Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Деятельность командного состава судоремонтных частей и подразделений Военно-Морского Флота СССР (России) по укреплению воинской и трудовой дисциплины: 1973-1995 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй этап — с начала 1990;х годов и до расформирования частей характеризуется появлением новых работ. Открывшиеся для исследователей архивы, снятие завесы секретности, умолчания фактов, дали возможность более объективно оценить происходящее в воинских и трудовых коллективах. Этот период характерен крушением устоявшихся понятий, разрушением СССР, упразднением политических органов, партийных… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел
  • I. Объективная необходимость и правовые основы укрепления дисциплины в судоремонтных частях ВМФ
  • Раздел 2. Воспитательная работа в частях и подразделениях судоремонта
  • Раздел 3. Опыт деятельности руководящего командного состава частей и подразделений судоремонта ВМФ по укреплению воинской и трудовой дисциплины
  • Раздел 4. Формы и методы работы офицерского состава, мичманов и прапорщиков по укреплению дисциплины
  • Раздел 5. Участие младших командиров в укреплении дисциплины и наведении уставного порядка

Деятельность командного состава судоремонтных частей и подразделений Военно-Морского Флота СССР (России) по укреплению воинской и трудовой дисциплины: 1973-1995 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Россия — великая морская держава, ее территорию омывают двенадцать морей, принадлежащих бассейнам трех океанов, а протяженность морских побережий достигает около 40 тыс. км. Так, по сухопутной границе нашана соприкасается с 18нами, а по морю с 1271. Вторая половина XX столетия — особый период в истории флота и судоремонта.

В связи с пополнением ВМФ новыми надводными кораблями и атомными подводными лодками в 1968 и 1973 гг были приняты специальные Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по развитию судоремонтной базы флота. По сравнению с 9-й пятилеткой, капиталовложения в 10-й пятилетке возросли в 2,5 раза, а по сравнению с 8-й — в 5 раз. Судоремонт нуждался в квалифицированных специалистах для быстрого и качественного ремонта кораблей. В 1973 г. решением Министра обороны СССР было сформировано 10 специализированных отрядов для судоремонта, составивших 10% от численности гражданского персонала отрасли (около 5 тыс. чел.) на заводах, где руководителями были: А. Ф. Ушаков, Г. М. Первели, М. И. Парасенко, А. Н. Ковалев, В. Н. Шишпанов, л.

Ю.Д. Чуриков, Г. Б. Дивов, В. И. Плотников и А. Л. Зимов. Охват места дислокации этих частей от Балтийска до Владивостока и Петропавловска-Камчатского, от Полярного до Баку.

Учитывая специфику судоремонтной отрасли, важная роль отводилась дисциплине, способствовавшей своевременному выполнению плана судоремонта и многосторонней деятельности судоремонтников.

Дисциплина — основа боеготовности флота, предназначение которого — защищать мирный труд народа, обеспечивать интересы государства на море. Как отмечает адмирал флота В. Н. Чернавин, дисциплина личного состава, его верность патриотическому долгу предполагает наивысшую сопряженность человека и военной техники3. В истории судоремонта аналогов применения хозрасчетных частей военных моряков, за исключением бюджетных подразделений, не было.

Главными воспитателями в судоремонте были офицеры, мичманы и прапорщики, которые, несмотря на сложности, самоотверженным трудом, преданностью присяге и долгу формировали и поддерживали дисциплину, высокий моральный дух судоремонтников, чем обеспечивали своевременный ремонт кораблей флота.

Актуальность темы

обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, объективное исследование деятельности руководящего, командно-политического става в судоремонте позволяет уяснить их практическое значение для повышения боеготовности Военно-Морского Флота.

1 См.: Красная Звезда, 2003. 14 марта.

2 См.: Текущий архив вч. 26 929. Д 200. Л 56. 1987.

3 См.: Чернавин В. Н. На морских океанских просторах. — М., 1987. С. 41.

Важным условием результативности работы было поддержание командирами частей и подразделений воинской и трудовой дисциплины, обретение судоремонтниками необходимых навыков, повышение их профессионального уровня. Основой достижения этих целей являлся процесс непрерывного воспитания матросов (численность которых в разные годы колебалась от 5 до 10 тыс. чел.)1.

Во-вторых, многообразная деятельность командного состава военных судоремонтников (офицеров, мичманов, прапорщиков, младших командиров, руководителей из числа гражданского персонала) по укреплению воинской и трудовой дисциплины в судоремонтных частях и подразделениях флота в 70−90 гг. XX века не получила еще должного научного освещения и обобщения.

В-третьих, требуется проанализировать состояние воинской и трудовой дисциплины с целью разработки и внедрения новых, ранее не применявшихся в судоремонте подходов в деле воспитания личного состава, что представляет большой интерес и имеет огромное практическое значение.

Изучение этого направления позволяет полнее представить закономерность, масштабы, формы и методы воспитательной работы в судоремонте в период командования Военно-Морским Флотом С. Г. Горшковым, В. Н. Чернавиным, Ф. Н. Громовым, В. И. Куроедовым, а флотами: В. В. Сидоровым, Н. И. Ховриным, Э. Н. Спиридоновым, И. М. Капитанцем, Н. И. Смирновым, Г. А. Хватовым, В. А. Кравченко и др.

В-четвертых, необходимо ввести в научный оборот новые, ранее не опубликованные источники и данные, полученные в ходе разработки темы.

В-пятых, представляется возможным извлечь ряд уроков и выводов, обобщив итоги применения ВСО в судоремонте.

Раскрытие форм и методов работы при применении труда военных и гражданских судоремонтников в интересах флота будет способствовать организации эффективного и качественного ремонта судов в настоящее и в будущее время.

Степень научной разработанности проблемы. В советской и постсоветской историографии роль командно-политического состава в обучении, воспитании и укреплении дисциплины среди военнослужащих флота, нашла свое определенное отражение. Проведенный анализ позволяет выделить два историографических этапа.

Первый — к нему автор относит период от начала создания судоремонтных частей в 1973 до 1990 года, где характерна идеологическая заданность, создающая не полную картину прошлого. Во многом это объясняется состоянием историографии: выборностью исследования, среди которых зачастую разрабатывались темы, посвященные преимущественно изучению роли КПСС и партийных органов в укреплении дисциплины в воинских коллективах, вопросы организации партийно-политической работы в частях и на кораблях флота.

1 См.: Текущий архив в/ч 26 989. Д 200 Л 56. 1987.

Изучению вопросов, связанных с воспитанием военнослужащих, рабочих и инженерно-технического персонала, посвящено множество научных исследований и популярных изданий. Несмотря на существенную идеологизирован-ность, военным историкам удалось, изучить большой круг проблем, касающихся вопросов дисциплины, в том числе в ВСО. Наиболее полный анализ представлен в работах А. Л. Гетмана, Е. П. Алексеева, Н. В. Усенко и др1.

Исследования советского периода обширны, в них большое внимание уделено состоянию воинской и трудовой дисциплины, ее влиянию на конечные результаты труда. Определены задачи и основные направления организаторской деятельности, формы и методы политико — воспитательной работы. Однако по судоремонтной тематике специальные исследования работы командного и руководящего состава не велись.

