Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-экономический механизм развития регионального агропромышленного комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проводимая аграрная реформа в Российской Федерации, направленная на изменение производственных отношений в отраслях агропромышленного комплекса, формирование многоукладной экономики и создание рыночного механизма регулирования производства к сегодняшнему дню не достигла своей конечной цели и поставила задачу решения множества проблем, связанных с выводом агропромышленного комплекса из кризисного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы развития социально-экономических процессов в АПК
    • 1. 1. Социально-экономические проблемы развития Республики Ингушетия в современных условиях
    • 1. 2. Объективные предпосылки необходимости государственного регулирования АПК
  • Глава 2. Современные организационно-экономические условия развития АПК Республики Ингушетия
    • 2. 1. Современное состояние и тенденции развития сельскохозяйственного производства Республики Ингушетия
    • 2. 2. Оценка факторов-социально-экономического развития АПК Республики
  • Ингушетия
  • Глава 3. Направления совершенствования экономического механизма в агропромышленном комплексе
    • 3. 1. Совершенствование форм и методов государственного регулирования АПК
    • 3. 2. Основные направления развития интеграции и кооперации в аграрном секторе

Социально-экономический механизм развития регионального агропромышленного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Важной составляющей экономики страны является аграрный сектор, объединяющий почти треть отраслей народнохозяйственного комплекса. Развитие агропромышленного комплекса (АПК) определяет уровень продовольственного обеспечения населения и социально-экономическую ситуацию в стране.

Формирование эффективного аграрного комплекса невозможно без построения соответствующего экономического механизма, обеспечивающего сбалансированное и стабильное развитие рынка. Прошедшие годы реформ показали, что потребность в таком механизме все больше возрастает, т.к. устранение регулирующего воздействия со стороны государства усилило диспаритет отношений в АПК и привело к спаду объемов сельскохозяйственного производства, сформировало глубокие диспропорции на селе, резко снизило жизненный уровень населения.

В результате реформ в российском агропродовольственном комплексе произошли существенные социально-экономические преобразования. Изменилась институциональная среда, возник многоукладный сектор экономики.

Новые организационно-правовые формы собственности и хозяйствования вызвали необходимость изучения совокупности природных, организационных, экономических, социальных, технологических проблем сельскохозяйственного производства.

Состояние агропродовольственного комплекса России после двадцатилетнего периода его реформирования характеризуется сложными и противоречивыми чертами и тенденциями. С одной стороны, происходит действие рыночных регуляторов, меняется экономическое поведение товаропроизводителей, существенно преобразуется вся система его межотраслевых связей. С другой стороны, аграрная реформа привела к ухудшению социально-экономической ситуации в агросистеме. В этих условиях особое значение приобретает ускорение интеграционных процессов, разработка методических соснов формирования интегрированных образований, кардинальным образом меняющих процесс производства продуктов питания, структуру рынка и механизм его координации.

Проводимая аграрная реформа в Российской Федерации, направленная на изменение производственных отношений в отраслях агропромышленного комплекса, формирование многоукладной экономики и создание рыночного механизма регулирования производства к сегодняшнему дню не достигла своей конечной цели и поставила задачу решения множества проблем, связанных с выводом агропромышленного комплекса из кризисного состояния. Наряду с целым комплексом мер по совершенствованию реформирования сельского хозяйства одним из важнейших средств, наиболее сильнодействующих на эффективность производства, является создание хорошо отлаженного, адекватного многоукладной экономике и рыночным отношениям, экономического механизма хозяйствования сельскохозяйственных организаций. Без разработки принципиально новых подходов к формированию и функционированию экономического механизма хозяйствования решить сложные задачи углубления реформирования аграрного сектора и реализации комплекса мер по повышению эффективности сельского хозяйства в условиях коренных преобразований производственных отношений не представляется возможным. I.

Рассматриваемая совокупность проблем и условий имеет ярко выраженную региональную специфику. В обеспечении устойчивого развития экономики Республики Ингушетия важное место принадлежит агропромышленному комплексу, обеспечивающему не только продовольственную безопасность, но и определяющей социальный климат региона.

Недостаточная изученность ее отдельных теоретических и прикладных аспектов, их нерешенность с учетом специфических особенностей Республики Ингушетия предопределили выбор темы диссертационного исследования и рассматриваемый в ней крут вопросов.

