Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы стратегического управления развитием промышленных комплексов малых городов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Промышленная политика рассматривается как система согласованных, всесторонне продуманных, четких и последовательных законодательных, административных и финансово-экономических решений и мер, направленных на формирование конкурентоспособного промышленного производства России. Представляется целесообразным формирование 3-уровневой иерархии промышленных политик Российской Федерации, состоящей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Тенденции и закономерности управления развитием 12 промышленных комплексов малых городов
    • 1. 1. Сущность и понятие промышленного комплекса малого города
    • 1. 2. Тенденции развития промышленных комплексов малых городов
    • 1. 3. Проблемы управления развитием промышленного комплекса малого 48 города
  • Выводы к главе
  • Глава 2. Исследование методов стратегического управления развитием 60 промышленных комплексов малых городов
    • 2. 1. Исследование опыта стратегического управления развитием 60 промышленных комплексов малых городов
    • 2. 2. Анализ методов стратегического управления развитием 79 промышленных комплексов малых городов
  • Выводы к главе
  • Глава 3. Совершенствование методов стратегического управления 91 развитием промышленных комплексов малых городов
    • 3. 1. Промышленная политика малого города как механизм повышения 91 конкурентоспособности промышленного производства
    • 3. 2. Метод выбора приоритетных стратегических направлений развития 112 промышленного комплекса малого города
    • 3. 3. Методика стратегического управления развитием промышленного 128 комплекса малого города на основе формирования его промышленной политики
  • Выводы к главе

Методы стратегического управления развитием промышленных комплексов малых городов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В России вопросам управления промышленностью, начиная с периода возникновения крупного промышленного производства, уделялось особое внимание, рассматривая ее как важнейшую сферу экономической деятельности. В дореволюционный период уровень промышленного производства России соответствовать уровню передовых промышленно-развитых государств, в советский период индустриализация и военная политика обеспечили Советскому Союзу статус мирового лидера в отраслях военно-промышленного комплекса.

Современное состояние промышленного производства России уходит корнями в сложившиеся в советский период механизмы управления хозяйственной деятельностью страны, в основу которых был положен отраслевой подход. Образовавшаяся топливно-сырьевая ориентация производства и приоритетность военно-промышленного комплекса явились одними из внутренних факторов, обусловивших глубокий кризис экономики России 90-х годов XX века. По величине снижения производства, продолжительности и системности этот кризис не имеет аналогов в истории крупных стран. Доля России в мировом валовом продукте снизилась до 3% [17]. Наибольший урон потерпели отрасли, критически важные для развития страны и жизнеобеспечения населения — машиностроение и высокотехнологичные производства, фактически остановилась текстильная промышленность. Падение производства резко снизило спрос на научные исследования и разработки. Негативные тенденции усугубились на фоне спада в инвестиционной сфере.

Оживление производства и макроэкономическая стабилизация, последовавшие вслед за дефолтом в августе 1998 года, не решили самых острых и сложных противоречий российской экономики. Несмотря на относительно высокие темпы роста на протяжении последних 5−6 лет уровень валового внутреннего продукта (ВВП) остается на треть ниже дореформенного, а капитальные вложения не достигли и 70% уровня, существовавшего до дефолта [17].

В ситуации острой необходимости активизации процессов экономического роста страны Президентом России в послании Федеральному Собранию.

2003 г.) перед страной была поставлена стратегическая задача удвоения ВВП к 2010 году. Опыт экономически развитых государств объективно показывает, и с этим согласно большинство ведущих российских экономистов и политиков, что предпосылки такого устойчивого экономического роста заложены в развитии промышленности как базовой отрасли экономики России. Основываясь на ^ этом, развитие промышленного производства необходимо рассматривать как общегосударственную стратегическую цель экономического роста и, в конечном итоге, удвоения ВВП российского государства.

Процессы разрушения отраслевой системы управления хозяйственной деятельностью страны и повышение роли субъектов РФ в решении экономических вопросов привели к необходимости создания принципиально новых механизмов управления промышленным производством, основанных на сочетании преимуществ отраслевого и территориального развития с учетом рыночных принципов взаимодействия между различными предприятиями. Такой территориально-отраслевой подход может дать ощутимый эффект в промышленно-ориентированных территориальных образованиях, обеспечивая II их экономический рост и, как следствие, повышение экономической самостоятельности и бюджетной самообеспеченности. Для таких территорий совокупность предприятий отраслей промышленного производства необходимо рассматривать как особый объект территориального управленияпромышленный комплекс территории.

На сегодняшний день наиболее распространенной территорией компактного размещения промышленных предприятий является город — промышленный центр, в котором в силу объективных, носящих исторический характер, причин, промышленность является ведущей отраслью экономической деятельности.

Среди российских городов особое место в экономической, социальной и политической жизни страны занимают малые города, превалирующие в структуре городских поселений России и составляющие более 70% от общего числа российских городов [73]. Малые города — это исторические корни Российской государственности, самобытной национальной культуры и народных традиций. Именно небольшие города являются главными опорными центрами, малыми столицами, скрепляющими огромные пространства России и обеспечивающими ее единство и целостность. Более 70% малых городов являются административными центрами муниципальных образований, сформированных в границах районов, в них сосредоточена базовая жизненно-важная инфраструктура для окружающих поселений и сел.

Многие факторы указывают на то, что в малых городах имеются значительные возможности экономического роста. В них сосредоточен мощный промышленный потенциал, насчитывающий по данным Госкомстата России 8,3 тысячи крупных предприятий различных отраслей промышленности, большая часть которых является градообразующими. Немаловажным является наличие дешевой и избыточной рабочей силы, свободных производственных мощностей, спроса на недорогую продукцию местного производства. Отсюда предопределяющее значение для экономического роста России имеет развитие промышленных комплексов именно таких территориальных образований.

Промышленные комплексы малых городов с точки зрения их территориальной принадлежности по существу являются структурными компонентами промышленных комплексов более крупных территорий — субъектов Федерации, федеральных округов и государства в целом. Такой структурный подход обуславливает необходимость особого внимания к процессам развития промышленного производства на муниципальном уровне, обеспечивая тем самым потенциал развития промышленного комплекса Российской Федерации в целом.

