Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессиональная деятельность руководителя научно-исследовательской организации по формированию психологической управляемости коллектива

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Среди всего многообразия проблем управления научными исследованиями главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческого труда руководителя научно-исследовательской организации. Профессиональная деятельность руководителя научно-исследовательской организации всегда имела свою специфику и за последние десятилетия приобрела… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Психологическая управляемость коллектива как объект профессиональной деятельности руководителя научно-исследовательской организации
    • 1. 1. Специфика профессиональной деятельности руководителя научно-исследовательской организации
    • 1. 2. Содержание и структура психологической управляемости коллектива как объекта профессиональной деятельности руководителя научно-исследовательской организации
  • ГЛАВА II. Особенности профессиональной деятельности руководителя научно-исследовательской организации по формированию психологической управляемости коллектива
    • 2. 1. Влияние личностных качеств руководителя научно-исследовательской организации на его профессиональную деятельность по формированию психологической управляемости коллектива
    • 2. 2. Способы профессиональной деятельности руководителя научно-исследовательской организации по формированию психологической управляемости коллектива

Профессиональная деятельность руководителя научно-исследовательской организации по формированию психологической управляемости коллектива (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Среди всего многообразия проблем управления научными исследованиями главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческого труда руководителя научно-исследовательской организации. Профессиональная деятельность руководителя научно-исследовательской организации всегда имела свою специфику и за последние десятилетия приобрела совершенно новые особенности, которые обусловлены состоянием современных научно-исследовательских организаций в условиях формирования рыночной экономики. Выжить в рыночных условиях на сегодняшний день может только эффективная организация в экономическом и психологическом отношении.

Согласно современным представлениям эффективность любой деловой организации во многом зависит от содержания управленческой деятельности руководителя. Но, на наш взгляд, в этом отношении важную роль играет и то, в какой степени коллектив способен адекватно реагировать и воспринимать влияние самого руководителя, т. е. насколько коллектив психологически управляем.

Управленческая деятельность — одна из важнейших форм социальной активности, которая является атрибутивной, так как неизбежно присутствует в каждом социальном акте. И чаще всего анализ управления сосредотачивается на деятельности руководителя. С этой точки зрения, управляемость рассматривается как характеристика управленческих отношений. Участниками этих отношений выступают, хотя и в разных формах, управляющая и управляемая подсистемы.

Но для выработки объективного суждения об управленческой деятельности необходимо анализировать не только управление как воздействие руководителя на своих подчиненных, но и управляемость как качество коллектива, способ реакции подчиненных на данное воздействие.

В литературе по психологии управленческого труда очень редко встречается понятие психологической управляемости и не рассматривается профессиональная деятельность руководителя по ее формированию.

Объект нашего исследования — профессиональная деятельность руководителей научно-исследовательских организаций.

Предметом исследования является профессиональная деятельность руководителя научно-исследовательской организации по формированию психологической управляемости коллектива.

Цель исследования — рассмотреть психологические особенности и условия профессиональной деятельности руководителей научно-исследовательских организаций по формированию психологической управляемости коллектива и способы этой деятельности на основе анализа самой психологической управляемости.

Исходя из этого, задачами нашего исследования являются следующие:

1. Выявить специфику профессиональной деятельности руководителя научно-исследовательской организации.

2. Определить содержание и структуру психологической управляемости коллектива как объекта профессиональной деятельности руководителя научно-исследовательской организации.

3. Изучить влияние личностных характеристик руководителя на его профессиональную деятельность по формированию психологической управляемости коллектива.

4. Проанализировать способы профессиональной деятельности руководителя научно-исследовательской организации по формированию психологической управляемости коллектива.

Гипотеза исследования: Профессиональная деятельность руководителя научно-исследовательской организации по формированию психологической управляемости коллектива зависит от степени соответствия коллектива психологическим параметрам управляемости, профессионально-психологических качеств самого руководителя, способов его управленческого труда.

Методологической и теоретической основой исследования явились:

1. Разработки в области отечественной психологии труда, отражающие принципы и методы анализа профессиональной деятельности, которые отражены в работах Климова Е. А., Зинченко В. П., Глоточкина А. Д., Красовского Ю. Д., Телятникова Г. В., Шикуна А. Ф. Ими разработаны и обоснованы общетеоретические и методологические аспекты анализа профессиональной деятельности, особенностей ее протекания, анализа профессионально-важных качеств специалиста.

