Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие способности к социально-перцептивному предвидению у студентов-будущих учителей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ряд авторов указывает на системный, интегральный характер антиципации в предметной деятельности (Б.Ф. Ломов, E.H. Сурков, 1980; JI.A. Регуш, 1997; Е. А. Сергиенко, 1997; H.JI. Сомова, 2002; И. М. Фейгенберг, 1972). Системный подход подразумевает взаимосвязь различных уровней отражения (перцептивного, представленческого, речемыслительного), проявляющихся в способности прогнозирования. В области… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО ПРЕДВИДЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Психологическая характеристика социально-перцептивного предвидения
    • 1. 2. Наблюдательность как основа социально-перцептивного предвидения в педагогической деятельности
    • 1. 3. Социально-перцептивное предвидение как педагогическая способность
    • 1. 4. Постановка проблемы, гипотезы, задачи исследования
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОМУ ПРЕДВИДЕНИЮ
    • 2. 1. Методы диагностики способности к социально-перцептивному предвидению
    • 2. 2. Программа формирующего эксперимента — тренинга профессиональной наблюдательности
    • 2. 3. Методы организации исследования
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОМУ ПРЕДВИДЕНИЮ И ЕЕ РАЗВИТИЯ
    • 3. 1. Характеристика способности к социально-перцептивному предвидению до формирующего эксперимента
    • 3. 2. Динамика способности к социально-перцептивному предвидению как результат тренинга наблюдательности
      • 3. 2. 1. Динамика наблюдательности в результате формирующего эксперимента
      • 3. 2. 2. Динамика способности к социально-перцептивному предвидению
    • 3. 3. Взаимосвязь способности к социально-перцептивному предвидению и способности к речемыслительному прогнозированию

Развитие способности к социально-перцептивному предвидению у студентов-будущих учителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ темы

исследования. Педагогическая деятельность на современном этапе развития школы требует высокого уровня развития профессионализма педагога. Гуманизация как один из принципов современного образования подразумевает усиление внимания к личности каждого ребенка, создание условий для активизации внутренних резервов учащегося, установку на формирование профессионально-компетентной, нравственно совершенной и саморазвивающейся личности. Педагогическая деятельность, в связи с этим, ориентирована на личностно-деятельностный подход и протекает в непрерывном субъект-субъектном взаимодействии.

Педагогическое взаимодействие происходит в различных ситуациях, требует решения различных учебно-воспитательных задач и предвидения их результатов. О вероятностном характере педагогической деятельности говорили многие авторы, изучающие различные стороны педагогического прогнозирования (Б.С. Гершунский, 1986, 1993; Н. К. Голубев, 1988; В. И. Загвязинский, 1987; Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, 1990; А. И. Раев, 1983; Л. А. Регуш, 1985, 1997 и др.). Доказано, что прогноз в деятельности педагога-практика является чаще всего эмпирическим и строится на основе наблюдательности (Б.Г. Ананьев, 1940; A.A. Бодалев, 1982; Л. Д. Ершова, 1977; Г. И. Кислова, 1993; Н. В. Кузьмина, 1990; Л. И. Лежнина, 1995; А. М. Позднякова, 1974; Л. А. Регуш, 1997).

Педагогическая деятельность, строящаяся по законам общения, включает в себя и перцептивную сторону. Перцептивные способности учителя обеспечивают оперативное принятие решений (Л.В. Лежнина, 1995; Л. Д. Ершова, 1977; C.B. Кондратьева, 1981, A.A. Реан, 1990, 1999; В. Л. Ситников, 2001). Очевидно, что при решении оперативных задач неизбежно возникают предвидения, обеспечивающие успешность деятельности в вероятностной среде на основе данных социальной перцепции. Учеными неоднократно подчеркивалась роль прогнозирования в социальных отношениях (A.A. Бодалев, * 1982, В. Н. Куницына,.