Несмотря на огромное влияние государственной политики, затрагивающих общефедеральные вопросы управления и регулирования промышленной деятельностью, нельзя недооценивать роль местных органов власти малых городов в разработке собственной политики промышленного развития, нацеленной на формирование внутригородских условий активизации деятельности промышленных предприятий. Задача формирования промышленной политики муниципального уровня является стратегической и требует применения стратегического подхода к ее решению.

В настоящее время принципы стратегического управления нашли применение как в зарубежной, так и в российской практике территориального управления. Однако стратегии, разрабатываемые и реализуемые в различных российских городах, носят комплексный характер, развитие промышленного производства рассматривается лишь как одно из направлений экономического развития территории. То есть внимание на промышленном комплексе как источнике комплексного социально-экономического развития города не акцентируется.

В этой связи в значительной степени неисследованными остаются вопросы промышленного развития малых городов как одного из стратегических факторов их экономической и бюджетной самообеспеченности. Такая постановка вопроса является актуальной в условиях дефицита местных бюджетов, неспособных обеспечить финансирование минимально необходимых социальных расходов и, как следствие, повышение уровня и качества жизни городского населения.

Не решена также проблема методического обеспечения процесса стратегического управления городом, в части, касающейся развития его промышленного комплекса. Применяемые в реальной практике стратегические методы управления не учитывают особенности промышленности как базовой отрасли городской экономики, специфику промышленного комплекса конкретной территории, не обеспечивают получение достоверной и полной информации.

Все вышеизложенное обуславливает необходимость более глубокого изучения и совершенствования методологии управления развитием промышленного комплекса малого города, определяет актуальность данной диссертационной работы, ее теоретическую и практическую значимость, которая имеет особое значение для малых городов.

В данном диссертационном исследовании решаются актуальные вопросы региональной экономики и управления предприятиями, в том числе вопросы развития региональных и производственных систем с учетом применения стратегического и программно-целевого подходов.

Указанные выше проблемы рассматривались в научных трудах многих отечественных ученых. Существенный вклад в развитие региональной экономики внесли Э. Б. Алаев, П. М. Алампиев, Н. Н. Баранский, Л. А. Велихов, В. В. Кистанов, Н. Н. Колосовский, В. С. Немчинов, Н. Н. Некрасов, А. Е. Пробст, Ю. Г. Саушкин, Я. Г. Фейгин, Р. И. Шнипер.

В последнее десятилетие опубликовано много научных работ по решению данных проблем. К ним можно отнести работы Н. Ф. Газизулина, А. Л. Гапоненко, Ю. Н. Гладкого, А. Г. Гранберга, Г. В. Гутмана, В. Н. Лексина, И. В. Липсица, Д. С. Львова, А. С. Маршаловой, Б. А. Райзберга, А. И. Чистобаева,.

A.Н.Швецова, Б. М. Штульберга, в которых рассматриваются общие вопросы регионального развития.

Результаты теоретических исследований и практические аспекты управления предприятиями и территориальными хозяйственными комплексами представлены в трудах М. К. Бандмана, Е. Г. Гинзбурга, А. К. Казанцева,.

B.В.Кобзева, Г. А. Краюхина, В. П. Кустарева, Ф. И. Парамонова, И. А. Садчикова, Ю. М. Солдака, О. Г. Туровца, А. И. Федоркова, Л. М. Чистова и многих других.

В области методологического обеспечения стратегического планирования и комплексного управления развитием городских систем следует особо отметить теоретические и практические исследования Г. Ю. Ветрова, В. Н. Виноградова, Б. М. Гринчеля, А. П. Егоршина, Б. С. Жихаревича, К. Н. Знаменской, В. Е. Рохчина, П. Г. Цицина.

Различные вопросы развития промышленного производства России и разработки государственной промышленной политики обсуждаются в многочисленных публикациях таких современных экономистов и политических деятелей как Б. Х. Алиев, А. И. Горбачев, А. И. Вольский, С. Ю. Глазьев, В. Н. Княгинин, М. И. Лещенко, Е. М. Примаков, С. С. Сулакшин, Н. И. Рыжков, П. Г. Щедровицкий.

Вместе с тем, многие вопросы, касающиеся развития промышленного производства в малых городах России, еще не нашли своего решения.

Целью диссертационного исследования является разработка методов стратегического управления развитием промышленного комплекса малого города. Для достижения поставленной цели диссертационной работы были определены следующие задачи:

— исследование роли и значения промышленного комплекса малого города в процессах формирования и развития городской социально-экономической системы;

— выявление тенденций и проблем развития промышленных комплексов малых городов на современном этапе рыночных реформ;

— исследование опыта стратегического управления развитием промышленных комплексов в малых городах России;

— теоретическое обоснование промышленной политики как формы реализации стратегического подхода к управлению развитием промышленного комплекса малого города;

— разработка методов стратегического управления развитием промышленного комплекса малого города, позволяющих путем формирования и реализации промышленной политики обеспечить экономический рост малого города;

— разработка практических рекомендаций по стратегическому управлению развитием промышленного комплекса малого города.

Объектом настоящего диссертационного исследования является промышленный комплекс малого города.

Предметом исследования являются процессы стратегического управления развитием промышленного комплекса малого города.

Информационной базой исследования явились нормативные и исполнительные документы федеральных, региональных и муниципальных органов власти, материалы Госкомстата РФ и Рязанской области, результаты анкетирования руководителей предприятий, расположенных на территории малых городов Рязанской области. Также использовалась научная литература, публикации в периодической печати и ресурсы сети Интернет.

Методологической основой работы послужили теоретические и практические труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, занимающихся исследованиями в области стратегического управления, региональной экономики, муниципального управления, системных исследований.

В диссертационной работе использованы общенаучный принцип системного подхода, метод абстрагирования, экономико-статистические методы, метод экспертных оценок, методы стратегического анализа и др.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании теоретических положений и разработке рекомендаций по практической реализации методов стратегического управления развитием промышленного комплекса малого города, обеспечивающих его экономический рост. Научную новизну определяют следующие результаты:

1. Определено понятие и обоснована сущность промышленного комплекса малого города.

