Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мониторинг преемственности нравственного воспитания школьников в системе управленческой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно вооружает учителей научно обоснованными рекомендациями по мониторингу преемственности нравственного воспитания школьников. Разработанные учебно-методические рекомендации могут быть использованы в общеобразовательных школах, на курсах повышения квалификации учителей. Использование предлагаемого мониторингового инструментария позволяет… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Иторико-теоретические основы мониторинга нравственного воспитания школьников в учебно-воспитательной деятельности
    • 1. 1. Историческая и дидактическая преемственность нравственого воспитания и развития личности
    • 1. 2. Психолого-педагогические особенности нравственного развития личности
    • 1. 3. Мониторинг в управленческой деятельности учебных заведений по нравственному воспитанию личности
  • Выводы к первой главе
  • Глава II. Мониторинг преемственности нравственного воспитания школьников в педагогической теории и практике
    • 2. 1. Начало обучения в школе — важный этап в формировании нравственной личности
    • 2. 2. Результаты исследования нравственного развития школьников среднего и старшего возраста
    • 2. 3. Проведение и анализ материалов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы ко второй главе

Мониторинг преемственности нравственного воспитания школьников в системе управленческой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особую актуальность проблема нравственного развития личности приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества. Содержание нравственного воспитания учащихся в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности. Известно, что нравственные критерии всегда и особенно в деле воспитания должны стоять выше всех других интересов. Сегодня вопрос стоит о спасении человечества.

В педагогической литературе исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных исследованиях Ш. А. Амонашвили,.

A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К.Д. У шине ко го, Н. В. Архангельского, О. С. Богдановой и др.

Определение роли содержания учебной деятельности в нравственном поведении детей младшего школьного возраста рассматривали такие ученые как А. К. Бердиев, О. С. Богданова, Г. И. Веденеева, И.А. Kaupoe и многие другие.

Формированию культурных ценностей, нравственного сознания и поведения, становлению социальных ориентиров молодежи, использованию народных традиций в воспитании школьников средних и старших классов посвятили свои исследования Н. В. Архангельский, Н. И. Болдырев, О. С. Богданова и И. С. Марьенко, Л. И. Рувинский, И. Ф. Свадовский, М. К. Хомраев и др.

Нравственное воспитание и гуманизация в управленческом аспекте, проблемы социального управления и самоуправления рассматриваются.

B. Г. Афанасьевым, Г. Г. Га бдулл иным, В. И. Загвязинским, КЛ. Костылево, B.C. Лазаревым, В.М. ЛизинскиМу М. М. Поташником и др.

Исследования проблемы мониторинга, предпосылки становления которого формировались с начала XX столетия, появились в отечественной педагогике в 90-х годах (В.И. Андрееву В. П. Беспалько, A.C. Белкин, В. А. ¡-Сальней, А. М. Куку ее, А. Н. Майоров, С. Е. Шишов и др.). Они выстраивались на теоретической базе управления образованием, разработанной Ю. В. Васильевым, Ю. А. Конаржевским, B.C. Лазаревым, A.M. Моисеевым, A.A. Орловым, В. П. Симоновым, П. И. Третьяковым, Т. И. Шамовой и др. Феноменологический анализ понятия «мониторинг» изучался различными авторами (A.C. Белкин, П. В. Голубков, В. А. Кальней, О. Касьянова, И. А. Кривобокое, A.M. Кукуев, С. Е. Шишов и др.), и трактуемого энциклопедическими изданиями. В трудах отечественных ученых (A.C. Белкина, В. П. Беспалько, В. Г. Горб, Г. А. Карповой, Ю. Ю. Комлев, Н. И. Морозова A.A. Орлова, С. А. Равичева, С. Н. Силиной, A.A.Cy6emmo, В. В. Репкина, В. В. Чекмарев, JI.A. Чурина и др.) отмечается, что в педагогической науке доказана необходимость использования педагогического мониторинга в учебно-воспитательном процессе.

В то же время мониторинг преемственности нравственного воспитания школьников в системе управленческой деятельности, к сожалению, современными учеными не рассматривался.

Приходится также констатировать, что обеспечение преемственности нравственного воспитания и развития школьников является одной из сложных педагогических задач. Для решения данной проблемы требуется не только передача учителем и осознание школьниками нравственных знаний, но и систематическая педагогическая поддержка школьников в решении проблем актуального нравственного выбора, являющаяся органической частью преемственности нравственного воспитания. Важным этапом педагогической поддержки является рефлексивная самооценка — совместное с воспитанником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление школьником и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Мы считаем, что мониторинг нравственного воспитания школьника — это система получения информации в ходе системного слежения, контроля и диагностики для осуществления функций управления, соуправления, самоуправления субъектов учебно-воспитательной деятельности с целью их развития и самореализации.

Управление нравственным воспитанием мы рассматриваем как целенаправленное его осуществление через взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность воспитателей и воспитуемых, предполагающую реализацию всех этапов процесса воспитания.

Нами выявлено противоречие между потребностью педагогической практики реализовать преемственность нравственного развития школьников и отсутствием мониторинга преемственности нравственного воспитания школьников в системе управленческой деятельности. Следовательно, возникает проблема: как реализовать мониторинг преемственности нравственного воспитания школьников в системе управленческой деятельности?

Целью исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий и средств эффективности мониторинга преемственности нравственного воспитания школьников в системе управленческой деятельности.

Объект исследования — учебно-воспитательная деятельность учителей и администрации общеобразовательных школ по нравственному воспитанию школьников.

Предмет исследования — педагогические условия и средства мониторинга преемственности нравственного воспитания и развития младших, средних и старших школьников в процессе управления учебно-воспитательной деятельностью.

Предмет и цели исследования позволили выдвинуть следующую гипотезу исследования: мониторинг преемственности нравственного воспитания школьников будет более успешным, если:

— мониторинговые измерения проводить с использованием диагностического инструментария, адекватного конкретизированным критериям нравственного воспитания школьников и психолого-педагогическим особенностям нравственного развития школьников;

— разработать технологию мониторинга преемственности нравственного воспитания школьников в управленческой деятельности, реализуемую через ряд этапов: исходно-диагностический, планово-прогностический, содержательно-технологический, промежуточно-диагностический, коррекционно-деятельностный, итогово-диагностический;

— реализовать полифункциональный характер мониторинга, заключающийся в разносторонности его предназначения — информационного, аналитико-оценочного, стимулирующе-мотивационного, контролирующего, прогностического и корректирующегоосуществляется мониторинг рефлексивной самореализации и педагогической поддержки школьников в решении проблем нравственного выбора.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза предопределили решение следующих задач:

1. Изучение истории и современного состояния проблемы мониторинга преемственности нравственного воспитания личности в педагогической теории и школьной практике.

2. Выявление и обоснование комплекса психолого-педагогических условий преемственности нравственного воспитания школьников в системе управленческой деятельности.

3. Определение диагностического инструментария мониторинговых измерений нравственного развития школьников, адекватного конкретизированным критериям нравственного воспитания школьников.

