Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические особенности социальной адаптации детей и подростков с различными формами аутистического мышления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены основные критерии, позволяющие выявить форму аутистического мышления и особенности его влияния на социальную адаптацию у психически здоровой личности, в психологической ситуации, при пограничном расстройстве, при эндогенном расстройстве. Данная система состоит из общих и часных критериев. Общие критерии социальной адаптации индивида: критичность (восприятие ситуации личностью… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ АУТИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ИНДИВИДА
    • 1. 1. Структура и содержание социальной и психологической адаптации и её основные детерминанты (факторы)
    • 1. 2. Психологический аутизм и социальное поведение у психически здоровой личности
    • 1. 3. Аутистическое мышление, социальная адаптация в структуре пограничных расстройств
    • 1. 4. Влияние аутистического мышления на социальную адаптацию в структуре психопатологических расстройств
  • ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методические основы процедуры исследования
    • 2. 2. Особенности психодиагностического интервью в детской практике. 2.3. Особенности проведения психодиагностического интервью у психически здоровой личности в детской и подростковой практике
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АУТИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ (НОЗОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИЧНОСТЬ, СВОЙСТВА И КРИТЕРИИ АУТИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ)
    • 3. 1. Влияние аутистического мышления на социальную адаптацию у психически здоровой личности в условиях психологической ситуации
    • 3. 2. Влияние аутистического мышления в форме психологической защиты, на социальную адаптацию личности в условиях эндогенного расстройства
    • 3. 3. Воздействие аутистического мышления в форме психологической защиты на социальную адаптацию личности в условиях пограничного расстройства
  • ГЛАВА 4. СИСТЕМА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
    • 4. 1. Методы психотерапии, направленной на улучшение социальной адаптации детей
    • 4. 2. Методы психотерапии, улучшающие социальную адаптацию подростков
    • 4. 3. Психотерапевтические техники, корректирующие микросоциальные условия семьи

Психологические особенности социальной адаптации детей и подростков с различными формами аутистического мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономическая нестабильность современного общества, жёсткие требования и ограничения в профессиональной деятельности, а также в микросоциальной среде оказывают негативное влияние на психическое здоровье личности и снижают её адаптационные возможности. Наиболее уязвимы и подвержены влияниям факторов различной этиологии (биологическим, социальным, психогенным) дети и подростки, не обладающие опытом, позволяющим гибко перестраиваться в связи с изменениями внешней среды. При любом психотравмирующем воздействии на личность происходит нарушение наиболее сложных форм социально детерминированного, адаптивного и относительно стабильного стереотипа реагирования человека. Невозможность преодолеть препятствие при достижении жизненно важных целей приводит к снижению адаптации или к полной дезадаптации личности. Социальная дезадаптация индивида в детском и подростковом возрасте может иметь скрытый латентный характер и проявляться в снижении успеваемости, асоциальном поведении, в страхах неопределённого характера, психосоматических, психопатологических расстройствах. Взрослый человек не полностью адаптировавшийся к социальным изменениям, может компенсировать данное состояние, опираясь на жизненный опыт. Адаптационный процесс и адаптационные задачи для формирующейся личности ребёнка, подростка являются сложными даже в благоприятных социальных условиях. При неблагоприятных изменениях в окружающей среде данный процесс перестаёт быть динамичным и эффективным.

Когнитивные процессы играют наиболее важную роль при формировании адаптационных навыков индивида. При психотравмирующем воздействии происходит нарушение гармоничного взаимодействия между аутистическим и реалистическим процессами мышления (Е. Блейлер). Аутистическое мышление, базирующееся на аффективных переживаниях личности, в условиях психотравмирующей ситуации доминирует над реалистическим и в большей степени воздействует на мотивационные процессы, модель поведения и социальную адаптацию индивида в целом. Форма и степень воздействия аутистического мышления зависит от силы патогенных, социогенных факторов, генетической предрасположенности и характерологических особенностей личности (П.В. Волков, К. Ясперс). Влияние аутистического мышления на социальную адаптацию личности может иметь различный характер и результат. Позитивную функцию аутистического мышления как психологической защиты отмечали в своих работах П. В. Волков, Р. У. Лейнг, К. Ясперс. Функция психологической защиты аутистического мышления у личности с эндогенным процессом была выявлена А. Кемпинским, явления аутистического мышления у психически здоровой личности были рассмотрены в работах П. В. Волкова и К. Ясперса.

Современная социально-экономическая ситуация в обществе является экзогенным фактором, проявляющим негативный аспект влияния различных форм аутистического мышления на личность в следующих вариантах:

1) на уровне сложных психологических ситуаций, с формированием тенденции избегающего поведения на фоне аутистических представлений — иллюзии, самообмана,.

2) на уровне пограничных расстройств (неврозов) с тенденцией ухода в болезнь от решения реальных проблем,.