2. Деятельностный подход к изучению психики и признание принципиального единства строения внешней (предметной) и внутренней (психической) деятельности (М.Я.Басов, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская, В. Н. Мясищев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов, В. Ф. Рубахин, А. А. Крылов, В. В. Давыдов, А. Ф. Шикун и др.).

3. Моделирование деятельности как метод психологического изучения (Б.Ф.Ломов, В. П. Зинченко, О. К. Тихомиров, Г. М. Зараковский,.

Г. В.Суходольский, Г. В. Телятников, В. И. Медведев, О. А. Конопкин, А. А. Крылов и др.).

4. Системный подход к исследованию профессиональной деятельности (Л.С.Выготский, П. К. Анохин, Б. Ф. Ломов, Э. Г. Юдин, О. К. Тихомиров, В. П. Зинченко, Г. В. Телятников, В. И. Медведев, Н. П. Ерастов, В. М. Мунипов и др.).

5. Психологическая теория коллектива (М.Г. Ярошевский, Д. Б. Эльконин, Г. М. Андреева, A.B. Петровский, H.H. Богомолова, Н. В. Гришина, А. И. Донцов, В. В. Шпалинский, Л. И. Уманский, и др.).

Применялись следующие методы исследования: различные формы опроса (анкетирование, беседа, интервьюирование), наблюдение, анализ результатов труда, контент-анализ, психодиагностическое тестирование, методы обработки экспериментальных данных (описательные статистики, корреляционный и кластерный анализ, критерий значимых различий Манна-Уитни и другие статистико-математические методы), методы теоретического анализа и синтеза, интерпретации результатов эмпирических исследований.

Эмпирическая часть работы была выполнена во Всероссийском научно-исследовательском институте синтетических волокон (ВНИИСВ) и во Всероссийском научно-исследовательском институте физической культуры и спорта (ВНИИФК) в 2000 — 2002 годах.

Обоснованность и достоверность результатов и выводов диссертационной работы обеспечиваются логикой исследования, системным подходом, валидностью и надежностью психодиагностического инструментария, применением апробированных методов исследования, репрезентативностью выборки, использованием методов статистической обработки данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что определены особенности профессиональной деятельности руководителя научно-исследовательской организации по формированию психологической управляемости коллектива. В связи с этим рассмотрены содержание и структура психологической управляемости как объекта профессиональной деятельности руководителя научно — исследовательской организации. Показано влияние личностных качеств руководителя на этот процесс.

Теоретическое значение работы заключается в том, что разработаны критерии и определены параметры психологической управляемости коллектива как объекта профессиональной деятельности руководителя научно-исследовательской организации, разработаны способы этой деятельности и раскрыта ее специфика.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработана методика по определению уровня психологической управляемости коллектива научно-исследовательской организации и способы профессиональной деятельности руководителя по ее повышению, что может быть использовано в практической деятельности руководителей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика профессиональной деятельности руководителя научно-исследовательской организации определяется содержанием научного труда, изменением отношений между индивидуальным и коллективным в научном творчестве. И в связи с этим на долю руководителя научно-исследовательской организации падает выбор направлений исследований, разработка исследовательской программы, распределение ролей между членами коллектива, организация информационных процессов как в самом коллективе, так и между ним и научным сообществом и т. д. В то же время профессиональная деятельность руководителя по управлению научно-исследовательской организацией осложняется новыми экономическими условиями, и поэтому основной задачей управленческого труда является не допустить распада коллектива и повысить его психологическую управляемость.

2. Психологическая управляемость коллектива научно-исследовательской организации как объекта профессиональной деятельности руководителя определяется следующими критериями:

— высокий уровень развития коллектива, который характеризуется ценностно-ориентационным единством членов коллектива, а также единством взглядов членов коллектива в отношении норм поведения;

— подготовленность к деятельности, т. е. уровень профессионализма каждого из членов коллектива, заинтересованность в повышении своей квалификации;

— высокий уровень сплоченности членов коллектива;

— здоровый психологический климат, т. е. способность к оптимальному разрешению внутригрупповых конфликтов, ровный, доверительный стиль общения;

— взаимоотношения с руководителем, т. е. авторитет руководителя, доверительные взаимоотношения с руководителем;

— удовлетворенность трудом, в том числе и заработной платой, и наличием возможностей для профессионального роста и самореализации;

— самоуправление в коллективе, активность сотрудников, участие членов коллектива в процессе принятия решений;

— качество информационных процессов в организации',.

