Повышение эффективности противодымной защиты автостоянок закрытого типа с использованием струйных вентиляторов
Из анализа полей дальности видимости и температуры, полученных при моделировании горения одного автомобиля в помещении автостоянки, следует, что для эффективной работы системы противодымной защиты с использованием струйных вентиляторов требуется обеспечивать величину расходов удаляемых продуктов горения не менее 100 ООО м /ч, при этом суммарная площадь дымоприёмных отверстий вытяжных шахт должна… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОТИВОДЫМНОЙ ЗАЩИТЫ
- 1. 1. ПРОТИВОДЫМНАЯ ЗАЩИТА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
- 1. 2. ПРОТИВОДЫМНАЯ ЗАЩИТА АВТОСТОЯНОК ЗАКРЫТОГО ТИПА
- 1. 3. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЫМНОЙ ЗАЩИТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРУЙНЫХ ВЕНТИЛЯТОРОВ
- 1. 4. НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССОВ, СВЯЗАННЫХ С РАБОТОЙ ПРОТИВОДЫМНОЙ ЗАЩИТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРУЙНЫХ ВЕНТИЛЯТОРОВ
- 1. 5. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ТЕПЛОМАССООБМЕНА ПРИ ПОЖАРЕ В ПОМЕЩЕНИЯХ
- 1. 5. 1. ИНТЕГРАЛЬНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОЖАРА В ПОМЕЩЕНИИ
- 1. 5. 2. ЗОННАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОЖАРА В ПОМЕЩЕНИИ
- 1. 5. 3. ПО ЛЕВАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОЖАРА В ПОМЕЩЕНИИ
- 1. 5. 4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ТУРБУЛЕНТНОСТИ
- 1. 5. 5. МОДЕЛИ ГОРЕНИЯ
- 1. 5. 6. МОДЕЛИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЛАМЕНИ
- 1. 5. 7. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАДИАЦИОННОГО ПЕРЕНОСА
- 1. 5. 8. РАДИАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА
- 2. 1. ОСНОВНЫЕ УРАВНЕНИЯ СОХРАНЕНИЯ
- 2. 2. МОДЕЛИ ТУРБУЛЕНТНОСТИ
- 2. 3. МО ДЕЛИ ГОРЕНИЯ
- 2. 4. МОДЕ ЛЬ РАДИАЦИОННОГО ТЕПЛООБМЕНА
- 2. 5. УСЛОВИЯ ОДНОЗНАЧНОСТИ
- 2. 6. МЕТОД ЧИСЛЕННОГО РЕШЕНИЯ ОСНОВНОЙ СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ПОЖАРОВ
- 3. 1. ПРОВЕРКА АДЕКВАТНОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ОПИСАНИЯ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЫМНОЙ ЗАЩИТЫ АВТОСТОЯНОК ЗАКРЫТОГО ТИПА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРУЙНЫХ ВЕНТИЛЯТОРОВ
- 3. 2. ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭФФЕКТИВНУЮ РАБОТУ СИСТЕМЫ ДЫМОУДАЛЕНИЯ ИЗ АВТОСТОЯНКИ ЗАКРЫТОГО ТИПА ПРИ ПОМОЩИ СТРУЙНЫХ ВЕНТИЛЯТОРОВ
- 3. 2. 1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ПАРАМЕТРОВ СТРУЙНЫХ ВЕНТИЛЯТОРОВ И СХЕМ ИХ РАЦИОНАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ В ПОМЕЩЕНИЯХ АВТОСТОЯНОК ЗАКРЫТОГО ТИПА
- 3. 2. 2. ОБОСНОВАНИЕ РАСХОДА УДАЛЯЕМЫХ ПРОДУКТОВ ГОРЕНИЯ, ПЛОЩАДИ И КОЛИЧЕСТВА ДЫМОПРИЁМНЫХ УСТРОЙСТВ
- 3. 2. 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛЕННЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ РАБОТЫ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЫМНОЙ ЗАЩИТЫ АВТОСТОЯНОК ЗАКРЫТОГО ТИПА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРУЙНЫХ ВЕНТИЛЯТОРОВ
- 3. 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЫМНОЙ ЗАЩИТЫ И СИСТЕМЫ ПРОТИВО ДЫМНОЙ ЗАЩИТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРУЙНЫХ ВЕНТИЛЯТОРОВ
- 4. 1. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЕКТНЫХ ПАРАМЕТРОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЭФФЕКТИВНУЮ РАБОТУ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЫМНОЙ ЗАЩИТЫ АВТОСТОЯНОК ЗАКРЫТОГО ТИПА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРУЙНЫХ ВЕНТИЛЯТОРОВ
