Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессионально значимых субъективных отношений руководителей и специалистов: на примере повышения квалификации сотрудников природоресурсных отраслей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе исследования формирования профессионально значимых субъективных отношений руководителей и специалистов (на примере повышения квалификации сотрудников природоресурсных отраслей) были предприняты следующие действия: изучение специальной литературы, целенаправленное наблюдение за повышением квалификации руководящих работников и специалистов природоресурсных отраслей, анализ документов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИСЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Категория «отношение» в психологической науке
    • 1. 2. Психологические механизмы формирования субъективных 27 отношений личности
    • 1. 3. Психологические исследования отношения к природе
  • ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 55 ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
    • 2. 1. Психологические особенности зрелого возраста
    • 2. 2. Психолого-педагогические особенности реализации программ 68 повышения квалификации специалистов
    • 2. 3. Формирование профессионально значимых отношений 75 специалистов в условиях курсов повышения квалификации
  • ГЛАВА 3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ РАЗЛИЧНЫХ 92 КАТЕГОРИЙ СОТРУДНИКОВ ПРИРОДОРЕСУРСНЫХ ОТРАСЛЕЙ
    • 3. 1. Методология и процедура исследования
    • 3. 2. Анализ отношения к природе различных категорий 103 специалистов
  • ГЛАВА 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ ДЛЯ * ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ОТНОШЕНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ
    • 4. 1. Проектирование эколого-психологического тренинга
    • 4. 2. Анализ эффективности разработанной модели эколого- 143 психологического тренинга для формирования отношения к природе
    • 4. 3. Методические основы проектирования тренингов для 152 формирования профессионально значимых отношений специалистов

Формирование профессионально значимых субъективных отношений руководителей и специалистов: на примере повышения квалификации сотрудников природоресурсных отраслей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

j

Актуальность исследования. Профессиональная деятельность личности является одной из важнейших составляющих её жизнедеятельности. Профессиональная деятельность обусловливает формирование, развитие и реализацию личностных характеристик, определяющих структуру профессионально важных качеств данной профессии, и накладывает заметный отпечаток на весь облик человека: психомоторику, стереотипы речи и мышления, установки и ценностные ориентации. Комплекс личностных новообразований выражается в профессиональном видении мира, центральнообразующим ядром которого является система профессионально значимых отношений специалиста.

Проблема субъективных отношений личности впервые была поставлена в отечественной психологии А. Ф. Лазурским, а впоследствии разрабатывалась многими исследователями (А.Г. Асмолов, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Ш. А. Надирашвили, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и др.). Изучение развития профессионально значимых отношений приближает нас к пониманию онтологии явлений и позволяет конкретизировать принцип единства сознания и деятельности, разработанный С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, Б. Г. Ананьевым, А. В. Брупшинским и другими отечественными психологами. Несомненно, что накопление экспериментальных данных, их сравнительный анализ и осмысление помогут создать психологически обоснованную систему методов и приемов, направленных на формирование (коррекцию) профессионально значимых субъективных отношений руководителей и специалистов.

Проблема исследования профессионально значимых субъективных отношений у специалистов представляется актуальной в контексте анализа влияния их личностных особенностей на характер профессиональной деятельности, выявления их интегративных личностных характеристик и феноменологии профессиональной компетентности (К.А.Абульханова

Славская, Е. И. Головаха, Е. А. Климов, JI.M. Митина Н. С. Пряжников, П. А. Шавир, С. Н. Чистякова, и др.).

Особую актуальность приобретают вопросы поиска оптимальных форм и методов формирования (коррекции) профессионально значимых отношений в условиях курсов повышения квалификации. Характерные для сегодняшнего этапа развития общества масштабность, острота и динамизм социально-экономических преобразований предполагают смену образовательных парадигм, переход к новым образовательным технологиям, ориентированным на субъектность и индивидуально-творческие способы организации образовательного процесса. Следствием происходящих процессов является трансформация технологий образовательной деятельности: от привычных лекционно-семинарских занятий к активным образовательным формам, предполагающим постоянную включенность в образовательный процесс каждого слушателя курсов повышения квалификации. Одной из таких эффективных развивающих технологий является психологический тренинг, элементы которого всё шире используются в области профессиональной подготовки различных специалистов (А.А. Деркач, И. В. Вачков, В. П. Захаров, Л. А. Петровская, А. П. Ситников, Н. Ю. Хрящёва и др.).

