Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Изменение профилей функциональной асимметрии мозга у больных после острого нарушения мозгового кровообращения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сосудистая патология мозга — наиболее часто встречающаяся форма поражения, определяющаяся тем, что в этом случае менее выражены общемозговые факторы. Поэтому сосудистая модель, как показывают многие литературные источники (Тонконогий И.М., 1973, Лурия А. Р., 1973, Хомская Е. Д., 1987, Тонконогий И. М., Пуанте А., 2007 и др.), является наиболее адекватной для многомерных нейропсихологических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Материал исследования
    • 2. Клинико-психологический и экспериментально-психологический методы исследования
      • 2. 3. Исследование полушарного модуса
      • 2. 4. Исследование сохранности функций правого полушария
      • 2. 5. Статистические методы
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Нейропсихологическая диагностика больных с последствиями ОНМК
    • 3. 2. Блок «Экспрессивная речь
    • 3. 3. Блок „Понимание речи“. „Слухо — речевая память“
    • 3. 4. Блок „Письмо“. „Чтение“. „Счет“
    • 3. 5. Блок „Динамический и оральный праксис“. „Узнавание и воспроизведение ритмов“
    • 3. 6. Блок „Схема тела“. „Ориентировка в пространстве“
  • Астереогноз»
    • 3. 7. Блок «Зрительный гнозис». «Зрительная память»
    • 3. 8. Блок «Мышление»
    • 3. 9. Программа и методы восстановительного обучения больных
    • 3. 10. Исследование профилей моторной и сенсорной асимметрии
    • 3. 11. Исследование полушарной стратегии решения когнитивных задач в динамике востановительного обучения у больных после правополушарного инсульта
    • 3. 12. Исследование полушарной стратегии решения когнитивных задач в динамике востановительного обучения после левополушарного инсульта
    • 3. 13. Исследование полушарной стратегии решения когнитивных задач в динамике востановительного лечения у больных с заболеваниями периферической нервной системы
    • 3. 14. Исследование сохранности функций правого полушария
    • 3. 15. Исследование сохранности функций левого полушария
  • ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
  • ВЫВОДЫ
  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Изменение профилей функциональной асимметрии мозга у больных после острого нарушения мозгового кровообращения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Проблема функциональной асимметрии мозга длительное время рассматривалась в контексте функциональной специализации полушарий (дихотомии вербального и пространственного, абстрактного и конкретного и т. д.) в зависимости от того вклада, который вносит каждое полушарие в интегративную деятельность мозга. В настоящее время межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие имеют не только теоретическое, но и прикладное значение (Меерсон Я.А., 1986, Хомская Е. Д. 1987, Брагина H.H., Доброхотова Т. А., 1988, Вассерман Л. И. с соавт., 1997, Lezak М et ol., 2004). Для реализации любой функциональной системы психических функций значима деятельность обоих полушарий, однако стратегия (принцип анализа), используемая левым и, правым полушарием, различна. Речевые функции, как известно еще со времен Джексона, также, распределены между полушариями. В последней трети 20 столетия стало очевидным, что роль правого полушария, ранее считавшимся субдоминантным у праворуких людей, имеет вполне определенное значение в обеспечении речевой деятельности. Речевые функции правого полушария отличаются от речевых функций левого полушария, прежде всего, информационным контекстом решения задач отражения внешнего мира. Показано, что такой контекст преобладает при целостном восприятии слов и словосочетаний, понимании и воспроизведении к извлечению устойчивых рядов, стереотипов и фразеологических клише, к продуцированию и пониманию просодическим компонентов речи и др. (Балонов Л.Я., Деглин B. JL, М, 1976, Иванов В. В., 1987, Деглин B. JL, 1996, Николаенко H.H., 1996, Егоров А. Ю. с соавт., 1999, Стрельников К. Н., 2003, Траченко О. П., 2000, 2003, Черниговская Т. В. с соав., 2004, Day J. 1977, 1979, Koff Е., Riederer S., 1981, Bryden M., 1982, Cook N., 1986, Deloche G. et.al., 1987, Springer S., Deutch H., 1998). Клинические исследования показали, что при поражениях правого полушария (у праворуких) могут возникнуть слабо выраженные речевые расстройства, названные У. Пенфилдом «дисфазиями». При правосторонних поражениях (чаще всего височной и лобно — центральной локализации) наблюдаются нарушения речи в виде снижения речевой инициативы, монотонности высказывания, изменения тональности голоса, силы звучания, изменения темпа речи (замедления или ускорения), лёгких артикуляторных затруднений (Вассерман Л.И. и др., 1997).

При правосторонних поражениях (чаще всего височной и лобноцентральной локализации), также, наблюдаются нарушения нелингвистических компонентов речи, проявляющихся как в речевой экспрессии, так и в понимании (Балонов Л.Я., Деглин В. Л., 1976, Деглин В. Л., 1993 и др.).

При левосторонних поражениях, в зависимости от локализации нарушений, возникают речевые нарушения в виде разных форм афазий. Так, у больных с последствиями ОНМК при нарушениях задне — нижних отделов премоторной области левого полушария возникает эфферентная моторная афазияпри поражении нижних отделов задней центральной извилины возникает афферентная моторная афазия (по А.Р. Лурия). Динамическая моторная афазия возникает при нарушениях задних отделов первой лобной извилины (Лурия А.Р., 1982, Ахутина Т. В., 1985). При поражении височных отделов возникают различные формы сенсорной афазии (Лурия А.Я., 1973, Вассерман Л. И. с соавт., 1997). При нарушениях в области надкраевой извилины теменной доли возникает семантическая афазия (Тонконогий И.М., 1973).

Сложные межполушарные взаимодействия не исчерпываются доминантностью полушарий по речи. Выделяют моторные, сенсорные и психические (когнитивные) признаки функциональной асимметрии мозга, их анализ служит для решения прикладных задач уточнения топики очагов поражения, обоснования восстановительных мероприятий, в том числе оценки их эффективности. В литературе появилось понятие «профиль латеральной организации» (ПЛО) мозга, который следует учитывать в оценке эффективности восстановительного лечения и реабилитации после поражения мозга, в том числе сосудистом (Трауготт Н.Н., 1981, Деглин В. Л., 1996, Егоров А. Ю., 2006).

Изучение динамики межполушарного взаимодействия и межполушарной асимметрии, в том числе и ПЛО, является относительно новым направлением в исследованиях компенсаторных возможностей мозга в процессе восстановления нарушенных функций. Очевидно, что исследования функций в динамике их развития или восстановления раскрывают их более полно, особенно если моделями исследования являются хорошо клинически верифицированные наблюдения пациентов с симметричными очагами поражения мозга сосудистого генеза. На сегодня имеются лишь единичные работы, в которых прослеживается изменение межполушарных взаимоотношений и межполушарного взаимодействия в динамике восстановления нейропсихологических синдромов при сосудистых очагах (Траугогг H.H., 1981, 1986, Шипкова K.M. и др., 2003, Короткова O.A., 2003, Демиденко Т. Д, Ермакова Н. Г., 2004), возникающих после сосудистого поражения различной латерализации. При этом особый интерес представляет процесс восстановительного обучения и реабилитации (Григорьева В.Н., Ковязина М. С., Тхостов М. С., 2006 и др.).

Сосудистая патология мозга — наиболее часто встречающаяся форма поражения, определяющаяся тем, что в этом случае менее выражены общемозговые факторы. Поэтому сосудистая модель, как показывают многие литературные источники (Тонконогий И.М., 1973, Лурия А. Р., 1973, Хомская Е. Д., 1987, Тонконогий И. М., Пуанте А., 2007 и др.), является наиболее адекватной для многомерных нейропсихологических исследований, особенно в соотношениях с результатами клинической, нейропсихологической диагностики, в соотношениях с результатами клинических, нейровизуализационных и других видов объективного исследования в реальной клинической практике. Однако многие проблемы верификации морфофункциональных очагов сосудистого поражения и выявления сохранных функциональных систем речи, гнозиса, праксиса и др. остаются недостаточно изученными. Следует добавить, также, оценку роли и влияния неспецифических активизирующих структур мозга на функционирование ВПФ при полушарном дефекте, а также, оценку критериев динамичности или резистентности восстановления ВПФ (в общей картине болезни) при левоправополутарных ОНМК в процессе реабилитации (Демиденко Т.Д., Ермакова Н. Г., 2004, Грирорьева В. М., Ковязина М. С., Тхостов М. С., 2006, Тонконогий И. М., Пуанте А., 2007 и др.).