Степень разработанности темы исследования. Проблемы устойчивого регионального развития приобрели особую значимость в связи с выбором стратегии дальнейшего реформирования экономики.

Большой вклад в исследование проблемы формирования и функционирования экономического механизма в аграрной сфере внесли ученые-экономисты В. Р. Боев, И. Н. Буздалов, Г. Ш. Гайдуцкий, P.A. Добрынин, A.M. I.

Емельянов, А. П. Зинченко, В. И. Кудряшов, В. В. Милосердое, К. И. Папкова, Б. И. Пошкус, А. Ф. Серков, Е. В Серова, Н. Г. Тарасов, В. И. Фролов, И.В. Хиц-ков, A.A. Шутьков и многие другие.

Региональные аспекты формирования агропромышленного комплекса рассматривались в трудах М. Х. Балкизова, Б. Б. Басаева, Г. Х. Батова, П.Е. Га-сиева, JI.3. Гукежевой, А. Х. Дикинова, B.C. Мисакова, Х. Х. Сохрокова, Б. М. Рахаева, Ю. Б. Узденова, В. З. Шевлокова и др,.

Вместе с тем, не все аспекты данной проблемы исследованы в полной мере, многие вопросы продолжают оставаться дискуссионными и не находят однозначного решения. Накопленный научный потенциал оказался недостаточным для реализации принципа системного исследования, разработки комплекса организационно-экономических мер формирования и эффективного функционирования экономического механизма хозяйствования в условиях становления рыночных отношений. Часть концептуальных положений требует переосмысления в связи с тем, что основные теоретические и научные прикладные вопросы исследовались в условиях административно-плановой системы управления экономикой.

Важность решения и недостаточная изученность данных и связанных с ними проблем определило объективную потребность проведения комплекса исследований по вопросам управления развитием экономических и социальных процессов в аграрном секторе региональной экономики.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационной работы заключается в разработке теоретических основ, методических подходов и практических рекомендаций по совершенствованию социально-экономического механизма агропромышленного комплекса региона.

В соответствии с этой целью были определены конкретные задачи работы:

— изучить теоретические вопросы, связанные с формированием экономических и социальных отношений в сфере регионального агропромышленного комплекса на современном этапе;

— исследовать теоретические и методические основы сущности экономического механизма хозяйствования в условиях становления и развития региональной рыночной системы;

— изучить состояние и тенденции развития экономических процессов регионального АПК и уровень экономического и социального потенциала;

— дать оценку тенденций развития социально-экономических процессов регионального АПК в результате рыночных трансформаций;

— разработать организационно-экономический механизм регулирования АПК Республики Ингушетия для реализации стратегии его устойчивого социально-экономического развития;

— предложить практические рекомендации по совершенствованию интеграционных процессов на стадиях производства, переработки и реализации продукции.

Объект исследования. Объектом исследования является АПК Республики Ингушетия, рассматриваемый как сложная многоуровневая социально-экономическая система.

Предмет исследования. Предметом исследования являются социально-экономические отношения, определяющие стратегию устойчивого развития Республики Ингушетия, условия и факторы ее реализации.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Диссертационное исследование выполнено в соответствии с п. 5.18. «Разработка проблем функционирования и развития предприятий, отраслей и комплексов в регионахрегиональное использование природно-ресурсной базы» специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика).

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученных, посвященные проблемам устойчивого развития и особенностям поведения сложных социально-экономических систем, формирования и регулирования агропродовольственного комплекса, законодательные и нормативные акты по вопросам развития экономических и социальных процессов Правительства Российской Федерации, Постановления и распоряжения Правительственных и исполнительных органов Российской Федерации и Республики Ингушетия, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, а также Министерств экономического развития и торговли Российской Федерации и Республики Ингушетия, статистические данные за ряд лет.

