Соотношение профессиональных способностей к принятию и исполнению решений на разных уровнях управленческой иерархии
В стабильных условиях профессиональная управленческая деятельность имеет относительно константный инвариантный характер, процесс принятия решения определяется четким перечнем процедур обработки данных, а исполнение решения осуществляется известными проверенными способами. Эти условия профессиональной деятельности влияют на компонентный состав профессиональных способностей. В стабильных условиях… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Состояние проблемы исследования
- 1. 1. Психологические подходы в понимании сущности способностей
- 1. 2. Психологический анализ профессиональных способностей
- 1. 3. Психологическое содержание управленческих способностей
- Глава 2. Методы исследования
- 2. 1. Констатирующий эксперимент
- 2. 2. Формирующий эксперимент
- Глава 3. Результаты исследования
- 3. 1. Компонентный состав профессиональных способно стей к принятию и исполнению решений
- 3. 2. Состояние профессиональных способностей к принятию и исполнению решений
- 3. 3. Динамика профессиональных способностей к принятию и исполнению решений на различных этапах управленческой деятельности и на разных уровнях управленческой иерархии
Соотношение профессиональных способностей к принятию и исполнению решений на разных уровнях управленческой иерархии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современное общество предъявляет постоянно возрастающие требования к профессионализму кадров. Важной ресурсной составляющей профессионализма управленца являются профессиональные способности как индивидуально-психологические свойства человека, обеспечивающие успешное выполнение им профессиональной деятельности. Профессиональные способности управленца являются условием успешного осуществления всех этапов профессиональной деятельности — анализа управленческой ситуации и принятия управленческого решения, воплощения и реализации решения, контроля за исполнением.
Совершенствование системы управления опирается на компетентность управленческих кадров на всех этапах профессиональной деятельности.
В практике управления этапы принятия и исполнения решения тесно связаны.
Необоснованное решение затрудняет его исполнение, увлеченность инновационными решениями порой снижает исполнительскую дисциплину. В современных нестабильных условиях процесс принятия управленческих решений осложняется необходимостью учета многих меняющихся факторов. Вследствие этого в практике управления большое внимание справедливо уделяется обоснованности и качеству принимаемых решений. Соответственно многие исследования последних лет посвящены сбору информации, ее обработке и использованию в современных системах управления.
Между тем успешность управленческой деятельности не в меньшей степени зависит также и от ее исполнительного звена, состоящего в реализации принятых решений. Плохое исполнение может дискредитировать хорошие управленческие решения. Учет исполнительного звена в ходе принятия решения делает сами решения более обоснованными. Организация исполнения является важным звеном между принятием решения и проверкой выполнения.
Эти обстоятельства диктуют необходимость изучения психологических свойств личности специалистов, участвующих в этапах принятия и исполнения решения, а также условий формирования разного вида управленческих способностей и их компонентов.
Психика, по C.JI. Рубинштейну, выполняет ряд функций: побудительную (с включением мотивации), исполнительскую (с опорой на способности, интеллект человека), регуляторную. Осуществление человеком исполнительских деятельностей требует соответствующих способностей. Это определяет актуальность изучения профессиональных способностей, обеспечивающих исполнение решений в управленческой деятельности. Исполнительская функция психики наиболее выражена в преобразующих видах труда (Е.А. Климов), к которым безусловно относится и управленческая деятельность.
Теоретические основы исследования профессиональных способностей разрабатывались в трудах Б. Г. Ананьева, К. М. Гуревича, Е. А. Климова, К. К. Платонова, C.JI. Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова и др.
Профессиональные способности определяются как индивидуальные свойства субъекта профессиональной деятельности, в качественном и количественном выражении определяющие эффективность формирования и функционирования субъекта профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков).
Выявлена связь между характером профессиональной деятельности и особенностями профессиональных способностей. Профессиональные способности формируются в направлении приспособления психических процессов к системе деятельности и к предметному миру в соответствии с требованиями деятельности (В.Д. Шадриков). Изменение или ужесточение условий труда, возникновение дефицита времени или информации, информационных перегрузок через развитие способностей существенно расширяет психические резервы и способности, вовлекаемые в профессиональную деятельность (Д.Н. Завалишина, А.В. Карпов).
Определены психологические процессы и способности (сенсорные, мыслительные, мнемические и др.), востребованные на разных этапах профессиональной деятельности при построении образа будущего результата деятельности, определении цели и программы деятельности, информационной основы деятельности, осуществлении исполнительной части деятельности, обеспечении контроля за деятельностью (Н.П. Ансимова).
Намечены подходы к структуре профессиональных способностей и к построению профилей способностей в связи с характером профессиональной деятельности (В.А. Бодров, Е. М. Борисова, Ю.Э. Писаренко).
