Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Влияние уровня эмоционального интеллекта руководителей организации на выполнение управленческих функций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данные элементы представляют собой конкретные поведенческие образцы, выделенные в соответствии с критерием их функционального предназначения. Именно отдельные поведенческие образцы, рассматриваемые абстрактно от целостной системы управления, представляют собой единицы анализа в проведенном нами исследовании. Изучаемые поведенческие образцы руководителей выступают для нас внешним проявлением… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ
    • 1. 1. Теоретико-методологический анализ психологических аспектов управленческой деятельности
    • 1. 2. Теоретический анализ проблемы отбора и обучения руководителей организаций
    • 1. 3. Готовность руководителей организаций к изменению требований к профессиональным качествам в современных условиях (на примере энергетических компаний)
    • 1. 4. Теоретический анализ проблемы функциональных обязанностей руководителей организации
    • 1. 5. Теоретический анализ проблемы лидерства и руководства в организации
    • 1. 6. Теоретический анализ проблемы влияния эмоционального интеллекта руководителя на выполнение функциональных обязанностей
  • 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА РУКОВОДИТЕЛЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
    • 2. 1. Программа эмпирического исследования влияния уровня эмоционального интеллекта руководителя на выполнение управленческих функций
    • 2. 2. Описание процедуры и методики эмпирического исследования
    • 2. 3. Анализ и представление полученных данных

Влияние уровня эмоционального интеллекта руководителей организации на выполнение управленческих функций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социально-экономические преобразования в России, ориентированные на дальнейшее развитие рыночных отношений во всех сферах хозяйствования, резко обострили целый ряд проблем и в сфере управления организацией, в том числе и проблему управленческого персонала, деятельность которого, несомненно, оказывает существенное влияние на эффективность работы предприятий.

В 60−80-е годы XX столетия многие специалисты в области социальной психологии ставили вопрос о необходимости проведения научных исследований, посвященных вопросам управления, подбора и обучения руководящих кадров.

В современных условиях работа руководителей разных должностных уровней становится все более эмоционально напряженной, растет ответственность за результаты деятельности подчиненных подразделений при дефиците материальных, финансовых и трудовых средств. Изменяются функции руководителей разных уровней управления. Часто личностный потенциал управленцев оказывается ниже или выше потенциала должности. Несовершенство управленческой вертикали, в свою очередь, приводит к конфликтам, личностным деформациям, различного рода заболеваниям среди руководителей и их подчиненных, а также к высокой текучести кадров на всех управленческих уровнях.

В переходный к рыночным отношениям период, когда возник спрос на профессиональных специалистов в области управления и далеко не каждому руководителю удается успешно решать те или иные управленческие задачи, остро стоит вопрос о подборе и подготовке управленцев. Решение этого вопроса предусматривает создание условий для внедрения научно обоснованной системы подбора и подготовки руководящих кадров, что позволит обеспечить не только движение реформ, но и развитие конкурентоспособных предприятий.

Предложенная тематика диссертационного исследования направлена на изучение крайне важной проблемы с точки зрения отбора и развития управленческого персонала организаций. Речь идет о влиянии такого свойства личности руководителя как эмоциональный интеллект на выполнение управленческих функций.

Эмоциональный интеллект является одним из важных факторов эффективного управления в тех аспектах данной деятельности, которые напрямую связаны с явлением межличностных отношений в организации. Таким образом, анализ проблемы эмоционального интеллекта приобретает особую научную и научно-прикладную актуальность в точки зрения явления лидерства в организации. Эффективность выполнения руководителями организации различных управленческих функций во многом связано с реализацией последними лидерского потенциала. Эмоциональный интеллект руководителя организации, на наш взгляд, является одной из важнейших сторон лидерского профиля руководителя. Развитие данного вида способностей может существенным образом повысить эффективность профессиональной деятельности специалистов в области управления. Особенно те ее аспекты, которые напрямую связаны с межличностным общением.

Вышеизложенное обуславливает актуальность настоящего диссертационного исследования.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблема управленческой деятельности в организации посвящены многочисленные работы в отечественной и зарубежной литературе. Существует целый ряд подходов к изучению проблемы корпоративного управления, совершенствования системы управления в организации, повышения эффективности деятельности управленческих кадров.