3) на уровне эндогенного процесса с полным уходом от реальности в мир, созданный психотической формой аутизма.

Поэтому данная работа посвящается изучению влияния процессов мышления на формирование адаптирующих функций в различных условияхсформированных под влиянием факторов экзогенной этиологии, внутренними изменениями самого индивида, биологическими (соматическими), психическими, то есть факторами эндогенной этиологии. Особенно актуально и теоретически значимо углублённое исследование влияния аутистического мышления (видов, форм) на социальную адаптацию, так как данное направление и проблемы, связанные с ним являются мало изученными в области психологии и психиатрии. Исследования большинства авторов было посвящено психопатологической форме аутистического мышления и явлениям дезадаптации. Процесс развития и формирования функций аутистического мышления и его влияние на социальную адаптацию у психически здоровой личности с детства до взрослого периода является мало изученным, имеющиеся исследования, посвященные изучению данного вопроса, не систематизированы. Не очерчена грань между нормой, патологией, пограничным процессом. Теоретическая значимость проблемы влияния форм аутистического мышления на социальную адаптацию личности обусловлена также тем, что она является важной составной частью социально-психологической проблемы адаптации, как единого многоуровневого процесса и адаптивности как свойства личности. Проблема исследования значима в настоящее время, потому что без её решения невозможна разработка реабилитационных направлений в психологии. Таким образом, актуальность проблемы обусловлена: ростом психопатологических и пограничных расстройств и увеличения числа психотравмирующих ситуаций у детей и подростков, их родителей, недостаточностью исследования в социально-психологическом, клиническом, методологическом аспекте влияния форм аутистического мышления на социальную адаптацию личности в отечественной психологии, психиатрии. Актуальным является: исследование проблемы социальной адаптации личности под влиянием различных форм аутистического мышления, так как изменения адаптации учитываются при разработке системы реабилитационных мероприятийвыявление критериев, позволяющих разграничить формы аутистического мышления в норме, при патологических процессах, при пограничных расстройствахсоздание социально адаптирующей системы, включающей процессы психодиагностики и психотерапевтической реабилитации для детей и подростков с различными формами расстройств, для психически здоровых детей и подростков, находящихся в условиях психотравмирующей ситуации. Важным следствием и итогом работы является реабилитация и поддерживающая терапия, систематическое своевременное оказание помощи детям и подросткам, находящимся в сложных ситуациях, страдающих различными формами расстройств, разработка новых эффективных подходов для адаптации личности в социальной среде.

Цель исследования:

Изучение психологических особенностей социальной адаптации детей и подростков с различными формами аутистического мышления, форм и свойств аутистического мышления, его влияния на социальную и психологическую адаптацию личности, а также создание системы социально-реабилитационных мероприятий.

Объект исследования:

Дети и подростки с различными формами аутистического мышления, проявляющимися в условиях нормы, патологии, пограничных состояниях.

Предмет исследования:

Закономерность и особенности социальной адаптации личности под влиянием различных форм аутистического мышления в условиях психической нормы, пограничных состояниях, в условиях психопатологического процесса.

Гипотеза исследования:

Существуют формы аутистического мышления, специфичные для различных групп расстройств, психической нормы и пограничных состояний. Учёт данной специфики позволяет разработать систему эффективных социально-реабилитационных мероприятий.

Задачи исследования:

1) Определить нозологическую принадлежность форм аутистического мышления к различным видам психотических и не психотических расстройств. Выявить особенности проявления свойств и форм аутистического мышления у психически здоровой личности.

2) Систематизировать социально-психологические, психиатрические теории и концепции отечественных и зарубежных современных авторов в области исследования форм и свойств аутистического мышления и его влияния на социальную адаптацию личности.

3) Разработать систему критериев, позволяющих охарактеризовать основные формы аутистического мышления и особенности социальной адаптации индивида в условиях нормы, пограничных состояниях, патологии.

4) На основании изучения влияния аутистического мышления на социальную адаптацию индивида систематизировать психотерапевтические методы поддерживающей и реабилитационной терапии у детей и подростков с различными формами аутистического мышления.

5) Разработать социально адаптирующую систему, включающую методы психодиагностики и психотерапевтической реабилитации, разработать единую систему методов для работы с состояниями: норма, с пограничными расстройствами, с эндогенными расстройствами.

6) Составить и обосновать практические рекомендации по социальной и психотерапевтической коррекции и реабилитации детей и подростков с различными формами аутистического мышления.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов по социальнопсихологическим основам проблемы адаптации (Г.М Андреева, JI.C. Выготский, А. И. Донцов, Т. В. Залевский, A.B. Карпов, В. А. Мазилов, В. В. Новиков, М. С. Роговин, JI.H. Сошникова, Л. И. Уманский, Ж. Пиаже) — основные положения психологической теории личности о закономерностях её организации (А. Маслоу, К. Роджерс) — основные положения теории мышления (Ж. Пиаже, C.JI. Рубинштейн) — по проблеме аутистического мышления личности в области нормы и патологии (Е. Блейлер, П. В. Волков,.