Профессиональные управленческие способности в разных аспектах рассматривались в ряде работ в контексте психологии профессиональной деятельности, психологии управления, акмеологии. Изучены виды управленческой деятельности (А.А. Деркач, Т. С. Кабаченко, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, А.В. Филиппов), содержание этапов принятия и исполнения решений в управленческой деятельности (А.И. Китов, А.В. Корнилов). Обозначено своеобразие управленческой деятельности руководителя и специалистов (В .А. Столярова). Намечены подходы к структуре профессиональных управленческих способностей (Е.М. Борисова, Л.Д. Кудряшова), к специфике профессиональных способностей госслужащих (В.А.Мальцев, А. И. Турчинов, В. И. Храмцов, Л. АЛсюкова). Показаны эвристические возможности акмеологического подхода к анализу управленческой деятельности и профессионально важных качеств личности (С.А.Анисимов, О. С. Анисимов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. Ю. Панасюк, И. Н. Семенов, С. Ю. Синягин, Е.А.Яблокова).
Вместе с тем недостаточно изучены особенности профессиональных способностей, востребованных на разных этапах управленческой деятельности, что определило содержание данного исследования. При анализе стрктуры управленческих способностей мы опираемся на положение С. Л. Рубинштейна о том, что способности включают в себя психические процессы и операции, их реализующиеу разных людей и у одного и того же человека состояние этих компонентов способностей может не совпадать, К настоящему времени это положение не было использовано при изучении управленческих способностей.
Цель исследования: выявить особнности профессиональных способностей, обеспечивающих осуществление разных этапов управленческой деятельности.
Объект исследования: профессиональное развитие личности.
Предмет исследования: способности к управленческой деятельности.
Гипотезы исследования.
1. Разные этапы управленческой деятельности в виде принятия и исполнения решений требуют для своего осуществления различных профессиональных способностей.
2. Профессиональные способности приобретают специфику в зависимости от места специалиста в управленческой иерархии.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть психологические подходы к этапам управленческой деятельности и реализуемым в них профессиональным способностям.
2. Выявить содержание и структуру профессиональных способностей к принятию решения и к исполнению решения.
3. Изучить динамику изменения роли и характера профессиональных способностей, востребованных на разных уровнях управленческой иерархии.
4. Сформулировать практические рекомендации руководителю о формировании профессиональных способностей у управленцев разного уровня.
Методологической основой исследования явились разработанные в трудах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, J1.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна принципы деятельностного и личностного опосредования профессионального развития, изучения психики в процессе развития, а также системный (Б.Ф. Ломов, В.Д. Шад-риков) и акмеологический подход (А.А.Деркач, Н.В. Кузьмина) к профессиональному развитию.
Методы исследования: В исследовании использовались опросники, экспертные оценки, прием «неоконченных предложений», формирующий эксперимент в форме деловой игры.
Эмпирическая база исследования.
Исследование проводилось в 1995;96 гг. на базе института повышения квалификации (г. Москвы), а также в 1998;2000 гг. на курсах повышения квалификации РАГС. В констатирующем эксперименте участвовало 175 руководителей и специалистов органов госуправления и других организаций. В формирующем эксперименте участвовало 81 человек.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.
В работе впервые состав профессиональных управленческих способностей проанализирован с точки зрения соотношения психических процессов и реализующих их операций.
Выделены виды профессиональных способностей, востребованных на разных этапах управленческой деятельности и на различных уровнях управленческой иерархии. Установлено, что профессиональные способности отличаются по своей соотнесенности с этапом управленческой деятельности (аналитико-прогностические и исполнительские), и развернутости в них процессуальных и операциональных компонентов.
Выявлено, что как в структуре способностей к принятию решения, так и в структуре способностей к исполнению решения присутствуют оба компонента — процессуальный компонент (психические процессы, качества) и операциональный компонент (операции, действия по их применению), но в структуре аналитико-прогностических способностей преобладает (лучше осознается, выше по значимости оценивается, чаще используется) процессуальный компонент, а в структуре исполнительских способностей наибольшая нагрузка ложится на операциональный компонент.
Показано, что профессиональные способности к принятию и исполнению решения необходимы на всех уровнях управленческой иерархии, но эти способности имеют свою специфику у руководителя, главного (ведущего) специалиста, специалиста. Компоненты профессиональных способностей, мало востребованные в профессиональной деятельности, оказываются более свернутыми и порой деформированными.