4. Выявление психолого-педагогических особенностей нравственного развития школьников младшего, среднего и старшего возраста.

Методологической основой являются аксиологический подходу согласно которому человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развитияличностный подход, направленный на личность как цель, субъект, результат, требующий признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважениедеятельностный подход, организующий полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельностьдиалогический подходу основанный на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования, который в единстве с аксиологическим, личностным и деятельностным подходами составляет сущность методологии нравственного воспитания.

Теоретические позиции исследования базируются:

— на идеях формирующего влияния среды на личность, положениях гуманистической философии и педагогики о человеке как высшей ценности и его праве на свободу, счастье, развитие. (Н.Бердяев, Я. Корчак,.

A.C. Макаренко, С. Франк, А. Маслоу, К. Роджерс и др.);

— на идеях организации и осуществления педагогического мониторинга (A.C. Белкин, Н. О. Вербицкая, Г. Г. Габдуллин, Н. К. Жукова.

B.И. Зверева, В. А. Кальней, А. Н. Майоров, Д. Ш. Матрос, H.H. Мельникова, Д. М. Полев, Л. Б. Сахарчук, A.B. Сотов, Т. А. Строкова. A.A. Орлов, С. Е. Шишов и др.) — s.

— на теории нравственного воспитания и самовоспитания (З.Г. Ншматов, Г. С. Закиров, Г. С. Никифоров, Л. Ю. Сироткин, С. С. Амирова и др.);

— на деятельностном подходе к развитию личности (Б.Г. Ананьеву JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн и др.);

— на основополагающих положениях в работах педагогов и психологов о закономерностях формирования потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентаций (И.С. Кон, Д. Н. Узнадзе, Б. Ф. Ломов, Р. Х. Шакуров и др.);

— на современных концепциях гуманизации и гуманитаризации образования (З.Г. Нигматов, P.A. Валеева, О. С. Газман, Г. В. Мухаметзянова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы исследования:

— теоретические (теоретико-методологический анализ научной, философской, психолого-педагогической литературы по теме исследованияанализ, сравнение и обобщение опыта работы творческих учителей общеобразовательных школ);

— эмпирические (педагогический эксперимент с использованием разнообразных методик, теоретический и практический анализ используемых в учебно-воспитательной деятельности методов педагогического мониторинга, анализ педагогических ситуаций);

— диагностические (систематическое включенное наблюдение за субъектами учебно-воспитательной деятельности, беседы, опрос, анкетирование, тестирование, рейтинг);

— прогностические (метод незаконченных предложений, моделирование, метод экспертных оценок, метод математической статистики).

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись щколы №№ 62, 78, 117 г. Набережные Челнышколы №№ 6, 11 г. Нижнекамскашкола № 2 г. Альметьевска.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2000 — 2001) — включал проведение теоретического анализа философской, педагогической и психологической литературы по проблемам мониторинга нравственного воспитания, эффективности управления и прогнозированияизучалось практическое состояние проблемы организации и осуществления мониторинга преемственности нравственного воспитания школьников в системе управленческой деятельности, формировался понятийный аппарат, была сформулирована рабочая гипотезаорганизация констатирующего эксперимента, с проведением первичной диагностики, изучение состояние проблемы в практике работы школ.

Второй этап (2001 — 2002) — осуществление формирующего эксперимента, в ходе которого производилась проверка гипотезы исследования, уточнялась и совершенствовалась разработанная в исследовании экспериментальная технология преемственности нравственного воспитания в школе, как важнейшего условия гуманистического воспитания детейразработан и конкретизирован в соответствующих индикаторах комплекс критериев, инвариантных показателей нравственного воспитания школьниковподобран и разработан необходимый диагностический инструментарий, проведена опытно-экспериментальная проверка мониторинга преемственности нравственного воспитания на основе разработанного критериально-оценочного комплекса.

Третий этап (2002 — 2003) — завершение формирующего эксперимента, обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по мониторингу преемственности нравственного воспитания школьников в учебно-воспитательном процессе школы, их теоретическое обоснование и оформление результатов исследования, завершение оформления диссертационного исследования, разработка и выпуск учебно-методического пособия.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— Определено содержание мониторинга преемственности нравственного воспитания школьников как системы получения информации и педагогической поддержки посредством контроля, слежения и диагностики в процессе управления, соуправления, самоуправления субъектов учебно-воспитательной деятельности с целью нравственного развития и самореализации учащихся.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что в нем определено содержание дефиниции мониторинга преемственности нравственного воспитания личности в системе управленческой деятельноститеория воспитания и методика воспитательной работы обогащена формами и методами мониторинговой деятельности в нравственном воспитании учащихся, критериями оценки уровня нравственного развития различных возрастных групп учащихсятеория внутришкольного управления восполнена концепцией поэтапной мониторинговой деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно вооружает учителей научно обоснованными рекомендациями по мониторингу преемственности нравственного воспитания школьников. Разработанные учебно-методические рекомендации могут быть использованы в общеобразовательных школах, на курсах повышения квалификации учителей. Использование предлагаемого мониторингового инструментария позволяет ориентировать субъектов учебно-воспитательной деятельности на развитие их личностных качеств. Результаты исследования диверсификационны, они могут быть применимы при творческом подходе и с учетом специфики содержания образовательного и управленческого процессов не только в общеобразовательных школах, но и в средних специальных учебных заведениях.

Достоверность и надежность полученных данных обусловливается надежной методологической базой исследования, изучением большого массива практических данных учебно-воспитательной деятельности средних общеобразовательных школ, апробацией результатов исследования, вариативным психолого-педагогическим экспериментом, репрезентативностью исследовательских выборок, адекватностью методов исследования целей и задач.

Перспективность исследования состоит в том, что на основе его теоретических положений и практических рекомендаций может конструироваться адаптивная система мониторинга управленческой деятельности учебных заведенийсовершенствоваться системно — функциональная модель мониторинга оптимального педагогического общениямодернизироваться системная диагностика педагогической компетентности работников образования.

На защиту выносятся:

1. Положения, раскрывающие сущность мониторинга преемственности нравственного воспитания школьников в системе управленческой деятельности как системного исследования субъектов учебно-воспитательного процесса, с целью получения достоверной информации для эффективного управления средой, процессами, программами развития и т. д.

2. Критериально-оценочный комплекс мониторинга преемственности нравственного воспитания школьников в системе управленческой деятельности.

3. Содержание основных этапов мониторинга преемственности нравственного воспитания в системе управленческой деятельности: исходнодиагностического, планово-прогностического, содержательно-технологического, промежуточно-диагностического, коррекционно-деятельностного, итогово-диагностического, рефлексивной самореализации.

4. Обоснование интеграции мониторинга рефлексивной самореализации и педагогической поддержки школьников в решении проблем актуального нравственного выбора.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях молодых ученых и студентов КГПУ: «Актуальные проблемы гуманизации образования» (Казань, 1999) — V Международной научно-практической конференции: «Преемственность народных традиций» (Казань — Набережные Челны, 1998) — VI научно-практической конференции «Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство» (Казань, 1999) — XXIII научной конференции молодых ученых и специалистов: «Актуальные проблемы педагогической науки» (Казань, 2002), а также в выступлениях перед учителями и руководителями школ г. Набережные Челны и г. Нижнекамска.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения. В содержании диссертационного исследования представлены семь таблиц и три графика.

