Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Языковые представления о типах текста у старших дошкольников и их развитие в процессе обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения и выводы диссертации опубликованы в статьях, а также результаты исследований докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии Иркутского государственного педагогического университета (1998, 2000, 2002), на межрегиональной конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования» (г.Иркутск, 1996 г.), на научно-практической конференции… Читать ещё >

Содержание

  • Ф
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Психологическая природа представлений, их механизм и процесс становления обобщенного знания
    • 1. 2. Психологические и психолингвистические основы связной речи
    • 1. 3. Психолого-педагогические особенности развития связной речи и овладение языковыми представлениями в дошкольном возрасте
  • Выводы
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТИПАХ ТЕКСТА И УМЕНИЙ ИХ ПОСТРОЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
    • 2. 1. Задачи, методика и процедура исследования
    • 2. 2. Результаты экспериментального обследования и их анализ (результаты констатирующего эксперимента)
  • Выводы
  • ГЛАВА 1. П. ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТИПАХ ТЕКСТА И НАВЫКОВ ИХ ПОСТРОЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 3. 1. Содержание и методика формирования языковых представлений и умений в построении текстов разного типового значения
    • 3. 2. Результаты экспериментального обучения (сравнительный анализ)
  • Выводы

Языковые представления о типах текста у старших дошкольников и их развитие в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Наше исследование посвящено изучению содержания языковых представлений о типах текста и возможности их актуализации в построении высказываний. Актуальность проблемы определяется уникальными возможностями детей дошкольного возраста в овладении процессами речи и мышления. Именно в этом возрасте закладывается основа личностной культуры, где язык, речь начинают служить основным каналом ее развития. Познание секретов языка поможет ребенку лучше понимать, слушать и слышать обращенную к нему речь, точнее выражать свои мысли. При этом он одновременно овладевает основными логическими формами мысли — суждениями, различными предпонятийными образованиями и умозаключениями, что приводит к существенной перестройке всей познавательной деятельности, в первую очередь, речи (Н.Н. Поддьяков).

Ребенок начинает выделять не только внешние качества предметов, но и их внутренние взаимосвязи, их существенные отношения. Язык составляет для него такую же реальную действительность, которой ребенок овладевает так же, как и другими предметами. Поэтому успешное овладение родным языком обеспечивается первоначальными представлениями о языке, речи, о действиях с речевым материалом, которые могут нести элементы осмысливания и осознанности.

Осознание обогащает умственное развитие ребенка, поскольку вводит в особую область объективных явлений, раскрывает новую сферу объективной действительности и вместе с тем обогащает овладение языком. При этом формируется ориентировка в языковых явлениях, основанных на языковых представлениях.

Природа представлений, их механизм и особенности формирования у детей нашли свое отражение в психологических исследованиях А. И. Айдарова, В. А. Артемова, JI.C. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова,.

Е.И. Игнатьева, А. А. Леонтьева, Н. Н. Поддьякова, А. А. Потебня, C. J1. Рубинштейна, А. Г. Рузской, Ф. А. Фрадкиной и других, в которых выявлена связь представлений и понятий, сложная организация формирования обобщенного знания и доказана необходимость специального обучения, где взрослый помогает зафиксировать образы, предметы, явления в их индивидуальных и общих чертах.

Сформированные представления используются детьми в процессе различных видов деятельности, в том числе, в речевой, при построении высказываний.

Проведено достаточное количество исследований, которые показывают функциональное многообразие речи, при становлении которой учитываются условия, формы и цели общения (Л.С. Выготский, А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, A.M. Леушина, А. А. Люблинская, Ф. А. Сохин, A.M. Шахнарович, Д. Б. Эльконин и др.).

Доказано, что элементы монологической речи появляются у детей в два-три года, а к старшему дошкольному возрасту появляется стремление адекватно воспроизводить полученные впечатления, знания через разные формы изложения.

Владение знаниями о разных типах текста дает возможность более осознанного общения, позволяющего строить разные по типу модели высказываний — описание, повествование, рассуждение. Однако анализ литературы, связанный с исследованием вопроса о целесообразности и возможности использования старшими дошкольниками языковых представлений о типах текста в построении высказываний смешанного типа, свидетельствует о том, что теоретические основы использования языковых представлений в качестве развивающего потенциала связной речи недостаточно изучен.

Вместе с тем, на наш взгляд, обобщенные знания о типах текста обладают широкими возможностями развития осознанного отношения старшего дошкольника к собственному высказыванию, его структуре, семантике, грамматике. Опыт создания единичного высказывания еще недостаточен для их интеграции. Между тем практика показывает, что именно в условиях естественного речевого общения дети чаще всего прибегают к использованию смешанных (контаминированных) текстов, но умение сочетать разные типы текстов, выстраивать единую схему изложения требует определенного преобразования представлений.

