель, структурные компоненты, основные подходы (проблемно-модульный, личностно ориентированный, деятельностный, ком-петентностный, контекстный и коммуникативный), принципы (доминирование проблемных заданий, вариативность, аутентичность, единство когнитивного и эмоционального). Критериями сформированности умений делового общения являются: знание деловой культуры страны изучаемого языка, социокультурных аспектов ведения делового общения, особенностей экономического и бизнес-дискурса в разных странах (когнитивный компонент) — принятие ценностей культуры, положительное отношение к культуре мира, к культуре и традициям участников делового общения (аксиологический компонент) — умение делового общения с представителями другой культуры, умение организовать диалог культур (личностно-операциональный' компонент) — умение рефлексивного поведения, самооценка (оценочно-рефлексивный компонент).

Уровни сформированности умений делового общения у студентов-экономистов: репродуктивный уровень (характеризуется знанием деловой культуры партнера, решением типовых бизнес-задач по образцу и алгорит.

11 му) — продуктивный уровень (принятие ценностей и традиции страны участников делового общения, в том числе усвоение «правил игры» и деловой системы по бизнесу, эффективное применение известных способов решения бизнес-задач в знакомых и стандартных ситуацияхкреативный уровень (характеризуется готовностью к деловому общению с представителями других культур, умением сотрудничать в команде, прогнозировать результаты работы, высокий уровень саморегуляции, самокоррекции, самоконтроля, системный характер знаний, глубокое понимание внутренних и межпредметных связей, создание собственных путей и способов решения бизнес-задач, самоуправление бизнес-деятельностью).

3. Проблемно-модульная технология формирования умений делового общения у студентов-экономистов представляет собой упорядоченную совокупность четырех модулей по проблемам: экономическая теорияпроизводство и торговляведение бизнеса в Европейском Союзеглобализация. Каждый модуль включает цельсовокупность форм (проблемная лекция, тренинги, практические занятия, научно-исследовательская работа, обучение в сотрудничестве, ролевая игра) и методов (метод проектов, дискуссия, проблемные ситуации, деловая игра, кейс-метод, культурная капсула, культурный ассимилятор), адекватных содержанию модулейсредства (лингво-культуро-логический аутентичный материал, учебное пособие, мультимедийные, телекоммуникационные средства, видеозаписи) — оценочные тесты.

Реализация каждого модуля технологии осуществляется в три этапа: Этап I — работа с профессионально-направленными аутентичными материалами (письменными текстами, аудиоматериалами) — систематизация лек-сико-грамматического материала в области делового общенияработа с терминологическим глоссарием в рамках экономического дискурса.

Этап II — развитие умения делового общения в проблемных ситуациях на английском языке- (телефонная коммуникация, коммуникация в рамках деловых переговоров, умение выражать мнение в разных сферах бизнеса) — формирование умений письменного делового общения (составление деловых писем, докладов, описание графиков).

Этап III — использование вербальных форм иноязычной коммуникации в процессе формирования умений делового общения (умение применять полученные знания для решения конкретных задач в сфере бизнеса, ведение переговоров, выявление и формирование лидерских качеств, имиджа компании, умение достичь поставленной цели в конфликтной ситуации).

4. Педагогическими условиями формирования! умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии являются: отношение преподавателя к студенту как субъекту формирования умений делового общенияучет личностных особенностей студентов, их потребностей, мотивов в процессе формирования умений делового общенияиспользование личностно-развивающего потенциала предмета «иностранный язык», содержание которого проецируется в широкий социокультурный контекст жизнедеятельности человекавысокий уровень коммуникативной компетентности преподавателя вузаобучение деловому общению на основе коммуникативного подхода.

Апробация работы. Основные результаты исследования были изложены в докладах на межрегиональной научно-практической конференции «Формирование профессионально и социально значимых компетенций специалиста в системе непрерывного образования» (М., Воронеж, 2005), на научно-практической конференции «ВУЗ — профильной школе» (Воронеж, 2006), а также на IV, V, VII, IX-ой международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы» (Воронеж, 2006, 2007, 2009, 2011). Диссертация обсуждалась на совместном заседании кафедр иностранного языка и технологии перевода и «Связи с общественностью и педагогика» ВГТУ в 2010 г. Результаты диссертационного исследования отражены в 14 публикациях.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, включает 9 таблиц, 9 рисунков, список литерату.

Выводы.

1. Выявлены общие и специальные условия формирования умений делового общения у студентов-экономистов.

К общим условиям относятся: создание положительной мотивации студентов и соответствующего эмоционального настрояучет психологических и интеллектуальных свойств личности обучаемыхсамостоятельная познавательная активность студентовдиалектическое мышление педагога как организатора информационной деятельности студентов.

К специальным относятся следующие условия: информационная наполняемость содержания образования экономическим знаниемиспользование в образовательном процессе технологий модульного обучениявключение студентов в образовательную экономическую деятельность.

2. Определены педагогические условия формирования умений делового общения у студентов экономических специальностей на основе проблемно-модульного подхода: предоставление возможности каждому студенту наряду с овладением базовых требований государственного стандарта самостоятельно создавать индивидуальную программу формирования умений делового общения с учетом особенностей своей языковой подготовкипостоянное вовлечение студентов в рефлексивную деятельность, что предполагает осознание и осмысление своей учебной деятельности по формированию умений делового общения на иностранном языкереализация эффективной оценочной деятельности преподавателя, способствующей формированию самооценки студентовособая организация диагностической деятельности наряду с общими педагогическими принципами контроля (объективность, систематичность, наглядность, всесторонность) — использование в учебном процессе методов коллективного обучения и взаимоконтролясо-средоточеность на обучаемом (студент выступает как активный субъект учебной деятельности) — опора на принцип разносторонности методического консультирования (требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и педагогической деятельности) — принцип паритетности в модульном обучении.

