Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности функционирования социального института религии: Региональный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме позволил сделать следующие выводы: проблемафункционирования религии рассматривается классиками социологии преимущественно в социоцентристском аспекте, при этом механизм формирования индивидуальной религиозности почти не затрагивается. Теоретические конструкции западных ученых ориентированы на исследование зарубежной социокультурной реальности… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологические проблемы анализа социального института религии
    • 1. 1. Сущность и функции социального института религии
    • 1. 2. Социальный институт религии и индивидуальная религиозность
    • 1. 3. Критерии измерения и типология религиозности
  • Глава 2. Особенности социального института религии в
  • Алтайском крае
    • 2. 1. Факторы религиозности населения Алтайского края
    • 2. 2. Типы религиозности в Алтайском крае
    • 2. 3. Социальный институт религии в системе жизнедеятельности населения региона

Особенности функционирования социального института религии: Региональный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Религия представляет собой сложный многогранный феномен человеческой жизни, изучение которого становится особенно важным в связи с кардинальными трансформациями российского общества на рубеже веков. Смена знака в отношении к религии на, общественно-политическом уровне потребовала новых исследовательских подходов, которые могли бы адекватно объяснить природу происходящих в религиозной сфере процессов и предложить прогноз относительно перспектив религиозности в России.

Превращение религии в существенный фактор общественной и духовной жизни современной России ставит новые задачи перед социологической наукой, одной из которых является изучение религиозной ситуации в регионах страны. В них сложились качественно различные типы социально-экономической ситуации, идеологические и ценностно-психологические особенности, которые обуславливают различия в локальной религиозности русских. Выявление региональной и национальной специфики религиозности актуально и в плане развития социологии региона, и в плане гармонизации религиозной сферы, грамотного управления духовными процессами. Кроме того, необходимость изучения специфики религиозной ситуации в регионах диктуется требованием адресности итоговых выводов и предложений. И хотя в последнее время религиоведческаяпроблематика все чаще привлекает внимание российских социологов, ее еще нельзя отнести к динамично развивающимся направлениям исследованийНедостаток эмпирических данных о религиозной жизни в крае не позволяет определить степень и характер влияния религии на жизнедеятельность населения Алтайского края и в полной мере учесть религиозный фактор в прикладных исследованиях в политической, экономической, семейной социологи. Вышесказанное позволяет утверждать о наличии противоречия между потребностью в адекватном понимании религиозной ситуации в Алтайском крае и недостаточным объемом социологических знаний об этой сфере духовной жизни.

Обозначенная: проблемная ситуация указывает на востребованность и своевременность предпринимаемого автором исследования функционирования религии как социального института вАлтайском: крае. Социальный заказ на подобного рода исследование продиктован интересом к потенциалу религии в гармонизации социальных процессов, к ее роли в культурно-исторических переменах, происходящих в регионе. Научный заказ определяется потребностью в развитии новых социологических концепций, объясняющих реалии религиозной жизни в регионах современной России. В связи с этим диссертант приходит к выводу о назревшей необходимости определить специфику функционирования социального института религии в Алтайском крае. В соответствии с заданной целью определяется проблемное поле исследования, включающее в себя: 1) процессы, протекающие в последние десятилетия в религиозном пространстве региона и их оценку населением- 2) основные факторы и характеристики религиозности жителей края- 3) влияние: религии на их жизнедеятельность. Полагаем, что вышеперечисленные моменты позволят детализировать проблему функционирования социального института религии в конкретных исторических условиях на примере конкретного региона.

Степень научной разработанности проблемы.

Врамках зарубежной и отечественной социогуманитарной науки можно выделить следующие основные направления исследований социального института религии:

— разработка теоретико-методологических принципов анализа религии (Э.Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Р.Белла. П. Бергер, Н. Луман, П. Сорокин, В. И. Гараджа, И. НЛблоков и др.);

— разработка теоретико-методологических принципов исследования феномена индивидуальной религиозности (Д:М.Угринович, М. Г. Писманик, А. И. Демьянов, В. Д. Кобецкий, И. НЛблоков, Ю.Ю.Синелина);

— изучение моделей религиозности, ее исторических, конфессиональных и социокультурных форм (Е.А.Коблицкая, Н. С. Капустин, В. В. Форсова, Е. Г. Балагушкин, М. В. Вагабов, С. Е. Гречишников, А.С.Ваторопин);

— изучение религиозной ситуации в современной России (М.П.Мчедлов, Л. НМитрохин, А. А. Нуруллаев, Е. С. Элбакян, Л. М. Воронцова, С. Б. Филатов, Д. Е. Фурман, Г. С. Широкалова и др.);

— исследование религиозной ситуации в Алтайском крае (Е.Г.Ним, М. М. Волобуева, Н.Е.Шилкина).