Цель исследования

Разработать психолого-педагогическую технологию формирования профессионально значимых субъективных отношений руководителей и специалистов и провести её апробацию в условиях курсов повышения квалификации сотрудников природоресурсных отраслей.

Объект исследования

Профессионально значимые субъективные отношения руководителей и различных специалистов (отношение сотрудников природоресурсных отраслей к природе и её охране).

Предмет исследования

Целенаправленный процесс формирования профессионально значимых субъективных отношений руководителей и специалистов в условиях курсов повышения квалификации (сотрудников природоресурсных отраслей к природе и её охране).

Основная гипотеза исследования

Наиболее эффективным средством формирования профессионально значимых отношений руководителей и специалистов в условиях курсов повышения их квалификации является специально разработанный групповой тренинг, базирующийся на педагогической актуализации психологических механизмов формирования субъективных отношений личности в контексте специфических целей и особенностей трудовой деятельности. Частные гипотезы

1. Изменение характера профессионально значимых субъективных отношений руководителей и специалистов, свидетельствует об изменении смыслов, ценностей и профессиональных установок их трудовой деятельности, определяющих принятие ими производственных решений.

2. Традиционные формы повышения квалификации руководителей и специалистов не направлены на изменение характера профессионально значимых субъективных отношений и, соответственно, не обеспечивают их целенаправленного формирования и психолого-педагогической коррекции.

3. Количественные и качественные характеристики профессионально значимых субъективных отношений руководителей и сотрудников связаны с особенностями их трудовой деятельности (кабинетные работники, «полевые» специалисты и т. д.) и обусловливают различие приоритетов при проектировании и проведении групповых тренингов для разных категорий слушателей курсов повышения квалификации.

4. Эффективный алгоритм разработки тренингов, направленных на целенаправленное изменение субъективных отношений, базируется на проектировании «педагогической кальки», состоящей из техник и приёмов группового тренинга, которая максимально точно соответствует «психологической матрице», представляющей собой системную модель механизмов формирования субъективных отношений личности. Задачи исследования

1. Провести анализ психологических исследований субъективных отношений личности и понятия «профессионально значимые субъективные отношения».

2. Проанализировать критерии сформированности профессионально значимых субъективных отношений специалистов (слушателей курсов повышения квалификации).

3. Разработать структурно-содержательный конструкт для оперативной разработки методик диагностики профессионально значимых субъективных отношений руководителей и специалистов (слушателей курсов повышения квалификации).

4. Проанализировать комплекс психологических механизмов формирования профессионально значимых отношений для дальнейшей разработки технологии формирования социально-желательного типа отношения к природе у сотрудников природоресурсных отраслей.

5. Разработать психологически обоснованный алгоритм проектирования тренингов для руководителей и специалистов, направленных на целенаправленное формирование (коррекцию) их профессионально значимых субъективных отношений.

6. Разработать систему методов и приемов проведения тренингов, направленных на формирование (коррекцию) профессионально значимых субъективных отношений руководителей и специалистов.

Теоретико-методологическая основа исследования

Общей методологической основой исследования служат культурно: историческая теория психического развития JI.C. Выготского и общепсихологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).

Диссертационное исследование опирается

• на теорию субъективных отношений личности (А.Ф.Лазурский,

B.Н.Мясищев, Б. Ф. Ломов, М. Я. Басов и др.);

• на теоретические и экспериментальные исследования профессионально важных качеств, установок, отношений (К.А.Абульханова-Славская, Е. А. Климов, В. С. Мерлин, Л. М. Митина Н.С. Пряжников, В. Д. Шадриков и др.);

• на исследования экологического сознания и отношения к природе (С.С. Баньковская, П. Н. Виноградов, С. Г. Глазачев, Г. Д. Гачев,

C.Д.Дерябо, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, Н. Н. Моисеев, В. И. Панов, А. П. Сидельковский, А. Д. Урсул, Г. В. Шейнис, В. А. Левин и др.).

• на разработки по методологии социально-психологического тренинга (И.В.Вачков, В. П. Захаров, ЛА. Петровская, Н. Ю. Хрящёва и др.).

При проведении исследования использовались следующие методы: метод теоретического анализа, анкетирование, наблюдение, констатирующие и формирующие эксперименты, а также психодиагностические методики: опросник «Натурафил» (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин), опросник отношения населения к экологическим проблемам (Н.В .Кочетков). При анализе и обобщении экспериментальных результатов использовались методы статистической обработки данных при помощи компьютерной программы SPSS и Statistica.