Получен эмпирический материал, содержащий новые данные о динамике профессиональных способностей в ходе формирования. Из" менение в ходе обучающих занятий ролевых позиций руководителя и специалистов способствует в определенной мере развертыванию тех компонентов профессиональных способностей, которые по причине меньшей востребованности в профессиональной деятельности были свернуты.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исследования, применением комплекса взаимодополняющих методик, сочетанием констатирующего и формирующего экспериментов, а также качественного и количественного анализа данных.
Практическая значимость исследования.
Разработаны практические рекомендации для управленцев разного уровня о целесообразности формирования профессиональных способностей, необходимых для принятия управленческих решений и для успешного их исполнения.
Рекомендации могут быть использованы при:
1) построении программ и в процессе подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров разного профиля;
2) разработке научных основ профессионального подбора кадровна лекционных и практических занятиях в учебных заведениях, готовящих управленческие кадры: РАГС, ФСНП РФ и др.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения исследования докладывались на заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельно-" сти РАГС, на научно-практических конференциях (Москва, Петрозаводск, Новгород, Астрахань). Практические рекомендации по формированию профессиональных способностей, необходимых на разных этапах профессиональной деятельности и на различных уровнях управленческой иерархии, использованы на курсах повышения квалификации РАГС.
Положения, выносимые на защиту.
1. Осуществление разных этапов профессиональной управленческой деятельности требует применения различных профессиональных способностей: этап принятия решения требует преимущественного включения аналитико-прогностических профессиональных способностей, а на этапе реализации управленческого решения необходимы исполнительские профессиональные способности.
2. Профессиональные способности различаются по соотношению в них компонентов: процессуального (психические процессы мышления, памяти, внимания) и операционального (операции, действия, умения), реализующего психические процессы в условиях профессиональной деятельности.
Профессиональные управленческие способности к принятию решения (аналитико-прогностические) и профессиональные управленческие способности к исполнению решения (исполнительские) имеют разную компонентную структуру и включают различные сочетания психических процессов и реализующих их операций.
Профессиональная способность к принятию решения включает в себя такие компоненты, как:
— психические процессы и качества: аналитическое и системное мышление, стратегическое мышление, долговременная память, распределение внимания, социальная ответственность,.
— операции: обработка данных, оценивание реальности и достижимости плана, выбор целей, пробные действия по преобразованию ситуации.
Профессиональная способность к исполнению решения включает такие компоненты, как:
— психические процессы и качества: тактическое мышление, установка на достижение результата, концентрация внимания, волевая самоорганизация,.
— операции: исполнительские умения, учет имеющихся ресурсов (людских, временных, материальных), определение субъектов исполнения, выбор средств и способов, их апробация, преобразования ситуации.
3. Компонентный состав профессиональных управленческих способностей динамично изменяется в зависимости от условий осуществления профессиональной деятельности. Состав психических процессов и операций, входящих в профессиональные способности, неодинаков в стабильных и изменяющихся профессиональных условиях.
В стабильных условиях профессиональная управленческая деятельность имеет относительно константный инвариантный характер, процесс принятия решения определяется четким перечнем процедур обработки данных, а исполнение решения осуществляется известными проверенными способами. Эти условия профессиональной деятельности влияют на компонентный состав профессиональных способностей. В стабильных условиях востребованы психические процессыаналитического и системного мышления, концентрации внимания, волевой самоорганизации, а также операции — выполнения действий по инструкции и по предписаниям, доведение дела до результата и др.
В изменяющихся условиях управленческая деятельность имеет неопределенный вероятностный характер, принятие решения осуществляется при неполноте данных, дефиците времени и информации, а при исполнении решения может использоваться несколько вариантов действий для получения успешного результата. Эти условия деятельности усиливают роль таких компонентов профессиональных способностей, как психические процессы — творческого мышления, инициативы, а также операции — поиска нестандартных способов принятия и реализации решения.
4. Различные компоненты профессиональных способностей к принятию и исполнению решений в разной степени осознаются, оцениваются по значимости, используются при модельном решении задач. Лучше осознаются и выше оцениваются процессуальный компонент в способности к принятию решения и операциональный компонент в способности к исполнению решения. Способность к принятию решения в целом более высоко оценивается и хуже осознается, чем способность к исполнению решения. Компоненты способностей (психические процессы и операции), используемые в стабильных условиях, осознаются лучше, чем компоненты способностей, востребованные в нестабильных, изменяющихся условиях.
5. На разных уровнях управленческой иерархии востребованы сочетания различных компонентов профессиональных способностей.
Труд управленца на каждом уровне управленческой иерархии включает этапы принятия и исполнения решений. Вместе с тем в ходе общественного разделения труда сложились специализации и должности с более развернутым этапом принятия решения, с постановкой спектра аналитико-прогностических задач, а также должности с преимущественным решением исполнительских задач, направленных на реализацию принятого решения.