A.B. Карпов, К. Г. Юнг, К. Ясперс).

В качестве методологической основы выступали также работы отечественных и зарубежных психологов, психиатров и психотерапевтов по проблеме социальной адаптации и реабилитации личности с различными формами аутистического мышления (Ю.А. Александровский, Е. Блейлер, П. В. Волков, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев, Е. С. Иванов, В. В. Ковалёв,.

B.Е. Каган, Э. Крепелин, Б. Д. Карвасарский, В. В. Козлов, Н. В. Клюева, К. С. Лебединская, Г. В. Логвинович, В. И. Лысый, В. А. Мазилов, В. Д. Менделевич, О. С. Никольская, В. Е. Рожнов, X. Ремшмидт, В .Я. Семке, A.M. Свядощ, A.C. Спиваковская, Г. Е. Сухарева, С. А. Трифонова, К. Гилберг, А. Кемпинский, Т. Питере, Д. Б. Эльконин, К. Ясперс).

Методы исследования:

В работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. В качестве метода сбора эмпирического материала представлены различные формы анализа клинических случаев из практики, подтверждающие и обосновывающие теоретические предпосылки, исследования отечественных и зарубежных авторов по проблемам аутистического мышления и связанных с ним изменений личности. Основным методом, использованным в работе, является психодиагностиченское интервью.

Положения выносимые на защиту:

1. Существует нозологическая специфичность форм аутистического мышления, что является значимым при изучении особенностей социальной адаптации личности.

2. Определены основные критерии, позволяющие выявить форму аутистического мышления и особенности его влияния на социальную адаптацию у психически здоровой личности, в психологической ситуации, при пограничном расстройстве, при эндогенном расстройстве. Данная система состоит из общих и часных критериев. Общие критерии социальной адаптации индивида: критичность (восприятие ситуации личностью), адекватность (модель социального поведения личности), коммуникативность (проявления навыков общения личности), психологическая адаптация (приспособленность личности). Частные критерии, характеризующие особенности аутистического синдрома: 1-й внутренний аспект аутистического синдрома (раскрывает форму и вид аутистического мышления), 2-й внешний аспект аутистического синдрома — поведенческий (раскрывает форму социального поведения индивида под влиянием аутистического мышления).

3. На основе выявленной в работе нозологической специфичности аутистического мышления, критериев и других результатов исследования возможна разработка эффективной системы социальной адаптации, включающей методы психотерапевтической реабилитации, что и было осуществлено в работе.

Эмпирическая база исследования.

Общую выборку исследования составили 390 человек. Исследования проводились в психологической лаборатории «Центр помощи детям» ГОУЯО при департаменте образования г. Ярославля. Экспериментальная группа определялась клиническим подходом в исследовании различных форм аутистического мышления у детей и подростков. Для исследований были выделены три экспериментальные группы с различным возрастным составом от 2 до 25 лет. Результаты исследований использованы при подготовке эмпирического материала работы.

Научная новизна работы состоит в том, что определена нозологическая специфичность аутистического мышления, охарактеризованы и подтверждены конкретными примерами формы и свойства аутистического мышления.

Впервые выявлены основные критерии позволяющие определить форму аутистического мышления и его влияние на социальную адаптацию индивида в норме, при патологическом процессе, в пограничном состоянии. На основе выявленной в работе нозологической специфичности аутистического мышления, критериев и других результатов впервые разработана эффективная система социальной адаптации, включающая методы диагностики и психотерапевтической реабилитации. Представлена комплексная модель диагностико-коррекционной работы, проводимой для улучшения социальной адаптации детей и подростков с различными формами аутистического мышления, и в ходе исследования установлена эффективность её применения.

Впервые определены критерии критической самооценки и адекватности, как составляющие социально-психологической адаптации индивида (СПАИ), позволяющие определить степень выраженности аутистического мышления в норме, пограничном состоянии, в патологии.

Теоретическая значимость определяется следующими основными результатами исследования:

1. Сформулирована и рассмотрена нозологическая специфичность форм аутистического мышления по отношению к основным видам психических расстройств, что является актуальным при формировании предварительного прогноза социальной реабилитации личности и вносит вклад в разработку общей социально-психологической проблемы адаптации.

2. Выявлены основные критерии, позволяющие определить форму аутистического мышления и особенности социальной адаптации психически здоровой личности и при различных видах нервно-психических расстройств, что имеет значение при дифференциальной диагностике состояний нормы и патологии.

3. Выделены и рассмотрены формы и свойства аутистического мышления, как фактора внутреннего влияния на социальную адаптацию личности в условиях нормы, патологии, пограничных состояниях, что имеет значение при решении адаптационных задач и повышении адаптационных навыков индивида.