1997; H.B. Казаринова, B.M. Погольша, 2000; В. Н. Панферов, 1982; A. JL Южанинова, 1985). Однако, прогностический подход к социально-перцептивной деятельности педагога не нашел своего отражения в специально посвященному этому вопросу исследовании. Изучение специфики социально-перцептивных предвидений в педагогической деятельности позволит увидеть новые стороны совершенствования педагогических умений и уточнить теорию эмпирических прогнозов.

Ряд авторов указывает на системный, интегральный характер антиципации в предметной деятельности (Б.Ф. Ломов, E.H. Сурков, 1980; JI.A. Регуш, 1997; Е. А. Сергиенко, 1997; H.JI. Сомова, 2002; И. М. Фейгенберг, 1972). Системный подход подразумевает взаимосвязь различных уровней отражения (перцептивного, представленческого, речемыслительного), проявляющихся в способности прогнозирования. В области социальной перцепции слабо изучены прогностические компоненты взаимодействия. Констатация связи предвидений невербального поведения с речемыслительным прогнозированием в педагогической деятельности позволит определить дальнейшие перспективы исследований в области социально-психологической прогностики, что, в свою очередь, обеспечит создание оптимальных условий для реализации целей образовательного процесса.

Итак, актуальность темы исследования обусловлена во-первых, необходимостью разработки проблемы прогностических способностей в социально-перцептивной деятельности педагога-практика и совершенствованием подготовки студентов педвузов к осуществлению этой деятельностиво-вторых, необходимостью рассмотрения деятельности по построению социально-психологических интерпретаций учащихся с позиций прогностического подходав-третьих, недостаточной изученностью проблемы системности психических процессов в социально-перцептивном предвидении.

ЦЕЛЬ исследования — на основе теоретического анализа и экспериментального исследования охарактеризовать процессы социально-перцептивного предвидения в педагогической деятельности и условия развития способности к его осуществлению в процессе профессионального обучения педагога.

ОБЪЕКТ исследования — студенты старших курсов педагогического вуза.

ПРЕДМЕТ исследования — способность к социально-перцептивному предвидению у студентов — будущих учителей.

Исходя из цели исследования, мы выдвигаем следующие ГИПОТЕЗЫ:

1. Развитие способности к социально-перцептивному предвидению необходимо осуществлять в процессе профессиональной подготовки и возможно при помощи тренинга профессиональной наблюдательности.

2. Существует взаимосвязь между способностью к социально-перцептивному предвидению и способностью к речемыслительному прогнозированию.

Для осуществления цели исследования и проверки выдвинутых гипотез были поставлены следующие ЗАДАЧИ:

1. Изучение способности к социально-перцептивному предвидению, выделение и описание уровней способности к социально-перцептивному предвидению у студентов — будущих учителей.

2. Разработка упражнений, направленных на развитие прогностического компонента наблюдательности. Проведение тренинга профессиональной наблюдательности с целью развития способности к социально-перцептивному предвидению.

3. Выявление динамики развития указанной способности в результате проведенного тренинга наблюдательности.

4. Определение взаимосвязи между способностью к социально-перцептивному предвидению и способностью к речемыслительному прогнозированию.

Основными МЕТОДАМИ сбора фактического материала выступили констатирующий и формирующий эксперименты, тесты, опросник, анкета, наблюдение. Для количественного анализа экспериментальных данных применялись методы математической статистики (корреляционный анализ, критерий разности долей ф, в — критерий знаков и критерий % Пирсона). Использовался сравнительно-педагогический метод организации экспериментального исследования.