Второй этап — с начала 1990;х годов и до расформирования частей характеризуется появлением новых работ. Открывшиеся для исследователей архивы, снятие завесы секретности, умолчания фактов, дали возможность более объективно оценить происходящее в воинских и трудовых коллективах. Этот период характерен крушением устоявшихся понятий, разрушением СССР, упразднением политических органов, партийных и комсомольских организаций, изменением баланса сил в стране и мире, сокращением флота и судоремонта, созданием новых структур по работе с личным составом. В это время постепенно складывается новое направление в изучении комплекса проблем, связанных с дисциплиной, появляется много публикаций о неудовлетворительном состоянии трудовой и воинской дисциплины, в том числе в судоремонте. Общее, что объединяет эти материалы — попытка глубоко и аргументировано вскрыть истоки, объяснить причины и объективно взглянуть на происходящее. Более содержательно эти вопросы раскрыты в трудах В. А. Дыгало, К. Б. Раш, В. П. Иванова и др. Общественно-политические изменения в стране позволили специалистам более правдиво подойти к вопросам освещения этой тематики.

Существующая историография проблемы достаточно обширна. Несмотря на излишнюю идеологизацию в диссертационных исследованиях, книгах, мемуарах и трудах генералов, адмиралов, офицеров и ученых, в 70−80-е годы было уделено большое внимание укреплению дисциплины в армейской и флотской среде.

Так глубокий анализ этому вопросу дан в книге генерала армии А. А. Епишева, где раскрыты направления партийно-политической работы в армии и на флоте среди военнослужащих всех родов войск. Отмечается, что для решения задач идейно-политического воспитания личного состава, командиры, по-литорганы имели в своем распоряжении широко разветвленную, хорошо органи.

1 См.: Гетман A.JI. Воспитание мужества. -М., 1979; Алексеев Е. П. Ленинский комсомол на защите социалистического Отечества. — М. 1988;

2 Раш А. Б. Христос воскресе, матросы! — М. 2001; Дыгало В А. От куда и что на флоте произошло. — М. 2000; Иванов В. П. Важный патриотический почин. Подводник России. 2003., № 2 — Л. 37−38.

3 См.: Епишев А. А. Могучее оружие печати. — М., 1973. зованную, проверенную многолетней практикой систему идеологической работы. Это, прежде всего, политическая подготовка офицеров, учеба мичманов и прапорщиков, занятия с матросами, старшинами и сержантами, сеть партийного образования, лекционная пропаганда и другие формы.

В работах адмирала В.М.Гришанова1 говорится о партийно-политической работе и строительстве флота, об опыте повседневной работы с моряками, пехотинцами и авиаторами. Рассматриваются вопросы обучения и воспитания матросов в длительных океанских походах, в условиях максимального напряжения физических и моральных сил, повышенной требовательности к боевой готовности моряков.

В монографии В. И. Илюхина подведен подробный итог положения дел в армии и государстве, раскрыты важнейшие положения по совершенствованию законодательного процесса. Отмечается, что вследствие спада промышленного производства после 1991 г. государство оказалось неспособным содержать на достойном уровне армию и флот, оснащать их новейшими видами оружия и техники, поддерживать боеготовность и боеспособность войск. Доля новых образцов вооружения в Российской Армии составляет около 30%, при предельно критическом значении 60%.

Аргументировано рассказывается о положении дел на флоте в книгах адмирала флота И.М.Капитанца3 и контр-адмирала Г. Г.Костева4- этапах строительства атомного, ракетного, океанского флота, успехах и неудачах командования в укреплении дисциплины, дается объективная информация о роли командно-политического состава в обучении и воспитании моряков.

В работах П.Н. Лащенко5, Г. В. Средина и др.6 рассматривается роль младших командиров — мичманов и прапорщиков — в обучении и воспитании подчиненных.

— j.

В книге офицера А. Н. Колесника говорится о военных строителях, передовых строительных коллективах, их обучении и воспитании в ходе строительства оборонных объектов.

Брошюра военного прокурора А.Г.Горного8 посвящена вопросам ответственности военнослужащих за совершенные ими преступления.

В исследовании С. Ю. Глазьева и др.9 изложены факты о социально-экономическом состоянии России в ходе реформ, с 1991 по 2001 год. Так, финансовые ресурсы предприятий морского транспорта, 36% которых являются.

1 См.: Гришанов В. М. Все океаны рядом. -М., 1984.

2 См.: Илюхин В. И. Нациягосударство-безопасность. — М., 1999.

3 См.: Капитанец И. М. На океанском флоте. — М., 2000.

4 См.: Костев Г. Г. Военно-Морской Флот в последние полвека. — М., 2000.

5 См.: Лащенко П. Н. Офицерская юность, — М., 1975.

6 См.: Средин Г. В. и др. Сержанты и старшины ВС СССР. — М., 1980.

7 См.: Колесник, А Н. Советские военные строители. — М., 1988.

8 См.: Горный А. Г. Командиру о военно-уголовном законодательстве. — М., 1985.

9 См.: Глазьев идр. Белая книга. Экономические реформы в России 1991;2001гг, — М., 2003. убыточными, не позволяют пополнить флот и поддерживать его в надлежащем состоянии. Новых морских судов в возрасте до 5 лет в России всего 4%.

Об авторитете военного руководителя среди подчиненных, его политической и профессиональной компетентности, зрелости говорится в статье генерал-майора Б.С. Голышева1 «Правда и честь на судейских весах» и «За все в ответе».

О важности воинской дисциплины и уставного порядка для поддержания л боеготовности флота писали: В. Н. Куроедов «Морская мощь России: на пути становления и развития" — адмирал В.А. Кравченко3 «О военно-морской политике России" — вице-адмирал Н.А.Конорев4 «С просторов мирового океана мы не уйдем" — капитан 1 ранга в отставке Л. Д. Черноусько «Матрос-главный двигатель на корабле» и полковник в отставке Ю. В. Федоров «Адмиралами рождаются"5.

Наиболее полный анализ деятельности офицерских кадров, мичманов, прапорщиков и младших командиров по укреплению дисциплины в подразделениях ВМФ, среди рабочих и военных строителей дан в диссертационных работах В. А. Чернявского, В. Н. Карпусь, Ю. И. Гришина, И. И. Турского, Н. М. Белозерова и др.6. Они единодушно констатировали важность воинской и трудовой дисциплины в воинских коллективах.

Однако при положительной оценке всех этих работ, следует сказать, что они не касаются судоремонтной отрасли, специфика которой отличается от условий работы других воинских формирований.

Флотские традиции, условия службы на кораблях и судах, ответственность за быстрое и качественное проведение ремонтных работ, от которых зависит выполнение боевой задачи в море, а может и жизнь экипажа, требуют особого подхода к обучению, воспитанию судоремонтников, поддержанию дисциплины, организованности и порядка.

До настоящего времени опыт деятельности начальников судоремонтных заводов, заместителей по политической части, командиров отрядов и частей, заместителей (помощников) по воспитательной работе и других должностных лиц по наведению уставного порядка, поддержанию крепкой дисциплины в судоремонт.

1 См.: Правда России, 2003.29 января, 5 февраля.

2 См.: Военная мысль, 2002. № 2 — JI.12−13.

3 См.: «Виктория" — Большой сбор, 2002. № 1- Л.3−6.

4 См.: «Виктория" — Большой сбор. 2002. № 1 — Л. 7−11.

5 См. там жеЛ. 12−19.