4. Для изучения влияния различных форм аутистического мышления на социальную адаптацию личности был разработан и реализован комплексный подход, предполагающий системное исследование причин проявления и особенности течения различных вариантов социальной адаптации в условиях нормы, пограничных состояниях, патологии. Данный подход многогранен, так как учитывает совокупное влияние факторов различной природы (внешних, внутренних, социогенных, психогенных) на адаптацию личности. Формируется целостная картина внешних и внутренних воздействий на индивида, которая позволяет выяснить глубину нарушения адаптивных способностей.

5. Определено влияние условий микросоциальной среды на формирование аутистического мышления и социальную адаптацию личности. Установлена взаимосвязь между характером их воздействия и особенностями адаптации.

Практическая значимость исследования.

1. Разработана социально адаптирующая система, состоящая из методов психодиагностики и психотерапевтической реабилитации, которая зарекомендовала себя эффективной в практической деятельности психологов, психотерапевтов, при применении с учётом критериев, форм и свойств аутистического мышления в расстройствах психотического, непсихотического регистра и сложных психологических ситуациях у детей и подростков.

2. Своевременное оказание помощи психически здоровому ребёнку и подростку в сложной психотравмирующей ситуации, психологической поддержки, психотерапевтической коррекции с использованием системы разработанных методов позволяет создать гармоничный процесс социальной адаптации личности в обществе и предотвратить формирование пограничного нервно-психического заболевания.

3. Результаты исследования имеют практическое значение при решении проблем, связанных с социальной реабилитацией детей и подростков с нервно-психическими расстройствами. Данные исследования о влиянии форм аутистического мышления на социальную адаптацию личности применяются при формировании индивидуального подхода и системном подборе необходимых методов и техник для развития и поддержания адаптивных навыков личности. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности практических психологов детских садов, школ, поликлиник, психотерапевтов, а также в подготовке и повышении квалификации психологов и психотерапевтов.

Апробация работы.

Основные положения и результаты исследования изложены в пяти авторских публикациях, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры. Материалы исследований широко применяются в работе «Центра помощи детям» (ГОУЯО) при департаменте образования Ярославской области, были включены в лекции и практические занятия учебного курса «Психотерапия поведенческих и эмоциональных расстройств у детей и подростков», «Патология эмоций» для студентов 4−5-го курса ЯрГУ им. П. Г. Демидова. Отдельные положения диссертационной работы были представлены на научных конференциях Кострома 2002; Ярославль 2000, 2001, 2002 год. Диссертация обсуждена и одобрена на совместном заседании кафедр социальной и политической психологии, психологии труда и организационной психологии и рекомендована к защите в совете Д 212.002.02.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, четырёх глав, списка использованной литературы, приложений. Текст диссертации изложен на 202 страницах, иллюстрирован 11 таблицами, 3 диаграммами, 2 рисунками. Библиография содержит 178 наименований, из которых 14 на иностранных языках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данном диссертационном исследовании мы выбрали в качестве цели изучение форм и свойств аутистического мышления и его влияние на социальную адаптацию у детей и подростков и усовершенствование современных психотерапевтических и реабилитационных методов при работе с ними, решением поставленных задач подтвердили гипотезу исследования. Социально-психологические, психотерапевтические, психиатрические исследования, влияния аутистического мышления на личность (в норме, патологии, в пограничном состоянии) отечественными и зарубежными авторами показывают, что одна из причин приводящих к негативному воздействию аутистического мышления на индивида является действием экзогенных социальных факторов, которые приводят к снижению социальной адаптации личности в условиях общества. Рассматривая формы аутистического мышления и уточняя их нозологическую специфичность в различных видах расстройств, авторы отмечают их связь со сложными ситуациями в жизни индивида, с формированием конфликта между личностью и окружающим миром. Выход из создавшихся неблагоприятных условий обусловлен настроем личности, который отражён в аутистических переживаниях. Выход может быть связан с уходом в болезнь или преодолением существующей ситуации. На современном этапе социально-экономического развития общества, данные исследования являются актуальными, назрела необходимость создания системы реабилитационных мер по улучшению социальной адаптации детей и подростков с различными формами аутистического мышления, проявляющегося в условиях сложной ситуации, пограничного расстройства, эндогенного расстройства. Формирование системы критериев, позволяющих разграничить формы аутистического мышления, помогло усовершенствовать систему реабилитационных психотерапевтических методов. Система критериев позволяет проводить более точную, полную диагностику заболевания и учитывать форму аутистического мышления, проявляющуюся при данном расстройстве, её свойства и возможные варианты влияния на социальную адаптацию личности. Знание данных особенностей (форм и свойств аутистического мышления) позволила более точно сочетать методы и техники психотерапии при оказании необходимой помощи детям и подросткам в достижении адаптирующего или поддерживающего эффекта коррекционной работы. В основе социально-адаптирующей модели психодиагностики и реабилитационной психотерапии лежит точная диагностика расстройства или состояние личности и как следствие точный выбор методов психотерапевтической коррекции. Данная система позволяет исследовать особенности сфер мышления, эмоциональной и поведенческой сфер личности, отследить воздействие социальной среды на формирование проблемы, расстройства, помогает подобрать методы психотерапии с учётом личностных особенностей пациента и особенностей функционирования СПАИ (в норме, патологии, пограничных состояниях). Авторский курс реабилитационной психотерапии позволяет в работе с детьми и подростками осуществлять их социальную и психическую адаптацию в условиях общества.

