Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование экономических механизмов управления функционированием медицинских учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. С переходом страны к рынку, российское здравоохранение столкнулось с рядом проблем, решение которых потребовало формирования эффективных принципов управления медицинскими учреждениями в новых условиях хозяйствования. Это вызвано тем, что сегодня лечебным учреждениям, ориентированным на бесплатное оказание услуг населению, приходится вести свою деятельность в условиях рынка и это… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
    • 1. 1. Проблемы и развитие управления здравоохранением РФ
    • 1. 2. Особенности и задачи экономического управления медицинскими учреждениями в условиях развивающегося рынка
    • 1. 3. Коммерческий расчет, как важнейший фактор эффективного хозяйствования медицинских учреждений и их предпринимательской деятельности
  • ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЫЧАГОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
    • 2. 1. Основные направления и особенности развития менеджмента современного здравоохранения
    • 2. 2. Управление спросом и предложением и структура рынка медицинских услуг в здравоохранении
    • 2. 3. Проблемы и особенности ценообразования в современном здравоохранении
    • 2. 4. Управление качеством оказания медицинских услуг
  • ГЛАВА 3. МАРКЕТИНГ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
    • 3. 1. Содержание и назначение маркетинговых исследований проводимых медицинскими учреждениями
    • 3. 2. Маркетинговые стратегии развития рынка медицинских товаров и услуг
    • 3. 3. Совершенствование методики проведения маркетинговых исследований рынка медицинских услуг

Формирование экономических механизмов управления функционированием медицинских учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. С переходом страны к рынку, российское здравоохранение столкнулось с рядом проблем, решение которых потребовало формирования эффективных принципов управления медицинскими учреждениями в новых условиях хозяйствования. Это вызвано тем, что сегодня лечебным учреждениям, ориентированным на бесплатное оказание услуг населению, приходится вести свою деятельность в условиях рынка и это не лучшим образом отражается на их экономическом состоянии. В большинстве случаев медицинские учреждения, особенно в сельской местности и небольших городах, оказались предоставленные самим себе для выживания, и в силу ряда объективных причин далеко не всем им удается выжить. Множество поликлиник, стационаров, профилакториев, медико-санитарных частей, особенно ведомственной принадлежности, не смогли адаптироваться к рыночным условиям и практически прекратили свою деятельность. Следовательно, в силу возникшей ситуации для выживаемости медицинские учреждения вынуждены перейти к новому принципу хозяйствования, который помимо всего прочего, включает и применение экономических рычагов управления здравоохранением, обеспечивающих их рентабельную деятельность.

Это обусловлено тем, что применение экономических рычагов управления в здравоохранении может обеспечить сбалансированную, целесообразную деятельность медицинским учреждениям и позволит им эффективно функционировать в постоянно изменяющихся условиях рынка.

Как известно, применение экономических рычагов управления требует перехода медицинских учреждений на коммерческий расчет, что в свою очередь приводит к необходимости изучения маркетинговой среды потребительских рынков, установления цен на оказываемые услуги, доведения медицинских услуг до пациентов и т. д. Всё это должно помочь медицинским учреждениям с большей точностью разобраться в нынешней рыночной ситуации и эффективно построить свою деятельность в условиях развивающегося рынка.

Отмеченные выше обстоятельства и определяют актуальность темы настоящего диссертационного исследования.

При проведении исследования автор опирался на труды следующих российских ученых, которые внесли существенный вклад в решение различных экономических проблем здравоохранения в условиях рынка: Алексунина В., Герасименко В., Гиляревского С., Голубкова Г., Захарова И., Зеленской Т., Корягина В., Козлова А., Котова Д., Кузменко В., Кучеренко В., Липшиц И.,.

Лучкевич В., Макарова В., Макарова П., Малаховой Н., Полякова И., Решет. 1 < никова А., Родионовой В., Селезнева В., Трушкиной Л., Шамшуриной Н., Шевченко Ю., Шеленко Ю. и многих других.