Надежность и достоверность результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается

1) соответствием материала методик разработанному теоретическому конструкту, а теоретического конструкта — избранному методологическому подходу;

2) качественным анализом литературы по теме;

3) репрезентативностью и объемом выборок респондентов;

4) качественной и количественной обработкой экспериментальных данных и статистической значимостью полученных закономерностей;

5) комплексным использованием различных методов исследования. Эмпирическая база исследования

Исследование проводилось в период с сентября 2002 г. по май 2006 г. в г. Пушкино, Московской области. В исследовании приняли участие 2422 руководителя и специалиста природоресурсных отраслей, проходивших повышение квалификации и профессиональную переподготовку на базе Всероссийского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства.

Теоретическая значимость и научная новизна исследования заключаются:

• в обосновании понятия «профессионально значимые субъективные отношения», а также в раскрытии роли таких отношений в профессиональной деятельности руководителей и специалистов;

• в обосновании необходимости целенаправленного формирования (коррекции) профессионально значимых субъективных отношений руководителей и специалистов в процессе реализации образовательных программах повышения их квалификации;

• в разработке методологии психолого-педагогического проектирования и проведения тренинговых занятий с руководителями и специалистами, направленных на целенаправленное формирование (коррекцию) их профессионально значимых субъективных отношений;

• в исследовании специфики отношений к природе и её охране (как профессионально значимых субъективных отношений) руководителей и специалистов природоресурсных отраслей в зависимости от характера и особенностей их профессиональной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в том, что на его основе

• разработан психологически обоснованный алгоритм педагогического проектирования тренингов для руководителей и специалистов, направленных на целенаправленное формирование (коррекцию) их профессионально значимых субъективных отношений;

• разработана система методов и приемов проведения тренингов, направленных на формирование (коррекцию) профессионально значимых субъективных отношений руководителей и специалистов;

• предложен структурно-содержательный конструкт для оперативной разработки методик предварительной диагностики профессионально значимых субъективных отношений сотрудников (слушателей курсов повышения квалификации) и диагностики эффективности тренингов, направленных на формирование (коррекцию) их профессионально значимых субъективных отношений;

• разработана и апробирована в условиях курсов повышения квалификации для сотрудников природоресурсных отраслей вариативная модель эколого-психологического тренинга, направленного на формирование (коррекцию) их отношений к природе и её охране (как профессионально значимых субъективных отношений).

• разработана и апробирована в условиях курсов повышения квалификации комплексная программа дополнительного профессионального образования «Менеджер общественного участия», направленная на повышение психолого-педагогической и социально-психологической компетентности руководителей и специалистов.

Положения, выносимые на защиту

1. Профессионально значимые субъективные отношения руководителей и специалистов являются существенным и, вместе с тем, слабо осознаваемым фактором, влияющим на принятие производственных решений.

2. Для доминирующих подходов к исследованию профессионально важных качеств личности характерна недооценка значимости субъективных отношений, связанных с предметом профессиональной деятельности, и, как следствие, отсутствие постановки задач формирования и коррекции таких отношений в образовательных программах повышения квалификации руководителей и специалистов.

3. Эффективность конкретных тренинговых программ, проектируемых на основе разработанного алгоритма, достигается вариативностью приоритетов и акцентов, определяемых на основе анализа результатов предварительной диагностики профессионально значимых отношений слушателей, выявляющей особенности этих отношений, связанные со спецификой их трудовой деятельности.

4. Разработанный алгоритм проектирования групповых тренингов, основанный на модели: «психологическая матрица» механизмов формирования субъективных отношений личности -" «педагогическая калька» техник и приёмов, актуализирующих соответствующие психологические механизмы, — обеспечивает целенаправленное формирование и коррекцию профессионально значимых отношений руководителей и специалистов в условиях курсов повышения квалификации.

Структура работы. Диссертационное исследование изложено на 175 страницах, включает в себя введение, четыре главы, заключение и список литературы, который состоит из 162 отечественных и 12 зарубежных источников, а также приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования формирования профессионально значимых субъективных отношений руководителей и специалистов (на примере повышения квалификации сотрудников природоресурсных отраслей) были предприняты следующие действия: изучение специальной литературы, целенаправленное наблюдение за повышением квалификации руководящих работников и специалистов природоресурсных отраслей, анализ документов, консультации со специалистами, результаты эмпирического исследования, анализ результатов, апробация модели эколого-психологического тренинга. Исходя из полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1. Проведённые теоретический анализ и эмпирическое исследование показали, что профессионально значимые субъективные отношения руководителей и специалистов играют важную роль в регуляции их профессиональной деятельности и, вместе с тем, слабо осознаются самими людьми.