6 См.: Чернявский В. А. Воспитание дисциплинированности у матросов в подразделениях учебных отрядов подводного плавания ВМФ СССР. Диссертация к.и.н. Л.: ЛГУ им. Жданова, 1967; Карпусь В Н. Деятельность офицерских кадров по укреплению дисциплины среди военных строителей в 1985;1993 гг. Диссертация к.и.н. М., 1995; Гришин Ю. И. Идейно-политическое воспитание личного состава военно-строительных частей в 1971;1985 гг. Диссертация к.и.н. М., 1995; Турский И. И. Перестройка организаторской и воспитательной работы военно-строительных частей в условиях новых методов хозяйствования (1985;1991 гг.). Диссертация к.и.н. М., 1991; Белозеров Н. М. Деятельность КПСС по подготовке и воспитанию офицерских кадров военно-строительных частей советских Вооруженных сил. Диссертации к.и.н. М.: ВПА им. В. И. Ленина, 1989. ной отрасли Военно-Морского Флота практически не освещался в научной литературе.

Таким образом, проведенный историографический обзор показывает, что вопросы укрепления воинской, трудовой, производственной, технологической дисциплины в армии и Военно — Морском Флоте отдельными авторами освещались, однако, специального научного анализа деятельности командного состава по укреплению дисциплины в частях судоремонта не проводилось. Поэтому необходимость научного решения данной проблемы, ее актуальность и недостаточная разработанность обусловили выбор темы, определили предмет и задачи данного диссертационного исследования.

Объектом настоящего исследования является воинская и производственная дисциплина в судоремонтных частях и подразделениях Военно-Морского Флата.

Предметом исследования является воспитательная работа командного состава судоремонтных предприятий, частей и подразделений по укреплению дисциплины среди судоремонтников в переломный, сложный и ответственный период развития флота (1973;1995 гг.). Основные направления укрепления трудовой и воинской дисциплины, деятельность командно-политического состава, партийного и комсомольского актива, руководителей производственных подразделений и частей судоремонта Военно-Морского Флота.

Цель исследования — изучить и обобщить деятельность, место и роль офицерского состава, мичманов, прапорщиков, младших командиров, актива, а также руководителей производственных подразделений по укреплению воинской и трудовой дисциплины в судоремонтесделать научно-обоснованные выводы, сформулировать основную потребность в дисциплине на СРЗ флота.

В соответствии с этим в работе поставлены следующие задачи:

— дать комплексный анализ деятельности руководящего состава судоремонтных заводов по укреплению трудовой и воинской дисциплины среди матросов частей судоремонта;

— обосновать факторы, обусловливающие решающую роль организаторской и повседневной работы командного и руководящего состава, состояние дисциплины, производственной деятельности в судоремонтных частях и подразделениях СРЗ ВМФ;

— показать специфику, основные пути и направления воспитательной работы судоремонтников в 70−90-х гг., а также ее результаты;

— исследовать и обобщить опыт деятельности руководящего состава ВСО и СРЗ по укреплению воинской, трудовой и производственной дисциплины среди личного состава:

— проанализировать причины недостатков, ошибок и упущений в работе должностных лиц, определить их источник, характер возникновения и последствия, показать пути, методы и средства их преодоления;

— ввести в научный оборот новые обобщенные данные, которые могли бы расширить аргументацию исследуемой проблемы;

— выработать практические рекомендации по дальнейшему изучению истории судоремонта, совершенствованию военно-научной и воспитательной работы, укреплению дисциплины в судоремонте флота России.

Хронологические рамки исследования (1973;1995 гг.) обусловлены периодом создания и расформирования военно — строительных частей (для судоремонта). В истории ВМФ этот период важен тем, что именно в эти годы началось реформирование флота и судоремонта. Вместе со страной заводы и отряды прошли сложный этап преобразований от расцвета до упадка.

Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания истории, позволяющий объективно и всесторонне решать поисковые задачи, дающий возможность отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между различными явлениями политической, экономической и социальной сферы жизни общества и флота, выявлять и анализировать противоречия окружающей реальности, видеть ее в изменении и развитии. Методика исследования была сформулирована в соответствии с целями, задачами и спецификой научного анализа.

Она включила в себя:

— общенаучные методы исследования: систематизацию, обобщение, текстологический и сравнительный анализ текстов и документов;

— совокупность исторических методов исследования: конкретно-исторического подхода, исторического исследования, проблемно-хронологического и периодизации.

Источниковая база исследования представляет собой несколько групп документов и материалов.

Первая группа: документы ЦК КПСС1, Совета Министров СССР2, государственных органов власти3, партийных и органов4. К официальным документальным источникам относятся приказы и директивы Министерств обороны СССР и Российской Федерации, Начальника Главного ПУ СА и ВМФ, Главнокомандующего Военно-Морским Флотом, политорганов и других органов военного управления, материалы Всеармейского совещания идеологических ра.

1 См.: Постановление ЦК КПСС от 4 июня 1976 г. О задачах партийной учебы в свете решений XXIII съезда КПСС. ЦВМА. Ф.107, оп.1035, Д5. Л 152. 1976.

2 См. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 3 сентября 1968 г. и 19 июля 1973 г. ЦВМА. Ф.107, оп.1035, Д 1. J121. 1975.

3 См.: Указ Президиума ВС СССР от 13 января 1984 г. № 10 661 О материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству. М., 1984; Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. Об утверждении Временных общевоинских уставов ВС РФ. Ведомости съезда народных депутатов РФ и ВС РФ, № 39. С.2Ш. 1992; Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001;2005 годы». М., 2001.

4 См.: Задачи коммунистов управления по совершенствованию идеологической работы в свете требований XXIV съезда КПСС и Директивы МО СССР, Нач. Глав ПУ СА и ВМФ 1976 г. № Д-070. ЦВМА. Ф.107. 0п.1035, Д 7. JI.3, 1977; Итоги выполнения производственного плана и задачи коммунистов по выполнению Постановления ЦК КПСС О 60-й годовщине ВОСР и Директивы ГК ВМФ № ДФ-02 от 6 января 1977. ЦВМА. Ф.107. Оп. Ю35, Д7. Л.7,1977. ботников, Всеармейской партийной конференции и Всеармейского офицерского собрания, приказы, указания, распоряжения, тематические планы мероприятий, разрабатываемые и издаваемые руководством Главного управления и управлениями судоремонтных заводов ВМФ. Несомненный интерес представляют документы предприятий и учебного комбината при Кронштадтском морском ордена Ленина заводе, готовившего кадры для отрядов .

Вторая группа — архивные документы и материалы Главного управления и управлений судоремонтных заводов ВМФ1, Центрального Военно-Морского архива г. Гатчина (ЦВМА), филиала Центрального Военно-Морского архива г. Москва (ФЦВМА), Центрального архива Кронштадтского морского ордена Jle.

