Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологическая адаптация в исправительных учреждениях впервые осужденных женщин с невротическими проявлениями и зависимостью от психоактивных веществ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате анализа эмпирических данных убедительно показано, что при несомненных положительных влияниях на личность общепринятых в пени 1енциарной системе России воспитательных воздействий именно применение научно обоснованной психокоррекции, основанной на приоритете воздействия на смысложизненную сферу, позволяет обеспечить эффективность процесса адаптации, впервыеосужденных женщин… Читать ещё >

Содержание

Глава 1. Теоретический анализ психологической адаптации в исправительном учреждении впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и психологической зависимостью от психоактивных веществ

1.1. Понятие и содержание психологической адаптации.

1.2. Психологические особенности среды исправительных учреждений н личности сужденных женщин.

1.3. Психологическое содержание адаптации впервые осужденных женщин к условиям исправительного учреждения. Выраженные невротические проявления и психологическая зависимость от психоактивных веществ как факторы, повышающие риск их дезадаптации.

Выводы по главе 1.

Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей адаптации впервые осужденных женщин, осложненной невротическими проявлениями и зависимостью от психоактивных веществ

2.1. Организация и методика исследования.

2.2. Эмпирический анализ адаптационных изменении личности впервые осужденных женщин с невротическими проявлениями и зависимостью от психоактивных веществ в начальный период отбывания наказания в исправительном учреждении.

2.3. Основные этапы и содержание смысложизненно-ориентированного пси-хокоррекцпонного воздействия на впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ.

2.4. Сравнительный анализ адаптационных изменений личности впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ до и после психокоррекционного воздействия в адаптационный период.

Выводы по главе 2.

Психологическая адаптация в исправительных учреждениях впервые осужденных женщин с невротическими проявлениями и зависимостью от психоактивных веществ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Действующим законодательством закреплено право осужденных на получение психологической помощи, «оказываемой сотрудниками психологической службы исправительного учреждения (ИУ) и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи"1. Одним из важнейших направлений такой помощи является помощь осужденным в адаптации к местам лишения свободы2. Сложность адаптационного периода для осужденных подтверждается тем фактом, что именно в этот промежуток времени, согласно ряду исследований3, осужденными совершается наибольшее количество суицидальных попыток. Наиболее распространенные (практически более 90%) отклонения поведения впервые осужденных женщин вызваны выраженными невротическими проявлениями и психологической зависимостью от психоактивных веществ (ПАВ)4, что рассматривается многими авторами как одна из важнейших сопутствующих причин совершения преступления.

После осуждения у женщин эти отклонения и зависимости являются уже основными факторами, существенно осложняющими психологическую адаптацию к условиям отбывания наказания в ИУ5. В связи с этим разработка научно-психологической концепции оказания интенсивной психологической помощи впервые осужденным женщинам с невротическими проявлениями и зависимостью от психоактивных веществ в период адаптации к местам лишения свободы является чрезвычайно актуальной. Это подтверждается также.

1 О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4847.

См.: Инструкция по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы: Утв. приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 238.

См., напр.: Психологическое обеспечение процесса адаптации осужденных к условиям исправительных учреждений / А. В. Наприс и др. Рязань, 2005. С. 71.

4 См.: Лнтошш Ю. М. Преступность среди женщин. М., 1992. С. 140.

5 См.: Антонин Ю. М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М., 1991. тем, что, по данным современных исследователей1, женщины труднее адаптируются к условиям исправительных учреждений, чем мужчины. Следующим важным моментом является то, что «впервые осужденные к лишению свободы особенно трудно переносят начальный период"2.

Актуальность выбранной темы исследования в отношении избранной категории осужденных подтверждают также современные неблагоприятные тенденции в динамике женской преступности. Несмотря на интенсивно развивающуюся гуманизацию уголовной и уголовно-исполнительной политики, число осуждаемых к лишению свободы женщин из года в год увеличивается. Если в начале 2001 г. в местах лишения свободы доля осужденных женщин составляла 9,2%, то по состоянию на 1 января 2008 г. в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний доля осужденных • женщин составила 17,5%, более половины из которых оказались в местах i лишения свободы впервые .

Степень разработанности проблемы исследования. В современной научной литературе широко представлены исследования, посвященные тендерным особенностям поведения (Т.В. Бендас, А. И. Захаров, И. Я. Иванова и др.), в том числе в местах лишения свободы (Ю.М. Антоиян, А. В. Пищелко, Д. В. Сочивко, О. А. Тоболевич, А. И. Ушатиков и др.), средовым и личностным факторам, а также критериям успешной адаптации осужденных женщин в исправительных учреждениях (Ю.М. Антонян, Э. Ю. Бадальянц, Д. Д. Данилов, Ф. С. Мусин, Пищелко, Т. А. Шмаева, Б. П. Козаченко и др.). Вместе с тем многие важные вопросы остаются недостаточно исследованными, и прежде всего вопрос психологических механизмов адаптации впервые осужденных женщин в местах лишения свободы с выраженными невротическими прояв.

1 См.: Ушатиков А. И, Казак Б. Б Пенитенциарная психология. Рязань. 2003. С. 433: Мусин Ф. С. Индивидуально-психологнческие особенности адаптации осужденных женскою и мужского пола к условиям лишения свободы: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 2006. С. 8.

2 Ушатиков А. И., Казак Б. Б Указ. соч. С. 424.

См.: Отчет о количестве исправительных колонии, численности движении и составе осужденных на 1 января 2008 г.: Утв. приказом ГУИН Минюст России от 15 августа 2001 г. № 144 (форма № 8). лениями и, психологической зависимостью от психоактивных веществ. Это, в свою очередь, препятствует разработке научно обоснованных психокоррек-ционных программ, призванных способствовать адаптации этой' категории впервые осужденных женщин. Тот факт, что-назрела необходимость специальных исследований по данной теме, подчеркивают многие ученые. Например, Ю. М. Антонян и В. В. Гульдан отмечают что «преступники с психическими аномалиями — наиболее дезадаптированная, отчужденная часть правонарушителей"1. И. Д. Даренский отмечает химическую зависимость как фактор социальной дезадаптации^ При этом многие авторы, рассматривая данные факторы дезадаптации, объединяют их в одну группу3.

Объектом диссертационного исследования являются психологические особенности адаптации впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и. признаками психологической' зависимости от психоактивных веществ в начальный, период отбывания наказаниям исправительном учреждении.

Предмет диссертационного исследованиясоставляют психологические изменения' личност" впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ в начальный, адаптационный период отбывания наказания в условиях исправительного учреждения.