ВЫБОРКА испытуемых. Исследование проводилось в 2001 г. со студентами филологического и технолого-экономического факультетов Вятского государственного педагогического университета (г. Киров). В эксперименте приняло участие 110 человек — студентов четвертого курса, прошедших педагогическую практику. Выборка соответствует требованиям социально-психологической однородности групп по возрасту и этапу профессиональной подготовки.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы состоят в том, что в ней впервые исследуется предвидение как компонент социальной перцепции. Выявлена и изучена специфика социально-перцептивного предвидения у студентов — будущих учителей. Описаны уровни указанной способности на основе данных экспериментального исследования. Экспериментально доказано, что взаимосвязь способности к социально-перцептивному предвидению и речемыслительному прогнозированию не является однозначной и прямолинейной. Результаты теоретического и экспериментального исследования можно использовать в курсе по педагогической психологии, при проектировании программ самореализации и профподготовки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: полученные данные могут быть использованы в работе преподавателей психологии высшей школы с целью совершенствования психологической подготовки студентов к работе в школе, развития у них умения успешно осуществлять социально-перцептивные предвидения в практике учебной и воспитательной работы со школьникамидля активизации процесса обучения по психолого-педагогическим дисциплинам.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫ НОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Способность к социально-перцептивному предвидению в педагогической деятельности осуществляется на основе наблюдательности и проявляется в успешности осуществления умений читать эмоциональные состояния по мимике и предвидеть смысл высказываний другого человека в процессе непосредственного взаимодействия.

2. Способность к социально-перцептивному предвидению имеет три уровня, отличающиеся между собой по степени точности получаемых прогнозов и структурированности антиципирующего образа.

3. Развитие способности к социально-перцептивному предвидению в педагогической деятельности возможно благодаря тренингу профессиональной наблюдательности.

4. Способность к социально-перцептивному предвидению в общении взаимосвязана с качеством мыслительных процессов, обуславливающих способность к речемыслительному прогнозированию.

АПРОБАЦИЯ работы: ряд положений и результатов исследования докладывался и обсуждался на научно-практических конференциях российского и регионального уровней, проводимых РГПУ им. А. И. Герцена и Вятским государственным педагогическим университетом (г. Киров). Результаты работы по исследованию способности к социально-перцептивному предвидению отражены в трех публикациях.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации составляют 163 страницы. Библиографический список использованной литературы содержит 130 названий. Работа иллюстрирована 6 таблицами, 3 рисунками и 2 диаграммами, содержит 4 приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическое и эмпирическое исследование способности к социально-перцептивному предвидению подтвердило обоснованность выдвинутой гипотезы о влиянии тренинга наблюдательности на ее развитие. В процессе проверки выдвинутых гипотез были решены поставленные задачи, что позволило сделать следующие выводы:

1. Введено понятие «социально-перцептивное предвидение» и описаны его особенности в педагогической деятельности. Социально-перцептивное предвидение, как и любой эмпирический прогноз в профессиональной сфере «человек — человек», осуществляется на основе наблюдательности: с помощью наблюдения формируются когнитивные схемы как основания для предвиденияот точности и уровня развития наблюдательности зависят сложность социально-перцептивных стереотипов и развитие способности к социальноперцептивному предвидению. В ситуации социально-перцептивного предвидения наибольшую диагностическую ценность приобретают такие умения учителя как чтение эмоций по лицу, предвидение смысла высказываний непосредственно в процессе взаимодействия.

2. Выделены и описаны уровни развития ССПП. Высокий уровень подразумевает умение в большинстве ситуаций тонко чувствовать, распознавать и предвидеть смысл речевых реакций человека по характерным для него интонационным характеристикам, умение воспринимать в динамике лицо объекта социальной перцепции и способность предвидеть изменения выражения лица партнера по общению в конкретной ситуации при непосредственном взаимодействии. Построение социально-перцептивных предвидений происходит на основе наблюдательностинаиболее успешно при наличии объективного сходства объекта и субъекта предвидения.

Средний уровень проявляется в умениях предвидеть изменения в интонационных характеристиках речи только тех людей, которых субъект восприятия считает похожими на себя. Способность чувствовать, распознавать и предвидеть только отдельные градации основных эмоцийразличные эмоциональные оттенки, выражающиеся на лице собеседника вызывают затруднения в их интерпретации, а следовательно и в предвидении их изменений.