В связи со сказанным настоящая работа посвящена изучению динамики и функциональных взаимоотношений полушарий мозга в аспекте их функциональной асимметрии в процессе восстановительного обучения у больных, перенесших симметричные правосторонние и левосторонние острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК). Цель исследования.

Сравнительное изучение нарушений функциональной асимметрии мозга при многомерном исследовании ВПФ и когнитивных процессов у больных с симметричными очагами мозгового поражения в премоторных областях лобных долей мозга, исследование динамики при восстановлении речевых и других расстройств ВПФ в процессе реабилитации. Задачи исследования.

1. Разработать программу и методическое обоснование нейропсихологической диагностики нарушений ВПФ и когнитивных процессов в контексте межполушарной асимметрии (с учетом праволеворукости) и сравнительной оценки восстановительного обучения в процессе реабилитации.

2. Провести сравнительный клинико — психологический анализ особенностей нарушений ВПФ и познавательных процессов у больных, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу в премоторных отделах левого и правого полушарий головного мозга на начальном этапе после стабилизации клинического состояния и верификации очагов поражения.

3. Изучить на основе многомерной экспериментально нейропсихологической диагностики специфику нарушений речи и других.

ВПФ с оценкой степени их выраженности у больных с поражением левого полушария с синдромом эфферентной моторной афазиивыделить «типичные» (локально обусловленные) и «атипичные» (локально не обусловленные) расстройства ВПФ на первом этапе восстановительного обучения.

4. Исследовать особенности нарушений нелингвистических компонентов речи и других расстройств ВПФ с оценкой степени их выраженности у больных с поражением правого полушариявыделить «типичные» и «атипичные» расстройства ВПФ на первом этапе восстановительного обучения.

5. Исследовать особенности решения когнитивных задач в процессах переработки вербальной и невербальной информации с учетом межполушарной функциональной асимметрии мозга и принципов межполушарного взаимодействия у данных больныхпроследить динамику изменений межполушарного взаимодействия в процессе восстановительного обучения и реабилитации.

6. Провести сравнительный анализ динамики восстановления речи и других ВПФ в процессе лечебно — реабилитационных мероприятий последовательно, на этапах стационарно — амбулаторного (послеклинического) и катамнестического наблюдения с оценкой прогноза функционального состояния условно интактного полушария для уточнения программы дальнейших реабилитационных мероприятий.

7. На основе полученных результатов разработать методические рекомендации по восстановительному обучению больных с учетом функциональной асимметрии и его компенсаторных возможностей с учетом локально обусловленных нарушений мозга и общемозговых факторов патологии ВПФ и когнитивных процессов.

Объект исследования.

Больные после перенесенного правостороннего и левостороннего ОНМК в бассейне средней мозговой артерии с локализацией симметричных очагов ишемии мозга в задне — нижних отделах лобной области, контрольная группа больных с заболеваниями периферической нервной системы без признаков сосудистой недостаточности мозга (только для исследования когнитивной, асимметрии). Предмет исследования.

Нарушения ВПФ и когнитивных процессов после симметрично лево — и правополушарного острого нарушения мозгового кровообращения по ишемическому типу у больных в процессе лечения и восстановительного обучения.

Гипотеза исследования.

При умеренно выраженных последствиях ишемического инсульта при локализации очагов поражения в нижних отделах премоторной области левого полушария головного мозга могут наблюдаться как традиционно «типичные», так и «атипичные» нарушения ВПФ, отражая функционально динамические изменения других морфо-функциональных структур, в частности, префронтальных, височных, теменно — затылочных и глубоких структур мозга. «Атипичные» расстройства относительно быстро регрессируют в процессе лечебно — восстановительных мероприятий, тогда как «типичные» симптомы, в частности, представленные эфферентной моторной афазией, требуют длительного восстановительного обучения.

В целом, аналогичная картина наблюдается при поражении правого (субдоминантного по речи) полушария, — однако различия могут касаться менее структурированных «типичных» расстройств нелингвистических компонентов речи и динамического праксиса, которые под влиянием обучения восстанавливаются более успешно при интактности левого полушария. Когнитивные нарушения-стратегии переработки вербальной и невербальной перцептивной информации при симметричных поражениях левого и правого полушарий претерпевают частичную компенсаторную инверсию, отражая системные механизмы межполушарного взаимодействия. Предполагается, что в процессе восстановительного лечения эти стратегии должны постепенно восстанавливаться в соответствии с индивидуально обусловленными принципами функциональной специализации полушарий. Успешность восстановления ВПФ и познавательных процессов зависит от функциональной сохранности условно интактного полушария. Научная новизна работы.

Впервые, на основе многомерной нейропсихологической диагностики показана на материале клинически верифицированных наблюдений больных с сосудистыми поражениями нижних отделов премоторной области левого и правого полушарий структура «типичных» и «атипичных» расстройств ВПФ. Впервые с помощью стандартизированных методик нейропсихологической диагностики отражены качественные особенности и уровни эффективности поэтапного восстановительного обучения (в комплексе лечебно-реабилитационных мероприятий) с учетом функционального состояния условно интактного полушария в общей системе интегративной деятельности мозга.

Экспериментально подтверждена концепция межполушарного взаимодействия и защитно-компенсаторная функциональная активность интактного очагу поражения полушария, существенно влияющая на сохранность когнитивных процессов. С учетом сказанного подтверждается клинически и экспериментально необходимость разработки индивидуальных программ восстановительного обучения с учетом общей мозговой гемодинамики и функциональной сохранности полушария, противоположного очагу ишемического инсульта, при учете функциональной асимметрии полушарий. Определение доминирования право-или левополушарной стратегии при исследовании указанных больных позволит научно обоснованно нарушение межполушарного взаимодействия, в свою очередь, использовать при разработке реабилитационных программ с учетом функционального состояния интактного полушария.

Практическая значимость работы.

Включение методик на определение критериев топической диагностики и степени выраженности нарушений ВПФ в комплексное клинико-психологическое и экспериментально-нейропсихологическое обследование больных с последствиями левои правополушарного ОНМК, позволит более точно оценить локализацию, латерализацию и степень поражения мозга, выделить «мишени» для восстановительного (логопедического) обучения больных и контролировать успешность проведения лечебных и реабилитационных мероприятий. Определение когнитивного ГОЮ, а именно и доминирования право — или левополушарной стратегии после одностороннего мозгового поражения, может быть использовано в качестве маркера прогноза восстановительного лечения при ОНМК при учете функциональной асимметрии полушарий.

Определение доминирования право — или левополушарной стратегии при исследовании указанных больных позволит научно обоснованно свидетельствовать о нарушении межполушарного взаимодействия, в свою очередь, может быть использовано при разработке реабилитационных программм с учетом функционального состояния интактного полушария. Положения, выносимые на защиту.

1. В ближайшем постреанимационном периоде восстановительного лечения больных, перенесших ОНМК в премоторных областях левого и правого полушарий исследование целесообразно проводить преимущественно на основе клинико-психологического подхода при учете общей тяжести состояния больных. Данное исследование-дает возможность для сравнительной оценки ВПФ при учете право — леворукости на основе применения стандартных минибатарей.

2. Для поражения левого полушария, наряду с «типичными» расстройствами речи по типу эфферентной моторной афазии и других ВПФ, в основе которых лежит нарушение динамической сукцессивной составляющей организации движений и действий, включая экспрессивную речь, отмечаются «атипичные» умеренно выраженные расстройства зрительной предметной памяти, расстройств фонематической структуры восприятия речи, нарушение понимания сложных логико — грамматических конструкций, элементы апрактоагностического синдрома на фоне общей инертности речевых и двигательных функций.

3. При поражении правого полушария, наряду с умеренно выраженными расстройствами нелингвистических компонентов речи: темпа, интонационно-мелодических составляющих, дефектов воспроизведения ритмических последовательностей и легких расстройств артикуляции, отмечаются «атипичные», умеренно и слабо выраженные нарушения пространственного гнозиса (в левом зрительном поле), элементы анозогнозии, нарушение узнавания индивидуализивованных признаков объектов и конструктивного праксиса в правой руке.

4. При поэтапной системе восстановительного обучения, так называемые «атипичные» нарушения ВПФ при общем стабильном состоянии больных заметно регрессируют в первую очередь, уже через 2−3 месяца, после логопедических и тренинговых занятий. Нарушения экспрессивной речи и другие симптомы, характерные для поражения премоторных отделов левого полушария оказываются более резистентными к восстановительному обучению и требуют длительных логопедических занятий. Мало структурированные расстройства ВПФ при правополушарном поражении восстанавливаются достаточно успешно.

