Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследование сохраняемости электрофотографических материалов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Электрофотография (ЭФГ) в настоящее время является наиболее применяемой несеребряной фотографической системой. Разработан высокочувствительный процесс с электронным считыванием (принципиально возможно значение светочувствительности 8^1000 лк^-с" 1). С 1970 года разработаны и усовершенствованы новые высокоразрешающие прозрачные ЭФГ-материалы на основе органических фотопроводников. Созданные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Литературный обзор
    • 1. 1. Общие сведения по старению фотографических систем
    • 1. 2. Факторы, определяющие ход старения
    • 1. 3. Сведения о стабильности изображения
    • 1. 4. ЭФГ-процесс формирования изображения
  • Глава 2. Объекты, показатели и методы исследования
    • 2. 1. Характеристика объектов исследования
    • 2. 2. Методика исследования и статистическая обработка эксперимента
  • Глава 3. Сохраняемость электрофотографических материалов
    • 3. 1. Исследование влияния температуры и влажности на сохраняемость ЭФГ-материлов
    • 3. 2. Исследование влияния газовой среды на сохраняемость
  • Глава 4. Сохраняемость электрофотографических изображений
    • 4. 1. Результаты исследования стабильности ЭФГ-изображений
    • 4. 2. Прогнозирование стабильности ЭФГ-изображений

Исследование сохраняемости электрофотографических материалов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный уровень развития науки и техники, наличие новых технологий предусматривает разработку новых фотографических материалов и фотографических систем регистрации изображений, что перед изготовителями и потребителями ставит ряд определенных задач, связанных как с возможностью длительного использования фотографических материалов, так и с длительным хранением готовых изображений.

Актуальность темы

.

Перед классической фотографией стоит острая проблемадефицит серебра. Бесспорно, что серебра становится все меньше, а областей применения фотографии — все больше.

Наиболее крупными потребителями серебра в фотографии являются разнообразные разделы техники и искусства, связанные с получением как полутоновых, так и штриховых изображений. Кроме этого, классические AgHal-мaтepиaлы не всегда наилучшие из возможных не только в новых областях применения фотографии, но и в некоторых традиционных (например, в микрофильмировании).

Появление множества несеребряных материалов является одной из наиболее характерных особенностей современной фотографической науки. Общий анализ применения несеребряных фотопроцессов позволяет сделать вывод, что по отдельным свойствам они могут превосходить классическую фотографию, но по комплексу потребительских свойств, универсальности, они еще уступают. Поэтому с уверенностью можно сказать, что, несмотря на дальнейший сдвиг в пользу применения несеребряных процессов для получения первичного изображения, они не составят серьезной конкуренции, но для получения вторичного изображения могут иметь серьезное преобладание.

Электрофотография (ЭФГ) в настоящее время является наиболее применяемой несеребряной фотографической системой. Разработан высокочувствительный процесс с электронным считыванием (принципиально возможно значение светочувствительности 8^1000 лк^-с" 1). С 1970 года разработаны и усовершенствованы новые высокоразрешающие прозрачные ЭФГ-материалы на основе органических фотопроводников. Созданные с их использованием процессы перспективны для обработки информации в реальном времени в высокоскоростных голографических регистрирующих и информационных лазерных системах.

Многие зарубежные фирмы продолжают работы по многоцветным ЭФГ-процессам, которые развиваются по двум направлениям: запись и копирование. У нас в стране разработан высокоразрешающий ЭФГ-процесс типа цвет-цвет, позволяющий, в частности, получить цветные прозрачные слайды со спектральной оптической плотностью цветов штрихового изображения 1−1,5 и разрешением 150−200 мм" 1.

Дальнейшее совершенствование ЭФГ-процесса позволяет не только улучшать сенситометрические характеристики, но и существенно расширять область применения.

