Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие регулирующего механизма налогообложения прибыли организаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В западных налоговых системах при налогообложении прибыли разрешено исключать из валовой прибыли почти все издержки при незначительных ограничениях. В России этот опыт в общих чертах был воспринят и внедрен при принятии главы 25 НК РФ. Решение проблемы сочетания фискальной и регулирующей функций налога на прибыль в различных странах варьируется от установления высоких ставок налога на прибыль… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы формирования и налогообложения прибыли организаций
    • 1. 1. Сущность и значение прибыли как объекта налогообложения
    • 1. 2. Диалектика международного налогообложения прибыли (дохода) организаций в экономически развитых государствах
    • 1. 3. Эволюция подходов к формированию налогооблагаемой прибыли в России
  • 2. Механизм формирования налогооблагаемой прибыли организаций в Российской Федерации
    • 2. 1. Основы формирования базы по налогу на прибыль организаций
    • 2. 2. Амортизационная политика как инвестиционно-финансовый ресурс расширенного воспроизводства и модернизации основного капитала
    • 2. 3. Стимулирующий потенциал налога на прибыль организаций
  • 3. Основные направления развития налога на прибыль организаций в Российской Федерации
    • 3. 1. Мобилизация резервов построения эффективной системы налогообложения прибыли
    • 3. 2. Сближение налогового и бухгалтерского учета

Развитие регулирующего механизма налогообложения прибыли организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования н степень разработанности проблемы. Развивающееся на протяжении последних лет налогообложение прибыли в Российской Федерации освоило множество различных способов и приемов взимания средств, наиболее удачные из которых складываются в теоретические основы налогообложения. Императивность в налогообложении отражается в действующей налоговой политике, основная цель которой сводится, во-первых, к формированию доходной части бюджетов и, во-вторых, к стимулированию развития экономического потенциала страны. Реализуется эта цель путем обеспечения относительного равновесия между функциями налогообложения — фискальной и регулирующей. Современное налогообложение прибыли организаций в РФ вполне соответствует мировому уровню, однако отличается чрезмерной фискальной направленностью и оставляет нерешенными многие проблемы. При этом эффективная система налогообложения прибыли должна разумно сочетать фискальную, регулирующую и контрольную функции.

Роль прибыли в хозяйственной деятельности организаций предопределяется ее функциональным значением, а проявляется в использовании производных от нее расчетных категорий, таких как, доля прибыли, направленная на расширение деятельности организации, начисление доходов ее участникам (собственникам), образование различных резервов и др.

В хозяйственной практике прибыль предприятия является частью чистого дохода общества. Она призвана своими размерами и динамикой отражать вклад данного предприятия в производство прибавочного продукта общества. В реальной действительности прибыль — конечная цель и движущий мотив товарного производства рыночной экономики. Вместе с тем, использование прибыли в качестве объекта налогообложения является оправданным. Проблемы формирования и налогообложения прибыли приковывают к себе внимание не только теоретиков, но и практиков. Например, проблема обоснования тех или иных затрат для целей исчисления налога на прибыль является одной из ключевых проблем применения главы 25 НК РФ, при этом доказывать экономическую оправданность налоговых расходов необходимо именно плательщику налога на прибыль. В контексте изучения вопросов налогообложения прибыли, исследователей интересуют, прежде всего, активизация регулирующей функции налогообложения прибыли в аспекте стимулирования производства без сокращения изъятия у налогоплательщиков части прибыли в бюджеты государства, что является одной из приоритетных задач экономической политики государства в ближайшие годы.

В связи с изложенным, представляет интерес исследование теоретических и практических аспектов функционирования налога на прибыль организаций для разработки рекомендаций по созданию эффективной системы налогообложения прибыли с учетом исторического опыта и практики зарубежных стран, и определяет актуальность темы настоящего диссертационного исследования.

Исследование налогообложения прибыли имеет давние традиции различных школ экономической теории. Среди представителей классической экономической теории были использованы труды А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, разработавших фундаментальные теории в области налогообложения. Более поздние работы зарубежных экономистов Дж. Кейнса, А. Лаф-фера, Д. Милля, Ф. Найта, П. Самуэльсона, М. Фридмана, Й. Шумпетера, которые рассматривали, в частности, общие подходы к содержанию прибыли, формированию и распределению налогового бремени, предельные границы налоговых изъятий, вопросы переложения налогов и другие теоретические аспекты налогообложения во взаимосвязи с концепциями экономического роста. Несмотря на наличие фундаментальных исследований налогообложения прибыли, хозяйственная практика ставит все новые проблемы и заставляет искать новые пути их решения.

В области теории налогообложения прибыли, государственного регулирования экономики значительный вклад внесли отечественные ученыеэкономисты: С. В. Барулин, М. Р. Бобоев, J1.A. Дробозина, А. Г. Грязнова, А. В. Ильин, В. А. Кашин, В. Г. Князев, Н. И. Малис, В. Г. Пансков, С.Г. Пепе-ляев, В. М. Пушкарева, М. В. Романовский, Я. В. Соколов, Д. Г. Черник, Т. Ф. Юткина и другие.

Существенный вклад в разработку концепции налогообложения прибыли в России, а также проблем, связанных с финансовым обеспечением расширенного воспроизводства и модернизации основного капитала, внесли труды О. Г. Лапиной, Ю. М. Лермонтова, К. И. Оганяна, С. Д. Шаталова.