5. Стратегии переработки вербальной и невербальной перцептивной информации на начальном этапе восстановительного лечения больных отражают не только локально — обусловленные, но и общеполушарную их дефицитарность в общем контексте межполушарной функциональной асимметрии. При этом наблюдается частичная функциональная инверсия стратегий узнавания и принятия решений: при поражении одного из полушарий переработки информации частично берет на себя интактное. полушарие. На более поздних этапах восстановительного лечения и реабилитации больных межполушарное взаимодействие постепенно возвращается на уровень различий в соответствии с теорией функциональной специализации полушарий.

Успешность этого процесса существенно зависит от функциональной сохранности интактного полушария и общего состояния больных.

выводы.

1. Исследование ВПФ и познавательных процессов у больных в ближайший период после стабилизации клинической симптоматики после острого нарушения мозгового кровообращения по ишемическому типу в премоторных областях правого и левого полушарий адекватно проводить клиникопсихологическим методом с применением отдельных, простых нейропсихологических проб и заданий с учетом общей тяжести состояния пациентов.

2. Развернутое многомерное экспериментально — нейропсихологическое исследование в период полной стабилизации клинического состояния на первом этапе восстановительного обучения позволило выявить комплекс «типичных», связанных с очагом поражения, и «атипичных» (сопутствующих) расстройств ВПФ, обусловленных функционально-гемодинамическими, общемозговыми факторами. Совокупность этих расстройств, их квалификация и оценка степени выражености служит основанием для восстановительного обучения больных на последующих этапах их реабилитации.

3. При поражении левого (доминантного по речи) полушария определяются «типичные» нейропсихологические симптомы, определяющиеся общим премоторным синдромом: нарушениями экспрессивной и импрессивной речи, характерных для эфферентной моторной афазии. Эти расстройства обусловлены общими механизмами нарушения сукцессивной составляющей организации движений и действий, • развернутых во времени. «Атипичные» нейропсихологические симптомы: нарушения зрительной предметной памяти, расстройств фонематического восприятия речи, понимания сложных грамматических конструкций и др. обусловлены функционально-динамическими дисфункциями височных, теменных и теменно — затылочных структур левого и частично правого полушария, и их связей с глубокими структурами мозга.

4. При поражении премоторных отделов правого полушария нарушения ВПФ малоструктурированы- «типичными» являются слабо выраженные произносительные дефекты, нарушения темпа речи и ее мелодических компонентов, трудности в воспроизведении ритмов и простых мелодий. I.

Атипичными" являются нарушения узнавания ритмов, идентификации невербализованных перцептивных образов, элементы односторонней пространственной агнозии. Эти нарушения обусловлены функциональнодинамической дефицитарностью височно-теменных отделов правого полушария и их связями с глубокими структурами мозга.

5. В процессе восстановительного обучения у левополушарных больных отмечается в первую очередь положительная динамика «атипичных» симптомов нарушений ВПФ. При левополушарных очагах к концу клинико-амбулаторного этапа реабилитации у большинства больных существенно, улучшилось понимание сложных грамматических конструкций. Апрактоагностические расстройства и другие «теменные» симптомы обнаруживались только при напряжении активного внимания.

6. На катамнестическом этапе у левополушарных больных слабо выраженные симптомы нарушений ВПФ сохранялись преимущественно за счет снижения активного внимания. «Типичные» расстройства ВПФ — синдром эфферентной моторной афазии с нарушением чтения, письма, динамического праксиса и др. оказались более резистентными и требовали продолжения активного восстановительного обучения. Сохранялся замедленный темп речи, трудность приступа к малознакомым словам, стойкие парафазии и персеверации, нарушения речевой инициативы.

7. При поражении правого полушария к завершению клинико-амбулаторного этапа занятий с больными большинство «атипичных» расстройств ВПФ отчетливо уменьшилось, за исключением легких нарушений узнавания ритмов и невербализованных геометрических фигур в условиях их кратковременного предъявления, а также, конструктивных действий в левом зрительном поле.

8. При решении когнитивных задач стратегии переработки перцептивной вербальной и невербальной информации и принятия решений претерпевали существенные изменения, обусловленные компенсаторной инверсией. При поражении одного из полушарий решение когнитивных задач осуществляется преимущественно за счет функциональной гиперактивации интактного полушария. Указанные результаты подтверждают компенсаторные механизмы межполушарного взаимодействия в общей системе интегративной деятельности мозга.