Цель работы. Основным направлением работы явилось исследование сохраняемости ЭФГ-материалов и возможности их использования для хранения информации. Для этого исследована сохраняемость ЭФГ-материалов в различных условиях хранения, а также стабильность ЭФГ-изображения при действии разнообразных факторов и условиях эксплуатации. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

• исследовать влияние на свойства ЭФГ-материалов различных условий хранения;

• установить характер старения различных ЭФГ-материалов при естественном и термостатном исследовании;

• определить эквивалентность искусственного старения ЭФГ-материала естественному;

• изучить возможность прогнозирования сроков сохраняемости ЭФГ-материалов;

• выявить воздействие различных условий эксплуатации и режимов хранения на сохраняемость ЭФГ-изображений;

• исследовать стабильность ЭФГ-изображений при действии разнообразных факторов;

• разработать научно обоснованную методику прогнозирования сроков хранения ЭФГ-изображений.

Научная новизна. На основе анализа литературных и собственных экспериментальных данных показана возможность использования ЭФГ-материалов как для получения фотографических изображений, так и для использования при микрофильмировании для изготовления микрофиш. Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

• исследована сохраняемость черно-белых и цветных ЭФГ-материалов и изображений при естественном и искусственном старении;

• обоснована возможность использования термостатного метода старения для экспресс-оценки сохраняемости ЭФГ-материалов и изображений;

• показана возможность термостатного метода старения для прогнозирования сроков хранения ЭФГ-материалов и изображений;

• установлены оптимальные условия хранения ЭФГ-материа-лов и изображений при естественных условиях;

• обнаружен новый тип старения несеребряных фотосистем на примере ЭФГ-материалов: когда уменьшение оптической плотности изображения не сопровождается изменением его светочувствительности;

• уточнены природа и механизм старения ЭФГ-материалов и изображений.

Практическая ценность. Дальнейшее совершенствование ЭФГ-системы позволяет не только улучшать сенситометрические характеристики, но и существенно расширить область ее применения. На основе проведенных исследований показана возможность использования ЭФГ-материалов как для краткосрочного, так и среднесрочного хранения цветных изображений, а черно-белых ЭФГ-изображений — для длительного и архивного хранения.

Апробация работы. Материалы диссертации доложены и получили одобрение на:

• ХУП-ХХ1 итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава Новосибирского института советской кооперативной торговли (1977;1984,1994 гг.);

• V Всесоюзной межвузовской научно-практической конференции в г. Тбилиси (ноябрь 1981 г.);

• IV Всесоюзной конференции «Бессеребряные и необычные фотографические процессы» в г. Суздале (март 1984 г.);

• Международной конференции «Компьютерные технологии в образовании и предпринимательстве» в г. Чите (октябрь 1998 г.);

• Международной научно-практической конференции МГУК февраль1999 г.).

ЭФГ-материалы прошли испытания в Вильнюсском институте электрографии, внедрены и используются в системах Якутского респотребсоюза (акт внедрения от 22.04.1998 г.) и Читинского облпотребсоюза (акт внедрения от 16.10.1998 г.).

Результаты проведенных исследований использованы при чтении лекций и проведении лабораторно-практических занятий по курсу товароведение и экспертиза культтоваров, при постановке и выполнении НИР и НИРС в Забайкальском институте предпринимательства Сиб. У ПК (акт внедрения от 21.05.1999 г.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 работ в виде статей и тезисов в научных изданиях и в материалах всероссийских, региональных, внутривузовских конференций. Представлен стендовый доклад на IV Всесоюзной конференции «Бессеребряные и необычные фотографические процессы» (г. Суздаль, 1984 г.). Материалы исследования использованы для написания одной из глав книги «Несеребряные фотографические процессы» под редакцией А. Л. Картужанского.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, обзора литературы, результатов исследования и их обсуждения, общих выводов по работе, списка использованной (информационной) литературы и приложения.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Установлено, что ЭФГ-материалы, являясь нетопохимически-ми фотографическими материалами, до предэкспозиционной обработки светочувствительностью, как таковой, не обладают, и поэтому процесс старения фотослоя протекает в основном не за счет эмульсионных факторов, а под действием факторов окружающей среды. В качестве представителей ЭФГ-материалов исследовалась ЭФП-1, СП-22Л, а из факторов окружающей среды — температура, влажность и газообразные среды (Н28, ЫЩОН и Н202).

2. Выявлены закономерности влияния температуры, влаги и различных газообразных сред на сохраняемость ЭФГ-материалов.

3. Установлено, что такие важные сенситометрические показатели, как светочувствительность и фотографическая широта ЭФГ-материалов под воздействием исследуемых факторов практически не меняются.

