Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Соотношение профессиональных способностей к принятию и исполнению решений на разных уровнях управленческой иерархии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В стабильных условиях профессиональная управленческая деятельность имеет относительно константный инвариантный характер, процесс принятия решения определяется четким перечнем процедур обработки данных, а исполнение решения осуществляется известными проверенными способами. Эти условия профессиональной деятельности влияют на компонентный состав профессиональных способностей. В стабильных условиях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние проблемы исследования
    • 1. 1. Психологические подходы в понимании сущности способностей
    • 1. 2. Психологический анализ профессиональных способностей
    • 1. 3. Психологическое содержание управленческих способностей
  • Глава 2. Методы исследования
    • 2. 1. Констатирующий эксперимент
    • 2. 2. Формирующий эксперимент
  • Глава 3. Результаты исследования
    • 3. 1. Компонентный состав профессиональных способно стей к принятию и исполнению решений
    • 3. 2. Состояние профессиональных способностей к принятию и исполнению решений
    • 3. 3. Динамика профессиональных способностей к принятию и исполнению решений на различных этапах управленческой деятельности и на разных уровнях управленческой иерархии

Соотношение профессиональных способностей к принятию и исполнению решений на разных уровнях управленческой иерархии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное общество предъявляет постоянно возрастающие требования к профессионализму кадров. Важной ресурсной составляющей профессионализма управленца являются профессиональные способности как индивидуально-психологические свойства человека, обеспечивающие успешное выполнение им профессиональной деятельности. Профессиональные способности управленца являются условием успешного осуществления всех этапов профессиональной деятельности — анализа управленческой ситуации и принятия управленческого решения, воплощения и реализации решения, контроля за исполнением.

Совершенствование системы управления опирается на компетентность управленческих кадров на всех этапах профессиональной деятельности.

В практике управления этапы принятия и исполнения решения тесно связаны.

Необоснованное решение затрудняет его исполнение, увлеченность инновационными решениями порой снижает исполнительскую дисциплину. В современных нестабильных условиях процесс принятия управленческих решений осложняется необходимостью учета многих меняющихся факторов. Вследствие этого в практике управления большое внимание справедливо уделяется обоснованности и качеству принимаемых решений. Соответственно многие исследования последних лет посвящены сбору информации, ее обработке и использованию в современных системах управления.

Между тем успешность управленческой деятельности не в меньшей степени зависит также и от ее исполнительного звена, состоящего в реализации принятых решений. Плохое исполнение может дискредитировать хорошие управленческие решения. Учет исполнительного звена в ходе принятия решения делает сами решения более обоснованными. Организация исполнения является важным звеном между принятием решения и проверкой выполнения.

Эти обстоятельства диктуют необходимость изучения психологических свойств личности специалистов, участвующих в этапах принятия и исполнения решения, а также условий формирования разного вида управленческих способностей и их компонентов.

Психика, по C.JI. Рубинштейну, выполняет ряд функций: побудительную (с включением мотивации), исполнительскую (с опорой на способности, интеллект человека), регуляторную. Осуществление человеком исполнительских деятельностей требует соответствующих способностей. Это определяет актуальность изучения профессиональных способностей, обеспечивающих исполнение решений в управленческой деятельности. Исполнительская функция психики наиболее выражена в преобразующих видах труда (Е.А. Климов), к которым безусловно относится и управленческая деятельность.

Теоретические основы исследования профессиональных способностей разрабатывались в трудах Б. Г. Ананьева, К. М. Гуревича, Е. А. Климова, К. К. Платонова, C.JI. Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова и др.

Профессиональные способности определяются как индивидуальные свойства субъекта профессиональной деятельности, в качественном и количественном выражении определяющие эффективность формирования и функционирования субъекта профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков).

Выявлена связь между характером профессиональной деятельности и особенностями профессиональных способностей. Профессиональные способности формируются в направлении приспособления психических процессов к системе деятельности и к предметному миру в соответствии с требованиями деятельности (В.Д. Шадриков). Изменение или ужесточение условий труда, возникновение дефицита времени или информации, информационных перегрузок через развитие способностей существенно расширяет психические резервы и способности, вовлекаемые в профессиональную деятельность (Д.Н. Завалишина, А.В. Карпов).

Определены психологические процессы и способности (сенсорные, мыслительные, мнемические и др.), востребованные на разных этапах профессиональной деятельности при построении образа будущего результата деятельности, определении цели и программы деятельности, информационной основы деятельности, осуществлении исполнительной части деятельности, обеспечении контроля за деятельностью (Н.П. Ансимова).

Намечены подходы к структуре профессиональных способностей и к построению профилей способностей в связи с характером профессиональной деятельности (В.А. Бодров, Е. М. Борисова, Ю.Э. Писаренко).