Исследование выполнено с использованием методологического арсенала научных исследований: методы статистического исследования, экономический, монографический, метод социологических экспертной оценки, опросных данных.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующих концептуальных и методических положениях:

— теоретически обоснованы причины, условия и факторы, указывающие на современные социально-экономические проблемы развития Республики Ингушетия;

— дана экономическая оценка деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности и хозяйствования в регионе и выявлен их реальный потенциал в условиях продолжающихся негативных экономических процессов;

— выявлена неадекватность направлений проведенной реформы в аграрном секторе основным принципам эффективного функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в регионе и обоснована объективная необходимость государственного протекционизма в отношении аграрного производства;

— сформулированы основные положения совершенствования организационно-экономического механизма функционирования регионального АПК;

— определены основные направления развития и углубления интеграционных процессов в аграрном секторе Республики Ингушетия, предложены перспективные формы взаимосвязи сельскохозяйственных товаропроизводителей с предприятиями АПК региона.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования в ходе дальнейшей разработки проблемы формирования экономических и социальных отношений, в работе органов регионального управления при разработке эффективных мер государственного воздействия на развитие экономических и социальных процессов в Республике Ингушетия и соседних регионов, находящихся в схожих социально-экономических условиях. Реализация на практике изложенной в диссертации концепции преобразования социально-экономических отношений в АПК позволит повысить эффективность государственной политики и стратегии социально-экономического развития агропромышленного производства, обеспечить рост его результативности.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования были использованы при формировании программ развития экономических и социальных отношений в аграрном секторе Республики Ингушетия до 2020 года. Предложения автора были доложены и получили положительные отзывы на научно — практических конференциях и семинарах в Москве, Ставрополе, Оренбурге и других городах.

Публикации. По результатам исследований опубликованы семь работ общим объемом 2,0 п.л.

Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы из 144 наимено.

Заключение

.

Проведенные исследования позволяют сделать ряд обобщающих выводов.

Социально-экономические преобразования в стране, в том числе и в аграрном секторе, начавшиеся много лет назад, сегодня не привели к устойчивому развитию АПК.

Агропромышленный комплекс является одним из важнейших подкомплексов общественного производства. Он обеспечивает население продуктами питания, выступает как поставщик сырья для предприятий многих отраслей, сам потребляет продукцию других производств. Любые реформы в АПК, в том числе переход на рыночные отношения, должны содействовать этому. Вместе с тем, при переходе к рынку, что было вызвано объективными условиями и мировыми тенденциями, наша страна не только не воспользовалась преимуществами, которые обладают рыночные отношения, но и в результате непродуманной аграрной политики произошло резкое падение основных показателей производственного потенциала.

В результате ухода государства от ответственности за экономику в аграрном секторе и созданных неблагоприятных макроэкономических условий произошел разрыв эквивалентных соотношений между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, что лишило основную массу сельскохозяйственных товаропроизводителей ресурсов не только для расширенного, но и простого воспроизводства. При этом снизилась финансовая поддержка сельского хозяйства государством из консолидированного бюджета. Осуществляемые преобразования привели не к росту, а к падению производства, не позволили избежать глубокого системного кризиса в аграрном секторе экономики. Спад производства сопровождается катастрофическим разрушением производительных сил, истощением земель, сокращением поголовья и его продуктивности, разрушением материально-технической базы, потерей дееспособных трудовых ресурсов, прекращением инвестиционной деятельности и т. д. Состояние материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий мало способствует совершенствованию экономических и социальных процессов, производству конкурентоспособной продукции. Реформирование сельского хозяйства привело к нарушению производственных связей, а диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию окончательно подорвал и без того слабую экономическую базу, что обусловило кризисное состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Исследования подтвердили, что с падением технологической и экономической эффективности, существенно снизилась и социальная эффективность сельскохозяйственного производства. В сложившейся ситуации значительная часть хозяйств и сельскохозяйственных организаций обанкротилась, что привело к сокращению выпуска продукции, потере рабочих мест, уходу из села наиболее квалифицированной рабочей силы из-за низких доходов и бедности сельского населения, резкому ухудшению демографической ситуации.

Проведенный в работе анализ позволил выявить причины, приведшие сельское хозяйство страны к такому состоянию: отсутствие стратегической научно-обоснованной концепции развития АПК страны, основанной на реальных материальных и финансовых возможностях, научном, техническом, технологическом, людском потенциалахнесовершенные формы финансово-хозяйственных отношений между сельхозтоваропроизводителем, промышленником, сферой торговли, потребителемотрыв науки от практики, а зачастую полное ее игнорированиенеуважительное отношение к труженику села, выраженное низким уровнем материального достатка и развития инфраструктуры производств и социальной сферыциничное ограбление сельхозтоваропроизводителя через присвоение государством и разного рода посредниками произведенной продукции, фискальную, налоговую и финансово-кредитную политикунеуправляемый и безудержный рост цен на энергоносители, постоянно растущий диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукциюполное отсутствие поддержки отечественного сельхозтоваропроизводителя через стимулирование тарифами на энергоресурсы, ценами на сельскохозяйственную технику, удобрения и др.- управление экспортом зарубежной сельхозпродукциинизкий уровень механизации ручного труда и технической оснащенности сельскохозяйственного производствакабальные взаимоотношения между производителем сырья и переработчиком сельхозпродукции.

