Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы образования новых государств на постсоветском пространстве на современном этапе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее время у нас в стране и за рубежом некоторые политологи предлагают внести уточнения к основополагающим международным документам, чтобы попытаться дезавуировать право народов на самоопределение и уйти от двойственного толкования и противоречия между этим правом и принципом сохранения территориальной целостности государства. В частности, они предлагают заменить слово «самоопределение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЕВРОПЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ И ПРОБЛЕМА НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ
    • 1. 1. Терминология и классификация непризнанных государств постсоветского пространства
    • 1. 2. Косово и прецедент его международного признания
    • 1. 3. Политика России по отношению к косовскому прецеденту и к непризнанным государствам постсоветского пространства
  • ГЛАВА II. АБХАЗИЯ И ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КООРДИНАТ
    • 2. 1. Становление государственности в Абхазии
    • 2. 2. Становление государственности в Южной Осетии
  • ГЛАВА III. ПРИДНЕСТРОВЬЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА
    • 3. 1. История образования и современное положение ПМР
    • 3. 2. Приднестровье в политике Молдавии и Румынии
    • 3. 3. Политический курс руководства Приднестровья и роль России в приднестровском урегулировании
  • ГЛАВА IV. ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО КОНФЛИКТА ВОКРУГ НАГОРНОГО КАРАБАХА
    • 4. 1. История и современное положение Нагорного Карабаха
    • 4. 2. Армяно-азербайджанские обоснования принадлежности территории НКР и позиция международного сообщества
  • ГЛАВА V. БЫВШИЕ НЕПРИЗНАННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА. ПРЕОДОЛЕНИЕ СЕПАРАТИСТСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В ГАГАУЗИИ, ИЧКЕРИИ, ТМАР
    • 5. 1. Гагаузия: период самостоятельности и обретение автономии в составе Молдавии
    • 5. 2. Ичкерия — вызов территориальной целостности России
    • 5. 3. Талыш-Муганская автономная Республика и ее возврат в состав Азербайджана

Проблемы образования новых государств на постсоветском пространстве на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена серьезными структурными геополитическими изменениями, произошедшими в мире после двух войн, на Балканах в 1999 году и на Кавказе в 2008 году, а также глобальностью финансового и экономического кризиса в 2008;2009 годах. Упомянутые события оказали и продолжают оказывать большое воздействие на развитие международных отношений, в том числе и на судьбу непризнанных государств постсоветского пространства. Пятидневная война на Кавказе в августе 2008 года между вооруженными силами России й Грузии, последовавшая за обстрелом жилых кварталов Цхинвали и миротворческого контингента России и вторжением грузинских частей на территорию Южной Осетии, стала одной из основных тем международных отношений в течение нескольких месяцев лета и осени 2008 года. Но разразившийся в октябре 2008 года глобальный кризис постепенно отодвинул эту тему на второй план. Глобальный финансово-экономический кризис еще больше расшатал международную систему. Кризис показал, что процесс глобализации не способен уберечь государства и народы, вовлеченные в него, от негативных явлений. Кризис привел ряд государств (не только бедных, но и считавшихся благополучными) на грань банкротства. Правительства многих стран стали осознавать, что без материальной и финансовой поддержки извне, им не устоять, не спастись от банкротства. Кроме того, новые угрозы мировому сообществу, исходящие от международного терроризма, религиозного экстремизма, сепаратизма, ухудшения экологии, наркомании, требуют объединения усилий. Ни одна страна в мире, даже самая могущественная, не в состоянии уберечь себя от вызовов безопасности в этих сферах. Зависимость от международной кооперации еще более явно проявляется у стран с ограниченными ресурсами. Очевидно, что главные усилия во внешней политике они будут направлять на поиск надежных финансовых доноров-спонсоров. Это станет новой тенденцией в современных международных отношениях.

Очевидно, что последствий глобального кризиса не удалось избежать и на постсоветском пространстве, в том числе в новых частично признанных государствах — Абхазии, Южной Осетии, и в непризнанных самопровозглашенных образованиях — в Приднестровье и Нагорном Карабахе. Важно выявить, как отразится кризис на судьбё этих стран и территорий, как они будут добиваться признания в новых условиях и каковы эти шансы, как они будут выстраивать политику в отношении соседей, которые добиваются восстановления своей территориальной целостности, какое место будет занимать вопрос их признания в международных отношениях.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ отечественных и зарубежных исследований по проблемам, связанным с образованием новых государств на Балканах ¦ и на постсоветском пространстве после провозглашения независимости Косово 17 февраля 2008 года и пятидневной войны на Кавказе в августе 2008 года, свидетельствует о том, что научный интерес к этой проблематике постоянно возрастает. Вместе с тем, многие важные вопросы, касающиеся комплексного рассмотрения влияния событий на Балканах и глобального кризиса на судьбу Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Нагорного Карабахарасстановки геополитических сил на постсоветском пространствеанализа политического, экономического, финансового, военного положения каждой новой или непризнанной страны, требуют дальнейшего изучения.

Для раскрытия темы потребовалось привлечение широкого круга источников. Их можно разделить на несколько групп.

В первую группу вошли законы, акты, декларации СССР, России, Абхазии, Азербайджана, Армении, Грузии, Нагорного Карабаха, Приднестровья, Южной Осетии.

Во второй группе находятся внешнеполитические документы России.

Третья группа включает в себя документы международных организаций (ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО), отражающие реакцию мирового сообщества на те или иные шаги вовлеченных в конфликт сторон.

Четвертая группа объединяет исторические материалы и документы, раскрывающие предысторию конфликта.

Пятая группа — это выступления, речи, интервью, заявления, комментарии, мемуары государственных и общественно-политических деятелей СССР, России, США, Югославии, Грузии, Азербайджана, Армении, Молдавии, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Нагорного Карабаха.

В шестой группе — ряд статистических справочников и сборников, содержащих фактический материал, касающийся взаимоотношений Грузии с Абхазией и Южной Осетией, Азербайджана с Арменией и Нагорным Карабахом, Молдавии с Приднестровьем.

Значительное влияние на анализ изучаемой проблемы оказали разноплановые общетеоретические исследования по международным отношениям и истории внешней политики, проведенные учеными Дипломатической Академии МИД России, в частности Е. П. Бажановым, А. Г. Задохиным, Т. А. Закаурцевой, А. Д. Шутовым и другими.

Автор использовал материалы средств массовой информации, Интернет сайты министерств, ведомств, организаций.

Привлекались информационные сайты и СМИ других стран, что позволило проанализировать максимально широкий спектр взглядов по исследуемой теме.

Автор использовал также большой материал по теме диссертации, накопленный во время работы с 1996 по 2008 годы корреспондентом, политическим обозревателем и главным редактором ряда отечественных и зарубежных средств массовой информации (агентств новостей, газет и журналов). В ходе эксклюзивных интервью такими источниками информации стали заместитель министра иностранных дел России, Генеральный секретарь ОДКБ, председатель и заместитель председателя.