Для руководителя необходимо сочетание психических процессов — стратегического и концептуального мышления, прогнозирования, установка на социальную ответственность за принимаемое решение, а также операций — принятия стратегических глобальных решений, определения этапов и сроков выполнения работы, быстрого реагирования на изменение ситуаций, приемов распределения работы между сотрудниками, способов коррекции хода исполнения решения.
Для главного (ведущего) специалиста важно сочетание психических процессов — творческого мышления при постановке нестандартных профессиональных задач, инициативы в освоении новых технологий, оперативного планирования, переключения внимания, а также операций — самостоятельной организации работы, подготовки решений по сложным текущим вопросам, приемы организации реализации управленческих решений.
Специалисту желательно обладать сочетанием психических процессов — четкого планирования во времени, адаптации к меняющимся условиям, активности, а также операциями — подготовки решений по текущим вопросам, приемов поддержания работоспособности при информационной перегрузке или дефиците информации и времени, оперативного выполнения работы, умений работать с деловыми документами.
Сочетание этих психических процессов (качеств) и операций отражает динамику профессиональных способностей работников на разных уровнях управленческой иерархии.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
3.1. Компонентный состав профессиональных способностей к принятию решения и исполнению решений.
В данном параграфе будут изложены теоретические результаты исследования.
Сопоставление эмпирических данных, полученных при использовании опросника, приемов ранжирования, приема неоконченных предложений позволило выделить компонентный состав способностей к принятию и к реализации решения, условно названных нами анали-тико-прогностическими и исполнительскими.
На основе анализа данных, полученных при применении приемов 1−6, был составлен перечень более 70 психических процессов (качеств), а также операций (умений), обеспечивающих управленцу успешное принятие и исполнение решения.
Наиболее часто называемые участниками эксперимента характеристики управленческих способностей были объединены нами в две группы: психические процессы, качества — в группу процессуального компонента профессиональных способностейоперации, умения, действия — в группу операционального компонента (по 10 показателей в каждую группу). Внутри групп выделили психические процессы и операции, используемые управленцами в стабильных и изменяющихся условиях.
Были выделены ряды психологических качеств, входящих в состав профессиональных способностей.
Психические процессы (качества), обеспечивающие управленцу принятие решения, входящие в способность по принятию решения.
1. — в стабильных условиях: аналитическое мышление (анализ и синтез признаков управленческой ситуации, кодирование и перекодирование информации, проблематизация) — системное и концептуальное мышление (установление причинно-следственных связей) — память (объем, прочность) — внимание (объем, распределение), социальная ответственность:
2. — в изменяющихся условиях: гибкое стратегическое мышление, прогнозирование, тактическое и реалистическое мышление при оценке значимости и достижимости результата, творческое мышление при принятии инновационных планов, инициатива.
Операции (умения, действия), необходимые управленцу для исполнения решения, входящие в способность к исполнению решения.
3. — в стабильных условиях: умения выполнять работу по инструкции, предписанию, по образцу, умение доводить работу до результата, выполнять однообразную работу, умение учитывать имеющиеся ресурсы и определять «психологическую цену» достижения результата, реализации решения, умения выполнять работу с нужным качеством и в заданный срок, умения совершенствовать известные способы исполнения;
4. — в изменяющихся условиях: умения проектировать новые способыумения создавать новые инструкции, предписания, правилаумение преобразовывать (мысленно и реально) управленческую ситуациюумение варьировать способы, проводить испытания, экспериментироватьумение изменять способы при усложнении условий деятельности (дефицит времени и информации, неполнота данных).
В этом перечне нашли отражение все основные виды называемых управленцами процессов и операций. В реальной управленческой деятельности спектр этих психологических процессов и операций, безусловно, более широк и разнообразен.
Таким образом, при анализе эмпирических материалов, содержащих высказывания управленцев о специфическом содержании и важности исполнительного этапа управленческой деятельности, подтвердилась наша гипотеза о том, что исполнительное звено профессиональной деятельности требует особого ресурсного психологического обеспечения, важной составляющей которого является специфические исполнительские профессиональные способности. Исполнительские способности включают особое соотношение психических процессов и операций, направленных на воплощение и реализацию принятого решения с учетом конкретных возможностей (людских, временных, материальных), а порой и на коррекцию принятого решения с учетом его «психологической» цены.
Раскрытие психологического содержания и компонентного состава исполнительских профессиональных способностей и их соотношение с содержанием способностей к принятию решения является теоретическим результатом нашего исследования.
3.2. Состояние профессиональных способностей к принятию и исполнению решений.
В данном параграфе будут изложены результаты констатирующего эксперимента.