Результаты исследования дают основание утверждать, что гипотеза доказана и поставленные задачи решены. Исследование может быть продолжено в направлении изучения данной проблемы применительно к учащимся различных типов образовательно-воспитательных учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Цель данного исследования состояла в том, чтобы теоретически и экспериментально обосновать эффективность мониторинга преемственности нравственного воспитания школьников в системе управленческой деятельности и определить необходимые для этого педагогические средства.

В исследовании проверялась следующая гипотеза: мониторинг преемственности нравственного воспитания школьников будет более успешным, если:

— в учебно-воспитательной деятельности реализуется комплекс психолого-педагогический условий преемственности нравственного развития школьников;

— мониторинговые измерения проводить с использованием диагностического инструментария, адекватного конкретизированным в критериях нравственного воспитания школьников, психолого-педагогических особенностей нравственного развития школьников;

— разработана технология мониторинга преемственности нравственного воспитания школьников в управленческой деятельности, реализуемая через ряд этапов: исходно-диагностический, планово-прогностический, содержательно-технологический, промежуточно-диагностический, коррекционно-деятельностный, итогово-диагностический;

— реализовать полифункциональный характер мониторинга, заключающийся в разносторонности его предназначения — информационного, аналитико-оценочного, стимулирующе-мотивационного, контролирующего, прогностического и корректирующего;

— осуществляется мониторинг рефлексивной самореализация и педагогической поддержки школьникам в решении проблем нравственного выбора;

— определен алгоритм проектирования нравственного воспитательного пространства с включением в него ценностей гуманистической культуры.

Для проверки этой гипотезы проанализирована психолого-педагогическая литература по исследуемой проблеме, деятельность творческих учителей и состояние нравственного воспитания в общеобразовательных школах. В результате этого установлены типичные недостатки в мониторинге (системном слежении, контроле и диагностики) преемственности нравственного воспитания школьников и определены их причины. Представлены положения, раскрывающие сущность мониторинга преемственности нравственного воспитания школьников в системе управленческой деятельности как системного исследования учебновоспитательного процесса, с целью получения достоверной информации для эффективного управления средой, процессами, программами развития и т. д. Разработан критериально-оценочный комплекс мониторинга преемственности нравственного воспитания школьников в системе управленческой деятельности, который, помимо конкретизированных критериев, включает в себя и адекватные им диагностические способы (методы и методики) оценки учебно-воспитательной деятельности школ. Разработана и апробирована модель мониторинга (системного слежения, контроля и диагностики) рефлексивной самореализации и педагогической поддержки школьникам в решении проблем актуального нравственного выбора, являющаяся основным элементом технологии мониторинга преемственности нравственного воспитания школьников в управленческой деятельности. Выдвинутые концептуальные и дидактические идеи проверены в опытно-экспериментальной работе.

Обработка данных эксперимента методами математической статистики показала, что в экспериментальных группах повысилась результативность нравственного воспитания школьников по всем критериям. Возрос уровень знаний, особенно — готовность школьников решать задачи творческого характера и проблемы актуального нравственного выбора. Существенно усилилась мотивация учения у школьников, а также мотивация совместной учебно-воспитательной деятельности. Улучшилась социально-психологическая структура групп (по коэффициентам благополучия взаимоотношенийоптимальности взаимоотношений и изолированности в отношениях). Резко повысились показатель личностно-значимых нравственных качеств.

Значение проведенного исследования заключается в следующем:

— критериально-оценочный комплекс мониторинга преемственности нравственного воспитания школьников в системе управленческой деятельности может служить ориентиром для перестройки нравственной воспитательной деятельности учителей школ в русле требований нового педагогического мышлениямодель мониторинга рефлексивной самореализации и педагогической поддержки школьникам в решении проблем актуального нравственного выбора представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе: не только нравственном, но и гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении проблем, трудностей, препятствий самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельностиположения, определяющие мониторинг преемственности нравственного воспитания школьников в системе управленческой деятельности раскрывают его полифункциональный характер, заключающийся в разносторонности его предназначения — информационного, аналитико-синтетического, стимулирующе-мотивационного, контролирующего, прогностического и корректирующего, что обусловливает эффективность планируемого учебно-воспитательного процессаэлементы технологии мониторинга преемственности нравственного воспитания школьников в управленческой деятельности, реализуемые через ряд этапов: исходно-диагностический, планово-прогностический, содержательно-технологический, промежуточно-деятельностный, коррекционно-деятельностный, итогово-диагностический, могут, с одной стороны, быть воспроизводимы любым учителем, а с другой — гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьникамиопределен алгоритм проектирования нравственного воспитательного пространства с включением в него ценностей гуманистической культуры.

Важнейшие характеристики и этапы осуществления мониторинга преемственности нравственного воспитания школьников в управленческой деятельности не следует рассматривать как раз и навсегда данные. Они постоянно совершенствуются с учетом возрастающих требований общества к формированию личности нового человека в условиях открывающихся возможностей в воспитании подрастающих поколений.

Есть основания предположить, что отмеченные инновационные идеи и подходы могут применяться в учебно-воспитательной работе учебных заведений системы непрерывного образования. Научно-теоретическое значение проведенного исследования, его результаты могут быть полезными для дальнейшего развития теоретических основ преемственности нравственного развития школьников.

В ходе дальнейших исследований представляется актуальным решить следующие задачи:

— определить структуру и рейтинг номинаций проблемного поля нравственного развития;

— определить перспективы применения комплексных диагностических методик и пролонгированных наблюдений;

— определить приемы и методы системно-функционального мониторинга нравственного развития личности, их корреляцию с уровнем развития личностно-значимых качеств субъектов учебно-воспитательного процесса и особенностями управленческой деятельности.

Новые, более высокие и сложные требования общеобразовательных школ к нравственному воспитанию и развитию личности показывают необходимость того, чтобы по-новому строить процесс образования и воспитания. Прежде всего, речь идет о творческом подходе, о необходимости ломки догматических методов воспитания и обучения, создании обоснованных методик прикладной творческой деятельности в учебных заведениях. Мониторинг преемственности нравственного воспитания школьников — это исследовательская деятельность, в которой важно корректно и диагностично поставить цели и отследить результаты развития личности в системе управленческой деятельности.