Проведенные исследования показали, что основу регулирования АПК составляют рыночные методы. Вместе с тем, продовольственный рынок и сельское хозяйство не являются саморегулирующимися секторами хозяйственной системы. Это обуславливает необходимость государственного регулирования продовольственного рынка и сельского хозяйства при весьма значительных затратах со стороны государства.

На федеральном уровне необходимо: ценовое регулированиеналоговое регулированиерегулирование кредитно-финансовых отношенийрегулирование рынка сельскохозяйственной продукции и средств производства для АПКдотационные и другие формы внеценового регулированияуправление стандартизацией. •.

Наряду с федеральной системой государственной поддержки при адаптивном управлении возрастает роль региональных органов, которые регулиI руют местный аграрный рынок. Основное внимание необходимо уделять обеспечению справедливой конкуренции в борьбе с монополизмом для обеспечения равномерности распределения прибыли от продажи продовольствия на региональном рынке. Сохранение и поддержание продовольственной безопасности на высоком уровне является приоритетной целью управления агропромышленным комплексом. Подчиненными к ней являются такие подцели как стабильность и предсказуемость продовольственного обеспечения страны, повышение эффективности производства продовольствия, сохранение занятости сельского населения, обеспечение конкурентности российских продовольственных товаров средствами таможенного регулирования и создание эффективной системы управления АПК. На региональном уровне предлагаются следующие направления регулирования АПК: сезонное финансирование и кредитование сельхозтоваропроизводителейцелевое дотирование важнейших производствформирование регионального продовольственного фондасодействие кооперации и интеграции.

Необходима серьезная корректировка действующей системы государственного регулирования аграрного сектора экономики путем всесторонней: поддержки производителей. При этом необходимо использовать все вышеназванные экономические рычаги, действие которых создаст благоприятнухсэ конъюнктуру для роста производства сельскохозяйственной продукции и формирования эффективной социально-производственной инфраструктуры н сельской местности.

Аграрный сектор имеет огромные потенциальные возможности и большие перспективы. Располагая 9% мировых сельскохозяйственных угодий и 2,5% населения Земли, Россия может не только обеспечить себя качественным продовольствием, но и поставлять конкурентную продукцию аа мировой рынок. Но для этого нужны другие экономические условия, использование достижений научно-технического прогресса и хорошо подготовленные кадры.