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме позволил сделать следующие выводы: проблемафункционирования религии рассматривается классиками социологии преимущественно в социоцентристском аспекте, при этом механизм формирования индивидуальной религиозности почти не затрагивается. Теоретические конструкции западных ученых ориентированы на исследование зарубежной социокультурной реальности в соответствующих понятиях, методах, оценках и требуют адаптации к изучению функционирования религии в России. Теоретико-методологические принципы социологического исследования индивидуальной религиозности осуществлялись в отечественной науке преимущественно в советский период, были идеологически нагружены и в силу этого не совершенны. В современной российской социологии наблюдается увлеченность проведением конкретных социологических исследований религиозности и понижение интереса ученых к вопросам теории и методологии. В силу данного обстоятельства отсутствуют единые методики измерения религиозности и сопоставимые данные о религиозной ситуации в различных регионах страны. Религиоведческое направление социологии в Алтайском крае находится на стадии своего становления, комплексные исследования религиозной ситуации в крае не проводятся. В результате диссертант приходит к заключению о том, что в социологической науке проблема индивидуальной религиозности и специфики функционирования социального института религии в регионах страны, и, в частности, в Алтайском крае, не нашла адекватного отражения. Сохраняется инерция социоцентристских и оценочных подходов к анализу религии. В связи с этим возрастает ценность теоретических и эмпирических познавательных моделей, позволяющих преодолеть указанный недостаток и составить целостное: представление о специфике индивидуальной религиозности в конкретном регионе и о функционировании религии на уровне личности. В целом состояние научной разработанности избранной диссертантом проблемы можно охарактеризовать так:

— социальный институт религии в Алтайском крае изучен недостаточно;

— в научном обороте практически отсутствуют комплексные данные об уровне, характере, динамике и типах религиозности населения Алтайского края и степени влияния религии на его жизнедеятельность;

— не сформирована теоретико-методологическая и методическая база комплексного исследования в данной области, вследствие чего — результаты проводимых исследований, религиозной ситуации в регионах страны не поддаются корректному сопоставлению.

Вышесказанное подтверждает актуальность изучения, проблемы функционирования социального института религии в Алтайском крае как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.

Цель диссертационного исследования — анализ особенностей функционирования социального института религии в Алтайском крае. Достижение данной цели требует решения следующих задач:

1) рассмотреть и классифицировать основные подходы к определению и исследованию религии как социального института иустановить возможность их применения для анализа функционирования религии в Алтайском крае;

2) адаптировать содержание основных концепций социальных институтов к потребностям изучения современного состояния и функционирования института религии в конкретном регионе;

3) разработать теоретическую базу исследования социального института религиив Алтайском, крае, сочетающую в себе принципы анализа функционирования религии на уровне социальной и личностной систем;

4)^ выявить и проанализировать основные направления исследования феномена индивидуальной религиозности;

5) сформировать методическую основу измерения религиозности, ее структурирования, измерения и типологии-:

6) выявить особенности функционирования института религии в Алтайском крае посредством эмпирического исследования религиозности населения региона и влияния религии на его жизнедеятельность;

7) определить факторы религиозности в Алтайскомкрае, установить ее количественные и качественные характеристики;

8) выявить и описать основные типы религиозности в Алтайском крае;

9) определить тенденции и перспективы развития социального института религии в Алтайском крае на уровне индивидуальной религиозности. Объект исследования — религия как социальный институт. Предмет исследования — специфика функционирования института религии в Алтайском крае.

Теоретико-методологическая база исследования.

Методология исследования построена на сочетании принципов 1) системного и диалектического анализа социальных явлений- 2) институционального, социокультурного и субъектно-центристского подходов к исследованию религии. Особенностью диссертационного исследования является сочетание в нем социоцентристской и субъектноцентристской парадигм. Теоретическую базу исследования представляют идеи и концепции зарубежных социологов Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, П. Бергера, отечественных советских и российских религиоведов Д. М. Угриновича, М. Г. Писманика, А. И. Демьянова, И. НЛблокова, В. И. Гараджи.

Эмпирическую базу исследования составили данные анкетного опроса жителей 15 сел и 6 городов из 11 районов Алтайского края (общее число респондентов составило 800 человек) — религиозная периодика, издаваемая в Алтайском краестатистическая информация, предоставленная Отделом регистрации: и лицензирования религиозных и общественных организаций Управления юстиции Алтайского края.

Методы исследования В процессе исследования были применены общенаучные теоретические методы: системный и генетический анализ, теоретическое моделирование и метод классификации, методы идеализации и экстраполяции, а также эмпирические методы: анкетирование, анализ документов, методы обработки и интерпретации данных, типологический и сравнительный анализ и методы математической статистики.

Достоверность результатов исследования обеспечивается комплексной теоретико-методологической основой исследованиянепротиворечивостью системы гипотез эмпирического исследованиярепрезентативной выборочной совокупностью! эмпирического исследованияадекватными методами сбора, обработки и анализа полученных данных.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) Выявлены и описаны основные теоретико-методологические подходы к анализу религии как социального института: субстанциональный и функциональный, алармистский и либеральный, институциональный.

2) Адаптировано содержаниеосновных концепций социального института к потребностям изучения современного состояния и развития института религии в Алтайском крае;

3) Сконструирована модель целостного анализа функционирования института религии как социального и личностного феноменовраскрыта эвристическая значимость институционального подхода в качестве теоретической основы анализа функционирования религии на уровне личностной системы;

4) Дано авторское определение понятий «религиозность» и «религиозная социализация личности" — адаптированы категории институционального подхода применительно к социологическому анализу религиозных феноменов;

5) Разработан методический инструментарий эмпирического исследования религиозности;

6) Сформирована и апробирована методическая основа построения типологии религиозности;

7) Впервые проведен комплексный анализ функционирования социального института религии в Алтайском крае, включающий в себя исследование факторов религиозности в крае и анализ основных характеристик религиозного сознания и поведения и типов религиозности в Алтайском крае, оценку роли религиозных норм и ценностей в жизнедеятельности населения региона (а именно в регуляции семейно-брачных отношений).

8) Выявлены и введены в научный оборот количественные и качественные характеристики религиозности в Алтайском крае, создающие базу для суждений прогностического характера, для мониторинга динамики религиозности в регионе и грамотного управления процессами, протекающими в религиозном секторе духовной жизни края.