- 4. 1. 1. ОЦЕНКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ ПОЖАРА ПРИ РАБОТЕ ПРОТИВОДЫМНОЙ ЗАЩИТЫ АВТОСТОЯНОК ЗАКРЫТОГО ТИПА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРУЙНЫХ ВЕНТИЛЯТОРОВ
- 4. 1. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРОТИВ О ДЫМНОЙ ЗАЩИТЫ АВТОСТОЯНОК ЗАКРЫТОГО ТИПА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРУЙНЫХ ВЕНТИЛЯТОРОВ
- 4. 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СТРУЙНЫХ ВЕНТИЛЯТОРОВ ДЛЯ ПРОТИВОДЫМНОЙ ЗАЩИТЫ АВТОСТОЯНОК ЗАКРЫТОГО ТИПА
Повышение эффективности противодымной защиты автостоянок закрытого типа с использованием струйных вентиляторов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы:
Автостоянки закрытого типа (подземные автостоянки, а также надземные автостоянки закрытого типа) в настоящее время становятся неотъемлемой составной частью инфраструктуры крупных городов России. Нормативными документами, действующими в Российской Федерации, требуется устройство систем дымоудаления при пожаре из объема автостоянки.
Зона действия дымоприемных отверстий в воздуховодах ограничена, вследствие чего в проектах систем дымоудаления необходимо предусматривать развитую в пределах этажа автостоянки сеть воздуховодов большого сечения. Наличие воздуховодов заставляет увеличивать высоту помещений автостоянки, что приводит к удорожанию строительства. Факторами, также вызывающими удорожание строительства, являются мероприятия, обеспечивающие нераспространение пожара и продуктов горения из помещения автостоянки в другие помещения по системам воздуховодов общеобменной и противодымной вентиляции (установка огнезадерживающих клапанов и обеспечение нормативных пределов огнестойкости). Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации является использование струйных вентиляторов.
Сегодня в России применение струйных вентиляторов сдерживается рядом причин нормативного и методологического характера. К причинам нормативного характера следует отнести принятые в стране методы обеспечения незадымляемости помещений. Вторая причина связана с сертификацией оборудования, применяемого в системах противодымной защиты.
В зарубежной и отечественной нормативной литературе и в доступных литературных источниках отсутствуют научно обоснованные требования к проектным параметрам струйных вентиляторов и рациональному их размещению в помещениях автостоянок закрытого типа, обеспечивающие эффективную работу струйной противодымной вентиляции. Это свидетельствует о недостаточной изученности вопроса применения подобных систем дымоудаления и приводит к трудностям при проектировании и оценке правильности и эффективности работы подобных систем.
Поэтому представляется актуальным проведение исследования работы системы дымоудаления с использованием струйных вентиляторов с целью внедрения в автостоянках закрытого типа, как возможного варианта устранения недостатков классических систем дымоудаления из автостоянок.
Цель работы: повышение эффективности противо дымной защиты с использованием струйных вентиляторов путем оптимизации проектных параметров и схем рационального размещения струйных вентиляторов в помещениях автостоянок закрытого типа.
Указанная цель предполагает следующие задачи исследования:
1. Адаптировать математические модели для описания работы системы противодымной защиты с использованием струйных вентиляторов в помещении закрытой автостоянки с учетом очага горения.
2. Провести расчеты по исследованию работы систем струйной и традиционной противодымной вентиляции в помещении закрытой автостоянки при пожаре.