Цель.исследования — выявление-механизмовшсихологической адаптаt ч ции к условиям отбывания наказания в исправительном учреждении у впервые осужденных женщин с невротическимипроявлениями, и зависимостью от психоактивных веществ и разработка научно обоснованных рекомендаций по организации, психологической помощи, ориентированной на изменение смысложизненной сферы личности осужденных.

1 Антонин Ю. М., Гульдан В. В. Указ. соч. С. 47.

2 См.: Даренский И. Д. Адцикгология как научная дисциплина и область практической деятельности// http://vwvw.kastrubin.ru/index l. php?id=130&pid=36.

3 См.: Алферов Ю. А., Козюля В. Г. Дезадаптация и стрессоустойчивость человека в преступной среде. Домодедово, 1996. С. 43.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать подходы к исследованию состояния проблемы психологической адаптации впервые осужденных женщин с повышенным риском дезадаптации, а именно с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ.

2. Эмпирически изучить и определить психологическую структуру адаптации впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактив ных веществ, изучить и охарактеризовать индивидуально-психологические п личностные факторы и механизмы, влияющие на процесс их адаптации в начальный период отбывания наказания (до психокорреционного воздействия).

3. Разработать и апробировать комплекс методик по диагностике индивидуально-психологических и личностных факторов адаптации впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ. N.

4. Разработать и апробировать комплекс психокоррекционных методик, предназначенный для психологической помощи в адаптации впервые осужденным женщинам с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ.

5. Эмпирически изучить личностные изменения в результате применения психокоррекционных методов воздействия в период адаптации к условиям отбывания наказания впервые осужденных женщин с повышенным риском дезадаптации, а также индивидуально-психологические факторы и механизмы, влияющие на процесс адаптации (после психокоррекционного воздействия).

6. Сформулировать научно обоснованные рекомендации по организации психокоррекционной работы в исправительных учреждениях в начальный период адаптации с впервые осужденными женщинами, у которых выражены невротические проявления и признаки психологической зависимости от психоактивных веществ.

Гипотеза исследования. Структура психологической адаптации к условиям отбывания наказания в ИУ впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от ПАВ в процессе психокоррекции включает в себя: 1) изменения на индивидуально-психологическом уровне (снижение тревожности, агрессивности, невропатизации и психопатизации) — 2) изменения осознания смысла жизни, которые, в свою очередь, влекут за собой дальнейшее преобразование поведенческих проявлений. Психокоррекция обеспечивает полноту и управляемость процесса адаптации к условиям отбывания наказания через воздействие на смысложизненную сферу осужденных.

Теоретико-методологической основой исследования послужили общепсихологические и специальные принципы отечественной психологии: единства сознания и деятельности (C.JI. Рубинштейн), системного подхода к изучению целостной личности и индивидуальности (Б.Ф. Ломов, Б. Г. Ананьев, В.А. Ганзен) развития в изучении личности, детерминизма в организации психики (C.JI. Рубинштейн), влияния нарушений психического развития на процессы адаптации (Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан), позитивности воздействий при личностной и групповой трансформацииконцепции адаптации личности (С.Д. Артемов, Г. А. Балл, В. Ф. Березин, Е. К. Завьялова, Ж. Пиаже, И. А Милославова, А. Г. Маклаков, А. А. Налчаджян и др.), аддиктивного поведения (И.Д. Даренский, Н. В. Дмитриева, Ц. П. Короленко, Б. Сегал, II.В. Четвериков), акцентуаций характера (Ю.М. Антонян, В. В. Гульдан, К. Леонгард, А.Е. Личко), стресса (Л.А. Китаев-Смык, Г. Селье,) — работы по психологии осужденных женщин и тюремной среды (Ю.А. Алферов, М. С. Басенко, М. Н. Гернет, А. Д. Глоточкин, В. Г. Козюля, А. В. Наприс, А. И. Мокрецов, А. С. Михлин, Ф. С. Мусин, В. Ф. Пирожков, О. А. Тоболевич, Д. В. Сочивко, И. В. Шмаров, В. М. Поздняков, А. И. Канунник,.

А.И. Ушатиков и др.).

Организация и методика исследования. Диссертационное исследование проводилось в три этапа.

Первый этап — аналитико-информационный. На этом этапе был проведен подбор и анализ научной литературы по проблематике исследований процесса адаптации впервые осужденных женщин с выраженными невротическими отклонениями и признаками психологической зависимости от ПАВ. Были определены основные направления проведения теоретических эмпирических исследований указанной проблематики. Были проанализированы существующие отечественные и зарубежные подходы к изучению проблематики адаптации к условиям отбывания наказания в местах лишения свободы впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ, в частности, также были проанализированы требования нормативных актов и рекомендации обзорно-аналитических источников.

Второй этап был посвящен проведению эмпирического исследования. На данном этапе было проведено эмпирическое исследование по данной проблематике. Первоначально были подобраны и апробированы в пилотажном исследовании методы диагностики личностных качеств, значимых для успешной адаптации, и ее критериев, выявленных в результате теоретического анализа. Сформирован экспериментальный план «с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой"1. Сформированы экспериментальная и контрольная группы2 по 145 человек каждая.

При помощи построенной батареи психодиагностических были проведены эмпирические исследования в контрольной и экспериментальной группах.

По завершении эмпирического исследования была проведена матема-тико-статистическая обработка результатов с использованием пакета программ STATISTICA 6.0. Были выявлены корреляционные связи между диагх Богданов И. В. Экспериментальная психология: измерение в психологии и планирование психологического эксперимента: Учеб. пособие. М., 2003. С. 46.

2 См.: Готтсдапкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982. С. 447. ностируемыми параметрами. Установлены значимые различия между выборками по диагностируемым признакам.

Путем анализа полученных статистических данных и качественного анализа практики работы с дезадаптивными осужденными, устанавливались психологические особенности адаптации в исправительном учреждении осужденных с зависимостью от психоактивных веществ и невротическими проявлениями, проходящей в естественных условиях и под влиянием целенаправленного психокоррекционного воздействия.

На третьем этапе были осуществлены апробация, анализ, обобщение и внедрение полученных результатов. В рамках данного этапа исследования были проанализированы полученные результаты, а также разработаны комплексные рекомендации по коррекции поведения впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ в период адаптации к условиям отбывания наказания в местах лишения свободы.