2. Анализ ряда исследований профессионально важных качеств личности выявил недостаточную разработанность в данном контексте проблемы профессионально значимых субъективных отношений. Недооценка важности таких отношений для эффективности профессиональной деятельности характерна также для практики разработки программ курсов повышения квалификации специалистов.

3. Анализ результатов апробации разработанной модели психологического тренинга, направленного на формирование (коррекцию) профессионально значимых субъективных отношений специалистов (отношение к природе и экологическим проблемам сотрудников природоресурсных отраслей), показал его более высокую психолого-педагогическую эффективность по сравнению с традиционными формами реализации программ повышения квалификации.

4. Предварительная диагностика профессионально значимых субъективных отношений слушателей курсов повышения квалификации показала, что характер этих отношений связан со спецификой профессиональной деятельности различных категорий сотрудников, что, в свою очередь, обусловливает необходимость вариативности проектируемых тренинговых занятий с учётом выявленных особенностей.

5. Анализ ряда тренинговых программ, направленных на формирование (коррекцию) профессионально значимых субъективных отношений специалистов (педагогов, психологов, государственных служащих, сотрудников природоресурсных отраслей), позволил разработать алгоритм проектирования групповых тренингов для проведения их в условиях курсов повышения квалификации. Акцент в таких тренинговых занятиях должен делаться на развитие эмоционально-чувственной сферы слушателей, как наименее развитого системного элемента, блокирующего формирование гармоничного отношения к основным объектам профессиональной деятельности специалистов.

Рекомендации

1. Программы профессионального образования (как основного, так и дополнительного) должны включать тренинг, направленный на формирование (коррекцию) профессионально значимых субъективных отношений специалистов в соответствии с характером и спецификой их профессиональной деятельности.

2. Именно с тренинга, направленного на философско-мировоззренческое осмысление профессиональной деятельности руководителей и специалистов, формирование (коррекцию) их профессионально значимых субъективных отношений, обсуждение смыслов, ценностей и приоритетов их профессиональной деятельности и т. п., целесообразно начинать курсы повышения квалификации.

3. Необходимо разработать программу подготовки тренеров из числа преподавателей вузов и организовать их стажировку на базе университетов и институтов, где успешно применяются тренинговые технологии формирования профессионально значимых субъективных отношений у различных специалистов (Институт психологии им. JI.C. Выготского РГТУВсероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйстваМосковский городской психолого-педагогический университетВолгоградская академия государственной службы и т. д.).