3. Определить минимальные значения проектных параметров струйных вентиляторов и схемы их рационального размещения, обеспечивающие эффективную работу системы дымоудаления с использованием струйных вентиляторов.
4. По данным проведенных численных экспериментов определить расчетные зависимости задымленности и изменения площади зоны повышенной температуры в помещении автостоянки закрытого типа при работе системы дымоудаления с использованием струйных вентиляторов.
5. На основе полученных результатов исследования разработать рекомендации по использованию струйных вентиляторов для целей противодымной защиты подземных и надземных закрытого типа автостоянок.
Основная идея работы состояла в исследовании на основе математического моделирования влияния различных факторов на эффективность работы системы дымоудаления с использованием струйных вентиляторов при пожаре и определении минимальных значений проектных параметров струйных вентиляторов и схем рационального их размещения в помещениях автостоянок закрытого типа.
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что: установлена зависимость скорости струй на выбросных патрубках струйных вентиляторов от площади патрубков, соответствующая критерию эффективности работы струйной противодымной вентиляции;
— на основании численных экспериментов получены зависимости, характеризующие количественную оценку задымленности и изменения площади зоны повышенной температуры в помещении автостоянки в зависимости от проектных параметров струйных и вытяжных вентиляторов и геометрических параметров автостоянки.
Достоверность полученных результатов подтверждается применением апробированного на решении задач подобного класса программных комплексов SOFIE и FDSудовлетворительным согласованием результатов моделирования с результатами натурных экспериментов других авторов.
Объект исследования: эффективность противодымной защиты автостоянок закрытого типа с использованием струйных вентиляторов.
Предметом исследования является проектные параметры и схемы рационального размещения струйных вентиляторов в помещениях автостоянок закрытого типа.
Практическая значимость:
1) предложен критерий эффективности работы струйной противодымной вентиляции автостоянок закрытого типа;
2) полученные результаты исследований могут использоваться непосредственно в нормативно-технических подразделениях и проектных организациях при подготовке нормативных документов по пожарной безопасности по проектированию, строительству и эксплуатации, проектной и рабочей документации реальных объектов;
3) разработка проектов систем струйной противодымной вентиляции на основе полученных в работе результатов и дальнейшее применение таких систем в автостоянках закрытого типа позволит уменьшить затраты на строительство вследствие уменьшения высоты этажа автостоянки или увеличить полезное пространство подобных объектов за счёт отсутствия воздуховодов большого сечения систем дымоудаления.
Реализация результатов работы: результаты работы использованы при разработке рекомендаций Р НП «АВОК» 5.5.1−2010 «Расчет параметров систем противодымной защиты жилых и общественных зданий», при разработке проекта системы противодымной защиты подземной автостоянки комплекса Россия Московского международного делового центра Москва-Сити и используются в учебном процессе в Академии ГПС МЧС России.
Апробация и реализация результатов работы: Основные результаты работы докладывались и обсуждались на:
— Международной конференции — рабочей встрече экспертов России и НАТО «Стойкость городских сооружений к комбинированным опасным воздействиям: уроки 11 сентября и научные задачи на будущее». — Москва, 2007 г;
XII Европейском АВОК — ЕШ симпозиуме «Современное энергоэффективное оборудование для теплоснабжения и климатизации зданий». — Москва, 2008 г;
— Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы пожарной безопасности». — Москва, 2008 гXXVI конференции «Москва: проблемы и пути повышения энергоэффективности». — Москва, 2009 г;
— Международной конференции «Наука и образование: архитектура, градостроительство и строительство». — Волгоград, 2010 гXXVII конференции «Москва: проблемы и пути повышения энергоэффективности». — Москва, 2010 г.
Положения, выносимые на защиту: адаптированные и апробированные на основании сравнения с экспериментальными данными математические модели для описания работы противодымной вентиляции автостоянки закрытого типа с использованием струйных вентилятороврезультаты численного моделирования работы противодымной вентиляции с использованием струйных вентиляторов в помещении автостоянки закрытого типанаучно-обоснованные требования, предъявляемые к проектным параметрам струйных вентиляторов и схемам рационального их размещения в помещениях автостоянок закрытого типа.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.