Однако, несмотря на достигнутые сегодня результаты, в области формирования эффективного управления здравоохранением все еще остается достаточно большое число слабоизученных проблем. В частности, необходимо проведение дальнейших исследований для совершенствования экономических рычагов управления медицинскими учреждениями и повышения на этой основе эффективности их функционирования в целом. Данные обстоятельства и определили цель, задачи и направление настоящего диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических, методических и практических основ формирования экономических механизмов управления медицинскими учреждениями в условиях рынка.

В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие основные задачи:

— исследованы проблемы и пути совершенствования управления медицинскими учреждениями;

— установлены особенности и сформулированы задачи экономического управления медицинскими учреждениями на современном этапе развития экономики;

— исследованы основные направления и особенности развития менеджмента в современном здравоохранении;

— изучены проблемы и особенности ценообразования в современном здравоохранении и управление качеством оказания медицинских услуг;

— раскрыто содержание и назначение маркетингового исследования, проводимого медицинскими учреждениями;

— усовершенствована методика проведения маркетинговых исследований медицинских учреждений.

Объектом исследования является система управления медицинскими учреждениями.

Предметом диссертационного исследования является совокупность теоретических и методических принципов формирования экономических рычагов управления медицинскими учреждениями в современных условиях хозяйствования.

Теоретической основой исследования служат достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых в области экономики и управления объектами здравоохранения и рынка медицинских услуг и товаров, системного подхода к организации анализа, исследования и управления сложными социально-экономическими объектами. В процессе проведения исследования были также использованы методы логического, системного и экономико-статистического анализа.

Информационное обеспечение диссертации составили статистические сборники, рабочие материалы министерств и ведомств РФ и Республики Дагестан. В работе также использовались материалы, опубликованные в монографиях и периодических изданиях по проблематике исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании и уточнении теоретических и методических основ формирования экономических рычагов управления медицинскими учреждениями в динамических условиях рынка.

К основным результатам, составляющим научную новизну исследования, можно отнести следующее:

— раскрыты особенности и сформулированы основные проблемы организации и реализации экономических принципов управления медицинскими учреждениями, что позволяет определить и наметить интенсивные пути их развития и повысить эффективность функционирования;

— разработана методика формирования адаптивных планов функционирования и развития медицинских учреждений, позволяющая изменять направление их деятельности в соответствии с изменениями условий функционирования;

— исследованы особенности внедрения в учреждениях здравоохранения принципов коммерческого расчета и внутрифирменного предпринимательства, что позволяет повысить эффективность их предпринимательской деятельности в динамических условиях рынка;

— предложена методика принятия управленческих решений, позволяющая повысить эффективность управления медицинским учреждением за счет уточнения критериев наблюдаемости и управляемости медицинских услуг в изменяющихся условиях функционирования;

— усовершенствована методика планирования маркетинговых исследований, проводимых медицинским учреждением, позволяющая ему эффективным образом адаптироваться к изменяющимся условиям рынка.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что полученные в ней научные результаты исследований позволяют формировать эффективные системы управления региональными рынками медицинских товаров и услуг, а также отдельными лечебно-профилактическими учреждениями, региональных и федеральных министерств и ведомств здравоохранения.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях и семинарах, проводимых в ДГТУ, ДГУ и ИСЭИ ДНЦ РАН в 2003;2007 годах.

Отдельные положения и результаты исследования нашли практическое применение в ряде медицинских учреждений Республики Дагестан в качестве основ формирования их эффективной системы управления.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Результаты исследования представляются в виде краткого общедоступного изложения исследования, либо в виде полного отчета, в котором в наглядной форме излагается схема исследования, и содержатся детально обоснованные выводы и рекомендации [15]. При этом результаты грамотно проведенного маркетингового исследования могут послужить толчком для коренных преобразований медицинского учреждения.

К основным методам проведения маркетингового исследования можно отнести: наблюдение, эксперимент и опрос [45]. Опрос, в отличие от наблюдения, требует активного общения исследователя с социальной группой респондентов, а экспериментальные методы дают более убедительные результаты.