4. Необходима работа с лицами, принимающими решения в области содержания профессионального образования (ректоры, деканы, заведующие кафедрами), направленная на убеждение их в важности включения тренингов формирования профессионально значимых субъективных отношений для подготовки компетентных специалистов различных отраслей. Такая работа может проводиться на конференциях, совещаниях, круглых столах и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Становление системы человекознания // Избранные психологические труды. Т. 1. — М., 1980. — С. 24−71.
  2. . Г. Теория ощущений. Л.: ЛГУ, 1961. — С. 435
  3. М.А. Проявление личностной ригидности в динамике становления профессиональных установок. Автореф. дисс. кандидата психол. наук. Барнаул — 2002. — 18 с.
  4. И.А. Основы возрастной периодизации. В кн.: Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975 — С. 60
  5. С.П. Инвайронментальная социология. — Рига, 1991. — 268 с.
  6. Ю.А. Отражение экологической ситуации в общественном сознании (1992−1994 гг.) // Экологическое сознание — экологическая безопасность. Материалы международного научно-практического семинара. -Калуга., 1994.-141 с.
  7. М.Я. Новые идеи в учении о личности // Лазурский А. Ф. Классификация личностей Л., 1925. — С. 14−38.
  8. Н.А. Человек. Микрокосм и макрокосм // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993. — С. 171−176.
  9. Ю.Бехтерев В. М. Избранные произведения (статьи и доклады). М., 1954. -528 с. 11 .Большая советская энциклопедия. Второе издание / под ред. Введенского Б.А.- М., 1955. Т. 31.-645 с.
  10. Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практиче-ской психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  11. В.Е. Введение в природоохранную эстетику. Киев, 1999. — 128с.
  12. В.Е. Прорыв в экологическую этику. Киев, 2001. — 204 с.
  13. А. Мир животных в мире слов. М., 1995. — 294 с.
  14. .С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии, 1997, № 5.—С. 3−19.
  15. А.В. О природных предпосылках психического развития человека, М, 1977. 212 с.
  16. И.К. Методология социально-экологических исследований. -Волгоград, 1998. 74 с.
  17. И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинга группы. — М.: Эксмо., 2007.-416 с.
  18. А. А. Контекстное обучение в системе экологического образования // Экологическое образование: концепции и технологии. -Волгоград, 1996. С. 115 — 127.
  19. А.И. Экологическая культура: Учебное пособие для педагогов и студентов педагогических вузов. — Петропавловск-Камчатский, 2002. 92 с.
  20. JI.C. Психология.— М.: Эксмо-Пресс, 2002.
  21. С.А. Психологические особенности субъективного отношения личности к природоохранным территориям: Автореф. дисс.. канд. Психол. наук. М., 2004. — 24 с.
  22. Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. — М., 1991.-131 с.
  23. С. Г., Психотехника, М., 1926 — 360 с.
  24. И.Ф. Психология. СПб., 1895 — 396 с.
  25. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. — 206 с.
  26. А. Человек и животные: этика отношений // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Трибуна — 6». Киев, 1997. — С. 129— 137.
  27. Э.В. Основы социальной экологии: Учебное пособие. М., 1998. -172 с.
  28. С.Н. Постулаты экологического образования // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. — С. 3 — 6.
  29. . Что такое психология: В 2-х т., Т. 1. М., 1992. — 376 с.
  30. В.П. Отношения личности как психологическая проблема // Психологические аспекты социальных отношений личности. Вып. I. — Рязань, 1980.-С. 29−36.
  31. В.В. Установка Д.Н.Узнадзе и аттитюд // Д. Н. Узнадзе — классик советской психологии. Тбилиси, 1986. — С. 90−100.
  32. Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. — СПб., 1880.-392 с.
  33. В.В. Новые возможности для биоэтики // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Трибуна — 6». Киев, 1997. -С. 170—174.
  34. Н.С. Экологическая культура как предмет педагогики // Экологическая психология (Тезисы 1-й российской конференции). М., 1996.-С 46 — 47.
  35. С.Д. Экологическая психология: Диагностика экологического сознания.— М.: Институт практической психологии, 1999.
  36. Дерябо С.Д., .Ясвин В. А. Экологическая психодиагностика. М., 1994. — 199 с.
  37. С.Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. — 144 с.
  38. И.Д. О приоритетах экологического образования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М., 1997. — С. 27 — 36.
  39. Н.И., Молчанов О. Ю. К понятию «экологическая психология» // Экологическая психология (Тезисы 1-й российской конференции). М., 1996. — С 70 — 72.
  40. Д.Н. Природа: от охраны — к заботе? // Знание — сила. 1990, № 3. С. 14−16.