Положения, выносимые на защиту:

1) Функционирование социального института религии в — конкретном регионе связано с характером религиозных потребностей людей, которые актуализируются и приобретают качественную специфику под воздействием факторов социальной среды, составляющих непосредственные условия жизнедеятельности населения региона. Из них ключевыми факторами, определяющими содержание функционирования социального института религии на современном этапе, являются болезненные трансформации российского общества и процесс реинституционализации религии — восстановление ее организационных форм и социальных функций.

2) Для изучения особенностей социального института религии в конкретном регионе целесообразно исследовать феномен индивидуальной религиозности. Связь между социальным и личностным уровнями функционирования института религии фиксируется посредством категориирелигиозной социализации, которая означает процесс усвоения индивидом-религиозных ценностей и норм. Результатом данного процесса является религиозность — особое социальное качество личности, проявляющеесяв совокупности свойств религиозного сознания и поведения.

3) Система показателей, фиксирующих качественные отличия религиозности в регионе, включает в себя такие параметры как «уровень», «степень» и «характер» религиозности, для определения которых необходимо исследование соответствующих критериев религиозного сознания и поведения. На их основе выявляются типы религиозности.

4) Результативность функционирования социального института религии складывается из следующих показателей 1) деперсонализации деятельности членов института, близость их поведения заданной максиме, 2), реального влияния религии на другие сферы жизнедеятельности населения регионапрактической" применимости религиозных ценностей и норм в качестве регуляторов поведения, 3) признания и престижа, которыми обладает данный институт в глазах общества. На их основе формулируется вывод о доминирующей модели индивидуальной религиозностиинституциональной или внеинституциональной.

5) Незавершенность процесса институционализации в религиозной сфере не позволяет в значительной мере использовать потенциал института религии в гармонизации общественной жизни региона и эффективном удовлетворении духовных потребностей населения, снижает возможности грамотного управления данной' сферой, создает почву для усиления функционально-эквивалентных институтов — магии, оккультизма, деструктивных религиозных культов и сект. Вместе с тем, сохраняющиеся кризисные явления в обществе позволяют прогнозировать усиление в ближайшем будущем значения религии в регионе.

Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в следующем: работа вносит вклад в совершенствование теоретико-методологической базыисследования социального института религии, раскрывает эвристическую значимость субъектно-центристского подхода в качестве теоретической основы анализа проблемы, создает методическую базу социологического измерениярелигиозности, которая может применяться в последующих исследованиях этого феномена.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы:

— в работе органов власти региона как материал, характеризующий состояние религиозного сектора духовной жизни;

— в деятельности религиозных организаций Алтайского края;

— в образовательном процессе преподавателями социологии и религиоведения, а так же студентами при подготовке к занятиям по данным дисциплинам;

— для информирования населения (через СМИ и публицистику) об особенностях религиозной ситуации в крае;

— при проведении повторных социологических исследований религиозности в Алтайском крае с целью мониторинга ее динамики, а так же трансформаций института религиипри проведении сравнительных исследований религиозной ситуации в сопредельных территориях и иных регионах страны.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры теоретической и прикладной социологии АлтГТУ. Полученные результаты представлены: в докладах на IV научно-практической конференции «Молодежь — Барнаулу» (Барнаул, ноябрь 2003), на IV Всероссийской научной конференции молодых ученых «Интеллектуальный потенциал ученых Сибири» (Барнаул, март 2004), на VII Всероссийской научной конференции «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований» (Пермь, сентябрь 2004), в публикации в газете «Вечерний Барнаул» (ноябрь 2003). Ключевые идеи диссертации изложены автором в научных публикациях, отдельные положения использованы автором в процессе преподавания общественных дисциплин в БКТЭКиП в 2001;2004 гг.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Объем работы — 198 страниц. Библиографический список включает 187 источников.

Выводы работы и ее апостериорные гипотезы являются дополнительным аргументом в пользу необходимости продолжения исследования социального института религии в Алтайском крае.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы:

— в деятельности религиозных организаций и органов власти региона;

— при проведении конкретных социологических исследований современного состояния религиозных феноменов в Алтайском крае;

— при дальнейшей теоретической разработке проблем религиоведения, социологии религии и в комплексных исследованиях процессов, протекающих в сфере общественной психологии и идеологии;

— при подготовке учебных курсов и составлении учебных пособий по религиоведению.

В заключение хотелось бы отметить, что проблема функционирования социального института религии в Алтайском крае требует дальнейшего социологического исследования и теоретического обоснования. Нами сделаны лишь первые пробные шаги, обозначены общие ориентиры.

Заключение

.

В настоящем диссертационном исследовании представлена попытка разрешить, проблему особенностей функционирования социального института религии в конкретном регионе.

Цели и задачи нашей работы определялись актуальностью темы, степенью разработанности проблемы, научными интересами автора.

Теоретический и эмпирическийанализ проблемыпозволяет сделать следующие выводы:

1) Интрига исследования особенностей функционирования социального института религии в Алтайском крае связана с реальным многообразием исторических, конфессиональных, организационных и социокультурных форм данного феномена, что находит отражение в науке в сосуществовании множества подходов к определению религии. В качестве основных из них, зачастую взаимоисключающих, могут быть выделены: номиналистический и реалистический, субстанциональный и функциональный, алармистский и либеральный. Поскольку эти подходы различаются предметной областью исследования и теоретико-методологическими принципами, корректное сопоставление получаемых В' их рамках результатов эмпирических исследований• затруднено. Преодоление существующего в современной науке противоречия между фундаментальным и эмпирическим уровнями изучения: религии представляется возможным в контексте институционального подхода. Его релевантность предмету исследования обусловлена принадлежностью базовых понятий «религия» и «социальный институт» к одному категориальному ряду — теориям среднего уровня.