В заключении обобщаются результаты проведённой работы, что позволило сделать следующие основные выводы:

1. Существуют формы аутистического мышления специфичные для различных групп расстройств, состояния психической нормы, пограничных состояний.

2. Критерии аутистического мышления позволяют определить форму, свойства и особенности влияния аутистического мышления на социальную адаптацию индивида с учётом его нозологической специфичности.

3. Реабилитационная социально-адаптирующая система психотерапевтических методов для детей и подростков формируется с учётом критериев и нозологической специфичности аутистического мышления, с учётом функционирования системы СПАИ в норме, патологии и пограничном состоянии.

4. Полная социальная реабилитация или поддерживающая социальная адаптация личности зависит от эффективности подбираемых методов.

5. На социальную адаптацию индивида оказывают влияние 3 основные формы: психологическая, коммуникативная, психотическая.

6. Позитивное влияние оказывает психологическая форма аутистического мышления на мотивационные, поведенческие процессы индивида и улучшает социальную адаптацию.

7. Психологическая форма аутистического мышления в условиях пограничного процесса снижает социальную адаптацию индивида: ослабляет мотивацию к активной деятельности индивида, создаёт тенденцию к пассивному, (избегающему) поведению.

8. Психотическая форма аутистического мышления выступает в роли эндогенного дезадаптирующего фактора в условиях психопатологического процесса и формирует тенденции к уходу личности от реальности, то есть к её социальной дезадаптации.

9. Аутистическое мышление выступает в роли психологической защиты и способствует социальной адаптации индивида: в условиях микростресса (в обыденной ситуации), в условиях крайней ситуации, в условиях сна.

10. Амбивалентность аутистического мышления в условиях психической нормы формирует в сознании индивида необходимые условия для сопоставления желания и реальности, то есть создаёт модели адекватного социального поведения личности.

11. Амбивалентность аутистического мышления в условиях психотического аутизма позволяет сосуществовать в сознании индивида двум противоположным представлениям, подавляя внутренний, адекватный протест личности и снижает её адаптивные способности.

