Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Установка как фактор формирования стратегии поведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установлено, что ресурсная установка изменяет уже сформированную стратегию поведения на более продуктивную за счет активации внутреннего ресурса, повышения удельного веса фактора теоретического поведения, снижения эмоциональной напряженности. Под влиянием этой установки происходит мобилизация психофизиологических возможностей человека, ускоряется настройка организма и сокращается время выбора… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психологическая сущность поведения и стратегии поведения человека. 1Л. Изучение поведения и стратегии поведения в психологии
    • 2. 2. Типы и виды стратегий поведения. 1.3, Психологические факторы формирования стратегии поведения
  • Глава 2. Установка как фактор формирования стратегии поведения 2.1, Психологическая сущность установки. 2.2. Методы определения стратегии поведения и установки как фактора

Установка как фактор формирования стратегии поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

2.3.Анализ взаимосвязей компонентов установочной диспозиции личности и стратегии поведения.74.

Глава Экспериментальное исследование взаимосвязи установки и стратегии поведения. 3.1. Методы и организация экспериментальной работы.81 3.2. Анализ экспериментальных данных по изучению влияния актуальной установки на формирование стратегии поведения.95 3.3. Анализ экспериментальных данных влияния ресурсной установки на стратегию поведения.107.

Заключение

114.

Библиографический список использованной литературы .119.

Приложения .131 и.

Современное состояние общества можно охарактеризовать все I возрастающей ролью человеческого фактора. Это обусловлено тем, что мир, в котором мы живем, становиться с каждым годом сложнее: увеличивается поток информации, растут нагрузки на психику, сам человек претерпевает значительные трансформации. Личность в социуме поставлена перед необходимостью решать всё более ответственные задачи, включаться в новые общественные и межличностные отношения, учитывать большое количество факторов, способствующих успешной и продуктивной деятельности.

Быстрое изменение природной и социальной среды заставляет человека искать новые формы и алгоритмы поведения, позволяющие выжить в новой ситуации, адаптироваться к ней, используя при этом свой прошлый жизненный опыт, умственные способности, творческий потенциал активность и инициативность.

В процессе построения взаимоотношений с действительностью индивид удовлетворяет свои потребности, ставит перед собой разнообразные цели и стремится к их достижению. Он создает и обретает ценности, которые необходимы ему и обществу. При этом у человека формируются определенные модели и стратегии поведения, способствующие реализации своих стремлений.

Одной из специфических особенностей человека как существа социального, является потребность выражения его личностно-ценностных содержаний. Часть этих ценностных образований создается реально достижимыми целями и стремлениями, но наряду с ними существуют и нереализованные или «изгнанные» содержания защитного свойства. Те и другие представляют совокупность сознательных и бессознательных тенденций активности личности, обусловливающих соответствующее поведение.

Проблема факторов, формирующих, направляющих и регулирующих поведение личности представляется актуальной для психологической науки на протяжении длительного промежутка времени и остаётся таковой в настоящее время.

Наряду с теоретическими разработками этой тематики не менее важным является практический аспект проблемы: возможность применения знаний для управления поведением, отдельными его моделями и стратегиями. При этом более глубокие знания о структуре различных видов стратегий поведения, их динамики формирования и энергетической наполненности, позволят продуктивно использовать эти знания при оказании психологической помощи людям, в обучении их рациональным и безопасным формам поведения.

В научных трудах зарубежных и отечественных психологов вопросы детерминации, прогнозирования и моделирования поведения в целом, представлены достаточно широко. Так же и изучение феномена поведения, его природы, осуществлялось многочисленными психологическими школами, отличающимися широкой вариативностью основополагающих концепций и теорий поведения (Оллпорт Г., 1935; Миллер Д., Галантер Ю., 1965; Ядов В. А., 1979; Узнадзе Д. Н., 1966; Бжалава И. Т., 1968,1971; Прангишвили А. С., 1975; Надирашвили Ш. А., 1974,1987;Анохин П. К., 1972; Мерлин В, С., 1986; Вяткин Б. А., 1964; Леонтьев В. Г., 1992; Асмолов А. Г., 1979; Залевский Г. В"1976; Чирков ВН., 1996; Оес1 Е.Ь., 1980; вЫппегВ.Р., 1971).

Но в рассмотренной нами литературе мало освещались конкретные виды стратегий поведения с точки зрения их наполненности энергетическими и эмоциональными составляющими. Также не определена роль установочной диспозиции в процессе формирования стратегии. Не исследованы взаимосвязи отдельных видов установок и стратегий поведения Особый интерес представляет возможность регуляции и коррекции поведения при помощи «ресурсной» установки, обеспечивающей позитивное эмоциональное состояние субъекта и обусловливающей мобилизацию внутренних сил человека для более продуктивной деятельности.

В этой связи возникает необходимость проведения теоретических исследований и организации специальной работы, направленной на изучение различных видов стратегий поведения и факторов их формирования. Этими положениями обусловлена цель работы.

Целью исследования является изучение системы факторов и психологических условий формирования стратегии поведения .

Объектом исследования в нашей работе является стратегия поведения её формы и виды, динамика изменения.

Предметом исследования — установка и установочная диспозиция как факторы формирования и изменения стратегии поведения. Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие допущения гипотезы:

1.Для построения и формирования стратегии поведения существует система условий и факторов где установка занимает доминирующее положение.

2.Из общего числа формирующих факторов наибольшее влияние на стратегию поведения оказывают, по нашему предположению, актуальная и ресурсная установки.

3.Актуальная установка выполняет формирующее действие. ь.

4. Ресурсная установка производит изменения в динамике стратегии поведения, моделируя новую форму стратегии.

Для проверки выдвинутых гипотез поставлены следующие задачи исследования:

1 .Изучить психологическую сущность поведения.

2.Провести теоретический анализ типов и видов стратегий поведения.

3.Выявить характерные установочные диспозиции личности.

4.Изучить взаимосвязь установки и различных видов стратегий поведения.

5.Исследовать доминирующую роль ресурсной установки в изменении стратегии поведения.

Методологической основой исследования явились основополагающие принципы психологии: единство сознания и деятельности, принцип детерминизма. Для решения поставленных задач нами использовались различные стандартные и авторские методы исследования, в частности, диагностика ценностных ориентаций М. Рокича, метод цветовых выборов-модифицированный цветовой тест М. Люшера, проективные методы определения самооценки личности, стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ), анкеты, опросники, ранговые шкалы по выявлению установочного поля (диспозиции) и стратегий поведения. Экспериментальные исследования проводились на базе Читинского ИПК и ПК, военного училища МВД г. Новосибирска, НГТУ в 1996;1998 г. г. Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Проведённая работа позволяет утверждать, что стратегия поведенияэто сложное динамическое образование, формирующееся под воздействием различных факторов. Под стратегией поведения мы понимаем генеральное направление устойчивых форм (действий) поведения, выстроенных в определенной последовательности для достижения результата (цели). Нами установлено, что актуальная установка выступает в качестве доминирующего фактора в процессе формирования стратегии поведения.

Ресурсная установка существенно изменяет структуру стратегии и ее энергетическую наполненность. Понятие «ресурсная установка» впервые введено нами, оно предполагает задание индивиду состояния, соответствующего максимальной эффективности реализуемого поведения.

Также выявлена и экспериментально подтверждена возможность при помощи ресурсной установки моделировать более продуктивные по сравнению с уже имеющимися в опыте человека стратегии, а следовательно использовать этот моделирующий эффект при расширении системы выбора в построении стратегии.

Практическая значимость выполненных исследований состоит в том, что на основании проделанной работы были разработаны методические рекомендации для психологов, педагогов и родителей где описаны наиболее действенные стратегии поведения и способы их построения. По результатам экспериментальной части составлены программы для тренингов личностного и профессионального роста педагогов и различных категорий слушателей курсов повышения квалификации. Приемы, включающие использование ресурсной установки, используются в практике психологического консультирования для разрешения разного рода проблемных ситуаций и с целью усиления продуктивности процесса обучения среди детей и взрослых.

Основные положения, выносимые на защиту.

1.Стратегия поведения представляет собой устойчивое образование, имеющее генеральную направленность, входящих в него форм (действий) поведения выстроенных в определенной последовательности для достижения поставленной цели (результата). Виды стратегий различаются по структуре действий и направленности на цель .

2. Существует система психологических факторов, оказывающих решающее влияние на формирование различных форм и видов стратегий поведения, от которых зависит их структура, характер и степень продуктивности.

3.Установка как фактор формирования стратегии поведения занимает доминирующую позицию в этом процессе. Причем функция актуальной установки — формирующая, а ресурсной — регулирующая динамики изменения структуры и эмоциональной окрашенности стратегии.

4.

Введение

ресурсной установки в реальное поведение человека, позволяет изменять ранее сформированные стратегии поведения на более продуктивные, способные с наименьшими затратами психологических и эмоциональных сил более успешно разрешать проблемы, изменять отношение к ним и расширять систему выборов, преодолевая трудности различного характера.

5 .Феномен ресурсной установки обусловливает возможность построения успешных и гибких стратегий поведения, улучшающих адаптационные свойства личности. 9.

114 Заключение.

Проведенные за несколько последних десятков лет теоретические и экспериментальные исследования по вопросам формирования и особенностям проявления устойчивых поведенческих образований таких как «стратегия поведения», «стили деятельности», «когнитивные стили», «стили управления», «жизненные сценарии», «акцентуации» привели ученых ко многим открытиям в этой области. Началом углубленного интереса к этой тематике можно считать времена раннего бихевиоризма (Уотсон Дж.). В дальнейшем взгляды ученых психологов на природу поведения и психологическую сущность стратегий колебались от сугубо биологических позиций до крайних социальных. Но наряду с такими полярными концепциями существовали интегративные промежуточные позиции, в которых сочетались физиологические, нейропсихологические и социальные аспекты, объясняющие закономерности поведенческих реакций (Зингер Э., Холт Э., Торндайк Э., Павлов И. П., Ухтомский A.A., Пиаже Ж., Гальперин Г. Я., Оллпорт Г., Толмен Э., Узнадзе Д. Н., Анохин П. К., Мерлин B.C., Вяткин Б. А., Леонтьев В. Г., Залевский Г. В., Асмолов А. Г., Чирков В. И., Deci E.L., Skinner B.F., Hull C.L., Lewin К.).

Наряду с изучением фундаментальных теоретических вопросов в разработке темы поведения и различных его форм и образований научная мысль стремится понять закономерности, свойства, факторы и условия регуляторов, которые могли бы обеспечивать осознанный процесс формирования и управления человеческим поведением. Об этом в своих трудах пишут Ш. А. Надирашвили (1987), И. Т. Бжалава (1971), Н. Ф. Наумова (1988), A.B. Карпов (1991), A.A. Девяткин (1996).

Для изучения закономерностей влияния различных факторов на процесс формирования и изменения стратегии поведения проводилось наше.

115 исследование. Последовательно решая поставленные задачи нам удалось получить данные о различных видах стратегии поведения, их структурных компонентах. Выявить систему условий и факторов, оказывающих существенное влияние на процесс формирования стратегии поведения. Обозначить роль установки как ведущего формирующего и регулирующего фактора. Эти данные носят как теоретический, так и прикладной характер.

При подведении итога проведенного исследования, необходимо отметить, что основной трудностью, стоящей на пути к познанию закономерностей взаимосвязи установки и стратегии поведения является неоднозначность понимания сущности установки. По этой причине был проведен теоретический анализ ведущих положений об установке, ее природе и функциональности. Наряду с этим из большого числа видов и форм стратегий поведения выбраны те, которые, на наш взгляд, наиболее ярко отражают процесс воздействия на них установок актуального характера.

Было принято положение об установке «как целостной идентификации субъекта», готовности к восприятию будущих событий и совершению в определенном направлении действий, что является основой целесообразной избирательной активности.