Профессиональные управленческие способности в разных аспектах рассматривались в ряде работ в контексте психологии профессиональной деятельности, психологии управления, акмеологии. Изучены виды управленческой деятельности (А.А. Деркач, Т. С. Кабаченко, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, А.В. Филиппов), содержание этапов принятия и исполнения решений в управленческой деятельности (А.И. Китов, А.В. Корнилов). Обозначено своеобразие управленческой деятельности руководителя и специалистов (В .А. Столярова). Намечены подходы к структуре профессиональных управленческих способностей (Е.М. Борисова, Л.Д. Кудряшова), к специфике профессиональных способностей госслужащих (В.А.Мальцев, А. И. Турчинов, В. И. Храмцов, Л. АЛсюкова). Показаны эвристические возможности акмеологического подхода к анализу управленческой деятельности и профессионально важных качеств личности (С.А.Анисимов, О. С. Анисимов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. Ю. Панасюк, И. Н. Семенов, С. Ю. Синягин, Е.А.Яблокова).

Вместе с тем недостаточно изучены особенности профессиональных способностей, востребованных на разных этапах управленческой деятельности, что определило содержание данного исследования. При анализе стрктуры управленческих способностей мы опираемся на положение С. Л. Рубинштейна о том, что способности включают в себя психические процессы и операции, их реализующиеу разных людей и у одного и того же человека состояние этих компонентов способностей может не совпадать, К настоящему времени это положение не было использовано при изучении управленческих способностей.

Цель исследования: выявить особнности профессиональных способностей, обеспечивающих осуществление разных этапов управленческой деятельности.

Объект исследования: профессиональное развитие личности.

Предмет исследования: способности к управленческой деятельности.

Гипотезы исследования.

1. Разные этапы управленческой деятельности в виде принятия и исполнения решений требуют для своего осуществления различных профессиональных способностей.

2. Профессиональные способности приобретают специфику в зависимости от места специалиста в управленческой иерархии.

Задачи исследования.

1. Рассмотреть психологические подходы к этапам управленческой деятельности и реализуемым в них профессиональным способностям.

2. Выявить содержание и структуру профессиональных способностей к принятию решения и к исполнению решения.

3. Изучить динамику изменения роли и характера профессиональных способностей, востребованных на разных уровнях управленческой иерархии.

4. Сформулировать практические рекомендации руководителю о формировании профессиональных способностей у управленцев разного уровня.

Методологической основой исследования явились разработанные в трудах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, J1.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна принципы деятельностного и личностного опосредования профессионального развития, изучения психики в процессе развития, а также системный (Б.Ф. Ломов, В.Д. Шад-риков) и акмеологический подход (А.А.Деркач, Н.В. Кузьмина) к профессиональному развитию.

Методы исследования: В исследовании использовались опросники, экспертные оценки, прием «неоконченных предложений», формирующий эксперимент в форме деловой игры.

Эмпирическая база исследования.

Исследование проводилось в 1995;96 гг. на базе института повышения квалификации (г. Москвы), а также в 1998;2000 гг. на курсах повышения квалификации РАГС. В констатирующем эксперименте участвовало 175 руководителей и специалистов органов госуправления и других организаций. В формирующем эксперименте участвовало 81 человек.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

В работе впервые состав профессиональных управленческих способностей проанализирован с точки зрения соотношения психических процессов и реализующих их операций.

Выделены виды профессиональных способностей, востребованных на разных этапах управленческой деятельности и на различных уровнях управленческой иерархии. Установлено, что профессиональные способности отличаются по своей соотнесенности с этапом управленческой деятельности (аналитико-прогностические и исполнительские), и развернутости в них процессуальных и операциональных компонентов.

Выявлено, что как в структуре способностей к принятию решения, так и в структуре способностей к исполнению решения присутствуют оба компонента — процессуальный компонент (психические процессы, качества) и операциональный компонент (операции, действия по их применению), но в структуре аналитико-прогностических способностей преобладает (лучше осознается, выше по значимости оценивается, чаще используется) процессуальный компонент, а в структуре исполнительских способностей наибольшая нагрузка ложится на операциональный компонент.

Показано, что профессиональные способности к принятию и исполнению решения необходимы на всех уровнях управленческой иерархии, но эти способности имеют свою специфику у руководителя, главного (ведущего) специалиста, специалиста. Компоненты профессиональных способностей, мало востребованные в профессиональной деятельности, оказываются более свернутыми и порой деформированными.

Получен эмпирический материал, содержащий новые данные о динамике профессиональных способностей в ходе формирования. Из" менение в ходе обучающих занятий ролевых позиций руководителя и специалистов способствует в определенной мере развертыванию тех компонентов профессиональных способностей, которые по причине меньшей востребованности в профессиональной деятельности были свернуты.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исследования, применением комплекса взаимодополняющих методик, сочетанием констатирующего и формирующего экспериментов, а также качественного и количественного анализа данных.