1 См.: О введении в действие Положения о военно-строительных отрадах МО СССР. Приказ МО СССР от 30 мая 1977 г.№ 175. М., 1997; О повышении эффективности работы командного и политического состава С, А и ВМФ по укреплению воинской дисциплины. Приказ МО СССР от 19 августа 1987 № 0160. М., 1987; О совершенствовании руководства воспитательной работой боевой и морально психологической подготовкой и военным образованием в ВС РФ. Приказ МО РФ от 12 января 1994 г. № 15. М., 1994; О мерах по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в ВС РФ. Приказ МО РФ от 18 ноября 1993. № 0100, в/ч 26 929. Д. 8. 1993; О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в ВС РФ. Приказ МО РФ от 22 сентября 1995. № 315. М., 1995 — О введении Инструкций по организации дознания в СА ВМФ. Приказ МО СССР от 4 января 1978. № 1.М., 1978. Об объявлении актов законодательства о военной службе ВС СССР, от 6 апреля 1985. № 100. М., 1985. О повышении эффективности использования трудовых ресурсов в капитальном строительстве объектов Министерства обороны. Директива Зам МО СССР по С и РВ от 28 ноября 1977 года № ДС-40, в/ч 26 929. Д 200. JL 299−302. 1978. Об агитационно-массовой работе в СА и ВМФ. Директива МО СССР, Нач. Глав ПУ СА и ВМФ от 26 мая 1977 г. № Д-25. ЦВМА. Ф.107. Оп. Ю35. Д 10. Л 66. 1978; О политической подготовке в СА и ВМФ. Директива МО СССР, Нач Глав ПУ СА и ВМФ от 30 августа 1987. № Д-35. М., 1987; Об укреплении судоремонтной базы флота. Директива ГШ ВС СССР от 12 февраля 1973 г. М., 1973; Положение о 65 Учебном комбинате по подготовке специалистов судоремонтников для предприятий ГУСРЗ ВМФ. Приказ ГК ВМФ от 20 мая 1976 г. № 150. ЦВМА. Ф.3681, Оп.21. Д 1. Л 2. 1976; О результатах выполнения колдоговора за I полугодие 1975 г. Приказ командира в/ч 26 929 от 1 сентября 1975. ЦА КМОЛЗ. Ф.2. Оп.4. Д 12. Л.З. 1976; Памятка председателю и членам офицерских товарищеских судов чести. В. ПУ ТОФ, 1983; Сборник рекомендаций по отработке организации службы, укрепления воинской дисциплины и контролю за ее состоянием в ВСО (отдельных рот) в/ч 26 929, 65 УК. ЦА КМОЛЗ. Ф.2. Оп.14. Д 26. Л 13. 1989; О введении в действие Положения об ответственности командного состава рот за производственную деятельность личного состава. Приказ командира в/ч 26 929 от 24 марта 1989 № 46. Д 200 Л 103. М., 1989. О мерах дальнейшего совершенствования социалистического соревнования в Военно-Морском флоте в соответствии с требованиями XXY1 съезда партии и постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. О всесоюзном социалистическом соревновании за успешное выполнение и перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки. Директива ГК ВМФ и ЧВС. Нач ПУ ВМФ от 27 июня 1981 № ДФ-15. М., 1981; О ходе выполнения постановления Военного Совета ВМФ от 26 апреля 1991 года О работе военных советов командиров, штабов и политорганов по дальнейшему улучшению продовольственного обеспечения и питания личного состава в ВМФ. Постановление Военного Совета ВМФ от 17 июня 1991 г. № 20 в/ч 26 929. Д 200 Л 410 416. 1991. О поощрении командного состава военно-строительного отряда по итогам работы в 1993 году. Приказ начальника КМОЛЗ от 19 января 1994 г. № 147. ЦА КМОЛЗ. Ф. 2. Оп 4. Л 25−28. 1994; О лишении воинского звания. Приказ командира в/ч 2629 от 20 июня 1973 г. № 206. Д 4. Л 358. М., 1973; О заключении коллективного договора на 1976 г. и выполнении колдоговора за 1975 г. Приказ командира в/ч 26 929 от 12 марта 1976 г. № 55. Д 4. Л 73−74. М. 1976; О наведении и поддержании уставного порядка в отдельных частях и учреждениях. Приказ командира в/ч 26 929 от 3 ноября 1977 № 243. Д 4. Л 400 401. М., 1977; О результатах проверки состояния воинской дисциплины ВСО и материально-бытового обеспечения 1150 ВСО. Приказ командира в/ч 26 929 от 13 мая 1983 г. № 134. Д 4. Л 175−177. М. 1983. 1 нина завода г. Кронштадт (ЦА КМОЛЗ), текущего архива в/ч 26 929 г. Москва, в/ч 87 069 г. Севастополь, в/ч 9 726 г. Владивосток, судоремонтного завода № 179 г. Хабаровск и др.

В архивах имеется большой массив материалов текущего и постоянного хранения: анкеты, опросы различных категорий личного состава многочисленных коллективов военнослужащих и гражданских судоремонтников. Проанализировано значительное количество разнообразных материалов, касающихся военных судоремонтников, — приказов, директив, указаний, справок и донесений по результатам проверок частей и подразделений, заводов, относящихся к работе командно-политического состава, производственной деятельности, укреплению трудовой и воинской дисциплины.

Большой интерес представляют материалы учебно-методических сборов, проводимых с руководящим составом заводов, отрядов, плавучих доков в 19 771 990 гг., а также доклады, выступления и решения по итогам данных мероприятий. Значительная часть архивных материалов использована и вводится в научный оборот впервые. Сравнение содержания различных изданий позволяет проследить процесс повышения роли дисциплины во всех структурах армии и флота, в частности в судоремонтных частях и подразделениях, которые находили свое отражение в законодательных и подзаконных актах.

Третья группа: мемуары, воспоминания современников событий и непосредственных участников воспитательного процесса (Ю.Е.Петрова, А. М. Старикова, В. О. Лебедева, В. Я. Александрова, В. Г. Кузьменко, Ю. А. Баса, А. Г. Шалдеева, Ф. А. Едемского, В. В. Бухарцева, Г. И. Шемета и др.).1.

Четвертая группа: материалы периодической печати по исследуемой тематике: газеты «Красная Звезда», «Боевая вахта», «Суворовский натиск», «Флаг Родины», «На страже Заполярья», «Бригантина», «Правда России», «Ветеран», «Каспиец», «Российская газета», «Советская Россия», «Экономическая газета», «Мартыновец», «Знамя труда» и др., журналы «Морской сборник», «Технология судоремонта», «Охрана труда», «Военные знания», «Коммунист Вооруженных Сил», «Безопасность», «Искра», «Морской флот», «Виктория"-Большой сбор», «Страницы морской истории» и др., в которых рассматривались вопросы дисциплины и политико-воспитательной работы в судоремонте.

В диссертации нашли отражение материалы 37 журналов и 49 газет, изданных в 1973;1995гг.

В целом источниковая база позволяет объективно и всесторонне раскрыть роль командного состава военно-строительных частей для судоремонта и заводов.

1 См.: Воинское воспитание — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие военнослужащих в целях формирования у них качеств, необходимых для воинской службы //Военный энциклопедический словарь. -М., 1984. С. 151. по укреплению трудовой и воинской дисциплины в судоремонте ВМФ в 19 731 995 гг.

Научная новизна исследования определяется поставленной проблемой, и содержанием. Она заключается в следующем:

Во-первых, диссертация является первым в современной отечественной историографии комплексным исследованием деятельности военно-строительных отрядов (ВСО), судоремонтных заводов (СРЗ)1 ВМФ.

Во-вторых, автором впервые в отечественной историографии проведен анализ организаторской и воспитательной работы офицерских кадров, мичма.

2 3 нов, прапорщиков, младших командиров, таких как А. Ф. Ушаков, Ю. А. Бас, Д. А. Хасиев, А. Т. Величко, М. П. Усенок, В. Н. Колосов, А. И. Ситник, А. С. Реутов, Н. В. Поддубный, В. И. Шатун и др., по наведению уставного порядка, укреплению трудовой и воинской дисциплины в частях и подразделениях судоремонта, в цехах, на участках, в бригадах в советский период, и в новых условиях хозяйствования.

В-третьих, в научный оборот вводятся новые, не опубликованные ранее архивные материалы, касающиеся роли руководящего и командного состава заводов и частей судоремонта по дисциплине.