Задача отбора, обучения и развития специалистов в области управления основывается сегодня не только на квалификационных требований, знаниях, умениях и навыках руководителей, но и на системе психологических свойств личности. Среди таких психологических свойств выделяется разнообразные виды способностей. В честности, речь идет о способности, именуемой в отечественной и зарубежной научной литературе «Эмоциональным интеллектом».

В настоящее время проблема эмоционального интеллекта стала одной из наиболее актуальных в контексте изучения явления лидерства в организации. Эмоциональный интеллект рассматривается как важнейший фактор и условие эффективного лидерства. Вместе с тем, недостаточно изученным остается вопрос т.н. «психологического присутствия» эмоционального интеллекта руководителя в конкретных аспектах управленческой деятельности, в выполнении различных управленческих функций.

Цель исследования. Выявить социально-психологические закономерности влияния эмоционального интеллекта руководителей организации на выполнение управленческих функций.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели исследования были решены следующие задачи:

1. Теоретико-методологический анализ психологических аспектов управленческой деятельности;

2. Теоретический анализ проблемы отбора и обучения руководителей организаций;

3. Анализ содержания управленческой деятельности руководителей организаций на примере предприятий энергетической отрасли;

4. Теоретический анализ проблемы лидерства и руководства в организации;

5. Теоретический анализ проблемы влияния эмоционального интеллекта руководителя на управленческую деятельность;

6. Эмпирическое исследование закономерностей влияния эмоционального интеллекта руководителей организации на выполнение управленческих функций в ситуациях решения различных видов профессионально-трудовых задач.

Объект исследования. Управленческая деятельность руководителей организации.

Предмет исследования. Закономерности влияния эмоционального интеллекта руководителей организации на выполнение управленческих функций.

Гипотезы исследования.

1. Уровень эмоционального интеллекта руководителя организации влияет на эффективность выполнения управленческих функций, относящихся к сфере межличностных взаимоотношений сотрудников организации.

2. Уровень эмоционального интеллекта руководителя организации влияет на стиль принятия управленческих решений.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужил системный междисциплинарный подход, позволяющий использовать теоретические положения современной социальной психологии, психологии и социологии управления, психологии труда, психодиагностики.

Методологической основой данной работы служат научные положения отечественных и зарубежных специалистов на проблему человеческих способностей, их диагностики и развития (А. Анастази, Б. М. Теплов, СЛ. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев), взгляды психологов на проблему сущности эмоционального интеллекта (Д. Гоулман, Н. Холл, Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Карузо, Р. Бар-Он и др.).

Большую роль в формировании содержания и структуры данной работы сыграли положения, раскрывающие сущность и особенности управленческой деятельности в организации (А.В. Филиппов, А. В. Тышковский, С. С. Фролов, М. Альберт, JI. Дафт, JI.H. Карамушка, H.JI. Коломинский, М. Х. Мескон, Л.Э. Орбан-Лембрик, Ф. Хедоури, Ю. М. Швалб и др.), а так же специфику управления предприятиями энергетики (Л.Д. Гительман, Б. Е. Ратников, В. Н. Фомина и др.).

Источниками данной работы являются материалы опубликованных исследований по психологии управления и смежных с ней научных отраслей, а также эмпирические данные, полученные автором в период проведения исследования.

Эмпирические данные были получены в результате серии исследований, проведенных автором в период с 2004 по 2006 г. на выборочной совокупности, включающей 130 руководителей предприятий энергетики Московского региона.

Методы исследования: Цели и задачи диссертационного исследования определили выбор методов, с помощью которых достигались поставленные цели и решались сформулированные задачи. В качестве методов исследования применялись теоретический анализ, обобщение и интерпретация научных данных, дедукция и индукция, анализ и синтез, логическое сравнение, критика и систематизация.

В основу процедуры сбора и анализа эмпирических данных была положена стратегия количественного гипотетико-дедуктивного исследования.

В рамках выбранной методологии исследования были использованы следующие методы сбора информации: экспертный опрос, структурированное лабораторное наблюдение, психологическое тестирование.

Проведение количественной обработки данных осуществлялось при помощи специализированной программы SPSS с использованием дескриптивной статистики, непараметрических тестов (тест Манна и Уитни), корреляционного анализа (коэффициент Спирмена).