— референтность, т. е. состояние группы, членство в которой представляется для людей наиболее ценным и значимым;

— демократический стиль руководства.

3. Профессиональная деятельность руководителя по формированию психологической управляемости коллектива научно-исследовательской организации зависит от следующих личностных характеристик руководителя: интернальность, внимание к людям, властность, предприимчивость, способность к эмпатии, сопереживанию, высокий творческий потенциал, проницательность и др.

4. Формирование психологической управляемости коллектива научно-исследовательской организации требует от руководителя таких способов профессиональной деятельности, как неформальное общение, опора на лидера, внушение. А с помощью психолога руководитель может применять для формирования психологической управляемости коллектива такие методы, для проведения которых, а также интерпретации полученных данных, необходимо специальное образование.

Апробация и внедрение результатов исследования:

1. Результаты исследований диссертации обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии Тверского государственного университета и кафедры психологии и философии Тверского государственного технического университета.

2. Апробация работы выполнена путем практического внедрения разработанных в диссертации методических рекомендаций по формированию психологической управляемости коллектива в работу руководителей научно-исследовательских организаций.

3. Основные положения и результаты работы отражены в публикациях в научной печати и докладывались на следующих научных конференциях: «Теоретические проблемы современной психологии» (Тверь, 22 марта 2001 г.), «Психология управления в современной России».

Тверь, 17−18 мая 2001 г.), «Психология управления» (Тверь, 16 мая 2003 г.).

Структура диссертации определяется логикой проведения исследования, его целью и задачами, а также полученными результатами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Для изучения психологической управляемости коллектива научно-исследовательской организации рекомендуется применять разработанную на основании результатов нашего исследования методику, направленную на выявление степени психологической управляемости коллектива.

2. Для повышения психологической управляемости коллектива руководителю научно-исследовательской организации рекомендуется придерживаться демократического стиля руководства, а также развивать в себе такие профессионально — психологические качества как властность, предприимчивость, способность к эмпатии, сопереживанию, проницательность.

3. При формировании психологической управляемости коллектива научно-исследовательской организации руководителю следует придерживаться неформального общения, опираться на лидеров.