1. Адаптированы и апробированы на основании сравнения с экспериментальными данными математические модели для описания работы противодымной вентиляции в помещениях автостоянок закрытого типа. Данные математические модели могут использоваться для проведения дальнейших исследований и при выборе рационального варианта противодымной защиты конкретных объектов.
2. По результатам исследования установлены факторы, оказывающие доминирующее влияние на эффективность работы системы противодымной защиты с использованием струйных вентиляторов в помещении автостоянки закрытого типа: расстояние между последовательно и параллельно расположенными вентиляторамивысота установки вентиляторовскорость струй, выходящих из выбросных патрубков струйных вентиляторов в зависимости от площади патрубковрасход удаляемых продуктов горениясуммарная площадь дымоприёмных устройствпоперечно-расположенные балки перекрытия, перемещаемому потоку дымовых газов.
3. Из анализа полей дальности видимости и температуры, полученных при моделировании горения одного автомобиля в помещении автостоянки, следует, что для эффективной работы системы противодымной защиты с использованием струйных вентиляторов требуется обеспечивать величину расходов удаляемых продуктов горения не менее 100 ООО м /ч, при этом суммарная площадь дымоприёмных отверстий вытяжных шахт должна составлять 10−12 м2. Для того чтобы уменьшить суммарную площадь дымоприёмных отверстий до 2−3 м, необходимо увеличить расход удаляемых.
— J продуктов горения до 150 ООО м /ч.
4. Сравнительный анализ результатов моделирования работы традиционной системы противодымной защиты и системы противодымной защиты с использованием струйных вентиляторов показал, что на начальном интервале времени (300 с) в случае применения традиционной системы противодымной вентиляции задымление и наступление повышенной температуры в помещении закрытой автостоянки происходит в меньшей степени по отношению к варианту применения системы противодымной защиты с использованием струйных вентиляторов. Однако на более поздних этапах времени (900 с) при использовании традиционной противодымной вентиляции задымление отмечается на большей части помещения автостоянки, а при использовании системы противодымной защиты с использованием струйных вентиляторов зона задымления и повышенной температуры не увеличивается и сохраняется как на начальном интервале времени.
5. На основе проведенных исследований сделан вывод о возможности применения струйных систем противодымной вентиляции для противодымной защиты автостоянок закрытого типа.
6. Сформулированы рекомендации по применению струйных вентиляторов для противодымной защиты автостоянок закрытого типа.
Список литературы
- Батчер Е., Парнэлл А. Опасность дыма и дымозащита. М.: Стройиздат, 1983. 153 с.
- Сон Э. Г., Макаров Е. Г. Анализ пожаров с гибелью людей // Вопросы экономики в пожарной охране: сб.тр. М., 1977. Вып. № 6. С. 77—91.
- Волохов В. В. Методология статистического исследования эффективности противопожарных мероприятий: авт. канд. дисс. М.: Московский Экономико-статистический институт, 1989. 22 с.
- Волохов В. В. Динамика показателей комплексной оценки уровня пожарной опасности жилых зданий городского обобществленного квартирного фонда СССР // Доклад на Всесоюзной конференции по пожарной безопасности жилых зданий и гостиниц. Оренбург, 1990.
- Yonson P. F. Fire detection in computer faulities // Fire Technology. 1986. Vol. 22-N1. P. 14−32.
- Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: федер. закон № 123-ФЭ от 22. июля 2008 г.
- СП 7.13 130.2009. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования.
- СП 4.13 130.2009. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям.
- Стецовский М. П. Исследование теплогазообмена на этаже пожара и определение некоторых параметров для расчета вентиляционных систем противодымной защиты жилых зданий: канд. диссертация. М.: МИСИ, 1978. 198 с.
- Circular du 7 juin 1974 relative an desenfumage dans les immenbles de grande hautern // Journal officiai du 31 juillet 1974. P. 132−138.
- Establissment resevant du public. Nouvelles regles de calcul des installations de desenfumage // Rev. gen. secur. 1982. N 14. P. 23−28.