Эксперимент выполняется на основе имитации планового воздействия на события. Эксперимент требует отбора сопоставимых между собой групп субъектов и создания для этих групп разных условий. Цель подобных исследований сводится к выяснению причинно-следственные связей между различными событиями, происходящими на рынке. Следует отметить, что упростить проведение эксперимента можно путем имитационного моделирования процессов, протекающих на объекте исследования и в его окружающей среде. Для этого строится алгоритмическая модель процессов функционирования объектов в различных условиях окружающей среды и проводится машинный эксперимент с полученными моделями. Это также позволяет исключить прямые воздействия экспериментатора на объект управления, т.к. они могут привести к негативным последствиям.

Наблюдение представляет собой пассивный эксперимент, когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой, не вмешиваясь в события. Например, можно наблюдая за работой поликлиники выяснять, что люди думают о проводимом в ней лечении и подмечать, как конкретные врачи справляются со своими обязанностями и т. п.

Опрос потребителей медицинских услуг лучше всего подходит для поисковых исследований. Он удобен и при проведении описательных исследований. Опросы проводят, чтобы получить информацию о знаниях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности, для оценки медицинского учреждения и качества оказываемых им услуг. При выборе источников первичных данных у исследователей маркетинга всегда есть выбор из двух основных инструментов проведения исследования — опрос пациентов путем заполнения анкет или использование технических средств для проведения опроса.

Анкета представляет собой ряд вопросов задаваемых в определенном порядке и по определенной схеме, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета представляет собой очень гибкий инструмент в том смысле, что вопросы можно задавать различными способами. Анкета требует тщательной разработки и устранения недостатков до начала широкого использования. Входе разработки анкеты отбираются вопросы, на которые необходимо знать ответ, выбирается форма этих вопросов, их формулировки и последовательность, учитывая, что первые вопросы должны заинтересовать опрашиваемого.

Выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые. Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов и опрашиваемому надо просто выбрать один из ответов. Открытый вопрос дает возможность опрашиваемому отвечать своими словами. На закрытые вопросы люди дают ответы, которые легче интерпретировать, сводить в таблицы, подвергать статистическому анализу. Открытые вопросы полезны на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают о том или ином товаре или фирме. Формулирование вопросов требует осторожности и надо пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не влияют на направление ответа [45].

Вопросы в анкете обычно одинаковы для всех и, задав их представителям различных социальных групп, можно получить богатый материал для сравнений и выводов. Однако по экономическим соображениям следует планировать оптимальный объем выборки, так как выборка представляет собой ту минимальную часть населения, которая должна адекватно отражать мнение населения в целом. Должен быть разработан такой план составления выборки, благодаря которому отобранная совокупность отвечала бы задачам исследования. Для этого надо ответить на три вопроса [18]:

1) Кого опрашивать? Исследователь должен решить, какая именно информация ему нужна и кто именно, вероятней всего может ею располагать.

2) Какое количество людей необходимо опросить? Большие выборки надежнее, но они дорогие и поэтому приходится ограничиваться минимально допустимыми выборками по законам статистики.

3) Каким образом следует отбирать участников выборки? Можно воспользоваться методом случайного отбора. Отбор может основываться и на интуиции исследователя, который полагает, что именно эта группа лиц может послужить наилучшим источником информации.

Способ связи исследователя с аудиторией напрямую зависит от метода исследования. Так если данные собираются путем наблюдения, то уж точно не потребуются телефон или почта, а в процессе опроса без телефона или личной встречи не обойтись. Таким образом, существуют три способа контакта с участниками выборки: по телефону, почте или при личном интервью [18].

Интервью по телефону является лучшим методом быстрого сбора информации. В ходе его интервьюер имеет возможность разъяснить непонятные для опрашиваемого вопросы. Однако имеется два основных недостатка телефонных интервью: опросить можно только тех, у кого есть телефоны, беседа должна быть краткой по времени и не носить личного характера.

Анкета, рассылаемая по почте, может быть средством вступления в контакт с лицами, которые либо не соглашаются на личное интервью, либо на них может сказаться влияние исследователя. Главным недостатком этого метода является малый процент возврата анкет.

Личное интервью представляет собой универсальный метод проведения опроса. Можно задать много вопросов, дополнить результаты беседы своими личными наблюдениями. Этот метод является самым дорогим из трех представленных. Он требует самого тщательного планирования и контроля. Личные интервью бывают двух видов: индивидуальные и групповые [45].