2) Религия определяется какскладывающийся исторически важнейший социальный институт, связанный с удовлетворением духовных потребностей, выполняющий многообразные функции, среди которых специфической является функция сакрализации общезначимых ценностей и норм. Удовлетворение духовных потребностей побуждает индивидов к деятельности по созданию и воспроизводству религиозных ценностей, способных влиять на всю систему жизнедеятельности населения региона. Исследование характера потребности жителей Алтайского края в религии! подтвердило тезис о том, что функционирование социального института религии приобретает качественную специфику под воздействием факторов социальной среды. На современном этапе наиболее актуальными факторами признаны болезненные социально-экономические трансформации российского общества, а так же связанный с политико-правовыми изменениями-последних десятилетий процесс реинституционализации религиивосстановление ее организационных форм, расширение функций.

3) Установлено, что функциональная ориентированность социального института религии^ на удовлетворение духовных потребностейлюдей создает предпосылку для обнаружения ее значения для отдельной личности, ее влияния на сознание и поведение человека: В целях адекватного решениявсего комплекса проблем, связанных с особенностями религиив конкретном регионе, она исследуется, на социальномуровне (как институт) и на личностном уровне (как религиозность). В качестве понятия, фиксирующего связь между этими уровнями функционирования социального института религии, предложена категория «религиозная социализация». В результате процесса религиозной социализацииформируется индивидуальная религиозность — особоесоциальное качество личности, проявляющееся в совокупности? качеств религиозного сознания и поведения. При анализе особенностей религиозной" социализации в регионе учитывается нормативное и информационное влияние как собственно религиозных, так и светских институтов.

4) На категориальном уровне индивидуальная религиозность рассматривается с точки зрения институционализированности, то есть реального применения религиозных ценностей и: норм в практической деятельностиВ соответствии: с этим критерием описаны институциональная и внеинституциональная формы религиозностиПервая предполагает соответствие: признаков" сознания и поведения ценностям, и нормам — религиозных институтов, а вторая представляет собой? вариант личностного религиозного поиска, не связанного с конкретным вероисповедением и религиозной организацией-, 5) Методическая основа измерения религиозности представлена: комплексной системой? показателейтеоретически обоснованных и репрезентированных соответствующими эмпирическими референтамиЕе составили: критерии религиозности (религиозное, сознание и=поведение), уровень, степень, характер и типы религиозностиНа основе количественного анализа каждого компонента установлено: 1) реальный уровень религиозности в Алтайском крае составляет 17%, номинальный уровень 28%, что ниже, чем в среднем по стране- 2) религиозное сознание жителейкрая отличается малой глубиной, характеризуется эклектичным сочетанием религиозных и околорелигиозных верований- 3) наблюдается низкая религиозная активность населения- 4) религиозность населения региона, имеет преимущественно1 внеинституциональный характерСконструирована оригинальная теоретическаямодель типологии религиозности, в результате эмпирической апробации которой установленыпять доминирующих типов религиозностиt в Алтайском-крае: воцерковленные верующие -17%- невоцерковленные верующие — 13,5%- колеблющиеся, склонные к религии -28,5%— колеблющиеся, склонные к атеизму -20%- атеисты -21%. Качественный анализ эмпирических данных свидетельствует о преобладании внеинституциональной модели религиозностив- регионе, о неоднозначности и неопределенности мировоззренческих установок, населения Алтайского края в религиозной сфере, о слабом влиянии? религии на жизнедеятельность населениярегиона, существенном разрыве между социальной и>личностной оценкой значимости религии. Влияние религии на систему жизнедеятельности населения Алтайского края характеризуется редкой применимостью религиозных ценностей и норм в качестве поведенческих ориентировдопущением одновременного следования как религиознымтак и противоречащим им светским ценностям и нормам (например, в сфере семейно-брачных отношений). Особенности социального института выражаются: в типической комбинации и корреляции определенных показателей' индивидуальной религиозности, в большей или меньшей, в сравнении с другими регионами, их представленностии интенсивности, в их особенной субординации.

6) Сопоставление полученных эмпирических данных с критериями: оценки эффективности функционирования социального института религии, высказанными в процессе теоретизирования, позволяет судить о томчто функционирование социального института религии в Алтайском крае характеризуется низкой степенью деперсонализации?: деятельности участников института: как его непосредственных функционеров (религиозных деятелей), так и адептов религии. Поведение населения региона в религиозной сфере далеко и от максимы церковных канонов, и • от институциональных вариантов религиозности. Процесс институционализации индивидуальной религиозности не завершенна момент исследования он находился в стадии восстановления соответствующих организаций и процедур, необходимых для удовлетворения религиозных потребностей граждан. Следующая стадия процесса институционализации религиозности — принятие, практическое применение населением: религиозных ценностей, норм иправил, находится в состоянии постепенного и замедленного развития: Недостаточная институционализированность индивидуальной религиозности в Алтайском крае позволяет судить о функционировании социального института религии* в регионе как малоэффективномчто приводит к некачественному удовлетворению религиозных потребностей граждан и усилению функционально совместимых институтов (магии, оккультизма, нетрадиционных культов и сект). Возникающая вследствие вышесказанного низкая предсказуемость и упорядоченность жизнедеятельности населения региона в религиозной сфере существенно снижает возможности ее регулирования.