- Girand A. Les Fummees d’incendie // Secur. civ. et ind. 1983. N 335. P. l 1−12.
- Le desenfumage mecanicue // Chauff.-vent.-cond: 1981. N 5. P. 5−8.
- Butcher E. G., Parnell A. C. Smoke control in fire safety design. London: E.&F. N. Spon, 1979. 178 p.
- Butcher E. G. Pressurisation: taking stock// Fire Surv. 1983. N 3. P. 25−29.
- Parry L. A. Fighting a winning war against smoke // Timber Trades J. and Wood Process. 1983. N 5571. P. 22−23.
- Pressurization as a means of smoke control // Fire Prev. 1982. N 155. P. 26.
- Schmidt W. Stainwell and elevator shaft pressurization // Fire Safety J. 1984. 7. N l.P. 115−116.
- Клоте Д. Г., Фотергил Д. В. Проектирование систем противодымной защиты зданий. Перевод М531. М.: ЦОО НТИ/ВН. 1986. 292 с.
- Miller G. R. Bulding codes and smoke control // Fire Safety J. 1984 7 N 1 P. 99−106.
- Vidakowic M. Kontrola dima pomocu varduha pod pritiskom // Klimat., grejan., hlad. 1980. 9. N2. P. 33−39.
- Haltio K. Savunpoistosta ja sen merkityksesta // Palontorjuntatekniika. 1982. 12. N 2. P. 42−45.
- Heller G. Sichere Flucht und Rettungwege im Brandfall durch Brandgasventilatoren // Temp. Techn. 1982. 20. N 5. 19.
- Schmidt W. A. Smoke control system testing // Heat. / Pip. / Air Condit. 1982. 54. N4. 77. 81.
- Ерофеев А. Н., Савощик А. Н., Стецовский М. П. О результатах обследования систем противодымной защиты зданий повышенной этажности // Безопасность людей при пожарах: сб. науч. тр. М.: ВНИИПО, 1981. С. 106−111.
- Валеев Г. H., Ильминский И. И., Смирнов С. П. Устройство дымозащиты здания повышенной этажности. A.c. СССР № 1 465 681.
- Ильминский И. И., Смирнов С. П. Выбор параметров для определения эффективности систем противодымной защиты зданий // Пожарная профилактика: сб. науч. тр. М.: ВНИИПО, 1983.
- Смирнов С. П. Влияние параметров атмосферы на функционирование систем противодымной защиты зданий // Труды ГГО им. А. Е. Военкова. JI.: Гидрометеоиздат, 1987.
- Кулев Д. X. Результаты заслуживают внимания // Пожарное дело. 1987. № 2. С. 20.
- Кулев Д. X., Млынский В. М. Морфологические свойства дисперсной фазы дыма при горении полимерных материалов // Безопасность людей при пожарах: сб. науч. тр. М.: ВНИИПО, 1984.
- Стерман JI. С., Тевлин С. А., Шарков А. Т. Тепловые и атомные электростанции. М.: Энергоиздат, 1982. 456 с.
- Фукс Н. А. Механика аэрозолей. М.: Изд. АН СССР, 1955. 352 с.
- Whytlow-Gray R., Paterson. Smoke. A study of aerial dispers systems. London: Edward Arnold & Co. 1932. 177 p.
- Патент 51−7335. Япония, опубл. 6.03.76, МКИ ВОЗС 3/00.
- Медников Е. П. Акустическая коагуляция и осаждение аэрозолей. М.: АН СССР. 1963.
- Boucher R. М. G. Acoustic energy in foy dispersal techniques // Ultrasonic News. 1960. 4. N 1. P. 11−19.
- Девлишев П. П. Исследование акустического осаждения дыма // Огнестойкость строительных конструкций и обеспечение пожарной безопасности людей и материальных ценностей: сб. науч. тр. М.: ВНИИПО, 1989. С. 123−128.
- Исследование пожарной опасности подземных объектов и разработка рекомендаций по их противодымной защите // Отчет ПТС УПО ГУВД Мосгорисполкома по теме № 61−77, Лассовский Э. А. М. 1977. 33 с.