Несмотря на достаточную изученность проблем механизма налогообложения прибыли, в настоящее время нет четкой концепции стратегии его применения в аспекте стимулирования производства и управления процессом обновления основных фондов страны. Так, необходимо исследование и дальнейшее развитие следующих вопросов: амортизационной политики как инвестиционно-финансового ресурса расширенного воспроизводства и модернизации, активизации регулирующей роли налога на прибыль организаций.

Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей работы и достаточную степень разработанности проблемы, что определило цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является определение возможностей наиболее полной реализации регулирующего механизма налогообложения прибыли организаций, позволяющей усилить регулирующую функцию налога и тем самым повысить его роль в стимулировании инвестиционной активности воспроизводственного процесса.

В соответствии с целью работы в рамках исследования были поставлены следующие задачи:

— раскрыть содержание прибыли как объекта налогообложения;

— исследовать условия, порядок и особенности формирования налоговой базы по налогу на прибыль, применяемые в мировой практике и в России, выявить недостатки российского опыта и разработать предложения по их устранению;

— оценить состояние основных фондов в экономике России и определить направления совершенствования амортизационной политики;

— обосновать необходимость введения льгот по налогу на прибыль, оказывающих стимулирующее воздействие на воспроизводственный процесс;

— определить основные направления государственной политики налогообложения прибыли в целях создания налоговых стимулов для инвестиционной привлекательности территорий;

— разработать модель оценки бюджетного потенциала налогообложения прибыли для целей повышения эффективности налогового администрирования.

Предметом исследования являются финансово-налоговые отношения, возникающие между государством и хозяйствующими субъектами по поводу обязательной передачи последними части своих доходов в виде налога на прибыль.

Объектом диссертационного исследования выступает действующая система налогообложения прибыли организаций в Российской Федерации.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую базу исследования составили труды классиков теории прибыли, факторов производства, налогов и налогообложения, государственного регулирования экономики, работы отечественных и зарубежных экономистов в области теории и практики проблем налогообложения прибыли, а также положения Налогового кодекса Российской Федерации, законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации.

В качестве методологической базы исследования использовались общенаучные методы экономического анализа, системный и комплексный подходы, сопоставление исторического и логического, экономико-статистические методы, структурно-динамический анализ.

Информационной базой послужили федеральные законы Российской Федерации, иные нормативные правовые акты РФ и зарубежных стран, материалы Федеральной налоговой службы России, Управления Федеральной налоговой службы России по Саратовской области, Министерства финансов.

Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы государственной статистики, нормативно-методические и инструктивные документы, материалы арбитражной практики.

Научная новизна диссертационного исследования в целом состоит в разработке теоретических основ и методических рекомендаций дальнейшего развития налогообложения прибыли в Российской Федерации и авторском решении проблемы активизации регулирующей роли налога на прибыль.

Наиболее важные научные результаты диссертационного исследования заключаются в следующем:

— уточнено содержание понятия налогооблагаемой прибыли как величины, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации и формируемой в целях исчисления налога на прибыль организаций, а также проведения мероприятий налогового контроля и налогового планированиявыделены специфические черты данной категории;

— дополнены и сведены в систему принципы формирования и определения налоговой базы: последовательность применения, двойственность учета, документальная подтвержденность, полнота и достоверность информации, самостоятельность организации процесса, детализация показателей;

— обосновано предложение уточнить базовые признаки расходов, принимаемых в целях налогообложения прибыли (экономической обоснованности и документального подтверждения), и дополнить перечень признаками законности и реальности, которые позволяют квалифицировать их в качестве налоговых расходов;

— исследованы и систематизированы основные методологические подходы к налогообложению прибыли: определение доходов и расходов, нормирование расходов, применение различных правил определения прибыли в бухгалтерском и налоговом учете, льготирование в прямой и косвенной формах, выделение в самостоятельный элемент доходов и расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, создание резервных и других аналогичных фондов, предусмотренных законодательствомдана развернутая характеристика элементов механизма налогообложения прибыли по видам организации налоговых отношений, формам организации финансовых отношений, способам количественного определения суммы налога на прибыль;

— разработаны направления повышения роли амортизационных отчислений как источника инвестиций в основной капитал, а именно: применение комбинированного метода начисления амортизации для целей бухгалтерского учетаотмена запрета на использование нелинейного метода начисления амортизации в 8−10 группахуточнение первоначальной стоимости основных средств при изменении стоимости их воспроизводства в процессе переоценкиприменение специального повышающего коэффициента (2) к объектам основных средств, используемым научными и инновационными организациямидифференциация налоговой премии в зависимости от вида оборудования и срока его службыпредложена методика исчисления амортизации для модернизированного имущества;

— определены основные направления деятельности органов государственной власти по повышению регулирующей роли налогообложения прибыi ли: понижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации до 13,5% для организаций, осуществляющих ка- * питальные вложения в экономику регионаувеличение норматива расходов на формирование фондов финансирования НИОКР до 1,5 процента доходов налогоплательщикаосвобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций средств и имущества, переданных ими на финансирование деятельности научных и образовательных организаций, а также фондов поддержки науки и образованияпредоставление вновь зарегистрированным организациям науки и инновационным предприятиям права на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль в первые пять лет работы и другие;

— предложена модель оценки бюджетного потенциала налога на прибыль, позволяющая более обоснованно подходить к определению контрольных показателей по мобилизации налога на прибыль в бюджеты, основанная на покомпонентном прогнозировании налоговой базы с применением соответствующих ставок составляющих налоговой базы с учетом фискального, производственно-стимулирующего, контрольного потенциалов и корректировкой на коэффициент собираемости.