В-четвертых, высказывается авторская точка зрения относительно критериев нравственного облика офицеров, мичманов, прапорщиков, младших командиров, их роль в укреплении дисциплины и решении производственных задач.

В-пятых, интерес представляют обобщенные по результатам исследования выводы и практические рекомендации, которые могут быть использованы и сегодня.

В-шестых, выделяются перспективные направления, требующие дальнейшего исследования отечественными историками.

Практическая значимость. Исследование позволяет открыть новое понимание деятельности руководящего состава СРЗ, командного состава в укреплении воинской и трудовой дисциплины, в ходе применения в судоремонте труда военных строителей, а также привлечения к работам личного состава кораблей флота и погранвойск. Опыт и уроки интересны и поучительны не только для изу.

1 См.: Судоремонтный завод, промышленное предприятие, средства производства которого обеспе чивают выполнение работ, связанных с ремонтом и модернизацией кораблей и судов ВМС. — М., 1990 С. 414.

2 См.: Капитан 1 ранга Ушаков Александр Федорович, в 70−80-е годы начальник Кронштадтского морского ордена Ленина завода. Около 40 лет прослужил на флоте и в судоремонте. Волевой, исполнительный, грамотный морской инженер. С подчиненными резок, категоричен, но справедлив. Текущий архив в/ч 26 929. Д 200. Л 61. 1987.

3 См.: Подполковник Бас Юрий Алексеевич в 80−90-е годы проходил службу в должностях начальника штаба, командира ВСО и заместителя начальника СРЗ на Тихоокеанском, Балтийском и Черноморском флотах. Грамотный руководитель, исполнительный офицер, умелый воспитатель. С подчиненным! вежлив, тактичен, непримирим к недостаткам. Текущий архив в/ч 87 069. Д 45. Л 72. 1989.

13 чения истории флота, но и практического применения в настоящее время, и перспективе.

Практическая значимость диссертации заключается в возрастающей роли дисциплины, восстановлении связи времен, пробела в истории судоремонта флота. Дисциплина была, есть и будет важным фактором выполнения производственного плана, а значит повышения боеготовности флота. Проанализированный в диссертации материал и сделанные выводы могут оказать положительное влияние на принятие решений при необходимости увеличения объема судоремонта, в том числе на случай особого периода. Материал может быть использован при написании истории флота и судоремонта, в ходе подготовки докладов, на научных и практических конференциях, на занятиях с курсантами и студентами вузов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Созданные решением Министра обороны СССР в 1973 г. в Военно-Морском Флоте при войсковых частях 20 346, 20 213, 90 124,87069, 63 971, 81 226, 9 726, 29 СРЗ и КМОЛЗ военно-строительные отряды внесли существенный вклад в укрепление его боеготовности, сыграли важную роль в развитии судоремонтной отрасли, повышения производительности труда. При их непосредственном участии ежегодно проходили ремонт сотни кораблей и вспомогательных судов: крейсеров, подводных лодок, эскадренных миноносцев, десантных кораблей, катеров и других, которые несли боевое дежурство в бескрайних просторах мирового океана. Судоремонтные заводы дислоцировались на огромной территории страны: от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, от Полярного до Баку. На предприятиях, где поддерживали крепкую дисциплину, по назначению использовался труд судоремонтников, коллективы сумели обеспечить выполнение плана. Матросам ВСО приходилось работать в тяжелых климатических условиях днем и ночью, что требовало большого напряжения сил. В этих условиях порядок и дисциплина имели решающее значение. Работа комсостава строилась в соответствии с требованиями уставов, приказов Министра Обороны СССР 1965 г. № 60, 1977 г. № 175 и других документов. Занимаясь вопросами трудовой и воинской дисциплины, офицерский состав, мичманы, прапорщики и сержанты работали с большими коллективами. Численность военных строителей составляла до 20% от общего количества работников отрасли, а объем выполняемых ими работдо 22%'. Более эффективно, качественно, работали военные строители в доперестроечное время. Дисциплинарные проступки, в том числе: пьянство, самовольные отлучки, прогулы не были случайными. Командно-политический состав войсковых частей 20 346, 90 124, 63 971, 81 226, 26 874 не всегда положительно влиял на дисциплину и выполнение плана, из-за слабой подготовки и недостаточного опыта работы. С переходом на рыночные отношения финансовые ресурсы предприятий морского транспорта, 36% которых являются убыточными1, не позволяли пополнить флот и поддерживать его в надлежащем состоянии.

Такое положение сложилось и на СРЗ флота. Дисциплина и порядок стали хуже, хотя приобрели более весомое значение.

Обобщая деятельность командного состава войсковых частей 20 346, 90 124, 20 213, 87 069, 63 971, 9 726, 29, 33, 179 СРЗ, КМОЛЗ и др. по укреплению трудовой и воинской дисциплины в 1973;1995 гг. можно сделать следующие выводы:

1. Высокие производственные показатели, организация и порядок, стабильная трудовая и воинская дисциплина зависели от умелого проведения политико-воспитательной работы в воинских коллективах. Для решения этой задачи главные усилия комсостава сосредоточивались на соблюдении требований уставов, приказов и указаний командиров и начальников, сознательного отношения к выполнению воинского долга, поддержании крепкой дисциплины, уставного порядка, выработке новых методов работы с учетом сложившихся условий. Дисциплина в судоремонте была неотъемлемым условием внедрения в повседневную практику новых форм и методов хозяйствования, главным условием достижения высоких производственных показателей.

2. В работе офицерского состава и прапорщиков основные усилия были направлены, во-первых, на формирование военного строителя как личности, осознавшей свою роль в судоремонтево-вторых, на необходимость поддержания твердого уставного порядка, повышения организованности и производственной дисциплины. Отсюда возникала потребность обеспечения индивидуального подхода при работе с военнослужащими, рабочими и служащими. Выполняя задачи перестройки воспитательной работы, командиры исходили из того, что эффективность производственной деятельности в новых экономи.

1 См.: Глазьев С. Ю. и др. Белая книга. Экономические реформы в России. М., 2003. С. 354. ческих условиях зависит от умелой организации производимых работ. Организованность и уставной порядок являлись непременным условием достижения высоких показателей в обучении и воспитании военнослужащих.

3. Командно-политический состав ВСО, ВСР и СРЗ, офицеры созданных при управлении заводов отделений по работе с личным составом судоремонтных частей принимали усилия, на недопущение происшествий, преступлений, гибели людей, самовольных отлучек, пьянства, неуставных отношений, уклонений от военной службы, бесчинств к местному населению и издевательств над молодыми матросами. Но это удавалось не всегда.

Значительное место в работе командиров занимали вопросы сокращения трудовых потерь, улучшения взаимоотношений в коллективах и бытового устройства. Руководство судоремонтной отрасли и заводов постоянно уделяло внимание строительству казарм, столовых, объектов соцкультбыта (в/ч 74 916, 74 112, 10 568, 54 605, 72 084, 63 233 и др.), что также способствовало укреплению дисциплины и наведению порядка1.

4. Деятельность комсостава показала, что формы, и методы воспитательной работы в исследуемые годы изменялись в соответствии с конкретной исторической обстановкой. Основным направлением в деятельности руководителей и, прежде всего офицеров, являлась воспитательная работа с различными категориями людей. Она была нацелена на формирование высоких нравственных качеств, понимание необходимости труда военных судоремонтников в интересах флота. В ходе организации и проведения воспитательной работы особое внимание уделялось учету характера, а также социальных, образовательных, национальных и других особенностей матросов, состоянию их здоровья, взаимоотношениям в семье и коллективе.