12. Система социально-психологической адаптации индивида и её составляющие: критическая самооценка, адекватность и коммуникативность — являются показателями, через проявление которых, можно отследить степень и форму выраженности аутистического мышления в условиях нормы, пограничного состояния, в условиях патологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976.
  2. Ю.А. Соотношение биологического и социального в человеке. М.: Наука, 1975.
  3. АвруцкийЛ.М. Лечение психических больных. Руководство М.: Медицина, 1988.
  4. А. Особенности адаптации больных с эндогенными расстройствами М., 1996.
  5. АйзенкГ. Дж. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблемы эффективности в психотерапии / Психологический журнал. Т. 14. 1994. № 4. С. 3−19.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: ИНФРА-М, 1999. -376 с.
  7. P.M. Аспекты адаптационной системы. М., 1975.
  8. Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
  9. БашинаВ.М. Ранняя детская шизофрения, статика и динамика. М., 1989.-247 с.
  10. Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности. М.: Аспект-Пресс, 2001. 273 с.
  11. БородайЮ.М. Эротика смерть табу. // М.: Гнозис. Русское феноменологическое общество, 1996. — 416 с.
  12. БернЭ. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых СПб., 1991.
  13. БернЭ. Игры в которые играют люди. // Пер с англ. Минск: Прамед, 1993.
  14. Е. Аутистическое мышление. // Пер с нем. Одесса, 1927.
  15. Е. Руководство по психиатрии И Пер с нем. М., 1997.
  16. М.Е. О некоторых душевных расстройствах для психотерапевта. Учебное пособие. М., 1998. — 271 с.
  17. БратусьБ.С. Психологический тип личности в русской и советской эпохе // Психология и психоанализ характера Самара: Издательский дом «Бахрах», 1997. 640 с.
  18. М.И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1992.
  19. М.И. Преждевременный человек М.: Советская Россия, 1989.
  20. М.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1976.
  21. ВатульГ., КоэнР. Шизофрения интервенция // М. Перре, У. Баумана Клиническая психология. СПб., 2002.
  22. П.В. Разнообразие человеческих миров. М.: «Аграф», 2000.
  23. ВидВ.Д., Попов Ю. В. Современная клиническая психиатрия М., 1998.-567 с.
  24. В.М. Шизофрения у детей и подростков М., 1971.
  25. ВольпертИ.Е. Психотерапия Л., 1972.
  26. .А. Общая психопатология. Учебное пособие М., 1990. 347-с.
  27. Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: 6 т. Т 2. М.: Педагогика, 1982. С 6−361.
  28. Л.С. Психология М.: Просвещение, 2000.
  29. П.Б. Избранные труды Ростов на Дону, 1998.
  30. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.: Медицина, 1977.
  31. В.И. Семейная психотерапия при неврозах и психических заболеваниях. Л.: Медицина, 1978.
  32. П.Б. Избранное.// Психология личности и характер. М., 2000.
  33. К., Питере Т. Аутизм СПб., 1998.
  34. X. Психотерапия детей и подростков. М., 2000. 597с.
  35. В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм М., 1980.
  36. В .Я. Психопатии и патохарактерологические развития // Клиническая динамика неврозов и психопатий JL: Медицина, 1976.
  37. Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии СПб., 2001.
  38. . Что такое психология. М.: Мир, 1992. Т 2 376 с.
  39. . Психические расстройства в детстве и отрочестве. М.: Мир, 1992. Т 1−2 .
  40. П.С. Бред, как синдром адаптации // Адаптивные системы. Рига, 1972.
  41. П.С., ШнейдманМ.Р. Реактивные теории в психиатрии с позиции теории адаптации // Адаптивные системы. Рига, 1972.
  42. В.А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм М.: Медицина, 1980.
  43. Н.В., Снежневский A.B. О социальном и биологическом в этиологии психических болезней // Социальная реадаптация психических больных М.: Медицина, 1965.
  44. Ф.Ф. К методике диагностирования пограничных состояний // Клиника, патогенез, лечение нервно-психических заболеваний М.: Медицина, 1970.
  45. .З., Трифонов O.A. Лечебная педагогика при некоторых психических заболеваниях у детей и подростков // Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979.
  46. Дружинин В.Н.. Психология общих способностей. СПб.: Питер. Ком, 1999−368 с.
  47. А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984. 208 с.
  48. И.А. Самосовершенствование личности. Ростов: РГУ, 1977.
  49. Н.П. Популяционная концепция и типологическое мышление в проблеме человека. М., 1975.
  50. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.: Медицина, 1982.-215 с.
  51. B.B. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
  52. Е.С. Спорные вопросы диагностики раннего детского аутизма М., 1998. 288 с.
  53. Д.Н., Коган В. Е., Аутистический синдром подростков Л., 1973.
  54. М.М. Реабилитация психических больных. М.: Медицина, 1978.
  55. М.М. «Проблема реабилитации психических больных и качество их жизни» // Социальная и клиническая психиатрия выпуск 1, Т. 11, М., 2001.
  56. A.B. Психология принятия межличностных решений. Ярославль, 1993.