Научная новизна. В рамках диссертационного исследования были получены следующие результаты, отличающиеся научной новизной:

1. Выявлены закономерности влияния эмоционального интеллекта руководителя на эффективность выполнения управленческих функций.

2. Выявлены закономерности влияния уровня эмоционального интеллекта руководителя на стиль принятия управленческих решений.

Практическая значимость. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они стали основанием для определения критериев подбора руководителей предприятий энергетики.

Результаты исследования позволили определить основные пути совершенствования работы кадровых служб отрасли с руководителями разных должностных уровней: внедрение системы научно обоснованного подбора руководителей с учетом требований управленческой деятельностиформирование профессионально важных качеств управленцев в период их подготовки и переподготовкисоздание условий для коррекции и профилактики личностных деформаций, препятствующих эффективности управленческой деятельности руководителей на разных уровнях управления.

Результаты диссертационного исследования внедрены в практику отбора и подготовки руководителей предприятий энергетики Московского региона.

Надежность и достоверность научных положений и выводов. Достоверность научных положений и выводов обеспечивается применением комплекса процедур и методов, адекватных целям и задачам исследования.

Валидность и надежность полученных результатов обеспечивалась выбором адекватных методов количественного анализа, применением адекватного методического инструментария, использованием корректного статистического аппарата и подтверждается показателями статистической достоверности эмпирических данных.

Эмпирическое исследование проводилось в строгом соответствии с требованиями количественной методологии.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследований обсуждались на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления-2005», 21-ой Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления», 11-ой Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления-2006», заседаниях кафедры Организационной психологии и лидерства Государственного Университета Управления.

Положения, материалы и результаты данной работы использовались при подборе руководителей ряда предприятий энергетики Московского региона. По теме диссертации опубликовано 4 научные работы.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Уровень эмоционального интеллекта руководителя влияет на эффективность выполнения управленческих функций.

2. Руководители организаций, обладающие высоким показателем коэффициента эмоционального интеллекта, более эффективно выполняют те управленческие функции, которые лежат в сфере межличностных отношений.

3. Высокий уровень эмоционального интеллекта является важным фактором и условием эффективного лидерского поведения в организации.

4. Уровень эмоционального интеллекта руководителя организации влияет на стиль принятия управленческих решений.

5. Руководители организаций, характеризующие высоким уровнем эмоционального интеллекта, склонны к демократическому стилю принятия управленческих решений.

Структура диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 150 наименований работ отечественных и зарубежных авторов. Основной текст изложен на 120 страницах, содержит 10 таблиц.

Заключение

.

Исследование каузальной зависимости управленческой деятельности от психологических свойств руководителя является, на наш взгляд чрезвычайно актуальным с точки зрения научно-прикладной задачи отбора, обучения и развития руководящих кадров. Построение социально-психологического портрета руководителя является одной из наиболее сложных и трудоемких задач. Решение ее предполагает не только полное раскрытие специфики различных аспектов личности руководителей, но и создание целостной картины, позволяющей увидеть закономерности и связи различных психологических явлений во всем их многообразии и внешнего поведения.

Данное диссертационное исследование направлено на выявления закономерностей влияния переменной эмоционального интеллекта руководителя организации на управленческую деятельность. Однако следует подчеркнуть, что управленческая деятельность рассматривается в настоящей диссертации не в целостном, системном виде, а на основе аналитического расщепления последней на отдельные составляющие ее элементы.

Данные элементы представляют собой конкретные поведенческие образцы, выделенные в соответствии с критерием их функционального предназначения. Именно отдельные поведенческие образцы, рассматриваемые абстрактно от целостной системы управления, представляют собой единицы анализа в проведенном нами исследовании. Изучаемые поведенческие образцы руководителей выступают для нас внешним проявлением (манифестацией), а, следовательно, эмпирическим показателем стиля и эффективности выполнения управленческих функций. При этом важно отметить, что критерий эффективности заложен в самих функциях управления, выступающих основанием для категоризации различных образцов поведения.