При низком уровне ССПП у субъекта социальной перцепции возникают затруднения в распознавании и предвидении эмоциональных свойств личности, отражающихся на лице. Предвидение интонационных характеристик речи собеседника в ситуации непосредственного общения происходит путем угадывания или необоснованного проецирования, без соотнесения воспринимаемых элементов экспрессивного поведения другого человека к имеющимся эталонам восприятия.

Таким образом, уровни способности к социально-перцептивному предвидению отличаются по основаниям для предвидения, структурированности ан-тиципационных образов, путям построения прогноза.

3. В результате тренинга наблюдательности произошли значимые изменения в уровне развития наблюдательности у студентов экспериментальной группы. Как следствие изменения наблюдательности произошли положительные сдвиги как отдельно по умениям социально-перцептивного предвидения, так и по интегральному показателю. Развитие наблюдательности повлияло на дифференцированность и структурированность социально-перцептивных эталонов, что позволило сформировать новые связи между наблюдаемым невербальным поведением и качествами отражаемой личности. Новые когнитивные структуры включаются субъектом предвидения в целостное представление о пространственно-временных совокупностях экспрессивных признаков, что способствует повышению эффективности социально-перцептивного предвидения.

4. Гипотеза о взаимосвязи способности к социально-перцептивному предвидению и речемыслительного прогнозирования в экспериментальном исследовании подтвердилась частично. Способность к социально-перцептивному предвидению связана с иным качеством глубины мышления (конкретная форма вербального обобщения следствий), с более высокими показателями умений развивать логическую цепочку следствий по нескольким направлениям и использовать несколько ассоциаций.

Корреляционный анализ не подтвердил выдвинутого предположения, на основе чего нами был сделан вывод о том, что способности к социально-перцептивному предвидению и речемыслительному прогнозированию, несмотря на общую обусловленность наличием антиципационных процессов и их интегральным характером, направлены на предвидение различных сторон объективной действительности. Большое влияние субъективного и ситуационного фактора предъявляет другие требования к развитию мыслительных процессов, необходимых для построения прогноза об изменениях хода взаимодействия и развитии личности другого человека на более отдаленные перспективы.

Представляется, что способность к социально-перцептивному предвидению является одним из звеньев социального интеллекта как совокупности когнитивных процессов, задействованных в межличностном познании. Это предположение требует дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки с целью совершенствования подготовки к профессиональной сфере «человек-человек».

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2000. — 339 с.
  2. Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. -416 с.
  3. Г. М., Богомолова H.H., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. — 288 с.
  4. Л.С. Формирование социально-перцептивных умений у студентов педагогических вузов: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Минск, 1984.-19 с.
  5. А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. — 320 с.
  6. X. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1980. — 435 с.
  7. М.И. Специфика социально-психологических свойств и способностей личности // Социальная психология личности. М., 1979. — С. 42 — 55.
  8. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
  9. A.A. К вопросу об оценочных эталонах // Вестник Ленингр. ун-та. -1970. Вып. 3. — № 17. — С. 54 — 57.
  10. Ю.Борисова A.A. Проницательность как проблема психологии общения // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 117 — 122.
  11. П.Борисова A.A. Психологическая проницательность. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999. -447 с.
  12. И.А. Использование психологических знаний в функционировании критериев оценки педагогических ситуаций. // Профессиональные потребности учителя в психолого-педагогических знаниях. М.: АПН СССР, 1989. -С. 52−56.
  13. A.B. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). М.: Мысль, 1979. — 229 с.
  14. Бурлачу к Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций: Учеб. пособие. M.: РПО, 1998. — 263 с.
  15. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. -СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  16. С.А. Психология коммуникативной активности: Учеб. пособие для спецкурса. Ижевск: Удм. ун-т, 2000. — 82 с.
  17. Н.Р. Наблюдательность студентов специфическое умение работы с людьми // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 1979. — С. 233 — 234.
  18. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. И. М. Фейгенберга, Г. Е. Журавлева. М.: Наука, 1977. — 391 с.
  19. И.А. Профессиональные особенности социальной перцепции студентов педагогического вуза: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1984.- 16 с.
  20. Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление. / Под ред. Н. И. Загузова. -М.: Гардарики, 2001. 160 с.
  21. .С. Педагогическая прогностика: методология. Теория, практика. Киев: Вища школа, 1986. — 197 с.
  22. .С. Прогностические методы в педагогике. Киев: Вища школа, 1979.-240 с.
  23. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления: Сб. ст. / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — С. 433 — 456.
  24. С.А. Интуиция в профессиональной деятельности педагога: Автореф. дисс.. канд. психол. н. Красноярск, 1990. — 24 с.
  25. Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Автореф. дисс. докт. психол. наук.-СПб, 1996.-48 с.
  26. Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. -Л.: ЛГПИ, 1988.-85 с.
  27. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989.- 157 с.
  28. Э. Представление себя другим. // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред Г. М. Андреевой, H.H. Богомоловой, JI.A. Петровской. М.: МГУ, 1984. — С. 188 — 197.
  29. Ю.В. Распознавание эмоций по выражению лица: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб, 1998. — 17 с.
  30. М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. М.: Смысл, 2000. — 191 с.
  31. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. — 167 с.
  32. .А. Об одном подходе к изучению социальной перцепции // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания: Сб. науч. тр. Вып.235. Краснодар, 1977. — С. 12 — 15.
  33. .А. Основное содержание мнений о людях у учителей, учащихся, родителей. //Вопросы психологии. 1993. № 3. — С. 119−121.
  34. Л.Д. Особенности перцептивных способностей учителя // Психология труда и личности учителя / Под ред. А. И. Щербакова. Л., 1979. -С. 91−107.
  35. P.M., Тузов Л. Л. Эмпирическое и теоретическое в социальном предвидении. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1984. — 88 с.
  36. Зб.Загвязинский В. И. Дидактика высшей школы: Текст лекций. Челябинск: ЧТУ, 1990.-с.37.3агвязинский В. И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987. — 80 с. 38.3азыкин В. Г. Основы психологии проницательности. М.: Тривола, 1997. -84 с.
  37. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб.: Просвещение, 1995.-234 с.
  38. И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.: Логос. -384 с. 41.3олотнякова A.C. Проблемы психологии общения.-Ростов н/Д.:РПИ, 1976. -146 с.
  39. С.П. Готовность молодого учителя к использованию психологических знаний в практической деятельности. // Профессиональная потребность учителя в психолого-педагогических знаниях / Отв. ред. Г. С. Сухобская. -М.: АПН СССР, 1989.-С. 15−22.
  40. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (эмоционально-компонентные аспекты педагогического творчества): Автореф. дисс. докт. психол. наук. -Л., 1981.-31 с.