Практическая значимость работы. Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что содержит предложения по совершенствованию федерального, регионального налогового законодательства, которые могут быть использованы в разработке законодательных и нормативных актов. Предложенный механизм предоставления налоговых льгот может быть использован в работе Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной налоговой службы России, а также Министерства инвестиционной политики по Саратовской области. Разработанные в диссертации рекомендации могут применяться налогоплательщиками в практике налогообложения. прибыли. Основные положения работы могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов в сфере налогов и налогообложения.

Апробация работы. Принципиальные позиции автора прошли научную и практическую апробацию. Положения диссертационного исследования были доложены на научно-практических конференциях по итогам НИР Саратовского государственного социально-экономического университета за 20 042 006 гг.

Наиболее существенные положения и результаты исследования нашли свое отражение в публикациях автора общим объемом 3,18 п.л., в том числе в изданиях рекомендованных ВАК 0,57 п.л.

Теоретические положения и выводы работы используются в учебном процессе кафедрой финансов Саратовского государственного социально-экономического университета при преподавании дисциплин «Налоги и налогообложение» и «Налогово-бюджетная система Российской Федерации», «Практикум по исчислению и уплате в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей», что подтверждено справкой о внедрении в учебный процесс.

Отдельные практические рекомендации автора используются в деятельности открытого акционерного общества «Тролза» (г. Энгельс, Саратовская область) при формировании базы по налогу на прибыль организаций, а также в Министерстве экономического развития и торговли Саратовской области при разработке мероприятий по стратегическому развитию промышленности региона, что подтверждено справками о внедрении.

Структура работы. Состав и структура работы сформированы с учетом логической последовательности изложения материалов проведенного исследования и раскрываются во введении, трех главах, заключении. Список использованной литературы содержит 134 источника. В работе 25 приложений, 9 рисунков, 15 таблиц, иллюстрирующие содержание работы.

Заключение

.

Интерес к проблемам формирования различных финансовых результатов сложился в последнее десятилетие. До этого вопросам финансовых результатов не уделялось должного внимания, так как целью социалистического производства считалось максимальное удовлетворение потребностей населения, а не получение прибыли.

На современном этапе прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных инструментов рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости.

В традиционном понимании прибыль выступает как наиболее значимый и практически единственный показатель успеха предприятия и хорошего управления им.

Использование прибыли в качестве объекта налогообложения организаций имеет достаточно долгую историю развития. Налог на прибыль в отличие от ряда других налогов существовал и в Российской империи XIX—XX вв., и в годы Советской власти, перестройки и существует в настоящее время. Естественно, что объектом налогообложения всегда была прибыль. В тоже время определение объекта налогообложения постоянно менялось.

В развитие традиционного представления прибыли как объекта налогообложения в работе уточнено понятие налогооблагаемой прибыли, которая представляет собой расчетную величину, формируемую, в соответствии с положениями главы 25 НК РФ, как разница между полученными доходами и произведенными расходами, необходимую исключительно для исчисления налога на прибыль организаций и проведения мероприятий налогового контроля и налогового планирования.

Прибыль рассматривается в диссертации как оптимальный объект налогообложения организаций, поскольку она неделима, с позиций производственного процесса, что с налоговой точки зрения означает невмешательство в необходимый продукт, а однородность прибыли позволяет оперативно отслеживать ее рост (снижение), выявлять влияние различных факторов на эти процессы. Следовательно, государство имеет возможность быстро реагировать на происходящие изменения, стимулируя (затормаживая) рост прибыли, в том числе через механизм налогообложения. Выбор прибыли в качестве объекта налогообложения позволяет зафиксировать появление добавочной прибыли, определить причины ее возникновения и при необходимости использовать регулирующий механизм налогообложения.

В данном исследовании предложено, для определения прибыли в качестве объекта налогообложения, выделить специфические черты: во-первых, налогооблагаемая прибыль организации создает базу экономического развития государстваво-вторых, является одним из критериев оценки эффективности деятельности организациив-третьих, выступает в качестве инструмента регулирования перелива капитала с целью налогового планирования в национальных и международных масштабахв-четвертых, стремление получить и увеличить ее является мощным фактором развития производственной деятельности коммерческой организации.

В целях структурирования целей и задач построения эффективной системы налогообложения прибыли, в качестве основы улучшения администрирования рассматривается бюджетный потенциал налога на прибыль, представленный как система взаимосвязанных структурных элементов (фискального, производственно-стимулирующего и контрольного потенциалов).

В диссертационной работе показана тесная взаимосвязь налогооблагаемой прибыли как объекта налогообложения и бухгалтерской прибыли как источник уплаты налога на прибыль. При этом, в зависимости от расхождений между бухгалтерскими и налоговыми правилами исчисления прибыли (убытка) соотношение условного расхода (показателя налога на прибыль в бухгалтерском учете) и текущего налога (показателя налоговых обязательств к уплате в бюджет) может быть разным. Выделяют три ситуации когда: доходы и расходы в налоговом и бухгалтерском учете полностью совпадаютналогооблагаемая прибыль больше бухгалтерскойбухгалтерская прибыль больше налогооблагаемой. Каждая из приведенных ситуаций характеризуется определенным влиянием ряда причин на реальное финансовое положение организации.