С учетом проводимых реформ особым направлением работы комсостава было формирование у личного состава экономического мышления, расширение кругозора командного состава, помощь в судоремонте.

5. Эффективность функционирования судоремонтных частей зависела от многих факторов, однако, решающая роль отводилась человеку, его профессиональным качествам, морально-нравственному облику, трудовой активности. Сущность перестройки воспитательной работы заключалась в научно обоснованной деятельности комсостава, управленческих структур по приведению содержания, форм и методов работы в полное соответствие с законами, уставами, приказами и указаниями командования.

6. Роль воспитательной работы в перестроечное время состояла в том, чтобы добиться больше самостоятельности, а гласность и демократию направить на устранение недостатков, успешное выполнение задач, стоящих перед коллективами, на укрепление дисциплины и наведение порядка.

Принижение роли флотской общественности в решении задач, стоящих перед военными и гражданскими судоремонтниками, — одна из главных причин низкого состояния дисциплины в коллективах.

Это было вызвано тем, что процесс демократизации развивался медленнее не столько из-за недостаточности общественных организаций, сколько из-за отсутствия правового механизма их взаимоотношений с комсоставом. Многие офицеры и прапорщики не учитывали в своей работе мнение подчиненных, работали по инерции. Исходя из этого, командование ВСО и руководство СРЗ сосредоточивали внимание в воспитательной работе на расширение гласности, установлении тесных связей с коллективом при принятии решений.

Работа сержантского состава по укреплению трудовой и воинской дисциплины среди подчиненных подтверждает вывод о том, что они должны обладать хорошими знаниями, организаторскими способностями, проявлять заботу о подчиненных, инициативу, самостоятельность, строго соблюдать уставы и наставления. Этой категории командиров требовалось обладать не только глубокими знаниями, но и выдержкой, навыками работы, большой эрудицией и культурой, всесторонним кругозором и умением работать не только с военными, но и с гражданскими рабочими. При рассмотрении места и роли сержантов в наведении порядка нужен всесторонний подход, а именно профессиональный, психолого-педагогический, конкретно-исторический, социально-технический, ибо младшие командиры выступали не только как руководители небольшого коллектива, а как представители государства, которые были наделены властью по отношению к военным строителям.

В судоремонте, где сержантский состав представлял самую многочисленную категорию командиров (во взводе 4 сержанта, в роте — 16, в отряде от 48 до 80 чел.)1, предъявлялись повышенные требования к их подготовке в короткий промежуток времени, с высоким качеством. В рамках судоремонта этого можно было добиться путем отбора и обучения их в 65 учебном комбинате КМОЛЗ, где готовили специалистов для частей судоремонта, имелась хорошая материальная база, а также подготовительный командный и преподавательский состав.

8. Основополагающим направлением в работе руководства ВСО и СРЗ была забота о качественном овладении судоремонтниками нужными заводу специальностями и совершенствование их мастерства. Эти задачи решались дифференцированно с учетом характера выполняемых работ и особенностей судоремонтного производства. Работа офицеров, мичманов и прапорщиков, сержантов и руководителей из числа гражданского персонала представляла целостную систему мер направленных на обеспечение гибкости, обучения и воспитания, высокого качества учебы, заинтересованности в конечных результатах всех участников.

9. Процесс перестройки воспитательной работы в частях судоремонта шел медленно. С одной стороны, из-за безразличия к происходящему со стороны комсостава, с другой из-за отсутствия четкого механизма взаимоотношений между военными и гражданскими рабочими. Военнослужащие были скованы рамками уставов, присягой, а гражданские рабочие — ограничениями на право забастовки. Многие руководители потеряли идеологические ориентиры, что немедленно сказалось на организации производства, состоянии дисциплины и порядка. Офицеры и инженерно-технический состав заводов вообще перестали участвовать в воспитательном процессе военных судоремонтников. Отказ объяснялся тем, что это не входит в их компетенцию, и деньги за эту работу им не платят. В то же время потребность в использовании матросов для работ сверхурочно, в выходные и праздничные дни резко возросла, так как гражданские рабочие участвовали в митингах, демонстрациях, совершали прогулы, поэтому требовалось восполнение трудовых потерь. Такую возможность командование заводов изыскало, привлекая матросов, притом за минимальную плату или бесплатно. Это вызвало конфликтные ситуации между руководством СРЗ и ВСО. Негативные взаимоотношения между военными и гражданскими рабочими не были преодолены вплоть до расформирования судоремонтных частей.

10. В исследуемый период были упразднены политические органы, партийные и комсомольские организации, сокращены должности политработников на СРЗ и ВСО. На смену им пришли новые структуры по работе с личным составом. Все это повлекло спад воспитательной работы, отрицательно сказалось на состоянии дисциплины, уставного порядка и производственную деятельность коллективов. 1991;1995 г. г. были трудными, так как происходил поиск новых более эффективных форм и методов воспитательной работы в судоремонте. Он длился долго, порой безрезультатно.

На основе вышеизложенного, выскажем ряд практических предложений и рекомендаций:

1 .Учитывая слабую разработку научных основ организаторской и воспитательной работы по укреплению воинской и трудовой дисциплины в судоремонте, а также возможность использования матросов при восстановлении судоремонтных мощностей, целесообразно расширить и продолжить тематику научных исследований в этом направлении.

2. Подготовить к изданию книгу публицистического характера, посвященную истории судоремонта, создании и применении ВСО на СРЗ ВМФ.

3. В связи с тем, что в настоящее время судоремонт кораблей обеспечивается на уровне 5−10% от потребности, а финансирование улучшается медленно, целесообразно подготовить ряд статей и докладов ученых и специалистов о возобновлении использования матросов в военном судоремонте. Как пишет контр-адмирал Г. Г. Костев — только за счет правильного перераспределения усилий и средств можно обеспечить судоремонтом до 35% кораблей, а с применением ВСО это будет дешевле и оперативно. Если учесть, что в настоящее время в судоремонте нуждается около 70%' кораблей и судов ВМФ, такая постановка вопроса была бы перспективной.

4. Ученым Института военной истории МО РФ, преподавателям военных академий, институтов, академий водного транспорта, руководителям предприятий было бы целесообразным принять участие в исследовании этой проблемы и подготовить труд, обобщающий работу ремонтников флота, что позволит глубже раскрыть одну из важных проблем в деятельности ВМФ — судоремонт, его роль в укреплении боеготовности флота страны.

5. С целью распространения передового опыта и защиты прав судоремонтников ВМФ, создать общественную организацию «Союз военных судоремонтников». Разработать предложения по повышению престижа этой профессии.

6. В условиях финансовых затруднений в целях необходимой поддержки флота со стороны общества, понимая важность ВМФ, через литературу, искусство, прессу и телевидение развернуть широкую пропаганду значения флота для России.

7. В целях пропаганды роли и значения морских сил страны в настоящем и будущем было бы целесообразно учредить Морской орден, которым награждать за заслуги в деле укрепления флота, в т. ч. судоремонта.

8. Ускорить принятие «Закона о Флоте «который должен определить: деятельность, задачи и программу строительства флота, а значит судоремонта.