  57. Г. И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. Т. 2 // Пер. с англ. М., 1994. -522 с.
  58. .Д. (общая редакция) Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер. Ком. 1998.
  59. A.B. Общая психология. Ярославль, 2000.
  60. А.И. Практикум по «Арт-терапии». СПб., Питер, 2000. -448 с.
  61. Л. Особенности аутизма у детей М., 1998. 214с.
  62. Дж. Когнитивное направление в теории личности // Теории личности. СПб.: Питер-Пресс, 1997. 608с.
  63. КербиковО.В. Психопатии. // Избранные труды. М.: Медицина, 1971.
  64. А. Психология шизофрении. СПб.: Ювента, 1998.
  65. Н.В. Программа социально-психологического тренинга. Ярославль: Содействие, Психодиагностика 1992. С 21−56.
  66. Н.В., Устиленцева Н. В. Программа коррекции личносно-эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста. Ярославль, ЯрГУ 1995.
  67. Н.В. Учим детей общению. Ярославль, Академия развития 1996. С. 73−157.
  68. В.Е., Исаева Д. Н. Диагностика и лечение аутизма у детей. СПб., 1997.-214 с.
  69. В.Е. Неконтактный ребёнок в семье. СПб., Фолиант, 1966. — 155 с.
  70. В.Е. Аутизм у детей СПб., 1991.
  71. Ю.К. Психологические проблемы понимания. Учебное пособие. Ярославль, ЯрГУ. 1979. С. 27−69
  72. Д. Клинические ролевые игры и психодрамма. М., 1986.
  73. В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995. — 547 с.
  74. И.А. Подростковый возраст и аутизм. М., 1996.
  75. P.A., Эмери Ф. О целеустремлённых системах. М., 1974.
  76. Э. Психиатрия, //Перевод с нем. 1923. М., 1998.
  77. Э. Строение тела и характер // Психология и психоанализ характера. Самара: Издательский дом «Бахрах», 1997. 640 с.
  78. Кричевский PJL, Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы М., 2001.
  79. X., Шеерер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб. 2000.-415 с.
  80. Н.Д., Трунова М. М. Неврозы, невротическое развитие личности. М.: Медицина, 1994. -246 с.
  81. К.С., Никольская О. С. Диагностика раннего аутизма. М.: Просвещение, 1991. 96 с.
  82. К.С., Никольская О. С. Диагностическая карта // Исследование ребёнка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма. М., 1993.
  83. ЛейнгР.У. Разделённое Я. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества. 1995. — 320 с.
  84. У. Игровая терапия. М., 1993.
  85. А.Н. Деятельность, сознание, личность М., 1977. — 213 с.
  86. А.Е. Подростковая психиатрия Л.: Медицина 1985.- 269 с.
  87. К. Акцентуированные личности. // Пер. с нем. Ростов на Дону, 1997.
  88. А.Р. Речь и мышление М.: МГУ, 1975.
  89. В.И. Проблемы диагностики раннего детского аутизма. М., 1979.
  90. В.М. Клиника, лечение, профилактика вялотекущей шизофрении у детей. М.: Медицина 1976.
  91. МаслоуАб. Гуманистические направления в теории личности // Теоории личности. Под редакцией. Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер-Пресс, 1997. 608 с.
  92. Ф. Семейная терапия // Психотерапия детей и подростков. Под редакцией. X. Ремшмидт. М.: Мир, 2000. 656с.
  93. В.Д. Психиатрическая пропедевтика. М.: ТОО «Техлит», «Медицина», 1997. 496 с.
  94. В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. СПб.: «Речь», 2001.-256 с.
  95. Дж. Психодрама. М., 1998.
  96. В.А. Актуальные методологические проблемы современной психологии. // Уч. пособие. Ярославль: МАПН, 2002.
  97. В.А., Козлов В. В. О некоторых методологических вопросах//Творчество воли. Сб. статей. М: 1997.
  98. С. Влияние меньшинства на социальные сдвиги. // Годфруа Ж. Что такое психология. Перевод с фран. М.: Мир, 1992. -376 с.
  99. МюллерУ., КвашнерК. Поведенческая терапия // Психотерапия детей и подростков. Под редакцией. X. Ремшмидт. М.: Мир, 2000. -656 с.
  100. О.С. Особенности синдрома раннего детского аутизма М., 1973.
  101. O.E. Клинические особенности при неврозах М.: Мир, 1987.-371 с.
  102. B.B. Социальная психология: феномен и наука М.: ИПРАН, 1997. С 53−79.
  103. Оксфордское руководство по психиатрии. М., 2000. 104.0удсхорн Д. Н. Детская и подростковая психиатрия М., 1993.396 с.
  104. И.П. Психопатология и психиатрия (Избранныепроизведения) М., 1949. Юб. Пайнс Э., Маслоч К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000.
  105. В. Терапия депрессий. М., 1970.
  106. . Избранные психологические труды. М.: «Смысл», 1994.
  107. М., Баумана У. Клиническая психология. СПб., 2002.
  108. Издательский дом «Бахрах», 1997. 640 с. ПЗ.РемшмидтХ. Психотерапия детей и подростков М.: Мир. 2000. — 638 с.
  109. РемшмидтХ. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. // Пер. с нем. М.: Мир, 1994. 320 с.
  110. Т. Психология чувств. СПб., 1912. 167 с.
  111. Т. Творческое воображение СПб., 1900. 237 с.
  112. Т. Болезни личности М., 1986.
  113. К. Терапия центрированная на клиента. // Годфруа Ж. Что такое психология. Перевод с фран. М.: Мир, 1992. 376 с.
  114. В.Е. Руководство по психотерапии. М., 1974.
  115. М.С., Сошникова Л. Н., Залевский Т. В. Опыт изучения межличностных отношений в коллективе психических больных детей / Невропатология и психиатрия 1975. № 10, С. 101 — 106.
  116. РотенбергВ.С. Сновидение как особое состояние сознания. М., 1986.-176 с.
  117. JI.A. Соотношение биологического и социального в клинике психопатии / Невропатология и психиатрия. 1974. № 11. С. 72−80.
  118. С.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424 с.
  119. С.JI. Принципы и пути развития психологии М., Издательство АН СССР, 1959. 454 с.
  120. К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993. 368 с.
  121. .П. Теория воображения. М., 1996. С. 156−166
  122. A.M. Неврозы. // Руководство для врачей. СПб.: Питер.-Ком. 1998 г.- 448 с.
  123. Н., Семаго М. Диагностика базовой аффективной регуляции. М., 1993.
  124. Современная психология. // Справочник. ИНФРА-М М., 1999.
  125. A.C. Нарушение игровой деятельности М., 1980.
  126. В.Я., Логвинович Г. В., Красильников Г. Г. Аутистический синдром при шизофрении. Новосибирск: НМИ 1994. 21 с.
  127. А.Б. Клинические проявления шизофрении. // Формы течения. М., 1998. 237 с.
  128. A.B. Руководство по психиатрии М., 1983.
  129. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1974.
  130. В.В., Манучарян Ю. Г. Методы психотерапии в клиничекой практике Ярославль, 1989. С. 7−12
  131. В.Н. Клиническая динамика неврозов и психопатии. Л., 1967.
  132. . Кафье, И. Флорин Расстройство приёма пищи // Клиническая психология. Под ред. Перре М., Баумана У. СПб., 2002. С. 932−937.
  133. Л.И. «Поэтапное развитие группы коллектива» // «Коллектив и личность» М.: Наука, 1975.
  134. Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. С. 54−71.
  135. A.A. Собрание сочинений. Т. 2. Л., 1951.
  136. Г. К. Детская психиатрия. М.: Медицина, 1973.
  137. ШенкТ., МайН., ХойерГ. Моторные расстройства. Интервенция // Клиническая психология. Под ред. Перре М., Баумана У. СПб., 2002. С. 676−677.
  138. В.П. Неврозы психопатии и реактивные психозы Л., 1959.
  139. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М.: Наука, 1991. 456 с.
  140. Э. Душа человека. М.: Прогресс, 1992. 277 с.
  141. Э. Забытый язык. А., 1994.
  142. Д.Н. Психологические исследования. М., 1975.
  143. Л.К. Методические рекомендации по оформлению истории болезни на кафедре психиатрии. Ярославль, 1999. С. 4−10.
  144. Л.К., Хохлов А. Л., Горохов В. И. Психосоматические расстройства, место в современной классификации болезней, принципы диагностики, ведения больных. Ярославль, 1996. С. 16— 58.
  145. К. Невротическая личность нашего времени СПб., 1993.
  146. Д., Зиглер Дж. Исследование и оценка в психологии личности // Теории личности. СПб., Питер-Пресс, 1998. 418 с.
  147. ЦарьгородцевГ.И. Общество, окружающая среда, медицина // Вопросы философии. М., 1975. С. 63−65.
  148. М.Я., Беляев B.C. Гебоидная шизофрения. МВНЦПЗ. 1986.
  149. П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-Пресс, 1996.
  150. Д.Б. Психология игры М., 1978.
  151. Э. Эго — теория личности // Теории личности. СПб.: Питер-Пресс, 1998.-418 с.
  152. Э. Детство и общность. СПб., 1996. 416 с.
  153. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. -344 с.
  154. Э.Г. Особенности семейной психотерапии, в подростковой психиатрической клинике // Психотерапия при нервных и психических заболеваниях JL, 1973.
  155. Юнг К. Г. Конфликты детской души. М., 1996.
  156. Юнг К. Г. Тевистокские лекции. Киев: СИНТО, 1995. 236 с.
  157. Юнг К. Г. Архитип и символ М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.
  158. Яковлева. Патогенез и терапия невроза навязчивых состояний и психопатии. JL, 1958.
  159. К. Психопатология общая. М., 1997. — 648 с.
  160. Perrez. М Wissenschaftctheoretische Probleme der Klinischen Psychologie. 1983. S. 124−191.
  161. R. Minsel & R. Scheller Forschungskonzepte der Klinischen Psychologie S. Psychologie P. 148−163.
  162. L. Kanner Ghild Psychiatry.// Springfield Illinois/ 1962 P.124−128.
  163. W. Jpiel Die endogenen Psychosen des Kindes und Jugendalters Berlin 1951 P. 99−103.
  164. A. Homburger Vorlesungen uber Psychopathologie des Kindesalters Berlin 1926 P. 112−116.
  165. H. Harbauer et dl Lehrbuch der speziellen Kinder und Jugend -Psychiatrie Berlin Springer 1980 P. 535.
  166. Lafeber Chr. Psychotische kinderen Rotterdam Lemnisaat 1982 P.41−44.
  167. Tolstrupk Anorexia hervosa a typical psychosomatic disease of puberty and adolescence Triangle -1982 V021 № 2/3 P.85−88.
  168. J. Haley Strategies of Psychotherapy New York grune Stratton 1963 P.21−22.
  169. M. Tramer Kinderersychiatrie Berlin 1980. P. 253.
  170. N. Asperger 1994. Bd-1 P. 30−32.
  171. Beck A., J. Rush, B. Shaw, G. Emery Cognitive therapy of depression/ -New York, 1979. P. 176−178.
  172. StruppH.H., HadleyS. W- Gomes-Schwarts B. Psychotherapy for better or worse: The problem of negative effects. N. Y.: Aranson, 1977.
  173. Meyer A.E. Psychotherapieforschung der bisherigen Psychotherapieforschung // Zeitschrift fur Klinische Psychologie. 1990. V. 19. P. 287−291.
  174. Система социальной и психотерапевтической реабилитации. Таблица 4.
Заполнить форму текущей работой