Необходимо усиление государственного регулирования для вывода агропромышленного производства из кризиса. Это позволит предметно управлять процессом финансового оздоровления аграрного сектора экономику, восстановить платежеспособность аграрного производителя и превратить его в самостоятельного потребителя техники, удобрений, новых технологий, быть восприимчивым к достижениям научно-технического прогресса, конкурентоспособным на рынках продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. № 237, 25 декабря.
  2. Федеральный закон РФ от 09 июля 2002 № 83-Ф3 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» // Российская газета. 2002. № 127, 13 июля,
  3. Федеральный закон РФ от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Российская газета. 2002. № 137, 27 июля.
  4. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», (проект, одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 22.05.2002 г., протокол № 17), 2002.
  5. Н.С. К вопросу о разработке концепции программных мероприятий по содействию занятости населения с учетом социального и экономического развития Южного Федерального округа, тенденций и прогнозов на среднесрочную перспективу, Ростов-на-Дону, 2002.
  6. Ф., Рудиев А. Приоритетные направления развития хозяйств населения. // АПК: экономика, управление. 2008. — № 10. С. 43−46.
  7. С., Колтунов Г. Агропромышленному производству надежную материальную базу. // АПК: экономика, управление. — 2007. — № 5. С. 15−19.
  8. А.И., Макин Г. И. Региональный продовольственный рынок: проблемы формирования и развития, М., 1997.
  9. В. Рынок средств производства и услуг в возрождении аг-ропромпроизводства. // Экономика сельского хозяйства России. 2005.- № 11. С. 11.
  10. Ю.Андрюнин A.B., Коровкин А. Г., Парбузин К. В. Взаимодействие региональных рынков труда: опыт анализа и прогнозирования движения населения и рабочей силы, М., 2000.
  11. П.Арьков A.B., Дмитриенко О. М. Государственный лизинг как наиболее эффективный инвестиционный ресурс развития сельскохозяйственных предприятий. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. — № 2. С. 22−24.
  12. В., Крылова Е. Малое предпринимательство в решении проблемы занятости. // Российский экономический журнал. 1996. — № 10. С. 40−46.
  13. A.B., Хахнаева Е. Ю. Лизинг сельскохозяйственной техники: использование возможности государственно-частного партнерства. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. -№ 10. С. 38−40.
  14. М.Бархунов H.A. Государственная поддержка развития сельского хозяйства на предстоящую пятилетку. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. — № 10. С. 1−3
  15. Г. Х. Проблемы развития сельскохозяйственного производства в условиях ранка. -Нальчик: 2000.
  16. Д.С. Государственная программа развития сельского хозяйства: региональный аспект. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. — № 7. С. 32−35.
  17. В.А. Мотивация труда работников сельскохозяйственных предприятий в переходный период. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2002. № 7. С. 54−57.
  18. А. Система государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства: основные направления развития. // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2006. № 4 3−6 с.
  19. А. Совершенствование государственного и рыночного регулирования АПК. // Международный сельскохозяйственный журнал. 2006.№ 6. С. 7−9.
  20. И.Н. Экономическая эффективность интенсификации сельскохозяйственного производства. М.: Колос, 1966. — 392 с.
  21. .Д. Становление рыночных отношений и занятость населения. // Общество и экономика. 1995. — №№ 7−8.
  22. Е.П. и др. Экономика сельского хозяйства. М.: Агропром-издат, 1985.-318 с.
  23. С. Экономика. — М.: Экономист, 2003.
  24. Н. Социально-экономические факторы устойчивого функционирования сельского хозяйства. // АПК: экономика, управление. — 2003. № 6. С. 11−18.
  25. Н.К., Ушвицкий M.JI. Устойчивость продовольственной обеспеченности в регионах юга- России. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. — № 4. С. 34−36.
  26. Д., Михеев А., Чаплыгин В. Эффективная региональная рыночная структура. // Экономика сельского хозяйства России. 1996. — № 3.
  27. A.A. Аграрная реформа: переход к рыночным отношениям. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. — 135 с.
  28. Г. Государственное регулирование агропромышленного комплекса в России. // Экономика сельского хозяйства России. 1997. — № 9. С.3−4.
  29. Ветчинина J1.B. О создании сети учебно-консультационных услуг и информации для сельских кооперативов в России // Сельский кредит. Пресс бюллетень. 2000. — № 11. С. 9−13.