9. Когнитивные профили латеральной организации отражают как функциональную сохранность полушария, так и способность к восстановлению утраченных функций. Определение когнитивных профилей латеральной организации, доминирование право или левополушарной стратегии при одностороннних сосудистых очагах в нижне-задних отделах премоторных отделах мозга может быть использована в качестве нейропсихологического маркера прогноза восстановительного обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности (к проблеме адаптации человека в приполярных регионах Севера-Востока СССР). Владивосток: Изд-во АН СССР. ДВО, 1988. -136с.
  2. М.С. Межполушарные отношения при стойких изменениях эмоционального состояния // Физиология человека. — М., 1985. Т. 11.3.— С. 443−448.
  3. Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии (К вопросу о механизмах построения связного грамматически оформленного высказывания). -М.: Изд-во МГУ, 1975. 143 с.
  4. Т.В. Трудности понимания грамматических конструкций у больных с афазией / Проблемы афазии и восстановительного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 1979. С. 40−59
  5. Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 215с.
  6. C.B. Клинические синдромы поражения правого полушария при остром инсульте. М.: Медицина, 1971. — 263 с.
  7. Л.Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука, 1976. — 220 с.
  8. Л.Я., Деглин В. Л., Баркан Д. В., Кауфман Д. А., Николаенко H.H., Савранская Р. Г., Траченко О. П. Унилатеральный электросудорожный при падок (нейрофизиология, клиника, лечебное действие при психозах). Л.: Наука, 1979. — 172 с.
  9. Л.Я., Деглин В. Л., Черниговская Т. В. Порождение речи и функциональная асимметрия мозга.// Материалы Всесоюзной конференции «Взаимоотношение полушарий мозга». — Тбилиси, 1982. — С. 115.
  10. Л.Я., Деглин В. Л., Черниговская Т. В. О роли левого и правого полушарий мозга человека в обеспечении билингвизма // Материалы 14 Всесоюзного физиологического съезда. Баку, 1983. — С. 341.
  11. Л.Я., Деглин В. Л., Черниговская Т. В. Языковая способность человека и функциональная асимметрия мозга // Проблемы нейрокибернетики. Ростов-на-Дону, 1983 б.-С. 185−186.
  12. Л.Я., Деглин В. Л., Черниговская Т. В. Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности // Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л.: Наука, 1985.-С. 99−114
  13. A.B. Функциональная специализация полушарий и опознание речевых и неречевых звуковых сигналов // Сенсорные системы. — Л.: Наука, 1977. С. 85−94.
  14. Э.С. Афазия и пути ее преодоления. — Л.: Медицина, 1964. — С. 2528.
  15. .И. Психические нарушения при опухолях лобных долей мозга.-М.: Медицина. 1987. 140 с.
  16. В.М. Объективная психология. — СПб.: Изд-во Сытина, Т. 1−3. — 1907−1910,-387 с.
  17. В.А., Федорук А. Г. Исследование функциональной асимметрии парных органов у лиц летного состава // Воен.-.мед. журн. 1985. № 7. — С. 50−53.
  18. H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1981. — 287с.
  19. H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1988. — 240с.
  20. М. К.Речь и афазия М. Медицина, 1997. — С.31−37.
  21. И.А., Черниговская Т. В. Центральные механизмы обработки речи и функциональная асимметрия мозга. // В кн.: Проблемы патологииречи. Тезисы Всесоюзного симпозиума с международным участием. -М., 1989-С. 21−22.
  22. Л.И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. — СПб: Стройпечать, 1997. — 304 с.
  23. E.H. Клинические проблемы афазии. — М.: Медицина. 1971. — С.27−30.
  24. Л.С. Избранные психологические исследования. — М., 1956.-476 с.
  25. Л.С. Мышление и речь // Проблемы общей психологии.30. М.1982.СС. T. 2. — 502 с.
  26. В.А. Учение о галлюцинациях. — М.: Медгиз, 1949. — С. 197.
  27. Т.Б. Патофизиологические основы нарушения мышления при афазии. М.: Наука, 1986. — С.224.
  28. .М. Нейролингвистический анализ грамматических нарушений речи при афазии. Автореф. кандид. дис. M ., МГУ, 1974. -29 с.
  29. В.М., Ковязина М. С., Тхостов М. С. Когнитивная нейрореабилитация больных с очаговыми поражениями головного мозга. -М. 2006.-С. 255.
  30. М.А. Формирование смысла высказывания при очаговых поражениях передних и задних отделов правого и левого полушарий головного мозга человека. ДАН., 2000. Т. 370.3. — С. 410 — 412.
  31. A.A., Федорук А. Г. Функциональные асимметрии человека в летной деятельности // Косм. биол. М., 1980. 4. — С. 41 45.
  32. A.A., Федорук Л. Г. Корреляция между индивидуальными особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга и успехами в летной работе // Косм. биол. — М., 1982. 1. — С. 43 -45.
  33. Деглин B. JL, Балонов Л. Я., Долинина И. Б. Язык и функциональная, асимметрия мозга // Уч.записки. Тартуский Гос. Университета. Вып. 635. Текст и культура. Труды по знаковым системам. Т. 16, 1983. — С. 3136.
  34. В.Л. Функциональная асимметрия мозга человека (исследование методом унилатеральных припадков). Автор, докт. дис. — Л., 1984. — 2128 с.
  35. В.Л., Черниговская Т. В. Понимание силлогизмов в условиях функционирования доминантного и недоминантного полушарий мозга //
  36. Материалы 27 Всесоюзного совещания по проблемам ВНД. — JL, 1984. — С. 77.
  37. Деглин B. JL, Черниговская Т. В., Меншуткин В. В. Анализ лексического и грамматического материала в условиях преходящей инактивации левого и правого полушарий мозга // Физиология человека, т. 11.1. — JL, 1985. — С. 44−45.
  38. Деглин B. JL, Черниговская Т. В. Гетерогенность мышления как проявление функциональной асимметрии мозга человека // Материалы 9 Совещания по эволюционной физиологии памяти акад. JL Орбели. — Л., 1986.-С. 77−78
  39. В.Л., Ивашина Г. Г., Николаенко H.H. Роль доминантного и недоминантного полушарий мозга в изображении пространства /Нейрофизиологический анализ межполушарной асимметрии мозга. — М., 1986.-С. 58−70.
  40. В.Л., Т.В.Черниговская. Решение силлогизмов в условиях преходящей инактивации левого и правого полушарий мозга // Физиология человека. — Л., 1990. Т. 16. 5. С. 31 — 28.
  41. В.Л. Лекции о функциональной асимметрии мозга человека. Ассоциация психиатров Украины. — Амстердам-Киев, 1996. — 12−16 с. — 10−14 с.
  42. В.JI. Парадоксальные стороны человеческого мышления. Нейропсихологический анализ // Центр оперативной полиграфии Санкт-Петербургского государственного университета, 1996. С.9−11.
  43. Т.Д., Ерминова Н. Г. Основы реабилитации неврологических больных. СПб, 2004. — С. 25 — 32.
  44. Т.А. Эмоциональная патология при очаговом поражении головного мозга. -М.: Медицина., 1974. 160 с.
  45. Т.А., Брагина H.H. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. — М. Медицина, 1977. — 360 с.
  46. Т.А., Брагина H.H. Левши. М., 1994. 213с.
  47. Т.А., Брагина H.H. Методологическое значение принципа симметрии в изучении функциональной организации человека // Функциональная межполушарная асимметрии. Хрестоматия. — М.: Научный мир, 2004. С. 15−46.
  48. Т.А., Брагина H.H., Зайцев О. С., Ураков C.B., Карменян К. К., Чебышева Л. Н. Значение нейрохирургии в изучении соотношений «мозг психика» // Функциональная межполушарная асимметрии. Хрестоматия. — М.: Научный мир. 2004. — С. 544−557.
  49. Т.А. Нейропсихиатрия. -М.:Бином. 2006. 303 с.
  50. А.Ю. Координация деятельности полушарий мозга человека при осуществлении когнитивных функций. Автор, докт. диссер. — Санкт-Петербург, 1999. 10−18с.
  51. А.Ю., Иванов О. В., Николаенко H.H. Изменение межполушарного взаимодействия у больных с аффективной патологией // Физиология человека. СПб., 1999. Т. 25. 3. — С. 54−60.
  52. А.Ю. Функциональная специализация полушарий мозга человека. Учебное пособие к спецкурсу. Санкт — Петербург, 2000. — 47с.
  53. А.Ю. О нарушении межполушарного взаимодействия при психопатологических состояниях (Развитие идей Л. Я. Балонова и В.Л. Деглина) // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. — СПб., 2003. Т. 39. 1. С.41−52.
  54. А.Ю. Нейропсихология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2006. — 400 с.
  55. Иванов Вяч. Вс. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. — М.: Советское радио, 1987. 179 с.
  56. Р.Ю. Память и адаптация. — Новосибирск: Наука, СО, 1979. -192 с.
  57. Иин Р. К. Узнавание лиц у больных у больных с поражением мозга: специфическая способность? // Хрестоматия по нейропсихологии.2004. М.: Институт общегуманитарных исследований. С. 281- 282.
  58. Д. А. Траченко О.П. Опознание вербальных стимулов и функциональная асимметрия мозга // Физиология человека. 1985. Т. 11. 3.-С. 395−403.