Наряду с первичной установкой, рассматривается так называемая фиксированная установка, обладающая вторичностыо происхождения, существующая в качестве функционального блока, способного сохранять стимуляционный образ и систему соответствующих реакций поведения в процессе реализации установки.

Постулируется иерархичность структуры установки, принимается ее трехуровневая классификация: смысловая, целевая и операциональная. При этом учитываются несколько компонентов терминологического содержания «психической установки» — это с одной стороны приспособление к действительностис другой — субъективное духовное состояние, выражающее.

116 готовность человека к действиюс третьей — ее психофизиологическая природа.

Таким образом, фактор установки получает статус сложной, иерархической структуры, обладающей динамичностью и целостностью свойств, выполняющей формирующую и регулирующую функции по отношению к стратегии поведения.

Изучение психологической сущности установки как фактора формирования стратегии поведения велось в двух направлениях. Одно из них — изучение установочной диспозиции личности, под этим понятием подразумевается совокупность фиксированных установок, свойственных субъекту. В их число входят установки, приобретенные в процессе воспитания путем интериоризации — это духовные и материальные ценности, убеждения, верования и социальные нормы, а также привычки, навыки и всякого рода автоматизмы, существующие на уровне операций (действий). Сюда же отнесены установки, базирующиеся на физиологических свойствах индивида: динамические (ДУ), статические (СУ), вариабильно-стабильные (ВСУ) и вариабильно-лабильные установки (ВСУ-ВЛУ).

С точки зрения функционального воздействия — установочный фон является детерминирующим фактором и оказывает направляющее действие на процесс формирования стратегии поведения.

Другое направление изучения влияния установки на стратегию — это анализ характеристик взаимосвязи актуальной и ресурсной установки и стратегии поведения.

Установлено, что актуальная установка с учетом детерминирующих свойств установочной диспозиции оказывает формирующее действие на стратегию поведения. Под ее воздействием выстраиваются определенные последовательности поведенческих актов (действий), отражающие г.

117 взаимосвязь многих психических явлений, обеспечивающих человеческую деятельность и поведение.

Отличия стратегий поведения, построенных под воздействием актуальной установки, обусловлены индивидуальными свойствами личности и особенностями установочной диспозиции. Проявление отличий наблюдается на операциональном уровне, когда в качестве средства достижения цели человеку приходится выбирать конкретные действия. Было замечено, что если в установочной диспозиции субъекта преобладают установки активного характера и им сопутствуют мотивы внутренней мотивации, то актуальная установка на достижение заданной цели порождает активные формы стратегий поведения опирающиеся на внутренний ресурс личности. Если же фоновые установки носят пассивный характер, то при сохранении общей направленности стратегии в качестве средств реализации избираются действия, опирающиеся на использование внешнего ресурса, при этом объем внешней мотивации у данного субъекта преобладает.

Установлено, что ресурсная установка изменяет уже сформированную стратегию поведения на более продуктивную за счет активации внутреннего ресурса, повышения удельного веса фактора теоретического поведения, снижения эмоциональной напряженности. Под влиянием этой установки происходит мобилизация психофизиологических возможностей человека, ускоряется настройка организма и сокращается время выбора действий. Происходит насыщение состояния позитивными эмоциями, появляется уверенность в успешном завершении деятельности. Как правило, следствием перечисленных изменений является расширение возможностей выбора средств достижения цели, заметное снижение уровня негативных переживаний в случае неуспеха. Результаты исследования влияния этого вида установки на стратегию поведения носят прикладной характер. Ресурсную установку можно использовать как средство изменения и активизации.

118 неэффективных стратегий поведения при решении профессиональных и личностных проблем человека.

Проведенный дисперсионный анализ позволил экспериментально доказать следующее: система причинных факторов, представляющая собой совокупность установочных диспозиций и актуальных установок, выражена высоким уровнем значимости для различных видов стратегий поведения, коэффициент значимости принят Р-0,05. Для активной стратегии наиболее значимыми оказались установки операционального уровня, установки теоретического поведения, целевые установки, установки энергетического свойства, связанные с самооценкой и уровнем притязанийдля пассивной стратегии наиболее значимыми являются операциональные установки ограничивающего характера, установки малой энергетики (низкая самооценка) и контролирующие установки.

Выявленная в результате дисперсионного анализа система статистически значимых психологических факторов для отдельных видов стратегий поведения, позволила объяснить закономерности их формирования под влиянием этих факторов.

В заключении необходимо подчеркнуть, что полученные теоретические и практические данные можно использовать для дальнейшей разработки закономерностей формирования эффективных стратегий поведения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни -М- Мысль, 1991−29 с.
  3. А.А., Громова А. А. Пойми меня правильно. С.-П.: Экономическая школа, 1993 — 352 с.
  4. И. С. Бородкин Ф.М. Принцип дополнительности в социологии // Моделирование социальных процессов М: Наука, 1970 С.37−48
  5. Ананьев Б, Г. О проблемах современного человекознания. М: наука, 1977−380 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л-д: 1969.
  7. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М: Наука, 1978. 400 с.
  8. П.К. Механизмы и принципы целенаправленного поведения // Сборник статей. М: Наука, 1972 — 295 с.
  9. В.Г. Значимость и временная стратегия поведения //Психологический журнал. 1981. — т.2, № 6 — С.28−37
  10. Ю.Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М: МГУ, 1979 — 150 с. П. Асмолов А. Г. Знаем ли мы себя? Неосознаваемые механизмы регуляции поведения личности. — М: Знание, 1989 — 42 с.
  11. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М: Наука, 1990.
  12. Асмолов А. Г, Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопр. психол. 1982. — 32. — с. 14−27.
  13. М.А. Синергетика и психология / материалы круглого стола.
  14. С-П: Изд-во СПУВК, 1997 -148 с.120
  15. Д. Д. Нейропсихологический анализ феномена фиксированной установки. Автореф. канд. дис. 19.00.04) М: 1978, 23 с.
  16. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-М: 1988−400 с.
  17. И.Т. Установка и механизмы мозга. Тбилиси: Мецниереба, 1971 195 с.
  18. И.Т. Установка и поведение М: Знание, 1968 — 48 с.
  19. P.P. Исследования видов целеобразования. Автореферат дис.канд. (19.00.01) М, 1979 — 20 с.
  20. H.H. Контент-анализ // Методологическое пособие. Спец. практикум М: 1992 — 56 с.
  21. A.A. Формирование понятия о другом человеке как о личности. —Л., 1970
  22. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М:1. Изд-во МГУ, 1982 200 с.
  23. Л.М. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии 1976 — № 6 — с. 45−53
  24. A.B. Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопр. психологии 1984 — № 5 — с. 17−29
  25. Д. Под кодом. М: МГУ, 1996 — 135 с.
  26. А.П. Моральная регуляция поведения личности. -Минск, 1987−128 с.
  27. П.А. Восприятие речи. Вопросы функциональной асимметрии мозга. Л-д: наука, 1988.
  28. .М. Современная когнитивная психология. — М, 1982- 336 с.
  29. Л.С. Собр соч.: В 6 т. М, 1983. — т. 1, 2, 5.121
  30. JI.C., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
  31. ПЛ. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления всоветской психологии. М., 1966. — с 236−277.
  32. A.B. Роль типологических особенностей установки в сенсомоторной активности человека: Автореф. канд. дис. психол. наук Тбилиси, 1979 — 27 с.
  33. B.C. Типы мышления и учебная деятельность. -Свердловск, 1988 73 с.
  34. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. — 271 с.
  35. В.В. Категория деятельности и психологического отражения в теории А.Н. Леонтьева // Вестник МГУ: Сер. 14 Психология. 1979 — № 4 — с. 25−41.
  36. A.A. Психология социальной установки Калининград:
  37. Гос. Университет, 1996 423 с.
  38. В.И., Полетаева И. А., Хабаров В.И, Экспертная система анализа многофакторных объектов (Дисперсионный анализ. Прецендентный подход) Новосибирск, НЭТИ, 1992 — 127 с.
  39. Дизель Поль М, Поведение человека в организации. М., 1993
  40. Г. Г. Проблема теории человеческих потребностей. -Вопросы философии, 1976, № 9 и 1977, № 2.
  41. Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. — М.: Класс, 1997 -186 с. 41 .Додонов Б. И. Эмоция как ценность М., 1978. — 271 с. 42. Дьяченко М. И. Готовность к деятельности. В напряженных ситуациях. — Минск, 1985.122
  42. И6ерла К. Факторный анализ М.: Статистика, 1980 — 398 с. 48.йванов С. К. Теория свободных установок. ~ М., 1995.
  43. М.В. Потребность принятия решений в профессиональной деятельности // Психол. журнал. 1984. — т.5 № 3 — с. 35−42.
  44. A.B. Психология принятия решений в профессиональнойдеятельности Ярославль, 1991 -243 с.
  45. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание М.: Мысль, 1968 -148 с.
  46. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань: Изд-во1. Казан, ун-та, 1969 279 с.
  47. В.И. Мотивы поведения и деятельности М.: Наука, 1 988 192 с.
  48. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980 — 255 с.
  49. М.А. Психология и безопасность. Таллин, 1987 — 440 с.
  50. В.И. стратегия делового успеха Р. на Дону.: Феникс, 1995 -416 с.
  51. В.В., Петренко В. Ф. Россохин A.B. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии, 1998 № 3. — С. 70−78.123
  52. И.М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопр. психол, 1997 № 2. — С. 122−130.
  53. А.Н. Восприятие и деятельность М: МГУ, 1976 — 319 с.
  54. А.Н. Общее понятие о деятельности // основы речевой деятельности. М.: Наука, 1974. С. 5−20.
  55. В.Г. Стимулы познавательной потребности // Формирование духовных потребностей школьников / Под ред. Ю. В. Шарова. Новосибирск, 1976. — С. 86−99.
  56. В.Г. Психологические механизмы мотивации. — Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1992 216 с.
  57. К. Акцентуированые личности. М, 1981
  58. П. Переработка информации у человека (Введение впсихологию) М.: Мир, 1974 — 550 с.
  59. .Ф. Вербальное кодирование в познавательных процессах. -М.: Наука, 1986−128 с.
  60. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984 -446 с.
  61. Д. Н. Максвелл А.З. Факторный анализ как статистический метод: М.: Мир, 1967 144 с.
  62. М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. -Воронеж, 1993.
  63. А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973 — 374 с.
  64. Макаренко Ю. А, Системная организация эмоционального поведения. М.: Медиана, 1980 — 207 с.
  65. В. Л. Блудов Ю.М. Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984. -191 с.
  66. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983. — 96 с.124
  67. А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии 1982. — № 4 — с. 5.17.
  68. Матюшкин А. М К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979. — С. 29−34.
  69. Мерлин В. С, Систематический подход к онтогенезу интегральной индивидуальности // Психология развития и формирования личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. — С. 87−105.
  70. В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь: Перм. гос. Ун-т, 1990. — 109 с.
  71. Д., Галантер Ю. Прибрам К. Планы и структура поведения. М: прогресс, 1965. — 238 с.
  72. М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя. // Вопросы психологии, 1998. № 1. — С. 44−53.
  73. Н.С. Структура и коррекция поведения человека. Минск: Наука и техника, 1980. — 80 с.
  74. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии, 1997-№ 4-с. 28−38.
  75. В.И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции студентов. // Вопр. психологии,. 1997.- № 6 с. 30−38.
  76. В.Н. Проблема потребностей в системе психологии // Ученые записки ЛГУ. 1957. — № 244. — с 4.
  77. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1974 — 170 с.
  78. Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси:1. Мецниереба, 1987. 361 с.
  79. Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972.
  80. Р.Г. Восприятие и установка // Познавательные процессы: ощущение, восприятие. — М.: Педагогика, 982. с. 80−88
  81. В.В. Теория эксперимента. М.: Наука — 1971.
  82. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988 — 200 с.
  83. В.Д. Психологические исследования индивидуальныхразличий. М, 1976. — 335 с.
  84. В.Д. Исследование взаимосвязи между чувствительностью и силой нервной системы // Психофизиологические исследования индивидуальных различий.1. М., 1976. — С.283−331.
  85. P.C. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. — М., 1984.
  86. P.C., Синягин Ю. В. Мотивация достижения, уровень притязаний и эффективность групповой деятельности // Психол. журнал. 1987. — т. 8. — № 1. — с. 46−54.
  87. В.Г. Темперамент личности и фиксированная установка. Тбилиси, 1970.
  88. В.Г. Типы характера и фиксированная установка. -Тбилиси, 1966 190 с.
  89. В.Г. Методы исследования характера личности. -Тбилиси: Мицниереба, 1989 308 с.
  90. Я. Факторный анализ. М.: Статистика, 1974 — 200 с.126
  91. Ю.М. Восхождение к индивидуальности М., 1991.
  92. Ю.М. Структура и закономерности поведения. М.: Импринт-Гольфстрим, 1996 — 20 с.
  93. Ю.М. Мотивация поведения М.: Импринт-Гольфстрим, 1996−28 с.
  94. И.П. Избранные труды. М.: АПН РСФСР- 1951. — с. 365.
  95. А.И. психологические факторы эффективности стереотипной и вариативной стратегий поведения: Автореф. канд. дис. психол. наук Тб-си, 1979.
  96. A.B., Китайгородская Т. А. К некоторым вопросам активации учебной деятельности /// Методы интенсивного обучения иностранным языкам. — М., 1979. Вып. 5. — С. 77−78.
  97. A.B. Психологическая характеристика личности //
  98. Общая психология. М.: Просвещение, 1976 — С. 97−195.
  99. Ш. Психология интеллекта // Избр. психол. труды М.: Просвещение, 1965.
  100. И., Стингере И. Порядок, из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986.
  101. Т.И. проблемы использования методовпсихосинтеза в процессе личностно-ориентированного обучения // Психологические проблемы повышения квалификации работников образования. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3, часть 2 М., 1994.
  102. Т.И. Как эффективно обращаться с другими людьми. // Психологические рекомендации по личностно-профессиональному развитию. Как стать эффективным учителем. -Чита: ЧИПКРО, кафедра психологии и педагогики, 1995 с. 24−34.
  103. Т.И. Феномен успешной стратегии обучения // Повышение квалификации и переподготовки кадров как фактор127развития общеобразовательной школы: Тез докл. науч.-практ. конф.- Кемерово, 1996, с. 98−101.
  104. Т.И. Коммуникативно-перцептивные способности учителя // Высшая школа: гуманитарные науки и гуманистические основы образования воспитания. Педагогика. Часть 3. Психология.: Тез докл. науч.-практ. конф. Чита, 19%. — с. 90−92.
  105. Т.Н. Проблемы поведения человека: установка как фактор детерминации поведенческих реакций (теоретический анализ) // Служба практической психологии образования: проблемы, поиски, решения.: Тез науч.-практ. конф. Чита, 1997. — с 113−117.
  106. A.C. Исследования по психологии установки. -Тбилиси, 1967.
  107. A.C. Проблема установки на современном уровне разработки грузинской психологической школы // Психологические исследования. Тбилиси, 1973. — С. 10−26.
  108. A.C. Психологические очерки. Тбилиси, 1975.
  109. Ф., Люис Б. Магия нейролингвистического программирования без тайн. С-П., 1995 — 170 с.
  110. В.Н. Психология и кибернетика. М.: Педагогика, 1971- 232 с.
  111. Рамишвили Д. И, К понятию субъекта и объекта в психологии Д. Н, Узнадзе // Психологические исследования / Под ред. A.C. Прангишвили. Тбилиси, 1973. — с. 316−326.
  112. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957 — 327 с.
  113. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976 -345с.
  114. И.А. Стиль общения и его детерминанты // Автореф. канд. дис. психол. наук М., 1988.
  115. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1980, — 352 с.128
  116. Сеченов И. М, Рефлексы головного мозга М., 1947 — 159 с.
  117. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. -М., 1970.
  118. Д.Л. Язык при измененных состояниях сознания. Л-д.: Наука, 1989.
  119. В.И. о мотивации достижения спеха и избегания неудачи // Мотивация познавательной деятельности., Л., 1972 с. 8.
  120. В.И. Психическая саморегуляция деятельности // Автореф. дис. д-ра психол. наук М., 1991 — 46 с.
  121. К.В. Биологические мотивации. — М., 1971.
  122. К.В. Экспериментальная и прикладная физиология. Системные механизмы поведения. М., 1993. — т. 2. — 159 с.
  123. .М. Простейшие способы факторного анализа // Типологические особенности высшей нервной деятельностичеловека. м., 1967. — т. 5 — С. 239−286.
  124. В. А. Васильев М.А. К анализу процессов целеобразования // Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. ак. Тихомирова. М: Наука, 1975 — с .141.
  125. И.Н. Индивидуальные различия с точки зрения эволюционно-синергетического подхода // Вопросы психологии.1996 № 1 — С.72−84.
  126. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980 — 144 с.
  127. Д.Н. Основные положения теории установки // Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.
  128. Д.Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966 —450 с.
  129. Г. Синергетика М., 1980.129
  130. г. Современный факторный анализ. М.: Статистика, 1972.
  131. Ходжава З. И. Фактор фигуры в действии установки
  132. Экспериментальные исследования по психологии установки. -Тбилиси, 1958.
  133. Н.А. Философско-психологические модели взаимодействия детей и родителей. С.-П.: Образование, 1995 -32 с.
  134. Е.Д. Нейропсихология. М. МГУ, 1987 — 288 с.
  135. Е.Д. Мозг и активация М., 1972 — 381 с.
  136. Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии. 1997 — № 3 — с. 112−125.
  137. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. //Вопросы психологии. 1996.- № 3.— С.116−132.
  138. Ш. Н. Некоторые спорные проблемы психологии установки. Тбилиси.: Мецниереба, 1971. — 273 с.
  139. Ш. Н. Влияние потребности на восприятие иустановка // Вопросы психологии. 1971. — № 1.
  140. В.Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996.
  141. Е.В. Социальная детерминация поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976-с. 20−21.
  142. Юнг К. Г. Психологические типы. М.: Университетская книга, 1996−716 с.
  143. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. JI-д: Наука, 1979 — 264 с.
  144. М.Г. Наука о поведении: русский путь. Воронеж, 1996.
  145. М.Г. Трактовка истории поведения в научной школе Выготского Лурия // Вопросы психологии, 1998 — № 2 — с. 118−125.130
  146. Allport F.H. The Nature of Personality: Selected Papers, Cambridge, 1950.
  147. Atkinson J. M An introduction to motivation, Princeton, N.Y.: van Nostrand, 1964.
  148. Deci E.L. Intrinsic motivation. N.Y.: Plenum, 1975.
  149. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination and intrinsic motivation in human behavior, 1985.
  150. Hull C.L. Principles of behavior N.Y.: Appleton-Century-Crofis, 1943.
  151. Izard C.E. The psychology of emotions, -N.Y.: Plenum Press, 1991.
  152. LewinK. Field theory in Social Science. -N.Y.: Harper, 1951.
  153. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y., 1954, 200 p.
  154. Skinner B.F. Science and human Behavior. N.Y.A Free Press, 1953.
  155. Skinner B.F. Beyond freedom and dignity. N. Y.: Knopf, 1971.
  156. Tolman E.C. Principles of purposive behavior // Koch S. (ed.) Psychology: a study of science. v. 2. -N.Y.: Mc Graw-Hill, 1959.
  157. Thorondike R., Hagen E. Measurement and evatuation in Psychology and education. N.Y., 1961.
  158. Woodworth B.S. Dynamic of behavior. N.Y.: Holt, 1958.
  159. Ericson E.H. The life cycle completed. N.Y.: Norton, 1982.131
Заполнить форму текущей работой