Поскольку при имеющемся механизме налогообложения прибыли организаций существует некая опасность недополучать в бюджет суммы налога на прибыль, что связано с естественным стремлением организаций завышать свои расходы, тем самым, снижая налоговую базу. Для повышение информативности учета, в работе предложено ввести в терминологический аппарат такие виды прибыли как реальная и формальная. В результате влияния ряда факторов возникает несовпадение формальной прибыли с ее реальной величиной. Основные причины такого несовпадения: действующая система учета, применение регулирующих воздействий учетной политики предприятия, а также схем налоговой оптимизации и уклонения от налогообложения результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Одна из важнейших задач, стоящих как перед бухгалтерами, так и перед финансово-экономическими ведомствами — сокращение дистанции между формальной и реальной величинами прибыли.

В работе дан критический анализ функциональному значению системы налогообложения прибыли, результаты которого подтверждают реализацию провозглашенной концепции «ликвидации льгот с одновременным снижением налоговых ставок». Следует отметить, что в различных экономических условиях сочетание функций налога на прибыль может меняться в сторону усиления той или иной. Применительно к налогу на прибыль, на наш взгляд, необходима разработка такой концепции, которая позволяла бы применять регулирующие элементы и не допускать снижения поступлений в бюджет государства. В авторском подходе к развитию налога на прибыль данное условие принято за основу и отражено в данном исследовании.

В развитие сложившихся основ организации современной системы налогообложения прибыли, сформулированы принципы формирования налогооблагаемой базы.

В процессе исследования выявлены тенденции развития налога на прибыль в историческом масштабе и оценен международный опыт налогообложения прибыли.

В западных налоговых системах при налогообложении прибыли разрешено исключать из валовой прибыли почти все издержки при незначительных ограничениях. В России этот опыт в общих чертах был воспринят и внедрен при принятии главы 25 НК РФ. Решение проблемы сочетания фискальной и регулирующей функций налога на прибыль в различных странах варьируется от установления высоких ставок налога на прибыль и сохранения льгот для предприятий до принятия пониженных ставок и сокращения основной массы льгот. Первая ситуация характерна для развитых стран (США, Франция, Германия и т. д.), вторая преимущественно дл стран Центральной и Восточной Европы (Польша, Болгария, Венгрия и т. д.). Последние в целях увеличения привлекательности для предприятий осуществляют политику установления низких ставок. Одновременная отмена льгот направлена на расширение налоговой базы, что, по замыслу законодателей, предполагает не допустить снижения поступлений налога на прибыль в бюджеты. Данный подход был реализован и в России. Однако, на наш взгляд, отмена льгот, приводящая к ослаблению регулирующей роли налога на прибыль, не совсем оправданна. В частности данное утверждение относится к инвестиционной льготе, поскольку одним из направлений налоговой политики в России является создание благоприятных условий для осуществления инвестиций.

В работе были рассмотрены вопросы формирования базы налогообложения прибыль, как в мировой, так и в российской практике.

Мировой опыт также был рассмотрен с точки зрения методологических подходов к формированию налоговой базы. В России был применен англоамериканский подход, в соответствии с которым произошло выделение налогового учета, необходимого для исчисления налога на прибыль организаций, в самостоятельную систему.

Несмотря на постоянное внесение дополнений в законодательство, оно требует изменения и уточнения. Значимость практических и теоретических вопросов применения налога на прибыль в современной налоговой системе обуславливает необходимость совершенствования действующего механизма налогообложения прибыли и разработки основных направлений в соответствии с целями и задачами экономической политики государства на современном этапе.

Работа над 25 главой НК РФ имела достаточно долгую историю, и характеризовалась значительными изменениями как технического, так и концептуального характера. Однако, целесообразность создания системы налогового учета, фактически параллельно существующей наряду с системой бухгалтерского учета ставится под сомнение до сих пор. В силу того, что прибыль, формируемая по данным бухгалтерского учета, представляет собой показатель, зачастую не подтвержденный соответствующей денежной массой, а прибыль по данным налогового учета знаменует собой изъятие ее части государством, доминирование на практике системы учета прибыли с целью ее налогообложения обеспечивается изначально.

Принимая во внимание значимость своевременного исчисления величины налога на прибыль, необходимо достоверное определение не только доходов, но и расходов. Для того чтобы признать расходы для целей налогообложения прибыли, они должны соответствовать ряду условий.

В результате анализа норм налогового законодательства, регламентирующих порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, целесообразно уточнить базовые признаки расходов (законодательная обусловленность расходов, реалистичность, обоснованность и документальное подтверждение), наличие которых позволяет налогоплательщику квалифицировать их в качестве налоговых расходов и учитывать при налогообложении прибыли.

Анализ налогового законодательства, устанавливающего порядок признания расходов в целях налогообложения, позволяет говорить о том, что оценка расходов налогоплательщика на предмет их обоснованности (экономической оправданности) должна осуществляться на основании, как минимум, трех критериев, а именно: доходной направленности и необходимости расходов, отсутствие расходов на выполнение аналогичных по содержанию функций персонала, установленных должностными инструкциями, оправданности величины (размера) расходов.

Обладание любого расхода налогоплательщика признаками законности, реальности, обоснованности и документального подтверждения в их совокупности позволяет квалифицировать данные затраты в качестве налоговых расходов. При этом на практике, последовательность данных признаков начинается с документального подтверждения. Вышеуказанные признаки взаимообусловлены, не подменяют друг друга и очень тесно взаимосвязаны. Отсутствие хотя бы одного из них может поставить под сомнение правомерность уменьшения полученных налогоплательщиком доходов на суммы произведенных расходов.