  59. Д.А., Траченко О. П. Функциональная асимметрия мозга и восприятие слов, относящихся к разным грамматическим категориям // Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. — Л.: Наука, 1985. С. 115−126.
  60. Д., Дернфорд М. Исследование функции правого полушария в зрительном восприятии в норме // Хрестоматия по нейропсихологии. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.- С. 280−281.
  61. И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. -М.: Просвещение, 1976. — 224 с.
  62. Кок Е. П. Общее и различное в высших функциях симметричных отделов правого и левого полушарий мозга // Физиология человека. — 1975. т. 1. —2131. С. 427−439.
  63. Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Медицина. 1983. — 169 с.
  64. Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного. — СПб.: Питер, 2004.- 167с.
  65. .С. Исследование межполушарного взаимодействия в переработке слухоречевой информации. Автореф. канд. дис. — М.: МГУ., 1975. 12−16 с.
  66. .С. Межполушарное взаимодействие у человека. Ростов: Изд-во РГУ., 1992.- 176 с.
  67. КритчлиМ. Афазиология. Пер. с англ.-М., 1974.-С. 11−15.
  68. М.Б. Невропатологические синдромы. М.- JL: Биомедгиз., 1936. — 282 с.
  69. O.A. Межполушарное взаимодействие и процессы восстановления функций при очаговых поражениях мозга // Сб. докл. I Междунар. конф., посвящ. памяти А. Р. Лурия. — М., 1998. — С. 126−130.
  70. O.A. Перестройка межполушарных отношений как один из механизмов реализации компенсаторных резервов мозга // А. Р. Лурия и психология XXI века. Под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. -М.: Смысл, 2003.-С. 141−145.
  71. K.M. Проявление асимметрии в некоторых функциях организма спортсмена // Теор. и практ. физ. культуры. 1970. 10. — С. 2326.
  72. М.С. Афазии, агнозии, апраксии. — Харьков, 1941. — 240 с.
  73. М.С. Об особенностях нарушений психики при поражениях правого полушария мозга // Проблемы современной психиатрии. М.: -Изд-во АМН СССР, 1948. С. 85−95.
  74. М.В., Храковская М. Г. Грамматические операции в онтогенезе и при афазии // Выявление и коррекция нервно психических и речевых расстройств у детей. Межвузовский сборник научных трудов ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Л., 1985, — С. 16−24.
  75. В.П., Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск: Наука CO., 1988.-192 с.
  76. В.П., Ройфман М. Д., Пичкуров A.M., Кривощеков С. Г. Половой диморфизм и структура распределения латерального фенотипа у школьников Тувы // Физиология человека. 1997. Т. 23. 2. — С. 132−137.
  77. В.П., Платонов Я. Г., Диверт Г. М., Ройфман М. Д., Кри вощеков С. Г. Инверсия полушарного доминирования как пеихофи- зиологический механизм интервальной гипоксической тренировки //Физиология человека, 1999. Т. 25. 3. — С. 65−70.
  78. В.П. Функциональная асимметрия и адаптация. Функциональная межполушарная асимметрии // Хрестоматия. — М.: Научный мир, 2004.-С.481−523.
  79. В. П. Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. — Санкт — Петербург, 2005. — 366 с.
  80. Л.И., Невская A.A., Павловская М. Б. Функциональная асимметрия полушарий: различия в описании зрительных- объектов // Физиология человека. 1981. Т. 7. 5. — С. 76−92.
  81. Л.И., Невская A.A., Павловская М. Б. Асимметрия полушарий головного мозга с точки зрения опознания зрительных образов // Сенсорные системы. Зрение. Л., 1982. — С.76 — 92.
  82. Л.И., Невская A.A., Павловская М. Б. Сравнительное исследование закономерностей зрительного опознания в правом и левом полушариях // Сенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л. 1985. — С. 21−36.
  83. Л.И., Невская A.A. Различия полушарий в обработке зрительной информации и опознании зрительных образов // Функциональная межполушарная асимметрии. Хрестоматия. — М.: Научный мир, 2004.-С. 292−315.
  84. А.Р. Травматическая афазия. М., Изд-во АМН СССР, 1947. — С. 31.
  85. А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., Изд-во АПН РСФСР, 1950.-24−28 с.
  86. А.Р., Скородумова A.B. О феномене «фиксированной гемианопсии» // Вопросы физиологии и патологии зрения. Сб. посвященный памяти C.B. Кравцова. М., 1950. — С. 194−208.
  87. А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов // В сб.: «Психологическая наука в СССР». — т. I. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.-С. 12.
  88. А.Р. Высшие корковые функции человека. — М., Изд-во МГУ. 1962.-С. 36−38.
  89. А.Р. Мозг человека и психические процессы, — М.: Изд-во АПН РСФСР, т. I. 1963- т. II. М.: Педагогика, 1970. С. 25−29.
  90. А.Р. Нейропсихология памяти. М.: Педагогика, 1973. — С. 12.
  91. А.Р. Основы нейропсихологии.—М.: Изд-во МГУ., 1973. — 373 с.
  92. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М.: Изд-во МГУ., 1975.-254 с.
  93. А.Я. Функции лобных долей мозга / Под редакцией Е. Д. Хомской. М., 1982. — С. 20−24.
  94. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушенияпри локальных поражениях мозга. М.: Академический проспект, 2000. 505с.
  95. М.Ю. Дети дошкольного возраста с функциональной недостаточностью правого полушария // Школа здоровья. — 1997.- № 4. — С. 2.
  96. Я.А. Нарушения зрительного гнозиса при локальной патологии левого и правого полушарий мозга // Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. -М.: Наука, 1986. — С.71−81.
  97. Я. А. Высшие зрительные функции. Л., 1986. — 168 с.
  98. В. А. Индивидуальные профили латеральности и некоторые особенности психических процессов (в норме и патологии). Автор, канд. дис. -М., 1990. 21 с.
  99. В. А. Проблема связи латеральных профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психофизиологии). Автор, докт. дис. Уфа, 2002. 19 с.
  100. В.А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. Оренбург: ИПК ОГУ, 2002. — 288 с.
  101. В. А., Москвина Н. В. Основы дифференциальной нейропедагогики. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003. — 170 с.
  102. В.А., Москвина В. А. Вопросы корреляции латеральных и индивидуальных особенностей в нейропсихологии индивидуальных различий // I- я международная конф. памяти А. Р. Лурия. М.: Российское психологическое общество. 2003 б, — С. 153−160.
  103. Л.И., Орк Э.Г., Смирнов H.A. Нарушения счета в клинике очаговых поражений головного мозга // Ж. Невропатол. и психиатр, им. С. С. Корсакова. 1981. — № 4. — С. 36−42.
  104. A.A. Межполушарные различия при зрительном восприятии: спорные вопросы и переспективы исследований //
  105. Сенсорные процессы и асимметрии полушарий. — Л., 1985. — С. 3−21.
  106. A.A., Леушина Л. И. Асимметрия полушарий и опознание зрительных образов. -Л., 1990. — 152 с.
  107. A.A. Леушина Л. И. Особенности использования гармонического пространственно частотного спектра изображений при их описании в правом и левом полушариях // Сенсорные сист. — 1995. Т. 9. 1.-С. 108−116.
  108. H.H. Зрительно пространственные функции правого и левого полушарий мозга. Диссертация на соискание уч.ст. доктр. наук в форме доклада. — Санкт — Петербург, 1993. 17 с.
  109. H.H., Егоров А. Ю. Типы межполушарного взаимодействия у человека // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 1996. Т. 32. 3. — С. 340−350.
  110. H.H., Егоров А. Ю., Траченко О. П., Грицышина М. А., Афанасьев С. В. Функциональная асимметрия мозга и принципы организации речевой деятельности// Физиология человека. 1998. Т. 24. 2.-С. 1−17.
  111. М.М. Специализация полушарий и механизмы текстообразования // Материалы XXXI межвузовской науч.- метод, конф. преподавателей и аспирантов. Вып. 23. Секция общего языкознания. Часть 2. 2002. — С. 66−70.
  112. В.Н., Родионов A.B. Двигательная асимметрия в боксе по показателям психомоторики // Теор. и практ. физ. культуры. — 1975. 6. -С. 15−17.
  113. К. Язык и мозг. 1975. 464 с.
  114. М.М., Ахутина Т. В., Семаго Н. Я., Светлова H.A., Береславская М. И. Психолого медико — педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. — М., 1999. 26 с.
  115. Е. А. Дозорцева A.B. Функциональная асимметрия полушарий мозга // Функциональная межполушарная асимметрии. Хрестоматия. М.: Научный мир, 2004. — С. 219 — 258.
  116. Э.Г. Доминантность полушарий. М.: Изд-во МГУ., 1978.- 93 с.
  117. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. -М.: Изд-во МГУ., 1985. 189 с.
  118. С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983. — 256 с.
  119. К.Н. Функциональная асимметрия мозга при восприятии интонационных характеристик речи в норме и при шизофрении. Автор, канд. дис. — Санкт- Петербург, 2003. — 17 с.
  120. Г. М. Восприятие и запоминание звуков речи у больных с афазией. Автореф. канд. дис. -Л., 1974. 18 с.
  121. И.М. Инсульт и афазия. — М., Медицина. 1968. 160 — 180 с.
  122. Тонконогий И. М, Введение в клиническую нейропсихологию. — Л., 1973.-254 с.
  123. И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. — М., СП., H.H.: Питер, 2007. 525 с.
  124. H.H., Кайданова С. И. Нарушение слуха при сенсорной алалии и афазии. Л., «Наука», 1975. — 189 с.
  125. H.H. Нарушение взаимодействия полушарий при219очаговых поражениях мозга как проблема нейропсихологии // Нейропсихологические исследования в неврологии, нейрохирургии и психиатрии. Д.: НИИ Психоневрологии им. Бехтерева, 1981. — С. 7−13.
  126. H.H., Вассерман Л. И. Дорофеева С.А. О взаимоотношении слуха и речи при очаговых поражениях коры головного мозга. Физиология человека, 1982, т.8, — № 1, — с.74−89.
  127. H.H. Межполушарное взаимодействие при локальных поражениях головного мозга// Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. — М., 1986. с. 14−23.
  128. H.H., Дорофеева С. А. К вопросу о типах нарушения чтения у больных с афазией // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. -2004. Т. 40.5. С.381−389.
  129. О.П. Многократное дихотическое тестирование лиц с разными типами доминирования полушарий // Нейропсихология сегодня. — М.: Изд-во МГУ, 1985.-С. 184−198.
  130. О.П. О факторах, определяющих латерализацию восприятия слов // Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. -М.: Наука, 1986. С. 131−139.
  131. О.П. Многократное дихотическое тестирование лиц с ведущим левым ухом // Физиология человека. — 1991. Т. 17. 3. — С. 34−40.
  132. О.П. ФАМ и принципы анализа лексического и грамматического материала// Физиология человека, 2001. Т. 27. V. 3. — С. 32−36.
  133. О. П. Вклад Л.Я. Балонова и В.Л. Деглина в изучение речемыслительной деятельности с позиции функциональной асимметрии мозга// Журн. эвол. биохимии и физиологии им. И. М. Сеченова. — 2003. Т. 39. 1.-С. 33−41.
  134. Р.И., Базылевич Г. Г. Функциональная асимметрия и профессиональная надежность водителей автотранспорта// Взаимоотношения полушарий мозга. — Тбилиси, 1982. — С. 141−142.
  135. .К. Межполушарная асимметрия головного мозга жителей горных регионов Кыргызстана // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. — М.: Изд-во НИИ мозга РАМН, 2003,-с.310−315.
  136. В.Ф., Пономарева Н. В. Динамические характеристики функциональной межполушарной асимметрии. Функциональная межполушарная асимметрии // Хрестоматия. М.: Научный мир, 2004. — С. 349−369.
  137. Е.А., Николаенко H.H., Егоров А. Ю. Роль правого и левого полушарий мозга в анализе речевой информации у больных с аффективной патологией // Журнал эволюционной биохимии и физиологии, 1999. Т. 35. 4. — С. 281−284.
  138. Е.Д. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга.- М., «Наука», 1986. 27−29 с.
  139. Е.Д. Нейропсихология. М.: Изд-во МГУ, 1987. -288 е., -416с.
  140. Е.Д., Ефимова И. В., Сироткина Е. Б. Межполушарная асимметрия и произвольная регуляция интеллектуальной деятельности (К проблеме психодиагностики) // Вопросы психологии. 1988. 2. — С. 147−152.
  141. Е.Д., Ефимова И. В. К проблеме типологиииндивидуальных профилей межполушарной асимметрии // Вестник МГУ, Сер.14 «Психология», 1991. -№ 4. С. 42−47.
  142. Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. — М.: Роспедагенство, 1997.-282 с.
  143. Е.Д., Москвин В. А. Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. — Москва Оренбург: Изд-во ООИПКРО., 2000. — 234 с.
  144. Е.Д. Нейропсихологический подход к изучению типологии нормы (современное состояние и перспективы) // А. Р. Лурия и психология XXI века. Под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. — М.: Смысл, 2003.-С. 75−80.
  145. М.Г., Гурчин Ф. А., Водяная И. В., Королева Н. Ю., Матвеева Т. С. Особенности речи при дисфункции правого полушария головного мозга // Ж. эвол. биохимии и физиологии им. Сеченова. — 2003. Т. 39.1.-С. 90−94.
  146. Л.С., Глозман Ж. М. Аграмматизм при афазии. — М.: Изд-во МГУ., 1978.- 152 с.
  147. Л.С., Восстановление высших психических функций. — М.:Академический проспект, 2004. 157 с.
  148. Т.В., Деглин В. Л., Мешпуткин В. В. Функциональная специализации полушарий мозга человека и нейрофизиологические механизмы языковой компетенции // Доклады АН СССР. — 1982. Т. 267. 2. С. 499−502.
  149. Т.В., Деглин. В. Л Метафорическое и силлогистическое мышление как проявление функциональной асимметрии мозга.//Ученые записки Тартуского Университета. Труды по знаковым системам. Тарту. 1986. вып. 19. — С. 68−84.
  150. Т.В., Ротенберг В, Шапиро Д.И. Смысл текст -смысл: асимметрия мозга и расплывчатые категории.//Материалы I Всесоюзной конференции по искусственному интеллекту, — Переел авль-Залесский, Москва, 1988, — с.54−59.
  151. Т.В., Деглин B.JI. Гетерогенность языкового сознания в свете функциональной асимметрии мозга.//Сборник трудов IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникаций «Языковое сознание». М., 1988. — С. 95.
  152. Т.В. Речевая деятельность в условиях преходящего угнетения левого и правого полушарий мозга // Механизмы речевого процесса и реабилитация больных с речевыми нарушениями. JL, 1989. -С. 62−72.
  153. Т.В. Эволюция языковых и когнитивных функций. Диссертация на соискание уч.ст. доктр. наук в форме доклада. — СПб, 1993.-21 с.
  154. Т.Е., Токарева Т. И., Лях Н.Ю. Иерархия лингвистических факторов в функциональной специализации полушарий головного мозга при восприятии слов // XV съезд отоларингологов России. СПб., 1995. — С. 483.
  155. Т.В., Лях Н.Ю., Токарева ТЛ. Латерализация восприятия слов в зависимости от лингвистических факторов // Физиология человека. 1996. Т. 22. 4. — С. 12−17.
  156. Т.В., Гаврилова Т. А., Воинов A.B., Стрельников К. Н., Сенсомоторный и когнитивный латеральный профиль // Физиология человека. 2005. Т. 31. 2. — С. 24 -33.
  157. А.П. Клинические особенности течения, асимметрия поражения головного мозга и иммунобиологическая реактивность при эпилепсии. Автореф. докт. дис. М., 1975. — 20 с.
  158. К.М., Гришина Е. Г., Шкловский В. М. Роль межполушарного взаимодействия в динамике нейропсихологического синдрома // А. Р. Лурия и психология XXI века. Под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. М.: Смысл, 2003.- С. 150−153.
  159. А.С. Психопатологические синдромы при поражении височных долей мозга. М., 1940. 29 с.
  160. А.С. Мозговая патология и психиатрия. — М.: Медгиз., 1949.-С. 24.
  161. Е.А. Психофизиологическая и морфофункциональная характеристика подростков 14 15 лет алтайской и русской национальности. Дис. канд. биол. наук. Новосибирск. 1997. — 21с.
  162. Р. Мозг и язык // Избранные работы. — М.: Прогресс, 1985.- С. 270−287.
  163. Alajouanin T., Aubry M., Pialoux P. Note preliminaire sur l’atteinte auditive dans l’aphasie. In: Les grandes activites du lobe temporal. — Paris, 1955.-203−210 p.
  164. Ajuriaguerra J., Hecaen H. Le cortex cerebral. — Paris, 1960. — 156 p.
  165. Bakker D.K., Kempler D. Comprehension of familiar phrases by left-but not right-hemisphere damaged patients // Brain and Language. 1987. V. 32. N2.-P. 266−277.
  166. Bakker D.J. Ear asymmetry with monaural stimulation. Task influence // Cortex. 1969. V. 5. N 1. — P. 36−42.
  167. Bakker D.J., Boeijenda J. Ear-order effects on ear-asymmetry with monaural stimulations // Neuropsychologia. 1970. V. 8. N 3. — P. 385−386.
  168. Barton M., Goodlass J., Shai A. Differential recognition of tachistoscopically presented English and Hebrew words in right and left visual fields// Percept. Mot. Skills. 1965. V. 21. — P. 431−437.
  169. Banich M.T. Interhemispheric Processing: Theoretical Considerations and Empirical Approaches // Brain asymmetry. Cambridge, Massachusetts, 1. ndon: The MIT Press, 1995. P. 427−451.
  170. Berlin CJ. Hemispheric asymmetry in auditory task // Lateralization in the nervous system. New York, 1977. — P. 303−324.
  171. Broca P. Surla faculte du langage articule. Bull. Soc. Anthr. — Paris, 1865. V. 6.-P. 493−494.
  172. Bryden M.P. Tachistoscopic recognition, handedness and cerebral dominance//Neuropsychologia, 1965, V. 3, —P. 1−8.
  173. Bryden M.P. Measuring handedness with questionnaires // Neuropsychologia. 1977. V. 15. — P. 617−624.
  174. Bryden M.P. Laterality. Functional asymmetry in the intact brain. — N. Y.- L: Academic Press, 1982. 321 p.