Таким образом, возникает противоречие между возможностью построения смешанных текстов старшими дошкольниками в общении и отсутствием знаний о законах его построениямежду признанием необходимости развития обобщенных знаний о законах построения текстов разного типового сочетания и недостаточной разработанностью данного положения в психолого-педагогических исследованиях.

Цель исследования — изучить у старших дошкольников динамику языковых представлений о типах текста в контаминированных высказываниях.

Объект исследования — процесс развития связной монологической речи у детей.

Предмет исследования — языковые представления о типах текста и их динамика в контаминированных высказываниях детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования — мы полагаем, что обобщенные знания о структуре текста, о семантике слова, о семантике предложения составляют содержание языковых представлений о типах текста у детей старшего дошкольного возраста. Успешность использования языковых представлений о типах текста в построении связных высказываний старшими дошкольниками будет зависеть от качеств этих представлений — устойчивости, полноты, адекватности, точности. Динамика языковых представлений о типах текста определяется их подвижностью, проявляющейся в умении строить тексты в разном типовом сочетании, требующем специальных речевых умений и определенной последовательности речевых действий. Понимание особенностей каждого типа текста, его структуры, семантики и умение использовать эти представления в построении собственных высказываний рассматривается нами как высший уровень развития связной речи, являющейся основой языковых способностей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. На основе теоретического анализа психологической, психолингвистической, лингвистической и педагогической литературы раскрыть сущность понятия «языковые представления».

2. Определить функциональное место языковых представлений о типах текста в общей модели речевого развития детей дошкольного возраста.

3. Экспериментально изучить особенности языковых представлений детей старшего дошкольного возраста о типах текста.

4. Установить возможности актуализации языковых представлений в разных типах текста и их динамику в контаминированном тексте.

5. Разработать диагностическую модель и на основе полученных данных создать программу развития языковых представлений о типах текста, умений их построения (содержание и методику) и проверить ее эффективность в практике обучения.

Методы исследования. Для решения поставленных задач проводился теоретический анализ психологической, психолингвистической и педагогической литературы по проблемам развития представлений, психолингвистике текста, речевого развития детей дошкольного возраста. Основными методами исследования явились: наблюдение за речевой деятельностью в специально организованных и естественных ситуациях общенияпсихолингвистический анализ речевых высказываний детейконстатирующий эксперимент, выявляющий характер представлений детей о каждом типе текста и умений их построения.

С целью изучения возможности актуализации языковых представлений о типах текста в контаминированных высказываниях был предпринят обучающий эксперимент по специально разработанной программе. Базой исследования явились дошкольные образовательные учреждения высшей категории № 101, 68 г. Иркутска, дети старших групп в количестве 50 человек. В результате проведенного обследования было получено и проанализировано 1400 речевых высказываний детей старшего дошкольного возраста.

Достоверность и надежность полученных результатов и выводов обеспечивалась статистическими методами количественной и качественной обработки (метода изменчивости оценки степени рассеивания и вариативности с помощью критериев индекса качественной вариации и энтропии).

Методологические основы исследования: концепция развивающего обучения, представленная в трудах В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина;

— теория П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий и понятий;

— общетеоретические идеи, интерпретации и положения Л. С. Выготского,.

B.В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна о развитии мышления и закономерностях процесса обобщениятеория речевой деятельности, сформулированная в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна;

— концепция речевого развития детей дошкольного возраста, разработанная Ф. А. Сохиным, О. С. Ушаковой;

— принцип системного подхода к изучению психических явлений, представленный в трудах В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова,.

C.Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина;

— личностно — деятельностный подход к исследованию речи, разработанный в трудах Л. С. Выготского, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, К. К. Платонова;

— теория текста, его признаков, представленных в исследованиях Н. В. Бессмертной, И. Р. Гальперина, С. И. Гиндина, Т. М. Дридзе, А. А. Леонтьева, О. А. Нечаевой.

Организация и этапы исследования.

Работа выполнялась на базе Иркутского государственного педагогического университет, при кафедре дошкольной педагогики и психологии.

Исследование проводилось в три этапа:

1997 — 1998 г. г. — изучение отечественной и зарубежной литературы по проблеме представлений, развития речи, формирование основных теоретических положений исследования.

1998 — 2000 г. г. — осуществление исследования языковых представлений о типах текста у старших дошкольников и их развитие в процессе обучения.

2000 — 2002 г. г. — количественный и качественный анализ, обобщение результатов, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в уточнении понятия «языковые представления», под которым мы понимаем первичные языковые обобщения о структуре текста, осознание семантики слов и предложений, основанных на понимании связей и отношений окружающего мира, отражающих логику познания предметов, явлений, событий и обусловленных потребностью сообщения в адекватном типовом оформлении.