Практическая значимость исследования.

Разработаны практические рекомендации для управленцев разного уровня о целесообразности формирования профессиональных способностей, необходимых для принятия управленческих решений и для успешного их исполнения.

Рекомендации могут быть использованы при:

1) построении программ и в процессе подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров разного профиля;

2) разработке научных основ профессионального подбора кадровна лекционных и практических занятиях в учебных заведениях, готовящих управленческие кадры: РАГС, ФСНП РФ и др.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения исследования докладывались на заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельно-" сти РАГС, на научно-практических конференциях (Москва, Петрозаводск, Новгород, Астрахань). Практические рекомендации по формированию профессиональных способностей, необходимых на разных этапах профессиональной деятельности и на различных уровнях управленческой иерархии, использованы на курсах повышения квалификации РАГС.

Положения, выносимые на защиту.

1. Осуществление разных этапов профессиональной управленческой деятельности требует применения различных профессиональных способностей: этап принятия решения требует преимущественного включения аналитико-прогностических профессиональных способностей, а на этапе реализации управленческого решения необходимы исполнительские профессиональные способности.

2. Профессиональные способности различаются по соотношению в них компонентов: процессуального (психические процессы мышления, памяти, внимания) и операционального (операции, действия, умения), реализующего психические процессы в условиях профессиональной деятельности.

Профессиональные управленческие способности к принятию решения (аналитико-прогностические) и профессиональные управленческие способности к исполнению решения (исполнительские) имеют разную компонентную структуру и включают различные сочетания психических процессов и реализующих их операций.

Профессиональная способность к принятию решения включает в себя такие компоненты, как:

— психические процессы и качества: аналитическое и системное мышление, стратегическое мышление, долговременная память, распределение внимания, социальная ответственность,.

— операции: обработка данных, оценивание реальности и достижимости плана, выбор целей, пробные действия по преобразованию ситуации.

Профессиональная способность к исполнению решения включает такие компоненты, как:

— психические процессы и качества: тактическое мышление, установка на достижение результата, концентрация внимания, волевая самоорганизация,.

— операции: исполнительские умения, учет имеющихся ресурсов (людских, временных, материальных), определение субъектов исполнения, выбор средств и способов, их апробация, преобразования ситуации.

3. Компонентный состав профессиональных управленческих способностей динамично изменяется в зависимости от условий осуществления профессиональной деятельности. Состав психических процессов и операций, входящих в профессиональные способности, неодинаков в стабильных и изменяющихся профессиональных условиях.

В стабильных условиях профессиональная управленческая деятельность имеет относительно константный инвариантный характер, процесс принятия решения определяется четким перечнем процедур обработки данных, а исполнение решения осуществляется известными проверенными способами. Эти условия профессиональной деятельности влияют на компонентный состав профессиональных способностей. В стабильных условиях востребованы психические процессыаналитического и системного мышления, концентрации внимания, волевой самоорганизации, а также операции — выполнения действий по инструкции и по предписаниям, доведение дела до результата и др.

В изменяющихся условиях управленческая деятельность имеет неопределенный вероятностный характер, принятие решения осуществляется при неполноте данных, дефиците времени и информации, а при исполнении решения может использоваться несколько вариантов действий для получения успешного результата. Эти условия деятельности усиливают роль таких компонентов профессиональных способностей, как психические процессы — творческого мышления, инициативы, а также операции — поиска нестандартных способов принятия и реализации решения.

4. Различные компоненты профессиональных способностей к принятию и исполнению решений в разной степени осознаются, оцениваются по значимости, используются при модельном решении задач. Лучше осознаются и выше оцениваются процессуальный компонент в способности к принятию решения и операциональный компонент в способности к исполнению решения. Способность к принятию решения в целом более высоко оценивается и хуже осознается, чем способность к исполнению решения. Компоненты способностей (психические процессы и операции), используемые в стабильных условиях, осознаются лучше, чем компоненты способностей, востребованные в нестабильных, изменяющихся условиях.

5. На разных уровнях управленческой иерархии востребованы сочетания различных компонентов профессиональных способностей.

Труд управленца на каждом уровне управленческой иерархии включает этапы принятия и исполнения решений. Вместе с тем в ходе общественного разделения труда сложились специализации и должности с более развернутым этапом принятия решения, с постановкой спектра аналитико-прогностических задач, а также должности с преимущественным решением исполнительских задач, направленных на реализацию принятого решения.

Для руководителя необходимо сочетание психических процессов — стратегического и концептуального мышления, прогнозирования, установка на социальную ответственность за принимаемое решение, а также операций — принятия стратегических глобальных решений, определения этапов и сроков выполнения работы, быстрого реагирования на изменение ситуаций, приемов распределения работы между сотрудниками, способов коррекции хода исполнения решения.