Для решения поставленных задач использовался следующий методический инструментарий: анализ личных дел и медицинских карт впервые осужденных женщинстандартизированная анкета изучения социально-психологической характеристики впервые осужденных женщиннаблюдениеиндивидуальная беседамногоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность" — индивидуально-типологический опросник (НТО) Л. Н. Собчиктест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьеваметодика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП) Е.Ф. Ба-жинаметодика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенкаметодика определения личностной направленности Б. Бассаопросник изменения терапевтических стадий (URICA)oопросник изучения отношения к коррекционным занятиям Б. Д. Карвасарскогоупрощенная авторская модификация опросника САН В. А. Доскинапроективная рисуночная методика «Несуществующее животное». Для обработки полученных результатов использовались современные методы математической статистики и обработки данных с использованием специализированных программ Statistika 6.0, Psychometric Expert 5.

Эмпирическую базу исследования составили 290 впервые осужденных женщин, содержащихся в 6 исправительных учреждениях 4 субъектов Российской Федерации, из них 117 человек, имеющих невротические проявления, и 173 — зависимых от психоактивных веществ.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые исследованы механизмы психологической адаптации к условиям отбывания наказания в исправительном учреждении у впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ. Показана психологическая структура эффективного психокоррекционного воздействия, обеспечивающего полноту и управляемость процесса адаптации, которая достигается за счет снижения нервно-психических процессов (тревожности, агрессивности, невро-патизации, психопатизации) и направленности психокоррекционных воздей-с гвнп на смысложизненную сферу осужденных. Впервые определена и эмпирически детально исследована роль смысложизненной сферы личности в процессе психологической адаптации к условиям отбывания наказания в исправительном учреждении в начальный период. Проведен сравнительный анализ психологических последствий обычного воспитательного воздействия на впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ и психологического воздействия с применением активных методов психокоррекции в начальный период адаптации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Дезадаптивность осужденных с выраженными невротическими проявлениями и зависимостью от психоактивных веществ в первые месяцы пребываниям исправительном учреждении главным образом проявляется в противоречиях 1 между активной адаптацией на социально-психологическом уровне и адаптацией на индивидуально-психологическом уровне. Для этих осужденных невозможно одновременное проявление социально-преобразовательной активности и достижение внутреннего комфорта. Первичным звеном в структуре психологической адаптации является снижение уровней таких нервно-психических процессов, как тревожность, агрессивность, певропатизация и психопатизация.

2. Важными звеньями в структуре психологической адаптации впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ являются поиск и осознание нового смысла жизни, которые активно развиваются в начальный период отбывания наказания в исправительном учреждении у данной категории осужденных, так как невротическое и зависимое от психоактивных веществ поведение в местах лишения свободы достаточно непросто реализовать.

3. Психокоррекционное воздействие в виде комплексного использования групповых занятий по аутогенной тренировке и арт-терапии является эффективным средством повышения адаптивности на индивидуально-психологическом уровне. На социально-психологическом уровне повышается адаптивность в процессе организованной психокоррекции в виде психологического тренинга, целенаправленного па изменения смысложизненной сферы у впервые осужденных женщин с невротическими проявлениями и зависимостью от психоактивных веществ. Именно в такой последовательности процесс психокоррекционного воздействия является эффективным и управляемым.

4. В процессе проведения психокоррекционных мероприятий среди впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ необходимо проводить предварительную психодиагностическую оценку их личности на двух уровнях: поведенческом — включающем в себя оценку типологических особенностей, и смыслообразующем — регулирующем адаптационный процесс.

5. Именно изменения смысложизненной сферы являются критерием эффективной психологической помощи в начальный период адаптации впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ. Изменение прямых показателей адаптивности в той или иной мере может достигаться и при обычных воспитательных воздействиях, однако при этом не формируется структура взаимосвязей личностных свойств, которая в дальнейшем будет обеспечивать эффективность процесса исправления и ресоциализации.

6. Психологический механизм воздействия смысложизненной сферы и ее изменения в процессе психокоррекции на поведенческие характеристики адаптации впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ к условиям отбывания наказания заключается в формировании устойчивых связей смысложизненных ориентации с направленностью на общение, в то время как психокоррекционно неконтролируемое изменение смысложизненных ориентаций при обычных воспитательных воздействиях ведет всего лишь к росту нервно-психической устойчивости, то есть не захватывает направленность смысловой, деятельностной составляющей личности.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в формулировании теоретических основ эффективной психокоррекции в начальный адаптационный период у впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ. Последовательное применение в организации исследования основополагающего методологического принципа психологии — принципа детерминизма, сформулированного C.JT. Рубинштейном, позволило проследить, как происходит изменение личностных и поведенческих особенностей в процессе адаптации (направленность, тревожность, экстравер-тированность, адаптационный потенциал и др.) под воздействием изменений сферы смысложизненных ориентаций. Полученные результаты позволили подтвердить и дополнительно обосновать теоретическое понимание эффективной психокоррекции как направленной на высшие уровни организации сознания и личности осужденных и достижение, таким образом, системных изменений личности осужденных с перспективой ее последующей ресоциали-зации, а не временных эффектов повышения адаптивности.

Практическая значимость работы заключается в разработке научно обоснованных рекомендаций по проведению эффективной психокоррекции и апробации системы групповых психокоррекционных мероприятий, направленных на психологическую помощь в адаптации к условиям исправительного учреждения у впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ. Предложенная и научно обоснованная система психокоррекционного воздействия позволяет уже на начальных этапах адаптации осужденных естественным образом контролировать весь процесс дальнейшего исправления и ресоцнализацпи через воздействие на смысложизненную сферу.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечиваются избранной методологией исследования, использованием высоконадежных зарекомендовавших себя в психологической науке и практике взаимодополняющих методов, использованием современных методов математико-статистической обработки данных, научной апробацией результатов исследования и успешным внедрением их в практику работы, психологов в пенитенциарной системе, а также в учебный процесс в вузах ФСИН России. ' .

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы в ФБУ ИК № 4 УФСИН: России по Калининградской области, ФБУ ИК № 2- 5 и ЛИУ № 7 УФСИН России по Чувашской Республике, ФБУ ИК № 12 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФБУ ИК № 1 УФСИН России по Вологодской области.

Основные положения и результаты исследования нашли практическое применение в деятельности психологов указанных учреждений, а также лекционных и практических курсах: «Пенитенциарная психология», «Психокоррекциониая работа с осужденными в местах лишения свободы», «Юридическая психология» в Калининградском филиале Санкт-Петербургского института экономики и права, Калининградском юридическом институте, Владимирском юридическом институте ФСИН России, Академии управления МВД России, учебного центра УФСИН России по Калининградской области.