  30. В.И. Комментарии к закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации». М.: Фонд «Правовая культура», 1997. — 288 с.
  31. Н. О положении на рынке труда в сельской местности. // Экономист. 2001. — № 9. С. 89−92.
  32. A.B. Итоги, проблемы, перспективы. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2006. № 3. С. 4−8.
  33. А. Государственная программа стартовала успешно. // Экономика сельского хозяйства. 2008. -№ 11. С.6−9.
  34. А. Эффективный маркетинг-менеджмент сельскохозяйственных предприятий. // АПК: экономика, управление. 2003. — № 7. С. 19−25.
  35. A.B., Мухамеджанов P.M. Внутренние резервы повышения эффективности сельскохозяйственного производства. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2003. № 6. С. 4−8.
  36. А. Теоретические основы эффективного аграрного производства. //АПК: экономика, управление. -2003. № 12. С. 23−31.
  37. Г. Региональные аспекты обеспечения продовольственной безопасности России. // АПК: экономика, управление. — 2008. № 12. С. 9−13.
  38. К. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства СССР и США: сравнительный анализ сельскохозяйственной науки, 1991,-№ 1. С 56.
  39. М.В. Эффективность аграрного производства и направление ее повышения в условиях становления рынка. М., — 1999. — 201с.
  40. М. Пути повышения эффективности сельскохозяйственного производства. // АПК: экономика, управление. 1997. — № 3. С. 64−68.
  41. М. Рыночные рычаги повышения эффективности производства в аграрном секторе экономики. // Экономика сельского хозяйства России. 1996. -№ 11.
  42. Н. Концепция развития многоукладной экономики аграрного сектора России. // АПК: экономика, управление. 1993. — № 11−12.
  43. A.A. Регион в едином рыночном хозяйстве. — Ростов на Дону. 1995.
  44. В.А. Критерий экономической эффективности производства. // Экономика сельского хозяйства. 1980. -№ 6. С. 48−51.
  45. В.А. Пути выхода агропромышленного комплекса России из кризисной ситуации: Международный сборник научных трудов. М. Смоленск — Горки — Швеции, 1998. — С. 13−24.
  46. В.А. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства в условиях перехода к рыночным отношениям. М.: Изд. МСХА, 1994.- 47 с.
  47. П. Социально-экономические закономерности воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве. // Международный сельскохозяйственный журнал. 2007. — № 4. С. 3−12.
  48. Л., Москаев М. Концепция занятости сельского населения. // АПК: экономика, управление. 1998. — № 3. С. 58−61.
  49. А. Проблемы аграрной реформы в России. //АПК: экономика, управление. 1995. — № 7. С. 3.
  50. И.Н. Условия аграрного производства и системный подход к научному обоснованию его эффективной структуры. Ниж. Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1992. — 214 с.
  51. Н., Крохин С. Воспроизводство экономических отношений субъектов хозяйствования АПК. // АПК: экономика, управление. № 3. -2007. — С 22−25.
  52. Ю.А. Трансформационные процессы в аграрном секторе экономики региона. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. — № 3. С. 36−39.
  53. Ю.А. Региональное взаимодействие малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных организаций. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. — № 10. С. 26−28.
  54. Ю. Развитие Аграрного сектора экономики зарубежный опыт. Международный сельскохозяйственный журнал. — 2009. — № 2. С. 14−18.57.
  55. Е. Необходимо сформировать Северо-Кавказский инновационный комплекс. // Экономика сельского хозяйства. 2007. — № 12. — С. 2223.
  56. Ф.К. Эффективность АПК в условиях перехода к рынку. М.: ИПО «Полигран», 1992. — 159 с.
  57. Л.М. Экономический механизм обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства: Автореф. дис. к.э.н. М, 2000.
  58. Л.Ф., усов Д.С. Техническая оснащенность агропромышленного производства: тенденции и перспективы.// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. — № 14. С. 25−28.
  59. Л.А. Закон «О развитии сельского хозяйства» и меры по его реализации. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. — № 4. С. 8−11.
  60. Р. Место и роль различных форм собственности в условиях рынка. // Экономика, управление. № 3. — 1998. С. 10−13.
  61. В. Интересы товаропроизводителей и реформа. // АПК: экономика, управление. 1993. — № 11−12. — С. 44−50.
  62. А., Селиверов А. Проблемы и пути совершенствования экономических отношений в системе АПК. // АПК: экономика, управление. -1993.-№ 9. С.21−25.
  63. В. О совершенствовании системы управления АПК. // АПК: экономика, управление. 1993. — № 10. С.26−31.
  64. В., Шляхетский А. Проблемы формирования многоукладной экономики на селе. // АПК: экономика, управление. 1994. -№ 6. С. 3.
  65. Ю. Экономический механизм в комплексе факторов развития сельского хозяйства. // АПК: экономика, управления. 1998. — № 8. С. 1214.
  66. А. Проблемы занятости сельского населения. // АПК: экономика, управление. 2001. — № 2. С. 51−56.
  67. Крузметра М, Ривжа Б. Изменение структуры занятости на селе -причины, проблемы, перспективы. // Аграрная экономическая наука на рубеже веков: методология, традиции, перспективы развития. М., 1999. С. 289 291.
  68. М. Устойчивое развитие сельской местности и занятость населения. //Аграрная реформа. Экономика и право. 2001. — № 5. С. 1−3.
  69. P.A. Основы рыночной экономики в АПК. — Нальчик: Эльбрус, 1995. 135 с.
  70. H.A., Головко И. А. Повышение роли ценообразования в ситеме государственного регулирования зернового производства региона. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2008.-№ 1. С. 55−57.
  71. Ю. Формирование государственной системы управления сельского хозяйства. // АПК: экономика, управление. — 2007. № 6. С. 18−21.
  72. Н. Обновление материально-технической базы сельскохозяйственного производства. // АПК: экономика, управление. — 2004. № 4. С. 32−35.
  73. Н. Особенности воспроизводства материально-технической базы сельского хозяйства. // АПК: экономика, управление. — 2003. № 8. С. 22−29.
  74. Н.И. Проблемы ценового диспаритета в АПК и перспективы его развития в современный период. // АПК: экономика, управление. 2006.12. С. 5−8.
  75. А. Материальное стимулирование и социальные условия на селе. // АПК: экономика, управление. 2004. — № 9. С. 42−46.
  76. Г. Г. О состоянии технической базы сельского хозяйства России в 2000 2004 годах. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2005. — № 12. С. 38−44.
  77. И., Захарова В. Государственная поддержка сельского хозяйства в регионе. // АПК: экономика, управление. 2007. — № 9. С. 35−38.
  78. Материалы сайта АПК Информ on-line. // www/w3c/org.
  79. B.B. Сценарий экономического роста России. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2006. № 5. С. 6−9.
  80. В.В. Этапы аграрной реформы России и ее итоги. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. -№ 8. С. 7−13.
  81. М. Стратегия устойчивого развития АПК. // АПК: экономика, управление. 2004. — № 9. С. 63−68.
  82. И.А. Интеграция колхозных и личных подсобных хозяйств. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2008.-№ 10. С. 4−8.
  83. В. Социально-экономические проблемы использования трудовых ресурсов в АПК. // АПК: экономика, управление. 2001. — № 11. С. 7378.
  84. Мониторинг социально-трудовой сферы села / Емельянов В. В., Кузнецов В. В., Самойлова М. А., Гвозденко А. П. и др., Ростов-на-Дону: ВНИИЭ-иН, 2002. 82 с.
  85. A.A., Павлова H.A. Комплексная рейтинговая оценка эффективности производства сельскохозяйственных предприятий. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. — № 6. С. 23−25.
  86. Н.В., Четинян Н. В. О механизме государственной поддержки малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве на региональном уровне. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2006.-№ 10. С. 16−19.
  87. A.B. Специфика сельского хозяйства и современная аграрная реформа в России. М.: Энциклопедия Российских деревень, 1995. -146 с.
  88. Т.К. Рыночная трансформация аграрной сферы экономики России. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. — 129 с.
  89. Планирование развития агропромышленного комплекса. / Под ред. З. Н. Крылатых. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 158 с.
  90. Повышение эффективности агропромышленного комплекса в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Изд-во МСХА, 1992. — 242 с.
  91. Т.Л., Тамбовская М. И., Кормановская Т. А. Приватизация совхозов и коллективной собственности колхозов. М.: Колос, 1992. — 80 с.
  92. ЮЗ.Пошкус Б. Внутренние резервы АПК России. // АПК: экономика, управление. 1998. — № 2. С. 10−13.
  93. О. Условия и цели устойчивого развития продовольственного комплекса региона. // АПК: экономика, управление. — 2003. № 12. С. 12−18.
  94. В. Эффективное использование ресурсов в предприятиях различных форм собственности. // АПК: экономика, управление. — 2003. -№ 7. С. 22−25.
  95. Г. Необъявленная реформа социально-трудовых отношений в 1990-е годы. // Вопросы экономики. 2003. — № 9. С. 77−88.
  96. Россия: Экономическая конъюнктура. Выпуск 4/2004.
  97. А. Определяем основные направления развития АПК. // Экономика сельского хозяйства. 2008. — № 7. С. 16.
  98. ПО.Рудык Э. Управление трудом в России: к вопросу о применимости японского опыта. // Российский экономический журнал. — 2002. № 1. С. 4856.
  99. М.Ф. Механизм регулирования и обеспечения сельскохозяйственных предприятий рабочей силой. Ульяновск, 1993. — ч.1, 2.