3. Доказано, что в процессе опытно-экспериментальной проверки, основанной на реализации модели формирования умений делового общения у студентов экономического профиля, возможна эффективная динамика роста уровней сформированности умений делового общения у студентов-экономистов, что подтвердило выдвинутую гипотезу и эффективность разработанной модели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование открывает перспективы дальнейшего осмысления' поставленной проблемы. Предположение: о томчто реализация моделиформирования умений' делового общения у студентов-экономистов: на основе проблемно-модульной технологии при соблюдении. предлагаемых педагогических условий является основой обучения в реальной педагогической практике, подтвердилось. Этому способствовал специально разработанный диагностический инструментарий по формированию умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии.

1. Определены содержание, структурные компоненты делового общения у студентов-экономистов, включающие: когнитивный, аксиологический, личностно-операциональный, оценочно-рефлексивный.

2. Показано, что реализация модели формирования на основе про-блемно-мо дульной и технологии существенным образом повышает уровень сформированности умений делового общения у студентов-экономистов.

3. Доказано, что проблемно-модульная технология формирования умений делового общения у студентов-экономистов на иностранном языке в образовательном процессе вуза, включающая совокупность модулей, способствует эффективности данного процесса.

4. Установлено, что выявленные педагогические условия способствуют эффективному формированию умений делового общения студентов-экономистов и повышают их профессиональную компетентность в целом.

5. В процессе опытно-экспериментальной проверки, доказано, что возможна эффективная динамика роста уровней сформированности умений делового общения у студентов-экономистов, что подтвердило выдвинутую гипотезу и эффективность разработанной модели.