4. Обнаружено, что старение ЭФГ-материалов происходит по новому, ранее неизвестному типу: уменьшение оптической плотности изображения сопровождается при неизменной сохранности светочувствительности.

5. Показано, что термостатный метод старения может быть использован с одной стороны для прогнозирования сроков хранения ЭФГ-материалов, а с другой — для определения точки катастрофы сохраняемости при исследуемом факторе.

6. Установлено, что черно-белые ЭФГ-изображения имеют высокую темновую стабильность, эквивалентную сохраняемости в естественных условиях в течение 20 лет и более.

7. Форсированное хранение черно-белых ЭФГ-изображений при температуре 50 °C в течение 3 лет не вызвало сколько-нибудь значимых изменений их оптической плотности.

8. Показано, что цветные ЭФГ-изображения при комнатном тем-новом хранении имеют изменения двоякого рода: уменьшение зональной оптической плотности и цветовой сдвиг в пределах спектральной зоны каждого красителя изображения.

9. Подтверждены две закономерности, общие для любых цветных изображений, в т. ч. и для цветных ЭФГ-изображений: первая — худшая темновая сохраняемость цветных изображений, чем черно-белых. Вторая — наличие трех хорошо разделяемых на опыте типов темновых изменений цветных изображений. Указано, что в процессе эксплуатации на старение цветных ЭФГ-изображений большее влияние оказывает световая энергия и меньшее тепловая.

10. Предложена научно-обоснованная методика прогнозирования стабильности цветного ЭФГ-изображения в условиях их краткосрочного и длительного хранения.

Заключение

:

• черно-белые ЭФГ-изображения имеют высокую темно-вую стабильность. В течение 20 лет изменения оптической плотности не выявлено;

• изменения при хранении и эксплуатации цветных ЭФГ-изображений отражают общие для цветных изображений две закономерности: во-первых, худшая темновая сохраняемость цветных изображений, чем черно-белых, даже на одном и том же материале. Во-вторых, наличие трех хорошо разделяемых на опыте типов темновых изменений цветных изображений;

• при эксплуатации ЭФГ-изображений в диапроекторе выявлено, что на стабильность цвета большое влияние оказывает световая энергия, чем тепловая;

• применение термостатного метода хранения ЭФГ-изображений для прогнозирования сроков хранения подтверждено результатами хранения этих же изображений в естественных условиях. две закономерности: во-первых, худшая темновая сохраняемость цветных изображений, чем черно-белых, даже на одном и том же материале. Во-вторых, наличие трех хорошо разделяемых на опыте типов темновых изменений цветных изображений;

• при эксплуатации ЭФГ-изображений в диапроекторе выявлено, что на стабильность цвета большое влияние оказывает световая энергия, чем тепловая;