Таким образом, мы отходим от классического, принятого в теории управления понимания «эффективности», при котором последняя раскрывается в соотношении с «планируемой целью» и «ресурсными затратами». Эффективность означает здесь то, насколько соответствующее поведение руководителя способствует достижению положительного результата выполнения той или иной функциональной обязанности. При этом эффективность не оценивается здесь с точки зрения вклада в эффективное решение поставленной задачи в целом. Это означает, что конкретный поведенческий образец, демонстрируемый руководителем, может не быть оптимальным с точки зрения эффективности решения поставленной деловой задачи в целом, но являться результативным с точки зрения достижения эффекта в рамках рассматриваемой управленческой функции.

Разумеется, выбранный нами подход несет в себе одно ограничение. Эффективная управленческая деятельность как процесс не может быть сведен к сумме отдельных, эффективно реализуемых управленческих функций. Следовательно, здесь не принимается во внимание принцип системности и согласованности отдельных элементов, образующих единое целое — управленческую деятельность в организации. Вместе с тем, такой подход представляется нам чрезвычайно полезным с точки зрения выявления сущности влияния эмоционального интеллекта руководителя организации на отдельные характеристики и стороны управленческой деятельности.

Произведенное аналитическое изучение управленческой деятельности позволил раскрыть сущность данного явления с точки зрения реализации руководителем отдельных, составляющих ее компонентов, выделенных в соответствии с их функциональной ориентацией. Выполнение управленческих функций различными группами испытуемых, выделенных по критерию уровня эмоционального интеллекта, указал на закономерности влияния исследуемой факторной переменной на эффективность и стиль реализации руководителями тех или иных функций управления.