Перспективы исследования. Предметом дальнейшего исследования могут стать такие аспекты проблемы, как разработка комплексного подхода в обеспечении формирования умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологииразработка модели формирования навыков и умений делового общения может использоваться при подготовке различных экономических профессий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. В.В. Психотехнология: решение проблемных ситуаций /
  3. B.В. Авдеев. М.: «Феликс», 1992. — 128 с.
  4. Адаптивное управление педагогическими системами / под ред. П. И. Третьякова. М.: Академия, 2003. — С. 5−43.
  5. Актуальные проблемы образования: Информация. Коммуникация. Компетентность: общенаучный периодический журнал / под ред. Г. В. Майер. Томск: Том. гос. ун-т, 2006. — 70 с.
  6. А.Ф. Основные пути экономического воспитания учащихся во внеурочное время / А. Ф. Аменд // Педагогические проблемы школьного воспитания учащихся. Челябинск, 1983. — С. 60−69.
  7. А.Ф. Экономическое воспитание учащихся начальных классов : Методические рекомендации / А. Ф. Аменд. Челябинск, 1981. — 69 с.
  8. Н.М. Мышление и информация / Н. М. Амосов // Некоторые проблемы биокибернетики и применения электроники в биологии и медицине. 1962. — Вып. № 1. — 124 с.
  9. Ю.Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика / Б. Г. Ананьев // Вопросы психологии. — 1986. Вып. № 6.1. C. 27−34.
  10. П.Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки / Б. Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1980. Т. 2. — С. 136−165.
  11. В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань, 2000. — 600 с.
  12. Г. М. Личностно развивающие педагогические технологии / Г. М. Анохина. Воронеж: ВОИПКРО, 2005. — 97 с.
  13. А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию / А. И. Арнольдов. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 237 с.
  14. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. — М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
  15. Исследование систем управления: учеб. пособие для вузов / Н. И. Архипов и др. М.: 1982. — 182 с.
  16. Ю.А. Психология речевого воздействия / Ю. А. Асеев // Реклама: внушение и манипуляция. Самара: БАХРАХ-М, 2001. — С. 435−514.
  17. О.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов : методология, теория, практика / О. Ю. Афанасьева. Челябинск, 2008. — 430 с.
  18. О.Ю. Бизнес-коммуникации в образовании // Актуальные проблемы педагогики высшей школы: сб. науч. ст. /О.Ю. Афанасьева. -Челябинск, 2007. Вып. 8. — С. 3−18.
  19. Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации : школа / Ю. К. Бабанский // Советская педагогика 1982. — № 11. — С. 30−39.
  20. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований : дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.-182 с.
  21. Ю.К. Комплексный подход к воспитанию : сущность, функции, процедура и условия осуществления / Ю. К. Бабанский // Исследование методологических проблем комплексного подходам воспитанию: М., 1982.-152 с,
  22. И.В. Диалог культур: методологический аспект проблемы:: дис.. канд. филол. иаук /И.В. Баева. Л., 1986.-213 с.
  23. H.A. Дискурс переговоров в англоязычной деловой коммуникации : авторёф. дис.. канд- филол. наук / H.A. Баландина. Волгоград, 2004. — 20 с.
  24. И.И. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа: автореф. дис.. канд. пед. наук. / И. И. Барахович. Санкт Перербург, 2008. — 25 с.
  25. И.И. Формирование коммуникативной компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя : учеб. пособие / И. И. Барахович. Красноярск: КГПУ, 2003. — 165 с.
  26. Г. Л. Бизнес-психология / Г. Л. Бардинер. М.: Генезис, 2002.-412 с.
  27. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс, 1994. -615 с.
  28. М.М. Эстетика словесного творчества / М. М- Бахтин. М., 1979.-421 с.
  29. В.А. Теоретические основы решения педагогических : пособие для аспирантов и соискателей проблем1/ B.A. Беликов. — Магнитогорск: МаГУ, 2000.-40 с.
  30. A.C. Педагогическая компетентность : учеб. пособие / A.C. Белкин, В. В. Нестеров. Екатеринбург: Учебная книга, 2003. — 188 с.
  31. В.Л. Культура и образование / В. Л. Бенин. Уфа: Башк. гос. пед. ун-т, 2000. — 129 с.
  32. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать / М. Беркли-Ален: -СПб, 1997. 247 с.
  33. М.Н. Психологические проблемы развития творческих’iспособностей^ в условиях гуманизации образования : сб. науч. тр. / М. Н. Берулава. -М.: Рос. Психол. о-во — Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995. 83 с.
  34. В.П. Педагогика' и прогрессивные технологии- /
  35. B.П. Беспалько. М.: ИПО МО Россия, 1995. — 336 с.
  36. В.П. Слагаемые педагогической технологии : педагогика/ В .П. Беспалько. М., 1989.-191 с.
  37. B.C. Диалог культур / B.C. Библер // Современные образовательные технологии. -М.: Народ, образов., 1998. -256 с.
  38. Бизнес коммуникация = Business Communication: пособие для студ. фак. философии и соц. наук / сост. Е. В. Савич. — Минск: БГУ, 2001. — 97 с.
  39. Бим И. А. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе / И. А. Бим. — М.: Просвещение, 1988. 210 с.
  40. Р. Эффективные бизнес-коммуникации / Р. Бландел. — СПб., 2000. С. 35−57.
  41. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / под ред. A.M. Прохорова. -М.: Сов. энцикл., 1991. Т. 1. — 862 с.
  42. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориенти-рованного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1997. № 4.1. C. 11−15.
  43. Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. -М., 1999.-С. 7−76.
  44. Брандес М: П. О рамочно-статистической, норме перевода / М. П. Брандес // Лингвистика. Межкультурная коммуникация. Перевод: сб. науч. тр.- Курск: РОСЦ, 1997. Вып. 1. — С. 17−29.