Индивидуальные интервью предполагают посещение людей на дому, по месту работы или встречу с ними на улице. Интервьюер должен добиться сотрудничества, беседа может длиться от нескольких минут до нескольких часов. В ряде случаев в качестве компенсации за потраченное время опрашиваемым людям вручают денежные суммы или небольшие подарки.

Групповое интервью заключается в приглашении до 10 человек на несколько часов для беседы со специально приглашенным интервьюером о товаре, услуге, организации или проблеме. Ведущий должен обладать высокой квалификацией, объективностью, знанием темы и отрасли деятельности, о которой идет речь и умением разбираться в специфике группового и потребительского поведения. В противном случае результаты беседы могут оказаться бесполезными или вводящими в заблуждение. За участие в беседе необходимо выплатить денежное вознаграждение. Беседа начинается с общих вопросов, ведущий поощряет свободный и непринужденный обмен мнениями между участниками интервью в расчете на то, что динамика группового поведения выявит их подлинные чувства и мысли. Высказывания записывают с помощью магнитофона и затем изучают. Групповые интервью — один из основных исследовательских методов маркетинга, позволяющий узнать мысли и чувства потребителей.

Вторичная информация представляет собой информацию, которая была предварительно получена из внутренних и внешних источников, и как правило, собрана для целей отличных от цели исследования. Источники вторичной информации делятся на внутренние (документация фирмы: бюджеты, отчеты, ч счета, предыдущие исследования и т. д.) и внешние. Внешние источники вторичной информации включают [26]:

— материалы законодательного и инструктивного характера, публикуемые государственными учреждениями;

— отчеты и доклады коммерческих исследовательских центров;

— издания некоммерческих исследовательских организаций (например, отделений академий наук, университетов, институтов, материалы конференций и т. д.);

— специализированные журналы по отраслям промышленности и товарным группам;

— периодическая печать (газеты, журналы, статистические сводки, правительственные газеты и т. п.);

— телевидение и радио (источник информации об объемах рекламы, выводимой в эфир конкурентами);

— Интернет.

Достоинствами вторичной информации являются: быстрота получения, низкая стоимость, легкость использования, большое количество источников, непредвзятость. Недостатки: не всегда отвечает целям исследования, может быть устаревшей, не всегда известны цели и методы сбора информации, может быть дезинформацией.

При этом маркетинговое исследование можно разбить на две части:

— в первой рассматривать процесс оказания медицинских услуг, как объект маркетингового исследования. Внутренние источники, на основе представленных документов о количестве врачей занятых лечением пациентов, их заработной плате, количестве обслуженных пациентов, издержек процесса оказания медицинской помощи и т. д., могут помочь разобраться в таких вопросах, как: какое количество врачей той или иной специальности более целесообразно использовать в медицинском учрежденииво сколько смен лучше организовывать лечение пациентовкакое количество лекарственных и перевязочных средств должно находиться на хранении, чтобы не было перебоев в работе и др. Из внешних источников можно узнать о передовых методах лечения, новых технологических разработках и технических решениях.

— вторую часть маркетингового исследования можно проводить, рассматривая лечебное учреждение не только как оказывающее медицинские услуги, но и как предприятие, реализующее свою продукцию на рынке. В этом случае, используя внутренние источники вторичной информации можно увидеть какое количество медицинских работников (врачей, медсестер) и медицинского оборудования лучше использовать для реализации оказываемых услуг, проследить сезонные колебания потребительского спроса на различные виды медицинских услуг, колебания спроса по районам города, региона. Внешние источники (газеты, журналы, Интернет сайты) могут рассказать о возможных конкурентах, их продвижении на рынке, новости по интересующим отраслям, предприятиям. Можно использовать материалы, публикуемые государственными учреждениями, например публикуемые Государственным комитетом по статистике.