7) В связи с тем, что в трансформирующемся социуме неопределенность возрастает, а религия воспринимается населениемкак надежный социальный ориентир, проповедующий проверенные веками гуманистические принципы человеческого общежития, можно прогнозировать усиление в ближайшем будущем значения религии для населения региона.

Все это позволяет утверждать, что результаты исследования могут заинтересовать специалистов, работающих в области теологии, социологии, этнографии, а так же политиков, педагогов, управленцев: всех, кто видит в религии важный фактор общественного прогресса. Разработан определенный понятийный аппарат, который можно использовать в качестве методологического средства в научных исследованиях. Данная работа может рассматриваться как теоретическая основа для ученых, изучающих тот или иной аспект религии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Фактор религиозности в системе мотивации поведения индивида в концепциях зарубежных психологов // Вестник Моск. ун-та, Серия 7, Философия. 2001. — № 3. — С. 74−80.
  2. К.З. По направлению к масскульту: наука и религия в эпоху шлягера // Философские науки. 2001. — № 3. — С. 32−50.
  3. Американская социология. Проблемы, перспективы, методы: Пер. с англ. / Под ред. Т. Парсонса. М.: Прогресс, 1972. — 392с.
  4. Ан С. А. Человек в религиях мира: Монография. — Барнаул.: Изд-во БГПУ, 1999.-239 с.
  5. Ю.П. Категория «социальный институт» // Философские науки.-1984.-№ 1,-С. 134−137.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. — 342 с.
  7. JI.A., Кобецкий В. Д. Религиозность и атеизм (социологические очерки). Одесса: Маяк, 1974 — 152 с.
  8. А.З. Истоки духовности: Религия и атеизм. М.: Наука, 1993. -112 с.
  9. Т.В. Общество «массового атеизма» или что такое «Русский Бог» // Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе: Межвузовский сборник / Под ред. С. Н. Савельева. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та. 1991.-С. 133−143.
  10. А.С. От культурологического к социокультурному анализу инноваций в обществе // Вестник МГУ. Серия 12, Политические науки. — 1996.-№ 2-С. 22−35.
  11. А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России): В 2 Т. Т.2: Теория и методология. Словарь. — 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск.: «Сибирский хронограф», 1998. — 594 с.
  12. Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий (истоки, сущность, влияние на молодежь Запада). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -288 с.
  13. Е.Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен // Общественные науки и современность. 1996. -№ 5 — С. 90−100.
  14. B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. -Харьков: Выща школа, 1988. 152 с.
  15. B.C. Социальная философия. В 2.ч. М: Изд-во МГУ, 1993. 4.1. -334 с.
  16. Басилов B. Hi Этнографическое исследование религиозных верований сельского населения // Конкретные исследования современных религиозных верований (методика, организация, результаты): Сборник / Отв. ред. А. И. Клибанов. -М.: Мысль, 1967.-С. 152−154:
  17. Г. Современная теория священного и светского и ее развитие// Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении: Пер. с англ. М: Изд-во иностр. лит-ры, 1961.-С. 157−217.
  18. Р. Социология религии // Американская социология. Проблемы, перспективы, методы: Пер. с англ. / Под ред. Т.Парсонса. М.: Прогресс, 1972.-С. 265−268.
  19. П. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива: Пер. с нем. / Под ред. Г. С. Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1996. — 108 с.
  20. Бергер П- Религиозный опыт и традиция // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. — М.: Аспект Пресс, 1996. С. 339−364.
  21. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. -322 с.
  22. Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Канон, 1999.-464 с.
  23. Д. Сопротивление и покорность: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1994.-344 с.
  24. Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М.: Мысль, 1971.- 176 с.
  25. С.Н. Труды по социологии и теологии: В 2.т. / Под. ред. В. В. Сапова. М.: Наука, 1999. Т. 1: От марксизма к идеализму. — 356 с.
  26. П. Практический смысл. Пер. с фр. СПб.: Алетейя, 2001. -562 с.
  27. М.В. Ислам и семья. -М.: Наука, 1980. -174 с.
  28. А. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире: Сборник / Под ред. Б. Ю. Кагарлицкого. СПб.: Универсальная книга, 2001. -415 с.
  29. А.С. Религиозный модернизм и постмодернизм // Социол. исслед. 2001. — № 11 — С. 84−92.
  30. А.И. Полное собрание произведений: В 2 т. М.: Гилея, 1993. -Т. 1−2.
  31. М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. — 704 е.,
  32. М.М. Конфессиональное пространство Алтайского края: историко-религиоведческий анализ // Сибирский социологический вестник.- 2002. — № 2 — С. 150−158.
  33. JI.M., Филатов С. Б., Фурман Д. Е. Религия в современном массовом сознании // Социол. исслед. 1995. — № 11. — С. 83−91.
  34. В.И. Религиоведение. 2-е изд., доп. М.: Аспект Пресс, 1995. -351 с.
  35. В.И. Социология религии. М.: Аспект Пресс, 1996. — 239 с.
  36. М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация. // Социол. исслед. 2003. — № 10. — С. 13−18.
  37. С.Е. Магия как социокультурный феномен. Калуга.: ГУП «Облиздат», 1999. 151с.