  100. С.Н. Социально-экономические аспекты развития фермерского движения в России. // АПК: экономика, управление. 1995. — № 3. С. 37−39.
  101. С.Н., Михайлова В. В. Рациональный уровень концентрации крестьянских хозяйств при совместном использовании сельскохозяйственной техники. // Достижения науки и техники в АПК.- 1997. № 3. С. 23−25.
  102. Е. Стратегический курс развития аграрной экономики-создание крупных интеграционных формирований. // АПК: экономика, управление. 2007. — № 5. С. 2−9.
  103. А.Ф. Агропродовольственный рынок: перспективы развития. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. —2006. № 8. С. 38−44.
  104. А. Как повысить конкурентный потенциал регионального агропромышленного производства. // АПК: экономика, управление. — 2007. -№ 11. С. 13−18.
  105. Е.В. Агропродовольственная политика России и ее влияние на эффективность сектора. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. — № 6. С. 12−16.
  106. П. Критерии оценки уровня социально-экономического развития села. // АПК: экономика, управление. 2004. — № 4. С. 2−8.
  107. В. Государственное регулирование развития сельского хозяйства. // Международный сельскохозяйственный журнал. 2006. — № 7. С. 15−18.
  108. В. Агропроизводству — устойчивое развитие. // Экономика сельского хозяйства. 2007. — № 10. — С. 7−9.
  109. Совершенствование хозяйственного механизма АПК в условиях перехода к рыночной экономике: (Тез. докл. науч. конференции).- Казань, 1992. 76 с.
  110. А. Социально-экономические последствия реформ. // АПК: экономика, управление. 1993. — № 11−12. С.80−82.
  111. Социально-экономические предпосылки повышения эффективности агропромышленного производства в многоукладной аграрной экономике: Сб. науч. тр. / Укр. НИИ экономики агропром. пр-ва. Киев, 1991. — 252 с.
  112. Статистический бюллетень. Комитет государственной статистики республики Ингушетия. -Магас.: 2004. -№ 7.
  113. B.C., Шогенов М. А. Продовольственный комплекс в системе АПК. //Региональная экономика: теория и практика. 2006. -№ 2. С.38−41.
  114. Е. Агропромышленный комплекс России на рубеже XXI века // Международный сельскохозяйственный журнал. 2000. — № 1. С. 3−8.
  115. Сурков И. Спасет ли село приоритетный национальный проект
  116. Развитие АПК? // АПК: экономика, управление. 2007. — № 12. С. 17−20.
  117. В.И. Проблемы адаптации агропромышленного комплекса при вступлении России в ВТО. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. — № 12. С. 13−17.
  118. К., Нечаев Н. Государство в системе современных аграрных отношений. // Международный сельскохозяйственный журнал. 2006. -№ 7. С 18−20.
  119. Д.И. Социальное развитие сельских территорий: проблемы и пути решения. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. — № 7. С. 46−49.
  120. Ю. Кредитование АПК в условиях многоукладное&trade-. //Экономика сельского хозяйства. 2006. — № 11. С. 22−23.
  121. В.Я. Финансовое оздоровление сельхозтоваропроизводителей. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2006.-№ 10. С. 8−12.
  122. И. Привести в действие факторы устойчивого развития АПК. Агропродовольственный сектор: основные направления и проблемы. // Экономист.-2006. № 5. С.87−93.
  123. Ю.Т., Алексеев А. Я. Совершенствование государственного управления АПК. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. — № 4. С. 35−36.
  124. А. Рынок материально-технических ресурсов аграрного сектора. // АПК: экономика, управление. 2003. — № 6. С. 30−34.
  125. Д.В. Экономический механизм сельскохозяйственного производства региона.// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. — № 10. С. 24−27.
  126. И.С. Государственное регулирование АПК и его стратегическое развитие в современных условиях. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2007. № 5. С. 18−20.
  127. М.Л., Ульбашев А. Х. Национальный проект как модель модернизации национального сельского хозяйства. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. — № 5. С. 33−36.
  128. В. Перспективы развития сельскохозяйственного региона. // АПК: экономика, управление. 2003. — № 10. С. 11−19.
  129. Т. Оценка ресурсного потенциала сельскохозяйственных предприятий. // АПК: экономика, управление. — 2003. № 11. С. 12−20.
  130. Н. Рынок земель сельскохозяйственного назначения: практика ограничений. // Вопросы экономики. 2005. — № 6. С.21−23.
  131. С. Кооперация как инструмент интеграции. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. — № 5. С. 43−45.
  132. А. Эффективность производства и факторы ее роста. // АПК: экономика, управление. 2003. — № 4. С. 2−10.
  133. О., Субботина А. Рынок сельскохозяйственного кредита. // Вопросы экономики. 2005. — № 6. С. 6−8.
Заполнить форму текущей работой