Но не смотря на то, что существуют недостатки вторичной информации, (она может быть устаревшей, может быть не надежной, ее объем может быть огромен), она является самым простым и дешевым способом маркетингового исследования. При грамотном подходе, даже источников вторичной информации может быть достаточно, что бы использовать их для маркетингового исследования и, выявив основные проблемы в работе медицинского учреждения, изменить работу в лучшую сторону.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

При проведении настоящего диссертационного исследования были получены следующие научные результаты, выносимые на защиту:

1. Для определения интенсивных путей развития медицинских учреждений и повышения эффективности функционирования раскрыты особенности и сформулированы основные проблемы организации и реализации экономических принципов управления ими.

2. С целью изменения направления деятельности в соответствии с изменениями условий функционирования разработана методика формирования адаптивных планов развития медицинских учреждений в условиях нестабильности развивающегося рынка.

3. Для повышения эффективности предпринимательской деятельности в условиях нестабильности развивающегося рынка исследованы особенности и условия внедрения на предприятиях здравоохранения принципов коммерческого расчета и внутрифирменного предпринимательства.

4. С целью повышения эффективности управления медицинским учреждением предложена методика принятия и реализации управленческих решений, опирающаяся на критерии повышения его наблюдаемости и управляемости в изменяющихся условиях функционирования.

5. Усовершенствована методика планирования маркетинговых исследований проводимых медицинским учреждением, позволяющая ему эффективным образом адаптироваться к изменяющимся условиям развивающегося рынка.