На основе данных, полученных при использовании методических приемов, описанных во второй главе, мы выявляли состояние компонентов профессиональных способностей по следующим показателям:
— осознание компонентов (данные опросника, приема самооценки, экспертных оценок);
— оценивание значимости компонентов (данные ранжирования);
— использование компонентов (психических процессов и операций) при модельном решении задач (данные приема моделирования).
В предыдущем параграфе 3.1. было показано, что компонентный состав профессиональных способностей различен и включает разные состояния психических процессов и реализующих их операций.
Полученный эмпирический материал позволяет говорить о том, что существуют различия в степени осознания, в определении значимости, в характере использования разных профессиональных способностей и их компонентов.
Выявлено, что способности к принятию решения оцениваются по степени значимости в управленческом труде выше, чем способность к исполнениюэто означает, что имеет место недооценка роли исполнительских способностей.
Недостаточное понимание роли исполнительного звена в позиции управленца-руководителя проявилось в ответе на вопрос опросника — какова роль этапов принятия и исполнения решения для управленцев, занимающих позицию руководителя и позицию исполнителя. ! Ответы участников, принявших участие в опросе, показали, что управленцы в позиции руководителя высоко оценили значимость этапа принятия решения в 64 ответах и важность этапа исполнения ре-t шения в 11 ответах, а управленцы в позиции исполнителя высоко оценили роль этапа исполнения решения в 70 ответах и отметили важность принятия решения в 11 ответах. Для определения достоверности различий ответов управленцев в позиции руководителя и в позиции исполнителя мы воспользовались критерием ^2(52).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Профессиональные управленческие способности рассмотрены как одна из сторон профессионального развития. В работе реализован новый подход к анализу структуры профессиональных способностей, состоящий в выделении двух ее компонентов — психических процессов (мышления, внимания, памяти) и операций, реализующих эти процессы в управленческой деятельности.
Обоснована важность изучения и формирования таких профессиональных способностей, востребованных на разных этапах управленческой деятельности, как способности к принятию и исполнению решения. Показана специфика компонентного состава каждого из этих видов профессиональных способностей.
Выявлены на эмпирическом материале различия в степени осознания и характере оценивания значимости управленцами профессиональных способностей, актуализируемых на различных этапах управленческой деятельности и на разных уровнях управленческой иерархии.
Показана возможность стимулирования профессиональных управленческих способностей в ходе активных занятий в форме деловой игры и анализа практических ситуаций.
Сделан определенный вклад в разработку акмеологического подхода к профессионализму кадров, состоящий в определении путей становления личности профессионала через развитие видов профессиональных способностей, необходимых для осуществления разных этапов управленческой деятельности.
Перспективы исследования могут состоять в выявлении своеобразия компонентного состава профессиональных способностей управленцев в разных социальных сферах, на различных этапах профессионализации.
Список литературы
- Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. Кишинев: Гриф. 1992.- 111 с.
- Аминов Н.А. Дифференцированный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей. // Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С. 5−17.
- Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии. -1988.-№ 5.-С. 71−77.
- Аминов Н.А., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов. // Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С. 74−81.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. I. М.: Педагогика, 1980. — 228 с.
- Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности. / В сб.: Проблемы способностей. М.: АПН РСФСР, 1962.
- Андреев В.И. Эвристика для творческого самообразования. -Казань. 1994. 246 с.
- Ансимова Н.И. Роль познавательных способностей в выполнении различных видов профессиональной деятельности. / В сб.: Диагностика профессиональных и познавательных способностей. / Под ред. В. Д. Шадрикова, В. Г. Дружинина. М.: ИП АН, 1988.-С. 170−184.
- Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. — 184 с.
- Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект. // Психологический журнал. 1964. — № 3. — С. 46−55.
- Бедный Г. З. Психологические основы анализа и проектирования трудовых процессов в производственном обучении: Автореф. дис. доктора психол. наук. М., 1987. — 50 с.
- Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. // Вопросы психологии. 1976. -№ 4. — С. 69−79.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.- 96 с.
- Бодалев А.А. Об учебных способностях подростка и их проявлениях. / В сб. Проблемы способностей. М.: АПН РСФСР, 1962.-С. 83−89.
- Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей. // Вопросы психологии. 1984. — № 1. -С. 119−124.
- Бодров В.А., Писаренко Ю. Э. Исследование способностей. // Психологический журнал. 1994. — № 3. — С. 65−77.
- Борисова Е.М. Диагностика способностей. / В кн. Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича. М. — Бийск, 1993. -С. 118−149.
- Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Дис. доктора психол. наук. М., 1988. — 560 с.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика некоторых профессиональных способностей управленческих кадров. // Мир психологии. 1997. — № 3. — С. 166−172.