Для главного (ведущего) специалиста важно сочетание психических процессов — творческого мышления при постановке нестандартных профессиональных задач, инициативы в освоении новых технологий, оперативного планирования, переключения внимания, а также операций — самостоятельной организации работы, подготовки решений по сложным текущим вопросам, приемы организации реализации управленческих решений.

Специалисту желательно обладать сочетанием психических процессов — четкого планирования во времени, адаптации к меняющимся условиям, активности, а также операциями — подготовки решений по текущим вопросам, приемов поддержания работоспособности при информационной перегрузке или дефиците информации и времени, оперативного выполнения работы, умений работать с деловыми документами.

Сочетание этих психических процессов (качеств) и операций отражает динамику профессиональных способностей работников на разных уровнях управленческой иерархии.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

3.1. Компонентный состав профессиональных способностей к принятию решения и исполнению решений.

В данном параграфе будут изложены теоретические результаты исследования.

Сопоставление эмпирических данных, полученных при использовании опросника, приемов ранжирования, приема неоконченных предложений позволило выделить компонентный состав способностей к принятию и к реализации решения, условно названных нами анали-тико-прогностическими и исполнительскими.

На основе анализа данных, полученных при применении приемов 1−6, был составлен перечень более 70 психических процессов (качеств), а также операций (умений), обеспечивающих управленцу успешное принятие и исполнение решения.

Наиболее часто называемые участниками эксперимента характеристики управленческих способностей были объединены нами в две группы: психические процессы, качества — в группу процессуального компонента профессиональных способностейоперации, умения, действия — в группу операционального компонента (по 10 показателей в каждую группу). Внутри групп выделили психические процессы и операции, используемые управленцами в стабильных и изменяющихся условиях.

Были выделены ряды психологических качеств, входящих в состав профессиональных способностей.

Психические процессы (качества), обеспечивающие управленцу принятие решения, входящие в способность по принятию решения.

1. — в стабильных условиях: аналитическое мышление (анализ и синтез признаков управленческой ситуации, кодирование и перекодирование информации, проблематизация) — системное и концептуальное мышление (установление причинно-следственных связей) — память (объем, прочность) — внимание (объем, распределение), социальная ответственность:

2. — в изменяющихся условиях: гибкое стратегическое мышление, прогнозирование, тактическое и реалистическое мышление при оценке значимости и достижимости результата, творческое мышление при принятии инновационных планов, инициатива.

Операции (умения, действия), необходимые управленцу для исполнения решения, входящие в способность к исполнению решения.

3. — в стабильных условиях: умения выполнять работу по инструкции, предписанию, по образцу, умение доводить работу до результата, выполнять однообразную работу, умение учитывать имеющиеся ресурсы и определять «психологическую цену» достижения результата, реализации решения, умения выполнять работу с нужным качеством и в заданный срок, умения совершенствовать известные способы исполнения;

4. — в изменяющихся условиях: умения проектировать новые способыумения создавать новые инструкции, предписания, правилаумение преобразовывать (мысленно и реально) управленческую ситуациюумение варьировать способы, проводить испытания, экспериментироватьумение изменять способы при усложнении условий деятельности (дефицит времени и информации, неполнота данных).

В этом перечне нашли отражение все основные виды называемых управленцами процессов и операций. В реальной управленческой деятельности спектр этих психологических процессов и операций, безусловно, более широк и разнообразен.

Таким образом, при анализе эмпирических материалов, содержащих высказывания управленцев о специфическом содержании и важности исполнительного этапа управленческой деятельности, подтвердилась наша гипотеза о том, что исполнительное звено профессиональной деятельности требует особого ресурсного психологического обеспечения, важной составляющей которого является специфические исполнительские профессиональные способности. Исполнительские способности включают особое соотношение психических процессов и операций, направленных на воплощение и реализацию принятого решения с учетом конкретных возможностей (людских, временных, материальных), а порой и на коррекцию принятого решения с учетом его «психологической» цены.

Раскрытие психологического содержания и компонентного состава исполнительских профессиональных способностей и их соотношение с содержанием способностей к принятию решения является теоретическим результатом нашего исследования.

3.2. Состояние профессиональных способностей к принятию и исполнению решений.

В данном параграфе будут изложены результаты констатирующего эксперимента.

На основе данных, полученных при использовании методических приемов, описанных во второй главе, мы выявляли состояние компонентов профессиональных способностей по следующим показателям:

— осознание компонентов (данные опросника, приема самооценки, экспертных оценок);

— оценивание значимости компонентов (данные ранжирования);

— использование компонентов (психических процессов и операций) при модельном решении задач (данные приема моделирования).