  38. Н.М. Региональная специфика сознания россиян // Общественные науки и современность. -1997. № 4 — С. 12−24.
  39. A.JI. Сектоведение. Тоталитарные секты. Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 2002. — 813 с.
  40. А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления (социально-психологический анализ). Воронеж: Изд-во Воронежского унта, 1984.- 184: с.
  41. Деятельность: теория, методология, проблемы / Сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. -336с.
  42. У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. — 432с:
  43. К. Двусмысленность отношения религии = к современному обществу // Религия и культура: Реф. сборник / Сост. Девина И. В. М-: РАН ИНИОН, 2000. — С. 127−130:
  44. Добреньков В. И, Кравченко А. И. Социология: В 3 т.: Т. 3. Социальные институты и процессы. М.: Инфра, 2000. — 520 с.
  45. В.И., Радугин А. А. Методологические вопросы исследования религии. М.: Наука, 1989. -315 с.
  46. Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII-начало XX вв.) Барнаул: Изд-во Админ. Алт. края, 1997. — 408 с.
  47. Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (19 171 998гг.) Барнаул: Изд-во админ. Алт. края, 1999. — 382 с.
  48. Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение: Сборник: Пер. с фр. М.: Канон, 1995. — 349 с.
  49. Э. Социология религии и теория познания // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д: Руткевич. — М.: Аспект Пресс, 1996. С. 111−145.
  50. .С. Современная культурология. М.: Аспект Пресс, 2000. — 251с.
  51. В.П. Мистика в православии. Киев: Наукова думка, 1986. -125 с.
  52. О.М., Арутюнян М. Ю. Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования). -М.: Эдитория УРСС, 1998. 172 с.
  53. А.Б. Понятие «социальный институт» и его место в системе категорий исторического материализма// Методологические проблемы исторического материализма. Барнаул: Изд-во Алт. политехи, ин-та, 1976. -С. 180−186.
  54. Г. Избранное: В 2 Т. / Отв. ред. СЛ.Левитин. Mi: Юрист, 1996. -Т. 1. Философия культуры. — М: Юрист, 1996. — 671 с.
  55. И.А. Аксиомы религиозного опыта. Исследование. В 2 Т. М.: Too «Рарогь», 1993.- Т. 1−2.
  56. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полит, исслед. 1997. — № 4. С. 6−33.
  57. В.Ю. Обмирщенный человек: Опыт эсхатологической антропологии. -Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2003. 147 с.
  58. Дж. Функциональный- подход к религии // Религия и- общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. — М.: Аспект Пресс, 1996. С. 166−170.
  59. М.С. Философская теория ценностей. Спб.: Too ТК «Петрополис», 2001.-251 с.
  60. Н.С. Особенности эволюции религии (на материалах древних верований и христианства). М.: Мысль, 1984. -220 с.
  61. И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация // Социол. исслед. 2004. — №Г. — С. 45−54.
  62. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Мысль, 1968. -149 с.
  63. Ю.А. Современная западная философия религии. М.: Мысль, 1989. -285с.
  64. С.Г. Институциональные матрицы: макросоциологическая объяснительная гипотеза // Социол. исслед. 2001. — № 2. — С. 13−23.
  65. С.Г. Социокультурный и институциональный подходы как основа позитивной социологии в России // Социол. ислед. — 2002. — №Т 1. — С.23−33.
  66. Классики мирового религиоведения. Антология / Сост. А. Н. Красников. -М.: Канон+, 1996. 493 с.
  67. В.Д. О ценностном подходе при изучении религии // Вопросы философии и психологии. Изд-во ЛГУ. Вып 2. 1968. — С. 109−114.
  68. JI.H. Духовные потребности и деятельность личности //Философские науки, 1976.- № 1.- С. 14−28.
  69. В.И. Религиозное отчуждение. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1987. — 180 с.70- Комаров М. С. Введение в социологию: Учебник для Вузов. М.: Наука, 1994.-317 с.
  70. А.И. Социология: Учебное пособие. Екатеринбург.: Деловая книга, 1998.- 384 с.
  71. И.А. О характеристике сущности и значения религиозного поведения// Советская этнография. 167. — № 6. — С. 21−31.
  72. Е.А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения//Социол. исслед. 1990. — № 5.- С. 95−103.
  73. В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. 2-е изд., доп. и перераб. — Минск.: «Тетрасистемс», 1997. — 256 с.
  74. Н.С. Человек: потребности и ценности. Свердловск.: Изд-во Урал, ун-та, 1992. — 152 с.
  75. И.Н. Модернизация базовых ценностей россиян// Социол. исслед.-1996.- № 5.- С. 3−24.
  76. Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры //Социол. исслед. 2000. — № 7. — С. 3−15.
  77. Н.И. Социетальная социология // Социол. исслед. 2001. — № 8. -С. 112−123.
  78. Левада, Ю. А. Социологические проблемы критики религии // Вопросы философии. 1963. — № 7. — С. 37−49.
  79. Ю.А. Социальная природа религии. М.: Наука, 1965. — 262 с.
  80. Малиновский- Б. Магия, наука и религия (фрагменты из книги) // Этнографическое обозрение. 1993. — № 6. — С. 111−115.
  81. М.Р. Православная церковь в культуре Алтая 18- начала 20 в. Автореф. дис. канд. культурологии. Спб., 1997. — 19 с.
  82. К. К критике гегелевской философии права.. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1955. -Т.1. С. 219−368.
  83. И. Брак в православии: Пер. с англ. М-: Путь, 2001. — 234 с.