  175. Bryden M.P., Mc. Manus I.C., Steenhuis R. E. Handedness is not related to self-reported disease incidence // Cortex. 1991. V. 27. — P. 605−611.
  176. Bryden M.P., McManus I.C., Bulman Fleming M. B. Evaluating the empirical support for the Geschwind — Behan — Galaburda model of cerebral lateralization // Brain and Cognition. — 1994. V. 26 -. P. 1−65.
  177. Cacioppo J.T., Petty R.E. Lateral asymmetry in the expression of cognition and emotion // Journal of Experimental Psychology. — 1991. V. 7. — P. 333−341.
  178. Cardebat D., Demonet J.F., Celsis P., Fuel M., Viallard C., Varc-Vergnes J.P. Right temporal-compensatory mechanisms in deep dysphasic patient: a case report with activation study by spect // Neuropsychol. — 1994. V. 32. N1.- P. 97−103.
  179. Catling J., Neville H. The laterality effect in reaction time to speech stimuli // Neuropsychologia. 1976. V. 14. — P. 141−143.
  180. Chernigovakaya T.V., LJ. Balonov, V.L.Deglln. Billngualism and brain functional asymmetry // Brain and language, -1983, V. 20. P. 19−21.
  181. Chernigovskaya T.V., V.L.Deglin. Brain functional asymmetry and neural organisation of linguistic competence // Brain and Language. — 1986. v.29. № 1 P. 141−155.
  182. Chernigovskaya T.V., Rotenberg V.S., Shapiro D.I. On Identification and presentation of knowledge // Prague Bulletin in of Mathematical Linguisics. --Praha. Universita Karlova/- 1989. v.52. P. 25−33.
  183. Chernigovskaya T.V., I.A.Vartanian. Cerebral asymmetry in speech processing//Proceed, of the International conference 'Speech research '89'. — Budapest, 1989. P. 205−209.
  184. Chernigovskaya T.V. Modes of Conciousnessi cultural, functional and neurphyslological dimentions // Proceed. of Intern. Conference The phenominal mind-how it is possible? Why is it necessary? Bielefeld, ZIF. -1990,-p. 12−22.
  185. Chernigovskaya T. V ., Rotenberg V., Shapiro D. Knowledge, cerebral asymmetry and neural networks.// The Prague Bulletin of Mathematical Linguistics, Universita Karlova, Praha, 1991, V. 55, — P. 81−89.
  186. Chernigovskaya T., Vartanian I., Lyakh N. The role of linguistic factors in lateralization of words //Abstracts of 22 Annual Meeting of International Neuropsychological Society. Cincinnati, Ohio, 1994. — P. 70.
  187. Chernigovskaya T., Gavrilova T., Voinov A. Modelling Programmer’s experience with the use of multidimentional scaling // Proceedings of the 2nd Joint Conference on knowledge based Engeneering JCKBSE — 96 — Sozopol, Bulgaria, 1996. — P. 55.
  188. Chernigovskaya T., Gavrilova T., Voinov A. Neuro-cognitive bias for distance and computer-aided learning // The Eighth International PEG
  189. Conference PEG- 97. Sozopol, Sofia, 1997. — P. 171.
  190. Chernigovskaya T., Davtyan S., Strelnikov K. Prosody Perception in schizophrenic patients: hemispheric involvement // J. Int. Neuropsychol. Society. 2003. V. 9. № 4. — P. 553.
  191. Chiarello C., Church K.L. Lexical judgements after right-or-left-hemisphere injury // Neuropsychol. 1986. V. 24. N 6. — P. 623−630.
  192. Crichlex M. Aphasiology and ofher aspects of languuge. London, 1970.-p. 405.
  193. Cook N.D. The brain code. London, NY: Methuen, — 1986, — 256 p.
  194. Cohen G. Differential effects of irrelevant dimensions in three shape recognition tasks // Brit. J. Psychol. 1971. V 1. 62. — P. 151−156.
  195. Cohen G. Hemispheric differences in serial versus parallel processing // J. Exp. Phychol. 1973. V. 97. — P. 349−356.
  196. Cordon H. W. Right hemisphere comprehension of verb in patients with complete forebrain commisurotomy: Use of the dichotic method and manual performance // Brain and Lang. 1980. V. II. N 1. — P. 21−216.
  197. Day J. Right hemisphere language processing in normal right-handers // J. Exper. Psychol.: Human perception and Performance. 1977. V. 3. — P. 5152.
  198. Day J. Visual half-field word recognition as a function of syntactic class and imagability // Neuropsychol. 1979. V. 17. N 4. — P. 515−523.
  199. Deglin V.L., Trachenko O.P., Chernigovskaya T.V. Sound shape of language and cerebral asymmetry //Proc. Xlth Congr. Phonetic Sci. — Tallinn, 1987. V. l.-P. 266−269.
  200. Deloche G., Seron X., Scius C., Segui J. Right hemesphere language processing: lateral difference with imageable and Nonimageable ambiguous words // Brain. Language. — 1987. V. 30. P. 197−205.
  201. Devidson R., Hugdahl K. The Asymmetrical brain. Cambridge, Massachusetts, -London: The MIT Press, 2002.
  202. Ellis H.D., Shepherd J.W. Recognition of abstract and concrete wordspresented in left and right fields // J. Exp, Psychol., — 1974, vl. 103, N 5, — P. 1035−1036.
  203. Ellis H.D., Young A.W. Age acquisition and recognition of nouns presented in the left and right visual fields: A failed hypothesis // Neuropsychologic 1977, V. 5. — P. 825−828.
  204. Elman J.L., Takahashi K., Tohsaku J.H. Asymmetries for the categorization of Kanji nouns, adjectives and verbs presented to the left and right visual fields // Brain and Lang., 1981, v. 13, N 2, — P. 290−300.
  205. Eviatar Z., Menn L., Zaidel E. Concreteness: nouns, verbs, and hemispheres // Cortex., 1990. V. 26. — P. 611−624.
  206. Farland K.Mc., Farland M.L., Bain J.D., Ashlon K. Ear differences of abstract and concrete word recognition // Neuropsychologia, 1978, v. 16, N 2, — P. 555−561.
  207. Gainotti C., Caltagirone C., Miceli C. Selective impairment of semantic-lexical discrimination in right brain — damaged patients // Cognitive Proces. Right Hemisphere. -N. Y.: Acad. Press, 1983. — P. 201 211. i
  208. Gazzaniga M.S. Cerebral dominance viewed as a decision system— In: Hemisphere function in the human brain. L., 1974. — P. 111−123.
  209. Gazzaniga M.S. Cerebral dominance viewed as a decision system // Hemisphere Function of the Human Brain / Dimond S. J., Beamont J. G. (eds). -L., 1974.-P. 367−381.
  210. Gazzaniga M.S., Volpe B., Smylie C., WilsonD. H., LeDous J.E. Plasticity in Speech Organization Following Comissurotomy// Brain. — 1979. V. 102.-P. 805−816.
  211. Gazzaniga M.S., Eliassen J. C., Nisenson L. Collaboration between the hemispheres of a callosotomy patient. Emerging right hemisphere speech and the left hemisphere interpreter // Brain. 1996. V. 119. Pt. 4. — P. 1255−1262.
  212. Geffen G., Bradshaw J.L., Wallage G. Interhemispheric effects on reaction time to verbal and nonverbal stimuli // J. Exptl Psychol., —1971, V. 87,-P. 415−422.
  213. Hahib M., Gayraud D., Oliva F., Regis J., Salomon G., Khalil R. Effects of Handedness and sex on morphology of the corpus callosum: a study with brain magnetic resonance imaging // Brain and Cogn. — 1991. V. 16. N 1. P. 41−61
  214. Hecaen M., Albert L., Human Neuropsychologic. Paris, 1978. — P.43.
  215. Goldstein L.H. Some EEG correlates of behavioral traits and states in humans // Research in Communicative Psychology, Psychiatry and Behavior. -1983. V. 8. N2.-P. 115−142.
  216. Goldstein K. Language and language disorders. — N. Y, — 1948. P -3537.
  217. Corballis M.C. Towards an evolutionary perspective on hemispheric if specialization // Behavioral and Brain Sciences. — 1981. V. 4. P. 69.
  218. Crucial G.P., Hughes J.D., Barrett A.M., Williamson D.J., Bauer R.M., Bowers D., Heilman K.M. Emotional and physiological responses to false feedback // Cortex. 2000. V. 36. N 5. — P. 623−647.
  219. Hass J.E. Hemispheres as a cognitive system: dynamic complementary processors // Cognitive Systems. 1985. № 1−3. — P. 177.
  220. Head H. Studies in neurology. Oxford, 1920, V. I. P. 25.
  221. Head H. Aphasia and kindred disorders of speech. Cambridge, 1926. -P. 28.
  222. Hecaen H. Brain mechanisms suggested by studies of parietal lobes.1.: Brain mechanisms underlying speech and language. — N.Y. London, 1967.-P. 146−166.
  223. Hecaen H. Aphasic, apraxic and agnosic syndromes in right and left hem. isphere lesions // Handbook of clinical neurol. Amsterdam, 1969. V. 3 -4. P. -291−311.
  224. Hellige J.B., Wong T.M. Hemisphere-specific interference in dichotic listening: task variables, and individual differences //J. Experim. Psychol.: General. 1983. V. 112. N 2. — P. 218−239.
  225. Hines D. Recognition of verbs, abstract nouns and concrete nouns from the left and right visual half-fields// Neuropsychologia. 1976. V. 14. — P. 211 -216.