В предыдущем параграфе 3.1. было показано, что компонентный состав профессиональных способностей различен и включает разные состояния психических процессов и реализующих их операций.

Полученный эмпирический материал позволяет говорить о том, что существуют различия в степени осознания, в определении значимости, в характере использования разных профессиональных способностей и их компонентов.

Выявлено, что способности к принятию решения оцениваются по степени значимости в управленческом труде выше, чем способность к исполнениюэто означает, что имеет место недооценка роли исполнительских способностей.

Недостаточное понимание роли исполнительного звена в позиции управленца-руководителя проявилось в ответе на вопрос опросника — какова роль этапов принятия и исполнения решения для управленцев, занимающих позицию руководителя и позицию исполнителя. ! Ответы участников, принявших участие в опросе, показали, что управленцы в позиции руководителя высоко оценили значимость этапа принятия решения в 64 ответах и важность этапа исполнения ре-t шения в 11 ответах, а управленцы в позиции исполнителя высоко оценили роль этапа исполнения решения в 70 ответах и отметили важность принятия решения в 11 ответах. Для определения достоверности различий ответов управленцев в позиции руководителя и в позиции исполнителя мы воспользовались критерием ^2(52).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Профессиональные управленческие способности рассмотрены как одна из сторон профессионального развития. В работе реализован новый подход к анализу структуры профессиональных способностей, состоящий в выделении двух ее компонентов — психических процессов (мышления, внимания, памяти) и операций, реализующих эти процессы в управленческой деятельности.

Обоснована важность изучения и формирования таких профессиональных способностей, востребованных на разных этапах управленческой деятельности, как способности к принятию и исполнению решения. Показана специфика компонентного состава каждого из этих видов профессиональных способностей.

Выявлены на эмпирическом материале различия в степени осознания и характере оценивания значимости управленцами профессиональных способностей, актуализируемых на различных этапах управленческой деятельности и на разных уровнях управленческой иерархии.

Показана возможность стимулирования профессиональных управленческих способностей в ходе активных занятий в форме деловой игры и анализа практических ситуаций.

Сделан определенный вклад в разработку акмеологического подхода к профессионализму кадров, состоящий в определении путей становления личности профессионала через развитие видов профессиональных способностей, необходимых для осуществления разных этапов управленческой деятельности.