  41. Д.Н., Овсянников А. А. Природа и люди России: основания к пониманию проблемы. — М., 1999. 161 с.
  42. А.Н., Конюшев В. В. Экологическое образование через жизненный опыт //Психология сегодня. Т. 2, вып. 1. -М., 1996. С. 107−108.
  43. И. Сочинения. В'6 т. Т. 3.— М.: Мысль, 1966.
  44. P.O., Галеева A.M. Опыт экологического воспитания в вузах. — М., 1985.-206 с.
  45. О.В. Профессиональный тренинг в системе повышения квалификации и переподготовки социальных педагогов : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: Москва, 1999 234 с.
  46. В.В. Социально-психологический анализ толерантности государственных служащих. Автореф. дис.. кандидата психол. наук. — М. 2008.-28 с.
  47. П.Н. Проекция как один из механизмов, определяющих мотивацию взаимодействия человека с объектами природы // Психологическая газета, Ноябрь, № 11 (24). С. 11.
  48. Э. Профессиональная ориентация, ее проблемы и методы. М., 1925.- 137 с.
  49. Возрастная психология: Учебное пособие. / Под ред. Клочко В. Е. // М.2004. 352 с.
  50. Н.П. Психологические условия развития отношения к природе у городских старшеклассников // Автореф. дисс.. к. психол. н. — М., 2002. 24 с.
  51. О.И., Ясвин В. А. Разработка методики диагностики отношения к школе // Школьная образовательная среда: педагогическое проектирование и мониторинг качества / Под ред. В. А. Ясвина и В. А. Карпова. М., 2001. С. 57 -71.
  52. Р.Л., Дубовская Е. М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении // Психология межличностного познания. — М., 1981. — С. 92 — 122.
  53. А.Ф. Классификация личностей // Журнал министерства Народного Просвещения, 1915, № 5. С.26−68.
  54. А.Ф. Программа исследования личности. Петроград, 1915. — 34 с.
  55. Е.А. Современная психология окружающей среды: состояние и перспективы // Проблемы экологической психоакустики. М., 1991, — С. 51 — 76.
  56. Г. Д. Категория «отношение» (критический анализ концепций). — М., 1987.-162с.
  57. Е.В. Идея отношения в отечественной психологии конца XIX — первой трети XX веков. СПб., 1995. — 136с.
  58. Е.В. Психология отношений человека: предистория создания концепции // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. -СПб., 1994.-С. 35 — 43.
  59. Л.Р. Формирование профессиональных и личностных качеств специалистов-переводчиков средствами физической культуры : диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.08. Екатеринбург, 2005. — 195 с.: ил.
  60. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. — 284 с.
  61. Д.А. О диспозиционно-смысловом механизме отношений личности // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. — СПб., 1994.-С. 55 — 62.
  62. О. Календарь песчаного графства.— М., 1983.
  63. Лес и общество // Пособие для работников лесного хозяйства.. — М.: МСОП.-2000 г.
  64. .Т. Экология личности // Педагогика, 1993, № 2. С. 19 — 23.
  65. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.-445 с.
  66. А.Ф. Эстетика возрождения. М.: 1978
  67. А.В., Провадкин Г. Г. Социальная экология: Учебное пособие для вузов.-М., 1998.-312 с.
  68. С.И. Психология тренинга в профессиональной деятельности : Дис.. д-ра психол. наук: 19.00.03: СПб., 1998 322 с.
  69. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 432 с.
  70. В.И., Алдашева А. А. Экологическое сознание: Учебное пособие. -М., 2001. 376 с.
  71. Мотивации познавательной деятельности / Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. Л.: НИИ 00В: 1972. — С. 63−67
  72. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды. -М.2005. 544 с.
  73. О. Поведение животных: Вводный курс. М., 1982.
  74. М.С. Конфликтология. М., 2004. — 332 с.
  75. JI.M. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. Н. Митина. — М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 400 с.
  76. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. — № 4. -С. 28−38.
  77. B.C. Проблема генезиса личности. М., 1985. — 103 с.
  78. Н.И. Профессиональный психологический отбор в органах внутренних дел Российской Федерации Концепция, принципы, критерии, технологии : Автореф. Дис.. канд. психол. наук: 19.00.06, Москва, 2004.,-21 с.
  79. В.Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности. -М., 1969. Т. 1. С. 63 — 73.
  80. В.Н. О связи проблем психологии отношения и психологии установки // Понятия установки и отношения в медицинской психологии. — Тбилиси, 1970. С. 9 — 15.
  81. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии, 1957, № 5. С. 142 — 155.
  82. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М.— Воронеж, 1995. — 320 с.