Полученные результаты могут быть использованы как в совокупности, так и по отдельности для повышения эффективности управления и функционирования медицинских учреждений в различных непредсказуемых условиях развивающегося российского рынка. Они также могут быть полезны и использованы для повышения эффективности управления предприятиями в различных отраслях народного хозяйства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Blomgvist A., Wonnacott R., WonnacottP. Tconomics. Tor. Ltc, 1986.
  2. Mc. Connell C. Economics. N.Y., 1986.
  3. Л.И., Ахмедуев А. Ш., Брусиловская H.A. и др. Полный хозяйственный расчет: Теория, практика, проблемы. М.: Экономика, 1989.
  4. И.С. Тенденции развития платной медицинской помощи // Экономика здравоохранения, 2005, № 7.
  5. С.Д., Магомедов А. Г., Мелехин В. Б. Методика формирования адаптивных планов развития городского хозяйства // Вестник ДНЦ РАН, 2005, № 20.
  6. И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. -М.: Финансы и статистика, 1998.
  7. И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? — М.: Финансы и Статистика, 1994.
  8. В., Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд, 1996, № 6.
  9. А.Д., Котлов В. А. Селезнев А.З., Слепухин В. Г. Внутрифирменный хозрасчет. — М.: Профиздат, 1990.
  10. А.П., Милюков А. И., Радаев В. В. и др. Хозрасчет, самофинансирование и самоуправление. -М.: Экономика, 1989.
  11. Ф.Е. Международное здравоохранение на современном этапе // Вести. Рос. АМН, 1999, № 2.
  12. Д.Д. Здравоохранение России. Кризис и пути преодоления. -М.: Медицина, 1999.
  13. Вирнер 3., Лючия Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 1990.
  14. Н. И. Петрова Н.Г., Макушенко Е. В. Здравоохранение как системообразующий фактор здоровья населения. СПб: Изд-во: НИИИХ СпбГУ, 1999.
  15. Н.И., Миняев В. А., Данилов Е. О. Экономика здравоохранения СПб: Изд-во НИИИХ СпбГУ, 1999.
  16. Р.А., Двойников С. И., Павлов В. В., и др. Маркетинг, лизинг, логистика в здравоохранении. Самара, СПБ.: Перспектива, 1998.
  17. С.А., Магомедова П. Н., Исадибиров Р. А. // Вестник Дагестанского научного центра, 2006, № 25.
  18. В.В. Эффективное ценообразование: рыночные ориентиры. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997.
  19. Н.В. Экономические системы: генезис, структура, развитие. — М.: Наука и техника, 1992.
  20. Г. Л. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология. -М: Финпресс, 1998.
  21. В.В., Семенов В. Ю., Поляков И. В. и др. Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование -М.: ТОО Воля, 1995.
  22. И.В., Духанина М. В. Исходная информационная база как инструмент для достижения безубыточности работы ЛПУ // Экономика здравоохранения, 2005, № 3.
  23. С.П., Вохлонен И. С., Пестун A.M. Новые возможности совершенствования управления в здравоохранении: финансовый макроанализ // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья, 2000, № 3.
  24. В. Централизация и самостоятельность в целостном хозяйственном механизме // Плановое хозяйство, 1997, № 3.
  25. Инструкция о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР, утвержденная постановлением ПФР от 11.11.94 г. № 258.
  26. B.C., Шатрова Е. В. Стратегия предпринимательства. СПб.: ГИЭА, 1995.
  27. В.Г. Цена, финансы, хозрасчет. М.: Финансы и статистика, 1991.
  28. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  29. JI. О структуре страховых услуг // Вопросы статистики, 1998, № 5.
  30. Коммерческая деятельность учреждений здравоохранения. Документы. Комментарии. Ответы на вопросы. М.: МЦФЭР, 1997.
  31. В.П. Состояние финансирования здравоохранения // Экономика здравоохранения, 1996, № 1.
  32. М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. -М.: ИКЦ «Дис», 1997.
  33. В. Методологические основы экономических оценок и расчетов статистических показателей платных услуг // Вопросы экономики, 1995, № 8.
  34. В.Г., Баранов В. В., Шиленко Ю. В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики, М., 1994.
  35. М.М., Баранов В. В., Шиленко Ю. В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. М.: Медицина, 1994.
  36. В.З. Российское здравоохранение: вхождение в рынок. — СПб., 1999.
  37. В.З. Экономика и инновационные процессы в здравоохранении М.: МЦФЭР, 1994.
  38. Н. Эффективность управленческих решений. — М.: Прогресс, 1975.
  39. Н.А. Организация медицинского страхования в России // Медицинский вестник, 1996, № 2.
  40. А.Л. Медико-экономическая поддержка реформы здравоохранения и обеспечение качества медицинской помощи // Бюлл. НИИ социал. гигиены, экономики и упр. здравоохранением им. Н. А. Семашко, 1995, № 4.
  41. А.Л. Об оценке качества и эффективности медицинской помощи//Современное здравоохранение, 1990, № 3.
  42. А.Л., Головенко В. Н. Оценка качества и эффективности деятельности лечебно профилактических учреждений // Бюлл. НИИ социал. гигигены, экономики и упр. здравоохранением им. Н. А. Семашко, 1996, № 3.
  43. И.В. Коммерческое ценообразование. М.: БЕК, 1997.
  44. B.C., Поляков И. В. Основы медицинского страхования в России.-СПб., 1995.
  45. . B.C. Основы социальной медицины и управления здравоохранением. СПб., 1997.