Перспективы исследования могут состоять в выявлении своеобразия компонентного состава профессиональных способностей управленцев в разных социальных сферах, на различных этапах профессионализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Ю. Проверьте свои способности. Кишинев: Гриф. 1992.- 111 с.
  2. Н.А. Дифференцированный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей. // Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С. 5−17.
  3. Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии. -1988.-№ 5.-С. 71−77.
  4. Н.А., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов. // Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С. 74−81.
  5. .Г. Избранные психологические труды. Т. I. М.: Педагогика, 1980. — 228 с.
  6. .Г. О соотношении способностей и одаренности. / В сб.: Проблемы способностей. М.: АПН РСФСР, 1962.
  7. В.И. Эвристика для творческого самообразования. -Казань. 1994. 246 с.
  8. Н.И. Роль познавательных способностей в выполнении различных видов профессиональной деятельности. / В сб.: Диагностика профессиональных и познавательных способностей. / Под ред. В. Д. Шадрикова, В. Г. Дружинина. М.: ИП АН, 1988.-С. 170−184.
  9. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. — 184 с.
  10. Т.И. Проблема способностей: личностный аспект. // Психологический журнал. 1964. — № 3. — С. 46−55.
  11. Г. З. Психологические основы анализа и проектирования трудовых процессов в производственном обучении: Автореф. дис. доктора психол. наук. М., 1987. — 50 с.
  12. Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. // Вопросы психологии. 1976. -№ 4. — С. 69−79.
  13. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.- 96 с.
  14. А.А. Об учебных способностях подростка и их проявлениях. / В сб. Проблемы способностей. М.: АПН РСФСР, 1962.-С. 83−89.
  15. А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей. // Вопросы психологии. 1984. — № 1. -С. 119−124.
  16. В.А., Писаренко Ю. Э. Исследование способностей. // Психологический журнал. 1994. — № 3. — С. 65−77.
  17. Е.М. Диагностика способностей. / В кн. Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича. М. — Бийск, 1993. -С. 118−149.
  18. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Дис. доктора психол. наук. М., 1988. — 560 с.
  19. Е.М., Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика некоторых профессиональных способностей управленческих кадров. // Мир психологии. 1997. — № 3. — С. 166−172.
  20. С.М. Психология творческого изобретательства: Автореф. дис. доктора педагогич. наук. Горький, 1952. — 30 с.
  21. JI.A. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973.- 96 с.
  22. Н.А. Компенсаторное профессиональное приспособление. / В кн. История советской психологии труда. Тексты /
  23. Под ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носковой. М.: МГУ, 1983.-С. 77−83.
  24. Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С 5−13.
  25. Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в ВУЗе / Под ред. Н. Н. Обозова. Л.: ЛГУ, 1984.-282 с.
  26. Вопросы психологии способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. -М.: Педагогика, 1973. 216 с.
  27. .А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя. // Вопросы психологии. -1994.-№ 4.-С. 73−81.
  28. Е.И. Методы диагностики профессиональных способностей. / В сб. Прикладные проблемы психологии личности. Саратов. 1985. — С. 30−40.
  29. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, — 256 с.
  30. Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям. // Психологический журнал.- 1989.- № 4.- С. 75−86.
  31. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.-306 с.
  32. Ф.Н. Педагогические способности и их классификация. / В кн. Материалы конференции по проблеме способностей. -М., 1970. С. 91−94.
  33. А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: Автореф. дис. доктора психол. наук. М., 1989.-45 с.
  34. А.Е. Профессиональные способности в структуре интегральной индивидуальности офицера ракетных войск. Автореф: канд. психол. наук. Пермь, 1999. — 19 с.
  35. Л.Л. Функция наглядно-образных компонентов в решении задач. // Вопросы психологии. 1969. — № 5. — С. 78−89.
  36. Е.П. Соотношение возрастных и типологических предпосылок способностей. / В кн. Способности и склонности: комплексные исследования. М.: Педагогика, 1989. — С. 33−56.
  37. А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М.: РАГС, 2000. — 391 с.
  38. А.А., Маркова А. К. Профессиограмма государственного служащего. М.: РАГС, 1999, — 94 с.
  39. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников.-М., 1994. 127 с.
  40. В.Н. Психологическая диагностика способностей. -Саратов, 1990. 142 с.
  41. В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерка Вита, 1995. — 150 с.
  42. В.Н., Ярауткин С. В. Мотивация социального одобрения. В сб. / Проблемы психодиагностики способностей. Ярославль: ЯрГПИ, 1987. — С. 94−97.
  43. И.В. Анализ компонентов математических способностей в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1967.- 19 с.
  44. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение-Л.: ЛГУ, 1985.- 167 с.
  45. Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей. // Вопросы психологии. 1977. — № 4. — С. 74−85.
  46. Е.В. Личностный подход к учебным способностям школьника 10−11 лет: Дис. канд. психол. наук. Томск, 1996. -127 с.
  47. Т.В. Диагностика мнемических способностей школьников 12−13 лет в учебной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1992. — 19 с.
  48. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992. — 94 с.
  49. С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе. // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С. 53−62.
  50. Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению // Психологический журнал. 1987. — № 2. — С. 37−47.
  51. Е.П. Структура психомоторных способностей. Психомоторика. Л., 1976. — С. 4−22.
  52. М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей: Автореф. дис. доктора психол. наук. -М., 2001.-52 с.
  53. А.С. Обработка клинических и лабораторных данных. М.: Медгиз, 1959. — 312 с.
  54. А.В., Михайлова С. В. Метод диагностики: устойчивость и неопределенность. / В сб. Диагностика профессиональных и познавательных способностей / Под ред. В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина. М., 1988. С. 109−123.
  55. В.Н. Некоторые формы умственного тренинга // Психологический журнал. 1987. — № 6. — С. 90−97.
  56. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: АПН РСФСР, 1959. — 290 с.
  57. А.И. Психология управления. М., 1979. — 521 с.
  58. Н.Г. Динамика интеллектуальных (общих и специальных) способностей у старшеклассников: Автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 2000. — 23 с.
  59. Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988. -199 с.
  60. Е.А. Основы психологии. М.: ЮНИТИ, 1997. — 295 с.
  61. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. -Пенза, 1999.-340 с.
  62. Ю.К. Мышление в производственной деятельности. -Ярославль, 1984. 280 с.
  63. В.А. Исследование специальных способностей, их структуры и условий формирования и развития. / В кн. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978. — 287 с.
  64. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
  65. В.А. Проблема формирования и развития способностей. // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 4−13.
  66. В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: Прометей, 1991. — 111 с.
  67. Л.Д. Каким быть руководителю. Л.: Лениздат, 1986.- 197 с.
  68. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. JL: Знание, 1985. — 32 с.
  69. Н.В. Формирование педагогических способностей. -Л., 1959.-345 с.
  70. .В. Основы профессиональной психодиагностики. -М.: Медицина, 1984. 216 с.
  71. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. -М., 1970.- 140 с.
  72. Ю.Н., Сухобская Г. С., Зырянова Н. Т. Индивидуально-психологические особенности мыслительной деятельности. / В кн. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. -М.: Педагогика, 1972. С. 202−226.
  73. Т.М. Управление школой. Задачи и деловые игры. -Минск: Народная Асвета, 1988. 174 с.
  74. Н.Д. Проблема экспериментального изучения способностей. / В сб. Проблемы способностей. М.: АПН РСФСР, 1962.-С. 174−179.
  75. И.А. Проявление музыкальных способностей. / В кн. Способности и склонности: комплексные исследования. М.: Педагогика, 1989. — С. 137−150.
  76. А.Н. О формировании способностей. // Вопросы психологии. 1960. — № 1.- С. 73−81.
  77. Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей: Автореф. дис. доктора психол. наук. М., 1970.-52 с.
  78. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-368 с.
  79. В.В. Развитие аутопсихологических способностей госслужащих: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000. — 25 с.
  80. О. Профессиональные способности и выбор профессии. -Берлин, 1923.-240 с.
  81. С.Д. Психологические закономерности формирования педагогических способностей: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М, 1987.-20 с.
  82. .Ф., Китов А. И., Рубахин В. Ф., Филиппов А. В. Актуальные проблемы психологии управления. М., 1977. — 190 с.
  83. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. -144 с.
  84. А.Т. Задачи по профессиональной педагогике. М.: Высшая школа, 1987. — 168 с.
  85. А.Г. Принятие решений и информация. М., 1983. -160 с.
  86. В.А. Государственный служащий нового типа. М.: Н. Новы, 1995.-236 с.
  87. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  88. Материалы конференции по проблеме способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. М., 1970. — 174 с.
  89. С.Н. Взаимосвязь мотивации и способностей подростка в структуре регуляции его деятельности: Дис. канд. психол. наук.-М., 1996. 18 с.
  90. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. — 81 с.
  91. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. — 110 с.
  92. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой. JL, 1989. — 310 с.
  93. В.А. Психология творческой деятельности. Киев, 1978.-47 с.
  94. С.Е. Парциальность познавательных способностей младших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2001.-20 с.
  95. А.В. Способности и потребности личности. М.: Мысль, 1983.-280 с.
  96. В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи. / В сб. Проблемы способностей. М.: АПН РСФСР, 1962. — С. 8−16.
  97. Не повторять ошибок. Практические советы руководителю. / Сост. И. В. Липсиц. -М.: Экономика, 1988. 253 с.
  98. Новак 3. Вопросы изучения и диагностики развития вербальной способности учащихся. // Вопросы психологии. 1983. — № 3. -С. 46−50.
  99. Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столи-на. М.: изд-во МГУ, 1987. — 356 с.
  100. Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А.А. Дерка-ча.-М.:РАП, 1994.-388 с.
  101. А.Б. Склонность и профессия. М.: Знание, 1986. — 96 с.
  102. И.А. Умственные способности как компонент интеллектуальной инициативы. // Вопросы психологии. 1976. — № 4. -С. 80−89.
  103. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. -312 с.
  104. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. -М.: Просвещение, 1996. 142 с.
  105. Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. -96 с.
  106. Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Казань: КУ, 1989.-205 с.
  107. Проблемы способностей в советской психологии / Под ред. А. А. Бодалева. М.: АПН СССР, 1984. — 144 с.
  108. Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы / Под ред. А. А. Деркача, В. Г. Зазыкина. М.: РАП, 1996. — 182 с.
  109. В.Н. Эвристическая деятельность человека. // Наука и жизнь. 1964. — № 10. -С. 74−83.
  110. Рабочая книга практического психолога / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. М.: Изд-во инс-та психотерапии, 2001.-629 с.
  111. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Педагогика, 1986. -224 с.
  112. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991. — 179 с.