• применение термостатного метода хранения ЭФГ-изображений для прогнозирования сроков хранения подтверждено результатами хранения этих же изображений в естественных условиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.И. Сохранение архивных фильмовых материалов на нитро и ацетатцеллюлозной основе и соединение фильмовых материалов в процессе фильмопроизводства и эксплуатации // Техника кино и телевидения. 1997. -№ 10. -С.45−48
  2. A.B. К вопросу сохраняемости цветных фильмовых материалов. // Техника кино и телевидения 1998. — № 9. — С.34−36
  3. Н.И., Фомичева Л. Н. Проблемы сохранения Ленинских кинодокументов // Техника кино и телевидения. -1991. № 4. — С. 49−52
  4. Carrol В., Hubbard D. J. Research NBS. -1931. v.7. — № 2. — P.210−230
  5. Carrol В., Hubbard D., Kretchman E.J. Research NBS. 1934. — v. 12. — № 2.- P.223−232
  6. K.B., Побединская A.B., Пулина С. А. Тр. НИКФИ. 1935. — № 3. вып.З. — С. 108−122
  7. В.Я. Сов. фотохим.пром. 1933. — № 3. — С.44−47
  8. В.И. ДАН СССР. 1950. — т.73. — № 6. — С. 1231−1234
  9. Шеберстов В.И.//ЖниПФиК. 1959. — т.4. — № 2. — С. 100−105
  10. А.Л., Юрченко А.Ф.//ЖниПФиК. 1965. — т. 10. — № 3.- С.217−218
  11. И.СавиноваП.И., Борин А.В.//ЖниПФиК. 1972. — т.17. — № 2. — С.138−140
  12. П.И., Борин А.В.//ЖниПФиК. 1972. — т. 17. — № 3. — С.210−212
  13. П.И., Борин A.B.//ЖниПФиК. 1972. — т. 17. — № 5. — С.370−372
  14. Шеберстов В.И.//Усп. научн. фот. -1961. т.7. — С.25−49
  15. А.Л., Борин A.B., Иванов В. О. Процессы старения и сохраняемость фотографических материалов. Л.: Химия, 1976. — 192 с.
  16. А.Л., Юрченко А. Ф., Шур ЛИ., Мартыш Г. Г.//Усп. научн. фот. 1966-т. 12. -С.43−48
  17. А.Ф. Автореф. дис. канд. техн. наук. Л., 1967. — 21с. 18.3еликманВ.Л.//Кинофотохим.пром. — 1940 — № 7. — С.36−4119.3еликман В.Л., Леви С. М., Основы синтеза и полива фотоорганических эмульсий. М.: Искусство, 1960. — 356 с.
  18. К.С., Дебердеев М. Ю. Романовская K.M. В кн.: Сообщения совещания по фотоэмульсионной методике. Дудна: изд. ОИЯИ, препринт № 1749. — 1964. -С.16−18
  19. K.M. Автореф. дис. канд. техн. наук.- М., НИКФИ, 1965. 24 с. 24. Sheppard S.E., Wightman Е. В кн.: Ber. VIII Internat. Kongr. Phot., Gresden, 1931. -P.157−172
  20. Шеберстов В.И.//ЖниПФиК. 1959. — т.4. — № 4. — C.241−252
  21. K.M., Богомолов К.С.//ЖниПФиК. 1964. — т.9. — № 1. — С.6−11
  22. КартужанскийА.Л., Юрченко А.Ф.//ЖниПФиК. -1967-т.12. -№ 3. С. 187−196
  23. Ю.П. Автореф. дис. канд. техн. наук. М., МИНХ им. Плеханова, 1971. -25с.
  24. ЛарионовЮ.П.//ЖНИПФиК. -1971. т.16. — № 1. — С.56−58
  25. С.А. Автореф. дис. канд. техн. наук. Л., ЛИСТ им. Энгельса, 1973. — 22с.
  26. З ЕИшевский Г. М., Маргаритов В. Б., Соловьев С. М. Тр. НИИ тары и упаковки. 1963. С.33−41
  27. М.И. Автореф. дис канд. техн. наук. Л., ЛИСТ им. Энгельса, 1968. 24 с.
  28. М.И. Усп. научн. фот. 1970. -т.14. — С.179−185
  29. С.М. Усп. научн. фот. 1970. — т.14. — С. 140−148
  30. Т.Н. В кн.: Photographic Sensitivity Symposium. Cambridge 1972. L.-N. У., Acad. Press. 1973. — P.287−298
  31. H.B., Картужанский А.Л.//ЖниПФиК. -1971. т. 16. — № 2. — С. 132−133 37.0всянко Д.П.//ЖниПФиК. — 1973. — т.18. — № 2. — С.134−136
