Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-экономический механизм управления затратами: В условиях Кировской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первостепенное значение для анализа затрат всегда имела его релевантность принимаемому решению. С учетом данного допущения область стратегического управления затратами в настоящий момент движется в направлении функциональных факторов. Это объясняется тем, что выводы анализа, основанного на структурных факторах, часто бывают устаревшими. Проблема своевременности аналитической информации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ И ПРАКТИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
    • 1. 1. Экономическая сущность управления затратами
    • 1. 2. Ретроспективно-целевой анализ формирования принципов функционирования экономического механизма управления затратами
    • 1. 3. Концептуальная основа организационно-экономического механизма управления затратами
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ
    • 2. 1. Анализ современного этапа развития рынка продукции хлебопекарной промышленности как основа принятия решений по управлению затратами
    • 2. 2. Создание конкурентных преимуществ Кировского хлебозавода № 5 на базе цепочки ценностей
    • 2. 3. Управление затратами предприятия в рамках концепции стратегического позиционирования
    • 2. 4. Управление затратообразующими факторами
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ
    • 3. 1. Обоснование современного организационно-экономического механизма управления затратами хлебопроизводственных предприятий
    • 3. 2. Модель организационно-экономического механизма управления затратами

Организационно-экономический механизм управления затратами: В условиях Кировской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Осуществление стратегической цели агропродовольственной политики государства в экономической области — формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производстваневозможно без эффективного механизма функционирования каждого хозяйствующего субъекта сферы АПК.

Основу такого механизма естественным образом определяет принцип окупаемости затрат. В условиях рыночных отношений цена на продукцию предприятия формируется на основе спроса и предложения. Влияние конкретного товаропроизводителя на размер цены, в данном случае, сводится к установлению ее минимально допустимого уровня, определяемого величиной издержек. Более низкий, чем у других производителей, уровень затрат на производство продукции создает благоприятные возможности для увеличения конкурентоспособности предприятия и обеспечивает его выживаемость в конкурентной среде.

Актуальность управления затратами (УЗ) определяется также динамичностью современного бизнеса, которая заставляет руководство постоянно совершенствовать методы и технику управления для изыскания внутрифирменных факторов успеха предприятия. С этой позиции УЗ представляет собой область, насыщенную новыми методами, а, следовательно, и новыми возможностями. В рамках концепции ограниченности ресурсного потенциала одним из методов, определяющих конкурентоспособность предприятия в долгосрочной перспективе, является правильный выбор ресурсов и способность осуществлять их комбинирование эффективнее конкурентов.

Необходимость целенаправленного воздействия на затраты, таким образом, вызвана объективными условиями современных реалий рынка. Управление затратами позволяет не только удовлетворять условиям выживаемости, но и эффективно реализовывать ресурсный потенциал предприятия.

Важность научного осмысления и решения проблем регулирования затрат в условиях ограниченности ресурсов с учетом региональных и местных аспектов и определила актуальность данного исследования.

В нашей стране проблеме УЗ уделялось внимание разными учеными. В начале XX века вопросом выражения издержек производства в независимых от цены показателях и нахождением способа исчисления всей совокупности произведенных на выпуск продукции затрат занимался В. К. Дмитриев. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов представил в 1960 г. Канторович JI.B. Новожилов В. В. изучал проблему измерения затрат и результатов при оптимальном планировании (1965 г.). Изучение затрат и результатов в рамках общественно-хозяйственной практики проводилось учеными-экономистами Аврехом Г. Л., Федоренко Н. П., Щукиным Е. П. (1990 г.).

В отечественной литературе одной из первых работ, обосновывающей необходимость отказаться от «затратной» концепции формирования цены и принять методологию неоклассического анализа, была работа экономистов С. В. Брагинского и Я. А. Певзнера (1991 г.). Выдвижение стоимости в качестве основополагающей системообразующей категории находится в центре внимания Ю. М. Осипова (1995 г.).

Решение различных аспектов проблемы УЗ нашло свое отражение в трудах ученых-экономистов: Ананькиной Е. А., Данилочкиной Н. Г., Лебедева В. Г., Дроздовой Т. Г., Кустарева В. П., Асаула А. Н., Осорьевой И. Б., Краюхина Г. А., Фатхутдинова Р. А., Миротина Л. Б., Ташбаева Ы. Э., Некрасова А. Г., Малыхиной А. И. и др.

Необходимо отметить, что малоисследованными проблемами в области УЗ, являются вопросы стратегического управления затратами предприятий в рамках регионального рынка. Данные проблемы требуют более глубокого изучения.

К числу неразработанных относятся также вопросы комплексного подхода к УЗ и формирования экономического механизма управления затратами.

Цель настоящего исследования заключается в обосновании организационно-экономического механизма управления затратами (ОЭМУЗ) хлебопроизводственных предприятий и разработке составляющих его элементов.

Цель исследования обусловила постановку и решение следующего комплекса задач:

— изучение экономического содержания процесса УЗопределение принципов, задач и функций УЗанализ существующих систем учета и УЗ;

— проведение ретроспективно-целевого анализа формирования принципов функционирования ОЭМУЗ;

— рассмотрение стратегического управления затратами (СУЗ) в качестве концептуальной основы ОЭМУЗ;

— обоснование ОЭМУЗ хлебопекарных предприятий;

— адаптирование модели ОЭМУЗ к предприятиям перерабатывающей промышленности.

Предметом исследования послужила экономическая среда функционирования предприятий на современном этапе развития регионального рынка хлеба и хлебобулочной продукции.

Объектом исследования явилась деятельность хлебопекарных предприятий г. Кирова и области. В работе также были исследованы некоторые социально-экономические показатели России.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания. Проведенные исследования базировались на работах классиков экономической науки, научных трудах отечественных и зарубежных ученых Маршалла А., Шумпетера Й., Леонтьева В. В., Осипова Ю. М., Питера Ф. Друкера, Хорнгрена Ч. Т., Фостера Дж., Р. Вандер Вила, Манна Р., Манера Э., Шанка Дж., Говиндараджана В., которые составили теоретическую основу проведенного исследования.

В процессе написания диссертационной работы были использованы следующие методы: монографический, финансового анализа, расчетно-конструктивный, графический, экспертных оценок, экономико-математического моделирования.

Информационная база научного исследования сформировалась на основе законодательных актов РФнормативно-правовых документов администрации Кировской области, департамента закупок сельскохозяйственных продуктов и перерабатывающей промышленности областного комитета по экономике и прогнозированию развития территории областистатистических данных Кировского областного комитета государственной статистикисправочного материала Кировской областной госхлебинспекции и первичных документов ОАО «Кировский хлебозавод № 5».

Научная новизна работы состоит в следующем:

— систематизированы теоретические подходы и уточнено сущностное содержание ОЭМУЗ;

— на базе проведенного ретроспективного экономического анализа сформированы и уточнены принципы УЗ с учетом эволюционного влияния информационных потоков на теорию УЗвпервые разработана модель ОЭМУЗ, имеющая модульно-элементную структуру, нацеленную на результативность поставленных задач;

— впервые предложен алгоритм определения вклада (рабочей нагрузки) лаборатории хлебозавода как вида деятельности для распределения накладных расходов предприятия с целью более точного исчисления себестоимости и рентабельности видов продукции на основе концепции АВС-костинга.

Практическая значимость результатов диссертационной работы состоит в том, что предложения автора позволят на научной основе формировать ОЭМУЗ с целью обеспечения конкурентных способностей хлебопекарных предприятий АПК как хозяйствующих субъектов регионального рынка.

Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе по курсам: «Управление затратами современного предприятия» и «Стратегическое управление затратами».

Разработанные в диссертации рекомендации и предложения в виде ключевых факторов успеха, вытекающих из оптимальной для предприятия стратегии в отношении двух сегментов бизнеса (хлебопроизводства и производства кондитерских изделий), получили положительную оценку у ведущих специалистов ОАО «Кировский хлебозавод № 5» и будут использованы в проекте совершенствования системы управления предприятием и разработки его стратегии.

Результаты исследования рассмотрены, одобрены и приняты к внедрению отделом пищевой и перерабатывающей промышленности и ценового мониторинга Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности областного Комитета сельского хозяйства Кировской области.

Основные положения диссертации опубликованы в 6 научных работах н изложены на научно-практических конференциях и семинарах.

Выводы и предложения.

1. Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что отличительной особенностью рынка хлеба и хлебопродукции г. Кирова и области является его насыщенность, следствием чего выступает обострение конкурентной борьбы в этой ведущей отрасли пищевкусовой промышленности АПК Кировской области.

На сегодняшний день предприятия хлебопекарной промышленности выпускают более 480 наименований продукции, по заявкам продовольственных магазинов в пределах области реализуется около 90% хлеба, хлебобулочных изделий и 50% кондитерских изделий. Остальная продукция направляется потребителям пятнадцати регионов России, республик Коми, Удмуртия, Татарстан, Марий Эл. В настоящее время на рынке хлеба и хлебобулочных изделий действует 336 производителей относительно однородной продукции. Именно поэтому, в секторе активно идут процессы, связанные с поиском предприятиями оптимальных механизмов усиления своих конкурентных позиций.

2. Одним из главных условий, обеспечивающих конкурентные способности предприятий хлебопекарной промышленности Кировской области, является выработка и обоснование ОЭМУЗ, в основу которого положены составляющие оценки финансового влияния альтернативных управленческих решений, рассмотренные в стратегическом контексте.

3. В процессе обоснования ОЭМУЗ выбрана методология стратегического управления затратами, которая включает три основных метода управления затратами: анализ цепочки ценностей, анализ стратегического позиционирования и анализ затратообразующих факторов, обеспечивающих формирование устойчивого конкурентного преимущества предприятия.

4. Анализ цепочки ценностей (цепочки затрат) позволяет посредством систематизации затрат по видам экономической деятельности, калькуляции прибыли в расчете на 1 тонну (по рыночным ценам) и оценки вложений в активы через расчет рентабельности активов определить стратегические направления развития предприятия и его подразделений.

В ходе анализа цепочки ценностей ОАО «Кировский хлебозавод № 5» нами выделены следующие направления деловой активности предприятия для улучшения его конкурентных преимуществ:

— пользоваться достижениями хлебопроизводства. Данный вывод следует из сопоставления долей сегментов в суммарной прибыли и величин прибыльности активов. Из суммарной прибыли 2528,7 руб. в расчете на 1 тонну хлебобулочной продукции хлебозавод реализовал 989,86 руб. или 39,1% от суммарной величины прибыли. В кондитерском производстве данный показатель составил 21,5%. Прибыль на вложенные активы в производство хлебобулочных изделий составляет для хлебозавода 26,2%, что на 5,2 п.п. выше показателя по кондитерским изделиям). Необходимо также учесть тот факт, что производственная система предприятия нацелена на рынок хлебобулочной продукции, поэтому для продолжения конкурентной борьбы не требуется существенных новых капиталовложений;

— увеличить объемы реализации кондитерской продукции через собственную торговую сеть, так как прибыль на вложенные активы в реализацию кондитерских изделий составляет для торговой сети хлебозавода 676,4 рубля, в то время как по хлебобулочным изделиям этот показатель равен 42,7 рубля;

— разработать мероприятия в направлении улучшения связей с потребителями для расширения рынков сбыта продукции обоих видов производств в связи с тем, что хлебозаводу не достает способности к дальнейшей интеграции в сегмент торговой сети города, области и близлежащих областей. Показатель прибыли, получаемой предприятием от реализации продукции через собственную торговую сеть, составляет 4260,88 руб./т, что на 26,7% ниже прибыли получаемой предприятиями торговли г. Кирова.

5. Исследование методологии и методики анализа затрат в рамках стратегического позиционирования позволяет сделать вывод о том, что эффективность управления предприятием в целом повышается, если система управления затратами предприятия адаптирована к тем решениям, которые руководство выбрало в процессе стратегического позиционирования предприятия и его продукции (на базе SWOT-анализа, матрицы BCG, матрицы Мак-Кинси, планирования стратегии по Ансоффу, конкурентного анализа по Портеру и т. д.). Продуктовая стратегия поднимает проблему цен. Для определения стратегической позиции предприятия в установлении цены на продукцию предложены к использованию традиционные инструменты (анализ продаж, анализ «затраты-реализация») и С VP-анализ (анализ «затраты-объем-прибыль»).

Стратегически ориентированный анализ отклонений по прибыли как инструмент управления затратами способствует:

— осуществлению избранной стратегии, нацеливая на способы улучшения результатов деятельности в процессе достижения стратегических целей через:

1) проект идеальных издержек, гибкое бюджетирование (возможность уменьшения затрат путем регулярного отражения отклонений издержек), расчет себестоимости на основе АВС-костинга — для достижения дилерства в уровне издержек;

2) поэтапный анализ капиталовложений в качество, дополнительные свойства продукта, в разнообразие услуг, агрессивное продвижение превосходства продуктаанализ издержек сбыта — для достижения успеха на основе дифференциации продукции;

— оценке корректирующих действий руководства подразделений, принимаемых в соответствии со стратегическими задачами и с учетом окружающих условий бизнеса (через подразделение суммарного отклонения по прибыли на ключевые причинные факторы и ранжирование полученных долей по степени их значимости).

Стратегический контекст двух видов бизнеса акцентирует внимание на ключевых факторах успеха, которые вытекают из вероятной для ОАО «Кировский хлебозавод № 5» стратегии:

— в отношении хлебопроизводства: поддерживать уровень продажных цен на уровне конкуренциине ориентироваться на поддержание и увеличение доли рынкаагрессивный контроль за издержкамипроведение исследований с целью снижения издержек в расчете на единицу продукции;

— в отношении производства кондитерских изделий: расширять долю рынка за счет выпуска более вкусной и качественной продукциипроводить исследования и разработки для создания более специализированных продуктовснижать затраты благодаря эффекту кривой опыта. Продажа продукции через собственную торговую сеть будет способствовать как снижению издержек на доставку продукции в торговые точки, а, следовательно, и более низким потребительским ценам, так и поддержанию имиджа предприятия.

Откорректированная стратегическая позиция предприятия служит основой для разработки системы контроля над затратами: а) для хлебопроизводства: ведение агрессивного контроля за издержками, которое необходимо начать с оптимизации ассортимента хлеба и хлебобулочной продукцииб) для производства кондитерских изделий: поэтапное отражение процесса улучшения качества и обретения продуктом дополнительных свойств, анализ издержек сбыта.

Проведенная нами оценка результатов деятельности подразделений с учетом стратегических рамок выявила низкие результаты работы лаборатории, цеха хлебопроизводства, отдела маркетинга и аппарата управления предприятия.

6. В ходе исследования рынка хлебобулочной продукции Кировской области нами выявлено что, актуальным для предприятий хлебопекарной промышленности является рассмотрение концепции анализа затратообразующих факторов и применение на практике ее основных положений.

Масштаб или объем производства как фактор снижения средних издержек в краткосрочной перспективе уступает место другим затратооборазующим факторам. Новая концепция основ переменного характера любых затрат уже не позволяет только большим объемам производства быть экономическим рычагом воздействия на затраты. Жесткие условия конкурентной рыночной среды ведут предприятия хлепопекарной отрасли области к рассмотрению всех видов затрат как переменных в стратегическом смысле, то есть определяемым стратегическими вариантами выбора.

Насыщенность рынка, с одной стороны, и необходимость иметь затраты ниже уровня конкурентов, с другой, выступают причиной ограничений в расширении ассортимента выпускаемой продукции и взвешивания его составляющих для достижения оптимального соотношения. Широта ассортимента изделий как структурный затратообразующий фактор, таким образом, становится для ОАО «Кировский хлебозавод № 5» фактором первостепенной важности.

В связи с вышесказанным, считаем целесообразным:

— для оценки ассортимента предлагаемой предприятием продукции как фактора, определяющего затраты, использовать исчисление рентабельности каждого вида продукции по системе АВС-костинга;

— в качестве кост-драйвера лаборатории в отношении анализа качества сырья использовать количество партий поступающего сырья и количество трудозатрат, необходимых для анализа одной партии определенного объема каждого вида сырья, что, в конечном итоге, позволит более точно распределять накладные расходы, исчислять себестоимость и рентабельность видов продукции и, на этой основе, оптимизировать ассортимент изделий, который предприятие собирается предложить покупателям.

7. Первостепенное значение для анализа затрат всегда имела его релевантность принимаемому решению. С учетом данного допущения область стратегического управления затратами в настоящий момент движется в направлении функциональных факторов. Это объясняется тем, что выводы анализа, основанного на структурных факторах, часто бывают устаревшими. Проблема своевременности аналитической информации и управленческой квалификации при осуществлении выбора стратегических направлений на основе этой информации делает чрезвычайно актуальным использование функциональных затратообразующих факторов (таких как, например, коллегиальное управление) для компенсирования или подкрепления влияния структурных факторов затрат.

Для оценки уровня функциональных затратообразующих факторов хлебопекарных предприятий, нами предложена система оценочных показателей.

Стратегическое воздействие (эффект или степень влияния) затратообразующих факторов, которые выступают в качестве стратегических переменных, помогает оценить их влияние на общие затраты и, следовательно, указывает на пути воздействия на факторы (в сторону их увеличения или уменьшения) с целью изменения результата — размера общих затрат (в сторону снижения). Наиболее точно математическую зависимость между функциональными факторами затрат и уровнем затрат описывает линейная модель: Y = 65,391 — 0,006*Х1 — 0,471 *Х2 — 0,398*Х3 — 0,110*Х4 + 0,016*Х5, показывающая, что наибольшее влияние на себестоимость 1 тонны хлеба и хлебобулочных изделий оказывает использование мощностей предприятия, система комплексного управления качеством продукции и оптимальность предлагаемого ассортимента продукции.

8. ОЭМУЗ представляет собой совокупность или систему взаимосвязанных инструментов: организационных элементов (форм) и экономических рычагов, обеспечивающих воздействие на процессы формирования и динамики затрат с целью достижения их оптимального уровня и максимальной эффективности использования ресурсов в условиях ограниченности при одновременном обеспечении реализации бизнес-целей хозяйствующих субъектов в рамках экономической среды их функционирования.

Научным обоснованием ОЭМУЗ является применение к управлению затратами научных подходов, обеспечивающих качество и эффективность управленческих решений.

9. Обобщение теории и практики УЗ позволяет представить адаптированную к хлебопекарным предприятиям модель ОЭМУЗ на базе СУЗ как актуальную современную технологию управления или инструмент для исследования возможности получения и создания устойчивого конкурентного преимущества предприятия и эффективного использования его ресурсов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон РФ от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерскомучете».
  2. Федеральный Закон РФ от 11.11.98 № 189 «О государственном контроле за качеством и рациональном использовании зерна и продуктов его переработай».
  3. Федеральный Закон РФ от 22.03.91 № 948−1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в новой редакции).4. Налоговый Кодекс РФ.
  4. Закон области от 08.07.96 № 21-Ю «О политике цен в Кировской области».
  5. Постановление губернатора Кировской области от 31.12.99 № 451 «Порядок регулирования отпускных цен на зерно, муку, хлеб и хлебобулочные изделия».
  6. Постановление администрации области от 10.09.99 г. № 332 «О предельных торговых надбавках на хлеб и хлебобулочные изделия».
  7. ПБУ № 1/98, «Учетная политика организации», приказ МФ РФ от 30.12.99 № 107-н.
  8. ПБУ № 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций», приказ МФ РФ от 06.07.99 № 43-н.
  9. ПБУ № 5/98 «Учет материально-производственных запасов», приказ МФ РФ от 15.06.98 № 25-н.
  10. ПБУ № 9/99 «Доходы организаций», приказ МФ РФ от 30.03.2001 № 27-н.
  11. ПБУ № 10/99 «Расходы организаций», приказ МФ РФ от 30.03.2001 № 27-н.
  12. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В ред. приказов Минфина РФ от3012.99 № 107н, от 24.03.2000 № 31н.
  13. План счетов бухгалтерского учета.
  14. Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на хлебопекарных предприятиях. М.: Издательский комплекс Московского государственного университета пищевых производств, 2000. — 80 с.
  15. Методические рекомендации по разработке ценовой политики предприятия. Приказ Минэкономики РФ т 01.10.97 г. № 118.
  16. Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Утверждены Минэкономики России 06.12.95 г. № СН-484/7−982.
  17. Общероссийский классификатор продукции. Утвержден постановлением Госстандарта России от 30.12.93 г.
  18. Аболонин С. SWOT-анализ деятельности предприятияУ/Маркетинг. 1999. — С.47−49.
  19. Г. Л., Федоренко Н. П., Щукин Е. П. Затраты и результаты: беседы об экономике. М.: Наука, 1990. — 192 с.
  20. И.И. История экономических учений: Курс лекций. М.: Юристь, 2000. — 285 с.
  21. Т.С. Словарь синонимов русского языка. М.: ЮНИВЕС, 2001.-624 с.
  22. Анализ потребительского рынка хлеба и хлебобулочных изделий г. Кирова/Агенство социологических и маркетинговых исследований (АСМИ). Киров: АСМИ, 2001. — 16 с.
  23. С.А. Трансакционных издержек теория//Болыпая
  24. Российская энциклопедия «Кирилл и Мефодий» (CD-ROM), 2002.
  25. С.А. История экономических учений. М.: Юристь, 2000.-456 с.
  26. JI.E. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1999. — 260 с.
  27. А. Самое вкусное лекарство//Аргументы и факты. 2001. -№ 11. -С.18.
  28. И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2-х т. Т. П: Пер. с фр. — М.: Международные отношения, 1994.-720 с. (Т. 1−784 с.)
  29. Г. В. Основные направления агропродовольственной политикиЮкономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — № 1. — С.7−9.
  30. И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. К.: Ника-Центр, 1999. 528 с.
  31. Бухгалтерский анализ: Пер. с анг. К.: Торгово-издательское бюро BHV, 1993.-428 с.
  32. М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. пособие/ВЗФЭИ. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. — 359 с.
  33. О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998.-292 с.
  34. Л., Давыдов А. Нормативы выбросов в атмосферу при производстве хлеба//Хлебопродукты. 1999. — № 3 — С.19−21.
  35. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1997. — 208 с.
  36. Е.В. Теория управления. М.: Весник, 1997. — 263 с.
  37. Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга организации//Маркетинг в России и за рубежом. 2000. -№ 1,2, 3. — С. 10,13, 23.
  38. C.JI. Бизнес инжиниринг и управление компанией// Публикации
  39. А.А., Сорокин В. В. Практический маркетинг для руководителей промышленных предприятий//Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1996. — № 4. — С.19−23.41. 200 лет Вятской губернии. Статистический сборник. г. Киров, 1996.-448 с.
  40. К. ТТТанк, Виджей Говиндараджан. Стратегическое управление затратами/Пер. с англ. СПб.: ЗАО «Бизнес Микро», 1999. 288 с.
  41. А.И., Журавлева Г. П. Общая экономическая теория. -СПб: Питер, 2002. 288 с.
  42. П. Управление, нацеленное на результаты. М.: Технологическая школа бизнеса, 1992. — 192 с.
  43. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения/Пер. с англ. М. Котельниковой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.-288 с.
  44. К. Введение в управленческий и производственный учет: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. — 783 с.
  45. С.А. Методы и рыночные технологии экономического управления. М.: Дело и сервис, 1998. — 146 с.
  46. Е. Хлеб и брак друг дружке враг//Вятский край. -2000. -№ 74. — С.2.
  47. Н.Л. Экономика организации. М.:"Экзамен", 2000. — 768с.
  48. Н.Е. Технико-экономический анализ деятельности предприятий АПК. М.: Колос, 2001. — 256 с.
  49. Л. Маркетинг в хлебопечении//Хлебопродукты. 1996. -№ 10. — С.23−24.
  50. Как мы тратим деньги//Аргументы и факты. 2000. — № 21. — С.5.
  51. Р.И. Рональд Коуз, или сотворение рынков//
  52. США: экономика, политика, идеология. 1993. — № 1. — С. 15−24.
  53. Т.П. Анализ финансовых отчетов (на основе GAAP): Учебник М.: ИНФРА-М, 1998. — 448 с.
  54. Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. — 350 с.
  55. В. Маркетинг сельскохозяйственной продукции//АПК: экономика, управление. 1995. — № 2. — С.41−45.
  56. В.В., Волкова О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2000. 424 с.
  57. С.Н. Вопросы внедрения корпоративных технологий финансово-экономического управления//Технологическое оборудование и материалы. 1997. — № 10.
  58. И.Р. Количественная оценка качества продукции на предприятиях пищевой промышленности//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — № 8. — С.25−26.
  59. И.Г. Основы управленческого учета. М.: Финансы и статистика, 1999. — 144 с.
  60. Контроллинг как инструмент управления предприятием/Е.А. Ананькина, С. В. Данилочкина, Н. Г. Данилочкина и др.- Под ред. Н. Г. Данилочкиной. М.: Аулдит, ЮНИТИ, 1999. — 297 с.
  61. В.Д., Кочетова Г. И. Управление предприятиями АПК в условиях формирования рынка. М.: Информагротех, 1999. — 52с.
  62. Ф. Маркетинг-менеджмент. СПб.: Экономика, 1999.896 с.
  63. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./Общ. ред. и вступит, ст. Е. М Пеньковой. М.: Прогресс, 1993. — 736 с.
  64. С.А. Управление затратами. СПб.: Питер, 2001. — 160с.
  65. JI.A. Отражение затрат в управленческом учете//Консультант. 1998. — № 13. — С.67−69.
  66. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб.: Наука, 1996.
  67. В.Т. Упаковка как фактор маркетинговой деятельности//Маркетинг России и за рубежом. 2000. — № 4. — С.35−43
  68. В.В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
  69. В.В. Межотраслевая экономика: Пер. с англ./Автор предисл. и науч. ред. А. Г. Гранберг. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1997.-479 с.
  70. С. Худ обед, коли хлеба нет//Спрос. 2000. — № 12. -С.16−21.
  71. А.В. Организация учета затрат на производство//Бухгалтерский учет. 1996. — № 7, 8.
  72. А.В. Учет общепроизводственных расходов//Бухгалтерский учет. 1999. — № 11.
  73. Л. Контроллинг на предприятии/Юткрытые системы. -2000. -№ 1,2.
  74. Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих: Пер. с нем. Ю.Г. Жукова/Под ред. и с предисл. д-ра экон. наук В. Б. Ивашкевича. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 304 с.
  75. А.И. Перспективы производства зерна в 2001 годуЮкономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2001. № 9. — С.47−49.
  76. Маркетинг: Учебник/А.Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.- Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.-560 с.
  77. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менедмент: Курс лекций. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. 288 с.
  78. А. Принципы экономической науки, т. I, П, Ш. Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. — 1076 с.
  79. Международный семинар «Хлеб-99"//Пшцевая промышленность. 2000. — № 3. — С.28−30.
  80. Ми крюков Е. Качество хлебопродукции под контролем//Вятский наблюдатель. 2001. — № 19. — С.6.
  81. Е.В. Принципы ценовой политики в рыночной экономике//Пищевая промышленность. 2000. — № 5. — С.23.
  82. Л.Б., Ташбаев Ы. Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. — 252 с.
  83. Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 1996. — 267 с.
  84. А.В. Математические методы анализа экономики. СПб.: Питер, 2002. 176 с.
  85. На заседании коллегии Росхлебинспекции/УПшцевая промышленность. 2000. — № 5. — С.49−51.
  86. А.Г. Феномен снижения затрат. Публикации компании IntegProg-Service (ресурсы сети Internet).
  87. С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг». М.: Финансы и статистика, 1993.
  88. С.А. Управленческий учет: проблемы адаптации к Российской теории и практике//Бухгалтерский учет. 1996. — № 1, 2, 3.
  89. Ю.М. Теория хозяйства. Учебник в 3-х томах. Т. П. Микрохозяйство. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 781с.
  90. В.Ф., Суздальцева Л. П. Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий. М.: «Машиностроение», 1995. — 293 с.
  91. Н. Ароматы хлебозавода № 5//Кировская правда. -2002. № 40. — С.2.
  92. С.А. Управление финансами предприятия: Учебно-практическое пособие. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. — 376 с.