  84. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология / Сост. А. Н. Красников. -М.: «Канон +», 1998.-432 с.
  85. Л.Н. Философия религии. М.: Республика, 1993. — 416 с.
  86. М.П. Религия и современность. М.: Политиздат, 1982. — 272 с.
  87. М.П. Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы // Свободная мысль. 1993. -№ 5. — С. 52−62.
  88. М.П. Современный" верующий: Социальные характеристики и ценностные ориентации // Свободная мысль. — 1996 № 8.- С. 111−123.
  89. В.Г., Невирко Д. Д. Теоретическая социология: нетрадиционные подходы: Учебное пособие. Красноярск.: Красноярская высшая школа МВД России, 1997. — 253 с.
  90. B.F., Стариков П. А. Тенденции «квазирелигиозности» в среде красноярского студенчества // Социс. 2003. — № 10. — С. 96−101.
  91. К.И. Современная христианская антропология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.- 187с.
  92. К.И. Критика антропологического обоснования религии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 192 с.
  93. Ним Е. Г. Специфика проявления конфликтности и деструкции в религиозной жизни общества: Автореф. дис. канд. соц. наук. Барнаул: 1999, — 19 с.
  94. О регистрации религиозных объединений и иностранных миссионеров на территории алтайского края / Закон Алтайского края от 28. 04. 97. № 18-ЗС // Сборник законодательства Алтайского края. Барнаул, 1997. -№ 12 (32) 4.1. С. 8−15.
  95. О социальной концепции русского православия/ Под ред. М. П. Мчедлова. М.: Республика, 2002. -399 с.
  96. Общая социология: Учебное пособие / Под ред. А. Г. Эфендиева М.: ИНФРА-М, 2002.-654 с.
  97. Ф.Г., Трофимчук Н. А. Православие в контексте федеративных и этнополитических отношений в Российской Федерации // Религия и культура: Реферативный сборник / Под ред. Скворцова JI.B. М.: РАН ИНИОН, 2000. — С. 90−108.
  98. Основы социологии: Учебное пособие/ Отв. ред. А. А. Удоденко. -Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1999. 163 с.
  99. А.А., Подшивалкина В. И. Проблема воспроизводства религиозного сознания в посттоталитарном обществе // Социс. -1995. -№ 11. -С. 99−104.
  100. Т. Общий обзор // Американская социология. -М.: Прогресс, 1972.-С. 360−378.
  101. М.Г. Индивидуальная религиозность и ее преодоление. М.: Мысль, 1984.-205 с.
  102. М.Г. Религия в истории и культуре. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1998.-430 с.
  103. Рабочая книга социолога / Под ред. Г. В. Осипова. Изд. 3-е. М.:Едиторал УРСС, 2003--480 с.
  104. Радаев В. В: Новый- институциональный подход: построение исследовательской схемы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. -Том 4. № 3. — С. 109−131.
  105. Религии народов современной России: Словарь / Отв. ред. М. П. Мчедлов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика, 2002. — 624 с.
  106. Религия и демократия: На пути к свободе совести: Вып. 2. /Под ред. С. Б. Филатова и Д. Е. Фурмана. -М.: Прогресс-Культура, 1993: 592 с.
  107. Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / Под ред. С. Б. Филатова. — Спб.: Летний сад, 2002 488 с.
  108. В.П. Введение в марксистскую социологию. — Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1962.-152 е.,
  109. Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск.: Изд-во Новосиб. ун-та, 1998. —292 с.
  110. А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. — Киев.: Наукова думка, 1987. — 156 с.
  111. Рэдклифф-Браун А. Р. Структура и функция в примитивном обществе: Очерки и лекции: Пер. с фр. М.: Изд. Фирма «Вост. Лит.» РАН, 2001. -304 с.
  112. С.И., Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. — Р-н-Д.: Феникс, 1996. 672 с.
  113. Н. Духовная идентичность и православная система ценностей // Москва. 1991. — № 1. — С. 146−148.
  114. Т.А. Религиозные традиции в истории мировой культуры. — Барнаул.: Изд-во БГТГУ, 1997. 154 с.
  115. Н.А. Атеизм и религия в духовной культуре современного общества// Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. Межвузовский сборник./ Под ред. С. Н. Соловьева. СПб.: Изд-во Спб. унта, 1991.-С. 155−162.
  116. Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения \ Социол. исслед. 2001. — № 7. — С. 89−94.
  117. Ю.Ю. Атака на РПЦ // Социол. исслед. 2001. — № 11. — С. 100 104.
  118. Синелина Ю.Ю.О циклах изменения религиозности образованной части российского общества (начало 18 в.-1917 г.) // Социол. исслед. 2003. -№ 10.-С. 88−96.
  119. .А. Религия как социокультурный институт // Религиоведение. Под ред. А. В. Солдатова. СПБ.: Изд-во «Лань», 2003. — С. 586−595.
  120. Н. Социология. Пер с англ. М.: Феникс, 1994.-688 с.
  121. Современная западная социология: классические подходы и поиски новой парадигмы. М.: ИНИОН, 1990. — 202 с.
  122. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. -543 с.
  123. П.А. Главные тенденции нашего времени (пер с англ.). М.: Наука, 1997.-351 с.
  124. Социология в России /Под ред. В. А. Ядова. М.: Изд-во Ун-та социологии РАН, 1998. — 696 с.
  125. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под ред. Осипова Г. В., Москвичева Л. Н. М.: Аспект Пресс, 1998. — 461 с.
  126. Л. Религия в индустриальном и постиндустриальном мире (тенденции западного опыта) // Вопросы экономики. — 1993. № 8. — С. 3243:
  127. Э. Первобытная культура: Пер с англ. М.: Политиздат, 1989. — 573 с.
