Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обучение как педагогический процесс

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Житейское понимание обучения подразумевает изучение наук, освоение знания. Весь гигантский потенциал науки во все времена был направлен по существу на одну цель — дать максимально совпадающие объяснения картины мира. Предполагается, что человек, изучивший науки, удостоверится в доказательности этих объяснений, для него не будет подлежать сомнению, например закон всемирного тяготения или… Читать ещё >

Обучение как педагогический процесс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Структура процесса обучения

Житейское понимание обучения подразумевает изучение наук, освоение знания. Весь гигантский потенциал науки во все времена был направлен по существу на одну цель — дать максимально совпадающие объяснения картины мира. Предполагается, что человек, изучивший науки, удостоверится в доказательности этих объяснений, для него не будет подлежать сомнению, например закон всемирного тяготения или периодическая система элементов. Действительно, практические действия и поступки человека опираются на что-то твердо установленное, но, вместе с тем, человек постоянно испытывает потребность искать и открывать все новые стороны окружающего мира.

С античных времен «знание» почиталось философами как высшая тайна. Великий средневековый мыслитель Фома Аквинский даже приходил к убеждению, что «знать» — это значит «нематериально становиться другим».

Педагогику всегда интересовало, как это происходит, как организуется процесс постижения знаний и преобразование у познающего человека всех его отношений к миру и к самому себе. Великий Коменский гак определял обучение: «Учить (лат. docere) — делать так, чтобы известное кому-то одному узнал и другой. Здесь нужны три стороны: (1) обучаемый, ученик (который: 1. способен учиться и 2. жаден до учения), (2) обучающий — учитель, который должен уметь, мочь и хотеть учить, (3) способ преподавания учения, куда входят примеры, правила, упражнения»[1].

Современная педагогическая теория не оспаривает эту первую теоретическую попытку обосновать структурную модель процесса обучения, разве что дополняет «три стороны» еще несколькими компонентами и пытается установить связи между целями, содержанием, средствами, методами и формами обучения. С развитием педагогической науки представления об этих связях менялись.

До середины XX в. связи между компонентами процесса обучения представлялись как линейные, последовательные: считалось, что цель обучения обусловливает его содержание, а содержание — методы, которые, в свою очередь, являются организационными формами обучения. Современное представление о процессе обучения строится на ином понимании взаимосвязей его компонентов — это связи системообразующие, т. е. цель обучени я выступает в качестве главного, системообразующего компонента всего процесса обучения.

Характеристике компонентов процесса обучения посвящены следующие части данного раздела, а пока обратим внимание на два из них: на «обучающего» и на «обучаемого». Очень велик соблазн представить обучение как прямую «передачу» знаний от учителя к ученику. Однако в жизни очень часто учитель обнаруживает, что ученики усвоили совсем не то и не так, как он преподавал.

Процесс обучения в его педагогической характеристике представляет собой взаимодействие двух процессов: учения (деятельности «обучающегося») и преподавания (деятельности «обучающего»).

В разные исторические периоды, в разных педагогических парадигмах, в конкретных типах школ «учение» и «преподавание» взаимодействовали по-разному. Это — одна из великих тайн обучения.

Учение — познавательная деятельность ученика. Понятия «познавательная деятельность» и «учение» не стоит считать синонимами. Познавательной деятельностью занимается ученый-исследователь, открывающий новые свойства каких-либо явлений и обосновывающий закономерности, инженерконструктор, разрабатывающий проект нового технического устройства.

Учение — особый вид познавательной деятельности, которая осуществляется в процессе обучения.

Как и всякая деятельность, учение имеет свою структуру, представленную тремя главными компонентами: содержательным, мотивационным и операционным.

Содержательный компонент учения. В процессе обучения учащиеся имеют дело с различными видами учебной информации.

Репродуктивная информация предполагает усвоение «готового знания»: ученик воспринимает и запоминает предлагаемый учебный материал, а потом воспроизводит его в речевой практике (проще говоря, выучивает и демонстрирует учителю выученное во время опроса на уроке, в контрольной работе или на экзамене).

Проблемная информация требует от ученика спрогнозировать знание, пройти путем его добывания, понять «почему», «как», «для чего», сконструировать понятое в своем сознании и оформить результаты поисков и решений в собственной речи. И пусть формулировки самого «добытчика знаний» будут заведомо слабее, чем обобщения авторов учебника, такое, полученное собственными творческими усилиями знание, только и может быть применимым в реальной практике, в своей жизни.

Рефлексивная информация обращена к самосознанию и самооценке ученика, к его «Я-концепции». В процессе обучения ему предлагаются не просто сведения и факты, а своеобразный ролевой, человеческий «репертуар» деятельности и общения. Ученик, осваивая его, соотносит себя с конкретными людьми в тех или иных обстоятельствах, идентифицирует себя с ними или отвергает их позицию, учится выстраивать свою точку зрения по поводу тех или иных мотивов поведения, мировоззренческих принципов, учится воспроизводить в своем представлении главные жизненные ценности.

  • [1] Коменский Я. Л. Сочинения. М., 1997. С. 473.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой