Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование механизма использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы производственной сферы: На материалах Южного федерального округа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Южный Федеральный округ обладает своей уникальной, отличной от других структурой минерально-сырьевой базы, которая позволяет ему стабильно развиваться в экономическом плане. Минерально-сырьевая база Южного Федерального округа характеризуется полнотой и комплексностью, т.к. включает в себя практически все виды твердых полезных ископаемых, как традиционно разведываемые и осваиваемые (вольфрам… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы
    • 1. 1. Понятие экономической ценности минерально-сырьевой базы производственной сферы
    • 1. 2. Теоретические основы рационального воспроизводства минерально-сырьевой базы
  • Глава 2. Стимулирование рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы производственной сферы
    • 2. 1. Совершенствование государственного воздействия на использование и воспроизводство минерально-сырьевой базы производственной сферы
    • 2. 2. Программно-целевое управление системой стимулирования рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы производственной сферы
  • Глава 3. Формирование эффективной системы рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы
    • 3. 1. Пути развития минерально-сырьевой базы производственной сферы Южного Федерального округа и Ростовской области
    • 3. 2. Совершенствование процесса принятия решений по обеспечению эффективного использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы региона

Совершенствование механизма использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы производственной сферы: На материалах Южного федерального округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Роль природных ресурсов в социально-экономическом развитии существенна и требует отдельного изучения как одной из важнейших составляющих экономического благополучия и основы обеспечения комфортности проживания населения.

В экономике природные условия и природные ресурсы оказывают большое влияние на жизнь общества и производительные силы, выступая в роли таких факторов, как национальное богатство страны, среда проживания человека, межрегионального и международного разделения труда, международных политических отношений и др.

Высокий уровень износа активной части основных производственных фондов, отсутствие возможности технического перевооружения производства, недостаточная инновационная направленность промышленной политики привели к отсутствию ресурсосберегающих технологий и нерациональному использованию минерально-сырьевой базы для производства товаров и услуг.

Структурные сдвиги в Российской экономике в девяностые годы прошлого столетия повысили долю добывающих отраслей в ВВП, что способствовало росту потребления не возобновляемых природных ресурсов.

Практическое отсутствие соответствующего современной реальности механизма стимулирования природоохранной деятельности, направленной на охрану, использование и воспроизводство минерально-сырьевой базы приводит к необходимости выработать принципы эколого-экономической политики, опирающиеся на новые и совершенствование существующих методов регулирования природопользования и системы природоохранного законодательства, стандартов и нормативных экологических требований к хозяйственной деятельности и состоянию окружающей среды, к формированию экономических отношений в обществе, позволяющих осуществить структурную перестройку национального хозяйства с учетом экологически значимых требований.

В этой связи, совершенствование механизма использования и воспроизводства минеральных ресурсов в производственной сфере является значимым для процесса повышения эффективности управления эколого-экономическими системами и представляется весьма актуальным.

Степень разработанности проблемы.

Изучению вопросов управления природопользованием и рационального использования природных ресурсов в хозяйственной деятельности посвящены фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых: Э. А. Арустамова, Э. В. Гирусова, А. А. Голуба, А. А. Гусева, В. В. Глухова, А. Г. Дружинина, В. Г. Игнатова, А. В. Кокина, М. Я. Лемешева, П. М. Нестерова, Ю. Одум, П. Г. Олдака, Н. Ф. Реймерса, С. Г. Тяглова, Н. В. Чепурных, А. Д. Урсула и других.

Проблема рационального использования и воспроизводства различных составляющих минерально-сырьевой базы рассмотрена в трудах: А. А. Аверченкова, Э. В. Гирусова, А. А. Голуба, М. М. Гузева, В.И. Данилов-Данильяна, А. Д. Думнова, В. Г. Игнатова, Ю. А. Израэля, Е. С. Мелехина, В. В. Овчинникова, В. П. Орлова, Н. Ф. Реймерса, Е. И. Сорокиной, С. Г. Тяглова, Н. В. Чепурных, А. А. Ширшова и других.

Достаточно большое внимание уделено изучению различных сторон эколого-экономической политики на различных уровнях управления в работах многих отечественных и зарубежных ученых. Наиболее значимы по этой проблематике публикации: А. А. Аверченкова, Э. В. Гирусова, А. А. Голуба, М. М. Гузева, В.И. Данилов-Данильяна, А. Д. Думнова, В. Г. Игнатова, Ю. А. Израэля, Н. Ф. Реймерса, С. Г. Тяглова, Н. В. Чепурных, А. Д. Урсула и других.

Стимулированию природоохранной деятельности в условиях рыночной экономики и обоснованию использования экономических инструментов государственного воздействия на хозяйствующие субъекты в направлении обеспечения устойчивого развития посвящены работы: Арустамова Э. А., Балацкого О. Ф., Гузева М. М., Глухова В. В., Гирусова Э. В., Данилова-Данильяна В.И., Игнатова В. Г., Колосова А. В., Мкртчян Г. М., Нестерова П. М., Панайоту, Реймерса Н. Ф., Тяглова С. Г., Чепурных Н. В. и других.

Тем не менее, несмотря на значительный объем исследований по рассматриваемой проблематике, ее научная разработанность далеко не исчерпывающая. В приведенных исследованиях не ставились акценты на совершенствовании рационального использования и воспроизводства различных составляющих минерально-сырьевой базы производства, на выработке стратегии стимулирования ресурсосберегающего и энергосберегающего поведения хозяйствующих субъектов.

В этих условиях важнейшее значение приобретает необходимость выработки управленческих решений, способствующих стимулированию хозяйствующих субъектов и населения к рациональному природопользованию.

Поэтому вопросы совершенствования механизма стимулирования рационального использования минеральных ресурсов в производственной сфере и является одним из условий повышения эффективности реализации эколого-экономической политики РФ и регионов.

Цель и задачи исследования

.

Цель диссертационного исследования — на основе концептуальных подходов экономики к управлению природопользованием на федеральном и региональном уровнях разработать рекомендации, совершенствующие механизм и модели стимулирования хозяйствующих субъектов к рациональному использованию минеральных ресурсов в производственно-хозяйственной деятельности, и определить приоритеты совершенствования эколого-экономической политики с учетом требований обеспечения рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы производственной сферы РФ и ее регионов.

Достижение поставленной цели связано с решением следующих основных задач: уточнить понятие минерально-сырьевой базы производственной сферы;

— оценить состояние и пути совершенствования рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы производственной сферы;

— разработать подходы к совершенствованию государственного воздействия на рациональное использование и воспроизводство минеральных ресурсов;

— изучить перспективные программы развития минерально-сырьевой базы РФ и регионов с позиции учета мер по устранению нерационального использования ресурсов;

— предложить пути стимулирования рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы производственной сферы;

— сформировать эффективную систему управления рациональным использованием и воспроизводством минерально-сырьевой базы производства как составляющую эколого-экономической системы РФ и регионов и опирающуюся на реформирование методического, информационного, нормативно-правового и финансового обеспечения реализации программы социально-экономической политики.

Объектом исследования являются различные составляющие минерально-сырьевой базы производственной сферы РФ и ее регионов.

Предметом исследования выступает механизм управления процессом использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы производственной сферы и меры по стимулированию рационального природопользования, опирающиеся на экономические инструменты его регулирования на федеральном и региональном уровнях.

Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные положения экономики и управления охраной окружающей среды и природопользования, фундаментальные труды классиков экономической науки и естествознания, работы отечественных и зарубежных ученых по проблеме рационального природопользования, основные положения теории государственного регулирования экономики, отечественный и зарубежный опыт в области разработки эколого-экономической политики РФ и регионов.

При разработке проблемы использовались различные методические подходы, в том числе, нормативный и системный подходы к исследованию процесса совершенствования управления использованием и воспроизводством минерально-сырьевой базы, методы экономического, логического и сравнительного анализа.

Информационно-эмпирическая и нормативная база формировалась на основе официальных данных федеральных и региональных органов Госкомстата, Администрации и министерств Ростовской области и Южного Федерального округа, статистических сборников, ежегодников, материалов монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, федеральных и региональных программ развития, а также Интернет-ресурсов и проведенных автором исследований.

Нормативно-правовую базу диссертации составляют Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и Правительства Ростовской области, а также региональные и местные законодательные и нормативные акты Администрации Ростовской области, затрагивающие вопросы эколого-экономической политики РФ и региона.

Концепция диссертационного исследования базируется на гипотезе, согласно которой совершенствование управления недропользованием хозяйствующих субъектов связанно с формированием экономических условий и инструментов, направленных на их стимулирование к разработке и реализации мер по рациональному использованию и воспроизводству различных составляющих минерально-сырьевой базы производственной сферы. Важной составляющей эколого-экономической политики РФ и ее регионов должна стать эффективная система управления, опирающаяся на государственную поддержку мер по рациональному природопользованию и связанная с реформированием ее нормативно-правового, методического и информационого обеспечения на федеральном и региональном уровнях.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Рациональное воспроизводство минерально-сырьевой базы подразумевает создание экономических условий, позволяющих выделит^ средства на проведение геолого-разведочных работ и добычу полезных ископаемых и восполняющих потери в результате производственно-хозяйственной деятельности. Выделение инвестиционных ресурсов должно осуществляться из собственных средств предприятий-недропользователей, а расширенное воспроизводство — из государственного бюджета.

2. Совершенствование механизма рационального использования и воспроизводства минеральных ресурсов опирается на организационное и инвестиционное обеспечение процесса пополнения минерально-сырьевой базы производства и подразумевает взаимодействие государственных и производственных структур управления в направлении ресурсосбережения и вовлечения в оборот дополнительных ресурсов, полученных посредством внедрения безотходных технологий производства.

3. Повышение эффективности стимулирования рационального использования минерально-сырьевой базы предполагает совершенствование различных инструментов экономического регулирования использования минеральных ресурсов в производственной сфере. При этом необходим учет возможностей стимулирования вторичной переработки промышленной продукции.

4. Программно-целевое управление должно способствовать устойчивому сбалансированному развитию минерально-сырьевой базы, обеспечению текущих и прогнозируемых потребностей (включая экспортные) экономики страны в минерально-сырьевой продукции, а также геополитических интересов Российской Федерации.

5. Совершенствование процесса использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы региона требует привлечения большого количества информационных ресурсов, характеризующих экономику региона, и использование информации по различным составляющим природно-ресурсного потенциала.

6. Формирование эффективной системы управления минерально-сырьевой базой производственной сферы региона должно учитывать методическое обеспечение расчета платежей на воспроизводство природных ресурсов и должно опираться на экономическое обоснование необходимости наращивания разведанных запасов полезных ископаемых и выполнения работ по геологическому изучению недр с указанием конкретных объектов и объемов работ на них.

Научная новизна исследования.

Элементами научной новизны обладают следующие результаты:

1. Уточнено и дополнено понятие минерально-сырьевой базы производственной сферы, представляющей собой совокупность природных ресурсов и отходов производства и потребления, технологически целесообразную для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности и дальнейшего расширения воспроизводственного процесса.

2. Установлено, что экономическая ценность минеральных ресурсовинтегративная характеристика, определяющая полезность и экономическую целесообразность использования их в хозяйственной деятельности, и предложен коэффициент повышения экономической ценности ресурса, отражающий эффективность технологии изменения качества составляющих минерально-сырьевой базы производственной сферы.

3. Предложен алгоритм совершенствования управления развитием минерально-сырьевой базы, заключающийся в проведении прогнозной оценки потребностей отраслей народного хозяйства в минерально-сырьевых ресурсах, в проведении анализа состояния минерально-сырьевой базы производственной сферы и определении конкретных природоохранных мероприятий и ресурсного обеспечения их выполнения.

4. Представлена схема восстановления минерально-сырьевой базы производственной сферы, позволяющая за счет собственных средств предприятий-недропользователей осуществить дополнительные работы по разведке и добыче полезных ископаемых и предложен алгоритм обеспечения стимулирования недропользователя к рациональному использованию природных ресурсов посредством совершенствования процесса их лицензирования.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что предложенные в диссертации алгоритм совершенствования управления минерально-сырьевой базой производственной сферы позволит скорректировать эколого-экономическую политику региона и обеспечить государственную поддержку природоохранных мероприятий, рекомендации по учету экологических требований в отраслевых программах социально-экономического развития и сконцентрировать внимание государственных региональных органов на вопросах устранения причин нерационального использования минеральных ресурсов.

Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования законодательного обеспечения природоохранной деятельности.

Теоретические выводы могут быть использованы при разработке методического обеспечения для преподавания учебных дисциплин «Экономика экологии», «Экологический менеджмент», «Экономика природопользования».

Апробация работы. Результаты и выводы диссертационного исследования были использованы в практике Департамента государственного контроля и перспективного развития охраны окружающей среды и природных ресурсов Южного федерального округа, министерства промышленности, энергетики и природных ресурсов Ростовской области, а также в учебном процессе в Ростовском государственном экономическом университете в учебно-методическом комплексе по курсам «Экономика экологии» и «Экономика природопользования», о чем свидетельствуют представленные акты внедрения.

Результаты исследования нашли отражение в публикациях и выступлениях автора на международных, всероссийских, всесоюзных, межвузовских, внутривузовских научных и научно-практических семинарах и конференциях.

Основные положения диссертационного исследования отражены в 5 публикациях общим объемом 1,4 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 6 параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка использованной литературы, содержащей 148 наименований, и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы:

1. В социально-экономическую сферу природные ресурсы входят как вещественные элементы производства и вообще жизнедеятельности людей. Природные ресурсы являются связующим звеном между социально-экономической и экологической сферами деятельности, определяя их тесное взаимодействие, осуществляемое в процессе природопользования. Поэтому целесообразно рассмотрение минерально-сырьевой базы производственной сферы как совокупности природных ресурсов и отходов производства и потребления, технологически целесообразную для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности и дальнейшего расширения воспроизводственного процесса. Как следует из приведенного определения, частью минерально-сырьевой базы производственной сферы является невозобновляемые природные ресурсы, поэтому любая производственно-хозяйственная деятельность приводит к истощению природных ресурсов и необходимости воспроизводства минерально-сырьевой базы.

2. Экономическая ценность минеральных ресурсов — интегративная характеристика, определяющая полезность и экономическую целесообразность использования их в хозяйственной деятельности. Целесообразно осуществить некоторую формализацию процесса оценки экономической ценности компонентов минерально-сырьевой базы производственно-хозяйственной сферы. Для этого необходимо определить экономическую ценность ресурса, характеризующего полезность единицы продукции, произведенной с помощью этого ресурса. Нами предложен коэффициент повышения экономической ценности ресурса, отражающий эффективность технологии изменения качества составляющих минерально-сырьевой базы производственной сферы.

3. Одним из направлений рационального использования природных ресурсов является разработка и внедрение в производство малои безотходных технологий. Малоотходные и безотходные технологические процессы и системы должны функционировать таким образом, чтобы не нарушать естественного хода процессов, протекающих в природе. В связи с этим, основной принцип безотходных технологий заключается как в сокращении текущего выхода отходов, так и в максимальном их использовании в качестве сырьевых и энергетических источников. Таким образом, отрасль, образующая отходы, в данном случае должна рассматриваться не как загрязнитель окружающей среды, а как поставщик вторичных ресурсов в различные отрасли народного хозяйства. Поэтому, безотходное производство как тип хозяйствования возможно лишь на межотраслевой основе в рамках определенного региона или на крупном комбинированном предприятии.

4. Совершенствование управления развитием минерально-сырьевой базы производственной сферы представляет многошаговый процесс и состоит из этапов, заключающихся в проведении анализа состояния минерально-сырьевой базы производственной сферы, на основе которого определяется стратегия ее развития и прогнозная оценка потребностей отраслей народного хозяйства в минеральном сырье.

5. Стимулирование процесса воспроизводства минерально-сырьевой базы должно опираться на механизм, позволяющий выделить средства на проведение геолого-разведочных работ и добычу полезных ископаемых, и состоящий в восполнении потерь в результате производственно-хозяйственной деятельности. Выделение инвестиционных ресурсов должно осуществляться из собственных средств предприятий-недропользователей, а расширенное воспроизводство — из государственного бюджета.

6. Совершенствование механизма рационального использования и воспроизводства минеральных ресурсов, опирается на организационное и инвестиционное обеспечение процесса пополнения материально-сырьевой базы производства и подразумевает взаимодействие государственных и производственных структур управления в направлении ресурсосбережения и вовлечения в оборот дополнительных ресурсов, полученных посредством внедрения безотходных технологий производства.

7. Государственное воздействие на рациональное использование и воспроизводство минерально-сырьевой базы, как правило, реализуется методами финансового и денежно-кредитного регулирования недропользования, среди которых особую роль играют следующие ее инструменты налоговой, амортизационной, кредитной и таможенной политики. Совершенствование налоговой системы привело к значительному увеличению природно-ресурсной доли налогов. На наш взгляд, применение рентного подхода усилит природную составляющую в структуре налогов. Введенный во второй части Налогового кодекса налог на добычу полезных ископаемых по уровню текущей доходности консолидированного бюджета может оказаться более эффективным, чем заменяемые данным налогом акциз на нефть, платежи за пользование недрами и на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Амортизационная политика в сфере рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы должна ориентироваться на установление ускоренной амортизации ресурсосберегающих и малоотходных производств, что позволит стимулировать за счет собственных средств хозяйствующих субъектов эффективное расходование минеральных ресурсов. Экологизация кредитной политики должна быть основана на принципе «кредитной нейтральности». Он предполагает, что экономические санкции в виде повышенного процента за кредитование экологически ненадежных предприятий должны компенсироваться льготным кредитованием экологически надежных. •.

8. Для повышения эффективности недропользования предстоит формирование системы регулярного контроля над лицензированием права пользования недрами и выполнением условий недропользования. В целях совершенствования существующей системы лицензирования необходимо безотлагательное внесение изменений и дополнений в действующее законодательство в сфере недропользования.

9. Программно-целевое управление должно способствовать устойчивому сбалансированному развитию минерально-сырьевой базы, обеспечению текущих и прогнозируемых потребностей (включая экспортные) экономики страны в минерально-сырьевой продукции, а также геополитических интересов Российской Федерации. Федеральные и региональные целевые программы, направленные на решение задач рационального использования и воспроизводства минеральных ресурсов являются эффективным средством стимулирования рационального природопользования и свидетельствует об эффективности программно-целевого управления в совершенствовании использования воспроизводства минерально-сырьевой базы производственной сферы РФ.

10. Южный Федеральный округ обладает своей уникальной, отличной от других структурой минерально-сырьевой базы, которая позволяет ему стабильно развиваться в экономическом плане. Минерально-сырьевая база Южного Федерального округа характеризуется полнотой и комплексностью, т.к. включает в себя практически все виды твердых полезных ископаемых, как традиционно разведываемые и осваиваемые (вольфрам, молибден, полиметаллы, медь, неметаллы и др.), так и активно осваиваемые в настоящее время, такие как благородные металлы, титан-цирконивые россыпи и другие. Он также имеет весьма чёткую агропромышленную ориентацию. Анализ информации, характеризующей современное состояние минерально-сырьевой базы Южного Федерального округа и Ростовской области позволил автору сделать вывод, что стратегия ее развития должна учитывать целый ряд позиций, характеризующих изменения, происходящие с разведкой, добычей, использованием различных видов полезных ископаемых.

На наш взгляд, целесообразно рассмотрение данного вопроса со следующих позиций:

— необходимости обеспечения национальной безопасности России с точки зрения ресурсной базы;

— эффективного использования месторождений полезных ископаемых для развития экономики страны, в том числе Южного федерального округа;

— учета направлений развития минерально-сырьевой базы Южного Федерального округа в решении социально-экономических проблем.

11. Совершенствование процесса рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы региона требует привлечения большого количества информационных ресурсов, характеризующих экономику региона, и использование информации по различным составляющим природно-ресурсного потенциала.

12. Формирование эффективной системы управления минерально-сырьевой базой производственной сферы региона должно учитывать методическое обеспечение расчета платежей на воспроизводство природных ресурсов и должно опираться на экономическое обоснование необходимости наращивания разведанных запасов полезных ископаемых и выполнения работ по геологическому изучению недр с указанием конкретных объектов и объемов работ на них.

13. Совершенствование управления минерально-сырьевой базой Ростовской области должно опираться на тенденции стабилизации и развития промышленности региона, опирающиеся на учет ресурсосбережения и импотрозамещение во всех отраслях народного хозяйства. Следует обратить особое внимание на то, что формирование эффективной системы управления минерально-сырьевой базой производственной сферы региона должно учитывать оценку отрицательного воздействия промышленности, сельского хозяйства и коммунального хозяйства на окружающую среду и определение мер по восстановлению и сохранению естественных функций природных комплексов, а также создание благоприятных условий для проживания населения.

14. Формирование эффективной системы управления минерально-сырьевой базой производственной сферы на федеральном и региональном уровнях должно осуществляться посредством совершенствования организационного, информационного, методического и прогнозного обеспечения всей системы рационального природопользования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аналитическая записка о несоответствии нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области природопользования и охраны окружающей среды, федеральному законодательству. М., 2002.
  2. Безотходная технология в промышленности /Б.Н.Ласкорин, Б. В. Громов, А. П. Цыганков, В. Н. Сепин. М.: Стройиздат, 1986.
  3. Г. Ю., Калинин И. Б. Правовое регулирование доступа к участку недр //Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, 2001.
  4. В поисках равновесия. Экология в системе социальных и политических приоритетов /Отв. ред. Б. М. Маклярский. М.: Международные отношения, 1992.-294с.
  5. Д. Д. Экологическая безопасность и здоровье населения //Экология и промышленность России. 1996. — № 8. — С. 45−48.
  6. Д.В. Рыночные методы регулирования природопользованием // ЭКО.-1995.- № 3.- С.184−186.
  7. И.К. Совершенствование экономических механизмов природопользования // Финансы. 1996.- № 4 С.29−32.
  8. В.У., Лиходед Т. В., Российская М. В., Тяглов С. Г. Государственное стимулирование экологически чистого производства как условие экологической безопасности//Известия ВУЗов. СевероКавказский регион, № 1.
  9. Ю.Герасимович В. Н., Голуб А. А. Методология экономической оценки природных ресурсов. М.: Наука, 1988.
  10. Годовой доклад «Итоги деятельности Государственной службы контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР России за 2001 год. М., 2002.
  11. А. А., Струкова Е. Б. Экономика природопользования М., Аспект-Пресс. 1995.- 188 с.
  12. А. А., Гофман К. Г. Экономические механизмы управления глобальными природными процессами. // Экономика и математические методы. 1992, т.28, с. 687−694.
  13. А.А., Струкова Е. Б. К вопросу об экономической оценке ассимиляционного потенциала природной среды. // Экономика и математические методы. 1988, вып. 3, т. 24 -с. 458−468.
  14. А.А., Струкова Е. Б. Природоохранная деятельность в переходной экономике // Вопросы экономики. 1995.- N% 2. — с. 139−149.
  15. А.А., Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов: Учеб. Пособие для ВУЗов.- М.: Аспект Пресс, 1999. 319с.
  16. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации, одобренная Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 //Собрание законодательства РФ. -1996. № 18, 29 апреля ст. 2117.
  17. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Ростовской области в 1997 году». Ростов-на-Дону, 1998.21 .Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Ростовской области в 2000 году» Ростов-на-Дону, 2001.
  18. К.Г. Переход к рынку и экологизация налоговой системы России // Экономика и математические методы. -1994.- том 30., вып. 4.- С.22−34.
  19. К.Г. Экологизация налоговой системы в России //ЭКО. -1994.-№ 5.-С.15−159.
  20. К.Г. Экологическая оценка природных ресурсов в условиях социалистической экономики. М.: Наука, 1977, 188 с.
  21. К.Г. Экономический механизм природопользования в условиях перехода к рыночной экономике. //Экономика и математические методы. 1991, вып. 2, с. 315−321.
  22. К.Г., Гусев А. А. Экологические издержки и концепция экономического оптимума качества окружающей природной среды. //Экономика и математические методы. 1981, т. 17, вып. 3.
  23. К.Г., Рюмина Е. В. «Кредитные отношения» общества и природы // Экономика и математические методы. 1994. — т.ЗО.- Вып. 2. -с. 17−32.
  24. А. А., Гусева И. Г. Об экономическом механизме экологически устойчивого развития // Экономика и математические методы- 1996 — Том 32, — Вып. 2.
  25. А.А. Эколого-инновационные программы в современных условиях перестройки экономики //Экономика и мат. методы, 1994. Т. ЗО, вып. З
  26. В.П., Медведев, А .Я. Угольный ресурсный потенциал России // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 1995. — № 3. — С. 7−12.
  27. Данилов-Данильян В. И. План, прогноз, программа // Зеленый мир 1996. N% 4.
  28. Ю.М., Василенко В. П., Денисов М.Н. Результаты переоценки минерально-сырьевой базы металлических полезных ископаемых
  29. Российской Федерации // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2000. — № 4. — С.32−39.
  30. Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. С.-Пб.: «Санкт-Петербург оркестр», 1994.-448 с.
  31. И.Г., Попадейкин В. В. Земельные отношения: зарубежный опыт регулирования // Экология и жизнь. 1997.- № 7. — С. 3−8.
  32. А.Д. Природно-ресурсный комплекс России: статистическая оценка 90-х годов// Вопросы статистики.- 2000. № 5, с- 23−25.
  33. Зб.Зайденварг В. Е., Навитний A.M., Твердохлебов В. Ф. Угольная сырьевая база России: состояние и перспективы развития // Уголь. 1999. — № 9. -С. 9−13.
  34. Законодательство о компетенции субъектов РФ в области недропользования и охраны окружающей среды // Законодательство и экономика. -1996.-№ 2.- С. 66 70.38.3енков В. Атака на природные богатства России // Молодая гвардия. -1997,-№ 5.-С. 132−136.
  35. В. Продвигаем экологические технологии// Экономист. -1998. -№ 3.- С.36−43.
  36. B.C., Тяглов С. Г. Многоуровневый подход управления природоохранной деятельностью в регионе //Научный альманах Южного Федерального округа. Ростов-на-Дону, 2001. — С.98−101.
  37. В., Бутов В. Южная Россия: История и современность. Ростов-н/Д.: Изд-во СКАГС, 2002 — 400 с.
  38. В.Г., Кокин А. В. Экология. Научно-нормативный справочник. -Ростов-на-Дону: ООО «РостИздат», 2000. 416с.
  39. В.Г., Кокин А. В. Природноресурсное и природоохранное регулирование в системе управления экологической безопасностью. -Ростов-на-Дону, 1999
  40. В.Г., Кокин А. В. Экологичный менеджмент. Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Изд-во АООТ «Ростовское книжное издательство», 1997.- 304с.
  41. В.Г., Кокин А. В., Сидоров П. Т. Экологичный менеджмент на предприятии: Как заработать деньги в условиях экологизации экономики.- Ростов-на-Дону. Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 1997. 104с.
  42. Инвестиционная политика природопользования /Т.С. Хачатуров, Н. Г. Фейтельман, Н. В. Базилеева и др. М.: Наука, 1989, 280 с.
  43. Г. О некоторых вопросых экономического механизма природопользования. //Экономист, т. 1, 1993, с. 92−96.
  44. А.Я. Экологические факторы потребительского рынка России. Автореф. диссер. на соискание ученой степ. канд. эконом, наук. М.: Российская Экономическая Академия им. Плеханова, 1998.
  45. Ф., Кушникова И. Ресурсный потенциал субъектов федерации и его использование// Экономист. 1998. — № 12. — с. 33−39.
  46. А.В. Экономическая безопасность: Учебное пособие для вузов/ ГГУ. М.: Финстатинформ, 1999. — 104 с.
  47. Конституция (основной закон) Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 1995 г.
  48. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета.- 1996.- 9 апреля.
  49. Концепция экологической безопасности Российской Федерации //Экологическая безопасность России. М. — 1994. — вып. 1.
  50. Концепция экономической политики Ростовской области (Проект) // Экономика Дона. -1999. № 6−7. — март. — С.2−31.
  51. ., Начилхаут П. Экономические стимулы охраны окружающей среды США // Экономика и математические методы. 1992.- т.28.- Вып. 5−6.- с. 754−760.
  52. С.В. Управлять природопользованием //Экология и жизнь. -1999.-№ 1 .-С.49−52.
  53. О.И. Экологическое право. Учебник. М.: Дело, 2001.-768с.
  54. А.И. Минерально-сырьевая база на рубеже веков ретроспектива и прогнозы. — М.: ЗАО «Геоинформмарк», 1999.
  55. А. Экономический механизм регулирования природопользования. // Экономист. Т.5. 1992. с. 81−85.
  56. А.Н., Штейников Е. В., Данилин Д. Н. Новые подходы к применению соглашений о разделе продукции на месторождениях твердых полезных ископаемых //Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, 2001.
  57. М.Я. Экономика и экология. (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Практика хозяйствования и управления»). М.: Знание. 1990.
  58. М.Я., Чепурных Н. В., Юрина Н. П. Региональное природопользование: на пути гармонии. М.: 1986.- 286с.
  59. Т.В., Малиненко Ю. С., Тяглов С. Г. Формирование эффективной системы управления водными ресурсами региона// Проблемы развития организаций. Науч.-практ. журнал, № 3. Ростов-на-Дону, 2001
  60. С.В. Основы экономики природопользования: Учеб. пособ. М.: 1998, — 192с.
  61. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. В 2 т.-т. 2 М.: Республика, 1993.-400с.
  62. Ю.С. Правовые основы регулирования рационального природопользования.// Юридический вестник РГЭУ. Научно-практический журнал. -Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ, 2002 N 1.
  63. Ю.С. Пути совершенствования управления природными ресурсами региона// Технологии управления. Науч.-практ. журнал, № 1. -Ростов-на-Дону, 2001
  64. Ю.С. Совершенствование рационального использования минерально-сырьевой базы региона// Экономические проблемы России и региона: Ученые записки. Вып.7/РГЭУ (РИНХ). Ростов-на-Дону, 2002. -141с.
  65. Ю.С., Тяглов С. Г. Роль природно-ресурсного потенциала в обеспечении устойчивого развития региона// Проблемы развития организаций. Науч.-практ. журнал, № 2. Ростов-на-Дону, 2001
  66. Е.С., Овчинников В. В. О государственном регулировании воспроизводства минерально-сырьевой базы //Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, 2001.
  67. Е.С., Ширшов А. А. Методический подход к компенсации недропользователями затрат государства на подготовку запасов полезных ископаемых // Геологический вестник центральных районов России. -2000. № 2. — С.52−54.
  68. М. X., Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: Дело, 1992.- 702 с.
  69. Методы планирования и управления природными ресурсами (совершенствование экономического механизма управления природопользованием). -М.: Изд. ЦЭМИ, 1983.
  70. Минерально-сырьевая база угольной промышленности России. В 2 т. -Изд-во МГГУ, 1999.
  71. А.А. Экономическая оценка естественных ресурсов. -М.: Мысль, 1972, — 303 с.
  72. Г. М. Методы оценки эффективности освоения природных ресурсов. Новосибирск, 1981. — 134 с.
  73. Г. М., Сусницин С. А., Клисторин В. И. Оценка ресурсов в моделях природопользования. М., 1979. — 168 с.
  74. Н.Н. Природный фактор и кризис цивилизации // Социально-политический журнал. 1993. N% 9−10. — с.92−100.
  75. Г. А. Экологическое страхование в рыночной экономике.// Экономика и математические методы., том 32, 1996.
  76. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. -М.:Изд-во Норма, 2001.-392 с.
  77. Г. Н., Яндыганов Я. Я. Оптимизация ресурсопотребления и повышение эффективности природопользования: Уч. пособ. Екатеринбург: Урал. Гос. экон. Ун-т, 1995. — 90 с.
  78. П. М., Нестеров А. П. Экономика природопользования и рынок: Учебник для вузов.- М.: закон и право, ЮНИТИ, 1997 413 с. 850 концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Указ Президента РФ // Российская газета.- 1996.- 9 апреля.
  79. В.П. Государство и недропользование//Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, 2001.
  80. В.П. Об экспортной и ценовой политике России на мировом рынке нефти//Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, 2001.
  81. В.П. Сырьевая экономика в условиях глобализации//Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, 2001.
  82. В.П., Немерюк Ю. В. Бюджетная эффективность и дефицитность налога на добычу полезных ископаемых//Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, 2001.
  83. В.П., Немерюк Ю. В. Рента в новой системе налогообложения//Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, 2001.
  84. Основные итоги работы МПР России в 2001 г. и задачи на 2002 г. М., 2002.
  85. Отчет по итогам работы Государственной службы охраны окружающей природной среды в 2001 году. М., 2002.
  86. Оценка и регулирование качества окружающей природной среды. Учебное пособие для инженера-эколога. Под ред. проф. А. Ф. Порядина и А. Д. Хованского. М.:НУМЦ Минприроды России, Издательский Дом «Прибой», 1996.-350с.
  87. А.А. Государственная экологическая политика: узловые проблемы формирования // Социально-политический журнал. 1997. -№ 6. — С. 28−37.
  88. А.Ю., Львов Н. В. Основные проблемы реформирования системы лицензирования пользования недрами //Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, 2001.
  89. В. Экологические платежи //Финансовая газета. 1999.-№ 2.-С. 6−7.
  90. Н.Л. и др. Вторичные ресурсы: эффективность, опыт, перспективы /Н.Л.Пирогов. С. П. Сушон, А.Г.Завалко- Под ред. А. Е. Юрченко. М.: Экономика, 1987. — 199 с.
  91. План действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994−1995 годы. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. № 496 //Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 4. — Ст. 369.
  92. Природопользование /Н.Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова, В. В. Николина и др. М.: Просвещение, 1995. — 255 с.
  93. Природопользование: Учеб. под ред. Э. А. Арустамова. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский дом «Дашков и К0», 2002. — 276с.
  94. Программа действий по охране окружающей среды для Ростовской области на период до 2000 года. Утверждена решением Законодательного собрания Ростовской области от 16.06.97. Ростов-на-Дону, 1997. — 186 с.
  95. Региональная экономика/ Тяглов С. Г., Черныш Е. А., Молчанова Н. П., Черненко О. Б., Новикова А. А., Левицкая Н. А., Молчанов И. Н., Салтанова Т.А./ Под ред. Проф. Н. Г. Кузнецова и проф. С. Г. Тяглова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 320с.
  96. Региональное природопользование: методы изучения, оценки и управления/Под ред. П. Я. Бакланов, В. П. Каракина: Учеб. пос. М.: Логос, 2002. — 160с.
  97. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза/Под ред. А. Г. Гранберга. М.:Экономика, 2000. — 435 с.
  98. Регионоведение:Учебник для вузов/Т.Г. Морозова, М. П. Победина, С. С. Шишов, Р.А.Исляев- Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  99. Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.:Мысль, 1990.-673 с.
  100. Ростовская область крупнейший очаг экологической дестабилизации юга России // Профсоюзы и экономика. -1998.- № 2.- С. 78.
  101. Ростовская область в цифрах. 1998 г. Статистический ежегодник. Официальное издание. Ростов — на-Дону, 1999.
  102. Ю.В. Экономика безотходного производства. К.:Техника, 1989.- 168 с.
  103. Смена курса. Перспективы развития и проблемы окружающей среды: подход предпринимателя. М.:Миннауки РФ, международный ун-т, 1994
  104. Е.И. Экология и рациональное природопользование: Учебн. пос. Ростов н/Д: Рост. гос. эконом, акад., 1997. — 84 с.
  105. Социально-экономическое положение Ростовской области в январе-декабре 1999 года. / Ежемесячный комплексный доклад. Ростов-на-Дону.
  106. Социально-экономическое положение Ростовской области в январе-июне 2000 года. / Ежемесячный комплексный доклад. Ростов-на-Дону.
  107. Справочник по месторождениям нерудных полезных ископаемых Ростовской области. Часть 1 /Е.М. Пушкарский, О. М. Кисиленко, В. И. Белявский, А. Е. Милявский, Ю. Ф. Деев. Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета. 1992 г. 320 с.
  108. А.С. Охрана окружающей среды. Учебник для ВУЗов.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-559с.
  109. А.Р. Организация и экономика геолого-разведочных работ за рубежом. М.: Недра, 1979.
  110. В.Ф. Опыт критической оценки угольной сырьевой базы России// Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2001.
  111. Н.П. Проблемы платного природопользования // Экономика природопользования. Обзорная информация.- 1995.- Вып.2.- с. 34−39.
  112. Н.П. Социально-экономические проблемы защиты природы. М.: Экология, — 1992.-240с.
  113. С.Г., Лиходед Т. В., Галустов В. У. Экологически чистые технологии и продукция как фактор устойчивого развития региона. В сб.: Экономические проблемы России и региона: Ученые записки. Вып.6 / РГЭУ (РИНХ). — Ростов н/Д., 2001. — С.54−58.
  114. Угольные ресурсы Сибири и их рациональное использование / А. З. Юзвицкий, В. М. Станкус, С. В. Шаклеин, Л. А. Западинский, А. П. Авдеев, В. Ф. Череповский // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 1999. -№ 3. — С. 11−20.
  115. Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2002−2010 гг.)». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 07.12.01, № 860
  116. Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2002−2010 годы). Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2001, № 860.
  117. Федеральная целевая программа «Юг России». Утверждена постановлением Правительства РФ от 08.08.2001 № 581
  118. Федеральный закон Российской Федерации «О соглашениях о разделе продукции». РГ от 11.01.1996
  119. Федеральный Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления».// РГ .N 121, 30.06.98
  120. Федеральный закон Российской Федерации «О мелиорации земель». Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3
  121. Федеральный Закон Российской Федерации «О недрах». Ведомости ВС РСФСР № 20, 1992
  122. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О недрах». РГ, 22.03.1995
  123. Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», РГ № 7 от 10.01.2002
  124. Федеральный Закон Российской Федерации от 12 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Российская газета. -1999.- 6 апреля.- С. 4.
  125. Н.П., Лемешев М. Я., Реймерс Н. Ф. Социально-экономическая эффективность охраны природы //Природа. 1980. № 10. — С. 213.
  126. Н.Г. Управление природопользованием. // Вопросы экономики. № 3. 1984, с. 64−66.
  127. Х.Э. Проблемы сырья в обстановке истощения природных ресурсов //Соросовский образовательный журнал. 1999. -№ 1. -С. 41−46.
  128. Т. С. Итоги, очередные задачи определения эффективности капитальных вложений //Методы и практика определения эффективности капитальных вложений и новой техники. Вып. 25. — М.: Наука, 1985. — С. 3−9.
  129. М.М. Федеральные программы развития регионов и их роль в решении проблем старопронышленных районов // Региональное развитие и сотрудничество. 1998. .№ 1−2.
  130. Н.В., Новоселов А. Л. Планирование и прогнозирование природопользования: Учебное пособие. -М: Интерпракс, 1995. 286с.-(Программа обновления гуманитарного образования в России).
  131. Н.В., Новоселов А. Л., Дунаевский Л. В. Экономика природопользования: эффективность, ущербы, риски. М.: Наука, 1998.-253с.
  132. Экономика природопользования /Под ред. Т. С. Хачатурова. М.: Изд-во МГУ, 1991.-271 с.
  133. Экономика природопользования. Аналитические и нормативно-методические материалы. М.: Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, 1994 г.-472с.
  134. Экономика природопользования/Под ред. Ю. В. Соловьева. М.: Феникс, 1998.-340с.
  135. Экономическая безопасность хозяйственных систем. Учебник. -М.:РАГС, 2001.-446с.
  136. Экономическая география/В.П. Желтиков, Н. Г. Кузнецов, С. Г. Тяглов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 384с.
  137. Экономическая теория: Учеб. для студ. ВУЗов /Под ред. В. Д. Камева -5-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 1999. — 640 с.
  138. Экономические проблемы малоотходного и безотходного производств //Ю.П. Лебединский, Ю. В. Склянкин, B.C. Мищенко и др. К.: Наукова думка, 1987. -239 с.
  139. Я.Я. Экономика природопользования: Учебник. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1997. — 764 с.
Заполнить форму текущей работой