2. Разработана классификация промышленных комплексов, учитывающая специфику промышленного производства и значение промышленных комплексов в процессах функционирования и развития малых городов.

3. Предложены принципы формирования промышленной политики ма-IjK лого города как формы реализации процесса стратегического управления развитием его промышленного комплекса.

4. Исходя из предложенных принципов, разработаны рекомендации по структуре и содержанию промышленной политики, организационному механизму ее формирования и реализации.

5. Предложен метод выбора стратегических направлений развития промышленного комплекса малого города, позволяющий согласовать интересы промышленных предприятий и малого города в соответствии с критериями экономического роста.

4 г 6. Разработана методика стратегического управления развитием промышленного комплекса малого города на основе формирования его промышленной политики.

Апробация результатов исследования докладывалась на 7-и научно-практических, научно-технических и научно-методических конференциях:

— «Организационные и экономические проблемы становления конкурентоспособного производства» 1999 год, г. Воронеж;

— «Региональные аспекты социальных последствий экономического развития» 2001 год, г. Рязань;

— «Предприятия России в транзитивной экономике» 2002 год, г. Ярославль;

— 37-я научно-техническая конференция 2002 года, г. Рязань;

— X научно-методическая конференция 2003 года, г. Рязань;

— XI научно-методическая конференция 2004 года, г. Рязань;

— «Государственное регулирование экономики на региональном уровне» 2004 год, г. Рязань.

Предложенные методы стратегического управления промышленным комплексом малого города были использованы при выполнении следующих научно-исследовательских работ:

1. «Разработка концепции социально-экономического развития г. Касимова Рязанской области» (выполнена в рамках договора кафедры Экономики, организации и планирования промышленных предприятий Рязанской государственной радиотехнической академии с Рязанской областной Думой);

2. «Разработка концепции социально-экономического развития Михайловского района Рязанской области» (выполнена в рамках договора кафедры Экономики, организации и планирования промышленных предприятий Рязанской государственной радиотехнической академии с Рязанской областной Думой);

3. «Исследование роли малого инновационного предпринимательства в промышленной политике монопрофильных и малых городов» (выполнена в рамках договора Негосударственного образовательного учреждения Высшая Школа бизнеса при Рязанской государственной радиотехнической академии с Фондом содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере);

4. «Реструктуризация предприятий области на основе инновационного развития» (выполнена по договору Рязанской государственной радиотехнической академии с Управлением по делам Образования, науки и молодежной политики Администрации Рязанской области).

Результаты апробации метода выделения приоритетных стратегических направлений развития промышленного комплекса малого города на примере г. Касимова Рязанской области докладывались на совместном совещании представителей региональных и местных органов власти и руководителей предприятий города Касимова, прошедшего в ноябре 2002 года.

Практические рекомендации по реализации процесса стратегического управления развитием промышленного комплекса малого города и комплекс правовых и организационно-экономических мер промышленного развития использовались при разработке проекта промышленной политики г. Касимова Рязанской области.

Предложенные методические рекомендации по реализации процесса стратегического управления развитием промышленного комплекса малого города использовалась при чтении лекций по дисциплинам «Менеджмент», «Стратегическое планирование», «Исследование систем управления» в Рязанской государственной радиотехнической академии, а также для слушателей Президентской программы по подготовке управленческих кадров для народного хозяйства.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в возможности применения предложенного метода стратегического управления для всех промышленно-ориентированных малых городов РФ.

Выводы к главе 3.

1. Общегосударственной стратегической целью промышленного развития является повышение конкурентоспособности промышленного производства как фактора устойчивого экономического роста и удвоения ВВП России, реализацию которой обоснованно следует осуществлять в форме промышленной политики.

2. Промышленная политика рассматривается как система согласованных, всесторонне продуманных, четких и последовательных законодательных, административных и финансово-экономических решений и мер, направленных на формирование конкурентоспособного промышленного производства России. Представляется целесообразным формирование 3-уровневой иерархии промышленных политик Российской Федерации, состоящей из федеральной промышленной политики, а также комплекса региональных и муниципальных политик. На федеральном уровне в рамках промышленной политикой определяются общегосударственные экономические и правовые условия функционирования промышленного производства и реализации меры по его развитию в интересах всей страны, в регионах осуществляется их конкретизируются с учетом региональных социально-экономических интересов, а на уровне муниципальных образований — с учетом местных. Ключевой должна являться федеральная промышленная политика, на основе которой следует формировать промышленные политики регионального и муниципального уровней.

3. Промышленная политика малого города, являясь промышленной политикой муниципального уровня и принимая во внимание федеральные и региональные стратегические приоритеты промышленного развития, должна обеспечивать формирование экономических отношений и правовых условий промышленного развития и определять комплекс мер по повышению конкурентоспособности промышленного комплекса малого города с учетом местных социально-экономических интересов.

4. Субъектами промышленной политики малого города являются:

— местные органы власти;

— промышленные предприятия вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности;

— структуры, имеющие возможности прямого или косвенного воздействия на процессы функционирования и развития промышленного комплекса малого города: общественные и политические организации, инвесторы (в том числе и иностранные), учреждения науки и образования, консалтинговые и экспертные организации, предприятия инфраструктуры города и др.

5. Объектом промышленной политики малого города является его промышленный комплекс как совокупность промышленных предприятий, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, расположенных на территории малого города.

6. Главной стратегической целью промышленного развития малого города является устойчивый экономический рост на основе формирования конкурентоспособного промышленного производства, способствующего повышению уровня и качества жизни местного населения и функционирующего с учетом его потребностей и в его интересах. Стратегические приоритеты промышленного развития на муниципальном уровне должны ориентироваться не только на экономические аспекты роста конкурентоспособности промышленных предприятий, но и учитывать косвенное влияние данного процесса на социальное развитие территории, среди которых следует выделить:

— создание равноценных экономических и правовых условий функционирования промышленных предприятий на территории малого города, способствующих повышению их конкурентоспособности;

— дифференцированная поддержка значимых для малого города промышленных предприятий со стороны местных органов власти (градообразующих, бюджетообразующих, социально-значимых, экологически-опасных и т. д.);

— активизация инновационной деятельности промышленных предприятий малого города;

— развитие кадрового потенциала промышленных предприятий;

— привлечение негосударственных инвестиций на территорию города.