  41. A.A. Психологические механизмы межличностного общения. Саратов: ПФ РУЦ, 1996. — 35 с.
  42. М.М. Психология педагогического мышления. СПб.: Алетейя, 2000.-463 с.
  43. Ф.И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребенка: Учеб. пособие. М.: Русь, 1999 — 156 с.
  44. Я.П. Прогнозирование успешности в обучении студентов педагогических вузов: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Л., 1991. -17 с.
  45. Дж. Теория личности. СПБ.: Речь, 2000. — 249 с.
  46. Г. И. Развитие наблюдательности в процессе профессиональной подготовки будущих учителей: Дисс. .канд. психол. наук. СПб., 1995. -144 с.
  47. Г. А. Психология познания людьми друг друга // Вопросы психологии. 1983. — № 1. — С. 112 — 118.
  48. С.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга. // Психология межличностного познания. / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
  49. Е.А. «Игра в портреты» как средство диагностики и развития психологической проницательности школьников и учителей.// Вопросы психологии. 1985. № 3. — С. 144 — 149.
  50. М.Ю. Динамика прогностических способностей у студентов психологов в образовательном процессе вуза: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ставрополь, 1999. — 26 с.
  51. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2001. — 992 с.
  52. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Педагогика, 1976. — 240 с.
  53. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. школа, 1990. — 119 с.
  54. О.Г. Профессиональные особенности межличностного познания: Автореф. дисс.. д-ра. психол. наук. Тбилиси, 1982.-40 с.
  55. Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб.: Речь, 2001. — 184 с.
  56. В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение. // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Часть 1. / Под общ. ред. A.A. Крылова. — СПб, 1995. С. 48−60.
  57. В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  58. С.И. Роль установок личности в восприятии другого человека: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1984. -20 с.
  59. В.А. Невербальное поведение (социально перцептивный подход). — Ростов н/Д., 1986. — 135 с.
  60. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. -Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 592 с.
  61. Л.В. Взаимосвязь наблюдательности будущих педагогов и успешности их эмпирических прогнозов: Дисс.. канд. психол. наук.- СПб, 1995. 175 с.
  62. В.А. Теория и практика прогностики. М.: Наука, 1972. — 224 с.
  63. Личность и прогнозирование: Сб. науч. тр. / Под ред. В. В. Богословского. -Л.: ЛГПИ, 1985.- 134 с.
  64. .Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения. // Принципы системности в психологических исследованиях: Сб. ст. М.: Наука, 1990. — С. 10−18.
  65. .Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. М.: Наука, 1999.-204 с.
  66. .Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.-280 с.
  67. Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций. // Психологический журнал. 1983. — Т. 4. — № 2. -С. 38−42.
  68. B.C. О парадоксальных отношениях между адекватностью суждений человека о себе и других людях и тестовыми оценками интеллекта. // Личность и деятельность: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1997. — С. 15−16.
  69. В.Х. Писходиагностика личности по голосу и речи. Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 96 с.
  70. В.Л., Сенопальников Е. В., Шестаков С. С. Психодиагностическая беседа с элементами физиогномики. 4.2. СПб, 1996. — 68 с.
  71. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 308 с.
  72. И.Ю. Зависимость успешности прогнозирования от личностной активности студентов педвуза: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Л., 1989.- 16 с.
  73. Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии. / Под ред. Г. М. Андреевой, B.C. Агеева. М.: МГУ, 1984.- 103 с.
  74. A.B. Роль наблюдательности и экспрессивности в понимании другого человека. // Психолого-педагогические аспекты перестройки образования: Сб. науч. тр. 1992. Т.4. — С. 79 — 81.
  75. Е.С. Коммуникативный и рефлексивный компоненты и их соотношение в структуре педагогических способностей: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Л., 1990. — 18 с.
  76. E.H. Социально-психологическая интерпретация личности ученика по внешности и невербальному поведению в ситуации урока: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1993. — 17 с.
  77. Моделирование педагогических ситуаций. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  78. В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. -М.: ИП РАН, 1998.-164 с.
  79. А.Г. Предвидение как человеческая способность. М.: Мысль, 1975.- 151 с.
  80. E.H. Обучение социально-перцептивным умениям по прототипам // Журнал практического психолога. 2000. № 5−6. — С. 86−101.
  81. В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей. // Вопросы психологии. 1982. № 5. — С. 139 — 141.