  45. Г. В. Эмоциональное состояние студентов как фактор их эмоциональной успешности : дис.. канд. пед. наук / Г. В. Буланова. — JL, 1983.-208 с.
  46. К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение / К. Я. Вазина. Н. Новгород, 1992. — 144 с.
  47. К.Я. Многомерность средств образовательного пространства саморазвития человека / К. Я. Вазина. Н. Новгород, 2007. — 77 с.
  48. M.JI. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности / M.JI. Вайсбурд, С. А. Блохина // Иностр. яз. вшк.- 1997.-№> 1.-С. 19−24.
  49. С.А. Уровни понимания текста / С. А. Васильев // Понимание как логико-семантическая проблема. — Киев: Наукова Думка, 1982. -С. 91−121.
  50. A.A. Деловая игра как метод активного обучения / A.A. Вербицкий // Современная высшая школа. 1982. — № 3/39. — С. 129−142.
  51. A.A. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения / A.A. Вербицкий. М., 1987. — С. 3−46.
  52. A.A. Совершенствование педагогического процесса в вузе / A.A. Вербицкий // Сов. педагог. 1986. — № 6. — С. 75−78:
  53. A.A. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход: метод, пособие / A.A. Вербицкий. — М.: Высш. шк., 1991. 207 с:
  54. A.A. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / Вербицкий A.A. М., 2004. — 84 с.
  55. A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение : монография / A.A. Вербицкий. М., 1999. — 75 с.
  56. Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. М., 1984. — Т. 2. — С. 238.
  57. Л.С. Педология подростка : проблема возраста / Л. С. Выготский. — М., 1984. — С. 278.
  58. М.Н. Методы . обучения и теория учебника / М. Н. Вятютнев // Теория учебника русского языка как иностранного: методические основы. М.: Рус.яз., 1984: — С. 11−26.
  59. Т.В. Педагогическая психология / Т. В. Габай. М.: «Академия», 2003.-239 с.
  60. Габай Т. В: Учебная деятельность и ее средства / Т. В. Габай.-.- М.: МГУ, 1988.-254 с.
  61. П.Я. Введение в психологию : учебное пособие для вузов / П. Я. Гальперин. М.: Книжный дом «Университет», 1999. — 332 с.
  62. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. М.: Аркти-Глосса, 2000. — 165 с.
  63. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методов исследований / Н. И. Гез // Иностр. яз. в шк. — 1985. -№ 2.-С. 17−24.
  64. .С. Философия образования для XXI века : учеб. пособие / Б. С. Гершунский. М.: Пед. о-во РОССИИ, 2002. — 512 с.
  65. И.Б. Педагогические факторы формирования коммуникативных компетенций у студентов высших учебных заведений юридического профиля: автореф. дис.. канд. пед. наук. / И. Б. Голдованская. -Псков, 2008. 25 с.
  66. A.C. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе: книга для учителя / А. С. Границкая М.: Просвещение, 1991.-174 с.
  67. Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации / Л. И. Гришаева, Л. В. Цурикова. Воронеж: ВГУ, 2004. — 423 с.
  68. Н.В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. СПб.: Питер, 2008. — 544 с.
  69. В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
  70. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. М., 1995. — Т. 2. — 779 с.79:Дафт Р. Л. Менеджмент / P.JI. Дафт. 6-е издание. — СПб.: Изд-во: «Питер», 2004.-883'с.
  71. А.Н. Взгляд на российское образование из Калифорнии // Педагогика / А. Н. Дахин. 2006. — № 5. — С. 103−109:
  72. А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования : монография / А. Н. Дахин. М.: НИИ школьных технологий, 2009.-292 с.
  73. А.Н. Моделирование образовательной компетентности : монография / А. Н. Дахин. — Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2008. 246 с.
  74. А.Н. Педагогическое моделирование : монография /
  75. A.Н. Дахин. Новосибирск: Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2005. — 230 с.
  76. Р. Есть контакт : приемы деловых коммуникаций / Д. Денни. СПб. ': Питер, 2002. — 128 с.
  77. JI. Индустриально-организационная психология / Л. Джуэлл. СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
  78. Е.С. Психология управления : книга для руководителя и менеджера по персоналу / Е. С. Жариков. М.: МЦФЭС, 2002. — 512 с.
  79. В.Ф. Формирование педагогической коммуникативной компетентности будущих учителей в процессе обучения в вузе : автореф. дис. канд. пед. наук / В. Ф. Жеребкина. — Челябинск: ЧГПУ, 2001. 18 с.
  80. Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в< общении : практическое пособие / Ю.М. Жуков- Л. Л. Петровская, П. В. Растянников. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 96 с. 89.3агвязинский В.И., Педагогическое творчество учителя /
  81. B.И. Загвязинский. — М.: Педагогика, 1998. 167 с. 90.3азнобина JI.C. Медиаобрпзование в современной российской школе / Л. С. Зазнобина // Магистр. 1995. — С. 17−29.
  82. И.А. Психологический анализ перевода как вида речевой деятельности / И. А. Зимняя // Вопросы теории перевода: сб. науч. тр. М., 1978.-С. 37−50.
  83. Н.В. Профессиональная компетентность как условие конкурентоспособности выпускника на рынке труда / Н. В. Иванова // Профессиональное образование. — 2005. № 1 — С. 32.
  84. Н.В. Коммуникативные стратегии в англоязычном учебном деловом видеодискурсе : автореф. дис.. канд. филол. наук / Н. В. Ильичева. Самара, 2005. — 24 с.
  85. И.И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. М.: МГУ, 1986.-245 с.
  86. K.M. Языковой портфель для нефилолога как средство развития автономии студента / K.M. Ирисханова, Г. В. Стрелкова // Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам М.: Изд-воМГЛУ, 2001.-Вып. 461.-С. 125−170.
  87. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы : воспитательный аспект: учебное пособие / И. Ф. Исаев.-М., 1992.-52 с.
  88. Л.Б. Лекции по общей психологии / Л. Б. Ительсон. — М., 2000. 894 с.