Мониторинг преемственности нравственного воспитания и развития личности на каждой стадии своего исторического развития должен представлять собой индивидуальный и дифференцированный процесс с многочисленными функциями, которые в совокупности представляют собой учебно-воспитательный процесс на пути в непосредственное будущее.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Диагностический подход к оценке эффективности управления современной школой: Диссерт. канд. пед. наук / КГПУ: Науч. рук. Г. Г. Габдуллин, Р.Ф. Шайхелисламов-Казань, 1998.-240 е.-
  2. И.В. Нравственное и эстетическое воспитание в процессе становления экологической культуры студентов Казань: РИЦ «Школа», 2001.-С.18−71-
  3. Г. Э. Развитие и воспитание чувства уважения у детей младшего школьного возраста: Автореф. Дис.. канд. псих, наук Баку, 1970.-31 е.-
  4. P.A. Организационно-педагогические условия повышения эффективности управления малокомплектной школой: Диссерт.. канд. пед. наук. / КГПИ- Науч. рук. Я. И. Ханбиков — Казань, 1993- 225 е.-
  5. Т. Особенности нравственного воспитания учащихся начальных классов национальной (кыргызской) сельской школы: Дисс. канд. пед. наук.-М.: Наука, 1993- 215 е.-
  6. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям.-М.: Просвещение, 1998- 544 е.-
  7. Ш. А. Здравствуйте, дети. М.: Просвещение, 1983 — С.170−206-
  8. Ш. А. Школа жизни: Трактат о начальной степени образования, основанный на принципах гуманно- личностной педагогики.— М.: Педагогика, 1998, — 75 е.-
  9. .Г. Психология педагогической оценки JL: Новая жизнь, 1965.-С.23−34-
  10. .Г. О проблемах современного человекознания.-М.: Заря, 1977.-С.20−31-
  11. .Г. Человек как предмет познания — Л.: Заря, 1968 — С.73−89-
  12. .Г., Дворяжина Т. Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие и константность восприятия.— М.: Наука, 1968 — С.17−23-
  13. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 1998 — 237 е.-
  14. Е.А. Нравственно-правовое воспитание младших школьников: Диссерт. канд. пед. наук / КГПУ- Науч.рук. Г. Закиров — Казань, 2002.- 235 е.-
  15. И.Н. Формирование культурных ценностей молодежи в сфере досуга. — Минск: Образование, 1998 — С. 18−31-
  16. Л.Н. Педагогическая технология управления процессом обучения одаренных детей: Диссерт. канд. пед. наук / КГПУ- Науч. рук. Г. С. Закиров Казань, 2000.- 194 е.-
  17. В.Х. Идеи воспитания в арменских народных сказках: Автореф. Дисс. канд. пед. наук.-Ереван: Эребуни, 1962 —23 е.-
  18. Н.В. Нравственное воспитание.-М.: 1979 — 534 е.-
  19. В.Г. Еще раз о проблемах научного управления обществом — В кн.: Научное управление обществом. М.: Мысль, 1969, вып.З. С.21−22-
  20. В.И. Прогрессивные идеи нравственного трудового воспитания башкир и их использование в практике учебно-воспитательной работы: Автореф. Дисс. канд. пед. наук —Казань, 1992.- 18 е.-
  21. А.Р. Нравственное воспитание младших школьников на краеведческом материале: (Из опыта работы школ Республики Татарстан): Диссерт. канд. пед. наук / Казан, пед. ун-т- Научн. рук. Я. И. Ханбиков — Казань, 1996.-211с.-
  22. А.К. Формирование гуманности у младших школьников на основе нравственных идеалов народной педагогики (на материале Республики Кыргызстан): Дисс. канд. пед. наук.-М., 1994- 223 е.-
  23. Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Мир философии В 2 т. 4.2. М.: Наука, 1991- С. 52−53-
  24. В.П. Мониторинг качества обучения — средство управления образованием // Мир образования, № 2, 1996 С.38−41 —
  25. . Народные традиции в нравственном воспитании школьников старших классов / на материале Киргизии /: Автореф. Дис. канд. пед. наук.-М., 1975.-28 с-
  26. О.С. Нравственное воспитание младших школьников: Автореф. Дисс. д-ра пед. наук М., 1975 — 55 с-
  27. О.С., Петрова В. И. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя-М.: Просвещение, 1979.-318 е.-
  28. О.С., Черенкова C.B. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя.- М.: Просвещение 1988.-С.31−45-
  29. И.Г. Вопросы управления процессом воспитания в современной школе Казань: ИПКРО РТ, 1995 — 64 е.-
  30. Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории М.: Педагогика, 1979 — 224 е.-
  31. Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. — Ростов-на-Дону, РГПИ, 1986.- 120 е.-
  32. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М.: Наука, 1968.-321 е.-
  33. Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. М.: Наука, 1975.- С.27−38-
  34. Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Наука, 1979.-216 е.-
  35. А.Н. Нравственное воспитание учащихся-подростков в общественно-полезном труде. М.: Изд-во АПН РСФСР.-1960 — С. 30−33-
  36. А.Л. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников: (На материале национальных школ народов крайнего Севера): Дисс. канд. пед. наук. Науч. рук. Г. Н. Волков-М.: НИИИ нац. школ 1986 — 194 е.-
  37. В.А. Роль общественных наук в нравственном воспитании студентов М.: Высшая школа — 1986.- 232 е.-
  38. З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности /5−8 кл./: Науч.-метод. пособие для студентов пед. институтов и учителей школы Л.: ЛГПИ, 1978 — 135 с-
  39. В.П. Нравственное воспитание и начальная школа // Бунаков Н. Ф. и др. Учителю начальной школы. М., 1964- С.229−231-
  40. М. Избранные произведения. / Пер. с нем.- М: Прогресс, 1992. -623 е.-
  41. Г. И. Нравственное воспитание младших школьников в процессе краеведческой работы: Автореф. дисс. канд. пед. наук- М., 1988.- 15с.-
  42. A.B. Вопросы коммунистического воспитания и психологическая наука // Вопросы психологии — 1963,№ 4.— С.7−20-
  43. Ч. Избранные произведения Алма-Ата: Мир, 1958.— С. 1926-
  44. Возможности школьного педагогического коллектива в привитии учащимся младших классов нравственно-правовых норм // Сб. научн. трудов. Актуальные проблемы педагогической науки.— Вып.4.-Казань: Тан Заря, 2001- С.41−45-
  45. Вопросы нравственного воспитания учащихся / Сб. З.-Казань: Казан, гос.пед. институт, 1974 137 е.-
  46. B.JI. Управление сплочением академических групп: (педагогический аспект): Диссерт. канд. пед. наук / КГПУ- Науч. рук. З. Г. Нигматов.-Казань, 1996 182 е.-
  47. Н.Д. Привычка основа нравственного воспитания // Педагогика.- 1997.-№ 5.-С.91−96-
  48. Воспитание детей в семье: младший школьный возраст / Под ред. Я.И. Ханбикова-Казань: Тан Заря, 1985 184 е.-
  49. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций./ Под ред. Н. В. Горбуновой. — М.: Новая школа. 1995.- С. 74 — 98-
  50. Вурдкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя практика. Пер. с англ. — М.: Дело, 1991. — 312 е.-
  51. Л.С. Собр. соч. Т.2.- М.: Наука, 1985.- С. 130−147-
  52. Н.Г. Школьные традиции как средство нравственного воспитания подростков в условиях обновления общего образования: Диссерт. канд. пед. наук. / КГПУ- Науч. рук. З. Г. Нигматов — Казань, 1997— 227 е.-
  53. Г. Г. Организационно-педагогические основы управления общеобразовательной школой: Учеб. пособ./ Науч. ред. М. И. Махмутов.— КГПИ.- Казань, 1985.- 189 с-
  54. Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления: Учеб. пособие для ФПК, руководителей школ и работников рай (гор) оно / Науч.рук. М. И. Махмутов Казань: Таткнигоиздат, 1990.-249 с-
  55. Г. Г. Программно-целевой подход к управлению общеобразовательной школой: Научно-методич. рекомендация в помощь школам ОНО, РМК / Мин-во народного образования Казах. ССР Алма-Ата, 1988- С.23−57-
  56. Г. Г. Совершенствование планирования и управления школой: Методич. рекомендация. — Казань, 1984.-С.34−63-
  57. Г. Г. Совершенствование функций и управления общеобразовательной школой в условиях ее реформы: Учеб. пособие М.: МГПИ, 1988.-С.21 -39-
  58. Г. Г. Управление общеобразовательной школой: Методич. рекомендации слушателю ФПК.- Казань: Изд-во КГПИ, 1981.-С.14−38-
  59. Г. Г. Школоведение: Курс лекций по педагогике / КГПУ.-Казань: КГПУ, 1997.-С.32−47-
  60. Г. Г., Нигматов З. Г. Хузиахметов А.Н. Педагогика школы: Учебное пособие для студентов пед. институтов и училищ / Под ред. Г. Г. Габдуллина-Казань: Магариф, 1993.-479 е.-
  61. В. Ф. Что надо знать учителю о педагогической технологии? // Пособие для слушателей курсов ИПК.- Казань, в надзаг.: ИПКРОРТ, 1997.-68 е.-
  62. К.В., Казимирская И. М. Нравственно-эстетическое воспитание школьников-Минск: Мир, 1988 — 148 е.-
  63. О.С. В школу с игрой: Кн. для учителя — М.: Просвещение, 1991.- 96 е.-
  64. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / Классный руководитель, № 3, 2000 С. 6−34-
  65. М.Л. Организационно-педагогические условия применения ЭВМ в управлении народным образованием: Диссерт. канд. пед. наук / КГПУ- Науч. рук. Г. Г. Габдуллин, Ю. С. Иванов Казань, 1992.229 е.-
  66. М.Л. Условия обновления содержания образования в средней педагогической профессиональной школе: Диссерт. канд. пед. наук. / Казан, пед. ун-т- Науч. рук. Г. Г. Габдуллин, Е.М. Ибрагимова-Казань, 1997.- 179 е.-
  67. И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественно-научных дисциплин (в У1−1Х классах): Диссерт. канд. пед. наук /КГПУ- Науч. рук. З. Г. Нигматов Казань, 1995.- 223 е.-
  68. Р.Н. Развитие нравственно-правовой культуры учащихся школ инновационного типа (на материале гуманитарных дисциплин): Диссерт. канд. пед. наук / Казан, пед. ун-т- Науч. рук. Я.И. Ханбиков-Казань, 2001 159 с-
  69. Ган Н. Ю. Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников. Автореф. Дисс. канд. пед. наук.— Екатеринбург, Уральский педагогический университет, 2002.- 22с.-
  70. Ф. Психология управления М.: Прогресс, 1992 — 422с-
  71. У. Школа без неудачников. М.: Педагогика, 1991- С.27-
  72. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания.— М.: Педагогика, 1989 157 е.-
  73. Н.К. Историко-педагогические очерки— М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963 287 е.-
  74. Ю.В. Проектирование и программирование развития образования.-М.: Наука, 1996-С. 170−193-
  75. Ф. Формирование у младших школьников нравственных знаний и поведения в коллективной деятельности: Диссерт. канд. пед. наук / Душамб. пед. ин-т- Науч. рук. В.К. Калкина-Душамбе, 1988.- 182 е.-
  76. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников-М.: Педагогика, 1988 134 е.-
  77. И.А. Социально-педагогические условия нравственного воспитания подростков на семейных традициях: / На материале ТАССР- Дисс. канд. пед. наук / Науч. рук. Я.И. Ханбиков- КГПУ.- Казань, 1986 — 214 с.-
  78. Г. Н. Философия Коменского — М., Пед агогика, 1982.-С.32−45-
  79. И.Н. Нравственное содержание духовности: Дисс. канд. филос. наук.-М.: Наука, 1996.-211 е.-
  80. Н.А. О значении авторитета в воспитании // Избр. пед. соч. М.: 1986.- С.31−48-
  81. О.Г. Проблемы нравственности.-М.:Знание, 1977.-376 е.-
  82. П. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. М.: Технологическая школа бизнеса — М.: 1994 — 220 е.-
  83. В.В. Прблемы развивающегося обучения.-М.: Просвещение, 1986 С.45−63-
  84. А.Т. Жан-Жак Руссо М.: Наука, 1980.- 234 с-
  85. Х.Д. Родители и дети / Пер. с англ. М.: Знание, 1986 137 е.-
  86. М. Педагогика Алма-Ата: Образование, 1993- 187 е.-
  87. A.JI. Факторы формирования стиля руководства производственным коллективом. Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Прогресс, 1983. — С. 102−130-
  88. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой-М.: Знание, 1991.-С.9−34-
  89. Ш. Г. Нравственное воспитание подростков на прогрессивных народных традициях в процессе внеклассной работы в условиях сельской татарской школы: Диссерт. канд. пед. наук / НИИ национальных школ МП РСФСР.- Казань, 1974 225 е.-
  90. И.И. Нравственное воспитание учащихся— М.: Образование, 1986.-76 е.-
  91. A.B. Возрастные особенности нравственного развития детей Советская педагогика, 1973, № 10.- С.21-
  92. A.B. Критерии нравственной воспитанности // Советская педагогика, 1992, № 11- С.22−26-
  93. A.B. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика 1998 — № 7 — С.73−77-
  94. А.И. Использование нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся подросткового возраста: Диссерт. канд. пед. наук / КГПУ- Науч. рук. З.Г. Нигматов-Казань, 1996.-204 е.-
  95. E.H. Путь к ученику М.: Педагогика, 1988 — С.217-
  96. Идейно-нравственное воспитание старших школьников: Пособие для учителей — М.: Просвещение, 1981.-С. 89−137-
  97. Дм. Б. Прекрасное пробуждает доброе // Эстетическое воспитание: Прекрасное побуждает доброе: Статьи, доклады, выступ ления.-М.: Просвещение, 1979-С. 106−121-
  98. И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания.-М.: Педагогика, 1979.-С. 15−27-
  99. A.A. Роль учителя в нравственном воспитании школьников Алма-Ата.-1994-
  100. И. Японские методы управления качеством. Сокр. пер. с англ. — М.: Экономика, 1988.-213 е.-
  101. А. Избранное. Алма-Ата: Восток, 1958 — С. 31−52-
  102. И. О педагогике // Пер. с нем. Kant I. Ausgewahlte Schrilten zur Padagogik und ihrer Vegrudung. Paderborn, 1963- S.42−59-