Апробация работы подтверждена пятью актами о внедрении. Материалы исследования докладывались и обсуждались на Международной научно-практической конференции «Особенности работы с осужденными, имеющими зависимости» (Калининград, 2007 г.). Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 9 научных публикациях (общий объем — 3,3 п. л,), в том числе в научном журнале «Вестник Московского университета МВД России», вошедшем в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Министерством образования и науки Российской Федерации, и в методическом пособии «Психологический тренинг с женщинами, впервые осужденными к лишению свободы, в период адаптации», одобренном НИИ ФСИН России.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка использованной литературы (180 наименований) и приложений. Общий объем работы -182 страницы машинописного текста.

Выводы по второй главе:

1. Как было установлено в результате наших эмпирических исследований, процесс проведения психокоррекционных мероприятий среди впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от ПАВ должен опираться на психодиагностическую оценку их личности на двух уровнях: поведенческом: многоуровневый личностный опросник (MJIO) «Адаптивность" — индивидуально-типологический опросник (ИТО) Л. Н. Собчикметодика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП) Е. Ф. Бажинаметодика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенкаметодика определения личностной направленности Б. Бассапроективная методика «Несуществующее животное»;

— смыслообразующем уровне регуляции адаптационного процесса: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева.

Характер подобранных методик может быть различным. В нашем исследовании удалось показать, что адаптация впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от ПАВ будет эффективной только тогда, когда задействованы смыслообразующие уровни организации психики.

2. Установлено, что для впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от ПАВ, принявших участие в психокрреционных мероприятиях (экспериментальная группа), отсутствуют статистически значимые различия по отношению к пе пожелавшим принять участие в этих мероприятиях (контрольная группа) практически по всем показателям выбранной психодиагностической батареи тестов. Таким образом, экспериментальная и контрольная группы не различаются по исходным психодиагностическим оценкам. Однако имеется различие по тесту СЖО Д. А. Леонтьева. Большая выраженность показателей смысложизненных ориентаций экспериментальной группы лежит в основе их желания участвовать в психокоррекционной работе. Смысложиз-ненные ориентации выступают центральной управляющей характеристикой личностного адаптационного процесса в начальный период отбывания наказания.

3. Эффективность применения методики СЖО Д. А. Леонтьева подтверждается полученными эмпирическими данными и их интерпретацией. Доказана важность диагностики и дальнейшей проработки смысложизненных сфер впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ в период начальной адаптации.

4. Психологически научно обоснованы рекомендации по пспхокоррек-ционному воздействию впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ в начальный период адаптации. Построение таких программ осуществляется главным образом на двух уровнях:

— индивидуально-психологическом (снижение нервно-психических свойств) — социально-психологическом (формирование новых смысложизненных ориентаций и новых поведенческих стереотипов, регулируемых новыми, сформировавшимися в результате психокоррекционного воздействия смыслами жизни).

5. Психокоррекционное воздействие, применяемое по отношению к впервые осужденным с выраженными невротическими проявлениями и зависимостыо от психоактивных веществ, способствует изменению в лучшую сторону психоэмоционального состояния, улучшению их настроения и самочувствия, повышению активности. Осужденные занимают более активную позицию в саморегулировании собственных состояний, контроле за своей личностью, формировании позитивных намерений и действий. По мере участия в группах осужденных все больше увлекает процесс занятий. Происходят как симптоматические, так и коренные изменения в состояниях личности и поведении осужденных.

6. Доказано, что в отличие от контрольной группы, где не применялись психокоррекционные процедуры, в экспериментальной группе наблюдается существенный рост всех показателей адаптивности, используемых в нашей работе (р<0,001). Кроме того, в экспериментальной группе впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ, подвергавшихся воздействию, отмечаются существенные изменения в смыслообразующей сфере: формируется ориентация на глобальные жизненные цели, происходит глубокий анализ итогов прошлой жизни с осознанием неправильных и противоправных поступков. Изменились представления относительно собственных сил и возможностей в будущем самостоятельно справляться с возникающими личностными проблемами. Таким образом, можно утверждать, что смысложизненные ориентации играют центральную роль в регуляции адаптационного процесса у осужденных женщин.

7. Предложенное в рамках данной работы психокоррекционное воздействие, применяемое по отношению к впервые осужденным женщинам с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от психоактивных веществ, в целом способствует кардинальному изменению структуры управления высшими смысложизненными уровнями организации психики более низкими структурами личности, отвечающими за процессы адаптации в социуме, а также восстановлению механизма обеспечения насыщенности жизненного процесса и его результативности через человеческое общение.

8. Направленность на общение, благодаря психокоррекционному воздействию, как свойство личности начинает выполнять свою естественную роль механизма реализации смысложизненных ориентаций. Направленность на общение становится, согласно нашим исследованиям, вторым важнейшим критерием готовности впервые осужденных женщин к психокоррекционным изменениям.

9. В процессе участия в психокоррекционных мероприятиях у впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и зависимостью от ПАВ происходит формирование таких важных качеств личности, как самодостаточность в решении жизненно важных проблем и независимость от других в принятии решений управления своим будущим.

10. Воспитательное воздействие, направленное на впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и зависимостью от ПАВ, в исправительном учреждении может происходить и без активного использования психокоррекционных процедур и. оказывать позитивное влияние. Однако, как доказало наше исследование, оно не затрагивает высших уровней организации сознания личности, а следовательно, может носить временный характер пли даже вести к укреплению у осужденных женщин искаженных смысложизненных ориентаций.

В рамках данного исследования установлено, что проводимое воспитательное воздействие с впервые осужденными женщинами в исправительном учреждении направлено на формирование психологических основ выживания личности в жестких условиях ИУ. Смысл жизни осужденной начинает сводиться только к управлению нервно-психической устойчивостью, которая, в свою очередь, жестко регулирует смысл жизни. Таким образом, нервно-психическая устойчивость личности обретает жесткую связь с самим смыслом жизни, с ее целью после первых трех месяцев адаптационного процесса без участия психокоррекционных процедур.

11. Воспитательное воздействие вместе с активным психокоррекцион-ным воздействием по предлагаемой нами скорректированной программе ведет к изменению структуры смысложизненных ориентаций через формирование направленности на общение и резкому снижению других показателей дезадаптивности, что, в свою очередь, способствует появлению новой стратегии, нового смысла жизни для впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и зависимостью от ПАВ, а не только простого «выживания» в сложных условиях ИУ.