  46. П.Н., Исадибиров Р. А. Современные методы управления развитием рынка медицинских услуг и товаров // Транспортное дело России, 2006, № 10.
  47. Э. Контролинг как система мышления и управления. М.: ФиС, 1994.
  48. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.
  49. Т.Н., Кричагин В. И., Мыльникова И. С., Индейкин Е. Н. Цены на медицинские услуги (из серии «Страхование здоровья: преимущества и недостатки»).-М.: Прогресс, 1993.
  50. Н.Г. Маркетинг медицинских услуг. — М.: Книжный мир, 1998.
  51. Л.А., Денисов И. Д., Науменко A.M. и др. К методике составления шкалы оценки качества медицинской помощи // Проблемы городского здравоохранения: Сб. науч. тр. — СПб., 1998. Вып.2.
  52. Л.А., Комаров Г. А. Обязательное медицинское страхование в условиях реформирования здравоохранения. СПб.: Медицинская пресса, 2004.
  53. Н.Б. Организация медицинской помощи и источники финансирования в здравоохранении. Разграничение полномочий по уровням власти
  54. Экономика здравоохранения, 2005, № 5.
  55. Обер-Крис Дж. Управление предприятием. М.: Сирин, 1998.
  56. В.Н., Куцина С. Б. Анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры. СПб., 1997.
  57. Р., Рубенфельд Д. Микроэкономика. М.: Экономика, 1992.
  58. Письмо Федерального Фонда ОМС № 3−1354 от 28.06.94 г. «Типовые правила обязательного медицинского страхования».
  59. Платные услуги населению Тамбов: Облкомстат, 1998.
  60. И.В., Зеленская Т. М., Ромашов П. Г., Пивоварова Н. А. Экономика здравоохранения в системе рыночных отношений. Учебное пособие. — СПб. 1997.
  61. С.И., Шеремет Е. Е. Хозрасчет отделов и служб предприятия. -М.: Экономика, 1991.
  62. В. Приоритеты социальной политики определены // Человек и труд, 1996, № 5.
  63. Постановление Правительства № 857 РФ от 29.07.98 г. «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования».
  64. Постановление Правительства РФ № 1096 от 11.09.98 г. «Об утверждении программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью» (в редакции последующих изменений и дополнений).
  65. Постановление Правительства РФ от 07.03.95 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
  66. В.К., Яковлев Н. В. Экономические методы управления в сфере предпринимательской деятельности. СПб.: НСЭП РАН, 1995.
  67. Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности. -М.: Юрист, 1999.
  68. Приказ Министерства здравоохранения РФ и Федерального фонда ОМС РФ от 24.09.96 г. № 363/77 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению РФ» (в редакции последующих изменений и дополнений).
  69. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 04.06.01 г. № 181 «О введении в действие отраслевого стандарта. Система стандартизации в здравоохранении. Основные положения».
  70. Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью // Утверждена постановлением Правительства РФ № 1096 от 11.09.98 г.
  71. Ф.А. Об основах финансовой политики занятости // Человек и труд, 1998, № 1.
  72. .А. Основы экономика и предпринимательства. — М: ТОО Вес, 1995.
  73. А.В. Финансовый менеджмент в системе обязательного медицинского страхования // Экономика здравоохранения. 2002, № 10
  74. А.В. Экономика здравоохранения. — М., 2004.
  75. В.Н. Менеджмент в здравоохранении в новых экономических условиях / Под ред. Ю. П. Лисицына. — М., 1993.
  76. В. Социальное страхование ведущий институт социальной защиты // Человек и труд, 1998, № 9.
  77. А.Г. Стратегическое развитие здравоохранения // Экономика здравоохранения, 2001, № 7.
  78. Сборник нормативных документов по финансово-хозяйственной деятельности в учреждениях здравоохранения / Под редакцией Мыльниковой И. С. -М.: Агар, 1996.
  79. В.Д., Поляков И. В. Экономические основы воспроизводства здоровья населения в условиях переходной экономики. — СПб., 1996.
  80. Е.М. Планирование на предприятии в условиях рыночной экономики. — М.: Монограф, 1993.
  81. Семья — основа общественной стабильности, мира и прогресса // Человек и труд, 1995, № 3.
  82. А. «Социальный план на предприятиях .Франции и Германии» // «Человек и труд», 1998, № 3-
  83. Т. Управленческий учет. М.: Изд-во ЮНИТИ, 1997.
  84. Социальное рыночное хозяйство: опыт Германии // Общество и экономика, 1997, № 1−2.
  85. Статистика финансов / Под ред. В. Н. Салина, М.: Финансы и статистика, 2000.
  86. В.Э., Шамшурина Н. Г. Государственный и коммерческий секторы в здравоохранении: системы возможных взаимоотношений (на примере лечения офтальмологических больных // Экономика Здравоохранения, 1997, № 3.
  87. Е.А. Информационно-аналитическое обеспечение здравоохранения // Экономика здравоохранения, 2001, № 11−12.
  88. Л.Ю., Тлепцеришев Р. А., Трушкин А. Г. и др. Экономика, и управление здравоохранением. М., 2002.
  89. Управление организацией / Под ред. Поршнева А. Г. и др. М.: Инфра-М, 1999.
  90. Управление по результатам / Под ред. Леймана Д. А. — М.: Прогресс, 1993.
  91. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Стояновой Е.С.
  92. Ценообразование / Под ред. Салимжанова И. К. — М., 1996.
  93. Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой практике предприятия. -М.:ИНФА-М, 1996.
  94. Н.Г. Ценообразование и прибыль // Здравоохранение, 1998, № 1.
  95. Ю.Л. Правовые основы здравоохранения в России. М., 2001.
Заполнить форму текущей работой