  83. Ш. А. Установка и отношение // Понятия установки и отношения в медицинской психологии. Тбилиси, 1970. — С. 151 — 163.
  84. Ш. Е. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974. — 239 с.
  85. Т.И., Шинкарева Л.В Комплексный подход к формированию экологической культуры у старших дошкольников на примере природы родного края // Сборник тезисов 4-ой Российской конференции по экологической психологии — М.: 2005. С. 102−104.
  86. С.И. Словарь русского языка. -М., 1983. 849 с.
  87. Ю.В. Экологическая обусловленность мировоззренческих трансформаций // Мир психологии, 1997, № 1. С. 26 — 28.
  88. Е.А. Отношение к природе специалистов системы природных ресурсов // Сборник тезисов 4-ой Российской конференции по экологической психологии — М.: 2005. С.210−213.
  89. Е.А. Подготовка специалистов по участию общественности в управлении лесами // Современные гуманитарные исследования, № 6. -М.: 2005. С. 348−352.
  90. Е.А. Особенности отношения к природе различных специалистов лесного хозяйства // Вестник МГОУ, № 2.- М.: 2008. — С.67−74.
  91. В.И. Актуальные проблемы экологической психологии // Психология сегодня. Т. 2, вып. 1. -М., 1996. С. 102 — 103.
  92. А.П. Психологические проблемы формирования экологического мышления // Психология сегодня. Т. 2, вып. 1. — М., 1996. — С. 106 — 107.
  93. Л.А. Психологический статус школьников — мигрантов Чернобыльской зоны // Экологическое сознание — экологическая безопасность. Материалы международного научно-практического семинара. -Калуга, 1994. С. 30−42.
  94. А.В. Трехфакторная модель «значимого другого» // Вопросы психологии, 1991, № 1. — С. 14−19.
  95. Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ., 1989 г. 216 с.
  96. Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников: Автореф. к. психол. н.— М., 1991. — 20 с.
  97. Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. — М., 1991
  98. . Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М., 1994
  99. Ю.М. Народное «экологическое мировоззрение»: конъюнктурность и архаичность // Учителю об экологии детства / Под ред. В. И. Панова, В. П. Лебедевой. М., 1995. — С. 32 — 36.
  100. Т.В. Экологическое воспитание дошкольников // Учителю об экологии детства / Под ред. В. И. Панова, В. П. Лебедевой. — М., 1995. С. 42 — 47.
  101. С.Э. Предварительные итоги психолого-социологических исследований по изучению отношения населения к заповедному режиму // Природопользование: состояние, проблемы и пути их решения. — Йошкар-Ола, 1997.-С. 118 — 119.
  102. А.С. Психологические очерки. Тбилиси, 1975. — 260 с.
  103. Приоритеты национальной экологической политики России / Под ред. В. М. Захарова М., 1999. — 46 с.
  104. Психология / Под ред. А. Г. Ковалева. М.: Просвещение, 1966. — С 46
  105. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1983. — 368 с.
  106. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 1990. 494 с.
  107. В.Ю., Воробьев В. В. Гносеодрама как образовательная технология.//Сибирь. Философия. Образование. Альманах, 2002, выпуск 6, с.83−102
  108. .Е. Школьное естествознание и любовь к природе // Этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле / Сост. В. Е. Борейко. Киев, 1997. — С. 155 — 177.
  109. ., Лангенау Э. Отношение к диким животным среди профессионалов и неспециалистов // Специальный выпуск «ПРО ЭКО» бюл. «Охрана Дикой Природы». М. — Киев, 1996, № 11. — С. 57.
  110. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  111. С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: 1957.
  112. Н.А. Психология и выбор профессии, М., 1925. 423 с.
  113. В.А. Психолого-педагогические аспекты воспитания ответственного отношения школьников к природе // Учителю об экологии детства / Под ред. В. И. Панова, В. П. Лебедевой. М., 1995. — С. 57 — 64.
  114. А. Сокровища животного мира. М.: 1996.
  115. Н.И. Динамическая структура личности и социогенные потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси, 1981.-С. 191 —201.
  116. М.Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса: Дисс. .к. психол. н. — М., 2002. — 163 с.
  117. А.П. Критерии, методы и методики изучения и формирования отношений школьников к природе.— Ставрополь, 1988.
  118. B.C. Красота в природе // Русский космизм: Антология философской мысли.' М.: 1993. С.91−97.
  119. Т.М. Психологические условия развития профессиональной компетенции учителя начальной школы : Дис. д-ра психол. наук: 19.00.07: Москва, 2002 394 с.
  120. И.А. Методология и методика социально-экологических исследований. М., 1999. — 142 с.
  121. Г. Основания психологии. Сочинения. Т. З, — СПб., 1897. 216 с.
  122. Т.Ф. Новые ценностные системы и мировоззрение — условие решения экологических проблем XX в. // Мир психологии, 1997, № 1.-С6 —14.