Комитета Государственной Думы России по международным делам, президенты Южной Осетии, Приднестровья, Абхазии, премьер-министр Абхазии, министры иностранных дел Приднестровья и Абхазии, министр Молдавии, чрезвычайные и полномочные послы Грузии, Азербайджана и Южной Осетии в Москве, а также политические советники, первые секретари, пресс-атташе посольств Грузии, Южной Осетии в Москве, послы и дипломаты других стран мира, сотрудники представительства Нагорного Карабаха в Москве. Непосредственное общение с главами и политическими лидерами Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья позволило автору получать информацию из первых рук о процессах в зоне конфликтов. Автор также участвовал в многочисленных пресс-конференциях, брифингах и научных форумах по исследуемой теме с участием Президента России, министра иностранных дел России, что способствовало лучшему раскрытию темы диссертации.

Использованную литературу по теме диссертации можно разделить на несколько групп.

Во-первых, это литература отечественных авторов: Е. П. Бажанова, Ю. П. Бойко, В. В. Васильева, Е. Ю. Гуськовой, С. С. Жильцова, А. Г. Задохина, Т. А. Закаурцевой, А. Б. Крылова, К. Н. Кулматова, А. В. Малашенко, В. Н. Матяша, Т. Н. Мозель, Г. А. Рудова, С. В. Чешко, А. Д. Шутова и других (1).

1. Бажанов Е. П., «Перспективы России как полиэтнического государства», Дипломатический ежегодник, М., 2001, стр. 167−176-. Бойко Ю. П., «Внутрии внешнеполитические факторы нациостроительства», М., 2005; Гуськова Е. Ю., «Балканы, косовский конфликт», 2008; Кулматов К. Н., «Мир в начале XXI века», М., 2006; Матяш В. Н., «Север-Юг в системе международных отношений», М., 2003; Мозель Т. Н., «Балтия Россия и Запад в поисках модели безопасности в Европе», М., 2001; Рудов Г. А., Пономарева Е. Г., «Края дуги нестабильности: Балканы — Центральная Азия», М., 2010; Шутов А. Д., «Постсоветское пространство», Москва, ДА МИД России, 1999; Шутов А. Д., «На руинах великой державы, или агония власти 1991;2003», М., 2004;

Во-вторых, работы зарубежных политических деятелей и экспертов. Среди них отметим работы Кофи Аннана, Б. Бутроса-Гали, Г. Киссинджера, С. Хантингтона, З. Бжезинского, А. Бьюкенена, Томаса Де Ваала и других.

В-третьих, из диссертаций, близких по проблематике, выделим-работы В. В. Алешина, И. И. Борисова, Н. Н. Владиславлевой, Т. Г. Гогелиани, А.А.Громыко-Пирадова, Е. А. Лукашенко, И. Ляуиа, М. Ю. Мартынова, Г. Н. Наджарова.

Цель исследования состоит в комплексном исследовании процесса формирования новых государств на постсоветском пространстве, анализе движущих сил и факторов этого процесса.

Объектом исследования является процесс образования новых государств на постсоветском пространстве.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Обозначенные в диссертации задачи решались на основе общенаучных методов познания, включая комплексный системный подход с использованием исторического, сравнительного геополитического анализа факторов, определяющих характер, перспективы и тенденции дальнейшего развития международных отношений. Учитывая сложность темы, вовлеченность в происходящие процессы нескольких сторон с прямо противоположными взглядами, автор руководствовался принципом объективности, для чего использовал аргументацию и позиции каждой стороны конфликта. Для всестороннего охвата ситуации автор исследовал политические, экономические, юридические, военные, социальные факторы развития новых государств и непризнанных образований постсоветского пространства.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем: Дана классификация всех непризнанных образований на постсоветском пространстве.

Выявлена взаимосвязь между событиями на Балканах (провозглашение независимости Косово и признание рядом стран) и последующими событиями на Кавказе в августе 2008 года.

— Доказано воздействие изменений в международных отношениях в результате глобального экономического кризиса на судьбу новых государств и непризнанных территорий.

Всесторонне проанализировано политическое, экономическое, финансовое, военное положение Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Нагорного Карабаха.

— Рассмотрены различные варианты развития событий и решения проблемы статуса Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Нагорного Карабаха.

— Раскрыты национальные интересы России в зонах конфликтов на Кавказе и в Приднестровье.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется важностью предложенной темы для дипломатии России. Аналитический и фактологический материал диссертации, основные выводы могут быть полезны в деятельности МИД России и всех заинтересованных министерств и ведомств, вовлеченных в разработку и реализацию политики России в рассматриваемых регионах.

Кроме того, материалы диссертации могут стать полезными для журналистов, освещающих ситуацию в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и Нагорном Карабахе, а также политику России на этих направлениях. С учетом повышения интереса компаний России к работе в данных регионах и расширяющегося сотрудничества, особенно между Россией и Абхазией и Южной Осетией, диссертация может быть востребована и среди представителей деловых кругов.

Материалы работы могут быть использованы ' в научно-исследовательской и учебно-педагогической деятельности при подготовке учебников и научных сборников, общих и специальных лекций, организации 8 семинаров, спецкурсов для аспирантов и слушателей Дипломатической Академии МИД России, студентов факультетов международных отношений других вузов. Определенный интерес работа может вызвать у специалистов ИМЭМО, РАГС при Президенте России, Института Европы РАН и Института стран СНГ.

Апробация диссертации. Основные теоретические положения и выводы диссертации нашли отражение в трех публикациях автора, общим объемом 3 п.л.- изложены в выступлениях на научных форумах в российских и зарубежных исследовательских центрах.