  93. Политическая экономия: Словарь/Под ред. О. И. Ожерельева идр. М.: Политиздат, 1990. — 607 с.
  94. Н.А. Экономика сельского хозяйства: Учебник. М.: Издательство «Дело и сервис», 2000. — 368 с.
  95. Практика хлебопечения во Франции. Публикации фирмы ВИВАС (ресурсы сети Internet).
  96. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., исправ. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 479 с.
  97. Результаты сортоиспытания сельскохозяйственных культур на госсортоучастках Кировской области за 2001 год. Киров, 2001. — С.3−35.
  98. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд. перераб. и доп. Минск: ООО «Новое знание», 2000. — 688 с.
  99. Е.В. Аграрная экономика: Учебник для студентов экономических факультетов и специальностей. М.: ГУ ВШЭ, 1999. 480 с.
  100. И.М., Нечаев А. П. Все о пище с точки зрения химика: Справ, издание. М.: Высш. шк. 1991. — 288 с.
  101. Словарь иностранных слов/Под ред. Лехина И. В., Петрова Ф. Н. -М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1954.-856 с.
  102. Словарь по экономике/Пер. с англ. под ред. П. А. Ватника. СПб.: Экономическая школа, 1998. 752 с.
  103. .А. Управление маркетингом: 17-модульная программа для менеджеров. Управление развитием организации. М.: ИНФРА-М, 2000. — 258 с.
  104. Статистический сборник. Кировская область в 1999 году. Часть 1.-Киров, 2000.- 114 с.
  105. Статистический сборник. Кировская область в 2000 году. Часть 2 Экономика. Часть 3 Города и районы. Киров, 2001. — 396 с.
  106. С.А. Система производственного учета и контроля. М.: Финансы и статистика, 1988. — 223 с.
  107. Тенденции европейского рынка хлебобулочных изделий/ Интервью с управляющим фирмой Ост-Вест-Партнер Эрихом Фихтнером записал Б. Гражданкин//Хлебопродукты. 1999. — № 3. — С.26.
  108. Е.Б. Обзор ситуации на российском рынке зерна и прогноз его развития//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — № 1. — С.44−46.
  109. Управление затратами на предприятии: Учебник/В .Г. Лебедев, Т. Г. Дроздова, В. П. Кустарев, и др.- Под общ. Ред. Г. А. Краюхина. СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. — 277 с.
  110. Управленческий учет/Под ред. В. Палия и Р. Вандер Вила. М.: ИНФРА-М, 1997.-480 с.
  111. Управленческий учет: Учебное пособие/Под ред. А. Д. Шеремета. М.: ФБК-ПРЕСС, 1999. — 512 с.
  112. Э.А., Кочеткова А. И., Юликов Л. И. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий вопросов для самопроверки по курсу «Маркетинг». М.: Финансы и статистика, 1999. -192 с.
  113. Э.А. Курс менеджмента: учебник для ВУЗов. М.: БИКИ, 1998.-234 с.
  114. Р.А. Производственный менеджмент. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997. — 447 с.
  115. Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. 3-е изд., доп. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. 240 с.
  116. Р.А. Стратегический маркетинг: учебник. М.: ЗАО «Бизнес-школа», 2000. 640 с.
  117. О. Региональный фонд зерна//Вятский край. 2000. — № 203. — С.2.
  118. М.О. Климат//Энциклопедия земли Вятской. Том 7. Природа/Областная писательская организация/Администрация Кировской области. Киров, 1997. — С.142−165.
  119. М.О. Экология не терпит шумихи//Вятский край. -2001. -№ 8. С. 4.
  120. Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер. с анг./Под. ред. Я. В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1995.-416 с.
  121. В.З. Экономика: Таблицы и схемы. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 208 с.
  122. А.Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 1998. — 343 с.
  123. Шим Дж., Сигел Дж. Методы управления стоимостью и анализа затрат. М.: Филинъ, 1996. — 296 с.
  124. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.-455 с.
  125. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ./Авт. предисл. и науч. ред. А. А. Горячев. М.: Экономика, 1993. — 335 с.
  126. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Л.Я. Аврашков, В. В. Адамчук, О. В. Антонова и др.- Под. ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. 2-е изд., прераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. -742 с.
  127. Экономическая энциклопедия/Науч.-ред. совет изд-ва «Экономика" — Ин-т экон. РАН- Гл. ред. Л. И. Абалкин. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. — 1055 с.
  128. Э. Рюли Политика предприятия/ЯТроблемы теории и практикиуправления. № 4. — 1997.
  129. Э. Рюли, Саша Л. Шмидт Исследование стратегических процессов в организации//Проблемы теории и практики управления. № 5. -2000.
  130. В. Пятый хлебозавод наступает//Вятский наблюдатель. 2000. — № 3. — С.4.
  131. К.П., Мухарь И. Ф. Управленческий учет. СПб.: Питер, 2001. — 128 с.
  132. Unlimited Wealth. The Theory and Practice of Economic Alchemy. N.Y., Crown Publishers, 1990. Антология «Новая постиндустриальная волна на Заладе"/Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
Заполнить форму текущей работой