  103. Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1.— М.: Прогресс, 1992.-С. 291−297-
  104. . Я.А. Избранные педагогические произведения В 2-х т. Т.2.-М.: Наука, 1982.-С.157-
  105. Ю.Ю. Мониторинг общественного мнения как фактор оптимизации управленческих решений: Автореф. дис., канд. пед. наук.— Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1993 — 18 е.-
  106. Ю.А. Внутришкольный менеджмент— М.: Новая школа, 1992.- 139 с.-
  107. Т.Е. Механизм воздействия коллектива на личность школьника.- Сов. пед., 1968, № 11, С. 37−38-
  108. Т.Е. Основы нравственного воспитания- В сб.: Нравственное воспитание дошкольников — М.: Просвещение, 1970 — 167 е.-
  109. Т. Стратегия и структура японских предприятий. Пер. с англ.— М.: Прогресс, 1987 384 е.-
  110. H.A. и др. История педагогики: Учебник для студентов педагогических институтов М.: Просвещение, 1982 — С. 31−37-
  111. Концепция воспитания учащейся молодежи Республики Татарстан // Вестник (Информационный бюллетень МНО РТ) октябрь — 1993 г.-Казань.-С. 11−12-
  112. В.М. Некоторые вопросы нравственного воспитания.-М.: Советская педагогика. 1967, № 9.-С.41- 46-
  113. .Б. Педагогические и управленческие способности и их диагностика.- М.: НИИВШ, 1991.- 56 е.-
  114. Н.Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя в процессе гуманизации и демократизации школы: Диссерт. канд. пед. наук. / КГПУ- Науч. рук. Д. В. Вилькеев Казань, 1997.- 251 е.-
  115. Л.П. Программно-целевое моделирование организационно-педагогической структуры управления гимназией: Диссерт. канд. пед. наук. / КГПУ- Науч. рук. Ф. Ф. Харисов Казань, 2000.- 254 е.-
  116. В.М., Джуринский А. Н. Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци М.: Педагогика, 1988 — С.209-
  117. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание.— М.: Политиздат, 1984.- С. 290−313-
  118. Н. Можно ли управлять педагогической поддержкой, если можно, то как? // Народное образование 2000 — № 3 — С. 190−195-
  119. Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого / Классный руководитель № 3, 2000 С.92−104-
  120. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Наука, 1977.— 304 е.-
  121. А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Наука, 1972.— С.476-
  122. В.М. Гуманизация воспитательного процесса в школе: управленческий аспект: Диссерт. в виде науч. доклада канд. пед. наук / Рязан. пед. ун-т Рязань.- 2002 — 63 е.-
  123. .Т. Философия воспитания. Специальный курс.-М.: Политиздат, 1995.- С. 31 -39-
  124. П.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. завед.-М.: Просвещение, 1999- С.37−57-
  125. Н.С. Проблема общих способностей в возрастном аспекте.- «Вопросы психологии», 1969, № 2- С. 15-
  126. A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1989 — С. 1954-
  127. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Знание, 1981 — С.402−517-
  128. Д. Мысли о воспитании // Пед. соч. М.: Политиздат, 1939 С.96−104-
  129. Магия рова З. М. Формирование нравственного поведения младших школьников в процессе развития связной речи: Диссерт.. канд. пед. наук./ Казан, пед. ун-т- Науч. рук. Г. Г. Габдуллин Казань, 1998.-214 е.-
  130. А.Н. Мониторинг в образовании— Спб.: Изд-во Образование Культура, 1998.-344 е.-
  131. A.C. Пед. соч: В 8 т. Т.4. Лекции о воспитании детей. М.: Педагогика.-1984- 400с.-
  132. A.C. Собр. соч. — М.: Просвещение, 1958 Т. 5.-210 е.-
  133. A.C. Соч.Т.5.М., Педагогика.- I960.- С.37−79-
  134. В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений- М.: Издательский центр «Академия», 2002 272 е.-
  135. И.С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: ЛГУ, 1987.- 312 с.-
  136. В.В. Воспитание нравственных потребностей младших школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-М., 1984 — 16 е.-
  137. И.П. Какой руководитель нам нужен- М: Экономика, 1993.-175 е.-
  138. И.С. Нравственное становление личности школьника.— Ленинград: Образование, 1989 89 е.-
  139. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. институтов: М.: Просвещение.-1980 — С. 19−26-
  140. И.С. Процесс нравственного воспитания в советской школе. Докт. дис. М.: 1970.-С.26−31-
  141. В.Ш. Формирование нравственных убеждений студентов в учебно- воспитательном процессе средствами искусства: Диссерт. канд. пед. наук / Науч. рук. Т. В. Шуртакова Казань, 1982.— 18 е.-
  142. Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения.-Ленинград: Образование, 1989 — 89 е.-
  143. Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения.-Л.: Новая жизнь, 1989 89 е.-
  144. А.Э., Рожков М. И., Успенский В. Б. Государственный экзамен по педагогике-Ярославль.-1999.-С.З-12-
  145. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М., Дело, 1992.-701 е.-
  146. Т.В., Бражникова З. В. Учебник по этике— М.: Педагогика, 2002 247 е.-
  147. В. Человек. Мораль. Воспитание —М.: Прогресс, 1975.-63 е.-
  148. Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. М.: Издательский центр «Академия», 1981.- 237 е.-
  149. Моральный выбор. / Под общ. ред. А. И. Титаренко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 316 е.-
  150. Н.И. Система мониторинга образовательного процесса в колледже // Тез. Докл. Российской науч.-практ. Конф. 24−28 ноября 1997.-Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 1997.4.L- 268 е.-
  151. A.B. Социализация и «смутное время». М.: Наука, 1991.-С.34−63-
  152. Н.М. Учебное пособие по этике — М.: Педагогика, 2001.-237с.-
  153. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов.- М.: Педагогика, 1987.-288 е.-
  154. Н.С. Организационные и дидактические условия оптимального управления процессом обучения на основе компьютеризации: Диссерт. канд. пед. наук / КГПУ.-Казань, 1993- 208 е.-
  155. В.Я., Низаметдинов И. Б. Оптимальное педагогическое общение фактор социализации и профессиональной ориентации учащихся / Под общей ред. В. Я. Назмутдинова — Казань: РИЦ «Школа», 2003.-293 е.-
  156. Р.Н. Развитие нравственно-правового пространства в общеобразовательной школе как средство воспитание трудных подростков: Диссерт.. канд. пед. наук / КГПУ- Науч. рук. А. Ф. Шарафеева — Казань, 2003.- 194 с.-
  157. З.Г. Воспитание гуманизма у школьников- Казань, Таткнигоиздат, 1998.-С .31 -43 —
  158. З.Г. Дисциплина — явление нравственное // Дело всех и каждого-Казань: Татар, кн. изд-во, 1985 —С.59−79-