Несоблюдение того или иного критерия экономической оправданности налоговых расходов и учет данных расходов при налогообложении прибыли должны вести к различным налогово-правовым последствиям при выявлении данных фактов налоговыми органами.

На основе вышеприведенных критериев признания расходов в качестве налоговых, в работе предложен формализованный алгоритм признания такого «спорного» расхода как оплата мобильной связи работникам для целей налогообложения прибыли.

Несмотря на периодическое совершенствование законодательной базы налогообложения прибыли, проблем с трактовкой понятий, соблюдением требований и осознанием необходимости налогового учета не становится меньше.

На основе систематизации методологических подходов, направленных на повышение роли амортизационных отчислений как источника инвестиций в основной капитал, в работе предложено амортизационную политику рассматривать в широком и узком смысле.

Основные направления реализации амортизационной политики должны быть определены в рамках государственной политики, включающей вопросы регулирования ее элементов в стимулирующем аспекте. В качестве основных стратегических направлений управления амортизационной политики в целях регулирования воспроизводственного процесса определены следующие: применение комбинированного метода начисления амортизации для целей бухгалтерского учетаотмена запрета на использование нелинейного метода начисления амортизации в 8−10 группахуточнение первоначальной стоимости основных средств при изменении стоимости их воспроизводства в процессе переоценкиприменение специального повышающего коэффициента амортизации (не выше 2) к оборудованию, используемому для научно-исследовательских и экспериментальных целей в научных и образовательных организациях, а также оборудованию инновационных предприятий, используемому для инновационной деятельностидифференциация налоговой премии в зависимости от вида оборудования и срока его службыпредложена методика исчисления амортизации для модернизированного имущества.

Среди проблем, рассматриваемых в диссертации, особое место отведено исследованию производственно-стимулирующего потенциала налога на прибыль. При этом эффективность инновационной и инвестиционной системы может быть достигнута при организации государственно-корпоративного механизма согласования интересов и взаимодействий, что позволило бы получать дополнительный источник доходов бюджета. Для реализации вышеизложенного определен необходимый пакет льгот, и предусмотрены положения, повышающие эффективность льгот и исключающие возможность необоснованного их использования: понижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет до 13,5% для организаций, осуществляющих капитальные вложения в экономику региона, на период окупаемости инвестиционного проекта, но не более пяти летувеличение норматива расходов в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР до 1,5 процентаосвобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций средств и имущества, переданных ими на финансирование деятельности научных и образовательных организаций, а также фондов поддержки науки и образованииисключение из объекта налогообложения по налогу на прибыль средств, безвозмездно полученных организациями науки и фондами поддержки науки и образованияпредоставление вновь зарегистрированным организациям науки и инновационным предприятиям права на применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль в первые пять лет работы.

Выявленные проблемы государственной поддержки научно-технических, инвестиционных и инновационных инициатив, заключающиеся в необходимости предоставления налоговых льгот, могут быть разрешены путем внесения в НК РФ соответствующих налогово-правовых норм.

Для определения рационального уровня показателя налоговой нагрузки может быть использована модель администрирования налогообложения прибыли. В указанной модели значения показателя налоговой нагрузки являются результатом функционирования системы налогообложения прибыли, для оценки эффективности и соответствия современным требованиям которой необходимо задействовать ряд качественных критериев.

Для того, чтобы модель устойчиво функционировала необходимо учитывать как данная система воздействует на регулируемый объект, то есть должна существовать обратная связь. В рамках принятой модели обратная связь может характеризоваться такими показателями, как уровень налоговых поступлений, задолженность по налогуколичество убыточных организацийдоля теневой экономики и др.

В качестве количественной характеристики эффективной системы налогообложения прибыли в работе предложена методика оценки бюджетного потенциала налога на прибыль, позволяющая более обоснованно подходить к определению контрольных показателей по мобилизации налога на прибыль в бюджеты, основанная на покомпонентном прогнозировании налоговой базы с применением соответствующих ставок составляющих налоговой базы с учетом фискального, производственно-стимулирующего, контрольного потенциалов и корректировкой на коэффициент собираемости.

Суть предлагаемой методики заключается в следующем. Потенциальная способность региона генерировать бюджетные доходы от налога на прибыль, определяется экономической структурой региона и его обеспеченностью налогооблагаемыми ресурсами — налоговой базой, то есть суммой налогооблагаемой прибыли, полученной всеми зарегистрированными в регионе организациями. При реализации данного подхода на макроуровне прогнозируется величина налогооблагаемой прибыли посредством умножения средней соответствующего показателя за три предыдущих последовательных налоговых периода на индекс роста. На микроуровне — величина налогооблагаемой прибыли прогнозируется посредством умножения на индекс роста. В качестве индекса роста может быть выбран прогнозируемый темп роста номинального валового внутреннего продукта (ВВП) или валового регионального продукта (ВРП) на макроуровне, а также индекс инфляции (если предполагается, что показатель растет пропорционально росту цен) — на микроуровне. Прогнозируемое значение является налоговой базой для расчета налога по основной ставке как в федеральный, так в территориальный бюджеты.

При умножении полученной совокупной величины налога на прибыль (доход) на коэффициент собираемости получается фискальный потенциал налога на прибыль. При этом следует исключить производственно-стимулирующий потенциал.