7. Суть промышленной политики малого города и ее ценность заключается в предлагаемых в ней конкретных инструментах решения комплекса приоритетных задач по повышению конкурентоспособности промышленного производства, перечень которых достаточно широк, а практическая реализация — разнообразна.

8. Организационное обеспечение реализации промышленной политики малого города представляет собой совокупность административных, коммерческих и некоммерческих структур и их взаимодействий по вопросам промышленного развития малого города. Ключевую роль должна играть структура, например, названная как Координационный совет по промышленной политике, созданная при администрации города, однако не являющаяся непосредственно ее подразделением, в состав которой должны входить наряду с представителями администрации, руководители промышленных предприятий или представители их объединений, иных организаций, связанных с промышленным производством. Подобный орган выполняет только консультационные и сопроводительно-поддерживающие функции.

9. Правовое поле промышленной политики образуют действующие нормативно-правовые документы федерального, регионального и местного уровня, определяющие законодательные условия реализации системы мер по развитию промышленного производства на территории малого города. Законодательное оформление непосредственно промышленной политики целесообразно представить в виде утверждаемых на уровне представительного органа местной власти следующих документов:

— концепция промышленной политики;

— программа развития промышленности (или комплекс программ по отдельным выделенным в концепции приоритетным направлениям).

10. В диссертационной работе предлагается метод определения и обоснования приоритетов развития сферы промышленного производства малого города на основе проведения стратегического анализа всего промышленного комплекса территории. Суть предлагаемого метода заключается в проведении стратегического анализа деятельности отдельных промышленных предприятий, обобщении результатов на весь промышленный комплекс. В качестве базовых методов стратегического анализа отдельных предприятий приняты SWOT, SNW и PEST-анализы, рекомендуемые к применению предпочтительно в совокупности для получения более точной и полной информации. Метод выбора стратегических направлений развития промышленного комплекса малого города был опробован в рамках научно-исследовательской работы «Разработка концепции социально-экономического развития г. Касимова Рязанской области», что позволило определить приоритетные стратегические направления развития промышленного комплекса данного города.

11. В диссертационной работе предложена методика управления развитием промышленного комплекса малого города, органически вписывающаяся в алгоритм стратегического управления комплексным социально-экономическим развитием территории. Предложенная методика была опробована при разработке промышленной политики малого промышленно развитого города, которым является город Касимов Рязанской области. Рекомендации практического характера затрагивают этапы целеполагания, выявления приоритетных направлений и соответствующих им задач развития промышленности, определения наиболее приемлемых инструментов и мероприятий, реализацию которых целесообразно осуществлять в рамках целевой программы развития промышленности г. Касимова.

Заключение

.

Поставленная Президентом РФ В. В. Путиным стратегическая задача по удвоению ВВП страны к 2010 году резко повышает актуальность вопросов достижения устойчивых темпов роста российской экономики, предпосылки которого, по мнению многих экономистов и политиков, заложены в развитии промышленности как базовой отрасли народного хозяйства. Основываясь на этом, развитие промышленного производства необходимо рассматривать как общегосударственную стратегическую цель экономического роста и, в конечном итоге, удвоения ВВП России.

В Главе 1 представлены результаты теоретических исследований различных подходов к понятию «промышленного комплекса», уточнена его сущность в условиях перехода от отраслевого принципа управления промышленностью к территориальному. К признакам отнесения предприятия к промышленному комплексу того или иного региона является его отраслевая принадлежность к отраслям промышленного производства и его размещение на территории данного региона. Наличие производственных и технологических связей не обязательно, поскольку в общем случае они могут и отсутствовать.

В качестве основной территориальной единицы размещения промышленного комплекса, по мнению автора, целесообразно рассматривать города, в структуре которых основную долю составляют малые города, что явилось одной из причин выбора их промышленных комплексов в качестве объекта исследования настоящей диссертационной работы.

Рассмотренные в диссертационной работе проблемы затрагивают широкий круг вопросов управления развитием промышленных комплексов малых городов. Исследования исторических процессов формирования городских поселений на территории России показали, что промышленный комплекс всегда играл и продолжает играть важную роль в социально-экономических и экологических процессах функционирования малого города, как с точки зрения его исторического развития, с одной стороны, являясь первопричиной появления самого города — источника трудовых ресурсов, т. е. градообразующим фактором, а с другой — фактором, поддерживающим существование и дальнейшее социально-экономическое развитие города как территории компактного проживания населения. Такой подход позволил выделить промышленный комплекс как системообразующий фактор социо-эколого-экономической системы малого города, как источник ее развития и перехода на качественно новый уровень, что необходимо учитывать при управлении развитием самой системы.

Общепринятым инструментом управления развитием является стратегическое управление, обеспечивающее постановку целей, реализацию и контроль процессов изменения системы. В силу своей значимости для малого города его промышленный комплекс необходимо рассматривать как самостоятельный и ключевой объект стратегического управления в рамках реализации данных процессов для малого города в целом.

Отдельный параграф посвящен выявлению тенденций современного развития промышленных комплексов малых городов, сформировавшихся под влиянием исторических факторов, связанных с централизованным управлением хозяйством в советский период, и общих тенденций экономического развития России в период перехода к рынку. Значительная доля проблем в управлении промышленным комплексом малого города связана именно с данными факторами (проблемы имущественного и финансового характера, проблемы, связанные с ограниченной зоной полномочий местных органов власти, трудности взаимодействия органов власти различного уровня).

Другой комплекс проблем связан с особенностями процесса стратегического управления развитием промышленного производства на территории малого города и, в первую очередь, с практически полным отсутствием методического обеспечения, позволяющего учесть специфику промышленного комплекса как совокупности промышленных предприятий. Разработка специфических стратегических методов, реализующих этапы стратегического управления развитием промышленного комплекса малого города, явилась основной задачей данного диссертационного исследования.

В диссертационной работе предложены:

— метод формирования стратегических направлений развития промышленного комплекса, основанный на проведении стратегического анализа промышленных предприятий и обобщении полученных результатов на весь промышленный комплекс малого города;

— методика стратегического управления развитием промышленного комплекса малого города на основе формирования промышленной политики малого города, которая органически вписывается в общепринятую технологию территориального стратегического управления.

В диссертационной работе представлены практические рекомендации по структуре и содержанию промышленной политики малого города как промышленной политики муниципального уровня, учитывающей как государственные приоритеты промышленного развития по формированию конкурентоспособного промышленного производства, так и ориентиры социально-экономического и экологического развития конкретного малого города.

Апробация предложенных стратегических методов проводилась на примере г. Касимова Рязанской области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Х. Промышленная политика и экономика. М.: Экономика, 2000.- 103 с.
  2. А.Н., Гапоненко A.J1., Мельников С. Б., Николаев В. А. Муниципальное управление: социально-экономическое развитие города. — М.: Логос, 2002. 64 с.
  3. А.В., Садчиков И. А. Системный анализ в управлении предприятием. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2003. — 89 с.
  4. В.Н., Финагин В. В., Лукьянченко А. А. и др. Социально-экономическое развитие городов промышленного региона. — Донецк: Юго-Восток, 2002. 253 с.
  5. М.К. Территориально-производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований. Новосибирск: Наука, 1980.
  6. Е.В., Бережной В. И. Математические методы моделирования экономических систем: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 с.
  7. Бизнес-планы. Полное справочное руководство/Л.Г. Головач, И. М. Степнов, Е. Н. Евдокимова и др.- под ред. И. М. Степнова. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. — 240 с. (в соавторстве, авторских — 1,5 п.л.).
  8. А. Теория размещения промышленности. Л.- М., 1926. — 223 с.
  9. Г. Ю., Визгалов Д. В., Елагина Е. Ю. и др. Социально-экономическое развитие малых городов России. М.: Ин-т экономики города, 2002. — 100 с.
  10. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. М.: Гардарика, 1998. — 528 с.
  11. А.Г., Лапин В. А. Широков А.Н. Управление муниципальным хозяйством^—М.: Дело, 1998. 128 с.
  12. А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001. 224 с.
  13. Е.Г. Законы и методология организации производственныхсистем. Иваново: Изд-во ИвГУ, 1988. — 67 с.
  14. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. — СПб.: Издательство В. А. Михайлова, 1998. 659 с.
  15. А.И. Стратегия развития промышленности регионов. — М.: Диалог-МГУ, 2000. 61 с.
  16. Государственная политика промышленного развития России: От проблем к действиям / Под ред. Е. М. Примакова и B.JI. Макарова. М.: Наука, 2004.-216 с.
  17. Государственная промышленная политика России. Проблемы формирования и реализации. -М.: Т1111 РФ, 2003.
  18. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. 495 с.
  19. А.Г. Учебник «Основы региональной экономики»: о структуре, методологии и содержании / Российский экономический журнал. — 2001. — № 1. — С. 100−116.
  20. Г. В. и др. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2001. — 176 с.
  21. Г. В. и др. Экономический рост и проблемы бедности в регионе. М.: «Дашков и К», 2002. — 204 с.
  22. А., Кондратьев В., Газимагомедов Р. Региональная промышленная политика: зарубежный опыт // Современная национальная промышленная политика России. Региональный аспект. Выпуск 2. М.: РСПП, 2004.-С. 179−261.
  23. Е.Н. Бюджет муниципального образования и проблемы его наполнения (на примере г. Касимова Рязанской области) // 37-я научно-техническая конференция: Тезисы докладов. Рязань: РГРТА, 2002. — С.52 (0,05 п.л.).
  24. Е.Н. Основные проблемы местного самоуправления на этапе реформирования межбюджетных отношений // Сборник научных трудов Инженерно-экономического факультета, посвященный 50-летию РГРТА. — Рязань: РГРТА, 2002. С.28−31 (0,2 п.л.).
  25. .С. Современная экономическая политика городских и региональных властей / Рос. АН, Ин-т соц.-экон. пробл. — СПб.: ИСЭП, 1995. -137 с.
  26. А.А. Механизм формирования интегрированного производства в промышленности региона: Автореф. дис. канд. экон. наук.- М., 2002. 24 с.
  27. К.Н., Сергеева В. Г., Юркова С. Н. Анализ системыуправления развитием региона: методологический аспект // Актуальные проблемы экономического развития региона: Сб. научн. тр. Вып. 2. СПб: УНЦ ГМУ, 2003. — С.54−65.
  28. Золотая книга Рязанского края. Рязань: Рекламно-издательская фирма «Ринфо», 2000. — 400 с.
  29. А. Как удвоить ВВП? Первый шаг к Российскому экономическому чуду // Коммерсант, 26 мая 2003 г.
  30. Я.А. Промышленность // Большая советская энциклопедия. -3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1975. Т.21. — С.81−87.
  31. В.В., Немчин A.M. Общая теория социально-экономических систем: Учебное пособие. — СПб.: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2002. 176 с.
  32. А.К. Основы производственного менеджмента. М.: ИНФРА-М, 2002.-346 с.
  33. Е.П., Максимова Т. Н. Социально-экономическое развитие региона: теория и практика Ч. 1. Астрахань: Волга, 2003. — 107 с.
  34. О.А. Территориально-производственный комплекс // Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1975. Т.25. — С.508−509.
  35. Р.В. Промышленная политика и принципы реформирования предприятий // Материалы научно-практической конференции «Управление качеством жизни, образования, продукции и окружающей среды в регионах России». Часть 1. Орел: ОрелГТУ, 2001. — 242 с.
  36. В.В. Региональные системы и региональное развитие в России. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 296 с.
  37. В.Н., Щедровицкий П. Г. Кто оплатит издержки глобализации / Современная национальная промышленная политика России: Сборник материалов. Выпуск 1. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2004. — 232 с.