Приведенные факты полностью подтверждают выдвинутые нами гипотезу и положения, вынесенные на защиту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Центральным звеном в структуре психологической адаптации впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от ПАВ является снижение нервно-психических свойств личности (адаптация на индивидуально-психологическом уровне) и поиск, осознание нового смысла жизни (адаптация на социально-психологическом уровне). Психокоррекционная поддержка этого процесса обеспечивает конструктивное развитие адаптации данной категории осужденных в целостном процессе исправления и ресоциализации. При этом установлено, что в процессе проведения психокоррекционных мероприятий среди впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от ПАВ необходимо опираться на психодиагностическую оценку их личности па двух уровнях:

— поведенческом уровненами были использованы: многоуровневый личностный опросник (МЛ О) «Адаптивность" — индивидуально-'I ипологический опросник (ИТО) Л. Н. Собчикметодика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП) Е. Ф. Бажинаметодика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенкаметодика определения личностной направленности Б. Бассапроективная методика «Несуществующее животное»;

— смыслообразующем уровненами использовался тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева. Возможно использование и других методик, однако нам удалось показать, что адаптация впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от ПАВ будет эффективной только тогда, когда задействованы смыслообразующие уровни организации психики.

В диссертационном исследовании научно-психологически обоснованы рекомендации по психокоррекционному воздействию на процесс адаптации впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от ПАВ* в начальный период отбывания наказания. Главным содержанием построения психокоррекционных программ является организация*их на двух уровнях:

1. Воздействие на индивидуально-психологическом уровне (снижение уровней тревожности, агрессивности, невротизации, психопатизации);

2. Воздействие на социально-психологическом уровне (формирование смысложизненных ориентаций, поведенческих стереотипов, регулируемых новыми сформировавшимися^ результате психокоррекционного воздейс1вия смыслами жизни.

В результате анализа эмпирических данных убедительно показано, что при несомненных положительных влияниях на личность общепринятых в пени 1енциарной системе России воспитательных воздействий именно применение научно обоснованной психокоррекции, основанной на приоритете воздействия на смысложизненную сферу, позволяет обеспечить эффективность процесса адаптации, впервыеосужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками^- психологической зависимости от ПАВ прежде всего с точки зрения* дальнейшего процесса исправления и ресоциализации данной. категории осужденных. Именно изменения смысло-жизненной сферы являются критерием эффективной психологической помощи в начальный период адаптации впервые осужденных женщин. Установлен и детально исследован на основе эмпирического анализа психологический механизм воздействия смысложизненной сферы и ее изменения в процессе психокоррекции на поведенческие характеристики адаптации впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от ПАВк условиям отбывания наказания, основное содержание которого заключается в формировании устойчивых (корреляционных) связей смысложизненных ориентаций с показателями направленности на общение. При этом психокоррекционно неконтролируемое изменение смысложизненных ориентаций при обычных воспитательных воздействиях ведет всего лишь к росту экстравертированности, то есть не захватывает целенаправленную, деятельностную составляющую общения, результатом чего может быть и так называемая криминальная адаптация, выражающаяся в снижении всех показателей дезадаптации на фоне формирования криминальной направленности личности. По поведенческим характеристикам у впервые осужденных женщин с выраженными невротическими проявлениями и признаками психологической зависимости от ПАВ высокую роль в механизмах дезадаптации играют невропатизация, психопатизация, агрессивность и тревожность. В результате организованного в начальный период адаптации психокоррекционного воздействия исчезает дисбаланс между нндивидуально-психологическим и социально-психологическим уровнем адаптированностн, снижается зависимость индивидуально-психологической адаптации от возраста, на основе сформированное&tradeсферы смысложизненных ориентаций начинается активное осмысление жизненных планов будущей жизни.

Вышеприведенные выводы и результаты позволяют утверждать, что гипотеза нашего исследования полностью подтверждена, задачи исследования решены, положения, вынесенные на защиту, доказаны, цель исследования достигнута.

На основании результатов диссертационного исследования мы предлагаем следующие практические рекомендации по разработке, организации и проведению психокоррекционных воздействий, направленных на системную психокррекцию впервые осужденных женщин с выраженными невротическими признаками и зависимостью от ПАВ в начальный период адаптации с целью обеспечения не только психологической адаптации, поисправительного процесса и ресоциализации:

1. Необходимо обеспечить организацию построения соответствующих психокоррекционных программ на двух уровнях:

— индивидуально-психологическом (снижение тревожности, агрессивности, невротизации и психопатизации) — социально-психологическом (формирование новых смысложизненных ориентаций и новых поведенческих стереотипов, регулируемых новыми сформировавшимися в результате психокоррекционного воздействия смыслами жизни).

2. Использовать полученный теоретический и практический материал в чебном процессе при подготовке пенитенциарных психологов по следующим учебным дисциплинам: «Юридическая психология», «Прикладная пенитенциарная психология», «Пенитенциарная педагогика», «Пенитенциарная психология», особенно в разделах, касающихся психологического консультирования.

3. Использовать полученный практический и теоретический материал при обучении психологов, начальников психологических лаборатории ИУ на высших академических курсах и курсах переподготовки кадров УИС.

К перспективным направлениям развития исследований по обозначенной в теме исследования проблеме можно отнести: исследование механизмов дезадаптации у отдельных, более частных категорий лиц, отнесенных к группе имеющих различные (не только наиболее часто встречающиеся невротические и аддиктивные) невротические проявленияразработку научно-психологических основ психокоррекционного сопровождения адаптации данных категорий осужденных в исправительных учреждениях.