  32. ЗЭ.Овсянко Д. П. Автореф. дис канд. техн. наук. Л., ЛИСТ им. Энгельса, 1974. -24с.
  33. М.А. Позитивный процесс в цветной фотографии. М.: Искусство, 1969. — 96с.
  34. З.И. Автореф. дис. канд. техн. наук. Л., ЛИСТ им. Энгельса, 1972. -23с.
  35. Соловьев С.М.//ЖниПФиК. 1960. — т.5. — № 6. — С.406−412
  36. Tull A.G. J. Phot. Sei. 1974. — v.22. — № 4. — P.205−207
  37. Д.К., Потапович С.И.//ЖниПФиК. 1975. — т.20. — № 6. — С.446−448
  38. С.И. Афтореф. дис.канд. техн. наук. Л., ЛИСТ им. Энгельса, 1975. -21с.
  39. В.В., Картужанский А. Л., Ларионов Ю.Ш/ЖниПФиК. 1976. -Т.21. — № 3. — С.219−221
  40. А.Л., Ларионов Ю.П.//Усп. науч. фот. -1983. т.20. — С. 123−129
  41. Болдырев В.В.//ЖниПФиК. 1974. — т. 19. — С.91
  42. С.А. и др., //ЖниПФиК. 1982. — т.27. — С.347
  43. А.Л., Ларионов Ю.П.// ЖниПФиК. -1977. т.22. — № 6. — С.448
  44. А.Л., Кудряшова Л. К., Юрченко А.Ф.//ЖниПФиК. 1984 -т.29. — С.462
  45. А.Л., Ларионов Ю.Ш/ЖниПФиК. -1980. т.25. — № 5. — С.370
  46. Tulsi Ram A., Potter E.W. Photogr. Sei. A Eng. 1970. — vl4. — 283 p.
  47. Т. Теория фотографического процесса. Л.: Химия, 1983. — 453 с.
  48. В.М., Фокин Е. П. и др.//ЖниПФиК. 1979. — т.24. — № 4. — С.311
  49. С.А., Картужанский А. Л., Князева Э. Б. и др. Фотогр. процессы на основе галогенидов серебра: тез.докл. Всесоюз. науч. конф. Черноголовка: 1983, -328 с.
  50. С.А., Каплин C.B., Каплина К. В. и др.//ЖниПФиК. 1984. — т.29. -№ 3. — С.176−179
  51. М.И., Свиридов В. В., Степанова Л.И.//ЖНиПФиК, 1985. -т.20. -№ 1. — С. 14
  52. С.А., Болдырев В. В., Ларионов Ю. П., Картужанский А. Л., Митрофанова Р.//ЖниПФиК. 1983. — т.28. — № 3. — С.223
  53. А., Дете Ф.Н ЖниПФиК. т.17. — № 4. — 1972. — С.314
  54. H.A. Электрические явления в газах и вакууме. М/. Гостехиздат, 1950
  55. Леб Л. Статическая электризация. М.: Гостехиздат, 1963
  56. Пик Ф. Диэлектрические явления в технике высоких напряжений. М.: Гостехиздат, 1934
  57. Ю.Л., Медведева С. М. Сб. науч. тр. Технология получения изображения и материалы в электрофотографии, М.: ВНИИПолиграфмаш, 1964.-С.31
  58. А.И., Рашковский С. Ф., Скучас И. И. Сб. науч. тр. Электрофотография и магнитография, Вильнюс, 1965. С.202
  59. ЖилевичИ.И., Немировский Е. Л. Электрофотография. М.: Искусство, 1961
  60. Гренишин С.Г.//Усп. научн. фот. 1970. — т. 15. — С. 196
  61. Черкасов Ю.А.//ЖниПФиК. 1964. — т.9. — С.298
  62. Гренишин С.Г.//Оптико-механическая промышленность. -1956. № 3. — С.65
  63. В.М. и др //ЖниПФиК. -1957. -т. 2. С.286
  64. А.Б., Кириллова Ж. В. Сб. науч. тр. Электрофотография и магнитография, НИИЭлектрографии. Вильнюс, 1965. С. 135
  65. Ф.А. Сб. науч. тр. Проявление изображений в электрофотографии. -М.: НИИПолиграфмаш, 1964, С. 17
  66. Сидоравичус И.Б.//ЖниПФиК. -1981. т.26. — С.467
  67. А., Кадзаускас П., Буткус Э.//ЖниПФиК. т.26. — № 1. -1981. -С.63
  68. В.И., Ганчо Т.Н.// ЖниПФиК. 1980. — т.25. — № 5. — С.387
  69. Черкасов Ю.А.//ЖниПФиК 1981. — т.26. — № 4. — С.263
  70. БерезинБ.И. Печатные краски. -М.: Госхимиздат, 1961. 168 с.
  71. С.И., Гикене Д.И.//ЖниПФиК. т.7. — 1962. — С. ЗО