  38. В.В. Организационно-экономические основы обеспечения адаптивности производственных систем в рыночной среде. — Барнаул: Изд-во АГТУ, 1996.- 182 с.
  39. Комплекс // Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С.557.
  40. Концептуальные основы государственной поддержки реформирования и развития местного самоуправления в Санкт-Петербурге / Под ред. В. Е. Рохчина. СПб.: ИРЭ РАН: СЗФ РНЦМС, 2001. — 311 с.
  41. Концепция (приоритеты) развития банковской системы в Рязанской области: итоги реализации в 1992—2000 гг. и основные направления до 2010 г. — Рязань: Ассоциация «Рязанский банкирский дом», 2002.
  42. Конъюнктурный обзор за август 2003 года. / Главное управление ЦБ РФ по Рязанской области. Выпуск 63. Рязань, 2003.
  43. Г. А. Экономические проблемы управления научно-техническим прогрессом в производственном объединении. — JL: ЛИЭИ, 1987. -80 с.
  44. Г. А., Бабаев А. Г., КовальчукК.А., Кускова Т. А. Планирование научно-технического прогресса в регионе. — Л.: ЛДНТП, 1982. -24 с.
  45. Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учебное пособие. — М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998.- 172 с.
  46. О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах: Учебник. М.: Логос, 2000. — 296 с.
  47. В.Н. Методы и практика системного регулирования регионального и хозяйственного развития. М.: Экономика, 1997. — 80 с.
  48. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. — М.: Эдиториал УРСС, 2002. 368 с.
  49. В.Н., Швецов А. Н. Российская регионалистика на исходе XX века // Российский экономический журнал, 2000. № 10 — С.75−92.
  50. Леш А. Географическое размещение хозяйства. — М.: Изд-во иностр. лит., 1959.-455 с.
  51. М.И. Инновационно-инвестиционная стратегия промышленности. М.: МГИУ, 1997. — 248 с.
  52. М.И. Промышленная политика региона (города): Практическое пособие. М.: ГИНФО, 2000. — 200 с.
  53. Ю.Г. Цикл работ по исследованию региональных систем: обзор // Региональные системы, 1983. № 3. — С.98−102.
  54. Л.М., Краюхин Г. А. Методы рационального сочетания отраслевого и территориального планирования в машиностроении. Л.: ЛИЭИ, 1983.-49 с.
  55. Д.С. Экономика развития. — М.: «Экзамен», 2002. — 512 с.
  56. Макарова 3. Касимов смотрит в будущее // Рязанские ведомости. -2002.- 19 ноября.
  57. Макарова 3. О социально-экономическом развитии области, реформе местного самоуправления и о многом другом // Рязанские ведомости. — 2003. — 19 декабря.
  58. Малое предпринимательство в Рязанской области. Статистический сборник. Рязань, 2002.
  59. А.С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. -М.: Экономика, 1988. 192 с.
  60. А.С., Новоселов А. С. Экономический рост и проблемы бедности. М.: «Сибирское соглашение», 2001. — 404 с.
  61. Методические рекомендации по разработке бизнес-плана (для руководителей предприятий и муниципальных образований) / Ю. М. Солдак, И. М. Степнов, Е. Н. Евдокимова и др. Рязань: РГРТА, 2003. — 116 с. (в соавторстве, авторских — 2 п.л.).
  62. Механизмы управления развитием региона / В. Я. Афанасьев, И. К. Быстряков, В. И. Видяпин и др. М.: Молодая гвардия, 2001. — 330 с.
  63. В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 527 с.
  64. Монопрофильные города и градообразующие предприятия: обзорныйдоклад. / Под ред. И. В. Липсица. М.: Издательский дом «Хроникер», 2000. -256 с.
  65. Муниципальное управление и поддержка предпринимательства- Учебное пособие / Ю. П. Алексеев, А. Н. Алисов, Н. Б. Багрова и др.- Под ред. В. П. Белянского, А. Г. Воронина, Б. Т. Пономаренко. М.: Логос, 2001. — 392 с.
  66. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / Иванов В. В., Коробова А. Н. М.: ИНФРА-М, 2002. — 718 с.
  67. В.И. Исследование систем управления. Учебник. М.: Экзамен, 2002.-384 с.
  68. Население России 2001. Девятый ежегодный демографический доклад http://www.demoscope.ru/
  69. Научно-исследовательская работа «Разработка концепции социально-экономического развития г. Касимова Рязанской области» РГРТА. 2002. Авторы: Солдак Ю. М., Степнов И. М., Евдокимова Е. Н., Зимин А. А. / Архив Рязанской областной Думы. 2002.
  70. Научно-исследовательская работа «Разработка концепции социально-экономического развития Михайловского района Рязанской области» РГРТА. 2003. Авторы: Солдак Ю. М., Степнов И. М., Евдокимова Е. Н., Зимин А. А. / Архив Рязанской областной Думы. 2003.
  71. Научно-технический потенциал и инновационная деятельностьпредприятий Рязанской области в 2002 году. Статистический сборник. Рязань, 2003.
  72. Н.Н. Проблемы теории и практики региональной экономики: Сборник статей / Совет по изучение производительных сил при Госплане СССР- отв. ред. Н. Н. Некрасов. -М.: СОПС, 1978. 136 с.
  73. Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы -М.: Экономика, 1975.-317 с.
  74. О’Салливан А. Экономика города. 4. е изд.: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 706 с.
  75. Организация производства: Учебник для вузов. — 2-е изд., доп. / Под ред. О. Г. Туровца. -М.: «Экономика и финансы», 2002. 452 с.
  76. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года. // Одобрены на заседании Правительства РФ 8 июля 2004 г. / http://www.government.ru/
  77. Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу / http://www.economy.gov.ru/
  78. Основные показатели развития сельского хозяйства Рязанской области в 1990—2001 гг. Статистический сборник. Рязань, 2002, 2003.
  79. Отрасль // Экономическая энциклопедия. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.-С.532.
  80. А.П. Муниципальное управление: маркетинг территории. -М.: Логос, 2002.-64 с.
  81. Ф.И., Солдак Ю. М. Теоретические основы производственного менеджмента. М.: Бином. Лаб. знаний, 2003 — 280 с.
  82. С. Из западно-европейской практики управления муниципальным долгом // Российский экономический журнал. — 2000. — № 10. — С.93−96.
  83. Показатели развития отраслей агропромышленного комплекса Рязанской области в 1980—2001 гг. Статистический сборник. Рязань, 2002.