1 См.: Костев Г. Г. Военно-Морской Флот страны в последние полвека. М., 2000. С. 602.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Документы государственных и партийных органов
  2. Конституция (Основной закон) СССР. -М., 1985.
  3. Конституция Российской Федерации- М., 1993.
  4. Материалы XXVII съезда КПСС. -М., 1986.
  5. Материалы XXVIII съезда КПСС. -М., 1990.
  6. Материалы XXV съезда КПСС. -М, 1976.
  7. Материалы Пленума ЦК КПСС 5−7 февраля 1990 г. -М, 1990.
  8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001−2005 гг.». -М., 2001.18. Программа КПСС. М., 1986.
  9. Постановление СМ РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР». М., 1993.
  10. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441 «о утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе». М., 1999.
  11. На страже Отечества. Об истории Российского государства, его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. М., 1998.
  12. Национальная морская политика России. М., 2000.
  13. О коренной перестройке управления экономикой (сборник документов).-М., 1988.
  14. Общевоинские уставы Вооруженных Сил СССР. М., 1977.
  15. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ. -М., 1994.
  16. Основные положения военной доктрины РФ. Указ Президиума РФ № 1833 от 21.Х. 1993 г.-М., 1993.
  17. Обращение Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О нравственном и военно-патриотическом воспитании молодежи и повышенииуровня культуры военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и органов безопасности». -М., 1998.
  18. Закон РФ от 17 июня 1999 г. «Об основах охраны труда в РФ. М., 1999.
  19. Закон РФ от 31 мая 1996 г. «Об обороне». -М., 1996.
  20. Закон РФ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе».- М., 1998.
  21. Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г.-М., 1995.
  22. Уголовно-испровительный кодекс РФ от 18 декабря 1996 г.-М., 1996
  23. B.C. РФ от 27 декабря 1991г. №> 2123−1.-М., 1992.
  24. Социальная защита военнослужащих. -М., 1993.
  25. Социально-правовая защита военнослужащих (сборник нормативных актов и образцов документов). С-Пб., 1994.
  26. Хозрасчет и самофинансирование трудового коллектива. М., 1988.
  27. Приказы, директивы и другие документы военных органов
  28. О мерах по использованию в армии и на флоте закона РФ «О статусевоеннослужащих» МО РФ. Приказ МО РФ от 7 февраля 1993 г. № 50. М., 1993.
  29. О мерах по выполнению в МО РФ федерального закона «О статусе военнослужащих». Приказ МО РФ от 19 июня 1998 г. № 300. М., 1998.
  30. О совершенствовании порядка подготовки и ввода в строй молодого пополнения. Приказ МО СССР от 21 октября 1988 г. № 345.-М., 1988.
  31. О введении в действие Положения о ВСО МО СССР. Приказ МО СССР от 30 мая 1977 г. № 175. М., 1977.
  32. О порядке назначения и выплаты в Министерстве обороны РФ государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу и их семьям. Приказ МО РФ от 8 октября 1994 г. № 350.-М, 1994.
  33. О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных силах РФ. Приказ МО РФ от 22 сентября 1995 г. № 315.-М, 1995.
  34. О мерах по укреплению дисциплины и наведению порядка в армии и флоте. Приказ МО СССР от 19 августа 1987 г. № 160. -М., 1987.
  35. О введении в действие Положения о вещевом обеспечении СА и ВМФ. Приказ МО СССР 1973 г. № 80, — М ., 1973.
  36. О введении в действие Положения о войсковом хозяйстве в Вооруженных силах. Приказ МО СССР от 22 февраля 1977 г. № 105.-М., 1977.
  37. О введении Инструкции по организации дознания в С, А И ВМФ. Приказ МО СССР от 4 января 1978 г. № 1.-М., 1978.
  38. Об объявлении актов законодательства о военной службе офицерского состава ВС СССР. Приказ МО СССР от 6 апреля 1985 г. № 100.-М., 1985.
  39. Об укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров. Приказ МО СССР от 23 января 1980 г. № 18, — М., 1980.
  40. Материалы для политических занятий с военными строителями. М., 1984.
  41. Памятка председателю и членам офицерских товарищеских судов чести ПУТОФ. // Боевая вахта, 1983.
  42. Рекомендации по борьбе с глумлениями и издевательствами на флоте. С. «На страже Заполярья», 1987.
  43. Мужской разговор (что нужно знать о военной службе по призыву). М, 1999.
  44. Сборник. Рекомендации по отработке организации службы, укреплению воинской дисциплины и контролю за ее состоянием в ВСО (отдельных ротах) в/ч 26 929. Кронштадт, 1989.
  45. Положение о присвоении «Отличник судоремонта» матросам, сержантам, прапорщикам, мичманам и офицерам ВСО /для судоремонта/. KMOJI3-K., 1977.
  46. Военный энциклопедический словарь. М., 1984.
  47. Военно-морской словарь. М., 1984.
  48. Советский энциклопедический словарь. -М., 1990.3. Журналы и газеты
  49. Безопасность (Москва). 2001. № 1,2.
  50. Военная мысль (Москва). 1984 № 3- 2000 № 7- 2002 № 2.
  51. Страницы морской истории. (Симферополь). -1997. № 1, 2.
  52. Технология судоремонта.(Санкт-Петербург). 1996. № 2- 1997 № 1,2- 1998 № 1.
  53. Искра (Москва). 2002 № 7, 8.36. «Виктория"-Большой сбор (Москва).-2002. № 1.
  54. Морской флот (Москва).-2001.№ 1,4.
  55. Охрана труда (Москва).-2000 № 5,8- 2002 № 3,7,12- 2003 № 1.
  56. Служба кадров (Москва).- 2002 № 11- 2003 № 3.
  57. Военные знания (Москва).- 1984. № 6- 1987. № 9−1993. № 3- 1995 № 7- 1999 № 10- 2002 № 8.
  58. Морской пехотинец (Москва).- 2001 .№ 1,2,8,12.
  59. Регион содружества (Москва).-2002 № 5.
  60. Российская Федерация сегодня. (Москва), 2003, № 2,3.
  61. Боевая вахта. (Владивосток), 1976 г. 15 декабря, 1977 г. 25 марта, 1980 г. 27 ноября, 1982 г. 5 ноября.
  62. Ветеран. -2002 г. 19 мая, 41 ноября.
  63. На страже Заполярья, 1989 г.23 февраля: 1991 г. 9 мая- 1993 г. 7ноября.
  64. Бригантина, 2001 г. 8 марта, 1сентября- 2002 г. 9мая.
  65. Мартыновец (Кронштадт), 1975 г. 16 января, 6 февраля, 3 апреля, 17 апреля, 1980 г. 28 августа, 16 октября, 1986 г. 2 июля, 15 августа, 19 ноября, 1988 г. 3 мая, 1990 г. 5 мая, 11 мая, 31 августа.
  66. Независимое военное обозрение, 2001 г. 15 июня.
  67. Правда России, 2002 г. 28 мая, 2003 г. 11 февраля.
  68. Сыны Отечества, 2003 г. 4 апреля.
  69. Российская газета, 1998 г. 2 апреля, 2002 г. 13 ноября.
  70. Южные горизонты, 2002 г. 29 июля.
  71. Суворовский натиск (Хабаровск). 1982 г. 3 сентября, 1983 г. 22 ноября.