- Василейский С.М. Психология творческого изобретательства: Автореф. дис. доктора педагогич. наук. Горький, 1952. — 30 с.
- Венгер JI.A. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973.- 96 с.
- Вигдорчик Н.А. Компенсаторное профессиональное приспособление. / В кн. История советской психологии труда. Тексты /
- Под ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носковой. М.: МГУ, 1983.-С. 77−83.
- Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С 5−13.
- Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в ВУЗе / Под ред. Н. Н. Обозова. Л.: ЛГУ, 1984.-282 с.
- Вопросы психологии способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. -М.: Педагогика, 1973. 216 с.
- Вяткин Б.А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя. // Вопросы психологии. -1994.-№ 4.-С. 73−81.
- Гарбер Е.И. Методы диагностики профессиональных способностей. / В сб. Прикладные проблемы психологии личности. Саратов. 1985. — С. 30−40.
- Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, — 256 с.
- Голубева Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям. // Психологический журнал.- 1989.- № 4.- С. 75−86.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.-306 с.
- Гоноболин Ф.Н. Педагогические способности и их классификация. / В кн. Материалы конференции по проблеме способностей. -М., 1970. С. 91−94.
- Готсдинер А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: Автореф. дис. доктора психол. наук. М., 1989.-45 с.
- Гордеев А.Е. Профессиональные способности в структуре интегральной индивидуальности офицера ракетных войск. Автореф: канд. психол. наук. Пермь, 1999. — 19 с.
- Гурова Л.Л. Функция наглядно-образных компонентов в решении задач. // Вопросы психологии. 1969. — № 5. — С. 78−89.
- Гусева Е.П. Соотношение возрастных и типологических предпосылок способностей. / В кн. Способности и склонности: комплексные исследования. М.: Педагогика, 1989. — С. 33−56.
- Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М.: РАГС, 2000. — 391 с.
- Деркач А.А., Маркова А. К. Профессиограмма государственного служащего. М.: РАГС, 1999, — 94 с.
- Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников.-М., 1994. 127 с.
- Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей. -Саратов, 1990. 142 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерка Вита, 1995. — 150 с.
- Дружинин В.Н., Ярауткин С. В. Мотивация социального одобрения. В сб. / Проблемы психодиагностики способностей. Ярославль: ЯрГПИ, 1987. — С. 94−97.
- Дубровина И.В. Анализ компонентов математических способностей в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1967.- 19 с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение-Л.: ЛГУ, 1985.- 167 с.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей. // Вопросы психологии. 1977. — № 4. — С. 74−85.
- Змановская Е.В. Личностный подход к учебным способностям школьника 10−11 лет: Дис. канд. психол. наук. Томск, 1996. -127 с.
- Зотова Т.В. Диагностика мнемических способностей школьников 12−13 лет в учебной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1992. — 19 с.
- Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992. — 94 с.
- Изюмова С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе. // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С. 53−62.
- Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению // Психологический журнал. 1987. — № 2. — С. 37−47.
- Ильин Е.П. Структура психомоторных способностей. Психомоторика. Л., 1976. — С. 4−22.
- Кабардов М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей: Автореф. дис. доктора психол. наук. -М., 2001.-52 с.
- Каминский А.С. Обработка клинических и лабораторных данных. М.: Медгиз, 1959. — 312 с.
- Карпов А.В., Михайлова С. В. Метод диагностики: устойчивость и неопределенность. / В сб. Диагностика профессиональных и познавательных способностей / Под ред. В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина. М., 1988. С. 109−123.
- Келасьев В.Н. Некоторые формы умственного тренинга // Психологический журнал. 1987. — № 6. — С. 90−97.
- Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: АПН РСФСР, 1959. — 290 с.
- Китов А.И. Психология управления. М., 1979. — 521 с.
- Климанова Н.Г. Динамика интеллектуальных (общих и специальных) способностей у старшеклассников: Автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 2000. — 23 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988. -199 с.
- Климов Е.А. Основы психологии. М.: ЮНИТИ, 1997. — 295 с.
- Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. -Пенза, 1999.-340 с.
- Корнилов Ю.К. Мышление в производственной деятельности. -Ярославль, 1984. 280 с.
- Крутецкий В.А. Исследование специальных способностей, их структуры и условий формирования и развития. / В кн. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978. — 287 с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
- Крутецкий В.А. Проблема формирования и развития способностей. // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 4−13.
- Крутецкий В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: Прометей, 1991. — 111 с.
- Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю. Л.: Лениздат, 1986.- 197 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. JL: Знание, 1985. — 32 с.
- Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. -Л., 1959.-345 с.
- Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. -М.: Медицина, 1984. 216 с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. -М., 1970.- 140 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С., Зырянова Н. Т. Индивидуально-психологические особенности мыслительной деятельности. / В кн. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. -М.: Педагогика, 1972. С. 202−226.
- Куриленко Т.М. Управление школой. Задачи и деловые игры. -Минск: Народная Асвета, 1988. 174 с.
- Левитов Н.Д. Проблема экспериментального изучения способностей. / В сб. Проблемы способностей. М.: АПН РСФСР, 1962.-С. 174−179.
- Левочкина И.А. Проявление музыкальных способностей. / В кн. Способности и склонности: комплексные исследования. М.: Педагогика, 1989. — С. 137−150.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей. // Вопросы психологии. 1960. — № 1.- С. 73−81.
- Лейтес Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей: Автореф. дис. доктора психол. наук. М., 1970.-52 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-368 с.
- Лешин В.В. Развитие аутопсихологических способностей госслужащих: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000. — 25 с.
- Липман О. Профессиональные способности и выбор профессии. -Берлин, 1923.-240 с.
- Литвин С.Д. Психологические закономерности формирования педагогических способностей: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М, 1987.-20 с.
- Ломов Б.Ф., Китов А. И., Рубахин В. Ф., Филиппов А. В. Актуальные проблемы психологии управления. М., 1977. — 190 с.
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. -144 с.
- Маленко А.Т. Задачи по профессиональной педагогике. М.: Высшая школа, 1987. — 168 с.
- Маликонов А.Г. Принятие решений и информация. М., 1983. -160 с.
- Мальцев В.А. Государственный служащий нового типа. М.: Н. Новы, 1995.-236 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
- Материалы конференции по проблеме способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. М., 1970. — 174 с.
- Маховец С.Н. Взаимосвязь мотивации и способностей подростка в структуре регуляции его деятельности: Дис. канд. психол. наук.-М., 1996. 18 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. — 81 с.
- Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. — 110 с.
- Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой. JL, 1989. — 310 с.
- Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев, 1978.-47 с.
- Мухина С.Е. Парциальность познавательных способностей младших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2001.-20 с.
- Мялкин А.В. Способности и потребности личности. М.: Мысль, 1983.-280 с.
- Мясищев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи. / В сб. Проблемы способностей. М.: АПН РСФСР, 1962. — С. 8−16.
- Не повторять ошибок. Практические советы руководителю. / Сост. И. В. Липсиц. -М.: Экономика, 1988. 253 с.
- Новак 3. Вопросы изучения и диагностики развития вербальной способности учащихся. // Вопросы психологии. 1983. — № 3. -С. 46−50.
- Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столи-на. М.: изд-во МГУ, 1987. — 356 с.
- Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А.А. Дерка-ча.-М.:РАП, 1994.-388 с.
- Орлов А.Б. Склонность и профессия. М.: Знание, 1986. — 96 с.
- Петухова И.А. Умственные способности как компонент интеллектуальной инициативы. // Вопросы психологии. 1976. — № 4. -С. 80−89.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. -312 с.
- Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. -М.: Просвещение, 1996. 142 с.
- Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. -96 с.
- Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Казань: КУ, 1989.-205 с.
- Проблемы способностей в советской психологии / Под ред. А. А. Бодалева. М.: АПН СССР, 1984. — 144 с.
- Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы / Под ред. А. А. Деркача, В. Г. Зазыкина. М.: РАП, 1996. — 182 с.
- Пушкин В.Н. Эвристическая деятельность человека. // Наука и жизнь. 1964. — № 10. -С. 74−83.
- Рабочая книга практического психолога / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. М.: Изд-во инс-та психотерапии, 2001.-629 с.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1986. -224 с.
- Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991. — 179 с.
- Развитие профессионализма государственных служащих: методология и практика / Под ред. А. А. Деркача. М.: РАП, 1988. -102 с.
- Регуш Л.А. Развитие способности к прогнозированию педагогических явлений. // Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С. 94 102.
- Романова Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профес-сиографии. М.: МПГУ, 1990. — 183 с.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М., 1957. — 328 с.
- Рубинштейн C. J1. Проблема способностей и вопросы психологической теории. / В кн. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Е. Романова. М.: МГУ, 1960. -С. 59−68.
- Самарин Ю.А. Проблемы развития общих и специальных способностей к обучению. / В сб. Способности и потребности. Ученые записки ЛГУ. № 287. Л.: ЛГУ, 1960. — С. 77−83.
- Семенов И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления: Автореф. дис. доктора психол. наук. М., 1992.-51 с.
- Секреты умелого руководителя. / Сост. И. В. Липсиц. М., 1991. -318 с.