  84. Попков Ю. С, Посохин М. В., Гутнов А. Э., Шмульян Б. Л. Системный анализ и проблемы развития городов. М.: Наука, 1983. — 512 с.
  85. Е.М. Социальная ответственность бизнеса в современной России // Материалы расширенного заседания Правления Торгово-промышленной палаты РФ 23.12.2003 г. http://www.tpprf.ru
  86. Проблемы реформирования межбюджетных отношений как основа местного самоуправления // Стенограмма парламентских слушаний в Государственной Думе от 16.11.2000 г.
  87. Проблемы стратегического управления развитием муниципальных образований / Сб. науч. тр. Рос. акад. наук. Ин-т проблем регион, экономики, Ин-т упр. и экономики. СПб.: Изд-во Ин-та упр. и экономики, 2001. — 110 с.
  88. Программа структурной перестройки экономики и внешних связей Кировской области на период до 2000 г. Киров, 1994. — 232 с.
  89. Промышленная политика Правительства Москвы на 1998 — 2000 годы. -М.: Изд. Центр «Наука и промышленность», 1997. 2001 с.
  90. Промышленная политика России: принципы формирования и механизмы реализации // http://www.nns.ru/sources/index.html
  91. Промышленность Рязанской области. Статистический сборник. Рязань, 2003.
  92. Промышленный узел // Большой энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 966.
  93. Промышленный центр // Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т.21. — С.93−94.
  94. Развитие региона: цели, проблемы, перспективы. (На примере Северо-Западного экономического района) / Отв. ред. Б. С. Жихаревич, О.П. Литовка- АН СССР, Ин-т соц.-экон. проблем Л.: Наука: Ленинградскоеотделение, 1989. 152 с.
  95. .А., Лобко А. Г. Программно-целевое планирование и управление: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002. — 428 с.
  96. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2002. — 686 с.
  97. В.И., Попков Ю. С. Развитие больших городов в условиях переходной экономики: Системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 326 с.
  98. Роль местных органов власти в управлении территориальным развитием / Сб. науч. тр. Совет по изуч. производ. сил при Госплане СССР- Отв. ред. Штульберг Б. М. М.: СОПС, 1989. — 170 с.
  99. Россия и страны мира. Статистический сборник. М.: 2002.
  100. В.Е. Стратегическое управление структурной перестройкой экономики в городах России. СПб.: Ин-т проблем регион, экономики РАН, 2001.- 194 с.
  101. В.Е., Гизбрехт А. П., Барагунов З. А. Общая технологическая схема определения целей городской инновационно-промышленной политики // Актуальные проблемы экономического развития региона: Сб. научн. тр. Вып. 2. СПб: УНЦ ГМУ, 2003. — С.82−87.
  102. В.Е., Жилкин С. Ф., Знаменская К. Н., Тишин Е. В. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000. — 480 с.
  103. В.Е., Знаменская К. Н. Проблемы научного обеспечения стратегического планирования развития муниципальных образований // http://citystrategy.leontief.ru/.?it=102.
  104. В.А. Финансовые проблемы местного самоуправления // Финансы, 2001. № 2. — С.8−11.
  105. Рязанская энциклопедия. В 2-х т. Рязань: Пресса, 2000.
  106. Ю.В., Шишкин А. И. Современное территориальноестратегическое планирование: состояние, проблемы и организация (Опыт Республики Карелия). Петрозаводск: Карельский научный центр, 2003. — 355 с.
  107. Т.В. Методические рекомендации по разработке стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования. — Петрозаводск, 2003. — 88 с.
  108. О. Г., Сазонов Б. В., Крогиус В. Р. и др. Междисциплинарный подход к разработке программы развития малого города и прилегающего района (на примере Московской области). М.: Технопечать, 2001. — 175 с.
  109. Содействие развитию экономики на муниципальном уровне / Под ред. X. Берра, С. Исуповой. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000. — 65 с.
  110. Ю.М. Производственные системы: организация и перспективы развития. М.: Машиностроение, 1993. — 127 с.
  111. Ю.М., Евдокимова Е. Н. Методология стратегического управления социально-экономическим развитием муниципального образования // Вестник РГРТА. 2003. — Вып. 11. — С.90−94 (в соавторстве, авторских — 0,3 п.л.).
  112. Социально-экономическое положение районов Рязанской области в 2002 году. Статистический сборник. Рязань, 2003.
  113. Социально-экономическое положение Рязанской области в 2003 году (оперативная информация). Статистический доклад. Рязань, 2004.
  114. Социально-экономическое положение Рязанской области в январе-сентябре 2003 года. Статистический сборник. Рязань, 2003.
  115. Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации (на примере г. Тольяти Самарской обл.) / Под ред. В. Е. Рохчина, С. Ф. Жилкина. СПб.: ИСЭР РАН, Российский научный центр местного самоуправления, 1999.
  116. Стратегический план города: программа социально-экономического развития г. Кирова на период до 2010 года / Рук. авт. колл. проф. А. П. Егоршин. Н. Новгород: НИМБ, 2000. — 240 с.
  117. Стратегический план Санкт-Петербурга. СПб.: МЦСЭИ
  118. Леонтьевский центр», 1998.- 111 с.
  119. Стратегическое планирование в муниципальном управлении. Введение в предмет. Учебное пособие для муниципальных управляющих. М.: Московский общественный научный фонд. — 2000. — 292 с.
  120. Стратегическое планирование, осуществляемое местными органами власти: Пер. с англ. / Под редакцией Роджера Л. Кемпа. Москва, 1996.
  121. Стратегическое развитие муниципальных образований: Федеральный проект в Псковской области / Под ред. В. Е. Рохчина. Псков: Обл. тип., 2002.-305 с.
  122. Стратегия социально-экономического развития Нижнего Новгорода до 2001 года: Резюме научно-исследовательского проекта. — Н. Новгород: НИМБ, 1998.-58 с.
  123. И.М. Актуальные проблемы системных исследований в экономике. Л.: ЛФЭИ, 1979. — 52 с.
  124. Теория хозяйственных систем: Состояние и перспективы. Сборник научных трудов / Под ред. Д. В. Соколова и Н. Н. Погостинской. — СПб.: СПбУЭФ, 1996.- 158 с.
  125. Территориальное стратегическое планирование на принципах широкого общественного участия / Составители: Б. С. Жихаревич, Е. Г. Белова, Ж. В. Подоляко. СПб.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2000. — 32 с.