Структура диссертации обусловлена ее целью и задачами. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка источников и использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам. Все непризнанные государства постсоветского пространства, обосновывая свое право на независимость, аппелируют к нормам законодательства СССР и закрепленным в международных правовых актах правом нации на самоопределение. В частности, они ссылаются на 72-ую статью Конституции СССР, закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзных республик из СССР» от 3 апреля 1990 года, 1-ую статью Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, пункт 4-ый Итогового документа Венской встречи представителей государств-участников ОБСЕ от 1989 года, Декларацию о принципах международного права, Хельсинский акт от 1975 года, Устав ООН от 1945 года. Без сомнения, большинство из них является основополагающими юридическими международными документами современной структуры безопасности. Как это не покажется странным, но государства, в состав которых де-юре входят эти непризнанные страны, ссылаются практически на те же самые авторитетные международные документы, подчеркивая свое право на сохранение территориальной, целостности, как другого неотъемлемого международного принципа. Поэтому, эти страны заявляют, что борьба с сепаратистскими режимами — их священный патриотический долг, а всякое вмешательство третьих стран на стороне этих сепаратистских сил — есть вмешательство во внутренние дела их суверенного государства, а также проявление политики потакания сепаратизма в мире. Однако, важно, чтобы все стороны конфликтов осознали не только свои права, но и обязанности. Как те, так и другие должны соответствовать рангу независимого государства со всех точек зрения. Являются ли они самостоятельными с политической, экономической, военной, финансовой точки зрения? Готовы ли они обеспечивать должный уровень развития своему населению хотя бы в нынешних границах? Обязуются ли они предоставить жителям непризнанных государств высокие жизненные стандарты? Смогут ли эти страны самостоятельно преодолеть глобальный экономический кризис или пойдут на дно, не выдержав испытания мощного экономического цунами? Готовы ли они соблюдать права и свободы народов этих образований в случае воссоединения? Не прибегнут ли они к принуждению силой против мирного гражданского населения, чтобы обеспечить свою территориальную целостность? Не предоставят ли они в дальнейшем территории своих государств, во многом полностью несостоявшихся, в качестве арены для борьбы между крупными державами? Ведь даже страны-члены ООН, с историей государственности, насчитывающей несколько тысячелетий, например, как Греция, переживают не самые лучшие времена. Ее будущее под угрозой, несмотря на членство в ООН, в ЕС, в НАТО. Вся Европа с трудом наскребла 130 миллиардов долларов, чтобы предоставить кредит на спасение Греции. Но этих денег недостаточно. В парламенте Германии выдвигали даже условие предоставления кредита грекам в обмен на продажу пары средиземноморских островов. Кто захочет и будет способен помогать молодым государствам постсоветского пространства в условиях жесточайшего экономического шторма?

А возможно ли «Косово» на Украине? В свое время американский политолог Сэмюэл Хантигтон в своей книге «Столкновение цивилизаций» допускал возможность даже раскола Украины на две части: Восточную и Западную (Samuel Huntington, «The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order»).

В настоящее время русины Закарпатья требуют автономию, а в случае отказа украинских властей признать их нацию, прекратить преследования по национальному признаку будут добиваться права на самоопределение за пределами украинского государства. Муфтий Крыма заявил, что в Крыму около 30 ваххабитских групп, настроенных на построение независимого исламского государства в Крыму. Сдерживающий фактор для крымскотатарских сепаратистов — присутствие в Севастополе Черноморского Флота России. Русское и нетатарское население Крыма за воссоединение с Россией (ирредентизм).

Очевидно, что абсолютизация права народов на самоопределение не в интересах мирового сообщества, так как ведет к конфликтам, этническим чисткам, к массовому исходу беженцев. С одной стороны, практически любые действия, направленные на самоопределение народа, могут угрожать территориальной целостности государства. Даже предоставление автономии региону внутри государства таит в себе определенную угрозу для целостности этого государства. Однако, с другой стороны, принцип территориальной целостности также в определенных случаях не может быть препятствием для права народа на самоопределение. Задача заключается в выборе оптимального решения в каждом отдельном случае. Главный критерий в таком выборе — последствия сохранения территориальной целостности государства и предоставления народу права на самоопределение. Здесь необходимо учитывать многие факторы, ибо каждый раз, используя прецедент, другие участники мирового сообщества будут применять аналогичные лекала к своим похожим или непохожим случаям.

В последнее время у нас в стране и за рубежом некоторые политологи предлагают внести уточнения к основополагающим международным документам, чтобы попытаться дезавуировать право народов на самоопределение и уйти от двойственного толкования и противоречия между этим правом и принципом сохранения территориальной целостности государства. В частности, они предлагают заменить слово «самоопределение» другим словом, например, на «самобытность» или «самореализация». В таком случае, по мысли авторов идеи, этносы и меньшинства получат возможность сохранять свои национальные традиции, язык и культуру в рамках ныне существующих государств, в то же время такая мера предотвратит рост сепаратизма в мире. Идея, безусловно, интересная, хотя и не бесспорная. Кто в таком случае имеет право на создание своего собственного независимого государства? Не вызовет ли подобная инициатива обратную реакцию в мире и не приведет ли она к нестабильности, повсеместным беспорядкам, войнам в зонах замороженных конфликтов? Будет ли обеспечен консенсус всех членов Совета Безопасности ООН, как и всех других членов ООН по этому вопросу? Но даже если все проголосуют за предлагаемую поправку, неужели авторы полагают, что данная мера безоговорочно и окончательно способна законсервировать границы ныне существующих государств на века и тысячелетия? Сколько раз бывало, когда цари, короли, монархи, президенты и Генеральные секретари заключали договоры о мире и сотрудничестве, о нерушимости границ своих и чужих государств, а потом эти договоренности нарушались самым циничным образом? Пакт о ненападении между СССР и Германии от 1939 года был нарушен всего через неполных два года вторжением немецко-фашистских войск на территорию Советского Союза 22 июня 1941 года. Границы стран Европы также были подтверждены и гарантированы Хельсинским актом от 1975^ года. Всем тогда казалось, что наконец-то наступила эра благоденствия, мира, счастья и процветания. Но жизнь вносила свои изменения, и те, кто тогда подписывали исторические документы, не могли себе представить даже во сне, что менее чем через два десятилетия не будет СССР, ГДР, ЧССР, СФРЮ, что вспыхнут кровопролитные многолетние войны в Югославии, разорвав ее на куски, в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье. Неужели простое изменение словосочетания «право народов на самоопределение» на «право народов на самобытность» реально способно уберечь территориальную целостность государств, где существуют тлеющие конфликты и проблема неподчиненности территорий центру? Вряд ли после введения подобной меры откажутся от своей борьбы за независимость и построения своего собственного государства курды, приднестровцы, армяне НКР и многие другие. Вряд ли это снимет напряженность в Ольстере, в Каталонии, в Гренландии, Тайване в других точках Земли.

Вопросы изменения политической карты мира, создания новых государств, изменения границ, определения зон влияния всегда решались и решаются по воле сильных стран, держав-победительниц. Косово не смогло бы получить международное признание от несколько десятков государств без огромной поддержки и заступничества США и НАТО, если бы только уповали на право народов на самоопределение и взывали к п. 2 ст. 1 Устава ООН. Американцы и натовцы даже воевали и гибли за то, чтобы у косовских албанцев была своя территория! А без военной помощи России Южная Осетия не смогла бы выстоять после агрессии Грузии и отбросить грузинские войска на исходные позиции. Смогли бы выжить и получить международное признание от ряда стран Южная Осетия и Абхазия без поддержки России? Конечно, нет. Старые границы пересматриваются, и создаются новые государства в результате согласования политических и национальных интересов великих держав. По большому счету, в мире о Косово узнали лишь тогда, когда за них заступились США. Равно как и Абхазия с Южной Осетией получили известность лишь из-за заступничества России. До того, как Россия признала их государственный суверенитет, абхазов и югоосетин просто игнорировали, никуда не приглашали, отказывались от переговоров с ними. И только лишь тогда, когда за Косово встала великая держава США, а за Абхазию и Южную Осетию встала сильная Россия, албанцев Косово, абхазов и югоосетин приметили. Очевидно, что без вмешательства США за Косово и России за Южную Осетию и Абхазию появление этих новых государств на карте мира было бы практически исключено. Только великие державы, обладающие большим политическим, международным весом, имеющие экономические и военные ресурсы, решали и по-прежнему решают, быть тому или иному новому государству или нет. Они определяют его границы, его общественно-политический строй, идеологию, помогают создать свои вооруженные силы, национальную экономику и промышленность. Абхазия" и Южная Осетия полностью зависят от России. Таким же образом во время Ялтинской конференции в феврале 1945 года.