  159. З.Г. Использование советских традиций в воспитании учащихся: Учебное пособие Казань: Изд-во КГПИ, 1985 — 70 е.-
  160. З.Г. Опыт изучения развития гуманности у подростков // В сб. Гумманистическое воспитание школьников.- Казань: КГПИ, 1983.— С. 39−60-
  161. З.Г., Хузиахметов А. Н. Теория и методика воспитания: Курс лекций по педагогике. Учеб. пособие для пед. вузов / Под ред. З. Г. Нигматова, 1996- 182 е.-
  162. А.Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания // Советская педагогика, 1990, № 7.- С. 35−37-
  163. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой М.: Педагогика, 1979.- 192с.-
  164. Нравственное развитие личности.— М.: Моск. раб., 1965 — 240 е.-
  165. Нравственное формирование личности школьника: Сб. науч. тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена: ЛГПИ, 1980 155 е.-
  166. П.А. Кадры управления производством. Деятельность. Формирование.-М.: Экономика, 1995 — 159 е.-
  167. Н.С. Нравственно-половое воспитание подростков в школах США: Диссерт. канд. пед. наук / Казан, пед. ун-т Казань, 2000 — 227 е.-
  168. Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности СПб.- Издательство «Лань», 2000 — 600 е.-
  169. В.И. Диагностические методы в исследовании проблем нравственного воспитания — В сб.: Новые исследования М., 1971.- № 4-
  170. А. Человеческие качества. М.: Мир, 1985- С. 18−27-
  171. А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики — М.: Просвещение, 1981.- С. 201 -212-
  172. Г. Свобода нравственного выбора: сознательно-организованный процесс формирования личности гимназиста // Учитель.— 2000- № 3 — С.63−65-
  173. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2-х кн.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000- Кн. 2: Процесс воспитания — С. 116−165-
  174. М.М., Лазарев B.C. Управление развитием школы М.: Просвещение, 1995- 462с.-
  175. Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1990.- С.46−72-
  176. В.А., Ладанова И. Д. Управление персоналом в Японии. Очерки,-М.: Наука, 1989.-205 е.-
  177. А.О. Психология самоуправления. Казань: Татар, кн. изд-во, 1997.-93 е.-
  178. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия.— М.: Просвещение, 1990 150 е.-
  179. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмахЩ
  180. Сост.: В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров М.: Политиздат, 1989 — 605 е.-
  181. О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы М.: Наука, 1993- 192 е.-
  182. В.Ш. Диагностика управления. М.: Просвещение, 1988. — С. 129−137-
  183. А.Э. Роль нравственного воспитания в формировании личности // Классный руководитель 2001.- № 6 — С. 11−18-
  184. С.Я. Бытие и сознание. М.: Наука, 1957 — С. 319−337-
  185. С.Л. Основы общей психологии. — М.: Наука, 1946.-С. 132−160-
  186. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1973-С.239−260-
  187. Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников.—М.: Педагогика, 1981.-128 е.-к)т 184. Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренене П., Носсиснен Н.Х.
  188. И.Ф. Нравственное воспитание.- М.: Педагогика, 1977.— 144 е.-
  189. A. JI. Социально-психологические проблемы управления. -Л.: ЛГУ, 1975.-120 е.-
  190. Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- Самара, 1991 243 е.-
  191. . Философия предпринимательства. Пер. с англ. // Бизнес и менеджер.- M: Азимут центр, 1992. — С. 5 -22-
  192. A.C. Педагогические идеи и просветительская деятельность Ибрая Алтынсарына —Алма-Ата.- 1968.-С.32−37-
  193. Современные проблемы нравственного воспитания. Сб. статей / Отв. ред. В. Я. Яковлев и др.— Тамбов, Тамб. ГНИ, 1977.-132 е.-
  194. В.М. Социология нравственного развития личности,— М.: Политиздат, 1986 240 е.-
  195. П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: Знание, 1999 — С 47−64-
  196. Т. Теория нравственных чувств — М.: Мир, 1971 169 е.-
  197. В.М. Социология нравственного развития личности.— М.: Политиздат, 1986 240 е.-
  198. Е. Нравственные представления младших подростков // Воспитание школьников 2000 — № 1.- С. 10−11-
  199. B.C. Духовные основы жизни.-Брюссель, 1982 С.21-
  200. А.И., Чекмарев В. В. Основы педагогического мониторинга — Кострома: Изд-во Кост. ГПУ, 1996 85с-
  201. В.А. Верь в человека.-М.: Наука, 1960.-С. 12−23-
  202. В.А. Методика воспитания коллектива— М.: просвещение, 1981.-С. 175-
  203. В.А. Родительская педагогика. Новосибирск, 1985 — С. 60−63-
  204. Т. Абай Кунанбаев о воспитании молодежи Алма-Ата.— 1954.- 257с.-
  205. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984 — С.78−89-
  206. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции (12 февраля 1999 г.).-Казань, ТИСБИ, 2000.-256 е.-
  207. Ф. Менеджмент. Пер. с англ. Контроллинг, 1998. — 137 е.-
  208. Т.Г. Использование прогрессивных традиций народной педагогики в воспитании гуманности у младших школьников: Диссерт. канд. пед. наук/ Науч. рук. Г. Н. Волков М., 1982 — 175 е.-
  209. Л.Н. Собр. соч.: В 22 т.-М.: 1985.- Т.22 С.270−279-
  210. Н.М. Нравственное воспитание и развитие младших школьников в процессе обучения Воронеж, ВГУ, 1975 — 112 с.-
  211. Управляемое формирование психических процессов (Под ред. П.Я. Гальперина).- М.: Прогресс, 1977- С.63−71-
  212. Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки — Алма-Ата. 1999 — С.17−33-
  213. К.Д. О нравственном элементе в воспитании // Собр. Соч. 11 т., М., АПН, 1948.- Т.2.- С.426−439-
  214. А. Общ ее и промышленное управление М.: Контроллинг, 1998.-С. 207с.-
  215. Р. Энциклопедия управления в 5-ти т.т. Пер. с англ.— М.: ВИПК «Энерго», 1992.-Т. 1.- 168 е.-
  216. Фельд штейн Д. И. Психология становления личности- М.: Международная педагогическая академия, 1994- 192 е.-
  217. Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте.-М.: Педагогика, 1972.-С. 31−47-
  218. A.B. Управленческая работа с кадрами: психологический аспект. —М.: Экономика. 1990. 167 е.-
  219. A.M. Воспитание нравственных качеств учащихся в процессе преподавания математики в восьмилетней школе: Диссерт. канд. пед. наук / Науч. рук. В. Болгарский — Казань, 1971- 264 е.-
  220. Формирование нравственных отношений в учебной и внеклассной работе младших школьников: Межвуз. Сб. науч. тр. / Отв. ред. Ю.П. Сокольников-М.: МГПИ, 1984.- 131 е.-
  221. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.-С.27−42-
  222. С.Л. Крушение кумиров И Мир философии — М., 1991.-С.73−82-
  223. Фр. Воспитание человека // Хрестоматия по истории педагогики: В 4 т. Т. 2 4.1. М.: 1940.- С. 355−356-