Нами установлено, что языковые представления о типах текста у старших дошкольников характеризуются точностью, расчлененностью, устойчивостью и подвижностью. Подвижность языковых представлений о типах текста является важнейшим фактором их актуализации при построении высказываний. Доказано, что специальное обучение, заключающееся в развитии представлений о структуре текста, средствах связи, работа над семантикой слова и предложения обеспечивают высокий уровень связной речи и речевой деятельности в целом. В исследовании раскрыты возможности овладения родным языком детей старшего дошкольного возраста, на новом, сознательном уровне при овладении ими приемами контаминации. Получены данные о влиянии специальной речевой работы на познавательное развитие ребенка.

Теоретическая значимость исследования.

Полученные данные исследования доказывают, что языковые представления о типах текста расширяют классификацию разновидностей языковых представлений и представлений, выделяемых в трудах В. А. Артемова, В. В. Давыдова, В. Г. Казакова, JI.JI. Кондратьева, А. Г. Крысько. Теоретически обоснована значимость языковых представлений о типах текста в развитии умений при построении связных монологических высказываний. В ходе теоретического анализа выделены качества языковых представлений, обозначена функциональная взаимосвязь языковых представлений и умений в ч речевом развитии. Определены факторы динамики языковых представлений. Результаты исследования обогащают теорию речевого воспитания и развития в дошкольном детстве.

Практическая значимость состоит в том, что выявленные особенности языковых представлений позволили определить содержание, объем тех лингвистических знаний, которые может освоить ребенок в старшем дошкольном возрасте. Была разработана диагностическая методика определения особенностей языковых представлений о типах текста, речевых умений в построении разных типов текста детьми старшего дошкольного возраста. Разработана и апробирована программа развития языковых представлений и поэтапного обучения умениям построения контаминированных текстов. Практическая отработка таких умений имеет существенное значение для успешного выполнения детьми теоретической речевой деятельности. Полученные данные могут использоваться в практике работы с детьми дошкольного возраста. Результаты исследования были использованы в курсе лекций, семинарских занятий для студентов факультета дошкольной педагогики и психологии, для практических работников, повышающих свою квалификацию в области речевого и умственного развития дошкольников и в спецкурсе «Языковые представления о типах текста детей старшего дошкольного возраста и их развитие в процессе обучения».

Положения, выносимые на защиту:

1. Языковые представления — первичные языковые обобщения о типах текста, основанные на осознании связей и отношений окружающего мира, отражающие логику познания предметов, явлений, событий, обусловленных потребностью сообщения в адекватном типовом оформлении.

2. Основу языковых представлений детей старшего дошкольного возраста о типологии текста составляют элементарные знания о структуре каждого типа текста, осознание семантики слов и предложений.

3. Языковые представления характеризуются развитием нескольких качеств: точностью, адекватностью, полнотой, расчлененностью, что определяет возможность в построении текста одного типового значения.

4. Движущими факторами динамики языковых представлений о типах текста выступает степень сформированности их качеств, их подвижность, проявляющаяся в умении строить контаминированные тексты в разном типовом сочетании. Для достижения связности речи необходимо обеспечить развитие языковых представлений о типах текста.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные положения и выводы диссертации опубликованы в статьях, а также результаты исследований докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии Иркутского государственного педагогического университета (1998, 2000, 2002), на межрегиональной конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования» (г.Иркутск, 1996 г.), на научно-практической конференции «Проблемы и перспективы дошкольного воспитания» (г. Иркутск, 1997 г.), на конференции, посвященной 175-летию К. Д. Ушинского (г. Иркутск, 1998 г.), на научно-практической конференции «А. Г. Усова и современность» (г. Иркутск, 1999 г.), на научно-практической конференции «Современные подходы к воспитанию и обучению детей и профессиональному образованию дошкольных работников» (г. Иркутск, 1999 г.), на научно-практической конференции, посвященной.

180-летию со дня рождения Е. А. Флериной «Пути развития языковых представлений у старших дошкольников» (г. Москва, 2000 г.), на конференции «Актуальные проблемы современной психологии» (г. Иркутск, 2001 г.).

Объем и структура работы Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Материал изложен на 161 странице. В работе содержится 18 таблиц и 2 рисунка.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III.

Анализ практических материалов исследования выявил необходимость и целесообразность данной обучающей программы в формировании языковых представлений о типах текста у детей старшего дошкольного возраста.

Обучение дошкольников способствовало качественным изменениям в представлениях. Языковые представления приобрели более точный, расчлененный и устойчивый характер.

Выделенные условия обучения (формирование знаний о структуре текста, средствах, связи, семантике слова и семантике предложения) обеспечили успешный рост знаний детей о каждом типе текста и их динамики и связной речи в целом.