На наш взгляд, весьма перспективными также являются дальнейшие исследования роли смысложизненных ориентаций в исправлении и ресоциа-лизации осужденных.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2003. -№ 50. Ст. 4847.
  2. Инструкция по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы: Утв. приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 238.
  3. Отчет о количестве исправительных колоний, численности движений и составе осужденных на 1 января 2008 г.: Утв. приказом ГУИН Минюста России от 15 авг. 2001 г. № 144 (форма № 8).
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 2. Ст. 198.
  6. Концепция федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы 2007−2016 гг.»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 г. № 839-р.
  7. Федеральная программа развития УИС 2007—2016 гг.: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2006 г. № 540.1. Книги (монографии, учебники, учебные пособия)
  8. Абулъханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.299 с.
  9. Адаптация осужденных к среде ИТУ / Под ред. В. И. Селиванова. -Рязань: РВШ МВД СССР, 1981. 93 с.
  10. Ю.А., Козюля В. Г. Дезадаптация и стрессоустойчивость человека в преступной среде. Домодедово: РИГ1К МВД РФ, 1996. — 111 с. 11 .Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональных систем. -М.: Наука, 1980.- 196 с.
  11. Ю.М., Гулъдан В. В. Криминальная патопсихология. — М.: Наука, 1991.-244 с.
  12. Ю.М. Преступность среди женщин. — М.: Рос. право, 1992.-256 с.
  13. А.Г. Личность как предмет психологического исследования.-М.: Изд-во МГУ, 1984.- 104 с.
  14. Э.Ю. Криминологическая характеристика осужденных женщин, отбывающих наказание за насильственные преступления: Учеб. пособие / Э. Ю. Бадальянц. Орел: Орл. юрид. ии-т МВД России. — 1998. — 29 с.
  15. А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Пракг. рук-во по психол. диагностике. СПб.: Речь, 2005. -163 с.
  16. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л., 1988.-270 с.
  17. КВ. Экспериментальная психология: измерение в психологии и планирование психологического эксперимента: Учеб. пособие. М.: СГУ, 2003.- 105 с.
  18. Л.Ф. Психодиагностика личности. — Киев, 1989. 528 с.
  19. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.-304 с.
  20. А.Л. Психологические рисуночные тесты. — М.: Владос-Пресс, 2003.-159 с.
  21. .Ф. Психологические особенности личности осужденного: Учеб. пособие. Омск: Высш. шк. милиции, 1982. — 94 с.
  22. В.И., Калиниченко С. И., Пищелко А. В. Сексуальные извращения у осужденных женщин: Учеб. пособие. — Домодедово: МИПК работников ОВД, 1992.-104 с.
  23. В. А., Юрченко В. Н. Системное описание в психологии. JL: Изд-во Ленипгр. ун-та, 1984. — 176 с.
  24. З.О., Царгасова Э. Б. Судебная психиатрия. М.: ЮНИТИ-Дана: Закон и право, 2003. — 224 с.
  25. М.Н. В тюрьме: очерки тюремной психологии. — Киев: Юрид. изд-во Украины, 1930. -264 с.
  26. А.Д., Пирожков В. Ф. Психические состояния человека, лишенного свободы. -М.: Высш. шк. МВД СССР, 1968. 163 с.
  27. Н.Д. Психические девиации: механизм преступления -уголовная ответственность — предупреждение преступного поведения: Монография / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 2001. — 216 с.
  28. Р. Основы психологического эксперимента. — М.: Изд-во МГУ, 1982.-463 с.
  29. Долг и преступление: психологические портреты / Под ред Д. В. Сочивко. Рязань, 2007. — 252 с.
  30. Г. В. Вопросы диспансеризации психически и нервнобольных. 3-е изд. — Л.: Медицина, 1993. — 200 с.
  31. М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. -СПб.: С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т, 1998. -255 с.
  32. .Д. Клиническая психология. — СПб., 2006. — 553 с.
  33. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. -М., 1983. —367 с.
  34. О.Г. Криминологические и психологические проблемы дезадаптации женщин молодежного возраста, отбывших наказание в виде лишения свободы: Учеб. пособие / О. Г. Ковалев, О. А. Малышева. М.: Права человека, 2001. — 98 с.
  35. О.Г. Волевая саморегуляция несовершеннолетних осужденных женского пола: Учеб. пособие / О. Г. Ковалев, Н. А. Харина. М.: Права человека, 2001. — 72 с.
  36. А.И. Системная АРТ-терапия. СПб.: Питер, 2001.216с.
  37. Ц.П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. М.: Академ, проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 460 с.
  38. Ц. П. Дмитриева Н.В. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: Монография. — Новосибирск: НГПУ, 2006. 445 с.
  39. П.В. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.-75 с.
  40. Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. СПб.: Алетейя, 2001.-С. 34−37.
  41. К. Акцентуированные личности. — Киев, 1989.
  42. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000.- 18 с.
  43. Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. — 488 с.
  44. Д. Е. Клинические основы прогноза трудоспособности при шизофрении. М.: Медицина, 1963. — 198 с.
  45. Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП): Метод, рек. / Под ред. А. Е. Личко. Л., 1980. — 46 с.
  46. А. Общая характеристика осужденных (по материалам Всесоюзной переписи осужденных 1989 г.). — М., 1990. 234 с.
  47. М.А., Дмитриенко Л. В., Енькова И.РТ. Психологическая коррекция осужденных женщин: Материалы МПЛ УФСИН России по Приморскому краю. Владивосток, 2003. — 201 с.
  48. А.И., Новиков В. В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: Учеб.-метод, пособие. М.: НИИ ФСИН России, 2006. — 220 с.
  49. А.И., Шмаров И. В. Микросрсда осужденных в ИТУ. — М., ВНИИ МВД СССР, 1979. 80 с.
  50. Научно-методические основы оказания психологической помощи осужденным / Под ред. М. Г. Дебольского М.: Права человека, 2001. — 152 с.
  51. А. С. Педагогический аутотрешшг как средство нравственного переформирования личности правонарушителей: Массовый вариант для женщин, содержащихся в ИТК. Пермь, 1985. — 151 с.
  52. Особенности воспитательной работы в ИТУ с женщинами-наркоманками: Учеб. пособие / Ю. А. Алферов, Г. Б. Калманов, В. Г. Козюля, Ю.А. Шипилов- Домодедово: ВИПК МВД СССР. -1991. — 133 с.
  53. Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьяп- Под ред. B.C. Магуна. М.: Аспект Пресс, 2001.-607 с.
  54. А. Т. Характеристика осужденных женщин, отбывающих наказание в ИТК (по материалам специальной переписи осужденных 1989 г.): Пособие / А. Т. Потемкина. М.: МВД РФ, 1993. — 76 с.
  55. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. — СПб., 2001. 447 с.
  56. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие / Ред. и сост. Д. Я. Райгородский. — Самара, 2001. — 668 с.
  57. Применение наказания в виде лишения свободы в отношении женщин: Учеб. пособие / Е. В. Середа. Рязань: Изд-во Рязан. ин-та права и экономики и права, 2000. — 50 с.
  58. А.О. Практикум по психологии состояний: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. — 480 с.
  59. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина. — М.: Владос, 2001.-312 с.
  60. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца.-М., 1983.-438 с.
  61. Психологический тренинг с женщинами, впервые осужденными к лишению свободы, в период адаптации: Метод, пособие для пенитенц. психологов / Н.В. Кастерина- Под ред. О. Г. Ковалева. — Калининград, 2006. -48 с.