  224. Фрейд 3. Я и Оно.-М.: Мир, 1925.- С. 17−23-
  225. Л.М. Философия воспитания человека будущего: Материалы для классных часов// Классный руководитель — 2001.- № 1.— С. 104−111- № 2.-С. 59−77- № 3.-С. 92−102- № 6.- С. 81−101- № 7.- С. 91−105-
  226. В.К. Кафедральная форма управления учебно-воспитательным процессом в гимназии: Диссерт. канд. пед. наук. / КГПУ- Науч. рук. З. Г. Нигматов Казань, 1997 — 209 е.-
  227. Я.И. Нравственное воспитание в татарской народной педагогике // Вопросы нравственного воспитания учащихся.- Казань — 1967- С.21−39-
  228. Дж. Управление качеством в американских корпорациях. Сокр. пер. с англ.- М.: Экономика, 1990.-272с.-
  229. Т.Б. Управление развитием школы на основе: планирование и прогнозирование Казань, ИПКРО РТ, 1997- 45 е.-
  230. И.Ф. Нравственное воспитание: Пособие для классных руководителей-М.: Просвещение, 1983- 160 е.-
  231. И.Ф. Педагогика: Учебник -5-е изд. перераб. и доп.— Минск: Ушверсггэцкае, 1998.-560 е.-
  232. Ч.Х. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в воспитательном пространстве городской микросреды: Диссерт. канд. пед. наук / КГПУ- Науч. рук. А.Н. Хузиахметов- Казань, 2003.- 226 е.-
  233. М.К. Нравственное воспитание учащихся (Методическое пособие).-Ташкент, 1983.-257 е.-
  234. А.Н. Воспитание личности школьника: Учебно-методическое пособие.— Казань: Изд-во «Матбугат йорты».— 2002 224 е.-
  235. А.Н. Диалектика соотношения социализации и индивидуализации личности школьника в педагогической теории и практике Диссертация в виде научного доклада на соиск. уч. степени доктора пед. наук — Казань, 1997 — С. 37−69-
  236. А.Г. Нравственное воспитание детей младщего школьного возраста в семье средствами народной педагогики (на примере татарской семьи): Диссерт. канд. пед. наук / КГПУ- Науч. рук. Г. С. Закиров Казань, 1996.- 208 е.-
  237. C.B. Мониторинг качества школьного образования: Автореф. Дисс. канд. пед. наук.- Тюмень, Тюменский государственный университет, 2003.-26с.-
  238. Л.Г. Формирование нравственных взаимоотношений учащихся первых классов: Дис. канд. пед. наук — М., 1987 190 е.-
  239. Человеческий фактор. / Под ред. Г. Салвенди.— М.: «Мир», 1991.-С. 32−54-
  240. Л.А. Мониторинг учебной деятельности в инновационном образовательном учреждении как фактор рефлексивного управления. Автореф. канд. пед. наук / Вятск. пед. ун-т Киров, 2001.- 19 е.-
  241. В.Ф. Педагогический поиск.- М.: Просвещение, 1988.-С.194-
  242. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой.-М.: Просвещение, 1992 182 е.-
  243. В. М. Управленческая психология М.: Экономика, 1994.245 е.-
  244. В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М.: МГУ, 1993- 116 с.-
  245. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководство и педагогический коллектив- М.: Просвещение, 1990. — С.225-
  246. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе — М.: Российское педагогическое агенство, 1998 — 354 е.-
  247. И. А. Идеи нравственного воспитания в адыгейском народном творчестве.- Ростов-на-Дону, 1977 — 79 е.-
  248. X., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение? / Пер. с немецкого, 1986 138 е.-
  249. Н. Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: Автореф. дисс. д-ра пед.наук.- М., 1988.- 38 е.-
  250. Н. Е., Литюков В. Ю., Савченко А. П., Осипов Е. А. Новые технологии воспитательного процесса — М.: Прометей, 1993- 111 е.-
  251. А. А., Назмутдинов В. Я., Митрофанов А. Е. Инновационные технологии обучения и воспитания / Под общей редакцией А. Н. Хузиахметова.- Казань: РИЦ «Школа», 2003- 300 е.-
  252. Т.П. Педагогические основы нравственно-экологического воспитания младших школьников: Автореф. дисс. д-ра пед. наук.- М., 1995.- 34 с.-
  253. B.C. Нравственное воспитание молодежи. Советы наставнику-М.: Профиздат, 1974−96с.-
  254. М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания.— М.: Просвещение 1986.-С.23−34-
  255. И. Э. Гуманистические и демократические тенденции перестройки учебно-воспитательной работы в школах Татарии в 20-е годы: Диссерт. канд. пед. наук / КГПИ- Науч. рук. Я. И. Ханбиков.- 1Сазань, 1990.- 200с.-
  256. Я. С. Проблемы нравственности М.: 1999.-С.64−71-
  257. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляр"ов- редкол.: А. А. Баев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заворзин и др. 2-е изд., исправл.— М.: Сов. Энциклопедия, 1989.-С.375-
  258. Большой словарь иностранных слов: М.: ЮНВЕС, 1998 784 е.-
  259. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред.- И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. Т.2, М., Советская энциклопедия, 1965 Т.2.- с.864-
  260. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова.- 5-е изд— М.: Политиздат, 1986.-С.292−293-
  261. Allahwerdi Н. and Vaaskelainen L. Apporiaches to Human Rigts Teaching.-finish National Commission for UNESCO. 1989, № 47.- 97 p.-
  262. Clausen J.A. The life course of individuals. In M. W. Reley, M. Johnson &A.Foner (Eds.) < Aging in society: The sociology of age stratification (X^ol 3.) New York: Rassel Sage, 1972.- P. l 12−134 —
  263. Connel W. F. History of Educationin the 20 th Century World. -Canberra: Cyrriculum Development Centre.1990 — P. 19−35-
  264. Ericson E.N. Childhood and society. New York: Norton, 1950 339p>-
  265. Gage Randy. How to bild a multi-level money machine: the science of network marketing / Randy Gage Miami Beach, Floria: GR& Di Pub, 1998 — P.130−178-
  266. Gould. R. Transformation: Growth and change in adult life. New York: Simon and Schaster, 1978.-177 p.-
  267. Mead G.H. Mind, self and society. From the standpoint of social behaviorist (C. W. Vorris, ed.) Chicago University Press, 1934. P. 94−137-
  268. Rogers C. Fredom to learn for 80 s. — Columbus Toronto — London — Sydney: Ch. Merril Publ. Company, 1997. -268 p.-
  269. Richmond W.K. The consept of Educational Technololoqy.-London.Weidenfild and Nicolson.1970-
  270. Shisov S. Monitoring quality in education. Management planning of education in Russia EU TACIS // Final reports and policy documents on quality control (higher) education. — Publisher Bureau CROSS, Frederiksborg County AF Forum 1997.- Vol. 23−27-
  271. Tarrow N. Human Rights Education: Alternative Conceptions.-California. 1990.-340 p.-
  272. Jones P.T. Creativ Learning in Perspectiv. 2-d.ed.Univ of London Press, Ztd, 1999.-168 p.
Заполнить форму текущей работой