Вместе с тем, нельзя считать данное исследование исчерпывающим для указанной научной проблематики. Дальнейшая научно-исследовательская разработка проблема влияния психологических характеристик личности руководителя на выполнение управленческой деятельности должна найти свое углубление в следующих взаимосвязанных направлениях: (1) системный анализ психологических характеристик, поиск кластеров свойств личности руководителя, обуславливающих эффективное выполнение управленческой деятельности, (2) системный анализ феномена управленческой деятельности, в котором последняя рассматривается не как сумма функционально-ориентированных образцов поведения, а как целостное неаддитивное явление. Развитие данной научной проблематики во взаимосвязи двух указанных выше направлений позволит получить богатый научно-прикладной материал, актуальный с точки зрения совершенствования системы управления организацией.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд //Вопросы психологии,-1995.- № 1.-С.111−131.
  2. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах.-М.: Педагогика, 1980.- Т.1.- 230с.
  3. .Г. Человек как предмет познания.- JL, 1968.- 338с.
  4. А. Психологическое тестирование: В 2 т. /Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского -М., 1982.-е.
  5. А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 688 с.
  6. Г. М. Психология социального познания. М., 2000.
  7. Г. М. Социальная психология. М., 1980.-416с.
  8. В.Г. Научное управление обществом. М.: Политиздат, 1968.-384с.
  9. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля //Психол. журнал,-1983.-Т.5, № 3.- С.152−162.
  10. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 е., серия «Мастера психологии»
  11. Н. Изменение функций руководителя в новых условиях //Проблемы теории и практики управления.-2000.-№ 3.-С.97−100.
  12. Библиотека управляющего персоналом: мировой опыт. Менеджмент человеческих ресурсов: Обзорная информация /Сост. В. И. Яровой. Под ред. Т.Щекина.- К.: МАУП, 1995.- 104с.
  13. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978
  14. Н.Н., Петровская J1.A. Групповая дискуссия (Социально-психологический климат коллектива). Под ред. Ю. М. Жукова. М., 1981
  15. А. А., Психология общения: Избранные психологические труды. 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 256 с. (Серия «Психологи отечества»)
  16. В.А. Проблемы профессионального психологического подбора//Психол. журнал.- 1985.-№ 2.- С. 85 94.
  17. Л.Ф. Предисловие редактора русского перевода к «Справочному руководству по конструированию тестов» П.Клайн.-К., 1994.-С.З-7.
  18. П., Бивин Д., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. СПб., 2000.
  19. В.Н., Тышковский А. В., Филиппов А. В. Организационно-психологическая модель проведения групповой дискуссии. Психологический журнал, № 2, 1990
  20. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер.- М., 1991.-320с.
  21. А., Ложкин Г. Психическое «выгорание» лидера // Персонал.-1999.-№ 6.-С.36−43.
  22. Д.М. Организация и управление. М.:Наука, 1972.-531с.
  23. Генов Ф. Психология управления
  24. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.- М.: Прогресс, 1976. 495с.
  25. Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 301 с.
  26. P.M. Элементы практической психологии.- С-Пб.:Свет.-1997.- 608с.
  27. Т.Т. О системном подходе к использованию методов психологической диагностики в профподборе //Вопросы диагностики психического развития. -Таллинн, 1976, — С. 58 60.
  28. Л.И. Вступительная статья к книге М.Мескона и др. «Основы менеджмента».- М., 1992, — с.5−17.
  29. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение, 1985
  30. Е.С. Вступающему в должность.-М.:Знание, 1985.-128с.
  31. А.В. Руководитель и коллектив: практическое пособие. -Ставрополь: кн. изд-во, 1989.-222с.
  32. А.П. Психологические исследования общения.-М.: Наука, 1985.-С.179−192.
  33. В.Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии.- М., 1992.- 165с.
  34. .В. Патопсихология.-М., 1976.-238с.
  35. Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2000.
  36. Ю.Н., Титов Ю. А. Зарубежный опыт подготовки управленческих кадров. М., 1995, с. 33
  37. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. — 512с.
  38. История советской психологии труда. Тексты /Под ред. В. П. Зинченко, В. М. Муникова, О. Г. Носковой.- М.: Изд-во МГУ, 1983.-355с.
  39. Кадры управления: проблемы и системы работы в России и за рубежом. (Материалы международной конференции 18−21 мя 1992 г.) М., 1992, с. 41
  40. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям /Под общ.ред. В. Е. Хруцкого.- М.:Республика, 1992.- 510с.
  41. JI. //Персонал.-1998.-№ 6.-С.60−64.
  42. Камерон К, Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. -СПб: Питер, 2001.-320 с.
  43. А.В. Психология менеджмента.-М.: Гардарики, 1999.-584с.
  44. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических особенностей нервной системы. -Казань, 1969.-60с.
  45. Е.А. Как выбирать профессию.- М., 1984.- 160с.