4. Целесообразно введение в научно-исследовательской организации штатной единицы психолога, который мог бы скорректировать профессиональную деятельность руководителя по формированию психологической управляемости коллектива и использовать такие методы, для проведения которых, а также интерпретации полученных данных, необходимо специальное образование.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. М. Социальная психология. М., 1980 г.
  2. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1998.
  3. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988.
  4. И. Стратегическое управление. М., 1989.
  5. Т.В. Оптимизация деятельности профконсультанта службы занятости: Автореф. дис.канд. психол. наук-Тверь, 2001
  6. Е.А. Как активизировать интерес персонала к своей работе. // Журнал прикладной психологии. № 5, 1999 г. С. 37−42.
  7. В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: «Мысль», 1983 г.
  8. Д.Д., Веснин В. Р. Поощрения, наказания и конфликты. // Социально-политический журнал. № 11/12 1993г. С.58−63.
  9. В.Р. Менеджмент для всех. М., 1994.
  10. В.Р. Практический менеджмент персонала. М., 1998.
  11. И.Е. Управление социальным развитием организации. -М.: ИНФРА-М, 2001.
  12. В.В. В поисках совершенства руководства. М., Проспект, 1999.
  13. Р.В. Психологическая компетентность руководителя // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Сб. научных трудов. Тверь, 2001. — С.253−255.
  14. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. -М.: Наука, 1970.
  15. Дж. П. Кенджеми, Дж. Райе, К. Дж. Ковальски. Формирование, упадок и возрождение доверия в организации. // Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. Дубна: «Феникс», 1997 г. — С.59−71.
  16. А.И. Психология коллектива. -М: Изд-во МГУ, 1984.
  17. А.И., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе. // Вопросы психологии. 1980. — № 4. -С.38−49.
  18. А.Л. Стиль руководства по управлению социально-психологическим климатом производственного коллектива. // Социально-психологический климат коллектива. Теория и методы изучения. М.: 1979.
  19. Ю.М., Полежаев А. П., Рубахин В. Ф. Программно-целевое управление народным хозяйством и психология управленческой деятельности. // Психологический журнал, — 1984 № 2.
  20. А.Н. Организационная психология. М.: Флинта МПСИ, 2000 г.
  21. В.П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М., 1979.
  22. A.B. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2003 г.
  23. Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ. 1988.
  24. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969
  25. Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М.- Воронеж, 1996.
  26. В.И. Теория, практика и искусство управления. М.: НОРМА- 2001.
  27. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1978.
  28. С. Руководитель подчиненный. — М.: Прогресс", 1973.
  29. О.Н. Управляемость социальной жизни: от быта к бытию. // Социально-гуманитарные знания. 2002 г. — № 1 — С. 126 — 130.
  30. Т. Стратегия и структура японских предприятий. М., 1987.
  31. Ю.Д. Управление поведением на фирме. М.: ИНФРА-М, 1997.
  32. Краткий психологический словарь. / Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат. 1985 г.
  33. P.Jl. Если вы руководитель. М.: Издательство «Дело», 1996.
  34. Р. Л. Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: МГУ, 1985.
  35. Е.С. Основы социальной психологии. Л.: 1967 г.
  36. Лекции по методике конкретных социальных исследований // Под ред. Г. М. Андреевой. Разд. IV, § 5, М., 1972 г.
  37. A.A. Общение как объект психологического исследования //Методологические проблемы социальной психологии. М. 1975 г. С. 116.
  38. А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983 г.
  39. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  40. Б. Ф. Журавлев А.Л. Психология и управление. М.: Наука, 1978.
  41. А.Н. Эмоциональная потенциалы коллектива. М.: Просвещение, 1988.
  42. К.Б. Психология управления,— М.: ПЕР СЭ, 2000.
  43. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 25, ч. 1.
  44. Менеджмент персонала. Функции и методы. М., 1993
  45. .З. Теория организаций. Курс лекций. М.: ИНФРА-М., 1998 г.
  46. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой и Я. Яноушека. М. 1987 г.
  47. A.M. Руководитель: размышления о стиле руководства. М., 1987.
  48. Основы менеджмента. Под ред. Радугина. М.: Центр, 1997.
  49. Основы социального управления. / Под ред. В. Н. Иванова. М.: Высшая школа, 2001.
  50. С.С. Математические методы в социальной психологии. -М., 1983. -343с.
  51. .Д. Социально-психологический климат коллектива. Л.: изд-во «Наука», 1981 г.
  52. Персонал. SMALL BUSNESS PROGRAMM LTD. М.: Б.И., 1993.
  53. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Наука, 1982.
  54. A.B. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности. Вопросы психологии, № 5, 1973.
  55. В.И. Психология менеджмента. М.: Институт-практической психологии, 1996.
  56. Ю.И. Экстравертный и интровертный тип персонала. // Психолого педагогические аспекты многоуровневого образования. — Тверь, 1998.-Т.П.-С. 69−74.
  57. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1996.
  58. Практическая психология для менеджеров. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.
  59. Практическое руководство по менеджменту: Международный опыт достижения успеха. Мн.: ООО «Новое знание», 1998.
  60. А.И. Современная социология организаций. М.: ИНТЕРПАКС, 1995 г.
  61. Проблемы руководства научным коллективом. / Под ред. М. Г. Ярошевского. М., 1982.
  62. Психологическая теория коллектива. / Под ред. A.B. Петровского- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1979. — С.240.
  63. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Никифоров Г. С., Дмитриева М. А., Корнеева Л.И.- Под ред. Никифорова Г. С. -СПб.: СПбУ., 1991 -152 с.
  64. Психология деятельности и познавательных процессов // Вестн. Харьк. Ун-та, № 253. Харьков. Вища школа: Изд-во при Харьк. ун-те. 1984 -72с.
  65. Психология менеджмента. / Под ред. Никифорова Г. С. СПб.: Изд. С.-Петербургского университета, 2000.
  66. Психология профессиональной подготовки / под ред. Никифорова Г. С. СПб., СПбУ., 1993 — 172с.
  67. Психология труда: перевод со словацкого / Сборник статей под ред. К. К. Платонова.-М., 1979,216с.
  68. Психология. Словарь / Под общ. Ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990 г.
  69. Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья / под ред. Р. Калимо, М.А.Эль-Батави, К. Л. Купера. (Всемирная организация здравоохранения, Женева). М., 1989. — С. 103
  70. В.П. Руководство персоналом. М.: Аспект Пресс, 1998 г.
  71. В.А. Психологические парадоксы в управлении. // ж. Управление персоналом. № 1, 1998.
  72. В.А. Психология управления. М.: Журнал «Управление персоналом», 1996/97.
  73. В.А., Кирьянова E.H. Психологические вопросы управления кадрами. // Управление персоналом. № 7, 1996 г. С.21−27.
  74. Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Осипова Г. В. -М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998 г. С. 585.75. Рубцова Н.Е.
  75. A.A. Трудовой коллектив как объект и субъект управления. JL, 1980.
  76. A.A. Трудовой коллектив как объект и субъект управления. JI., 1980.
  77. Г., Смитбург Д. Менеджмент в организациях. М.: РАГС «Экономика», 1995.
  78. С.И. Психология управления. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997.
  79. А.Л. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1977.
  80. Е. Методы математической обработки в психологии -СПб., 2000
  81. С.А. Психологическое содержание труда руководителя предприятия при принятии решения по экологическим проблемам. -Автореф. дис.канд. психол. наук Тверь, 1999.
  82. Стиль работы и образ жизни руководителя: Анализ проблемы, рекомендации. М.: Экономика, 1985.
  83. Г. В. Методологические и теоретические проблемы психологических наук. Учебное пособие. М.: МГЭИ, 2002.
  84. Г. В. Методологический подход к типизации руководителей. // Актуальные проблемы психологии. Тверь, 2001. — С.4−6.
  85. Г. В. Психологическая управляемость коллектива. // Современные психолого-педагогические проблемы. Вып. 1. Сб. статей. -Тверь, 2000.-С. 14−15.
  86. Г. В. Психологические основы управленческого труда учителя // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Сб. научных трудов. Т. 10 Тверь: Лилия ЛТД, 1997. — с.48−50
  87. Г. В. Соотношение методологии, теории и практики психологии управления. // Психология управления в современной России. Материалы научной конференции (17−18 мая 2001 г.) Тверь, 2001. — С. 1 7−22.
  88. Г. В. Социально-психологическая характеристика трудового коллектива как объекта и субъекта управления. // Психолого -педагогические аспекты перестройки образования. Тверь: ТГТУ, 1991 г. -С. 34−37.
  89. Г. В., Н.Е. Рубцова. Отношения между руководителями и работниками организаций в современных условиях. // Этические проблемыместного и регионального управления. Материалы российско-американской конференции. Тверь, 2001. — С. 41−44.
  90. А.Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей // Психологический журнал. 1999. — № 3. — С. 81−92.
  91. В.Д. Способности и деятельность. М., 1995 г.
  92. А.Ф., Филипова И. М. Управленческая психология. М.: Аспект-Пресс, 2002.
  93. А.Ф., Лейбович Х. И. Сущность новых психолого-педагогических технологий обучения и образовательно-профориентационных программ // Психолого-педагогические аспект многоуровневого образования. Сб. научных трудов. Том 7. Тверь: Лилия ЛТД, 1995
  94. В.Г. Основы управленческой деятельности. М.: Высшая школа, 1996.
  95. В.В. Психология менеджмента. М.: УРАО, 2000.
  96. В.И. Социальная психология менеджмента. М.:ЗАО «Бизнес-школа», 1997.
  97. В.В. Мотивация и профессиональная деятельность научных сотрудников /'/ Психолого-педагогические аспек ты многоуровневого образования. Сб. научных трудов. Тверь, 2001. — С. 75−83.
  98. Янг С. Системное управление организацией. М., 1972.
  99. L.S., Schachter S. & Back К. Social Pressures in Informal Groups. Stanford, CA: Stanford University Press, 1950.
  100. French J. R. P., Raven B. The Bases of Social Power // Studies in Social Power / d. by D. Cartwright. Ann Arbor: University of Michigan, Institute for Social Research, 1959. P. 150−167.
  101. Landsberger H. The horizontal dimension in bureaucracy // Administrative Science Quarterly, No 6, 1961. P. 299−332.
  102. Simpson R.L. Vertical and horizontal communication in formai organizations. // Administrative Science Quarterly, No 4, 1959. P. 449−468.
  103. World Leaning Inc. Вторая ежегодная конференция. Уорлд Лернинг -Агентство США по Международному развитию. Ярославль, 1995 г.105. http: // www. psynet. ru136
Заполнить форму текущей работой