  62. Психологическое обеспечение процесса адаптации осужденных к условиям исправительных учреждений / А. В. Наприс и др. — Рязань: Аккаде-мия права и управления ФСИН России, 2005. — 82 с.
  63. КН. Наркомания. — М.: Медицина, 1994. 150 с.
  64. Д.Я. Практическая психодиагностика. — Самара: Бах-рах-М, 2005. 672 с.
  65. А.А., Кудашев Л. Р., Баранов А. А. Психология адаптации: Учеб.-науч. изд. СПб.: Мед. пресса, 2002. — 352 с.
  66. Е. С. Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. — 256 с.
  67. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация.-М., 1984.- 190 с.
  68. JI.JI., Федотов Д. Д. Шизофрения: Учеб. для вузов. — М., 1968.-518 с.
  69. C.JI. Основы общей психологии. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  70. Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. — М.: Медгиз, 1960.-254 с.
  71. Г. Сгресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979. 123 с.
  72. Дж. А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М.: Иллойн, 1998. — 111 с.
  73. JI.H. Введение в психологию индивидуальности: Теория и практика. — М.: Ин-т практ. психологии, 2001. — 512 с.
  74. JI.H. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений: Практ. рук-во. — СПб.: Речь, 2003. — 95 с.
  75. СочивкоД.В. Психодинамика. М.: МПСИ, 2007. — 432 с.
  76. Т.Г. Этнопсихология. — М.: ИП РАН, Акад. проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 320 с.
  77. Л.Н. Криминогенное общение в среде осужденных: Монография. Рязань: РВШ МВД РФ, 1993. — 134 с.
  78. А.И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология. — Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. — 758 с.
  79. Факторы и условия оптимизации социальной адаптации осужденных женщин: Практ. рек. / Б. П. Козаченко, Т. А. Шмаева, Д. Д. Данилов и др.- Акад. ФСИН России. Рязань, 2007. — 84 с.
  80. А.Ю. Клиническая психология: патологические синдромы различных психических расстройств. Содержание деятельности клинического психолога. -М.: СГУ, 2001.-78 с.
  81. В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. -М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  82. Л.С., Флеминг Н. Ф., Роберте Д. Х. и др. Наркология: Справ, пособие: Пер. с англ. — СПб.: Бином, 1998. 317 с.
  83. Характеристика личности осужденного (портрет современного осужденного): Учеб.-метод, пособие. М: НИИ УИС Минюста России, 2004.- 114 с.
  84. Г. Ф. Парадоксы тюрьмы. — М.: Юрид. лит., 1991. — 224 с.
  85. Т. Социальная психология. М.: ACT, 1999. — 538 с.
  86. А.Г. Психодиагностика личностных черт. — СПб.: Речь, 2002.-480 с.
  87. I. Статьи, периодические издания
  88. Ю.В., Бондарь Н. П. Об одном вредном проявлении // Исправительно-трудовые учреждения. 1981. — № 14. — С. 53.
  89. А.К. Пограничные психические расстройства как вехи разграничения состояния, реакций и болезни в психиатрической практике // Психиатрия. 2003. — № 2. — С. 68−73.
  90. Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психол. журн. — Т. 17.-1996.-№ 6.-С. 60−71.
  91. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. -№ 1. — С. 92−100.
  92. Т.В. Психодиагностика в психологическом консультировании: задачи и подходы // Журн. практ. психологии и психоанализа. — 2003. -№ 1. С. 26−30.
  93. В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс. // Психол. журн. 1994.-№ 6.-С. 121−128.
  94. Т.Н. Роль психологических факторов в социально-трудовой адаптации больных вялотекущей шизофренией // Журн. невропатологии и психиатрии. 1982.-Вып. 12.-С. 183−187.
  95. Н.В. Шизофрения и криминальное поведение // Материалы Междунар. конф. психиатров, 16−18 февр. 1998 г., Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998.-С. 127−128.
  96. В.В. Влияние культурных различий на адаптацию переселенцев из стран ближнего зарубежья в России // Психол. журн. — 2000. -Т. 21.-№ 1.-С. 78−86.
  97. В.В. Роль индивидуальных различий в процессе адаптации вынужденных мигрантов // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / Под ред. Г. У. Солда-товой.-М.: Смысл, 2001.-С. 112−138.
  98. И.Б., Коростылева Л. А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: ЦИБКО, 1997. С. 20−37.
  99. В.А. и др. Психологический тест САН применительно к исследованиям в области физиологии труда // Гигиена труда и профзаболеваний. 1975. — № 5. — С. 28−32.
  100. Завьялова Е. К Психологические механизмы социальной адаптации человека // Вести. Балт. пед. акад. Вып. 40. — СПб., 2001. — С. 55−60.
  101. Ф.В. Методологические аспекты проблемы ограниченной вменяемости // Ограниченная вменяемость: Сб. науч. тр. — М.: РИЦ ГНЦССП, 1996.-С. 18−28.
  102. Константинов В. В К вопросу о понятии «адаптация» // Проблемы социальной психологии личности: Сб. ст. Сарат. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. Вып. 2. — 2005. — С. 26−29.
  103. JT.B. Женщины на крутых виражах реформ // ЭКО. -1995.-№ 6.-С. 143−159.
  104. Е. Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб., 1997. — С. 75−88.
  105. Н. С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. СПб.: Але-тейя, 2001.-С. 34−37.
  106. Н.С. Медико-психологический подход к диагностике повышенного риска заболевания наркоманией у подростков и коррекция их эмоциональных нарушений // Вопросы наркологии. — 1993. № 1. — С. 66−71.
  107. Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997.-С. 160.
  108. А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных ситуациях // Психол. журн. — 2001.-Т. 22. -№ 1.-С. 16−24.
  109. В.И., Зараковский Г. М. Психофизиологический потенциал как фактор устойчивости популяции в условиях глобальных изменений природной среды и климата // Физиология человека. 1994. — Т. 20. — № 6. -С. 5−15.
  110. И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / Под ред. Б. Ф. Парыгина. — JI., 1973.-Вып. 2.-С. 111−120.
  111. Н.Б. Психологическое исследование ситуации эмиграции // Психол. журнал. 2000. — Т. 21. — № 1. — С. 26−38.1 13. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов // Психол. журн. -2000. Т. 21 -№ 4. — С. 5−21.
  112. А.С., Пирожков В. Ф. Отношение к совершенному преступлению и характеристика личности осужденного / Под ред. М.П. Прокопо-ва.-М., 1971.-48 с.
  113. Ш. А. Особенности закономерностей действия установки на различных уровнях психической активности человека // Проблемы социальной психологии. Тбилиси, 1976. — С. 237−249.
  114. М.И. Профессиональная адаптация учителя // Организация учебного процесса. Тарту, 1976. — № 5. — С. 5—44.
  115. Пиаже Ж О механизмах ассимиляции и аккомодации // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 1. — С. 22−26.
  116. П.А. Активная творческая адаптация студентов нового приема к условиям высшей школы // Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя. — М., 1982. — С. 3—17.
  117. П.А. Активная творческая адаптация студентов нового приема к условиям высшей школы // Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя. — М., 1982. — С. 3—17.
  118. Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом коллективе // Социол. нсслед. 1980. -№ 3. — С. 47—48.
  119. Д.В. Тендер организованной преступности // Прикладная юридическая психология. — 2008. № 1. — С 52—63.