  46. А.Г. Психология личности. М., 1965.-390с.
  47. В. Изменения в системе факторов мотивации трудовой активности работников АПК //Персонал.- 1998.- № 3.- С. 1215.
  48. Т. Стратегия и структура японских предприятий. М., 1987.- с.
  49. С., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. М., 1996, с. 56
  50. В.И., «Типология лидерства»//Социально-гуманитарные знания, 2000, № 4
  51. P.JI. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в современной работе.- М.: Дело, 1996.-384с.
  52. Л.Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем.- Кишинев, 1983.- 158с.
  53. Е.С. Роль и значение психологического фактора в управленческой деятельности.-JI., 1973.-19с.
  54. Г., О’Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций.- М.: Прогресс, 1981.- 512с.
  55. И.Д. Практический менеджмент: В 3-х частях.-М.: КФН «Ника», 1992.
  56. В.И. Психология и управление.-М., 1990.- 176с.
  57. К. Акцентуированные личности.-Киев, 1981.- 390с.
  58. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М., 1975.-304с.
  59. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах, — М.: Педагогика, 1983.- Т.2.- 320с.
  60. В.Н., Канюка Г. С., Агафонов В. М. Должность обязывает, а профессия требует //Персонал.- 1998.- № 3.-С.63−66.
  61. Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе (по материалам американских исследований) /Ред.-сост. К. Ковальски, Дж.Кенджеми.-Дубна: Феникс, 1997.- 176с.
  62. .Ф. К проблеме деятельности в психологии //Психологич. журнал.- 1981.- Т.2, № 5.- С.3−20.
  63. .Ф., Рубахин В. Ф. Психология и управление //Психология управления.- М., 1976.- Вып.1.-С.5−26.
  64. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии.- М.: Педагогика, 1991.- 296с.
  65. Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс.- Мн.:Выш. Школа, 1986.- 206с.
  66. Лучшие психологические тесты /Под ред. А. Ф. Кудряшова.-Петрозаводск: Петроком, 1992.- 318с.
  67. Д. Социальная психология/Перев. с англ. СПб.: Питер Ком, 1998.-688с.
  68. С.В. Методика Т.Лири в исследовании представлений человека о себе и о других //Методы исследования межличностного восприятия.- М., 1984.- С. 89−102.
  69. В.Л. Критерии профессиональной пригодности в подборе /Хрестоматия по инженерной психологии /Сост. Б. А. Душков и соавт. -М.: Высшая школа, 1991.- С.257−265.
  70. М., Альберт М., Хедури Ф. Основы менеджмента.-М., 1992.- 700с.
  71. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1,2/ Отв. Ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. М.: Наука, 1990. -232 с.
  72. Методы социальной психологии.-Л.:Изд-во Ленингр. ун-та.-122с.
  73. . 3. Теория организации Текст.: учебник / Б. 3. Мильнер. 2-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002.480 с.
  74. Г. «Структура в кулаке: создание эффективной организации» / Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского СПб: Питер, 2001.-512 е.: ил. — (Серия «Деловой бестселлер»)
  75. К. Психология ответственности.- М., 1963.- 239с.
  76. Н.Н. Межличностные отношения.- Л., 1979.- 151с.
  77. Н.Н. Психология взрослого человека.- Л., 1991.- 61с.
  78. Н.Н., Щекин Г. В. Психология работы с людьми.- К.: МАУП, 1994.- 136с.
  79. Общая психодиагностика /Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 1987.-304с.
  80. Общая психодиагностика. Под ред. В. П. Пазилова, Г. П. Баркова. М.: Изд-во МГУ, 1987
  81. В.Б. Межличностные отношения. Коллектив. Социально-психологический климат в коллективе //Социальнаяпсихология: Краткий очерк /Под ред. Г. П. Предвечернего и Ю. А. Шерковина.- М., 1975.- С.196- 273.
  82. A.M. Предприимчивость руководителя.- М.: Изд-во полит, лит-ры, 1990.- 256с.
  83. A.M. Руководитель.-М., 1984.-256с.
  84. В. На пороге эмоциональной революции // Управление персоналом. 2004. № 16. С. 49−53.
  85. Оценка работников управления /Под ред. Г. Х. Попова.-М.: Изд-во Московский рабочий, 1976.-351с.
  86. Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем- Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во МГУ, 1994. — с. 448−481
  87. .Д. Руководство и лидерство.-JI., 1973.-С.5−12.
  88. А. Власть руководителя и проблема профессиональной деформации личности //Персонал.- 1998.- № 2.-С.46−53.
  89. А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды, — М.: Педагогика, 1984.- 272с.
  90. А.В. К построению социально-психологической теории коллектива//Вопросы философии.- 1973.-№ 12.-С.71−81.
  91. К.К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология: Краткий очерк /Под ред. Г. П. Предвечернего и Ю. А. Шерковина, — М., 1975.-С.37−48.
  92. К.К. Проблемы способностей.-М.: Наука, 1972.-312с.
  93. Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика /Под ред. В. В. Столина, А. Г. Шмелева М.: Изд-во МГУ, 1984.- 152с.
  94. Практикум по психологии: Конкретные психодиагностические методики.-М.:Изд-во МГУ, 1989.- 176с.
  95. А.И. Современная социология организаций. М., 1996
  96. А.И. Социологические аспекты управления.- М.: Знание, 1974.- 64с.
  97. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина: в 2-х томах, М.: ВЛАДОС, 2003-