  72. Флаг Родины (Севастополь). 1996 г. 8 февраля, 1997 г. 15 марта.
  73. Московская правда, 1987 г. 29 января.
  74. Ленинец. (Севастополь). 1989 г. 3 ноября, 1990 г. 31 августа.
  75. Знамя труда (Владивосток), 1978 г. 2 февраля, 4 мая, 5 августа.
  76. Советская Россия. 1992 г. 22 февраля, 2002 г. 27 июля, 21 ноября.
  77. Экономическая газета. 1992, № 2, январь.4. Монографии и статьи
  78. В.К. Поднять роль младшего командира в деле боевой и политической подготовки бойца. Статьи и речи. М., 1963.
  79. В.А. Флот в белой борьбе. М., 2002.
  80. В.И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан. М., 2001.
  81. Н.М. Деятельность КПСС по подготовке и воспитанию офицерских кадров военно-строительных частей Вооруженных сил. -М., 1989.
  82. Д.А. Основы политического и воинского воспитания. -М., 1984.
  83. С. Ю. Кто в стране хозяин?. -М., 2001.
  84. С.Ю. и др. Белая книга. Экономические реформы в России 1991 -2001г.г.-М., 2003.
  85. Г. И. и др. Военно-патриотическое воспитание. М., 1989.
  86. A.JI. Воспитание мужества, — М., 1979.
  87. А.Г. Командиру о военно-уголовном законодательстве. М., 1985.
  88. М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1988.
  89. В.М. Все океаны рядом. М., 1984.
  90. С.Г. На южном приморском фланге. М., 1984.
  91. Ю.И. Идейно-политическое воспитание личного состава военно-строительных частей в 1971—1985 гг..-М., 1995.
  92. Ф.Н. Унылые для флота не пригодны- Красная Звезда, 1993 г. 11 марта.
  93. А.Н. Энциклопедия военного искусства.-М., 1997.
  94. А.И. Высокий нравственный дом общества. -М., 1989.
  95. Дейл Карнеги. Как выработать уверенность в себе, и влиять на людей, выступая публично. К., 1989.
  96. В.О. и др. На службе Отечеству. -М., 1998.
  97. А.Я. История Российского флота. -М., 2000.
  98. М.И. Избранные труды. -М., 1956.
  99. М.И. Солдатская памятка. СПб, 1915.
  100. М.И. Офицерская памятка, мысли и афоризмы. СПб., 1892.
  101. В.П. Вооруженные Силы России. М., 1998.
  102. Дорохов А.П.и др. Техника безопасности на судоремонтном заводе.-М» 1965.
  103. Е.П. Ленинский комсомол на защите социалистического Отечества. -М., 1988.
  104. Г. М. Фарватерами флотской службы. -М., 1999.
  105. Г. К. Воспоминания и размышления. М., 1978.
  106. А.Н. Защита Отечества обязанность каждого гражданина. -М., 1998.
  107. В.П. Важный патриотический почин. Подводник России. М., 2003., № 2.
  108. И.С. Избранные труды. Океанология, география и военная история. -М., 1984.
  109. В.И. Нация государство — безопасность. -М., 1999.
  110. А.Н. Советские военные строители. М., 1988.
  111. Г. Г. Военно-Морской флот страны в последние полвека. М., 2000.
  112. И.М. Последний парад наступает. М., 1998.
  113. И.М. На службе океанскому флоту. -М., 2000.
  114. В.Н. Деятельность офицерских кадров по укреплению дисциплины среди военных строителей в 1985—1993 гг.. М., 1995.
  115. В.Н. Морская мощь России: на пути становления и развития // Военная мысль. 2002, № 2.
  116. С.Г. Каково финансирование таков и флот. — НВО, 2001 г., 15 июня.
  117. Н.А. С просторов мирового океана мы не уйдем // Военная мысль. 2000, № 7.
  118. .С. Военная профессия строитель. -М., 1985.
  119. КорчакЯ. Педагогическое наследие.-М., 1990.
  120. О. П. и др. Трудовые ресурсы. Профессиональная подготовка рабочих кадров. М., 1980.
  121. П.Н. Офицерская юность. М., 1975.
  122. К.С. и др. Экономика, организация и планирование флота. М., 1970.
  123. В.И. О новой экономической политике. -М., 1997.
  124. В.И. Как организовать соревнование ПСС. Т.35.
  125. О.В. и др. Всемирная история флота. В., 2001.
  126. И. А. Добрый след на земле. М., 1988.
  127. А.С. Вооруженные силы в современном мире. М., 1984.
  128. Н. Воспитание генерала и офицера, как основа побед и поражений.-СПб, 1910.
  129. В.В. На службе Отечеству. -М., 1998.
  130. А.С. Воспитание гражданина. М., 1988.
  131. Немирович-Данченко В.И., Скобелев. -М., 1993.
  132. Н.В. и др. Советская военная энциклопедия. Т.7. -М., 1979.
  133. Н.В. и др. Советская военная энциклопедия. Т.8. — М., 1980.
  134. Н.И. и др. Отчизны верные сыны. Краснодар, 2002.
  135. В.А. Как воспитывать настоящего человека. -М., 1989.
  136. А.В. Наука побеждать. М., 1952.
  137. И.Д. и др. История отечественного судостроения. Т. 1−5-СПб, 1996.
  138. А.В. Воспитатель в войсках. Дисциплина как основа этого воспитания. СПб., 1912.
  139. И.И. Перестройка организаторской и воспитательной работы военно-строительных частей в условиях новых методов хозяйствования (19 851 991 гг.). -М., 1991.
  140. М.В. Избранные произведения. М., 1957.
  141. .М. Флот современной России. -М., 2002.
  142. Н.В. На подводной орбите.-М., 1977.
  143. В.Н. На морских и океанских просторах. М., 1987.
  144. В.А. Воспитание дисциплинированности у матросов в подразделениях учебных отрядов подводного плавания ВМФ СССР. — JL, 1967.
  145. С.Е. Верность воинскому долгу. М., 1998.
  146. Раш К. Б. Христос воскресе, матросы!.- М., 2001.
  147. В.И. Устройство и управление маломерными судами.-М., 2002.
  148. Большой сбор «Народное движение 300 лет Российскому Флоту». М., 1987.
  149. Дважды Краснознаменный Балтийский флот. М., 1990.
  150. Краснознаменный Северный флот. -М., 1979.
  151. Краснознаменный Тихоокеанский флот. -М., 1987.
  152. Краснознаменный Черноморский флот. -М., 1983.
  153. На службе Отечеству (Об истории Российского государства и его Вооруженных Силах, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы).-М., 1998.
  154. ЦВМА. 65 УК, Д 1, Д 12,1976−1993 гг.
  155. ЦВМА в/ч 2 040. Д 1, Д 7. 1976−1995 гг.183
  156. ЦВМА в/ч 54 605 и 29 СРЗ. Д 1, Д 30. 1973−1992 гг.
  157. ЦВМА в/ч 63 971. Д 5, Д 37, Д 44. 1974−1992 гг.
  158. ЦВМА в/ч 26 929. Д 1, Д 2, Д 5, Д 7, Д 8, Д 9, Д 10, Д 11, Д 12, Д 13, Д 25. 1973−1995 гг.
  159. ЦА КМОЛЗ Д 2, Д 19, Д-24, Д-25, Д-26. 1973−1995 гг.
  160. Текущий архив в/ч 26 929 Д 4, Д 8, Д 80, Д 200. 1973−1995 гг.
  161. Текущий архив в/ч 9 726. Д ВСО. 1975−1994 гг.
  162. Текущий архив 179 СРЗ. Д ВСО. 1986−1993 гг.
  163. Текущий архив в/ч 81 226. Д ВСО. 1975−1992 гг.
  164. Текущий архив в/ч 20 213. Д ВСО. 1975−1991 гг.
  165. Текущий архив в/ч 87 069. Д 37, Д 39, Д 42, Д 45, Д 46. 1973−1995 гг.
Заполнить форму текущей работой