Испытуемые быстро ориентировались в предложенной речевой ситуации, и в зависимости от цели сообщения структурировали текст, адекватно отбирая языковые средства выражения. Свободное владение знаниями о каждом типе текста и навыками его организации способствовало актуализации языковых представлений в тексте разного типового сочетания (контаминации), что обеспечило большую вариативность в разрешении речевых ситуаций и точности оформления коммуникативного выражения.

Достоверность позитивных изменений показателей мер изменчивости и математического подсчета среднего оценочного бала позволяют утверждать об относительной сформированности языковых представлений о типах текста и их динамики.

Таким образом, разработанная и апробированная нами программа обучения может быть определена как эффективная и результативная.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Исследованием установлено, что развитие языковых представлений о типах текста у детей в процессе обучения на основе теоретического обобщения оказывает наибольшее воздействие на связность высказываний.

2. Проведенный теоретический анализ литературы позволил нам уточнить понятие «языковые представления о типах текста», раскрыть его сущность и признаки, под которым мы понимаем первичные языковые обобщения, содержанием которых является знания о характерологических признаках текста, его структуре, средствах связи, лексической и грамматической наполняемости. Данная обобщенная форма основана на понимании связей и отношений окружающего мира, отражающих логику познания предметов, явлений, событий в адекватном типовом оформлении.

3. Полученные в исследовании экспериментальные данные подтверждают гипотезу о том, что основу языковых представлений детей старшего дошкольного возраста составляют элементарные знания о структуре каждого типа текста, осознание семантики слов и предложений. Установлено, что представления становятся все более полным отражением признаков текста, как общих так единичных и приобретают большую устойчивость, точность и адекватность.

4. Результаты формирующего этапа эксперимента доказали, что движущими факторами динамики языковых представлений о типах текста выступают степень сформированности их качеств и подвижность, проявляющаяся в умении строить контаминированные тексты в разном типовом сочетании. Новые комбинации высказываний вызывают у ребенка новые мысли и их выражение посредством языка. Обобщение знаний активизирует мышление ребенка, способствует его обобщающей функции.

5. Анализ языковых представлений и наблюдение динамики языковых представлений показали, что они составляют базовую ступень в развитии языковых способностей, предполагающих развитие коммуникативно-речевых умений и навыков, свободное социальное взаимодействие с окружающими людьми.

6. В развитии языковых представлений прослеживается зависимость познавательных возможностей старшего дошкольника и способностей выражения результатов познавательной деятельности. Нами установлено, что освоение лексико-семантической системы языка обеспечивает точность словоупотребления, лексическое наполнение высказывания и выбор языковых средств задается задачами общения.

Достижения детей в построении контаминированных высказываний в результате актуализации языковых представлений мы наблюдали при переходе в подготовительную к школе группу и первый класс школы, что подтверждает положительное влияние разработанной нами методики на речевое развитие каждого ребенка.