  113. Развитие профессионализма государственных служащих: методология и практика / Под ред. А. А. Деркача. М.: РАП, 1988. -102 с.
  114. Л.А. Развитие способности к прогнозированию педагогических явлений. // Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С. 94 102.
  115. Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профес-сиографии. М.: МПГУ, 1990. — 183 с.
  116. C.JI. Бытие и сознание. М., 1957. — 328 с.
  117. Рубинштейн C. J1. Проблема способностей и вопросы психологической теории. / В кн. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Е. Романова. М.: МГУ, 1960. -С. 59−68.
  118. Ю.А. Проблемы развития общих и специальных способностей к обучению. / В сб. Способности и потребности. Ученые записки ЛГУ. № 287. Л.: ЛГУ, 1960. — С. 77−83.
  119. И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления: Автореф. дис. доктора психол. наук. М., 1992.-51 с.
  120. Секреты умелого руководителя. / Сост. И. В. Липсиц. М., 1991. -318 с.
  121. Социально-трудовые отношения на государственной службе / Под ред. Е. Д. Катульского, Ю. М. Забродина, А. Ф. Зубковой. -М., 1997. 115 с.
  122. Способности и интересы / Под ред. Н. Д. Левитова, В.А. Крутец-кого.-М., 1962.-251 с.
  123. Становление специалиста / Под ред. Е. Э. Смирновой. Л., 1989. — 346 с.
  124. А., Бендюков М., Соломин И. Азбука профориентации. СПб., 1995. — 290 с.
  125. Г. А. Развитие мнемических способностей: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996. — 16 с.
  126. Л.Ю. Проблема способностей в свете задач современной педагогической практики. / В сб. Психология учебной и бытовой деятельности / Под ред. В. Д. Шадрикова. Ярославль: ЯрГПИ, 1985.-С. 95−102.
  127. К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. — 260 с.
  128. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. -536 с.
  129. .М. Психология музыкальных способностей. / В сб. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961. -С. 113- 120.
  130. O.K. Структура мыслительной деятельности. М.: МГУ, 1969. — 304 с.
  131. И.В. Способности и когнитивный стиль. /В кн. Способности и склонности: комплексные исследования. М.: Педагогика, 1989. — С. 84−102.
  132. А.И. Профессионализация и кадровая политика. М.: Флинта, 1998.-271 с.
  133. Л.И. Организаторские способности и их развитие. // Ученые записки Курского пединститута.-1967. Вып. 21.- С. 3−20.
  134. Л.И. Психология организаторских способностей. -М.: Просвещение, 1968. 31 с.
  135. М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности. // Психологический журнал. 1993. — № 3. — С. 84−93.
  136. Т.М. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя: Автореф. дис. канд. пси-хол. наук. Пермь, 1993. — 24 с.
  137. В.И. Развитие управленческих способностей государственных служащих: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000. — 26 с.
  138. В.Н. Руководителю о принятии решений. М., 1996. -108 с.
  139. Т.Ф. Психологический анализ структуры музыкально-педагогических способностей: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1983. — 23 с.
  140. JI.B. Психология мнемических способностей: Автореф. дис. доктора психол. наук. М., 2000. — 43 с.
  141. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  142. В.Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996. -103 с.
  143. В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. 1983. — № 5. — С. 3−10.
  144. В.Д. О структуре познавательных способностей. // Психологический журнал. 1985. — № 3. — С. 38−46.
  145. В.Д. Проблемы профессиональных способностей. // Психологический журнал. 1982. — № 5. — С. 17−23.
  146. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 184 с.
  147. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. — 317 с.
  148. В.Д., Ансимова Н. И. Проблемы диагностики профессиональных способностей. / В кн. Проблемы индустриальной психологии / Отв. ред. А. В. Карпов, М. М. Князев. Ярославль, 1983.-С. 56- 65.
  149. В.Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности. Развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990. — 176 с.
  150. З.И. Развитие профессиональных способностей у учащихся педагогических классов школы-гимназии: Автореф. дис. канд. педагогич. наук. Ставрополь, 1996. — 19 с.
  151. .Г. Методологические проблемы комплексного изучения трудовой деятельности. // Вопросы психологии. 1981. — № 2. -С. 160−164.
  152. И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. М.: Высшая школа, 1979. — 88 с.
  153. З.Ю. Соотношение направленности личности и специальных способностей у старшеклассников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988. — 24 с.
  154. П.М. Технические способности и их изучение у учащихся. / В сб. Вопросы психологии способностей школьников. -М.: Просвещение, 1964. С. 92−98.
  155. JI.T. Измерение продуктивности интеллектуальной деятельности. // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 142−147.
  156. JI.A. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей. // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С. 72−81.
  157. Broohover W.B. Self-concept of ability and school achievement. Sociology of Education. 1966. V 3. P. 36−52.
  158. Cattell R.B. Abilities: their structure, growth and action. Boston: Houghton Mifflin Company, 1991.
  159. Ferguson I.A. Human abilities «Annual Review of Psychology». Vol. 16. 1965.
  160. Horn I.M., Lochlin I.C., Willerman L. Aspects of inheritance of intellectual abilities. Behavior Genetics, 1982. Vol. 12. No. 5.
  161. Kelly G. A theory of personality. NJ. 1963.
  162. Nichoes R.C. Twin studies of ability, personality and interests (Homo. 1978. V. 29).
  163. Spearman C., Jones L. Human ability. London. 1950.
  164. Sternberg R. General intellectual ability. Human abilities by R. Sternberg. 1985. P. 5−31.
  165. Torrans E.P. Examples and rationales of test tasks for assessing creative abilities. «J. of creative behavior», vol. 2. 1968. № 3.
  166. Vernon Rh. E. The measurement of abilities. New York. Philosophical Library. 1961.
Заполнить форму текущей работой