Необходимо учесть контрольный потенциал (КП), который определяется как произведение совокупности дополнительно начисленных платежей по результатам проверок (ДНП) и индекса роста с последующей корректировкой на коэффициент взысканий.

Совокупность фискального и контрольного потенциалов, позволит получить потенциально возможную величину налога на прибыль в налоговобюджетную систему в плановом налоговом периоде, то есть определить бюджетный потенциал налога на прибыль.

Система налогообложения прибыли становится эффективной тогда, когда все экономические субъекты, у которых возникает объект налогообложения, уплачивают налог на прибыль. При исследовании данного вопроса следует выделять горизонтальный аспект и вертикальный аспект налогообложения прибыли организаций. Горизонтальный аспект представляет собой налогообложение по единичной гражданско-правовой сделке. Вертикальный аспект представляет собой итоговую сумму налога на прибыль за соответствующий период времени по совокупности гражданско-правовых сделок.

Системная взаимосвязь экономического механизма действия налога на прибыль организаций будет проявляться только тогда, когда плательщик, заплативший за актив его стоимость, уменьшит свою налоговую базу по прибыли при условии, что плательщик, реализовавший актив, увеличит свою налоговую базу для целей налогообложения на ту же сумму. При этом все плательщики должны состоять на учете и отчитываться. При нарушении этих условий, данный механизм полноценным не будет, а, следовательно, не будет и надлежащей собираемости этого налога.

В условиях 25 главы НК РФ, на законных основаниях, возможно регулировать величину налоговых обязательств — за счет выбора приемов учета. Приведенные направления позволят сблизить бухгалтерский и налоговый учет организаций, что позволит сократить издержки на администрирование данной системы, а также даст возможность маневрировать налоговой базой с целью оптимизации налоговых платежей по налогу на прибыль организаций.

Практическая реализация вышеуказанных вопросов позволит создать эффективную систему налогообложения, обеспечивающую экономически обоснованный уровень доходности при соблюдении баланса интересов государства и налогоплательщика в сочетании минимальной величины затрат налогового администрирования и издержек налогоплательщика на соблюдение налогового законодательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации.- Москва: Омега-Л, 2006. -672 с. (Кодексы Российской Федерации). — ISBN 5−365−354−3.
  3. Федеральный закон от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике"// «Российская газета» от 3 сентября 1996 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 26 августа 1996 г. N35, ст. 4137.
  4. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
  5. Федеральным законом от 29.12.1998 № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики».
  6. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  7. Федеральный закон от 31.03.1999 № 62-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
  8. Федеральный закон от 31.03.1999 № 64-ФЗ «О внесение изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах».
  9. Федеральный закон от 29.12.2004 № 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
  10. Федеральный закон от 06 июня 2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».
  11. Закон РСФСР от 25.10.1991 № 1807−1 «О языках народов Российской Федерации».
  12. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2116−1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
  13. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2118−1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
  14. Закон Саратовской области от 24.11.2003 № 73−3CO «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций».
  15. Приказ Минфина РФ от 03.09.1997 № 65н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/97».
  16. Приказ Минфина России от 9 декабря 1998 г № 60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н).
  17. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 9/99» (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н).
  18. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № ЗЗн «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н).
  19. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (с изменениями от 18 мая 2002 г.).
  20. Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02».
  21. Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств».
  22. Приказ Минфина РФ от 12.12.2005 № 147н «О внесении изменений в положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01».
  23. Постановление Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».
  24. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
  25. Письмо Минфина России от 06.02.2007 г. № 03−03−06/4/10.
  26. О.А. Отражение в бухгалтерском учете изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ в 2005 г.// Бухгалтерский учет, 2005, № 24. С. 19.
  27. Е.В. О практике применения статьи 40 НК РФ// Налоговый вестник, 2005, № 4, С. 22.
  28. А.П. Особенности применения амортизационной премии// Нормативные Акты для бухгалтера, 2007, № 10, С. 59.
  29. А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. Изд. 2-е, доп. и переработ. М., Политиздат, 1975, С. 29.
  30. С.В. Формирование и использование чистого дохода общества. Саратов, Изд-во: СГЭА, 1995.
  31. С.В., Кириллова О. С., Муравлева Т. В. Налоги и налогообложение: В 2 ч. Ч. 1. Теоретические основы и организация налогообложения: Учеб. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2004. с. 129.
  32. С.В., Макрушин А. В., Тимошенко В. А. Налоговая политика России: Монография. Саратов, Изд. «Сателлит». 2004. — 168 с.
  33. С.В., Барулина Е. В. Модель «экономики потребления» и финансовые механизмы ее реализации в России// Финансы и кредит, 2005, № 20, С. 24.
  34. А. Налоговая революция закончилась?// Главбух, 2005, № 23.
  35. Т.А. Причины несовершенства налогового контроля в российской практике. Концепция предпроверочного контроля на основе зарубежного опыта и специфических особенностей экономики Российской Федерации// Налоговый вестник, 2002, № 11.
  36. В.А. «Спорные» расходы: все дело в бумагах!// Нормативные акты для бухгалтера, 2007, № 1.
  37. JI.A. Амортизационная политика проблемы и перспективы// Финансы, 2006, № 6, С. 26.
  38. С.В. Реформа налоговой системы СШАII Бизнес-академия.2003.-№ 4.-с. 13−23.
  39. JI.A. Налоговый контроль за ценами// Бухгалтерский учет, 2005, № 6.
  40. В. Старая концепция нового бюджета// Вопросы экономики. 2002, № 10, С. 11.
  41. К.В. Некоторый параметры налоговой реформы// Финансы, 2004, № 2, С. 22.
  42. С. Теория воспроизводства: новые данные// Экономист, 2006, № 1, С. 38.
  43. В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. -М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 736 с.
  44. Т.В. Метод есть, а толку нет// Газета «Учет. Налоги. Право», 2005, № 18.
  45. Е.Н. Основы налогового планирования. СПб.: Питер. 2004. -288 с.: ил.
  46. Т.А. Эффективность налогообложения и ее критерии в рыночной экономике// Финансы и кредит, 2004, № 1, С. 60.
  47. Я. Высокотехноличный комплекс: проблемы интеграции// Экономист, 2006, № 1, С. 19.
  48. А.В. Почему не избежать проблем при определении цен для целей налогообложения// Налоги и налогообложение, 2005, № 9.
  49. А.В. Новый взгляд на прибыль и налог// ЭКО, 2003 г, № 12, С. 80.
  50. А.В. Российская налоговая система на рубеже XXI века// Финансы, 2004, № 4, С. 31.
  51. А. Сущность и функции доходов// Человек и труд, 2005, № 2, С. 59.
  52. В.Г. Инвестиции в основной капитал пищевой индустрии: условия, факторы, тенденции// Пищевая промышленность, 2005, № 6, С. 28.
  53. П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету: 3-е издание перераб. и доп. — М.: ООО «МЕДпресс" — - Элиста.: АПП «Джан-гар», 1998.-528 с.
  54. В.А., Бобоев М. Р. О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации// Налоговый вестник, 2002, № 12.
  55. Коломиец A. JL, Мельник А. Д. О понятиях налогового и финансового потенциалов региона// Налоговый вестник, 2000, № 1, С. 3.
  56. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой / Сост., авт. С. Д. Шаталов. М., 2001. с. 230.
  57. Комментарий (постатейный) к главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций"/ М. В. Истратова, И. В. Педченко, С. В. Шарова и др. Под ред. И. В. Педченко М.: Издательстко-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2002. — 704 с.
  58. М.А., Ксенофонтова Н. Г. Принципы сближение бухгалтерского и налогового учета// Финансы 2005, № 6, С. 32.
  59. Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. — 592 с. — (Серия «Высшее образование»).
  60. Т.В., Кузьмина Н. А. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности// Финансы, 2005, № 6.
  61. А.А. Альтернативный взгляд на налог «на прибыль»// ЭКО, 2004, № 9, С. 109.
  62. Т.Л., Гиндзбург Л. М. Рациональные схемы налогового учета и отчетности. Практическое пособие. М.: «АКДИ Экономика и жизнь». 2002. — С. 38.
  63. М.В. Применение законодательства о налоге на прибыль// Налоговые споры: теория и практика, 2004, № 5, С. 45.
  64. Курс общей экономической теории/ под ред. Добрынина А. И., Тарасе-вича Л.С.: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. — С. 162.
  65. Куцева Т. А Изменения в учете основных средств// Налоговая политика и практика, 2006, № 3, С. 24.
  66. В. Стратегия развития и ее цели// Экономист, 2006, № 1, С. 5.