  123. Т.И. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии. Автореф. дисс. д. пед. н. -М., 1986.-426 с.
  124. Л.М. Становление профессиональных компетенций психолога-перинатолога : Дис.. канд. психол. наук: 19.00.03: М., 2005 278 с.
  125. , Ю.Н. Профессиональный психологический отбор кандидатов на должности федеральных судей : Дис. канд. психол. наук: 19.00.03 СПб., 2005 233 с.
  126. А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. -Алетейя. 2000. 288 с.
  127. Торндайк, Эдвард Ли. Принципы обучения, основанные на психологии. / Пер. с англ. Е. А. Герье. Со вступит, статьей Л. С. Выготского. Изд. 3-е. М., Работник просвещения, 1930. 230 с.
  128. А.Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. — С. 7—13.
  129. Участие общественности в управлении лесами (правовые, экологические и социальные основы) / А. П. Петров, Н. В. Ловцова, и др. // Учебное пособие. M.:IUCN, ГОУ ВИПКЛХ. — 380 е., ил.
  130. С.Л. Духовные основы общества.— М.: Республика, 1992.
  131. О.В. Развитие профессиональных качеств сотрудников ОВД в экстремальных ситуациях деятельности : Дис.. канд. психол. наук: 19.00.13: Тамбов, 2004 165 с.
  132. О.В. Формирование субъективного отношения к природе у младших школьников // Экологическая психология (Тезисы 1-й российской конференции). -М., 1996.-С. 160—161.
  133. И.В. Диагностика экологической культуры младшего школьника // Мир психологии и психология в мире, 1995, № 2(3). — С. 34 — 40.
  134. Е.В. Субъективное отношение школьников к природе в условиях социальной депривации: Автореф. дисс.. к. психол. н. М., 1998. -26 с.
  135. А.В. Чесноков. Формирование профессиональных качеств педагога по физической культуре // Теория и практика физической культуры. — 2001, № 10.-С. 65—68.
  136. Т.В. Региональный компонент курса «биологии» раздел «животные» как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Автореф. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Астрахань. 2006., 18 с.
  137. Г. В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности // Мир психологии и психология в мире, 1995, № 2(3). С. 40 — 53.
  138. В.Д. Ментальное развитие человека. М. 2007 г., 284 Стр.
  139. А.Е. Психика. Сознание. Бессознательное. Тбилиси, 1979. — 264 с.
  140. Л. Ф.Самооценка, аутентичность и любовь к себе // Московский психотерапевтический журнал, 2003, № 3. С.46−51
  141. Ю.С. Профессиональный психологический отбор курсантов вузов МЧС России будущих спасателей (Обоснование психодиагностического инструментария): Дис.. канд. психол. наук: 05.26.02 Санкт-Петербург, 2003 168 с.
  142. Руководство по психотехническому профессиональному подбору, под ред. И. Н. Шпильрейна, М. — Л., 1929 343 с.
  143. О.Н. Экологическая социология // Социология в России. — М., 1996.-С. 396−404.
  144. В.А. Личностное отношение к природе у школьников: Дис. .канд. психол. н. -М., 1993. — 194 с.
  145. В.А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. 1995 № 4. С. 1928
  146. В.А. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы // Eko Do. 1995, № 1, С. 11−19.
  147. В.А. Психология отношения к природе. М., 2000. — 456 с.
  148. В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., 2001.
  149. Barker R. G. On the nature of the environment // Jounal of Social Issues, 1963, № 19. -P. 94−108.
  150. Bernard L.L. Introductory statements regarding human ecology and population // Publ. Amer. Sociol. Society, 1929, Vol. 23, № 1. P. 30 — 34.
  151. Catton W.R., Dunlap R.E. Environmental sociology: A new paradigm // Amer. Sociologist, 1978, Vol.13,Nr.l. — P.41 —49.
  152. Kellert S.R., Berry J.K. Knowledge, affection and basic attitudes toward animals in american society. Yale University Press, 1980.
  153. N. 1978. Statistiques, Montreal, Ed. HRW.
  154. International Encyclopedia of the social sciences. Vol. 1. USA, 1968. — 522 P
  155. Lorenz K. The comparative method in studying innate behaviour patterns // Sym. Soc. exp. Biol., 4, 221—268, 1950.
  156. Milbrath L. Environmentalists: Vanguard for a new society. — Albany: New York Univ. Press, 1984, XV. 213 p.
  157. W. Niggemann, Praxis der Erwachsenbildung. Freiburg-Basel-Wien, 1975
  158. Sebeok Th. How animals communicate. Bloomington, Indiana University press, 1977.-201 p.
  159. Shafer E.L., Mietz J. Aesthetic and Emotinal Experiences rate highly with Northeast Wilderness Hikers // Environment and the Social Sciences, Washington, D.C.: American Psychological Association, 1972. P. 16 — 207.
  160. S., 1956. Non-parametric Statistic, New York, MacGraw-Hill Book Co.
Заполнить форму текущей работой