Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Требования к материалу и методам обследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При обследовании детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, необходимо провести тщательный отбор диагностического материала по критериям доступности (сложности), известности, привлекательности (наглядности, занимательности, способности привлекать внимание). Наш опыт показывает, что при всей ценности и чувствительности Луриевского подхода и методов нейропсихологического… Читать ещё >

Требования к материалу и методам обследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При обследовании детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, необходимо провести тщательный отбор диагностического материала по критериям доступности (сложности), известности, привлекательности (наглядности, занимательности, способности привлекать внимание). Наш опыт показывает, что при всей ценности и чувствительности Луриевского подхода и методов нейропсихологического обследования, обеспечивающих комплексный системный характер обследования, использование материала Луриевского альбома,[1]

созданного для тестирования взрослой популяции, при обследовании маленьких детей часто оказывается неадекватным. Материал обследования должен соответствовать жизненному и перцептивному опыту ребенка, так как всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию развития (Выготский Л. С., 1983).

Так, например, применение слишком сложного для дошкольников материала сюжетных картинок могло привести к неправильному выводу о несформированности наглядно-образного мышления у детей шести-семи лет, даже признанных по данным нейропсихологического обследования готовыми к школьному обучению (Гончаров О. А., 1998). Или, например, Н. Г. Манелис (1999), Т. В. Ахутина и Н. М. Пылаева (20 036) описывают трудности узнавания фуражки из Луриевского альбома, которая опознавалась большинством детей как таз или миска, что говорит о том, что эта картинка (как и некоторые другие в этом альбоме) не подходят для исследования зрительного восприятия у маленьких детей. У большинства детей (да и у многих взрослых) вызывает затруднение широко известная Луриевская проба на пространственный гнозис «немые часы» (определение времени по положению стрелок на циферблате без цифр), так как в быту все большее распространение получают электронные часы без стрелок. Этот тест в нейропсихологических исследованиях с успехом заменяет тест ориентации линий А. Бентона (Семенович А. В., 2005; Глозман Ж. М. и др., 2006).

Даже предварительно адаптированный для детей материал Луриевского альбома, используемый в ряде нейропсихологических исследований (Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К., 1994; Ахутина Т. В. и др., 1996; Гончаров О. А. и др., 1996; Корсакова Н. К. и др., 2001; Ахутина Т. В., 1998; Гончаров О. А., 1998; Манелис Н. Г., 1999; Семенович А. В., 2002, 2005; Ахутина Т. В., Пылаева Н. М., 20 036), требует апробации на разных возрастных группах детей и дифференциации методов и материала для каждой возрастной группы.

Кроме того, неточность или искажение получаемых при тестировании результатов может быть обусловлена тем, что малыш не включается в совместную деятельность с психологом часто не из-за того, что у него еще не сформирована потребность в общении с взрослым, а из-за отсутствия интереса к предлагаемому экспериментальному материалу. Наш опыт показывает, что интерес к цветному материалу существенно выше, чем к черно-белому; поэтому при обследовании дошкольников и младших школьников необходимо применение цветных изображений (более соответствующих перцептивному опыту ребенка). Так, например, выполнение сенсибилизированных тестов на зрительный гнозис (наложенные изображения) или проб на понимание логико-грамматических отношений оказывается доступным маленьким детям только в цветном варианте и недоступным в черно-белом (Глозман Ж. М. и др., 2006).

Таким образом, стимульный материал для детей должен выполняться преимущественно в четкой цветовой гамме. Предметы должны быть изображены как можно более просто и конкретно, без абстрактных деталей. При исследовании дошкольников неприменим буквенный и цифровой материал, за исключением детей, у которых процессы чтения и счета полностью сформированы и автоматизированы в дошкольном возрасте. Желательно выбирать тесты, на которые минимально влияют культурологические различия развития детей. Важно также дифференцировать тесты, выявляющие сформированность школьных навыков (например, навыка решения задач на части или проверки безударной гласной в слове), от тестов, показывающих сформированность изучаемой психической функции, например операциональных составляющих мышления, таких, как способность к логическим умозаключениям и обобщениям. Для последней задачи вербальный или перцептивный тест на исключение понятий (типа: четвертый или пятый лишний) гораздо показательнее, чем тест на решение арифметических задач, который к тому же всегда вызывает негативные эмоциональные реакции у детей с трудностями обучения в школе.

Важная проблема нейропсихологического обследования — выявление критериев анализа результатов теста. В работах Т. В. Ахутиной и колл. (Ахутина Т. В. и др., 1996, 2007; Ахутина Т. В., 1998) проведено следующее разделение Луриевских тестов для детей 6—9 лет по их функциональной направленности и по соответствию выделенным А. Р. Лурия трем функциональным блокам мозга.

  • [1] Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения // Нейропсихология сегодня / под ред. Е. Д. Хомской. — М., 1995. —С. 162.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой