Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π²ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ сфСры ΠΈ личности

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π‘Π»Π°Π³ΠΎΡ‚Π²ΠΎΡ€Π½ΠΎΠ΅ влияниС обучСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ психичСского развития Π² Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… условиях (Ρ‚.Π΅. Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС) подтвСрТдаСтся исслСдованиСм И. А. КонСвой, которая, сравнивая Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° Π― Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… подростков с Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ психичСского развития, ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС ΠΈ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ°Ρ… ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ обучСния ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎΠΉ школС, ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, нСсмотря… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π²ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ сфСры ΠΈ личности (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Давая ΡΠ°ΠΌΡƒΡŽ ΠΎΠ±Ρ‰ΡƒΡŽ характСристику ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников с Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ психичСского развития, слСдуСт Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π»Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡΠ»Π°Π±ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²ΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Ρ… усилий, Π½Π΅ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π²Π½ΡƒΡˆΠ°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ Π½Π΅Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ.

Π­ΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π»Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ проявляСтся Π² Π½Π΅ΡƒΡΡ‚ойчивости настроСний ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΉ, быстрой ΠΈΡ… ΡΠΌΠ΅Π½Π΅, Π»Π΅Π³ΠΊΠΎΠΌ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ возбуТдСния ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠ»Π°Ρ‡Π°, ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° — Π½Π΅ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… проявлСний Π°Ρ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚Π°. НСрСдко Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ состояниС бСспокойства.

НСадСкватная Π²Π΅ΡΠ΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Ρ€Π°Π΄ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚, скорСС, ΠΊΠ°ΠΊ проявлСниС возбудимости, нСумСния ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΈ Π½Π°ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ….

Π‘Ρ€Π΅Π΄ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ психичСского развития Ρ†Π΅Ρ€Π΅Π±Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-органичСского Π³Π΅Π½Π΅Π·Π° И. Π€. ΠœΠ°Ρ€ΠΊΠΎΠ²ΡΠΊΠ°Ρ выдСляСт Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ с ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ психичСской нСустойчивости ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ичСской тормозимости[1].

Π”Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΡˆΡƒΠΌΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π²ΠΈΠΆΠ½Ρ‹Π΅: Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π°Ρ… ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³ΡƒΠ»ΠΊΠ°Ρ… Π·Π°Π±ΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° Π΄Π΅Ρ€Π΅Π²ΡŒΡ, ΠΊΠ°Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠ»Π°Ρ…, Π³Ρ€ΠΎΠΌΠΊΠΎ ΠΊΡ€ΠΈΡ‡Π°Ρ‚, ΠΏΡ‹Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ… Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Π½ΠΎ, Π½Π΅ ΡƒΠΌΠ΅Ρ ΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΠΌ, ссорятся, ΠΌΠ΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ. Π‘ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ Π±Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ласковыми ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ Π½Π°Π·ΠΎΠΉΠ»ΠΈΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ, Π½ΠΎ Π»Π΅Π³ΠΊΠΎ Π²ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚, проявляя ΠΏΡ€ΠΈ этом Π³Ρ€ΡƒΠ±ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΠΊΠ»ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Чувства раскаяния ΠΈ ΠΎΠ±ΠΈΠ΄Ρ‹ Ρƒ Π½ΠΈΡ… Π½Π΅Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΈ ΠΈ ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹.

ΠŸΡ€ΠΈ психичСской тормозимости наряду с Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ Π½Π΅Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ особСнно проявляСтся Π½Π΅ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½Π΅Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ€ΠΎΠ±ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΌΠ΅Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. БимбиотичСская ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Слям ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ Ρ‚рудностям привыкания ΠΊ ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅. Π’Π°ΠΊΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ часто ΠΏΠ»Π°Ρ‡ΡƒΡ‚, ΡΠΊΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠΎ Π΄ΠΎΠΌΡƒ, ΠΈΠ·Π±Π΅Π³Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΠ΄Π²ΠΈΠΆΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ³Ρ€, Ρ‚Π΅Ρ€ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρƒ Π΄ΠΎΡΠΊΠΈ ΠΈ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΠΎ Π½Π΅ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚, Π΄Π°ΠΆΠ΅ зная ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚. НизкиС ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ ΠΈ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π½ΠΈΡ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π²Ρ‹Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ Π½ΠΈΡ… слСзы.

Для всСх ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников с Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ психичСского развития Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ частыС проявлСния бСспокойства ΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΈ. Π’ ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ состояниС напряТСнности, скованности, ΠΏΠ°ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½Π΅ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠ΅Π±Π΅.

ΠŸΡ€ΠΈ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… отличиях Π² ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡΡ… эмоций сущСствСнной Ρ€Π°Π·Π½ΠΈΡ†Ρ‹ Π² ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… состояний ΠΏΠΎ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ Π»ΠΈΡ†Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² с Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ психичСского развития ΠΈ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π½Π΅ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΎ. ЗатруднСния ΠΏΡ€ΠΈ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄Π° Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π»ΠΈΡΡŒ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ развития с Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ (ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡΠΊΡƒΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, сниТСниСм потрСбности Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ).

Π­Ρ‚ΠΈ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΈ установлСны Π•. Π—. Π‘Ρ‚Π΅Ρ€Π½ΠΈΠ½ΠΎΠΉ, которая вмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ младшиС школьники с Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ психичСского развития Ρ…ΡƒΠΆΠ΅ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ свСрстников ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ состояния пСрсонаТСй ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½[2].

Π‘ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ опрСдСляя ΠΏΠΎ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½Π΅ΠΌΡƒ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ эмоции Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… людСй, Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ с Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ психичСского развития часто Π·Π°Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΡ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ собствСнноС ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ состояниС Π² Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ ситуации. Π­Ρ‚ΠΎ ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΎΠ± ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСры, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ оказываСтся довольно стойким.

ΠžΠ±ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡ Π±Ρ‹Π²ΡˆΠΈΡ… выпускников школ для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ психичСского развития, Π“. Π‘. Π¨Π°ΡƒΠΌΠ°Ρ€ΠΎΠ² ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ» Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ Ρ€ΠΈΠ³ΠΈΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ чувств ΠΈ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈΡ… ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСры Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ[3]. Π­Ρ‚ΠΎ проявляСтся Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΌΠΈ людьми.

МладшиС школьники с Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ психичСского развития ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΡ‚ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ ΠΏΠΎ ΡΡ„ормированности ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния. Π“ΠΎΡ€Π°Π·Π΄ΠΎ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅, Ρ‡Π΅ΠΌ Ρƒ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ свСрстников, Ρƒ Π½ΠΈΡ… Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ ΠΈΠΌΠΏΡƒΠ»ΡŒΡΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅.

По Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π›. Π’. ΠšΡƒΠ·Π½Π΅Ρ†ΠΎΠ²ΠΎΠΉ, ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ рСгуляции повСдСния зависит Ρƒ Π½ΠΈΡ… ΠΎΡ‚ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, особСнно ΠΎΡ‚ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π·Π²Π΅Π½Π° программирования ΠΈ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚Π½ΠΎΠΉ ситуации (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΏΡ€ΠΈ нСобходимости Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠ»Π°Π½ΠΎΠΌ, Π²ΠΎΠΏΡ€Π΅ΠΊΠΈ внСшним условиям Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ)[4].

НаибольшиС затруднСния Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ развития ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ обучСния Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ контроля Π·Π° ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. Π’Π°ΠΆΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΈΠ³Ρ€Π°ΡŽΡ‚ занятия Ρ€ΡƒΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠΌ Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… классах, ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… мастСрских[5].

Π—Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ своСобразиСм отличаСтся Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ личности Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ рассматриваСмой ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΈ. Для Π½ΠΈΡ… Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Π° низкая самооцСнка, Π½Π΅ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠ΅Π±Π΅ (особСнно Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ², ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ΅-Ρ‚ΠΎ врСмя Π΄ΠΎ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ назначСния).

Π’ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅ΠΌ школьном возрастС Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² с Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ психичСского развития обнаруТиваСтся ряд особСнностСй личности, ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… с Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ Ρƒ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ подростков. Π­Ρ‚ΠΎ ΡΠ»Π°Π±ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡƒΡΠ·Π²ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ личности, высокая ΡΠΊΡΡ‚Ρ€Π°ΠΏΡƒΠ½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ с Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ΅ΠΉ Π½Π° ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, вСдущая ΠΊ ΠΊΠΎΠ½Ρ„ликтности; Π½Π΅ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ; Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ самозащитных Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ; Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°. Однако Π² ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ свСрстников Ρƒ Π½ΠΈΡ… слабо Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Ρ‹ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ самоутвСрТдСния, самоопрСдСлСния, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ для этого возраста. НС ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ острая ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½Π΅Π½ΠΈΠΈ со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, взрослыС ΠΎΡΡ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ для Π½ΠΈΡ… Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹ΠΌΠΈ.

Π­Ρ‚ΠΈ особСнности установлСны Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π•. Π“. Π”Π·ΡƒΠ³ΠΊΠΎΠ΅Π²ΠΎΠΉ, которая Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Π±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ ситуации, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, подростки с Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ психичСского развития достаточно ΠΏΠΎΡΠ»ΡƒΡˆΠ½Ρ‹, управляСмы ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½ΡΡŽΡ‚ся ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΠΌ повСдСния[6]. Π’ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ это относится ΠΊ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠ°ΠΌ, с ΡΠ°ΠΌΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Π²ΡˆΠΈΠΌΡΡ Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ ΠΈΡ… ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ своим ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ.

Π‘Π»Π°Π³ΠΎΡ‚Π²ΠΎΡ€Π½ΠΎΠ΅ влияниС обучСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ психичСского развития Π² Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… условиях (Ρ‚.Π΅. Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС) подтвСрТдаСтся исслСдованиСм И. А. КонСвой, которая, сравнивая Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° Π― Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… подростков с Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ психичСского развития, ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС ΠΈ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ°Ρ… ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ обучСния ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎΠΉ школС, ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, нСсмотря Π½Π° Π·Π°Ρ‚ягиваниС становлСния ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° Π― ΠΈ Π΅Π³ΠΎ ΠΈΠ½Ρ„Π°Π½Ρ‚ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρƒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ², ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС, Π½Π΅ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ся склонности ΠΊ Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ самохарактСристикам, Π½Π΅ ΠΏΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ся установки Π½Π° Π°Π΄Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ повСдСния, мысли ΠΎ ΡΠΌΠ΅Ρ€Ρ‚ΠΈ, Π½Π΅Ρ‚ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ силы, Ρ‡Ρ‚ΠΎ обнаруТиваСтся Ρƒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ², ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π² ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ°Ρ… ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ обучСния[7].

  • [1] Π‘ΠΌ.: ΠœΠ°Ρ€ΠΊΠΎΠ²ΡΠΊΠ°Ρ И. Π€. Π—Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ° психичСского развития: клиничСская ΠΈ Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠΏΡΠΈΡ…ологичСская диагностика. М., 1993.
  • [2] Π‘ΠΌ.: Π‘Ρ‚Π΅Ρ€Π½ΠΈΠ½Π° Π•. 3. ПониманиС ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… состояний Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ умствСнного развития // ДСфСктология. 1988. № 3.
  • [3] Π‘ΠΌ.: Π¨Π°ΡƒΠΌΠ°Ρ€ΠΎΠ² Π“. Π‘. Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСскиС ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ сСмьи выпускников ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ психичСского развития: Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π΅Ρ„, дис… Π΄-Ρ€Π° психол, Π½Π°ΡƒΠΊ. М., 1990.
  • [4] Π‘ΠΌ.: ΠšΡƒΠ·Π½Π΅Ρ†ΠΎΠ²Π° Π›. Π’. ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-Π²ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ готовности Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ психичСского развития ΠΊ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ: Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π΅Ρ„. дис… ΠΊΠ°Π½Π΄, психол, Π½Π°ΡƒΠΊ. М., 1986.
  • [5] Π‘ΠΌ.: Π₯ΠΎΡ…Π»ΠΈΠ½Π° Π•. П. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎ-ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Ρ–Ρ‡Π½Ρ– основи ΠΊΠΎΡ€Π΅ΠΊΡ†Ρ–ΠΎΠ½ΠΎΡ– спрямованості Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ навчання ΡƒΡ‡Π½Ρ–Π² Π· Π²Π°Π΄ΠΈΠΌΡ– Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ·Π²ΠΈΡ‚ΠΊΡƒ. КиСв, 2000.
  • [6] Π‘ΠΌ.: Π”Π·ΡƒΠ³ΠΊΠΎΠ΅Π²Π° Π•. Π“. ΠžΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ условиС ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ подростков с Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ психичСского развития ΠΈ Π±Π΅Π· ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ // ДСфСктология. 1999. № 2.
  • [7] Π‘ΠΌ.: КонСва И. А. ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° Π― ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… подростков с Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ психичСского развития: Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π΅Ρ„, дис… ΠΊΠ°Π½Π΄, психол, Π½Π°ΡƒΠΊ. Н. Новгород, 2002.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