  89. Н.Б. Пути формирования лингвосоциокультурной компетенции в интенсивном курсе обучения иностранному языку : дис.. канд. пед. наук / Н. Б. Ишханян. М., 1996. — 242 с.
  90. Т.С. Методы психологического воздействия / Т. С. Кабатченко. М., 2000. — 540 с.
  91. В.В. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе / В. В. Карпов, М. Н. Катханов. -М., 1992.- 115 с.
  92. В.Б. Введение в теорию коммуникации / В. Б. Кашкин. -Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. 173 с.
  93. В.И. Методические пути изучения интегративности контактной группы / В. И. Кашницкий // Психология воспитания в первичном коллективе: сб. статей. — Ярославль, 1985. — С. 74−92. >
  94. В.И. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя : дис.. канд. пед. наук / В. И. Кашницкий. — Кострома, 1995.-197 с.
  95. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). URL: www.casemethod.ru.
  96. Л. П. Иноязычная коммуникативная компетентность как основа профессиональной подготовки специалистов/ Л. П. Кистанова // Человек и образование. 2009. — № 1. — С. 170−174.
  97. Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранному языку / Г. А. Китайгородская. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. С. 153−156.
  98. М.В. Инновации в мировой педагогике : обучение на основе исследования / М. В. Кларин. — Рига: Эксперимент, 1995. 176 с.
  99. Кларин М. В'. Педагогическая технология и учебном процессе: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  100. Е.И. Дидактические основы личностно-ориентированных технологий обучения младших школьников и их реализация : дис. д-ра пед. наук / Е. И. Козырева. — М., 2002. — 454 с.
  101. Контроль в обучении иностранному языку: учеб. пособие / под ред. Е. И. Пассова. Воронеж: Интерлингва, 2002. —40 с.
  102. B.C. Коммуникативность и псевдокоммуникативность / B.C. Коростелёв // Иностранные языки в школе. 1991. — С. 17−22.
  103. B.C. Принципы создания системы коммуникативного обучения иноязычной культуре / B.C. Коростелёв, Е. И. Пассов,
  104. B.П. Кузовлев // Иностранные языки в школе. 1988. — С. 40−46.
  105. В.Г. Методическое руководство для преподавания русского языка иностранцам / В. Г. Костомаров, О. Д. Митрофанова. 3-е издание. — М., 1984. — 165 с.
  106. С.А. Организационное управление: учеб. пособие /
  107. C.А. Косяченко. М.: Рос. гос. гуманитар, ун-т, 2007. — 732 с.
  108. В.А. Основы педагогической психологии: серия Библиотека директора школы / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
  109. В.А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально активнойличности учителя / В. А. Крутецкий // Формирование социально активной личности учителя. М., 1983. — С. 36−46.
  110. Н.Б. Развитие умений деловой коммуникации у студентов вузов-: автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Б. Кудрявцева. Екатеринбург, 2007. — 25 с.
  111. Ф.А. Культура делового общения : практическое пособие / Ф. А. Кузин. М. :Ось-89, 1998.-319 с.
  112. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.- 119 с.
  113. И.В. О коммуникативной компетентности специалистов в условиях глобализации экономики / И. В. Куламихина // Закон и право. -2006.-№ 4.-С. 62−64.
  114. И.В. Идеи свободного воспитания : В истории рос. образования Х1Х-ХХ вв.: век спустя / И. В. Кулешов // Клас. рук. 1997. -С. 21−29.
  115. В.В. Синтез оптимальных модульных систем обработки данных / В. В. Кульба. М.: Наука, 1986. — 276 с.
  116. В.В. Типизация разработки модульных систем обработки данных / В. В. Кульба, С. А. Косяченко. -М.: Наука, 1989. 163 с.
  117. В.Н. Межличностное общение : учебник для вузов / В. Н. Куницына. СПб, 2001. — 544 с.
  118. В.И. Стратегия делового успеха / В. И. Курбатов. Рос-тов-н/Д., 1996.-414 с.
  119. С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога / С. Ю. Курганов // Вопросы психологии 1988. — № 2. — 126 с.
  120. С.Ю. Школа, диалога культур : Красноярский опыт / С. Ю. Курганов // Народное образование. 1990. — № 7, ю, И, 12- 1991. -№ 1−6, 10- 1992.-№ 5−8- 1992.-№ 9, 10- 1993'. -№ 1.
  121. Н.Б. Педагогические основы разработки и внедрения модульной технологии обучения : монография / Н. Б Лаврентьева. Барнаул, 1998.-187 с.
  122. В.П. Психология и этика делового общения / В. П. Лавриенко. М.: «Академия», 2007. — 415 с.
  123. И.Д. Практический менеджмент : Психотехника управления и самотренировки / И. Д. Ладанов. — М.: Элник, 1995. — 492 с.
  124. Л.Н. Алгоритмизация в обучении / Л. Н. Ланда. — М.: Просвещение, 1966.-238 с.
  125. A.A. Принцип коммуникативности сегодня / A.A. Леонтьев // Иностранные языки в школе. 1986. — № 2. — С. 22−24.
  126. A.A. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, -1975.-С. 106−123.
  127. A.A. Система языкового образования в России / A.A. Леонтьев // Проблемы образования на рубеже XXI века: Международный диалог: тез. докладов. Курск, 8−11 апреля 1996 г.: в 2-х частях. М.: Магистр, 1996. — С. 30−37.
  128. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Просвещение, 1975.-304 с.
  129. А.Н. Дискуссия о проблемах деятельности / А. Н. Леонтьев // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. -М., 1990.-С. 136−150.
  130. А.Н. Проблемы развития психики. / А. Н. Леонтьев. — М.: Издательство московского университета, 1981. 583 с.
  131. И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер // Педагогика М., 1981. — 342 с.
  132. Й. Процесс и структуры человеческого' учения / Й. Лингарт. М., 1970. — 685 с.
  133. Т.И. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности студентов технических вузов и специалистов при подготовке к профессиональному общению : дис.. канд. пед. наук / Т. И. Липатова. Челябинск, 1992. — 164 с.
  134. И.Б. Риторика / И. Б. Лобанов. Ростов н/Д: Феникс, 2006.-256 с.
  135. Ю.М. О семиосфере / Ю. М. Лотман // Избранные статьи / Ю. М. Лотман. Таллин, 1992. — Т. 1. — С. 11−24.
  136. Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс / Я. А. Лупьян. -Минск. 1993.-222 с.
  137. Дж.М. Бизнес-коммуникации : Стратегии и навыки / Дж.М. Лэйхифф. СПб.: Питер, 2001. — 686 с.
  138. В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия / В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980. — С. 64−72.
  139. М.К. Символ и сознание / М. К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский. М., 1997. — 217 с.
  140. А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. -М.: Просвещение, 1990. С. 6−63.
  141. И.П. Какой руководитель нам нужен / И. П. Марченко. -М.: Экономика, 1993. 173 с.
  142. А.И. Общая и профессиональная педагогика / А. И. Марченко. М., 2001. — 179 с.
  143. A.A. Самоактуализация. Психология личности (текста) / A.A. Маслоу. М.: Педагогика, 1982. — 238 с.
  144. Е.А. Проблемы компьютерного обучения иностранным языкам // Методика обучения иностранным языкам. Романское и германское языкознание / Е. А. Маслыко. Минск: МПГИ, 1986. — С: 14−21.
  145. М.И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов // Педагогика.-М., 1975.-367 с.
  146. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы / Е. И. Машбиц. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  147. И.А. Новейшие информационные и коммуникационные технологии формирования иноязычной компетенции в российских и зарубежных вузах (Сравнительный анализ): дис.. канд. пед. наук / И. А. Мегалова. Саратов, 2000. — 180 с.
  148. Методика блочно-модульного обучения / под ред. O.E. Лисейчикова, М. А. Чошанова. Краснодар: Сов. Кубань, 1989. — 123 с.
  149. Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова. 2000. — С. 35−38.
  150. Г. Структура в кулаке : создание эффективной организации / Г. Минцберг. СПб.: Питер, 2004. — 512 с.
  151. Л.М. Учитель как личность и профессионал / Л. М. Митина.-М.: Изд-во «Флинта», 1998.-200 с.
  152. Н.В. Как устроен деловой текст : культура речи: текст / Н. В. Муравьева // Русская речь. 2005. — № 6. — С. 48−50.
  153. Н.Б. Нути формирования лингвосоциокультурной компетенции в интенсивном курсе обучения иностранным языкам : дис.. канд. пед. наук / Н. Б. Ишханян. М., 1996. — 242 с.
  154. АЛ. Инновации в образовании : монография / А .Я. Наин. -Челябинск: ЧФ ИРО МОРФ, 1995. 288 с.
  155. А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент /
  156. A.Я. Наин. //Методология педагики. М., 1997. 4.1, вып. 4. — С. 78−86.
  157. Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики / Н. Д. Никандров. М.: Наука, 1970. — 206 с.
  158. Г. С. Психология здоровья : учебное пособие / Г. С. Никифоров. СПб.: Речь, 2002. — 256 с.
  159. Д.И. Как читать человека, словно книгу / Д. И. Ниренберг, Г. Калеро. М., 1988. — 176 с.
  160. Д.И. Искусство творческого мышления / Д. И. Ниренберг. М., 1996. 240 с.
  161. М.Ш. Современная практика образования взрослых. Анд-рагогика против педагогики / М. Ш. Ноулз. М., 1980. — 161 с.
  162. Д.В. Организационное поведение / Д. В. Нюстром, К. Дэвис. СПб.: Питер, 2000. — 448 с.
  163. Общая психология: тексты: субъект деятельности / под ред.
  164. B.В. Петухова. М.: Генезис, 2002. — Т. 2. — С. 32−42.
  165. С.И. Толковый словарь русского языка Российской академии наук. / С. И. Ожегов. 4-е изд., доп. — М., 2003. — 839 с.
  166. Л.И. Диалог культур в профессиональном становлениигличности будущего учителя : дис. канд. пед. наук. / Л. И. Орешкина. Оренбург, 1996.-212 с.
  167. Основы коммуникации: учебник / под ред. М. А. Василик. М., 2003.-615 с.
  168. Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. A.B. Петровского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — С. 273−285.
  169. Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 2003. — 615 с.
  170. Ю.А. Психолого-педагогические условия формирования умений и навыков информационной деятельности у студентов / Ю. А. Павлова // Известия саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика.-2008.-Т. 8.-Вып. 1.-С. 100−103
  171. А.Ю. Повышение квалификации как процесс психологической перестройки специалиста / А. Ю. Панасюк. — М.: ВИУРЮ- 1990. С. 68.
  172. А.Ю. Управленческое общение / А. Ю. Панасюк. М.: Экономика, 1990. — 112 с.
  173. А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности : учебное пособие / А. П. Панфилова. — СПб., 2001. 493 с.
  174. Т.О. структуре социального действия / Т. О. Парсонс. -М.: Академический Проект, 2000. 880 с.
  175. .Д. Социальная психология / Б. Д. Парыгин. СПб., 1999.-592 с.
  176. Е.И. Беседы об уроке иностранного языка : пособие для студентов педагогических институтов / Е. И. Пассов. Л.: Просвещение, 1975.-176 с.
  177. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1991. — 245 с.
  178. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. М.: Русский язык, 1989. — 278 с.
  179. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. — 544 с.
  180. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин и др. М.: Школа-Пресс, 2000.-512 с.
  181. Л.А. Компетентность общения: социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. М., 1989. — 216 с.
  182. A.B. Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. A.B. Петровского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — С. 273−285.
  183. . Логика и психология. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М.: Педагогика, 1999. — 213 с.
  184. . Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 528 с.
  185. П.И. Педагогика / П. И. Пидкасистый М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  186. К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — М.: Наука, 1996.-256 с.
  187. Ю. Инграциация в коммуникативном процессе / Ю. Подгурецкий, О. Долженко // Aima mater: вестник высшей школы. -1999.-№ 7.-С. 44−47.