  67. О.Г. Налог на прибыль в 2006 году. Составим декларацию вместе. Справочное издание. М.: ООО «Издательство «ЭКСМО»», 2006. -с.437.
  68. .Г., Гладких О. П. Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов коммерческих организаций. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.-394 с.
  69. Ю.М. Показатели, оказывающие влияние на поступление налога на прибыль в бюджетную систему Российской Федерации// Налоговый вестник, 2004, № 6, С. 38.
  70. Ю.М. Цена сделки под налоговым контролем// Аудитор, 2005, № 9, С. 25.
  71. Ю.М. О прогнозировании поступлений налога на прибыль в бюджетную систему Российской Федерации// Налоговый вестник, 2005, № 3, С. 3.
  72. Ю.М. Правомерность отнесения затрат в уменьшение прибыли// Аудит и налогообложение, 2006, № 2, С. 36.
  73. Ю.М. Квалификация расходов для целей налогообложения// Налоговая политика и практика, 2006 г, № 3, С. 40.
  74. М.Д., Заздравных А. В. Критерии эффективности системы налогообложения прибыли предприятий// Пищевая промышленность, 2003, № 3, С. 44.
  75. А.В. Проблемы исполнения бюджетных назначений// Налоговые известия Саратовской губернии, 2003, № 2−3, С. 7.
  76. Н.И. Некоторые проблемы налогообложения прибыли// Финансы, 2002, № 10, С. 41.
  77. Н.И. Если списывать расходы, то разумно// Налоговый вестник, 2004, № 1,С. 110.
  78. К. Капитал. Критика политической экономии. Т 1. Кн. 1. Процесс производства капитала. М.: Политиздат, 1983. — VI. — с. 905.
  79. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. — Т. 25. — Ч. 1. — 480 с.
  80. А.Н. Практика применения главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». М.: МЦФЭР, 2005. — 384с. — (Прил. к журналу Налоговые споры, 2005, № 9).
  81. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учеб. Пособие для студ. Спец. 60 500/ Сост. B.C. Плотников, Н.Г.Гарчук-Иванча, С. А. Рещенко. Саратов: СГСЭУ, 2002. — 100 с.
  82. Е.И. Как упростить работу и сэкономить с помощью учетной политики// Главбух, 2005, № 2, С. 52.
  83. Д.С. Основы политической экономии/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. Т.1−187 с.
  84. Ф. Риск, неопределенность и прибыль. М., 1921.
  85. Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов/ Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ- Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской СПб.: Питер, 2003, 576 с.
  86. Налоги и налогообложение в Российской Федерации/ В. Г. Пансков -М, Международный центр финансово-экономического развития, 2001 -448 с.
  87. Налоговое планирование/ Е. Вылкова, М. Романовский. СПб.: Питер, 2004. — 634.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
  88. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В. Г. Князева, проф. Д. Г. Черника. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. — 191 с.
  89. Налоговый учет/ В. Р. Захарьин. М.: ГроссМедиа, 2006. — 368 с. -(Практикум бухгалтера). — ISBN 5−476−208−1.
  90. А.И. «Учет финансовых результатов и распределения прибыли». СПб.: Питер, 2005. — 336 с. — (Серия «Бухгалтеру и аудитору»).
  91. С., Никитин А. Налог на прибыль: опыт развитых стран// Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 2, С. 8.
  92. С. и др. Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитых странах Запада// Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 11.-е. 48−56.
  93. С., Глазова Е., Никитин А. Прибыль: теоретические и практические подходы// Мировая экономика и международные отношения, 2002, № 5, С. 21.
  94. С., Степанова М., Глазова Е. Теневая экономика и налогообложение// Мировая экономика и международные отношения, 2005, № 2, С. 25.
  95. В.Д., Клестова Н. В., Шпак А. В. Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая// Финансы, 2003, № 4, С. 64.
  96. С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1991. — 917 с.
  97. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации за 2003 год// Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации www.minfm.ru
  98. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации за 2004 год// Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации www.minfin.ru
  99. В.В., Мешков В. М. Прибыль в промышленности: формирование и факторы роста// Финансы, 2004, № 11, С. 29.
  100. Павлова J1.H. Финансы предприятий: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. — с.24.
  101. П.А., Козлов Ю. Б. «Проверка доходов и расходов промышленных предприятий», М. «Финансы», 1976 г. 102 с.
  102. Н.А. О применении показателя дохода (прибыли) в целях налогового контроля в западных странах// Финансы, 2004, № 2, С. 71.
  103. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации / Под общ. Ред. В. И. Слома, A.M. Макарова. М., 2000. Ч. 1 с. 131.
  104. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., исправ. — М.: ИНФРА-М, 1998. — с.403.
  105. И.Б. Управление основным капиталом// Финансы и кредит, 2004, № 5.
  106. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб. / Росстат. -М.2004. 725 с.
  107. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб./ Росстат. -М.2006. 819 .с.
  108. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб./ Росстат. -М.2006. 806 е.
  109. А.А. Налоговый учет доходов и расходов: принципы и подходы организации// Финансы, 2002, № 4, С. 30.
  110. Е.Е. Проблемы налоговых поступлений в бюджеты регионов// Аудитор, 2005, № 12, С. 5.
  111. А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Книга I-III. Пер. с англ. М., 1993. с. 519.
  112. Современный финансово-кредитный словарь/Под общ. Ред. М. Г. Лапусты, П. С. Никольского. М.: ИНФРА-М, 1999.
  113. Я.В., Патров В. В., Карзаев Н. Н. Новый План счетов и основы ведения бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2003. — 640 с.
  114. Л.В. Переквалификация сделок налоговыми органами// Бухгалтерский учет, 2005, № 15, С. 37.
  115. Справочник финансиста производственного объединения (предприятия)/ Под ред. П. Н. Жевтяка, В. Н. Масленникова, Г. Л. Рабиновича, М. И. Серебряного 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы, 1979. — с.413.
  116. А.А., Парыгина В. А. Правовое регулирование налогового кредита и инвестиционного кредита: спорные вопросы// Налоги и налогообложение, 2005, № 9, С. 25.
  117. В.В. Влияние налоговой системы на эффективность деятельности предприятия// Финансы, 2006, № 2, С. 42.
  118. Е.М. Политика для налога на прибыль// Главная книга, 2006, № 2, С. 58.
  119. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Л. А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2001.-с. 15 (527 с.)
  120. О.В. Стоит ли сближать бухгалтерский и налоговый учет прямых расходов// Главбух, 2006, № 3, С. 54.
  121. И.В., Завьялова Ю. Н. Налоговый контроль над трансфертными ценами// Налоговый вестник, 2005, № 4, С. 11.
  122. В. Динамика замедления: первые оценки итогов 2005 г.// Экономист, 2006, № 1, С. 13.
  123. Й. Теория экономического развития: (Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). Пер с нем. М.: Прогресс, 1982. — 455 с.
  124. Экономическая энциклопедия/ Науч. ред. совет изд-ва «Экономика" — Ин-т экон. РАН- Гл. ред. Л. И. Абалкина. — М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.-с. 608.
  125. Юридический словарь / Сост., предисл., прилож. А. Ф. Никитина. -М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. 640 с.
  126. . В.Ф. Прибыль в рыночной экономике: вопросы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2001. — 144 с.
  127. Е., Пономаренко А., Косыгина А. Нерыночный сектор в экономике России// Вопросы экономики, 2002, № 6, С. 109.
Заполнить форму текущей работой