В связи с этим нам представляется возможным дальнейшее изучение проблемы языковых представлений, их содержания и методики выявления с целью их развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .А. Текст как закрытая система языковых средств // Лингвистика текста. — М., 1984. — С. 3 — 6.
  2. А.И. Психологические особенности развития понятийного мышления младших школьников. М.: Наука, 1988. — 125 с.
  3. .Г. Проблема представления в советской психологической науке // Философские записки. -М.: Изд-во АНСССР, 1970. Т V. — С. 89 -95.
  4. А.С. Функционально-семантические типы текста. Тюмень, 1999.- 168 с.
  5. Н.А. Развитие мышления и языка в дошкольном и школьном возрасте // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 116 — 120.
  6. В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста. Автореф.дис.канд.филолог, наук. — М., 1988. 20 с.
  7. Т.Г., Проничев В. П. Наблюдение над содержанием и структурой текста, создаваемым детьми дошкольного возраста. СПб.: Образование, 1992.-С. 112−121.
  8. В.А. Курс лекций по психологии. Харьков.: Изд-во ХГУ им. Горького, 1978.-421 с.
  9. В.Ф. Логика. М.: Госполитиздат, 1977. — 354 с.
  10. Т.В. К вопросу о механизмах построения связного грамматически оформленного высказывания // Нейролингвистический анализ динамической аффазии. М., 1995. — С. 8 — 10.
  11. Н.Баранов С. П., Шардаков М. Н. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1983. 175 с.
  12. Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи учащихся // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л.- 1981. — Т 453. -С. 17−32.
  13. И.П. Формирование осознанного отношения ребенка к слову как основной единице языка и словесному составу предложения.: Автореферат диссертации канд.пед.наук. — М., 1992. 15с.
  14. Н.В. К вопросу о типологии текста // Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. Киев.: Высшая школа, 1998. — С. 15−20.
  15. Д.Н., Менчинская И. А. Психология усвоения языка. М., 1991.- 136 с.
  16. Бодуэн И. А де Куртенэ. Избр. тр. по общему языкознанию: В 2 т.- М., 1963.- Т. 2.-С.-125
  17. З.М. Мотивы общения с взрослыми // Развитие общения у дошкольников. М., 1984. — С. 204 — 256.
  18. Т.В., Крючкова Т. Б. Цельность текста и свойства элементов // Общение: теоретические и прагматические проблемы. М., 1982. — 374 с.
  19. A.M. Методика развития речи детей: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1994. 288 с.
  20. М.П. Стилистика языка. М., 1993. — 300 с.
  21. В.А. Проблемы текстуальной лингвистики. Киев, 1993. — 178 с.
  22. Л.С. Деятельностные аспекты языка // Сборник научных трудов. М., 1998. — С. 3 — 9.
  23. А.А. Расчлененность формы как основные свойства понятия // Вопросы философии. 1988. — № 1. — С. 7 — 10.
  24. В.В. Общение и речь: развитие речи у детей в общении с -взрослыми. М., 1995. — 185 с.
  25. В.В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. — М.: Знание, 1999,-94 с.
  26. В.В. Русский язык. М.: Высшая школа, 1982. — 447 с.
  27. Н.Ф. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой. Автореферат диссертации канд.пед.наук. М., 1982.- 25 с.
  28. Т.Г. Избранные работы по русскому языку. — М.: Просвещение, 1985.- 136 с.
  29. С.М. Профессиональное образование: Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦСПО, 1992. — 538 с.
  30. Е.К. Понятие. М.: Изд-во МГУ. — 1977. — 153 с.
  31. Е.К. Понятие как форма мышления. — М., 1989. 238 с.
  32. JI.B. Обучение дошкольников творческому рассказыванию. — М.: Просвещение, 1998. 126 с.
  33. JI.C. Избранные психологические исследования. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1986. 519 с.
  34. Л.С. Мышление и речь // Собр.соч. М. — Л., 1982. — Т 1. — 323 с.
  35. Галкина-Федорчук Е.М. О форме и содержании в языке // Мышление и речь / Под ред. Д. П. Горского. М.: Госполитиздат, 1987. — С. 21 — 28.
  36. Галкина-Федорчук Е. М. Современный русский язык. М.: Изд-во МГУ, 1992.-324 с.
  37. Галкина-Федорчук Е. М. Суждение и предложение. М.: Изд-во МГУ, 1996. -72 с.
  38. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.-322 с.
  39. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 3 — 8.
  40. П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий и понятий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1986. — 73 с.
  41. А., Сухова И. Н. Лингвистика текста. — М., 1990. — ч 2. 214 с.
  42. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1981.-471 с.
  43. В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1991. — № 2. — С. 7 — 10.
  44. С.И. Внутренняя организация текста. Автореф.дис.канд.филолог. наук. М., 1982.-24 с.
  45. В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. -М.: Альфа, 1996. 114 с.
  46. Н.А. Особенности монологической речи учащихся I III классов. Автореф.дис.канд.пед.наук — Киев, 1982. — 40 с.
  47. В.А. К вопросу об обобщении и конкретизации в процессе формирования предметных понятий у детей дошкольного возраста // Ученые записки кафедры психологии ЛГПУ им. Герцена. Л., 1980. — С. 57 — 60.
  48. Д.П. Логика. М.: Учпедгиз, 1974. — 232 с.
  49. В., Неволин И. Ф. Психологические исследования: слово и текст // Сборник научных трактатов. Тверь, 1995. 89 с.
  50. А.С. Сенсорное воспитание и развитие элементарных представлений о предметах окружающего мира // Дошкольное воспитание. — 2000.- № 8. -С. 69−74.
  51. В.В. Анализ структуры мыслительного акта. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1983.-С.5−8.
  52. В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). -М.: Педагогика, 1982. 424 с.
  53. Л.П. Вопросы психологии понимания учебного текста. Саратов.: Изд-во СГУ, 1995. — 92 с.
  54. Л.П. Логико-психологический анализ текста. Саратов, 1999. -172 с.
  55. Т.М. Порождение и интерпретация текстов // Тезисы VI Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации (17— 20 апреля). М., 1978. — С. 60−63.
  56. О.М. Психологическое развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1994. — 127 с.
  57. Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1999. — 16 с.
  58. Н.И. Механизмы речи М.: Изд-во АПН РСФСР, 1988. — 370 с.
  59. Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М.: Просвещение. — 1996. — С. 5 — 25.
  60. А.А. Понимание текста, психолингвистический подход. -Калинин, 1998.-268 с.
  61. JI.B. Опыт исследований взаимодействия слова и наглядности в формировании представлений. М., 1995. — 328 с.
  62. А.А. Восприятие и действие / Л. А. Венгер, А. Г. Рузская, В. П. Зинченко. М.: Просвещение, 1997. — 323 с.
  63. Ю.М. Текст: лингвистические и методические аспекты. М., 1991.-270 с.
  64. Ю.М. Методика обучения связной речи. М.: Русский язык, 1997.- 167 с.
  65. В.А. Очерки по общему языкознанию. М.: Изд-во МГУ, 1996. -628 с.
  66. И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи // Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. М.: Русский язык, 1997.- 159 с.
  67. Г. А. Коммуникативные и деятельностные аспекты языка. М.: Наука, 1999. — 96 с.
  68. А.А. Формирование связной описательной речи в средней группе детского сада. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1986. — 24 с.
  69. Ю.В. Логика. М.: Логос, 1997. — 386 с.
  70. Ю.С. Учите детей отгадывать загадки. М., 1995. — 126 с.
  71. Кабанова-Миллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков школьников. -М.: Изд-во АПН СССР, 1982. 278 с.
  72. В.Г., Кондратьев Л. Л. Понятие о представлении, памяти и их физиологических основах // Психология. М.: Высшая школа, 1989. — С. 120 -125.
  73. В.И. Развитие речи: теория и практика обучения 1 — 6 кл. М.: Просвещение, 1991. — 187 с.
  74. С.Н., Колобова Н. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М.: Изд-во МГУ, 1998. — 130 с.
  75. А.Д. Смысл и детонант // Семиотика и информатика. М, 1997. -Вып. 8.-С. 32−36.
  76. А.Н. Функциональные типы русской речи / О. А. Крылова, В. В. Одинцов. М.: Высшая школа, 1992. — 300 с.
  77. Г. В. О языковом механизме порождения текста. М., 1985. — 367 с.
  78. М.М. Ребенок учится говорить. М.: Наука, 1993. — 427 с.
  79. Н.И. Логика. М.: Изд-во АПН СССР, 1974. — 150 с.
  80. П.С. Формы мышления и их взаимосвязь // Вопросы философии. 1976 — № 3. — С. 45−53.
  81. Э.Г. Обучение рассказыванию в детском саду. — М.: Просвещение, 1978. 179 с.
  82. Е. Современное положение в лингвистике. М.: Изд. АПН СССР, 1987.-Т 36.-№ 6.-С. 15−31.
  83. Т. Избранные произведения. М., 1983. — 268 с.
  84. Н.И. Некоторые итоги применения и развития учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности // Журнал в.н.д. им. Павлова, 1971,-Т 1. Вып. 6.-С. 18−28.
  85. А.Г. Психические познавательные процессы: сущность представлений и их виды // Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Мн., 1999. -376 с.
  86. М.С. Формирование сложных синтаксических конструкций в речи старших дошкольников. Автореф.дис.канд.пед.наук. — М., 1977. 18 с.
  87. Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. -М., 1990. 368 с.
  88. Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Просвещение, 1995. 196 с.
  89. А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. М., 1987. — 426 с.
  90. А.А. Основы теории речевой деятельности. М.: Изд-во Наука, 1994.-367 с.
  91. А.А. Признаки связности и целостности текста // МГПИЛ им. М. Тореза. М., 1986. — Вып. 109. — 531 с.
  92. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. -М.: Наука, 1989, 307 с.
  93. А.А. Психология общения. Тарту, 1984. — 219 с.
  94. A.M. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. М., 1981. — Т 35 — С. 21 — 72.
  95. A.M. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПУ.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1986. С. 17 — 30.
  96. М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет // Общение и его влияние на развитие психики ребенка. — М., 1994. С. 128 — 150.
  97. Л.М. Как строится текст / Под ред. Г. Я. Солганник. М.: Просвещение, 1990. — 265 с.
  98. Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1990. — 284 с.
  99. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во МГУ, 1985.-253 с.