- Ineichen A. Brand in einer unterirdishen Einstellhalle (Tufgarage) vom 28 June 1979. Schwiez. Fenerwehr. Ztd. 1980. 106. N2.
- Six die in Japanese tunnel disaster // Fire Int. 1979. 6. N 66.
- Есин В. М. Исследование распространения продуктов горения по многоэтажным зданиям и сооружениям и противодымная защита: дис. док. техн. наук / ВИПТШ МВД СССР. М.: ВИПТШ МВД СССР. 1991.
- СНиП П-93−74. Предприятия по обслуживанию автомобилей.
- Давидович Л. Н. Проектирование предприятий автомобильного транспорта. М.: Транспорт, 1975. 175 с.
- Разработка рекомендаций по проектированию автоматических установок пожаротушения для высотных механизированных складов универсального назначения высотой до 13 м // Отчет ВНИИПО по теме П. 31.Н.001.81 / Тубашов Л. К. М.: 1982. 129 с.
- Rogers S. P., Yong R. A. The protection of High-racked storages by commercial zoned sprinkler system / Departament of Envirounment Fire Research Station ofthe Bulding Research Establishment // Fire Research Note. April 1977. N 1068.23 p.
- Jetfoil & Large JM Aerofoil Fans For Tunnel Ventilation Электронный ресурс. / Woods Air Movement Limited. [England]: Woods Air Movement, 1999. (Publication No: JM / JET1). URL: http://www.flaktwoods.com.
- Jet Trust System the solution to car park ventilation Электронный ресурс. / FlaktWoods. Colchester: FlaktWoods, 2006. URL: http://www.flaktwoods.com.
- Flakt Woods Ltd. Technical data sheet. Car Park Jet Thrust Fan. Электронный ресурс. / FlaktWoods. Colchester: FlaktWoods, 2007. URL: http://www.flaktwoods.com.
- Wild J. A., Critchlow R. Fans in fire safety. Fume and smoke control in enclosed car parks. Электронный ресурс. / FlaktWoods, Fire Engineering Associates. [England?]: Fire Engineering Associates, [2005?]. URL: http://www.smoke-control.co.uk.
- В. B. Daley. Woods Practical Guide to Fan Engineering // Flakt Woods Ltd. Colchester, 1978. 3rd edition.
- Термогазодинамика пожаров в помещениях / В. М. Астапенко, Ю. А. Кошмаров, И. С. Молчадский, А. Н. Шевляков. М.: Стройиздат, 1986. 370 с.
- Кошмаров Ю. А. Прогнозирование опасных факторов пожара в помещении : учеб. пособие. М.: Академия ГПС МВД России, 2000.
- Абрамович Г. Н. Теория турбулентных струй. М.: Физматгиз, 1960. 716 с.
- Шандоров Г. С. Истечение из канала в неподвижную и движущуюся среду. ЖТФ. 1957. Т. XXVII. Вып. 1.
- Иванов Ю. В. Уравнения траектории струй острого дутья. Советское котлотурбостроение. 1952. № 8.
- Батурин В. В., Шепелев И. А. Воздушные завесы. Отопление и вентиляция. 1936. № 5.
- Шлихтинг Г. Теория пограничного слоя. М.: Наука, 1974. 540 с.
- Лыков А. В. Тепломассообмен: справочник. М.: Энергия, 1978. 480 с.
- Сполдинг Д. Б. Конвективный массоперенос. М.: Энергия, 1965.
- Хинце И. О. Турбулентность / пер с англ. под ред. Г. Н. Абрамовича. М.: Физматгиз, 1963. 680 с.
- Stone Н. L. Iterative Solution of Implicit Approximations of Multidimensional Partial Differencial Equations // SIAM J. Numer. Anal. September 1968. Vol 5. No 3. P. 530−558.
- Baum H. R., McGrattan К. В., Rehm R. G. Three dimensional simulations of fire plume dynamics // Proc. of V Int. Symp. on Fire Safety Science. 1997. P. 511−522.
- Baum H. R, Rehm R. G. and Mullholand G. W. Prediction of heat and smoke movement in enclosure fires // Fire Safety J. 1983. N. 6. P. 193−201.
- Применение полевого метода математического моделирования в помещениях: метод, рекомендации. М.: ВНИИПО, 2003. 35 с.
- Лойцянский Л. Г. Механика жидкости и газа. М.: Наука, 1987. 840 с.
- J. Smagorinsky. General Circulation Experiments with the Primitive Equations. / The Basic Experiment. Monthly Weather Review, 91(3):99. March 1963. № 164.
- Юрокина Ю. В. Метод крупномасштабной турбулентности по модели Смагоринского : матем. моделирование. 1999. Том 11. № 4. С. 83−99.
- Бэтчелор Дж. Теория однородной турбулентности. М., 1955 .
- Хитрин Л. Н. Физика горения и взрыва. М.: МГУ, 1957. 452 с.
- Рыжов А. М. Дифференциальный (полевой, CFD) метод моделирования пожаров: моделирование пожаров и взрывов. / под ред. Н. Н. Брушлинского и А. Я. Корольченко. М.: Пожнаука, 2000. С. 25−88.
- V. Raman, Н. Pitsch and R. О. Fox. Hybrid large-eddy simulation / Lagrangian filtered-density-function approach for simulating turbulent combustion // Combustion and Flame, 2005. № 143. P. 56−78.
- Spalding D. В. Mixing and chemical reaction in steady-state confined turbulent flames // 13th Simp. (Int.) Combust. Pittsburg, PA: The Combust. Institute. P. 649−657.
- Peters N. Laminar flamelet concept in turbulent combustion //21th Symp. (Int.) Combust Pittsburgh, PA: The Combustion Institute. 1986. P 1231−1250.
- Tuovinen H. Modelling of laminar diffusion flames in vitiated environment // Proc. of IV Int. Symp. on Fire Safety Science. 1994. P. 113−124.
- Rubini P., Evans A., Bressloff N., SOFIE, Simulation of Fire in Enclosures: user guide. Cranfield University, 2006.
- Адрианов В. H. Основы радиационного и сложного теплообмена. М.: Энергия, 1972. 462 с.
- Оцисик М. Н. Сложный теплообмен. М.: Мир, 1976. 616 с.
- Пузач С. В. Современные проблемы и перспективы развития математического моделирования тепломассообмена при пожаре в помещении : юбилейный сборник трудов Академии ГПС МЧС России. / под ред. Е. А. Мешалкина. М.: Академия ГПС МЧС России, 2003. С. 66−81.
- Кутателадзе С. С. Основы теории теплообмена. М.: Атомиздат, 1979. 416 с.
- Patankar, S. V. and Spalding, D. В. (1973) A computer model for three-dimensional flow in furnaces // 14th Symp. (Int.) Combust. Pittsburgh, PA: The Combustion Institute. P. 605−614.
- Lockwood F. C. and Shah N. G. A new radiation solution method for incorporation in general combustion prediction procedures // 18th Symp. (Int.) Combust. Pittsburgh, PA: The Combustion Institute, 1981. P. 1405−1414.
- Hottel H. C., Sarofim A. F. Radiative heat transfer. New York: McGraw-Hill, 1967.
- Frenklach M., Clary D. W., Gardiner W. C. and Stein S. E. Detailed kinetic modelling of soot formation in shock-tube pyrolysis of acetylene // Proc. 20th Symp. Combust. The Combustion Institute, 1985. P. 887.
- Khan I. M., Greeves G., Probert D. M. Air pollution control in transport engines //Inst. Mech. Eng., 1971. P.205.
- Naegeli D. W., Dodge L. G. and Moses C. A. Effects of flame temperature and fuel composition on soot formation in gas turbine combustors // Combust. Sci. Technol. 1983. № 35. P. 117.
- Теснер П. А. Образование сажи при горении // Физика горения и взрыва. 1979. № 2. С. 3—47.
- Tesner P. A., Snegirova Т. D. and Knorre Y. G. Kinetics of dispersed carbon formation // Combust. Flame. 1971. № 17. P. 253.