  98. Психологические тесты для деловых людей /Сост. Н. А. Литвинцева.- М., 1994.- 294с.
  99. Психология индивидуальных различий: Тексты /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. Я. Романова.- М., 1982.- 319с.
  100. Психология личности /Сост. И. В. Киршева, Н. В. Рябчикова .-М.:Геликон, 1995.-233с.
  101. Рабочая книга социолога /Осипов Г. В., Гвишиани Д. М. и др.-М.: Наука, 1977.-511с.
  102. Райгородский Д. Я (редактор-составитель). Практическая психодиагности. Методики и тесты. Уч. пособие. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2002. — 672 с.
  103. М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988. С. 173
  104. Роберт М. Фалмер Энциклопедия современного управления,-М.: ВИПК Энерго, 1993.- Т.З.- 182с.
  105. Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д. В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3−24.
  106. В.Ф., Филиппов А. В. Психологические проблемы управления.- М.: Знание, 1973.-64с.
  107. С.JI. Основы общей психологии: В 2-х томах. -М.: Педагогика, 1989.-Т.2.- 328с.
  108. А.Л. Мотивы трудовой деятельности личности //Бодалев А. А. Социальная психология личности.- Л., 1974.- С.44−52.
  109. А.Л. Социально-психологические проблемы управления.- Л., 1975.-120с.
  110. Секреты умелого руководителя / Сост. И. В. Липсиц.- М.: Экономика, 1991.- 320с.
  111. Ю. Диагностика и прогнозирование управленческой адаптации руководителя //Персонал.-1999.-№ 1.-С.93−95.
  112. В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998 — 292 с.
  113. Т., Кузьмина К. Персонал товар — капитал //Персонал.1998.- № 1.-С.54−55.
  114. Е.В. Методы статистической обработки экспериментальных психологических данных.- Л.: Социально-психологический центр, 1996.-346с.
  115. С.Ю. Математические методы в психологии.- Киров, 1999.-70с.
  116. Н. Социология. М.: Феникс. 1994. С. 606.
  117. В.Г., Сущность и типология социального лидерства//Социально-гуманитарные знания, 2000, № 4
  118. Социальная психология и социальное планирование, 1973. с. 84
  119. Социальная психология: учебное пособие / Отв. Ред. А. Л. Журавлев. М.: ПЕРСЭ, 2002. 351 е., с 274
  120. В.А. Организационное поведение и управление персоналом.- С-Пб: Питер.- 2000, — 416с.
  121. С.Ю., Варламова Е. П. Рефлексивно-инновационный подход к подготовке управленческих кадров //Вопросы психологии.-1995.-№ 1.-С.60−65.
  122. Г. В. Основы математической статистики для психологов.- Л.: ЛГУ, 1972. 429с.
  123. В.К. Персонал технология: подбор и подготовка менеджеров,-М., 1989.- 368с.
  124. Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение) / Учебник для вузов. М. Nota Bene, 1999. — 224 с.
  125. Теплов Б. М. Способности и одаренность, 1941
  126. Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998.-224 с.
  127. А.В. Социальная психология делового общения в групповой дискуссии. Учебное пособие / ГУУ. М., 2001. — 55 с.
  128. Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов //Методология и методы социальной психологии.- М., 1977.- С. 54−71.
  129. Л.И. Организаторские способности и их развитие //Ученые записки Курского пединститута. Курск, 1967.- Вып. 21.-С.160.
  130. Л.И. Психология организаторских способностей: Автореф. дис. .докт.психол.наук.- М., 1968. 30 с.
  131. Р. Фактор обновления: Пер. с англ. /Под ред. Рысина.-М., Прогресс, 1988.- 368с.
  132. Управление это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд.- М., 1992.- 351с.
  133. С.С. Социология организаций. М.: Гардарики. 2001
  134. С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений, 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.360 с.
  135. Л., Зиглер Д. Теории личности.- С-Пб.: Питер Ком, 1998.- 608с.
  136. В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов. Т.2. Братислава, 1988.
  137. В.Д. Психологические аспекты расстановки кадров.-М.:3нание, 1974.- 64 с.
  138. В.Д. Психология деятельности и способности человека.- М., 1996.- с.
  139. В.Д. Системный подход к изучению деятельности /Хрестоматия по инженерной психологии /Сост. Б. А. Душков и соавт. -М.: Высшая школа, 1991.- С.171−182.
  140. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех.- М., 1993. -240с.
  141. Т. Социальная психология. Пер с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 544 с.
  142. Р. Искусство общения. Пер. с нем. М., 1992, с. 13
  143. Энциклопедический социологический словарь под ред. Осипова Г. В., 1995
  144. Л. Карьера менеджера.- М.: Прогресс, 1991.- 284с.
  145. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto. Canada: Multi-Health Systems. 1997.
  146. Cooper R.K. Sawaf A. Executive EQ: Emotional intelligence in leaders and organizations. New York: Grosset/Putnam, 1997.
  147. Howard Gardner, «Frames of Mind» (1983)
  148. Mayer, J.D., Salovey, P., Caruso, D. Models of Emotional Intelligence In R. J. Sternberg (Ed.). Handbook of Human Intelligence (2nd ed.), pp. 396−420. New York: Cambridge.
  149. Schein, Edgar H., 1985, Organizational Culture and Leadership. San Francisco: Jossey-Bass.
Заполнить форму текущей работой