  126. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. кол.: Д. С. Львов, А. Г. Поршнев. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2002. — 702 с.
  127. А.И. Методология и организационные формы управления предприятием в условиях перехода к рыночным отношениям. — СПб.:1. СПбГИЭА, 1998.-232 с.
  128. Финансы в Рязанской области. Статистический сборник. Рязань, 2002, 2003.
  129. Дж. Динамика развития города: Пер. с англ. / Под ред. Ю. П. Иванилова. М.: Прогресс, 1974. — 286 с.
  130. П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и пути их решения. М.: «Издательский дом «НОВЫЙ ВЕК», 2002. — 364 с.
  131. JI.M. Ресурсные модели в системе эффективного управления: Теория и практика. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. — 231 с.
  132. JI.M. Эффективность программно-целевого управления народнохозяйственным комплексом. — JL: Ленинградская организация общества «Знание» РСФСР, 1988. 19 с.
  133. Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия- учебник для вузов. М.:ОАО"НПО «Издательство «Экономика», 2000. — 382 с.
  134. Б. М. Полынев А.О. Региональные различия: оценки и тенденции // Сб. статей науч.-практич. конференции «Стратегия социально-экономического развития регионов». Воронеж, 2002. — 150 с.
  135. .М., Богородицкий К. Ф., Прендкович Н. Д., Яценко А. С. Планирование экономического и социального развития области / Под ред. Б. М. Штульберга. -М.: Экономика, 1983. 159 с.
  136. .М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000. -208 с.
  137. .М., Зайцева Т. Н., Котилко В. В. Совет по изучению производительных сил: региональные исследования в 1990—1999 гг. // Проблемы федерализма местного самоуправления и территориального развития в России. М.: УРСС, 2000. — 120 с.
  138. С.Ф., Шабашев В. А., Чуркин В. Г., Нестеров А. Ю. Структура управления социально-экономическим развитием промышленногогорода. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. — 122 с.
  139. Закон Рязанской области «О местном самоуправлении в Рязанской области». 10 января 1996 г. № 1 // Рязанские ведомости, № 3, 14.01.1996.
  140. Закон Рязанской области «О поставках товаров (работ, услуг) для государственных нужд Рязанской области» от 2.06.2000 № 36−03 // Рязанские ведомости, № 114, 14.06.2000.
  141. Закон Рязанской области «О потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения Рязанской области». 3 апреля 2001 г. № 19−03 // Рязанские ведомости, № 71, 07.04.2001.
  142. Закон Рязанской области «Об инвестиционной деятельности на территории Рязанской области» от 11.06.1998 № 88 // Рязанские ведомости, № 137,01.07.1998.
  143. Закон Рязанской области «Об областном бюджете на 2003 год». 24 декабря 2002 г. № 84−03 // Собрание законодательства РФ, 30.12.2003, № 51 (ч. 1), ст. 5132.
  144. Закон Рязанской области «Об утверждении региональной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса в 2003 году». 03 февраля 2003 г. № 1−03 // Рязанские ведомости, № 22, 06.02.2003.
  145. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. -25 декабря.
  146. Постановления Рязанской областной Думы «О концепции (приоритетах) промышленной политики Рязанской области на 2001 2004 годы» от 24.10.2001 № 469−111 РОД // Рязанские ведомости, № 217, 06.11.2001.
  147. Приказ Минэкономразвития РФ «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов РФ». 17 июня 2002 г. № 170 // Опубликован не был.
  148. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003 2005 годы)». 15 августа 2003 г. № 1163-р // Собрание законодательства РФ, 2003, № 34, ст. 3396.
  149. Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». 3 июня 1996 г. № 803 // Собрание законодательства РФ, 1996, № 23, ст. 2756.
  150. Федеральный закон «Бюджетный кодекс Российской Федерации». 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, ст. 3823.
  151. Федеральный закон «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)». 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, ст. 3824.
  152. Федеральный закон «О бюджете развития Российской Федерации». 26 ноября 1998 г. № 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1998, № 48, ст. 5856.
  153. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1995, № 30, ст. 2871.
  154. Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами». 14 апреля 1998 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 1998, № 16, ст. 1798.
  155. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1998, № 9, ст. 2071.
  156. Федеральный закон «О некоммерческих организациях». 12 января 1996 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1996, № 3, ст. 145.
  157. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». 22 апреля 1996 г. №
  158. Ф3 // Собрание законодательства РФ, 1996, № 17, ст. 1918.
  159. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)». 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1998, № 44, ст. 5394.
  160. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». 25 сентября 1997 № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1997, № 39, ст. 4464.
  161. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 1999, № 9, ст. 1096.
  162. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1999, № 28, ст. 3493.
  163. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 2003, № 40, ст. 3822.
  164. Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». 29 июля 1998 г. № 136-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, ст. 3814.
  165. Интернет-сайт Института «Открытое Общество» Фонд Сороса -Россия http://www.osi.ru/
  166. Интернет-сайт Института Евроград http://www.eurigrad.spb.ru/
  167. Интернет-сайт Межрегиональной ассоциации по социально-экономическому взаимодействию малых и средних городов России «Муниципальное экономическое развитие» http://www.rustowns.com/
  168. Интернет-сайт Правительства Российской Федерации http://www.government.gov.ru/
  169. Ресурсного центра по стратегическому планированию http://citystrategy.leontief.ru/
  170. Интернет-сайт Экспертно-консультационной компании «СПЛАН» http://www.splan.ru
Заполнить форму текущей работой