  188. Е.А. Бизнес-коммуникации : учебное пособие / Е. А. Покровская, И. Лобанов. М.: Дашков и К., 2010. — 286 с.
  189. Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе / Е. С. Полат. — 2000. — № 2—3.
  190. Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.
  191. Г. Г. Теория и практика коммуникации / Г. Г. Почепцов.- М.: Центр, 1998. 348 с.
  192. Почепцов Г. Г Коммуникативные технологии двадцатого века / Г. Г. Почепцов. М. 1999. — 348 с.
  193. Прогностическая концепция целей и содержания образования / Под ред. И. Л. Лернер, И. К. Журавлёва М., 1994. — 186 с.
  194. Ю.В. Формирование экономической компетентности студентов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. В. Пузиенко.- Оренбург, 2007. 23 с.
  195. A.A. Педагогика : учебник для вузов / A.A. Реан, Н. В. Бордовская. СПб.: Питер, 2000. — 299 с.
  196. М.М. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / М. М. Рокич. — М., 1978. 264 с.
  197. A.A. Управленческая коммуникация / A.A. Романов. — Тверь, 1996.-233 с,
  198. В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. Воронеж: ИСТОКИ, 1996.-200 с.
  199. , В.В. Коммуникативная компетенция : современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. Серия «О чем спорят в языковой педагогике» / В. В. Сафонова. М.: Еврошкола, 2004. -236 с.
  200. И.Г. Педагогические условия формирования метаког-нитивных способностей студентов в процессе иноязычной подготовки в вузе / И. Г. Светлакова. ТРУ, 2007. — № 300. — С. 188−191.
  201. Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное просвещение, 1998. — 256 с.
  202. B.C. Преемственность образовательных программ как основа непрерывности образования / B.C. Сенашенко, В. А. Кузнецова, H.A. Вострикова // Aima mater: Вестник высшей школы. 2009. — № 9. -С. 6−15.
  203. Ю.В. Педагогика понимания- : учебное пособие / Ю.В. Сенько- М. Н. Фроловская. М.: Дрофа, 2007. — 190 с.
  204. Э. Коммуникация- / Э. Сепир // Избранные труды по языкознанию и культурологи / Э. Сепир. -М.: Прогресс, 1993. С. 210−215.
  205. И.С. Основы педагогической деятельности / И. С. Сергеев. Спб.: Питер, 2004. — 315 с.
  206. В.В. Личностно ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−20.
  207. В.В. Личностный подход в образовании : концепция и технологии: монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. -152 с.
  208. Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловому взаимодействии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2003. — 208 с.
  209. Е.Р. Профессиональная компетентность специалиста-музыканта : структура, содержание, методы развития / Е. Р. Сизова // Высшее образование сегодня. 2007. — № 11. — С. 36−38.
  210. В.А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин. М.: Академия, 2003.-192 с.
  211. В.А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин. Л., 1988. — 512 с.
  212. В.А. Педагогика : учебное пособие для вузов / В. А. Сластёнин. 4-е изд. — М.: Школьная пресса, 2002. — 512 с.
  213. В.А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие для пед. вузов по спец. 31 000 «Педагогика и психология» (ДПП. Ф. 01 Общие основы педагогики) / В. А. Сластёнин, Г. И. Чижакова. — М.: Академия, 2003. — 192 с.
  214. С.Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 271 с.
  215. В.М. Психология коммуникации в организациях /
  216. B.М. Снетков. СПб, 2000. — 109 с.
  217. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1992.740 с.
  218. И.Ю. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения / И.Ю. Соколова- Г. П. Кабанов. Красноярск, I1996.- 187 с.
  219. Э.И. Обучение иностранным языкам : поиск новых путей II Иностранные языки в школе / Э. И. Соловцова. 1989. —№ 1. — С. 13−19.
  220. В.А. Корпоративная культура / В. А. Спивак. СПб.: Питер, 2001.-353 с.
  221. В.А. Современные бизнес-коммуникации / В. А. Спивак. -СПб.: Питер, 2002. 448 с.
  222. И.А. Понятие коммуникативного поведения и методы его исследования / И. А. Стернин // Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. — Вып. 1. — С. 4−20.
  223. Е.А. Модель формирования навыков бизнес-коммуникации на основе проблемно-модульного подхода / Е. А. Стояновская // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. — № 4 (84). — С. 116−119.
  224. Е.А. Специфика проблемно-модульного обучения / Е. А. Стояновская, Э. П. Комарова // Коммуникативная лингвистика и межкультурная коммуникация / Университет Натальи Нестеровой. М., 2006.1. C. 45−51.
  225. H.A. Бизнес-коммуникации. Курс-конспект лекций и контрольные задания для заочного и дистанционного обучения / H.A. Сурин, С. Бреусов. Рига: БМА, 2007. — 122 с.
  226. H.A. Мультикультурные коммуникации: Теория и практика: курс лекций / H.A. Сурин, С. Бреусов. Рига: БРИ, 1999. — 339 с.
  227. Талызина Н: Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста / Н. Ф. Талызина // Вестник высшей школы. 1986. — № 3. -С. 10−14.249- Талызина Н. Ф. Теория и технология образования / Н. Ф. Талызина. Тверь: ТГУ. 1992.-342 с.
  228. М.А. Оценивание как социально-воспитательное явления : автореф. дис.. на соискание степени д-ра пед. наук / М. А. Туулик. Д., 1991.-23 с. I
  229. Д.Н. Психологические исследования / Д-Н. Узнадзе. -М.: Высш. шк., 1966. -451 ci
  230. Узнадзе Д. Н: Теория установки / Д. П. Узнадзе. М.: Изд-во «Инт практич. психол.», 1977. — 448 с.
  231. Е.В. Психология обыденного сознания / Е. В. Улыбина. -М., 2001.-263 с.
  232. .А. Язык и культура 7 Б.А. Успенский // Избр. тр-: в 2 т. / Б. А. Успенский. М.: Гнозис, 1994. — Т. 2. — 179 с.
  233. Учебно-метод. пособие: ФА. Метод case-study и перспективы его использования при подготовке специалистов фин.- экон. профиля. -М., 2006.-256 с.
  234. В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокульту-роведение в теории и практике обучения иностранным языкам / В. П. Фурманова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. — 122 с.