  82. В.Н. Психологическая структура познания человека человеком. // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания: Сб. науч. тр. Вып.235. Краснодар, 1977. — С. 21 — 28.
  83. Е.А. Жесты в педагогическом процессе. М.:МГПО, 1998. — 212 с.
  84. H.A. Биометрия. М.: МГУ, 1970. — 368 с.
  85. A.M. Формирование у будущего учителя умения наблюдать педагогический процесс: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Д., 1974. -19 с.
  86. Практические занятия по психологии педагогического общения: Учеб.-метод. пособие. СПб: СПбГАФК, 1999. — 42 с.
  87. Психология прогностических умений и способностей: Метод, рекомендации к спецкурсу. / Отв. ред. А. И. Раев. Л.: ЛГПИ, 1984. — 54 с.
  88. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  89. Психолого-педагогические проблемы общения: учеб пособие. М.: РЗИТЛП, 2000.-42 с.
  90. Рабочая книга по прогнозированию/Редкол.: И.В. Бестужев-Лада (отв. ред.). М.: Мысль, 1982. — 430 с.
  91. A.A. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с.
  92. A.A. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высш. шк., 1990. -80 с.
  93. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер, 1999. 416 с.
  94. Л.А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика. Киев: Вища школа, 1997. — 88 с.
  95. Л.А. Структура и возрастная динамика способности к прогнозированию. // Психологический журнал. — 1981.-Т. 2. № 5. — С. 45−51.
  96. Л.А. Тренинг профессиональной наблюдательности: Метод, руководство. Л.: РГПУ им А. И. Герцена, 1991. — 60 с.
  97. А.И. Индивидуально-семантическое пространство как ведущий компонент социально-перцептивных способностей: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Ульяновск, 1992. — 19 с.
  98. Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. -М.: Аспект пресс, 1999. — 429 с.
  99. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000 — 720 с.
  100. СЛ. Проблемы общей психологии. 2-е изд. -М., 1976.-416 с.
  101. О.Б. Интуиция и понимание в научном познании: Автореф. дисс.. канд. филос. наук. М., 1989. — 25 с.
  102. Д.А. Статистические методы в научных медицинских исследованиях. М.: Медицина, 1968. — 432 с.
  103. Е.А. Антиципация как принцип психического развития // Труды института психологии РАН. Т.2. М.: Изд-во «ИП РАН», 1997. — С. 102 107.
  104. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2001.-350 с.
  105. Сомова H. J1. Диагностика способности к прогнозированию (методика и ее стандартизация): Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб, 2002. — 20 с.
  106. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред В. А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. — 397 с.
  107. Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций: Метод рекомендации. Л.:ЛНИПИ им В. М. Бехтерева, 1984. — 23 с.
  108. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1965. — 460 с.
  109. В.П. Выражение эмоций на лице (по материалам работ П. Экмана) // Вопросы психологии. 1982. № 5. — С. 144 — 147.
  110. В.П. Психология межличностного влияния и оценивания. — Л., 1984. 143 с.
  111. Н.В. Невербальные средства общения в деятельности учителя: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1995. — 16 с.
  112. Е.И., Асмолов А. Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности. // Психологический журнал. 1981. — Т. 10. — № 6. — С. 58−66.
  113. Е.В. К вопросу о восприятии и определении эмоционального состояния по выразительным движениям. // Психологический журнал. -1981.-Т. 2.-№ 2.-С. 142−147.
  114. А.Я. Распознавание педагогами выражения эмоций у учащихся. // Вопросы психологии. 1991. — № 5. — С. 74 — 80.
  115. Е.К. Классификация ситуаций социально-перцептивного предвидения. // Психология субъектности. Человек как автор жизни: Киров: Изд-во ВГПУ, 2001. — С. 71−75.
  116. Е.К. Студенческий возраст как сензитивный период для развития способности к социально-перцептивному предвидению // Психологические и педагогические проблемы саморазвития личности. Часть 1. — Киров: Изд-во ВГГУ, 2002. — С. 118−121
  117. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. — 320 с.
  118. Т. Социальная психология. М., 1969. — 373 с.
  119. Г. В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешности и поведению. М.: АПО, 1992. — 42 с.
  120. А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии. 1984. № 3. — С. 60 — 66.
  121. Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. -288 с.
  122. А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта. // Проблема оценивания в психологии. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984.-С.63−67.
  123. А.Л. Понятие социальный интеллект в системе психологических категорий. // Мировоззренческие и методологические вопросы современного научного познания: Межвуз. науч. сб. Саратов: Изд-во СарГУ, 1985.-148 с.
  124. И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 1993. — 202 с.
  125. В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
  126. Leathers D. Successful Nonverbal Communication: Principles and Applications. N.Y., 1992.-408 p.139
Заполнить форму текущей работой