- Социально-трудовые отношения на государственной службе / Под ред. Е. Д. Катульского, Ю. М. Забродина, А. Ф. Зубковой. -М., 1997. 115 с.
- Способности и интересы / Под ред. Н. Д. Левитова, В.А. Крутец-кого.-М., 1962.-251 с.
- Становление специалиста / Под ред. Е. Э. Смирновой. Л., 1989. — 346 с.
- Степанов А., Бендюков М., Соломин И. Азбука профориентации. СПб., 1995. — 290 с.
- Стюхина Г. А. Развитие мнемических способностей: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996. — 16 с.
- Субботина Л.Ю. Проблема способностей в свете задач современной педагогической практики. / В сб. Психология учебной и бытовой деятельности / Под ред. В. Д. Шадрикова. Ярославль: ЯрГПИ, 1985.-С. 95−102.
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. — 260 с.
- Теплое Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. -536 с.
- Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. / В сб. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961. -С. 113- 120.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности. М.: МГУ, 1969. — 304 с.
- Тихомирова И.В. Способности и когнитивный стиль. /В кн. Способности и склонности: комплексные исследования. М.: Педагогика, 1989. — С. 84−102.
- Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика. М.: Флинта, 1998.-271 с.
- Уманский Л.И. Организаторские способности и их развитие. // Ученые записки Курского пединститута.-1967. Вып. 21.- С. 3−20.
- Уманский Л.И. Психология организаторских способностей. -М.: Просвещение, 1968. 31 с.
- Холодная М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности. // Психологический журнал. 1993. — № 3. — С. 84−93.
- Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя: Автореф. дис. канд. пси-хол. наук. Пермь, 1993. — 24 с.
- Храмцов В.И. Развитие управленческих способностей государственных служащих: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000. — 26 с.
- Цыгичко В.Н. Руководителю о принятии решений. М., 1996. -108 с.
- Цыгульская Т.Ф. Психологический анализ структуры музыкально-педагогических способностей: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1983. — 23 с.
- Черемошкина JI.B. Психология мнемических способностей: Автореф. дис. доктора психол. наук. М., 2000. — 43 с.
- Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Шадриков В.Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996. -103 с.
- Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. 1983. — № 5. — С. 3−10.
- Шадриков В.Д. О структуре познавательных способностей. // Психологический журнал. 1985. — № 3. — С. 38−46.
- Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей. // Психологический журнал. 1982. — № 5. — С. 17−23.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 184 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. — 317 с.
- Шадриков В.Д., Ансимова Н. И. Проблемы диагностики профессиональных способностей. / В кн. Проблемы индустриальной психологии / Отв. ред. А. В. Карпов, М. М. Князев. Ярославль, 1983.-С. 56- 65.
- Шадриков В.Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности. Развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990. — 176 с.
- Шаповаленко З.И. Развитие профессиональных способностей у учащихся педагогических классов школы-гимназии: Автореф. дис. канд. педагогич. наук. Ставрополь, 1996. — 19 с.
- Юдин Б.Г. Методологические проблемы комплексного изучения трудовой деятельности. // Вопросы психологии. 1981. — № 2. -С. 160−164.
- Якиманская И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. М.: Высшая школа, 1979. — 88 с.
- Якубова З.Ю. Соотношение направленности личности и специальных способностей у старшеклассников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988. — 24 с.
- Якобсон П.М. Технические способности и их изучение у учащихся. / В сб. Вопросы психологии способностей школьников. -М.: Просвещение, 1964. С. 92−98.
- Ямпольский JI.T. Измерение продуктивности интеллектуальной деятельности. // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 142−147.
- Ясюкова JI.A. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей. // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С. 72−81.
- Broohover W.B. Self-concept of ability and school achievement. Sociology of Education. 1966. V 3. P. 36−52.
- Cattell R.B. Abilities: their structure, growth and action. Boston: Houghton Mifflin Company, 1991.
- Ferguson I.A. Human abilities «Annual Review of Psychology». Vol. 16. 1965.
- Horn I.M., Lochlin I.C., Willerman L. Aspects of inheritance of intellectual abilities. Behavior Genetics, 1982. Vol. 12. No. 5.
- Kelly G. A theory of personality. NJ. 1963.
- Nichoes R.C. Twin studies of ability, personality and interests (Homo. 1978. V. 29).
- Spearman C., Jones L. Human ability. London. 1950.
- Sternberg R. General intellectual ability. Human abilities by R. Sternberg. 1985. P. 5−31.
- Torrans E.P. Examples and rationales of test tasks for assessing creative abilities. «J. of creative behavior», vol. 2. 1968. № 3.
- Vernon Rh. E. The measurement of abilities. New York. Philosophical Library. 1961.