  235. И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчика) / И. И. Халеева М.: Высшая школа, 1989. -238 с.
  236. Т.А. Диагностика степени сформированности профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе / Т. А. Ходюкова // Вестник Бурятского ун-та. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2006. -№ 3. — С. 234−242.
  237. А.В. Ключевые компетенции как компонент личност-но-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Шк. технологии. 2003. — № 2. — С. 58−60.
  238. А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология, креативного обучения / А. В. Хуторской. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
  239. В.А. Психология общения для менеджеров / В. А. Цепов. -М., 2001.-175 с.
  240. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : методическое пособие / М. А. Чошанов. — М.: Народное образование, 1996. -160 с.
  241. В.Д. Когнитивные аспекты использования полифункциональных лексических единиц в сфере англоязычной деловой коммуникации : автореф. дис. канд. филол. наук / В. Д. Шевченко. Самара, 2003. — 20 с.
  242. В.П. Искусство жить : творческий подход / В. П. Шейнов. -Минск: Харвест, 2004. 608 с.
  243. В.Д. Педагогическая коммуникация : теория, опыт, проблемы / В. Д. Ширшов. — Екатеринбург: Издательство УГПУ, 1994. 128 с.
  244. Шишов: С. Е. Школа,: мониторинг качества ' образования / С. Е. Шишов, В. А: Кальней. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 320 с:
  245. Р.Дж. Педагогические условия социализации подростков в разновозрастном внешкольном* объединении : автореф. дис.. канд. пед. наук / Р.Дж. Штенберг. М., 2000. — 23 с.
  246. Эко У. Отсутствующая структура / У. Эко. М., 1998. — 430 с.
  247. Эко У. Семиология визуальных сообщений. Семиология архитектуры. Отсутствующая структура / У. Эко. СПб.: Петрополис, 1998. -С. 203−258.
  248. Д.Г. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Г. Эльконин. — М., 2001. — 141 с.
  249. П.А. Теоретические основы модульного обучения : дис.. д-ра пед. наук / П. А. Юцявичене. Вильнюс, 1990. — 362 с.
  250. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 285 с.
  251. Р. Язык в его отношении к другим системам коммуникации / Р. Якобсон // Избранные работы. / Р. Якобсон. М:: Прогресс, 1985. — 445 с.
  252. Е.В. Управление качеством образования : учеб.-практ. пособие: в 2-х ч. / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та. — Ч. 1. — 2000. — 147 с.
  253. Н.О. Моделирование как метод создания педагогического проекта / Н. О. Яковлева // Образование и наука. 2002. — № 6(18). — С. 3−13.
  254. В.А. Методы системного педагогического исследования / В. А. Якунин. Л., 1980. — 172 с.
  255. В. А. Педагогическая * психология : учеб. пособие / В. А. Якунин. СПб.: Изд-во Михайлова В. А. — Изд-во «Полиус», 1998. -639 с.
  256. В.А. Педагогика и психология высшего образования / В. А. Якунин, В .Я. Кухоть. СПб, 1996. — 320 с.
  257. В.А. Обучение как процесс управления / В. А. Якунин. -Л., ЛГУ, 1988. 160 с.
  258. В.А. Основы теоретической педагогики / В. А. Якунин. -Л., ЛГУ, 1992.-148 с.
  259. В.А. Педагогическая психология / В. А. Якунин. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 639 с.
  260. Е.С. Психология деловых отношений : учебно-практическое пособие / Е. С. Яхонтова. М.: ИНФРА-М, 2004. — 322 с.
  261. Anderson NJ. The role of metacognition in second language teaching and learning / N.J. Anderson // ERIC Digest. Education Resources Information Center. -N.Y., 2002. P. 2−4.
  262. Berko R.M. Communicating: A Social and Career Focus / R.M. Berko. 4th Ed. — Boston: Houghton Mifflin, 1989. — XVIII, 495, A-27, 12 p.
  263. Brown J.D. New ways of classroom assessment / J.D. Brown // TE-SOL.-1998.-383 p.
  264. Dimbleby R. More Than Words. An Introduction to Communication / R. Dimbleby, G. Burton. L. — N.Y., 1998. — 283 p.
  265. Hayers Andrews P. Communication for Business and the Profession/ P. Hayers Andrews. Iowa: Wm.C.brown Publishers, 1989. — 445 p.
  266. Hewings A. Aspects of the Language of Economics Textbooks / A. Hewings //The Language of Economics: The Analysis of Economic Discourse. ELT Documents 134. London: Modern English Publications and The British' Council, 1990.-P. 29—42.
  267. Knowles M.S. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development / M.S. Knowles, E.E. Holton III, R.A. Swanson. 6th edition. — London — New York: ELSEVIER Butterworth Heinemann, 2005. — 378 p.
  268. Leeds-Hurwitz Wendy. Social Approaches to Communication Guilford Communication S. (Book) by Leeds-Hurwitz, 1995. — 260 p.
  269. Nida E. Meaning Across Cultures / E. Nida, W.D. Reyburn. New York: Orbis, 1981.-90 p.
  270. Oxford R.L. Language learning strategies / R.L. Oxford // Eric Clearinghouse on Languages and Linguistics. 1994. — URL: http://www.ericfacility.net/ ericdigest/ ed376605594. html
  271. Pearce W. B. Communication, Action and Meaning: The Creation of Social Realities / W. B. Pearce, V. E. Cronen. -Praeger, 1980. 340 p.
  272. Savignon S J. Sociocultural strategies for a dialogue of cultures / S J. Savignon, P.V. Sysoyev // The Modern Language Journal. 2002. — № 86 (4). -P. 506−524.
  273. Sweeney S. English for business communication Electronic resource.: student’s book: audio CD set / S. Sweeney. 2nd ed. — Cambridge: Cambridge University Press, 2003. — 2 электрон, опт. диска (CD).
  274. Thill J.V. Excellence in Business Communication: Study Guide / J.V. Thill. -N.Y.: McGraw-Hill, 1991. 230 p.
  275. Zettersten A. New Technologies in Language Study / A. Zettersten. -Copenhagen, 1986. 88 p.301. www.bloomberg.com302. www.ft.com303. www.worldbusiness.com
Заполнить форму текущей работой