  100. А.Р. Речь и мышление (материалы к курсу лекций по общей психологии). -М.: Изд-во МГУ, 1985. 120 с.
  101. А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1989.-320 с.
  102. А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1981.- 415 с.
  103. А.А. Некоторые особенности взаимоотношений и наглядности в формировании представлений у ребенка дошкольника // Вопросы психологии. 1990. -№ 1.-С. 35−38.
  104. Р.А., Колмакова Н. Р. Статистические методы в психолого-педагогических и социологических исследованиях: Учебное пособие. -Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997. 149 с.
  105. А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Учебное пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1992. — 160 с.
  106. Л.Ю. Современный русский язык // Сборник научных трудов МГПУ им. В. И. Ленина. М., 1986. — 177 с.
  107. В.А. Критерии иерархизации предметов речи в структуре связного текста // Общение: теоретические и прагматические проблемы. -М., 1992.-С. 80−88.
  108. А.Н. Психология усвоения языка как средства общения. М, Педагогика, 1993. — 240 с.
  109. К. Методика преподавания русского языка как иностранного / Под ред. А. А. Леонтьева. М., 1988. — С.15 — 20.
  110. К. Роль воспитания в обучении детей речевому общению // Семантика в речевой деятельности на материале онтогенеза / Под ред. A.M. Шахнаровича. М., 1988. — 59 с.
  111. Н.А., Моро М. И. Вопросы методики обучения арифметике в начальных классах. -М: Просвещение, 1985. 386 с.
  112. О.И. Грамматика текста. М.: Педагогика, 1981. — 283 с.
  113. О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1984. — 67 с.
  114. В.В., Рупасов К. А. Определение математических понятий в курсе средней школы. М.: Изд. Учпедгиз, 1983. — 276 с.
  115. Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1998. — Вып. 8. -С. 5−20.
  116. А.И. Аспекты общей и частной теории текста. М.: Наука, 1992. — 35 с.
  117. Н.Л. Обучение дошкольников творческому рассказыванию. Автореф.дис.канд.пед.наук. Киев, 1987. — 18 с.
  118. Л.А. Рассказывание как средство обучения крвязной речи // Обучение в детском саду М., 1999. — 121 с.
  119. Н.П. К вопросу построения лингвистической классификации текстов // Типы коммуникации и содержательный аспект языка. -М., 1997. -С. 46−49.
  120. A.M. Вопросы методики родного языка лингвистики и стилистики. М. — Л.: Гос. изд-во 1-я Образцовая тип, 1989. — 252 с.
  121. . Как дети образуют математические понятия // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 18 — 22.
  122. . Речь и мышление ребенка. М. — Л.: Учпедгиз, 1982. — 427 с.
  123. . Роль действий в формировании понятийного мышления // Вопросы психологии. 1986. — № 6. — С. 18−21.
  124. Н.А. Восприятие текста учащимися // Лингвистические знания — основа умений и навыков: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1995.-С. 28−45.
  125. Н.Н. Проблемы развития мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. -М.: Педагогика, 1995. — 14 с.
  126. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1997. — 272 с.
  127. Н.Н. Развитие динамичности зрительных представлений у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. — 1997. № 1. -С. 100−111.
  128. Н.С. Мысли о связной речи и русской грамматике: Избранные труды. -М.: Наука, 1990. 179 с.
  129. А.А. Представление, суждение, понятие // Мысль и язык. К.: Изд-во Украина — 1992. — 192 с.
  130. Э.Г. Проблемы типологии текста // Сборник научно-аналитических обзоров / Н. Н. Трошина, Н. Н. Скребнев. М.: ИНИОН, 1984.- 187 с.
  131. Л.В. Анализ тема-рематической структуры текстов детской речи // Детская речь — лингвистический аспект. — М., 1995. С. 30 — 39.
  132. С.Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. М., 1980. — 426 с.
  133. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АПН СССР, 1988.- 324 с.
  134. С.Л. К психологии речи // Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. 1981. — Т 35. — С. 6 — 20.157 —
  135. А.Г. Роль непосредственного опыта и слова в образовании ' обобщений у детей дошкольного возраста. Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1984. -14 с. !
  136. Л.В. Введение в психолингвистику.-Л., 1989., i
  137. И.М. Избранные философские и психологические произведения: Элементы мысли. М., 1987. — 628 с.
  138. Е.В. Проблемы речевой системности. М: Изд-во АН СССР, 1987.- 138 с.
  139. А.А. Психология. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1976. — 347 с.
  140. Е.А. Формирование связности речи старших дошкольников в рассказывании по серии сюжетных картин. Автореф.дис.канд.пед.наук. — М., 1987.-20 с.
  141. Н.Г. Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1986. — 23 с.
  142. Г. Я. От слова к тексту. М.: Просвещение, 1993. — 186 с.
  143. Г. Я. Синтаксическая стилистика (сложное синтаксическое целое): Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1993. — 214 с.
  144. Ю.А., Тарасов Е. Ф. Лингвистика текста. М., 1994. — 116 с.
  145. Ф.А. Осознание речи дошкольниками и подготовка к обучению грамоте // Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С. 138 — 142.
  146. Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 1994. — 221 с.
  147. Ф.А. Формирование языковых обобщений в процессе речевого развития // Вопросы психологии. 1999. — № 5. — С. 13−33.
  148. М.С. Логика-М.: Госполитизд, 1979. 126 с.
  149. Е.М. Подходы к изучению семантики детской речи // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О. С. Ушаковой. М.: Изд-во РАО, 1996. — С. 12 — 17.
  150. JI.B. Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников. Автореф.дис.канд.пед. наук -М., 1999. 23 с.
  151. Е.Ф. Особенности понимания текста в современной лингвистике// Лингвистика текста. М., 1994. — С. 35 — 38. — ЧII.
  152. А.В. Методика русского языка в средней школе М., 1980. -137 с.
  153. Теодор-Павлов С. Е. Теория отражения. М., 1979. — 400 с.
  154. Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1987. — 128 с.
  155. Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф. А. Сохина М.: Просвещение, 1991. — 175 с.
  156. О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи. Автореф.дис.док.пед.наук, М., 1996. — 36 с.
  157. Т.Н. О причинах детского словотворчества (Психофизиологическая модель порождения синтаксически оформленного речевого высказывания) // Вопросы психологии. 1980. — № 6. — С. 112 -127.
  158. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.- 1993. — Т 2. -435 с.
  159. Э.А. Обучение старших дошкольников элементам словообразовательного анализа как условие точного выражения мысли в связной речи. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1981. — 20 с.
  160. Л.П. Закономерности усвоения родной речи. — М.: Просвещение, 1994. 159 с.
  161. Л.П. Особенности обучения русскому языку младших школьников. М.: Просвещение, 1993. — 259 с.
  162. Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. Н. Николаечева.-М.: Просвещение, 1994. -240 с.
  163. Н.Л., Денисова Л. П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М. — Л.: Медицина, 1999. — 104 с.
  164. А.Н. Стилистика текста и ученические письменные работы. -М&bdquo- 1981.-89 с.
  165. Е.А. Рассказывание и его источники. М., 1991. — 126 с.
  166. Ф.И. Возникновение понятийной речи у ребенка. Л.: Учпедгиз, 1993. — 12 с.
  167. А.А. О типологии речи // Историко-филологические исследования. М., 1997. — 186 с.
  168. Г. И. Учебник логики. -М.: Госполитиздат, 1976. 221 с.
  169. Л.С., Глюзман Ж. М. Лингвистические психолингвистические исследования языка и речи. М., Изд-во Институт языкознания АН СССР, 1996.-137 с.
  170. Л.Г. Формирование предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста. Автореф.дис.канд.пед.наук. — М., 1990. -19 с.
  171. М.Н. Мышление школьника. М., 1983. — 172 с.
  172. A.M. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе // Теоретические и прикладные проблемы Закономерности усвоения родной речи / Под ред. Ю. А. Сорокина, Е. Ф. Тарасова, A.M. Шахнаровича. М., 1989. — 432 с.
  173. .С., Ицкович В. А. О контаминации и смежных с нею явлениях: Памяти академика В. В. Виноградова. М., 1999. — 95 с.
  174. Н.Х. Экспериментальное изучение ранних обобщений ребенка. М. — Л.: Изд-во АПН РСФСР. — 1988. — Вып. 13. — С. 3 — 9.
  175. Н.Ю. Русский язык: Текст как целое и компоненты текста. М., 1982,-365 с.
  176. Н.Ю. Русский язык: Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. М., 1995, — 287 с.
  177. В. О психологических системах // Собр.соч. М.: Педагогика, 1983.-Т 3.-428 с.
  178. Л.В. Современный русский язык // Избранные работы по русскому языку. М., 1987. — 300 с.
  179. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1984. — 206 с.
  180. Е.К., Функина О. Н. Формирование представлений и понятий о времени // Дошкольное воспитание. — 1996. № 7. — с. 86.
  181. ДБ. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1980. — 326 с.
  182. Д.Б. Мышление младших школьников // Очерки психологии детей младшего школьного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, Л. И. Божовича. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1970. — 567 с.
  183. Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: АПН СССР, 1978.- 195 с.
  184. С.Е. Понятийное мышление в структуре сознательной деятельности // Этапы развития детского мышления. Донецк: Изд-во ГДУ., 1988. — 154 с.
  185. М.И., Семенова Н. В. Особенности связных высказываний типа рассуждений детей 6 лет // Совершенствование обучения и воспитания дошкольников в д/с и семье. Шуя, 1992. — С. 25 — 48.
  186. Broyon R. The fist language Camridge, 1983. 326 p.
  187. Holliday M. Language structure and language function in lyons ed. New Horisons in Linguistics. Penguin, 1990. — 873 p.
  188. Holliday M. Exploration in the functions of language London, 1993. — 165 p.
  189. Pfutze M., Blje D. Zu einigen Aspekten der Textkomposition Studio grammatka XVIII Berlin, 1997.
  190. Rommetveit K. On message № 4, 1994. P. 3 — 6.
  191. Rommetveit K. Things Worals and messages № 4, 1998. P. 10 — 15.
  192. Vittmers E. Zum Rollet der Forgezi chticgkeit sprachlichedar stellungen 'Textlinguistik' Dresden, 1995.
Заполнить форму текущей работой