- Moss J. В., Stewart C. D. and Syed K. J. Flowfield modelling of soot formation at elevated pressure // Proc. 22nd Symp. Combust. The Combustion Institute. 1988. P. 413.
- Гилязетдинов JI. И. Кинетика и механизм образования углерода при термическом разложении углеводородов в газовой фазе // Химия твердого топлива. 1972. № 3. С. 103.
- Magnussen В. F. and Hjertager В. Н. On mathematical modelling of turbulent combustion with special emphasis on soot formation and combustion // 16th Symp. (Int.) Combust. Pittsburgh, PA: The Combustion Institute. 1976. P 719 729.
- Lockwood F. C. and Malalesekera W. M. G. Fire computation: the flashover phenomenon // 22th Symp. (Int.) Combust. Pittsburgh, PA: The Combustion Institute. 1988. P. 1319−1328.
- Truelove J. S. Mixed grey gas model for flame radiation // UK Atomic Energy Authority Report AERE HL 76/3448. 1976.
- Fairweather M., Jones W. P. and Lindstedt R. P. Predictions of radiative transfer from a turbulent reacting jet in a cross-wind // Combustion and Flame. 1992. N. 89. P.45−63.
- Syed K. J. Soot and radiation modelling in buoyant fires. Ph.D. Thesis, School of Mechanical Engineering, Cranfield Institute of Technology. 1990
- Grosshandler W. L. Radiative heat transfer in non-homogeneous gases: a simplified approach // Int. J. Heat Mass Transfer. 1980. N. 23. P. 1447−1459.
- Modak A. Т. Radiation from products of combustion I I Fire Res. 1978/79. № 1. P. 339−361.
- Woodburn P. J., Britter R. E. CFD Simulation of a Tunnel Fire-Part 1, Part 2 // Fire Safety J. 1996. Vol. 26. No.l. P.35−90.
- Luo M., Beck V. A study of non-flaschover and flaschover fire in a full-scale multi-room building // Fire Safety J. 1996. Vol. 26. No. 3. P.191−219.
- Ryzhov A. M. Numerical simulation of fires in compartments // Proceedings of the Russian Japanese seminar on combustion. The Russian section of the Combustion Institute. 1993. P. 85−86.
- Fusegi Т., Farour B. Numerical Study on interaction of turbulent convection and Radiation in compartment fires // Fire Sei. Techn. 1998. Vol. 8. N 1. P. 15−28.
- Патанкар С. Численные методы решения задач теплообмена и динамика жидкостей. М.: Энергоатомиздат, 1984. С. 150.
- Cox G. Combustion Fundamental of Fire. London: Academic Press, 1995. 4761. P
- Welch S., Rubini P., SOFIE, Simulation of Fire in Enclosures: u ser guide. Cranfield University, 1996.
- McGrattan К. В., Klein B. W., Hostikka S. and Floyd J. E. Fire Dynamics Simulator (Version 5), Technical Reference Guide: NIST Special Publication 1019−5. National Institute of Standards and Technology, Gaithersburg, Maryland. October 2007.
- Van Doormal J. P. and Riathby G. B. Enhancements of the SIMPLEC Method for Preducting Incompressible Fluid Flows. // Numer. Heat Transfer. 1984.Vol. 7. P. 147−163.
- Oerle N. J. van- A. D. Lemaire- P.H.E. van de Leur e R. van Beek. The effectiveness of thrust ventilation in closed car parks. Fire tests and simulation. Version 2.1. Delft: TNO, 1999.
- Wild J.A., Critchlow R. Fans in fire safety. Fume and smoke control in enclosed car parks. Электронный ресурс. / FlaktWoods, Fire Engineering Associates. [England?]: Fire Engineering Associates, [2005?]. URL: http://www.smoke-control.co.uk.
- Steinert C. Experimental investigation of burning and fire jumping behavior of automobiles. // VFDB. 2000. Vol. 49. P. 163−172.
- ГОСТ 12.1.004−91* ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.
- СП 2.13 130.2009. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты.
- National fire codes NFPA 92B Smoke management systems in malls, atria andlarge area, 2005.