  226. Hines D. Recognition of verbs, abstract nouns and concrete nouns from the left and right visual half-fields // Neuropsychologia. — 1976. V. 14. — P. 211 -216.
  227. Hugdahl K. Dichotic Listening: Probing Temporal Lobe Functional Integrity // Brain asymmetry. Cambridge, Massachusetts, London: The MIT Press., 1995.-P. 123−157.
  228. Jackson J.H. Selected writings of John Hughlings Jackson / J. Taylor (ed.). N. Y.: Basic Books, 1958. — 333 p.
  229. Jakobson R., Halle M. Fundamentals of language. Hague, 1956. — P. 42.
  230. Jakobson R. Studies of child language and aphasia. — Hague, 1971. P. 39.
  231. Kimura D. Cerebral dominance and the perception of verbal stimuli.
  232. Canadian Journal of Psychology. 1961. V. 15. — P. 166−171.
  233. Kimura D. Functional asymmetry of the brain in dichotic listening // Cortex. 1967. V. 3. — P. 163−168.
  234. Kimura D., Folb S. Neural processing of Backwards speech Sounds // Science.- 1968. V. 161.-P. 395−396.
  235. Kimura D. The asymmetry of human brain // Scientific American. — 1973. V. 228. N3.-P. 70−78.
  236. Kimura D., Archibald Y. Motor function of the left hemisphere // Brain. 1974. V. 97. N 2. — P. 337−350.
  237. Kimura D., Harshman R. Sex differences in brain organization forverbal and non-verbal functions// Progress in Brain Research. 1984. V. 61. — P.125 127.
  238. Kimura D., Baughman R. I.I. GABAergic transcallosal neurons in developing neocortex // European Journal of Neurosciences. — 1997. V. 9. N 6. -P. 1137- 1143.
  239. Koff E., Riederer S. Hemispheric specialisation for syntactic form. -Brain and Lang.-1981, v. 14. N1.-P. 138−143.
  240. Krutsch A., McKeever W.F. Cross modal correlation of dichotic and tachistoscopic language laterality task: the importance of familial sinistrality // Brain and Language. — 1990. V. 38. N 3. -P. 384−391.
  241. Lezak M. The problem of assessing executive functions/ International Journal of Psychology. 1982, 17. -P. 281−297.
  242. Levy J., Trevarthen C. Perceptual, Semantic Language Processes in Split-Brain patients // Brain. 1977. V. 100. — P 105−118.
  243. Lezak M. Neuropsychological assessment. N.-Y. 2004. P 25−46.
  244. Lokhorst G.J. C. The first theory about hemispheric specialization: Fresh light on an old codex. Journal of the History of Medicine and Allied Sciences. -1996. V. 51. N 3. -P. 293−312.
  245. Mannhaupt H. Processing of abstract and concrete nouns in lateralized memory search task // Psychological Research. — 1983. V. 45.-P. 91- 105.
  246. Mannhaupt H. Processing of abstract and concrete nouns in lateralized memory-search task // Psychological Research. 1983.V.45. — P.91−102.
  247. Marshall J.C. Language teaming and lateralir // Constraints of Learning. 1973. P. 64.
  248. Catling J., Neville H. The laterality effect in reaction time to speech stimuli //Neuropsychologia. 1976. V. 14. — P. 141−143.
  249. Megibow M.M., De Jamaer K.A. Hemispheric equality in reaction times to emotional and non emotional nouns // Percept, and Mot. Skills. — 1979. V. 19.-P. 643−647
  250. Monakow C. Uber Lokalisation der Hirnfunktionen. Wiesbaden, 1910. -P. 25.
  251. Nikolaenko N.N., Egorov A.Y. Types of interhemispheric relations in man // Brain and Cognition. 1998. V. 37. № 1. — P. 116−119.
  252. Orenstein H.B., Meigian W.B. Recognition of bilaterally presented words varying in concreteness and frequency: Lateral dominance or sequential processing? Bull. Psychonom. Soc., -1976, v. 7, — P. 179−180.
  253. Paivio F. Imagere and verbal Process. New York, 1971. — P. 35.
  254. Peters M. Handedness and Its Relation to Other Indices of Cerebral Lateralization // Brain asymmetry. Cambridge, Massachusetts, London: The MIT Press.- 1995.-P. 183−211.
  255. Prigatano S. Principles of neuropsycholgical rehabilitation. — Oxford, 1999.-P. 27−38.
  256. Pick A. Aphasie // Bethe’s Handb. norm., pathol. Physiol., 1931, Bd. 15,-P. 1416−1525.
  257. Polich J.M. Hemispheric differences for visual search: serial vs parallel processing revisited // Neuropsychologia. 1982. V. 20. — P. 297−307.
  258. Rotenberg V.S. Richness against freedom: two hemisphere functions and the problem of creativity // European Journal for High Ability. 1993. V. 4. -P. 11−19.
  259. Rotenberg V.S., Arshavsky V.V. Right and left brain hemispheres activation in the representatives of two different cultures // Homeostasys. -1997. V. 38. N2.-P. 49−57.
  260. Potzl 0. Lokalisationsproblem der artikulierten Sprache. Leipzig. 1930. -P. 29.
  261. Schmuller J., Goodman R. Bilateral tachistoscopic perception, handedness and laterality// Brain, Lang. 1979. V. 8. — P. 81−91.
  262. Schwarts J., Tollal P. Rate acoustic change may underline hemispheric specislization for speech perception // Science. 1980. V. 207. -P. 1380−1381.
  263. Sperry R. Brain bisection and consciousness// Brain andConsciousness Experience. J. Eccles (ed.). -N. Y.- Springer -Verlag, 1966. P.-236−239.
  264. Sperry R., Gazzaniga M., Bogen I. Interhemispheric relationships: the neocortical comissures, syndrome of hemisphere disconnection // Handbook of Clinical Neurology. Amsterdam, 1969. — P. 273−277.
  265. Sperry R.W. Some effects of disconnecting the cerebral hemispheres // Bioscience Reports. 1982. V. 2. N 5. — P. 265−276.
  266. Staddert Kennedy M. Speech perception // Contemporary Issues in Experimental Phonetics. Springfield. Ill Thamse. — 1976. — P.34.
  267. Springer S.P. Hemispheric specialization for speech opposed by contrlateral noise //Percept. Psychophis. 1973. V. 13. — P. 391−393.
  268. Springer S.P., Gazzaniga M.S. Dichotic testing of partial and complete split brain subjects // Neuropsychol. 1975. V. 14. N 2. — P. 138 -143.
  269. Springer S., Deutsch G. Left brain right brain: Perspectives from cognitive neuroscience (5th ed.) N. Y.: W. H. Freeman and Company, 1998. -389 p.
  270. Trask R. L, Language: the basic. N. Y.: Routledge, 1995. — 267p.
  271. Villardita C. Verbal memory and semantic clustering in right braindamaged patients // Neuropsychol. 1987. V. 25. N 3. — P. 277−280.
  272. Wada J.A., Rasmussen T. Intracarotid injection of sodium amytal for the lateralization of cerebral speech dominance: Experimental and clinical observations // J. Neurosurgery. 1960. V. 17. — P. 266.
  273. White M.J. Laterality differences in perception: a review// Psychol. Bull. -1969. V. 72.-P. 387−405.
  274. White N.J. Visual hemifield differences un the the perception of letters and contour orientation // Canad. J. Psychol. 1971. V. 25. — P. 132−140.
  275. White MJ. Hemispheric asymmetries in tachistoscopic information-processing// Brit. J. Psychol. 1972. V. 63. — P. 497−508.
  276. Wey T.V., Cook N., Landis T., Regard ML, Graves R.E. Lateralized lexical decisions and the effect of hemifield masks: a study of interhemispheric inhibition and release // Intern. J. Neurosei. — 1993. V. 71. — P. 37−44.
  277. Witelson S. Hand and sex differences in isthmus and genu of the human corpus callosum // Brain. 1989. V. 112. N 6. — P. 799−835.
  278. Young A., Ellis M.E. Ears asymmetry for the perception monoaurally presented word accompanied by binaural white noise. Neuropsychologia, — 1980, v. 18. N 1. -p. 1007−1010.
  279. Zaidel E. Unilateral auditory language comprehension on token test following cerebral commissurotomy and hemispherectomy // Neuropsychol. 1977. V. 15. N 1. P. 1−17.
  280. Zaidel E.A. Lexical organisation in right hemisphere // Cerebral Correlates Conscious Exp. Amsterdam, 1978. — P. 177- 197.
  281. Zaidel E. A Lexical organization in the right hemisphere // Cerebral Correlates of Conscious Experience. INSERM Symp. N 6. Elsevier North — Holland. Amsterdam- Oxford, 1978.-P. 177−197.
  282. Zaidel R.J., Peters A.M. Phonological encoding and ideographic reading by the disconnected right hemisphere: two case studies // Brain and Language. 1981. V. 14. N 2. — P. 205−234.
  283. Zaidel E. A response to Gazzaniga: language in right hemisphere, convergent perspectives // Amer. Psychologist. 1983. V. 38. N 4. — P. 542 -546.
  284. Zaidel E. Interhemispheric Transfer in the Split Brain: Long term Status Following Complete Cerebral Commissurotomy/ZBrain asymmetry. — Cambridge, Massachusetts, London: The MIT Press. 1995. — P. 491−533.
  285. Zattore R.J., Perceptual asymmetry on the dichotic fused words test and cerebral speech lateralization determined by carotid sodium amytal test // Neuropsychol. 1989. V. 27. N 6. — P. 120−121.
Заполнить форму текущей работой