Большая тройка" определяла судьбу Европы и мира, кроила политическую карту целого континента, определяя будущее народов и целых стран, их границы. Затем Москва устанавливала свой порядок на освобожденных от фашизма территориях, прививала свою идеологию и систему ценностей, оказывала экономическую, финансовую, военную помощь, готовила кадры. Во время Холодной войны Москва таким же образом помогала молодым новым странам третьего мира, которые освобождались от колониального ига. Запад действовал аналогичным образом, опекая страны, следовавшие в его фарватере. В резолюциях ООН неоднократно подчеркивалось право международного сообщества оказывать помощь народам, ведущим борьбу за свое освобождение. Так, в ст. 7 резолюции, определяющей, агрессию и принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1974 года, говорится, что «ничто в настоящем определении не может каким-либо образом наносить ущерба вытекающему из Устава праву на самоопределение, свободу и независимость народов, которые насильственно лишены этого правав частности народов, находящихся под господством колониальных и расистских режимов или под другими, формами иностранного господства, а также праву этих народов бороться* с этой целью и спрашивать и получать поддержку».

Уникальность Косово в том, что других «Косово» станет в мире еще больше. Косово вызвало сильный эффект разбегающейся волны, которая может дорасти до цунами. Косово сегодня — это знамя и стимул для всех сепаратистов в мире. После окончания Холодной войны и разрушения «железного занавеса» границы в Европе между государствами стали прозрачными, а среди стран-членов ЕС исключительно символическими. Казалось бы, наконец, в Европе наступила эра благоденствия, равноправия и свободы. Но последующие события на Балканах превращают сегодня мечту о том, что в новой Европе границ должно стать меньше, в несбывшуюся сказку-миф.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Х., «Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву», М.: «Права человека», 1996.
  2. А.Х., Ананидзе Ф. Р., «Правовой статус меньшинств и коренных народов. Международно-правовой анализ», М., 1997.
  3. Р.Г., «Управление этнополитическими процессами», М., 2001.
  4. М.М., «Правопреемство освободившихся государств», М., 1983.
  5. У., «Этно-национализм в Европе», М., 2000.
  6. Кофи Аннан, «Предотвращение войн и бедствий: глобальные вызовы растущих масштабов», N.Y., 1999.
  7. Кофи Аннан, «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех», Москва, 2005.
  8. Ю.М., Давитадзе М. Д., «Этнорелигиозный конфликт: проблемы, решения», М., 2004.
  9. Е.П., «О тенденциях международных отношений на пороге XXI столетия», М., 1999.
  10. Е.П., «Россия как великая держава (традиции и перспективы)», М., 1999.
  11. Е.П., «Эволюция российской внешней политики», М., 1999.
  12. Е.П., «Современный мир», М., 2004.
  13. Е.П., «Актуальные проблемы международных отношений», т. 1−3,М., 2001−2002.
  14. Е.П., «Америка: вчера и сегодня», М., 2005.
  15. Е.П., «Восточный экспресс с остановками на Западе», М., 2008.
  16. Е.П., «Китай: от Срединной империи до сверхдержавы XXI века», М., 2007.
  17. Е.П., Бажанова Н. Е., «Куда идет человечество? О тенденциях развития международных отношений в XXI веке», М., 2009.
  18. Е.П., Бажанова Н. Е., «Многополюсный мир», М., 2010.
  19. Е.П., «Эволюция российской внешней политики в 90-е годы», Дипломатический ежегодник, М., 1996.
  20. Е.П., «Перспективы России как полиэтнического государства», Дипломатический ежегодник, М., 2000.
  21. П.И., Бажанов Е. П., Бажанова Н. Е., «Мудрость Востока и Запада», М., 2010.
  22. С.А., «История образования СССР: итоги и перспективы изучения», М., 1997.
  23. Е.Г., Владиславлева H.H., «Методы анализа международных конфликтов», Москва, 2002.
  24. Ю.Г., «Право на самоопределение основа демократического решения национальных проблем», Ереван, 1989.
  25. Барсегов Ю: Г., «Территория в международном праве», М., 1958.
  26. А.П., «Разрушение Югославии и ООН», Москва, 2007.
  27. Ю.А., Фельдман Д. И., «История международного права», М., 1990.
  28. C.B., Егоров С. А., Ермишин К. И. и др., «Словарь прав человека и народов», отв. ред. Тузмухамедов P.A., Кузнецов В. И., М.: «Международные отношения», 1993.
  29. Бжезинский 3., «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы», М., 1999.
  30. Бжезинский 3., «Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство», М., 2006.
  31. И.П., «Дипломатическое право», М., 1990.
  32. Бойко Ю.П., ."Куда ведет право наций на самоопределение?",-«Обозреватель», № 2, 2006.
  33. Ю.И., «Национальные государства», М., 2006.
  34. Ю.П., «Идеология национальной интеграции современной России», М.: Дипломатическая академия. МИД России, 2007.
  35. Ю.П., «Основы нацио-государственного строительства: мировой опыт и российские реалии», М., 2009:36- Бояре Ю. Р., «Вопросы гражданства-в международном праве». М., 1986.
  36. В., «Отважиться на расширение демократии!», М.: ИНИОН РАН, 1992: '
  37. Брод ель Ф., «Время мира», М., 1991.
  38. Ю.В., «Очерки теории этноса», М.: Наука, 1988.
  39. Бутрос-Гали Б., «Повестка дня мира», Нью-Йорк, 1992.
  40. С.К., Горчаков A.M. «Из истории русской дипломатии». М., ВДП1, 1944.
  41. А., «Сецессия: Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства», пер. Е. Фурман, М.: Рудомино, 2001.
  42. Томас Де Ваал, «Черный сад: Армения и Азербайджан в мирное и военное время», 2003.
  43. В.А., «Ответственность государств, за международные правонарушения», Киев, 1976.
  44. В.В., «Самоопределение балканских народов и образование новых государств», М., 2004.
  45. С.К., «Тектоника внешних и внутренних границ СССР», М., 1997.
  46. Е.Ю., «Вооруженные конфликты на территории бывшей Югославии (хроника событий)», М.: ИНИОН, 1998.
  47. Е.Ю., «Югокризис начал разрастаться с момента его. интернационализации», М., 2006.
  48. Е.Ю., «Новые выборы или „внешнее управление“, М., 2004.
  49. Ю.Р., „Курдский вопрос в региональной и мировой политике“, М., 1998.
  50. М.Г., „Экономический потенциал Абхазии и Южной Осетии и его освоение“, М., 2008.
  51. А.Г., „Основы геополитики. Геополитическое будущее России“, М., 1997.
  52. Ю., „Большая игра: ставки сепаратистов и судьба народов“, М., 1990.
  53. O.A., Ивлева Т. В., „Косовский кризис и его последствия для мирового сообщества“, М., 2002.