  120. Е.Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу // Психол. журн. 2001. — Т. 22. -№ 2. — С. 27−35.
  121. В.М. Алкоголизм у больных шизофренией // Журн. невропатологии и психиатрии. — 1970. -№ 3. — С. 435−443.1. Диссертации, авторефераты диссертаций
  122. Артемов С Д. Проблемы социальной адаптации молодого рабочего на социалистическом промышленном предприятии: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Свердловск, 1970. — 24 с.
  123. С.В. Психолого-педагогические условия адаптации и реадаптации заключенных: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — СПб., 1999.-23 с.
  124. М.С. Психологическая характеристика личности женщины, потребляющей наркотики, и ее учет в воспитательной деятельности в местах лишения свободы: Автореф. дис. канд. психол. паук. — М., 1991. -25 с.
  125. Е.Е. Психологическая адаптация к иной социокультурной среде: на материале исследования удмуртского и коми-пермяцкого этносов: Дис.. канд. психол. наук. — Ижевск, 2004. 182 с.
  126. С.В. Адаптационный потенциал военнослужащих в психологической подготовке к гражданской жизни: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ставрополь, 2004. — 23 с.
  127. Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе: Дис.. д-ра психол. наук.-М., 1998.-490 с.
  128. Т.А. Профессиональная деятельность субъектов образования по развитию адаптивности личности студентов-первокурсников ссуза: Дис.. канд. психол. наук. Тверь, 2003. — 176 с.
  129. Г. А. Установка и адаптация личности в творческом труде: Дис.. канд. психол. наук. Тбилиси, 1982. — 165 с.
  130. Н.А. Социальная адаптация молодых советских рабочих в социалистическом производственном коллективе: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -Ростов-н/Д, 1975. — 24 с.
  131. Завьялова Е. К Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях: Профессионально-личностный аспект: Дис.. д-ра психол. наук. СПб., 1998.-294 с.
  132. JI.B. Развитие социально-психологической адаптивности юношей к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис.. канд. психол. наук. -М., 2004. — 238 с.
  133. А.И. Личность осужденных, не адаптированных к условиям отбывания наказания в ИТК: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 1985.-23 с.
  134. Л.В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия (на примере немцев, выехавших из стран СНГ на постоянное место жительства в Германию): Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 2001. 25 с.
  135. О.В. Индивидуально-психологические особенности осужденных-олигофренов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2004. -21 с.
  136. И.А. Изучение влияния конфликтности ценностной сферы личности на адаптационный потенциал: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Саратов, 2005. 23 с.
  137. И.И. Формирование положительных отношений в среде несовершеннолетних осужденных женского пола: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1992. -21 с.
  138. И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -Л., 1974. 24 с.
  139. Ф.С. Индивидуально-психологические особенности адаптации осужденных женского и мужского пола к условиям лишения свободы: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Казань, 2006. -25 с.
  140. Е.И. Психофизиологические и когнитивно-адаптационные особенности детей и подростков разных половозрастных групп: Дис.. канд. психол. наук.— Ростов н/Д, 2005. 254 с.
  141. JJ.M. Социальная адаптация личности в коллективе: Автореф. дис.. канд. философ, наук. — Томск, 1973. -22 с.
  142. A.M. Условия труда и социальная адаптация работника на социалистическом предприятии: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -Свердловск, 1970. — 22 с.
  143. JJ.M. Индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин к состоянию беременности: Дис.. канд. психол. наук. -М., 2003.- 198 с.
  144. В.Н. Влияние воспитательной системы на ресоциа-лизацию несовершеннолетних осужденных женского пола в период отбывания наказания в виде лишения свободы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2000.-26 с.
  145. Н.А. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1997. — 176 с.
  146. В.Е. Особенности социально-психологической адаптации лиц с невротигенными реакциями: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Л., 1990.-с.
  147. М.И. Социальные проблемы адаптации сельских учителей: Дис.. канд. филос. наук. — Новосибирск, 1975. — 198 с.
  148. О.В. Психология развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности исправительных учреждений: Дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2007. — 146 с.
  149. Д.В. Психодинамика личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: Дис.. д-ра психол. наук. — М., 2003. -355 с.
  150. О.А. Психология тендерной самоидентификации осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы: Дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2007. — 157 с.
  151. Н.А. Психологические особенности волевой саморегуляции несовершеннолетних осужденных женского пола: Дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2001. -235 с.
  152. С.В. Феноменология типов личности, развивающейся в условиях дизонтогенеза, с позиции ее адаптивности: Дис.. канд. психол. наук. М., 2005 — 223 с.
  153. С.С. Адаптационные возможности лиц старшей возрастной группы: Дис.. канд. психол. наук. — СПб., 2003. 169 с.
  154. Д.В. Психологические механизмы и структура ад-диктивного поведения личности: Дне.. д-ра психол. наук. — Новосибирск, 2002.
  155. Н.Е. Психологический анализ саморегуляции личности в процессе социально-психологической адаптации студентов педвуза: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1982. 191 с.
  156. Т.А. Организационные и правовые вопросы предупреждения правонарушений осужденных женщин в ИТК: Автореф. дис.. канд. юрид. наук.-М., 1982.
  157. Н.Е. Социальная адаптация личности: социальная структура, социальные институты и процессы: Автореф. дис.. капд. соци-ол. наук. Саратов, 1999.
  158. Allport G.W. Personality: A psychological interpretation. Boston, 1937.
  159. Breznitz Sh. The noble challenge of stress // Stress in Israel Sh. Brez-nitz. Van Nostrand Reinhold Co. -N-Y., 1983.
  160. Carlsen M.B. Meaning-Making: Therapeutic Process in Adult Development. New York: Norton, 1988.
  161. Deci E., Ryan R. The General Causality Orientations Scale: Self-Determination in Personality // J. of Research in Personality. — V. 19. — 1985.
  162. Fishbein N. Ajzen 1. Belief, attitude, intention, and behavior: an introduction to theory and research. Reading (Mass.): Addison-Wesley, 1975.
  163. Harre R. Personal being: a theory for individual psychology. Oxford: Blackwell, 1983.
  164. Kluckhohn C. Values and Value Orientations in the Theory of Action 11 Toward a General Theory of Action / T. Parsons, E. Shils (Eds.). Cambridge: Harvard UP, 1951.
  165. Справочно-информационная система «Гарант».
  166. К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации // Журн. практ. психологии и психоанализа (Ежекварт. науч.-практ. журн. электронных публ.). — 2006. — № 2. (http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20 060 202).
Заполнить форму текущей работой