  72. III Всес.конф. по бессеребряным и необычным фотографическим процессам. Секция I. Вильнюс: Изд-во ВГУ, 1980.
  73. Черкасов Ю.А.//Усп. науч.фот. 1982 — т.21. — С.108
  74. Н.Б., Черкасов Ю.А.//ЖниПФиК. -1971. т.16. — С.380
  75. И.П. и др.//ЖниПФиК. 1982. — т.21. — С.255
  76. А., Кадзаускас П., Буткус Э. //ЖниПФиК. т.26. — № 1. -1981. — С.63
  77. Гайдялис В. И, Ганчо Г. Н., Каплунова Л. Л. и др.//ЖниПФиК. 1980. — т.25. — № 5. — С.387
  78. Camenisch Н., Berg W.F. J. Phot. Sei. 1977. — v.25. — P.229
  79. ГОСТ 2818–91 Фотографические материалы. Метод общесенситометрических испытаний.
  80. ГОСТ 9160–91 Фотографические материалы на прозрачной основе. Метод общесенситометрических испытаний многослойных цветофотографических материалов.
  81. К. А. Основы фотографической метрологии. М.: Легпромбыт-издат, 1990. 237 с.
  82. ГОСТ 2653–93 Фотографическая сенситометрия. Термины, определения и буквенные обозначения.
  83. Г. Н., Моцкус Э.Б.//ЖниПФиК. 1977. — т.22. — № 1. — С. 19
  84. С.Г., Ляликов КС. //ЖниПФиК. 1959. — т.4. — С.319
  85. K.M. Сб. науч. тр. Электрофотография. Л: ЦБТИ, — 1958. -т. 14.
  86. Bixby W.E., Andrus P.G., Walcup A. Phot. Eng. 1954. — v.6. — P. 195
  87. K.M. Сб. науч. тр Электрофотография магнитография. Вильнюс: Минтис, -1959. С.44
  88. Ю.А. и др. //ЖниПФиК. 1969. — т. 14. — С. 103 95. Черкасов Ю. А. //ЖниПФиК. — 1963. — т.8. — С.214
  89. Ю.А. Автореф. докт. дисс. Л.: ГОИ, 1975
  90. М.М., Цвет и его измерения, изд, М-Л: АН СССР, 1950.
  91. CIE., Colorimetry, official Recommendations of the International Commission on Illumination, Publication CIE № 15 (E-l.3.1.) 1971. Bureau Central de La CIE, 4 Av dn Recteur Ponicare, 75 782 Paris Cedex 16, France
  92. Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике, под ред. Л. Ф. Арюшина. М.: Мир, 1978. 295 с.
  93. В.А. Цветоведение. М.: Книга, 1972. — 210 с.
  94. Judd D., Mac-Adam D., Wyszecki G. J. Opt. Soc. Am. 1964. — v.54. -P. 1031
  95. Judd D., Wyszecki G. Color in Business, Science and Industry, N.Y., 1963
  96. .К., Христинина Г.Ш/ЖниПФиК. 1973. — т. 18. — № 3. — С. 147
  97. Graham A. J. Amer. Dyestuff reporter. 1966. — № 7, P.25
  98. Pobborovcky J., Phot. Sei. a. Engng. 1964. — v.8. — P. 191
  99. И.С., Осадчая Ю. Д. Цветовые допуски в офсетном печатном производстве, сб. научн. раб. ВНИИПП, 1964. вып. 15. — С. З
  100. И.С. Проблемы технологии полиграфии, М.: Книга, 1967. -260 с.
  101. Smith T., Corluy H., J. Photogr. Sei. 1965. — v.13. Р.185
  102. ГОСТ 25 120–82 Пленки фотографические цветные негативные. Технические условия.
  103. А.Л., Ларионов Ю.П.//ЖниПФиК. -1978. т.23. — № 6. -С.442
  104. C.B., Автореф.канд.дис., Ленингр. ин-т киноинж., 1973. 24 с.
  105. ГОСТ 24 876–81 Пленки фотографические черно-белые негативные. Технические условия.
  106. SmitT.D. J.Phot. Sei. 1953. -v.l. -№ 5. -P.138−144
  107. И.Г., Кильдишев Г. С. Теория вероятностей и математическая статистика. -М.: Статистика, 1995. 264 с.
  108. О.Э., Спирин A.A., Бабурин В. Т. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 1999. — 440 с.
  109. .В. Планирование и анализ эксперимента. М.: Легкая инду стрия, 1974. — 262 с.
Заполнить форму текущей работой