  54. Жоржолиани, „Исторические и политическо-правовые аспекты конфликта в Абхазии“, Тбилиси, 1995.
  55. Жоржолиани, „Исторические и политические корни конфликта в Абхазии“, Тбилиси, 2000.
  56. А.Г., „Конфликт в Косово“, Москва, 1999.
  57. А.Г., Низовский А. Ю., „Пороховой погреб Европы“, М., 2000.
  58. А.Г., „Некоторые аспекты развития, культурных общностей в политических . системах. Русские Молдовы: история, язык, культура“, Кишинев, 1994.
  59. А.Г., „Евразия и Россия“, М., 1998.
  60. А.Г., „Международные отношения на Балканах во второй половине XX столетия“, М., 2002.
  61. А.Г., „Внешняя политика России: национальное сознание и национальные интересы“, М., ДА МИД России, 2002.
  62. А.Г., „Глобализация. Конфликт или диалог цивилизаций? (вызовы, версии, перспективы)“, М., 2002.
  63. О.Г., „Международные организации: принятие решений“, M., 1989.
  64. Т.А., „350 лет Переяславской Раде“, „Ежегодник СНГ“, М.э 2004.
  65. А.Г., „Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве“, Москва, .1999.
  66. А., „Русская трагедия“, М., 2005.
  67. C.B., „Имперские амбиции и национальные интересы“, М., 1998.
  68. Г., „Дипломатия“, М., 1999.
  69. .М., „Государственная территория“, М., 1974.
  70. .М., Ушаков H.A., „Нерушимость границ условие международного мира“, М., 1975.
  71. .М., Порк A.A., „Территория и граница СССР“, М., 1995.
  72. В., „Этнос. Нация. Национализм“, М., 1999.
  73. Ю.М., „Массовая информация и международное право“, М., 1974.
  74. Кон F., „Азбука национализма (проблемы Восточной Европы)“, Вашингтон, 1994.
  75. ., Ремакль Э., Зверев А., „Этнические и религиозные конфликты в Евразии“, книга 3, „Международный опыт разрешения этнических конфликтов“, Москва, 1997.
  76. А., „Право народов на самоопределение: историческое и современное развитие на основе документов“, Нью-Йорк: ЭКОСОС ООН, 1981.
  77. А.Б., „Нагорный Карабах в геополитическом контексте XXI века“, Москва, 2006.
  78. К.Н., „Приоритеты внешней политики России и современные международные отношения“, М., 2002.
  79. А.М., Блищенко И. П., „Мирные средства разрешения международных споров“, М., 1962.
  80. М.С., „Курдский вопрос“, М., 1972.
  81. М.М., „Политическое урегулирование конфликтов“, Москва, 1999.
  82. Д.Б., „Принцип мирного разрешения международных споров“, М., 1977.
  83. Н.С., „Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях“, М.: МГИМО, 1996.
  84. И.И., „Глобализация, государство, право“, М., 2000. s'
  85. В., „Русский вызов“, М., 2000. 88'. Макиавелли Н., „Государь“, М., 1990.
  86. П.В., „Государственная граница России в постсоветском пространстве (правовые аспекты)“, СПб.: Изд. СПб. МТУ, 1999.
  87. А., Коппитерс Б., Тренин Д., „Этнические и религиозные конфликты в Евразии“, книга 1, „Центральная Азия и Кавказ“, Москва, 1997.
  88. A.B., „Технологии . психологического управления международного конфликта“, Москва, 2008.
  89. A.B., „Технологии несилового разрешения современных конфликтов“, Москва, 2008.
  90. Мартынова М. Ю, „Балканский кризис: народы и политика“, М., Институт этнологии и антропологии РАН, 1998.
  91. М.Ю., Кошуба М. С., „Новая этнополитическая карта Балкан“, М., 1995.
  92. В.Н., „Приднестровский конфликт: проблемы и перспективы урегулирования“, Москва, 2002.
  93. Д.А.Медведев, В. В. Путин, стенограммы заседаний с членами международного дискуссионного клуба „Валдай“ 2007, 2008, 2009 и 2010 годов.
  94. В.И., „Неприменение силы в международных отношениях“, М., 1976.
  95. М.О., „Культуры. Этносы.. Нации“, М.: Издательство „МГИМО-Университет“, 2005.
  96. А.П., „Мирные средства разрешения международных споров“, М., Изд-во МГУ, 1957.
  97. А.П., „Права человека и международные отношения“, М., 1982.
  98. JI.A., „Основные права и обязанности государств“, М., 1965.
  99. Е.Г., „Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ“, М., 1997.
  100. Е.Г., „Правовой статус Содружества Независимых Государств“, М., 1995.
  101. Ю.В., „Этносепаратизм: угроза национальной, региональной и глобальной безопасности. После Косово: Россия, СНГ, Латинская Америка“, М., 2000.
  102. A.C., „Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке“, М., 1998.
  103. A.C., „Глобальное политическое прогнозирование“, М., 2000.
  104. Н.П., Малышев П. В., „Правовой режим государственных границ и пространств, прилегающих к ним (международно-правовой аспект)“, СПб., изд. центр СПб МТУ, 2001.
  105. Э.А., „Нация, национализм, национальные интересы“, М., 1994.
  106. В.И., „Беженцы и международное право“, М., 1986.
  107. Е.М., „Годы в большой политике“, М., 1999.
  108. Е. М., „Восемь месяцев плюс.“, М., 2001.
  109. Ю.А., „Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности“, М., 1983.
  110. ., „Толерантность дорога к миру“, М., 2001.
  111. Д.О., „Русский ответ“, СПб., 1996.
  112. Н.И., „Перестройка: история предательства“, М., 1992.
  113. A.B., „Региональные конфликты“, Москва, 2000.
  114. Л.В., „Принцип самоопределения наций в международном праве“, М., 1961.
  115. Г. Б., „Принцип самоопределения народов и наций во внешней политике советского государства: историко-правовой очерк“, М., 1960.
  116. Ю.В., „Геополитика“, М., 1998.
  117. О.И., „Принципы соблюдения международных обязательств“, М., 1979.
  118. Е.С., „Русская этнополитология“, т. 1, М., 2001.
  119. В.А., „Национальности и национализм в постсоветском пространстве (исторический аспект)“, М., 1995.
  120. А., „Единственная сверхдержава“, М., 2003.
  121. H.A., „Невмешательство во внутренние дела государств“, М., 1971.
  122. Ю.А., „Основания международной ответственности“, М. 1983.
  123. В.Н., „ООН и проблемы войны и мира“, Ml, 1988.
  124. С., „Третья волна. Демократизация в конце XX века“, Норманн, 1991.
  125. С., „Столкновение цивилизаций“, „Полис“, № 1, 1994.
  126. Э., „Нации и национализм“, С.-Пб., 1998.
  127. JI.JI., „Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе: концепция этнической субъектности“, Ростов-на-Дону, 1997.
  128. Хоштария-Броссе Э.В., „История и современность: Абхазская проблема в конфликтологическом аспекте“, Тбилиси, 1996:
  129. C.B., „Содержание принципа самоопределения народов (современная интерпретация)“, М., 1999.
  130. О.С., „Международно-правовые границы юрисдикции государств“, „Актуальные- международно-правовые и гуманитарные проблемы“, сборник статей, вып. III., ДА МИД России, М., 2002.
  131. C.B., „Распад Советского Союза: этнополитический анализ“, М., 1996.
  132. B.C., „Национальный суверенитет- проблемы теории и методологии“, Mi, 1978.
  133. Томас Шеллинг, „Стратегия конфликта“, Москва, 2007.
  134. А.Д., „Постсоветское пространство“, М., ДА МИД России,. 1999.
  135. А.Д., „СНГ. Концепция“, М., 1998.
  136. А.Д., „Россия в жерновах истории“, М., 2008.
  137. А.Д., „Последний заслон для НАТО“, „Российская Федерация сегодня“, № 13, 2007. .
  138. И.Г., „Российское государство: национальные интересы, границы, перспективы“, Новосибирск, 1999.
  139. Анализ экономической ситуации в России экспертами Всемирного банка, сайт Всемирного банка, 2008.
  140. Е.П., „Пойдем ли мы правильным путем?“, „Независимая газета“. 30.03.2009.
  141. Е.П., „Фукидиду вопреки“, „Независимая газета“, 2103.2009.
  142. A.A., „Геополитика, сегодня и завтра. У России нет ясной концепции национальных интересов“, „Независимая газета“, 19.09.1996.
  143. О.Н., „Самоопределение народов в международном праве“, „Советское государство и право“, № 11, 1990.
  144. П.С., „Новые базы США привязаны к регионам нестабильности“, „Независимое военное обозрёние“, № 31, 2004.
  145. JI.M., „Все ли сказано о самоопределении?“, „Федерация“, № 35,1992.
  146. А., „12 веков нашей истории“, „Российская Федерация сегодня“, № 9, 2007.
  147. Э., „Самоопределение наций: созидание или опасная забава“, „Общественные науки и современность“, № 2, 1993.175- Князев В. К., „Трагическая судьба Югославии предупреждает“, „Федерализм“, № 3, 1996.
  148. Ю., „Косовская заморочка“, „Советская Россия“, 5.08.2004.
  149. В.А., „Участие коренных малочисленных народов в политическом волеобразовании (государственно-правовые вопросы)“, „Государство и право“, № 1, 2000.
  150. C.B., министр иностранных дел России, „Российская газета“, март 2008.
  151. В.А., „Просчеты миротворчества“, „Рефлексивные процессы и управление“, т. 2, № 2, 2002.
  152. И.И., „Исторические корни югославского конфликта“, „Вопросы истории“, № 5, 1994.
  153. Д.А.Медведев, статья Президента России „Россия, вперед!“.
  154. Д.А.Мёдведев, статья Президента России „БРИК: общие цели — общие действия“.
  155. Н.А., „Борьба за поствизантийское пространство“, „Наш современник“, № 4, 1997.
  156. П., „Процесс международного признания бывших югославских республик опасный прецедент для многонациональных государств“,: „Этнические и региональные конфликты в Евразии“, кн. 3, М., 1997.
  157. Осканян В, „Совет Европы подтвердил: равнозначность права на самоопределение принципу территориальной целостности“, интервью министра иностранных дел РА Вардана Осканяна информационному, агентству „Ноян Тапан“, ноябрь 2001.
  158. Е., „У кого ключи от мира на Балканах? Включение Югославии в структуру ОБСЕ является признанием ее территориальной целостности и неделимости“, „Независимое военное обозрение“, № 24, 1427.12.2000:
  159. Я.А., „Внешнеполитическая стратегия- России“, „Мир и политика“, № 4,» 2008.: ^-г^
  160. Е.М., «Россия в мировой политике», «Международная жизнь», № 5, 1998.
  161. Е., Балытников В., Радченко И., «Нагорный Карабах как совместное владение», «Независимая газета», 31.05.2000.
  162. Решетов Ю-А., «Право на самоопределение и отделение», «Московский журнал международного права», № 1, 1994.
  163. М.И., «Государство-строительство (nation-building) во внешнеполитической стратегии США», «Международные исследования», № 2,2003.192! Сенезе С., «Права человека и право народов: два раздельных мира?», «Международные отношения», № 2, 1991.
  164. Г. Б., «Против извращения принципа самоопределения народов и наций», «Советское государство и право», № 1, 1958.
  165. Г. Б., «Не только тушить, но и предупреждать конфликты», «Московский журнал международного права», № 1, 1997.
  166. В., «Свобода выбора и права наций на самоопределение», «Международная жизнь», № 2, 1991.
  167. С., «Историческая подоплека событий в Косово и Метохии», «Обозреватель», № 10, 1998.
  168. В.А., «Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма)», «Вопросы философии», № 9, 1998.
  169. О.Н., «Если по Югославии нанесут удар», «Независимая газета», 24.10.1998.
  170. Олег Хлестов, Чрезвычайный и Полномочный Посол, Вице-Президент Российской Ассоциации международного права, «Независимая газета», 14.08.2008.
  171. А.Д., Романенко В. И., «Проблемы безопасности России», «Дипломатический ежегодник», 2001.
  172. М.Л., «От урегулирования к предотвращению конфликтов: потребность в превентивной дипломатии», «Международные исследования. Ассоциация теории и моделирования международных отношений», №½, 1991.
  173. Я., «Границы опасны. Этнический сепаратизм разрушителен для государств Черного континента», «Независимая газета», 28.09.2000.в) СМИ России, Интернет сайты министерств, ведомств, организаций1. Агентства новостей
  174. Ежегодник СНГ (ИАМП ДА МИД России)234. «Ученые записки Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России"235. The Russia Profile236. Pro et contra
  175. Органы государственной власти, общественные, научные и учебные учреждения
  176. Администрация Президента России — www.kremlin.ru
  177. Правительство России www.gov.ru
  178. Председатель Правительства России www.premier.gov.ru
  179. Государственная Дума — www.duma.gov.ru
  180. Совет Федерации www.council.gov.ru
  181. Министерство иностранных дел России www.mid.ru
  182. Министерство экономического развития России — www.economy.gov.ru
  183. Дипломатическая Академия МИД России www.dipacademy.ru
  184. Институт стран СНГ, www.materik.ru
  185. Институт Мировой экономики и международных отношений, www.imemo.ru
  186. Торгово-Промышленная Палата России — www.tpp.ru
  187. Российский Союз промышленников и предпринимателей www.rspp.ru
  188. Абхазия http://www.abkhaziagov.org/ru/- www.abkhazia.travel
  189. Южная Осетия http://presidentrso.ru/
  190. ПМР http://presidentpmr.org/
  191. Ю.В., «Косово в системе международных отношений», «Мир и политика» (научно-политический журнал), № 4, апрель, 2008, 1 п.л.
  192. Ю.В., «Абхазия в современной системе международных координат», «Обозреватель», 2011, 1 п.л.
  193. Ю.В., «Становление государственности в Южной Осетии», «Дипломатический вестник», 2011, 1 п.л.д) Статьи, опубликованные в других изданиях:
  194. Ю.В., «Kosovo's precedent will speed up the recognition of the Abkhazian independence!», The Moscow News, 2008, 0,5 п.л., на английском языке.
  195. Ю.В., «Приднестровцы выбирают Россию!», «Новые известия», 2006, 0,5 п.л.
  196. Ю.В., «Будущее Южной Осетии в единстве с Россией!». Интервью с Президентом Южной Осетии Э. Кокойты, «Союзное государство», 2007, 1 п.л.
  197. Ю.В., «Мы выбираем Россию!». Интервью с Президентом Приднестровья И. Смирновым, «Союзное государство», 2007, 1 п.л.
  198. Ю.В., «Сербия никогда не признает независимость Косово!». Интервью с бывшим Послом1 СРЮ в России Б. Милошевичем, «Цзинцзи жибао» (КНР), 2008, 0,5 п.л.е) Диссертации и авторефераты
  199. A.B., «Подходы урегулированию этнополитических и этноконфессиональных конфликтов на постсоветском пространстве», автореферат, Москва, 2006.
  200. Н.В., «Пути и методы урегулирования этнополитических конфликтов в современном мире», автореферат и диссертация, Москва, 2004.
  201. В.В., «Правовое урегулирование вооруженных конфликтов и его роль в обеспечении безопасности России», автореферат и диссертация, Москва, 2007.
  202. И.И., «Этнические конфликты в условиях становления независимого государства (на примере Грузии)», автореферат и диссертация (к.п.н.), Москва, 2002.
  203. H.H., «Системный анализ международных конфликтов», автореферат, Москва, 2003.
  204. М.В., «Югославский конфликт и роль ЕС в его урегулировании», автореферат (к.п.н.), М., 1994.
  205. Т.Г., «Политика России и Запада в Закавказье», автореферат, Москва, 2001.
  206. Громыко-Пирадов A.A., «Международные аспекты региональных конфликтов и их политическое урегулирование при участии ООН», автореферат и диссертация, Москва, 1991.
  207. Ю.Р., «Курдский вопрос в региональной и мировой политике», диссертация (к.п.н.), М., 1998.
  208. Д.В., «Международно-политические аспекты Приднестровского конфликта», автореферат, Москва, 2001.
  209. В.Ю., «Государственная национальная политика в России: историко-политологический анализ», диссертация (д.п.н.), М., 2003.
  210. Е.А., «Распад Югославии, его уроки и международные последствия (политологический анализ)», автореферат и диссертация (к.п.н.), М., 1997.
  211. И., «Эволюция проблем Косово и ее современное состояние», автореферат и диссертация, Москва, 1994.
  212. М.Ю., «Этнические аспекты современного балканского кризиса», автореферат и диссертация (д.и.н.), М., 1996.
  213. Е.В., «Политика Франции в отношении Косово, Абхазии и Южной Осетии», автореферат и диссертация, М., 2010.
  214. Г. Н., «Дипломатия Азербайджана в разрешении карабахского конфликта», автореферат и диссертация, Москва, 1995.
  215. А.И., «Миротворческие операции: мировая практика и опыт СНГ», автореферат, Москва, 2000.
  216. В.Р., «Армянский вопрос как предмет международных отношений (конец XIX — начало XX вв.)», диссертация (к.и.н.), М., 1999.
  217. Е. Г., «Распад югославской модели федерализма», автореферат и диссертация (к.п.н.), М., 1995.
  218. О.О., «Динамика миротворческих процессов XX века», диссертация (д.и.н.), Н. Новгород, 2003.
  219. И.Т., «Национальные интересы России в постсоветском пространстве», автореферат и диссертация, Москва, 1997.
  220. Ю.А., «Международно-правовые и политические аспекты мирного урегулирования споров в рамках ОБСЕ», автореферат и диссертация, Москва, 2001.ж) Официальные документы, заявления, нормативно-правовые акты
  221. Встреча с Президентом Южной Осетии Э. Кокойты и Президентом Абхазии С. Багапшем, 14.08.2008, www.kremlin.ru
  222. Выступление Президента России на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 24.09.2009, www.kremlin.ru.
  223. Действующее международное право в 3-х томах. М., 1999.
  224. Декларация московской сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, 5.09.2008.
  225. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. // Международное право в документах. М., 1982.
  226. Декларация о принципах международного права 1970 года. Сборник документов ООН. Нью-Йорк, 1985.290. «Документы и материалы по внешней политики Закавказья и Грузии», Тифлис, 1919.
  227. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи Российской Федерации и Республики Южная Осетия, 17.09.2008.
  228. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи Российской Федерации и Республики Абхазия, 17.09.2008.
  229. Ежегодные Послания Президента России членам Федерального Собрания России от 2006 2010 годы.
  230. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки. 30 июня — 1 августа 1975 года, М., Международные отношения, 1985.
  231. Заявления для прессы и ответы на вопросы журналистов по итогам переговоров Президента России Д. Медведева с Президентом Франции Н. Саркози, 12.08.2008.
  232. Заявление МИД России о ситуации в Южной Осетии, 8.08.2008, www.mid.ru.
  233. Заявление министра иностранных дел России С. В. Лаврова, на пресс-конференции для российских и иностранных СМИ в связи с ситуацией в Южной Осетии, 8.08.2008, www.mid.ru
  234. О рабочем визите в Россию министра иностранных дел Абхазии С. М. Шамбы, 23.12.2008, www.mid.ru.
  235. Стенограмма выступления и ответы на вопросы СМИ миццСТра иностранных дел С. В. Лаврова по итогам переговоров с министром иностранных дел Республики Абхазия С. М. Шамбой, 23.12.2008, www. rctid ^
  236. Bazhanov Yevgeny, «Overcoming the Hobbesian Instinct», The Ivloscow. Times, May 2009.
  237. Bazhanov Yevgeny, «The Lessons of the Kyrgyz Revolution», The Ivloscow Times, April 2010.
  238. Beran H., A liberal theory of secession, Political Studies, vol. 32, № 1,1984,
  239. Berg J, The rights to self-determination, Public affairs quarterly, vol. 5Э jsjb 3 July 1991.
  240. D.Bower, Self-Determination, N.Y.: Columbia, 2004.
  241. Bowring В., The rule of law as an instrument of oppression? Self-determination and human rights, Law and critique, vol. 1, № 1, 1994.
  242. Buchanan A., Self-determination and the right to secede, Journal of international affairs, vol. 45, № 2, winter 1992.
  243. Buchanan A., Secession: The morality of political divorce from fort Sumther to Lithuania and Quebec, Boulder: West View Press, 1992.
  244. Buchheit L.C., Secession, the legitimacy of self-determination, New Haven: Yale University Press, 1978.