  128. Э. Миф и обряд в первобытной культуре: Пер. с англ. Смоленск: Русич, 2000. — 623 с.
  129. Тенденции социокультурного развития России (1960−1990е гг.) / Под ред. И. А. Бутенко М.: Винити, 1996. — 520с.
  130. Теология и религиоведение. Сборник научных статей / Под ред. В .Я. Баркалова. Выпуск 1. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. — 281 с.
  131. Н.С. Культура в современном социогуманитарном знании // Социол. исслед. 1998. — № 8. — С. 109−112.
  132. Е.А. Религия в истории народов мир. М.: Политиздат, 1965. -623 с.
  133. Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: психотехника и трансперсональные состояния- Спб.: Петербургское востоковедение, 1998. -384 с.
  134. .Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Прометей- Юрайт, 2000. — 511 с.
  135. .Т. О понятийном аппарате в социологии // Социс. 2002. -№ 9.-С. 3−17.
  136. Э. Историзм и его проблемы: логическая проблема философии истории: Пер. с нем./ Отв. ред. Л. Т. Мильская. М.: Юристъ, 1994. — 719 с.
  137. С. Христианская философия брака. -М.: Путь, 2001. 176 с.
  138. В.П. Теория ценностей в марксизме. Ленинград.: Изд-во ЛГУ, 1968.-123 с.
  139. В.П. Избранные философские труды. — Л: Изд-во ЛГУ, 1988. — 343 с.
  140. Д.М. О критериях религиозности и их применении в процессе социолоического исследования // Вестник Моск. ун-та, серия 8 «Философия». 1967. — № 4. — С. 20−26.
  141. Д.М. Введение в религиоведение. Изд. 2-е, доп. М.: Мысль, 1985.-270 с.
  142. Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986. — 352 с.
  143. А.А. Социология региона: показатели и критерии. Барнаул: 1992.-308 с.
  144. А.К. Духовная жизнь общества. Проблемы методологии исследования. М.: Мысль, 1980. — 271 с.
  145. М.М. Семья и религия. Алма-Ата: Мектеп, 1986. — 254 с.
  146. О.Г. Социология религии. Конспект лекций. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 64 с.
  147. Э.Г., Элбакян Е. С. Религия в системе духовных ценностей современной российской интеллигенции// Кентавр. 1993. -№ 5. — С. 59−68
  148. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  149. П.А. Сочинения. В 4 Т. -М.: Мысль, 1999.-Т.1−4.
  150. В.В. Православные семейные ценности // Социол. исслед. -1997. -№ 1. С. 64−72.
  151. СЛ. Духовные основы общества. — М.: Республика, 1992. 511 с.
  152. В.Э. Религиозность как поиск смысла жизни// Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. — С. 375−380.
  153. В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. Спб .: Речь, 2000. — 286 с.
  154. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1991. — 296 с.
  155. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов М.: Политиздат, 1990.-С. 94−143.
  156. Фролов С. С Основы социологии: Учебное пособие. М.: Юристь, 1997. -344 с.
  157. Э. Психоанализ и религия иллюзии // Сумерки богов- М.: Политиздат, 1990. С. 143−221.
  158. Д. Верующие. Атеисты и прочие // Свободная мысль. 1997. -№ 1.-С. 80−90.
  159. В.Г. Основы социологии. М.: Логос, 1999. — 302 с.
  160. П. Социология религии: дополнительный анализ религиозных институтов // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961. — С. 509−534.
  161. Л.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии.-2-е изд., доп. и перераб. Рига.: Зинатне, 1991. — 303 с.
  162. Н.Е. Религиозные ценности в структуре социальных норм современной интеллигенции // Сибирский социологический вестник. 2002. -№ 7.-С. 80−89.
  163. Г. С. Сравнительные характеристики верующих и неверующих нижегородцев // Социол. исслед. 2001. — № 7- С. 80−89.
  164. Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969. -240 с.
  165. Е.С., Медведко С. В. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян // Социол. исслед. -2001. -№ 8. -С. 103−111.
  166. М. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения. М!: Ладомир, 1999.-488 с.
  167. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Осипова Г. В. -М.:ИСПИ, 1995. -939с.
  168. М. Новое сектанство. Типы религиозно-философских- настроений в России (1970−1980-е гг.)-М.: Лабиринт, 1994. -181с.
  169. И.Н. Методологические проблемы социологии религии. -М.: Изд-во МГУ, 1972.- 131с.
  170. И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. — С. 123.
  171. И.Н. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарика, 1998. -536 с.
  172. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара.: Изд-во Самарского университета, 1995. — 331 с.
  173. Юнг К. О психологии восточных религий и философий. М.: «Медиум», 1994.-256 с.
  174. Kompaktlexikon Religione Hrsg.: R. Hauth. Wuppertal.: Brokhaus, 1998. -374 S.
  175. O’Dea T. The Soziology of Religion. Prentice-Hall, 1966. — 168 P.
  176. Otto R. Das Heilige. Uber das Irrationale in der Idee des Gottlichem. 14 Aufl. — Geotha, 1926. — 211 S.
  177. Seibert Ullrich F. Im Zentrum des Ewigen. Munchen.: Neugra-erl, 1984. -191 S.
  178. Wach J. Einfiirung in die Religionssoziologie. Ders., RS, 1951. — 131 S.
  179. Walther Wiebke. Die Frau im Islam. 2. Aufl., uberarb. — DDR. ED. Leipzig, 1983.-208 S.
  180. Worterbuch der Religionen Begr. von A. Bertholet in Verbindung mit H.F.von Campenhausen, Hrsg. von K. Galdammer. 4 Aufl.-Stuttgart: Kroner. -1985.-679 S.
Заполнить форму текущей работой