  245. Cassese A., Self-determination of peoples: A legal reappraisal, Cambridge: Cambridge University Press, 1995.
  246. Clark D, Williamson R. (eds.), Self-determination perspective, N.Y.: St. Martin’s Press, 1996.
  247. Cobban A., National self-determination, Oxford: Oxford University press 1945.
  248. Cobban A., The national state and national self-determination, London: Collins, 1969.
  249. Cohen-Tanugi Laurent, The Shape of the World to Come: Charting the Geopolitics of a New Century, New York: Columbia Univ. Press, 2008.
  250. Crawford J., The creation of states in international law, Oxford: Oxford University Press, 1979.
  251. Crawford J., The rights of peoples, Oxford: Clarendon Press, 1988.
  252. Donnelly D.K., States and substates in a free world: a theory of national self-determination, Nationalism and ethnic politics, vol. 2, № 2, summer 1996.
  253. Etzioni A., The evils of self-determination, Foreign policy, № 89, winter 1992/1993.
  254. Fukuyama F., The End of History and the Last Man, N.Y., 1992.
  255. Halperin M., Scheffer D., Self-determination in the new world order, Washington: Carnegie Endowment for International Peace, 1992.
  256. H.Hannum, Autonomy, Sovereignty and Self-Determination. The Accommodation of Conflicting Rights, Philadelphia, 1990.
  257. Held D., Democracy and Global Order. From the modern State to Cosmopolitan Governance, L., 1999.
  258. Herrmann R., The Power of Perceptions in Foreign Policy Decision Making. Do Views of the Soviet Union Determine the Policy Choices of American Leaders? American Journal of Political Science, № 30, 1986.
  259. Samuel Huntington, «The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order».
  260. Jacobson J., Notes on self-determination, New Politics: A journal of socialist thought, vol. IV, № 1, summer 1992.
  261. Kampelman M.M., Secession and right of self-determination: an urgent need to harmonize principle with pragmatism, The Washington quarterly, vol. 16, № 3, summer 1993.
  262. Koskenniemi M., National self-determination today: problems of legal theory and practice, International and comparative law quarterly, vol. 43, April 1994.
  263. Kritsiotis D., Self-determination: cases and crisis: A collection of essays, Hall University Law School, 1994.
  264. Lapidoth R., Sovereignty in transition, Journal of international affairs, vol. 45, winter 2002.
  265. Macartney W.J., Self-determination in the Commonwealth, Aberdeen: Aberdeen University Press, 1988.
  266. Mayall J., Non-intervention, self-determination and the New World order, International affairs, vol. 67, № 3, July 1991.
  267. McCorqodale R., Self-determination: a human rights approach, International and comparaive law quarterly, vol. 43, 1994.
  268. Navaratna-Bandara A.M., The management of ethnic secessionist conflict: The Big Neighbour syndrome, Darmouth, 1995.
  269. Pomerans M., Self-Determination: The Metamorphosis of an Ideal, Israel Law Review, 1984.
  270. Pomerance M., Self-determination in law and practice: The new doctrine in the United Nations, The Hague: Martinus Nijhoff Publishers, 1982.
  271. Rao M.K., Right of self-determination in the post-colonial era: A survey of juridical option and state practice, Indian journal of international law, vol. 28, № 1, 1988.
  272. Condoleezza Rice, U.S. Department of State, Office of the Spokesman, Secretary of State, Addresses U.S.-Russia Relations, At The German Marshall Fund, September 18, 2008, Renaissance Mayflower Hotel, Washington, D.C.
  273. Shehadi K.S., Ethnic self-determination and the break-up of states, Delphi Paper, 1993.
  274. Smith A., The Ethnic Origins of Nations, Oxford, 1991.
  275. Strang D., From dependency to sovereignty: an event history analysis of decolonization, 1870- 1987, American sociological review, 1990.
  276. Tappe T.N., Chechnya and the state of self-determination in a breakaway region of the former Soviet Union: evaluating the legimacy of secessionist claims, Columbia journal of translational law, vol. 34, 1995.
  277. Thurer D., Self-determination. Encyclopedia of public international law, vol. 8, Amsterdam, 1985.
  278. Tilly Ch., National self-determination as a problem for all of us, Daedalus: Journal of the American Academy of arts and sciences: Reconstructing nations and states, vol. 122, 1993.
  279. Tomuschat Ch., Modern law of self-determination, Dordrecht: Martinus Nijhoff Publishers, 1993. ' • ' ¦
  280. Wellman Ch., A defense of secession and political self-determination, Philosophy public affairs^ vol. 24,1995.
  281. Werthner G., Self-determination in Western democracies: Aboriginal politics in a comparative perspective, Westport: Greenwood Press, 1992.
  282. The Baltimore Sun^ www.baltimoresun.com363. BBC, www.bbcrussian.com
  283. The Bloomberg News Agency, 2009−2010, www.bloomberg.com
  284. The Business Week, www.businessweek.com
  285. The Chicago Tribune, www.chicagotribune.com
  286. The China View, www.chinaview.cn
  287. The Christian Science Monitor, 2008, www.csmonitor.com369. CNN, www.edition.cnn.com
  288. The Daily Mail, www.dailymail.co.uk
  289. The Financial Times, February, 2009, 2010, www.ft.com
  290. The Forbes, www.forbes.com373. The Foreign Policy
  291. The Guardian, August-September, 2008 www.guardian.co.uk
  292. The Herald, 2008−2010, www.theherald.co.uk
  293. The Economist, www.economist.com
  294. The Independent, August-September, 2008, www.independent.co.uk
  295. The International Herald Tribune, 2008, www.iht.com
  296. The Los Angeles Times, 2008, www.latimes.com
  297. The Newsweek, September, 2008, www.newsweek.com
  298. The New York Times, August, 2008, www.nytimes.com
  299. The Observer, www.observer.guardian.co.uk383. El Pais, December, 2008.
  300. The Reuters News Agency, www.reuters.com
  301. The Sunday Herald, 2008, www.sundayherald.com
  302. The Times, 2008, www.timesonline.co.uk
  303. The USA Today, 2008, www.usatoday.com
  304. The Wall Street Journal, Mark Champion, July 4, 2007, August, 2008, www.online.wsj .com
  305. The Washington Post, www.washingtonpost.com
  306. The Washington Times, February, 2008.
  307. The United Nations, www.un.org
  308. Европейский банк Реконструкции и Развития www.ebrd.com
  309. Московский Центр Карнеги www.carnegie.ru
Заполнить форму текущей работой